Болезни Военный билет Призыв

Новый авианосец англии. Авианосец Queen Elizabeth: крупнейший корабль в истории британского флота

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption "Куин Элизабет" вряд ли будет воевать в одиночку - авианосцы всегда сопровождает внушительная эскадра

Новый британский авианосец "Куин Элизабет", который вышел на ходовые испытания на этой неделе, вызвал обмен колкостями между российским и британским министерствами обороны.

В четверг официальный представитель минобороны России Игорь Конашенков назвал новый корабль "удобной морской целью", сравнив его с российским авианесущим крейсером "Адмирал Кузнецов".

Таким образом Конашенков отреагировал на высказывание министра обороны Великобритании Майкла Фэллона, который ранее заявил, что в России должны завидовать британским морякам.

"Если бы вы видели, как старый, ветхий "Кузнецов" проплыл через Ла Манш несколько месяцев назад, то, я думаю, что русские должны немного смотреть на этот корабль с завистью", - цитировала британская пресса слова министра.

В прессе новый авианосец уже прозвали "бегемотом" и "большой Лиззи" - это действительно самый крупный военный корабль, который когда-либо был построен на верфях Соединенного Королевства. Его размеры действительно впечатляют - водоизмещение 65 тысяч тонн, длина летной палубы 280 метров.

Новый авианосец возглавил коммодор Джерри Кидд, до этого командовавший авианосцами "Илластриес" и "Арк Ройал". Он тоже очень гордится новым кораблем.

"В любой стране найдется не так уж много вооружений, настолько же символичных и впечатляющих, как авианосец. Подлодки просто не видно. А это весьма очевидный символ военной мощи и проекции силы", - сказал командир "Куин Элизабет".


Media playback is unsupported on your device

Крупнейший британский авианосец выходит на испытания в море

На самом деле, у нового британского корабля довольно много общего с его российским соперником. В любом случае по классу он ближе к "Кузнецову", чем к суперавианосцам американского флота класса "Нимиц", тем более - новейшим авианосцам типа "Джеральд Р. Форд".

Однако между ними есть одна существенная разница - "Адмирал Кузнецов" был построен в 1991 году, и его боевые системы нуждаются в модернизации, а энергетическая установка - в ремонте.

Британский корабль только что построен, это в любом случае современный корабль, который, к тому же будет нести самые современные истребители F35.

Жертвы к омпромисс а

Новый британский авианосец - это не только гордость и краса королевского ВМФ, но и демонстрация способности британских военных найти компромисс и получить боевой корабль в условиях жесткой экономии средств.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption "Адмирал Кузнецов" участвовал в сирийской операции российских вооруженных сил

"Адмирал Кузнецов" также является кораблем-компромиссом - он изначально строился как авианесущий крейсер, вооруженный противокорабельными ракетами, авиация на нем задумывалась как вспомогательное вооружение.

Это было необходимо, чтобы соблюсти условия прохождения черноморских проливов, через которые нельзя проходить авианосцам.

Оба корабля в результате оказались гораздо менее боеспособными, чем полноценный атомный авианосец.

Как и российский авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов", "Куин Элизабет" не оснащен паровой либо электромагнитной катапультой для запуска тяжелых самолетов.

С таких авианосцев невозможно запустить воздушный радар - такой, как американский E-2 Hawkeye. Для этого нужна катапульта. А радар необходим, чтобы обнаружить цели для самолетов.

На "Кузнецове", как и на "Куин Элизабет", в качестве средств дальнего радиолокационного обнаружения используются специальные вертолеты - соответственно, Ка-31 и Merlin Crowsnest.

Это снижает возможности авиации корабля даже с учетом неплохих летно-технических характеристик британского вертолета Merlin Crowsnest - вертолет не способен нести настолько же мощное оборудование, как тяжелый самолет.

Летная палуба на обоих кораблях кончается трамплином, который помогает взлетать самолетам без посторонней помощи.

"Большая Лиззи", как и "Кузнецов", не оснащена аэрофинишерами - специальными тросами, за которые зацепляются самолеты, чтобы затормозить при пробеге после посадки, но ее конструкция позволяет установить их позднее.

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Отличительная особенность нового авианосца - две надстройки, одна для управления кораблем, другая - полетами

В случае "Куин Элизабет" эти недостатки не играют такой существенной роли, поскольку на этом корабле базируются новейшие истребители F35 Lightning II серии "В" - с укороченным взлетом и вертикальной посадкой.

Тихоходные корабли

Для российского корабля скорость - ключевой параметр. На "Кузнецове" базируются истребители МиГ-29К и Су-33, для взлета которых с полной боевой нагрузкой необходимо, чтобы корабль шел полным ходом против ветра.

Максимальная скорость, заложенная в характеристиках "Кузнецова" - 29 узлов. При этом, как отмечают эксперты, из-за изношенности энергетической установки реальная максимальная скорость в настоящее время гораздо ниже, что отражается на его способности запускать тяжелые ударные самолеты.

Максимальная скорость "Куин Элизабет" составляет 25 узлов. Это тоже мало для авианосца, но не играет большой роли для взлета и посадки истребителей F35В.

При этом на палубе "Кузнецова" три стартовых позиции, а на "Куин Элизабет" - только одна.

Правообладатель иллюстрации PA Image caption "Куин Элизабет", как и "Адмирал Кузнецов", не оснащена катапультой - вместо этого на краю палубы построен трамплин

Британский, как и российский авианосец, не оснащены атомной силовой установкой, что, с одной стороны, сильно снижает стоимость их постройки и обслуживания, а с другой - уменьшает максимальную скорость.

Максимальная скорость американского атомного авианосца класса "Джеральд Р. Форд" - 30 узлов, но самолеты с него стартуют при помощи катапульты

Однако есть одно обстоятельство, которое, возможно, в этом споре играет решающую роль - "Куин Элизабет" является новейшим кораблем, построенным, хоть и в условиях жесткой экономии, но с применением новейших технологий.

На нем установлены мощные цифровые системы управления кораблем, вооружениями. В его конструкцию изначально были заложены условия для будущей модернизации.

В то же время "Кузнецов" создавался в самом конце 1980-х годов прошлого века, и очередная его модернизация начнется в 2018 году. При этом информации о замене изношенной энергетической установки в открытых источниках не появлялось.

Самолеты

Авианосец как боевая единица безусловно очень важен, но воюют в конечном счете его самолеты.

При всех достоинствах истребителей МиГ-29К и Су-33 это глубоко модернизированные самолеты, разработанные еще в 1970-х годах прошлого века.

Правообладатель иллюстрации MOD Image caption "Куин Элизабет" будет нести более трех десятков новейших истребителей F-35B

Однако при всех впечатляющих летно-технических характеристиках они все-таки гораздо менее боеспособны, чем истребители пятого поколения F35B.

Например, применявшийся для ударов по территории Сирии истребители Су-33 не может нести управляемого вооружения против наземных целей - только управляемые бомбы. Этот самолет создавался, в первую очередь, для воздушных боев. Максимальная боевая нагрузка у него - 6,5 тонны.

МиГ-29К может нести управляемые противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, управляемые бомбы и другое оружие весом до 4,5 тонн.

Максимальная боевая нагрузка F35 составляет восемь тонн, причем он может использовать очень широкий спектр вооружений, как для ведения воздушного боя, так и для нанесения ударов по наземным и морским целям.

Кроме того, в конструкции этого истребителя использована технология снижения радиолокационной заметности, применялись новейшие цифровые системы управления вооружениями, связи, авионика последнего поколения.

У "Кузнецова" есть преимущество перед "Куин Элизабет" в системах противоракетной обороны: ракетный комплекс "Кортик" и ракетно-артиллерийский "Каштан" ближнего радиуса действия.

Британский авианосец защищают скорострельные артиллерийские системы.

Однако ни тот, ни другой авианосец и не были созданы для ведения боевых действий в одиночку - оба корабля нуждаются в группе кораблей сопровождения, среди которых должны быть эсминцы ПВО.

Зачем к оролевскому флоту такой корабль?

Вряд ли перед "Куин Элизабет" будут ставить те же задачи, которые ставятся перед американскими ударными атомными суперавианосцами - даже при наличии внушительного числа новейших истребителей отсутствие самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и возможности использования истребителей F-35B для дозаправки других самолетов сокращает боевые возможности этих кораблей.

С другой стороны, "Куин Элизабет" способен нести на борту транспортные вертолеты Chinook, с которых можно высаживать десант. То есть их вполне можно использовать как десантные корабли. При этом авиационная поддержка истребителей будет весьма кстати.

По словам главного редактора журнала "Экспорт вооружений" Андрея Фролова, задач, которые могут быть поставлены перед "Куин Элизабет", много.

"Для заморских операций, обеспечение "зонтика" для своих кораблей, для группировки, которая высаживается на берег, это возможность нанесения удара по территории потенциального противника без запроса на пролет. В этом смысле авианосец - кусок национальной территории", - сказал эксперт Русской службе Би-би-си.

По его словам, вряд ли авианосцу доведется принимать участие в полномасштабных боевых действиях.

"[Он может быть эффективен] для проведения операций в рамках коалиции. Если мы посмотрим на опыт применения [французского авианосца] "Шарля де Голля", у него, как правило, в боевых вылетах с палубы участвуют 10-12 самолетов, не более. Я думаю, здесь будет то же самое", - сказал Фролов.

Впрочем, британским вооруженным силам, очевидно, такой сценарий ведения боевых действий кажется более вероятным, поскольку на верфи в Шотландии уже строится "систершип" "Куин Элизабет" - авианосец "Принц оф Уэльс".

Противостоящие друг другу российские и британские военные пока ограничиваются словесной дуэлью. Минобороны РФ ответило на заявление министра обороны Великобритании Майкла Фэллона о превосходстве нового авианосца «Королева Елизавета» над нашим авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов».

По словам официального представителя Минобороны Игоря Конашенкова, британский министр не отличается знанием военной науки. Он назвал заявление Фэллона «экзальтированным» и пояснил, что британский корабль является, по сути, «авиаматкой», способной лишь «выпускать из чрева самолеты» и требующей боевого охранения.

«В отличие от авианесущего крейсера „Адмирал Кузнецов“, оснащенного зенитным, противолодочным и самое главное, противокорабельным ракетным вооружением „Гранит“, британский авианосец — всего лишь удобная крупногабаритная морская цель», — констатировал Конашенков.

Ироничная оценка прозвучала в ответ на выпады Фэллона в интервью изданию The Telegraf. Министр предположил, что русские будут с завистью смотреть на новый британский авианосец. Он пообещал защищать новый флагман фрегатами и эсминцами, а также использовать для поиска российских подлодок вертолеты.

Новости партнеров

Напомним, недавний поход российской корабельно-ударной группы во главе с «Адмиралом Кузнецовым» через Ла-Манш к берегам Сирии вызвал болезненную реакцию в Великобритании. С подачи того же Фэллона страны-члены НАТО отказывали российским кораблям в дозаправке в портах. Имея политические амбиции, министр прямо заявляет о приверженности курсу Черчилля и Тэтчер в вопросе противостояния России.

Авианосец «Королева Елизавета», как и его строящийся собрат «Принц Уэльский», в три раза крупнее своих предшественников типа «Инвисибл» и сопоставимы с американским «Нимиц» и французским «Шарль де Голль». Минобороны Великобритании уже заказало для них 138 самолетов F-35. На постройку одного судна британская казна потратила 3,5 млрд. фунтов стерлингов.

Среди потенциальных слабых мест авианосца британская The Telegraph называла устаревшее программное обеспечение. Отмечалось, что на компьютерах в диспетчерской комнате корабля была установлена операционная система Windows XP, поддержку которой компания Microsoft на данный момент уже прекратила. Именно эта ОС оказалась наиболее уязвима во время атаки вируса Wannacry.

Главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Виктора Мураховского, отказ советского военного руководства от строительства авианосцев, требующих охранения, в пользу авианесущих крейсеров, обладающих всеми видами вооружений, в современных условиях оказывается оправданным. Современные виды вооружений позволяют эффективно угрожать авианосно-ударным группам противника.

В то же время член-корреспондент РАРАН, капитан 1-го ранга запаса Константин Сивков предостерегает российских военных от шапкозакидательских настроений, но при этом отмечает, что способы нейтрализации британского корабля у ВМФ России имеются.

Новый британский авианосец не стоит недооценивать. Это враг достаточно серьезный. Вообще, он предназначен для других целей, а не для того, чтобы воевать с нашими надводными силами. В системе НАТО этот корабль будет использоваться для решения задач ПВО и ПЛО. А именно: для оперативного прикрытия противовоздушной и противолодочной обороны главных ударных сил 2-го флота США в Норвежском море. Это 401−1 и 401−2 авианосные ударные группы (АУГ). Авианосец «Королева Елизавета» будет выдвинут в северную часть Норвежского моря. Вот для чего он создавался.

Этот корабль идет на замену авианосцам типа «Илластриес» и «Инвисибл», которые уже разрезали и списали. У нового авианосца не будет катапульт. На нем разместят около 40 самолетов F-35 короткого взлета и посадки, но пока еще корабль ими не укомплектован. Кроме того, будет около 20 вертолетов. Таким образом, британский авианосец по своим оперативным возможностям будет сопоставим с нашим «Кузнецовым». Единственное, у «Кузнецова» радиус действия палубной авиации побольше: для Су-33 это 1,3 тысячи километров, для МиГ-29 — около 1 тысячи, а у британца около 0,8 тысячи километров.

«СП»: — Какова защищенность авианосца «Королева Елизавета»?

— Он будет ходить с охранением эсминцев «Дэринг», тип 45, имеющих мощную противовоздушную оборону. Они могут решать задачи прикрытия от ракетного удара. Во всяком случае, для прорыва противовоздушной обороны двух-трех таких эсминцев и самого авианосца придется организовывать залп не меньшей мощностью, чем по американским авианосцам. Если использовать ракеты «Гранит», которые упомянул Конашенков, то нужен залп не менее 40 ракет. Тогда оборону пробьют. Но организовать такой залп не так просто.

Например, на проекте 1144 (крейсер «Петр Великий» — авт. ) их только 20. Если организовывать удар с надводных кораблей и подлодок, то тут вопрос, как сделать это одновременно. Ведь пуски нужно провести одномоментно, с интервалом до одной минуты. Это очень сложная задача.

Еще способ — задействовать морскую ракетную авиацию. Они могут. В двухракетном варианте полк может нанести удар 36−40 ракетами К-22. То есть придется применять комбинированный вариант.

«СП»: — Но с 2018 года на вооружение поступят новые противокарабельные ракеты «Циркон». Там скорость до 7 М, в то время как системы Sea Ceptor, которыми оснащены британские фрегаты охранения, способны перехватывать цели на скорости 3,5 М…

— «Циркон» — это да… Но тут вопрос в дальности боя. Точные данные дальности этой ракеты неизвестны. Если это будет 800 километров, как прогнозируется, то тогда вопросов с поражением целей нет. А если 300−400 километров, то «Циркон» не сильно поможет, так как наш корабль должен подойти на дистанцию залпа. Но это будет трудно сделать. Ведь британец будет атаковать нас своей ударной авиацией, а помогать ему в этом будут американские АУГ. А кроме того, если мы засечем его, он может просто отойти, подводя наш корабль под удар союзников. Он же не дурак.

— «Циркон » — уникальное оружие для борьбы с авианосцами. Если ВМФ России сможет обеспечить его применение, то проблем не будет, — продолжает военный эксперт Дмитрий Корнев — Но надо обеспечить разведку и целеуказание. На данный момент таких средств на дальности, на которой наши корабли могли бы их применять без риска быть уничтоженными в течение 15 минут, для «Циркона» нет. Есть корабельные средства, но дальность их действия такова, что для этого надо войти в зону обороны АУГ противника. А там срок существования подлодки или корабля короткий.

Зона дальней обороны АУГ около 800 километров, более плотная — 400−500 километров. Если у «Циркона» дальность действия примерно 500 километров, а точных данных об этом пока нет, мы получаем проблемы с поражением целей. Сведения о 800-километровой дальности поражения неубедительны, так как известны габариты ракеты. С учетом скорости, расхода топлива это нереальная дальность. Поэтому нужны полноценные космические и воздушные средства целеуказания. Если они будут, двумя-тремя ракетами «Циркон» вполне реально потопить такую цель, как авианосец «Королева Елизавета». Сбить эти ракеты нереально.

Новости партнеров

«СП»: — Корректно ли сравнивать российский и британский флот или тем более отдельные корабли?

— Нужно помнить, что флот Великобритании работает в составе НАТО. Если он участвует в боевых действиях, значит, мы имеем дело со всем флотом НАТО. Причем, у них взаимодействие между собой отработано — учения проходят постоянно. Флот НАТО можно рассматривать как единый флот, а он с учетом мощи США сильно превосходит наши возможности. Мы можем им противостоять при условии, если обеспечим применение разнородных сил: базовой авиации, воздушной, космической разведки, наземных ракетных систем. В оборонительной операции у нас шансы есть, а вот в наступательной — нет никаких.

«СП»: — Чего, по-вашему, не хватает нашему флоту?

— Российский флот должен стать флотом. Даже если мы достроим все, что сейчас строим, этого будет недостаточно. Нужна концепция развития флота. Нужно понимать, зачем мы это делаем. Сейчас мы строим флот по просьбе промышленности, а не от того, что формулируем те или иные задачи в мировом океане.

Британия давно не правит морями, роль глобальной морской державы десятилетия назад перешла к ее ближайшему союзнику - США. Америка располагает уникальным по своей мощи авианосным флотом, однако… летом прошлого года в присутствии королевы была разбита бутылка виски о борт самого большого в британской боевого корабля. В 2020 году авианосец Queen Elisabeth станет флагманом флота Ее Величества.

На авианосце предусмотрены четыре кухни и четыре большие столовые - все это будут обслуживать 679 членов экипажа. Кроме того, на борту расположатся больничная палата на восемь мест, операционная и кабинет стоматолога. Медицинский персонал будет насчитывать 11 человек.

В декабре 2013 года военно-морское издание Navy News написало о еще строящемся авианосце: «Точно так же накануне Олимпиады (летних игр 2012 года в Лондоне), когда балом правили любители мрачных прогнозов, внимание прессы было направлено на проблемы, срывы сроков, огромные затраты. И что мы теперь знаем? Игры прошли весьма неплохо… Вот и сейчас один лишь вид корабля заставит любого - даже закоренелого антишовиниста - гордиться мощью Британии!»

Авианосцы? То что надо!

Что и говорить, корабль производит впечатление. Такие махины не спускают на воду со стапелей. 14 июля 2014 года сухой док неподалеку от города Розит (Шотландия) был наполнен водой, а затем аккуратно, с помощью нескольких буксиров 280-метровый авианосец вытолкали в море. До конца нынешнего года продлится дооснащение корабля. В 2016-м на борт поднимется экипаж и начнутся ходовые испытания. В 2017-2018 годах пройдут тесты палубной авиатехники - вертолетов и истребителей. Проект новейшего британского боевого корабля, а точнее говоря, класса кораблей - уже почти наполовину завершено строительство систершипа Prince of Wales («Принц Уэльский») - ведет свое начало с 1997 года. Тогда лейбористское правительство Тони Блэра подготовило Доклад по стратегической обороне, где была отмечена необходимость авианосного флота для страны. Авианосцы, по мнению руководства Соединенного Королевства, должны обеспечить ведение наступательных действий с воздуха в районах, где нет британских баз ВВС, или там, где они есть, но на начальной стадии конфликта еще не развернуты до полной функциональности. Также они способны выполнять задачи принуждения и сдерживания в горячих точках. Вместе с тем, в момент обнародования доклада британский авианосный флот представлял собой не очень впечатляющее зрелище. Доживали свой век легкие авианосцы класса Invincible, которые могли взять на борт всего 22 летательных аппарата (вертолеты и истребители вертикального взлета) и по водоизмещению в разы уступали не только американским гигантам класса Nimitz, но и французскому атомному флагману Charles de Gaulle. В рамках доклада, таким образом, было намечено строительство двух авианосцев водоизмещением до 40?000 т, способных нести на борту 50 летательных аппаратов.

25 января 1999 года объявили тендер на проработку оценочной фазы проекта, контракт на строительство был подписан в 2007 году, а резка металла под QE началась в 2009-м. Корабль строил консорциум, в который входит британский военно-промышленный концерн BAE Systems, британская компания Babcock Marine, а также французский Thales. В общем, эпопея длилась довольно долго, и не только потому, что спроектировать и построить такого гиганта - дело небыстрое, но из-за бурных политико-экономических дебатов вокруг изначально дорогого и постоянно дорожавшего проекта.


Благодаря высокому уровню автоматизации кораблем управляет сравнительно небольшой экипаж - 679 человек. Правда, когда на корабле будет размещена авиационная составляющая, эта цифра вырастет до 1600.

Клубок сомнений

Одной из важнейших проблем, в которой соединились военно-технические и экономические аспекты, стал выбор палубного истребителя. На авианосцах класса Invincible Британия использовала Harrier - самолет с вертикальным взлетом собственного производства, но он, увы, безнадежно устарел. Когда в Британии начали делать первые шаги к реализации нового авианосного проекта, за океаном была близка к завершению программа создания многофункционального истребителя 5-го поколения Joint Strike Fighter, в рамках которой конкурировали конструкции X-32 от Boeing и X-35 от Lockheed Martin. В 2001 году Великобритания стала партнером программы и также получила право голоса в вопросе окончательного выбора конструкции. Как известно, победу одержал проект Lockheed Martin, который отныне стал называться F35 Lightning II. В 2002 году английское военное ведомство объявило, что в качестве летательного аппарата с фиксированным крылом для будущих авианосцев выбран F35 в модификации «B».

На практике это означало, что англичане остановились на схеме STOVL: базирующиеся на авианосцах самолеты будут взлетать с укороченным разбегом и садиться вертикально (как раз для такого режима эксплуатации построен F35B). Для взлета после укороченного пробега в конструкции QE предусмотрен трамплин, который типичен для авианесущих кораблей советского производства, но совершенно нетипичен для авианосцев США. Впрочем, хоть «британец» и короче «Нимицев» (280 м против 333), конструкция палубы QE позволяет оборудовать ее под взлет и посадку обычных палубных истребителей. В 2009 году в британском руководстве обсуждался вариант оснащения обоих авианосцев (или одного из них) катапультой (возможно, новейшей электромагнитной, которую американцы поставили на авианосец Gerald R. Ford) и аэрофинишером. Это позволило бы заменить истребители F35B на F35С - более дешевые и при этом имеющие больший радиус действия и большую полезную нагрузку. Однако, посчитав, во сколько обойдутся катапульта и аэрофинишер и как это скажется на и без того растянутых сроках, военные все же вернулись к первоначальному варианту. Впрочем, срок службы авианосца оценивается в 50 лет, и дооснащение его оборудованием для взлетов и посадок обычных палубных самолетов вроде того же F35C в будущем не исключается.

До последнего времени была неясна судьба систершипа «Королевы Елизаветы» - авианосца Prince of Wales. В 2010 году вышел новый правительственный доклад, посвященный вопросам обороны и безопасности, где говорилось о том, что наверняка на вооружение поступит лишь один из двух кораблей. Строительство второго может быть заморожено, с тем чтобы при необходимости быстро его достроить. Рассматривался также вариант продажи «Принца Уэльского» одному из союзников по НАТО. Однако покупателя, похоже, не нашлось, а отмена контракта могла обойтись британскому налогоплательщику еще дороже, чем достройка корабля, - по причине неустоек. Точку (на сегодняшний день) поставил британский премьер Дэвид Кэмерон, объявив в минувшем году, что «Принцу Уэльскому» во флоте ее величества быть.


Традиционный способ строительства корабля - от килевой балки до верхней палубы - сейчас при создании больших кораблей заменен на модульную сборку. Именно так, из больших модулей, сваривают теперь авианосцы, контейнеровозы и супертанкеры.

Как уже говорилось, никогда прежде Британия не строила такого крупного военного корабля. В соответствии с современными тенденциями в кораблестроении сначала собирали крупные модули, а затем их сваривали в единую конструкцию. Для строительства модулей пришлось задействовать семь верфей четырех компаний в разных городах, и лишь одной из этих верфей - в Розите - досталась финальная сборка.


Поскольку отдельные модули для QE строились на разных верфях в разных городах Великобритании, доставлять их в шотландский Розит приходилось по воде. Главной технической сложностью стало точное позиционирование гигантских модулей при сварке.

Корабль-стадион

Разумеется, в этом корабле XXI века воплотилось множество самых современных технологий. Например, повышена его живучесть за счет распределенной системы генерации энергии. В качестве силовых установок, вращающих два 30-тонных винта, выступают четыре 20-мегаваттных электродвигателя Converteam. А вот электричество на борту вырабатывают сразу шесть машин: два газотурбинных двигателя Rolls Royce Marine Trent MT30 и четыре дизель-генератора W? rtsil? - все это общей установленной мощностью 109 МВт. Несмотря на большие размеры корабля, от атомной энергетической установки решили отказаться (в основном по экономическим причинам). При этом запас топлива обеспечивает кораблю запас хода 19 000 км.


Снимок, сделанный с высоты, помогает понять, насколько в действительности огромен новый авианосец. На его палубе смогли бы разместиться четыре лайнера Boeing 747, поставленные в ряд. Высота корабля от киля до вершины мачты - 56 м. Это выше Ниагарского водопада.

У QE есть одна конструктивная особенность, которая бросается в глаза даже при беглом взгляде на корабль: здесь не один, а два «острова». В одном из них размещен капитанский мостик и центры управления авианосцем, другой выполняет функцию диспетчерской башни - оттуда будут руководить полетами. На летной палубе шириной 70 м можно поставить 24 F-35B, а если ее заставить людьми, то можно уместить 96?000 человек, как на гигантском футбольном стадионе. Предполагается, что всего летательных аппаратов - истребителей и вертолетов - на борту будет 40 с возможностью добавления еще одного десятка. Из сорока 24 единицы приходятся на F35B - остальные на ударные и разведывательные вертолеты, например типа AW101 Merlin и AW159 Wildcat. В стандартной ситуации на палубе постоянно будут находиться 12 истребителей. При необходимости увеличить их количество дополнительные машины можно будет поднять с ангарной палубы - для этого существует два лифта. Скорость подъема - один самолет в минуту. Под верхней палубой находится еще девять. Водоизмещение QE составляет 64?000 т, что более чем на 20?000?т превышает первоначально запланированные показатели.

Поскольку авианосец передвигается под защитой ударной группы, его собственное вооружение можно назвать почти символическим. QE будет оснащен как минимум тремя зенитно-артиллерийскими комплексами Phalanx CIWS, состоящими из двух РЛС и шестиствольной 20-мм пушки для стрельбы по низколетящим целям - самолетам, БПЛА, дозвуковым крылатым ракетам. Для отражения атак с моря на корабле установят 30-мм автоматические пушки DS30M, а также шестиствольные «миниганы» под патрон 7,62 мм, построенные, как и зенитная пушка, по схеме Гатлинга. Сообщают, что авианосец оборудуют «дальнобойным» 3D-радаром, который сможет держать под наблюдением одновременно до 1000 целей и отслеживать полет объекта размером с теннисный мяч, мчащегося со скоростью до 3000 км/ч.

Весомый довод

Для непосвященных любой большой корабль - настоящий Кносский дворец, в котором легко заблудиться. На QE около 3000 помещений на десятке палуб - как в них ориентироваться посетителю или члену экипажа из новичков? Понятно, что никакая спутниковая навигация в трюме авианосца работать не будет. Но выход нашли: была создана система Platform Navigation, которая может быть установлена, например, на смартфон. При этом по всему кораблю размещено 3600 QR-кодов. Достаточно навести камеру смартфона на ближайший из них, ввести в окно поиска нужное место на корабле, и программа услужливо прочертит самый короткий или самый удобный путь. Вот такие новейшие технологии.


Авианосец насчитывает около 3000 помещений, и внутренние площади его огромны. Когда все работы будут закончены, краской будет покрыто 1?500?000 квадратных метров поверхностей. На борту корабля будет работать опреснительная установка, выдающая 500 т пресной воды в день.

Но все же зачем Британия потратила и еще потратит огромные деньги (общая стоимость двух кораблей?6,2 млрд) на эти орудия «проекции силы»? Только ли ради гордости всех, включая антишовинистов? Вот как отвечает на этот вопрос старший морской офицер авианосца Queen Elisabeth Саймон Петитт: «Те, кто сомневаются в нужности авианосца, не понимают, что значит быть глобальным игроком во время войны, в мирное время или в период гуманитарных операций. В конце концов, как страна может доказать серьезность своих планов и амбиций? Это главный вопрос, связанный с авианосцами. Ведь авианосец способен подкрепить слова лидеров государства своим присутствием и, если надо, подтвердить их делом».

Queen Elisabeth. Первый в своем классе


Класс Queen Elisabeth. Длина: 280 м. Водоизмещение: 64 000 т. Экипаж: 1600 чел. Самолеты и вертолеты: 40


Класс Invincible. Длина: 209 м. Водоизмещение: 22 000 т. Экипаж: 1000 чел. Самолеты и вертолеты: 22


Класс Gerald R. Ford. Длина: 337 м. Водоизмещение: 112 000 т. Экипаж: 4297 чел. Самолеты и вертолеты: более 70