Болезни Военный билет Призыв

Нет потребности в общении. Общение как человеческая потребность. Последствия дефицита общения

Все люди заводят себе друзей, вступают в группы и сообщества и избегают одиночества. Они поступают так, потому что испытывают потребность в общении – одну из главных социальных потребностей человека. Ее значимость подчеркивают психологи, оценивая психическое здоровье личности по ее способности поддерживать дружеские отношения с другими людьми. Осознают важность общения и сами люди, когда ощущают себя нужным кому-то или страдают от одиночества.

Почему общение жизненно необходимо?

А почему люди поселяются рядом друг с другом, стремятся вместе проводить время, работать и отдыхать? Потому что удовлетворяя потребность в общении, мы реализуем и другие наши социальные потребности, самая главная среди которых – желание получить поддержку. Когда она есть, возникает ощущение принадлежности к обществу значимых людей, уверенность в том, что они принимают нас.

В этом случае мы полностью удовлетворены общением и оказанной социальной поддержкой, особенно если в нее включаются такие важные аспекты, как:

Эмоциональная поддержка. Когда мы уверены в том, что нас любят и о нас хотят заботиться друзья, близкие и любимые нами люди, что они относятся к нам с искренней симпатией и расположением.

Информационная поддержка. Когда мы с легкостью получаем нужные сведения об окружающем мире и о том, как лучше всего строить свои отношения с ним.

Оценочная поддержка. Когда мы имеем возможность сравнивать наше отношение к событиям и людям с оценками других людей, делать выводы о том, правильно ли мы воспринимаем те или иные явления, и поэтому можем изменить свое отношение к ним.

Инструментальная поддержка. Когда мы получаем конкретную помощь, в которой иногда нуждаемся – физическую, материальную. Она выражается в каких-то определенных действиях, которые приносят нам ощутимую пользу.

Эмоциональный обмен. Есть и другая важная сторона общения – передача своих мыслей, чувств, состояний другим людям. Это помогает уменьшить тяжесть горестных переживаний и увеличивает ощущение радости, восторга, счастья.

Последствия дефицита общения

Изоляция и невозможность реализовать общение как свою потребность порождает феномен одиночества – тягостное эмоциональное состояние. Оно переживается как отчаянное ощущение своей ненужности, непривлекательности, отверженности, как чувство глубокой печали, тревоги, ожидание какой-то опасности, порой и необоснованное. Некоторые чувствуют себя одиноко на людях, когда качество социальных отношений их не устраивает, когда они не включены ни в какие социальные группы и контакты.

Уединение и острая тяга к общению

Но это не означает, что потребность в общении требует от человека постоянного взаимодействия с другими людьми. Если есть прочные дружеские связи, чувство эмоциональной поддержки от окружающих, человек не только спокойно переносит временное уединение, но и сам иногда стремится к нему. Нам всем бывает нужно побыть наедине с самим собой. Это тоже естественная потребность, более того, если человек не страдает от того, что в течение нескольких часов лишен общества – это говорит о его зрелости.

Но пока эта зрелость не достигнута, потребность в общении бывает очень острой – например, у ребенка. Известно, что младенцы, еще не умея говорить, уже тянутся к взрослому, стараются привлечь его внимание. Они демонстрируют оживление и радость, когда контактируют с ним, отличают приветливый голос от раздраженного, улыбаются в ответ на улыбку и могут заплакать, увидев нахмуренное лицо.

Дети хуже адаптируются и вырастают подозрительными, недоверчивыми и угрюмыми, если с самого раннего возраста оказались лишены любви и нежности. Это подтверждают и исследования, а значит, именно удовлетворяя свою потребность в общении, человек становится отзывчивым и добрым, дружелюбным и открытым.

А поэтому важно учиться гармоничному общению, реализовывать свои желания и вырастать в целостную, зрелую личность.

Вопрос об истоках общения до сих пор остается дискуссионным. Вопервых, дискутируется вопрос о том, имеется ли потребность в общении (или коммуникативная потребность) как специфическая потребность, отличная от других социальных или духовных потребностей, или же за нее принимают разновидности последних. Вовторых, если потребность в общении всетаки существует, то каково ее происхождение: является ли она врожденной (базовой) или вторичной, т. е. формируется в онтогенезе в процессе социализации ребенка. Оба этих вопроса явились предметом рассмотрения в монографии М. И. Лисиной (1986). Ниже я даю краткое изложение вопроса о потребности в общении по этой книге.

Что касается первого вопроса, то большинство авторов (Н. Ф. Добрынин, 1969; А. Г. Ковалев, 1963; А. В. Петровский, 1970; М. Айнсворт [М. Ainsworth, 1964]; Е. Маккоби и Дж. Мастере [Е. Maccoby, J. Masters, 1970]; К. Обуховский, 1972) склонны считать, что потребность в общении является специфической самостоятельной человеческой потребностью, отличной от других потребностей, хотя на практике ее нередко сводят к более частным потребностям: потребности во впечатлениях (М. Ю. Кистяковская, 1970), в безопасности (А. Пейпер, 1962), в комфорте от соприкосновения с мягким теплым телом (X. Харлоу, М. Харлоу [Н. Harlow, М. Harlow, 1966]) и др. Поэтому более логичной представляется позиция Л. И. Марисовой (1978), которая говорит о иерархичной структуре коммуникативных потребностей, служащей мотивационнопотребностной основой общения. В связи с этим она выделила девять групп коммуникативных потребностей:
1) в другом человеке и взаимоотношениях с ним;
2) в принадлежности к социальной общности;
3) в сопереживании и сочувствии;
4) в заботе, помощи и поддержке со стороны других;
5) в оказании помощи, заботы и поддержки другим;
6) в установлении деловых связей для осуществления совместной деятельности и сотрудничестве;
7) в постоянном обмене опытом, знаниями;
8) в оценке со стороны других, в уважении, авторитете;
9) в выработке общего с другими людьми понимания и объяснения объективного мира и всего происходящего в нем.

В отношении второго вопроса- о происхождении потребности в общении - имеются две крайние точки зрения. Ряд ученых (А. В. Веденов, 1963; Д. Т. Кемпбелл ) считают, что у человека имеется врожденная потребность в самом процессе общения.

Однако врожденность потребности в общении признается не всеми учеными (С. Л. Рубинштейн, 1946; Ф. Т. Михайлов, 1976; А. В. Запорожец, 1978; А. Н. Леонтьев, 1983). М. И. Лисина тоже считает, что эта потребность формируется прижизненно, как результат контакта ребенка со взрослыми.

В доказательство этому приводятся наблюдения, проведенные психологами над младенцами. В первые недели жизни ребенок не отвечает на обращения старших и сам к ним не адресуется (если не считать его плача, адресованного всем и никому конкретно). Но уже в возрасте двух месяцев" он способен отличить «добрую» мимику или интонацию взрослого от «злой», причем на первую у него появляется реакция оживления: поворачивает голову из стороны в сторону, открывает и закрывает рот, перебирает ручками и ножками, пытается улыбаться.

Интересный эксперимент проведен О. В. Баженовой: взрослый наклонялся над младенцем со специально отрепетированным «индифферентным» выражением лица. В первый раз экспериментатор, как правило, встречал со стороны младенца обычную реакцию оживления, но намеренно сохранял безучастный вид. Во второй или последующие разы такой эксперимент вызывал плач - младенец протестовал против «необщения» с ним.

Эти и подобные им исследования привели М. И. Лисину к выделению четырех этапов становления потребности в общении и четырех критериев, по которым можно судить об этой потребности. Первый этап и критерий - внимание и интерес ребенка к взрослому; второй этап и критерий - эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого; третий этап и критерий - инициативные действия ребенка, направленные на привлечение интереса взрослого; четвертый этап и критерий - чувствительность ребенка к отношению и оценке взрослого.

Однако и эти наблюдения не дают окончательного ответа на вопрос о происхождении потребности в общении, так как запаздывание проявления этой потребности у младенцев может быть связано с этапностью «созревания» мозговых структур и психики. По этому поводу М. И. Лисина ставит закономерный вопрос: не означают ли все указанные выше этапы становления потребности в общении, что она унаследована (точнее было бы - врожденная) и лишь «проявляется» после рождения ребенка?

Отвечая на этот вопрос отрицательно, она ссылается на исследование М. Ю. Кистяковской (1970), которая наблюдала, что в условиях госпитализма дети не проявляют к взрослым ни внимания, ни интереса даже по истечении 23 лет жизни. Но стоило педагогу наладить взаимодействие с ребенком, как в течение короткого времени удавалось далеко «продвинуть» его по пути развития, сформировать активное отношение к людям и окружающему миру. Все это можно принять, если рассматривать только потребность детей в общении со взрослыми для познания этих взрослых и самих себя через взрослых (что соответствует пониманию потребности общения М. И. Лисиной). Неясно, однако, а как обстояли у этих детей дела с общением Друг с другом (по данным М. И. Лисиной, такая потребность возникает в два года), с животными.

М. И. Лисина определяет потребность в общении (коммуникации) как стремление к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью к самопознанию и самооценке. Она полагает, что потребность в общении строится в онтогенезе на основе других потребностей, которые начинают функционировать ранее. Основой коммуникативной потребности она считает органические жизненные нужды ребенка (в пище, тепле и др.). Жизненная практика помогает ребенку открыть существование взрослого как единого источника поступления к нему всех благ, а интересы эффективного «управления» таким источником создают нужду ребенка в том, чтобы его выделить и исследовать (читай - нужду в общении со взрослым). Второй базовой потребностью, ведущей к возникновению коммуникативной потребности, является, по М. И, Лисиной, потребность в новых впечатлениях (о которой говорят Л. И. Божович, 1972; М. Ю. Кистяковская, 1970; Д. Берлин ; Г. Кантор ; Р. Фантц [И. Fantz, 1966]). Однако стремление ребенка к удовлетворению органических потребностей и получению информации - это еще не общение, пишет М. И. Лисина (действительно, как потребность может быть деятельностью?). Лишь когда он захочет познать взрослого и самого себя, когда взрослый проявит внимание к ребенку, определит по отношению к нему свою позицию, тогда можно говорить и о потребности в общении.

При этом М. И. Лисина считает, что основной функцией общения является организация совместной с другими людьми деятельности для активного приспособления к окружающему миру, в том числе и для его преобразования.

Думается, что понимание потребности в общении и ее роли, данное М. И. Лисиной, слишком заужено и потому не очень удачно, впрочем, как и подмена понятия «потребность в общении» понятием «потребность в коммуникации», т. е. в получении и обмене информацией. С моей точки зрения, не всякая коммуникация является общением. Для последнего характерен не просто обмен или получение информации (ее можно получить и из газеты, телепередачи), а установление психического контакта, между общающимися. Неясно, почему самопознание не может осуществляться без общения с другими людьми. Или к какому самопознанию и самооценке приводит общение с животными? Очевидно, что М. И. Лисина гиперболизированно рассматривает лишь одну из функций общения, которой она подменяет сущность потребности в общении. Более близко к сути этой потребности было бы понимание ее как потребности в контакте с другим реальным или воображаемым живым существом. Тогда можно говорить и о потребности ребенка в кукле, и о его любви к животным, и о стремлении кошек и собак к себе подобным, и о страданиях человека изза нарушенных контактов с другими людьми (ведь в одиночной камере тюрьмы человек страдает не потому, что он не познает других и себя!)

В связи с этим вряд ли стоит искать причину прижизненного формирования потребности в общении только в совместной деятельности. Тогда надо признать, что у младенцев потребности в общении быть не может (как и у животных), так как совместная деятельность у них как таковая отсутствует. Между тем сама М. И. Лисина на основании исследований своих учеников делает вывод, что потребность в общении появляется у детей уже со второго месяца жизни.

Представление М. И. Лисиной, по существу, соответствует пониманию потребности в общении как вторичной, и возникновение ее не выходит за рамки концепции социального научения (именно так смотрят на эту потребность У. Бижу и Д. Байер, 1966: это нужда ребенка в помощи взрослого). Однако М. И. Лисина считает, что это не так. Рождение потребности в общении не сводится, по ее мнению, к надстройке новых сигналов над прежней потребностью, когда вид взрослого, звук его голоса и прикосновение напоминают ребенку о предстоящем насыщении или смене белья. В первые недели жизни у ребенка появляется именно новая, отсутствовавшая ранее потребность - в общении - для понимания себя и других. Это не корыстная нужда в полезном человеке, а (говоря словами К. Маркса) высокая духовная потребность в том величайшем богатстве, каким является другой человек, заключает М. И.Лисина.

Все это, может, и так, но не опровергает тезиса о вторичности этой потребности, на чем бы она ни базировалась. Даже если это потребность в познании себя и других, то все равно это частный случай проявления познавательной потребности. Если же понимать потребность в общении как потребность в психическом контакте, то взрослые (как и дети, животные), к которым ребенок привыкает, становятся просто средством удовлетворения потребности в контакте. А это значит, что и в данном случае потребность в общении со взрослыми - не базовая, а вторичная, наподобие потребности в ложке, вилке для удовлетворения потребности в пище.

Нужно подчеркнуть, что потребность в собственно общении, если таковая все же существует, - это только одна причина общения как вида активности человека. Через процесс общения человек удовлетворяет потребность во впечатлениях, в признании и поддержке, познавательную потребность и многие другие духовные потребности.

Не случайно поэтому выделение в зарубежной психологии такого собирательного понятия, как «мотив аффилиации», содержание которого отнюдь не однородно. Это потребности: контактировать с людьми, быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, оказывать и принимать помощь.

Таким образом, вопрос о наличии у человека собственно потребности в общении, специфичной по сравнению с другими социальными и духовными потребностями, остается открытым. Используемые при изучении этой потребности наблюдения за поведением младенцев не являются прямым доказательством наличия таковой. Регистрируемое параметры можно расценивать и как проявление любопытства, интереса к объекту, в роли которого выступает взрослый, и как операции общения. Более надежным критерием может быть изучение эмоциональных реакций в ответ на появление и особенно на исчезновение объекта общения, что позволило бы выявить у ребенка потребностное состояние в контакте с другим человеком, которое можно принять за чистую потребность в общении. Примером такой потребности, с моей точки зрения, является привязанность к другому человеку или животному (когда человек говорит: «я по тебе соскучился», то явно проявляется потребностное состояние, сопровождающееся соответствующей эмоцией). К сожалению, в этом плане можно сослаться только на исследование О. В. Баженовой, хотя жизненные ситуации показывают нам, что у детей эта потребность в контакте имеется. Так, уход родителей из дома по делам вызывает плач у ребенка, несмотря на то что он остается с бабушкой. Что же касается так называемой потребности в общении, о которой говорит М. И. Лисина, - это, с моей точки зрения, приобретаемое в онтогенезе знание о способе и средстве удовлетворения различных потребностей - путем общения (контакта) с другими людьми (или животными). Сам же мотив общения может строиться на совершенно различных основаниях (потребностях и целях).

Кстати, мотив общения понимается М. И. Лисиной по А. Н. Леонтьеву - как объект общения, т. е. мотивом у нее выступает другой человек, партнер по общению; критика такого понимания мотива дана мною выше (см. раздел 3. 2). Правда, почти тут же она пишет, что мотив - это опредмеченная потребность и что мотивы вырастают из потребностей, ведущими из которых являются: потребность во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке.

Потребность в общении выражена у разных людей неодинаково, в связи с чем говорят об экстра и интровертах. Однако, по данным Л. С. Сапожниковой (1973), однозначная связь между стремлением к общению и экстра и интровертностью не выявляется.

По ее же данным, стремление к общению подростков связано с уровнем притязаний. Улице адекватным уровнем притязаний стремление к общению выражено умеренно, улице неадекватным уровнем - либо повышенное, либо пониженное. У девочек, независимо от уровня притязания, стремление к общению более выражено, чем у мальчиков.

Рассматривая потребность человека в эмоциональнодоверительном общении (аффилиации), И. В. Кузнецова (1999) выделяет две тенденции - надежду на аффилиацию (ожидание отношений симпатии, взаимопонимания при общении) и боязнь отвержения (страх того, что общение будет формальным). Сочетание этих тенденций дает четыре типа мотивации общения:
■ высокая надежда на аффилиацию, низкая чувствительность к отвержению; в этом случае человек общителен вплоть до назойливости;
низкая потребность в аффилиации, высокая чувствительность к отвержению; в этом случае потребность в поддержке, понимании остается неудовлетворенной и человек уходит в мир своих переживаний;
■ низкие надежда на аффилиацию и чувствительность к отвержению; в этом случае человек предпочитает одиночество;
■ высокие надежда на аффилиацию и чувствительность к отвержению; у человека возникает сильный внутренний конфликт: он стремится к общению и в то же время избегает его.

И. В. Кузнецова показала, что слабая потребность в аффилиации в сочетании с сильным мотивом достижения ведет к предпочтению деловых качеств партнера, в то время как сильная потребность в аффилиации, сочетающаяся с низким мотивом достижения, ведет к предпочтению дружеских отношений. Наибольших результатов в групповой работе достигают лица с сильной потребностью в аффилиации и с высоким мотивом достижения.

Общение как потребность.
В связи с вышеупомянутым по-новому видится проблема генезиса общения как потребности человека. И первый вопрос - существует ли вообще такая необходимость?
Почти все психологи, которые пытаются дать классификацию потребностей (needs), включают сюда и потребность в общении. Известная классификация Гилфорда относит ее к социальным потребностям. Р. Кеттел говорит о «инстинкт общения». Потребность общаться в концепции А. Маслоу трактуется как основная, фундаментальная потребность человека. В Маккола потребность в общении также врожденная и трактуется как стремление к взаимодействию. Кроме того, О.Г. Ковалев, классифицируя потребности на материальные, духовные и социальные, относит потребность в общении к числу последних. А.В. Петровский считает ее духовной потребностью (по происхождению - культурной).

На почве потребности в общении - первой социальной потребности ребенка - возникают все другие социальные нужды:

1) афилиация (соединение, связь) - это потребность в эмоциональном контакте, дружбе, любви. Афилиация проявляется в стремлении быть в общении с другими людьми, взаимодействовать с окружающими, давать кому помощь и поддержку и принимать ее от другого;

2) социальная поддержка - это чувство, что тебя поддерживают другие.Социальная поддержка включает четыре компонента: во-первых, это эмоциональная поддержка (уверенность в том, что о тебе кто заботится, любит и заботится), во-вторых, это оценочная поддержка (социальное сравнение и ответ на вопрос, правильно ли я отношусь к тому или иного явления), в-третьих, это информационная поддержка (информация о том, как воспринимать явления), в-четвертых, это инструментальная поддержка (получение конкретной действенной помощи).
Одним из наиболее явных и очевидных признаков дефицита общения является одиночество. Одиночество - это совокупность эмоций, которые возникли в ответ на прочувствованный дефицит в количестве и качестве социальных связей.

Одиночество может проявляться так:
- Отчаяние (панический ужас, немощность, ощущение покинутости);
- Депрессия (чувство горя, подавленности, опустошенности, жалости к себе и отчужденности);
- Невыносимая скука (чувство несовершенства, нетерпение, скуки, невозможность сосредоточиться);
- Нелюбовь к себе (ощущение собственной непривлекательности, неразумности и постоянное ощущение безопасности).
Непривлечение в различные взаимоотношения не только приводит к одиночеству, а может иметь серьезные последствия для здоровья человека;

3) аттракция (привлекать) означает положительные чувства по отношению к другому индивиду, стремление находиться в его обществе (привлекательность другого человека, стремление к ней). Во многих случаях люди не выбирают сознательно какую-либо компанию. Например, в спортивный клуб вступают не потому, что им очень нравятся члены клуба.Или, переезжая на новое место жительства, как правило, никто не знает заранее, какие будут соседи. Однако оказавшись в одном пространстве, индивиды очень часто налаживают отношения, которые могут перерасти в дружбу. Существуют исследования, показывающие, что пространственная близость и тяга к общению способствуют возникновению аттракции;

4) дружба - форма межличностного взаимодействия, которая характеризуется выборочными отношениями, взаимной привязанностью участников общения, высоким уровнем удовлетворенности межличностными контактами, взаимными ожиданиями позитивных чувств. Характеризуется искренностью отношений, открытостью чувств, взаимным интересом к делам другого, активной взаимопомощью, максимальной открытостью, взаимопониманием, удовольствием от взаимоотношений;

5) любовь - интимные чувства людей, которые сопровождаются эмоциями нежности, восторга, ревности, взаимопонимания, взаимной поддержкой, удовольствием от взаимного общения. Влюбленный человек проявляет устойчивые чувства (по психологической природе они существенно отличаются от дружеских чувств), которые физиологически, эмоционально и морально удостоверяющих ее желание всеми своими личностно-значимыми чертами быть представленной в жизнедеятельности другого, побудить его к соответствующим реакций и потребностей.

Все эти потребности не являются врожденными. Они как социальные нужды состоят, как правило, в детстве, ранней юности, формируя характер и накладываясь на соответствующие задатки.

Сформулируем специфические особенности процесса коммуникации, которые будут подробно рассматриваться в следующих разделах:

1. Наличие отношений двух индивидов, каждый из которых является активным участником общения. При этом взаимное информирование предполагает налаживание совместной деятельности.

2. Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли той или иной информации, ее значимости для каждого участника общения. Эта значимость информации обусловлена тем, что люди не просто «обмениваются» значениями, но стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понятна, осмыслена. По этой причине каждый коммуникативный процесс представляет собой единство деятельности, общения и познания.

3. Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга с помощью системы знаков. Иными словами, обмен информацией в данном случае предполагает воздействие на поведение партнера и изменение состояний участников коммуникативного процесса.

4. Коммуникативное воздействие имеет место только при наличии единой или подобной системы кодификации и декодификации системы знаков.

5. Возможность возникновения коммуникативных барьеров. В этом случае четко показываются связь, которая существует между общением и отношением.

Потребность в общении является одной из основных социогенных потребно­стей человека. Она возникает в процессе накопления опыта в межличностном взаи­модействии. В ее основе лежит потребность в эмоциональном контакте, социализи­рованный поиск контактов и соответствующая техника удовлетворения. ПО прояв­ляется в потребности индивида принадлежать к группе, быть ее членом, взаимодей­ствовать с нею, участвовать в совместной деятельности, находиться вместе, оказы­вать и принимать помощь. Она приводит к отказу от эгоистических установок ради установления (или восстановления) согласия и дружеских связей между членами группы. ПО проявляется также в стремлении участвовать в совместных действиях. Человек как бы стремится уменьшить дистанцию между собой и другими членами группы. Т.о., потребность в общении стимулирует, поддерживает и направляет дея­тельность человека по общению с другими людьми.

Инструкция.

В анкете имеется 33 утверждения, которые позволяют Вам уточнить мнения, интересы и то, как Вы оцениваете самих себя. Если вы согласны с утверждением, то напишите «да» рядом с его номером. Если не согласны, то напишите «нет». Никаких дополнительных подписей делать не нужно. Заполняя ответный лист, имейте ввиду, что утверждения слишком коротки, чтобы содержать все необходимые подробно­сти. Представляйте себе типичные ситуации и задумывайтесь над деталями. Отве­чайте быстро и давайте первый естественный ответ, который приходит Вам в голову. Отвечайте по порядку и обязательно на каждый вопрос.

Анкета ПО.
1. Мне доставляет удовольствие участвовать в различного рода торжествах.
2. Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих коллег.
3. Мне нравится выказывать кому-либо свое расположение.
4. Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы.
5. Я чувствую, что по отношению к моим друзьям у меня больше прав, чем обязанностей.
6. Когда я узнаю об успехе своего коллеги, у меня почему-то ухудшается настроение.
7. Чтобы быть удовлетворенным собою, я должен кому-то в чем-то помочь.
8. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товарищей по работе.
9. Мои друзья мне основательно надоели.
10. Когда я делаю важную работу, присутствие людей раздражает меня.
11. Прижатый к стене, я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мнению, не вредит моим друзьям и знакомым.
12. В трудной ситуации я думаю не столько о себе, сколько о близком мне человеке.
13. Неприятности у друзей вызывают у меня такое состояние, что я могу заболеть.
14. Мне приятно помогать другим, если даже это доставляет мне значительные трудности.
15. Из уважения к другому я могу согласиться с его мнением, если он и не прав.
16. Мне больше нравятся приключенческие рассказы, чем рассказы о любви.
17. Сцены насилия в кино внушают мне отвращение.
18. В одиночестве я испытываю тревогу и напряженность больше, чем когда нахожусь среди людей.
19. Я считаю, что основной радостью в жизни является общение.
20. Мне жалко бездомных кошек и собак.
21. Я предпочитаю поменьше друзей, но зато близких.
22. Я люблю бывать среди людей.
23. Я долго переживаю после ссоры с близкими.
24. У меня определенно больше близких людей, чем у многих других.
25. Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе.
26. Я больше доверяю собственной интуиции и воображению в мнении о людях, чем суждениям о них со стороны других людей.
27. Я придаю большое значение материальному благополучию и престижу, чем радости общения с приятными мне людьми.
28. Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей.
29. По отношению ко мне люди часто неблагодарны.
30. Я люблю рассказы о бескорыстной любви и дружбе.
31. Ради друга я могу пожертвовать своими интересами.
32. В детстве я входил в компанию, которая всегда держалась вместе.
33. Если бы я был журналистом, то мне нравилось бы писать о силе дружбы.

В бланке Вы ставите знак «+» на то утверждение, с которым согласны.

Да Нет
1.
2.
……..
32.
33.

За каждый положительный ответ на утверждения 1, 2, 7, 8, 11, 12 13, 14, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 30, 31, 32, 33 ставите себе 1 балл.

За каждый отрицательный ответ на утверждения 3, 5, 6, 9, 10, 15, 16, 25, 27, 29 Вы также получаете 1 балл.

В первом столбце Вы подсчитываете сумму положительных ответов, а во втором — отрицательных. После этого Вы складываете оба результата.

Уровни
низкий Ниже среднего средний выше среднего Высокий
Децили
М 3-18 19-21 22 23 24 25 26 27-28 29-30 31-33
Ж 9-21 22-23 25 26 27 28 29 30 31 32-33

Людей с высокой потребностью в общении отличают такие черты:

— Стремление к поддержанию или восстановлению хороших отношений с людьми.

— Сильные переживания при разрыве этих отношений.

— Способность простить проступок ради восстановления хороших отношений.

— Стремление помогать другим.

— Способность отказываться от собственных удобств ради других.

— Склонность проявлять участие.

— Стремление установить добрые отношения со многими людьми.

— Стремление расширить сферу своего общения.

Общение - это желание проводить время с приятелями или друзьями. Стремление приятно и весело провести время - это составляющая данного желания, поскольку результаты наших исследований показывают, что веселье и забавы возможны, в основном, при наличии общности людей. Даже животные предпочитают развлекаться вместе с приятелями. Например, африканские слоны во время игры бегают, поворачиваются на месте, хлопают ушами и размахивают хоботом, поливают один другого водой и издают громкие звуки. бычно дети предпочитают играть с другими детьми, а не в одиночку. Летом часто можно увидеть малышей, со смехом и шумом обливающих друг друга из водяных пистолетов, мало чем отличаясь при этом от африканских слонов.

Примеры общительных людей

Три мушкетера из романа Александра Дюма являются хорошей иллюстрацией радости, которую несет в себе общение. Ихдевиз «Один за всех, все за одного» непосредственно взывает к удовольствию, которое дает общение с близкими по духу людьми. Д"Артаньян и три его друга любили развлекаться. Они любили выпить, пошутить, и испытывали истинное удовольствие от своих проказ и проделок. Они любили людей и легко заводили разговор с незнакомцами.

«Дружба, которая объединила этих четырех людей, и потребность встречаться по три-четыре раза на день, то ли во имя дуэлей, то ли по делу, то ли ради забав, заставляла их все время следовать друг за другом как тень, и вы постоянно могли встретить этих неразлучников, разыскивавших друг друга...».

Общительность тесно связана с веселостью и доброжелательностью. Например, в кинофильме Вуди Аллена «Энни Холл» в образе Элви Зингера представлен забавный тип человека, который с трудом заводит друзей. У Элви такая мрачная точка зрения, что он считает, что «все состоит из ужасного и жалкого». Его возлюбленная Энни Холл является намного более собранным, доброжелательно настроенным и общительным человеком. Их разногласия разлучают их, и Энни покидает Элви, отправляясь в южную Калифорнию на поиск забав, веселых вечеринок и романтических приключений.

Общительные люди нуждаются в компании не только для того, чтобы повеселиться, но также и для удовлетворения основной потребности в счастье. Они ориентированы на то, чтобы стремиться к другим людям, познавать их и делать себя интересными для них. Они не могут оставаться в одиночестве длительное время. Аесли они находятся среди других людей, они тут же ищут возможность повеселиться.

Каждый нуждается в каком-то объеме общения, который зависит от характера данного человека. Когда люди испытывают то, что, по их мнению, является избыточным объемом общения, они чувствуют себя обремененными требованиями взаимного общения с другими людьми. После нескольких дней участия в деловых встречах, потребовавших большого внимания, человек, например бизнесмен, пресытился общением и желает побыть некоторое время в одиночестве, наедине с собой. Когда же люди общаются меньше, чем им хотелось бы, они чувствуют себя одиноко. После целого дня работы в начальной школе учитель может испытывать потребность в общении со взрослыми, и захочет пойти на вечеринку или навестить друга. В этих примерах и бизнесмен, и учитель стремятся установить некое равновесие между потребностью в общении и потребностью в одиночестве.

Потребность побыть наедине с самим собой отнюдь не означает, что человек застенчив то время как одинокий человек не испытывает особой потребности в общении, застенчивый человек испытывает ее, но боится оказаться отвергнутым. Хотя у застенчивых людей фактически имеется, по меньшей мере, средняя потребность в общении, они весьма легко смущаются (что указывает на потребность в признании). Они могут вести себя как «напыщенные индюки», боясь расслабиться и повеселиться из-за боязни глупо выглядеть.

Многие психологи-клиницисты рассматривают способность людей находить себе друзей и поддерживать с ними дружбу как важный компонент психического здоровья. Повышенная потребность в уединении может быть признаком различных психических расстройств, таких, как депрессия, шизофрения и аутизм.

Как люди с клинической депрессией, так и люди, страдающие шизофренией, оторваны от общества. Дети, больные аутизмом, предпочитают играть сами с собой. Они не проявляют обычного интереса к тому, оказывают ли родители им внимание или нет.

Согласно теории 16 основных желаний, желание уединения - нормальная эмоция, которую можно отличить от тех примеров социальной изоляции, которые наблюдаются при клинических расстройствах. Нам всем время от времени бывает нужно побыть в уединении, хотя некоторые люди ощущают эту потребность более остро, чем другие. Только в том случае, когда потребность в уединении сопровождается проявлением глубокой печали, или когда присутствуют другие признаки психических заболеваний, у нас могут возникнуть причины для беспокойства по поводу возможного серьезного психического расстройства.

Общение в данном контексте можно рассматривать и как средство, и как цель. Если люди становятся членами сельского клуба или социальной группы для того, чтобы объединиться для решения проблем, возникающих в бизнесе, то общение - это средство для достижения успеха в работе (удовлетворяющее потребность во власти). Если же они вступают в местный клуб ради престижа, то общение является средством для того, чтобы произвести впечатление на других людей (положение в обществе). Согласно результатам докторской диссертации Сьюзан Хэверкемп, студенты колледжей вступают в студенческие организации прежде всего ради престижа, а не за тем, чтобы наслаждаться компанией других членов этих клубов. Основная потребность в общении проявляется только тогда, когда человек ищет дружбы ради дружбы, ради удовольствия быть с другими людьми, и ни по какой иной причине.

Как оценить свою потребность в общении

1. Вы чувствуете, что вам нужно побольше быть рядом с другими людьми, чтобы чувствовать себя счастливым/счастливой.

2. Вас считают человеком, который любит веселье и забавы.

1. Вы замкнутый человек.

2. Вы терпеть не можете вечеринок.

3. Вам нет особого дела до других людей, за исключением членов семьи и нескольких близких друзей.

Оцените вашу потребность контакта с обществом как потребность средней важности, если вы не оценили ее как очень важную или менее важную, или если вы согласны с утверждением, указывающим, что эта потребность является одновременно и очень важной и менее важной вашей потребностью.

После того как вы себя оценили, у вас может появиться желание оценить членов вашей семьи или знакомых.