Болезни Военный билет Призыв

Чем занимаются дети в группе продленного дня. Группа продленного дня в начальной школе. Управление группами продленного дня

Тафтунова Татьяна Александровна

Воспитатель ГПД ГБОУ СОШ № 4 им. Ж. И. Кусто Санкт- Петербург

Группа продленного дня в школе как необходимая форма организации внеурочного времени учащихся

В последние годы тема групп продленного дня становится предметом пристального внимания, споров и пять заявляет о себе, как о педагогически значимой воспитательной системе. В обществе начинает осознаваться известная аксиома: школа - модель общества, каково общество - такова и школа. И система продленного дня, работающая в различных формах уже более 40 лет, развивалась как прямое продолжение учебно-воспитательного процесса во второй половине дня.

Исторические корни системы продленного дня уходят в глубь веков и мы обращаемся к Платону. В трактате "Государство" (IV век до н. э) он обрисовал идеал социальной жизни и общественного воспитания детей от колыбели до второй ступени школы философов, где до 35-летнего возраста обучались бы будущие правители государства и его идеологи.

Платон говорит о этапах и задачах развития детей: в дошкольном возрасте (до 7 лет), потом в мусической школе (с 7 до 12 лет), палестре (с 12 до 17 лет), эфебии (с 17 до 20 лет) и школе философов (с 20 до 30 лет - первая ступень, с 30 до 35 лет - вторая ступень) дети, подростки и юноши наряду с физическими возможностями должны развивать и свои социальные способности.

Платон убирает семью как институт своего идеального государства, считая, что она только укрепляет частную собственность и отвлекает граждан от служения обществу.

В конце XIX - начале XX века идеи воспитания Платона оказались в центре внимания педагогов. Мир переживает крупные экономические, социальные потрясения, кризисы. На этом фоне все отчетливее проявлялись две тенденции. В нашей стране с одной стороны, шло разрушение семьи как главного института воспитания, выращивающего "сынов Отечества". Такие педагоги-теоретики, как С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, принимали кризисное положение семьи как состоявшийся факт, и настаивали на, как можно, раннем замещении семейного воспитания общественным, считая это благом.

Другие педагогические деятели: П.П. Каптеров, П.Ф. Лесгафт, А.Н. Острогорский, Л.Н. Толстой настаивали на том, что нормальная семья является ничем не заменимым организмом социального воспитания. Идеал семьи всегда выступает как главный оплот государства.

Наконец, такие педагоги, как К.Н. Вентуель, П. Наторп, А.С. Макаренко, считали, что только тесное и хорошо организованное профессионалами сотрудничество семьи, школы, внешкольных детских организаций приведет к правильному социальному воспитанию.

Православный философ и педагог В.В. Зеньковский в 1918 году в статье "Социальное воспитание, его задачи и пути" писал: "Образование должно не только организовать ум, не только прививать знания и навыки к умственной работе, оно должно также подготовлять к той гражданской самодеятельности, какой требует теперь от всех нас жизнь". Поэтому, по мысли В.В. Зеньковского, школа обязана быть этим "органом социального воспитания".

В1918 году в многих городах, где сохранился опыт детских кружков и обществ, стали открываться клубы для детей, площадки для игр, летние трудовые колонии. В Петрограде с 1918 года были распространены школы-клубы. Их успех обеспечивался инициативой и творчеством педагогов и самих учащихся. В этих клубах осуществлялась драматическая, хоровая деятельность, музыкальная, художественная; резьба по дереву, столярная, вышивка, шитье; городки, борьба).

В 1925 году в крупных промышленных центрах были созданы ФЗС (фабрично-заводские семилетки). Это "школы целого дня" при фабриках и заводах. Принимали в ФЗС подростков, закончивших четыре класса начальной школы и поступивших работать на данное предприятие. После 4-5 уроков по общеобразовательным предметам был перерыв на обед, потом три часа работы в цехе под руководством мастеров. Отводились часы на самоподготовку в библиотеке или классных помещениях, затем спортивные занятия, художественная самодеятельность, кружки по интересам. Вечером учащиеся возвращались домой.

Реальным рождением продленного дня как формы образовательного процесса можно считать период "хрущевской оттепели". Демократические тенденции в общественной жизни активно подпитывали идеи дальнейшего развития и совершенствования системы общественного воспитания детей.

В сентябре 1956 года в соответствии с решениями ХХ съезда КПСС было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "об организации школ-интернатов". Они представлялись как модель будущего, как "очаг коммунистического воспитания". Предполагалось, что школы-интернаты не только заменят детям семью, но и оградят от дурного влияния улицы, от пережитков капитализма, приобщат к труду.

Великий педагог В.А. Сухомлинский не скрывал свою обеспокоенность наступлением на воспитательные функции семьи, неправильным пониманием сущности общественного воспитания. "Среди сил, привязывающих человека к родной земле и родному народу, на первом месте стоит семья. Чем больше детей у нас будет воспитываться в школах-интернатах, тем больше будет людей, стремящихся в зрелом возрасте избавится от своих престарелых родителей".

В 1960 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление "Об организации школ с продленным днем". Такие школы развивались быстрыми темпами. Но еще более массовый масштаб приобрело развитие групп продленного дня. К концу 80-х годов более 40% учащихся начальных классов занимались в режиме продленного дня.

Ослабление воспитательных функций семьи - тенденция, обусловившая появление режима продленного дня в конце 50-х годов, характерна и для настоящего времени. Современные родители младших школьников часто просто не в силах выполнять свои обязанности, так как большую часть дня заняты на работе или в ее поисках. Еще один важный показатель нашей жизни: каждый седьмой ребенок в России воспитывается в неполной семье.

Совершенно очевидно, что младшие школьники часто имеют склонность к девиантному (отклоняющемуся) поведения. Оказалась почти разрушена система бесплатного детского творчества: кружки и студии, спортивные и любительские объединения. Школа часто не в силах удержать подростков, но младших школьников можно увлечь, удержать от прямых и агрессивных асоциальных влияний. Вот почему необходим продленный день. Интересные занятия в кругу ровесников для ребенка после уроков помогают и оберегают младших школьников от вредного влияния.

Современная школа, при всех издержках и трудностях, строится как развивающая, личностно ориентированная школа. И это еще один важный аргумент в пользу режима продленного дня.

Главные направления воспитательной деятельности групп продленного дня

    ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

    ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧНОСТИ.

    РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ

    ТРУД НА РАДОСТЬ СЕБЕ И ЛЮДЯМ

    ПРИРОДА - НАШ ДОМ

Основные формы работы групп продленного дня

Самоподготовка

Особая организационная форма работы младших школьников в режиме продленного дня - самоподготовка. Дома маленький ученик подчас оказывается один на один с домашним заданием, должен сам планировать его по времени, сам себя побуждать к деятельности, контролировать. Осознание ответственности за домашнюю работу - сложное психологическое и нравственное состояние для младшего школьника.

В режиме продленного дня выделяется специальное время для самостоятельной учебной деятельности детей, которая организуется непосредственно воспитателем группы. Самоподготовка призвана выполнять несколько функций:

Образовательную: систематизация и закрепление знаний,

Развивающую: развитие внимания, памяти, мышления, речи,

Воспитательную: воспитание мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля.

На самоподготовке можно с успехом реализовать самые главные условия приучения детей к порядку: систематичность, добровольность, поддержание порядка.

Младшие школьники многократно повторяют действия, и в результате этого алгоритм познавательной деятельности будет внутренне принят.

Прогулки

Прогулка - это педагогически организованная форма активного отдыха детей. Прогулка способствует восстановлению работоспособности ребенка, а также помогает расширить кругозор детей.

Спортивная прогулка – дает возможность детям играть в спортивные игры, соответствующие времени года и школьным возможностям.

Прогулка-наблюдение - наблюдение младших школьников за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного и животного мира в сквере или в парке.

Прогулка-задание - содержание этой прогулки определяется задачами общественной жизни школы.

Прогулка-экскурсия – дает возможность познакомить ребят с историей своего города, района, музеями и выставками.

Прогулка-творчество – помогает вызвать у детей эмоциональный подъем и организовать их творческую деятельность в общении с природой.

Прогулки дают ребенку определенный социальный опыт в его детской жизни, который не может возникнуть на уроке или перед экраном телевизора.

Кружки

Кружок - самая распространенная форма внеклассной работы с младшими школьниками. Он позволяет расширять и углублять знания, полученные на уроках, применять их на практике, в детском творчестве. Театральный, шахматный, кружки "Умелые руки", мягкой игрушки, занимательной математики или грамматики, юных натуралистов, юных художников - это неполный перечень возможностей для ребят из групп продленного дня.

Клубная деятельность

Помимо кружков возможна организа­ция и более результативной, более сложной в методическом отношении формы внеклассной воспитательной работы - клуба.

Клуб предоставляет младшим школьникам насыщенное и разнообразное взаимодействие, позволяет удовлетворять широ­кие многогранные интересы детей.

Работа в клубе организуется в форме празд­ников, вечеров игр и развлечений, проведения коллективных творческих дел. Возможности общих познавательных интересов школьников в клубе значительно расширяется, стираются границы между детьми с различным уровнем успеваемости, что ведет к обогащению взаимоотношений.

Заключение

Таким образом, мы можем констатировать, что группы продленного дня в школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов. Продленный день в школе как особый способ формирования воспитывающей образовательной среды позволяет оказывать действенную помощь семье и детям.

Но также очень важно отметить и серьезные проблемы, осложняющие качественную работу групп продленного дня - это проблему организации предметно-пространственной среды: наличие специально приспособленных для работы группы помещений, проблему кадрового и программного обеспечения.

Необходимо создать правильное воспитательное пространство ГПД – это и среда, в которой оказываются младшие школьники после уроков, и специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие.

А главная задача педагога - это создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка.

Список использованной литературы

Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. - М., 1985

Продленный день в школе: режим и организация досуга. /Под. ред. О.А. Лосевой. - М., 1991.

Голованова Н.Ф. Воспитательное пространство продленного дня. - СПБ.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2002.

Мудрик А.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей. - М., 2004

Касаткина Н. А. Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня – Волгоград, Учитель,2005.

Болховитин С.М., Огородников А.А. Содержание и методика воспитательной работы в группах продленного дня - "Начальная школа", 2008, № 2

Шашкова В.Ф. В группе продленного дня - "Начальная школа", 2004, № 8

Группа продленного дня - это не только место, где дети могут дождаться своих родителей, пока те работают, но и важный элемент воспитательного процесса. Планированию данной программы необходимо уделить должное внимание. Так что давайте рассмотрим все особенности и приблизительные действия данной категории занятий.

Пояснение

Группа продленного дня отличается особыми возможностями. Если обычный урок не позволяет ребятам полностью раскрыться и то в продленке такие возможности имеют место быть. Ведь каждый малыш по-своему талантлив: кто-то в математике, кто-то в рисовании, кто-то отличается и так далее.

Общепринятое положение "группа продленного дня" обязывает преподавателей следовать действиям, которые помогают ребятам развиваться. Это организация дополнительных занятий, помогающих осваивать рабочую программу. Далее следует развитие коммуникативных процессов и развитие мышления. Кроме того, группа продленного дня должна также показывать детям и помогать им в развитии и качеств.

Общие положения

Конечно же, существуют более конкретные общие положения, по которым должна работать группа продленного дня. Закон гласит: "Развитие ребенка должно быть интересным и качественным". Такие занятия помогают многим детям, особенно только что пришедших в "мир наук" к школе и преподавателям.

Учитель в продленке должен проявлять индивидуальный подход к каждому ребенку и создавать все условия, чтобы малыш мог развиваться всесторонне. Кроме того, в продленке необходимо поддерживать эмоциональную целостность и благоприятную обстановку. В ходе обучения ребята должны быть обучены быстроте, ловкости, воспитанности, гибкости, выносливости. Таким образом, группа продленного дня - это отличная замена разным кружкам.

Принципы и результаты

Любое занятие имеет ряд своих особенностей и принципов. С их помощью составляется план работы. Группа продленного дня руководствуется возрастными и личностными особенностями каждого малыша, чтобы сделать каждый день, проведенный на занятии, максимально познавательным и интересным.

Научность, занимательность, доступность и системность - вот главные признаки хорошо спланированных занятий. Хорошо еще будут действовать на детей занятия, связанные с исследованием прилежащей к учебному заведению территории. Так ребята будут получать некоторые знания в области географии.

Группа продленного дня, планирование которой должно быть организовано с повышенным вниманием, должна привести к некоторым результатам. Например, в конце года ребята должны повысить уровень своей успеваемости. Это довольно важный показатель, на который необходимо обращать внимание. Кроме того, малышам должны стать интересны изучаемые ими предметы. В конце года дети также должны сформировать у себя самостоятельность и некоторые полезные привычки.

Требования к организации

Группа продленного дня, 1 класса в особенности, должна соблюдать гигиенические правила. Кроме того, учителя тоже должны следовать определенным нормам. Каким именно?

Пребывание ребят на воздухе необходимо. Независимо от погодных и сезонных условий на улице. Вся одежда и обувь детей/преподавателей должна соответствовать сезону и быть удобной и комфортной. Во время образовательного процесса нельзя допускать физических перегрузок. Дело в том, что в продленках занимаются все дети, даже освобожденные от физкультуры. Так что следует проводить уроки в

Несмотря на все вышесказанное, в группах должен быть обеспечен нормальный уровень подвижности. При всем этом нужно учитывать особенности местности, дабы не допустить переохлаждения и травм у деток. Завершаются физические нагрузки умыванием прохладной водой.

Режимы занятий могут меняться. Тем не менее группа продленного дня, закон которой включает в себя соблюдение гигиены, должна быть обеспечена всем необходимым для того, чтобы поддерживать чистоту, порядок и безопасность. Кроме того, должны соблюдаться и общие положение относительно занятий. Например, на воздухе дети должны находиться не менее 1,5 часов, а перерывы между уроками следует делать раз в 45 минут. У каждого малыша должны быть средства личной гигиены. Относительно преподавателей можно подчеркнуть то, что они должны организовывать физкультминутки и развивающую гимнастику во время перерывов. Теперь можно поговорить и о задачах, которые должна выполнить группа продленного дня.

Задачи

За год группа продленного дня должна выполнить определенные задачи, которые ставит перед ней рабочая программа. Например, довольно важной частью является улучшение качества домашних заданий и формирование у ребенка желания самостоятельно выполнять его. Кроме того, в ходе работы в продленке должно улучшиться поведение каждого малыша и всей группы в целом.

Тяга к знанием и любознательность - это одни из основных спутников работы группы продленного дня. Также продленки должны заниматься развитием в ребенке моральных качеств. В ходе занятий должны быть достигнуты высоты в развитии самоуважения и уважения к своим близким и старшим людям.

Детям должны быть даны знания о месте их проживания, а также представления о ведении хозяйства. Память, речь, и логика должны быть значительно повышены за год обучения.

Какими могут быть занятия на неделю

Теперь пришло время поговорить о том, как правильно спланировать в группе продленного дня. Это довольно важный момент, которому, как правило, уделяют особое внимание.

Неделю лучше всего начинать с подвижных игр на воздухе. Кроме того, предпочтительнее всего отвести понедельник под формирование правильного и здорового образа жизни. Хорошей идеей станет проведение занятий по экологии, географии и ведение бесед о праздниках и прочих мероприятиях.

Вторник хорошо отдать под тематические экскурсии и занятия по литературе. В это время необходимо читать любимые сказки и другие произведения, слушать аудиозаписи, проводить конкурсы сочинений и всячески воспитывать в ребятах любовь к литературе.

Среда - это день народности. В это время предпочтительнее всего проводить разные национальные игры и обсуждать родные края. Так формируется знание о своем народе и любовь к Родине. Группа продленного дня, планирование работы которой составлено подобным образом, дает все необходимые знания об окружающем мире в полной мере и необходимом количестве.

Четверг - прогулочный день. В это время хорошей идеей будет проведение викторин, разгадывание разных загадок, ребусов, кроссвордов и шарад.

В конце рабочей недели лучше провести физкультурный день. Эстафеты, соревнования и физические занятия - вот то, в чем нуждаются малыши в это время.

Правила дисциплины

Группа продленного дня должна соблюдать общие правила поддержки дисциплины. И ученики, и воспитатели должны подготавливать себя к началу занятий. Кроме того, время, отведенное на проведение того или иного занятия, должно быть расходовано экономично и практично.

Дети должны понимать, что им запрещено в ходе занятий использовать предметы, создающие шум, отвлекать других от работы и задавать какие-то вопросы без надобности. Кроме того, малыш должен усвоить тот факт, что на самоподготовку он должен расходовать время очень экономично и не отвлекаться.

Во время проведения занятий запрещено заниматься посторонними делами. Все внимание должно быть направлено только на преподавателя и данное им задание. Также учитель не должен отвлекаться от урока.

Обязанности воспитателей

У преподавателей тоже есть ряд обязанностей. Перед началом каждого занятия преподаватели обязаны проверить присутствие детей по специальному журналу. После этого они должны всегда узнавать о самочувствии малышей, о домашнем задании. Сведения об успеваемости - это тоже довольно важный момент, которым должен интересоваться хороший учитель. Группа продленного дня, программа которой верно составлена, обязательно принесет пользу, даже если для этого придется слишком тщательно набирать воспитателей.

В классе должно быть организованно дежурство детей и своевременная уборка. В конце каждого дня все должны убирать свои рабочие места и приводить в порядок кабинет. Также воспитатель берет на себя ответственность за посещение столовой.

При надобности преподаватель продленки должен проводить индивидуальные беседы с детьми и родителями. Образование детей и их развитие - это главная задача хорошего учителя. Но не стоит забывать и о самообразовании.

Памятка

Если вы только начинаете свои занятия в группе продленного дня и боитесь, что забудете ход занятия, то можете воспользоваться специальной памяткой.

  1. Приветствие.
  2. Проверка детей по журналу.
  3. Обсуждение планов на текущий день.
  4. Выслушивание пожеланий на последующие занятия.
  5. Проведение занятия.
  6. Разминка каждые 20 минут.
  7. Посещение столовой.
  8. Прогулка.
  9. Завершение занятий.
  10. Подведение итогов дня.

МБОУ Шахунская СОШ № 2

ГРУППА ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

В 1Б КЛАССЕ

Воспитатель: Кукушкина Н.С.

г/о г.Шахунья

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Группа продленного дня - одна из форм общественного воспитания детей, которая имеет большие возможности для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач. Группы продленного дня в школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов. Продленный день в школе способствует формированию воспитывающей образовательной среды.

Однако длительное пребывание детей в школе может оказывать на них благоприятное влияние только при наличии и соблюдении соответствующих гигиенических условий. Важным психогигиеническим условием пребывания детей на группе является создание максимально возможного домашнего уюта и включения в интерьер помещения для занятий элементов домашней обстановки, что способствует благоприятной эмоциональной настроенности детей, привлекает их к посещению школы во внеучебное время, повышает ее воспитательное значение.

Главные воспитательные задачи на год.

1.Воспитывать у детей ответственное отношение к учебе, интерес к занятиям, развивать навыки самостоятельной работы.

2.Расширять нравственное представление детей о своем поведении в школе, о своей гражданской позиции по отношению к Родине.

3.Создать для детей комфортную обстановку, благоприятный климат в коллективе.

4.Воспитывать доброжелательные отношения в группе, основанные на взаимопомощи и поддержке в учебе и труде.

5.Развивать творческие способности детей на основе чтения, изобразительной деятельности, музыкальных и театральных занятиях.

6.Развивать физические способности детей. Особое внимание уделять здоровью учащихся путем правильно составленного режима дня.

7.Повысить образовательный и культурный уровень детей путем внеклассной деятельности.

Работа по патриотическому и гражданскому воспитанию.

Цели и задачи:

1. Определить структуру коллектива.

2. Определить режим жизни детей в группе, их творческие и спортивные интересы.

3. Воспитывать у детей осознанное отношение к своим обязанностям в школе и дома.

4. Формировать навыки поведения по отношению к старшим и младшим.

5. Формирование гражданской позиции, чувства собственного достоинства и любви к семье, школе, городу Родине.

6. Формирование представлений о России как о многонациональном государстве.

7. Воспитывать уважение к людям разной религии, культуры, профессии.

Традиционные мероприятия:

1. Проведение еженедельных бесед о культуре поведения, о Родине и т.д.

2. Ежемесячное распределение и смена общественных поручений.

3. Принятие участия в подготовке к праздникам и школьным мероприятиям.

4. Проводить информационные беседы о событиях в стране и за рубежом.

Трудовое воспитание в группе продленного дня.

Цели и задачи:

1.Воспитывать у детей бережное отношение к вещам, учебному оборудованию.

Традиционные мероприятия:

1.Ежедневно убирать групповую комнату.

2.Проводить проверку сохранности школьного имущества.

Работа по охране природы.

Цели и задачи:

1.Создавать условия для наблюдения и ухода за комнатными растениями и растениями в классе.

2.Учить наблюдать за особенностями изменения природы в разные времена года.

3.Развивать интерес и любовь к природе, формировать экологическое мышление.

Традиционные мероприятия:

1.Ежедневное чтение художественной литературы.

2.Еженедельные беседы о природе и бережном отношении к ней.

3.Организовать подкормку птиц на участке в зимнее время.

4.Проведение викторин о природе.

Работа по художественному воспитанию.

Цели и задачи:

1.Формировать у детей образную, выразительную, правильную речь.

2.Создавать условия для развития художественного вкуса у детей.

3.Развивать культурное взаимоотношение детей в коллективе.

Традиционные мероприятия:

1.Еженедельно организовывать изобразительное творчество у детей. Устраивать тематические конкурсы рисунков.

2.Проводить просмотр видеофильмов.

3.Для закрепления культурных навыков проводить сюжетно-ролевые игры.

4.Проводить беседы, обсуждение фильмов.

Оздоровительная работа.

Цели и задачи:

1.Развивать у детей потребность в спорте.

2.Формировать у детей навыки гигиены, опрятности одежды.

3.Закреплять навыки поведения в спортзале и при проведении физкультурных занятий.

Традиционные мероприятия:

1.Ежедневно организовывать подвижные игры на воздухе, физкультминутки.

2.Ежедневно проводить проверку чистоты рук, лица, одежды.

Работа над культурой поведения в школе.

Цели и задачи:

1.Ознакомление детей с основными правилами поведения в школе, в целях профилактики правонарушений среди школьников.

2.Проведение бесед по поводу травмоопасных ситуаций в школе с целью профилактики.

Основные формы воспитания в ГПД, которые использует воспитатель:

Познавательные формы (чтение, тематические беседы, экскурсии)

Творческие формы (тематические и на свободную тему: рисование, лепка, аппликация и т.д.)

Досуговые формы (прогулки, развивающие, творческие, подвижные игры, пальчиковые упражнения, физкультминутки).

Общие цели и задачи режимных моментов в работе группы продленного дня .

Нельзя недооценивать важность режимных моментов в рамках ГПД. Поэтому воспитатель считает, что режим способствует формированию позитивных личностных качеств сам по себе и отдельные режимные элементы формируют у каждого ребенка необходимые в социуме навыки. Группа продленного дня- это модель социума и ребенок в течение дня воспроизводит те или иные действия, которые осуществляет затем и вне группы. Поэтому вот какие цели и задачи основных режимных моментов в группе продленного дня ставит педагог перед собой:

1. Прием детей в группу.

Цель: тесная взаимосвязь урочной и внеурочной работы учащихся в рамках непрерывности учебно-воспитательного процесса, совершенствование педагогического руководства внеурочной учебной деятельностью учащихся.

Прием детей по списку, заполнение журнала, отметить количество обедов и полдников, уборка рабочих мест, учебных принадлежностей, переодевание в удобную одежду и обувь, знакомство с просьбами детей и родителей, сообщения детям плана на день.

2.Отдых и деятельность на свежем воздухе холодную погоду занятия по интересам), наблюдение за погодой, определение температуры воздуха, проследить за одеванием детей их одеждой, проведение индивидуальных и групповых бесед, проветрить помещение, проследить за порядком возвращения детей в школу, гигиенические процедуры.

Цели: оздоровительные -снятие умственной усталости, мышечного напряжения, совершенствовать опорно-двигательный аппарат, укреплять здоровье, развивать внимание, координацию движений.

Воспитательные- воспитание нравственных качеств, трудолюбия, бережного отношения к природе, доброжелательное отношение к товарищам, умение подчинить свое желание коллективу.

Обучающие- учить ориентироваться на местности, познакомить с видами ходьбы и бега, учить бросать, ловить и вести мяч.

Развивающие- развивать физическую силу, ловкость, быстроту, гибкость, выносливость, лидерские качества, творческий подход к выполнению заданий.

3.Обед. Гигиенические процедуры.

Цель: проверка чистоты рук, беседа о культуре приема пищи, учить детей навыкам самообслуживания после приема пищи, повторять правила спуска и подъема по лестничным пролетам.

4. Индивидуальная развивающая работа с учащимися : подготовка учащимися рабочих мест, оказание своевременной помощи учащимся, испытывающих затруднения, оценить прилежание учащихся.

5. Игровая гостиная , воспитательный час, творческие мастерские.

Цель: ознакомление детей с планом беседы, следить за участием детей в мероприятии, дать оценку активности воспитанников, анализ самооценок.

6. Спортивная разминка.

Цель: восполнение двигательной активности, совершенствование моторного развития школьников, воспитание организованности, дисциплинированности, предупреждение травматизма во время игр.

7. Развивающие игры.

Цель: развитие воображения, мышления, памяти, любознательности, умение работать в коллективе.

8. Работа с родителями.

Цель: повышать уровень родительской компетентности в вопросах воспитания детей, создание условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство.

Ожидаемые результаты.

Повышение качества выполнения домашних заданий,нацеливание детей на результативную работу.

Улучшение поведения отдельных учащихся и группы в целом.

Активизация познавательной деятельности учащихся.

Воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни, соблюдение гигиенических норм, режим дня в ГПД.

Воспитание в детях чувство самоуважения, уважения к членам своей семьи.

Воспитание чувства доброты у детей- умение радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача другого.

Развитие памяти, мышления, воображения, внимания у детей.

Развитие любознательности у ребят.

Расширение представления быта ребят о нашем городе.

Режим работы группы продлённого дня

на 2016 - 2017 учебный год

Расписание уроков 1 Б класса на 2016-2017 учебный год.

п / п

Клубный час

Дата проведения

День знакомств «Кто вы, мои школьные друзья?»

«Как я провел лето?» - беседа. Конкурс рисунков по теме.

Рисование по теме «Осенняя пора».

Познавательный час «Любимое время года»

«С любовью к природе». Конкурс чтецов.

«Домашние питомцы»-- рассказы детей.

Работа мастерской «Своими ручками»

«Мои желания и возможно-сти»-разговоры о себе.

Азбука общения «Будь добр к окружающим.»

«Правила поведения в общественных местах» -беседа

Осень в русском фольклоре.

«В сентябрьские денечки»-клубный час.

«Не оставляй костер в лесу»-беседа.

Урок здоровья «Мои друзья «Вода» и «Мыло»

Чтение и обсуждение русских народных сказок

Урок здоровья «Береги здоровье смолоду».

«Опрятность и аккуратность»-беседа.

Поговорим о дружбе.

«Угадай животное»- викторина

Урок здоровья «Берегите свои зубы».

В мире загадок.

«Своими ручками- работа с природным материалом.

Беседа «Что значит имя твое».

Рисование по теме «Золотая осень».

«О наших бабушках и дедах»

«Хорошие манеры»- беседа

Информационно-познавательный час «Эти удивительные растения.»

«О домашнем питомце»-беседа

«Мой зеленый светофор»- викторина.

«У подъезда кто сидит…» о наших бабушках и дедушках.

«Я и моя семья»- беседа.»Портрет семьи- рисунок.

Игры Деда Буквоеда.

«Животные в нашей семье».Информационно-познавательный час.

Устный журнал по теме «Осенью».

«Все работы хороши»- о профессиях наших родителей.

Викторина «Птицы нашего края».

Наши руки не для скуки- изготовление поделок.

«Юморинки на уроках»- час юмора.

«Что такое « хорошо « и что такое «плохо».

Шашечный турнир.

Конкурс загадок о животных. Викторина «В мире животных»

Уроки добра «Добро окупается, зло возвращается»

Сказочные фантазии - сказка наоборот.

«Основы этикета и искусство общения»- беседа.

«Я мамин помощник»- рассказ учащихся.

«От зарядки до олимпиады»- викторина.

«Фантазии детства»-конкурс рисунка.

Конкурс загадок. «Осень в красках»-конкурс рисунка.

«Есть в Богородицке парк»- о родном крае.

«Все работы хороши»- беседа. Я мечтаю работать…

«Моя малая Родина»- беседа. Мечтаю, чтоб мой город стал …

«Падает, кружится»-зима в произведениях художников.

Зима в произведениях писателей. Любимое стихотворение.

Юморинки. Час кроссвордов.

Своими ручками. Изготовление игрушки.

«Наши руки не знают скуки»- изготовление поделок.

Викторина по любимым сказкам.

Игра «Кто хочет стать отличником».

«Моя мама лучшая на свете»- рассказ детей.

«Зеленая планета»-викторина о животных

«Мир твоих увлечений»- клубный час.

Семейные традиции»- клубный час

Конкурсная программа «Угадай-ка!»

Конкурс «Нарисуй себя». Шарж на друга.

«Хорошие и плохие поступки»

Работа мастерской Деда Мороза.

«Час доброты»- читаем вместе.

«Мир увлечений»-информационно-познавательный час

Викторина «В мире любимых мультфильмов»

«Зимние забавы»- рисунок по теме.

Работа мастерской Деда Мороза

«Это было зимой»-час юмора.

«От учтивых слов язык не отвалится»-клубный час.

«В искристых снежинках»-конкурс рисунка

«Зимняя сказка»-конкурс рисунка

Новый год в окно стучится. Правда и сказка.

Мой ласковый и нежный зверь-рассказ детей

Зима в произведениях поэтов и художников- познавательный час

Герои новогодних сказок

Безопасные каникулы- беседа

Конкурсно-игровая программа «Русская зима».

«Зимние виды спорта»-рисунок по теме.

«Как я провел каникулы»- рассказ детей.

«Новый год в вашей семье»-рассказ детей.

Мой веселый Новый год-рисование по теме.

Придумай сказку «В крещенские морозы…»

Сказка- быль, но в ней намек

В гости в библиотеку.

«Мы - фантазеры»-конкурсная программа

«Снежные узоры»-конкурс рисунка

«Молодцы и хитрецы»-интеллектуальная игра

«Об отношении друг к другу»- беседа-диалог.

Новогодние праздники на Руси.

«Что такое Коляда»- беседа

Конкурс «Комплимент»

Конкурс чтецов «Любимое стихотворение о зиме».

Шашечный турнир

Конкурс «Угадай-ка»

«Умелые ручки»- подарок папе

«Познай себя»- дети друг о друге.

«Мой лучший друг - беседа.

«Почему он самый лучший?»- о друге.

В гостях у Захара Загадкина -конкурс загадок.

«Азбука общения»- как поддержать беседу.

«Азбука общения»- умение слушать.

«Осторожно! Гололед»- безопасность жизни.

«Что в имени твоем?»- беседа.

«Забытые свертки и сумки»-безопасность жизни

«Рыцарский турнир»- клубный час.

Русская воинская доблесть»- клубный час.

«Мое Отечество»- конкурс рисунков

«Наша Армия родная- беседа.

«Правила дорожные знать каждому положено».

«Город моей мечты»-рисунок

«Умелые ручки»- изготовление поделок.

Читаем вместе «Скажи мне, почему?»

Уроки добра «Дружба».

Эта интересная Развлекалочка».

«Развлекалочка»- игры, конкурсы,викторины.

«Наши любимые мамы» -беседа.

Подарок маме- своими ручками.

Весна в произведениях поэтов и художников».

Игры на внимание «Не собьюсь»

«О поведении в общественных местах»- беседа

Литературная викторина «С улыбкой»

«Умелые ручки»- изготовление плоской игрушки.

«О весенних приметах, о поведении птиц и животных»

«Несколько «НЕ», которые следует запомнить

«Весна в произведениях поэтов и художников»

Познавательная игра «Найди пару»

Плетение из бисера - «Умелые ручки»

Весна в русском фольклоре

Шашечный турнир

Игры Деда Буквоеда

«Развлекалочка»- клубный час

«Чему я научился, став учеником»

Игры с лего, конструктором.Беседа «Мои каникулы»

Беседа о космосе. Детские кроссворды о космосе.

Игра «Нарисуй отгадку»

«Семейный досуг»- беседа

Конкурс рисунка «Весна в красках»

Конкурс загадок о весне.

Азбука общения «Встречают по одежке»

Конкурс «Приметы весны».

Викторина «Грачи прилетели»

Конкурсная игровая программа «Мой досуг»

Информационно-познавательный час «Всемирный день охраны памятников и исторических мест»

Игры Деда Буквоеда «Допиши словечко»

«Друзья в жизни человека»-беседа

«Семья в жизни человека»- беседа.

Игры Деда Буквоеда «Потерянная буква»

«Лекарственные растения»-беседа

«О городах России»- географическая викторина

«Победный марш»- конкурс стихотворений

«На какой ветке распустился»

«День Победы»- беседа. Рисование по теме.

Игра «Угадай на ощупь»

«Нас весна в поход зовет»-конкурс рисунка

Викторина по сказкам Пушкина

Поделки из природного материала

«О школьной дружбе «- беседа

«Легко ли быть учеником»-откровения о себе.

«Осторожно, дорога»-беседа

Список используемой литературы:

1. Альбом самоделок «Подарки» для младшего школьного возраста, В.П.Шик. - Изд - во «Малыш». 1998.

2. Беляков Н.Д., Цейтлин Н.Е. Внеклассные занятия по труду с младшими школьниками. Пособие для учителей начальных классов. М, «Просвещение»,1969.

3. Группа продленного дня:конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1- 2 классы. Авт. - сост. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. - М.:ВАКО, 2010. - 272с.

4. . Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3 - 4 классы. Авт. - сост. Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина. - М.:ВАКО, 2010. - 272с.

5. «В школе и на отдыхе». Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет. Пособие для родителей и педагогов. Художники Г.В.Соколов, Ю В.Н. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 1998. - 240с.

6.Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материалы. В.Н.Карандашев, А.С. Лисянская, Т.А.Крылова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 319с.

7. Овдиенко Г.Г., Цыплакова Л.Н. Сценарии - М.: Издательство - Школа, 1998. - 144с.

8. Оригами для младших школьников: Методическое пособие.- СПб.: «Детство - Пресс», 2005. - 48.

9.Проверьте способности вашего ребенка. Пер. с англ. Л.К. Клюкина. - М. : ООО «Фирма» Издательство АСТ», 1998. - 208с.

10.Путешествие в страну дорожных знаков и сказок,2001. Авт.сост. О.В.Калашникова.

11Самоделки из бумаги: Пособие для учителей начальных классов по внеклассной работе. - М. : Просвещение, 1983. - 94с.

12. Сделай сам. Художник Т.Фаизов, Казань. Лениздат. 1987.

13.Система воспитательной работы в группах продленного дня. Ав.сост. В.В.Гордиева. - Волгоград: Учитель, 2007. - 145с.

14.Творческие игры и развивающие упражнения для группы продленного дня. 1- 4 классы. Авт. сост. Л.В. Мищенкова. - Изд. 2- е. - Волгоград: Учитель, 2010. - 135с.

15.Тесты для всех. - составитель Т.В.Орлова. 3- е издание. - 1993.

ЦЕЛЬ:

Способствовать формированию у учащихся навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия, общения.

ЗАДАЧИ:

Формировать у детей потребность в продуктивной деятельности через непосредственное

знакомство с различными видами деятельности

Формировать интерес к различным видам деятельности в соответствии с

индивидуальностью ребенка.

Формировать нравственный (усвоение моральных норм поведения через овладение

нравственными понятиями) и эмоциональный (через эстетические представления в

творческой деятельности) компоненты мировоззрения детей.

Формировать творческое воображение, любознательность.

Развивать познавательный интерес, самостоятельность.

Осуществлять эстетическое, экологическое, нравственно-патриотическое,

профессионально - ориентационное, физическое воспитание младших школьников.

Воспитывать потребность в здоровом образе жизни. Охранять жизнь детей.

Основные требования к организации воспитания:

Обеспечение качества воспитания;

Соответствие содержания, форм и методов цели и задачам воспитания;

Системность и единство педагогических требований;

Реализация личностно ориентированного подхода;

Создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности;

Преемственность и непрерывность в содержании воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

Профилактика противоправного поведения, поддержка детей, находящихся в социально опасном положении;

Педагогическая поддержка детских объединений, развитие их инициатив.

Общие цели и задачи режимных моментов в ГПД

Задачи воспитательной работы в ГПД в группе продлённого дня направлены на формирование познавательной, трудовой, общественной активности школьников, их интересов, развитие способностей и совершенствование физического развития.

1. Беседа с учителями.

Цель: тесная взаимосвязь урочной и внеурочной учебной работы уч-ся в рамках непрерывности учебно-воспитательного процесса, совершенствование педагогического руководства внеурочной учебной деятельностью учащихся.

2. Приём в группу.

Цель: сообщение распорядка дня, работа дежурных по столовой и по групповой комнате, выявление причины опоздания.

3. Беседа или предобеденная прогулка.

Цель: восстановление умственной работоспособности, расширение кругозора детей, привитие культуры поведения.

4. Обед.

Цель: привитие навыков культурного поведения в школе, в столовой, за столом; соблюдение личной гигиены.

5. Прогулка, экскурсия, ОПТ.

Цель: восстановление умственной работоспособности, расширение кругозора уч-ся, развитие их познавательных интересов, воспитание нравственных взаимоотношений, дисциплины в коллективе, привитие любви к труду, к природе.

6. Самоподготовка.

Цель: развитие умственных способностей уч-ся, формирование общеучебных навыков и умений, потребности самостоятельного добывания знаний;воспитание чувства взаимопомощи, товарищества

Физкультпаузы – поддержание активного внимания, повышение производительности учебного труда, выполнение двигательной активности.

7. Подвижные игры.

Цель: восполнение двигательной активности, совершенствование моторного развития школьников, воспитание организованности, дисциплинированности.

8. Спортивный час, клубные часы, работа кружков, утренники, праздники.

Цель: физическое совершенствование и укрепление здоровья обучающихся, развитие интересов и способностей детей, воспитывать организованность, коллективизм, дружбу, чувство прекрасного, расширение кругозора уч-ся.

Гигиенические требования к организации работы ГПД

1. Независимо от погодных и сезонных условий пребывание детей на воздухе обязательно.

2. Одежда и обувь должны быть удобной и надежной во всех отношениях, соответствовать времени года и характеру занятия.

3. Все занятия проводятся на щадящем режиме, так как участие в них принимают даже освобожденные от уроков физкультуры дети. Физические перегрузки при этом не допускаются.

4. На занятии поддерживается достаточный уровень подвижности, при котором исключается переохлаждение организма детей.

5. Места для занятий выбираются с учетом предупреждения детского травматизма.

6. К концу занятий физическая нагрузка уменьшается, с тем чтобы возбуждение вызванное двигательной деятельностью, снизилось. Занятия завершаются умыванием.

Не менее важным условием эффективной деятельности является рациональное построение режима дня в группе.

Режим может меняться с учетом особенностей той или иной школы, но санитарно-гигиенические требования должны быть соблюдены по всем основным режимным моментам:

Помещение должно быть проветриваемым (обязательно сквозное проветривание).

Должны проводиться минутки гигиены перед обедом, после игр.

У каждого ребенка, посещающего группу, должны быть индивидуальные средства гигиены.

Дети должны находиться на воздухе не менее 1,5 часов.

Спортивные занятия должны быть не менее 45 минут.

Приготовление домашнего задания: для подготовительного класса домашнее задание не предусмотрено, для учащихся 1-х классов – не более одного часа, для учащихся 2-3-х классов – не более полутора часов.

Перерывы между уроками 10–15 минут.

В перерывы включать физкультминутки и упражнения корректирующей гимнастики.

Задачи на год.

    Повышение качества выполнения домашних заданий; нацеливание детей на результативную работу.

    Улучшение поведения отдельных учащихся и группы в целом.

    Активизация познавательной деятельности учащихся.

    Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни; соблюдение гигиенических норм, режим дня в ГПД.

    Воспитывать в детях чувство самоуважения, уважения к членам своей семьи: (маме, бабушке, дедушке, сестре, брату, своим друзьям).

    Воспитание чувства доброты у детей, т. е. умение радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача другого.

    Развивать память, речь, мышление, воображение, внимание у детей.

    Развивать любознательность ребят, увлечь их процессом познания.

    Расширить представления быта ребят о нашем посёлке (городе), научить любить его.

Ежедневно:

Контроль за посещаемостью;

Контроль за поведением;

Контроль за самоподготовкой;

Контроль за питанием;

Наблюдение за взаимоотношениями детей;

Уход за комнатными растениями;

Контроль за порядком в классе.

Еженедельно:

Проверка дневников;

Индивидуальные беседы с учащимися;

Информационная служба новостей;

Ежемесячно:

Подведение итогов за месяц

Каждый триместр:

Участие в общественных делах школы;

Инструктаж по технике безопасности.

ЕЖЕДНЕВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ГПД

Режимные моменты

Задачи

Содержание работы

Индивидуальная

работа

Прим.

Прием детей в группу

1.Встреча с детьми.

2.Переодевание.

3.Ознакомление с просьбами детей, учителя, родителей.

1.Ребенок после болезни.

2. Именинник.

3.Другой повод для общения.

Спортивный час

Цели: оздоровительные,

обучающие, воспитательные

1.Оборудование.

2.Структура спортивного часа:

Разминка,

Основная часть,

Заключительная часть

Описание комплекса упр., игр, эстафет (в плане или на карточке)

Отработка упражнений, помощник воспитателя

Подготовка к обеду

Тема.

Содержание беседы.

Правила поведения за столом

Занятие на воздухе

Цели: оздоровительные,

обучающие, воспитательные

Форма (прогулка), вид (практикум)

План проведения:

Инструктаж, беседа, задание по группам, дидактическая игра, подвижные игры.

1. Беседа.

2.Обучение игре

Санитарно-гигиенические процедуры

При проведении беседы указывается тема, ставится цель.

Содержание беседы.

(если имеется)

Самоподготовка

Цели:

обучающие, воспитательные,

развивающие

    Орг. момент.

    Инструктаж.

    Дид. игра.

    Сам. работа.

    Самопроверка.

    Итог занятия.

Работа с учащимися, которые испытывают затруднения при выполнении д/з.

Занятие в помещении

Цели:

обучающие, воспитательные,

развивающие

Тема, форма проведения,

Содержание: Мобилизующий м-т, беседа,

работа в группах, итог занятия

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Если хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в ГПД с удовольствием, то:

1. Не говорите о ГПД плохо, не критикуйте воспитателя в присутствии детей. Придите в школу и постарайтесь во всём разобраться. Помните, воспитатели не желают плохого Вашему ребёнку.

2. Не спешите обвинять воспитателя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения. Помните! Родители несут ответственность за поведение своих детей. (Закон об ответственности родителей за воспитание детей) Родители первыми знакомят своих детей с нормами и правилами поведения дома, на улице, в общественных местах и т.д.

3. Имея свой жизненный опыт, отец и мать организуют просветительную работу с детьми для того, чтобы их сын или дочь имели отчетливые преставления, что такое хорошо и что такое плохо.

4. Пример родителей (положительный или отрицательный) влияет на формирование жизненного опыта детей.

5. 90% влияния на поведение детей оказывают родители. Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни ребенка. Как было уже сказано, в процессе формирования личности семья играет главенствующую роль, подчеркнем – семья! Именно в семье, еще до школы, формируются основные черты характера ребенка, его привычки. И каким будет ребенок – благополучным или нет – зависит от того, каковы взаимоотношения в семье между его членами.

6. Воспитанные родители, любящие и эмоционально уравновешенные, создают благоприятную среду для нравственного развития детей, для формирования у ребенка доброго и заботливого отношения к людям.

Необходимой составной частью образовательно-воспитательного процесса в группе продленного дня являются планирование и организация работы с родителями воспитанников с целью обогащения родителей психолого-педагогическими знаниями, формирования их педагогической позиции по вопросам воспитания ребёнка, установления тесной связи взрослых и детей.

В плане работы воспитателя группы продленного дня с семьями школьников должны найти отражение следующие направления:

    изучение семей и условий семейного воспитания с целью выявления их возможностей в воспитании своего ребёнка и воспитанников группы продленного дня через анкеты, тесты, посещение семьи на дому, наблюдение, индивидуальные беседы с детьми и родителями и др. Учет полученных сведений при организации взаимодействия;

    оказание семьям воспитанников психолого-педагогической помощи посредством комплексного использования разнообразных коллективных, групповых, индивидуальных и наглядно-информационных форм работы;

    вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс группы продленного дня и школы. Привлечение родителей к планированию воспитательных дел группы, информирование о времени и месте их проведения, включение в подготовку и проведение мероприятия;

    анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности педагогов и родителей. Проведение дискуссий, рефлексии всеми членами взаимодействия;

    распространение опыта семейного воспитания посредством организации и проведения презентаций семей, круглых столов, родительских конференций и т.п.

План работы с родителями младших школьников

месяц

Организация работы с родителями

Изучение семей и условий семейного воспитания

Работа с коллективом родителей

Групповое взаимодействие с родителями

Индивидуальная работа с родителями

Наглядно-информационное просвещение родителей

сентябрь

1.Родительская встреча «Давай познакомимся».

2.День открытых дверей «День рождения группы».

Заседание родительского комитета группы (ежемесячно в течение года)

Привлечение родителей к моделированию воспитательной системы группы

Оформление уголка для родителей на тему «Родителям на заметку»

1.Посещение семей на дому (в течение года).

2.Анкетирование родителей «Мой ребёнок».

октябрь

1.Родительская встреча «Конституционный долг родителей в воспитании детей».

2. Детско-родительское совместное занятие «Тренинг конструктивного взаимодействия»

Групповая консультация «Стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребёнка»

Индивидуальные беседы с привлечением психолога «Детство без слез»

Выставка творческих работ воспитанников «Талантливы все»

Рисунок семьи «Моя семья»

ноябрь

Вечер вопросов и ответов «Младший школьный возраст и его особенности»

Групповая консультация с привлечением психолога «Учебные трудности ребёнка»

Индивидуальные консультации с привлечением психолога «Проблемы детей и пути их решения»

Оформление папки передвижки «Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников»

Тестирование родителей «Вы - воспитатель»

декабрь

Школа для родителей «Как помочь детям хорошо учиться»

Практикум «Как привить младшему школьнику любовь к книге»

Индивидуальные консультации с привлечением психолога «Поддержка и развитие одарённости ребёнка в семье»; «Развитие памяти, внимания, мышления, речи ребёнка»; «Формирование волевых качеств личности».

Оформление памятки для родителей по вопросам рациональной организации режима дня младших школьников «Режим дня младшего школьника»

январь

Родительская встреча «Любовь как фактор психического здоровья ребёнка»

Практикум для родителей «Эффективная родительская педагогика»

Индивидуальные консультации с привлечением психолога «Эмоциональная жизнь ребёнка и воспитание его чувств»

Выставка книг, статей из газет и журналов по теме «Любовь без границ»

Мини-сочинение «Выходной день в моей семье»

февраль

Родительская встреча «Наказание и поощрение в семье»

Практикум «Искусство родительского запрета»

Индивидуальные беседы с привлечением психолога «Мужское воспитание в семье»

Организация в группе постоянно действующей библиотеки для родителей по вопросам семейного воспитания

Анкетирование родителей и детей по вопросам проявления жестокости в детско-родительских отношениях.

март

Круглый стол по обмену опытом семейного воспитания «Воспитание культуры поведения у младших школьников»

Дискуссионный клуб «Участие ребёнка в жизни семьи»

Индивидуальные консультации «Единые педагогические требования к ребёнку как необходимое условие правильного воспитания»

Оформление папки-передвижки «Дети-деньги-родители»

Методика «Загадывание желаний»

апрель

Родительская встреча «Роль семьи в воспитании здорового поколения»

Диспут «Телевидение: за и против»

Обсуждение индивидуального «паспорта» здоровья ребёнка

Информационный бюллетень «Здоровье на тарелке»

Круговая беседа «Вечер в моей семье»

май

1.Итоговая родительская встреча «Перелистывая страницы календаря».

2. День открытых дверей группы «Вот и стали мы на год взрослей»

Школа для родителей «Летний отдых детей»

Организация экскурсий для детей на предприятия, где работают родители

Оформление стенда «Яркие эпизоды из жизни нашей группы»

Проектное исследование мнения родителей «Мой ребёнок и группа»

Организационно – дисциплинарные правила:

    Обязательность ежедневной самоподготовки.

    Экономное и полное расходование времени, отведённого на занятие.

    Обеспечение порядка на рабочем месте. Наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников.

    Ученик должен усвоить, что нельзя:

а) тратить неэкономно время на подготовку к самостоятельной работе;

б) нарушать тишину;

в) отвлекать товарищей от работы;

г) обращаться с какими – либо просьбами, советами без надобности;

д) заниматься посторонними делами;

е) использовать методы работы, вызывающие шум;

ж) недобросовестно выполнить задание;

Наказ воспитаннику ГПД

Дорогой друг!

В группе продленного дня ты научишься не только самостоятельно выполнять домашнее задание, но и думать, познавать богатство окружающего мира, организовывать свой досуг и свою деятельность, общению с друзьями и взрослыми, хорошим манерам.

Будь честным, трудолюбивым во всем делам. Уважай родных и старших. Будь добрым. Дорожи честью школы.

Будь послушным – это раз.

Попусту не трать слова,

Всё обдумывай всегда – это два.

С лучших лишь пример бери – это три.

А четыре – знай всегда:

Жизнь не в радость без труда.

Старших надо уважать,

Малышей не обижать – это пять.

Если порученье есть – это шесть.

Будь внимателен ко всем – это сем

Обязанности воспитателя ГПД

Воспитатель должен:

1.Проверить посещение учащихся по журналу ГПД.

2. Узнать мнение учителей о самочувствии, поведении, успеваемости детей.

3. Узнать об особенностях домашнего задания.

4. В случае необходимости посещать уроки учителей.

5. При необходимости внести коррективы в план на день.

В начале работы в группе предусмотрены следующие обязанности:

1. Прием сообщения старосты или дежурного.

2. Знакомство с просьбами детей и родителей.

3. Приемка помещения группы.

4. Проверка состояния уголков ГПД.

5. Сообщения детям плана на день.

6. Проведение индивидуальных и групповых бесед с воспитанниками об успехах в учебе.

При организации питания воспитателю необходимо:

1.Соблюдение санитарно-гигиенических правил

2.Провести двухминутную этическую беседу.

3.Следить за поведением детей в столовой.

4..Проследить за организованным уходом школьников из столовой.

Организуя отдых на воздухе, воспитатель обязан:

1. Организовать уборку и проветривание помещения.

2. Проследить за одеванием детей и их одеждой.

3. Сообщить план отдыха.

4. Дать задание и распределить обязанности.

5. Вести наблюдение за самочувствием детей.

6. Проводить индивидуальные и групповые беседы.

7. Подвести итог отдыха.

8. Проследить за порядком возвращения детей в школу.

Обязанности воспитателя при проведении занятий в помещении:

1. Организовать предварительную подготовку мероприятия.

2. Сообщить план работы.

3. Следить за участием детей в проведении мероприятия и направлять их активность.

4. Подвести итог занятия

При подготовке к выполнению домашних заданий воспитатель должен:

1. Организовать проветривание помещения или влажную уборку.

2. Обеспечить группу наглядными пособиями, сигнальными карточками, папкой «Учись учиться».

3. Проследить за готовностью рабочих мест и размещением детей.

Во время самоподготовки необходимо:

1. Провести инструктаж.

2. Определить время работы на каждый предмет.

3. Выбрать консультантов (группа доверия).

4. Проверить записи в дневниках.

5. Организовать самостоятельную работу учащихся.

6. Контролировать слабоуспевающих, своевременно им помочь.

7. Проверка выполнения домашнего задания учащимися.

8. Подвести итог самоподготовки.

9. Своевременно информировать учителей о ходе и результатах самоподготовки.

По завершению работы ГПД воспитателю необходимо:

1. Назначить дежурных на следующий день.

2. Проследить за уборкой класса.

3. Привести в порядок игровой уголок.

4. Повести беседу с родителями.

5. Подвести итог работы.

Помимо вышеизложенных каждодневных обязанностей воспитатель как педагог имеет и другие – эпизодические, выполняемые как в рабочее время, так и в нерабочее.

К ним нужно отнести обязанности по планированию:

1. Составление годового календарно-тематического плана.

2. Подготовка расписания общеразвивающих занятий.

3. Подготовка рабочих планов, разработок мероприятий.

Как работник школы воспитатель обязан:

1. Представлять отчеты администрации.

2. Выступать на родительских собраниях, педсоветах, МО.

3. Подавать единовременную информацию.

Воспитатель должен заниматься самообразованием:

1. Постоянно работать над темой по самообразованию.

2. Пополнять свои знания по современной педагогике и психологии.

3. Работать над расширением общеобразовательного кругозора.

4. Регулярно знакомиться с новинками педагогической литературы.

5. Своевременно знакомиться с нормативно-правовой документацией.

6. Периодически проходить курсовую подготовку.

Основные цели:

    Оздоровительные: обеспечить активный отдых школьников, снять утомление детей, способствовать укреплению здоровья, удовлетворить потребность детей в движении.

    Воспитательные: воспитание нравственных качеств, трудолюбия, бережного отношения к природе, доброжелательное отношение к товарищам, умение подчинить свои желания коллективу.

    Обучающие: учить ориентироваться на местности; познакомить с разными видами и темпами ходьбы и бега; использование инвентаря при уборке территории; учить бросать, ловить, вести мяч и т. д.

    Развивающие: развивать физическую силу, ловкость, быстроту, гибкость, выносливость; лидерские качества; творческий подход к выполнению заданий.

1. Все занятия носят коллективный характер.

2. Занятия решают не только оздоровительные задачи, но и определенный круг воспитательных задач.

3. Каждое занятие требует активного участия всех без исключения воспитанников, а для этого надо определить для каждого его роль.

4. Замысел занятия доводится до всех учеников. Он должен быть понятен всем.

5. На протяжении дня ни одно занятие в избранном виде деятельности не должно повторяться. Разнообразие и новизна должны быть присущи всем занятиям.

6. При выборе двигательного содержания занятий нужно учитывать физические данные детей.

7. Необходимо максимально насыщать посильной деятельностью проводимые занятия. Экономно и с пользой расходовать время, отводимое на них.

8. Воспитателю нельзя терять управления занятием, нужно видеть и улавливать изменения в поведении и настроениях детей.

9. При проведении занятий нужно поощрять инициативу и активность школьников.

10. C окончанием занятия подвести его итоги, дать свою оценку поведению детей.

ВИДЫ ПРОГУЛОК И ИХ ОРГАНИЗАЦИЯ

Часто понятие прогулка смешивают с такими понятиями, как экскурсия, игра, занятия спортом и трудом. Это происходит потому, что в обычной жизни прогулка часто сочетается с различными видами занятий на воздухе.

При работе в группе продленного дня предлагаем использовать виды прогулок, которые можно подразделить следующим образом:

1. ПРОГУЛКА НАБЛЮДЕНИЕ за

сезонными изменениями в природе;

особенностями растительного мира;

жизнью домашних и диких животных;

трудом и отдыхом людей.

2. ПРОГУЛКА- ЗАДАНИЕ, имеющая цель

поздравить товарищей или взрослых с праздником;

пригласить гостей на классное или школьное мероприятие;

известить население, родителей, товарищей о каком-нибудь событии или мероприятии;

оказать шефскую помощь.

3. ПРОГУЛКА-ЗАДАЧА, направленная на решение какой-нибудь практической задачи. Например, предлагается определить:

расстояние;

величину предмета;

высоту предмета;

его цвет;

крутизну склона;

направление и скорость ветра.

4. ПРОГУЛКА-ПОИСК. Во время этой прогулки учащиеся получают задание отыскать:

лекарственные травы;

сеянцы;

семена деревьев;

природный материал для гербария, коллекции и т.д.

5. ПРОГУЛКА-ПОХОД на:

скорость;

выносливость;

дисциплину;

внимание;

ориентирование на местности.

6. ПРОГУЛКА-ФАНТАЗИЯ должна представить возможность:

сделать зарисовку;

изготовить поделку из природного материала;

сплести венок, корзину;

составить букет из листьев, цветов, веток;

придумать сказку, стихотворение, рассказ.

7. ПРОГУЛКА-ПОКАЗ , ставит перед воспитателем самые разнообразные задачи. Познакомить и показать:

местные достопримечательности;

различные предметы и объекты;

редкие цветы, деревья, кустарники;

разнообразные свойства, признаки предмета.

8. ПРОГУЛКА-ПРАКТИКУМ , предусматривает закрепление знаний и умений учащихся:

по правилам дорожного движения;

по технике безопасности;

по трудовым навыкам;

по ориентированию;

по культуре поведения.

9. КОМБИНИРОВАННАЯ ПРОГУЛКА проводится в сочетании с:

играми;

спортивными занятиями;

трудом;

экскурсионной работой.

10. Творческая прогулка. Цель: вызвать эмоциональный подъём и организовать творческую деятельность. Во время такой прогулки дети могут делать зарисовки, мастерить поделки. По итогам такой прогулки можно организовать выставку работ или праздник творчества.

11. Развлечения на воздухе. Цель прогулки: организовать массовые подвижные игры, весёлые состязания, ритмические музыкальные игры, хороводы, показ фокусов под навесом во время дождя.

12. Прогулка - экскурсия . Цель: познакомить с историей своего края.

Прогулка проводится один раз в неделю до самоподготовки. Ее продолжительность - 1,5 часа. Воспитатель определяет три цели прогулки: познавательную, воспитательную, развивающую.

ПОДГОТОВКА К ПРОГУЛКЕ

1. Определить вид прогулки.

2. Установить цель.

3. Разработать маршрут, ознакомиться с ним.

4. Выбрать место проведения.

5. Определить затраты времени на прогулку.

6. Разработать задание.

7. Наметить виды деятельности учащихся.

8. Составить конспект прогулки.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГУЛКИ

1. Предупредить о прогулке заранее, чтобы одежда и обувь соответствовали погоде.

2. Сообщить цель прогулки.

3. Рассказать о маршруте и заданиях.

4. Указать порядок следования по маршруту.

5. Назначить ответственных.

6. Провести инструктаж по ТБ.

Структура прогулки

    Организационный момент. Одевание детей, инструктаж о времени и цели прогулки, о правилах поведения, о распределении конкретных поручений. Беседа-инструктаж проводится во дворе школы на постоянном месте сбора группы.

    Движение по намеченному маршруту и выполнение намеченных заданий, организованное наблюдение, беседа воспитателя по теме прогулки, самостоятельная деятельность школьников.

    Краткое подведение итогов прогулки на постоянном месте сбора группы.

    Возвращение в школу. Переодевание детей, гигиенические процедуры.

    1. Учитывать: возраст детей, оборудование помещения, количество участников, наличие инвентаря…

      При объяснении игры дети должны хорошо видеть и слышать педагога. Назвать цель игры, рассказать о ходе и правилах.

      Если в игре много правил, то некоторые из них можно опустить при объяснении, а рассказать о них в процессе игры.

      Водящих выбрать по назначению учителя, жребию, считалочке.

      Сначала провести репетицию игры, не засчитывая результат.

      Начинать игру организованно, по сигналу.

      Развивать творческую инициативу участников.

      Наблюдать за настроением ребят, эмоциональным напряжением.

      Между игроками должны быть здоровые, дружеские отношения.

      Особое внимание уделять детям, с которыми не хотят играть.

      Необходимо дозировать физические упражнения, чередуя нагрузки с отдыхом.

      Объявляя результаты, мотивируйте их.

      Во время игры необходимо соблюдать технику безопасности.

Нормативные документы, регламентирующие работу ГПД

    Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (с изм. и доп.)

    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45 "Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08" (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409-08")

    Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников"

    Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"»

    Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении"

    Постановление Минтруда России от 11.11.1992 № 33 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации"

    Приказ Минздравсоцразвития России от 05.07.2005 № 440 "Об установлении тождества отдельных должностей"

    Письмо Минобрнауки России от 13.09.2006 № АФ-213/03 "О подготовке и направлении вариантов модельных методик"

    Письмо Минобразования России от 25.09.2000 № 2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

САМОПОДГОТОВКА

Самоподготовка – это форма внеурочной учебной деятельности в ГПД, обязательные и ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время. Целью самостоятельной работы на этих занятиях является выработка навыков самообразования, самовоспитания и способствование разностороннему развитию личности ребенка.

Воспитатель во время самоподготовки поддерживает необходимый для самостоятельной работы порядок и обеспечивает успешное выполнение заданий всеми учениками, стремясь закрепить те знания, которые дети приобрели на уроках. Воспитатель должен побуждать ребенка к самостоятельному размышлению, всячески стимулировать его волевые усилия, развивать мыслительные способности.

Воспитателем ГПД должны быть предусмотрены развивающие занятия перед самоподготовкой, чтобы подготовить детей к самостоятельной учебной работе, требующей от них активной умственной деятельности. Кратковременность таких занятий, своеобразных умственных гимнастик, требует четкости и динамичности их проведения и обязательно в игровой форме. Наиболее приемлемая продолжительность таких занятий – 10–15 минут. Воспитатель не требует от учащихся строгого соблюдения порядка, свойственного урокам, не подавляет самостоятельности детей, их активности, в результате чего дети получают возможность для позитивного самовыражения, а значит – полноценного отдыха. Отдохнувшие, без признаков усталости и возбужденности, дети легко включаются в умственную деятельность при выполнении домашних заданий.

У воспитателей, особенно в разновозрастных группах, нередко возникают трудности из-за того, что учащиеся заканчивают самоподготовку в разное время. Младшие школьники, как правило, не могут ни минуты ждать, пока старшие выполнят задания. Они не могут, да и не должны, сидеть в это время тихо и неподвижно. Чем их занять? Какое предложить занятие, чтобы и им было интересно, и другим не мешали? Эта же проблема возникает и в группе с одновозрастным составом учащихся, так как дети одного возраста также затрачивают на самоподготовку разное время. Огромна и незаменима здесь роль развивающих занимательных игр и упражнений, которые способствуют сознательному и более прочному усвоению знаний и отработке определенных навыков, предусмотренных современными учебными программами.

Активизации мыслительной деятельности учащихся, а также закреплению знаний, полученных на уроках, способствуют занимательные игры с математическим содержанием, которые развивают сообразительность, внимание, глазомер, смекалку, приучают размышлять.

Задача подготовки домашних заданий вытекает из общих задач специальной школы, которые заключаются в выработке и развитии у учащихся навыков самостоятельности в учебной и трудовой деятельности. Реализация этих целей достигается, прежде всего, правильной организацией подготовки домашних заданий, при которой знания, приобретенные учениками на уроках, получают наиболее эффективное закрепление и совершенствование.

На уроке самостоятельная работа учащихся является только элементом на том или другом его этапе, при подготовке домашних заданий - это главный вид деятельности. Его необходимо правильно организовать в целях коррекции познавательной деятельности, выработки самостоятельности в учебной работе. Домашние задания не должны дублировать того, что происходило на уроке. Это особая деятельность каждого ученика, находящегося в иных, чем в классе, условиях.

Школьник самостоятельно продолжает то, что делал вместе с другими учащимися в классе, и вместе с тем приобретает такие знания и навыки, которые необходимы для дальнейшей учебы под руководством учителя. Без этих знаний учебный процесс продолжаться не может. Таким образом, домашняя работа - не только важная форма организации обучения, она органически входит в процесс обучения как его необходимое звено, представляя собой индивидуальную форму учебных занятий под руководством воспитателя.

Ценность домашних заданий состоит также в том, что определенный вид работы, невыполнимый в условиях урока (наблюдения длительного характера за ростом растений, изменениями в природе по временам года, изменения погоды и т. д.), становится возможным во внеурочное время. Урок и самостоятельная последующая учебная работа дома являются единым процессом. Важно, чтобы при выполнении домашних заданий были разграничены функции учителя и воспитателя.

Учитель готовит учащихся к выполнению домашних заданий, объясняя, что задано и как следует выполнять ту или иную работу. Он контролирует качество приготовления уроков дома. Педагог учитывает индивидуальные особенности детей, придает домашней работе творческий характер, включая в содержание заданий решение задач, составление задач и примеров, чтение дополнительной литературы, выполнение заданий с использованием словаря и т. д. В функции воспитателя, осуществляющего педагогическое руководство подготовкой домашних заданий, входит:

формирование познавательной учебной деятельности детей;

обучение навыкам самостоятельной работы;

привитие учащимся навыков самоконтроля, взаимопроверки и взаимопомощи;

обеспечение правильного выполнения домашних заданий всеми детьми.

Чтобы, успешно осуществлять эти задачи, воспитателю необходимо знать индивидуальные особенности каждого ребенка, содержание программ учебных предметов и требования, предъявляемые к умениям и навыкам учащихся.

Единство требований, с которыми подходят к учащимся при подготовке домашних заданий учитель и воспитатель, предполагает постоянный контакт между ними. Основной формой связи в их работе является взаимное посещение уроков и часов самоподготовки. Посещение самоподготовки помогает учителю проверить степень усвоения учебного материала учащимися при самостоятельной работе. Посещение уроков дает возможность воспитателю вникнуть в методику работы учителя, выделить наиболее существенные и трудные для детей разделы по учебным предметам с тем, чтобы в процессе подготовки уроков уделять им больше времени.

Санитарно-гигиенические требования к самоподготовке

1. Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.

2. Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную - раз в полугодие.

3. Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями.

4. Поддержание нормального температурного режима.

5. Регулярное проветривание классной комнаты.

6. Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.

7. Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.

8. Соблюдение школьниками личной гигиены.

9. Сохранение у детей правильной позы во время работы.

10. Проведение «физкультминуток», динамической паузы.

11. Устранение шумовых раздражителей.

12. Учащихся не следует нагружать дополнительным учебным материалом.

13. Варьировать смену деятельности за счет школьных предметов.

Дидактические требования

1. Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно время, имеют определенную продолжительность.

2. Задание ученики выполняют самостоятельно.

3. Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).

4. Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы.

5. Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.

6. Объем и характер заданий регулируется с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.

САМОПОДГОТОВКА

Организационный момент

    Организация рабочего места.

    Настрой детей.

    Постановка цели и мотивация работы.

    Определение времени на каждый предмет.

Инструктаж

    Предупреждение возможных трудностей (дидактическая игра, таблицы, схемы).

    Работа с памятками.

    Определение плана выполнения работ по предмету.

Самостоятельная работа

    Использование сигнальных карточек.

    Самоконтроль по таблицам, схемам, памяткам.

    Контроль со стороны воспитателя.

    Индивидуальная работа с учащимися.

Самопроверка, взаимопроверка

    Использование памяток.

    Сверка с образцом, правильным ответом на доске.

    Повторение правила.

    Исправление недочётов, ошибок в работе.

    Подключение к работе консультантов.

Проверка работы воспитателем. Дифференцированный подход к проверке (слабый, средний, сильный ученик).

Подведение итогов самоподготовки

    Общая оценка работы группы.

    Проведение рефлексии.

    Организация выставки работ.

    Похвала, поддержка слабого ученика.

Памятка для приготовления устных заданий

1. Вспомни, что ты узнал на уроке. Прочти заданное по учебнику. То, что не понятно, прочти 2 или 3 раза.

2. Продумай, что в прочитанном – главное. Составь план рассказа.

3. При чтении учебника обращай внимание на разбивку текста, на заголовки параграфов. Используй вопросы в конце каждого параграфа учебника.

4. При чтении учебника пользуйся иллюстрациями (географическими картами).

Каждое новое для тебя название нужно постараться найти в словаре и запомнить.

Памятка для приготовления письменных заданий

    Прежде чем приступить к выполнению задания, нужно исправить ошибки в предыдущих работах.

    Повтори по учебнику правило, с которым связано выполнение задания.

    Выполни письменное задание. Проверь каждое слово и предложение.

    Замеченные ошибки аккуратно исправь. Если в работе много исправлений, то лучше переписать ее заново.

ПАМЯТКА ДЕТЯМ

1. Найди в учебнике нужную страницу.

2. Прочитай правило, примеры. Выучи правило.

3. Повтори правило, приведи свои примеры.

4. Открой тетрадь, прочитай всё, что писали в классе.

5. Посмотри упражнение, заданное на дом.

6. Устно выполни его.

7.Запиши число, слова «Домашняя работа».

8. Пропиши образцы. Старайся!

9. Выполни упражнение.

10. Прочитай! Проверь! Ошибок нет?

11. Выполни задания.

12. Повтори правило.

14. Теперь ты готов! Умница!

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУПП ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Группа продленного дня - одна из форм общественного воспитания детей, которая имеет большие возможности для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач. Группы продленного дня в школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов. Продленный день в школе способствует формированию воспитывающей образовательной среды.

Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохранения работоспособности детей, посещающих группы продленного дня, рационально организован режим дня, начиная с момента прихода детей в школу.

Основная цель организации групп продленного дня - максимальное развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного и думающего, формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие у ребенка познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

Основные задачи:

Помочь учащимся в усвоении образовательных программ;

Развивать познавательные процессы и интересы личности;

Развивать основные нравственные качества личности ребенка;

Развивать коммуникативные отношения ребенка;

Развивать мыслительные процессы, творческие способности;

Укреплять здоровье и прививать навыки личной гигиены;

Формировать полезные привычки;

Воспитывать силу, быстроту, ловкость, выносливость,

Гибкость;

Воспитывать чувство коллективизма.

При организации занятий в ГПД учитывается потребность детей младшего школьного возраста как в умственной, так и в игровой деятельности, а также индивидуальные склонности, интересы и возможности ребенка.

Воспитатели ГПД создают все условия, чтобы деятельность ребят в свободное от уроков время была привлекательной и соответствовала их разносторонним интересам, а также опиралась на инициативу и самоуправление детей, свободу выбора ими содержания и форм деятельности настолько, насколько это целесообразно. Детям созданы условия для смены видов деятельности, отличных от учебной деятельности, и обеспечен продуктивный отдых.

Формы внеурочной работы в ГПД:

Клубный час - это мероприятие, проводимое в воспитательных целях. Воспитатель готовит его заранее, при необходимости привлекает к участию воспитанников, родителей, членов педагогического коллектива — педагога-организатора, музыкального руководителя, библиотекаря, работника музея и др.

Кружковая работа . Воспитатель либо самостоятельно организует кружковую работу в любом направлении или отводит детей в кружки, секции, клубы по интересам, работающие в школе. Каждый ребенок может посещать не более двух кружков (нормы СанПиН).

Индивидуальные и групповые проекты.

Игровая деятельность (индивидуальная, групповая)

Организация досуга в ГПД:
1. Детское чтение.
2. Презентация детских газет и журналов.
3. Работа с иллюстрациями к литературным произведениям.
4. Тематическая выставка книг с их последующим просмотром.
5. Конкурсы чтецов.
6. Инсценировки, литературные монтажи и композиции.
7. Разгадывание кроссвордов.
8. Составление словаря вежливого человека.
9. Инсценирование правомерного (неправомерного) поведения.
10. Тематические выставки.
12. Агентство полезных советов.
13. Выставка предупреждающих знаков.
14. Искусствоведческие занятия.
15. Музыкальные занятия.
16. Интеллектуально-познавательные игры

Преимущества посещения ГПД
Группу продленного дня ребёнок посещает во второй половине дня после уроков. Здесь он находится под присмотром квалифицированного воспитателя, имеет полноценный обед, обязательно погуляет в хорошую погоду, сможет посетить различные кружки и спортивные секции, приготовит уроки под руководством педагога, поиграет с одноклассниками, просто пообщается с ними во внеурочное время. Если вам приходится выбирать между группой продленного дня и тем, что ребёнок будет находиться один до вечера, то, пожалуй, стоит выбрать первое. Вы будете гораздо спокойнее работать, зная, что ваш ребёнок защищен от различных неприятностей.