Болезни Военный билет Призыв

Кто такая альтруистка. Определение понятия «альтруизм. Негативная сторона альтруизма

Здравствуйте, дорогие друзья и гости моего блога! Сегодня я затрону тему - альтруизма, расскажу о значении этого слова и приведу примеры. Альтруист — это человек который действует бескорыстно, не ожидая ничего в замен. Мне кажется, что сейчас это очень актуально, и нашему обществу необходимо разбудить в себе эти прекрасные качества. Надеюсь моя статья поможет вам в этом.

Слово альтруист по значению полностью противоположно слову эгоист. То есть это человек, который заботится о других, совершает дела и поступки, приносящие пользу обществу, даже в ущерб самому себе. Это понятие ввел французский социолог Огюст Конт. По его мнению главный принцип альтруизма - жить для других. Конечно слово ущерб мне не очень нравится, так как бескорыстие, это все же действовать не из ущербности, а из изобилия скорей всего. Не обязательно это изобилие проявляется в каких то материальных достояниях человека, скорее это изобилие души и сердца. В статье о я уже затрагивал немного эту тему.

Существует схожее понятие филонтропия (от греч. человеколюбие). Филонтропы - это люди, которые занимаются благотворительностью. Самая простая форма филонтропии - подать милостыню нуждающимся.

Характерные качества альтруистической личности - доброта, отзывчивость, эмпатия, активность, сострадание. У людей, склонных к альтруизму хорошо работает сердечная чакра. Внешне их можно узнать по глазам, которые излучают теплую лучистость. Как правило, альтруистические личности — оптимисты. Вместо того чтобы тратить время на депрессии и жалобы на этот мир, они просто делают его лучше.

Примеры альтруистической деятельности

Свойства альтруистических поступков у разных полов могут отличаться. Как правило, у женщин они имеют более продолжительный характер. Например, они часто ставят крест на карьере во благо своей семьи. А мужчинам, наоборот, свойственны сиюминутные героические порывы: вытащить человека из пожара, броситься грудью на амбразуру. Как во время Великой Отечественной войны это сделал Александр Матросов и многие другие неизвестные герои.

Желание помогать другим по природе своей заложено во всех живых существах. Это свойственно даже животным. Например, дельфины помогают раненым собратьям держаться на плаву, они могут плавать долгими часами под больным, подталкивая того к поверхности, чтобы он мог дышать. Кошки, собаки, лисы, моржи выхаживают осиротевших детенышей как своих собственных.

Также к альтруизму можно отнести волонтерскую деятельность, донорство, наставничество (только при условии, что учитель не берет за это фиксированную плату).

Известные люди альтруисты

Некоторые альтруистические поступки настолько сильны по своей глубине, что надолго входят в историю. Так, во время Второй мировой войны немецкий промышленник Оскар Шиндлер прославился на весь мир тем, что спас от смерти около 1000 евреев, работавших на его заводе. Шиндлер не был праведным человеком, но спасая своих рабочих, он шел на многие жертвы: тратил уймы денег на откуп чиновникам, рисковал попасть в тюрьму. В честь него написали книгу и сняли фильм «Список Шиндрера». Конечно он не мог знать, что это прославит его, поэтому этот поступок можно считать действительно альтруистическим.

К настоящим альтруистам можно отнести русского врача Федора Петровича Гааза. Он посвятил свою жизнь служению человечеству, за что его стали называть «святой доктор». Федор Петрович помогал бедным людям лекарствами, смягчал участь узникам и ссыльным. Его любимые слова, которые можно сделать девизом для альтруистов, звучат так: «Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло добром. Старайтесь поднять упавшего, смягчить озлобленного, исправить нравственно-разрушенное».

К известным альтруистам можно отнести любых духовных учителей и наставников (Христос, Будда, Прабхупада и т.д.), которые помогают людям стать лучше. Они отдают свое время, силы, а порой и жизнь, не требуя ничего взамен.

Лучшей наградой для них может стать то, что ученики приняли знания и стали на путь духовного развития.

Скрытые мотивы

Как я уже говорил, в наших душах природой заложено стремление заботиться об окружающем мире и о людях, ведь все мы взаимосвязаны. Но порой разум берет верх над сердечными порывами. В таких случаях в человеке просыпается эгоизм и забота только о собственном благе.

Приведу пример. Молодая девушка ухаживает за больным престарелым человеком, только лишь потому, что после этого он отпишет на нее свой дом. Можно ли это назвать альтруистическим поступком? Конечно нет, потому что изначальная цель, которую преследует эта девушка, не помощь человеку, а непосредственная выгода после этого.

Но иногда на добрые дела людей толкают такие мотивы, которые могут быть не ясны даже самому альтруисту. Рассмотрим более детально эти скрытые мотивы.

Самореклама

Все чаще благие поступки (бескорыстные на первый взгляд), совершаются с целью повысить свою репутацию. Мировые звезды поголовно занялись благотворительностью и прочей филонтропской деятельностью. Этот мотив называют — «эффект потлача», в честь индейской церемонии демонстративного обмена дарами. Когда между племенами возникали острые распри, то начиналась борьба за авторитет, но это была необычная битва. Каждый вождь племени устраивал пир, на который звал своих недругов. Щедро угощал их и преподносил дорогие дары. Тем самым они показывали свою власть и богатство.

Личная симпатия

Наиболее распространенным мотивом альтруистических поступков является симпатия. Людям приятнее помогать тем, кто им нравится, своим друзьям и любимым. В чем то этот мотив пересекается с саморекламой, потому что одна из его целей - вызвать уважение дорогих нам людей. Но все же есть и существенная разница, потому что здесь присутствует любовь к ближним.

Внутренняя опустошенность

Некоторые люди посвящают всю свою жизнь альтруистическим поступкам и служению обществу, при этом не испытывая внутреннего удовлетворения и гармонии. Причина этому - внутренняя опустошенность, поэтому человек бросает все силы на спасению чужих душ, чтобы не слышать крик о помощи своей собственной.

Истинное бескорыстие

У истинного альтруизма есть два важных принципа - это бескорыстие и душевное удовлетворение от содеянного благого поступка.

Рассмотрим такую ситуацию. Рядом с вами проходит мужчина на костылях и роняет очки. Что вы сделаете? Я уверен, что вы поднимите их и отдадите ему, при этом у вас не возникнет мысли, что он должен сделать что-то хорошее для вас в ответ. Но представьте, что он молча возьмет свои очки и не сказав ни слова благодарности развернется и уйдет. Что Вы почувствуете? Что Вас не оценили и все люди неблагодарные? Если это так, то истинным альтруизмом не пахнет. Но если не взирая ни на что, от этого поступка на душе у вас потеплеет, то это и есть искренний альтруизм, а не проявление банальной вежливости.

Настоящий альтруист не ищет материальной выгоды (славы,почета,уважения), его цель гораздо выше. Оказывая бескорыстную помощь другим, наша душа становится чище и светлее, а соответственно и весь мир становится чуточку лучше, потому что все в нем взаимосвязано.

И в самом высоком проявление, настоящий альтруизм это служение Богу, и служение другим живым существам, через призму понимания, что они частички Господа, не ожидая при этом ничего взамен.

Для того, чтобы корыстные, эгоистичные люди не “сели на голову” альтруисту, необходимо развивать в себе осознанность. Тогда вы сможете различать тех кто действительно нуждается в помощи, от тех, кто просто пытается вас использовать.

Видео

В завершении хочу рассказать вам историю из древних Ведических писаний, которая иллюстрирует проявление настоящего альтруизма и бескорыстия. Смотрите видео.

Для вас писал Руслан Цвиркун. Желаю вам духовно расти и развиваться. Помогайте в этом своим друзьям и делитесь с ними полезной информацией. Если у вас возникли какие-то уточняющие вопросы, не стесняйтесь спрашивать, я с удовольствием на них отвечу.

Чтобы понять феномен альтруизма, проще всего привести противоположное понятие – эгоизм. Действительно, альтруизм и эгоизм – понятия, которые всегда встречаются рядом, их часто приводят в пример, дабы усилить, ярче окрасить значение и принцип одного из них.

И если эгоистов считают людьми не самых лучших качеств, осуждая их безразличие к окружающим, то альтруистическое поведение вызывает у людей восхищение, радость и много других положительных эмоций.

Ведь альтруист – это такой человек, который всем поможет, протянет свою надежную руку в трудную минуту, не оставит в беде. Он неравнодушен к чужому горю, а проблемы окружающих для него подчас важнее собственных. Именно к нему бросаются за помощью или даже простым советом, зная, что этот прекрасный человек не отвернется.

А противоположность альтруизма, человеческий эгоизм, зачастую считается пороком и осуждается. Однако, порой альтруизм путают с милосердием, добротой или даже простой слабостью. А на деле ему присущи некоторые особенности, среди которых:

  • Бескорыстие – человек делает свое добро исключительно даром, не ожидая взамен ничего.
  • Приоритетность – чужие интересы ставятся всегда на первенствующее место относительно личных интересов.
  • Жертвенность – готовность пожертвовать своими деньгами, временем, удовольствием и так далее ради других.
  • Добровольность – только сознательный и добровольный выбор может считаться альтруизмом.
  • Удовлетворенность – человек получает радость и удовлетворен тем, что жертвует ради других, не чувствуя себя ущемленным.
  • Ответственность – человек готов ее нести, делая те или иные поступки.

Главный принцип альтруизма, по определению психолога и философа Огюста Конта, это – жить ради людей, а не ради себя. Такой человек бескорыстен и ничего не ожидает взамен, когда делает благой поступок. Ему не свойственен эгоистический тип поведения, он не ставит на первое место карьеру, личное развитие или какие-то другие свои интересы. Альтруизм может быть у человека врожденным качеством характера, может быть приобретенным намеренно или проявиться с годами, причем в любом возрасте.

Виды и примеры

Альтруизм подразумевает бескорыстную помощь, жертвенность и жизнь ради человечества. Но встречаются самые различные виды альтруизма, которые могут друг друга дополнять, сочетаясь в одном человеке, а могут существовать раздельно:

1. Нравственный (или моральный). Такой человек делает добрые поступки ради ощущения внутреннего покоя, морального удовлетворения. Он помогает бедным людям, занимается активной волонтерской деятельностью, заботится о животных, участвует в различных социальных программах, делая много бескорыстного добра.

2. Родительский. Этот альтруистический тип свойственен многим матерям, иногда и отцам, и проявляется он в жертвенности ради блага детей. Это поведение привычно и естественно, однако иррационально. Мать готова отдать жизнь и все блага ради ребенка, живет для него, забывая о собственных интересах.

3. Социумный альтруизм – это вид поведения, в котором человек старается проявлять бескорыстную поддержку и помогать близким, то есть под сферу его помощи попадают друзья, члены семьи, люди из близкого окружения.

4. Демонстративный тип альтруизма – это сценарий поведения, который выполняется не осознанно, а потому что «так надо».

5. Сочувственный – пожалуй, наиболее редкий тип. Такой человек умеет сопереживать, остро ощущает чужую боль и понимает, что чувствуют другие. Поэтому он всегда стремится помочь, улучшить чью-то ситуацию, причем, что характерно, всегда доводит начатое до конца, не ограничиваясь частичной помощью.

Характерно также и то, что часто у женщин альтруистическое поведение имеет более продолжительный характер, нежели у мужчин. Мужчины-альтруисты склонны к стихийным «вспышкам» добра и милосердия, они могут совершить героический поступок, рискуя жизнью, а женщина предпочтет взять ответственность за кого-то на долгие годы, отдавая свою жизнь за другого. Однако это лишь статистическая особенность, а не правило, и примеры альтруизма бывают самыми различными.

В истории таких примеров немало. Среди них особенно выделяются духовные личности – Будда, Иисус, Ганди, Мать Тереза – список можно долго продолжать. Они отдавали свои жизни от начала и до конца бескорыстному служению людям. Вы можете вообразить, чтобы, например, у Будды были какие-то свои личные интересы?

На пути к совершенству

Теперь, вдохновившись примерами, каждый захочет узнать – как стать альтруистом, что же нужно для этого сделать? Но прежде чем перейти к этому вопросу, стоит для начала четко понять, хорошо ли быть альтруистом на сто процентов, есть ли минусы и скрытые нюансы у этого качества, и что говорит психология на этот счет.

Чаще всего к альтруизму намеренно стремятся люди, которые считают порочным и плохим такое качество, как эгоизм. Но если подумать, что же такое альтруизм и эгоизм, становится понятно, что оба эти качества в какой-то мере естественны и присутствуют в каждой личности.

Здоровый эгоизм, проявляемый в меру, не причинит никакого вреда и, напротив, даже нужен. Думать о собственных интересах, защищать их, заботиться о себе, стремиться к благам, развитию и личному росту, понимать свои желания и уважать их – разве это качества плохого человека? Напротив, это характеризует сильную и осознанную личность. Откуда же взялось такое негативное отношение к эгоизму?

Чаще всего человека, который стремится к собственному благу, осуждают такие же люди, как и он, но те, которые ждут от него какой-либо помощи (хотя он, по сути, и не обязан). Не получая ожидаемого, его начинают осуждать. А если это происходит в раннем возрасте, когда личность и психика только формируется, то результат на лицо – человек блокирует в себе здоровый эгоизм, считая его пороком, и начинает жить в ущерб себе.

Разумеется, в крайней степени эгоизм не несет ничего хорошего, ведь абсолютно эгоистичный человек попросту асоциален. Но это никак не должно означать, что заботиться о своих интересах – это плохо. Так что, противоположность бескорыстному альтруизму, по сути, не несет в себе ничего порочного или плохого.

И, поскольку крайности плохи во всем, то и альтруистическое поведение в крайней степени своего проявления не обязательно является святостью. Прежде чем становиться альтруистом и бросаться на помощь страждущим, стоит понять свои мотивы. Бескорыстное служение миру и человечеству должно быть именно бескорыстным, а это не так-то просто. Есть ряд скрытых мотивов, которые отмечает психология при проявлениях намеренного альтруизма. Иными словами, это цель, ради которой человек старается делать добрые дела:

  • Уверенность в себе. Помогая другим, человек приобретает уверенность в своих силах, чувствует, что что-то может. Замечено, что именно для других человек способен сделать больше, чем для себя самого.
  • Заглаживание плохих поступков. Порой альтруизмом интересуются люди, которые либо сделали серьезный плохой поступок, либо долгое время жили не совсем правильно и причинили другим людям немало боли. Это очень хорошо, если человек пришел к таким переменам, но стоит осознавать, что в этом случае нужно полностью менять себя, а не вести подсчет плохих и хороших дел, как бы откупаясь от собственной совести.
  • Манифестация и утверждение себя в обществе. Если у альтруизма и есть негативные примеры, то это – тот самый случай. Такой человек демонстративно делает добро, а если жертвует или занимается благотворительностью, то привлекает максимум свидетелей. Альтруизм по определению не имеет ничего общего с корыстью, так что такое поведение далеко от истинной жертвенности.
  • Манипуляция людьми. Еще один негативный пример того, как человек делает добрые поступки ради своих корыстных целей. Он помогает близким и родным, многое делает для друзей, готов прийти на помощь, но с целью – манипулировать ими и получать взамен уважение, зависимость, любовь.

Единственная цель, пожалуй, которая может подсознательно преследоваться истинным альтруистом – это ощущение счастья и гармонии с миром и с собой. Ведь даже значение самого слова «альтруист» происходит от «другой», то есть – человек, думающий про других, так что о какой корысти может идти речь!

А желание быть счастливым – это естественное и здоровое желание, которое свойственно каждой гармоничной, развивающейся личности. И самое приятное в том, что альтруистическое поведение действительно приносит ощущение счастья!

Как же начать меняться, какие усвоить правила настоящего альтруизма, чтобы не переходить в крайность, не забывать о собственных интересах, но при этом получать счастье от помощи окружающим? Главное – это добровольность и отсутствие четкого плана. Просто помогите тому, кто нуждается, сделайте это тайно, не демонстрируя своего достижения, и ощутите внутреннее удовлетворение. Тех, кто нуждается в помощи, так много!

Необязательно быть богатым человеком, чтобы помогать. Ведь в альтруизме имеют значение теплые слова поддержки, эмпатия, внимание. Самое ценное, чем вы можете пожертвовать – это ваше время! Не забывайте о близких. Очень печальна ситуация, в которой человек активно и фанатично помогает бездомным, животным и нищим, тратя на это все свое время, а дома от недостатка его внимания страдает семья. Отдавайте свою душу людям, дарите себя, и вы удивитесь, сколько в вас внутреннего света, и как много вы получаете, отдавая! Автор: Василина Серова

Альтруист, по классическому определению - человек, действующий сообразно принципу: стараться чаще жертвовать и бескорыстно отдавать другим людям.

Жертвуют силами, временем, иногда – деньгами. Отдают то, что самому порой нужно, а также многое другое – внимание, заботу и ласку.

Казалось бы, жизнь с альтруистом прекрасна – он стремится отдавать, заботиться, ничего не требуя взамен.

Но классические альтруисты, оказывается, тоже вызывают раздражение. Не так давно проводили эксперимент, в котором в коллективной игре живые игроки (как заявлялось участникам) по одному на команду были заменены бездушными компьютерами.

Одному из них был записан скупердяя и жмота, другому – бескорыстного ангела-альтруиста. И что бы вы думали? Возмущение товарищей по команде было в обоих случаях!

Почему же альтруисты вызывают столько недовольства?

Ведь они привносят в жизнь окружающих их людей добро, мир, понимание!

А на самом деле секретов здесь не один, а целых два – взаимосвязанных друг с другом.

  • Во-первых , абсолютно бескорыстным сложно быть любому человеку. Ну как это – просто взять и сделать? Как минимум почувствовать удовлетворение и удовольствие – получить моральную компенсацию. Подтвердить свою значимость в своих же глазах. Соответствие неким внутренним нормам. Получить поглаживание «я хороший».
  • Во-вторых , и это связано с первым секретом, никому не хочется быть «хуже».

Социальный договор завязан на том, что мы друг другу правды не говорим. Во всяком случае, всей правды, которую думаем.

Многие думают о себе: «О, я хороший!» - есть масса поводов сказать такое о себе. И только, пожалуй, близкие к социопатам личности (или даже здоровые, но очень изредка и в подходящих ситуациях) способны искренне наслаждаться «О, я плохой! Здорово!»

Получается, рядом с таким альтруистичным альтруистом, как бы ни старался, чувствуешь себя хуже. Например, просто альтруистом. Или простым хорошим человеком, который придет на помощь. Но последнюю рубаху с себя снимет только в самом крайнем случае.

Поэтому альтруист – понятие относительное. И чем больший альтруист будет находиться с вами (или еще хлеще – причинять вам добро, наносить пользу) – тем больше вы будете раздражаться. И, в конце концов, найдете, чем «прихлопнуть» этого человека в ваших глазах.

Потому что в своих глазах мы всегда самые альтруистичные, самые добрые, самые разумные… И это нормально!:)

Другое дело, что можно еще много рассуждать о том, почему становятся альтруистами. Как так получается, что альтруист ощущает добро, сделанное другому человеку, более приятным, чем свое собственное. Ведь по идее, должно быть наоборот – в первую очередь обеспечить себя и свои потребности, во вторую – тоже себе, а потом уже остатки дарить людям…

А напоследок – небольшая история про альтруистку-стоматолога

Дама изо всех сил пыталась помогать бедным, сирым и обездоленным. Придет, бывало, человек на прием – платный, между прочим. Видит она, что рядом с большой дыркой кариеса рядом маленький кариесик – и давай лечить бесплатно тот, что поменьше.

Бывало, что и не скажет пациенту, что у него две пломбы теперь – чтоб в регистратуре не проболтался и платить не заставили.

И как-то раз за разом потом этот тихий альтруизм выливался ей в сплошные проблемы. Почти у всех пациентов разного пола и возраста именно эта, маленькая пломба вываливалась. Естественно, они шли жаловаться «в эту ужасную стоматологию». А по карточке, у них там должен быть здоровый зуб…

Видимо, как-то мир ей намекал. Что всякий труд должен быть соответственно оплачен.

В нашем мире всё довольно уравновешенно. Если есть зло, то есть и добро, ненависть противопоставляется любви, а жизнь – смерти. Точно так же термин «эгоизм» имеет противоположное значение – «альтруизм».

Оба эти понятия характеризуют отношение человека к другим и связаны с бескорыстной заботой – к себе или к людям. Кто же такие альтруисты и эгоисты и чем они отличаются друг от друга?

Кто такие альтруисты?

Слово «альтруизм» происходит от латинского «alter» и переводится как «другие, другой» . Под этим термином понимается бескорыстное отношение к другим людям, забота об их благосостоянии и благополучии.

Альтруисты склонны приносить себя в жертву и отказываться от своей выгоды ради общего блага. Ценности и интересы общества для таких людей превыше всего. Они не ищут повода для своих поступков и совершают их только потому, что считают свои действия правильными, добрыми и полезными людям.

Альтруистическое поведение женщин и мужчин может несколько различаться. Представительницы прекрасного пола обычно демонстрируют длительное социальное поведение, например на протяжении всей своей жизни заботятся о родных.

Мужчины больше склонны к разовым поступкам: спасти утопающего или пострадавшего при пожаре – свои решения они принимают под действием сиюминутных порывов.


В целом же альтруистам свойственны добросердечные поступки, которые не рассчитаны на получение прибыли или каких-нибудь бонусов. Они всегда готовы заняться лечением умирающего животного, отдать все свои деньги нуждающемуся или помочь человеку, даже если эта помощь несет в себе риски для их жизни.

Такое поведение обычно объясняется нежеланием наблюдать за чужими страданиями и нравственными установками, привитыми с самого детства.

Кого называют эгоистами?

Понятие эгоизма заложено в греческом слове еγώ , переводимом как «я» .Человек с эгоистическими наклонностями заботится только о себе, думает только о собственной пользе и ставит свою выгоду превыше других.

Термин «эгоизм» возник в XVIII столетии и подразумевал под собой принципиальные приоритеты человека над интересами других людей. Со временем исследователи стали различать рациональный эгоизм, когда человек оценивает возможные последствия от своих действий, и иррациональный, при котором поступки совершаются под влиянием импульса или недальновидности.


Существует теория, что каждый из нас подвержен эгоизму на генетическом уровне. Мы рождаемся с инстинктом самосохранения и стараемся удовлетворять прежде всего свои интересы на протяжении жизни.

Такая теория объясняется продолжительной борьбой человечества за выживание и естественным отбором, в рамках которого людям приходилось существовать в первобытном обществе. Некоторые исследователи полагают, что даже самые бескорыстные, на первый взгляд, поступки мы совершаем из эгоизма, поскольку подспудно надеемся получить высокую оценку своим действиям и одобрение окружающих.

Согласно выводам ученых, эгоистом обычно становится единственный ребенок в семье или тот, кого в детстве часто баловали, кто рос в атмосфере вседозволенности и излишней опеки. Ребенок-эгоист никогда не позволит другому пользоваться своими игрушками, а взрослый не отдаст свои рабочие принадлежности, которые могут облегчить труд коллеге и сделают его более заметным в глазах начальства.

Если все будут изнывать от жары, эгоист не позволит открыть окно, мотивируя это тем, что ему холодно. Эгоисту плевать на интересы и потребности других людей, ведь его приоритеты – это собственный телесный и душевный комфорт.

Какая разница между альтруистами и эгоистами?

Таким образом, альтруист живет ради других, эгоист – ради себя. Первый не думает о выгоде и совершает поступки ради блага людей, второй концентрирует внимание на своем «эго» и не считается с желаниями остальных.


Вместе с тем, безмерная ценность человеческой жизни не позволяет назвать эгоизм злом, а альтруизм добром, ведь если от человеческого эгоизма не страдают другие люди, то стремление к личной выгоде вполне возможно и оправданно. К тому же на протяжении жизни, под влиянием воспитания и социума, человек может меняться и легко превращаться из альтруиста в эгоиста и наоборот.

6 (7783) 4 13 34 10 лет

Альтруизм (лат. Alter - другой) - нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (других людей). Как правило, используется для обозначения способности приносить свою выгоду в жертву ради общего блага.

Термин альтруизм введён в противоположность эгоизму. Понятие альтруизма ввёл французский философ и основатель социологии Огюст Конт. Постулат: Альтруизм это - Любовь в действии. Если задуматься над этим, то откроется многое, например, что Любовь и похоть с первого взгляда - не одно и то же и скороспелые браки - почти все построены на влечении, а не на Любви. Что Любовь - не половое чувство, не пищевое (хотя я люблю шашлык) и никакое другое не чувство, а воплощенное Вами во внешнем самое светлое в душе, делающее это внешнее предельно близким Вашему пониманию и приятию. Альтруизм же - проявление этого чувства в непосредственном действии, направленном на то, чтобы причинить добро так, как именно Вы понимаете это добро. Бывает, - срывая прекрасный цветок, чтобы поставить его в хрустальную вазу. Как Любовь случается, несмотря на ненависть, так и альтруизм проявляется необязательно к объекту, кажущемуся прекрасным и в этом - шкала, разделяющая людей, начиная с нуля, кому вообще не даны такие порывы, через тех, кто спасает только красивую девушку и дает милостыню только симпатичной старушке, похожей на идеальный образ бедной учительницы, к тем, кто не способен вообще оставаться равнодушным к любым проявлениях зла и несправедливости (опять-таки так, как он сам это понимает).

Как обычно, толковый словарь: «Альтруизм - это бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами».

Термин «альтруизм» был предложен французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857) для того, чтобы выразить понятие, противоположное эгоизму. Контовский принцип альтруизма гласил: «Живи для других». Ог. Конт характеризует им бескорыстные побуждения человека, влекущие за собой поступки на пользу других людей. Понятие альтруизма используется в каббале уже более пяти тысяч лет подряд. Только на иврите это гораздо более глубокое понятие. В каббале есть определение абсолютного эгоизма - «килим дэ каббала», или, если проще, желания получать. Так обозначается наша эгоистическая природа. А есть ещё понятие Творца, или просто Создателя. Его природа обозначается как «ашпаа» - оно же желание отдавать, оно же вселенский альтруизм. А вот с совковой точки зрения, которая дана в Б. Советской Энциклопедии: «В бурж. этике проповедь альтруизма обычно лицемерно прикрывает эгоистическую сущность капитализма. Научная марксистско-ленинская этика установила, что в основе нравственности лежат не отношения между отдельными личностями, а, прежде всего, взаимоотношения между общественными классами». Согласно некоторым эволюционным теориям морали (например, П. А. Кропоткина, К.Кесслера, В. П. Эфроимсона), человечество проходило в своем становлении групповой отбор на моральность, в частности, на альтруистичность: выживали те группы, у индивидов которых появляется и закрепляется генетическая структура, определяющая альтруистическое - помогающее, самоотверженное, жертвенное - поведение. Если принять во внимание особенное понимание эволюционистами альтруизма, как такого индивидуального поведения, которое увеличивает возможности приспособления и размножения родственной группы при возможном уменьшении шансов индивида, то становится ясно, что альтруизма был одним из биологических инструментов приспособленности не особи, но родичей, то есть «совокупной приспособленности».

Альтруизм - это бескорыстная забота о других и готовность жертвовать для других своими личными интересами. Это когда ты тащишь домой раненую кошку, хотя это прибавит забот, это когда ты помогаешь встать упавшему, мерзкому на вид, старикану, но подняв, вдруг испытываешь необъяснимое чувство удовлетворения. Это когда ты оставляешь деньги попавшему в беду знакомому, никак не намекая, откуда они и не прикидывая, а не соскочит ли тот с катушек от такой благодати. Мотивацией альтруизму, по определению являются именно желания, не связанные ни с какой корыстью.

Человек ничего не делает, не желая этого. Как бы ни противно было ему действие, но если он начал его выполнять, то что-то серьезно побудило его к этому. Что? Система значимости, ценности, с помощью которой делается выбор, в том числе и меньшего из двух зол. В результате человек физически не способен отказать себе даже в незначительном действии, если только не существует более сильная мотивация не выполнять его. В этом заключается вся «сила» любых привычек и наркомании. Вот и весь потолок духовности человека… В то же время человек может демонстрировать чудеса проявлений духовности, если мотивация для этого (многообещающее вдохновение кем-то, избыток энергии желаний, порождаемых зовами плоти и т. п.) достаточна.

К альтруизму относится только то, что осознается, - нельзя говорить об альтруизме стиральной машины, крутящей чьи-то грязные плавки. Альтруист совершает добро (в своем, конечно, представлении) не для того, чтобы было спокойно или радостно на душе. Это была бы самая настоящая корысть. В результате альтруистического поступка человек может получить вместо компенсации немедленную смерть, когда, абсолютно не раздумывая, бросается, чтобы вытолкнуть из-под колес ребенка. Он - в точности как любовь, которая не потому-то и не за что-то. Он есть и все тут, без всяких видимых причин и люди время от времени загораются этим светом.

Как все «правильные» (с точки зрения личной системы ценностей, основа которой заложена генетически) поведенческие акты поощряются состоянием удовлетворения, как и половое поведение, точно так же альтруизм приводит к удовлетворению, что в последующем еще более предопределяет такое поведение. Это остается принять как есть. Это не вульгарно потому, что составляет нашу суть наравне с любовью, а истинная любовь не вульгарна. Хотим мы этого или нет, но в человеке альтруизм заложен изначально. Однако, в огромных стаях круг света альтруизма ограничен близкими. Есть человеческие особи, круг света которых вообще замыкается на самого себя. Они пользуются тем, что дают им другие и взамен приносят пользу сами. Казалось бы, на данном этапе развития цивилизации древние механизмы альтруизма уже не нужны. В этом очень многие уверены. Но это большое заблуждение. Есть немало исторических примеров, когда общины и народы, в которых не осталось носителей истинного альтруизма, культур которых оказались лишенными альтруистических примеров, становились по сути скоплением ничем не связанных индивидуумов и исчезали бесследно. Альтруизм - это цементирующая основа культуры, морали, объединяющая людей. Без него во многих случаях теряется вообще какая-то причина для общего взаимодействия. А в мире случается немало таких обстоятельств, когда без единства становится проблематично выживание. Можно придумывать много различных поводов для единения: религию, общие цели и интересы, но все это на самом деле основывается на более глубоком и общим чувстве, пришедшим от предков - стадным единстве. Его можно отрицать и быть в корне не правым. Но это - дело сугубо личное, что и демонстрируется каждым выдумщиком своих теорий мира.

Статья в газете: «МАЛЕНЬКИЙ СПАСАТЕЛЬ. 11-летний Олег Витязев награжден Орденом Мужества посмертно. Он спас тонувшую девочку, а сам погиб.» Откуда этот порыв у 11-летнего ребенка? На холме в Иерусалиме 800 деревьев, высаженных в одну линию, образуют Дорогу праведников. Под каждым деревом лежит плита с именем европейского христианина, спасшего жизнь одного или нескольких евреев во время нацистского холокоста. Эти «праведные иноверцы» знали, что в случае обнаружения у них беглецов они подвергаются, согласно нацистской политике, той же самой опасности, что и люди, которых они укрывали. Во время вьетнамской войны 63 солдата-американца получили медали славы за то, что спасли своих товарищей от гибели при взрыве. Большинство их них закрыли своим телом неразорвавшиеся гранаты. 59 солдат из этих 63 погибли. Это конкретный пример с конкретными цифрами. Что уж говорить о нашей Отечественной войне, где подобных примеров были сотни тысяч! В отличие от прочих альтруистов (например, 50 000 неевреев, которые, как сейчас считается, спасли от нацистов 200 000 евреев), у этих солдат не было времени испытать стыд за свою трусость или задуматься о вечной благодарности за самопожертвование. Про таких как мать Тереза и говорить не стоит - очевидно.

Б. Ф. Скиннер провел анализ такого явления, как альтруизм, и пришел к следующему выводу: «Мы уважаем людей за их хорошие поступки только тогда, когда мы НЕ можем объяснить эти поступки. Мы объясняем поведение этих людей их внутренними диспозициями только тогда, когда нам не хватает внешних объяснений. Когда же внешние причины очевидны, мы исходим из них, а не из особенностей личности. Зачастую мы оказываем помощь другим отнюдь не потому, что сознательно высчитали, что такое поведение в наших интересах, а просто потому, что нечто говорит нам, что мы должны поступать именно так. Мы должны помочь старушке перейти дорогу. Мы должны вернуть бумажник тому, кто его потерял. Мы должны заступиться за малыша, которого обижают хулиганы. Мы должны защищать наших боевых товарищей от возможной гибели или ранения. Вера в то, что люди должны оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, безотносительно к возможной выгоде в будущем, является нормой социальной ответственности. Именно эта норма побуждает людей, например, поднять книгу, которую уронил человек на костылях. Эксперименты показывают, что даже тогда, когда оказывающие помощь остаются неизвестными и не ожидают никакой благодарности, они зачастую помогают нуждающимся лицам. Те, кто любит, всегда стремятся прийти на помощь возлюбленному. Однако интуитивное, неосознанное желание помочь вовсе не обязательно должно относиться к тому человеческому существу, с кем вас связывают узы любви или дружбы. Совсем наоборот, альтруистическое стремление оказать помощь совершенно постороннему человеку издавна считается доказательством особенно изысканного благородства. Подобные бескорыстные порывы альтруизма котируются в нашем обществе чрезвычайно высоко и даже, как утверждают знатоки, как бы сами несут в себе моральное вознаграждение за причиненные нам хлопоты. Испытывая эмпатию, мы обращаем свое внимание не столько на наш собственный дистресс, сколько на страдания других. Ярчайший пример эмпатии - безоговорочное, моментальное оказание помощи людям, к которым мы испытываем привязанность. В среде ученых, изучающих взаимосвязь эгоизма и эмпатии были разные точки зрения, проводились многочисленные эксперименты: очень уж хотелось достоверно определить, способен ли вообще человек на абсолютное бескорыстие… Результаты экспериментов свидетельствовали, что да, способен, но ученые-скептики утверждали, что ни один эксперимент не может исключить всех возможных эгоистических мотивов оказания помощи. Тем не менее, дальнейшие эксперименты и сама жизнь подтвердили, что есть люди, которые заботятся о благе других, иногда даже в ущерб своему собственному благу.» Адам Смит, Теория моральных чувств,1759: «Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определенные законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье.»