Болезни Военный билет Призыв

Коммуникативная компетентность воспитателя доу эссе. владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации. Самооценка затруднений в общении

Профессиональная деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) связана с необходимостью постоянного общения с широким кругом людей: детьми, разными по индивидуально-психологическим характеристикам; родителями, имеющими различный образовательный и возрастной статус; коллегами, администрацией детского сада и др. Данный факт указывает на коммуникативную ответственность специалистов и повышенные требования к уровню их коммуникативных знаний и умений.

Определение профессионально важных качеств педагога ДОУ базируется на функциональном анализе его педагогической деятельности. Результаты такого анализа отражаются в профессиограмме, которую Т. А. Куликова определяет как научно обоснованные требования к профессиональным качествам личности педагога, к объему и составу мировоззренческих, общекультурных, психолого-педагогических, специальных знаний, а также перечень педагогических умений и навыков.

Среди важнейших профессиональных функций педагога детского сада ученый выделяет:

Создание педагогических условий для успешного воспитания детей;

Обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей;

Осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми;

Участие в педагогическом просвещении родителей;

Регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи и ДОУ;

Самообразование педагога;

Участие в исследовательской работе.

Такая полифункциональность деятельности педагога ДОУ предполагает овладение разнообразными профессиональными умениями: гностическими, конструктивными, коммуникативными, организаторскими, специальными и др. В рамках заявленного курса особо следует подчеркнуть приоритетность умений в области коммуникации (постановка и решение коммуникативных задач, владение приемами продуктивного общения и пр.). Пристальное внимание исследователей к коммуникативным процессам в педагогике можно объяснить тем, что – это центральное звено, сущность профессии. Коммуникация является движущим механизмом всего образования.

Следует отметить, что профессиональная деятельность педагога дошкольного образования является разновидностью педагогической деятельности, поэтому типичные коммуникативные действия учителя, преподавателя могут быть экстраполированы и на педагогов дошкольных учреждений. В связи с этим, в дальнейшем теоретическом анализе поставленной проблемы мы будем обращаться к широкому кругу психолого-педагогических исследований в области коммуникации.

В работах Р. С. Буре, Н. Д. Ватутиной, А. В. Канн-Калика, А. А. Мудрика, Т. И. Чирковой и др. подробно обсуждается вопрос о значимости общения в совершенствовании и гуманизации педагогического процесса. Данные исследования убедительно показывают, что поиск оптимальных условий развития личности ребенка нужно в первую очередь проводить в сфере педагогической коммуникации.

Существуют различные трактовки понятия «педагогическое общение». Е. А. Панько интерпретирует его как познание дошкольника, оказание на него воспитательного воздействия, организация взаимоотношений в различных видах деятельности, создание положительного микроклимата в группе детского сада. В определении В. А. Канн-Калика педагогическое общение также предполагает влияние взрослого на взаимоотношения детей. Р. С. Буре и Л. Ф. Островская видят значение педагогического общения в обеспечении эмоционального комфорта, профилактики и коррекции эмоционального неблагополучия детей в условиях ДОУ.

Сегодня в научных исследованиях одно из центральных мест занимает проблема эффективного педагогического общения (И. А. Зимняя, Я. Л. Коломинский, С. В. Кондратьева, А. А. Леонтьев, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан и др.). В число наиболее важных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений.

Для эффективной коммуникативной деятельности педагог должен знать, что общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент. Воспитателю необходимо овладеть коммуникативной структурой всего образовательного процесса. Это требует умения одновременно решать две проблемы: конструировать особенности своего поведения (свою педагогическую индивидуальность), свои отношения с детьми, т. е. стиль общения, и конструировать сами выразительные средства коммуникативного воздействия. Второй компонент постоянно меняется под влиянием возникающих педагогических и соответственно коммуникативных задач (Л. П. Шевякова).

В исследованиях Л. Н. Башлаковой, М. В. Воробъевой, Т. И. Ерофеевой, В. Д. Калишенко показана взаимосвязь стиля общения педагога с детьми с характером взаимоотношений в детском сообществе. Ученые отмечают, что педагогу необходимо помнить, что при использовании стилей общения следует учитывать становление и развитие образа-Я у ребенка, его стремление быть лучше. В связи с этим, педагогическая позиция воспитателя проявляется в признании индивидуальности ребенка, его неповторимости; предполагает создание таких педагогических условий, которые бы способствовали раскрытию у детей потенциальных возможностей, творчества и активности. Однако, по мнению Т. М. Бабуновой, лишь каждый пятый педагог придерживается личностно-ориентированной модели взаимодействия, треть современных воспитателей ДОУ осуществляют учебно-дисциплинарный дидактический подход, у остальных отчетливой ориентации на определенную модель не наблюдается .

В связи с этим, одной из важных задач, стоящих сегодня перед педагогами ДОУ, является выбор правильного стиля взаимодействия с детьми, оказание психологической поддержки ребенку в становлении его индивидуальности. При этом немаловажную роль играет способность взрослого отбирать речевые средства, способы коммуникации, способствующие регуляции поведения ребенка.

В качестве критериев определения стилей педагогического общения В. П. Дубова, Е. П. Милашевич рассматривают следующее:

Способы разделения функций между воспитателем и детьми;

Соотношение требовательности и уважения к личности ребенка;

Соотношение прямых и обратных связей с детьми;

Учет межличностных отношений, сложившихся в группе детей;

Отношение взрослого к своим ошибкам;

Количество и качество воспитательных воздействий;

Соотношение дисциплинирующих и организующих воздействий, соотношение позитивных и негативных оценок, наличие и отсутствие склонности к косвенным средствам воздействия;

Характер педагогических установок.

При личностно-ориентированном взаимодействии с дошкольниками приоритетными способами общения выступают признание, понимание, принятие личности ребенка, учет его чувств и желаний. Здесь личностная позиция педагога заключается в построении ситуаций общения с детьми как полноценными партнерами, что исключает разного рода манипуляции. Предпочитаемой тактикой общения является сотрудничество с использованием многообразия коммуникативных средств, стимулирующих детскую активность.

Отказ от корпоративного стереотипа «воспитатель всегда прав» предполагает умения с юмором отнестись к отдельным моментам педагогической ситуации, быть готовым к улыбке, владеть тонами и полутонами; слушать и слышать ребенка, не прерывая его высказываний; воздействовать на детей не прямо, а косвенно, через создание условий для проявления у них желаемого качества; не бояться обратной связи, пусть даже непредсказуемой.

В. А. Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Кларина и др. установили связь культуры общения взрослого с культурой общения детей. Они отмечают, что в ДОУ необходимо создавать условия для формирования у детей представлений о правилах взаимодействия с другим человеком, формирования отношения к выполнению данных требований. С этой целью возможно использование разнообразных сюжетно-ролевых игр, этюдов, разнообразных форм игровой терапии.

Технология педагогического общения должна быть направлена на организацию определенных этапов:

Формирование у ребенка потребности в общении; побуждение его к деловым, личностным, познавательным видам общения;

Ориентировка ребенка в целях, в ситуациях общения;

Ориентировка в личности собеседника;

Планирование содержания общения;

Корректирование направления, стиля, стратегии общения.

По данным исследования О. А. Шороховой, на фоне общего положительного отношения воспитателей к инновационным технологиям в области развития монологической и диалогической речи дошкольников, выделяются некоторые затруднения в образовательном процессе:

Неумение организовать педагогическую деятельность на диагностической основе;

Трудности в правильной оценке речевого развития детей и формировании методических рекомендаций по коррекционной работе;

Затруднения в организации индивидуального стиля взаимодействия;

Недостаточное рефлексивное осознание себя как субъекта профессионального саморазвития;

Расхождение самооценки коммуникативной компетентности и уровня реального ее проявления в профессиональной деятельности и др.

По мнению В. А. Лабунской, понятие коммуникативной компетентности педагога-воспитателя объединяет:

Способности и умения поддерживать и устанавливать позитивные контакты;

Систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение;

Способность управлять интеракциями, проявлять эмпатию;

Умение согласовывать свои вербальные и невербальные средства общения;

Пристраиваться к партнеру, способность учитывать особенности мотивации и индивидуальные возможности партнера;

Преодолевать трудности социально-перцептивного и экспрессивно-речевого характера.

В понимании Н. В. Яковлевой, коммуникативная компетентность является ценностно-личностным образованием, формируемым в общении, уровень которого определяет адекватность социально-перцептивного восприятия, что обеспечивает правильность оценки и прогнозирование поведения учащегося.

Л. А. Петровская делает акцент на системе внутренних ресурсов, обеспечивающих моделирование эффективной коммуникации за счет развития ряда способностей. Среди них обозначается способность к сотрудничеству, пониманию, разрешению конфликтов, принятию другого.

В связи с этим, учитывая специфику деятельности педагога ДОУ, необходимо особое внимание уделить возможности развития эмпатии как составного элемента коммуникативной компетентности. Это обусловлено тем, что ребенок не всегда может четко сформулировать свои мысли, запросы, главную роль в понимании его состояния играют сочувствие, сопереживание, содействие. Именно эмпатическое поведение воспитателя становятся залогом успешной коммуникации в системе «воспитатель – ребенок».

В психолого-педагогических исследованиях доказано, что в случае недостаточного уровня сформированности коммуникативных знаний и умений представители разных возрастных, этнических и социальных групп проявляют «психологическую глухоту» к исходящей от партнера информации. Это положение приобретает особое значение в педагогическом общении, так как воспитатель и ребенок принадлежат к разным возрастным группам и имеют достаточно часто социальные и этнические различия.

Таким образом, организация коммуникативного процесса в дошкольном образовательном учреждении имеет свои особенности, обусловленные спецификой профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Необходимо подчеркнуть, что такая деятельность связана, прежде всего, с возрастными и индивидуальными возможностями детской коммуникации, с созданием условий для превращения каждого ребенка в субъекта педагогической деятельности, равного участника диалога со взрослым.

Тренинг по коммуникативной компетентности педагогов ДОУ

Цель:
развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении.
Задачи:

1.
Осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении.
2.
Развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать окружающих.
3.
Формирование активной социальной позиции педагога.
Ход тренинга

Вводная часть

Вступительное слово. Приветствие
Педагог-психолог: Я очень рада видеть всех в нашем зале. Педагог в современном детском саду должен быть широко образованной и эрудированной личностью, профессионально компетентным, умеющим найти «ключик» к каждому ребенку, родителю, иметь свою «изюминку» быть интересным для окружающих. Важно, чтобы воспитатель не только владел внедряемыми технологиями, но и был открыт к общению. Построение воспитательно- образовательного процесса в соответствии с новыми ФГОС предполагает изменение практически всей системы деятельности педагога, пересмотр его взглядов на структуру коммуникации с детьми и родителями. Этот процесс требует больших эмоционально-личностных затрат и зачастую вызывает растерянность и неуверенность в своей компетентности у педагогов. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах. Моя основная задача, как педагога-психолога – способствовать решению профессиональных и личностных проблем, возникающих из-за отсутствия психологических знаний о своем внутреннем «Я», о педагогических возможностях общения с детьми и особенно с родителями.
Практикум Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От него во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, чувства, эмоции. Они могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона, в зависимости от того, как проходит его процесс общения с другими людьми. Древняя мудрость гласит: «Сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам». Диагностика 1) Социальный атом 2) Ладонь
2.

Притча «Страшный сон»
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель я должен сказать тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «повелитель я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они второго толкователя. На это последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон, но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».
Вывод:
форма и содержание связаны настолько тесно, что очень часто то, что сказано, мы воспринимаем именно через призму того, как оно сказано. Педагог более успешен, если он контактен, общителен, одинаково доброжелательно относится ко всем, с кем работает (дети, их родители, коллеги). Неэффективное общение с детьми, их родителями затрудняет обучение и воспитание детей.

Мини-лекция «Три Я»
У Эрика Берна есть оригинальная концепция человеческих взаимоотношений. Его главная цель: научить человека анализировать характер своего общения и то, как воспринимается он собеседником. Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы. В соответствии со своим жизненным сценарием люди играют в различные игры. Самая страшная игра на земле – война. Общение с людьми (детьми в группе, коллегой, родителями детей, начальником на работе, продавцом в магазине, другом и т.д.) может строиться по-разному, в зависимости от психологического состояния человека, от темы общения, от того является ли общение бескорыстным или человек хочет чего-то добиться от своего собеседника. Все отношения и конфликты можно разложить и решить исходя из
3-х позиций общения:
По его мнению каждом человеке «живут три «Я» - Родитель, Взрослый, Ребенок. В каждом человеке сложным образом переплетены эти состояния. Эрик Берн считал, что в каждый момент общения с собой или окружающими мы находимся в одном из этих состояний.
Родитель
– (совокупность устоявшихся стереотипов) - педант требует или заботится, знает, как надо себя вести. Склонен к поучениям. Главное слово
«надо»

Взрослый
- объективно оценивает обстановку и принимает четкие решения, действует безэмоционально. Постоянно ищет баланс между «хочу» и «надо». Главное слово
«должен».

Ребенок
– (эмоциональная часть)Спонтанный, импульсивный, творческий, активный, открытый, живой. Фантазирует, капризничает или слушается. Главное слово
«хочу»
. В каждом человеке одновременно живут эти «трое», хотя и проявляются в каждый момент поодиночке. Надо научиться узнавать их голоса, чтобы понять, почему мы так по-разному ведем себя с другими людьми, и почему они по-разному ведут себя с нами. Коммуникация может быть эффективной в том случае, если она ведется на одном и том же «языке», то есть (по терминологии Э. Бернса), когда «Ребенок» разговаривает с
«Ребенком», «Родитель» с «Родителем», а «Взрослый», со «Взрослым». Моменты нашего общения с другими Берн назвал «трансакциями» (пер. «сделка»). И если понимать общение как сделку, которая должна привести к положительному результату, становится ясно, почему этот результат не всегда так хорош, как хотелось бы. Просто Взрослый хотел серьезно и вдумчиво обсудить проблему с другим Взрослым, но на его месте неожиданно обнаружил раздраженного родителя или обиженного Ребенка, и они не смогли договориться. Часто наблюдаются столкновения «Ребенка» и «Взрослого», «Ребенка» и «Родителя». Так же несостоятельными могут быть сделки между другими эго- состояниями партнеров. Три состояния нашего «Я» - это не роли, которые мы играем. Родителем, Взрослым или Ребенком мы становимся, часто не отдавая себе в этом отчета, почти автоматически. В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трех названных позиций, что определяется особенностями характера. Педагогу, вступающему в контакт с родителем, а особенно с «трудным», на его взгляд, важно найти правильную позицию. В общении могут использоваться все три позиции в зависимости от ситуации. Если мы начинаем общаться с разных позиций, не соответствую ожиданиям партнера по общению – это неизбежно приводит к конфликтам.
4.

Упражнение «Любящий взгляд»
Цель: осознание невербального эмпатийно- экспрессивного арсенала. Педагог- психолог: В процессе общения важное значение имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации – жестами, мимикой, пантомимикой, оттенками голоса, темпом речи, паузами, контактом глаз, прикосновениями. Инструкция. Один участник выходит за дверь. Его задача – определить, кто из группы будет смотреть на него «любящим» взглядом. Педагог- психолог назначает в его отсутствие двух-трех человек. Затем выбирается другой отгадывающий. Количество смотрящих «любящим» взглядом увеличивается. Водящий должен
по мимике и позе участников догадаться, как удалось изобразить взгляд.
5.

Потребность в любви. Языки любви.
1) Время 2) Подарки 3) Прикосновения 4) Дела, поступки 5) Слова- одобрения (надо говорить 2 раза в день «Я тебя люблю!», «Ты самый лучший для меня»). У каждого человека есть свой доминирующий язык любви. И скажем, если у него 1), а мы пользуемся всеми со 2) по 5)-ый, то человек не будет чувствовать себя любимым. Язык любви формируется уже к 5 годам (это часто то, чего не хватало в детстве). Как это выяснить: относительно себя ответить на вопроса 1) О чем чаще всего я прошу партнера? 2) Отсутствие чего вам причиняет боль?(с детства и до конца жизни). Так же по наблюдениям вы можете определить и ведущий язык любви у ребенка, родителя, коллеги. 6. Психологическое вхождение 7.
Упражнение «Спокойствие, только спокойствие!»
- эти слова говорил Карлсон Малышу. Спокойствие и терпение – основные моменты в безоценочном общении и принятии человека таким, какой он есть. Выделив родителей, к которым у вас больше всего претензий, пересмотрите свое отношение, используя алгоритм принятия (раздаточный материал). Безусловно, чтобы найти контакт с неприятным для вас родителем, необходимо подключить весь свой опыт, а так же учесть свои личные особенности, которые помогают продуктивному общению или, напротив, препятствуют ему.
Раздаточный материал 1
Алгоритм принятия родителя:
1. Сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение через осознание положительных качеств и черт родителя. 2. Реагировать не на сами поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение; 3. На этой основе принять родителя таким, какой он есть. 4. Попытаться изменить отношение к родителю или же его мотивацию.
Памятка для педагога
Основополагающие правила общения  Не критикуйте других – зачем тебе чужие недостатки? Удовлетворись тем, что они не твои.  Чтобы найти общий язык, свой следует немного прикусить.  С проблемными людьми, дабы н6е иметь проблем, никогда не создавай ситуацию «один на один». В присутствии других «проблемные» уже не столь проблемны!  Чем больше ты принимаешь во внимание потребности твоего собеседника, тем больше он будет (автоматически) удовлетворять твои собственные.  Уверенность в своих знаниях придает силу.  Если увидишь лицо без улыбки – улыбнись сам.  Чем больше «балласта», тем труднее становится общение. 8. Рефлексия  Как менялись ваши эмоции в течение всего тренинга?
 Что было непонятным?  Что оказалось новым?
Литература:
1. Эрик Берн «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», М., 1997 г. 2. Т. П. Веселовацкая и др. «Формирование коммуникативной компетентности педагогов», статья в журнале «Справочник педагога-психолога» №6/ 2015 г.. 3. Л. А. Соловьева «Тренинг «Эмоционально- экспрессивное поведение педагога ДОУ»», статья в журнале «Справочник педагога-психолога» №11/ 2013 г.. 4. И. Н. Чакова «Повышение психологической компетентности участников образовательных отношений», статья в журнале «Справочник педагога- психолога» №12/ 2015 г..

При всем богатстве различных средств педагогической деятельности, направленной на приобщение детей к социуму, фундаментальную основу составляет общая культура взрослых (родителей, педагогов, сотрудников ДОУ) Показателем образованности, жизненной успешности, профессионализма деятельного взрослого является коммуникативная культура (компетентность), непосредственно обеспечивающая процесс расширения, умножения социальных связей ребенка с внешним миром.

В разных сферах социальной жизни ребенка формирование базиса личностной культуры происходит благодаря «речевой коммуникации» (Л.С. Выготский), «речевым актам» (А.А. Леонтьев), достижения «единства языка-речи» (Ф.А. Сохин). Коммуникативная компетентность - есть универсальное средство овладения любой деятельностью, и современными учеными рассматривается как лингвистически, психологически и методически организованная система отдельного индивида. В ней язык (система знаков) выступает средством, а речь как деятельность, как способы его употребления.

М.М. Силакова убедительно утверждает, что универсальным средством развития личности ребенка в период дошкольного детства, содержательного вежливого общения, является коммуникативная компетентность педагога, ее когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов, умелое руководство им поэтапным выстраиванием обучения мотивации общения. На протяжении дошкольного возраста происходят сдвиги в преобладании тех или иных мотивов (А.Г. Рузская, З.М. Богуславская, Н.М. Матюшина и др.). У младших детей преобладают деловые мотивы, они нуждаются в помощи взрослого в процессе практической деятельности, полностью поглощены действиями с предметами. В среднем дошкольном возрасте появляются познавательные интересы, и взрослый становится партнером по игре. У старших дошкольников уже преобладают познавательные и личностные мотивы общения с взрослыми, связанными сповышенным интересам к людям и их взаимоотношениям.

Ю. Щербина отмечает, что в период огрубления нравов современного общества, упадка общей культуры и речевых традиций снизились коммуникативная культура некоторых педагогических коллективов ДОУ, осознание социальной значимости и личной ответственности за нее не является движущей, мотивационной силой. Низкий уровень оплаты труда и высокий уровень ответственности перед родителями, обществом, бесспорно, накладывает отпечаток неудовлетворенности, угнетенного настроения педагога, что заключает в себе объективную причину.

Автор выделяет и субъективные причины. Диагностика уровня коммуникативной компетенции не проводится, не учитывается она при аттестации воспитателя и назначении категории, не оценивается на уровне созданных условий для развития ребенка и присвоения им социокультурной модели общения. Наметилась тенденция проявления педагогами отдельных её компонентов. Для значительной части воспитателей характерна в большей степени информационно-деловая направленность коммуникативности с явно выраженной авторитарностью. Эмоциональный же фон проявляется в процессе создания и поддержания позитивного контакта во время фронтальных занятий, наблюдений объектов социума. На личностное общение, в котором нуждается каждый, особенно тревожный или гиперактивный ребенок, времени отводится крайне мало, а именно эмоциональность влияет на механизм мышления, памяти, внимания, становления чуткости и деликатности.

По мнению Е.О. Смирновой, в зависимости от задач взаимодействия в ходе общения педагога с детьми наблюдаются разнообразные по форме, содержанию речевые конструкции. Укоренился шаблонный стиль общения, упрощенность и трафаретность обращений и высказываний, что свидетельствует о низком качестве языковой структуры речи и возможностях коммуникативного влияния. Барьер непонимания, прежде всего в наличии явной не разделяемости логики и аргументов построения мыслей, бедном семантическом оформлении. Однообразие лексики, обилие штампов, не нужных заимствований, диалектизмов, не удачных новообразований, стилистически сниженных и даже откровенно-грубых выражений, плеоназмов (лишних слов), к сожалению, имеют место даже в речи педагогов с высшей категорией.

Автор акцентирует внимание на том, что в любом общении, тем более с детьми недопустимы случаи бестактности, безликости, наличия грубовато-экспрессивной лексики. Необходимо усиление речевого этикета - неотъемлемого элемента вежливости, чуткости и деликатности по отношению к другому.

Как-Калик В.А. отмечает, что учителю, воспитателю важно придавать большее значение умениям разговаривать с родителями, а именно - вежливо, соблюдая терпение и выдержку при разговоре, даже если в душе, что называется, все кипит и протестует. Такое поведение воспитателя представляет собой культуру общения, так необходимую для полноценного и правильного воспитания детей. Есть воспитатели, особенно среди молодых, которые совершено, не придают значения умению разговаривать с родителями, допуская менторские нотации, недоброжелательный тон, жалобы на ребенка, обвинение его в чем-то. Каждый удавшийся разговор с родителями очень много значит. Искусству разговору с родителями воспитанников следует учиться, данному вопросу следует специально уделять внимание на педсоветах и методических объединениях.

Краткость или многословие в речевом общении связанны с неясностью мысли, с не знанием предмета высказывания, а значит с недостаточно вдумчивым подбором слов, их сочетанием и соответствием стилю (официально-деловой, научный, публицистический, художественный, разговорно-бытовой) устной речи. Последний, надо признать, занимает большее жизненное пространство педагога.

Фонетический компонент общения, по мнению М.И. Лисиной, связан с качеством выразительности и образности речи, темпом, ритмом, интонированием при соблюдении норм произношения. Быстрый темп речи, не внятность произношения, проглатывание фразы, речь с акцентом, с использованием не соответствующей смыслу жестикуляции, однообразие интонаций, неоправданно громкой силой голос, а главное оставшийся императивный тон речи в настоящее время характеризуют коммуникативную компетентность воспитателей.

Все выше перечисленные факты, без сомнения, тормозят развитие речи, становление культуры общения как основного показателя социальной зрелости дошкольника. Благополучное своевременное и полноценное детское развитие достигается только при наличии обязательной коммуникативной культуры взрослых, насущная потребность повышения которой столь очевидна.

В ходе модернизации и оптимизации дошкольного образования, экспериментального изучения основ управления качеством образования, в процессе контрольно-аналитической детальности, руководителю следует серьезно повысить требования к своей коммуникативной компетенции и каждого педагога в отдельности.

Побудительная сила и мотивация, достижение и залог успеха в общении вытекают из природы самого человека и существующего фактора многогранных отношений в коллективе. Шкала отношений, аттракция определяются основами управленческого общения, психологический механизм которого в руках заведующей, заместителя, их личностного имиджа. Существующие психологические приемы расположения к себе людей: обращение к человеку с частым называнием его имени, контроль и «размягчение» собственного лица - зеркала души, употребление «золотых» слов - комплиментов, признание и небольшое преувеличение трудового потенциала, стабильность убедительных и искренних интонаций - все это основы коммуникативной компетентности, высокого профессионального уровня руководителя современного ДОУ.

Коммуникативная компетентность педагога должна рассматриваться как один из первостепенных показателей личности при аттестации, уровень которой объективно, не формально оценивается и определяет тем самым профессиональную категорию. Необходим постоянный поиск интерактивных методов для успешного совершенствования коммуникативных способностей.

Современным направлением формирования коммуникативной компетентности педагога ДОУ считается создание в образовательном процессе коммуникативных ситуаций, которые бы запускали механизмы развития личности. Речь в этом случае идет об интерактивном обучении: расширении видов совместной работы педагогов, их коммуникативного опыта, прежде всего в совместной деятельности; возможности задействовать не только сознание человека, но и его чувства, эмоции, волевые качества; включение в процесс обучения «целостного человека» и обеспечение комплексного личностного развития.

Личностная позиция педагога заключается в построении ситуаций общения с детьми как полноценными партнерами, что исключает разного рода манипуляции. Предпочитаемой тактикой взаимодействия является сотрудничество с использованием многообразия коммуникативных средств, стимулирующих детскую активность.

Отказ от корпоративного стереотипа «воспитатель всегда прав» предполагает умения с юмором отнестись к отдельным моментам педагогической ситуации, быть готовым к улыбке, владеть тонами и полутонами; слушать и слышать ребенка, не прерывая его высказываний; воздействовать на детей не прямо, а косвенно, через создание условий для проявления у них желаемого качества; не бояться обратной связи, пусть даже непредсказуемой.

В связи с этим становление и развитие коммуникативной компетентности как стержневой составляющей профессионализма педагога дошкольного образования является актуальной проблемой современной науки и практики.

Важными в деятельности специалистов являются не только собственно коммуникативные знания, умения и навыки, но и формирование способности к организации коммуникативной профессиональной деятельности в условиях возрастающей профессиональной мобильности. Очевидной является необходимость осуществления адекватной педагогической деятельности, повышающей интерес к изучению предметов коммуникативного цикла в высшей школе и применению их возможностей в процессе организации эффективной коммуникации в дошкольном образовательном учреждении.

При развитии коммуникативной компетентности у педагогов ДОУ, по мнению УшачевойЮ.В.,целесообразна организация методической работы детского сада, в процессе которой будет осуществляться решение профессиональных педагогических задач. Реализация такого подхода обеспечивается следующими условиями: включение в содержание методических мероприятий проблемного контекста, создание эмоционально-ценностного фона, вариативное использование форм сотрудничества, актуализация субъектного опыта в сфере коммуникаций и расширение субъектных функций специалистов сферы дошкольного образования.

Кроме того, необходимо ввести в содержание запланированных мероприятий информацию о значимости эффективной коммуникации в педагогической деятельности, об основных предпосылках формирования коммуникативных знаний и умений у детей дошкольного возраста, о взаимозависимости коммуникативной компетентности воспитателя и коммуникативной компетенции воспитанников.

Формирование у педагогов смыслообразующих мотивов и ценностных ориентаций на эффективную коммуникацию осуществляется посредством организации бесед, диспутов, дискуссий, наблюдений за коммуникативным поведением коллег при взаимодействии с детьми, их родителями, администрацией дошкольного образовательного учреждения, составление и решение на их основе проблемных ситуаций и задач коммуникативного характера, анализ собственных коммуникативных способностей.

Особо значимо, по ее мнению, проведение педагогических советов, теоретических семинаров, семинаров-практикумов, интегрирующих научные знания из области лингвистики, теории коммуникации, детской психологии, дошкольной педагогики. При этом внимание педагогов следует сконцентрировать на следующих вопросах:

  • * теоретические аспекты проблемы коммуникации в педагогическом процессе (структурные модели коммуникации, коммуникативные барьеры, закономерности внутреннего взаимодействия);
  • * конкретные способы речевого поведения в трудных ситуациях взаимодействия (конфликтные ситуации, преодоление критики, выступление на публике, контакты, реализуемые в дошкольных образовательных учреждениях и пр.);
  • * самопознание своей личности в процессе общения (как меня воспринимают другие, как я воздействую на других в общении, в чем трудности моего общения и т. д.).

В практике обучения коммуникации, утверждает Л.А. Петровская, особенно популярны разнообразные тренинги, участвуя в которых педагоги непосредственно соприкасаются с изучаемой реальностью, приобретают жизненный опыт, моделируемый в групповом взаимодействии. Технологии, используемые в современном коммуникативном тренинге, включают стандартный набор таких методов активного обучения, как мозговой штурм, разбор кейса, задачи или упражнения,ролевая игра и «разыгрывание» ситуаций в ролях, имитационные игры, видеодемонстрации и др. .

Использование различных видов игр в процессе подготовки педагогов к общению с коллегами, детьми и их родителями позволяет радикально сократить время накопления собственного социального опыта, развивает предусмотрительность в выборе коммуникативных тактик и стратегий, преобразует обобщенные коммуникативные знания в личностно значимые.

При моделировании педагогической коммуникации и подборе коммуникативных проблем целесообразно приблизить их к реальным профессиональным ситуациям, к которым могут быть отнесены совершенствование предметно-развивающей среды дошкольных образовательных учреждений, выступление на педагогических советах, проведение индивидуальных и коллективных консультаций для родителей, организация словесно-дидактических игр и этических бесед с детьми и др.

Таким образом, реализация традиционных и интерактивных методов обучения эффективной коммуникации будет способствовать становлению и развитию у педагогов дошкольного образования коммуникативной компетентности, под которой мы понимаем профессионально значимое, интегративное качество, основными составляющими компонентами которого являются: информированность о целях, сущности, структуре, средствах, особенностях педагогического общения; толерантность, экстраверсия; способность эффективно конструировать прямую и обратную связь, нестандартно, творчески решая при этом задачи педагогической коммуникации.

Трушина Светлана Юрьевна
учитель музыки высшей категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная казачья школа"
с.Знаменка, Нерчинский район,
Забайкальский край
«Коммуникативная
ДОУ,
как один из критериев профессионального мастерства»
компетентность
педагогов

способностей
Существующие тенденции в развитии образования во многом
связываются с готовностью педагогов к разработке и внедрению
педагогических новшеств в образовательный процесс, их стремлением к
профессиональному совершенствованию, росту и развитию. Раскрытие и
самораскрытие личностного потенциала является необходимым условием
становления компетентности. Именно педагог организует развивающую
образовательную среду для ребенка, и от его профессионализма, от того,
насколько он способен быть субъектом своего профессионального и
личностного развития, во многом зависит раскрытие творческого потенциала
и
детей.
Известный специалист в области детской психологии Е.А. Панько
пишет: «Воспитатель – значимый для ребенка человек в детском саду, он
входит в его микросреду. Дошкольник стремится во всем подражать педагогу:
его внешнему виду, манере разговора с окружающими, его отношениям с
людьми, его поведению в целом. Важно, чтобы ребенок видел перед собой
достойный
подражания
В системе дошкольного образования процесс взаимодействия педагога и
ребенка является приоритетным. В то время как на других возрастных этапах
обучения во главу угла ставится его содержание и форма. Современный
образовательный процесс – это такое взаимодействие педагогов и
воспитанников, в результате которого поступательно происходят позитивные
изменения в деятельности, поведении и взаимоотношениях детей. Поэтому
личность педагога является одним из ключевых факторов развития
интеллекта и личности ребенка дошкольного возраста. Самоочевидно, что
рядом с дошкольниками должны находиться педагоги – профессионалы
высокого класса, ведь дети, в силу своего нежного возраста, еще не могут
сознательно повлиять на качество педагогического взаимодействия. При этом
педагог для ребенка дошкольного возраста является авторитетным и
значимым человеком, поэтому на него с неизбежностью ложится
ответственность
за качество взаимодействия с дошколятами.
Компетенция (от лат. competere – «соответствовать», «подходить»):
личностная способность специалиста (сотрудника) решать определённый
образец
для

решения
методами
профессиональных
класс
задач.
формально описанные требования к личностным, профессиональным и т.п.
качествам специалиста (или к какой­то группе специалистов). В данном
понимании компетенции могут использоваться при оценке персонала.
Компетентность (от лат. competens – «соответствующий, способный»):
1. совокупность компетенции, наличие знаний и опыта, необходимых для
эффективной деятельности в
заданной предметной области.
2. качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой­либо
области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным
Виды и уровни компетенций
В литературе описано несколько классификаций видов компетенций.
­Учебно­познавательная компетенция – включает совокупность умений и
навыков познавательной деятельности. Она предполагает владение навыками
постановки целей, планирования, анализа и самооценки успешности
собственной деятельности. К этой же компетенции относят умение
эффективно действовать в нестандартных ситуациях,
владение
эвристическими
проблем.
­Информационная компетенция – предполагает развитую способность
самостоятельно искать, анализировать, отбирать, систематизировать и
транслировать
информацию.
­Коммуникативная компетенция – предусматривает владение навыками
эффективного взаимодействия с людьми, умение работать в группе, гибкость
в использовании различных социальных ролей.К основным качествам,
обеспечивающим успех деятельности воспитателя, традиционно относят:
интерес к своей профессии, увлеченность, любовь к детям, творческие
способности, уравновешенность, требовательность, доброжелательность,
наблюдательность.
Профессионализм педагога, согласно С.И. Ожегову и Н.Ю. Шведовой,
есть хорошее владение своей профессией. Это понятие предполагает наличие
профессионализма личности и деятельности,
профессионально­
педагогическую компетентность, педагогическое мастерство, а также
педагогический
профессионализм.
Сегодня каждому воспитателю необходимо приобретать и развивать
следующие компетенции, делающие его творчески активным участником
детьми:
взаимодействия
­Гуманная
позиция;
­Глубокое
образования;
­Потребность и способность заботиться об экологии детства, о сохранении
физического
малышей;
­Внимание
ребенка;
Готовность и способность создавать и творчески обогащать предметно­
развивающую и культурно­информационную образовательную среду;

индивидуальности

дошкольного
педагогическая
необходимую
духовного

понимание

здоровья
с

детского

готовность

администрацией
совершенствуемого
экспериментировать,
­Умение целенаправленно работать с современными педагогическими
технологиями,
внедряя их;
Способность к самообразованию и осознанному саморазвитию
личности, готовность учиться на протяжении всей трудовой деятельности.
Таким образом, педагогическое мастерство рассматривается как высокий
уровень овладения профессиональными знаниями и педагогической техникой.
Педагогическая компетентность будет являться составляющей
педагогического мастерства, так как предполагает владение знаниями,
развитыми умениями и профессионально значимыми личностными
качествами, которые в педагогическом мастерства доведены до высокого и
постоянно
искусства.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования связана с
необходимостью постоянного общения с широким кругом людей: детьми,
разными по индивидуально­психологическими характеристиками,
родителями, имеющими различный образовательный и возрастной статус,
коллегами,
др.
Прежде чем определить наиболее эффективные формы и методы
становления и развития у воспитателей детского сада коммуникативной
компетентности необходимо разобраться в сущности данного
педагогического
процесса.
М.М. Силакова убедительно утверждает, что универсальным средством
развития личности ребенка в период дошкольного детства, содержательного
вежливого общения, является коммуникативная компетентность педагога.
Н.А.Морева описывает следующие критерии людей с высокой
коммуникативной
компетентностью:
быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и
в
партнёре;
стремление понять другого человека в контексте требований конкретной
ситуации;
установка в контакте не только на дело, но и на партнёра; уважительное,
доброжелательное отношение к нему, учёт его состояния и возможностей;
уверенность в себе, раскованность, включённость в ситуацию;
владение ситуацией, гибкость, готовность проявить гибкость в общении или
передать
партнёру;
большая удовлетворённость общением и уменьшение нервно­психических
затрат
коммуникации;
умение эффективно общаться в разных статусно­ролевых позициях,
устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо, а
иногда
отношениям;
высокий статус, популярность в том или ином коллективе;
умение организовать дружную, совместную работу, добиваться высокого
результата деятельности, включая людей в решение общегрупповой задачи;
способность создавать благоприятный климат в коллективе, добиваться
сложившимся
процессе
вопреки

стабильности
состава.

При развитии коммуникативной компетентности у воспитателей
целесообразна организация методической работы детского сада, в процессе
которой будет осуществляться решение профессиональных педагогических
задач. Реализация такого подхода обеспечивается следующими условиями:
включение в содержание методических мероприятий проблемного контекста,
создание эмоционально­целостного фона, вариативное использование форм
сотрудничества, актуализация субъектного опыта в сфере коммуникации и
расширение субъективных функций специалистов сферы дошкольного
образования.
Кроме того, необходимо ввести в содержание запланированных мероприятий
информацию о значимости эффективной коммуникации в педагогической
деятельности, об основных предпосылках формирования коммуникативных
умений и знаний у детей дошкольного возраста, о взаимозависимости
коммуникативной компетентности воспитателя и коммуникативной
компетентности
воспитанников.
Формирование у педагогов смыслообразующих мотивов и ценностных
ориентаций на эффективную коммуникацию осуществляется посредством
организации бесед, диспутов, дискуссий, наблюдений за коммуникативным
поведением коллег при воздействии с детьми,
их родителями,
администрацией дошкольного учреждения, составление и решение на их
основе проблемных ситуаций и задач коммуникативного характера, анализ
способностей.
собственных
коммуникативных

Источники
1.http://pelikan.3nx.ru/viewtopic.php?t=300
2.http://parta1.com/blog/11937.html