Болезни Военный билет Призыв

Как защитить свою дачу от дронов, чтобы не прилетел навальный. Беспилотные летательные аппараты: куда летят дроны

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) – системы без экипажа на борту, летящие либо автономно, либо полагаясь на команды с земли, – десятилетия стоят на вооружении армий мира. Перетекание этих технологий в гражданский сектор началось в 2010 году. В разговорной речи не военные БПЛА часто называют дронами, или беспилотниками, по образу родственных им боевых и разведывательных систем. Но в гражданской авиации аббревиатура БПЛА считается более корректным термином.

После демобилизации БПЛА начали новую карьеру. За прошедшие пять лет мировые продажи невоенных дронов увеличились в четыре раза . По оценкам властей США, только в этой стране число небольших хобби-дронов может к 2021 году достичь 3,5 миллиона единиц . А коммерческих – 442 тысяч.

В 2016 году консалтинговая компания Pricewaterhouse Coopers заявила, что к концу десятилетия эта индустрия способна на 6000-процентный рост : рынок коммерческих решений может скакнуть с 2 миллиардов сегодня до 127 миллиардов в 2020 году.

Как считает PwC , применение дронов продолжит расширяться в самых разнообразных сферах, в особенности в сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, обеспечении безопасности и развлекательной сфере.

Типы дронов

Стандартные БПЛА состоят из контролера и летательного аппарата. Последние различают по типу дизайна: системы с фиксированным крылом (самолеты), вертолеты и мультикоптеры, еще называемые мультироторами. Они представляют собой раму с размещенными на ней двигателями – от трех до восьми.

Для старта коптеры задействуют все винты, маневры в воздухе осуществляют за счет замедления и ускорения отдельных пропеллеров. Например, для движения вперед ускоряются задние винты.

Сейчас на рынке гражданских, особенно развлекательных БПЛА доминируют квадрокоптеры.

У каждого из современных типов дронов есть свои достоинства и недостатки. БПЛА с фиксированным крылом полагаются на подъемную силу и меньше расходуют батарею, оставаясь в воздухе более продолжительное время. Одновременно им необходимо пространство для запуска.

Мультикоптеры взлетают из вертикального положения, но используют больше энергии для набора и поддержания высоты. По словам профессора ливерпульского университета Сержа Уича , основателя организации Conservation Drones , занимающейся продвижением БПЛА в проектах по сохранению биоразнообразия, наибольший потенциал имеют дроны-гибриды :

«Они сочетают позитивные моменты обоих типов: взлетают и приземляются как мультироторы, но летят как БПЛА с фиксированным крылом. Это позволяет сократить взлетное пространство и продлить полет». Серж Уич

Крупнейшим производителем коммерческих и хобби-дронов на сегодняшний день является китайская компания DJI , на долю которой приходится более 70 процентов рынка. Ее основные конкуренты – еще один китайский производитель Yuneec и французский стартап Parrot .

Стоимость гражданских беспилотников варьируется от десятков до многих тысяч долларов и определяется несметным количеством технических нюансов: мощностью батареи, скоростью, максимальным расстоянием, на которое БПЛА может удаляться от контролера.

Задает цену и способность дрона летать при плохой погоде, низких температурах, стабильно совершать взлет и посадку. Современные гражданские БПЛА могут летать на ракетном топливе и быть упакованы 4D камерами, тепловизорами, всевозможными сенсорами, системой ночного видения.

В самом низу пирамиды гражданских и коммерческих дронов сидят дешевые игрушки. Их батареи хватает на несколько минут, они могут отлетать от контролера на пару метров, кувыркаться в воздухе и жужжать с варьирующейся степенью назойливости. Некоторые оснащены слабенькими видео- и фотокамерами и минимальным набором автоматических опций, например, взлета, приземления и удержания высоты.

Беспилотники и их мирное использование

БПЛА уже можно считать обыденностью в аграрном секторе, где они стали частью концепции точного земледелия . Выдаваемые дронами 3D-карты помогают определить состояние почвы и лучше планировать посев. Специальные интегрированные сенсоры способны при облете распознавать грибок, засушливые области, плотность урожая. Существуют беспилотники, специализирующиеся на точечном опылении и удобрении растений.

Флоты дронов, обходящиеся дешевле, чем вертолеты, интегрируют в свою работу правоохранительные органы и различные службы по чрезвычайным ситуациям многих стран. БПЛА оказываются чрезвычайно полезны для инспекций района аварии или возгорания, оценки ущерба, нанесенного стихией, сбора информации о месте преступления с воздуха . Эти данные затем могут быть превращены в трехмерные симуляции.

По информации агентства Bloomberg , в настоящее время БПЛА используют около 350 государственных агентств в 43 американских штатах. В Коннектикуте готовится к рассмотрению законопроект, который может позволить полиции применять вооруженные дроны . В этом году БПЛА патрулировали улицы во время традиционного марафона в Бостоне . В Великобритании началось использование дронов для мониторинга футбольных матчей .

БПЛА может ждать большое будущее в сфере почтовых услуг. Компания Amazon не один год вынашивает планы по осуществлению регулярных доставок товаров дронами и недавно совершила первый тестовый полет в рамках проекта Prime Air . Amazon в определенной степени уже обошел калифорнийский производитель Matternet , чьи дроны профессионального класса способны доставлять объекты весом до 2 килограммов на расстояние до 20 километров.

В 2017 году агентство гражданской авиации Швейцарии выдало Matternet разрешение на осуществление доставок проб крови между двумя госпиталями в городке Лугано в любое время дня и ночи. Недавно появилась информация, что Google пытается запатентовать систему доставки, осуществляемую тандемами БПЛА и наземных роботов .

Летом 2017 года Дубай обещает запустить услугу доставки… людей . Там, по планам, должны начать циркулировать дроны-такси, способные переносить одного человека весом до 100 килограммов и его чемодан.

БПЛА процветают на службе у киноиндустрии и пользуются большой любовью у профессиональных фотографов и фотолюбителей. В марте 2017 года в Нью-Йорке прошел третий кинофестиваль , целиком посвященный фильмам, снятым с помощью БПЛА.

Еще один недавний тренд – гонки дронов. В прошлом году была создана Лига гоночных дронов . Она привлекла 12 миллионов долларов инвестиций, подписала контракт со спортивным телеканалом ESPN и готовится к проведению в июне чемпионата мира с участием 16 БПЛА и их пилотов. Видео финала еще одного турнира – World Drone Prix в Дубае в прошлом году.

Дроны, биоразнообразие и окружающая среда

Дроны уже осуществляют доставки жизненно важных медикаментов в труднодоступные районы Руанды. В Канаде микродроны были использованы для сбора проб воды , выбрасываемой китами. Их анализ позволяет оценивать состояние здоровья животных. В Кении действует проект по борьбе с браконьерами с помощью дронов.

Несколько интересных проектов сделала компания SenseFly , «дочка» Parrot для коммерческих решений. Ее дроны, в частности, отслеживали изменения ледников в Гималаях и вели подсчет популяции морских котиков в Канаде. НАСА использует дроны для изучения структуры ураганов и штормов.

По словам Сержа Уича из Conservation Drones, БПЛА становятся глазами и ушами человека там, куда он не может добраться самостоятельно: «Мы можем получать данные, которые в других случаях были бы нам недоступны, или делать это быстрее».

Уич считает, что у дронов в гуманитарных проектах и инициативах по сохранению окружающей среды может быть большое будущее, но для этого нужны определенные условия. В частности, необходим дальнейший прогресс технологий: «Одна из трудностей – это сложность анализа данных, – говорит Уич. – Дроны становятся более простыми в использовании, но сбор данных и их анализ все еще практически не автоматизированы. Необходимо работать в этом направлении».

Уич считает, что эволюционировать должно и окружающее технологию законодательство: «Большие препятствия в нашей работе создают правила использования дронов и отсутствие механизмов для гармонизации законов разных стран. Это означает, что квалифицированным пилотам могут не позволить управлять БПЛА за пределами государств, где они проходили сертификацию. Также мы увидим больше случаев использования дронов, когда правила разрешат их удаление из зоны видимости пилота. В настоящее время это требование сильно затрудняет работу».

Небезобидная технология

По оценкам, в прошлом году только в США было продано около 700 тысяч дронов, на 63 процента больше, чем в 2015 году. Мощную и достаточно доступную технологию тестируют не только полицейские, экологи и фермеры. Дроны открыли новые возможности для террористов, контрабандистов и хулиганов.

По всему миру зафиксированы попытки использовать дроны для нелегальных доставок, например, в тюрьмы . В 2015 году в Великобритании число жалоб в полицию, связанных с хобби-дронами, возросло на 325 процентов. В большинстве случаев действия подозреваемых были классифицированы как угроза общественному порядку. Тем не менее в 13 случаях беспилотники были использованы для совершения взломов. Еще семь эпизодов были связаны с дронами, летавшими подозрительно близко к детям. В 14 – представляли угрозу транспорту, в основном воздушному .

В 2015 году из 25 случаев угрозы столкновения воздушных судов с объектами в районе аэропортов Лондона четыре были связаны с дронами. Сейчас британская полиция расследует инцидент в воздушном пространстве аэропорта Хитроу с самолетом British Airways. Лайнер столкнулся с неизвестным объектом, по подозрениям, это был БПЛА .

Нейтрализация подозрительных БПЛА стала новой «головной болью» агентств по обеспечению правопорядка и безопасности. В Токио для физического перехвата действует флот дронов , ловящих подозрительные объекты сетями-сачками. Во Франции и Голландии для этих целей готовят хищных птиц . В Китае незаконно фланирующих БПЛА начали отстреливать .

Перехват дронов также возможен и с помощью хакерских приемов. В прошлом году возможную уязвимость систем БПЛА продемонстрировали студенты американского университета Джона Хопкинса. Они успешно справились с задачей взломать недорогой хобби-дрон , перегрузив запросами его бортовой компьютер и контролер и теперь готовятся взять приступом дроны в более высокой ценовой категории. Еще один известный метод перехвата – GPS-спуфинг . Он заключается в захвате управления дроном путем отправки ложных GPS-сигналов. В 2016 году власти США заявляли, что этот прием широко применяют нарушители границы с Мексикой .

Правила

Попытки регулирования использования БПЛА предпринимают во многих странах . При этом в мире нет единства: варьируются разрешенная высота и дальность полета, классификация дронов, требования к регистрации и квалификации пилота.

Так, большинство стран придерживаются максимальной разрешенной высоты 1250 метров (400 футов). В Португалии этот порог составляет 1500 метров. В ЮАР – не выше самого высокого дерева или здания . Над гармонизацией правил использования БПЛА на своей территории сейчас работает Евросоюз. Но, как ожидается, этот процесс завершится не раньше 2018 года .

В 2016 году федеральное управление гражданской авиации США опубликовало новые правила использования БПЛА . Они освободили от регистрации владельцев аппаратов тяжелее 24 килограммов. Если беспилотники применяются для работы, например, инспектируют объекты с воздуха, управляющие ими люди обязаны пройти сертификацию, а сам аппараты – предполетную проверку.

Для них установлено ограничение скорости – не быстрее 100 километров в час и высоты полета – не выше 1250 метров. Полеты за пределами зоны видимости контролера запрещены. Для подобных миссий необходимо получать специальное разрешение. На данный момент власти выдали всего около 300 таких лицензий.

Перспективы

Как и в случае с любой технологией, переживающей бум, разработка и усовершенствование возможностей БПЛА ведется по всем направлениям и порождает самые амбициозные проекты.

Некоторые эксперты полагают , что именно дроны, а не беспилотные машины – будущее автономной навигации. Ведется работа по созданию дронов, .

Не нова идея делегировать БПЛА не только опасную и сложную, но и просто неприятную работу. Недавно внимание мировых СМИ привлек голландский проект Dogdrones по созданию патрулей из двух роботов – наземного и воздушного – для уборки собачьих экскрементов в городах. Он, правда, оказался первоапрельской шуткой… пока.

Изменение климата-это обширная, сложная проблема. Но есть удивительно простой способ изменить ситуацию: посадить больше деревьев. Деревья очищают загрязнение от воздуха, уменьшают эрозию, улучшают качество воды, предоставляют дома для животных и насекомых и улучшают нашу жизнь бесчисленными другими способами.

Оказывается, восстановление экосистем также является новой бизнес-возможностью. В новом докладе Института мировых ресурсов и Охране природы говорится, что правительства всего мира взяли на себя обязательство возродить почти 400 миллионов акров пустыни — более крупную, чем Южная Африка. По мере того, как страны стремятся развить леса, стартапы мечтают о новых, более быстрых способах посадки деревьев. Для некоторых новаторов, таких как ветеран NASA доктор Лорен Флетчер, это означает использование беспилотных летательных аппаратов.

Флетчер сказал, что его обращение из stargazer в Eco-warrior было вызвано его беспокойством об изменении климата, которое было резко ухудшено в результате обезлесения. Для решения этой проблемы он создал BioCarbon Engineering, которую он описывает как компанию по восстановлению экосистем. Работая с коллегами, он придумал 30-фунтовый беспилотный летательный аппарат по прозвищу «Робин».»Он может летать над самыми изрезанными ландшафтами на земле, сажая деревья в точных местах со скоростью 120 в минуту.

Флетчер думал, что он может сделать лучше, поэтому он собрал команду из 12 экспертов с опытом в области инженерии, общинного развития, экологии, биологии и дистанционного зондирования. Первый шаг был нахождение правильного вида дерева. “Речь идет о восстановлении экосистем, полная остановка. Если Вы не получите правильную биологическую сторону, тогда Вы не решение», — сказал Флетчер. Второй шаг-создание роботов для посадки деревьев.

Флот беспилотных летательных аппаратов BioCarbon Engineering летит в десяти футах от земли, осторожно продувая семенные стручки в землю со скоростью 2 в секунду. Это быстро, но наиболее перспективным является потенциал масштабирования. Флетчер говорит, что его цель — посадить 500 миллиардов деревьев к 2050 году.

Для достижения этой цели ему понадобится больше, чем просто дроны. «Наше решение не является оптовой заменой ручной посадки. Есть времена, когда ручная посадка является абсолютно правильным решением, а иногда и единственным решением”, — сказал Флетчер, который хочет использовать самолеты и наземные машины для посадки, помимо беспилотных летательных аппаратов.

BioCarbon Engineering не является единственным участником в этой области. Такие фирмы, как DroneSeed в Сиэтле, штат Вашингтон, разрабатывают планы использования дронов для посадки семян и уже используют БПЛА для распространения удобрений и распыления гербицидов. И запуск в Великобритании аэрофотосъемки делает то же самое, но вместо развертывания беспилотных летательных аппаратов они полагаются на военно-транспортные самолеты. Эти и другие фирмы реагируют на растущий глобальный толчок к восстановлению лесов, о котором говорится в новом докладе.

Флетчер с оптимизмом смотрит в будущее лесов. “Это не просто конвергенция технологий”, — сказал он. «Это на самом деле конвергенция социальной воли и политической власти, которые сосредоточены на этой глобальной проблеме.”

Компания DroneDeploy, создающая инструменты для сбора и анализа данных с помощью дронов, предоставила статистику по индустрии и прогнозы её развития на наступивший год.

2017-й стал наиболее значимым годом для коммерческих дронов, которые использовались в самых разнообразных направлениях: от археологии до сельского хозяйства. Одним только Федеральным авиационным агентством США сертифицировано более 66 тысяч дистанционных пилотов. Итак, тенденции:

8. Продолжится ориентирование на потребительский сегмент

Переход высоких технологий в категорию потребительских продуктов, обусловленный упрощением эксплуатации и созданием лёгких в освоении пользовательских интерфейсов, наблюдается практически во всех сферах, и дроны не являются исключением.

Для управления многими беспилотными аппаратами уже не требуются глубокие познания и инженерные навыки. Успешный пример демонстрирует лидер сегмента — китайская компания DJI, которой, по оценкам Skylogic Research, принадлежит 72 % мирового потребительского рынка. А всего годом ранее компания контролировала 50 %. И этот рост продолжится, пока конкуренцию не составят более крепкие и опытные производители, чем текущие соперники, которые по-прежнему будут предлагать преимущественно нишевые решения.

Рост монополии DJI означает, что в 2018 году аппаратные решения будет предлагать меньшее число компаний. А главный рост индустрии обеспечат производители программного обеспечения и служб. Впрочем, США уже начала применять протекционистские меры по сдерживанию экспансии DJI.

7. Возрастёт вовлечённость внешних игроков

В 2017 году интерес к индустрии дронов проявили крупные компании вроде Intel и Facebook. Число сторонних участников, вливающихся в отрасль, продолжит расти благодаря новым партнёрским отношениям и более глубокому сопряжению индустриальных решений. Всё это поддерживается интересом к использованию аэроданных с инструментами вроде CAD, BIM, GIS и другими.

6. Самостоятельное использование дронов компаниями

На сегодняшний день, по оценкам Skylogic Research, использование сторонних услуг по задачам, связанным с дронами, сократилось до 10 %. Две трети компаний справляются с этими задачами собственными силами, а ещё чуть менее четверти прибегают к комбинированному подходу. Внутренние подразделения по пилотированию дронов растут подобно IT-отделам в эпоху, когда крупные фирмы начали применять компьютеры.

Такой подход будет сохраняться и далее. При этом контрактные услуги не исчезнут полностью, но станут более специализированными и нишевыми, а спрос на сторонние услуги будет исходить скорее от малого и среднего бизнеса, чем из корпоративного сектора. Многие провайдеры расширят сферу своей деятельности от регионального до общегосударственного уровня. А крупные компании будут создавать собственные специализированные команды, знакомые с их задачами, производственными процессами и готовыми постоянно отвечать на нужды организации.

5. Первые крупномасштабные развёртывания воздушных флотов

2017 год показал существенный сдвиг в использовании коммерческих дронов. В следующем году больше компаний расширят свои операции в воздухе, опираясь на широкое развёртывание дронов. DroneDeploy ожидает, что аэрофлоты числом от 100 до 1000 дронов будут работать по всему миру, постоянно собирая данные для решения бизнес-задач. Некоторые компании сделают за год более 100 тысяч полётов.

4. Новая эра автоматизации

Поскольку все больше предприятий прибегают к использованию в работе беспилотных летательных аппаратов, можно ожидать роста потребности в системах автоматизации полётов и рабочих процессов. Новые API и более глубокая интеграция свяжут данные с дронов с промышленными инструментами, усиливая сотрудничество между организациями. Автоматизация является ключом к росту индустрии. По мере роста предприятий, полагающихся на данные с дронов, чаще будут совершаться запуски, а это в свою очередь потребует улучшенной автоматизации передачи и анализа информации в круглосуточном формате.

В 2018 году ожидается, что появятся продвинутые средства автоматического создания планов полётов и планирования маршрутов в воздухе. Это сделает дроны применимыми в более сложных условиях и в конечном счёте выльется в создание полностью автономных беспилотников в ближайшие годы.

3. Более качественные данные позволят проводить глубокие исследования

В настоящее время машинное зрение и фотограмметрия решают большинство проблем картографии при помощи дронов — в 2018 году это изменится. Компании, которые будут получать доступ к наиболее крупным наборам данных с дронов, имеющие возможность анализировать миллионы полётов, получат шанс занять более крепкие позиции в индустрии. Они смогут исследовать наиболее насущные проблемы, с которыми сталкиваются владельцы дронов и предлагать эффективные решения, в том числе с использованием алгоритмов машинного обучения.

2. Машинное обучение и ИИ

В 2017 году термины «искусственный интеллект» и «машинное обучение» звучали очень часто в IT-индустрии, однако в области коммерческих дронов эти технологии пока не особенно распространены. В 2018 году ИИ получит ещё большее распространение и позволит решать серьёзные задачи, которые стоят перед такими отраслями, как сельское хозяйство, строительство, наблюдение и проверка работы различных систем.

С ростом автоматизации полётов возрастёт и частота сбора данных — понадобятся решения для более качественного анализа собираемых данных, и тут весьма важно будет применение машинного обучения, чтобы минимизировать участие человека в процессах. Компьютеры будут отбирать всё больше хлеба у пилотов дронов и даже предлагать решения тех или иных проблем, выявленных в процессе анализа данных из автоматических полётов. Например, дроны смогут самостоятельно сообщать о проблемах с безопасностью на строительной площадке или определять за один полёт объём урожая, количество сорняков и проблемы с поливом на полях.

1. Сбор данных и анализ станут чаще происходить в реальном времени

Быстро лучше, чем медленно, особенно в области анализа данных. И индустрия дронов пойдёт по этому пути: данные с дронов будут анализироваться в реальном времени, снимая необходимость ожидания в течение часов или даже дней. Развитие технологий пограничных вычислений позволит мобильным устройствам и дронам проводить всё больше задач анализа данных в реальном времени. В 2017 году технология только появилась, а в 2018 году начнётся эра мгновенного анализа данных, что позволит понимать происходящее на земле прямо во время полёта, чтобы сразу принимать решения. Это поможет не только в сельском хозяйстве и строительстве, но и при поиске людей, чрезвычайных ситуациях и в прочих областях.

Дроны застолбили место в топовых новостях и на первых полосах газет. Атакуют нашу базу Хмеймим и бьются о стены АЭС во Франции, патрулируют тайгу и пляжи, спасают альпинистов, на них пытаются доставлять пиццу, лекарства и почту. На днях было нападение группы коптеров на президента Венесуэлы. Все это не могли предсказать даже футурологи.

Проще говоря: будущее наступило, как обычно - быстрее, чем ждали.

Между ангелом и бесом

Термин "беспилотник" не самый удачный. Строго говоря, у каждого дрона пилот есть. Внешний, на земле, но есть.

По-настоящему фантастически-апокалиптические времена нас всех ждут, когда пилотов на самом деле не станет. Ждать не долго, следующее поколение дронов скорее всего будет летающими киборгами с искусственным интеллектом. Проще говоря, они сами смогут принимать решение: в рамках задач, которые им поставит владелец.

Но и то, что уже летает у нас над головами, - тоже чудо техники.

Специалисты делят дроны на классы и виды. Если же говорить о моделях, то тут вообще караул. В настоящий момент только военные дроны разрабатывают в 60 странах мира! А гражданские, похоже, создают абсолютно все государства Земли. Даже если какая-то малоразвитая страна официально не создает, то ее граждане в гаражах и подвалах из контрафактных деталей все равно собирают коптеры. Для самых разных целей. Кому сигареты в тюрьму перебросить, кому рассвет сфотографировать.

Чтобы не запутаться в этом разнообразии, разделим дроны всего на два класса. На плохие и хорошие.

Идея квадрокоптера (вертолета с четырьмя несущими винтами) родилась еще в 1920-х годах. Но мысль опередила уровень техники: не было подходящих технологий. Поэтому воплотили ее в жизнь в формате беспилотника в наши дни. Фото: Сергей Михеев/ РГ

Новостную картину определяют первые. В небе Ирака, Сирии, Израиля, Донецка и Луганска (хотя применение беспилотников там запрещено Минскими соглашениями) летают разной степени технического совершенства беспилотники. Обычно - в качестве разведчиков или бомбардировщиков.

Все примитивно: подлетает, зависает над целью и по команде оператора сбрасывает гранату, мину или выстрел от подствольного гранатомета. В качестве цели может быть группа солдат, машина, склад.

В Сети довольно много съемки с беспилотников, которую выкладывают исламские радикалы. На некоторых кадрах видно, что после взрыва сброшенных бомб солдаты хаотично мечутся, а затем занимают оборону против наземного противника. Просто не понимают, кто и откуда на них напал.

Был случай, когда в Сирии дрон террористов взорвал тонны боеприпасов, казалось бы, хорошо замаскированные на стадионе.

Техника на грани фантастики: ученые и инженеры дроны самолетного типа и вертолетные коптеры уменьшают в размерах до пугающего уровня. Недалек тот день, когда спецслужбы отправят в атаку на врага беспилотных "насекомых" с ядовитыми жалами. От настоящих пчел и мух вы их не отличите. Фото: REUTERS

Используют их не только на войне. В прошлом месяце в Мексике дрон применили для покушения на министра общественной безопасности штата Нижняя Калифорния. С дрона сбросили две гранаты. Министр жив.

Во Франции активисты "Гринпис" изготовили дрон в форме Супермена и направили его на АЭС "Бюже" под Лионом. Беспилотник врезался в стену бассейна для отработанного топлива. "Зеленые" заявили, что сделали это для того, чтобы привлечь внимание к уязвимости атомных станций.

Дело техники

Перечислять "преступления" дронов можно бесконечно. Только в США в месяц происходит до 250 инцидентов, связанных с опасным сближением с самолетами и вертолетами. С помощью квадрокоптеров перевозят наркотики и пытаются доставлять в тюрьмы мобильные телефоны. В Калининградской области пресечен "транзит" сигарет через границу. В США на дрон модели DJI Phantom хотят записать первое в истории беспилотников крушение вертолета. В Южной Каролине экипаж R22 Robinson увидел по курсу дрон-Phantom. Во время маневра уклонения пилот врезался в дерево. Вертолет поврежден, люди уцелели.

Но дроны не только убийцы, но и ангелы-хранители. Недавно дрон российского МЧС с помощью тепловизора нашел в сибирской тайге заблудившуюся женщину.

А еще благодаря небольшому беспилотному аппарату удалось спасти жизнь известному британскому альпинисту Рику Аллену. Он в Пакистане упал с ледника на склоне гималайской вершины Броуд-Пик. 65-летнего спортсмена уже считали погибшим, но у находившихся в Гималаях братьев-альпинистов из Польши оказался с собой дрон DJI Mavic Pro. Компактный: помещается в рюкзак. В сложенном состоянии это коробка 8х8х20 см. В безветренную погоду может продержаться в воздухе до 27 минут. Летает со скоростью 65 км/ч, высота полета - до 5000 м. Британец, кстати, лежал на высоте 8000 м.

Фотокорреспондент Сергей Михеев - единственный пилот в "РГ". Кроме шуток. По закону он "внешний пилот" беспилотника. Результат его "полетов” перед вашими глазами. Фото: Сергей Михеев/ РГ

И с этого 750-граммового коптера нашли Рика Аллена. Обмороженного и травмированного, но живого. Интересно, что спасенный признался, что до этого случая пролетающие дроны его здорово раздражали...

Не окажись там дрона, спасатели нашли бы только тело.

Тела дроны тоже находят. 30 июля дрон нашел погибшую российскую альпинистку Наталью Чионову, погибшую под лавиной при спуске с пика Ленина в Киргизии.

Беспилотник, возможно, задействуют и для поиска тела российского альпиниста, погибшего в конце июля в Пакистане на склоне горного пика Латок-1.

У таких трагедий есть деликатный аспект. При спасении людей, оказавшихся в беде на горных склонах, огромному риску подвергаются вертолетчики. Если это профессиональные спасатели, то можно было бы сказать, что это их работа. Но в том же Пакистане рискуют жизнью военные пилоты. Военным, конечно, положено рисковать жизнью, но совсем не для того, чтобы вытаскивать с того света гражданских экстремалов. Но из-за международного резонанса армия получает приказ от правительства - спасать альпиниста любой ценой, невзирая на риск потери экипажа и матчасти.

И это извечная дилемма: если кто-то готов рискнуть жизнью ради покорения горной вершины, то он, конечно, герой и крутой мужик (вариант: нереально крутая девчонка). Но его игра на выживание - его личное дело. Вопрос в том, почему надо подвергать смертельному риску других? Вдовы летчиков этого не понимают.

Беспилотник - лучший компромисс в этом нелегком морально-правовом споре.

Глуши их всех

Техника развивается настолько стремительно, что законодатель за ней не поспевает. Правительство РФ недавно вернуло на доработку предложенный минтрансом порядок учета гражданских беспилотных воздушных судов. Вероятнее всего, системы госконтроля дронов и коптеров, которые тяжелее 250 граммов, а также сервисы их страхования запустят в 2019 году.

Трофейные беспилотники, которые шли в атаку на авиабазу Хмеймим. На первый взгляд - работа людей, которые в детстве увлекались авиамоделизмом. На самом деле в Сирии эффективность нашей ПВО испытывают и весьма совершенные дроны. Но серьезные "бойцы" в плен не сдаются. Фото: НТВ

Впрочем, с беспилотниками законопослушных граждан порядок наведут. Это лишь вопрос времени.

А вот что делать с дронами радикалов, преступников, безумцев и террористов?

Универсального средства нет, битва идет по всем фронтам и направлениям. Самый верный способ - сбить его пулей или снарядом. Они ведь летают невысоко, не очень быстро и абсолютно не бронированы.

Сначала стрельбу по дронам ввели в подготовку снайперов. Теперь на уничтожение вражеских дронов бросили всех солдат, кому положено по штату оружие. С этой осени Минобороны России с учетом опыта боевых действий в Сирии вводит специальное упражнение: стрельба по имитирующей беспилотник мишени. Как индивидуально, так и в составе подразделения. Так сказать, жизнь заставила.

Само собой, армейская ПВО в полной мере задействована в этой битве. Кроме традиционных средств поражения разрабатываются новые типы боеприпасов (т.н. воздушного взрыва), испытывают лазерные установки.

На всех оружейных выставках появился раздел: "Противодроновые ружья". Футуристического вида "винтовки", выжигающие электронику дронов электромагнитными импульсами и заглушающие им сигналы спутниковой навигации.

Есть и спорные разработки.

Британцы создали устройство, напоминающее подствольный гранатомет - генератор "белого шума". Об этом "шуме" пишут много и разное. Еще его называют "звук-убийца" или инфразвук высокой силы. Приписывают особые свойства: может довести человека до паники или вовсе лишить разума. Но вот пытаться довести до истерики дрон... Инфразвук, конечно, повлияет и на электронику. Главное, чтобы свои солдаты раньше не разбежались от страха.

Ну и самый экзотический способ: использование птиц хищных пород. Во Франции и в Нидерландах создают полицейский "пернатый спецназ". Выглядит красиво, но реальный результат под вопросом. Мелкие коптеры орлы игнорируют. На те, что побольше, их натравить в принципе удается. Но есть проблема: винты травмируют охотников.

Для защиты на их лапы надевают перчатки-латы. И... начинается классическое соревнование брони и снаряда: снаряд мощнее - броня толще. Но птица - не танк, сильно ее не забронируешь. Не взлетит.

Поэтому самая эффективная мера: перехват каналов управления и принуждение беспилотника взрываться или "сдаваться в плен". Такая работа ведется, и есть успехи. Лучшее доказательство - трофейные беспилотники, показанные на авиабазе Хмеймим.

От Москвы до Нью-Йорка

Наша газета уже писала об ограничениях на полеты беспилотников в центре Москвы ("Кремль no fly zone", 21.08.2017). Перечеркнутый силуэт дрона-беспилотника и надписи на английском: "No fly zone" и на русском "Бесполетная зона" в прошлом году снизили число нарушений. Показательно, что запускают коптеры у Кремля в основном иностранцы. За полгода - 9 инцидентов, из граждан России только двое. Остальные - туристы с Тайваня, из Китая, Ирана, Колумбии, Бразилии, Японии и Греции.

Этим летом опять всплеск нарушений. В июне полиция задержала австралийца, запустившего квадрокоптер на Красной площади, и израильтянина - на Варварке. На Манежной площади вместе с дроном в участок отправились граждане Аргентины и Перу... На туристов составлены административные протоколы о нарушении правил использования воздушного пространства.

Это не только у нас так. В Нью-Йорке с 2014 года действует запрет на полеты беспилотников. Есть исключения - несколько парков. А в столице США еще более жесткие меры: ограничено движение дронов в 48 км от центра Вашингтона.

Можно спросить: но речь идет о дронах, с которых беспечные туристы хотели сделать эффектный кадр. Как прикрыт Кремль от по-настоящему опасных БПЛА?

Ну как, как... Надежно.

А детали всем знать и не положено.

Еще те голуби

Фантазия создателей дронов становится все изощреннее.

Во Франции испытывают дрона-трансформера. В полете он может за 0,3 секунды выстроить роторы в один ряд, чтобы пролететь через узкие проемы.

В Китае по программе Dove ("Голубь") ученые из института в Сиане разрабатывают дрон, внешне напоминающий одноименную птицу и имитирующий ее полет.

Это не первый случай, когда дрон маскируется под пернатых. В Йемене был сбит аппарат террористов, который совершал манипуляции, напоминающие взмах птичьего крыла. Судя по убогому исполнению, собрали его в местной мастерской. Хоть он и летал, но ничего, кроме смеха, не вызвал.

А вот над китайским "Голубем" никто не смеется. Оснащен HD-камерой и GPS-антенной, весит 200 г, летает 30 мин. со скоростью до 40 км/ч. Объявлено, что партия "голубей" будет использована лишь для нужд гражданской авиации. Некоторые верят.

Когда в серию пойдут дроны в форме мух, пчел и прочих насекомых, способных нести не только шпионские камеры, но и жала с ядом или вирусами, мир станет другим.

Боюсь, сейчас кто-то усмехается. Согласен. Если о таких мы не читаем в новостях, это не значит, что их уже не испытывают.

За гранью

В Гарварде создали робота-таракана HAMR, который умеет бегать, ходить по воде, как водомерка, и нырять, находясь под водой 30 минут. При весе в 1,65 грамма переносит груз весом 1,44 грамма. Сейчас его обучают импульсным прыжкам. Осталось научить летать - и... По одним данным, Пентагон уже проявил интерес. По другим - это чудо и создавали по заказу научно-исследовательского управления армии США.

А вот новые идеи, как решили защитить от БПЛА тюрьмы в Германии, Швейцарии и Великобритании. Это не прогноз: какие-то элементы уже установлены, например, система SkyFence для английской тюрьмы Гернси. Какие-то установят в ближайшее время.

Итак, представьте: бандиты с воли послали друзьям-зэкам дрон с запрещенным грузом. Тюремный радар, дюжина телекамер и инфракрасные сенсоры обнаруживают его. И на дальнем подступе глушат системой активного радиоэлектронного подавления.

Не помогло. Тогда по дрону палят из 35-мм пушек снарядами воздушного подрыва AHEAD.

2000 новых моделей военных беспилотников сейчас создают в 60 странах мира

Если гад опять увернулся, то - внимание! - ему навстречу стартует дрон-перехватчик Sentinel швейцарской компании Skysec.

1,8-кг Sentinel разгоняется до 230 км/ч, радиус действия - 4 км. Ему вводят координаты нарушителя, дальше перехватчик "думает своей головой": все решения при сближении принимает искусственный интеллект. Тактика перехвата: сблизиться, выбросить сеть, которая захватит враждебный дрон. Сеть снабжена парашютом, на котором пленник опускается на землю. То есть задача - не уничтожить его, а взять с поличным.

Если и перехватчик не смог ничего сделать, то есть еще система защиты последнего рубежа: Net Gun X1. Это устройство, которое также выбрасывает сеть двух видов. Первая - в качестве преграды. Вторая - сеть-ловушка, последний шанс поймать дрон.

Конкретно

Число беспилотников в Минобороны России достигло 2 тыс. Считается, что наша армия - вторая в мире (после США, где их 7 тыс.).

Цена вопроса

Квадрокоптер т.н. карманного форм-фактора Syma и Hubsan можно купить за 1,5 - 2,5 тыс. руб. Квадрокоптер DJI Phantom 4 PRO Plus - 130 тыс. Профессиональный Геоскан 401 даже в базовой комплектации - от 1,6 млн. Геоскан 401 Геофизика для создания электронных карт для навигаторов - от 4 млн. Дрон DJI Mavic Pro, спасший альпиниста Рика Аллена, стоит от 50 до 90 тыс. руб.

В 2017 году легко купить дрон с камерой. Пока вы читаете эту статью, квадрокоптер соседа может снимать содержимое вашего балкона и заглядывать к вам в окно. А если вы живете в Подмосковье, то по слухам, налоговая уже готовит к рейдам беспилотники для выявления незаконных построек на вашем участке.

В статье будет рассказано о проблеме дронов-шпионов и возможных способах борьбы с ними.

Чем хороша съемка дронами?

Беспилотники смогли заснять множество мест, куда вход возможен только в составе экскурсионных групп или не возможен вовсе. В галерее выше можно посмотреть несколько примеров видео: строящийся Apple Campus 2, Чернобыльская АЭС, концлагерь Освенцим (уголки, скрытые от посетителей музея), Ниагарский водопад. Еще есть «фильм про виноградник», но думаю, вы его уже смотрели.

Закрытые объекты можно снимать и с вертолетов, но у дронов есть три преимущества:

  1. Съемка получается детальнее, интереснее, ведь объекты можно снять гораздо ближе.
  2. Дроны в разы дешевле.
  3. При правильном подходе съемка с квадрокоптера может пройти незаметно .

Сколько стоят дроны для видеосъемки?

Профессиональные дроны для аэросъемки могут стоить несколько сотен тысяч рублей и больше, а «полупрофессиональные», например, представители линейки Phantom от DJI или Go Pro Karma вписываются в ценовой диапазон от 60 до 120 тысяч рублей. И при этом снимают качественное видео и держатся в воздухе 15-30 минут.

Еще есть дроны Syma за 3 000-10 000 рублей, которых хватает на несколько минут полета и видео они снимают такого же качества, как телефоны десятилетней давности. Но такой функциональности вполне достаточно, чтобы посмотреть что происходит на участке соседа. А на YouTube полно видео-инструкций «Как к дешевому квадракоптеру прикрутить нормальную камеру».

Точное число дронов в мире неизвестно, но по предположениям разных аналитиков их продано уже около 10 миллионов и более сотни тысяч из них в России. В последние годы персональные мини-беспилотники внезапно превратились в доступную для народа вещь и мы будем сталкиваться с ними все чаще.

Дроны - это круто, но мы беззащитны перед ними

С одной стороны, мини-беспилотники приносят пользу человечеству: доставляют товары без пробок, помогают полиции следить за порядком, делают прямые трансляции со спортивных соревнований, снимают кино.

С другой стороны, они могут распространять биологическое оружие, заниматься шпионажем, неудачно приземляться на людей и животных. И людям необходимо каким-то образом контролировать эти устройства и защищаться от них.

Последние пару лет все чаще выходят новости о новых способах защиты от дронов. Но все они имеют недостатки. Итак, предположим, вам надо скрыть от съемки с помощью беспилотника территорию Х. Что вы, чисто теоретически, можете предпринять?

Вариант №1. Сбить ружьем с земли

Когда в январе появились новости о том, что налоговая собирается снимать дачи беспилотниками, то к ним сразу посыпались комментарии: «Вот ружье дедово достану и сяду в засаду на дрона. Враг не пройдет!» . Но такие рассуждения излишне оптимистичны.

Да есть дроны, которые низко летают и заставляют всех оборачиваться на шум. Но для скрытой съемки используют тех, которые незаметно летают на большей высоте. В первом видео дроны-шпионы (штат Техас) маскируется под звезды. В ночном небе без съемки с приближением они смотрятся довольно органично, и главное, их совсем не слышно.

На втором видео показан американский военный дрон, который маскируется под ворону: имитирует звук крыльев, незаметен при дневном свете и на небольшой высоте. Пока такого нельзя заказать в интернет-магазине, но неизвестно, что будет через несколько лет.

Но даже простенький позапрошлогодний Syma X5SW Drone за пять косарей (третье видео) может пролететь незамеченным, если люди на объектах наблюдения не будет пристально вглядываться в небо и будут слушать музыку в наушниках.

Вариант №2. Автоматически запретить всем дронам летать в определенных зонах

Это самый разумный и экономный способ защиты, который применяют компании-производители для защиты общественно значимых объектов. Рассмотрим, как это происходит на примере DJI.

Итак, на официальном сайте есть карта No-Fly Zones . Там отмечены зоны, над которыми дроны не могут летать и при приближении к которым пилот видит сообщение об опасности.

В первую очередь, это аэропорты. Но также на карте есть военные объекты, стадионы, национальные парки, пожарные части. Вот места на территории Москвы, которые уже есть в базе DJI:

  • Стадионы «Локомотив» и «Открытие Арена»;
  • Посольства Китая, США, Великобритании, Франции и Германии;
  • Кремль, здания Государственной Думы и МВД.

Как видите, пополнение российской части базы только началось. На территории США недоступных для полетов зон в десятки раз больше, чем в России. В Америке некоторые государственные служащие имеют доступ к базе и могут вносить в нее новые места, в том числе временно, если случится чрезвычайная ситуация (например, лесной пожар). Скорее всего, со временем, такая возможность появиться и у других стран.

У этого прекрасного способа защиты от дронов есть два недостатка: простые люди пока не могут таким способом защитить свои участки и он не действует на устройства домашней сборки.

Вариант №3. Искажать сигналы GPS

Осенью прошлого года весь рунет облетела новость об искажениях GPS-сигнала у Кремля. Москвичи стали замечать, что время от времени, навигаторы и смартфоны в самом центре столицы начинали «глючить» и убеждать пользователей, что они находятся в аэропорту Внуково.

Григорий Бакунов из «Яндекса» провел расследование, в ходе которого прогулялся вокруг Кремля с GPS- и ГЛОНАСС-приемниками и замерил уровень сигнала. В результате, он сделал предположение о местонахождении устройства, которое имитировало работу навигационного спутника и посылала фейковые GPS-сигналы (обозначено звездочкой на картинке).

Блогер Илья Варламов предположил, что оно расположено рядом с президентской вертолетной площадкой и его включают для защиты от дронов (как было сказано выше, они не могут взлетать возле аэропортов). Но представители власти никак не прокомментировали это явление. Поэтому, есть некоторая вероятность, что причины искажения GPS-сигнала могут быть какие-то другие.

Устройства для искажения сигнала GPS можно купить в большинстве стран, в том числе в России, по цене несколько тысяч долларов. Их используют для тестирования навигационных систем судов.

Тема GPS-спуфинга довольно популярна на конференциях по информационной безопасности. С помощью устройства, собранного из компонентов, находящихся в свободное продаже можно не только не дать дрону взлететь, но даже угнать яхту (четвертое видео в галерее).

Вариант №4. Приобрести «глушилку радиочастот»

На картинке изображен подавитель Wi-Fi и радичастот в диапазонах‭ ‬2,4‭ ‬ГГц и‭ ‬5,8‭ ‬ГГц. Он действует в радиусе 300 метров, стоит чуть более 200 тысяч рублей и позиционируется как «глушилка для дронов». Российская компания Jammer начала продавать его в прошлом году.

Разнообразные «глушилки» свободно продаются в интернет-магазинах. Но перед их приобретением стоит внимательно ознакомиться с постановление «О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств». И подумать о защите своего здоровья.

Вариант №6. Приобрести специальную систему для обезвреживания дронов

В начале января 2016 года компания AirBase представила систему Drone Killer, она не просто глушит сигналы обнаруженных с помощью видеокамер дронов с целью их обезвреживания, но и вычисляет место откуда они управляются. Система действует в радиусе 5-10 километров.

Вариант №7. Приобрести ружье для обезвреживания дронов

Устройство на видео называется Drone Defender. Оно не умеет автоматически определять наличие дронов, но его можно носить с собой (4,5 кг) и лишать дроны связи с пилотом с расстояния до 400 метров.