Болезни Военный билет Призыв

Каждое дупло в лесу загадка умелый следопыт. Конспект "Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста «Какие бывают дупла?» (По Н.Сладкову) ". Алгоритм работы над изложением для учащихся

Каждое дупло в лесу - загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьёт. Сколько дупел, столько загадок.

(По И. Сладкову)

Задания

  1. Определите идею текста.
  2. Составьте план.
  3. Напишите подробное изложение и письменно докажите, что перед вами текст-рассуждение.

Ответы

  1. Сколько дупел, столько загадок.
  2. План.

    I. Вступление.
    II. Основная часть:

    1. Дупла-ночлежки.
    2. Дупла-кладовые.
    3. Дупла-спальни.
    III. Заключение.
  3. Перед нами текст-рассуждение, так как в нём есть тезис, аргументы, следствие. Первое предложение является тезисом. Дальше идут три аргумента: бывают дупла-ночлежки, дупла-кладовые, дупла-спальни. Последнее предложение является следствием, которое соответствует идее текста: «Сколько дупел, столько загадок».

Л.Л. Страхова "Изложения для младших школьников". Подсказки по теории и практике написания изложений. Тексты и планы изложений с выполнением творческих заданий.


Смотрите также: Изложение-описание: «Не только радость, но и обязанность...»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ИЗЛОЖЕНИЕ КАКИЕ БЫВАЮТ ДУПЛА 2 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ» УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МИРОНЮКОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА г. ПЕТРОПАВЛОВСК - КАМЧАТСКИЙ МАОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 36»

Он по рабочему одет – Удобно, просто, ловко. На нём малиновый берет И пёстрая спецовка. Эта птичка – просто клад, Санитар лесной. Всех вредителей он рад Выбрать под корой.

КАКИЕ БЫВАЮТ ДУПЛА? Каждое дупло в лесу – загадка. Умелый следопыт по следам различает дупляного жителя.

Бывают дупла – ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы.

Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту.

Бывают дупла – кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь.

Бывают дупла – спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму не ест, не пьёт.

Сколько в лесу дупел, столько загадок.

КАКИЕ БЫВАЮТ ДУПЛА? дупла – ночлежки дупла – кладовые дупла – спальни Сколько в лесу дупел, столько... .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: Окружающий мирКласс: 3 «А»Тема: «Какая бывает промышленность» Цели: познакомить с промышленностью, как с отраслью экономики; Планируемые результаты: Личностные: Формирование це...

Конспект урока русского языка в 3 классе.

Тема урока : Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста «Какие бывают дупла?» (По Н.Сладкову) Цели урока: 1. Формировать умение работать с текстом, определять его основную мысль, идею, структуру, делить текст на части и озаглавливать их в соответствии с типом текста-рассуждения. УУД: Формировать умение строить текст в соответствии со структурно-композиционными особенностями текста-рассуждения, умение конструировать тезис и вывод как структурные компоненты текста-рассуждения, соединять предложения с помощью лексических и грамматических средств связи.

Задачи урока : 1. Способствовать развитию умения более точно отбирать слова, выражения, словосочетания для написания текста. 2. Работать над развитием речи учащихся. 3. Развивать умение доказывать свою мысль, приводя аргументы и факты. 4. Развивать орфографическую зоркость учащихся. 5. Прививать любовь к родной природе. 6. Прививать любовь к чтению, развивать любознательность.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Кого называют санитарами леса? (Волка. Дятла) Отгадайте загадку: Он по-рабочему одет - удобно, просто, ловко. На нем малиновый берет и пестрая спецовка. (Дятел) Что вы знаете про дятлов? (Дятла можно увидеть на стволах деревьев в лесу и парке. Дятел весь пестрый - белый с черным, а на голове красная «шапочка». Дятел невелик ростом - всего лишь покрупнее скворца.) Что часто встречается в стволе дерева после работы дятла? (Дупло.) Гнезда дятлы устраивают в дуплах сухих деревьев, причем обычно сами выдалбливают эти дупла. И свои «квартиры» меняют каждый год. А старое занимают новые жильцы, но не дятлы. Кто же? (Белки. Другие птицы.) Об остальных обитателях «квартир» вы узнаете сегодня на уроке.

2. Постановка темы урока.

Сейчас мы подготовимся и напишем изложение. Для чего мы учимся писать изложения? (Чтобы уметь передавать письменно содержание прочитанного. Чтобы узнать что-то новое.)

Изложение будем писать по рассказу Николая Ивановича Сладкова. Какие произведения этого писателя вы уже читали? («Лесные тайнички». «Медвежья горка». «Ночные охотники». «Мурлыка». «Отчаянный заяц») /У доски выставка книг Н.Сладкова./

Николай Сладков родился в Москве, но вырос и всю жизнь прожил в Санкт-Петербурге. Мальчиком он занимался в кружке юннатов при Зоологическом институте, над которым шефствовал Виталий Бианки. Виталий Валентинович стал наставником, учителем и другом Сладкова. Топограф по специальности, Сладков прошел по дорогам Великой Отечественной и после войны служил в армии. Первая его книга, «Серебряный хвост», появилась в 1953 году. С тех пор издано множество его сказок и рассказов о природе. Во многих книгах Н.Сладкова помещены его фотоработы - необыкновенной красоты снимки его героев: змей, бабочек, медведей, тигров, муравьев... Каждый обитатель мира природы прекрасен по-своему: Сладков умеет это увидеть.

Наш текст называется «Какие бывают дупла?»

3. Знакомство с текстом. /Отпечатанные тексты лежат на партах./ Текст читает учитель.

Какие бывают дупла?

Н.Сладков.

Какие слова были непонятны? (Днюет, сыч) Кто знает или может объяснить значение данных слов? (Сыч - это ночная хищная птица, похожая на сову.) Ночует - проводит ночь, а днюет - проводит день.

/Учитель показывает иллюстрации сыча, дятла, белки, куницы, летучей мыши./

4. Повторное чтение текста вслух учащимися. Беседа по содержанию.

О чем говорится в этом тексте? (О дуплах.) Какова тема текста? (Разные бывают дупла в лесу.) К какому типу текста отнесете данный рассказ? (Текст-рассуждение.) Докажите. (В этом тексте есть тезис, доказательство, вывод.) Что означает слово «тезис»? (Это мысль, которую нужно доказать.) Прочитайте тезис данного текста. (Каждое дупло в лесу - загадка. Умелый следопыт по следам различает дупляного жителя.) Именно этот тезис мы и должны доказать. Прочитайте доказательство. (Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму не ест и не пьет.)

Какие виды дупел упоминаются? (Дупла-ночлежки, дупла-кладовые, дупла-спальни.) Прочитайте вывод по данному тексту. (Сколько дупел, столько загадок.) Обратите внимание - вывод соответствует теме, заголовку, главной мысли. Как вы думаете, а в каком жанре написан текст? (Это рассказ.)

5. Деление текста на части и составление плана. Поделен ли данный текст на части? (Нет.)

На сколько частей можно разделить весь текст? (На три части.) Тексты-рассуждения чаще состоят из трех абзацев. Как будете писать каждую часть? (С красной строки.) О чем говорится в первой части? (Каждое дупло в лесу - загадка. Умелый следопыт по следам различает дупляного жителя. Это тезис. Вступление.)

/Учитель фиксирует ответы детей на доске./

О чем говорится во второй части? (Это основная часть. Доказательство.) Прочитайте первое доказательство. (Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту.) Определите тему. (Дупла-ночлежки.) Кто проводит ночь в дуплах-ночлежках? (Белки и дятлы.) Как озаглавим первое доказательство? (Дупла-ночлежки.) Прочитайте второе доказательство. (Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь.) Определите его тему. (Дупла-кладовые.) Кто устраивает кладовые в дуплах? (Белка и куница.) Как озаглавим второе доказательство? (Дупла-кладовые.) Прочитайте третье доказательство. (Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму не ест и не пьет.) Какова тема этой части? (Дупла-ночлежки.) Кто спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.) Как озаглавим третье доказательство? (Дупла-ночлежки.) О чем говорится в третьей части? (Это заключение. Вывод.) Наличие вывода говорит о том, что текст завершенный. Какая часть получилась самая большая? (Вторая часть - доказательство.)

/На доске появился план изложения./

План: 1. Вступление. 2. Основная часть: 1) Дупла-ночлежки. 2) Дупла-кладовые. 3) Дупла-спальни. 3.Заключение.

Сколько раз вы в тексте начнете писать с красной строки? (Три раза.)

6. Физкультминутка.

7. Языковой разбор текста. (Анализ текста)

Прочитайте первое предложение. (Каждое дупло в лесу - загадка.)

Подберите синоним к слову «каждое». (Всякое, любое.)

Для чего нужно это слово в предложении? (Дупел много в лесу, но все они разные.)

Какое слово указывает на место, где происходит событие? (В лесу.)

Какую роль в предложении играет слово «загадка»? (Чтобы нам было стало интересно.)

Прочитайте второе предложение. (Умелый следопыт по следам различает дупляного жителя.)

Найдите синоним к слову «умелый». (Опытный.)

Каким словом можно заменить слово «следопыт»? (Любитель природы.)

На что указывает слово «дупляной»? (Житель какого-то дупла.)

Прочитайте третье предложение. (Бывают дупла-ночлежки.)

Подберите синоним к слову «бывают». (Есть.)

А кто в них проводит день? (Сыч.)

Почему Н.Сладков другие дупла называет кладовыми? (В них животные делают запасы корма.)

Подберите синоним к слову «прячет». (Складывает. Укрывает от посторонних глаз.)

А почему дупла названы спальнями? (Спальня - это место для сна. Некоторые животные на зиму залегают в спячку.)

Каким глаголом можно заменить словосочетание «проводит зимнюю спячку»? (Зимует.)

Прочитайте последнее предложение. (Сколько дупел, столько и загадок.)

Какое слово повторяется в первом и последнем предложениях? («Загадка».)

Как вы думаете, почему? (Обычно тезис совпадает с выводом. Вывод - это доказанный тезис.)

Определите тип связи предложений в тексте: цепная или параллельная? (Цепная связь.)

Назовите средства связи. (Повтор слова «дупла», местоимение (в) них, она.)

Совершенно верно. В текстах с цепной связью сцепляющими словами могут быть синонимы, местоимения, повторы слов.

А есть ли в тексте специальные слова-связки после тезиса и после доказательства: «докажем это», «несомненно», «потому что», «таким образом», «во-первых» и другие? (Нет.)

Верно. Здесь части рассуждения связываются по смыслу и при помощи интонации.

8. Орфографическая подготовка.

Для того, чтобы текст изложения написать без ошибок, вспомним правописание некоторых орфограмм.

/Слова из текста выписаны на доске, разбиты на группы./

По какому принципу слова с пропущенными орфограммами объединены в первый столбик? (Слова с безударной гласной, которую можно проверить ударением.)

Давайте назовем проверочные слова и вставим пропущенные буквы, а там, где нужно, раскроем скобки. Работаем «по цепочке» у доски.

/ Ученики по очереди выходят к доске, вставляют красным мелом пропущенную орфограмму, объясняют ее./

На какое правило даны слова во втором столбике? (Парные согласные.)

Назовите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы. Продолжаем работать «по цепочке».

На какое правило встретились слова в третьем столбике? (Правописание слов с шипящими согласными.)

Вставьте там, где нужно пропущенные буквы.

/ Дети продолжают работать «по цепочке» у доски./

Какое правило объединяет слова четвертого столбика? (Правописание глаголов.)

Объясните, как пишутся данные глаголы.

/Дети «по цепочке» выходят к доске./

Какие вопросы у вас еще возникли?

/В конце работы слова закрываются./

9. Запись текста изложения.

Прочитайте текст еще раз про себя.

Закройте листочки с текстом. Запишите его.

/Учащиеся пишут текст самостоятельно, без черновика.

10. Домашнее задание.

Дома вам нужно будет написать сочинение-рассуждение на тему «Если бы я был учитель...»

11. Итог урока.

Ребята, чему учились сегодня на уроке русского языка? (Учились писать изложение.)

С каким типом текста работали? (Работали с текстом-рассуждением.)

(в) л...су зага...ка ж...теля (про)водят

(по) сл...дам ночле...ки сыч... (раз)гадает

л...туч...я вни... мыш... (по)ложит

г...л...вой (про) запа... ноч...ю (не) ест

кл...довые спяч...ку (не) пьет

Какие бывают дупла?

Каждое дупло в лесу - загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьёт. Сколько дупел, столько загадок.

Н.Сладков.

Какие бывают дупла?

Каждое дупло в лесу - загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьёт. Сколько дупел, столько загадок.

Н.Сладков.

_____________________________________________________________________________

Какие бывают дупла?

Каждое дупло в лесу - загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьёт. Сколько дупел, столько загадок.

Н.Сладков.

_____________________________________________________________________________

Какие бывают дупла?

Каждое дупло в лесу - загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьёт. Сколько дупел, столько загадок.

Н.Сладков.