Болезни Военный билет Призыв

День черноморского флота вмф россии. В боях и сражениях крепла боевая мощь Черноморского флота. Когда День Черноморского флота ВМФ России

Манифестом императрицы Екатерины II 8 апреля 1873 года Крым был присоединен к России. А уже через два месяца подписала указ о создании Черноморского флота России. И 13 мая 1783 года в Ахтиарской бухте Черного моря появились 11 русских кораблей из Азовской флотилии , которыми командовал адмирал Федот Клокачев. Эта дата и стала днем рождения Черноморского флота.

Первый командующий Черноморским флотом вице-адмирал Федот Алексеевич Клокачев ранее отлично проявил себя в Чесменском сражении 24-25 июня 1770 года, командуя в чине капитана 1-го ранга линейным кораблем «Европа». Он отличался личной храбростью и был не только опытным моряком, но и хорошим организатором, так что выбор Екатерины II был не случаен.

Среди знаменитых адмиралов Черноморского флота такие имена как Федор Федорович Ушаков, Павел Степанович Нахимов, Михаил Петрович Лазарев, Владимир Алексеевич Корнилов, Владимир Иванович Истомин.

Герой Севастопольской обороны 1854-55 гг. великий русский флотоводец адмирал говорил: "У моряка нет трудного или легкого пути, есть только один путь - славный" .

Другой выдающийся русский адмирал, командующий Черноморским флотом в 1790-1792 гг., причисленный Русской православной церковью к лику святых как праведный воин отмечал: "Смерть предпочитаю я бесчестному служению" .

Моряки-черноморцы всегда были верны заветам своих славных адмиралов и с честью оберегали южные рубежи России.

Практически с самого своего рождения Черноморскому флоту пришлось вступить в бой за интересы России.

К 1787 году флот насчитывал в своём составе 3 линейных корабля, 12 фрегатов, 3 бомбардирских корабля, 28 других военных судов. Управляло флотом Черноморское адмиралтейство.

В 1787 году Турция, не смирившаяся с потерей Крыма, предъявила России ультиматум с требованием возвратить полуостров. Россия ответила отказом. Так началась Русско-турецкая война, в которой Черноморский флот принял боевое крещение и нанёс турецкому флоту крупные поражения, несмотря на его существенное численное превосходство.

С 1798 по 1800 годы флоту предстояло воевать с Францией. Под командованием вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова Черноморский флот за 2,5 года плавания не потерял ни одного корабля, одержав ряд блестящих побед, в частности, взяв штурмом французские укрепления на острове Корфу. Россия обрела военно-морскую базу на Средиземном море, усилив своё господство в этом регионе.

Благодаря развитию судостроения Черноморский флот становится одним из лучших парусных флотов Европы. На его вооружении уже стоят мощные линейные корабли, число которых к середине XIX века достигло 14-ти. Помимо них, в составе флота числилось 6 фрегатов, 4 корвета, 12 бригов, 6 пароходофрегатов и др. Лучшим из линейных кораблей, бесспорно, являлся 74-пушечный корабль «Азов», отличившийся в 1827 году в Наваринском сражении. В русско-турецкой войне 1828-1829 годах прославился 18-пушечный бриг «Меркурий», одним из первых награждённый кормовым Георгиевским флагом.

Во время Крымской войны эскадра Черноморского флота одержала блестящую победу в Синопской бухте (18 ноября 1853 года), разбив 15 вражеских кораблей из 16. А во время обороны Севастополя моряки-черноморцы, сойдя на берег и затопив свои корабли, 349 дней доблестно сражались на бастионах города.

Поражение в Крымской войне и невыгодные условия Парижского мира 1856 года лишили Россию возможности содержать военный флот и военно-морские укрепления на Черном море. Однако после франко-прусской войны 1870-1871 годов, вызвавшей падение французской монархии, русское правительство приступило к постепенному восстановлению своего военного присутствия в регионе.

В частности, под руководством генерала Э. И. Тотлебена началось строительство подземных артиллерийских укреплений на Крымском полуострове в районе Керчи, а для защиты Севастополя были построены броненосцы береговой обороны «Вице-адмирал Попов» и «Новгород», прозванные «поповками».

Тем не менее, к началу русско-турецкой войны 1877-1878 годах Россия не имела на Черном море полноценного флота, оказавшись в заведомо невыигрышном положении в сравнении с противником. В результате в мае 1877 года эскадра из 5 турецких броненосцев беспрепятственно подошла к Сухуму, подвергнув его сильной бомбардировке, вследствие чего русские войска были вынуждены оставить город вплоть до конца августа.

Во второй половине 1880-х годов, в рамках принятой царским правительством в 1881 году 20-летней судостроительной программы, началось строительство серии барбетных паровых броненосцев для Черноморского флота. С 1889 по 1894 год в строй были введены однотипные барбетные броненосцы «Екатерина II», «Чесма», «Синоп» и «Георгий Победоносец», а в 1892 году - отличавшийся от них по конструкции барбетный броненосец «Двенадцать апостолов».

К началу XX века их дополнили более совершенные башенные броненосцы «Три Святителя», «Ростислав», крейсер «Память Меркурия», а также многочисленные миноносцы и минные крейсера.

К началу Первой мировой войны, помимо вышеперечисленных броненосцев, в составе Черноморского флота имелись паровые броненосцы «Пантелеймон» (быв. «Князь Потёмкин Таврический»), «Иоанн Златоуст» и «Евстафий», бронепалубные крейсера «Очаков», «Память Меркурия-II» (быв. «Кагул»), «Алмаз». Достраивались новейшие дредноуты «Императрица Мария», «Император Александр III», «Императрица Екатерина Великая», строились линейные крейсера типа «Измаил», а также подводные лодки и эскадренные миноносцы типа «Новик».

Во время Первой мировой войны Черноморский флот представлял собой грозную силу и контролировал всю акваторию Черного моря , а также оказывал поддержку Румынскому и Кавказскому фронтам. Во время походов к Босфору и берегам Турции флот совместно с ВВС проводил успешные военные операции по затоплению и захвату вражеских кораблей. К 1917 году Черноморский флот насчитывал уже 177 боевых кораблей, в том числе 2 линкора, имел транспортную, подводную, миноносную флотилии. Серьезный удар по боеспособности флота нанесла Февральская революция, а после Октябрьской - Черноморский флот окончательно потерял боеспособность.

Моряки Черноморского флота в начале 1918 года совместно с населением Крыма вели активную борьбу за установление Советской власти, а затем участвовали в борьбе с наступающими германскими войсками. Большая часть кораблей была переведена в Новороссийск, а затем затоплена по приказу большевиков, чтобы не допустить их захвата немцами. Черноморский флот был фактически уничтожен. Во время гражданской войны был создан Белый Черноморский флот, активно принимавший участие в поддержке ВСЮР, а затем Русской армии. Черноморский флот провел эвакуацию войск и беженцев из Крыма. Во время эвакуации Севастополь покинули более 130 кораблей. В 1921 году начинается создание советского Черноморского флота.

С 1929 по 1937 год Черноморский флот активно вооружается - были построены более 500 боевых кораблей и катеров различных классов, сотни боевых самолетов, созданы военно-воздушные силы, береговая оборона и система противовоздушной обороны. Поэтому нападение фашистской Германии Черноморский флот встретил во всеоружии, и именно его высокая боевая готовность сорвала попытку врага вывести из строя основные силы флота в первые дни войны.

К началу Великой Отечественной войны 1941-1945 годах в состав Черноморского флота входили линейный корабль «Парижская коммуна», крейсеры «Ворошилов», «Молотов», «Красный Кавказ», «Красный Крым», «Червона Украина», крейсер-минзаг «Коминтерн», три лидера, 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 15 тральщиков, четыре канонерские лодки, два сторожевых корабля, минный заградитель, 34 торпедных катера, десять катеров-охотников, вспомогательные суда. ВВС флота насчитывали 625 самолетов.

Нападение нацистской Германии Черноморский флот встретил в полной боевой готовности. Особое место в его боевых действиях занимают оборона Одессы, Севастополя, Керченско-Феодосийская десантная операция, оборона Кавказа, освобождение Новороссийска. Флот провел 24 десантные операции, было потоплено 835 кораблей и судов противника, 539 повреждено .

Высокий героизм и подготовка экипажей занимают ключевое место в победах Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны. Свыше 200 черноморцев были удостоены звания Героя Советского Союза , 54766 человек были награждены орденами и медалями. За боевые заслуги Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1965 Черноморский флот был награждён орденом Красного Знамени.

В послевоенные годы на вооружение Черноморского флота поступили новые корабли и боевая техника, позволившая кораблям выходить в дальние походы и отрабатывать задачи боевой подготовки по обеспечению защиты государственных интересов Советского Союза на море.

Таран боевых кораблей США сторожевыми кораблями Черноморского флота СССР (англ. Black Sea bumping incident of 1988).

12 февраля 1988-го корабли Черноморского флота провели операцию по вытеснению кораблей ВМС США из советских территориальных вод.

Провокационные действия американцев получили активный отпор со стороны моряков ЧФ. Два советских боевых корабля - сторожевой корабль СКР «Беззаветный» и «СКР-6», совершили навал на два американских боевых корабля - ракетный крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон».

Непосредственным руководителем операции по вытеснению стал начальник штаба ЧФ вице-адмирал Селиванов. Выполнение задачи было возложено на командира СКР «Беззаветный» капитана 2 ранга Богдашина и командира «СКР-6» капитана 3 ранга Петрова. Кроме того, для сопровождения американских кораблей были направлены пограничный СКР «Измаил» и поисково-спасательный корабль «Ямал». Всей группой кораблей командовал начальник штаба 70-й бригады 30-й дивизии противолодочных кораблей ЧФ капитан 2 ранга Михеев.

Советские корабли взяли американские суда на сопровождение сразу после выхода из Босфора. Американцы прошли территориальные воды Болгарии, затем территориальные воды Румынии, далее отвернули на восток, перешли в район 40-45 миль юго-юго-восточнее Севастополя и в течение двух суток находились там.

12 февраля командный пункт ЧФ примерно в 9.45 получил доклад Михеева: «Американские корабли легли на курс 90°, который ведет в наши терводы, скорость 14 узлов. До тервод 14 миль». Селиванов приказал Михееву передать на американские корабли: «Ваш курс ведёт в советские воды, что недопустимо. Имею приказ вытеснять вас, вплоть до навала и тарана». Американцы ответили: «Мы ничего не нарушаем, следуем прежним курсом, скорость та же». Тогда Михеев получил указание занять позиции для вытеснения.

В 10.45 «Йорктаун» и «Кэрон» вошли в территориальные воды СССР. Пограничный СКР «Измаил» поднял сигнал: «Вы нарушили границу территориальных вод СССР», а «Беззаветный», «СКР-6» и «Ямал» начали манёвр на сближение с американцами. «Беззаветный» догнал «Йорктаун», и некоторое время корабли шли параллельными курсами практически вплотную друг к другу.

В 11.02 «Беззаветный» переложил руль вправо и произвёл навал на корму «Йорктауна» правым бортом под углом 30 градусов. От удара и трения бортов посыпались искры и загорелась бортовая краска. Якорь «Беззаветного» одной лапой разорвал обшивку борта крейсера, а другой сделал пробоину в носовой части борта своего корабля. В то же время «СКР-6» прошел по касательной вдоль левого борта эсминца «Кэрон», срубил ему леера, порвал обшивку борта и разбил шлюпку. Командир «Ямала» тоже производил опасное сближение с «Кэроном», но без столкновения.

После удара «Беззаветный» и «Йорктаун» развернуло в противоположные друг от друга стороны, но оба командира приказали вернуть корабли на прежний курс, а «Беззаветный» к тому же ещё и увеличил скорость, что привело к ещё одному навалу.

Во время второго удара высокий форштевень «Беззаветного» влез на вертолетную палубу «Йорктауна» (при этом корма советского корабля оказалась на срезе уровня воды) и с креном на левый борт стал сползать в сторону крейсерского юта. При этом сторожевик снёс леерное ограждение крейсера, разломал его командирский катер и пусковую установку ПКР «Гарпун». В результате столкновения на «Йорктауне» начался пожар.

«Беззаветный» отошёл от «Йорктауна», но предупредил, что повторит навал, если американские корабли не покинут территориальные воды. Однако вместо этого эсминец «Кэрон» пошёл на сближение с «Беззаветным», и оба американских корабля на сходящихся курсах стали как бы сжимать в клещи оказавшийся между ними сторожевик. В ответ Михеев приказал демонстративно зарядить реактивные бомбометные установки РБУ-6000 глубинными бомбами и развернуть их по траверзу на правый и левый борт соответственно против крейсера и эсминца.

Американские корабли прекратили сближение, но на «Йорктауне» стали готовить к взлёту палубные вертолёты. Селиванов приказал Михееву передать американцам: «Вертолеты в случае их подъёма в воздух будут сбиты, как нарушившие воздушное пространство Советского Союза», и дал указание направить в район инцидента авиацию флота. После появления над американскими кораблями двух Ми-24 вертолёты «Йорктауна» закатили обратно в ангар. Американские корабли изменили курс и ушли в нейтральные воды, где легли в дрейф. Через несколько часов оба корабля направились в сторону Босфора, не заходя более в советские территориальные воды.

После случившегося «Йорктаун» несколько месяцев стоял в ремонте. Командир крейсера был снят с должности за пассивные действия и предоставленную советскому кораблю инициативу, что нанесло моральный ущерб престижу американского флота.

Богдашин был награждён орденом Красной Звезды, и в 1991 году принял должность командира крейсера «Москва» - флагмана ЧФ СССР. После инцидента СКР «Беззаветный» около месяца находился в ремонте, после чего продолжил службу.


Серьёзным ударом по Черноморскому флоту стал распад СССР и последовавший за ним период общей политической и экономической неопределенности.

С августа 1992 года Черноморский флот существовал как объединённый флот России и Украины, для кораблей и судов которого был предусмотрен Военно-морской флаг Черноморского флота.

12 июня 1997 года на кораблях российского Черноморского флота был поднят исторический Андреевский флаг.

Согласно двусторонним соглашениям о временном (до 28 мая 2017 года) пребывании Черноморского флота России на Украине от 1995 года и 1997 года, на основе Черноморского флота СССР были созданы Черноморский флот России и ВМС Украины с раздельным базированием на территории Украины.

70% всей инфраструктуры российского ЧФ находится на территории Крыма. 25-тысячный личный состав флота размещён в трёх пунктах базирования: в Севастополе (бухты Севастопольская, Южная, Карантинная, Казачья), Феодосии, Новороссийске и временно - в Николаеве, где идёт постройка и ремонт российских судов.

В 1997 году Россия и Украина заключили двусторонние соглашения, в которых чётко оговорены условия аренды базы Черноморского флота на территории Украины, в том числе ежегодная арендная плата в размере 97,75 млн долл, выплачиваемая путём погашаемой Россией части государственного долга Украины, а также срок пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины - до 28 мая 2017 года.

По Соглашению между Украиной и Россией о статусе и условиях пребывания Черноморского флота России на территории Украины от 31 мая 1997 года, в украинских территориальных водах и на суше может находиться группировка российских кораблей и судов численностью до 388 единиц (из них 14 подводных дизельных лодок). На арендуемых аэродромах в Гвардейском и Севастополе (Каче) может быть размещён 161 летательный аппарат. Это вполне сопоставимо с мощью военно-морской группировки Турции. Указанное Соглашение заключено на 20 лет. Срок действия Соглашения будет автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не уведомит письменно другую Сторону о прекращении действия Соглашения не позднее чем за один год до истечения срока его действия.

Соглашение о разделе Черноморского флота от 28 мая 1997 года предусматривало разделение только корабельного состава гидрографической службы. Россия получила 7 гидрографических судов и 27 катеров (ещё 1 судно и 9 катеров были выкуплены у Украины). Украина сохранила 5 судов и 17 катеров. Стороны договорились о совместном использовании объектов гидрографической службы (в том числе маяков) в Крыму, на участке от мыса Тарханкут до мыса Аю-Даг. Все остальные маяки и иные гидрографические объекты Крыма были переданы Украине. Перечень навигационных средств, объектов и инфраструктуры Гидрографической службы российского ЧФ, находящихся на территории Украины, предстояло окончательно согласовать в рамках Соглашения о навигационно-гидрографическом и гидрометеорологическом обеспечении безопасности мореплавания в Чёрном и Азовском морях, но этого так и не было сделано. Российская сторона хотела бы сохранить за собой 47-й гидрографический район до 2017 года, передавая его объекты Украине постепенно. Украина требует сначала оформить своё право собственности на это имущество.

В августе 2008 года Черноморский флот принимал участие в событиях, связанных с войной на Кавказе.

10 августа 2008 года группировка Черноморского флота РФ, состоящая из 2 больших десантных кораблей (флагман «Цезарь Куников» и «Саратов») и 2 кораблей охранения (МРК «Мираж» и МПК «Суздалец») находилась у берегов Абхазии, в районе, входящем в морские границы Грузии, но объявленном Россией зоной безопасности. Флагман Черноморского флота ГРКР «Москва» находился в этот день в районе Новороссийска и не принимал участия в столкновении.

В районе патрулирования российскими кораблями были обнаружены 5 идущих на большой скорости не идентифицированных катеров (1 гидрографический и 4 патрульных, как выяснилось позднее), которые нарушили границу объявленной Россией зоны безопасности и не реагировали на предупреждения, - грузинские катера шли на сближение с кораблями Черноморского флота. В 18.39 один из российских кораблей произвёл предупредительный выстрел зенитной ракетой, упавшей между катерами. При этом, по гипотезе И. Матвеева, был подожжен шрапнелью сторожевой катер Р-204 (проект 1400М, «Гриф»), но остался в строю. Грузинские катера продолжали двигаться прежним курсом на сближение и увеличили скорость.

Тогда в 18.41 МРК «Мираж» с дистанции 25 км выпустил по гражданскому гидрографическому сейнеру «Гантиади» 2 крылатые ракеты «Малахит». В результате попадания обеих ракет цель - сейнер «Гантиади» - быстро затонул (исчез с экрана радара после большой кратковременной засветки, оставляемой взрывом цели). О потоплении катера известно только из рапорта российских моряков, место предполагаемого поражения цели не обследовалось.

Оставшиеся 4 грузинских катера развернулись назад, но в 18.50 один из них снова пошёл на сближение с кораблями ЧФ. МРК «Мираж» с дистанции 15 км выпустил по нему ракету из ЗРК «Оса-М». После попадания ракеты в борт катера DHK-82 типа «Ярославец», тот потерял скорость и вышел с линии огня и после снятия экипажа другим катером выгорел и затонул.

Морской бой: Черноморский флот против ВМФ Грузии. 2008 год

21 апреля 2010 года президенты России и Украины подписали Харьковские соглашения по продлению срока аренды пунктов базирования Черноморского флота РФ в Крыму на 25 лет (после 2017 года) с возможностью его продления ещё на 5 лет - до 2042-2047 годов.

27 апреля 2010 года Государственная Дума РФ и Верховная Рада Украины ратифицировали соглашение по Черноморскому флоту РФ, продлив время пунктов базирования Черноморского флота РФ в Крыму на 25 лет. Ратификация соглашения на Украине проходила на фоне акций протеста, организованных оппозицией, как в зале Рады, так и в центре Киева.

19 октября 2011 года Россия и Украина не смогли подписать соглашение о замене кораблей Черноморского флота РФ на новые. Украинская сторона выдвинула условия, по которым Россия была должна согласовывать с ней каждый шаг по замене кораблей, предоставлять полный перечень вооружения новых кораблей, заключить контракты на их обслуживание с украинскими судоремонтными предприятиями. То же касается наземной техники, береговых систем, авиации.

С 18 марта 2014 года основная база Черноморского флота РФ в Севастополе де-факто перешла под юрисдикцию России , а Харьковские соглашения, согласно которым флот базировался в Крыму, денонсированы Российской Федерацией.

Как заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу, действия Минобороны РФ в Крыму в ходе крымского кризиса были вызваны угрозой жизни мирного населения полуострова и опасностью захвата экстремистами российской военной инфраструктуры. Численность личного состава Черноморского флота к весне 2014 года составляла 25 000 человек.

Со времени присоединения Крыма к России Черноморский флот значительно увеличил свою боевую мощь.

Так, по словам бывшего главы службы внешней разведки Украины Николая Маломужа, за последний год Черноморский флот России нарастил свои боевые возможности в 3 три раза .

"Черноморский флот увеличен по количеству, боевые возможности возросли в три раза по сравнению с тем, когда еще не было аннексии Крыма. Контингент на территории Крыма и количество комплексов также увеличены. Поэтому Россия уже готова к тому, чтобы продемонстрировать свою силу на полуострове и в Черном море использую всю свою мощь", – заявил Н. Маломуж в марте 2015-го в программе "События" на телеканале "Украина".

Сегодня Черноморский флот - это оперативно-стратегическое объединение Военно-морского флота России на Чёрном море. Как составная часть ВМФ России и Вооружённых Сил России в целом, является средством обеспечения военной безопасности России в регионе Чёрного моря и Средиземного моря.

Для выполнения поставленных задач Черноморский флот имеет в своём составе дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую противолодочную и истребительную авиацию, сухопутные войска, части сухопутных и береговых войск.

Штаб Черноморского флота располагается в Севастополе.

Флагман - гвардейский ракетный крейсер «Москва».

(ЧФ) Военно-морского флота (ВМФ) России. День Черноморского флота был установлен приказом главнокомандующего ВМФ России адмирала флота Феликса Громова «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности» от 15 июля 1996 г.

В Севастополе в День Черноморского флота проходит торжественное возложение венков и цветов к памятнику Екатерине II и молебен во Владимирском соборе — усыпальнице русских адмиралов.

Флоту России — Слава!

История флота

Флот был основан по указу императрицы Екатерины II после присоединения Крыма к России. Его ядро составили корабли Азовской и Днепровской речных флотилий. 13 мая (2 мая по старому стилю) 1783 г. 11 кораблей Азовской флотилии вошли в бухту у села Ахтиар (впоследствии Севастополь, военный порт и главная база флота), вскоре к ним присоединились 17 кораблей Днепровской флотилии.

Документом, формально закрепившим образование ЧФ, стал указ императрицы от 24 (13) августа 1785 г. «О распоряжениях по заведению и управлению Черноморского флота и Адмиралтейства». Указом был утвержден штата флота в составе 12 линейных кораблей, 20 фрегатов, 5 судов и 8 транспортов, с общей численностью личного состава 13 тыс. 504 человека.

Первым главнокомандующим флотом стал генерал-губернатор Таврической области и Екатеринославского наместничества — генерал-фельдмаршал князь Григорий Потемкин.

В XVIII-XIX вв. флот принимал участие в русско-турецких войнах. В 1799 г. Севастопольская эскадра ЧФ под командованием адмирала Федора Ушакова совершила поход в Средиземное море, во время которого были взяты 16 городов и крепостей, в том числе греческая крепость Корфу.

В октябре 1827 г. в Наваринском сражении линейный корабль «Азов» уничтожил 6 турецких кораблей. Командовал «Азовом» будущий главный командир флота и портов Черного моря Михаил Лазарев. Участники сражения — лейтенант Павел Нахимов, мичман Владимир Корнилов, гардемарин Владимир Истомин — в будущем стали героями обороны Севастополя 1854-1855 гг.

После поражения в Крымской войне по Парижскому мирному договору 1856 г. Россия лишилась права иметь военный флот на Черном море. Эти ограничения были отменены Лондонской конвенцией 1871 г. После этого Россия начала создавать на Черном море паровой броненосный флот, который впоследствии принял активное участие в Первой мировой войне. К осени 1917 г. ЧФ насчитывал уже 177 боевых кораблей, имел транспортную флотилию.


Флот в советское время

После Октябрьской революции 1917 г. при отходе белогвардейских войск генерала Врангеля из Крыма свыше 130 кораблей и судов были уведены за границу. Х съезд Российской коммунистической партии (большевиков), РКП(б), в 1921 г. принял решение о восстановлении Черноморского флота. За 1929-1937 гг. ЧФ получил более 500 боевых кораблей различных классов, сотни боевых самолетов. Были созданы ВВС, береговая оборона и система противовоздушной обороны (ПВО) флота.


Корабли Черноморского флота уже в первые дни Великой Отечественной войны совершили рейды на основные морские базы противника. Особое место в боевых действиях занимают оборона Одессы, Севастополя, Керченско-Феодосийская десантная операция, оборона Кавказа, освобождение Новороссийска.

За годы войны ЧФ провел 24 десантные операции, было потоплено 835 кораблей и судов противника, 539 повреждено. 18 кораблям и частям присвоено звание гвардейских, 228 моряков-черноморцев были удостоены звания Героя Советского Союза, 54 766 — награждены орденами и медалями. 7 мая 1965 г. Черноморский флот был награжден орденом Красного Знамени.

Гвардейский ракетный крейсер «Москва» — головной корабль проекта 1164 «Атлант», в советское время носивший имя «Слава». Является флагманом Черноморского флота

После распада СССР в 1991 г. Черноморский флот стал объектом спора между Россией и Украиной. Встал вопрос о его разделе. 3 августа 1992 г. в Ялте президенты двух стран Борис Ельцин и Леонид Кравчук подписали соглашение о поэтапном урегулировании проблемы.

9 июня 1995 г. в Сочи президенты РФ и Украины Борис Ельцин и Леонид Кучма заключили соглашение о раздельном базировании российского Черноморского флота России и Военно-морских сил Украины. За Севастополем был закреплен статус главной базы российского флота. Корабли и суда предполагалось разделить в пропорции 81,7% — России, 18,3% — Украине.

На начало 1997 г. в составе ЧФ было 525 боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов. 28 мая 1997 г. в Киеве были подписаны три соглашения между Украиной и Россией: о параметрах раздела Черноморского флота, о статусе и условиях его пребывания на территории Украины и о взаиморасчетах. Документы вступили в силу 12 июля 1999 г.

Большой десантный корабль «Цезарь Куников»

России отошли 388 кораблей и вспомогательных судов. Украина получила 30 боевых кораблей и катеров, одну субмарину, 90 боевых самолетов, 6 кораблей специального назначения и 100 вспомогательных судов. На кораблях российского Черноморского флота был поднят исторический Андреевский флаг. Согласно документам, срок использования российским флотом земли, акваторий, бухт и объектов инфраструктуры в Крыму составлял 20 лет с момента подписания.

21 апреля 2010 г. президенты РФ и Украины Дмитрий Медведев и Виктор Янукович подписали в Харькове Соглашение по вопросам пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины. Срок пребывания российской базы в Черном море был продлен на 25 лет (до 2042 г.).

После вхождения Крыма и Севастополя в состав России президент РФ Владимир Путин 2 апреля 2014 г. подписал закон о прекращении действия четырех российско-украинских соглашений по Черноморскому флоту от 1997 г. и 2010 г.

Текущее состояние

Современный Черноморский флот является оперативно-стратегическим объединением ВМФ РФ на Черном море. По состоянию на май 2017 г. в состав флота входят 283 корабля и судна (из них боевых кораблей — 51), личный состав — не менее 25 тыс. военнослужащих. До 2020 г. на флот должны поступить порядка 50 новых кораблей и судов обеспечения.

Флагман ЧФ — гвардейский ракетный крейсер «Москва» (до 15 мая 1995 г. носил имя «Слава») проекта 1164 «Атлант». 11 марта 2016 г. в состав флота вошел «Адмирал Григорович» — первый из шести фрегатов проекта 11356, которые строятся для ЧФ в Калининграде.

По информации командования флота, в 2016 г. корабли и суда обеспечения ЧФ прошли в общей сложности почти 340 тыс. морских миль (около 630 тыс. км), увеличив наплаванность на 45% по сравнению с 2015 г., а продолжительность выполнения задач в море — почти в 2 раза. Моряки флота суммарно провели в море около 3,8 тыс. суток, участвовали в 80 походах (основные задачи выполнялись в составе межфлотской группировки ВМФ России в Средиземном море).

Всего за 2016 г. в акваториях Черного и Средиземного морей было проведено порядка 100 артиллерийских и более 20 ракетных стрельб, свыше 100 глубинных бомбометаний, 30 противоминных упражнений и др. В ноябре 2016 г. боевую стрельбу по инфраструктуре террористических группировок в Сирии комплексом крылатых ракет морского базирования «Калибр» выполнил экипаж фрегата «Адмирал Григорович». Суммарный налет экипажей морской авиации ЧФ превысил 5,5 тыс. часов, было выполнено более 3,6 тыс. боевых упражнений.

Весной 2017 г. фрегат «Адмирал Григорович», морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин» проекта 02668 и патрульный катер типа «Раптор» участвовали в двухстороннем военно-морском учении PASSEX совместно с ВМС Турции. В текущем году к месту службы на Черном море должны прибыть фрегат «Адмирал Эссен» проекта 11356Р и новые подводные лодки проекта 06363.

В 2014 г. распоряжением президента России Владимира Путина в Севастополе вновь образовано Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова (действовало в 1937-1992 гг.), которое обеспечивает военно-специальную подготовку флотских офицеров и старшин.

  • Главная база флота — Севастополь, пункты базирования — Феодосия и Донузлав (Республика Крым), Новороссийск (Краснодарский край).
  • Командующий ЧФ — адмирал Александр Витко (с 15 апреля 2013 г.).

Вот уже на протяжении многих лет в России с размахом и колоритом отмечается День Черноморского флота. Приходится он на 13 мая. Традиция праздновать вышеуказанную дату появилась давно, но официально ее закрепили только в 1996 году.

Чем же примечателен этот грандиозный праздник - День Черноморского флота?

Во многих российских городах 13 мая организовываются торжественные парады, на обелисках и мемориалах отдается дань памяти погибшим в войнах матросам. Во славу этих защитников Родины служится торжественный молебен. И это еще далеко не все мероприятия, которыми запоминается великая дата - День Черноморского флота. Но о них несколько позже. Сначала о том, как зарождалась флотилия на Черном море.

Историческая справка

Конечно же, начало славной истории эскадры положили такие известные адмиралы, как Ушаков, Нахимов, Лазарев, Кузнецов. Именно русские корабли, бизировавшиеся на Черном море, повлияли на ход событий Первой мировой и Крымской войн. Да и во время Великой Отечественной они сыграли одну из главных ролей в обороне Крыма, Северного Кавказа и Севастополя.

Всем известно, что еще в 1783 году группа кораблей флотилии Азова, насчитывавшая 11 единиц, пересекла акваторию черноморской бухты (Ахтиарская). Это произошло 13 мая: современникам данная дата известна как День Черноморского флота. Через некоторое время она соединилась с эскадрой Днепропетровской флотилии. В итоге 28 боевых морских суден составили костяк новоиспеченного российского флота. После того как Крым стал русским, российская самодержица Екатерина Вторая и распорядилась сформировать Черноморский флот, который возглавил адмирал Федор Клокачев. Его морская армия повлияла на ход событий в войне с Турцией и Францией. Однако флотилия проиграла и в 1856 году, а во французской столице был подписан международный документ, согласно которому у России была отнята прерогатива иметь военную армию на Черном море. Только положения Лондонской конвенции от 1871 года устранили вышеуказанную несправедливость.

Недавние вехи истории

Черноморский флот в последние годы был серьезным стратегическим объектом спора между Россией и Украиной, базы которого были поделены.

В 1994 году в российской столице главы вышеуказанных государств официально договорились о том, что проблема армии на Черном море будет иметь поэтапный план решения, однако принцип разделения флота документ оставил в силе.

И наконец, в начале лета 1997 года на черноморских судах водрузили Вот уже на протяжении последних нескольких лет российская эскадра на Черном море плавает на огромные расстояния в другие страны с целью обмена опытом. Учения проводятся с Итальянскими, французскими, болгарскими, греческими, индийскими, египетскими военно-морскими силами.

Традиции праздника

Праздник День уже давно обрел свои славные традиции. Торжества начинаются с того, что к памятнику, созданному в честь Трехсотлетия создания Черноморского флота моряки возлагают цветы и венки. Целый день с утра до вечера на улицах российских городов идут концерты, а россияне организовывают масштабные праздничные гулянья. Поздравление с Днем Черноморского флота говорят Главнокомандующий эскадрой, а также представители нашей страны. В этот день получают знаки отличия, правительственные награды, ценные подарки и награды моряки, отличившиеся на службе. На корабли водружаются Военно-морской и сигнальные флаги.

Севастопольцы всегда помнят о праздничных традициях

И конечно же, День Черноморского флота России с особым масштабом и широтой отмечается в Севастополе.

В акватории местной бухты устраиваются грандиозный военно-спортивный праздник и парад кораблей. Жители и гости портового года могут посмотреть военный парад, праздничные концерты, поучаствовать в викторинах, состязаниях. Ну а на некоторых морских судах 13 мая организовывают так называемый когда простые обыватели могут своими глазами увидеть, как устроен быт моряка.

Итак, наступает 13 мая - День Черноморского флота, и жители Севостополя устремляются в Дом офицеров, чтобы посмотреть экспозицию картин художников, профессионально рисующих морские пейзажи. Как не посетить в праздник Музей Черноморского флота, чтобы посмотреть уникальную коллекцию холодного и огнестрельного оружия, портреты участников военных сражений, русские литографии и многое другое?

В вечернее время праздника для севастопольцев поют и танцуют звезды эстрады, а спустя несколько часов над бухтой прогремит артиллерийский салют, после которого никто по домам не расходится. Гости остаются насладиться захватывающим зрелищем - фонтанами на воде.

Праздник в этом году

В текущем году 13 мая, День Черноморского флота, был также отпразднован на славу. Опять же, в первую очередь это ощущалось в Севастополе.

К памятнику основательнице флота - Екатерине Второй, были возложены цветы, а в гарнизонном храме был отслужен молебен, на котором присутствовали глава штаба Черноморского флота Александр Носатов, представители офицерского состава, ветераны флота и рядовые матросы. В доме офицеров для моряков был организован праздничный концерт.

На площадке летней эстрады, которая находится на Приморском бульваре, выступили музыканты и артисты, приехавшие из самых отдаленных уголков России. В 2015 году корабельный состав флота будет расширен на несколько боевых единиц, что не может не радовать.

Для русского народа День образования Черноморского флота - это важный и значимый праздник.

Сила и мощь армии на Черном море

В настоящее время русская флотилия, базирующаяся на Черном море, - это оплот обороноспособности страны, а именно ее южных границ.

Арсенал армии поистине впечатляет: современные надводные суда, высокотехнологичные подводные лодки, ракетоносные, истребительные и противолодочные средства. С такими объектами нам не страшны никакие внешние угрозы. Тем более что до 2020 года наша флотилия будет пополняться современными морскими судами. Только в текущем году в нее войдут 3 эсминца и 4 подводных корабля.

Этот день в истории:

13 мая - День Черноморского флота ВМФ России - ежегодный праздник, отмечаемый в честь создания Черноморского флота.

Формирование Черноморского флота началось после присоединения Крыма к Российской империи в 1783 году. Первым пунктом базирования Черноморского флота была Ахтиарская (Севастопольская) бухта к юго-западу от Крымского полуострова. Именно тут был заложен город Севастополь. Сейчас Черноморская флотилия базируется на Севастопольской и Новороссийской военно-морских базах.

Что собой представляет ЧМФ России?

Сегодня Черноморский флот России обеспечивает военную безопасность страны на юге. В его составе 2739 кораблей - парусные, линейные, большие ракетные, сторожевые, разведывательные, десантные, малые ракетные, минно-тральные корабли, эскадренные броненосцы и миноносцы, крейсеры, подводные лодки, морские охотники, канонерские лодки, катера, спасательные, вспомогательные, гидрографические суда и другие судна. Кроме того, флот также имеет подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую ракетоносную, противолодочную и истребительную авиацию, части береговых войск. Авиация размещена на аэродромах Кача (7057-я смешанная авиабаза ЧФ) и Гвардейский (штурмовая эскадрилья 7057 АвБ ЧФ РФ).

Численность личного состава Черноморского флота к весне 2014 года составляла 25 000 человек.

В 2013 году корабли флота совершили 9 дальних походов, посетив 37 портов 13 государств. Самолёты и вертолёты Морской авиации Черноморского флота за год выполнили более 300 вылетов.

С 2014 года Черноморский флот начнет пополняться подводными лодками нового поколения. До начала 2015 года флотилия примет в боевой состав первый из шести сторожевых кораблей проекта «Адмирал Григорович», построенный на прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде, а до 2016 года на ЧМФ поступят подводные лодки, которые строит ОАО «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург). Всего на развитие Черноморского флота до 2020 года хотят выделить более 86 миллиардов рублей. В местах базирования российского флота также планируется создание новых частей противовоздушной обороны и соединений морской пехоты.

История Черноморского флота РФ

Черноморский флот основан в XVIII веке по указу императрицы Екатерины II после присоединения к России Крыма. 13 мая 1783 года в бухту у села Ахтиар (впоследствии город Севастополь) вошли корабли Азовской и Днепровской флотилий. С этого времени морские силы на юге России стали именоваться Черноморским флотом.

Эмблема Черноморского флота РФ. Фото: Commons.wikimedia.org / Министерство обороны

Его правопреемником стал Черноморский флот ВМФ СССР, который просуществовал до распада Советского Союза в 1991 году, после чего в 1996 году он был разделён на Черноморский флот России и ВМС Украины с раздельным базированием на украинской территории. 3 августа 1992 года в Мухалатке (близ Ялты) президенты двух стран Борис Ельцин и Леонид Кравчук подписали Соглашение о поэтапном урегулировании проблемы Черноморского флота, в соответствии с которым ВМС Украины и Черноморский флот РФ базируются раздельно.

А 9 июня 1995 года в Сочи президентами РФ и Украины Борисом Ельциным и Леонидом Кучмой подписано Соглашение о раздельном базировании российского Черноморского флота и Военно-морских сил Украины.

За Севастополем был закреплен статус главной базы российского Черноморского флота. Суда делились в пропорции 81,7 % - России, 18,3 % - Украине.

28 мая 1997 года в Киеве были подписаны три соглашения между Украиной и Россией: о параметрах раздела Черноморского флота, о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины. Стоимость аренды базы Черноморского флота на территории Украины составила 98 млн долларов. Кроме того, согласно соглашениям, РФ должна была оплачивать коммунальные и транспортные услуги. По документам срок использования российским флотом земли, акваторий, бухт и объектов инфраструктуры в Крыму составлял 20 лет с момента подписания.

Украина согласилась на размещение в Севастополе российских флотских объектов: 31 испытательного центра, Гвардейского аэродрома, а также пунктов ВЧ связи в Ялте и Судаке и крымского военного санатория. На правах 20-летней аренды России перешли главная бухта - Севастопольская с причалами для стоянки более чем 30 боевых кораблей, бухта Карантинная с бригадой ракетных катеров Черноморского флота и водолазным полигоном, Казачья бухта, где размещается бригада морской пехоты, Южная бухта. В Стрелецкой бухте совместно базируются корабли российского и украинского флотов при контроле Черноморским флотом береговой инфраструктуры бухты. Россия получила также основной арсенал боеприпасов, ракетную базу Черноморского флота, десантный полигон, 31-й испытательный центр в Феодосии, два аэродрома: Гвардейское под Симферополем и Севастополь (Кача).

Согласно договоренностям, Россия могла иметь на Украине не более 25 тысяч человек личного состава, 24 артиллерийских систем калибра более 100 мм, 132 бронемашин, 22 самолетов. Численность российских кораблей и судов не должна превышать 388 единиц. На арендуемых аэродромах в Гвардейском и Севастополе (Каче) можно было размещать 161 летательный аппарат.

Береговые корабли Черноморского флота на стоянке у города Севастополя. Фото: РИА Новости / Сергей Петросян

21 апреля 2010 года президенты РФ и Украины Дмитрий Медведев и Виктор Янукович в Харькове подписали Соглашение по вопросам пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины (ратифицировано Госдумой РФ и Верховной радой Украины 27 апреля 2010 года). Срок пребывания российской базы в Черном море был продлен на 25 лет (до 2042 года) с правом продления на следующий пятилетний период в случае, если ни одна из сторон не заявит о необходимости прекращения этого соглашения.

Стоимость арендной платы за пребывание Черноморского флота РФ на территории Украины до 28 мая 2017 года - $97,75 млн в год. Списывали ее в счёт погашения государственного долга Украины перед Россией. Начиная с 28 мая 2017 года плата за аренду должна была составить $100 млн в год плюс дополнительные скидки за российский газ в размере $100 при цене более $330 за тысячу кубометров, или 30 % от контрактной цены.

Денонсация Соглашений

В марте 2014 года основная база Черноморского флота РФ в Севастополе перешла под юрисдикцию России. Харьковские соглашения, согласно которым флот базировался в Крыму, денонсированы Российской Федерацией ввиду утраты предмета соглашений. 18 марта 2014 года был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым и образовании в составе РФ новых субъектов.

Президент РФ Владимир Путин поручил правительству совместно с Минобороны разработать программу развития Черноморского флота. Срок исполнения поручения - 1 июня 2014 года. Ответственные за выполнение - премьер-министр РФ Дмитрий Медведев и глава Минобороны Сергей Шойгу.

Военно-Морской Флот России будет пополнен шестью фрегатами проекта 11356 до 2016 года / Фото: topwar.ru

После присоединения Крыма к России министерству обороны пришлось в срочном порядке дорабатывать стратегии, призванные обеспечивать безопасность страны. Кроме того, были подготовлены обновленные планы, касающиеся развития тех или иных соединений вооруженных сил.

Крым традиционно являлся и продолжает оставаться основным местом базирования Черноморского флота, из-за чего развитию самого флота и его инфраструктуры предлагается уделять особое внимание. В последние месяцы представители Минобороны неоднократно рассказывали о планах по обновлению и перевооружению Черноморского флота.

Проект 11356 - cторожевые корабли (фрегаты) / Фото: army.lv

Зеленодольский судостроительный завод в настоящее время выполняет заказ военно-морского флота на строительство шести патрульных кораблей проекта 22160. Одной из задач этих кораблей станет патрулирование территориальных вод и акваторий, входящих в исключительную экономическую зону.

Модель патрульного корабля проекта 22160 / Фото: severnoe.com

Виктор Чирков напомнил, что в обозримом будущем спасательные подразделения Черноморского флота должны получить 12 катеров проекта 23370. Головное судно этого проекта не так давно был передан Севастопольской водолазной школе Черноморского флота, являющейся структурным подразделением Объединенного учебного центра военно-морского флота. Катера проекта 23370 построены по модульному принципу и благодаря этому позволяют выполнять различные задачи по поиску и спасению людей.

Многофункциональный модульный катер, проект 23370 Катер предназначен: для использования на внутренних водных путях, на акваториях портов и в прибрежной морской зоне в качестве многофункциональной платформы - носителя специализированного оборудования и технических средств.

В зависимости от состава установленного на катере оборудования он может использоваться по различному назначению, в том числе:

Водолазный катер

Поисково-спасательный катер

Обстановочный катер

Катер обеспечения систем физической защиты портов

Пожарный катер

Катер-нефтемусоросборщик

Ключевые отличия катера от традиционных судов:

Более 100 м² свободной площади палубы позволяют размещать большое количество техники и оборудования

Наличие гидравлического крана-манипулятора грузоподъемностью: - 5,1 т. на вылете стрелы 2,5 м; - 1,2 т. на вылете стрелы 10 м

Наличие грузовой стрелы с механической лебедкой грузоподъемностью до 250 кг позволяет проводить погрузочно-разгрузочные работы и перемещать оборудование, размещенное на катере, без привлечения береговой погрузочной техники

Энергетическая установка с гидравлическим приводом позволяет обеспечивать работу как движительного комплекса (гидравлических трастеров), так и судовых механизмов и специального оборудования (в том числе переносного)

Модульная конструкция позволяет доставлять катер в разобранном состоянии в любую точку страны автомобильным, железнодорожным или водным транспортом

Использование функциональных модулей в контейнерном исполнении позволяет сократить количество требуемых для хранения оборудования и имущества складских площадей с одновременным повышением готовности к использованию, так как оборудование, находящееся в контейнерном модуле, не требует организации специального складского хранения и находится в высокой степени готовности

Тактико-технические показатели

Длина, м 21

Ширина, м 9

Высота надводного борта на миделе, м 1,5

Водоизмещение полное, т ок. 100

Осадка при полном водоизмещении, м ок. 1,3

Главные двигатели (дизельные), кВт 2х280

Скорость полного хода, уз. 8-9

Автономность, сут. 3

Экипаж, чел 3

Специальный персонал, чел. 5

Дальность плавания, миль 200

Мореходность, баллов до 4

Всех причастных, с Праздником!!!

В 1996 году специальным указом о введении профессиональных праздников создан день Черноморского флота. Его отмечают каждый год 13 мая, так как именно в этот день первые боевые корабли заняли место в одной из бухт Чёрного моря. В 2017 году флоту исполнится 234 года. Сегодняшняя флотилия включает в себя самые современные корабли, оборудованные по последнему слову техники, а некоторые из них не имеют аналогов в мире.

История праздника

Поводом к созданию Черноморского флота послужила Русско-турецкая война 1768-1774 гг. Императрица Екатерина II решила, что необходимо иметь собственные военные силы на Чёрном море. В это время Российскую империю с южной стороны защищала лишь Азовская флотилия, но она включала в себя маломерные суда, которые значительно уступали по мощи турецким кораблям. По этой причине в конце 1775 года вышел указ об основных направлениях создания боевой флотилии, предназначенной для черноморских акваторий.

Согласно указу, он должен был включать в себя 20 крупных кораблей. Строительство первых 8 судов осуществлялось на побережье Азовского моря. Остальные боевые единицы были построены на Днепре, на месте будущего Херсона. Именно здесь заложили линкор «Святая Екатерина», который имел на своем борту 60 пушек. А уже в 1783 году Екатерина Великая объявила о том, что Крым присоединен к составу России.

13 мая (по новому стилю) первые корабли основались в Ахтиарской бухте, которая оказалась наиболее удобным местом дислокации военных сил. Позже на этом месте был выстроен Севастополь. А когда в 90-х годах XX века встал вопрос об учреждении профессионального праздника для моряков, служащих на Черном море, именно день вхождения кораблей в бухту выбрали в качестве памятной даты.