Болезни Военный билет Призыв

Как правильно вести уроки в начальной школе. Как сделать урок интересным?! (из опыта работы методического объединения учителей истории и права). Наши школьные будни

Отшумели последние празднования выпускников педагогических вузов, и самые смелые студенты, выбравшие стезю преподавательской деятельности, ринулись на покорение учительских вершин. Они молоды, энергичны, полны энтузиазма и ещё не ушедшего максимализма. С радостью берутся за сложные задачи, стараются вникнуть в особенности устройства выбранного образовательного учреждения.

Однако с началом нового учебного года течение рабочей деятельности становится всё более бурным. В это сложное время молодой преподаватель может совершить ошибки, которые в будущем способны обернуться достаточно большими неприятностями.

1. Не нужно бояться детей

Начинающие преподаватели, как правило, не имеют опыта общения с учениками разных возрастов. Поэтому очень важно заранее выбрать определённую манеру поведения с детьми. Нужно иметь чёткое представление, каким педагогом вы хотели бы выглядеть в глазах учеников. Не нужно стесняться или лепетать - речь должна быть чёткой с ясными акцентами. Нельзя прятать или отводить взгляд - зрительный контакт необходим для более успешного налаживания связей. Не рекомендуется сутулиться, прятать руки в карманы или проявлять другие аспекты неуверенного поведения. Если ученики почувствуют ваш страх с первых занятий, то это может послужить началом весьма сложных отношений между учениками и учителем.

Когда я пришла в школу, завуч по воспитательной работе дала именно этот совет: «не дай им почувствовать свой страх». Звучит немного странно и утрированно, но он мне очень пригодился. Я отчетливо помню свои первые уроки: сердце стучало, голос осип, ладони были влажными от волнения. Из головы вылетело даже собственное имя. Но именно фраза опытного педагога про страх не позволила мне позорно дезертировать из кабинета. Я выпрямила спину, откашлялась,подняла голову, глубоко вздохнула и запустила первую партию учеников в класс. Они расселись, с любопытством уставившись на меня.

Их глаза внимательно сканировали каждое мое движение. Дети, к слову, отличные, но очень жестокие психологи.

Я вздохнула и начала уверенно говорить. В голову упорно лезла аналогия о переговорщике с террористами - я тоже вежливо, но непреклонно выдвигала требования. Мы сразу установили правила: не тестировать мое терпение на прочность. От трёх замечаний по поводу их поведения - дневник на стол. Ещё два предупреждения - пишу комментарий для родителей. Если дальше продолжается веселье на уроке - то я ставлю «пару» после контрольного вопроса о рассказанном материале. И ни у кого из учеников никогда не было претензий, если я осуществляла в дальнейшем подобные действия - ведь они сначала с ними сами согласились.

Но я не ограничивалась только требованиями - это было бы деструктивно. Мы пришли к компромиссу: они всегда смогут ко мне прийти и пересдать материал, исправив свои оценки. Более того, я пообещала, что в любое время в школе смогу им объяснить материал, если они чего-то не поняли. Спрос существенно возрастал в конце четверти, но обид практически не было.

2. Не бойтесь ошибиться

Учитель - это не робот и не машина. Не надо сразу стараться убедить учеников в своей полной правоте и непогрешимости. В момент знакомства в классом и зачитывания фамилий заранее извинитесь перед детьми за то, что можете произнести их неправильно. Также нельзя воспринимать «в штыки», если кто-то из ваших подопечных делает вам замечание по преподаванию материала. Научите их обосновывать свою точку зрения.

Если долго гнуть свою линию, получится полный параллелепипед.

Молодому учителю и так хватает стрессов - не надо усугублять это тем, что репутация будет испорчена чьими-то обиженными рекомендациями, в стиле «да какой это учитель - сама ничего не знает!». Не нужно упрямо показывать ученикам, что вы старше и знаете больше них. Это вызовет негативное и совершенно естественное желание доказать обратное.

Если вдруг вас кто-то начинает задирать во время урока по поводу материала, вежливо его выслушайте и попросите отстоять свою точку зрения. Ребенок почувствует, что к нему относятся как к равному и у него впредь не возникнет желания к конфронтации.

3. Проявляйте уважение

Вас не будут уважать, если вы будете себя вести неуважительно. Не проявляйте пренебрежение или высокомерие, не кричите до хрипоты - вас не услышат. Только чёткая вежливая и аргументированная речь, как если бы вы говорили со взрослым. Не забывайте о таких чудесных словах, как «спасибо» и «пожалуйста». Не следует облекать все свои просьбы в приказную форму.

Был у меня Артём, ученик пятого класса. Он был новеньким, который пропустил по семейным обстоятельствам две первых недели учёбы. Соответственно, когда он пришел в школу, это был стресс. Для всех. Артём выглядел крупнее своих сверстников, но в умственном развитии немножко уступал остальным. Он отчаянно хотел, чтоб его приняли одноклассники и учителя. Когда же этого не случилось, бедный мальчик нашел весьма радикальные методы для привлечения к себе внимания: от полного игнорирования замечаний до закидывания однокашников своей рвотой.

Учителя поставили на нём крест, родители Артёма практически поселились в школе, а одноклассники всё старательнее его избегали. Признаюсь, сначала мне тоже было сложно с ним говорить на уроках и объяснять, что делать можно, а что нельзя. Повинуясь порыву, я срывалась на крик. Но интуитивно поняла, что это только укрепляет стену недопонимания. И я начала с ним говорить как со взрослым: «Артём, будь так добр, пересядь на другое место, пожалуйста».

Вежливость действительно творит чудеса. Ребёнок послушно вставал и пересаживался.

«Артём, пожалуйста, будь немного потише, я очень устала и у меня болит голова», - он кивал и замолкал. Потом он начал дарить мне свои рисунки, был всегда вежлив и не боялся подходить что-то спрашивать. Я была единственным учителем в школе, кто никогда не вызывал его родителей и не жаловался на него завучу или другим учителям.

4. Соблюдайте дистанцию

Не стоит слишком сближаться с учениками. Сразу после института, как правило, разница в возрасте небольшая, особенно это касается старшеклассников. Помните, что многие ваши действия и слова могут быть переиначены и переданы другим учителям, администрации или родителям в совершенно извращённом виде. Нельзя закрываться с учениками в кабинете, дверь лучше держать открытой.

Избегать учеников тоже не стоит - это может оттолкнуть детей. Знайте меру и выбирайте золотую середину.

Сейчас в школах учатся самые разные дети из самых разных семей. Есть среди них и очень верующие люди, у которых своё восприятие норм морали. Был среди моих учеников Гриша, который был сыном прихожанки местной церкви. Мальчик в школу ходил с библией и вместо повторения материала предпочитал молитвы, чему мама всячески потакала. В результате у Гриши стабильно выходило по 5-6 двоек в каждой четверти. Но мама не верила тому, что молитвы работают хуже выполненного домашнего задания, поэтому, по её мнению, виноваты во всём были учителя.

Досталось и мне за... ключицы! Я не позволяла себе носить слишком открытые вещи, но вырез «лодочкой» казался Гришиной маме слишком глубоким. Оценки своего отпрыска она директору школы аргументировала так: «улыбочки, шуточки и ключицы нашей новой учительницы разжигают огонь в чреслах сына и он не может сосредоточиться». Разговор передавался из уст в уста, породив массу сплетен и не очень адекватных суждений, истрепав нервы изрядно.

5. Не стоит верить всему на слово

Какими бы симпатичными, милыми и невинными ни были ученики на первый взгляд, нельзя им верить на слово. Любые свои действия подстраховывайте записями в дневнике, дублируя их в электронном журнале. Особенно когда дело касается исправления оценок. При выявлении проблемы с тем или иным ребёнком немедленно оповещайте родителей о его «успехах».

В дальнейшем это убережёт вас от разного рода претензий со стороны родителей и администрации школы.

Была у меня ученица шестого класса Сашенька. Тихая скромная девочка, которая всегда застенчиво опускала глазки, когда я её спрашивала. Я долго списывала невразумительные ответы по поводу не сделанного домашнего задания на гиперстеснительность, пока моя подопечная не начала наглеть прямо на глазах. Скромность не мешала ей переговариваться на уроках и писать записки, а тетрадь оставалась практически девственно чистой.

К концу второй четверти у Сашеньки выходила двойка. Недели за три до окончания полугодия, я начала ей назначать время для пересдач. Давала дополнительные задания на дом. Получив одну четверку, Сашенька успокоилась и продолжила ничего не делать. До последнего тянула с выставлением оценки, веря, что завтра она точно-точно придёт сама. Так и не пришла. А паре мама очень удивилась.

История имела продолжение, поэтому мы переходим к следующему пункту.

6. Ведите учёт

Не забывайте вбивать все данные в электронный журнал, ставьте оценки в дневник и бумажный журнал, не выдавайте на руки детям их проверочные и контрольные работы. Заведите отдельные папки для каждого класса и складывайте туда листочки с работами. На родительском собрании раздайте их родителям.

Иногда кажется, что соблюдение пунктов 5 и 6 немного граничит с паранойей, ведь очень тяжело совместить искренность, энтузиазм, кипучую энергию и такой бюрократический контроль. Но в наше время, когда в самой абсурдной ситуации оказывается виноват учитель, лучше перестраховаться лишний раз.

Вернёмся к истории о Сашеньке. После моих безуспешных попыток заставить ребёнка хоть как-то учиться, общения с классным руководителем и разговоров о том, как важно прилагать усилия, девочка по-прежнему предпочитала ничего не делать дома и писать проверочные работы транслитом (для примера: она вместо простого английского слова «milk» писала тяжеловесное «moloko»). Когда все сроки вышли, я не без сожалений поставила ей двойку в четверти.

Что тут началось... Мама ученицы превратила мою третью четверть в кромешный ад. Как выяснилось, Сашенька упорно выкидывала все листочки с «проверочными», выдирала страницы из дневника, всегда говорила матери, что всё в порядке и она со всем справляется. Для мамы явилось полным сюрпризом то, что у её дочери пара в четверти. С праведным негодованием она пошла к директору требовать пересмотра оценки, моей квалификации и рассмотрения варианта об увольнении.

В силу своей неопытности я предпочитала не решать проблемы только с родителями, а договариваться с учениками лично.

Помимо этого, электронный журнал получалось заполнять раз в неделю, потому что доступ у нему был только в кабинете информатики, куда не всегда удобно было приходить. Теперь администрация школы требовала пересмотра оценки, опасаясь за статистику и репутацию. На мои уроки начали приходить комиссии из РОНО, директор решила взять под контроль учебный процесс. Мне приходилось перед входом в школу при всех учениках сдавать ей на проверку планы уроков, расписанных до самых мелочей. За своё прохладное отношение к бюрократии я расплатилась сполна.

Не помню, сколько таблеток валерьянки было съедено, но это научило меня скрупулезному сбору каждого листочка со словарным диктантом, каждой тетрадки с контрольными, выставлению всех отметок в электронный журнал, даже тех, что стоят карандашом в журнале. Пришлось выработать иммунитет к обидам учеников, которым приходилось объяснять родителям, почему «двойка карандашом» стоит в электронном журнале.

Я закончила педагогический университет всего 3 года назад и у меня очень свежи воспоминания о первом годе учительской деятельности. Если бы мне кто-то сказал об этих простых правилах, я бы сумела избежать многих проблем, что существенно облегчило бы начало моей преподавательской жизни.

За соблюдением всех этих правил искренне желаю вам не переборщить и сохранить любовь к преподавательской работе. Не черствейте душой раньше времени, детям во все времена нужны те, кто сможет привить любовь к знаниям и научить их элементарным навыкам этичного поведения. Удачи!

Открытые уроки - это всегда испытание, и прежде всего для учителя.

Конечно, невозможно в одной статье охватить все грани этого процесса, так как многое зависит от предмета, уровня подготовки класса, технических возможностей.

Подготовка к открытому уроку

Начинать подготовку к открытому уроку лучше всего со следующих шагов:

1. Выбор темы. Желательно, чтобы тема не была архисложной. Можно подгадать так, чтобы выпала тема, которая вам самим интересна. Отступление от плана на 2-3 шага вперед или назад не критично и допускается.

2. Предварительная работа с классом. Хорошо, если вы уже знаете детей. Если сомневаетесь, то лучше провести мини-тестирование по следующим направлениям:

А) знание учащимися предмета, предыдущих тем.

Б) психологическая диагностика класса: выявление сангвиников, холериков, флегматиков. Зная это, вам будет удобнее разбить учащихся на группы, подготовить персональные задания. Так, например, холерики - это активисты, которые будут "рваться в бой". Сангвиникам лучше предложить что-то спокойное, а флегматики порадуют вас четко слаженной работой.

Психологических тестов полно в сети, а можете подключить и школьного психолога, который подскажет, кто из ребят справится с волнением, отвечая у доски, кого лучше спрашивать с места, а кому дать письменное задание.

3. Никогда не проигрывайте урок с детьми заранее. Не натаскивайте их! Поверьте, урок "выстрелит" только тогда, когда у ребят будут гореть глаза. А если они все будут знать заранее, интереса от них уже не дождетесь. Да и вычисляются такие уроки сразу, что, конечно, вредит общему впечатлению.

4. Подготовьте самоанализ урока. Обдумайте и аргументируйте наличие и эффективность каждого этапа урока, примененных вами методов и приемов. Это позволит "выбить почву из-под ног" у проверяющих, так как вы сами заранее укажете — что удалось, а что требует доработки.

5. Не стоит включать в урок типы заданий, непривычные для учащихся. Больше времени уйдет на объяснения. Хорошо, если учащиеся уже знают, как, например, проводится тестирование, что требуется делать во время блиц-опроса, каковы условия проведения конкурсов и т.п. То есть, подобные задания стоит включить в предыдущие уроки, чтобы ребята освоились.

План проведения открытого урока

Какой бы план урока вы не составили важно, чтобы в нем присутствовали все необходимые этапы: проверка домашнего задания, актуализация, рефлексия, выставление оценок, определение задания на дом к следующему уроку. Поверяющие могут сделать замечание, даже если вы в волнении забудете отметить в журнале отсутствующих в классе.

Что касается основных этапов, то здесь все зависит от формы урока и целей урока. Об этом чуть позже.

1. Определите цели урока. Чем подробнее, тем лучше. Так вам будет удобнее расставлять акценты в процессе. Например, цель: познакомить учащихся с биографией Толстого. Естественно, в уроке должен быть этап, где эта самая биография преподносится (в виде лекции, презентации, устного сообщения одного из учеников и т.д.)

Или цель: развивать умение работать в группах. Значит, групповая работа обязательно должна быть. Если в целях упомянуто патриотическое воспитание, то и минутку разговора о любви к Родине тоже нужно включить.

То есть, по сути, ваши цели - это составляющие урока, которые предстоит объединить в единую форму.

2. Обязательно проведите хронометраж урока. В своем конспекте обозначьте, сколько времени планируете отвести на каждый этап урока. Это позволит не "заиграться" и сохранить динамичность.

3. Не отводите много времени на самостоятельную работу. Это частая ошибка, которая снижает эффектность урока. Например, вы планируете на выполнение какого-то задания выделить несколько минут. В это время, пока остальные работают, вызовете кого-нибудь к доске. В общем, в классе не должна висеть тишина!

Формы проведения открытых уроков и важные мелочи

Многое зависит от вида урока: будет это урок получения новых знаний, закрепление по пройденной теме или повторение всего раздела. Последние два — наиболее выигрышные, так как оставляют больше простора для фантазии.

Легче всего выбрать нестандартную форму урока: урок-путешествие, диспут, конференцию, спектакль, игровой урок, КВН, урок-суд и т.д. Такие уроки и смотрятся ярче, и позволяют вместить все необходимые этапы. И помните, ваш урок выиграет, если вы выберите такую форму, которая максимально ярко продемонстрирует уровень подготовки учащихся. Чем больше говорят сами дети, тем лучше!

Если остановились на традиционном уроке, стоит включить какие-то элементы из нестандартного: мини-игру, аукцион, тестирование.

Хорошо работает форма урока, которая предполагает деление класса на группы. Элемент соревнования всегда вносит динамику. В другом случае обязательно продумайте тип задания, который бы разделял класс на группы, пары, тройки.

Без использования ТО любой открытый урок сейчас, увы, смотрится архаикой. Подготовить презентацию к своему уроку - не проблема. Если вы совсем не в ладах с техникой, можно и Интернетом воспользоваться.

Кстати, вместо презентации можно подготовить слайды с заданиями и прибегать к помощи компьютера на протяжении всего урока. Те же тесты, например, можно вывести на экран монитора. Это, кстати, и время экономит.

Но нельзя заменять компьютером весь дидактический материал. Раздаточный материал, наглядный, демонстрационный тоже обязательно должен быть. Например, даже если вы подготовили суперскую презентацию по биографии писателя, его портрет, вывешенный возле доски, только добавит баллов.

Еще одна ошибка, которую часто допускают молодые учителя - когда наглядность есть, но никак не работает. Например, повесили таблицу логарифмов, а в процессе урока ни разу к ней не обратились. Это не правильно. Не забывайте про принцип: "Если ружье на стене висит, оно должно выстрелить".

Еще одно правило - обязательная привязка к жизни, к современности. Неважно, какой предмет вы преподаете, урок будет неполным, если из него не следует никакой практической привязки к обычной жизни.

И напоследок хотелось бы напомнить, что открытые уроки проводятся для коллег, чтобы поделится с ними своим накопленным опытом или продемонстрировать свои умения перед комиссией. В связи с этим, было бы неплохо предоставить гостям урока некоторые материалы. Помимо опорного конспекта можно подготовить памятки, в которых отдельно указать: какие методы использовались на уроке, какие приемы, подготовить образцы раздаточных и дидактических материалов, список использованной литературы, краткое изложение своего видения преподавания данной темы. Это только повысит оценку урока.

Многие начинающие учителя, студенты-практиканты педагогических вузов испытывают страх перед ученической аудиторией, неуверенность в своих коммуникативных возможностях и сомнения в своей способности установить контакт с классом и позиционировать себя как учителя. Если молодому педагогу не удастся мобилизоваться и собраться с духом, даже методически верно составленный урок может оказаться под угрозой срыва. А робость и нерешительность учителя ученики могут истолковать как недостаточный профессионализм и отсутствие необходимой компетентности.

Готовиться к первому уроку необходимо с первого дня учёбы в педагогическом вузе. Очень важна психологическая подготовка, необходимо участвовать в разнообразных научных конференциях, где студенты могут понаблюдать и отработать приёмы работы с аудиторией. Чтобы справиться со страхом публичных выступлений, полезно участвовать в студенческой самодеятельности, КВН, конкурсах и даже просто задавать вопросы преподавателю во время лекции.

Подготовка у уроку

Уверенности обычно придаёт наличие следующих составляющих хорошего урока:

  1. Безупречный внешний вид, который, естественно, начинается с ванной комнаты и гигиенических процедур. Не следует недооценивать данный пункт, т.к. ученики всегда оценивают внешний вид учителя и достаточно критично относятся к имеющимся недостаткам. Какая-то погрешность, несуразная деталь может стать причиной появления у учителя клички и поводом для насмешек. Оптимальный костюм для мужчины – классический деловой с галстуком; для женщины – строгий костюм с юбкой или брюками.
  2. Знание своего предмета (или, в крайнем случае, хорошее владение темой урока). Согласно исследованиям, эрудиция учителя, глубокое знание своего предмета для учащихся важнее его личностных характеристик. Ученики уважают педагогов, которые хорошо ориентируются в своем предмете, и предпочитают строгих и требовательных учителей, которые обладают широким кругозором и дополняют материал из учебника интересными фактами.
  3. Хорошо продуманный и выученный план-конспект урока. В то время как опытные учителя могут ограничиться общими набросками хода урока, начинающим учителям рекомендуется продумывать все этапы урока (включая предполагаемые ответы учащихся) и время, отведённое на каждый этап. Полезно иметь в запасе несколько дополнительных игровых упражнений по теме урока на случай, если задания, предусмотренные планом-конспектом, будут исчерпаны задолго до конца урока.
  4. Хорошая дикция. От всех предыдущих пунктов будет мало толку, если учитель не владеет своим голосом и говорит слишком тихо, невнятно, медленно или быстро. Повышение или понижение громкости речи, паузирование, эмоциональность помогает привлечь внимание к важным моментам урока, разбудить интерес учащихся, создать соответствующее настроение, установить дисциплину и т.д. Не ленитесь отрепетировать весь или некоторые моменты урока перед зеркалом или сокурсником.

Итак, вы привели себя в порядок, повторили ещё раз тему урока, ознакомились с дополнительной литературой, продумали и подготовили отличный план-конспект урока, всё отрепетировали и стоите на пороге классной комнаты, вооружённый знаниями, энтузиазмом и указкой. Что делать дальше, как вести себя, на что обратить внимание?

Проведение урока

  1. Вход в класс, первое впечатление. Этот момент очень важен, излишняя суетливость, спешка не прибавят вам веса в глазах учащихся. Входите с чувством собственного достоинства, сложите журнал и сумку на учительские стол и стул и привлеките внимание учащихся (прочистив горло, слегка постучав по столу и т.п.). Кивком или взглядом дайте ученикам понять, что они должны встать и поприветствовать вас. Не пренебрегайте этим моментом и воспринимайте эту церемонию как должный и непременный знак уважения. Более того, он настраивает на рабочий лад и способствует установлению необходимой субординации.
  2. Знакомство. Если это ваша первая встреча с классом, представьтесь (фамилия, имя и отчество), запишите ваше имя и отчество на доске. Чтобы снять напряжение, расскажите для начала о своих требованиях, правилах работы на уроке, критериях отметок, затроньте организационные моменты. На первое время, чтобы быстрее запомнить своих учеников, попросите их написать свои имена на карточках (лучше приготовить их заранее, чтобы ученикам не пришлось рвать листы из тетрадей, а вам не пришлось терять время в этот момент) и поставить их перед собой на парте. Ученики любят, когда учитель называет их по именам. Можете использовать творческий подход и подготовить упражнения для того, чтобы «сломать лёд» и познакомиться поближе.
  3. Стиль работы. Не старайтесь сразу стать друзьями с учениками, многим учителям это не только мешает объективно оценивать знания «лучших друзей», но и в некоторых случаях может приводить к срыву урока. Не стоит либеральничать, «заигрывать» с учениками, обещать награды за хорошее поведение и отличную учёбу: это обязанности учащихся, а награда – отметка. Не допускайте фамильярности и панибратства в отношениях с детьми.
  4. Ни в коем случае не пытайтесь завоевать авторитет, запугивая и унижая учеников, подавляя их своим авторитетом и всезнайством. Не старайтесь «подловить» учащихся на мелочах и не злоупотребляйте неудовлетворительными отметками (отметки вы ставите в первую очередь себе как учителю) – это признак неопытности и некомпетентности.
  5. Делая паузу в работе, чтобы дать ученикам отдохнуть от работы, ни в коем случае не рассказывайте анекдоты, лучше заранее подготовьте познавательную историю или лёгкую игру, при условии, что вы сможете вернуть дисциплину в класс после игры. Если вы не уверены, то лучше провести традиционную физкультминутку.
  6. Выставляя отметки, комментируйте, сначала обязательно похвалите за старание, а потом кратко выскажите замечания.
  7. Заканчивая урок, не кричите домашнее задание детям вдогонку: они должны дождаться вашего разрешения, перед тем как покинуть класс.
  8. Обязательно заполните журнал, согласно нормативным требованиям запишите дату проведения урока, тему, домашнее задание. Как шутят опытные педагоги, урока можешь ты не дать, но записать его обязан!

Шевелева Е. Г.,

Учитель математики

Как провести качественный урок.

  1. Поставленные цели урока должны быть конкретными и наблюдаемыми во время урока. Поставленная цель должна пронизывать весь ход урока от начала до конца .
  1. Учитель должен уверенно (профессионально) владеть учебным материалом:
  1. свободно пользоваться понятийным аппаратом, спокойно, без напряжения излагать учебный материал;
  2. материал излагать интересно, увлекательно;
  3. не уходить от ответов на сложные вопросы, стимулировать задание их.
  1. Учитель должен демонстрировать правильную, выразительную, ясную, точную, краткую, уместную речь.
  1. Не допустимо на уроке учителю перебивать ученика, проявлять неприятие, раздражения, гнева, навязывать свою точку зрения.
  1. Устанавливать и использовать связи с другими предметами.
  1. Уместно использовать социальный опыт (личный, семьи, других людей, стран, народов).
  1. Использовать раздаточный материал: карточки, учебные пособия, иллюстрации, таблицы, схемы и т.д.
  1. Использовать динамические дидактические материалы: аудио, видео, компьютерные демонстрации, приборы и т.д.
  1. При подаче домашнего задания можно использовать задание трех уровней образования:
  1. государственного стандарта (минимальный уровень);
  2. школьного;
  3. индивидуального компонента.
  1. Поощрять (репликами или отметками):
  1. если учащиеся используют факты из других областей знаний;
  2. добровольное высказывание учащимися своего мнения о чем-либо.
  1. Предлагать задания, развивающие интуицию, творческое воображение, эмоционально-чувственное восприятие.
  1. Обращать внимание на качество речи обучаемых. Следует отмечать не только речь с ошибками, но и хорошие образцы речи.
  1. Заканчивать урок необходимо вовремя. После звонка большинство учащихся плохо воспринимают информацию учителя.

План урока

План конкретного урока - это личное дело учителя, у него есть право самостоятельно отработать свою модель плана, удобную и полезную именно ему.

Но пять моментов в плане должны быть отражены обя зательно:

  1. Цели и задачи урока с конкретными указаниями, что ученики должны запомнить, понять, усвоить, какие навыки выработать.
  1. Тема урока и план ее изложения. Эта часть плана составляется произвольно, по желанию учителя: в виде пунктов плана, тезисов, текста заданий, решения задач, формул и т. п.
  1. Вопросы для опроса – это, в сущности, опорные сигналы темы, главное, на что обращается внимание учеников. Нельзя рассчитывать на память. Вопросы (задачи, задания, карточки) готовятся заранее и тут же прилагаются решения, варианты.
  1. Задания для самостоятельной работы и закрепления (вопросы, параграфы учебника для чтения, упражнения, примеры).
  1. Задание на дом с указанием, сколько времени нужно, чтобы их выполнить.

План урока - это план на тот или иной раздел темы, по этому считается, что учитель может пользоваться преж ними, но скорректированными планами. Требование состав лять планы на каждый урок в каждом классе (даже на одну тему), тем более в двух экземплярах, по единой (не редко усложненной) схеме ведет лишь к перегрузке учи теля.

В первую очередь учителю необходимо эффективно организовать подготовку к уроку. Если учитель планирует не отдельные уроки, а тему целиком, то в этом случае значительно экономит свое время на подготовку, улучшив ее качество.

Можно предложить следующую технологию подготовки темы (по А.Гину). Необходимо подготовить столько листов бумаги, сколько уроков в теме. Спланировать обзорно все уроки параллельно.

Примерная последовательность действий:

  1. Базовый лист. Готовится «Базовый лист контроля». В выпускном классе базовые вопросы лучше формулировать в соответствии с программами для поступающих в вузы.
  2. Реквизит. Планируется реквизит: наглядность, книги, эксперименты и т.д.
  3. Участие учеников. Как будет организовано активное участие учеников? Например, какие доклады будут ими подготовлены?
  4. Организация повторения ранее изученных тем. На каких уроках и в какой форме организовано повторение?
  5. Контроль. На каких уроках и в какой форме организовать контроль?

Тема в целом запланирована. На листах с соответствующими уроками появились надписи. Теперь очередь за планированием отдельных уроков. Этапы урока могут быть реализованы различными приемами или их комбинацией.

Пример таблицы «Конструктора урока»:

Основные функциональные блоки

Разделы урока

А. Начало урока

Интеллектуальная разминка или простой опрос (по базовым вопросам)

«Светофор»

Щадящий опрос

Идеальный опрос

Обсуждение выполнения д/з

Б. Объяснение нового материала

Привлекательная цель

Удивляй!

Пресс-конференция

Вопрос к тексту

Доклад

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Лови ошибку

Пресс-конференция

УМШ

Деловая игра «НИЛ»

Тренировочная контрольная работа

Г. Повторение

Своя опора

Свободная опора

Свои примеры

Опрос-итог

Обсуждаем д/з

Д. Контроль

Опрос по цепочке

«Светофор»

Тихий опрос

Программируемый опрос

Фактологический диктант

Е. Домашнее задание

Задание массивом

Три уровня домашнего задания

Особое задание

Идеальное задание

Творчество работает на будущее

Ж. Конец урока

Опрос-итог

Отсроченная догадка

Роль «психолог»

Роль «подводящий итог»

Обсуждаем д/з

Пользуясь таблицей «Конструктор урока» как универсальной шпаргалкой, учитель в соответствии со своими целями составляет формулу (схему, структуру) конкретного урока. У каждого учителя может быть свой конструктор. Творчество учителя – норма здорового общества. Приемы педтехники – инструмент творчества. Перечисленные выше техники можно разобрать в книге А.Гина «Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность, Обратная связь. Идеальность».

Технологическую карту можно определить как форму планирования педагогом учебного процесса, совмещенного в себе традиционное тематическое планирование с поурочным. Ее существенной характеристикой является представление учебного процесса на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся. Описание учебного процесса на таком уровне позволяет рассмотреть технологическую карту как основу управления учебно-познавательной деятельностью учащихся и учителем и самими учениками.

Планирование контроля с помощью карты, которая составляется на всю тему, и еще до начала изучения темы учитель составляет тексты контрольных работ. Учитель выделяет все учебные единицы (термины, факты, понятия, правила, законы), затем определяет на каком уровне будет изучена каждая из учебных единиц.

Контролю подвергается каждая учебная единица.

При выявлении учащихся, испытывающих затруднения в овладении знаниями на уровне стандарта, учитель организует им помощь здесь же, на уроке.

На основе технологической карты меняется и характер взаимодействия руководителя школы и учителя. Для этого руководитель школы вместе с учителем осуществляют структурирование учебного материала, разрабатывают разнообразные варианты усвоения учащимися учебной темы, определяют контрольные уроки, на которых может присутствовать руководитель школы. В случае необходимости, используя технологическую карту руководитель школы может оказать методическую помощь учителю, выявить причины низкой результативности деятельности учителя.

Технологическая карта предусматривает планирование усвоения знаний учащимися, формирование и развитие у них специальных и общих умений и навыков на определенном уровне.

Можно привести несколько примеров карт.

Пример 1

Технологическая карта № n Класс

По теме: (тема раздела)

Номер урока по теме

  1. Тема урока

Цели урока

Вид учебных занятий

Актуализация темы

Изучение нового материала

Закрепление и применение знаний

Контроль учителя

Домашнее задание

Пример 2.

  1. Примерная форма технологической карты

(по Т.И.Шамовой, Т.М.Давыденко)

Номер урока в курсе

Номер урока в теме

Тема урока

Что должен знать учащийся

Что должен уметь учащихся (специальные умения)

Закрепление и развитие общих учебных умений

Виды учебных занятий

Демонстрации

Контроль учителя

Контроль администрации

Пример 3.

Номер урока

Тема урока

Что должны знать учащиеся

Что должны уметь учащихся

Вид учебных занятий

Актуализация темы урока

Под руководством учителя

Самостоятельно

Изучение нового материала

Под руководством учителя

Самостоятельно

Закрепление и применение

Под руководством учителя

Самостоятельно

Контроль знаний, умений

Обобщение и систематизация

Оборудование

Домашнее задание

Выбор и использование технологической карты – право каждого учителя по своему усмотрению.

Подводя итог можно выделить следующее:

  1. Технологическая карта позволяет планировать учебный процесс в системе.
  2. Позволяет создавать структуру урока общую, а приложения могут учитывать особенности каждого класса, и даже каждого ученика в отдельности.
  3. Технологическая карта – это мобильное поурочное и тематическое планирование.
  4. В форме технологической карты можно оформить «Тематическое поурочное планирование»

Группы целей урока.

Рождение любого урока начинается с осознания его целей. Именно они определяют систему действий учителя на предстоящем уроке. Основная логика урока и его ключевые моменты продумываются заранее как способ реализации поставленных целей.

Вообще говоря, под целями урока понимаются те результаты, которых предполагает достичь учитель в процессе совместной деятельности с учащимися при их обучении, воспитании и развитии.

При подготовке урока необходимо определить цели урока:

  1. предметные цели ставятся к конкретному уроку,
  2. цели, ориентированные на развитие личности ребёнка ставятся к целой теме или разделу.

Предметные цели могут начинаться с:

  1. Создать условия для …
  2. Обеспечить условия для …
  3. Помочь в усвоении (закреплении) …
  4. Содействовать в усвоении ….

Цели, ориентированные на развитие

Личности ребенка:

1. Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:

  1. Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
  2. Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;

2. Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:

  1. Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
  2. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

3. Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры:

  1. Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу и пр.);
  2. Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты;
  3. Содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении понятия, правиле, законе и др.);
  4. Обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты и др.

4. Цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры:

  1. Содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);
  2. Создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

5. Цели, связанные с развитием у школьников организационно- деятельностной культуры (культуры самоуправления учением):

  1. Обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;
  2. Создать условия для развития у школьников умения работать во времени;
  3. Содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

6. Цели, связанные с развитием информационной культуры учащихся:

  1. Создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию;
  2. Обеспечить у школьников развития умений составлять простой и сложный планы.

7. Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры учащихся:

  1. Содействовать развитию у детей умений общаться;
  2. Обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.

8. Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников:

  1. Создать условия для развития у школьников умения «приостановить» свою деятельность;
  2. Обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого;
  3. Содействовать развитию у детей умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей действительности, ситуации взаимодействия;
  4. Обеспечить развитие у школьников умения объективировать деятельности, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем и т.п.

Учебное занятие и его связь

С другими формами обучения

Предметная цель учебного занятия

Тип учебного занятия

Другие формы

  1. Создать содержательные и организационные условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися…
  2. Организовать деятельность учащихся по…
  3. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание…

Учебное занятие по изучению и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

  1. классический урок;
  2. лекция;
  3. семинар;
  4. игровые формы;
  5. дидактическая сказка;
  6. и тд.

Организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений…

Учебное занятие закрепления новых знаний и способов деятельности.

Семинар;

  1. лабораторная работа;
  2. исследовательская лаборатория;
  3. педагогическая мастерская;
  4. «умники и умницы»;
  5. «Счастливый случай»;
  6. консультация

Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний, умений и навыков по теме…

Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности.

  1. практикум;
  2. семинар;
  3. урок - исследования «Эврика»;
  4. лабиринт действий;
  5. игра – путешествие.

Обеспечить систематизацию и обобщение знаний по теме…

Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

  1. лекция;
  2. семинар;
  3. конференция;
  4. дискуссия.

Обеспечить проверку, оценку и коррекцию знаний и умений учащихся

Учебное занятие проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности.

  1. зачет;
  2. экзамен;
  3. смотр знаний;
  4. телепередача.

Памятка поддержания дисциплины на уроке

  1. Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку, красиво ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли наглядные пособия, ТСО. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали вас организованно. Осмотрите класс, обязательно переведите взгляд на недисциплинированных ребят. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организационного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
  1. Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале. Её можно приготовить на перемене, приучите дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих учащихся.
  1. Начинайте урок энергично. Не задавайте ученикам вопрос: кто не выполнил домашнее задание? Это приучает к мысли, будто невыполнение урока – дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик с начала и до конца урока был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины.
  1. Увлекайте учеников интересным содержание материала, умственным напряжением, контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушать рабочий порядок.
  1. Обращайтесь немного чаще с просьбами, вопросами к тем, кто может заняться на уроке другим делом.
  1. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Дайте указание ученику, над чем ему следует работать, проверьте выполнение данного задания. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.
  1. Объективно оценивайте знания ученика, для оценки поведения пользуйтесь отметками за поведение и прилежание.
  1. Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть ученики испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
  1. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
  1. Удерживайтесь от излишних замечаний.
  1. Обходитесь без помощи других. Помните : налаживание дисциплины, может быть, - единственная область педагогической практики, где помощь на уроке идет не на пользу. Обращайтесь за помощью к самим ученикам. С нарушителем, которого класс не поддерживает, легче справиться.
  1. Помните: там, где есть сомнения в правоте учителя, не говоря уже о тех случаях, когда вина его бесспорна, конфликт должен развязываться в пользу учеников.
  1. Помните слова Н.А . Добролюбова :

«Справедливый учитель – это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников».

Примерная схема самоанализа урока

  1. Каково место урока в теме, разделе, курсе? Как этот урок связан с предыдущими, как «работает» на последующие уроки? Каков тип урока?
  1. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса? Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока?
  1. Какие задачи решались на уроке: образовательные, воспитательные, развивающие? Была ли обеспечена их взаимосвязь? Какие задачи были главными? Как учтены в задачах особенности класса и отдельных групп учащихся?
  1. Рационально ли было распределено время на всех этапах урока для опроса, изучения нового материала, закрепления, разбора домашнего задания (если урок комбинированный)? Логическая связь между этапами урока.
  1. На каком содержании (понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему? Выделено ли главное, существенное на уроке?
  1. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Обоснование выбора методов обучения (обязательно!).
  1. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового ма териала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось: только объем или только содержание, или степень помощи, оказанной учащимся, или все в совокупности?
  1. Как был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах, и какими методами осуществлялся?
  1. Как использовался на уроке учебный кабинет, средства обучения?
  1. За счет чего обеспечивалась в классе высокая работоспособность школьников в течение всего урока?
  1. За счет чего поддерживалась на уроке хорошая психо логическая атмосфера, в чем конкретно проявилась культура общения учителя с группой учащихся, классом? Как учитель ведет себя в критических ситуациях? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?
  1. Как и за счет чего обеспечивалась на уроке (и в домашней работе) рациональное использование времени, предупреждение перегрузки учащихся?
  1. Были ли предусмотрены иные методические варианты проведения урока? Какие?
  1. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось - почему?

Показатели оценки качества и эффективности учебных

Занятий

(по материалам Т.И. Шамовой и В.П. Симонова)

№ п/п

Блок

Показатели

Оценка в баллах (max 4)

Личные

Качества учителя

  1. Знание предмета и общая эрудиция
  1. Уровень педагогического и методического мастерства
  1. Культура речи, ее образность и эмоциональность
  1. Чувство такта и демократичность во взаимоотношениях с учащимися
  1. Внешний вид, мимика, жесты

Особенности учебной деятельности учащихся

  1. Познавательная активность, творчество и самостоятельность
  1. Уровень развития общеучебных умений и навыков
  1. Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы в ходе учебного занятия
  1. Проявление дисциплинированности, организованности в данном учебном предмете во время занятия
  1. Научность, доступность и посильность изучаемого материала
  1. Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой)
  1. Новизна, проблемность и привлекательность учебной информации
  1. Оптимальность объема материала, предложенного для усвоения

Эффективность преподавания

  1. Рациональность использования времени занятия оптимальность темпа чередования и смены видов деятельности на занятии
  1. Целесообразность использования приемов наглядности и ТСО
  1. Рациональность и эффективность методов и организационных форм работы
  1. Характер обратной связи с учащимися
  1. Контроль за работой учащихся и содержание требований к оценке их знаний, умений и навыков
  1. Степень эстетического воздействия занятия на учащихся
  1. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности в ходе занятия

Цели и результаты проведенного занятия

  1. Конкретность, четкость и лаконичность формулировки цели учебного занятия
  1. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели
  1. Обучающий эффект проведенного занятия (чему и в какой степени научились школьники)
  1. Воспитательный эффект занятия
  1. Воздействие занятия на развитие учащихся
  1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
  2. АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
  3. (по материалам С.В. Кульневич, Т.П.Лакоцениной)

Педагогический аспект урока может быть рассмотрен через следующие компоненты:

  1. Место урока в системе уроков по теме или подтеме.
  2. Правильность постановки цели урока
  3. Организация урока:
  1. Тип урока;
  2. Структура, последовательность этапов и дозировка по времени;
  3. Соответствие структуры урока его содержанию и цели;
  4. Подготовленность класса к уроку;
  5. Формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная и др.;
  1. Содержание урока:
  1. Научность материала;
  2. Правильность подбора материала и видов деятельности для различных этапов урока
  3. Связь изучаемого материала с ранее изученным. Приемы повторения;
  4. Раскрытие практической значимости изучаемого материала;
  5. Межпредметные связи;
  6. Речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство, научность речи;
  1. Методика проведения урока :
  1. Методы и приемы, применяемые учителем на каждом этапе урока;
  2. Соответствие применяемых методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовленности учащихся;
  3. Постановка перед учащимися цели урока и привлечение к подведению итогов урока;
  4. Работа с отстающими учащимися и учащимися проявляющими повышенный интерес к предмету;
  5. Система оценки знаний;
  1. Общение на уроке : тон, стиль отношений, манера общаться с классом и отдельными детьми.
  2. Работа и поведение учащихся на уроке:
  1. Активность класса и отдельных учащихся;
  2. Заинтересованность учащихся изучаемым материалам;
  3. Отношение к учителю;
  4. Дисциплинированность, организованность
  5. Речь учащихся: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство, научность речи, умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, умение задавать вопросы.

МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Основная учебная цель урока :

Цель сформулирована учителем в общем виде или в действиях учащихся;

Достижение цели на уроке: на различных этапах, на уровне ознакомления и осмысления, на уровне репродукции и т.д. ;

Достижение на уроке предметной цели;

Достижение на уроке развивающей цели.

  1. Методическая логика урока

Структура урока, ее обоснованность;

Целесообразность распределения времени, хронометрирование урока;

Целесообразность и характер проверки домашнего задания;

Характер представления нового материала учителем;

Характер восприятия нового материала учащимися, степень их самостоятельности;

Развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков;

Оценочная деятельность учителя и самооценка учащихся;

Характер домашнего задания, способы информирования о домашнем задании;

Результативность урока.

  1. Использование различных средств обучения :

Заданий различного характера, инструкций, алгоритмов, опор (схем, моделей, иллюстраций и др.);

Адекватность используемых средств основной цели урока;

Эффективность использования средств в данном классе;

Грамотное использование и сочетание различных средств обучения.

  1. Использование различных методических приемов :

Адекватность данного приема цели и задачам урока;

Обоснованность использования данного приема;

Эффективность использования данных приемов.

  1. Использование различных организационных форм обучения :

Индивидуальная,

Групповая,

Парная,

Фронтальная,

Дифференцированные формы работы

Предупреждение неуспеваемости

1. Важным условием предупреждения неуспеваемости по математике является систематическое, последовательное изучение каждым учеником класса программного материала:

  1. установить связи нового материала с ранее изученным;
  2. научить выполнять самостоятельные работы по образцу;
  3. оказывать своевременную помощь ученикам.

2. Следующим условием является овладение каждым учеником необходимыми приемами самостоятельной работы.

Приёмы организации учебной деятельности учащихся

1. Методы работы с учебником математики.

Хорошо организованная и систематически проводимая работа по учебнику является одним из решающих условий усвоения учащимися знаний и навыков по математике.

Чтению учебников математике надо специально обучать.

  1. Чтение правил, определений, формулировок теорем после объяснения учителя.
  2. Чтение других текстов после их объяснения учителем.
  3. Разбор примеров учебника после их объяснения учителем.
  4. Чтение вслух учебников учителем с выделением главного и существенного.
  5. Чтение текста учащимися и разбивка его на смысловые абзацы.
  6. Чтение пункта учебника, самостоятельное составление плана и ответ учащихся по составленному плану.

Необходимо обучать пользоваться не только текстом и иллюстрациями учебника, но и его оглавлением, записями и таблицами, помещенными на форзацах, аннотацией, предметным указателем. Правильное использование этим вспомогательным аппаратом учебника значительно ускоряет поиск нужного материала в учебнике.

2. Общий прием работы с учебником.

1. Найти задание по оглавлению.

2. Обдумать заголовок. Т.е. ответить на вопросы:

  1. О чём пойдет речь?
  2. Что мне предстоит узнать?
  3. Что я уже знаю об этом.

4. Выделить все непонятные слова и выражения, выяснить их значение (в учебнике, справочнике, у учителя, родителей, товарищей).

5. Задать по ходу чтения вопросы. Например такие:

  1. О чем здесь говориться?
  2. Что мне уже известно об этом?
  3. С чем это нужно не перепутать?
  4. Что из этого должно получиться?
  5. Для чего это делается?
  6. К чему это можно применить?
  7. Когда и как применять?

И ответить на них.

6. Выделить (выписать, подчеркнуть) основные понятия.

7. Выделить основные свойства этих понятий (правила, теоремы, формулы).

8. Изучить определения понятий.

9. Изучить их основные свойства (правила, теоремы, рисунок).

10. Разобрать и понять иллюстрации (чертёж, схему, рисунок).

11. Разобрать примеры в тексте и придумать свои.

12. Провести самостоятельно обоснование свойств понятий (вывод формулы или правила, доказательство теоремы).

13. Составить схемы, чертежи, рисунки, таблицы и т. П., используя свои обозначения.

14. Запомнить материал, используя приемы запоминания (пересказ по плану, чертежу или схеме, пересказ трудных мест, мнемонические правила).

15. Ответить на конкретные вопросы в тексте.

16. Придумать и задать себе такие вопросы.

17. Если не все понятно, отметить неясное и обратиться к учителю (родителям, товарищам).

3. Общая организация домашней работы.

1. Осознать цели домашней работы и их важность.

2. Ознакомиться с заданиями, определить, в какой последовательности их лучше выполнять (чередуя устные и письменные, легкие и трудные).

3. Вспомнить, что изучали на уроке, просмотреть записи в тетрадях.

5. Выполнить письменные задания.

4. Что надо знать о теории.

  1. Основные положения теории.
  2. Опытные факты, послужившие основанием для разработки теории.
  3. Математический аппарат теории (основное уравнение).
  4. Круг явлений, объясняемых данной теорией.
  5. Явления и свойства, предсказываемые теорией.

5. Алгоритм решения задачи.

1.Уясни содержание задачи, установи, что неизвестно, и что дано и в чем состоит условие.

2. Изобрази схематически содержание задачи, разбив её на части по смыслу.

3. Установи зависимость между данными величинами и искомыми.

4. Вырази числовые данные всех неизвестных величин через известные, и обозначенную величину на основе установленных между этими величинами закономерностей.

5. На основе сравниваемых величин составь уравнение или систему решений.

6. Проверь решение задачи известным тебе способом (составлением обратной задачи, решением данной задачи другим способом и др.)

6. Как решить задачу по геометрии.

  1. Прочитай внимательно условие задачи.
  2. Читая условие второй раз, установи зависимость между числовыми данными.
  3. Сделай чертёж соответственно числовым данным задачи.
  4. Запиши справа от чертежа условие задачи.
  5. Если надо, выполни дополнительные построения.
  6. Подумай, что надо для того, чтобы ответить на поставленный вопрос.
  7. Пользуясь условием задачи, чертежом и ранее изученным материалом, найди необходимые элементы.
  8. Затем определи искомые элементы.
  9. Когда у тебя есть общий план решения задачи, запиши его.
  10. Каждое действие сопровождай краткими объяснениями.
  11. Промежуточных наименований не пиши.
  12. Посмотри, удовлетворяет ли найденное решение условию задачи.
  13. запиши ответ задачи.
  14. Подумай, можно ли решить задачу другим способом.
  15. Решай геометрические задачи с главного вопроса.

7.Как доказать теорему.

Доказать какое-либо утверждение – значит перейти с помощью логических рассуждений от его условия к заключению.

Для этого:

  1. Необходимо прежде всего знать, в чём состоит условие и в чём заключение теоремы.
  2. Приступая к доказательству, выделите все пункты условия и заключения теоремы и в рассуждениях используйте условии теоремы полностью.
  3. Каждый термин замените его определением.
  4. Преобразуйте условие и заключение теоремы так, чтобы её легче было доказать.
  5. Пользуйтесь аналогиями с доказательствами известных теорем.
  6. Найдите другие методы доказательства.

контрольных работ

  1. Контрольные работы проводятся с целью выявления уровней сформированности системы качеств знаний учащихся.
  2. Темы контрольных работ определяются в соответствии с ведущими идеями учебного предмета, курса.
  3. После выбора темы необходимо определить основные понятия, факты, законы, составляющие суть той или иной теории, качества усвоения которых должны быть проверены.
  4. При отборе содержания контрольной работы следует учитывать, что для получения объективной информации о конечном результате необходимо проверять знания на завершающем этапе их усвоения.
  5. При составлении заданий следует исходить из принципа «от простого к сложному». Каждое предыдущее задание должно помогать выполнять последующее, а последующее – готовить к восприятию новых заданий и прикреплять предыдущее.
  6. Обязательна следующая последовательность заданий:
  1. Задание на воспроизведение определения понятия или формулировки правила, закона, теоремы с требованием указания всех величин, входящих в определение, закон и т.д.;
  2. Задание, требующее от учащихся применения знаний по образцу на основе первого задания (задания на решение задач по воспроизведенной в первом задании формуле, закону и т.д.);
  3. Задание конструктивного характера, при выполнении которого учащемуся приходиться использовать несколько алгоритмов, формул, теорем, если они даны в явном виде. Приступая к выполнению такого задания, ученик должен проанализировать возможные общие пути решения задач, отыскать характерные признаки познавательного объекта, т.е. увидеть в измененной ситуации образец;
  4. Задание творческого характера, при выполнении которого учащемуся необходимо найти выход из нестандартной ситуации.

Контрольная работа может быть рассчитана на 30-45 минут

Список литературы:

  1. «Предупреждение и преодоление недисциплинированности как причины отставания школьников в учении», г. Ростов-на-Дону, 1972
  1. «Организация работы с молодыми специалистами» (Методические рекомендации), сост. Белова В.А., Банина К.С., Москва, 1984
  1. Шамова Т.И., Давиденко Т.М. Управление процессом формирования системы качеств знаний учащихся. М., 1990
  1. Ю.А. Конаржевский «Анализ урока», М.: Центр «Педагогический поиск», 2000
  1. Журнал «Завуч» № 3 - 2004
  1. Севрук А.И., Юнина Е.А. «Мониторинг качества преподавания в школе: Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России,2004
  1. М.Л. Портнов. «Уроки начинающего учителя», М.: Просвещение, 1993
  1. «Инициатива, творчество, поиск» - Информационный вестник, выпуск № 14. составитель Поваляева Л.Ю, Белгород 2002
  1. Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко Управление образовательным процессом в адаптивной школе./ М.: Центр «Педагогический поиск», 2001
  1. Завельский Ю.В. Как анализировать свой собственный урок, / журнал № 4 – 2000, стр. 92-93
  1. Завельский Ю.В. Как подготовить современный урок (в помощь начинающему учителю), / журнал № 4 – 2000, стр. 94-97
  1. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002
  1. Т.И. Шамова, В.А. Антипов, Т.М. Давыденко, Н.А.Рогачева

«Управление учебным процессом в школе на основе технологических карт учителя», (методические рекомендации руководителям школ и учителям), Москва,1994

  1. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. «Управление образовательными системами»: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.И.Шамовой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  1. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн.для учителя/ О.Б.Епишева. – М.: Просвещение, 2003 (Библиотека учителя)
  1. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики. Кн. для учителя/ С.Г. Манвелов. М.: Просвещение, 2002 – (Библиотека учителя)

Инструкция

Поставьте триединую задачу (цель) урока. Для этого просмотрите учебную программу, перечитайте объяснительную записку, изучите требования стандарта по данной теме. Сформулируйте цель и запишите в плане таким образом, чтобы она была понятна ученикам.Образовательная составляющая триединой цели должна вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.
Воспитательная - формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.Развивающая - при обучении развивать у учащихся интерес, творческие способности, волю, эмоции, речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Все элементы урока должны способствовать достижения этой цели.

Разбейте урок на основные компоненты.Организационный - организация в течение всего урока, готовность учащихся к , порядок и дисциплина.Целевой - постановка целей учения как на весь урок, так и на его отдельные этапы.Мотивационный - значимости изучаемого материала как в данном курсе, так и во всем курсе.Коммуникативный - уровень общения учителя с .Содержательный - подбор материала для изучения, закрепления, повторения, проверки знаний.Технологический - выброр форм, методов и приемов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока.Контрольно-оценочный - использование оценки деятельности учеников.Аналитический - подведение итогов урока, анализ результатов.

Напишите поурочный план. При этом учтите его примерное содержание:
- Тема урока, его цели и задачи, тип, структура урока, методы и приемы обучения, средства наглядности.
- Повторение в начале урока понятий, законов, проверка домашнего задания, формы контроля знаний.
- Усвоение нового материала: законов, понятий, решение проблемных вопросов.
- Формирование у учащихся конкретных умений и навыков, подбор видов устных и письменных работ.
- Разбор домашнего задания.При составлении конспекта учтите особенности класса: уровень подготовленности, темп работы, отношение к предмету, общую дисциплину, тип нервной системы, эмоциональность.

Подготовьтесь к уроку непосредственно перед звонком. Для этого мысленно воспроизведите основные этапы урока, оформите необходимый материал на доске, продумайте использование технических средств обучения. Определите, каких учащихся будете опрашивать. Эта работа позволит вам сэкономить время на уроке, сделать его более интенсивным и четким.

Для проведения хорошего урока выполните следующие немаловажные условия. Хорошо выучите материал урока. Если есть трудности, разберитесь с ними до начала урока. До мелочей продумайте , правильно подберите разнообразные методы обучения. Старайтесь материал излагать занимательно. Используйте нетрадиционные уроки: путешествия, расследования. Следите за своей речью: она должна быть эмоциональной, богатой интонациями. Ваша мимика должна быть выразительной, а жестикуляция образной.Темп урока должен быть интенсивным, но посильным для ученика. Если ученики не успевают следить за изложением материала, измените темп. Задания четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.

Есть условия, которые затрудняют проведение хорошего урока и препятствуют достижению результатов. Неуверенность в своих знаниях и безразличное отношение ко всему происходящему на уроке приведут к потере внимания и ослабят дисциплину. Однообразные методы обучения и неумение с ними работать скажутся на результате урока. Плохо воспринимается материал, если учитель излагает его сухо и монотонно. Никогда не отходите от темы урока, не увлекайтесь посторонними , не связанными с задачами урока.Не оскорбляйте учеников. Не перебивайте, дайте договорить во время ответа. Поддерживайте их инициативу, одобряйте активность.