Болезни Военный билет Призыв

Причины реформ александра 3. Контрреформы Александра III. изменения в земской реформе при Александре III

1)В 1862 году к Александру II с адресом об отказе от всех сослов­ных привилегий обратилось дворянство города..

А) Москвы; б) Санкт-Петербурга; в) Воронежа; г) Твери.
2) Какие из приведённых терминов ниже отражают капиталистический характер развития России,а какие сохранение феодальных пережитков?(1-капиталистическое развитие,2-феодальные пережитки)
а) отработка
б)отрезки
в)аренда земли крестьянами
г)строительство фабрик и заводов
д) выкупные платежи крестьян на землю
е) крестьянское малоземелье
ж) железнодорожный бум
3)Присяжные заседатели это-
а)судебные чиновники
б) специально отработанные люди для вынесения вержикта
в) судья в незначительных делах
г) кандидаты в мировые судьи
4)По сан-стефанскому мирному договору 1878г
а)провозглашалась независимость Болгарии
б)предоставлялась независимость Герцеговине
в)Россия получала контрибуцию с Турции
г)Россия отходили города Ардаган,Багум, Каре, Батум.
5) С именем М.Т Лорис-Меликова связано:
а)создания 3 отделений
б)проект созыва выборных от земли с правом совещательного голоса
в)создание Департамента государственной службы при МВД
г) проект созыва государственной Думы.

помогите решить

1. В конце XIX - начале XX в. Россия представляла собой государство, имевшее:
1) двухпартийную политическую систему
2) республиканскую форму правления
3) федеративное устройство
4) местные выборные органы власти

2. Какое понятие относится к характеристике положе¬ния российского пролетариата начала XX в.?
1) революционно активный класс
2) тесная связь с правительством
3) высокая заработная плата
4) самый большой по численности класс

3. Что характерно для социально-экономического раз¬вития России начала XX в.?
1) сохранение феодальных пережитков
2) преимущественное развитие отраслей легкой про¬мышленности
3) начало промышленного переворота
4) отсутствие государственного регулирования эко¬номики

4. Что стало следствием мирового экономического кризиса начала XX в. в России?
1) создание монополий
2) прекращение иностранных инвестиций в россий¬скую экономику
3) использование в сельском хозяйстве новейшей тех¬ники и удобрений
4) прекращение продажи хлеба за границу

5. Как называется форма объединения предприятий, которые договариваются о размерах производства, рын¬ках сбыта, ценах, сохраняя производственную самостоя¬тельность?
1) артель
2) кооператив
3) трест
4) картель

6. Какую партию начала XX в. по идейной направлен¬ности можно считать либеральной?
1) эсеров
2) большевиков
3) меньшевиков
4) кадетов

7. Какое понятие связано с именем С.В. Зубатова?
1) оборончество
2) аракчеевщина
3) «полицейский социализм»
4) меценатство

8. В результате Русско-японской войны Россия:
1) закрепила за собой право на аренду Порт-Артура
2) выплатила Японии огромную контрибуцию
3) потеряла южную часть острова Сахалин
4) получила Курильские острова

9. Согласно Манифесту 17 октября 1905 г. в России:
1) произошел переход к республиканской форме прав¬ления
2) отменялось крепостное право
3) устанавливалась ограниченная монархия
4) объявлялось о выходе из войны

10. К чему привела первая российская революция?
1) к ликвидации помещичьего землевладения
2) к ликвидации сословного строя
3) к отмене выкупных платежей
4) к установлению 8-часового рабочего дня

11. Какая главная задача стояла перед правительством после окончания первой российской революции?
1) ослабить политическое господство помещичьего класса
2) укрепить социальную базу монархии
3) избежать начала мировой войны
4) создать правовое государство

12. Какое название получил блок, созданный в IV Го¬сударственной думе из представителей оппозиционных правительству партий?
1) патриотический
2) революционный
3) экономический
4) прогрессивный

13. Какой год называли «годом разочарований»?
1)1913 г.
2) 1914 г.
3) 1915 г.
4) 1916 г.

14. Какие новые течения возникают в русской живо¬писи и архитектуре в начале XX в.?
1) классицизм, реализм
2) символизм, импрессионизм
3) барокко, символизм
4) эклектика, готика

Одной из крупнейших реформ, которую мне при¬шлось сделать во время нахождения моего у власти, была денежная реформа... поставившая Россию в финансовом отношении наряду с другими великими европейскими державами. Благодаря этой реформе мы выдержали несчастную японскую войну, смуты, разыгравшиеся после войны, и все то тревожное по¬ложение, в каком доныне находится Россия...

P { margin-bottom: 0.21cm; }

Абсолютная монархия -
государственное устройство, при котором
власть монарха не ограничена какими-либо
учреждениями.

На протяжении почти
всей истории многие государства были
монархиями, хотя во время средних веков
монарх зачастую должен был считаться
с сословно-представительскими органами
(земские соборы в России, кортесы в
Испании, генеральные штаты во Франции).
Начиная с эпохи Возрождения роль
сословно-представительских органов
постепенно падает, и к концу семнадцатого
века во многих государствах Европы
устанавливается абсолютная, то есть
неограниченная монархия.

Во Франции
абсолютизму благоприятствовали
богословы, приписывающие верховной
власти божественное происхождение, и
юристы, признававшие за государями
абсолютную власть древних римских
императоров. Эта государственная форма
достигла апогея своего развития при
короле Людовике XIV, систематически
осуществлявшем свой знаменитый принцип
«Государство - это я» (фр. «L’Etat c’est
moi»).

На протяжении всего девятнадцатого
века, после Великой Французской Революции
происходит процесс постепенной
демократизации и ограничения власти
монарха. Однако этот процесс проходил
неравномерно, например, в России
абсолютная монархия просуществовала
вплоть до двадцатого века.

С конца
15 века в Европе идет переход к абсолютной
монархии от сословно-представительской,
такой форме правления, при которой
верховная государственная власть по
закону принадлежит монарху - королю,
императору, царю. Юридическое обоснование
своей власти монархи находили в
восстановлении нормы римского права,
которая была зафиксирована в 6 веке в
Кодексе византийского императора
Юстиниана: «Воля императора имеет силу
закона». Государственный интерес
становится для монарха высшим критерием
в политике, в отличие от средневековья,
где критерием были сеньориально-вассальные
династические интересы.

Абсолютизм
имеет следующие черты: формирование
институтов публичной власти - это
созданный собственный бюрократический
аппарат во дворе и на местах, постоянная
наемная армия, налоговая и фискальная
система, аппарат насилия-полиция,
судебная система, унифицированное
государственное право, происходит
эволюция органов сословно-представительской
монархии, при которой происходит
ликвидация привилегий феодальной
аристократии, и при которой сословные
органы эволюционируют в структуры
публичной власти - это Генеральные
штаты во Франции, парламент в Англии,
кортесы в Испании, ландтаги и рейхстаг
в Германии, ригсдаг в Швеции, тагзатцунг
в Швейцарии, сеймы в Речи Посполитой,
Земские соборы в России; также происходит
изменение отношений государства и
церкви - государство деспотично
подчиняет себе церковь.

Происходит
также персонификация власти монарха в
периоде т. н. раннего абсолютизма, при
котором монархи олицетворяли власть,
а далее происходит переход к бюрократическому
абсолютизму. Идея абсолютной власти
воспевалась в пиар-компаниях, в которых
римские юристы, гуманисты, философы
просвещали общество в данной актуальной
идее.

Различают национальные
централизованные государства,
полиэтнические империи, территориальные
княжества; то есть был региональный и
универсалистский типы абсолютизма.
Социальная база абсолютизма такова:
феодальная аристократия переходит в
придворную, рыцарство во дворянство
(80 % средневекового рыцарства разорилось,
появились миллионы бродяг-нищих!),
духовенство в чиновников, крестьяне и
бюргеры в налоговые классы: это период
социального регулирования.

Происходит
территориальная консолидация и
формирование территории национальных
государств. Сепаратизм боролся с
централизацией, это были гражданские
и общеевропейские войны, и в 1648 году
впервые сложилась новая система
европейских связей по Вестфальскому
миру. Абсолютизм сложился в условиях
Нового времени, при котором экономика
переходит от аграрно-индивидуального
характера к индустриально-общественному;
международный фактор появляется ввиду
появления мирового рынка, и рушится
средневековый социум, появляется новый,
в котором новое дворянство переходит
в бюрократию.

Патрициат и плебс
также эволюционировали в новых
абсолютистских условиях существования,
рынково-капиталистические отношения
сменяли феодализм.

Отмена крепостного права потребовала проведения и других преобразований, которые должны были приспособить жизнь страны к новым условиям капитализма.

Земская реформа 1864 г. вводила в губерниях и уездах местное самоуправление: земские собрания и их исполнительные органы – земские управы. В них избирались дворяне, сельская интеллигенция, буржуазия, богатые крестьяне. Земства не имели политических прав, занимались решением местных проблем (борьба с эпидемиями, открытие медпунктов, школ, дорог, землеустройство и др.).

Судебная реформа 1864 г. установила гласный бессословный суд с участием присяжных заседателей, состязательность сторон в ходе судебного процесса (введена защита – адвокатура), независимость суда от администрации. Был создан нотариат по ведению наследственных дел, удостоверению сделок, документов.

Городская реформа 1870 г. создавала городское самоуправление: городскую думу и управу, решавшие коммунальные вопросы (борьба с пожарами, контроль за санитарным состоянием, проблемы больниц, школ, приютов и др.) В думу избирались, как правило, самые зажиточные горожане, во главе думы и управы стоял городской голова.

Военная реформа 1874 г. заменила рекрутские наборы всеобщей воинской обязанностью. Все мужское население, достигшее 21 года, подлежало призыву на военную службу. Сроки ставились в зависимость от образования: от 6 месяцев до 6–7 лет. Улучшилась подготовка офицеров, проведено перевооружение армии.

Реформа просвещения. С 1863 г. введен университетский устав, утвердивший определенную автономию и демократизм этих учебных заведений. Школьный устав 1864 г. давал формальное равенство в обучении, расширял сеть школ. В 1870 г. стали открываться женские гимназии, появились высшие женские курсы.

Реформа печати. В 1865 г. для столичных изданий отменялась предварительная цензура.

Преобразования затронули также сферу финансов, положение православного духовенства, духовные учебные заведения. По отношению к иноверию и религиозному инакомыслию правительство в целом придерживалось начал веротерпимости.

«Великие реформы» 1860–1870 х гг. способствовали превращению России в буржуазную монархию, но носили половинчатый характер и закрепляли пережитки феодализма.

Необходимость ликвидации крепостного права обуславливалась и тем, что крестьяне открыто протестовали против него. Народное движение не могло не влиять на позицию правительства.

Поражение в Крымской войне сыграло роль особо важной политической предпосылки отмены крепостного права, так как оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Резко сократился экспорт и импорт товаров. Сложившаяся после Парижского мира новая внешнеполитическая ситуация свидетельствовала об утрате Россией её международного авторитета и грозила потерей влияния в Европе.

Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками. Эти предпосылки также обуславливали проведение других немаловажных буржуазных реформ: в области местного управления, суда, образования, финансов, в военном деле.

Социально-экономич развитие России на рубеже 19-20в

В конце XIX - начале XX вв. мир вступил в новую фазу своего развития. В передовых странах Запада капитализм достиг империалистической стадии. Россия относилась ко "второму эшелону" стран, вступивших на путь капиталистического развития.

За пореформенное сорокалетие Россия добилась значительных успехов в экономике, прежде всего в развитии промышленности. Она проделала путь, на который странам Запада потребовались века. Этому способствовал ряд факторов и, прежде всего использование опыта и оказание помощиВ развитых капиталистических стран, а также экономическая политика правительства форсированного развития ведущих отраслей промышленности и железнодорожного строительства. В результате российский капитализм вступил в империалистическую стадию почти одновременно с передовыми странами Запада. Для него были характерны все основные черты, свойственные этой стадии, хотя имелись и свои особенности.

После промышленного подъема 1890-х годов Россия пережила тяжелый экономический кризис 1900-1903 гг., затем период длительной депрессии 1904- 1908 гг. В 1909-1913 гг. экономика страны сделала новый резкий скачок. Объем промышленного производства возрос в 1, 5 раза. На эти же годы пришелся ряд необычайно урожайных лет, что придало экономическому развитию страны прочную базу. Процесс монополизации российской экономики получил новый импульс. Кризис начала века ускорил процесс концентрации промышленного производства. Бурными темпами шло акционирование предприятий. В результате на смену временным предпринимательским объединениям 1880-1890-х годов пришли мощные монополии - в основном картели и синдикаты, объединявшие предприятия для совместного сбыта продукции (Продмед, Продуголь, Продвагон, Продпаровоз и др.).

Революционный кризис в начале ХХ в. вылился в революцию.

Причины:

· Экономические:

1). Нерешенность аграрно-крестьянского вопроса (помещичье землевладение, община, малоземелье, аграрное перенаселение, кустарная промышленность);

2).Мировой экономический кризис начала XX в., особо тяжело сказавшийся на экономике России;

· Социальные:

1).Ухудшение материального положения трудящихся из-за кризиса 1900-1903 гг. и русско-японской войны 1904-1905гг.;

2). Полное политическое бесправие и отсутствие демократических свобод и высокая степень эксплуатации трудящихся всех наций;

3).Массовые противоречия, сложившиеся в обществе, как вследствие развития капитализма, так и вследствие его незрелости;

· Политические:

1).Полицейско-чиновничий произвол;

2).Обострение социально-политической обстановки в стране вследствие поражения в русско-японской войне 1904-1905 гг.;

По своему характеру революция 1905-1907 гг. в России было буржуазно демократической, так как ставила задачи буржуазно-демократического преобразования страны:

· Свержение самодержавия и установление демократической республики;

· Ликвидация сословного неравноправия;

· Неприкосновенность личности, введение свободы слова, собраний, партий и объединений;

· Уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей;

· Введение 8-часового рабочего дня;

· Установление равенства народов России;

· Отделение церкви от государства.

Большим достижением революции было формирование многопартийности. За время революции образовались такие партии, как Конституционно-демократическая («кадеты», лидер - П.Н. Милюков) и «Союз 17-го октября» («октябристы»лидер - А.И. Гучков).

Кроме политических партий в России после 1905-1907гг. существовало множество профессиональных союзов и объединений, также носивших отчасти политический характер:

Профессиональные рабочие союзы;

Всероссийский крестьянский союз;

Совет объединенного дворянства.

В деревне были отменены выкупные платежи, снижена арендная плата на землю, но аграрный вопрос не был решен: сохранялось помещичье землевладение.

Рабочие получали право создавать профсоюзы, разрешались забастовки, рабочий день сокращен до 8 часов, повышена заработная плата.

Русификаторская политика была значительно ограничена: в школах вводилось преподавание на национальных языках. Национальные окраины получили представительство в Думе.

Первая русская революция имела огромное международное значение. Она положила начало новой эпохе -- эпохе глубоких политических потрясений и революционных битв, открыла новый этап в истории международного рабочего движения и национально-освободительной борьбы народов колоний и полуколоний.

За три года революции широкие народные массы прошли богатую школу политического воспитания. Революция вызвала у миллионов трудящихся творческую энергию и обогатила их огромным политическим опытом.

Реформы Столыпина

Свои реформы Столыпин проводил с 1906 года, когда был назначен премьер-министром до самой смерти 5 сентября, наступившей от пуль убийц.

Аграрная реформа

Кратко говоря, основной целью аграрной реформы Столыпина было создание широкой прослойки богатых крестьян. В отличие от реформы 1861 года, упор делался на единоличного собственника, а не на общину. Прежняя, общинная форма сковывала инициативность работящих крестьян, а теперь, освободившись от общины и не оглядываясь на «убогих и пьяных», они могли резко увеличить эффективность своего хозяйствования. Закон от 14.06.1910 гласил, что отныне «каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность, причитающейся ему части из означенной земли». Столыпин считал, что зажиточное крестьянство станет настоящей опорой самодержавия. Важной частью столыпинской аграрной реформы стала деятельность кредитного банка. Это учреждение продавала крестьянам в долг земли, либо государственные либо выкупленные у помещиков. Причем процентная ставка по кредиту для самостоятельных крестьян была вдвое ниже, чем для общин. Через кредитный банк крестьяне приобрели в 1905-1914 гг. около 9 с половиной миллионов гектар земли. Однако при этом меры в отношении неплательщиков были жесткими: земля у них отбиралась и снова поступала в продажу. Таким образом, реформы не только давали возможность приобрести землю, но и побуждали активно на ней работать. Другой важной частью реформы Столыпина было переселение крестьян на свободные земли. Подготовленный правительством законопроект предусматривал передачу государственных земель в Сибири в частные руки без выкупа. Однако были и трудности: не хватало ни средств, ни землемеров для проведения землеустроительных работ. Но несмотря на это, переселение в Сибирь, а также Дальний Восток, Среднюю Азию и Северный Кавказ набирало темпы. Переезд был бесплатным, а специально оборудованные «столыпинские» вагоны позволяли перевозить по железной дороге скот. Государство старалось обустроить быт на местах переселения: строились школы, медицинские пункты и т.п.

Земство

Будучи сторонником земского управления, Столыпин распространил земские учреждения на некоторые губернии, где их раньше не было. Не всегда это было политически просто. Например, проведение земской реформы в западных губерниях, исторически зависевших от шляхты, было одобрено Думой, поддержавшей улучшение положения белорусского и русского населения, составлявшего большинство на этих территориях, но встретило резкий отпор в Госсовете, который поддерживал шляхту.

Реформа промышленности

Основным этапом в решении рабочего вопроса годы премьерства Столыпина стала работа Особого совещания в 1906 и 1907 годах, которое подготовило десять законопроектов, затрагивавших основные аспекты труда на промышленных предприятиях. Это были вопросы о правилах найма рабочих, страховании несчастных случаев и болезней, продолжительности рабочего времени и т.д. К сожалению, позиции промышленников и рабочих (а также тех, кто подстрекал последних к неповиновению и бунту) были слишком далеки друг от друга и найденные компромиссы не устраивали ни тех, ни других (чем охотно пользовались всякого рода революционеры).

Национальный вопрос

Столыпин прекрасно понимал всю важность этого вопроса в такой многонациональной стране, как Россия. Он был сторонником объединения, а не разобщения народов страны. Он предлагал создать особое министерство национальностей, которое бы изучало особенности каждой нации: историю, традиции, культуру, социальную жизнь, религию и т.п. – с тем, чтобы наибольшей взаимной пользой они вливались в нашу огромную державу. Столыпин считал, что все народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны России. Также задачей нового министерства должно было стать противодействие внутренним и внешним врагам страны, стремившихся посеять межнациональную и религиозную рознь.

Тема крестьянской реформы 1861 г. - одна из самых сложных в изучении XIX в. по ряду причин. Во-первых , она требует знания того, как проходил аграрный переворот в других странах, в частности в Англии. Во-вторых , надо помнить все термины, связанные с аграрным вопросом и изучавшиеся ранее: натуральное хозяйство; оброк; барщина; поместье; крепостные, удельные, государственные крестьяне и т.д. В-третьих , необходимо знать, как изменялось отношение к отмене крепостного права в России на протяжении ХVIII-XIX вв. В-четвёртых , появляется значительное количество новых терминов, которые сложно запомнить: выкупная операция; временнообязанное состояние; испольщина; отработки; отрезки. И на всё это по программе отводится только один час (половина одного урока - на изучение подготовки реформы, половина другого - на саму реформу). Зато в срезах знаний и демонстрационных вариантах Единого государственного экзамена предполагается полное и детальное знание этой ключевой проблемы. В данных разработках предлагается методика, позволяющая лучше объяснить эту тему.
Во вступительной части урока рекомендуется вспомнить определение аграрного переворота, изучавшееся в VII классе при прохождении темы о предпосылках Английской революции. Однако год назад ученикам ещё сложно было разобраться с этим понятием. В VIII классе это необходимо для понимания процессов, которые проходили в социально-экономическом развитии России второй половины XIX в. Итак, аграрный переворот - это сосредоточение земель в руках крупных собственников, фактическая ликвидация крестьянства как класса и использование в сельском хозяйстве труда наёмных рабочих. Иными словами, целью аграрного переворота является превращение крестьян в людей без собственности, которые вынуждены продавать свою рабочую силу (наёмных рабочих), а феодалов - во владельцев капитала - имущества, способного приносить доход (капиталистов). Окончательно эти два новых класса формируются в результате промышленного переворота, который в западных странах следует за аграрным переворотом. Можно вспомнить, как всё это происходило в Англии. Там с XVI в. распространялся процесс «огораживания», и его определяли как «насильственный сгон крестьян с земли». Часть из них, потеряв земельный надел, становились бродягами, другая часть - разбойниками и т. д. Но большинство в конце концов нанимались рабочими на мануфактуры, которые активно развивались в это время. А так называемые новые дворяне - джентри - сосредоточивали в своих руках большие участки земли, разводили на них овец, получая тем самым капитал, столь необходимый для ведения капиталистического производства.

В России XIX в. - это век разложения феодальных отношений, которые задерживали развитие капитализма. И главным из феодальных пережитков было крепостное право. В этой части урока можно вспомнить, как российские императоры относились к теме освобождения крестьян. Сложнее всего будет с правлением Екатерины II (его ученики проходили годом раньше). Надо напомнить, что Екатерина Великая первая осознала необходимость отмены крепостного права, но ничего серьёзного не предприняла, так как сама признавала, что «бороться с крепостничеством - значит лишиться трона». Её внук Александр I не только осознал, но и сделал первые попытки решения крестьянского вопроса. Ученики должны вспомнить указ о «вольных хлебопашцах» 1803 г., а также отмену крепостного права в Прибалтике. Политика Николая I в крестьянском вопросе получила название «бег на месте» из-за того, что, несмотря на большое количество законов, никакого реального движения в сторону отмены крепостного права не было. Николай Павлович тогда говорил: «Я, конечно, самодержавный и самовластный, но на такую меру никогда не решусь».
И это в то время, когда всё передовое общественное мнение России однозначно высказывалось против крепостного права. Учащимся придётся напомнить о книге А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», об аграрных программах декабристов, взглядах П.Я.Чаадаева, славянофилов, западников и революционных демократов.

Поэтому перед учениками можно поставить вопрос почему же всё-таки до 1861 г. так и не было решительных действий правительства в этом направлении? Кроме противодействия дворянства (о чём говорят почти сразу) можно обратить внимание на то, что крепостное право никак не влияло на международное положение России. Ведь на протяжении ХVIII-ХIХ вв. крепостническая Россия вела частые войны с европейскими государствами, где крепостное право было отменено, и, как правило, их выигрывала. Тут можно вспомнить ряд русско-шведских войн и особенно Отечественную войну 1812 г.
Переломным моментом стало поражение России в Крымской войне. Обычно ученики правильно объясняют слова В. О. Ключевского: «Севастополь многим открыл глаза»: причины поражения России в войне - её экономическая и политическая отсталость, для ликвидации которой необходимы были серьёзные реформы.
Вопрос о подготовке реформы 1861 г. обычно достаточно подробно рассматривается в школьных учебниках. Главное, на что надо обратить внимание, - основной целью Александра II было не стремление к развитию капитализма, а необходимость удержать свою власть. Об этом свидетельствуют его слова о том, что лучше отменить крепостное право «сверху», чем ждать, когда сами крестьяне отменят его «снизу».
1857 г. - начало работы Секретного комитета для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян (на этом, первом этапе подготовка реформы носила тайный характер).
В 1858 г. он переименовывается в Главный комитет по крестьянскому делу, а в помещичьих губерниях создаются комитеты для разработки проектов отмены крепостного права; начинается открытое обсуждение в печати, на дворянских собраниях.
1859 г. - учреждены редакционные комиссии для работы с материалами губернских комитетов (17 представителей министерств и 21 член-эксперт из местных помещиков или специалистов по крестьянскому вопросу - люди высокообразованные). Проектов было много, ниже предлагается вариант рассмотрения четырёх основных.
Для лучшего зрительного восприятия этой темы неплохо составить небольшую схему.

В схеме дворяне различаются по количеству крепостных крестьян. Это и будет для учеников отправным пунктом для определения проектов отмены крепостного права по каждой категории дворянства. Как правило, дети справляются с этим неплохо. Например, понятно, что крупнопоместным дворянам выгодно освободить крестьян без земли для того, чтобы заставить их арендовать землю и вновь привязать их к себе. Схожие проекты будут и у среднепоместных дворян чернозёмных губерний (там, где земля - ценность). Можно рассмотреть проект Позена - наделить крестьян совсем небольшим участком земли, причём, естественно, за выкуп. Для того чтобы прожить в условиях натурального хозяйства, крестьянин вновь будет вынужден идти на поклон к помещику.
Для среднепоместных дворян нечернозёмных губерний это невыгодно. Так как земля ценностью не является, то её можно отдать крестьянам в любом количестве, но заставить их платить большой выкуп: нужны деньги для развития капиталистических отношений (проект Унковского). Фактически это единственная категория дворян, которая была готова заниматься предпринимательством. Мелкопоместные дворяне (проект Самарина) выступали за освобождение крестьян без земли, но необходимо было заставить их работать на помещика до тех пор, пока тот не переведёт своё хозяйство на капиталистические рельсы.
Таким образом, помещики явно не хотели себя обидеть в результате реформы, а значит, заранее было ясно, что реформа окажется половинчатой. Допуская известное развитие капитализма, она будет проведена в интересах помещичьего дворянства, законсервировав многие феодальные пережитки.

В основной части урока разбираются главные положения манифеста 19 февраля 1861 г. Для удобства можно условно разбить реформу на два этапа.
Первый - личное освобождение крестьян. Следует указать, что свободу крестьяне формально получали бесплатно с момента обнародования манифеста - с 5 марта 1861 г. Для наглядности можно сгруппировать пункты манифеста по двум группам:

Как правило, данный этап реформы проблем не вызывает. Крестьяне становятся уже не объектами, а субъектами права. Это, несомненно, достижение Александра II.
Второй этап реформы связан с наделением крестьян землёй. Этот вопрос был самым болезненным, в чём ученики могли убедиться, определяя дворянские проекты отмены крепостного права. Учитель ставит вопрос: выгодно ли государству не дать крестьянам землю вообще? Нет, говорят ученики. Во-первых, нищее крестьянство не сможет платить налоги в государственную казну, во-вторых , недовольство крестьян будет столь велико, что может угрожать самодержавию во главе с Александром II. В-третьих , маломощная российская промышленность просто не справится с таким наплывом крестьян.
Выгодно ли государству дать крестьянам такое количество земли, чтобы они были в состоянии прокормить свою семью и не зависеть от помещика? Опять-таки нет, говорят ученики. Ведь в этом случае уже будут недовольны сами дворяне, интересы которых и собирался учитывать царь. Таким образом, получается, что надо дать крестьянам земли не много и не мало, чтобы «и волки были сыты, и овцы целы». Причём размер земли, полагавшийся крестьянину, различался в чернозёмной, нечернозёмной и степной зонах. Причём самый маленький надел был в чернозёмной полосе, а самый большой - в степной.
Для решения вопроса о земле рекомендуется пользоваться следующими рисунками.

Итак, законом определён размер земельного участка, который получал крестьянин.

Если у крестьянина земли было больше, чем полагалось по реформе, то «лишняя» часть у него «отрезалась». Эти части и назывались отрезками. Причём таких крестьян было по разным губерниям от 40 до 65%.

Если у крестьянина земли было меньше, чем полагалось, то земля ему «дорезалась». Таких крестьян было от 3 до 15% в зависимости от губернии.

Несложно увидеть, что количество крестьян, терявших землю, было намного больше, чем получавших. К тому же помещики «отрезали» лучшие и наиболее ценные земли, особенно необходимые крестьянам, - водопои, луга, выгоны. Надо было теперь арендовать их на весьма невыгодных условиях.
Рассмотрим процесс обезземеливания крестьян на примере абсолютных чисел. Записываем, - до реформы средний размер крестьянского надела - 4,4 десятины; после реформы - 3,6 десятины.
Таким образом, делаем вывод о том, что крестьянство теряло землю, причём налицо так называемое растущее малоземелье.
Но и за этот небольшой надел, который закон предоставлял крестьянину, надо было платить. Реформа исходила из того, что вся земля была собственностью помещика. Поэтому крестьянин должен был заплатить ему выкуп. Выкупная операция считалась завершением реформы. Выкуп (В) рассчитывался следующим образом: ГСО (годовая сумма оброка), умноженная на 16 2/3. Закон исходил из того, что помещик ничего не должен был потерять, поэтому эта сумма должна была приносить ему доход (капитализация оброка из расчёта 6% годовых). Таким образом и получается число 16 2/3 (разделите 100% на 6 - столько и получится).
Естественно, что такую огромную сумму крестьянин выплатить был не в состоянии.
Отсюда следующая запись: 80% В - государство; 20% В - крестьянин.

Государство платило за крестьянина 4/5 всего выкупа, а сам крестьянин должен был единовременно выплатить помещику одну пятую часть выкупа. До тех пор пока он не отдаст помещику эту сумму, он считается временнообязанным (так как земля ещё не его), и он должен продолжать платить оброк (теперь он называется испольщина ) и отрабатывать барщину (её новое название отработки , так как «барина» уже нет).
После того как крестьянин рассчитывался с помещиком, он становился должником государства (ведь сложно себе представить, что государство может сделать такой дорогой подарок своим подданным). В течение 49 лет крестьянин должен был выплатить свой долг государству с процентами (6,5% годовых). Надо напомнить, что крестьяне ещё платили подушную подать и различные косвенные налоги.
Теперь опять абсолютные цифры: реальная стоимость всей земли - 500 млн. руб.; помещики получили за неё 1,5 млрд. руб.
Другими словами, земля была оценена в 3 раза выше её реальной рыночной стоимости. Учитель предлагает вопрос: на что делался расчёт? Вспоминаем определение аграрного переворота (особенно тезис о ликвидации феодальных слоев общества и превращении их в капиталистические). Вероятно, делаем предварительный вывод, помещики, получив большие деньги, должны были вложить их в производство, построить мануфактуры, заводы, завести капиталистическое сельское хозяйство. Обнищавшие же крестьяне должны были пополнить ряды наёмных рабочих в городах.

Однако и это благое вроде бы намерение осложнялось другим положением реформы. Крестьянин выкупал землю не для себя, в свою частную собственность, а для общины. Земля становилась общинной собственностью. То есть её нельзя было ни продавать, ни покупать. К тому же община не отпускала крестьянина в город, так как по принципу круговой поруки за эту землю рассчитываться должна была община. И если общинник уходил в город, его платёж распределялся на всю общину. Естественно, другие крестьяне не хотели платить лишние деньги и не отпускали односельчан.
Таким образом, сохранение крестьянской общины принизило положительные моменты реформы. Формально крестьянин становился полноправным человеком, фактически он оставался прикреплённым к общине и к своей земле.
Кроме этого, сами помещики не знали, что делать с теми огромными деньгами, которые внезапно свалились на них. Поэтому большинство дворян прокутили эти деньги. Так что основные положения аграрного переворота к условиям России применимы лишь отчасти.
Очень важными на уроке представляются подведение итогов и закрепление пройденного материала. Итоги реформы можно записать в виде таблицы из двух колонок с выводами в каждой колонке. Но лучше сначала рассмотреть буржуазные черты реформы, а потом на контрастах изучить феодальные пережитки.

Если с первым и вторым пунктами всё понятно, то остальные нуждаются в пояснении.
В чём же проявлялись рыночно-капиталистические отношения в деревне?
Помещичьи хозяйства всё более втягивались в торговлю, ориентировались на использование наёмной рабочей силы и рынок.

Результатом развития капитализма в деревне стало увеличение сбора зерна и картофеля на 159%. Обеспеченность сельскохозяйственными продуктами на душу населения увеличилась на 48,4%, в том числе зерном - на 27,2%, картофелем - на 322,2%. По этому показателю Россия заняла третье место в Европе после Дании и Швеции, обогнав Францию, Германию, Италию, Бельгию и Голландию. На рубеже ХIХ-ХХ вв. Россия производила 22,3% мирового объёма зерна (цифры взяты из работы В.И.Ленина «Развитие капитализма в России»). Объём его экспорта увеличился в 7 раз.
Отсюда напрашивается вывод о благотворном влиянии крестьянской реформы на экономику.
Теперь рассмотрим вторую часть итогов реформы.

Следует вспомнить признаки общины, чтобы определить, как она задерживала развитие капитализма:
а) периодические переделы земли - крестьяне не заинтересованы в удобрении своей земли, так как в следующий раз в результате земельного передела они могут получить участок в другом месте;
б) чересполосица - крестьяне не могли применять сельскохозяйственную технику на своих небольших участках, расположенных в разных частях общинного надела;
в) уравнительное землепользование не стимулирует крестьянина;
г) круговая порука - не заинтересованы более богатые крестьяне, которые вынуждены ежегодно платить за разоряющихся сообщинников.

Отсюда вывод: реформа не решила аграрный вопрос. Крестьянин остался экономически зависимым от общины, выйти из которой согласно закону он не мог; выкуп был очень высок, долго сохранялась экономическая зависимость от помещика.
Реформа непоследовательная, половинчатая, незавершённая.
Необходимость проведения новой реформы.

Если на уроке останется время, для углубления знаний учащихся учитель отмечает, что манифест об отмене крепостного права был подписан 19 февраля, а обнародован только 5 марта 1861 г. Основываясь на том, что уже известно ученикам о сущности реформы, рекомендуется предложить им подумать над вопросом: почему её держали в секрете две недели? Вопрос сам по себе трудный, потому что надо помнить, что на рубеже февраля-марта в русских деревнях празднуется праздник Масленицы - проводов зимы. В тот год масленичные гулянья начинались 26 февраля. Правительство боялось, что объявление реформы, которая фактически отнимала у крестьян землю и делала их нищими, наложенное на обычное для деревни праздничное пьянство, может вызвать волнения и бунты. Поэтому решили подождать окончания Масленицы и только потом обнародовать положения манифеста.
В качестве домашнего творческого задания для проверки знаний на следующем уроке можно предложить учащимся стихотворные строчки из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:

Порвалась цепь великая,
Порвалась - расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим - по мужику!..

Ученики должны объяснить, что Некрасов подразумевал под словосочетанием «цепь великая», почему стало плохо жить и крестьянину, и помещику. Ответ можно оформить в виде письменной работы или сделать эту работу устно.

Литература по теме
Крестьянская реформа излагается во всех учебниках по истории России XIX в. - и в школьных, и в институтских. В последнее время выявилась тенденция уделять гораздо больше внимания субъективному фактору - личным качествам Александра II и его современников, причастных к подготовке реформы. Объективные факторы - реальная обстановка в стране, формационная отсталость России, приведшая к позорному поражению в Крымской войне, отношение Европы к России как к варварскому государству из-за фактически рабской зависимости подданных - рассматриваются как бы вскользь. Поэтому лучше не ограничиваться изучением какого-то одного учебника, а рассмотреть проблему с разных точек зрения. Для этого можно привлечь воспоминания современников событий, например мемуары П.А.Кропоткина «Записки революционера» (М., 1988. С. 150-160), дневник А.С. Корсакова (Река времён. Книга истории и культуры. Т. П. М., 1995. С. 61-75), просмотреть очень серьёзную аналитическую работу В. И. Ленина «Развитие капитализма в России» (любое издание), использовать ряд статей академика А. Никонова под названием «Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России» (Наука и жизнь. 1996. № 1-3). Большое подспорье учителю - изданное специально для таких уроков учебное пособие - пакет-комплект документов «История» (М., 1993) по теме «Эпоха реформ 1860-х гг. в России», в котором представлены и документы, и графики, и иллюстрации по крестьянской реформе.

Реформа 1861 г. должна была создать условия для развития капитализма, но сохранить самодержавие и помещичье землевладение Крепостное право мешало формированию рынка наемной рабочей силы, а в сельском хозяйстве лишало крестьян заинтересованности в развитии производительных сил. Нарастал кризис помещичьего хозяйства, основанного на малоэффективном труде крепостных крестьян. Усиливался крестьянский протест против крепостничества. За 50-е годы XIX в. по стране прокатилось более 1000 волнении крестьян.

Поражение России в Крымской войне наглядно показало, что главной причиной военно-технической отсталости России является крепостное право.

Подготовка реформы началась в 1857 г., когда был создан Секретный комитет, который должен был учесть интересы всех слоев дворянства. Губернаторам были направлены рескрипты (предписания) для разработки местных проектов "улучшения быта помещичьих крестьян". В 1858 г. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет "о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости".

Выяснилось, что в нечерноземной полосе помещики требовали большого денежного выкупа за землю (проект тверского предводителя дворянства Унковского). В черноземной полосе, где земля была главным источником доходов, помещики держались за землю и соглашались на минимальные наделы для крестьян (проект полтавского помещика Позена).

По проекту помещика степной полосы (Самарской губернии) Самарина предлагалось после отмены крепостного права установить переходный период в 10-12 лет, во время которого сохранялась барщина, т.к. здесь не хватало рабочих рук.

Председателем редакционных комиссий по подготовке реформы стал Ростовцев, затем министр юстиции Панин.

Реформу 1861 г., отменившую крепостное право, и последующие буржуазные реформы 60-70-х годов называют великими реформами, так как они содействовали утверждению капитализма в России. Особую роль в подготовке реформ сыграли Н.А. и Д.А.Милютины, С.С.Ланской, юрист Зарудный.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал "Манифест", провозглашавший отмену крепостного права. Были подписаны и "Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости".

Буржуазные черты реформы проявлялись в том, что личное освобождение крестьян создавало условия для формирования рынка наемной рабочей силы.

Перевод крестьян на денежный выкуп за землю сильнее втягивал крестьянство в товарно-денежные отношения.

Крестьяне получили некоторые юридические права: право свободно распоряжаться своим имуществом, заниматься торговлей, переходить в другие непривилегированные сословия, вступать в брак без разрешения помещика.

Стала распространяться капиталистическая аренда земли. Реформа сохраняла и феодальные пережитки, главными из которых были: помещичье землевладение и самодержавие, усилилось малоземелье крестьян, так как от крестьянской земли отрезалась часть в пользу помещика. Возникла система отрезков. Особенно много земли крестьяне потеряли в черноземной полосе.

Крестьянин не мог сразу выплатить помещику всю сумму выкупа. Посредником между крестьянином и помещиком стало государство, которое платило помещику за крестьянина 80% выкупа. Однако крестьянин должен был возвратить эту сумму с дополнительной платой 6% годовых. Денежные выкупы за землю были отменены П.Столыпиным только в 1906 г. Крестьяне оставались "временнообязанными" еще в течение 20 лег (то есть несли прежние повинности - барщину или оброк).

Сохранялась зависимость крестьян от сельской общины. Земля выдавалась общине помещиком через уставную грамоту.

Реформа создавала условия для развития капитализма. Это был шаг на пути превращения России в буржуазную монархию. Однако эта реформа не решила полностью аграрного вопроса, крестьянство оказалось малоземельным. Передовая общественность подвергла критике эту реформу. Крестьянин оказался опутан крепостническими пережитками, крестьянин страдал "не столько от развития капитализма, сколько от его недостаточного развития". Поэтому, по словам Ленина, 1861 г. породил 1905 г., "реформа проводилась крепостниками и была проведена по-крепостнически".

Реформы 60-70 гг. XIX в.

В 1863-1865 годах была проведена аграрная реформа в удельной и государственной деревне. Удельные крестьяне в виде выкупных платежей платили тот же оброк, что и прежде, в течение 49 лет.

Условия реформы в удельной и государственной деревне были более благоприятными, чем в помещичьей деревне. Наделы у удельных крестьян оказались больше, чем у помещичьих в полтора раза, а у государственных - в два раза, немного меньше оказались и выкупные платежи.

После отмены крепостного права в России стал утверждаться капитализм. Для приспособления самодержавия и дворянства к развитию капитализма царское правительство провело еще ряд реформ, которые были непоследовательными, противоречивыми. Их проведение затянулось на десятилетие - с 1864 по 1874 год. Эти реформы вызвали перестройку в системе местного управления, в судебной системе, в армии и т.д., но государственный строй России оставался прежним, без изменений.

В 1864 г. была проведена Земская реформа. Создавались земские управы и собрания в уездах и губерниях (земства). В них избирались гласные, но представительство крестьян было ограничено. Земства занимались хозяйственными вопросами на местах (строительство школ, больниц, дорог). На всякое решение земств требовалась санкция сверху, т.е. они работали под контролем Министерства внутренних дел.

Выборы в уездные земские собрания проводили от трех категорий населения:1) от уездных землевладельцев (от помещиков и богатых крестьян);2)от городских избирателей (от городской торговой и промышленной буржуазии);3)от сельских общин (от крестьян).

Однако выборы от крестьян были трехстепенными: сначала сельский сход выбирал представителей на волостной сход, на котором выдвигали выборщиков, а те - депутатов в уездное земство. На уездном собрании проводили выборы в уездную земскую управу и депутатов в губернское земское собрание.

В земствах работало много прогрессивной интеллигенции, которая помогала населению в случае голода, эпидемий, пожаров. Активными земскими деятелями были писатели Л.Толстой и А.Чехов. Во время голода 1891 г. Л.Толстой на средства земств открыл много бесплатных столовых для голодающих.

В 1870 г. была проведена городская реформа. Создавались городские Думы, которые должны были заниматься хозяйственными вопросами в городах (строительство и проектирование, инспектирование школ, больниц; дороги, базары и т.д.). Их деятельность также находилась под контролем Министерства внутренних дел. Выборы в городские думы были бессословными, но учитывался имущественный ценз.

Судебная реформа была проведена в 1864 г. Устанавливался единый суд для всех сословий. Суд объявлялся гласным, власть судьи - независимой. Возникли новые должности в суде: адвоката и присяжных заседателей. На должности присяжных заседателей избирались лица с учетом имущественно-образовательного ценза, т.е. представители дворянства, купечества. Присяжные заседатели определяли степень виновности подсудимого. Прогрессивность этой реформы заключалась в том, что в ходе следствия стали раскрываться пороки существующего строя. По решению суда присяжных были освобождены рабочие, участвовавшие в Морозовской стачке, Вера Засулич, стрелявшая в начальника Петербургской тюрьмы.

Реформированная судебная система включала 4 ступени:1) мировой суд (местный); 2)окружной суд (общий суд с присяжными заседателями); 3)судебная палата (для рассмотрения более важных дел);4)сенат (высшая судебная инстанция).

Военная реформа завершилась в 1874 г. Военная обязанность стала всесословной. Отменялись рекрутские наборы. Срок службы в армии сокращался до б лет, а на флоте - до 7 лет. Однако для лиц с высшим образованием срок службы был 6 месяцев, для окончивших гимназию - 1,5 года; для окончивших городскую школу - 3 года.

Буржуазное Г. возникло в результате буржуазных революций, направленных против феодально-абсолютистской монархии и феодальных отношений. Там, где буржуазия в холе этих революций шла на компромиссы с дворянством (например, Великобритания), буржуазное Г. приняло форму конституционной монархии; там же, где буржуазия добивалась более или менее полного господства, оно выступало в форме демократической республики. Множественность форм правления буржуазного Г. осталась и в последующем характерной чертой буржуазного типа Г., хотя различие этих форм существенно сгладилось. «Формы буржуазных государств чрезвычайно разнообразны, но суть их одна: все эти государства являются так или иначе, но в последнем счете обязательно диктатурой буржуазии» (Ленин В. И., там же, т. 33, с. 35).

Буржуазное Г. периода домонополистического капитализма присущи следующие черты: 1) цензовый характер, т. е. отстранение с помощью имуществ, и иных цензов широких слоев населения от участия в формировании органов государственной власти. Будучи значительным шагом вперёд по сравнению с феодальными порядками, буржуазная демократия и её основные институты (Парламентаризм, принцип равноправия и др.) носили формальный, урезанный, классовый характер; 2) сосредоточение основных усилий Г. преимущественно на функции политической, в том числе на военно-полицейской охране интересов господствующих классов внутри и вне страны. Г. этого периода рассматривалось как «полицейский» или «ночной сторож», охраняющий капиталистическую систему, но не вмешивающийся непосредственно в её функционирование; 3) сохранение в механизме Г. значительных позиций дворянско-помещичьих сил. Буржуазная революция, как правило, не ломает старый государственный механизм, который постепенно приспосабливается к потребностям капиталистической системы.

В эпоху империализма и особенно общего кризиса капитализма происходит огромный рост аппарата буржуазного Г. Воздействие Г. на основные сферы общественной жизни возрастает, функции его расширяются. Эти процессы связаны прежде всего с обострением классовых противоречий. Рост сознательности и организованности рабочего класса и др. трудовых слоев населения, широкое распространение коммунистических идей приводят, с одной стороны, к повышению уровня классовой борьбы, расширению антимонополистического и демократического движений, а с другой - к последовательному сужению социальной базы политического господства капитала. В этих условиях монополии всемерно укрепляют основное орудие своего господства - Г. и его военно-полицейский аппарат. Усиление роли Г. связано с милитаризмом и развитием государственно-монополистического капитализма.



В условиях государственно-монополистического капитализма, при усложнении технико-производственной стороны жизни общества как следствия научно-технической революции, наряду с расширением функции принуждения значительных масштабов достигают экономическая функция буржуазного Г., а также его идеологическая активность внутри и вне страны. Государственно-монополистический капитализм соединяет силу монополий с силой Г. в единый механизм в целях спасения капиталистического строя, обогащения монополий, подавления рабочего движения и национально-освободительной борьбы, развязывания агрессивных войн. Монополистический капитал уже не делит ни с кем политическую власть, а буржуазное Г. выступает как орган по управлению делами монополистической буржуазии. Достигает апогея процесс сращивания монополий с верхушкой государственного аппарата.

На политический режим, устанавливаемый буржуазным Г., на его формы правления существенное воздействие оказывает поворот монополистического капитала от буржуазной демократии к реакции как следствие сужения социальной базы Г. и использования рабочим классом и др. трудовыми слоями институтов буржуазной демократии. Наиболее ярким выражением этого поворота является установление фашистской тоталитарной государственности (классическим примером такого Г. была нацистская Германия). Однако и при сохранении буржуазно-демократических форм правления проявляются авторитарные тенденции к правлению «сильной личности», возрастает роль правительства и его аппарата за счёт умаления полномочий выборного парламента, ведётся наступление на демократические права и свободы граждан и организаций. Но авторитарный курс монополистической буржуазии наталкивается на противодействие широких народных масс во главе с рабочим классом, выступающих в защиту своих демократических завоеваний, за их расширение, что вызывает обострение классовых противоречий буржуазного общества.



Для внешней функции империалистического Г. характерно стремление к экспансии. Эта тенденция монополистического капитала дважды в 20 в. ввергла человечество в опустошительные мировые войны. Империалистические Г. ведут подрывную деятельность, в том числе и идеологическую, против социалистических стран, ищут новые формы неоколониалистской эксплуатации государств Азии, Африки и Латинской Америки, вставших на путь независимости.

Расширение экономической деятельности империалистических Г. изображается буржуазными идеологами как якобы коренная трансформация и превращение его в «государство всеобщего благоденствия», а усложнение политической структуры современного капитализма (рост роли политических партий, профессиональных и иных союзов и организаций) - как процесс «диффузии власти». В действительности империалистическое Г. было и остаётся основным орудием классового господства империалистической буржуазии, оно выступает как сила, пытающаяся задержать социальный прогресс, увековечить изжившие себя капиталистические общественные отношения.

В эпоху крушения колониализма образовалось множество независимых Г. в Азии, Африке и Латинской Америке, а колониальные и полуколониальные страны ведут борьбу за национальную независимость. Значительная часть молодых независимых Г. по экономическим и социальным чертам (многоукладность экономики и др.) не может быть отнесена ни к одному из основных типов Г. Некоторые из этих Г. встали на некапиталистический путь развития, ориентируясь в перспективе на строительство социалистического общества. В этих Г. социалистические ориентации осуществляются серьёзные экономические и социальные преобразования: проведение демократических аграрных реформ, создание государственного сектора в экономике, национализация собственности иностранных монополий и т. д.