Болезни Военный билет Призыв

Основные проблемы национальной и экономической безопасности в россии. Основы национальной безопасности. Концепция национальной безопасности и проблемы ее реализации

М.С.Алёшенков, доктор философских наук, профессор, доктор философских наук, профессор, ректор академии Московской академии комплексной безопасности
ОБЖ № 11 2005 года (Продолжение цикла лекций. Начало см. № 10 - 2005 г. Полностью лекция опубликована журнале)

Цели лекции:
1. Рассмотреть современные научные и практические основы национальной безопасности России.
2. Сформулировать цели и задачи системы национальной безопасности.
3. Уяснить основные направления обеспечения национальной безопасности.
4. Рассмотреть состав и структуру органов национальной безопасности.
5. Изложить научные основы концепции национальной безопасности.
Время: 2 академических часа.

Проблема национальной безопасности России приобрела особую остроту и актуальность с начала 1990-х годов в результате развала СССР и перехода России на рыночную экономику. С этого периода состояние национальной безопасности стало стремительно ухудшаться по всем параметрам. Россия подошла к опасной черте, за которой разрушение государства может стать неизбежным. Исходя из этого, сегодня можно утверждать, что по какому бы пути ни пошла Россия, ее главной стратегической целью будет воссоздание обновленной великой державы, мощного Российского государства, основанного на социальной демократии и экономике, сориентированной на обеспечение благосостояния абсолютного большинства населения.

Национальная безопасность
Сегодня уже ни у кого не вызывает вопросов понятие "национальная безопасность". Оно достаточно прочно вошло в лексикон и жизнь современного общества и государства во многих странах мира.
Национальная безопасность Российской Федерации - это гарантированная конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность и обеспеченность ее национальных интересов. Более развернутое изложение понятия национальной безопасности дается в проекте закона РФ "О национальной безопасности".
Основные принципы обеспечения национальной безопасности России следующие.
1. Приоритет национальных интересов.
2. Законность.
3. Ответственность органов и сил национальной безопасности за ее обеспечение в лице их руководящих должностных лиц перед законом.
4. Информированность общества при строгом соблюдении государственной, служебной и коммерческой тайны.
5. Единство государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.
6. Эффективность и оптимальность мер по обеспечению национальной безопасности.

Основные элементы концепции национальной безопасности России
Концепция национальной безопасности России - это официальная система взглядов на ее национальные интересы, принципы, средства и способы их реализации и защиты от внутренних и внешних угроз.
Национальными интересами России на этапе перехода к рыночным отношениям являются:
1. Предотвращение угроз по всему их спектру.
2. Территориальная целостность страны.
3. Сохранение гражданского мира, свободы и прав.
4. Интересы России в политической и геополитической сфере.
5. Экономические интересы.
К основным объектам национальной безопасности относятся:
. личность, ее права и свободы;
. государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Источники угроз национальной безопасности
Существуют три основных источника угроз национальной безопасности России:
1) геополитические противники;
2) компрадорски ориентированная часть российской элиты;
3) организованная преступность.
Наибольшую опасность представляет вмешательство внешних сил во внутренние дела России, с тем, чтобы навязать путь развития в выгодном для определенных сил за рубежом направлении:
. недопущение функционирования обрабатывающей промышленности и агрокомплекса в режиме расширенного воспроизводства;
. ориентация России на экспорт сырья и импорт оборудования, товаров народного потребления, продовольствия;
. удушение индустрии, науки, сельского хозяйства;
. утечка капиталов;
. недопущение России на мировые рынки;
. перекачка ресурсов и др.

Направления национальной безопасности
В содержательном плане национальная безопасность дифференцируется на ряд самостоятельных направлений, таких как: геополитическая, оборонная, политическая, социальная, экономическая, продовольственная, демографическая, экологическая, информационная, психологическая (сознание человека как объект национальной безопасности).

Система национальной безопасности России
Защита национальных интересов государства осуществляется системой национальной безопасности, которая создается и функционирует на основе концепции национальной безопасности.
Система национальной безопасности - это совокупность органов управления, сил и средств, законодательных актов, ориентированных на обеспечение безопасности и защиту жизненно важных интересов государства и общества от внешних и внутренних угроз.
Под жизненно важными интересами Российской Федерации понимаются:
. ее территориальная целостность;
. воспроизводство народонаселения;
. уровень государственно-экономического самосознания народа;
. экономическое и социальное благополучия;
. психическое и физическое здоровье;
. права, свободы и обязанности граждан.
Задачами системы национально-государственной безопасности являются:
. разработка и осуществление оперативных планов и других мер по защите национальных интересов;
. формирование, обеспечение и развитие органов, сил и средств обеспечения национальной безопасности;
. восстановление объектов национальной безопасности, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций.

Структура системы национально-государственной безопасности
Структуру названной выше системы составляют:
. органы и силы безопасности;
. государственные, общественные и гражданские организации и объединения, действующие в соответствии с федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, решениями Совета Безопасности РФ, краткосрочными федеральными программами обеспечения национальной безопасности;
. отдельные граждане, привлекаемые на законном основании уполномоченными государственными органами к реализации мер по обеспечению национальной безопасности.

Органы и силы национально-государственной безопасности
К органам национальной безопасности относятся:
. органы внешней безопасности РФ: Минобороны, МИД, Служба внешней разведки;
. органы внутренней безопасности: МВД - ведомство гражданской безопасности; ФСБ - ведомство по охране конституции и государственных институтов; ФПС (Федеральная пограничная служба), Прокуратура, Главное управление охраны (служба безопасности президента);
. органы экономической безопасности РФ: Минэкономики, Минфин, Налоговая служба и налоговая полиция, Таможенная служба, МВЭС;
. органы экологической и тех-носферной безопасности РФ: МЧС, Минэкологии, органы технического надзора - Гостехнадзор, Госпожнадзор;
. органы демографической безопасности РФ: Минздравсоцразвития, Минобрнауки, комитеты Федерального собрания по демографии;
. органы информационной и компьютерной безопасности: ФАПСИ при Президенте РФ, комитеты Федерального собрания по информационной политике, ЦСУ, Гостехкомис-сия России, Роскоминформ, Межведомственная комиссия по защите государственной тайны.
К силам национальной безопасности РФ относятся:
. внешние силы национальной безопасности РФ: Вооруженные Силы Российской Федерации и все законные формирования, ведущие оперативную работу за рубежом в защиту национальных интересов РФ;
. внутренние силы национальной безопасности РФ: Внутренние войска МВД; подразделения МВД, наделенные исполнительными функциями и реализующие их; войска ФПС; оперативные и создаваемые в кризисных ситуациях подразделения министерств, и все другие законные вооруженные формирования внутри страны. К внутренним силам национальной безопасности относятся общественные силы безопасности (ДНД, ДПД, народные ополчения, спасательные отряды и др.), создаваемые с целью защиты национальных интересов РФ в кризисных ситуациях.

Меры и средства обеспечения национальной безопасности
Обеспечение национальной безопасности достигается мерами и средствами экономического, информационно-пропагандистского, правового, организационного, технического и иного характера.
Меры по обеспечению национальной безопасности состоят в:
. государственной защите национальных интересов;
. национальной дипломатической политике;
. поисках и поддержке стратегических геополитических союзников;
. быстром и мобильном реагировании на угрозы национальным интересам оптимальными средствами;
. готовности мгновенного нанесения ответного удара, а также в использовании тех или иных средств обеспечения национальной безопасности в целях защиты интересов России.

Функционирование системы национальной безопасности России
Система национальной безопасности Российской Федерации функционирует в четырех режимах, действующих в общегосударственном, региональном или отраслевом масштабах:
. мирного времени;
. повышенной готовности;
. чрезвычайного положения;
. военного времени.
Режим мирного времени - это нормальное функционирование системы национальной безопасности в условиях отсутствия угроз национальным интересам России или их практической нейтрализации.
Режим повышенной готовности - это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз, требующих их пресечения.
Режим чрезвычайного положения - это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз национальным интересам России, требующих локализации и устранения.
В режиме чрезвычайного положения вводится цензура средств массовой информации с целью защиты национальных интересов.
Режим военного времени - это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз национальным интересам России, требующих отражения и уничтожения. Данный режим регулируется Законом РФ "О военном положении". При этом все мероприятия режимов повышенной готовности и чрезвычайного положения дополняются введением военного положения и созданием на базе Совета Безопасности Государственного комитета по обороне.

Контрольные вопросы:
1. Что такое национальная безопасность?
2. Назовите принципы обеспечения национальной безопасности?
3. Дайте определение угроз национальной безопасности.
4. Объекты и источники национальной безопасности.
5. Назовите направления национальной безопасности.
6. Что такое система национальной безопасности?
7. Что входит в состав системы национальной безопасности?
8. Назовите задачи Совета Безопасности РФ.

Формирование, обеспечение и развитие органов, сил и средств обеспечения национальной безопасности;

Восстановление объектов национальной безопасности, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций.

Структура системы национально-государственной безопасности

Структуру названной выше системы составляют:

Органы и силы безопасности;

Государственные, общественные и гражданские организации и объединения, действующие в соответствии с федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ и т. д.

Отдельные граждане, привлекаемые на законном основании уполномоченными государственными органами к реализации мер по обеспечению национальной безопасности.

Органы и силы национально-государственной безопасности

Органы внешней безопасности РФ: Минобороны, МИД, Служба внешней разведки;

Органы внутренней безопасности: МВД - ведомство гражданской безопасности; ФСБ - ведомство по охране конституции и государственных институтов; ФПС (Федеральная пограничная служба), Прокуратура, Главное управление охраны (служба безопасности президента);

Органы экономической безопасности РФ: Минэкономики, Минфин, Налоговая служба и налоговая полиция, Таможенная служба, МВЭС;

Органы экологической и тех-носферной безопасности РФ: МЧС, Минэкологии, органы технического надзора - Гостехнадзор, Госпожнадзор;

Органы демографической безопасности РФ: Минздравсоцразвития, Минобрнауки, комитеты Федерального собрания по демографии;

Органы информационной и компьютерной безопасности: ФАПСИ при Президенте РФ, комитеты Федерального собрания по информационной политике, ЦСУ, Гостехкомиссия России, Роскоминформ, Межведомственная комиссия по защите государственной тайны.

Меры и средства обеспечения национальной безопасности

Обеспечение национальной безопасности достигается мерами и средствами экономического, информационно-пропагандистского, правового, организационного, технического и иного характера.

Меры по обеспечению национальной безопасности состоят в:

Государственной защите национальных интересов;

Национальной дипломатической политике;

Поисках и поддержке стратегических геополитических союзников;

Быстром и мобильном реагировании на угрозы национальным интересам оптимальными средствами;

Готовности мгновенного нанесения ответного удара, а также в использовании тех или иных средств обеспечения национальной безопасности в целях защиты интересов России.

Функционирование системы национальной безопасности России

Система национальной безопасности Российской Федерации функционирует в четырех режимах, действующих в общегосударственном, региональном или отраслевом масштабах: мирного времени; повышенной готовности; чрезвычайного положения; военного времени.

Режим мирного времени - это нормальное функционирование системы национальной безопасности в условиях отсутствия угроз национальным интересам России или их практической нейтрализации.

Режим повышенной готовности - это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз, требующих их пресечения.

Режим чрезвычайного положения - это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз национальным интересам России, требующих локализации и устранения.

В режиме чрезвычайного положения вводится цензура средств массовой информации с целью защиты национальных интересов.

Режим военного времени - это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз национальным интересам России, требующих отражения и уничтожения.

Объект и предмет экономической безопасности

Реализация национальных интересов России возможна только при устойчивом развитии экономики.

Первостепенную роль в обеспечении национальной безопас­ности России играет защита национальных интересов страны в сфере экономики. В конечном счете, обеспечение всех элементов национальной безопасности - оборонной, экологической, инфор­мационной, внешнеполитической и др. - зависит от экономи­ческих возможностей страны.

Экономическая безопасность подразумевает сохранение и обес­печение жизненно важных интересов основных слоев населения страны. Положения и принципы экономической безопасности обретают необходимую четкость, когда определены основные тенденции развития социально-экономической структуры и фун­даментальные интересы населения страны.

Эффективная система экономической безопасности - вопрос жизни любой страны. Тем более это важно для сегодняшней России, стремящейся занять достойное место в мировом геополитическом и экономическом пространстве.

Для понимания сущности экономической безопасности важно уяснить ее связь с понятиями «развитие» и «устойчивость».

Развитие - один из компонентов экономической безопасности. Если экономика не развивается, то у нее резко сокращаются воз­можности для выживания, сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам. Устойчивость и безопасность - важнейшие характеристики экономики как единой системы. Устойчивость экономики отражает прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внут­ри системы, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки. Безопасность - это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к выживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непред­сказуемых и трудно прогнозируемых факторов.

Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Критерий экономической безопас­ности - это оценка состояния экономики с точки зрения важ­нейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; социальной стабильности и др.

В системе показателей - индикаторов экономической безопасности необходимо выделять: уровень и качество жизни; темпы инфляции; норму безработицы, экономический рост; дефицит бюджета; государственный долг; встроенность в мировую экономику; состояние золотовалютных резервов; деятельность теневой экономики.

Основные элементы экономической безопасности в общем виде заключаются в следующем:

1) способность страны иметь экономический потенциал, до­статочный для самостоятельного, устойчивого, прогрессивного развития всех сфер общественной жизни;

2) способность страны самодостаточно воспроизводить и обес­печивать свое население по признанным мировым стандартам жизненно необходимыми благами и обеспечивать благосостояние всех слоев населения;

3) способность страны противостоять и сохранять высокий уровень стабильности при внешних и внутренних экономических, политических, социальных, природных и техногенных дестаби­лизирующих воздействиях.

Мера обеспечения безопасности экономики определяется сле­дующими обстоятельствами:

Степенью открытости экономики и интегрированностью ее в мирохозяйственные связи;

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

45. Обеспечение национальной безопасности представляет собой деятельность субъектов обеспечения национальной безопасности по защите личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, реализации национальных интересов, созданию необходимых условий для устойчивого развития Республики Беларусь. Субъектами обеспечения национальной безопасности являются: государство, осуществляющее свои полномочия в данной сфере через органы законодательной, исполнительной и судебной власти; общественные и иные организации; граждане. Объектами национальной безопасности являются: личность – ее конституционные права, свободы и законные интересы; общество – его материальные и духовные ценности, система общественных отношений, охраняемых нормами права; государство – его независимость, территориальная целостность, суверенитет, конституционный строй. 46. Целью обеспечения национальной безопасности является достижение и поддержание такого уровня защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, который гарантирует устойчивое развитие Республики Беларусь и реализацию ее национальных интересов. 47. Основными задачами обеспечения национальной безопасности выступают: разработка и реализация государственной политики обеспечения национальной безопасности; определение и поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства; нейтрализация источников внутренних угроз и защита от внешних угроз национальной безопасности; обеспечение реализации национальных интересов и устойчивого развития Республики Беларусь; создание системы обеспечения национальной безопасности и организация ее эффективного функционирования. 48. Принципами обеспечения национальной безопасности являются: законность, соблюдение конституционных прав и свобод человека; гуманизм и социальная справедливость; гласность; соблюдение баланса интересов личности, общества и государства,
их взаимная ответственность; комплексный подход к решению задач обеспечения национальной безопасности; единство и взаимосвязь видов и направлений обеспечения национальной безопасности; участие в системах международной и региональной коллективной безопасности; разграничение сфер ответственности и полномочий государственных органов в решении задач обеспечения национальной безопасности; приоритетность правовых, политических, экономических и информационных мер обеспечения национальной безопасности; оперативность, своевременность, превентивность и соразмерность мер по нейтрализации источников внутренних угроз и защите от внешних угроз. Обеспечение национальной безопасности осуществляется по направлениям, выделяемым в соответствии с основными сферами жизнедеятельности личности, общества и государства.

ГЛАВА 8

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ВНУТРЕННИХ ИСТОЧНИКОВ УГРОЗ И ЗАЩИТЫ ОТ ВНЕШНИХ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

49. В политической сфере нейтрализация внутренних источников угроз национальной безопасности обеспечивается путем принятия своевременных и действенных мер по устранению условий и предпосылок формирования политической и социально-экономической напряженности в обществе, практического воплощения принципов демократического социального правового государства, взаимной ответственности личности, общества и государства по обеспечению национальной безопасности. Определяющим фактором на долгосрочную перспективу выступает всестороннее совершенствование механизмов защиты конституционных прав и свобод, законных интересов личности, общества и государства, открытости всех сфер деятельности государства для общества. Важнейшими направлениями выступают сохранение роли государства как гаранта безопасности личности, комплексное совершенствование процессов предупреждения и борьбы с преступностью, в первую очередь с коррупцией, терроризмом и экстремизмом во всех их проявлениях, сепаратизмом, расовой и религиозной нетерпимостью. Постоянное повышение эффективности деятельности всех ветвей власти и системы государственного управления нацелено на максимальное удовлетворение общественных интересов и соблюдение прав личности. Дальнейшая дебюрократизация общественных отношений, расширение практики и совершенствование механизмов государственно-частного партнерства призваны обеспечивать конструктивную направленность деятельности общественных объединений, повышение созидательной активности населения и выступают основой формирования и развития белорусского гражданского общества. Меры по защите от внешних угроз национальной безопасности сосредотачиваются на следующих направлениях: проведение последовательной и сбалансированной многовекторной внешней политики, основанной на принципах взаимоуважения, равенства
и партнерства, невмешательства в дела суверенных государств; своевременное выявление, предупреждение и пресечение политико-дипломатическими методами попыток вмешательства во внутренние дела Республики Беларусь со стороны зарубежных государств и их спецслужб, международных организаций, а также иных сил, не являющихся признанными субъектами международных отношений; противодействие применению в международной практике экономических, политических и иных мер принудительного характера, направленных на ущемление суверенных прав государств, либо поощрению таких мер; решительное отстаивание национальных интересов в рамках международных организаций и союзов, в том числе регионального характера, содействие укреплению авторитета Республики Беларусь
и позиций этих структур в системе международных отношений; сохранение глобальной роли ООН и Совета Безопасности ООН в обеспечении международной стабильности и безопасности; продолжение последовательного курса в сфере ядерного разоружения, участие в режимах нераспространения, в выполнении посреднических функций при урегулировании конфликтов, миротворческой деятельности под эгидой ООН; развитие международного сотрудничества в вопросах борьбы
со всеми видами транснациональной организованной преступности,
в первую очередь связанной с терроризмом, незаконной миграцией, торговлей людьми, наркобизнесом; активное участие Республики Беларусь в деятельности ОБСЕ, содействие устранению дисбалансов в ее функционировании, последовательное укрепление институциональных основ данной организации; формирование полноценного, без искусственных изъятий и ограничений, эффективного и взаимовыгодного таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС; активизация деятельности Республики Беларусь по расширению участия во взаимовыгодных инициативах и проектах в рамках ключевых субрегиональных организаций: Содружества Независимых Государств, Центральноевропейской инициативы, Организации Черноморского экономического сотрудничества, Совета государств Балтийского моря и других; развитие по периметру внешних границ Республики Беларусь пояса добрососедства во всех его измерениях: военном, политическом, культурном, информационном, социальном и экономическом; эффективная реализация государственной пограничной политики, обеспечивающая комплексный подход к управлению границами, оптимальное сочетание барьерных функций с созданием благоприятных условий для активного развития экономических связей, повышения туристической и деловой привлекательности страны; сохранение и укрепление основ Союзного государства, реализация имеющегося конструктивного потенциала стратегического партнерства
с Российской Федерацией; развитие полноформатных отношений с государствами Европейского союза, поддержание активного диалога с ЕС по всему спектру вопросов, представляющих взаимный интерес, с перспективой заключения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, а также отмены дискриминационных мер в отношении белорусского государства; последовательное наращивание вовлеченности Республики Беларусь
в общеевропейские объединительные процессы, в первую очередь предполагающие активное участие в международных проектах, связанных
с производством и транспортировкой энергоресурсов, эксплуатацией транспортных коридоров; последовательное углубление отношений стратегического партнерства с Китаем, Венесуэлой, развитие всестороннего сотрудничества с другими государствами Азии, Латинской Америки и Африки, прежде всего с Индией, Вьетнамом, Бразилией, приведение масштабов экономического взаимодействия с ними в соответствие с уровнем политических отношений; развитие диалога с США на принципах равноправия, взаимоуважения и партнерства, основывающегося на совпадающих интересах, в первую очередь, в контексте обеспечения международной безопасности; доведение до широких кругов мировой общественности объективной информации о Беларуси и ее позиции по основным международным проблемам, внешнеполитических инициативах, достижениях отечественной культуры и науки; повышение эффективности защиты прав и законных интересов белорусских граждан и соотечественников за рубежом. 50. Необходимым условием нейтрализации внутренних источников угроз национальной безопасности в экономической сфере является поддержание долгосрочной макроэкономической стабильности посредством структурной перестройки экономики Республики Беларусь на основе прямых иностранных инвестиций, роста производительности труда
и инновационной активности всех субъектов хозяйствования, сокращения отрицательного сальдо внешней торговли, снижения импортоемкости, материалоемкости, себестоимости и повышения качества производимой продукции. Структурная перестройка экономики страны обеспечивается путем ускоренного развития высокотехнологичных конкурентоспособных секторов с высокой добавленной стоимостью, производств на местных ресурсах, опережающего развития сферы услуг, в первую очередь информационно-коммуникационных и деловых, реализации транзитного потенциала Республики Беларусь. Предприятия с традиционными и низкими технологиями, высокой импортоемкостью и материалоемкостью подлежат реструктуризации, в том числе путем продажи активов частным инвесторам, перераспределения и перетока трудовых, финансовых
и материальных ресурсов в новые и перспективные сектора экономики. Формирование показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь должно исходить из перспективной структуры экономики. В качестве основных оценочных критериев работы на всех уровнях управления следует применять показатели эффективности
и созданной добавленной стоимости. Важное значение будет иметь последовательное стимулирование деловой активности, нацеленное на преодоление монополизма и развитие конкуренции в экономических отношениях, поощрение предпринимательской инициативы, а также формирование государственно-частного партнерства. Привлечение внешних ресурсов в экономику Республики Беларусь целесообразно осуществлять в виде прямых иностранных инвестиций
в валютоокупаемые проекты, не влекущие за собой накопление внешних обязательств государства и обеспечивающие трансфер зарубежных знаний
и технологий, выход на новые экспортные рынки с конкурентоспособной продукцией. Для этого будут формироваться благоприятный инвестиционный климат, максимально упрощаться нормативная правовая база ведения бизнеса, внедряться международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В целом предстоит сформировать внутренне непротиворечивую, полную, гармонизированную с развитыми странами институциональную социально ориентированную рыночную среду с целью вхождения в число первых 30 стран мира по условиям ведения бизнеса. Основными факторами роста производительности труда станет повышение его капиталовооруженности и качества рабочей силы, наращивание инновационной активности субъектов хозяйствования.
Это достигается улучшением качественных характеристик инвестиционного процесса, формированием фондового рынка, повышением эффективности секторов, обеспечивающих воспроизводство человеческого капитала (образование, наука, здравоохранение, культура), реализацией крупномасштабных инфраструктурных проектов (энергетика, транспорт, дороги, связь) за счет частно-государственного финансирования, развитием конкуренции и внедрением эффективного антимонопольного регулирования. Сбалансированность развития экономики обеспечивается по следующим основным направлениям: соответствие темпов экономического роста возможности расширения внешнего и внутреннего спроса; переход к бездефицитному балансу внешней торговли, а в течение переходного периода − покрытие дефицита внешней торговли без увеличения внешнего государственного долга; наращивание денежного предложения (эмиссии) с учетом соблюдения целевых параметров уровня инфляции и заданного валютного коридора; поддержание жестких бюджетных ограничений в деятельности субъектов хозяйствования, обеспечение своевременного исполнения финансовых обязательств (платежная дисциплина); формирование и поддержание на достаточном уровне золотовалютных резервов. В условиях глобализации международных отношений важным фактором обеспечения устойчивого развития государства становится обеспечение успешной интеграции Республики Беларусь в глобальное экономическое пространство. Защита от внешних угроз национальной безопасности в экономической сфере также обеспечивается многовекторной внешнеэкономической политикой, расширением товарной номенклатуры и географии экспорта, диверсификацией импорта сырьевых и энергетических ресурсов. Совершенствование условий создания и функционирования совместных и иностранных коммерческих организаций, транснациональных корпораций (далее – ТНК), финансово-промышленных групп позволит обеспечить развитие товаропроводящих сетей, включение отечественных предприятий в цепочки ТНК, создание отечественных ТНК с размещением сервисных центров и сборочных производств за рубежом, а также минимизировать возможности дискриминации белорусских субъектов хозяйствования. Важным направлением выступает повышение эффективности управления внешним долгом Республики Беларусь, снижение стоимости
и рисков его обслуживания. Формированию позитивного имиджа страны за рубежом будет способствовать развитие сотрудничества с международными финансово-экономическими и торговыми организациями, интеграционными объединениями, участие в международных договорах, направленных на устранение дискриминации и развитие внешней торговли, стабилизацию позиции отечественных товаропроизводителей на внешних рынках. 51. Важнейшим направлением нейтрализации внутренних источников угроз национальной безопасности в научно-технологической сфере является завершение формирования эффективной национальной инновационной системы и реализация новой технологической стратегии развития экономики Республики Беларусь. Институциональная ”достройка“ национальной инновационной системы включает создание современной нормативной правовой базы, закрепляющей наиболее благоприятные условия для инновационной деятельности, развития рынка научно-технической продукции и его инфраструктуры, широкое использование венчурных и страховых фондов, введение в хозяйственный оборот и расширение экспорта объектов интеллектуальной собственности, системное обновление материально-технической базы науки, организацию технологических парков мирового уровня, способных реализовывать масштабные инновационные проекты, привлекать прямые иностранные инвестиции, обеспечивать условия для создания и развития высокотехнологичных производств. Ежегодное наращивание наукоемкости ВВП и приближение
его значения и структуры к показателям стран ЕС увеличит инновационную активность и восприимчивость белорусской экономики, обеспечит укрепление отраслевой (фирменной) науки, улучшение возрастной структуры научных кадров высшей квалификации, способных к работе в условиях конкурентоспособной наукоемкой экономики. Создание эффективной системы стимулов для развития высокотехнологичных производств и механизма перетока финансовых, трудовых и материальных ресурсов из сокращающихся в перспективные сферы экономики, всеобъемлющая информатизация экономики и общества обеспечат формирование качественно нового технологического уклада в Республике Беларусь, расширение экспорта наукоемкой продукции, привлечение иностранных инвестиций и интеграцию национальной инновационной системы в глобальную инновационную систему мира. Для защиты от внешних угроз национальной безопасности в научно-технологической сфере должно быть обеспечено проведение научных исследований и разработок в области приоритетных для Республики Беларусь технологий, их расширенное воспроизводство в структуре национальной экономики. Развитие индустрии проектирования компонентной базы производств высших технологических укладов обеспечит материально-техническую основу безопасности функционирования критически важных объектов, систем и инфраструктур. Стратегическим фактором выступает развитие системы доступа
к международным электронным базам данных научной и технической информации, создание системы международных научных лабораторий
и центров, а также обеспечение наиболее благоприятных экономических
и имиджевых условий для проведения исследований в Беларуси и привлечения инвестиций в ее научно-инновационную сферу, создания новых инновационных предприятий. Ключевым должно стать формирование экспертной системы технологического предвидения, осуществление постоянного мониторинга рынка научных идей и проведение правовой защиты интеллектуальной собственности. Производственная сфера должна быть ориентирована на создание совместных компаний по выпуску высокотехнологичной и сложно-технической продукции, развитие сектора наукоемких услуг. Эффективным фактором решения поставленных задач должен стать экспорт капитала (технологий) в страны третьего мира, создание
за рубежом сборочных производств по белорусским технологиям. 52. В социальной сфере Республика Беларусь намерена войти
в число первых 50 стран мира с высоким уровнем развития человеческого потенциала. При этом действия государства будут направлены на обеспечение достойного уровня и качества жизни населения, в том числе за счет роста реальной заработной платы и иных доходов, совершенствования системы пенсионного обеспечения и адресной социальной помощи, развития системы государственных социальных стандартов. Важнейшими направлениями выступают создание условий для эффективной полной занятости населения, более рационального использования трудовых ресурсов, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы. Основными задачами развития сферы трудовых отношений являются обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочих мест на рынке труда, территориальной мобильности трудовых ресурсов, мотивации к высокоэффективному труду, повышение социальной ответственности за результаты своего труда. Продолжится работа по интеграции лиц с ограниченными возможностями в общество и экономику. В числе приоритетов остаются развитие доступного и качественного жилищного строительства, повышение уровня и культуры безопасности жизнедеятельности населения. Республика Беларусь продолжит увеличивать государственные расходы на здравоохранение, совершенствовать профилактику эпидемической заболеваемости, расширять доступность и повышать качество услуг здравоохранения, в том числе через обеспечение населения эффективными и безопасными лекарственными средствами, способствовать формированию здорового образа жизни. Продолжится государственная поддержка системы образования,
в том числе путем повышения качества высшего образования и значимости профессионального среднего специального образования. Важное значение будет придаваться духовно-нравственному воспитанию граждан, в том числе путем развития идеологии белорусского государства, основанной на традиционных ценностях нашего общества. Усилия государства будут направлены на сохранение и умножение духовного и историко-культурного потенциала страны, улучшение материально-технической базы объектов социальной сферы, реализацию долгосрочной стратегии содействия развитию белорусской диаспоры. Совершенствование государственной политики в области межнациональных и межконфессиональных отношений будет заключаться в обеспечении условий для укрепления единой общности ”белорусский народ“, воспитании уважения к другим национальностям, религиям
и культурам, пресечении любых попыток разжигания национальной
и религиозной розни. Значимую роль в обеспечении безопасности в социальной сфере
призваны сыграть программы по занятости населения, среднему
и профессионально-техническому образованию, профилактике и лечению социально значимых заболеваний, профилактике преступности (прежде всего, среди несовершеннолетних), жилищному строительству, сохранению историко-культурного наследия и другие. 53. В демографической сфере главным приоритетом государственной политики является всестороннее стимулирование рождаемости, обеспечивающее расширенное воспроизводство населения. Повышение престижа крепкой семьи и совершенствование системы поддержки семей с тремя и более детьми – принципиально важные направления обеспечения демографической безопасности. Важными задачами останутся снижение смертности, увеличение продолжительности жизни населения, охрана здоровья матери и ребенка, сохранение репродуктивного и общего здоровья населения. Необходимое внимание будет уделяться оптимизации миграционных процессов, созданию условий для уменьшения эмиграции, сохранения интеллектуального и трудового потенциала республики, а также привлечения высококвалифицированных кадров из-за рубежа. Продолжится активное противодействие незаконной миграции. 54. В информационной сфере с целью нейтрализации внутренних источников угроз национальной безопасности совершенствуются механизмы реализации прав граждан на получение, хранение, пользование
и распоряжение информацией, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Государство гарантирует обеспечение установленного законодательством порядка доступа к государственным информационным ресурсам, в том числе удаленного,
и возможностям получения информационных услуг. Значимым этапом станет разработка и реализация стратегии всеобъемлющей информатизации, ориентированной на развитие электронной системы осуществления административных процедур, оказываемых гражданам
и бизнесу государственными органами и иными организациями, и переход государственного аппарата на работу по принципу информационного взаимодействия. Ускоренными темпами будет развиваться индустрия информационных и телекоммуникационных технологий. Особое внимание будет уделяться последовательному повышению качества, объема
и конкурентоспособности национального контента, который призван занимать доминирующее положение внутри страны, и его продвижению во внешнее информационное пространство. Приоритетным направлением является совершенствование нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности и завершение формирования комплексной государственной системы обеспечения информационной безопасности, в том числе путем оптимизации механизмов государственного регулирования деятельности в этой сфере. При этом важное значение отводится наращиванию деятельности правоохранительных органов по предупреждению, выявлению
и пресечению преступлений против информационной безопасности,
а также надежному обеспечению безопасности информации, охраняемой
в соответствии с законодательством. Активно продолжится разработка
и внедрение современных методов и средств защиты информации в информационных системах, используемых в инфраструктуре, являющейся жизненно важной для страны, отказ или разрушение которой может оказать существенное отрицательное воздействие на национальную безопасность. Нейтрализации ряда внутренних источников угроз национальной безопасности способствует информационное обеспечение государственной политики, которое заключается в доведении до граждан Республики Беларусь и внешней аудитории объективной информации о государственном курсе во всех сферах жизнедеятельности общества, официальной позиции по общественно значимым событиям внутри страны и за рубежом,
о деятельности государственных органов. Важной задачей при этом является расширение каналов и повышение качества информирования зарубежной общественности. Составной частью информационного обеспечения государственной политики выступает информационное противоборство, представляющее собой комплексное использование информационных, технических и иных методов, способов и средств для воздействия на информационную сферу с целью достижения политических, экономических и иных задач либо защиты собственного информационного пространства. Защита от внешних угроз национальной безопасности в информационной сфере осуществляется путем участия Республики Беларусь в международных договорах, регулирующих на равноправной основе мировой информационный обмен, в создании и использовании межгосударственных, международных глобальных информационных сетей и систем. Для недопущения технологической зависимости государство сохранит роль регулятора при внедрении иностранных информационных технологий. 55. Республика Беларусь обеспечивает свою военную безопасность исходя из принципов оборонной достаточности и стратегического сдерживания потенциальной агрессии, отдавая приоритет невоенным средствам. Важнейшей задачей, решаемой государством в интересах обеспечения военной безопасности, является подготовка страны к обороне. Первостепенное внимание при этом будет уделено развитию в обществе патриотизма, воспитанию у граждан чувства ответственности за защиту Отечества, повышению мотивации военной службы, укреплению кадрового потенциала Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований
и военизированных организаций. Дальнейшее развитие получат вопросы совершенствования социальной защиты военнослужащих. Продолжится обеспечение поступательного развития Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и военизированных организаций. Непременным условием решения этой задачи является своевременное
и полное финансирование государственных программ в области обороны, изменение структуры оборонных расходов с увеличением общих объемов средств, направляемых на переоснащение Вооруженных Сил в соответствии с современными требованиями. Одновременно будет вестись модернизация инфраструктуры Вооруженных Сил. Для поддержания необходимого уровня военного потенциала активизируется работа, направленная на повышение конкурентоспособности оборонного сектора экономики и его возможностей по созданию современных и перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники для оснащения Вооруженных Сил и развития военно-технического сотрудничества. Приоритетным направлением деятельности по защите от внешних источников угроз безопасности Республики Беларусь в военной сфере является проведение государственной политики, нацеленной на укрепление системы общеевропейской безопасности, взаимного доверия, а также отказ от решения спорных вопросов путем применения военной силы. Осуществляя совместное с Российской Федерацией военное строительство и развивая военно-техническое сотрудничество, направленные на повышение оборонного потенциала Союзного государства в Восточно-Европейском регионе коллективной безопасности, Республика Беларусь также участвует в достижении новых договоренностей в сфере разоружения и контроля над вооружениями, укреплении мер доверия, решении вопросов нераспространения оружия массового уничтожения. Республика Беларусь выступает за сотрудничество на равноправной основе с Организацией Североатлантического договора и ЕС в интересах укрепления европейской безопасности и стабильности. Последовательная поддержка инициатив по формированию евроатлантической системы коллективной безопасности на четкой договорно-правовой основе будет вестись одновременно с деятельностью, направленной на повышение эффективности ОДКБ, придание ей роли основного инструмента коллективной безопасности на постсоветском пространстве, расширение военного и военно-технического сотрудничества с государствами – членами ОДКБ. 56. Нейтрализации внутренних источников угроз национальной безопасности в экологической сфере будут способствовать обеспечение экономического роста в пределах хозяйственной емкости биосферы
и улучшение экологической ситуации в Республике Беларусь на основе внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, современных систем защиты экологически опасных объектов, разработки и внедрения экологобезопасных технологий, возобновляемых источников энергии. Продолжится комплексная реабилитация и возрождение пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС территорий Республики Беларусь. Дальнейшее совершенствование Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций призвано обеспечить эффективную защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При строительстве и эксплуатации национальной АЭС будут неукоснительно соблюдаться все международные правила и нормы в области радиационной, промышленной и экологической безопасности. Важное значение будет иметь развитие национальной системы мониторинга окружающей среды, формирование рынка экологических услуг, внедрение экологического аудита и страхования, эффективной нормативной правовой базы экологической безопасности, включая систему платежей за пользование природными ресурсами и адекватную компенсацию ущерба, причиненного природной среде. Развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и правового разрешения экологических проблем транснационального характера, повышение достоверности оценок
и прогнозов состояния природной среды, изменений климата, опасных погодных и климатических явлений, адаптация секторов экономики
к изменениям окружающей среды, сокращение выбросов в атмосферу парниковых газов позволит обеспечить защиту от внешних угроз национальной безопасности в экологической сфере.

ГЛАВА 9

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

57. Система обеспечения национальной безопасности – совокупность взаимодействующих субъектов обеспечения национальной безопасности и средств, используемых ими для осуществления деятельности по защите и реализации национальных интересов Республики Беларусь и обеспечению безопасности личности, общества и государства. Правовую основу системыобеспечения национальной безопасности составляют Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь, иные акты законодательства, регулирующие общественные отношения
в сфере обеспечения национальной безопасности, в том числе международные договоры Республики Беларусь. 58. Субъекты обеспечения национальной безопасности осуществляют согласованную деятельность по достижению цели и решению задач обеспечения национальной безопасности в соответствии с их правовым статусом, определяемым законодательством. При этом: Президент Республики Беларусь осуществляет общее руководство системой обеспечения национальной безопасности путем реализации своих полномочий в этой сфере через Совет Безопасности Республики Беларусь и его рабочий орган – Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь, а также через Совет Министров Республики Беларусь; Национальное собрание Республики Беларусь принимает законы
в сфере обеспечения национальной безопасности; Совет Безопасности Республики Беларусь рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Республики Беларусь, затрагивающие интересы национальной безопасности, принимает по ним решения, в том числе определяет государственные органы, ответственные за обеспечение национальной безопасности в основных сферах жизнедеятельности личности, общества и государства, и пороговые значения индикаторов (показателей) состояния национальной безопасности, организует эффективное функционирование системы обеспечения национальной безопасности; Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции разрабатывает конкретные меры по обеспечению национальной безопасности, организует и контролирует их реализацию; государственные органы, подчиненные (подотчетные) Президенту Республики Беларусь, и республиканские органы государственного управления, подчиненные Правительству, в соответствии с их компетенцией реализуют меры, направленные на решение задач обеспечения национальной безопасности, поддерживают в состоянии готовности к применению имеющиеся силы и средства; суды осуществляют правосудие по делам, затрагивающим вопросы обеспечения национальной безопасности; органы местного управления и самоуправления обеспечивают решение задач в сфере обеспечения национальной безопасности, отнесенных законодательством к их компетенции. 59. Граждане участвуют в обеспечении национальной безопасности посредством реализации своих прав и обязанностей (в том числе исполнения священного долга по защите Республики Беларусь), предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь. Свое видение национальных интересов, способов и средств их защиты они реализуют путем участия в выборах, референдумах и других формах непосредственной демократии, а также через государственные органы и органы местного самоуправления. Участие граждан, общественных и иных организаций в обеспечении национальной безопасности также может осуществляться путем: информирования государственных органов о наличии (возникновении) источников и факторов, создающих угрозы национальной безопасности; непосредственной защиты законными способами и средствами прав
и свобод граждан, интересов общества; разработки и внесения в государственные органы предложений
по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в различных сферах обеспечения национальной безопасности; участия в формировании общественного мнения по вопросам обеспечения национальной безопасности; повышения политической культуры и ответственности граждан, гражданского самосознания, воспитания патриотизма; содействия законными способами и средствами государственным органам в обеспечении национальной безопасности, достижении общественного согласия и стабильности. 60. Для решения задач обеспечения национальной безопасности
в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь создаются силы обеспечения национальной безопасности, в состав которых входят: Вооруженные Силы, органы государственной безопасности, органы пограничной службы, внутренние войска Министерства внутренних дел, Служба безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования Республики Беларусь, органы внутренних дел, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, органы финансовых расследований, таможенные органы, орган финансового мониторинга, подразделения (службы) иных государственных органов, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте, безопасность связи и информации, а также охрану окружающей среды, и другие. 61. Основными функциямисистемы обеспечения национальной безопасности являются: совершенствование концептуальных организационных и правовых основ обеспечения национальной безопасности; уточнение в соответствии со складывающейся обстановкой интересов личности, общества и государства, формирование и поддержание их необходимого баланса; разработка и своевременная корректировка индикаторов (показателей) состояния национальной безопасности, критериев эффективности деятельности субъектов ее обеспечения; организация и проведение мониторинга, анализа и оценки состояния национальной безопасности; определение приоритетных направлений и задач обеспечения национальной безопасности в основных сферах жизнедеятельности личности, общества и государства; прогнозирование, своевременное выявление возрастания уровня опасности, оценка внутренних и внешних рисков, вызовов и угроз национальной безопасности; разработка и практическая реализация комплекса оперативных
и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации рисков, вызовов и угроз национальной безопасности, недопущению нанесения ущерба национальным интересам и развитию Республики Беларусь; управление имеющимися силами и средствами, поддержание
их в постоянной готовности на основе организационного, кадрового, финансового, материального, технического, информационного и иного ресурсного обеспечения; организация взаимодействия и координация действий всех субъектов обеспечения национальной безопасности, оценка эффективности их деятельности; информирование граждан по вопросам состояния и обеспечения национальной безопасности. 62. Взаимодействие субъектов обеспечения национальной безопасности осуществляется с учетом их правового статуса, компетенции и характера решаемых задач при координирующей роли Совета Безопасности Республики Беларусь и его рабочего органа. Система обеспечения национальной безопасности организуется
и развивается на основе дальнейшего совершенствования имеющихся подсистем и механизмов, обеспечивающих надежность и устойчивость
ее функционирования, а также с учетом реальных финансовых
и материальных возможностей государства. Решение задач обеспечения национальной безопасности осуществляется на основе системной реализации комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, экономических, правовых, военных, информационных и иных средств, направленных на выявление, предупреждение и нейтрализацию внутренних и внешних рисков, вызовов и угроз безопасности личности, общества и государства, а также на упреждение либо минимизацию масштабов нанесения ущерба национальным интересам Республики Беларусь. Степень концентрации и объем использования имеющихся ресурсов определяются исходя из вероятности и степени воздействия конкретных угроз на Республику Беларусь, а также реальных возможностей государства и общества. 63. Эффективность обеспечения национальной безопасности достигается способностью системы обеспечения национальной безопасности к своевременному выявлению изменений во внутренней и внешней обстановке, формирующих вызовы и угрозы национальной безопасности, своевременному предотвращению либо минимизации последствий кризисных ситуаций в сочетании с целенаправленной деятельностью по защите и реализации национальных интересов. Государственными органами, входящими в систему обеспечения национальной безопасности, в пределах их компетенции и во взаимодействии организуется антикризисное реагирование на риски, вызовы и угрозы национальной безопасности, предполагающее: сбор, обработку и анализ информации (мониторинг) о развитии ситуации (обстановки) в соответствующих сферах обеспечения национальной безопасности; оценку ситуации, прогнозирование ее развития и возможных негативных последствий; выработку предложений по совершенствованию оперативного реагирования на вызовы и угрозы национальной безопасности. В случае возрастания опасности, формирования рисков, вызовов
и обострения угроз национальной безопасности в рамках антикризисного реагирования вырабатываются, принимаются и реализуются соответствующие управленческие решения, включая меры оперативного, среднесрочного и долгосрочного характера. При возникновении непосредственной угрозы (угроз) национальной безопасности осуществляется подготовка предложений Президенту Республики Беларусь и Совету Безопасности Республики Беларусь
по принятию неотложных мер, направленных на защиту от данной угрозы (угроз), предотвращение кризисных ситуаций либо минимизацию
их возможных негативных последствий, организуется реализация принятых решений, контроль за их исполнением и регулирование системы обеспечения национальной безопасности. 64. В интересах обеспечения национальной безопасности создается комплексная система стратегического планирования. Документы стратегического планирования, основой которых являются настоящая Концепция и программы социально-экономического развития Республики Беларусь, формируются, рассматриваются и утверждаются в порядке, предусмотренном законодательством. 65. Основными индикаторами (показателями) состояния национальной безопасности выступают: доля в ВВП инвестиций в основной капитал; уровень инновационной активности промышленных предприятий; внутренние затраты на научные исследования и разработки; платежи по обслуживанию государственного долга к доходам республиканского бюджета; индекс развития человеческого потенциала; децильный коэффициент; суммарный коэффициент рождаемости; коэффициент депопуляции; уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, образования; уровень развития информационных технологий и телекоммуникаций; обеспеченность военными кадрами; оснащенность Вооруженных Сил современным вооружением, военной и специальной техникой; коэффициент эластичности выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов и прироста ВВП.

РАЗДЕЛ V

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

66. Реализация настоящей Концепции осуществляется под руководством Президента Республики Беларусь на основе консолидации усилий и ресурсов государства, институтов гражданского общества и граждан по защите и реализации национальных интересов Республики Беларусь. 67. Контроль за ходом реализации настоящей Концепции осуществляется Государственным секретариатом Совета Безопасности Республики Беларусь, в том числе в рамках подготовки ежегодного доклада Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

  1. Етодологическую основу совершенствования актов законодательства в различных сферах национальной безопасности, разработки документов стратегического планирования (1)

    Закон

    КОНЦЕПЦИЯ национальной безопасности Республики Беларусь РАЗДЕЛ I ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящая Концепция закрепляет совокупность официальных взглядов на сущность и содержание деятельности Республики Беларусь по обеспечению баланса

  2. Етодологическую основу совершенствования актов законодательства в различных сферах национальной безопасности, разработки документов стратегического планирования (2)

    Закон
  3. Етодологическую основу совершенствования актов законодательства в различных сферах национальной безопасности, разработки документов стратегического планирования (3)

    Закон

    1. Настоящая Концепция закрепляет совокупность официальных взглядов на сущность и содержание деятельности Республики Беларусь по обеспечению баланса интересов личности, общества, государства и их защите от внутренних и внешних угроз.

  4. Етодологическую основу совершенствования актов законодательства в различных сферах национальной безопасности, разработки документов стратегического планирования (4)

    Закон

    1. Настоящая Концепция закрепляет совокупность официальных взглядов на сущность и содержание деятельности Республики Беларусь по обеспечению баланса интересов личности, общества, государства и их защите от внутренних и внешних угроз.