Нитроцеллюлозный порох. Пиротехническая химия: Пороха и взрывчатые вещества - Горст А.Г. Мирные профессии пороха
М-46 / 52П482
130-мм буксируемая пушка / полевая пушка. Разработана в артиллерийском КБ завода №172 им. В.М.Молотова, главный конструктор - М.Ю.Цирульников. 23 апреля 1946 г. Главное Артиллерийское Управление (ГАУ) ВС СССР выдало тактико-технические требования (ТТТ) на проектирование корпусного дуплекса из 130-мм и 152-мм пушек на едином лафете для замены 122-мм пушки А-19 (индекс ГРАУ - 52П471) и 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20 (индекс ГРАУ - 52Г544А). Работы были санкционированы несколькими Постановлениями Совмина СССР, первое из которых вышло 10 июня 1947 г. (№ 1540-687). Разработанные образцы получили заводские индексы М-46 и М-47 (М - "Мотовилиха", район города). Их технический проект был рассмотрен ГАУ 27 декабря 1946 г., а после переработки был повторно рассмотрен и одобрен 28 мая 1947 г.
Опытные образцы 130-мм пушек М-46 и 152-мм М-47 были изготовлены заводом №172 им.В.М.Молотова в июне 1948 г. После прохождения заводских испытаний, опытный образец М-47 и труба от М-46 были направлены на НИАП, где в июле-ноябре 1948 г. прошли конкурсные испытания М-46 и С-69. На НИАП-е стволы М-46 и М-47 поочередно стреляли с одного лафета (М-46). Всего, из М-46 было произведено 1347 выстрелов, а из ствола М-47 - 1319 выстрелов. Кроме того, лафет с М-46 прошел испытания возкой тягачом АТ-С (в том числе, со скоростью до 5 км/час, со стволом, не переведенным в походное положение), на 2277 км. В рамках мероприятий по устранению конструктивных недоделок, в период с 27 июля по 14 ноября 1949 г., на НИАП-е были проведены повторные совместные испытания артсистем С-69, М-46 и М-47, в ходе которых из М-46 было выполнено 1249 выстрелов, а из М-47 - 423 выстрела, кроме того, М-46 прошла возкой 568 км. Войсковые испытания четырех М-46 и четырех М-47 были проведены в период с 9 сентября по 9 ноября 1950 г., по результатам которых обе артсистемы были признаны успешно прошедшими испытания и были рекомендованы к принятию на вооружение.
130-мм полевая пушка М-46 (КБМ. История КБМ. Альбом фотографий. 1967 г.).
Серийное производство начато в 1954 г. заводом №172 им.В.М.Молотова (г.Пермь, ныне ОАО "Мотовилихинские заводы").
Пушка М-46 предназначена для разрушения земляных оборонительных сооружений, борьбы с самоходной артиллерией и тяжелыми танками, артиллерией, минометами противника, подавления живой силы и танков в районе их сосредоточения, обстрела тылов противника.
Конструкция - массивный лафет с раздвижными станинами, при буксировке лафет опирается на двухколесный передок. Пушка оборудована массивным противоосколочным щитом.
При буксировке гусеничными тягачами ствол орудия укладывается на передок лафета.
ТТХ пушки
:
Расчет - 8-10 чел
Длина орудия в походном положении - 11.73 м
Длина ствола - 7,6 м / 58 калибров
Ширина орудия в походном положении - 2.45 м
Углы наведения по вертикали - от -2 до +45 град
Углы наведения по горизонтали - сектор 50 град
Масса в походном положении - 8550 кг
Масса боевая - 7700 кг
Масса снаряда - 33.4 кг (ОФС)
Дальность стрельбы максимальная - 27150 м (ОФС)
Скорость снаряда начальная - 930 м/с
Кучность стрельбы:
- по дальности, Вд/Х мак - 1 / 267
- по боку, Вб - 14 м
Скорострельность - 8 выстр/мин
Боеприпасы
:
- осколочно-фугасный снаряд (ОФС).
Статус : СССР / Россия
Экспорт
:
Египет:
- 1994 г. - пушка состоит на вооружении.
130-мм пушки М-46 на параде в Египте (О"Мэлли Т.Дж. Современная артиллерия: орудия, РСЗО, минометы. М., ЭКСМО-Пресс, 2000 г.).
Израиль:
- 1994 г. - пушка состоит на вооружении (трофейные арабские пушки). Боеприпасы производятся в т.ч. для поставок на экспорт.
Индия:
- 1994 г. - есть на вооружении. Кроме пушки так же на вооружении состоит САУ "Катапульта" с пушкой М-46 на шасси танка "Виджаянта".
2001 г. - Индия заключила с израильской компанией Soltam контракт на модернизацию 180 пушек М-46 с переоснащением стволами калибра 155 мм. Позднее соглашение было расширено до 500 орудий.
2013 г. 18 января - Министерство обороны Индии объявило о планах закупить 400 модернизированных буксируемых пушек М-46. Проект модернизации пушек подготовлен Министерством обороны совместно с индийскими компаниями Tata, Larsen & Toubro и Bharat Forge. модернизация подразумевает замену ствола на ствол с калибром 155 мм длиной 45 калибров. Модернизация пушек будет производиться в Индии. Предположительно подрядчиком будет компания Tata и работы с пушками будут весьись на заводе в Бангалоре. По данным СМИ сейчас на вооружении ВС Индии 2200 пушек М-46.
Модернизированная 155-мм пушка М-46 ВС Индии (фото - Jane"s, обработано).
Самоходная пушка Arjun Catapult с пушкой М-46 в качестве артиллерийской части установки. Выставка DefExpo-214, Индия, 06.02.2014 г. (http://defenceforumindia.com/).
Китай - выпускалась под названием 130-мм пушка Тип 59-1. Так же к пушке выпускался широкий спектр оригинальных боеприпасов, включая снаряд ERFB-BB с дальностью стрельбы 38000 м.
Ливан:
- 1992 г. - есть на вооружении в числе 90 орудий всей ствольной полевой артиллерии; так же есть в составе Армии Южного Ливана (произраильские формирования).
Сирия:
- 1970-е годы - первые поставки пушек М-46.
Огонь ведет батарея пушек М-46 122-го полка вооруженных сил Сирии, фото вероятно 2012-2013 г.г. (
37-мм и 47-мм револьверные пушки Гочкиса
Для борьбы с минными катерами в 1875 - 1885 годах Морское ведомство закупило за рубежом несколько типов малокалиберных скорострельных пушек. Среди них 25,4-мм четырехствольные германские пушки Пальмкранца (35 шт.) и Норденфельда (37 шт.), а также 44,4-мм (1,75" одноствольные пушки Энгстрема (61 шт.). Но наибольшее распространение в нашем флоте получили пятиствольные (револьверные) 37-мм и 47-мм пушки Гочкиса(Впервые 37/5 [в знаменателе - число стволов (только в данном разделе)] пушки Гочкиса прошли испытания в июне 1873 года в Гавре ). В России стрельбы такой 37/5 пушкой впервые провели в Ревеле в сентябре 1879 года на сравнительных испытаниях с 37-мм пушкой Норденфельда. В 1880 году 37/5 пушки Гочкиса испытывались на миноноске «Пескарь», а 37-мм Норденфельда - на миноноске «Броненосец». Лучшей признали первую. Ее максимальная скорострельность без исправления наводки составила 32 выстр /мин, хотя создатель орудия заявлял 60. В начале 80-х годов ему же выдали несколько заказов на эти орудия. В 1884 году в Морском ведомстве таких пушек насчитывалось 126.
В июле-августе 1884 года на КР «Африка» были испытаны: 37/5, 47/1 и 47/5 пушки Гочкиса и 25/2, 25/5, 42/1 и 37/1 пушки Норденфельда. На испытаниях они расстреляли миноноски «Цапля» и «Лещ». Только после этою комиссия решила приобрести 47/5 пушки.
До 1886 года 37/5 и 47/5 пушки изготавливались на заводах Гочкиса, у которого и было куплено свыше 150 орудий (по цене около 6000 рублей за штуку). Но Морское ведомство решило наладить их выпуск на отечественных заводах. Фирма за 200 тыс. франков согласилась помочь организовать производство пушек-револьверов в Туле.
В 1886 году в Туле развернули производство 37/5 пушек. Первые экземпляры 47/5 орудий изготовили здесь же к осени 1888-го. Стволы для последних делал Обуховский завод. В 1896 году выпуск пушек-револьверов прекратили в связи с переходом на одноствольные пушки Гочкиса. За это время на Тульском заводе произвели 290 37/5 и 40 47/5 орудий.
37/5 и 47/5 пушки имели одинаковое устройство. Пучок из пяти стволов посредством двух медных дисков был объединен в одно целое. У 37/5 пушек блок стволов вручную вращал наводчик, а у 47/5 пушек - другой номер расчета, наводчик же производил наводку с помощью плечевого приклада. Практическая скорострельность- 8 выстр. за 6 с.
Тактико-технические характеристики пушек Гочкиса
Пятиствольные Одноствольные
Калибр, дюйм/мм |
1,45/37 |
1,85/47 |
1,45/37 |
1,85/47 |
Длина орудия, мм |
1485 |
2000 |
||
Длина ствола, мм/клб |
740/20 |
1175/25 |
842/22,8 |
2048/43,5 |
Длина нарезной части, мм |
1484 |
|||
Крутизна нарезов, клб |
29,9 |
22,35 |
||
Число нарезов |
||||
Глубина нарезов, мм |
||||
Вес орудия с замком, кг |
32,8 |
235,5 |
37-мм пушки Гочкиса имели несколько типов стальных и чугунных снарядов весом около 0,5 кг; рее ВВ составлял 15 - 20 г черного пороха; взрыватель головной или донный. Фугасное или осколочное действие снарядов было ничтожно. Часто корпус не разрывался, а взрыв ВВ лишь вышибал взрыватель из снаряда. Стальной 37-мм снаряд мог у дула по нормали пробить 25-мм броню. Стальные гранаты весом 505 г, применявшиеся для зенитной стрельбы в 1914-1917 годах, вместо донной трубки имели дистанционную 8-секундную трубку или трассер («дымный след»). Заряд у всех снарядов был одинаков: первоначально 80 г артиллерийского или охотничьего пороха, затем 33 - 38 г бездымного. Длина унитарного патрона 167- 169 мм, вес 625 - 675 г. Длина гильзы 95 мм, вес 85 г. Граната весом 0,5 кг имела V 0 = 442 м/с и дальность 2778 м при +11°.
В б/к 47/5 пушки входило несколько типов стальных и чугунных гранат весом около 1,1 кг и длиной 2,9 клб, вес ВВ 43 - 45 г. Взрыватель донный или головной. Первоначально имелся заряд 220 г крупнозернистого пороха, затем ввели заряд 84 г бездымного пороха. Длина патрона около 235 мм, вес 1,5- 1,6 кг. Длина гильзы 131 мм, вес 245 г, Vo = 445 - 450 м/с, дальность табличная 1850 м при +4,6°.
Вначале 37/5 пушка устанавливалась в медный стакан, который крепился к борту или другой части судна шестью болтами. Позже появились медные колонки, имевшие на своей оси сквозное навинтованное отверстие для стакана вертлюга. Стакан вертлюга вместе со штыром поднимался или опускался с помощью рукоятки (по росту стрелка). Еще позже были приняты установки на лапках или же отдельные колонки с широкими фланцами для крепления к различным частям судна. Для 47/5 пушек бортовой стакан не применялся.
Для 47/5 и 37/5 пушек использовали конические тумбы с наклонной осью. Корпус тумбы изготовлялся из 6,35-мм железа, внизу были отогнуты закраины с отверстиями для крепежных болтов. Вверху к колонке крепился медный стакан 47-мм вертлюга, в него для 47-мм пушки мог вкладываться меньший стакан для 37-мм орудия.
В установке, спроектированной Франко-русским заводом, несколько укороченная наклонная тумба пушки крепилась не к палубе, как обычно, а к подвижной площадке, снабженной двумя роульсами, на которых она могла кататься по погону, вращаясь около бокового штыра, когда пушку требовалось перевести из боевого положения в походное или обратно.
Франко-русскому заводу заказали 8 поворотных 47/5 установок для броненосца «Император Николай I », Ижорскому заводу - 8 таких установок для «Императора Александра II ».
47-мм/40 орудие Гочкиса
Классификация
История производства
История эксплуатации
Характеристики орудия
Характеристики снарядов
47-мм/40 орудие Гочкиса (англ. Hotchkiss 3-pdr QF Cannon ) - скорострельная пушка, разработанная во Франции, для установки на корабли в качестве вооружения противоминного калибра. Получило широкое распространение во флотах и армиях ведущих стран мира. Участвовало в многочисленных вооружённых конфликтах на рубеже XIX - XX веков, вплоть до окончания Второй мировой войны .
Предыстория разработки орудия
47-мм/40 орудие Гочкиса разработано во Франции компанией Hotchkiss et Cie для вооружения кораблей там, где было не целесообразно устанавливать 57-мм орудие Гочкиса из-за его бóльшего веса.
Производство орудий
В Великобритании орудия производились по лицензии на заводе Elswick Ordnance Company .
47-мм пушки Гочкиса производились в значительных количествах и только в Великобритании для нужд Королевских военно-морских сил было изготовлено более 2900 единиц.
Описание и характеристики орудия
47-мм орудие Гочкиса являлось скорострельным, так как в конструкции применён ряд прогрессивных на то время решений: затвор с элементами автоматики, унитарный способ заряжания, тормоз отката и накатник .
Тело орудия состояло из трех частей: ствола, кожуха и соединительной гайки. Цапфы пушки составляли одно целое с кожухом. Замочное отверстие сделано в кожухе.
В ходе Первой мировой войны пушки, показавшие себя неэффективными снимались с кораблей всех стран, и передавались для
службы на вооружённых речных судах, в береговой охране портов и сухопутной армии.
Последующие модификации
Батальонная 47-мм пушка Гочкиса в Русской императорской армии
В ходе Первой мировой войны 47-мм пушки Гочкиса широко использовались на сухопутном фронте в качестве траншейных пушек и для непосредственной поддержки пехоты. Силами воинских частей или в мелких гражданских мастерских под 47-мм пушки Гочкиса создавались деревянные импровизированные колёсные лафеты.
«когда же в 1915 г. война приняла явно позиционный характер, армия настойчиво стала требовать придачи пехоте специальных орудий для подбития и уничтожения пулемётов и мелкой артиллерии, обнаруживаемых в неприятельских окопах лишь непосредственно перед атакой, наносящих огромные потери пехоте и лишающих её наступательного порыва. Для сопровождения пехоты требовались орудия, отличающиеся большой меткостью хотя бы на малых дистанциях и чрезвычайной лёгкостью системы, чтобы их можно было перетаскивать на колёсах вручную 2 - 4 солдатам или переносить в разобранном виде.»
Барсуков Е.И., Начальник Управления полевого инспектора артиллерии |
47-мм орудия Гочкиса переделывались и для стрельбы по воздушным целям, при этом угол вертикальной наводки доходил до +85°.
Память
47/40-мм пушка Гочкиса на кринолиновой установке
В Гонконге с 1860-х гг. по сегодняшний день традиционно в полдень производится выстрел из пушки. До 1961 г. выстрелы производились из 57-мм орудия Гочкиса (Hotchkiss 6-pdr QF Cannon ), которое из-за его излишней громкости было заменено на 47-мм орудие Гочкиса.
Оценка проекта
47-мм пушки Гочкиса в ходе применения в боевых условиях на кораблях показали свою низкую эффективность в борьбе с эсминцами и миноносцами. По окончании Первой мировой войны орудия стали сниматься с вооружения флотов, и передаваться в армию, на учебные корабли и речные флотилии.
Орудие неплохо себя показало на стационарных установках на бронепоездах, речных катерах, но в армии, где оно использовалось в качестве батальонного от него вскоре пришлось отказаться. Во время боевых действий был выявлен серьёзный недостаток - высокие баллистические качества. Пушка с такой баллистикой имела сильный откат и тяжёлый ствол. В результате габариты и общий вес системы были велики, отчего колёсный лафет быстро разрушался.
Применение пушек в целях противовоздушной обороны кораблей и войск, было неэффективно из-за низкой скорострельности, малого калибра снаряда и отсутствия специальных прицелов.
Использованная литература и источники
Список литературы
- Широкорад А.Б. Корабельная артиллерия Российского флота 1867 - 1922 гг . - Москва: Моделист-конструктор, 1997.
Ссылки
Галерея изображений
Бронепалубный крейсер «Олег»
Разбитое орудие при обороне Порт-Артура, 1904 г.
Испанский миноносец Torpedero №1 , г.Тортоса 1916 г.