Болезни Военный билет Призыв

"современный урок по фгос". Актуальность и перспективность опыта. Основные этапы урока

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

« Современный урок как основа эффективного и качественного образования»

Цель Знакомство с основными требованиями предъявляемыми к организации современного урока, как основы эффективного и качественного образования

Осознание основных требований к организации современного урока; Повышение интереса педагогов к современным технологиям; Осознание необходимости повышения уровня самообразования Задачи

« Урок – это зеркало общей и п едагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, п оказатель его кругозора, эрудиции» В.А. С ухомлинский

Характеристика современного урока на современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия на современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества на современном уроке есть место каждому ученику, потому что современный урок-залог его успеха в будущем!

Три постулата заложены в основании новой технологии урока. Первый: «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика». Второй: «Урок есть часть жизни ребёнка». Третий: «Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства». Современный урок

1. Появились образовательные стандарты и на их основе – обновленные программы и учебники, которые активно используются в образовании. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения. 2. Другой важный проект – переход на предпрофильное обучение в 9-м классе. Это ставит перед современным уроком новые задачи. 3. Внедряются информационные технологии. За последние несколько лет во все школы города поставлена компьютерная техника, и педагоги активно учатся использовать компьютер на своих уроках. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок. 4. Организация Единого государственного экзамена и его апробация также стали важным событием для всей системы образования.

Усиление его социальной направленности, предполагающей повышение готовности к вхождению во взрослую жизнь, развитие коммуникативной культуры; - практическая ориентированность образования, предусматривающая оптимальное сочетание фундаментальных и практических знаний; - направленность на развитие мышления, практических навыков; - расширение коллективных форм работы, привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни; - дифференциация образовательного процесса, увеличение доли самостоятельной работы школьников (рефераты, проекты, исследовательская и экспериментальная деятельность). Общие подходы к организации современного урока:

Традиционный урок Плюсы Минусы

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей ФГОС

В настоящее время, к сожалению, большая часть педагогов не стремится к изменению стиля преподавания: «нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и нет в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть не всегда удовлетворяет современным требованиям, но зато на уроке – все знакомо, привычно, понятно – традиционно.» Так может и не стоит ничего менять?

Очень умный человек учится на ошибках других, просто умный – на своих, а дурак не учится ни на чьих. Народная мудрость

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время «готовых» уроков постепенно отходит. Что главное в уроке?

К Критичность Креативность Культура О М Ф О Р Т Ассоциации.

Обучение через открытие Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Развитие личности Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Демократичность, открытость Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Критерии эффективности современного урока

Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Если у Вас больше 1 , то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия:побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения преобладание второго варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания., испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой. преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно., значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.

Современный урок - это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса. Для этого нужна постоянная работа учителя, который находится в поиске нового и достаточная материальная база для проведения и организации практической деятельности. Так что же для нас современный урок?

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо давать урок, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

урок должен являться логической единицей темы, иметь свою строгую, единую внутреннюю логику, определяемую дидактическими целями и содержанием. строится на основе учёта программных требований и требований учебных стандартов; диагностики потребностей и возможностей учащихся; самооценки возможностей преподавателя должен иметь точное дидактическое назначение(тип) и свои неповторимые особенности нацелен на конкретные результаты должен иметь рациональную структуру и темп. изложение материала на уроке должно быть вариативным по своей структуре. должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в изменённой ситуации по сравнению с изученной. большая часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач. существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Она необходима в качестве условия, обеспечивающего работу каждого ученика в доступном ему темпе, для поощрения перехода одного уровня развития к другому. Требования, предъявляемые к современному уроку

эффективность современного урока предполагает и применение современных технологий и ИКТ должны применяться многообразные формы, методы и средства. Особое внимание уделяют тем из них, которые при прочих равных условиях, при данном мастерстве преподавателя способны обеспечить максимальную эффективность данного урока урок должен служить не только обучению, но и воспитанию учащихся. Воспитывать компонентами, содержанием, методами и средствами обучения, организацией, уровнем и характером ученического коллектива, обликом педагога, общей атмосферой. обеспечивается корректный дифференцированный подход к учащимся педагог способствует становлению и развитию учебно-познавательной деятельности учащихся и эффективно ею управляет; Современный урок – одна из важнейших проблем не только педагогики, но и гигиены. Речь идёт о рациональной организации учебного занятия. для проведения урока необходима благоприятная обстановка педагог проводит рефлексию урока и его самоанализ урок проводится по плану, который является творческим документом учителя Требования, предъявляемые к современному уроку

Технологическая карта урока Тема урока _______________________________________________________________________ Цели для ученика 1. 2. 3. Цели для учителя Образовательные Развивающие Воспитательные Тип урока Форма урока Опорные понятия, термины Новые понятия Формы контроля Домашнее задание Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества)

1 . Организационный – организация группы в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина. 2 . Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. 3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе. 4. Коммуникативный – уровень общения педагога с группой. 5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. 6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной группы и т.п. 7 . Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. 8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока. Основные компоненты современного урока

1. Сформулировать тему урока. 2.Сформулировать тему урока 3. Спланировать учебный материал. 4. Продумать изюминку урока. 5. Сгруппировать отобранный учебный материал. 6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся. 7.Подготовить оборудование для урока. 8. Продумать задание на дом. 9. Написать конспект урока. Как подготовить современный урок?

перед вами ладошка. каждый палец –это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение. большой –для меня это важно и интересно … указательный- я получил конкретные рекомендации… средний- мне было трудно (не понравилось)… безымянный –моя оценка психологической атмосферы… мизинец- для меня было недостаточно… Рефлексия

Заключение Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Неоспоримо одно: он должен быть жизненным, одушевленным личностью педагога. Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, - Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. (Н.Рыленков)

Предварительный просмотр:

Слайд 2

Предмет: Тема урока: Тип урока: Представление о результатах: - личностные: - метапредметные: - предметные: Цель урока: Технология: № п/п Этап урока Цель Деятельность учителя Деятельность учащихся Результат Технологическая карта урока

Тема урока, место в общей теме. Цель урока Планируемые результаты данного урока Новые понятия и термины, которые будут введены (или закреплены) в ходе урока. Предметные знания и умения, которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока. Будут знать: На основе знаний будут уметь: Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока. Личностные: подчеркнуть, дописать (осознание и выработка собственной жизненной позиции в отношении мира и окружающих людей, соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего). Познавательные: подчеркнуть, дописать (исследование, поиск и отбор необходимой информации, её структурирование, логические действия и операции, способы решения задач) Регулятивные: подчеркнуть, дописать (управление познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценка успешности усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности). Коммуникативные: подчеркнуть, дописать (умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя. Умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу). Организация урока Межпредметные связи: Формы работы на уроке: Применение оборудования и инструментария: (ТСО, ИКТ, таблицы, карточки и т. д.) Создание проблемной ситуации и пути её решения. Виды заданий: (кратко указать содержание) Репродуктивные - Импровизационные – Эвристические – Задания на самоорганизацию и самоконтроль- Формы контроля усвоения темы: Оценка результатов деятельности ученика: (какие результаты деятельности подлежат оценке в соответствии с планируемыми) Самооценка учителя по уроку (рефлексия). Технологическая карта урока (предмет, класс, дата проведения) _________________________________________.

Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД Предмет____________________________________________________________ Класс_______________________________________________________________ Автор УМК__________________________________________________________ Тема урока___________________________________________________________ Тип урока____________________________________________________________

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

В данной статье представлен опыт работы учителя начальных классов МКОУ СОШ№ 8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Людмилы Петровны. Каким должен быть современный урок? Каковы его основные признаки. Чем отличается сегодняшний урок, от урока. который мы проводили 5-10 лет назад. Ответы на эти вопросы вы найдёте в статье.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 с. Тахта Ипатовского района Ставропольского края

Опыт работы по теме:

Остренко Людмила Петровна,

учитель начальных классов

МКОУ СОШ№8 с.Тахта

Ипатовского района

Ставропольского края

  1. Информация об опыте. Сведения об авторе

2 . Актуальность и перспективность педагогического опыта.

  1. Концептуальность
  2. Наличие теоретической базы опыта
  3. Ведущая педагогическая идея

6.Сущность современного урока

  1. Оптимальность и эффективность средств
  2. Результативность опыта и эффективность опыта
  3. Возможность тиражирования
  4. Заключение

11. Список использованной литературы

  1. Информация об опыте.

Тема опыта « «Современный урок, отвечающий требованиям ФГОС НОО»

В 1989 году завершила обучение в Ставропольском Государственном педагогическом институте по специальности: «Педагогика и методика начального обучения».

Учитель начальных классов высшей квалификационной категории;
ветеран труда РФ;

стаж работы - 26 лет;

C 2011 года работает по ФГОС по УМК «Перспективная начальная школа»;

победитель муниципального этапа конкурса «Учитель года 2015»

Адрес электронной почты:

[email protected]

Сайт: http://nsportal.ru/ostrenko-lyudmila-petrovna

Актуальность и перспективность опыта.

Для меня ребёнок, словно цветок, который растёт сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и пинать», его надо поливать, обогревать и освещать солнцем! Ему нужно создать условия, удовлетворяя его внутренние стремления. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.

Ребёнок-росток человеческий. В нём изначально заложено неуёмное стремление к росту, к развитию. Цель личности - утвердить своё уникальное «Я», выявить своё неповторимое предназначение на Земле. А цель педагога помочь ему в этом.

Как же нам, учителям, помочь ребёнку в его развитии? Создать условия для развития. А где мы можем создать эти условия? Конечно же в школе, на уроке .

Меняются времена, меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок, придуманный Яном Амосом Коменским 400 лет назад, остается главной формой обучения . На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Что значит для меня современный эффективный урок?

  • Понятие «современный урок» находится в постоянной динамике, и, именно сейчас, когда мы вступили в новый век, эта динамика особенно заметна.
  • На современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия,
  • На современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества,
  • На современном уроке есть место каждому ребенку, потому что современный урок-залог его успеха в будущем!

Разработка и внедрение государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования нового поколения определяет формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизационной, самообразовательной.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих «умение учиться».

Каким же должен быть современный урок, чтобы решалась эта задача?

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций, ведутся дискуссии. Вопрос качества, а значит эффективности урока волнует всех. Я понимаю, что современный урок соответствующий современным требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации в иных, отличных от школьной образовательной среды, условиях, направлен на выполнение социального заказа общества.

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задаём мы себе, приходя сегодня в класс.

Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Изменяются приоритеты и акценты в образовании, оно становится направленным на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни. Значит, актуален вопрос: “Что такое современный урок? Каким должен быть современный урок?”

Современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые ими знания, быть коммуникабельными, контактными Общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют трудиться над развитием собственного интеллекта.
Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики - новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС) к уроку.

Тема моего исследования: «Современный урок, отвечающий требованиям ФГОС»

Цель : исследование особенностей современного урока, определение его результативности и распространение личного опыта.

Гипотеза исследования : при соблюдении современных требований к уроку повышается качество обучения, мотивация учащихся.

Для достижения цели исследования поставим перед собой следующие задачи :

  1. Определить понятие «современный урок».
  2. Проанализировать современный урок как целостную систему.
  3. Выявить требования к современному уроку.
  4. Сравнить урок традиционной дидактики и урок в системе деятельностного подхода.

Концептуальность .

В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению. Ведь внедрение современных технологий на уроке, в основе которых лежит , позволяет, как повысить эффективность урока, так и сделать его разнообразным и эффективным, а значит результативным.

Наличие теоретической базы опыта

Как учитель я стараюсь строить современный урок, руководствуясь следующими нормативными документами и материалами:

  1. Концепция проекта Федерального закона "Об образовании в РФ".
  2. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа»
  3. "Концепция модернизации российского образования»
  4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
  5. И другие источники

В основе современного урока, отвечающего требованиям ФГОС лежит деятельностный метод обучения помогает конструктивно выполнить задачи образования XXI века, т.к. данная дидактическая модель позволяет осуществлять:
· формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);
· формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
· формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Теория деятельностного подхода сформировалась в отечественной психологии в 20−30-х годах 20 века в трудах Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна. Она основана на концепции “учения через деятельность”, предложенной американским ученым Дж. Дьюи, которая, как система, имеет следующие основные принципы:
-учет интересов учащихся;
-учение через обучение мысли и действию;
-познание и знание — следствие преодоления трудностей;
-свободная творческая работа и сотрудничество.

Деятельностный подход к жизни вообще является значительным достижением психологии. Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. Она играет решающую роль в формировании физических и духовных качеств личности.
Педагогами и психологами доказано, что учебный процесс эффективен в отношении усвоения знаний и умственного развития учащихся только тогда, когда он вызывает и организует их собственную познавательную деятельность. Доказано и то, что способности человека проявляются в деятельности, но главное в том, что они создаются в ней.
Если учитывать деятельностную природу человека, то следует признать, что цель по развитию учащихся может быть достигнута только единственным способом: через «включение» их в самостоятельное выполнение тех видов деятельности, которые указаны в цели. В самом деле, для того чтобы научиться рассуждать, надо рассуждать, чтобы научиться думать — надо думать.

Деятельностный подход - это обучение, реализующее принцип деятельности. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Построенная структура учебной деятельности включает в себя систему деятельностных шагов - технология деятельностного метода обучения (разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон).
При деятельностном подходе задача учителя, например, при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно, все объяснить, рассказать и показать. Теперь он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Образно говоря, если в наглядном обучении учитель выполняет роль музыканта-исполнителя, а дети — роль зрителей, то в деятельностном подходе их роли меняются: дети сами становятся исполнителями, а учитель — дирижером. И если мы хотим научить детей играть на музыкальных инструментах, то другого пути у нас нет.
Деятельностный подход ломает многие привычные стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет саму систему взаимоотношений «учитель — ученик».
Система дидактических принципов деятельностного подхода
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности. Понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений;
2) Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;
3) Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук);
4) Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний);
5) Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
6) Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;
7) Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.
Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.

Ведущая педагогическая идея заключается в совершенствовании урока для развития познавательного интереса, логического мышления, формировании творческой активности учащихся.

«Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», - утверждал В. Сухомлинский. Эти слова не потеряли своей значимости. Чтобы ученикам было интересно учиться, а нам, учителям, интересно учить, необходимо разнообразить формы и методы урока, применять эффективные современные технологии, идти в ногу со временем. Я убеждена, что и учитель должен быть современным. Он должен сочетать в своей педагогической деятельности традиционные и новые современные методы обучения.

Сущность современного урока

Обратимся к определению понятия «современный урок ».

Я проводила опрос среди своих учащихся 1-х, 5-х, и 9 -х классов своей школы. Вот что об этом они говорят. Приведу несколько высказываний учащихся.

Современный урок - это понятный для нас урок.

Современный урок - это весёлый, познавательный, интересный и нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются”.

Современный урок - это разнообразный урок”.

Современный урок - это урок, на котором выслушивают любое твоё мнение, урок, где человек учится быть человеком”.

Современный урок - это урок, на котором чувствуешь себя уверенно, и на нём не бывает стрессов”.

Современный урок - это урок, на котором решаются задачи, которые готовят нас к жизни”

В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению, современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Опираясь на это мнение, я стараюсь на своих уроках заложить у учеников методологические основы познавательной деятельности. Очевидно, что возможности урока математики в данном аспекте практически безграничны.

Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учёбы - Щукина Г. А. считает, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий: личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается); содержания учебного материала (когда ребёнку просто нравится содержание данного предмета); методов и приёмов обучения. Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний - поле для творческой деятельности любого преподавателя.

Чтобы обучение стало интересным, на мой взгляд, нужно применять новые технологии, проводить больше нестандартных уроков. Считаю важным, чтобы каждый урок достигал своей цели, обеспечивал качество подготовки учащихся. Чтобы содержательная и методическая заполненность урока, его атмосфера не только вооружали учащихся знаниями и умениями, но и вызывали у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировали их творческое сознание. Чтобы они шли на урок без боязни перед сложностью предмета, ведь математика объективно считается наиболее трудным для усвоения школьным курсом. Но состояние работоспособности учащегося неразрывно связано с хорошим самочувствием. Только здоровый ребёнок с удовольствием и радостью включается во все виды учебной деятельности.

Современный урок - это урок, характеризующийся следующими признаками:

1.субъективизация (ученик не объект, а субъект, равноправный участник образовательного процесса);

  1. метапредметность (формирование УУД),

3.системно-деятельностный подход (знания преподносятся не в готовом виде, а в ходе поисковой и исследовательской деятельности);

  1. коммуникативность (умение учащихся обмениваться информацией, взаимодействие учащихся на уроке);
  2. рефлексивность (учащиеся были поставлены в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока);

6.импровизационность (умение учителя вносить некоторые изменения и коррекцию урока в процессе его проведения)

Я считаю, что одним из главных признаков урока на сегодняшний день, является системно- деятельностный подход.

Поэтому и наша школа, и я в том числе, применяем этот метод обучения. Урок, на котором во главу угла ставится самобытность ребёнка, его самоценность. Учитель на таких уроках не формирует личность, а создаёт условия для ценностных проявлений внутреннего мира ребёнка; он не ведёт, а идёт рядом и впереди, сотрудничает с ним, переживает, его проблемы, вслушивается в него и принимает его таким, каким он пришёл. Учитель воздерживается от нравственных оценок личности, он даёт ребёнку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины. На таких уроках необходимо обеспечивать мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке, развитие индивидуальности учащихся, создание ситуации успеха и обстановку на готовность отвечать, не боясь ошибиться.

В связи с переходом на новые государственные стандарты считаю необходимым использовать в своей практике современные образовательные технологии, методы и приёмы, способствующие формированию УУД. В основе ФГОС - системно-деятельностный подход в обучении, где ключевая фигура — учитель, а главное действующее лицо — ученик.

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода , который положен в основу Стандарта. Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования - это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика - активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

Деятельностный подход на уроках осуществляется через:

Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

Использование интерактивных методик;

Участие в проектной деятельности;

Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность.

Учащиеся на уроках

  • работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
  • формулируют собственные заключения и оценочные суждения;
  • решают познавательные и практические задачи;
  • анализируют современные общественные явления и события;
  • осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах;
  • выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

В Стандартах сформулированы требования к современному учителю:

Стандарты второго поколения невозможны без современного учителя.

Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель.

В Стандартах сформулированы требования к современному учителю:

во-первых, это профессионал, который:

  • демонстрирует универсальные и предметные способы действий;
  • консультирует и корректирует действия учащихся;
  • находит способы включения в работу каждого ученика;
  • создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования - это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика - активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

Мы, учителя, начавшие работать в условиях введения ФГОС, оказались в трудном времени. Но трудное время - это время величайших перемен и возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит «оказаться во времени». Учителю совсем нелегко перестроить свою педагогическую деятельность, вырваться из круговорота ставших традиционными норм поведения, искоренить в себе консерватизм, сформировать собственные творческие способности.

Каждому учителю необходимо развитие уверенности в себе, умения видеть собственные профессиональные успехи и неудачи. Но не каждый может с этим справиться. Очень хотелось бы, чтобы в школе была какая-то служба, которая помогала бы учителям, слабо владеющим навыками профессиональной саморефлексии, не видящим в себе креативного начала, нуждающимся в средствах выявления и развития их индивидуальных способностей. Ведь успех реализации стандартов второго поколения в значительной степени зависит от учителя, его отношения к учебному процессу, его творчества и профессионализма, умения проектировать УУД в учебной и внеучебной деятельности.

Отличия традиционного урока от урока по ФГОС

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок по ФГОС

Объявление темы урока

Преподаватель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Преподаватель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Преподаватель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по

намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Преподаватель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют

коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Преподаватель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам

(самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Преподаватель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Преподаватель объявляет и комментирует (чаще - задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем

с учётом индивидуальных возможностей

Формулировки деятельности преподавателя и обучающихся

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на…

Формулирует задание…

Напоминает обучающимся, как…

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:

индивидуальный контроль;

выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

«Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС»

1 слайд Тема эта актуальна, в свете внедрения ФГОС основного общего образования .

Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования.

2 слайд. Перед образованием по ФГОС ставятся новые цели, новые требования к качеству образования, к уроку.

3 слайд. Главным направлением в работе каждого учителя и педагогических коллективов на ближайшие годы становится осмысление, освоение и внедрение в практику работы системно-деятельностного подхода.

Широко известна аксиома: « Хорошо учится тот, кто хочет учиться». По данным психологов, среди поступающих в школу уже 50% учиться не хотят, а среди тех 50%, кто на входе эту тягу к знаниям имел, в первом полугодии, к декабрю, мы теряем еще 20%... Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного подхода выходит на первый план. Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.

4 слайд. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию…»

5 слайд. Современный урок по ФГОС – это

6 слайд.

Профессиональная и методическая подготовка учителя

Целеполагание и мотивация учения

Системно-деятельностный подход

Современные средства обучения

Выбор оптимальных средств обучения

Создание условий для саморазвития

Анализ каждого учебного занятия

Какие бы не совершались реформы в образовании, урок был и остаётся главной формой обучения. И как и сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса - учитель и ученик. Каким будет его урок - решать каждому учителю лично. В этой возможности выбора и состоит принципиальная новизна российского образования.

Слайд 7. Что является самым важным в структуре современного урока? «Начало больше половины целого», - утверждал Аристотель. На уроке все начинается с постановки цели. Однако цель, поставленная учителем, не имеет смысла, пока не станет целью для ученика. Следовательно, нужно пробудить в ученике потребность в знаниях, придать этим знаниям личностный смысл. Урок должен вовлекать учеников в активную деятельность. Ведь по данным ученых 20% обучающиеся удерживают в памяти, если слышат материал: 30%- если видят; 50%- если видят и слышат; 90%- если говорят, в то время, как делают; 95%- если исследуют, создают сами.

«Радость успеха - это могучая сила, от которой зависит желание ребенка быть хорошим». Учитель идет на урок – день за днем, год за годом, сомневается, думает, учится.

Современный урок начинается с учителя. Современный урок - удивление, удовольствие, усилия, успех!

Современный урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, то, что ученики будут помнить. Применяются такие приёмы как - интересный факт, неожиданное открытие, обращение к жизненному опыту самих обучающихся.

ИТАК,

современный урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов;

урок строится в рамках системно-деятельностного подхода;

развивает у обучающихся способности самостоятельно ставить учебную задачу;

проектировать пути их реализации;

контролировать и оценивать свои достижения.

Учитель, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!

7 слайд. Какие требования предъявляются к современному уроку:

хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся;

вывод делают сами обучающиеся;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

времясбережение и здоровьесбережение;

8 слайд. в центре внимания урока - дети;

учет уровня и возможностей обучающихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление обучающихся, настроение детей;

умение демонстрировать методическое искусство учителя;

планирование обратной связи;

урок должен быть добрым

Как проходит обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

9-10 слайды Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.

Итак плюсы :

    Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове.

    На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.

    Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.

    Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников.

Минусы:

    Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель.

    Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда).

    Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.

    Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом.

    Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития.

    При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.

Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС?

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи. Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.

Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).

Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учеников и учителя на всех этапах урока.

Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

Продумать форму подведения итогов урока.

Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Слайд 11. Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие обучающихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?

Слайд 12. Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

Слайд 13. Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

1. Урок изучения нового.

Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний

2. Урок закрепления знаний.

Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний.

Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум ( мини- ), смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Слайд 14. Методы и формы современного урока:

Метод проектов;

Информационно-коммуникационные технологии;

Здоровьесберегающие технологии (интеграция);

Портфолио.

Слайд 15. Без применения ИКТ не может быть современного урока.

ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

Создание презентаций к урокам;

Работа с ресурсами Интернет;

Использование готовых обучающих программ;

Разработка и использование собственных авторских программ.

Слайд 16. Возможности ИКТ:

Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

Создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

Создание текстовых работ;

Обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.

То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия. Технологическая карта урока – что это?

Слайд 17. Понятие “технологическая карта” пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

Это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. (Приложение 1)

Структура технологической карты включает :

Название темы;

Цель освоения учебного содержания;

Планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

Основные понятия темы;

Метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы.

Преимущества технологической карты:

использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;

освобождается время для творчества учителя;

обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;

снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

обеспечивается повышение качества образования.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

используются эффективные методы работы с информацией;

организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Слайд 18. ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация , под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: возраста ребенка; специфики учебного предмета; меры сформированности УУД обучающихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы :

предъявить противоречивые факты, теории;

обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Слайд 19. Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:

проблемы, с которыми столкнулись учителя: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили ФГОС существенно изменить портрет выпускника школы.

если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя из младшего в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.

таким образом, в отличие от стандарта 2004 года, ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

В заключении.

Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС?

Слайд 20. Современный урок – это:

    урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

    урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.

    урок, содержащий разные виды деятельности.

    урок, на котором ученику должно быть комфортно.

    урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.

    современный урок развивает у детей креативное мышление.

    современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.

    урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.

Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения

.

Работа учителя истории Маленковой Н.И.

МКОУ Сляевской СОШ Рамонского района Воронежской области

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.. Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний.
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний.. Перед учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым .

Однако в настоящее время большинство учителей по-прежнему тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами : привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного потенциала современных возможностей обучения. На традиционном уроке легко работать.Его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. Но мы отмечаем постоянное снижение интеллектуального уровня учеников, а у учителя - постоянное чувство неудовлетворенности из- за отсутствия у детей интереса,. нежелания учиться, непонимания со стороны учеников и их родителей требований учителя.

Сравним с помощью таблицы изменения в деятельности педагога, работающего по ФГОС с традиционной деятельностью учителя.

Характеристика изменений в деятельности учителя , работающего по ФГОС

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

Учитель пользуется сценарным планом урока, представляющим ему свободу в выборе форм. способов и приемов обучения.

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег.

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя.

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано на уроке

Организовать деятельность детей:

По поиску и обработке информации;

Обобщению способов действия;

Постановке учебной задачи и т.д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выполните и т.д.

Формулировки: проанализируйте, докажите, объясните, сравните,выразите символом создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте,оцените, измените придумайте и т.д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Групповая и индивидуальная

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися: дети изготавливают учебный материал, проводят презентации

Результаты обучения

Основная оценка – оценка учителя

Результаты, не только предметные, но и личностные и метапредметные

Создание портфолио

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

С позиций нового федерального образовательного стандарта – стандарта второго поколения – результаты освоения программы рассматриваются с трех точек зрения:

-личностные результаты: готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки, социальные компетенции, личностные качества.

-предметные результаты: освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира.

- метапредметные результаты: освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия.

ФГОС провозглашает в качестве одной из важнейших задач современного образования формирование универсальных учебных действий (УУД),дающих возможность школьникам умение учиться, способность к самореализации, саморазвитию и самоусовершенствованию.

Универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока:

Личностные;

Регулятивные;

Познавательные;

Коммуникативные действия.

Итак, исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

Организация деятельности учеников на уроке происходит через :

Постановку цели деятельности;

Планирование своих действий по реализации поставленных целей;

Саму деятельность;

Реализация деятельностного метода обучения опирается на методы : :

Активные;

Интерактивные;

Исслеедовательские;

Проектные.

В современном уроке ключевым является ориентация на способность не заучивать, а применять знания. Основой способности учащихся к саморазвитию и самообразованию является формирование универсальных учебных действий. Ученик не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Он должен стать участником образовательного процесса. Поэтому уроки должны строиться по совершенно иной схеме.

Методической основой обучения по ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Так как основной формой организации обучения является урок. то нам надо знать:

Принципы построения урока;

Примерную типологию уроков;

Критерии оценки урока в рамках системно – деятельностного подхода.

Деятельностный подход- это такой подход к организации процесса обучения, при котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, как хозяина своей деятельности, своей жизни. Он:

Ставит цели;

Решает задачи;

Отвечает за результаты.

Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя, поэтому учебная деятельность является универсальным средством развития.

Реализация технологии деятельностного метода предполагает соблюдение определенной системы дидактических принципов :

- принцип деятельности

Заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании что формирует его общекультурные и деятельностные способности, общеучебные умения;

-принцип непрерывности

означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологий, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;

- принцип целостности

предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире: природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук;

- принцип минимакса

школа должна предложить ученику возможность усвоения содержания образования на максимальном для него уровне в его возрастной группе и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума – государственного стандарта знаний;

- принцип психологической комфортности

предполагает снятие всех стрессообразующих факторов, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;

- принцип вариативности

формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуации выбора;

-принцип творчества

максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.

При подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС нам надо учитывать следующие требования :

Четкое формулирование цели;

Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся;

Прогнозирования уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков;

Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;

Выбор оптимального сочетания различных форм работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе обучения, обеспечивающих познавательную активность;

Урок должен быть проблемным и развивающим, учитель сотрудничает с учениками, а ученики сотрудничают с учителем и одноклассниками;

Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

Необходимо подобрать такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха.

Если в традиционном уроке чаще использовалась фронтальная работа, то на уроке современного типа должна преобладать индивидуальная, парная и групповая работа . Работа в парах и группах формирует коммуникативные умения: обучает сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли.

Требования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы. Учащихся надо обучать самоконтролю. самооценке и взаимооценке. Это формирует регулятивные и коммуникативные УУД.


Этапы конструирования современного урока:

Определение темы учебного материала;

Определение дидактической цели темы;

Определение типа урока;

Продумывание структуры урока;

Обеспеченность урока;

Обзор содержания учебного материала;

Выбор методов обучения;

Выбор форм организации педагогической деятельности;

Оценка

Рефлексия достижения целей.

Дидактическая структура урока :

Организационный момент (тема, цель: образовательные, развивающие, воспитательные задачи, мотивация их принятия, планируемые результаты; формируемые УУД);

Проверка домашнего задания (если оно задавалось

Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, мотивация, актуализация знаний;

Сообщение нового материала;

Решение учебной задачи;

Усвоение новых знаний;

Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль тестом);

Закрепление изученного материала;

Обобщение и систематизация знаний;

Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль);

Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения целей;

Домашнее задание и инструктаж по его исполнению.

Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения ?

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил :

- конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы;

Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание);

Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока;

Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников;

Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

Продумать форму подведения итогов урока;

Продумать содержание, объем и форму домашнего задания;

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Используя современные технологии, работая в технологии моделирования, школьники формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. у школьников развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазви тия.

Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Современное российское образование требует личностного начала учителя, самостоятельного планирования уроков, знания принципов дидактики, точного и одновременно творческого выполнения программно- методических требований к уроку, знания типологии урока.

Можно долго говорить о том, каким должен быть современный урок. Бесспорно одно: он должен быть одушевлен личностью учителя. а идеальным воплощением новых стандартов на практике будет урок, на котором учитель лишь направляет детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому у детей появляется ощущение, что урок ведут они сами Это и есть «высший пилотаж» в проведении современного урока ..

Март 2016 . село Скляево.

Cовременная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях любознательных, активных, творчески мыслящих, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, умеющих осуществлять жизненный выбор. Cовременный урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов. Урок строится в рамках системно - деятельностного подхода, развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации; контролировать и оценивать свои достижения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литовченко Марина Владимировна, учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №511 Пушкинского р-на Санкт-Петербурга


Требования к современному уроку в условиях реализации ФГОС
Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях любознательных, активных, творчески мыслящих, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, умеющих осуществлять жизненный выбор.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), отвечая требованиям времени, не только смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
На современном уроке чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Какие же требования предъявляются к современному уроку:
- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим:
- учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбереже ние;
- в центре внимания урока - дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
Как проходил обычный урок?
Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Как должен проходить современный урок?
Нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстриров ать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме.
Ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта при работе в группах. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.
«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала.
Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания. Новый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы. На этапе РЕФЛЕКСИИ учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности.
Домашнее задание на современном уроке учащиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
возраста ребенка;
специфики учебного предмета;
меры сформированност и УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
- предъявить противоречивые факты, теории;
- обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
- использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Таким образом, современный урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов. Урок строится в рамках системно - деятельностного подхода, развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации; контролировать и оценивать свои достижения.