Болезни Военный билет Призыв

Зависимость чувствительности от силы нервной системы. Сила нервной системы - отрасли психологии. Основные признаки слабой нервной системы

Сила нервной системы

Понятие о свойстве силы нервной системы выдвинуто И. П. Павловым в 1922 ᴦ. При изучении условно-рефлекторной деятельности у животных было выявлено, что чем больше интенсивность раздражителя или чем чаще он применяется, тем больше ответная условно-рефлекторная реакция. При этом при достижении определœенной интенсивности или частоты раздражения условно-рефлекторный ответ начинает снижаться. В целом эта зависимость была сформулирована как ʼʼзакон силыʼʼ (рис. 5.1).

Было отмечено, что у животных данный закон проявляется по-разному: запредельное торможение, при котором начинается снижение условно-рефлекторного ответа͵ у одних наступает при меньшей интенсивности или частоте раздражения, чем у других. Первые были отнесены к ʼʼслабому типуʼʼ нервной системы, вторые – к ʼʼсильному типуʼʼ. Возникли и два способа диагностики силы нервной системы: по максимальной интенсивности однократного раздражения, еще не приводящего к снижению условно-рефлекторной реакции (измерение силы через ʼʼверхний порогʼʼ), и по наибольшему числу раздражения, тоже еще не приводящему к снижению рефлекторного ответа (измерение силы через ее ʼʼвыносливостьʼʼ).

В лаборатории Б. М. Теплова была обнаружена большая чувствительность лиц со слабой нервной системой по сравнению с теми, у кого та оказалась сильной. Отсюда возник еще один способ измерения силы: через быстроту реагирования человека на сигналы разной интенсивности. Субъекты со слабой нервной системой из-за своей более высокой чувствительности реагируют на слабые и средние по силе сигналы быстрее, чем субъекты с сильной нервной системой. По сути, в данном случае сила нервной системы определяется по ʼʼнижнему порогуʼʼ.

Рис. 5.1. Схема, показывающая проявление ʼʼзакона силыʼʼ. По вертикали – величина реакции; по горизонтали – сила разрушения.

В том же исследовательском коллективе сила нервной системы стала определяться и по уровню активации ЭЭГ. При этом данный метод технически сложен для массовых обследований.

До недавнего времени всœе эти способы измерения силы нервной системы не имели единого теоретического обоснования и в связи с этим рассматривались как независимые друг от друга, обнаруживающие различные проявления силы нервной системы, связанные, как казалось, с разными физиологическими механизмами. По этой причине оправданным было и требование изучать типологические проявления свойств сразу несколькими методиками, о чем говорилось в предыдущем параграфе. При этом возможно единое объяснение различных проявлений силы нервной системы (Е. П. Ильин, 1979), ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ делает равноправными различные методики, с помощью которых устанавливается сила нервных процессов. Объединяющим фактором оказался уровень активации в покое (суждение о котором выносилось на основании уровня энерготрат в покое – рис. 5.2): у одних людей он выше, а у других ниже. Отсюда и различия в проявлении ʼʼзакона силыʼʼ.

Рис. 5.2. Распределœение испытуемых с различными энерготратами в покое (уровнем активации) в группах с различной силой нервной системы. По вертикали – число лиц, 5; по горизонтали – уровень энерготрат (ккал/кг/ч): I – от 0.50 до 0,99; II – от 1,00 до 1,50; III – от 1,51 до 2,00; IV – от 2, 01 и выше. А – лица с малой силой нервной системы; Б – лица со средней силой нервной системы; В – лица с большой силой нервной системы.

Сила нервной системы как реактивность. Для возникновения видимой ответной реакции (ощущение раздражителя или движение рукой) нужно, чтобы раздражитель превысил определœенную (пороговую) величину или по крайней мере ее достиᴦ. Это значит, что данный раздражитель вызывает такие физиологические и физико-химические изменения раздражаемого субстрата͵ которые достаточны для появления ощущения или ответной двигательной реакции. Следовательно, чтобы получить ответную реакцию, нужно достичь порогового уровня активации нервной системы. Но в состоянии физиологического покоя последняя уже находится на определœенном уровне активированности, правда, ниже порогового. У субъектов со слабой нервной системой уровень активации в покое выше (это следует из того, что в покое у них выше потребление кислорода и энерготраты на 1 кг веса тела); соответственно они ближе к пороговому уровню активации, с которого начинается реагирование (рис. 5.3), чем лица с сильной нервной системой. Для доведения этого уровня до порогового им, как следует из схемы, нужен меньший по интенсивности раздражитель. Субъектам же с сильной нервной системой, у которых уровень активации покоя ниже, требуется большая величина раздражителя, чтобы довести уровень активации до порогового. Этим и обусловлены различия между ʼʼслабымиʼʼ и ʼʼсильнымиʼʼ по нижнему порогу раздражения (r 1 < r 2).

При нарастании интенсивности одиночных раздражителœей уровень активации (возбуждения) и величина (или быстрота͵ как при измерении времени реакции) реагирования повышаются. При этом субъекты со слабой нервной системой, начав реагировать раньше, чем лица с сильной нервной системой, раньше достигают и предельного уровня активации, при котором наблюдаются наибольшие и самые быстрые ответные реакции. После этого у них эффект реагирования снижается, в то время как у субъектов с сильной нервной системой он еще возрастает. Οʜᴎ достигают предела активации позже, при большей силе одиночного раздражителя (R 1 < R 2). Следовательно, и ʼʼверхнийʼʼ порог у ʼʼслабыхʼʼ меньший, чем у ʼʼсильныхʼʼ, т. е. запредельное торможение у первых наступает раньше, чем у вторых, при меньшей интенсивности достаточно сильного раздражителя (рис. 5.3).

Рис. 5.3. Схема, показывающая различия в силе нервной системы исходя из интенсивности раздражителя. По вертикали – уровень активации: а1 – в состоянии покоя у лиц со слабой нервной системой; а2 – у лиц с сильной нервной системой; нижняя сплошная линия – пороговый уровень активации покоя, с которого начинается реакция на раздражитель; верхняя сплошная линия – предельный уровень реагирования (А1 – для лиц со слабой нервной системой; А2 – для лиц с сильной нервной системой). По горизонтали – интенсивность раздражителя: r1 – нижний порог для лиц со слабой нервной системой, r2 R1 – верхний порог раздражителя для лиц со слабой нервной системой, R2 – то же для лиц с сильной нервной системой; h1 – величина дополнительной активации, необходимая для достижения порога реагирования лицами со слабой нервной системой, h2 – то же для лиц с сильной нервной системой.

На выявление этих различий в реагировании людей на стимулы разной интенсивности направлена методика, разработанная В. Д. Небылицыным и получившая краткое название ʼʼнаклон кривойʼʼ (рис. 5.4; описание методики см. в приложении).

В. Д. Небылицын выдвинул гипотезу, что диапазон между нижним (r ) и верхним (R ) порогами должен сохраняться от индивида к индивиду неизменным:

R : r = сопst.

Автор исходил из того факта͵ что оба этих порога у лиц с сильной нервной системой выше, чем у лиц со слабой нервной системой.

Рис. 5.4. Изменение времени реакции на различные по интенсивности звуковые сигналы у лиц с сильной и слабой нервной системой. По вертикали – время реакции, мс; по горизонтали – громкость звука, дБ. Сплошная линия – данные для лиц с сильной нервной системой; штрихпунктирная – для лиц со слабой нервной системой. Пунктиром обозначена зона слабых и средних интенсивностей звука, используемых в методике В. Д. Небылицына.

Из приведенной формулы следует, что и сильная и слабая нервная система должны выдерживать одну и ту же величину градиента (прироста) сверхпорогового раздражителя. В случае если принять абсолютный порог за нулевую точку отсчета величины физиологической силы раздражителя, то при увеличении его силы и сильная и слабая нервная система будут реагировать одинаково: увеличится в два раза сила раздражителя – во столько же раз возрастет и величина ответной реакции со стороны как сильной, так и слабой нервной системы.

Из этого должно также вытекать, что различий между последними при выравнивании физиологической силы раздражителя не будет; в обеих нервных системах запредельное торможение возникнет при одной и той же физиологической силе раздражителя. Это означает, что ход кривой реагирования на стимулы разной физиологической силы сильной и слабой нервной системы совпадет. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, согласно данной гипотезе В. Д. Небылицына, различия в силе нервной системы обнаруживаются потому, что используется физическая шкала интенсивности раздражителя, в которой одинаковая физическая величина последнего является разной физиологической силой для сильной и слабой нервной системы. Причиной этого, как теперь стало ясно, служит их различная фоновая активированность: чем она выше, тем большим по физиологической силе становится физический раздражитель.

При этом эта правдоподобная гипотеза В. Д. Небылицына остается пока не доказанной на практике. Более того, П. О. Макаров (1955) использовал разницу между верхним и нижним порогами в качестве показателя силы нервной системы: чем больше диапазон между порогами (который автором принят за энергетический потенциал), тем больше сила нервной системы. Но и эта гипотеза осталась непроверенной экспериментально.

Сила нервной системы как выносливость. Многократное повторное предъявление одинакового по силе раздражителя через короткие интервалы времени вызывает явление суммации, т. е. усиление рефлекторных реакций за счёт роста фоновой активации, так как каждое предыдущее возбуждение оставляет после себя след, и в связи с этим каждая последующая реакция испытуемого начинается на более высоком функциональном уровне, чем предыдущая (заштрихованная область на рис. 5.5).

Рис. 5.5. Схема, показывающая различия в силе нервной системы исходя из длительности действия раздражителя. По вертикали – уровень активации (обозначения те же, что на рис. 5.3). По горизонтали – интенсивность раздражителя (ось Б) и длительность действия раздражителя (ось Т) с постоянной интенсивностью R2 . Заштрихована область суммации следов возбуждения (повышение уровня подпороговой активности). t1 – время действия на слабую нервную систему раздражителя R2 , приводящее к достижению предела реагирования; t2 – то же для сильной нервной системы.

Поскольку исходный уровень активации у субъектов со слабой нервной системой выше, чем у субъектов с сильной нервной системой, суммация возбуждения и связанное с ней возрастание реагирования (несмотря на постоянную по физическим параметрам силу раздражителя) у них быстрее достигнет предела, и быстрее наступит ʼʼтормозныйʼʼ эффект, т. е. снижение эффективности реагирования. У лиц с сильной нервной системой из-за более низкой активации покоя имеется больший ʼʼзапас прочностиʼʼ, и в связи с этим суммация у них может продолжаться дольше без достижения предела реагирования. Вместе с тем, возможно, что и последний у ʼʼсильныхʼʼ находится на более высоком уровне, чем у ʼʼслабыхʼʼ. (Это не нашло отражения на схеме, где гипотетически пределы реагирования для ʼʼсильныхʼʼ и ʼʼслабыхʼʼ обозначены одинаково; единственно, что не укладывается в эту схему – случай, когда у ʼʼслабыхʼʼ предел реагирования будет большим, чем у ʼʼсильныхʼʼ.) Поскольку величина суммации возбуждения определяется длительностью действия раздражителя (временем (t ) или количеством повторений раздражения (n )), сильная нервная система оказывается более выносливой. Это значит, что при многократных предъявлениях сигналов (внешних или внутренних – самоприказов) снижение эффекта реагирования на таковые (величины или быстроты реакций) у ʼʼслабыхʼʼ произойдет быстрее, чем у ʼʼсильныхʼʼ. На этом и основаны различные методики определœения силы нервной системы через ее выносливость.

Следует обратить внимание на два существенных момента. В первую очередь, при диагностике силы нервной системы нельзя использовать слабые раздражители, так как они снижают, а не повышают активацию нервной системы, и в результате более выносливыми к монотонному раздражителю оказываются лица со слабой нервной системой. Кстати, по этому поводу еще в лаборатории И. П. Павлова возник спор: ее глава считал, что те собаки, которые быстро засыпали в ʼʼбашне молчанияʼʼ при выработке у них условных рефлексов, имеют слабую нервную систему. При этом его ученица К. П. Петрова (1934) доказала, что это как раз собаки с сильной нервной системой, не выдерживающие монотонной обстановки (или как сейчас сказали бы – сенсорной депривации). В конце концов И. П. Павлов признал правоту ученицы.

Во-вторых, не каждый показатель выносливости может служить критерием силы нервной системы. Выносливость к физической или умственной работе не является прямым индикатором силы нервной системы, хотя и связана с ней. Речь должна идти о выносливости именно нервных клеток, а не человека. По этой причине методики должны показывать быстроту развития запредельного торможения, с одной стороны, и выраженность эффекта суммации – с другой.

Сила нервной системы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Сила нервной системы" 2017, 2018.

Какие особенности имеет слабая нервная система? Этот вопрос интересует многих. С каждым поколением число людей со слабой нервной системой значительно увеличивается.

Однако как у сильной, так и у слабой системы имеются свои определенные неоспоримые преимущества.

Сила нервной системы

По определению, сила нервной системы каждого человека является врожденным показателем. Мы должны согласиться с тем, что это просто необходимо для обозначения выносливости и работоспособности всех нервных клеток, находящихся в организме человека. Сила нервной системы позволяет ее клеткам выдерживать любые возбуждения, не переходя в торможение.

Последнее является жизненно важным компонентом нервной системы. Оно способно координировать всю ее деятельность. Отличительной способностью сильной системы является то, что люди, которые ею обладают, способны пережить и выдержать даже сверхсильные раздражители. Люди со слабой системой, напротив, плохо держат сигнал и слабо реагируют на раздражители.

Человек, обладающий слабой нервной системой, не отличается терпеливостью, с большим трудом удерживает поступившую к нему информацию и при первой же возможности делится ею чуть ли не с первым встречным.

Из всего вышеперечисленного уже можно сделать вывод, что люди со слабой системой просто не способны переносить сильные раздражители.

В таких ситуациях система либо тормозит, либо вовсе «исчезает» без всяких тормозов. Однако она тоже имеет преимущества, например, способность к повышенной чувствительности. Также она может с легкостью различать сверхслабые сигналы.

Основные признаки слабой нервной системы

Слабая нервная система у человека имеет такие признаки:

  1. Равнодушие. Такой сигнал способен заставить человека принимать всевозможные удары судьбы без всякого протеста. Слабая нервная система делает людей ленивыми как с психической, так и с физической стороны. Люди при этом, даже живя в бедности, не будут делать никаких попыток, чтобы исправить ситуацию и изменить свое положение в обществе.
  2. Нерешительность. Человек, у которого преобладает повышенная чувствительность, способен подчиняться каждому. Хуже всего, что этим человеком могут завладеть до такой степени, что он просто превратится в живого робота.
  3. Сомнения. Чувствительные люди способны сомневаться не только в себе, но и в людях, которые пытаются им всячески помочь. Такие люди очень часто оправдываются для того, чтобы завуалировать собственные неудачи. Очень часто это выражается в зависти к тем людям, которые лучше и успешнее их.
  4. Беспокойство. Этот сигнал является основным в значительно пониженной нервной силе. Беспокойство способно привести человека к нервному расстройству и даже срыву. Часто беспокоящиеся люди являются чуть ли не самыми жалкими существами на всей планете. Они живут в постоянном страхе. Стоит отметить, что беспокойство способно отбирать жизненные силы и преждевременно старить человека. Такие люди в качестве оправдания привыкли говорить давно заученную фразу: «Вам бы мои заботы и переживания, вы бы беспокоились не меньше».
  5. У каждого человека свои определенные заботы, и зачастую они сталкиваются с большими жизненными трудностями. Но человек со здоровой системой такие сложности встречает достаточно спокойно и пытается найти решение в сложившейся ситуации. Чрезмерное беспокойство не поможет решить возникшую проблему, но оно может изрядно подкосить ваше здоровье и приблизить старость. Иными словами, беспокойство — это оружие против вас самих.
  6. Сверхосторожность. Человек постоянно выжидает подходящего момента для воплощения в жизнь собственных идей и планов. А такое ожидание способно превратиться в привычку. У этих людей очень сильно возрастает пессимизм, их может сбить с толку только одна плохая мысль о том, что может случиться неудача, и все рухнет. Люди со сверхосторожностью рискуют получить несварение желудка, достаточно слабую циркуляцию крови, нервозность и множество других отрицательных факторов и заболеваний.

Особенности воспитания при слабой нервной системе у детей

В основном все привыкли видеть веселых, жизнерадостных и активных детей, но среди них встречаются и достаточно пассивные, сильно замкнутые в себе и очень плохо выдерживающие даже самые незначительные напряжения. Они очень впечатлительны и чересчур чувствительны к малейшим раздражителям.

Родителям нужно помнить, что к сильно впечатлительным детям необходим особый подход. В этом случае ошибки в воспитании могут привести не только к пугливости и раздраженности ребенка, но и к различного рода болезням и даже к нервному расстройству.

В первую очередь нужно продумать необходимый для жизни ребенка режим дня как дома, так и вне его стен. Самым важным фактором для расходования энергии является такой режим, напрямую связанный с устойчивостью и ритмичностью, в которых очень сильно нуждаются дети со слабой нервной системой.

Очень важным для таких детей является расписание, по которому они будут жить. Режим, конечно, способен , но нужно ли ребенка ограничивать и ставить его в новые жизненные условия? Непременно, но только не забывайте учитывать склонности своего малыша и его состояние. Изменение режима для ребенка уместно только в том случае, если его ничего особо не утомляет. Например, такими изменениями в его жизни можно заняться во время летних каникул.

Дело в том, что у учащихся во время отдыха привычный для них режим сбивается. Таким детям очень важно ежедневно видеть и узнавать что-то новое и интересное. Например, походы способны придать ребенку бодрости, жизненной энергии и сил.


ПО ПСИХОМОТОРНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ Е.П.ИЛЬИНА
(ТЕППИНГ-ТЕСТ)

Тест отслеживает временные изменения максимального темпа движений кистью. Многие из лабораторных методов диагностики основных свойств нервной системы требуют специальных условий проведения и аппаратуры. Они трудоемки. Этих недостатков лишены экспресс-методики, в частности, теппинг-тест (или как ее иногда называют «Дятел»). Задача обследуемого – поставить карандашом как можно больше точек в квадрате. Если обследование групповое, карандаши должны быть одинаково мягкими.

С помощью теппинг-теста определяется выносливость нервной системы и обязательным условием выполнения теста для определения силы нервной системы становится работа в максимальном темпе. Если это условие не выполняется, диагностика будет неправильной. Отсюда следует и другой вывод: по выносливости человека нельзя судить об имеющейся у него силе нервной системы. М. Н. Ильиной, например, показано, что при работе большой и средней интенсивности выносливость людей со слабой и сильной нервными системами бывает одинаковой, но это происходит благодаря разным психофизиологическим механизмам.
Обязательное условие диагностирования силы нервной системы с помощью теппинг-теста - максимальная мобилизованность обследуемого. Чтобы добиться этого, надо не только заинтересовать субъекта результатами обследования, но и стимулировать его по ходу работы словами («не сдавайся», «работай быстрее» и т. п.). Это способствует более четкому разделению испытуемых на «сильных» и «слабых».

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Экспериментатор подает сигнал: «Начали», а затем через каждые 5 сек дает команду: «Следующий». По истечении 5 сек работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп».

Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой.

Протокол исследования


ОБРАБОТКА .

Обработка включает следующие процедуры:
1) подсчитать количество точек в каждом квадрате;
2) построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат - количество точек в каждом квадрате.
Коэффициент силы нервной системы (КСНС ) рассчитывают по следующей формуле:

КСНС=((х2-х1)+(х3-х1)+(х4-х1)+ (х5-х1)+ (х6-х1)) : х1 и умножаем на 100%

Х1 – сумма постукиваний в первом пятисекундном отрезке,

Х2 – сумма постукиваний во втором пятисекундном отрезке

Х3 – сумма постукиваний в третьем пятисекундном отрезке и т.д.

Рассчитать коэффициент функциональной асимметрии по работоспособности левой и правой рук, получив суммарные значения работоспособности рук путем сложения всех данных по каждому из прямоугольников. Абсолютное различие по работоспособности левой и правой рук делится на сумму работоспособностей, а затем умножается на 100%:

KFa = ((Σ R- Σ L ) : (Σ R+ Σ L )) умножаем на 100% , где

Σ R - общая сумма точек, поставленных правой рукой
Σ L - общая сумма точек, поставленных правой левой

АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой.
Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:
- выпуклый (сильный) тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 сек работы; в последующем, к 25-30 сек, он может снизиться ниже исходного уровня (т. е. наблюдавшегося в первые 5 сек работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;
- ровный (средний) тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип-кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;
- нисходящий (слабый) тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Разница между лучшим и худшим результатом составляет больше 8 точек. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;
- промежуточный (средне-слабый) тип: темп работы снижается после первых 10-15 сек. При этом разница между самым лучшим и худшим результатами не превышает 8 точек. При этом возможно периодическое возрастание и убывание темпа (волнообразная кривая). Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы - средне-слабая нервная система;
- вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

Типы динамики максимального темпа движений

Графики: ·
А - выпуклого типа;·

Б - ровного типа,

В - промежуточного и вогнутого типов,

Г - нисходящего типа.

·Горизонтальная линия - линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 сек.

Ниже представлены нормативные данные для детей 9-12 и 12-15 лет
Для детей 9-12 лет
20 точек и меньше - медленный темп. Ребенок склонен выполнять любые задания в медленном темпе. Поэтому та скорость, с которой он работает, является для него нормальной. Заставлять его работать быстрее - значит травмировать психику ребенка, создавать для него стрессовую ситуацию.
20-25 точек - средний темп. Нормальный темп работы.
26 точек и выше - высокий темп. Ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе.
Для детей 12-15 лет
24 точек и меньше - медленный темп.
25-30 точек - нормальный средний темп работы
30 точек и больше - ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе.
Чем вышеКСНС ( коэффициент силы нервной системы ) , тем нервная система сильнее; чем ниже, тем нервная система слабее. Исходя из значения КСНС можно осуществлять интерпретацию результатов по 25 бальной диагностической шкале силы-слабости нервной системы с учетом знака по следующей таблице

Примечание: Сильная нервная система имеет коэффициент КСНС со знаком «+»; слабая нервная система - со знаком «−»

Если в ходе исследования изучали работоспособность левой и правой рук, то при анализе результатов сопоставляют полученные графики работоспособности. В большинстве случаев они по характеру одинаковы. У правшей – работоспособность правой руки выше работоспособности левшей, а у левшей – наоборот. В случае значительных расхождений графиков опыты желательно повторить через некоторые промежутки времени.
Важно сравнить силу нервной системы с особенностями темперамента испытуемого. На этом основании можно дать диагноз работоспособности и продумать рекомендации по ее повышению.
Знак коэффициента функциональной асимметрии интерпретируется следующим образом: если полученный коэффициент баланса имеет знак «+ », это свидетельствует о смещении баланса в сторону возбуждения; если полученный коэффициент имеет знак «- », это свидетельствует о смещении баланса в сторону торможения.

Зависимость максимальной частоты движений от возраста, пола и уровня тренированности [Кирой, 2003]
Знание возрастных изменений частоты движений позволяет судить о развитии одной из важнейших характеристик индивидуальности. Исследования показали (И.М.Янкаускас), что с возрастом максимальная частота элементарных движений прогрессивно увеличивается у лиц обоего пола , однако эти изменения неравномерны и носят индивидуальный характер.
Основные черты моторного стереотипа складываются к 12-13 годам (К.В.Шагинян, 1978), после чего наступает период стабильности.
Сравнительный анализ показал, что темпы развития различных скоростных способностей в различные возрастные периоды неодинаковы (В.П.Озеров, 1989). Максимальное увеличение быстроты движений наблюдается в возрасте до 12-13 лет, после чего изменения несущественны. В среднем, частота постукивания кистью возрастает в возрастном диапазоне от 8-9 до 12-13лет с 6,5 до 7,7 уд/с. Вместе с тем, отдельные дети уже к 8-9 годам развивают стремительный темп до 9,5 уд/с. Такие показатели объясняются их особой двигательной одаренностью. Среди подростков 12 лет максимальная частота движений выше у девочек , однако, впоследствии они это превосходство теряют (И.М.Янкаускас, 1972). В целом, таким образом, сроки достижения максимума развития скоростных качеств у женщин меньше, чем у мужчин, на 1-2 года (Е.П.Ильин, 1983).

Нервная сила — источник всей жизни. Жизнь идет через наши нервы- никогда не забывайте этого . Когда у вас есть нервная сила- вы полны энтузиазма, счастья, здоровья и честолюбия. Ваше здоровье, сила, жизнеспособность измеряются нервной силой.Тело человека- сложная машина, и нервная сила — его движущая сила и её энергия зависит от гармонической деятельности жизненных органов. Если вы каждое утро чувствуете вялость и усталость, если будущее вам кажется безнадежным и вы чувствуете себя несчастным — у вас непорядок с вашей нервной системой и ваша нервная сила находится в минусе.

Существует только один путь — перестройка нервной силы. Наше тело -самоисцеляющийся организм, если дать ему возможность идти путем природы. »Нервы» — мы слышим это везде; » у вас нервы не в порядке», «у меня расшатаны нервы», » у меня нервы расходились», » у моего ребенка нервы»- миллионы людей испытывают бесконечные органические и физические нарушения, которые делают их жизнь ужасной.

Если люди не имеют нервной силы, они начинают применять слабые стимуляторы- табак, чай, кофе, колу. Более глубокий нервный упадок- более сильные стимуляторы- алкоголь, а потом наркотик.

Многие люди считают себя нормальными, но они так возбуждены, что не могут обойтись ни одного дня без взбадривающих таблеток или снотворного. Вы видите проявление нервов везде- на улице, на работе, в школе, в театре, в институте и особенно дома, в вашей собственной семье.Вопрос -»что же такое нервная сила?» — аналогичен вопросу — » а что же такое электрический ток?» Она также не осязаема. Мы знаем, что это основная сила жизни, таинственная энергия, которая исходит от нервной системы и дает жизнь и энергию каждому органу.

Нервная система- это миллионы клеток, которые запасают нервную силу. Общее количество, запасенное в этих резервуарах, является нашим нервным капиталом. Каждый орган работает непрерывно, поддерживая уровень нервной силы в этих клетках, наша жизнь зависит от этой нервной силы, без деятельности нервной силы мы не можем ни дышать, ни есть. Если мы не предоставляем нервам достаточного питания, кислорода, сна, а даем лишь стрессы, напряжение, очень много работы, эмоций и возбуждения, гнева, беспокойства, вспыльчивости и горя и если мы подвергаем мускульную систему чрезмерному напряжению, т.е. тратим нервной силы больше, чем органы создают её — естественным результатом этого становится нервное банкротство, или полное нервное истощение, следующая ступень которого -умопомешательство.

Какие же первые симптомы или сигналы слабой нервной силы:

1. Равнодушие. Вы принимаете без протеста любые удары судьбы, у вас нет честолюбия, вы становитесь психически и физически ленивым, слабовольным человеком, готовым сносить бедность и низкий уровень жизни, не делая никаких усилий, чтобы преодолеть это. Отсутствует инициатива, воображение, энтузиазм и самоконтроль.

2. Нерешительность. Человек со слабой нервной силой легко подчиняется. Другие люди могут настолько завладевать его мыслями, что он становится человеческим роботом.

3. Сомнения. Вы сомневаетесь втайне в своих способностях и в искренности тех, кто хочет вам помочь. Вам присущи частые оправдания, чтобы объяснить или прикрыть свои неудачи; у вас иногда появляется зависть к тем, кто здоров и полон успеха.

4. Беспокойство. Хроническое беспокойство, человек живет в постоянном страхе- это признак пониженной нервной силы и её истощение, что преждевременно старит человека. Беспокойство не дает ответа — это убийство организма.

5. Сверхосторожность. Вы ждете — не дождетесь какого-то определенного момента, чтобы начать воплощать свои идеи. Ожидание становится постоянной привычкой; привычный взгляд на негативную сторону каждого обстоятельства, мысли и разговоры о всевозможной неудаче вместо сосредоточения на возможности успеха.

Это всё ведет в конечном счете к несварению желудка, слабой циркуляции крови, запорам, неправильному дыханию, отсутствии уравновешенности и уверенности в себе, плохому расположению духа.

Какие же лекарства от нервных заболеваний.

Это в первую очередь естественная жизнь в нормальных условиях; это изменение повседневных привычек, еды, упражнений, сна, купанья, дыхания, вопросов голодания, принятие определенных поз отдыха, вследствие чего человек от хронической усталости переходит к созданию мощной нервной силы и должен иметь полный контроль над своим умом и телом. Постарайтесь жить естественной, натуральной жизнью, постарайтесь достичь близости к природе, научитесь жить так, как природа хочет, отдавайте себя в руки матери -природы, ежедневно в ваших созерцаниях повторяйте снова и снова: » Я дитя Бога и Природы». Отбросьте не совершимые иллюзии, старайтесь получать удовольствия от простых вещей, живите спокойно и с удовольствием, укрепляя здоровье. Найдите радость в жизни и в поклонении природе. Лучшая религия — это доброта и поклонение. Чтобы иметь хорошую нервную силу жизни- изучайте великие законы природы и живите по ним.

Одним из лучших рецептов продолжительной здоровой и счастливой жизни — это жить по законам природы и Божьим Заповедям. Доверяйтесь природе, следуйте её законам, соизмеряя свои физические возможности и заботясь о них, создавайте свою мощную нервную силу, которая принесет вам покой, равновесие и счастье. Считая каждый день маленькой жизнью, делайте его как можно полнее и совершеннее. Всё , что вы посеете в один период жизни, пожнете в другой. Живите хорошо сегодня, тогда будете жить лучше завтра.

Но вы должны всё знать о себе. Уменье жить долго и счастливо — это искусство. Человек, который специально настраивает себя, чтобы продлить свои дни — имеет для этого огромные шансы. Надо всё знать о нервах, знать как расслабиться, как успокоить нервы после сильного нервного напряжения, чтобы перестроить свои нервные силы в норму духовного и физического состояния

Есть две стороны здоровья — духовная и физическая и обе важны и обе тесно переплетены и взаимозависимые. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, а духовный контроль дает дисциплину для поддержания физического здоровья. Чтобы сделать тело сильным, мы должны иметь сильный ум, мозг наш должен взять контроль над телом, установить и поддерживать для здоровья жизненно важные привычки.

Три формы нервной силы:

Нервная система управляется с помощью трех форм нервной силы-

1. Мускульная нервная сила это сила, создающая мускульное давление.

2. Нервная сила органов -создает крепкое здоровье и способность сопротивляться болезням. Это означает долгую, здоровую жизнь.

3. Духовная нервная сила — создает сильный интеллект, хорошую память, духовную выносливость.

Наша энергия зависит от нашей нервной силы, поэтому мы должны создать нервную энергию, которая даст возможность двигаться вперед к здоровью и счастью.

ПУТИ СОЗДАНИЯ КРЕПКОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

1. Первый шаг — созерцание. В полной тишине созерцания вы найдете силу, которая поможет вам, станет проводником и направит вас к цели жизни. Созерцайте утром и вечером, когда мозг находится в полном спокойствии, чтобы собрать внутренние силы. Ваши мысли должны быть четкими, ясными, конструктивными, они наполнят нервную систему жизнью и силой. Созерцание помогает установить равновесие ума и тела, а это в свою очередь порождает новую энергию, расширяет знания и устанавливает внутренне спокойствие и мир. Вы таким образом увеличиваете силу, для того, чтобы выдержать напряжение жизни. В состоянии созерцания тело испытывает состояния отдыха более глубокое, чем при сне. Пульс снижается до более низкого уровня, чем при сне. За 30 минут созерцания каждый почувствует себя освеженным, как после долгого сна. Нервы расслабляются и на вас уже не действуют в такой степени другие люди и их мировоззрение.

2. Второй шаг — сон. Это один из величайших создателей крепких нервных сил. Если хотите, чтобы у вас был чудесный день, вы должны сначала иметь великолепную ночь. Если вы идете в постель с приятно уставшим телом, спокойным умом и пустым желудком, вы должны спать, как здоровый ребенок. Качество, а не количество- вот что имеет значение для сна. Сон, это ритмическая часть жизни и он должен быть глубоким и регулярным. После 8 часов такого сна вы просыпаетесь подобно отдохнувшему великану. Улыбаясь, взгляните на себя. За идеально крепкий сон вы должны с радостью платить цену дисциплиной, здоровым образом жизни. Не ленитесь. Заставьте ваше тело приятно уставать, мозг- быть спокойным, и у вас будет такой сон, который требует природа. Помните- это не число часов, которые вы лежите в постели, а время- когда вы наслаждаетесь глубоким естественным сном.

3. Третий шаг- натуральная пища. Наша центральная нервная система во главе с мозгом должна быть сильной и здоровой и для этого она нуждается в определенной пище. Наиболее важным компонентом, не обходимым для здоровья центральной нервной системы, является комплекс витамина В. Из всех причин, которые ведут к нервному истощению, основную роль играет неправильная диета. Для того, чтобы избавиться от стресса и нервного напряжения, угрожающих нашей жизни, необходимо есть только натуральные продукты, которые дают телу важные питательные вещества, необходимые для создания сильного ума и сильного тела.

Мы лишаем нашу ежедневную пищу витаминов и минеральных веществ и тем самым ослабляем центральную нервную систему. Мы окружены множеством вредных и ядовитых химикатов. Наша пища опрыскана всевозможными ядами, убивающими насекомых. В продуктах сотни добавок и химикатов, которые продлевают их жизнь на полках, но зато укорачивают жизнь человека. Люди накупают тонны пилюль «бодрости», чтобы поддержать себя в течении дня, оглушают свои нервы и тело табаком, алкоголем, чаем, кофе и другими продуктами,содержащими белый сахар. Как мало людей знает сегодня- что такое великолепно себя чувствовать.

4.Четвертый шаг — упражнения. Нет ничего лучшего для создания мощной нервной силы, чем пройти быстрым шагом 2-5 км. И возраст здесь не помеха. Конечно, делайте это всё постепенно — увеличивая расстояние и постоянно тренируя свои мышцы, заставьте кровь бежать быстрее по телу, дыхание углубляется и наполняет легкие кислородом, вы почувствуете новую силу, жизнеспособность во всем теле, новый интерес к жизни. Чем больше вы потратите времени на физическую активность на свежем воздухе, тем мощнее будут резервы нервной силы, вы будете более уравновешены и избавитесь от стрессов. У вас появится хороший аппетит, и вы будете спать, как ребенок.

Ваш возраст не имеет значения. Упражнения будут работать на вас.Постарайтесь, чтобы занятия физкультурой на открытом воздухе стали частью вашей жизни.

5. Пятый шаг — правильное дыхание. Люди с кислородным голоданием обычно бывают нервными, деятельность жизненных органов зависит непосредственно от нервной стимуляции, которую они получают от нервной системы. А нервное истощение ослабляет деятельность желудка. почек, печени, кишечника и других брюшных органов, причиняя страдания и различные боли. Особенно страдают от нервного истощения сердце и легкие- даже самое слабое волнение увеличивает частоту дыхания и сердечных сокращений. Сердце и легкие называют »хозяевами » организма, и когда не будет кислорода- сердце остановится.

Кровь — поток жизни, и она должна быть чистой. Долг легких и сердца сделать это. С каждым вдохом дающий жизнь кислород проникает в кровь, а углекислый газ выводится. Поэтому мы должны дышать глубоко и правильно. Есть два метода дыхания — грудное и диафрагмальное.

Грудное дыхание результат движения реберной части груди, особенно её верхнего отдела. При вдохе грудная клетка расширяется (становится больше). а во время выдоха — сжимается (становится меньше). Эта форма дыхания — самая замечательная форма внутреннего упражнения для развития грудной клетки.

Диафрагмальное дыхание- иногда его называют брюшным дыханием, оно отличается от грудного тем, что при вдохе живот увеличивается (становится больше), а во время выдоха — сжимается (становится меньше). Дифрагмальное дыхание — спокойное дыхание и может быть определено, как нормальное. Так обычно дышат в детстве. Очень мало людей дышат диафрагмальным методом, большинство же пользуется грудным дыханием Это происходит потому, что человек носит стесненную одежду, постоянное положение сидя затрудняет движение диафрагмы и человек постоянно привыкает к грудному дыханию, как более легкому и годы практики укореняют эту привычку.

Преимущества диафрагмального дыхания:

Оно обеспечивает:

1. Большее насыщение крови кислородом, так как воздух проходит в верхние и нижние части легких.

2. Стимуляцию циркуляции крови в брюшной полости благодаря изменению давления в ней, создаваемого диафрагмой.

3. Стимуляцию перистальтики, которая обеспечивает хорошее пищеварение и выведение токсических веществ.

4. Замечательно успокоительное действие на нервы и особенно на солнечное сплетение.

Как научиться диафрагмальному дыханию.

Самое удобное положение — это лежа в постели утром и вечером, а потом после длительной практики необходимо продолжить сидя или стоя. Диафрагмальное дыхание необходимо для нормализации деятельности сердца.

6. Шестой шаг — водные процедуры. Чтобы создать мощную нервную силу, наше тело должно быть чистым не только изнутри, но извне. Кожа — самый большой орган человеческого тела и один из наиболее важных органов выделения. У нас около ста миллионов пор кожи и поэтому её надо держать в чистоте. Водные процедуры важны не только для очищения пор, но и для создания крепкой нервной силы, Яды выходят через поры кожи в виде влаги, которая высыхает на коже и она должна быть смыта. Вот почему так важно ежедневно мыться. Очень важен выбор мыла. Надо пользоваться туалетным чистым мылом на кислой основе, так как здоровая кожа тоже имеет кислую основу. А мыло на щелочной основе разрушает кислую основу кожи- кожа становится сухой и часто раздражается.

Таким образом, чтобы жить в этом мире, вы должны иметь полный контроль над собой. С сильным умом в сильном теле вы можете сделать всё. Вы сможете наслаждаться высочайшим состоянием человека на земле — блаженством духа- миром ума, миром в теле, счастьем, радостью жизни.

Каковы особенности нервной системы слабого типа?

В настоящее время в лаборатории по исследованию типов высшей нервной деятельности человека НИИ психологии, которой руководил профессор Б.М.Теплов, накоплен материал, выясняющий особенности нервной системы слабого типа. В свете полученных данных, нервная система слабого типа – это не плохая нервная система, а система, обладающая высокой реактивностью (чувствительностью). Вследствие повышенной реактивности в нервных клетках быстро расходуется запас функционального вещества. Однако при правильно организованном режиме труда и отдыха запас реактивного вещества непрерывно восстанавливается, благодаря чему может быть обеспечена высокая продуктивность работы нервной системы слабого типа. Исследования советских психологов В.Д. Небылицына, Н.С. Лейтеса и других подтверждают эту точку зрения, высказанную сначала Б.М. Тепловым в форме гипотезы.

Каковы функциональные преимущества нервной системы слабого типа?

Очень показательно, что слабость типа, как установили специальные исследования, выражает не только недостаток силы возбудительного и тормозного процессов, но и связанную с этим высокую чувствительность, реактивность. Это означает, что слабый тип нервной системы имеет свои особые достоинства.

Согласно Теплову и Небылицыну, слабая нервная система характеризуется также и чувствительностью анализаторов: более слабая нервная система является также и более чувствительной, т.е. она способна реагировать на стимулы более низкой интенсивности, чем сильная. В этом заключается преимущество слабой нервной системы перед сильной. Ценность подобного подхода состоит в том, что он снимает существовавшее ранее оценочное отношение к свойствам нервной системы. На каждом полюсе признается наличие и положительных и отрицательных (с биологической точки зрения) сторон.

Что такое баланс нервных процессов?

В исследовании школы Теплова и Небылицына уравновешенность нервных процессов стала рассматриваться как совокупность вторичных (производных) свойств нервной системы, определяющих соотношение показателей возбуждения и торможения по каждому из первичных ее свойств (сила, подвижность, лабильность, динамичность нервной системы). Наряду с новой интерпретацией уравновешенности нервной системы был предложен и новый термин – баланс нервных процессов.

Можно ли говорить о безотносительной ценности психологических характеристик темперамента?

В истории науки о темпераменте неоднократно поднимался вопрос о ценности психологических типов темперамента. Аристотель, например, считал самым ценным меланхолический темперамент, предрасполагающий к углубленному мышлению. Немецкий философ Кант отдавал предпочтение флегматическому темпераменту. Флегматик, по его мнению, медленно разгорается, но горит ярко и долго, способен проявлять большую волю и выдержку, может многого достигать, не оскорбляя сущность других людей.Возможно, что в оценке темпераментов известную роль сыграл и личный темперамент этих мыслителей, из которых первый был меланхоликом, а второй флегматиком.

В отдельных своих высказываниях И.П.Павлов придавал слишком большое значение типу нервной системы, а, следовательно, и темпераменту. Такова, например, его оценка сангвинического темперамента как наиболее совершенного, так как лежащий в его основе сильный; уравновешенный и подвижный тип высшей нервной деятельности обеспечивает точное уравновешивание всех возможностей окружающей среды; о слабом типе Павлов отзывался как об "инвалидно-жизненном типе", который нормально может существовать только в особенно благоприятных условиях, в оранжерейной обстановке. Не следует забывать, что взгляды Павлова относятся главным образом к животным, а не к человеку. Кроме того, следует иметь в виду, что его взгляды на ценность типов высшей нервной деятельности существенным образом изменялись по мере накопления в его лабораториях соответствующего материала.

В чем заключается двухаспектность психики, ее предметно-содержательная и формально-динамическая стороны?

Другой важный вопрос изучения темперамента – вопрос о соотношении биологических свойств человека, его органической основы с психологическим "наполнением" темперамента. В работах Теплова, Небылицына, В.С.Мерлина была развита концепция двухаспектности психики, суть которой состоит в выделении в психике человека двух аспектов: предметно-содержательного и формально-динамического.

Формально-динамические характеристики психического составляют черты и свойства психики человека, лежащие в основе его деятельности независимо от ее конкретных мотивов, целей, способов, отношений и проявляющиеся во "внешней картине поведения" (И.П.Павлов). Динамические особенности психики обусловливаются нейрофизическими свойствами организма человека.
Формально-динамические особенности психики человека и составляют то, что мы называем темпераментом.

Правомерен ли оценочный подход к типам темперамента?

Из понимания темперамента как формально-динамической характеристики психического следует неправомерность аксиологического ("оценочного") подхода к нему. Не существует "хороших" и "плохих" темпераментов, каждый темперамент в конкретных видах деятельности имеет как свои достоинства, так и недостатки. Нередко слабый тип нервной системы оценивается негативно. Однако исследования Теплова показали важное преимущество слабого типа нервной системы – высокую чувствительность, совершенно необходимую в ситуациях деятельности, требующих тонкой дифференцировки раздражителей. В.С.Мерлин специально отмечал равноценность "свойств общего типа нервной системы" и широчайшие возможности компенсации человека с разными типами ВНД к различным видам профессиональной деятельности.

Как тип темперамента связан с продуктивностью личности?

В действительности же каждый из темпераментов имеет свои сильные и слабые стороны.

Так, живость, подвижность, эмоциональность сангвиника позволяют ему быстро ориентироваться в обстановке, легко устанавливать контакты с людьми, делать одновременно несколько дел; но эти же качества нередко становятся причиной необдуманности его решений, поспешности выводов, отсутствия терпения, привычки оставлять дела незаконченными.



Если холерик способен развивать большую энергию, работать много и упорно, то ему часто не хватает выдержки и хладнокровия в ответственной ситуации.

Чрезмерное спокойствие и медлительность флегматика хороши в обстоятельствах, где требуется выдержка и хладнокровие, но в других случаях флегматик удивляет окружающих своей невозмутимостью, которая похожа на безразличие.

Глубокая впечатлительность меланхолика служит основой для развития таких черт характера, как отзывчивость, чуткость, постоянство в дружбе; но легкая тормозность меланхолика может быть причиной робости и неуверенности в своих силах.

Исходные свойства темперамента не предопределяют того, во что они разовьются – в достоинства или недостатки. Поэтому задача воспитателя должна заключаться не в том, чтобы пытаться переделывать один тип темперамента в другой (а это и не возможно), а в том, чтобы путем систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом.

В каких психологических свойствах индивида проявляется темперамент?

Темперамент проявляется в разных сферах психической деятельности. Особенно ярко он выступает в 1) эмоциональной сфере, в быстроте и силе эмоциональной возбудимости. Встречаются люди эмоционально отзывчивые, впечатлительные. Даже незначительные события находят у них эмоциональный отклик. Они горячо отзываются на события общественной и личной жизни, работают с увлечением и страстью. С другой стороны, существуют люди с пониженной возбудимостью, маловпечатлительные. Только особенно важные события вызывают у них радость, гнев, страх и т.д. К повседневным же событиям они относятся без волнения, работают энергично, спокойно.
Темперамент выступает и в 2) скорости и силе протекания психических процессов – восприятия, мышления, памяти и пр. Встречаются люди, которые быстро устанавливают свое внимание, быстро думают, говорят, запоминают. У других – медленное, спокойное протекание психических процессов. Их иногда называют тугодумами. Они медленно думают, медленно говорят. Речь у них монотонная, маловыразительная. Медлительность обнаруживается у них в других психических процессах, а также во внимании.

Темпераментные различия проявляются и в 3) особенностях моторики: в движениях тела, в жестах, мимике. У одних людей движения быстрые, энергичные, жесты обильные, резкие, мимика выразительная. У других – движения медленные, плавные, жесты скупые, мимика маловыразительная. Первым характерна живость, подвижность, вторым – двигательная сдержанность. 4) Наконец, темперамент сказывается в особенностях настроений и характере их смены. Одни люди чаще всего бывают жизнерадостными, веселыми; настроения у них сменяются часто и легко, другие же склонны к лирическим настроениям, настроения у них устойчивы, смена их плавная. Есть люди, у которых настроения сменяются резко и неожиданно.

Как диагностировать темперамент по его внешним проявлениям?

Для отнесения ученика к определенному типу темперамента следует убедиться в той или иной выраженности у него, прежде всего, таких черт:

1. Активность. О ней судят по тому, с какой степенью напора (энергичности) ребенок тянется к новому, стремится воздействовать на окружающее и изменить его, преодолевать препятствия.

2. Эмоциональность. О ней судят по чуткости к эмоцигенным воздействиям, по расположенности находить поводы для эмоциональной реакции. Показательна легкость, с которой эмоция становится побудительной силой поступков, а также скорость, с которой происходит смена одного эмоционального состояния другим.

3. Особенности моторики. Они выступают в быстроте, резкости, ритме, амплитуде и ряде других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и мышечную моторику). Эта сторона проявлений темперамента легче других поддается наблюдению и оценке.

По каким основаниям дается психологическая характеристика темперамента?

Психологические характеристики основных типов темперамента вытекают из его психологической сущности и тесно связаны с его определением. Они раскрывают особенности эмоциональной возбудимости, особенности моторики, характер преобладающих настроений и особенности их смены. Характеристики раскрывают своеобразие динамики психической деятельности личности, обусловленное соответствующим типом высшей нервной деятельности.

Учение Павлова о типах нервной деятельности имеет существенное значение для понимания физиологической основы темперамента. Правильное его использование предполагает учет того, что тип нервной системы является строго физиологическим понятием, а темперамент – это понятие психофизиологическое, и выражается он не только в моторике, в характере реакций, их силе, скорости и т.д., но также и в впечатлительности, в эмоциональной возбудимости и т.п.

Каждому типу темперамента присуще свое соотношение психических свойств, прежде всего, разной степени активности и эмоциональности, а также тех или иных особенностей моторики. Определенная структура динамических проявлений и характеризует тип темперамента.

В соответствии с этим подходом выделяются критерии для отнесения того или иного психологического свойства к темпераменту. Так, В.М.Русалов выделяет семь таких критериев.

Рассматриваемое психологическое свойство:

1. не зависит от содержания деятельности и поведения (является независимым от смысла, мотива, цели и т.д.);

2. характеризует меру динамического (энергического) напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности;

3. универсально и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;

4. рано проявляется в детстве;

5. устойчиво в течение длительного периода жизни человека;

6. высоко коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.);

7. является исследуемым.

Психологическая характеристика типов темперамента определяется следующими основными его свойствами: сензитивностью, реактивностью, активностью, соотношением реактивности и активности, темпом реакций, пластичностью – регидностью, экстраверсией – интроверсией, эмоциональной возбудимостью.

Как проявляется темперамент в эмоциональной сфере?

Темперамент сказывается в эмоциональной возбудимости – в силе эмоционального возбуждения, быстроте, с которой оно охватывает личность, – и устойчивость, с которой оно сохраняется. От темперамента человека зависит, как быстро и сильно он загорается и с какой быстротой затем он угасает. Эмоциональная возбудимость проявляется, в частности, в настроении, повышенном вплоть до экзальтации или пониженном вплоть до депрессии, и особенно в более или менее быстрой смене настроений, непосредственно связанной с впечатлительностью. Каждый из этих темпераментов может быть определен соотношением впечатлительности и импульсивности как основных психологических свойств темперамента. Холерический темперамент характеризуется сильной впечатлительностью и большой импульсивностью; сангвинический – слабой впечатлительностью и большой импульсивностью; меланхолический – сильной впечатлительностью и малой импульсивностью; флегматический – слабой впечатлительностью и малой импульсивностью. Таким образом, эта классическая традиционная схема естественно вытекает из соотношения основных признаков, которыми мы наделяем темперамент, приобретая при этом соответствующее психологическое содержание. Дифференциация как впечатлительности, так и импульсивности по силе, скорости и устойчивости, выше нами намеченная, открывает возможности для дальнейшей дифференциации темпераментов.

Для темперамента особенно существенна впечатлительность человека и его импульсивность.

Темперамент человека проявляется, прежде всего, в его впечатлительности, характеризующейся силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека. В зависимости от особенностей темперамента впечатлительность у одних людей бывает более, у других менее значительной; у одних, по словам Горького, будто кто-то "всю кожу с сердца содрал", до того они чувствительны к каждому впечатлению; другие – "бесчувственные", "толстокожие" – очень слабо реагируют на окружающее. У одних воздействие сильное или слабое, – которое оказывает на них впечатление, распространяется с большой, у других с очень малой скоростью в более глубокие слои психики. Наконец, у различных людей в зависимости от особенностей их темперамента бывает различна и устойчивость впечатления: у одних впечатление – даже сильное – оказывается очень нестойким, другие длительно не могут от него освободиться. Впечатлительность – это всегда индивидуально различная у людей разного темперамента аффективная чувствительность. Она существенно связана с эмоциональной сферой и выражается в силе, быстроте и устойчивости эмоциональной реакции на впечатления.

Другим центральным выражением темперамента является импульсивность, которая характеризуется силой возбуждений, скоростью, с которой они овладевают моторной сферой и переходят в действие, устойчивостью, с которой они сохраняют свою действенную силу. Импульсивность включает обусловливающую ее впечатлительность и эмоциональную возбудимость в соотношении с динамической характеристикой тех интеллектуальных процессов, которые их опосредуют и контролируют. Импульсивность – та сторона темперамента, которой он связан со стремлением, с истоками воли, с динамической силой потребностей как побуждений к деятельности, с быстротой перехода побуждений в действие.