Болезни Военный билет Призыв

Фгос до рекомендует организацию образовательного процесса на. Модель образовательного процесса доо с учетом введения фгос. Изменения во взаимодействии между педагогами

Проект стандарта разработан Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования. Руководители разработки проекта: Кезина.//.//.. академик РАО; Кондаков А.М.. научный руководитель //(ИПО РАО. член-корреспондент РАО.

Структура ФГОС. ФГОС – это комплекс трёх федеральных государственных образовательных стандартов:

    для начального среднего образования;

    для основного среднего образования;

    для полного среднего образования.

Каждый стандарт включает в себя требования:

    к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования;

    к структуре основной образовательной программы среднего общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, к соотношению обязательной части основной образовательной программы и ча­сти, формируемой участниками образовательного процесса;

    к условиям реализации основной образовательной программы среднего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования в различных стандартах – для начального, основного, полного среднего образования однородны по форме (по составу требований), но различны по содержанию с учетом учебной подготовки, имеющейся предметной компетентности, возрастных особенностей и возможностей учащихся. При этом ставится задача обеспечения преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования.

При внимательном прочтении последнего пункта вышеуказанных требований можно сразу обратить внимание, что это требование к условиям образования, к реализации образовательного процесса, следовательно, к образовательной среде. То есть определяется непосредственная взаимосвязь между ФГОС и образовательной средой. Более того, эта взаимосвязь реализуется в виде комплекса прямой и обратной связи:

    условия образовательного процесса, выраженные в образовательной среде, влияют на его реализацию и достигаемые результаты;

    достижение требуемых результатов, указанных в Стандарте, предполагает наличие требований к условиям этого достижения.

Следовательно, новый Стандарт и образовательная среда должны находиться в сбалансированном сочетании. Это значит, что их исследование, изучение также взаимосвязано: исследование образовательной среды лежит на пути изучения содержания, особенностей и новых возможностей ФГОС (Рис.1.2.).

Рис.1.2. Взаимосвязь требований общества и образования

Необходимо отметить, что ФГОС – часть образовательной среды. Это правовой документ, выражающий заказ общества, порядок и условия его реализации. При этом он регламентирует не только осуществление и развитие образования, но и развитие образовательной среды – непосредственно и опосредованно. В этих аспектах мы и будем его рассматривать в дальнейшем изложении.

Первая и главная особенность ФГОС – это возвращение в общее образование функции воспитания, выраженной в требованиях и предполагаемых результатах:

    в общих положениях Стандарта, где указывается ориентирование «на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»)»;

    в результатах предметного обучения, в том числе, общеобразовательных результатах;

    в результатах личностного развития.

Воспитание ученика названо одной из целей, на обеспечение которой направлен данный стандарт (ФГОС).

Достижение цели воспитания ученика предполагает значительное усиление требований к образовательной среде.

Вторая особенность ФГОС. В новом образовательном стандарте вводится новая педагогическая категория, – результаты освоения основной образовательной программы начального, основного или полного среднего образования (образовательные результаты, результаты обучения). Понятие результатов образования и обучения присутствовало в педагогической среде и ранее. Но эти результаты воспринимались как выражение достижения целей образования и предметного обучения, т.е. являлись производными от содержания целей, отражением целенаправленности.

По новому стандарту образовательные результаты становятся самостоятельным понятием педагогики и элементом образовательной сферы. В качестве понятийной категории они применимы к предметным системам обучения - к образовательным предметам, рассматриваясь здесь как результаты обучения. В этом качестве они становятся предметом методического исследования и составляют самостоятельный компонент методической системы предметного обучения «Результаты обучения».

Содержание результатов и цели обучения не должны дублировать (повторять) друг друга. Цели должны быть концептуальными, определять стратегию обучения, его общую направленность. Тогда как результаты предметного обучения должны быть более конкретными, выражая его цели и концепцию образовательных результатов ФГОС - составлять множество конкретных образовательных достижений, планируемых в методической системе этого обучения.

Компонент «Результаты обучения» в предметной методической системе, программе, УМК позволяет моделировать обучение, сформулировать его в виде информационной модели через определение взаимосвязей между содержанием результатов, с одной стороны, и целями, методами, содержанием, средствами и формами обучения, с другой стороны. То есть результаты обучения являются объединяющим, систематизирующим элементом в обучении образовательному предмету и в его методике.

Третья особенность ФГОС – результаты обучения структурированы с выделением трех основных типов результатов – личностные, метапредметные и предметные. Каждый из этих типов предполагает наличие определенной направленности образования в целом и предметного обучения, в частности, а также наличие определенного множества требований к учебно-образовательной подготовке учащихся.

Во главу угла в новом Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС, Стандарте) ставятся личностные и метапредметные результаты обучения в системе среднего образования:

«Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и це­ленаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межлич­ностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и граж­данские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентич­ности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.» (ФГОС).

Предметные результаты обучения нужны не менее чем личностные и метапредметные:

Во-первых, эти знания и умения раскрывают специфику изучаемого предмета и специализацию в предметной области, позволяют достичь необходимого уровня компетентности в этой области. Они не универсальны и более конкретны, но, имея самое непосредственное отношение к данному предмету, создают необходимую базу формирования других знаний и умений, для развития личности обучаемого.

Во-вторых, предметные знания и умения необходимы как данные для описания знаний, элементарные знания для формирования знаний более высокого порядка: без предметных знаний невозможно рассчитывать на полноценное восприятие обучающимся метапредметных знаний.

Особая роль в Стандарте отводится предметным результатам на интегрированном (общеобразовательном) уровне:

«Предметные результаты на интегрированном (общеобразовательном) уровне должны быть ориентированы на формирование общей культуры и реализацию преимущественно мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, а также задач социализации обучающихся» (ФГОС).

То есть предметные результаты на интегрированном (общеобразовательном) уровне призваны создавать необходимую базу для достижения личностных результатов, повышая его возможности к адаптации в социально-информационной среде, самопознанию, самоорганизации, саморегулированию, самосовершенстваванию.

Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся названы в Стандарте в числе основных направлений среднего образования, которые им обеспечиваются.

Согласно Стандарту каждый образовательный предмет должен вносить свой вклад в формирование общеобразовательных предметных результатов, развивать, формировать культуру и мировоззрение учащихся своими специфическими средствами и выражать их на уровне свойственных ему форм.

Это совпадает с требованиями самого образования, передовой педагогической среды - учителей, методистов и т.д. То есть это условие образования, идущее из недр самого образования, выстраданное им. Без сомнения, это должно отразиться на развитии образо­вательной среды, ее качественном преобразовании.

Тем не менее, приоритет в Стандарте отдается личностным и метапредметным результатам обучения. Предметные результаты – это необходимая база, на которой формируются другие – личностные и метапредметные. Но эта база не должна быть самодостаточной – она должна обеспечивать развитие.

Метапредметные результаты. Современное познание требует не только фундаментализации, но и универсализации, вернее, сбалансированного сочетания фундаментализации и универсализации. Фундаментальность знаний и профессиональной компетентности нужна специалисту, деятельность которого сосредоточена на достаточно узком направлении.

Безусловно, фундаментализация обучения необходима в ВУЗе. Однако современный беспрерывно расширяющийся мир знаний требует их обобщения, получения на их основе знаний боле высокого уровня. Следовательно, в ВУЗе необходима и универсализация в обучении.

Ученик – это формируемая личностная система, познавательные интересы которой еще не окончательно определены. Поэтому ему в большей мере необходимы универсальные (метапредметные) знания и умения. Определенную степень фундаментализации предполагает профильное обучение. Тем не менее, наличие у субъекта обучения универ­сальных знаний всегда дает ему дополнительные возможности и выводит его на новый, более высокий, уровень познания. Он лучше ориентируется в образовательной области, адаптируется в образовательной сфере, имеет большие способности к получению и добыванию знаний, к личностному развитию и саморазвитию. Он имеет сравнительно большие возможности продуктивного познания мира, в том числе, самопознания.

Метапредметные результаты в Стандарте – это, прежде всего:

    межпредметные понятия, которые используются в различных предметах, специфически в них выражаясь, и по сути представляют собой понятийную категорию;

    универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникационные, также имеющие широкую (межпредметную) сферу применения;

    способность к самоорганизации и учебному взаимодействию (сотрудничеству);

    способность к применению своих знаний и умений.

Особая роль в формировании метапредметных результатов отводится образовательным предметам, содержание, методы которых имеют общеобразовательное значение - логика, язык (разговорный и формальный), информационные процессы и информационное взаимодействие, коммуникация (на уровне языка и информационных технологий). Эти предметы (математика, информатика, язык) становятся метапредметами, источниками межпредметных знаний и умений и занимают по ФГОС центральное место в образовании (обязательны для обучения).

Например . Общеобразовательные филологические (языковые) знания находят применение в информатике при изучении тем «Обозначение и кодирование информации», «Языки программирования» и др. При этом сами эти знания выводятся на новый метапредметный уровень - реализация прямой и обратной связи.

Замечание . Понятие метапредметности имеет и другое (не менее важное) значение: как описание области данного предмета, общее толкование его содержания. Это тоже необходимо: достижение метапредметных результатов предполагает наличие метапредметного описания и толкования. Иначе не смогут возникнуть метапредметные связи. В этом отношении математику, информатику, родной язык можно рассматривать как универсальные метаязыковые средства, одноименные предметы – как средства реализации их метаязыковых средств в других образовательных предметах.

Как видим, представление о метапредметности, выраженное в Стандарте, также концептуально совпадает с представлениями о ней в педагогической (научно-методической) среде. Реализация этих представлений позволит систематизировать образовательный процесс и его результаты (в единую систему результатов обучения), значительно увеличить потенциал межпредметной и метапредметной связи.

При этой реализации значительно возрастает роль образовательной среды, как области межсистемных (межпредметных) отношений, посредника, а значит, и активного участника этих отношений.

Личностные результаты. Обучение предлагается осуществлять в аспекте следующего:

формирование готовности ученика к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования.

Поэтому личностные результаты предполагают наличие сочетания социальных, духовных, интеллектуальных качеств:

    сформированность «гражданской идентичности, патриотизма», любви и готовности служить Отечеству, осознанной гражданско-правовой позиции, ответственности, активной позиции субъекта, «осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности»;

    сформированность мировоззрения в аспекте диалога культур, форм морали, искусства, религии; восприятие нравственных ценностей общества;

    «готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, коммуникативной и др.), образованию и самообразованию в течение всей жизни».

Мы не стали воспроизводить здесь все требования ФГОС к личностным результатом обучения (они обширны – знак особого внимания к этим результатам):

    во-первых, они многоуровневые (для трёх ступеней образования);

    во-вторых, работа с первоисточниками всегда более ценная, чем с их изложением. Мы ограничились лишь отражением позиции ФГОС по данной проблеме, которая, как и предыдущие (по предметным и метапредметным результатам), выражает требования и тенденции развития современного образования, позицию передовой педагогики.

Непрерывность образования личности означает наличие ее способности к самообразованию, самовоспитанию, самосовершенствованию. Соответственно, главная задача обучения – научить учиться, сформировать основы культуры знания, познания, социальных и правовых отношений.

Готовность к самообразованию и самообучению, в свою очередь, означает наличие способности:

    к самоорганизации, самоуправлению, самоопределению, саморегулированию, к саморазвитию ;

    к самопознанию как духовной и интеллектуальной личности, идентификации своих интересов и потребностей, способностей и возможностей (потенциала).

Задача образовательной среды, ИОС – наполнить все эти требования и позиции содержанием, обеспечивающим:

    идентификацию и понятийное (семантическое, социокультурное, аспектное) толкование используемых терминов;

    формирование знаний и представлений о содержании соответствующих понятий;

    личное восприятие и «присвоение» учащимися основных общественных и общечеловеческих ценностей;

    формирование мотивированности и потребности учащихся к действию и взаимодействию в соответствии с этими ценностями.

Знания, умения, компетентности субъекта образования могут и, собственно, должны формироваться в предметном обучении как его результаты, в том числе, общеобразовательные. Что же касается субкультуры, личного саморазвития, то они формируются, развиваются, проявляются, главным образом, в процессах самостоятельного взаимодействия в среде и со средой, с образовательной средой, ИОС.

Четвертая особенность ФГОС. В Стандарте вводятся новые понятия «обязательные предметы», «предметы по выбор», «необязательные предметы»:

    «обязательные» – изучение в обязательном порядке;

    «по выбору» – выбор из определенного множества до определенного количества;

    «необязательные» – возможен выбор на основе «образовательных услуг». Термин «образовательные услуги» тоже новшество ФГОС, хотя такие услуги уже существуют в сфере образования, и в них имеется потребность.

В определенной мере новшество Стандарта позволяет разгрузить программу обучения (совокупное содержание изучаемых предметов) для каждого конкретного ученика при условии определения им (с помощью родителей и педагогов) оптимальную учебную нагрузку в парадигме предметы обязательные - предметы по выбору. Но он может переоценить свои силы, пойдя по линии «образовательных услуг». Может возникнуть проблема личной информационной безопасности ученика – перегрузка учебной деятельностью и информацией.

Очевидно, что, поскольку речь идёт о безопасности личной образовательной среды, то и проблема её безопасности относится к образовательной среде (от общей до личной). Выбор изучаемых предметов может быть личным делом. Однако безопасность личности - дело общественное.

Пятая особенность ФГОС заключается в достижении логической замкнутости требований. Условия образования многообразны, и достичь полной логической замкнутости требований к нему достаточно трудно. Однако в Стандарте делается серьезная попытка к достижению сбалансированности учебно-образовательных, информационных и учебно-методических требований, требований к ИОС, инфраструктуре, финансово-экономических, кадровых.

Согласно ФГОС каждое образовательное учреждение создает в соответствии с указанными в нем требованиями и структурой собственную Образовательную программу, содержащую целевой, содержательный и организационный разделы, систему оценки результатов.

    программу развития универсальных учебных действий (УУД);

    программу учебных предметов и курсов;

    программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.

Организационный раздел содержит учебный план и систему условий.

Очевидно, что система условий - это, прежде всего, условия образовательной среды, ИОС данного (каждого конкретного) образовательного учреждения, требования к их определению, организации, созданию, функционированию. Это же относится к каждому образовательному предмету.

Таким образом, каждое образовательное учреждение (школа), каждое предметное обучение согласно ФГОС, каждый учебный курс в данном учреждении должны разработать систематизированное описание, информационную модель, проект соответствующей ИОС в аспекте активного взаимодействия с ней, опоры на нее при достижении планируемых результатов.

С 1 сентября 2015 федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования введён в штатном режиме во всех дошкольных образовательных учреждениях вида.

В 2014 году наше учреждение приняло участие в региональном эксперименте (он перед вами) «Апробация ФГОС дошкольного образования как механизм обеспечения качества и развития вариативности системы услуг дошкольного образования в образовательных учреждениях Ленинградской области» в качестве пилотной площадки.

Воспитательно-образовательный процесс рассматривается нами сегодня как системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Что же изменилось в реализации образовательного процесса в связи с введением ФГОС ДО?

1. Хотелось бы начать с Планирования.

Планирование - организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость. Мы чётко понимаем, что от качества планирования педагогом работы с детьми зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом.

Наша практика работы показывает, что наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста является комплексно-тематическое планирование. Такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса мы предлагаем ребёнку для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Таким образом, ТРАДИЦИОННЫЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МЕНЯЕТСЯ С «ПРЕДМЕТНОГО» НА «СМЫСЛОВОЙ» /«СОБЫТИЙНЫЙ». И для нас критерием того, что данный принцип заработал, является живое, активное, заинтересованное участие ребенка в той или иной проектной деятельности, а не цепочка действий по указанию взрослого.

2. Изменились с способы организации детских видов деятельности.

Изменилась позиция участников образовательных отношений: «НЕ РУКОВОДСТВО ВЗРОСЛОГО», А «СОВМЕСТНАЯ (ПАРТНЕРСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА».

Если раньше воспитатель должен был быть главным: руководить и управлять ребенком, то теперь ребенок и взрослый оба являются субъектами взаимодействия, равными по значимости. И сегодня педагогу необходимо иметь в своём «арсенале» множество педагогических практик, чтобы быть интересным ребёнку, вызывать желания взаимодействовать с ним.

Если раньше активность взрослого (в том числе и речевая, когда взрослый «много» говорит) была выше, чем активность ребенка, то теперь активность ребенка должна быть по крайней мере не меньше, чем активность взрослого. Но для этого сам педагог должен грамотно владеть речью, речевыми формулами и речевыми мотиваторами, чтобы поощрять активность детей.

ТРАДИЦИОННЫЙ ПРИНЦИП «АКТИВНЫЙ ВЗРОСЛЫЙ» МЕНЯЕТСЯ НА «АКТИВНЫ: И ВЗРОСЛЫЙ, И РЕБЕНОК - КАК УЧАСТНИКИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

2. Конечно невозможно недооценивать роль педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития ребёнка в успешности реализации образовательного процесса. Ведь именно данные мониторинга позволяют нам корректировать и направлять этот процесс.

На сегодняшний день не изданы методические рекомендации по проведению Педагогического мониторинга по программе «От рождения до школы» в разрезе по всем возрастам. Однако оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка. Мы проводим такую оценку в ходе регулярных наблюдений за детьми в процессе их повседневной жизни. Такая оценка позволяет выделить детей которые нуждаются в особом внимании педагога. И, что немаловажно, выявить общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий педагогов группы на разных ступенях образовательного процесса.

ХОТЕЛОСЬ БЫ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ, ЧТО НЕОБХОДИМО ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ТРАДИЦИОННОГО ПРИНЦИПА ОРИЕНТАЦИИ НА «СРЕДНЕГО» РЕБЁНКА И ПЕРЕЙТИ НА ОРИЕНТАЦИЮ «ЛИЧНОСТНАЯ, УЧИТЫВАЮЩАЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАЖДОГО РЕБЕНКА».

3. Изменилось понятие «занятие».

В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие» , но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Процесс обучения остается.

В нашей практике понятие «занятие» мы рассматриваем как занимательное дело без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление определенной информации об окружающем мире.

ТАКИМ ОБРАЗОМ ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЛЯ НАС СТАНОВИТСЯ НЕ УЧЕБНАЯ, А СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

4. Сегодня изменилась обязательность участия детей в разных видах деятельности. Если раньше у них не было выбора и каждый ребёнок обязан был «заниматься на занятии», то сегодня мы стараемся, чтобы у ребёнка была возможность участвовать в совместной со взрослым деятельности или заниматься другим делом. Тем более, что сегодня так действовать нам помогает развивающая предметно-пространственная среда, созданная в группах.

Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе! А соответственно ЖЕЛАТЕЛЬНО, чтобы он принял участие в запланированных видах деятельности. Следовательно сегодняшнему педагогу необходимо профессиональное владение методами речевых мотиваций и технологиями моделирования образовательных ситуаций с учётом требований ФГОС ДО для умелого вовлечения ребёнка в тот или иной вид деятельности.

НЕОБХОДИМО ПЕРЕСМОТРЕТЬ ТРАДИЦИОННЫЕ МОТИВЫ УЧАСТИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УЙТИ ОТ «АВТОРИТЕТА ВЗРОСЛОГО» К «ИНТЕРЕСУ И УДИВЛЕНИЮ РЕБЁНКА».

5. Ну и главная особенность: Игра во главе угла.

Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места - ПОЛОЖИТЕЛЕН, так как в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства игра уходит.

Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире.

Таким образом, хочется выделить главную особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - ЭТО УХОД ОТ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОВЫШЕНИЕ СТАТУСА ИГРЫ, КАК ОСНОВНОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

6. И конечно невозможно говорить об организации полноценного образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО без активного участия родителей: родители должны участвовать в реализации программы, должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

И здесь роль педагога я вижу в обеспечении вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. СЕГОДНЯ МЫ ПЕРЕСМОТРЕЛИ ТРАДИЦИОННЫЕ МОТИВЫ УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УШЛИ ОТ «РОДИТЕЛЬ - НАБЛЮДАТЕЛЬ» К «РОДИТЕЛЬ – АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК».

Заканчивая своё выступление хотелось бы отметить, что введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей-дошкольников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

Т.е. обучение чтению и счёту не является целью дошкольного образования. Дошкольное учреждение призвано помочь ребёнку безболезненно перейти на новый уровень образования, эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка, сформировать способности и желание учиться в школе.

А это зависит от того, кто работает с детьми – от нас с вами! Так давайте все вместе поможем нашим детям стать успешными в жизни! Хорошего всем учебного года!

МКОУ «Жана-Аульская СОШ» детский сад «Балдырган»

Разработала: Улыкпанова

Нуржанат Владимировна

старший воспитатель

с.Жана-Аул-2015

Методическое объединение воспитателей на тему:

«ФГОС ДО. Особенности построения образовательного процесса»

Дата: 05.10.2015

Цель педсовета: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи:

    Дать общую характеристику ФГОС ДО. Провести анализ структуры ФГОС ДО в сравнении с ФГТ.

    Уточнить и систематизировать знания педагогов ДОУ по организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

Подготовительная работа:

    Изучение педагогами ДОУ нормативно – правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, регламентирующих введение и реализацию ФГОС ДО.

    Цикл консультаций: «Переход от ФГТ к ФГОС ДО», «Корректировка ООП ДОУ в соответствии с ФГОС ДО», «Построение образовательного процесса с учетом ФГОС ДО»

    Создание презентации «ФГОС ДО. Особенности построения образовательного процесса»

План проведения:

    Вступительное слово старшего воспитателя.

    Отчет о выполнении решения предыдущего педагогического совета

(Ст. воспитатель.)

    Актуальные вопросы введения ФГОС ДО (Ст. воспитатель).

    Планирование тематической недели. Инсценировка сказки про ФГОС ДО (творческая группа)

    Самостоятельные практические задания для педагогов ДОУ.

    Итоги МО.

Ход педагогического совета

    Вступительное слово старшего воспитателя.

    Отчет о выполнении решения предыдущего МО

(Ст. воспитатель).

    Общая характеристика ФГОС ДО. Деятельность педагога ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО. Анализ структуры ФГОС ДО по сравнению с ФГТ.

Уважаемые коллеги! Наше МО посвящено решению одной из годовых задач нашего дошкольного учреждения, а именно повысить уровень педагогической компетентности педагогов посредством освоения и внедрения ФГОС ДО в образовательный процесс ДОУ.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", который внес ряд существенных изменений в систему образования РФ, и в частности, в дошкольное образование. Оно стало новой ступенью образования.

С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО. Он разработан впервые в российской истории

в соответствии с требованиями федерального закона «Об образовании» в РФ.

Разработкой стандарта дошкольного образования занималась специально созданная рабочая группа во главе с директором Федерального института развития образования Александром Григорьевичем Асмоловым.

Документы, лежащие в основе разработки стандарта это:

Конституция РФ:

Законодательные документы РФ, в том числе «Закон об образовании»;

Конвенция ООН о правах ребенка.

Давайте рассмотрим значение слова «Стандарт»

Стандарт - это образец, которому должно соответствовать, удовлетворять что-нибудь по своим признакам, свойствам, качествам, а также документ, содержащий в себе соответствующие сведения (словарь Ожегова).

Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Таким образом, ФГОС – это стандарт качества дошкольного образования. По словам Александра Асмолова «Стандарт дошкольного образования – это, прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства». И еще одна его цитата: «Стандарт дошкольного образования должен обеспечить исполнение государственных гарантий и будет направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования».

Так почему возникла необходимость разработки ФГОС для дошкольных учреждений? Ведь только недавно ДОУ начали работать по ФГТ.

ФГТ (федеральные государственные требования) разрабатывались на основе Закона РФ «Об образовании» (принят 10 июля 1992 года N 3266-1 в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ), т.е. - на основе «старого» закона. Сейчас у нас «новый», Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. И ФГОС ДО - требование нового закона «Об образовании», в котором дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами, т. к. все уровни образования стандартизируются.

Стандарты разрабатываются, чтобы придать российскому образованию единство. Стандарт для всех уровней образования имеет одинаковую структуру (общие положения, требование к структуре образовательной программы ДО и ее объему, требования к условиям реализации ООП ДО, требования к результатам освоения ОП ДО)

До 01.01.14г. мы работали по ФГТ. Отменив ФГТ, стандарт взял то лучшее из них, что было уже апробировано в практике ДО и то, что наши педагоги уже успели освоить. Эти два документа являются безусловно преемственными. Поговорим о преемственности. В чем она заключается?

В ФГТ – 10, в ФГОС ДО – 5

Основа деления содержания ДО остается неизменной. Вспомним, в ФГТ за основу было взято 4 направления развития ребенка (социально – личностное, познавательно – речевое, физическое, художественно – эстетическое) Они были условно разделены на 10 образовательных областей в зависимости от вида деятельности ребенка, который был основополагающим. В ФГОС ДО так же за основу взято 4 направления развития ребенка и поставлены им в соответствие образовательные области. Их 5. Назовите какие это области? (физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое) В ФГОС включено положение о том, что содержание образовательных областей реализуется в специальных видах детской деятельности. Здесь так же прямая преемственность ФГТ и ФГОС ДО, Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для каждого возраста характерны свои виды деятельности.

В основе ФГОС ДО заложены принципы.

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (это новация)

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Формы организации детской деятельности

Пока каждый педагог не будет реализовывать в своей работе эти основополагающие принципы стандарта, эти базовые положения, мы не сможем сказать, что ФГОС ДО внедрен в практику нашей образовательной деятельности. Главное, говорят авторы стандарта, не в содержании образовательных областей. Основные новации стандарта в соблюдении принципов и их реализации. Встает вопрос, как реализовывать эти принципы, с помощью каких технологий?

В любом дошкольном учреждении есть ООП, которая реализуется в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду. За счет каких форм она реализуется? Это не только занятия, они ведь в режиме дня занимают очень не значительное время. Следовательно, нужны и другие формы организации детей. Главная форма – это конечно же игра. Обучение может происходить во время игры и нужно сделать так, чтобы в процессе игры ребенок даже не догадывался, что его обучают. Но кроме игры есть и другие формы, которые позволяют сделать жизнь ребенка в детском саду интересной и насыщенной.

Рассмотрим эти формы:

    Мастерская

    Проектная деятельность

    Чтение художественной, познавательной литературы

    Экспериментирование и исследование

    Технология «Ситуация»

    Коллекционирование

Поговорим о некоторых из них.

Мастерская – это форма организации продуктивной деятельности. Это не просто занятия, здесь преобладает совместная деятельность, коллективные формы работы, которые имеют определенную социальную мотивацию (украшение группы к празднику, изготовление сувениров, поделок в подарок) Здесь очень важно ребенку самостоятельно осуществить выбор деятельности. Он может рисовать, лепить, делать аппликацию, это его выбор. Он вправе попросить помощи у педагога, а педагог должен ее оказать только тогда, когда ребенок в ней действительно нуждается. Ребенок работает в индивидуальном темпе. Главное, чтобы работа была завершена и имела результат. В этом и есть педагогическое сопровождение. Так же ребенок может сам выбрать себе партнера. В этом и есть отличие от традиционных занятий.

Технология «Ситуация» - это форма совместной деятельности, которая позволяет педагогу гибко реагировать на познавательный интерес, который может спонтанно возникнуть. Либо это может быть специально созданная ситуация, которая активизирует, пробудит интерес у ребенка. Дети решают проблему, а педагог их только направляет.

Коллекционирование – это форма познавательной активности дошкольников. Именно в ней проявляются интересы ребенка. Она хороша и те, что коллекционировать можно не только материальные объекты (например, семена, минералы), но и это может быть коллекция эмоций, впечатлений о каких-то событиях. А потом можно использовать эти впечатления для того, чтобы ребенок транслировал приобретенный им опыт другим детям. Важны детские впечатления, детский опыт, детские эмоции, это ведет к взаимообогащению детского опыта.

Экспериментирование и исследование – это форма познавательно – исследовательской деятельности. Она направлена на расширение кругозора детей. Данную форму мы может использовать как в режимных моментах, так и на специальных занятиях.

Проектная деятельность – это так же форма совместной деятельности, направленная на расширение кругозора детей, на воспитание познавательной активности дошкольника. Педагогом создаются условия, позволяющие детям самостоятельно или совместно со взрослым приобретать новый опыт, добывать знания экспериментальным, поисковым путем.

Эти формы деятельности очень важны в работе педагога. Они и должны осваиваться для реализации основных принципов стандарта.

    Планирование тематической недели. Сказка про ФГОС ДО (творческая группа).

Действие 1 (на сцене Дуб мудрости. Звучит музыка)

Рассказчик.

«Расскажу я вам сказку дивную-

Не очень короткую,

Не очень длинную,

А такую, как от меня до вас!

А артисты мне помогайте –

Сказку разыграйте.

Есть у сказки подсказки

А будет сказка о ФГОС.

В некотором царстве, в некотором государстве жил – был Педагог. Долго работал он в детском саду. Всего у него вдоволь: и знаний, и умений. Слыл он человеком компетентным, имел большой опыт и был рад дарить тепло своей души детям малым. Педагог был уверен в себе, знал, что он мастер своего дела, и гордился этим.

Как - то раз сидел Педагог под Дубом мудрости, наслаждался звуками природы, журчанием ручья, щебетанием птиц – и был в самом хорошем расположении духа. Думу думал Педагог, как же ему сотворить диво дивное, чудо чудное – сотворить педагогический процесс ещё интереснее и увлекательнее. Но тут собрались над дубом тучи, подул ветер перемен

(звучит тревожная музыка) и принёс ФГОС. От неожиданности вскочил Педагог, а ФГОС говорят:

ФГОС: Иди туда, не зная куда, и сделай так, не зная как.

Рассказчик:

Испугался Педагог обрушившихся перемен, растерялся,плечами пожимает в недоумении, а

ФГОС успокаивает

ФГОС: Не кручинься, опыта и знаний у тебя вдоволь. Вот тебе в помощь чудо - чудное –свиток новшеств, которые являются основой образовательного процесса.

А это очки дивные - креативные, они позволят рассмотреть вопросы сложные и клубочек волшебный, что верный путь к решению этих вопросов показывает.

Рассказчик: И пошли ФГОС по стране дошкольного образования

Педагог развернул свиток новшеств, прочитал принципы необычные

(Слайд – с принципами дошкольного образования)

и стал думу думать. Как строить педагогический процесс в соответствии с этими принципами? А педагогический процесс тут как тут. Педагог его и так крутил и сяк крутил, строит, перестраивает. Много вопросов возникло у педагога.

Крикнул Педагогический процесс девицу – красавицу Тему. Прилетела краса на необычном зонтике. На зонтике написано ее имя мудреное (название). Задумал Педагог с ней познакомиться. Но как? Пока думал тема та и улетела. Словом запутался Педагог в вопросах. В каком направлении ему идти? Вспомнил он о клубочке волшебном, указывающем правильную дорогу. Бросил его перед собой и отправился в путь.

Действие 2

Рассказчик:

И идёт педагог, и спешит педагог,

И науки гранит грызёт педагог,

И одно только слово твердит педагог:

ФГОС, ФГОС, ФГОС…

Кто видит, тот увидит,

Кто мыслит, тот поймёт,

Кто слышит, тот услышит,

Кто ищет, тот найдет.

Долго ли, коротко ли шёл Педагог, и встретились ему дивные образовательные области.

Образовательные области:

Что же ты невесел,что ж ты буйну голову повесил?

Рассказчик: И говорит педагог

Педагог : Задание мне дали раскрыть тему «Дары осени» да, чтоб по ФГОС было.

Образовательные области:

Не тужи и не кручинься, сослужу тебе службу верную. Вот тебе карта чудная, а это - Области образовательные. Какие? Зачитываем вместе дружно (Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие) (слайд №2)

Педагог: Ой, как всё ладно получается.

Образовательные области:

Надобно создать для темы условия хорошие. Вспомни о клубочке интеграции. Он способен соединять области в одно единое целое и помогает жить в ладу. (Цветок на спине темы серединка – это тема, лепестки - области)

Самостоятельная работа педагогов над темой

Задание: А теперь давайте попробуем спланировать работу по теме «Дары осени» в каждой области или линии развития на старший дошкольный возраст

Социально-коммуникативное развитие

Экскурсия в магазин «Овощи. фрукты»

Экскурсия в теплицу

Составление рассказов из опыта «Труд овощеводов»

Сюжетно-ролевые игры «Магазин овощей», «На даче», «Овощеводы»

Игры - драматизации по сказкам «Репка», «Пых» , «Вершки и корешки»

Беседы «Чем опасны немытые овощи», « Когда овощи и фрукты могут навредить, а когда могут помочь »,

Вечер загадок «Помощники огородника»

Развлечение «Огородная безопасность»

Рассказывание сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» с последующим обсуждением опасной ситуации

Трудовая деятельность «Чудо-огород», «Мы сажаем семена»…

Познавательное развитие

Проект «Овощи путешественники»

Интегрированные занятия « Как без нашей помощи не родятся овощи» , «Путешествие в прошлое огорода», «Овощи считаем- в магазин играем»

Дидактическая игра «Угадай на вкус»

Посадка лука и наблюдение за ростом

Дидактические игры «Вершки и корешки» , «Варим борщ» , «Во саду ли, в огороде», «Кто скорее соберёт», «Что сажают в огороде», «Чудесный мешочек»

Дидактическая игра «Овощи в конверте» (семена овощей, зелени)

Речевое развитие

Беседы «Нет трудов -нет плодов»

Пальчиковые игры «В огород пойдём», «Капуста», «Хозяйка однажды с базара пришла»

Речевая игра «У бабушки на грядке выросли загадки»

Составление рассказов из опыта «Как готовили винегрет», «Наш урожай»

Пересказ сказок «Пых», «Репка» по ролям

Разучивание пословиц, поговорок,скороговорок, стихов, загадок про овощи

Книжная выставка «Почитайте-ка ребятки, что растёт на нашей грядке»

Составление иллюстрированной и литературной копилки «Есть у нас огород…»

Чтение Х.-К Андерсена «Принцесса на горошине»,Ю.Тувим «Овощи», Д. Родари «Чипполино»

Литературная викторина «В гости к Чиполлино»

Художественно-эстетическое развитие

Лепка «Заходите в гости к нам - витамины я вам дам»

Рисование «Лук - от семи недуг»

Аппликация «Овощи на грядке»

-«Забавные овощи» - поделки из разнофактурного материала для сюжетных игр

Выставка на полочке красоты «Посмотрите- ка, какие натюрморты овощные»

Кукольный театр «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке»

Развлечение «У ребят полно хлопот – все сажают огород»

Разучивание песен,танцев, хороводов и народных игр связанных с посадочными работами.

Физическое развитие

Утренняя гимнастика «Огород сажаем – здоровье получаем»

Ритмическая разминка «Танец весёлых огородников»

Физкультурный досуг «Рано солнышко встаёт, в огород ребят зовёт!»

Подвижные игры «Чучело», «Сортируем овощи», « Огурчик»

Физминутки «Огород у нас в порядке» , «Грабли в руки взяли,грядки причесали»

Проект «Витамины на нашем окне»

Беседы «Ешьте больше овощей – будете здоровы!», «Лук,чеснок –здоровья залог», «Витаминная семейка»

Педагог : Ой, как всё ладно получается. Но вот в свитке сказано «Предусматривать решения программных задач в совместной деятельности и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов»

Действие 3

Рассказчик:

А сказка наша между тем продолжается

И снова нам педагог встречается

Скоро сказка сказывается,

Да не скоро дело делается.

Вновь оказался Педагог под дубом мудрости.

Педагог: Много я узнал, много интересного открыл, да понял,что одному мне не справиться, все одному не осилить.

Рассказчик: Задумался Педагог и не заметил, как ФГОС очутился перед ним.

ФГОС: Правильно думаешь. Молодец, на совет коллег собрал, всё обсудили вместе. Крепко усвоил «Один в поле не воин» И вам всем советую, что для воплощения в жизнь замечательных идей не обойтись без помощи Родителей и Социальных партнёров, а уж заручивщись их поддержкой, можно творить в своё удовольствие и во благо детушек малых. И результат будет всегда превосходным.

Рассказчик: Стал педагог приглядываться - так и сяк. И тогда позвал Педагог верных друзей своих: Родителей и Социальных партнёров (планирование работы в данном направлении обсуждение)

Понял педагог.

Педагог: Где нет общности интересов не может быть единства целей, не говоря уже о единстве действий, поэтому мудрость педагогическая – в единстве, в объединении,потому что только общими усилиями можно достичь плодотворных результатов.

Рассказчик:

Вот так Педагог живёт, поживает

Нигде горя не знает.

Вот как дела порой получаются!

Но на этом сказка о ФГОС не кончается –

Это только начало нового пути,

А мы желаем Вам удачи на этом не лёгком пути!

    Итоги МО

Проект решения:

    Педагогам всех возрастных групп продолжать изучатьнормативно – правовые документы, регламентирующих введение и реализацию ФГОС ДО.

    Педагогам всех возрастных групп внедрять в образовательный процесс различные формы организации детской деятельности (проектный метод, экспериментирование, мастерские, коллекционирование, технологию «Ситуация»)

Срок выполнения – в течение учебного года.

Контроль за выполнением решения МО возложить на ст. воспитателя Улыкпанова Н.В.

МКОУ «Жана-Аульская СОШ» детский сад «Балдырган»

Методическое объединение воспитателей на тему:

«ФГОС ДО. Особенности построения образовательного процесса»

Аннотация. В статье представлена модель образовательного процесса ДОО с учетом введения ФГОС. В работе описываются этапы разработки модели образовательного процесса, содержание работы педагогического коллектива ДОУ по созданию данной модели, ожидаемые результаты ее внедрения. Данная модель может быть использована педагогами как основа для проектирования собственных разработок построения модели образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС. Модель выстроена по методике «Строим дом своей мечты» , где в модели имеются следующие компоненты: фундамент - то, на чем покоится дом; основная часть дома; стены – то, чем отделен дом от окружающего пространства и крыша – то, что венчает дом.

Статья адресована педагогическим работникам дошкольного образования, студентам педагогических специальностей.

Ключевые слова. Модель, образовательный процесс, ФГОС, основная образовательная программа ДО, виды детской деятельности

Дошкольное образование России, подгоняемое ветром больших перемен, снова находится в пути. И конечно, это связано с новой нормативно – правовой базой: Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273 – ФЗ , принятие ФГОС ДО, обновленные СанПиНы 2.4. 1. 3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» и многие другие регламентирующие документы.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» в каждой дошкольной образовательной организации создается своя основная общеобразовательная программа, в которой подробно прописана модель образовательного процесса.

Модель образовательного процесса должна быть гибкой, такой, чтобы при необходимости воспитатель мог внести коррективы и в планирование, и в организацию деятельности с детьми. Реализация содержания должна осуществляться через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, их уровня освоения образовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

Что представляет собой модель образовательного процесса? В педагогической науке понятие Модель определяется как единство крупных систем, между которыми возникает взаимодействие, и создаются условия для стимулирования познавательной активности. А образовательный процесс – это специально организованное, развивающееся во времени и рамках определенной педагогической системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение целей и задач воспитания, обучения, образования и развития личности.

Образовательный процесс выполняет ряд функций - развивающую, социализирующую (воспитывающую) , информационную (обучающую) и адаптивную. Значение его состоит в том, что в образовательном процессе создаются оптимальные условия для своевременного развертывания как генетической, так и социальной программы развития человека, обеспечивается направленность, постепенность, поэтапность данного процесса, создаются условия для овладения человеческим опытом и деятельностью. Образовательный процесс организуется сообразно принципам воспитания и обучения. Основные особенности образовательного процесса: целенаправленность, многофакторность, вариативность, целостность, динамичность, диалектичность, субъект-субъектный характер взаимодействия педагога и ребенка.

Дошкольная педагогика изучает образовательный процесс детского сада как фактор целенаправленного содействия развитию ребенка дошкольного возраста как личности, индивидуальности и субъекта деятельности.

Хочется отметить, что в образовательном процессе функционирует и развивается образовательная система.

Основаниями для разработки модели образовательного процесса ДОО являются:

региональная политика в области оптимизации деятельности образовательных организаций;

образовательная программа организации, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и Примерной образовательной программой.

приоритеты в содержании образовательного процесса, учет образовательных запросов потребителей образовательных услуг;

условия, созданные в организации для реализации Программы,

В настоящее время в массовой практике дошкольного образования используются три основных модели построения образовательного процесса: учебный; предметно - средовой; комплексно - тематический.

В практике эти модели отдельно не встречаются. Они сочетаются с одним или двумя другими моделями построения образовательного процесса.

Учебная модель. Главное в ней - обучение. Специально организованные занятия - основная форма процесса обучения. Деятельность педагога и детей на специально организованных занятиях не является совместной деятельностью взрослого и ребёнка, так как главной составляющей занятия является воздействие, а главной составляющей деятельности -взаимодействие, сотрудничество педагога и ребёнка.

Предметно - средовая модель. Главной составляющей этой модели является дидактический материал, действие с которым автоматически развивает ребёнка; соответственно, взрослому отводится второстепенная роль. Взрослый в этой модели - лишь организатор, его функция - подбор развивающего материала.

В соответствии с действующими нормативными правовыми документами, в том числе и ФГОС, одной из основных форм организации образовательного процесса (наряду с совместной деятельностью взрослого и детей) является самостоятельная деятельность. Самостоятельная деятельность - это свободная деятельность детей в условиях созданной педагогами предметно развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребёнком деятельности по интересам.

Без современной предметно - развивающей среды как высшей точки развития предметно - средовой модели не возможна полноценная организация образовательного процесса.

Комплексно – тематическая модель. Задача этой модели - сделать жизнь детей интересной, связать её с окружающей действительностью.

Комплексно - тематическая модель почти столетие до утверждения ФГОС жила, видоизменялась, приобретая новые формы.

Таким образом, «Программа должна основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса» - это одно из положений федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В нашей дошкольной образовательной организации разработана своя модель образовательного процесса.

Наша Модель представляет собой Дом – Дом детства. Как и в доме, в модели имеются следующие компоненты:

Фундамент - то, на чем покоится дом.

Основная часть дома

Стены – то, чем отделен дом от окружающего пространства

Крыша – то, что венчает дом.

У каждого ребенка должен быть дом – не просто жилище с крышей над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть. Таким домом служит наша Модель образовательного процесса ДОО.

Мы, педагогический коллектив ДОО, как единая «строительная команда» построили наш дом - Дом детства только из особого «строительного материала» с уникальными свойствами: доброты, понимания, взаимопомощи, терпения, дружбы и любви, смеха и юмора.

Модель образовательного процесса «Дом детства»

Цель модели: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Первый кирпич, который мы заложили в фундамент нашего дома это - «Основная Образовательная программа ДО» .

Основная образовательная программа ДОО (ООП ДО) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, с учетом Примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой- 3-е изд., испр. и доп- М.; Мозаика-Синтез, 2014. -368 с. и ряда дополнительных программ, методик и технологий, рекомендуемых авторами примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» , позволяющих выполнять Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: парциальной программой О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» , «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Князева О.Л., Стеркина Р.Б., «Юный эколог» Николаевой С.Н.

Цель Программы - психолого-педагогическая поддержка для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. Цель Программы реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирования, изобразительной, музыкальной и двигательной.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют следующие задачи:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие и своевременное всестороннее развитие каждого ребенка, обеспечение необходимой коррекции развития;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем детям, что способствует общительности, любознательности, инициативности, самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • формирование общей культуры личности, в том числе ценности здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, предпосылки к учебной деятельности;
  • развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка независимо от психофизиологических и индивидуальных особенностей;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях детского сада и семьи.

Программа ориентирована на воспитание и обучение детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет. В образовательном учреждении функционирует 7 общеразвивающих групп.

При разработке Программы учитывались:

  • личностная и деятельностная направленность дошкольного образования;
  • необходимость практической направленности образовательного процесса;
  • интегративный подход к отбору и организации содержания образования.

Образовательная Программа ориентирована на учет:

  • интересов и потребностей потребителей образовательных услуг (воспитанников) и заказчиков образовательных услуг (родителей воспитанни-ков, их законных представителей) ;
  • сложившихся в практике детского сада культурно-образовательных традиций.
  • Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Второй кирпич, который мы заложили в строительство модели, это кирпич «Создание условий» - условия, созданные в организации для реализации Программы (кадровые, научно - методические, психолого-педагогические, созданные и гибко меняющиеся предметно-пространственные среды)

Требования к кадровым условиям реализации программы включают:

  1. укомплектованность дошкольной образовательной организации руководящими, педагогическими и иными работниками; квалификационные характеристики которых установлены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» , утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г.,
  2. уровень квалификации руководящих, педагогических и иных работников ДОО;
  3. непрерывность профессионального развития и повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников ДОО, которое обеспечивается освоением дополнительных профессиональных программ (профессиональная переподготовка или повышение квалификации) в объеме не менее 144 часов, не реже 1 раза в 3 года.

Требования к кадрам подразумевают ряд компетенций педагога: умение педагога вовлечь детей в разные формы деятельности, умение вызвать интерес ребёнка к собственной активности, а не просто передавать детям какие-либо знания. Задача педагога развивать любознательность детей, их стремление постигать этот мир, растить «почемучек» . Педагог должен уметь выбрать адекватные формы педагогической поддержки для каждого конкретного ребёнка. Это определено в Стандарте, как индивидуальный подход к детям и «обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка» . Педагог должен создать условия для свободной детской игры. В Стандарте игра определяется как основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Требования к кадрам находятся в тесной связи с требованиями к психолого- педагогическим условиям, которые являются одними из важнейших условий.

Психолого-педагогические условия подразумевают: уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных способностях.

Организация образовательной деятельности требует от педагогического коллектива создания своеобразной предметно-пространственной среды, которая должна обеспечить собственную активность ребёнка. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть: содержательно-насыщенной, развивающей; трансформируемой;полифункциональной;вариативной;доступной; безопасной; здоровьесберегающей; эстетически-привлекательной.

Среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся.

Необходимость создания такой среды приводит нас к материально - техническим и финансовым условиям реализации программы дошкольного образования.

Согласно ФГОС организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе и технические, соответствующие материалы (в том числе и расходные) игровое, спортивное оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации программы.

Стены нашего Дома Детства – это «различные виды детской деятельности» . Здесь особую роль уделяем игровой деятельности, как ведущей деятельности в дошкольном детстве.

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области) .

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности являются: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

Следующий кирпич нашего дома – модели, это «Направления развития» : Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.

Содержание образовательных областей реализовывается в различных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) , познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) , а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) , конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация) , музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

При строительстве нашей модели не обойтись без этажа «Образовательная деятельность» .

Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми: с одним ребенком; с подгруппой детей; с целой группой детей. Выбор количества детей зависит от: возрастных и индивидуальных особенностей детей; вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная) , их интереса к данному занятию; сложности материала. Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОО на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий) , повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым» .

Какой же дом без крыши. Так же и наш Дом Детства. Крыша в нашей модели обеспечивает благополучие, уверенность в завтрашнем дне всем тем, кто в этом доме проводит немало времени. На крыше располагается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Целевые ориентиры не подлежат оценке. Они представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Такие характеристики «являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

А наполнить дом светом, теплом и уютом, помогают окна, в которых отражаются инновационные формы организации деятельности дошкольников.

Именно окна помогают, увидеть изнутри всю значимость, важность и правильность дошкольного образования.

Мы создали дом, который символизирует нашу Модель образовательного процесса в ДОО. Реализация разработанной Модели будет способствовать приближению работы детского сада в соответствии требований ФГОС ДО.

Ожидаемые результаты: повышение качества образовательной работы ДОО, совершенствование модели в условиях реализации приоритетных направлений работы ДОО.

Литература

  1. Колеченко. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002. -368 с
  2. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности: опыт разработки и использования / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2003.
  3. Максютова Г. Ю. Педагогический процесс в ДОУ (теоретические основы) // Молодой ученый. - 2012. - №5. - С. 463-465.
  4. Солнцева О.В. Технология проектирования основной образовательной

программы дошкольного образования. // Старший воспитатель №3,

5. Хабарова Т.В., Штекляйн С.Н. Объём и содержание образовательной

деятельности детей и педагогов по освоению ООП ДО. // Старший

воспитатель № 4, 2012, с.6

Требования ФГОС ООО к организации учебного процесса

Нынешний век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Сегодня в традиционную схему «учитель-ученик – учебник» прочно вошло новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.

В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Ученик должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, то есть уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности, а именно:

* определять цели познавательной деятельности;

* находить оптимальные способы реализации поставленных целей;

* использовать разнообразные информационные источники;

*искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты;

* организовывать свою деятельность;

* сотрудничать с другими учащимися.

Социологи и педагоги признают, что ценности сегодняшнего времени сменились: и на коне не тот, кто много знает, а тот, кто умеет этими знаниями грамотно распоряжаться. Именно поэтому задача школы состоит не только в том, чтобы дать знания обучающимся, но и научить их умению применить свои знания в жизни.

Если учесть, что под компетенцией понимается общая способность и готовность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и направлены на ее успешное

включение в трудовую деятельность, то формирование компетентностей начинается с момента формирования личности.

Компетенция – это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования и выполнять определенную деятельность. Как видно из приведенного определения, компетенция должна:

1) отвечать индивидуальным требованиям, т. е. быть личностным качеством;

2) отвечать общественным требованиям, т.е. позволять получать общественно значимые результаты;

3) способствовать осуществлению практической деятельности, т. е. позволять оперативно решать возникающие проблемы и задачи.

Отличительной чертой современного общества становится все возрастающая изменчивость окружающего мира. Анализ характеристик, присущих информационному обществу, позволяет выделить проблему специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе, что требует кардинальных изменений в системе образования. Реальностью образовательного процесса стал компетентностный подход, при котором формирование ИКТ - компетентности становится ключевой. Перед учителями - предметниками встала задача организовать деятельность, направленную на формирование ИКТ - компетентности учащихся, требующая личностно - ориентированного подхода, способствующего развитию логического мышления, росту качества знаний, экономии времени на разных типах урока, умению учиться самостоятельно.

Информационно - коммуникационная компетентность учащихся определяется как способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее опознавания - определения, организации, обработки, оценки, а также ее создания - продуцирования и передачи - распространения, достаточной для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, основанной на знаниях. Формирование информационно

Коммуникационной компетентности – это появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией как в учебном процессе, так и для иных потребностей. Это является одной из основных целей внедрения ФГОС ООО.

Стандарт выдвигает три группы требований:

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,

Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования,

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Отличительной особенностью ФГОС ООО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра Стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимаются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ-компетентности.

Реализация программы формирования УУД в школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта. Каждое образовательное учреждение разрабатывает собственную образовательную программу, учитывая в том числе, запросы и пожелания родителей учащихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования стал обязательным для всех школ России с 1 сентября 2011года.

В соответствии с Законом об образовании стандарт определяет требования к результатам обучения, структуре образовательной программы и условиям образовательного процесса. К условиям относятся кадровые, материально-технические и финансовые. Для обеспечения материально-технических условий в начальной школе в соответствии с ФГОС требуется создание информационно-образовательной среды, включающей учебное оборудование и средства информационных технологий (компьютерная техника и программное обеспечение, доступ к сети Интернет, локальные вычислительные сети и т.д.). В информационной среде образовательного учреждения должно происходить планирование, размещение учебных материалов и работ учащихся, регистрация хода и результатов образовательного процесса. За счет использования информационно-образовательной среды каждое образовательное учреждение становится прозрачным для родителей и открытым для общества.

По существу ФГОС начального образования – первый стандарт информатизации. Из требований к результатам и требований к условиям ФГОС следует, что выпускники начальной школы наряду с ручным письмом должны овладевать клавиатурным вводом и обработкой текста, готовить выступление и выступать с аудио- видео- и графическим сопровождением, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины, владеть поиском информации в Интернете и многое другое. В начальной школе в соответствии с ФГОС также должны быть созданы условия для:

проведения учащимися самостоятельных экспериментов с естественно-научными и математическими объектами с помощью традиционного лабораторного оборудования и цифровых (компьютерных) измерительных приборов, цифровых планов, карт, и спутниковых снимков и т.д.;

изучения родного и иностранного языков, развития навыков чтения, устной и письменной речи (что эффективно может быть реализовано за счет использования современных средств ИКТ);

знакомства в ходе практической деятельности с традиционными видами ремесел, (работа с глиной на гончарном круге, с деревом на верстаке, ткачество на ручном ткацком станке и т.д.) и основами конструирования, проектирования и компьютерного управления (в том числе моделей с обратной связью);

музыкального и художественного творчества (исполнение, сочинение,

аранжировка музыкальных произведений с использованием традиционных инструментов и компьютерных технологий; овладение практическими умениями в различных видах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ, таких как мультипликация, видеозапись, цифровая фотография).

С выходом в свет ФГОС стало очевидно, что требует радикального пересмотра подход к оснащению образовательной среды школы: требуется,

учитывая задачи индивидуализации образования, формирования у всех учащихся универсальных учебных действий и ИКТ-компетентности, обеспечения психомоторного развития с ориентацией на возрастные особенности учащихся, оснащение учебным оборудованием кабинетов материальных технологий в начальной школе, естественно-научных лабораторий, музыки и изобразительного искусства, выделение и оборудование помещений для двигательной активности и игры (помимо помещений, предназначенных для регулярных занятий физической культурой), психомоторного развития, занятий математикой, изучения иностранных языков и т.д.

Стандарт устанавливает требования к:

Личностным результатам, включающим готовность и способность --обучающихся к саморазвитию,

Сформированность мотивации к -обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

Сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Предметным результатам, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный

набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде. Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации. В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это изготовление бэджа, проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе. Интегрированный подход к обучению, применяемый в свете нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, далее работа продолжается на уроке окружающего мира в связи с изучением времен года. Результат - видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для

информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

Основная масса детей, поступающих в начальную школу – шести, семилетки, ведущей деятельностью для которых является игра. Ребенок, не прошедший предварительной муштры в системе дошкольной подготовки приходит в первый класс с несформированными механизмами учебной деятельности, хотя его психофизическое развитие уже позволяет приступить к ее целенаправленному и постепенному формированию. Сложность ситуации состоит в том, что организованная учебная деятельность у каждого учащегося формируется индивидуально, это процесс занимает разное количество времени и проходит с разной интенсивностью. Ребенку свойственна активная игра, через игру он реализует свои потребности в движении, общении, присваивает новые знания и виды деятельности. Поэтому среда образовательного учреждения должна быть насыщена средствами, побуждающими ребенка к игровой деятельности и позволяющими решать в ходе игры образовательные задачи. Например, классная комната первоклассников должна непременно содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство, школьные рекреации и спортивные залы предоставлять возможность для двигательной активности. Учебное пространство должно быть насыщено дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.

Особое внимание следует уделить разъяснительной работе с родителями. С увеличением количества домашних компьютеров возрастает необходимость информирования родителей младших школьников о мерах профилактики нарушений здоровья, об организации рабочего места ученика,

о временных ограничениях пребывания перед экраном не только компьютера, но и телевизора. Сложно предотвратить потерю зрения учащимися, если дома младшие школьники предоставлены самим себе и бесконтрольно проводят время за компьютерными играми, часами смотрят телевизор. Конечно, выходом из подобной ситуации могла бы стать широко распространенная ранее практика занятости учащихся начальной школы в кружках и спортивных секциях во второй половине дня. Но эту организационно-педагогическую задачу не в силах решить один учитель. Зато он может каждое родительское собрание начинать с разговора о том, что охрана и укрепление здоровья ребенка во всех его аспектах – долг окружающих взрослых.

Практика организации целенаправленной работы с родителями позволяет утверждать, что положительный результат во многом зависит от отношения пап и мам младших школьников к собственному здоровью. Особенно важно, чтобы родители осознали не только значимость формирования и развития информационной культуры их детей, но и тех опасностей, включая компьютерную зависимость, которые подстерегают ребенка, с увлечением осваивающего компьютер.

В связи с переходом на новые образовательные стандарты в каждом

образовательном учреждении должен быть обеспечен доступ к информационно-коммуникационным технологиям:

1. Каждый учитель школы должен иметь доступ к современныому мобильному персональному компьютеру, обеспечивающиему возможность записи и трансляции по сети видеоизображения и звука. С данного компьютера должна обеспечиваться возможность выхода в локальную сеть (информационное пространство) образовательного учреждения и через локальную сеть учреждения в Интернет. Компьютер должен быть оснащен

(встроенной или внешней) вебкамерой, шумопоглащающими наушниками и

звукоусиливающим комплектом.

На компьютере должно быть предустановлено лицензионное программное обеспечение, позволяющее: отрабатывать навыки клавиатурного письма, редактировать и форматировать тексты, графику, презентации, вводить, сохранять и редактировать видеоизображения и звук, создавать анимациии, натурные мультипликации, работать с электронными таблицами, лентами времени и геоинформационными системами, строить семейные деревья.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна входить в единую информационную образовательную среду и обеспечивать информационно-технологическую поддержку образовательного процесса, в том числе:

планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

фиксацию хода образовательного процесса, размещения учебных материалов, предназначенных для учебной деятельности обучающихся, а также анализ и оценку такой деятельности;

доступ, в том числе по сети Интернет, к размещаемой информации для всех участников образовательного процесса, методических служб, органов, осуществляющих управление в сфере образования, всех уровней, ограничения доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать также обмен данными с системами административного управления, учета контингента обучающихся и педагогических работников, материального и бухгалтерского учета в образовательном учреждении, с органами, осуществляющими управление в сфере образования

Каждый учащийся, в ходе образовательного процесса в соответствии с коммуникативными и образовательными задачами учебного предмета, обозначенными в тексте Стандарта и Основной общеобразовательной программы, должен иметь доступ к современному персональному

компьютеру, с выходом в интернет и школьную информационную среду, обеспечивающему возможность записи и трансляции по сети видеоизображения и звука, оснащенному встроенной или внешне подключаемой веб-камерой, шумопоглащающими наушниками, микрофоном.