Болезни Военный билет Призыв

Как функционируют различные части структуры личности. Психологическая структура личности. Понятие структуры личности

Все о фрустрации: расшифровка понятия, причины ее возникновения и форма протекания подобного душевного дискомфорта. В статье будут даны рекомендации по избавлению от желания впасть в депрессию после какой-либо серьезной неудачи.

Содержание статьи:

Фрустрация - это состояние психики человека, которое связано с неудовлетворением своих желаний из-за минимума возможностей их реализации в действительности. Хотеть можно многое, но получить желаемое получается не всегда. При данном стечении обстоятельств у человека возникает масса негативных эмоций, которые могут привести к нежелательным последствиям.

Описание и механизм развития фрустрации


При переводе этого слова с латыни подобное выражение становится более понятным, если его озвучить как неудачу, обман, расстройство замыслов и тщетное ожидание. Некоторые люди путают данный термин с депривацией, которая является однозначной невозможностью реализовать в жизни свои потребности. Одно дело - не иметь хоть каких-то перспектив на будущее, а другое - потерять их при определенных ситуациях.

При данном состоянии люди продолжают бороться за достижение заветной цели даже при том условии, что не знают пути к реализации желаемого. Следует также помнить о том факторе, что подобные рвения могут быть как осознанными, так и неосознанными. Довольно часто в этой гонке за заветной целью человек вырабатывает защитную реакцию, чтобы таким образом адаптироваться к действительности.

Фазы формирования фрустрации можно охарактеризовать следующим образом:

  • Постановка цели . Каждый человек ставит перед собой определенную планку для достижения своих потребностей. Она может измеряться желаниями личностного или финансового плана. Механизмы фрустрации всегда запускаются именно на этом этапе ее образования.
  • Желание достижения цели . После принятия решения изменить свою жизнь человек начинает активные действия по воплощению в реальность намеченных планов. В данном случае может быть затрачено большое количество как моральных сил, так и финансовых капиталовложений.
  • Поражение . Именно этот этап является фундаментом для развития фрустрации. Далеко не каждый человек способен хладнокровно принять подобный удар судьбы и при этом не сломаться. Следовательно, речь уже идет о болезненной реакции после неосуществления своих надежд.
Все озвученные фазы говорят о том, что идет элементарное уничтожение мечтаний человека. Итогом развития фрустрации могут стать самые различные последствия, большинство из которых не является положительным исходом событий.

Причины возникновения фрустрации


В некоторых случаях и на ровном месте человек в состоянии споткнуться. Состояние фрустрации обычно возникает из-за таких жизненных ситуаций:
  1. Стресс . Иногда он может сформироваться на фоне мелких неудач, которые в конечном итоге приводят к серьезным проблемам вплоть до невроза. Если же случилось нечто травмирующее психику человека, то он однозначно становится жертвой такого состояния, как фрустрация.
  2. Нехватка материальных благ . Именно этот фактор часто становится преградой для человека при желании достичь заветной цели. Иногда люди обладают высоким интеллектом и имеют определенные способности, но не могут подняться на ступень выше из-за недостатка денег.
  3. Отсутствие образования . Институт для многих становится недостижимой целью из-за отсутствия финансовых возможностей. Они перестают верить в себя и впадают в депрессию, поскольку не считают возможным получить хорошую работу и достойную заработную плату. Однако стоит помнить, что некоторым знаменитым людям хватило и начального образования, чтобы их имя запомнило человечество. Хотя следует признать тот факт, что это были все же единичные случаи.
  4. Потеря здоровья . Если человек плохо себя чувствует или имеет ограниченные возможности, то он часто становится жертвой фрустрации. Имея большой эмоциональный потенциал, он не в состоянии реализовать его в действительности из-за сложностей со здоровьем.
  5. Личные проблемы . В некоторых ситуациях люди перестают контролировать себя, когда в их мир фантазий приходит жестокая реальность. При этом может разрушиться все: любовь, дружба и доверие. Итог - фрустрация в самом ярком ее проявлении.
Если внимательно изучить причины возникновения данного душевного дискомфорта, то можно заметить некоторую закономерность. Именно внешние факторы больше всего влияют на эмоциональное состояние человека, вводя его в состояние депрессии.

Разновидности фрустрации


В данном случае следует говорить о разных причинах образования проблемы. Психологи разграничили разновидности этого расстройства следующим образом:
  • Фрустрация внешняя . При таком типе часто наблюдаются проблемы с финансами. В этом случае трудности возникают как по вине человека, так и без его вмешательства в ход событий. Внешней фрустрацией также можно назвать потерю близкого человека. Причиной подобной метаморфозы в сознании многих индивидуумов обычно становится болезнь, смерть или предательство того, кто им был дорог. Часто внешняя фрустрация выражается в вербальных проявлениях в виде оскорблений и грубости. В некоторых случаях она сопровождается двигательной неупорядоченной реакцией.
  • Фрустрация внутренняя . При формировании этого разочарования в своих ожиданиях играет роль потеря здоровья у человека. Данный тип фрустрации также подразумевает отсутствие работоспособности индивидуума по той или иной причине. Психологи считают, что подобное сопоставление себя и реальной действительности часто связано с борьбой между противоположными мотивами. «Хочу - могу» является в данной ситуации основой схватки с собственной тенью. В лучшем случае этот поединок заканчивается замещением старого идеала на новый или интенсификацией усилий для достижения уже обозначенной цели. Сопровождается этот процесс обычно уничтожением обычных алгоритмов деятельности.

Способы борьбы с фрустрацией

Любой душевный дискомфорт должен быть уничтожен, потому что эмоциональное состояние человека часто влияет на его здоровье. Можно попробовать бороться с данной патологией самостоятельно. В некоторых случаях это срабатывает, но стоит все же рассмотреть возможность обращения за помощью к специалисту при глубокой депрессии.

Работа над собой при фрустрации


Следует выработать для себя определенные правила поведения, чтобы справиться с имеющейся проблемой. Прежде всего стоит попробовать следующие методы самотерапии:
  1. Самовнушение . Необходимо в каждой неприятности искать ее позитивные стороны. Не получилось занять заветную должность - знак, что не стоит стремиться на это место. Возможно, оно просто не подходит или же не принесет тех эмоций и финансовой отдачи, на которые человек рассчитывает. Если речь идет о желании обладать недоступным, то необходимо реально проанализировать ценность этого объекта, сопоставить свои возможности на близкую и далекую перспективу. Зачастую после детального анализа можно принять два решения: отказаться от задуманного в силу того, что не такое уж оно и важное, или разработать план для достижения желаемого, пусть даже и за более продолжительное время.
  2. Анализ . Выражение, что нет худа без добра, должно стать основой для человека, который потерял веру в себя. В этом случае также можно напомнить себе, что могло быть и хуже. Необходимо взять лист бумаги и озвучить на нем все то, что тревожит на данный момент. Затем его следует перевернуть и написать еще худшие варианты развития событий. Психологи настаивают на том, что такая самотерапия всегда срабатывает.
  3. Сравнение . Этот метод можно назвать наиболее действенным, потому что он срабатывает практически всегда. Если человеку не везет в карьере, то пусть он посетит биржу труда. При недостижимом желании у него иметь собственную квартиру можно проведать приют для бездомных. Все познается в сравнении, поэтому фрустрация отлично лечится подобным способом.
  4. Общение . Чтобы снять очаг возбуждения, необязательно заниматься самоедством. При явных признаках фрустрации необходимо как можно больше времени проводить среди своих близких людей. Если перестать смотреть исключительно на свои проблемы, то реально увидеть, что родственники и друзья также подвержены депрессии после отсутствия реализации их мечты.
  5. Отказ . Не всегда нужно стремиться к тому, что реально недоступно. Тщетное ожидание только на первый взгляд кажется несерьезной проблемой. На самом деле этот факт может довести человека до невроза. Следовательно, необходимо абстрагироваться от своих несбывшихся желаний и поставить себе новую цель.
  6. Неприятие стереотипов . Запретный плод бывает сладок только в том случае, если он реально стоит такого повышенного внимания. В ином случае необходимо избавиться от таких расхожих фраз, которые человека не возвышают, а тянут на дно.

Помощь психологов при проявлении фрустрации


В последнее время стало модно при малейшей проблеме обращаться за помощью к специалисту. Однако при проявлениях фрустрации психологи реально могут помочь благодаря следующим способам:
  • Клуб неудачников . Подобный метод довольно интересен по той причине, что при коллективной терапии реально избавить от озвученной проблемы большое количество людей. Решая общими усилиями, как выйти из фрустрации, специалист проводит специальные тренинги одновременно с несколькими людьми. Собратья по психологической проблеме не только могут открыто рассказать о своей цели, получив поддержку, но и услышать объективную оценку о том, насколько она реально важная и недостижимая, а также идеи по реализации задуманного. В некоторой мере такой клуб напоминает сообщество анонимных алкоголиков, где люди с проблемами четко озвучивают их.
  • Метод анти-фрустратора . Воздействие на сознание такого рода подразумевает прямой контакт психолога и пациента. В большинстве случаев он задает прямые вопросы довольно жесткого характера и требует прямых ответов. Обычно при этом используются фразы «а стоило ли?», «разве это достойно внимания? » и «это не ваш формат».
  • Гипноз . В некоторых особо тяжелых случаях необходимо сделать блокировку неудовлетворенных потребностей. При этом следует найти грамотного специалиста, который сможет предоставить квалифицированную помощь нуждающемуся человеку.
  • Метод агрессии . Он в некотором роде напоминает уже описанную терапию, но при этом кардинально от нее отличается. В данном вопросе упор делается не на убеждении в неправильном видении ситуации. Метод агрессии подразумевает полное уничтожение иллюзий самым жестким способом, лишая человека призрачных мечтаний.
  • Метод защитной мотивации . В данном случае психологи обозначают свой фронт работы, исходя из темперамента человека. Меланхолику легче всего абстрагироваться при создавшейся ситуации по причине своей инертности и толерантности к фрустрации. Холерикам рекомендовано использовать выше озвученный метод агрессии. Флегматики меньше всего подвержены описываемому явлению, поэтому в виде защитной мотивации им предлагается беседа у психотерапевта. Сангвиники чаще всего сами замещают свои потребности новыми целями для приобретения желаемого.

Последствия фрустрации у человека


У каждой проблемы имеются ее негативные результаты, которые часто не контролируются человеком. При фрустрации люди могут самостоятельно от нее избавиться или впасть в следующее состояние:
  1. Мир в фантазиях . Жизнь в виртуально созданном пространстве может стать вполне приемлемой для человека на долгие годы. Но на самом деле иллюзии никогда не позволят ему занять достойное место в обществе, построить семью и реализовать себя в профессиональном плане.
  2. Необъяснимая агрессия . При желании получить недоступное человек очень часто срывается на людей. Поводом для его всплеска эмоций может даже стать неисправная бытовая техника, потому что особу с признаками фрустрации раздражает буквально все.
  3. Регресс личности . В особо тяжелых случаях тщетность ожиданий становится последней точкой в желании человека самореализоваться. Он осознает все свои амбиции, но реально начинает считать себя никчемной личностью. В итоге так все и получается, потому что под лежачий камень вода не течет.
К сожалению, в некоторых ситуациях без посторонней помощи не обойтись. В противном случае человек начнет погружаться в мир своих иллюзий или просто приглушать горе алкоголем или наркотиками.

Как бороться с фрустрацией - смотрите на видео:


Если приходится самостоятельно решать, как избавиться от фрустрации, то для начала необходимо просто заняться самоанализом и объективно посмотреть на свои цели. При отсутствии результата не стоит пренебрегать профессиональной помощью. В ином случае существует возможность впасть в затяжную депрессию, которая может закончиться неврозом и другими тяжелыми последствиями для здоровья и личной жизни.

Фрустрация это такое психическое состояние, для которого характерна безысходность, глубокая печаль, разочарование, неудовлетворенность, тревога, психологический ступор, раздражение, расстройство замыслов, отчаяние. Само определение фрустрации включает невозможность удовлетворения в реальной жизни своих потребностей. До определенного момента такая ситуация является травмирующей для человека. При этом состоянии характерно продолжение упорной борьбы людей за получение желаемого, даже при условии отсутствия знаний и правильных действий для достижения успеха.

В последние годы проблема фрустрации является предметом экспериментальных исследований в психологии. Состояние фрустрации откладывает отпечаток на всю психическую жизнь человека. Существуют определенные трудности в понимании этого термина. Состояние фрустрации рассматривается в плане выносливости к жизненным трудностям и реакциям на эти сложности

Фрустрация в психологии

И.П. Павлов неоднократно упоминал о трудностях жизни, которые способны вызвать неблагоприятные состояния в коре больших полушарий головного мозга. С его слов жизнь сплошная трудность и если она возникает при не устойчивой нервной системе, то человек становится подвержен депрессиям. Все жизненные трудности делятся на две категории: преодолимые и непреодолимые.

Для преодолимых трудностей требуются огромные усилия. Зачастую эти трудности связаны с овладением профессиональной квалификации и когда упоминают о настойчивости, то здесь имеется в виду как раз преодоление профессиональных сложностей или овладение профессиональными навыками.

Концепция фрустрации к преодолимым трудностям не относится, а если относится, то только когда человек сдается и воспринимает их как непреодолимые.

К жизненным трудностям с непреодолимыми препятствиями относятся ; психологические барьеры, возникшие на пути к поставленной цели; удовлетворение потребностей, решение психологической задачи.

Но не стоит все непреодолимые жизненные трудности сводить к барьерам, которые блокируют намеченное действие. Иногда при жизненных уколах или разочарованиях для борьбы с невзгодами необходима твердость характера.

И действительно, так бывает, что возникают трудности, которые ставят барьер или преграду, но только условно и этим мешают, препятствуют благополучию, а также счастью.

Розенцвейг характеризовал фрустрацию, как встречу организма с более или менее непреодолимыми препятствиями, а также обструкциями на пути к удовлетворению жизненных потребностей.

Браун и Фарбер объясняют состояние фрустрации, как результат условий в момент ожидания реакции затормаживания или предупреждения.

Лоусон придерживается мнения, что фрустрация выступает конфликтом между тенденциями: «цель – реакция» и тенденцией возникшей под воздействием интерферирующих условий. Таким образом, фрустрация – психическое состояние, для которого характерно переживание; особое поведение, вызванное непреодолимыми трудностями, появляющимися на пути к желаемой цели, а также решению задачи.

Существует мнение, что фрустрация является совершенно закономерным явлением и выступает необходимым в жизнедеятельности личности или организма.

Майер считает, что само поведение человека или животного зависит от таких потенциалов:

1) репертуар поведения, определяемый условиями развития, наследственностью, жизненным опытом

2) следующий потенциал включает отборочные или избирательные процессы, а также механизмы. Они разделяются на действующие, вызванные мотивирующей деятельностью и возникающие при фрустрации

Велико влияние бихевиоризма на фрустрацию. Бихевиоризм – направление психологии о поведении животных и человека. Того, что относят к внутреннему миру человеку, а также существование сознания и переживаний отрицается бихевиоризмом, поэтому не заслуживает научного изучения. Но требование объективности психологии предполагает не отрицание внутреннего мира человека, а познание его наиболее объективными методами: через эксперимент, наблюдения, словесный отчет, самонаблюдение. Позиция бихевиоризма упрощает и искажает изучение фрустрации.

Фрустрация изучает раздражители, а также те ситуации, которые выступают фрустраторами – провокаторами. Имея ввиду фрустрации как реакции, во внимание принимаются производимые движения, а также действия. Зачастую сильное, а также глубокое переживание фрустрации слабо выражается внешне, уходит вглубь, наблюдается внешнее спокойствие, а по факту чувствование горя сильнее, чем у тех людей, которые проливают слезы.

Психологи говорят о том, что психические состояния приобретают временные изменения в эмоциональности и воображении

Виды фрустрации

Психическое состояние выступает в зависимости от фрустратора. Розенцвейг выделяет три вида и в зависимости от них проявляются ситуации фрустрации

1) Лишения – отсутствие необходимого для достижения цели, а также удовлетворения потребности (человек голоден, а пищи нет возможности достать; влечение к женщине и осознание своей непривлекательности, которое мешает осуществлению мечты)

2) Потери – смерть близкого человека, сгорел дом (внешняя потеря)

3) Конфликт, а именно внутренний конфликт человека, любящего и желающего замужнюю женщину, остающуюся верной супругу. Это желание сильно блокируется.

Фиксация при фрустрации способна проявляться в разных направлениях. В первом человек продолжает свою деятельность по инерции, но чувствуя ее бесполезность, а в другом фрустрирующий фактор полностью поглощает его внимание, что способствует стереотипности восприятия, а также мышления.

Фиксацию необходимо воспринимать, как прикованность к фрустратору. Эта потребность поглощает все внимание человека, вызывая необходимость длительно переживать, а также анализировать фрустратор. В данном случае важна стереотипность не движений, а именно восприятие и мышление. Как особая форма фиксации выступает капризное поведение, возникающее на действие фрустраторов.

Одной из активной формой фрустрации выступает уход в отвлекающую деятельность. Вместе со стеническими проявлениями возникают также астенические реакции на фрустраторы и как следствие возникают .

Например, ощущения людей при таком состоянии очень тяжелые, идет погружение в глубочайшую меланхолию и возникают проблемы со сном, появляются затруднения в мыслительной деятельности.

состояние, возникающее в результате переживания по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения влечений, крушения планов и надежд.

Понятие «фрустрация» широко используется в современной психологической и психоаналитической литературе, но представление о фрустрации, как психическом состоянии, способном привести к возникновению невроза, находило свое отражение в классическом психоанализе. Так, при рассмотрении этиологии невротических заболеваний З. Фрейд использовал понятие Versagung, означающее отказ, запрет и чаще всего переводимое на английский язык как фрустрация.

Для основателя психоанализа вынужденный отказ человека от чего-либо и запрет на удовлетворение его влечений соотносились прежде всего с невозможностью удовлетворения потребности любви. Причем он считал, что человек является здоровым, если его потребность любви удовлетворяется реальным объектом, и становится невротиком, если лишается этого объекта, не находя ему заместителя. Таков один из возможных поводов к психическому заболеванию. Другой тип поводов к заболеванию носит, по мнению З. Фрейда, иной характер, связанный с тем, что человек заболевает не вследствие внешнего запрета на удовлетворение его сексуальных желаний, а в силу внутреннего стремления раздобыть себе в действительности соответствующее удовлетворение, когда попытка приспособления к реальности натыкается на непреодолимое внутреннее препятствие. И в том, и в другом случае наступает невротическое расстройство. В первом случае заболевают от переживаний, во втором – от хода развития. «В первом случае задача состоит в отречении от удовлетворения и индивидуум страдает от недостатка сопротивляемости, во втором задача требует замены одного удовлетворения другим и крушение происходит от недостатка гибкости». Такое понимание, по сути дела, фрустрации было высказано основателем психоанализа в статье «О типах невротических заболеваний» (1912).

По мере развития теории и практики психоанализа стало очевидным, что невротические заболевания могут возникать не только вследствие отказа человека от удовлетворения желаний, но и в момент их исполнения, когда он уничтожает возможность насладиться этим исполнением. В некоторых случаях при достижении успеха у человека может появиться неожиданно внутренняя неудовлетворенность после того, как внешняя неудовлетворенность уступает место исполнению желания. Размышляя о «крушении во время успеха», З. Фрейд обратил внимание на внутрипсихический конфликт, возникающий под воздействием сил совести, запрещающих человеку извлечь выгоду из счастливо переменившихся внешних условий. Речь шла о фрустрации, которой оказывался подвержен человек, когда его Я вооружается против желания, как только оно приближается к исполнению. Подобное понимание фрустрированного состояния человека нашло свое отражение в работе основателя психоанализа «Некоторые типы характеров из психоаналитической практики» (1916).

Помимо размышлений о фрустрированном состоянии человека З. Фрейд поставил вопрос о том, какими средствами располагает психоаналитик, чтобы сделать скрытый в данный момент конфликт влечения у пациента актуальным. По его мнению, это можно сделать двояким образом: создать ситуации, в которых он станет актуальным, или довольствоваться тем, чтобы поговорить о нем во время анализа и указать на такую возможность. Первой цели психоаналитик может достичь в реальности или в переносе. В обоих случаях аналитик доставит пациенту в известной мере «реальное страдание из-за фрустрации и застоя либидо». Иначе, как подчеркивал З. Фрейд в работе «Конечный и бесконечный анализ» (1937), имело бы смысл предписание, что аналитическую терапию следует проводить «в состоянии фрустрации». Но это относится уже к технике устранения актуального конфликта.

Представления З. Фрейда о фрустрации легли в основу тех психоаналитических концепций, в соответствии с которыми фрустрация с необходимостью вызывает враждебность, является источником инстинктивного напряжения и становится причиной невротической тревоги. Одни психоаналитики стали придерживаться подобного понимания роли фрустрации в возникновении враждебности, агрессивности человека и его психического заболевания. Другие не разделяли подобные взгляды на фрустрацию. К последним относится немецко-американский психоаналитик К. Хорни (1885–1952), которая в работе «Новые пути в психоанализе» (1936) подвергла критике фрейдовское представление о фрустрации.

На основе анализа теории либидо К. Хорни пришла к следующим положениям: тот факт, что невротический человек чувствует себя фрустрированным, не позволяет делать обобщения о предопределяющей роли фрустрации в заболевании; как дети, так и взрослые могут переносить фрустрацию без каких-либо враждебных реакций; если фрустрация воспринимается как унизительное поражение, то проистекающие из нее враждебные реакции являются откликом не на фрустрацию желаний, а на то унижение, которое индивид субъективно переживает; человек не только может переносить фрустрацию удовольствия намного легче, чем полагал З. Фрейд, но и способен даже «предпочесть фрустрацию, если она гарантирует безопасность»; доктрина фрустрации в значительной мере способствовала «снижению потенциала психоаналитической терапии».

Американский психоаналитик Э. Фромм (1900–1982) уделил особое внимание соотношению между фрустрацией и агрессивностью. В работе «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) он подверг критике фрустрационную теорию агрессивности. Подчеркнув то обстоятельство, что «ни одно важное дело не обходится без фрустрации», он, подобно К. Хорни, придерживался точки зрения, согласно которой опыт жизни не подтверждает предположение о непосредственной связи между фрустрацией и враждебностью, поскольку люди ежедневно страдают, получают отказы, но при этом не проявляют агрессивных реакций. Словом, фрустрация не ведет к росту агрессивности. В действительности, как считал Э. Фромм, «важную роль играет психологическая значимость фрустрации для конкретного индивида, которая в зависимости от общей обстановки может быть различной».

В целом Э. Фромм исходил из того, что важнейшим фактором для определения последствий фрустрации и их интенсивности является характер человека и именно от него зависит, «во-первых, что вызывает в нем фрустрацию, и, во-вторых, насколько интенсивно он будет реагировать на фрустрацию».

Австрийский психотерапевт В. Франкл (1905–1997) ввел в психоаналитическую литературу понятие «экзистенциальная фрустрация», означающее, что фрустрированным может быть не только сексуальное влечение, но и стремление человека к смыслу. Он считал, что экзистенциальная фрустрация также может привести к неврозу. Речь шла о специфическом «ноогенном» (в отличие от психогенного) неврозе, связанном с моральными конфликтами и духовными проблемами человеческого существования, в числе которых «экзистенциальная фрустрация часто играет большую роль».

ФРУСТРАЦИЯ

от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) - негативное психическое состояние, обусловленное НЕВОЗМОЖНОСТЬЮ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ тех или иных потребностей. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.

ФРУСТРАЦИЯ

психологическая боль") - блокирование целенаправленного поведения; - 1) обман, введение в заблуждение; 2) напрасная надежда, неудача: в политической психологии - ситуация дискомфорта из-за несоответствия внешней и внутренней картин общественно-политической действительности. (Словарь, с. 304)

ФРУСТРАЦИЯ

frustration) Состояние, возникающее при появлении препятствия, при расстройстве планов или разочаровании. Фрустрацию и ДЕПРИВАЦИЮ часто путают, хотя, строго говоря, фрустрация имеет отношение к последствиям, связанным с неудовлетворением влечения или неудачей в достижении цели, тогда как депривация подразумевает отсутствие предмета или возможности, необходимой для удовлетворения. Тем не менее, фрустрационная и депривационная теории невроза сходятся в утверждении, что депривация ведет к фрустрации, фрустрация ведет к АГРЕССИИ, агрессия ведет к ТРЕВОГЕ, тревога ведет к ЗАЩИТАМ…

Несмотря на распространенное мнение, что психоанализ убежден во вреде фрустрации, это не совсем так, ибо психоанализ считает, что РАЗВИТИЕ Я начинается с фрустрации. Фактически фрустрационные теории невроза предполагают, что как фрустрация, так и депривация являются патогенными при повышении определенного порога интенсивности (ста. ПОРОГ).

ФРУСТРАЦИЯ

лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов) - эмоционально-тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

ФРУСТРАЦИЯ

психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи; переживание неудачи.

ФРУСТРАЦИЯ

Конфликтное эмоциональное состояние, которое может быть вызвав непреодолимыми для конкретного индивида трудностями, препятствующими достижению цели, крахом надежд и крушением всех планов.

ФРУСТРАЦИЯ

психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения некоих потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. Может рассматриваться как одна из форм психологического стресса. Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.

В связи с фрустрацией различаются:

1) фрустратор - причина, вызывающую фрустрация;

2) ситуация фрустрационная;

3) реакция фрустрационная.

Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и пр. Уровень фрустрация зависит:

1) от силы, интенсивности фрустратора;

2) от состояния функционального человека, попавшего в ситуацию фрустрационную;

3) от сложившихся при становлении личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности.

Важное понятие при изучении фрустрация - толерантность фрустрационная - устойчивость к фрустраторам, в основе коей лежит способность к адекватной оценке ситуации фрустрационной и предвидение выхода из нее.

ФРУСТРАЦИЯ

психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности, возникающее, когда вследствие каких-либо препятствий и противодействий мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится (В.С. Мерлин).

ФРУСТРАЦИЯ

лат. frustratio - обман, неудача) - одна из форм психологического стресса, возникающего в ситуации разочарования и проявляющегося гаммой отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины. Ф. вызывают объективно непреодолимые (или субъективно так воспринимаемые) трудности.

ФРУСТРАЦИЯ

от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) - психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние Ф. сопровождается различными отрицат. переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Ф. возникают в ситуациях конфликта, когда, напр., удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые преграды. Высокий уровень Ф. приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности.

Возникновение Ф. обусловлено не только объективной ситуацией, но зависит и от особенностей личности. Ф. у детей возникает в виде переживаемого "чувства крушения", когда целенаправленное действие наталкивается на препятствие. Причиной Ф. может служить неудача в овладении предметом, неожиданный запрет со стороны взрослого и др. Частые Ф. ведут к формированию отрицат. черт поведения, агрессивности, повышенной возбудимости, комплексу неполноценности. См. Аффект неадекватности, Гипотеза фрустрации-агрессии.

Фрустрация

Frustration). Психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. В ситуации фрустрации, как это показали эксперименты Левина и его коллег, человек склонен регрессировать к поведению, свойственному более ранним стадиям развития. Само же жизненное пространство становится менее дифференцированным.

Фрустрация

Frustration). Отсутствие удовлетворения потребности или желания со стороны материнской фигуры. Также возникает при блокировании достижения личных целей.

Эго (Ego). В теории психоанализа - аспект личностной структуры; включает восприятие, мышление, научение и все другие виды психической активности, необходимые для эффективного взаимодействия с социальным миром.

Фрустрация

от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой невозможности достижения цели. Состояние Ф. сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др.

ФРУСТРАЦИЯ

Специальное использование в психологии обычно ограничивается двумя значениями: 1. Действие – прекращение, вмешательство или прерывание поведения, – которое направлено на какую-то цель. Это операциональное определение; под поведением может пониматься почти все: от явного, физического движения до скрытого, когнитивного процесса. 2. Эмоциональное состояние, которое, как считается, возникает в результате действия в значении 1. Обычно считается, что это эмоциональное состояние имеет мотивационные свойства, которые вызывают поведение, разработанное, чтобы обойти или преодолеть препятствие.

Фрустрация

Негативное эмоциональное состояние, которое тяжело переживается человеком, порой дезорганизует его жизнь и деятельность, превращаясь во внутриличностный конфликт. Фрустрация возникает, если потребности и желания личности не могут быть удовлетворены вследствие кажущихся непреодолимых препятствий, ограничений и запретов.

Фрустрация

психическое состояние, порождаемое переживанием недоступной цели, расстройством планов или разочарованием. Характеризуется отрицательными переживаниями (тревога, гнев и т. п.).

Фрустрация

психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) препятствиями, возникающими на пути к достижению цели. Проявляется в виде гаммы эмоций: гнева, раздражения, тревожности, чувства вины и т. п.

Фрустрация

психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности индивида, вызванное столкновением с объективно непреодолимыми или субъективно воспринимаемыми как таковые трудностями, препятствующими удовлетворению потребности, достижению цели или выполнению поставленной задачи; переживание неудачи, сопровождающееся разочарованием, раздражением, отчаянием, тревогой.

Фрустрация

от frustration) вынужденный отказ, особое состояние или внутренний психический конфликт, возникающий при столкновении личности с субъективно непреодолимым препятствием на пути к достижению осознаваемых или неосознаваемых целей (термин введен 3.Фрейдом).

Фрустрация

необходимый компонент гештальт-психотерапии, а также фактор необходимый для созревания личности (см. зрелость). По словам Перлза, гештальт-терапевт - это искусный фрустратор. Клиент проецирует (см. проекция) на терапевта способность сделать за него то, что он сам не готов сделать в своей жизни, и пытается добиться этого с помощью манипуляций (см. манипуляция). «Гештальттерапия исходит из предположения, что пациенту не хватает способности опираться на себя, и что терапевт символизирует эту неполноту «я» пациента» [Перлз (17), с. 136]. Фрустрация проявляется в том, что психотерапевт не поддерживает манипулятивное поведение клиента, а побуждает последнего мобилизовывать собственные ресурсы для удовлетворения потребностей. Важно учитывать, что фрустрация не должна быть чрезмерной - терапевт должен соблюдать баланс фрустрации и поддержки. Лаура Перлз так сформулировала этот принцип: терапевт должен оказывать такую поддержку, которая необходима, но она должна быть наименьшей из всех возможных. Литература:

Фрустрация

от лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов), 1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; 2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи. Исторически проблема Ф. связана с работами З. Фрейда и его последователей, усматривавших однозначную связь между Ф. и агрессией. В рамках бихевиористских теорий Ф. определялась как изменение или затормаживание ожидаемой реакции при определенных условиях, как помеха в деятельности. В настоящее время многие авторы используют понятие Ф. и психологического стресса как синонимы; некоторые обоснованно рассматривают Ф. как частную форму психологического стресса. Правомерно также рассматривать Ф. в контексте межличностного функционирования, и с этой точки зрения для исследователей представляет интерес сфера межличностных конфликтов и трудностей, которые могут возникать в самых разнообразных жизненных ситуациях, в том числе и в повседневных.

Фрустрация

от лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов] - психическое состояние личности, раскрывающееся в своеобразном комплексе негативных переживаний (страх, гнев, чувство вины, стыда и т. д.) и поведенческих реакций, что базируется на субъективной оценке в качестве непреодолимых и неустранимых ряда препятствий при решении личностно значимых задач. При этом подобные преграды могут существовать лишь в поле субъективного восприятия конкретной личности, а могут быть и объективно представлены в реальности. В логике фрейдизма и неофрейдизма проблематика фрустрации напрямую связана с проблематикой агрессии как некий «запускающий» механизм, практически неизбежно приводящий индивида к проявлениям агрессивного поведения. В логике бихевиористского подхода фрустрация традиционно рассматривается в качестве фактора, если не разрывающего схему «стимул - реакция», то во всяком случае существенно замедляющего деятельностный «отклик» на предъявленный стимул и деструктурирующего естественное протекание ответной деятельностной активности. Понятие «фрустрация» в рамках современной психологической науки нередко рассматривается как разновидность стресса, а порой - как реакция на легкую форму депривации личностно значимых потребностей индивида. Другое дело, что состояние фрустрации в психологически содержательном плане может расцениваться как лишь частично «покрывающее» в интерпретационном смысле стрессовое состояние и как синоним лишь частичной и, главное, локальной и непродолжительной депривации. Что касается социально-психологического ракурса рассмотрения фрустрации, то понятно, что наибольший интерес здесь имеет фрустрационно окрашенный аспект межличностных отношений и прежде всего конфликтного взаимодействия. Знаменательно, что по аналогии со структурой межличностного конфликта применительно к фрустрации принято выделять фрустратора (тот стимул, который приводит к фрустрационному состоянию личности), фрустрационную ситуацию, фрусрационную реакцию и фрустрационные последствия. Степень остроты фрустрационного переживания и фрустрационных последствий зависит, прежде всего, от двух в психологическом плане волне самоценных факторов: мощность фрустратора и степень фрустрационной защищенности, «стойкости» личности. Помимо этого, фоновым, но крайне значимым фактором здесь является такая переменная, как функциональное состояние личности, оказавшейся в фрустрационной ситуации. Следует также отметить, что в последнее время устойчивость к фрустрационному воздействию обозначают, как правило, в качестве «фрустрационной толерантности». При этом, кроме того, что личности, обладающие этим качеством, способные рационально анализировать возникшую фрустрационную ситуацию, адекватно оценивать степень ее масштабности и реалистично предвидеть ее развитие, как правило, не склонны к мотивированному риску и сознательно избегают принятия тех решений, которые можно охарактеризовать как авантюрные. Все это в совокупности позволяет этим личностям, даже в том случае, когда они все же попали в экстремальную ситуацию, сопряженную с наступлением состояния личностной фрустрированности, осуществлять оптимальный поиск путей выхода из сложившихся обстоятельств, максимально используя и свои внутренние ресурсы, и внешние условия.

Наибольшее количество социально-психологических исследований фрустрации так или иначе было связано с эмпирической проверкой гипотезы «фрустрация - агрессия» Д. Долларда и Н. Миллера. В одном из ранних экспериментов такого рода, осуществленном в 1941 г. под руководством К. Левина, «детям показывали комнату, где было множество игрушек, но не разрешалось войти в нее. Они стояли за дверью, рассматривали игрушки и испытывали сильное желание с ними поиграть, но не могли приблизиться к ним (типичная фрустрирующая ситуация - В. И., М. К.). Это продолжалось некоторое время, после чего детям разрешали поиграть с этими игрушками. Другим детям сразу давали играть с игрушками, без создания у них предварительного периода ожидания. Фрустрированные дети разбрасывали игрушки по полу, швыряли их об стены и в целом демонстрировали чрезвычайно разрушительное поведение. Нефрустрированные дети демонстрировали значительно более спокойное и менее разрушительное поведение»1. В этом эксперименте, как и в ряде других было получено видимое подтверждение предположения о том, что типичной поведенческой реакцией на фрустрацию является агрессия. Однако в других экспериментах, в частности Ю. Бернстайна и Ф. Уорчела, в ходе которого «...ассистент экспериментатора срывал процесс группового решения проблем, потому что постоянно выходил из строя его слуховой аппарат (а не просто потому, что он был невнимателен), фрустрация не приводила ни к раздражению, ни к агрессии»2.

Анализируя результаты этих и своих собственных экспериментов, Л. Берковиц пришел к выводу, что прямым следствием фрустрации является не собственно агрессия, а особое психическое состояние, включающее целый комплекс негативных эмоций, о которых говорилось выше (страх, гнев и т. д.). Совершенно очевидно, что подобные негативные переживания не только повышают потенциальную конфликтность индивида и вероятность агрессивной реакции под воздействием провоцирующих стимулов (к классическим стимулам такого рода Л. Берковиц, в частности, относил наличие в поле зрения фрустрированного человека оружия), но и сами по себе представляют достаточно серьезную психологическую, а если фрустрация приобретает массовый характер (как, например, это имело место после дефолта 1998 г. в России), то и социальную проблему.

В этой связи вполне понятен устойчивый интерес исследователей к типичным фрустрирующим ситуациям и факторам, характерным для современного общества. Как показал ряд социологических исследований, проведенных на рубеже 70-х - 80-х гг. прошлого века в США, наиболее распространенным источником массовой фрустрации служат семейные отношения. При этом «...наиболее часто упоминаемой причиной семейных конфликтов в Соединенных Штатах является ведение домашних дел. Семьи непрерывно спорят о том, что и как следует убирать и мыть; о качестве приготовления пищи; о том, кому выносить мусор, косить траву возле дома и чинить вещи. Треть всех супружеских пар утверждают, что у них постоянно возникают разногласия в вопросах, касающихся семейного быта. За ними по частоте упоминания следуют конфликты в отношении секса, общественной жизни, денег и детей.

Особенно высокий уровень фрустрации в семьях создают экономические проблемы. Большее число семейных конфликтов и вспышек бытового насилия регистрируется в семьях из рабочего класса, нежели в семьях из среднего класса, а также в семьях с безработными кормильцами и в семьях с большим количеством детей. ... Проблемы, связанные с работой, также находятся среди основных источников фрустрации и гнева. В ходе одного исследования, проводившегося среди работающих женщин, было обнаружено, что такие проблемы, как конфликты между ожиданиями руководителей и работниц, неудовлетворенность трудом и воспринимаемая недооценка своих умений были названы в числе сильнейших предикатов уровня общей враждебности. Эти примеры говорят о том, что враждебность порождается фрустрацией»3.

Совершенно очевидно, что практически все перечисленные источники массовой фрустрации характерны и для современной России. Кризис семьи, рост семейного насилия на протяжении последних лет являются предметом неизменного внимания средств массовой информации, государственных чиновников самого высокого уровня. На решение этих проблем направлены многочисленные целевые программы (поддержки молодой семьи, многодетных семей, доступного жилья и т. п.), к сожалению, пока не приносящие сколько-нибудь ощутимого позитивного результата. Позорно низкий для европейской страны экономический уровень жизни большинства населения остается неизменным, несмотря на огромные государственные доходы, обусловленные беспрецедентно благоприятной мировой конъюнктурой на газо- и нефтепродукты. К этому следует добавить такие специфические именно для российской действительности источники массовой фрустрации, как отсутствие полноценно функционирующих социальных «лифтов», критический уровень социального расслоения общества, постоянно меняющиеся правила игры, а то и откровенный произвол со стороны государственных и, прежде всего, так называемых «силовых» структур.

В этих условиях, наряду с очевидной необходимостью кардинального пересмотра всей внутренней политики, критически важной, с точки зрения не только модернизации, но и элементарного выживания общества, является проблема фрустрационной толерантности его членов. Она во многом обусловлена особенностями развития и социального научения в детском возрасте. Так, если в период становления детской инициативы (в возрасте от 3-х до 6-и лет) фрустрирующие действия взрослых (родителей, воспитателей и т. д.), направленные на подавление активности ребенка (в своей первооснове такие действия вполне оправданы и, более того, необходимы, если они объективно направлены на обеспечение безопасности ребенка, а также законных интересов его социального окружения: других детей, родственников и т. п.), приобретают глобальный характер, тем самым превращая ситуативную фрустрацию в устойчивую депривацию жизненно необходимой потребности ребенка в самостоятельной активности. В таких условиях ребенок учится реагировать на фрустрацию либо агрессией в адрес непосредственных фрустраторов (взрослых) в ее инфантильных проявлениях (чаще всего в форме истерического отвержения), либо ищет замещающие объекты (игрушки, домашних животных, других детей). В данном ракурсе становится совершенно понятна весьма распространенная схема реагирования на фрустрацию взрослых людей, описываемая анекдотом «...о муже, который бранит жену, которая вопит на сына, который пинает собаку, которая кусает почтальона; и все это потому, что на работе муж получил нагоняй от босса»1.

Заметим, что в рамках отечественных традиций как семейного воспитания, так и классической дошкольной педагогики, в центре внимания которых было и остается не то, как развивается реальный ребенок в конкретных условиях, а то, как должен развиваться абстрактный ребенок в некоей идеальной схеме, культивируется именно директивный, совершенно дисфункциональный, с точки зрения формирования фрустрационной толерантности личности, подход к воспитанию.

Другим критическим в контексте рассматриваемой проблематики моментом развития является подростковый и юношеский период. В этом возрасте роль фрустраторов спонтанной личностной активности, наряду с родительскими и замещающими их фигурами (учителями), все больше начинают играть социальные институты. При этом особую значимость с данной точки зрения приобретают господствующие в обществе идеологические установки. В этой связи отчетливо наблюдаемая в современном российском обществе тенденция к агрессивному навязыванию так называемых «традиционных ценностей» в самой идиотизированной их форме, изоляционизма и ханжеской десексуализации представляют прямую и явную угрозу не только психологическому благополучию отдельных индивидов, но и самим первоосновам существования России как целостного государственного образования.

О том, что это действительно так, свидетельствует, в частности, рост ксенофобии и межнациональной напряженности, уже вылившийся в кровавые события в карельском городе Кондапога и целый ряд других инцидентов, не получивших столь широкого освещения в средствах массовой информации. Следует также добавить, что в более локальных своих проявлениях низкая фрустрационная толерантность отдельных членов сообщества может полностью парализовать деятельность группы. Особенно актуально это для команд, занимающихся ярко выраженной инновационной деятельностью, которая по определению предполагает высокий риск неудачи и связанной с этим фрустрации.

Практический социальный психолог, осуществляя ежедневное курирование конкретной группы или организации, должен иметь четкое представление о степени индивидуальной предрасположенности каждого члена общности к фрустрационным воздействиям и об уровне его фрустрационной толерантности, что является необходимым условием выбора той или иной коррекционно-поддерживающей программы психологического сопровождения жизнедеятельности сообщества.

Фрустрация - это неприятное напряженное психологическое состояние, которое спровоцировали непреодолимые или воображаемые трудности, препятствующие достижению цели, удовлетворению потребностей. Такое состояние вызывают различные ситуации или замечания других, которые самому человеку кажутся несправедливыми или преувеличенными. Это может быть отказ знакомого, к которому обратились за помощью, большой счет за ремонт машины или из-под носа ушел троллейбус. Такие или похожие ситуации могут легко испортить настроение.

Однако для психологов фрустрация больше, чем обычные неприятности, которые человек быстро забывает.

Симптомы

Выделяют следующие симптомы фрустрации:

  • Безвыходное положение.
  • Невозможность сразу отмежеваться от того, что происходит, и не обращать внимания.
  • Желание выйти из создавшегося положения и неумение найти выход.

Фрустрацию можно диагностировать и средствами медицины. Например, измерив давление кожи и сосчитав количество сокращений сердца, охваченного фрустрацией человека, можно заметить наглядные изменения. Однако общих норм нет, потому что один и тот же фактор, вызвавший плохое настроение, на одних людей действует сильнее, а на других слабее.

Влияние фрустрации на психику человека

Намного важнее, чем физическая реакция, является влияние фрустрации на психику человека, которое проявляется у каждого индивидуально.

Агрессия

Нередко переживания, вызывающие ухудшение настроения людей, порождают агрессию. Исследования показали, что так чаще всего реагируют мужчины. Мужчины, которые на работе все время чувствуют давление и не достигают желаемых результатов (не сделали карьеры, их не хвалят), намного чаще причиняют боль своим женам и детям, чем те, которым все удается. Психологи пытаются объяснить окончание состояния фрустрации - теорией агрессии фрустрации. Они утверждают, если человек стремится к цели, однако его блокируют, то у него возникает приступ агрессии. Согласно другой теории отрицательные эмоции, вызванные фрустрацией, могут проявиться различными реакциями, зависящими от способности человека преодолевать стресс.

Депрессия

Женщина, охваченная фрустрацией, также может реагировать агрессивно. Однако чаще ее реакция - плохое настроение, отсутствие интереса к чему-либо, равнодушие, отсутствие желания что-либо делать. В связи с такой депрессией часто проявляются психические расстройства, например, булимия.

Болезненное желание делать покупки

Похожая на депрессию реакция - болезненное желание делать покупки, характерное для женщин. Как конфетки для успокоения сердца покупается одежда или средства косметики, которые женщине совершенно не нужны.

Регрессия

Другая реакция на фрустрацию - это регрессия (характерна для детей). Например, ребенок очень огорчается и меняется его поведение, если он не получил подарка, которого сильно желал, или не смог дождаться оценки или изменились условия его жизни. Регрессия - соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Например, ребенок, в доме которого появился младенец, начинает мочиться в постель.

Разочарования

Без разочарований не проходит ни одна человеческая жизнь. Однако эти чувства можно научиться преодолевать. С этой точки зрения очень важна терпимость к фрустрации. Это означает, что удовлетворяя свои потребности и желания, всегда необходимо смиряться с большими или маленькими разочарованиями, иметь способность оценить ситуацию или поставить перед собой цель, более легкую для достижения. Необходимо научиться от чего-то отказываться, уступать, жертвовать, потому что это необходимое условие человеческого общения. Конечно, это не означает, что необходимо от всего отказаться и не чувствовать никакого удовлетворения.

Каждый человек должен научиться преодолевать разочарования. Если малышу все позволить и не установить никаких ограничений, то этим мы ему не поможем, потому что он никогда не сумеет преодолеть свое разочарование.