Болезни Военный билет Призыв

Средний темп речи слов в минуту. О чем говорит темп нашей речи. Что такое темп речи

Поводом для написания статьи «О чем говорит темп нашей речи?» стала встреча с незнакомым мне человеком, состоявшаяся на прошлой неделе. Дело в том, что почти год назад я и моя семья поменяли место жительства. Я, человек, который всю свою жизнь провел на Крайнем Севере, теперь живу в одном из самых благополучных и теплых регионов России. Зачем я все это говорю? Сейчас поймете.

На прошлой неделе случилось мне добираться до нашего коттеджного поселка на такси. Объясняя, как лучше проехать к дому, разговорилась с водителем. Молодой человек сразу понял, что я не «местная» и попытался угадать, где я жила раньше. После нескольких неудачных попыток, мужчина сдался: «Я сразу догадался, что вы не наша. Вы говорите очень быстро, но все понятно. Где это так говорят?». Удовлетворив любопытство, ответил: «Теперь я буду знать, как говорят северяне».

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, о чем говорит темп нашей речи?

А ведь есть о чем подумать… Темп речи человека может многое рассказать о нем самом.

ЧТО ТАКОЕ ТЕМП РЕЧИ

Темп (от латинского «tempus» — время) речи – это скорость, с которой мы произносим звуки, слоги и слова.

Нормальный темп русской речи — 100-120 слов в минуту. Такая скорость считается умеренной.

Скорость речи человека, точно так же, как скорость любого транспортного средства, может быть низкой, нормальной и высокой.

НИЗКАЯ СКОРОСТЬ – ЗАМЕДЛЕННЫЙ ТЕМП РЕЧИ

Возможно, вам приходилось встречать людей, говорящих очень медленно. Создается ощущение, что они тщательно обдумывают каждое слово, прежде, чем его произнести. Как правило, при таком произношении растягиваются гласные звуки. И это провоцирует замедленное звучание. Наличие длинных пауз между словами еще больше усугубляет картину. Людей с замедленным темпом речи не много, но они есть.

НОРМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ – УМЕРЕННЫЙ ТЕМП РЕЧИ

Такая скорость произношения характеризуется размеренностью. Отсюда и название – умеренный темп речи. Он отлично воспринимается на слух, поскольку паузы между словами и фразами не затянуты. Наоборот, уместное употребление пауз помогает лучше воспринимать сказанное.

ВЫСОКАЯ СКОРОСТЬ – УСКОРЕННЫЙ ТЕМП РЕЧИ

Сразу вспоминается фильм «Подкидыш» и удивительная Рина Зеленая в роли домработницы с ее стремительным темпом речи. Поражает скорость произнесения фраз. Они идут сплошным потом, без перерыва. Именно поэтому многие слова путаются, произносятся с ошибками или усеченно. Человека с таким темпом речи понять очень сложно и практически невозможно уследить за его мыслями.

О ЧЕМ ГОВОРИТ ТЕМП НАШЕЙ РЕЧИ

Конечно же, о нашем темпераменте.

Понаблюдайте за человеком с замедленным произношением слов. Скорее всего, вы отметите не слишком выразительную мимику, неторопливые движения, слабо интонированный голос. Обратите внимание на то, что ваш собеседник будет больше слушать, чем говорить. Как правило, люди с замедленным темпом речи никуда не торопятся и предпочитают вести размеренный образ жизни. Другими словами, их ритм жизни и их темп речи – взаимосвязанные вещи.

Совершенно иные по темпераменту люди с ускоренным темпом речи. Их мимике можно только позавидовать. Стремительность и резкость движений выдает несдержанность и нетерпеливость многих из них. Таких людей сложно представить равнодушными или унылыми. Они гиперактивны и находятся в постоянном движении.

Для людей уверенных, знающих цену своим словам и поступкам, характерен умеренный темп речи. Такой темп неосознанно ассоциируется с логичностью и деловитостью его обладателя и вызывает больше доверия.

Не претендую на абсолютность мнения о том, что наш темп речи напрямую зависит от наших психологических особенностей. Но не учитывать этого, нельзя.

Конечно, если очень захотеть, то можно научиться сознательно изменять темп своей речи. Можно стараться специально говорить медленнее, или, наоборот, ускоряться. Но согласитесь, только до определенного времени. Как только мы в разговоре перейдем на эмоции, наш, искусственно созданный темп, сразу же заменится на естественный.

Кстати, эмоции очень сильно влияют на скорость речи каждого из нас. И об этом мы поговорим в следующей статье. А пока…

НЕМНОГО ПРАКТИКИ

ПРОСТОЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛИТЬ ТЕМП СВОЕЙ РЕЧИ

Для того, чтобы воспользоваться этим способом, необходимо вспомнить любую историю, произошедшую с вами или с кем-нибудь из ваших знакомых. Историю придется рассказать вслух и обязательно записать этот рассказ на диктофон. Это самое простое.

Но и с этим вы тоже сможете справиться.

ВНИМАНИЕ!

Способ определения темпа своей речи – это не проверка скорости чтения! Мы не в школе, и у нас нет задачи — определить, насколько быстро мы умеем читать незнакомые тексты. Нам важно понять, какой темп речи мы преимущественно используем в жизни. Свободное рассказывание любых историй – отличный способ справиться с этой задачей.

Говоря о преимуществе использования какого-либо темпа речи, уместно сказать, что в разные моменты нашей жизни скорость речи каждого из нас может меняться. Об этом мы поговорим в

ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!

Темп - скорость говорения - может быть быстрым, средним, медленным. Оптимальным условием легкого восприятия является средний темп - примерно 100 - 120 слов в минуту. Скорость речи зависит от смысла высказывания, эмоционального настроя, жизненной ситуации. Замедление позволяет изобразить предмет, подчеркнуть его важность, выделить.

Эффективное использование голоса состоит в изменении темпа. Быстрая речь в течение нескольких секунд, паузу, возврат к нормальному темпу, затем опять быстрая. Количество слов, произнесенное в среднем в одну минуту, останется таким же, но монотонности – как не бывало.

Громкость - это интенсивность звучания, большая или меньшая сила произношения, зависящая также от обстановки общения, словесного содержания. По высоте голос бывает высоким, средним и низким, это зависит от его природы.

Особое повышение тона, сопровождающееся усилением словесного ударения, большей интенсивностью ударного слога, называют логическим ударением.

Тембр - дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, его колорит, «цвет». У каждого человека свой тембр - глухой, дрожащий, звонкий, острый, жесткий, бархатный, металлический и т. п.

Ясность и четкость произношения называются хорошей дикцией. Она подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков. Помогает выразительности слова. Хорошая дикция предполагает умение «держать паузу», разнообразить ритмическую организацию речи.

Различают физиологическую (добор дыхания), грамматическую (знаки препинания), логическую (смыслоразличительную) и психолингвистическую паузу (подтекст, эмоциональная окраска).

Оратор, собеседник, умеющий легко изменять темп, громкость и высоту речи, обладающий хорошей дикцией и тембром, может выражать голосом различные чувства и переживания. Это возможно при правильно поставленном речевом дыхании.

Таким образом, использование же этих приемов при произнесении речи требует некоторых сознательных усилий:

Акцентирование главных слов предложения;

Изменение темпа речи;

Использование пауз.

Техника речи - важный элемент культуры речевой деятельности - включает работу над дыханием, голосом, дикцией.

Благозвучие речи связано с эстетической оценкой звуков русского языка и предполагает сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха.

Благозвучные и неблагозвучные звуки

В русском языке звуки воспринимаются как эстетические и неэстетические, ассоциируются с понятиями «грубые» (хам, хрыч) - «нежные» (мама, милая, лилия, любовь); «тихие» (тихий, шепот, писк) - «громкие» (кричит, зовет, ревет).

Причины неблагозвучия

В русском языке сочетание согласных подчиняется законам благозвучия. Все, что затрудняет артикуляцию, создает неблагозвучие, например, частотность сочетаний взгр, вздр, встр. Трудны для произношения фамилии.

Скопление одинаковых согласных также снижает благозвучие речи, создает однообразие. Неблагозвучным и не характерным для русского языка является и так называемое зияние, т.е. сочетание двух-трех гласных: слово о обновлении, Аракнаа, Уодай, Уотчаа. Поэтому некоторые заимствованные слова претерпевают фонетические изменения в соответствии с законами русского языка: Иоанн - Иван.

Неблагозвучие речи вызывает и повторение некоторых гласных, как и-о-и-о. Неблагозвучие могут создавать и некоторые аббревиатуры: ДЮСШ - добровольная юношеская спортивная школа, ЭОАСТР - экспедиционный отряд аварийно-спасательных технических работ.

Выпадение согласных (например, кажеца вместо кажется, военый вместо военный, не одам вместо не отдам), а также исчезновение целых слогов (че-ек вместо человек, та-ащи вместо товарищи, со-ршенно вместо совершенно) делает речь неразборчивой, неэстетичной, хотя в разговорной речи подобные явления оправданы законом экономии речевых средств. Сравните: тыща вместо тысяча. Непроизвольная ритмизация, а также случайная, неуместная рифма являются недостатком речи, вызывают неблагозвучие.

Благозвучие - одно из необходимых качеств хорошей речи, обязательное требование культуры речи, так как затрудненная артикуляция, неоправданное повторение одинаковых сочетаний звуков мешают восприятию материала.

Ударение

Важным элементом звуковой организации речи является соблюдение акцентологических норм, связанных с постановкой ударения в слове. Основной функцией словесного ударения является фонетическое объединение слова, выделение слова в речи.

Подвижное ударение

Ударение в русском языке свободное, не фиксированное на определенном слоге; оно может падать на приставку, на корень слова, на суффикс, на окончание. К тому же оно подвижное, т.е. может менять место при изменении формы слова: вода- воды, судьи - судей. Кроме того, некоторые слова имеют варианты в постановке ударения, Нарушения в постановке ударения

На постановку ударения оказывают влияние территориальные и социально-профессиональные диалекты. Юристы, к сожалению, также довольно часто нарушают акцентологические нормы, произнося эксперт вместо эксперт, осужден вместо осуждён, возбуждено вместо возбуждено. Но то, что допустимо в речи шахтеров, непозволительно в правовой сфере общения, нетерпимо в правовой сфере, статус которой слишком высок и ответствен.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»

Факультет психологии и Социально Гуманитарных технологий

«Функции темпа речи»

Студентки: Е.И Голобоковой

Проверила: Матвеева С.С

Хабаровск 2014

Темп речи -- скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). Относится к просодическим элементам, является одним из компонентов интонации. Следует, однако, заметить, что абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения; кроме того, наблюдается зависимость между длиной речевой единицы и скоростью её произнесения (стремление к изохронности): чем длиннее слово или синтагма, тем меньше средняя длительность звука (слога) в них.

Темп речи может измеряться:

Числом произносимых в единицу времени (чаще всего в секунду) элементов речи;

Средней длительностью элемента.

Повышение темпа речи осуществляется за счёт сокращения длительности как гласных, так и согласных звуков, в то время как снижение темпа достигается преимущественно путём увеличения длительности гласных.В качестве интонационного средства темп речи выполняет функцию противопоставления более и менее важных компонентов высказывания. Наиболее важные слова или синтагмы характеризуются замедленным темпом, отрезки, несущие второстепенную информацию (к ним относятся, в частности, вводные слова), -- ускоренным. Замедление темпа к концу высказывания выступает одним из средств оформления его целостности, в чём проявляется синтаксическая функция интонации.

Темп может также пониматься как характеристика, определяющая степень артикуляторной напряжённости и слуховой отчётливости речи. Так, при медленном темпе слова выступают в полных звуковых формах.Одной из составных частей просодии речи является темп или скорость речи. Темп выполняет разнообразные функции в тексте:

* коммуникативную функцию, т.е. служит как средство выделения важной информации;

* экспрессивную функцию, т.к. он участвует в выражении чувств и эмоций;

* стилистическую функцию, выражая отношения между речевыми партнерами;

* синтаксическую функцию, оформляя целостность высказывания.

Исследование функциональной нагрузки темпа речи считается одной из актуальных проблем лингвистики. Следует заметить, что абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения; кроме того, наблюдается зависимость между длиной речевой единицы и скоростью её произнесения (стремление к изохронности): чем длиннее слово или синтагма, тем меньше средняя длительность звука (слога) в них. Ученые отмечают также, что темп речи обусловлен прежде всего психофизиологическими свойствами человека: одни говорят вообще медленно, другие - быстро. Женщины, как правило, более мобильны в вариациях темпа речи, чем мужчины. Такой темп называют индивидуальным, т.к. он присущ только одному человеку, соответствует его характеру. Но темп речи может быть обусловлен и ситуативно, когда изменение скорости речи зависит от речевой ситуации. Изменения темпа речи зависят также от коммуникативного намерения говорящего, его настроения, т.е. темп речи может передавать определенную информацию и нести эмоционально-модальную нагрузку. В данном исследовании нас интересует прежде всего этот аспект темпа.

При рассмотрении темпа проблематичными являются несколько вопросов, в частности, принимать ли во внимание при оценке темпа лишь фонационные отрезки или учитывать вместе со звучащими сегментами и паузы. Это является важным не только для измерения темпа, но и для определения его роли в тексте, т.к. длительность пауз считается фактором, влияющим на восприятие темпа: экспериментальные данные свидетельствуют о том, что восприятие темпа речи зависит не только от скорости артикуляции, но и от величины интервалов между речевыми отрезками [Веренич Н.И., с.28].

Спорным является также вопрос о выборе оптимальной единицы измерения темпа речи. Традиционно темп речи характеризуется либо количеством звуков, слогов или слов, произнесенных в минуту, либо средней длительностью звука (слога). Некоторые исследователи считают, что слово является не совсем приемлемой единицей для измерения, т.к. слова имеют очень разный слоговой и звуковой объем [Веренич Н.И., с. 29]. Если в качестве измерения взять звук, то членение речевого потока становится слишком дробным, при этом звуки также очень отличаются по длительности. Слог же является наименьшей естественной произносительной и воспринимаемой единицей речи, в связи с этим данный сегмент речи чаще всего используется в качестве единицы измерения темпа речи [Веренич Н.И., с. 35]. На этой речевой единице концентрируем и мы свое внимание в данном исследовании.

темп речь интонация стилистический

Список литературы

1.Абдуазизов, А. А. Элементы общей и сравнительно-типологической фонологии / А. А. Абдуазизов. - Ташкент, 1981. - 182 с. - С. 107-116.

2.Антипова, А. М. Направления исследований по интонации в современной лингвистики / А. М. Антипова // Вопросы языкознания. - 1986. - № 1.

3.Антипова, А. М. Система английской речевой интонации / А. М. Антипова. - М.: «Высшая школа», 1979. - С.130-131.

4.Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. - М.: Советская энциклопедия, 1968. - 606 с.

5.Бахтина, Н. Ю. Становление интонационной системы в раннем детском возрасте (экспериментально-фонетическое исследование на материале русского языка): дис. ... канд. филол. наук / Бахтина Н. Ю. - СПб, 2000- 318с.

6.Богданова, Э. Х. Обучение выразительному чтению в языковом вузе / Э. Х. Богданова // Иностранный язык в высшей школе. - М., 1987. Выпуск 20.- 143 с. - С. 126-132.

7.Большой толковый словарь / под ред. Е. Г. Ожегова. - СПб., 2001.

8.Большой энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. - М., 1998. - С. 198, 401-407, 556.

9.Бондаренко, Л. В. Звуковой строй современного русского языка / Л. В. Бондаренко. - М., 1977. - 176 с.

10.Винарская, Е. Н. Выразительные средства текста (на материале русской поэзии) / Е. Н. Винарская. - М.: Высшая школа, 1989. - 136 с.

11.Гальперин, И. Р. Очерки по стилистике английского языка / И. Р. Гальперин. - М., 1958. - 459 с. - С. 217.

12.Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учеб. Пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 351 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общая характеристика русской интонации, ударение как её компонент. Мелодика и тембр речи как характеристики интонации. Коммуникативная значимость темпа и скорости речи. Тембр и пауза как часть интонации, сила звучания в ней по стихотворениям писателей.

    реферат , добавлен 12.07.2010

    Общая характеристика спонтанной речи. Значение интонации, громкости и темпа. Звуковые фонетические процессы. Сопоставительный анализ фонетических особенностей спонтанной речи с фонетической нормой английского языка на базе аудиовизуального материала.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2009

    Понятие ораторской речи как разновидности публичной речи, ее сущность и особенности. Элементарные принципы и приемы риторики, форма подачи речи. Применение выразительных приемов. Номинативная, коммуникативная и экспрессивная функции парламентской речи.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Аспекты культуры речи. Коммуникативный аспект культуры речи. Коммуникативные качества речи. Правильность речи как коммуникативное качество. Устранение речевых ошибок в приведенных предложениях. Лексическое значение и стилистическая окраска фразеологизмов.

    контрольная работа , добавлен 18.06.2010

    Изучение видов, форм внутренней речи и роли внутренней речи в литературном тексте художественного произведения. Рассмотрение языковых средств, используемых для построения внутренней речи в художественном тексте. Рассмотрение изображенной внутренней речи.

    дипломная работа , добавлен 16.07.2017

    Выделение частей речи по семантическому принципу. Синтаксическая функция как возможная субституция в линейной речевой цепи. Классификации частей речи немецкого языка. Разделение слов на части речи как предварительный этап их грамматического описания.

    реферат , добавлен 03.04.2010

    Фонетический и фонологический анализ английской спонтанной речи на основе выбранного видеоматериала. Интонационные особенности диалогической речи как результат дистантного взаимодействия. Характер взаимосвязи ритма и других компонентов интонации.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2015

    Теоретический аспект в изучении интонации немецкого, английского и русского языков. Темп речи как компонент интонации. Правильная расстановка пауз. Тембр голоса. Ударные слоги английского предложения. Изучение особенностей немецкого произношения.

    реферат , добавлен 23.11.2014

    Понятие речи и языка. Виды речевой деятельности и их особенности. Функции и свойства речи. Беседа как разновидность диалогического общения. Информативность, понятность и выразительность речи. Язык как иерархически упорядоченная система особых знаков.

    контрольная работа , добавлен 11.04.2010

    Культура речи - реализация диалектического взаимодействия личностного и социального, индивидуального и общего в выборе языковых средств; коммуникативные функции; лексические и морфологические нормы. Этический аспект культуры речи и ораторское искусство.

Как говорить, чтобы собеседник «видел» вас на расстоянии

Добиться взаимопонимания у собеседника труднее в тех случаях, когда он не может вас видеть - например, при телефонных разговорах. При наличии зрительного контакта легче наладить беседу и расположить к себе оппонента. Для успешного диалога на расстоянии нужно выработать стратегию поведения, где будут присутствовать не только методы воздействия словом, но и имеющиеся в наличии паралингвистические методы: темп речи, тембр и интонация голоса, и др.

Искусство правильно говорить дано не каждому. Можно, конечно, довольно быстро научиться выстраивать логически связные фразы, но вместе с тем не добиться взаимопонимания у собеседника и не суметь установить соответствующий психологический контакт. Еще труднее этого добиться когда собеседник не может вас видеть, например при телефонных разговорах. При зрительном контакте намного легче наладить беседу, расположить или оттолкнуть оппонента. Что же касается общения по телефону, то для успешного завершения диалога нужно приложить максимум усилий и терпения, выработать идеальную стратегию поведения, воздействовать не только словом, но и имеющимися в наличии вариациями речи.

Темп речи

Темп речи - не неоспоримая константа, определенная человеку с рождения, он должен быть направлен на поставленную цель. В силах каждого человека менять темп речи в соответствии с ситуацией. Постоянная перестройка с одного темпа на другой поможет не только находить подход к разнообразным собеседникам, но и отрабатывать четкую программу при беседе по телефону.

Телефонные разговоры являются неотъемлемой частью жизни деловых людей. Следует помнить, что около трети нужной информации человеку дают звучание голоса собеседника, высота тона и тембр. Общаясь по телефону, собеседники уже в первые секунды разговора фиксируют свое внимание на таком немаловажном факте, как темп голоса. Это происходит непроизвольно и зачастую является решающим моментом в положительном или отрицательном отношении к предстоящему разговору.

Каждому человеку присущ свой определенный темп речи, который сформировался у него еще в детстве по законам первой сигнальной системы и который зависит от многих индивидуальных факторов, каковыми являются характер, темперамент, образ жизни. У разных лиц речь колеблется от быстрой к медленной.

Темп речи всегда должен соотноситься с темпом речи адресата . Подстраивание под темп собеседника является в своем роде «присоединением» к нему, убеждает его в заинтересованности. Стоит прислушиваться к темпу речи оппонента еще и потому, что, кроме темперамента, скорость речи может указывать на эмоциональное состояние говорящего. Так, медленный темп речи может указать на подавленность или безразличие адресата к интересующему вопросу. Раздражительность и встревоженность проявляется в очень быстром темпе речи. Напряженность голоса собеседника также помогает определить состояние адресата, которое может выдавать в нем негативное отношение к разговору или недоверие.

Средняя скорость общения должна составлять около 125 слов в минуту. Она хорошо воспринимается при телефонных разговорах, более же быстрый темп вызывает многочисленные затруднения в прослушивании и восприимчивости материала. При быстром темпе до оппонента не доходит нужная информация. К тому же, телефон усугубляет недостатки речи, особенно неразборчиво по телефону слышатся числа, и числительные. Зная и разграничивая все вышеперечисленные темпы человеческой речи, можно менять и корректировать свой темп, подстраивая его под оппонента.

Для соблюдения темпа речи, более всего подходящего для ведения телефонных переговоров, нужно пользоваться паузами . С паузой речь становится отчетливой и внятной. Для выделения и подчеркивания какой-либо главной мысли следует высказывать эту самую мысль, выдерживая необходимую паузу, а после ее высказывания речь надо замедлить . Во время образовавшейся паузы предоставляется возможность оппоненту вступить в разговор, что позволяет перейти к диалогу. Но затянувшаяся пауза неуместна. Она напрягает и создает некоторое замешательство и суетливость, при такой паузе собеседник может почувствовать недоверие и некомпетентность в делах. Отсутствие пауз тоже настораживает и наталкивает на мысль, что оппонент или не уверен в своих силах, или хочет увильнуть от ответственности.

Для успешных телефонных переговоров и завершения планируемого дела нужно стараться подстраиваться под адресата. Совершенствовать и отрабатывать различные темпы речи можно с помощью записи своего голоса, а также развивая свои связки, занимаясь дыхательными упражнениями и, что самое главное, культивируя в себе хорошее настроение . Очень полезно читать стихи под такт, отбивая каждый слог ударом руки по столу, говорить под музыку, благотворны пение, физкультура, связанная с речью, - все, что упорядочивает движения.

Всегда следует придерживаться одного неоспоримого правила: «Прежде чем говорить, подумай, о чем хочешь сказать, и только затем медленно говори» . Только четко продуманная речь и мгновенно спланированный темп речи помогут адресату не только услышать информацию, но и создать более верное представление об оппоненте.

Тембр и интонация голоса

Громкость произносимой речи по телефону отождествляется с уверенностью, хорошей подготовкой и знанием тех вопросов, которые предстоит решить. Следует помнить, что человек, говорящий слишком громко , заставляет слушать себя силой, порождая реакцию неприятия. В телефонном разговоре сила звука передается с помощью технических средств, и поэтому возможны искажения. Стоит повышать голос лишь в тот момент, когда на определенную информацию обращается особое внимание .

При разговоре по телефону, особенно если он служит установлению необходимых контактов, следует четко разграничивать тембр голоса говорящего и следить за собственным тембром:

  • Так, голос с металлическими нотками наталкивает человека на мысль о том, что на другом конце провода находится очень властная и непримиримая натура, способная любыми средствами добиться своего. Обычно металлический голос характерен для людей, занимающих важные и ответственные посты.
  • «Ледяным» тоном пользуются люди, категорически не желающие выходить на контакт и заранее настроенные на неблагоприятный исход беседы.
  • Излишняя мягкость и слащавость говорят о скрытых намерениях клиента, желании запутать и ввести в заблуждение.
  • Владельца «легкого» тембра голоса также следует остерегаться. Легкость в голосе и постоянно приподнятое настроение, желание решить все сразу говорят о легкомысленности адресата. Контакты и деловые переговоры с обладателем такого голоса лучше осуществлять не по телефону, а при личной встрече.
  • «Светлый» голос привораживает слушателя. Для него характерны нормальный тон, плавность произносимых звуков и выразительность. С обладателем такого голоса очень приятно общаться и вести переговоры.
  • Иногда, общаясь по телефону, можно услышать голос с хрипотцой . Обладатели такого голоса, как правило, или простужены или демонстрируют, что они умудрены опытом и их трудно провести.
  • Дрожащим и срывающимся голосом лучше вообще не вести телефонные переговоры, а подождать, пока такое состояние пройдет. Дрожь в голосе при разговоре может сыграть злую шутку. Телефонная трубка способна передать подобное волнение адресату, который в свою очередь не захочет иметь дело с не уверенным в себе человеком. Срывающийся голос выдает также слабость и некомпетентность адресата, его неуверенность в собственных силах.

    Излишняя эмоциональность вредит деловым телефонным переговорам. Но, в то же время, умеренное выражение своих чувств послужит хорошим подспорьем для установления контакта и положительного исхода переговоров. Эта эмоциональность в речи выражается интонациями , т. е. разнообразными изменениями голоса.

    Следует помнить, что смысл слов зависит от того, каким тоном они сказаны . Даже одно и то же слово, произнесенное в разной тональности, с разной интонацией, способно ввести в заблуждение. В телефонной трубке слышится не просто слово как символ чего-то, а его смысл, скрытый в его произношении . Даже, казалось бы, простое слово «да» можно произнести с разной интонацией. В одном случае оно будет означать положительный ответ, а в другом это утвердительное слово произносится как прямое отрицание. При деловых переговорах на расстоянии необходимо научиться ставить смысловые ударения, уметь интонацией в своей речи выделять самые главные и нужные моменты и опускать второстепенные.

    Следует помнить, что официально-деловой стиль при телефонном общении предполагает выбор максимально усредненного тембра голоса и интонации . Отклонение в ту или иную сторону может нежелательно сказаться на установлении деловых контактов. В деловой среде принято общаться по другим правилам, отличающимся от простой жизни. При телефонном общении деловые люди предпочитают слышать на другом конце провода уверенных в себе людей. Их уверенность выражается прежде всего в тембре голоса и такой интонации, которая вселяет доверие и настроенность на деловой лад.

    Деловой человек должен в совершенстве владеть устной речью и искусством ведения деловой беседы. Через речь человека коллеги по работе, партнеры или клиенты формируют представление о его внутреннем содержании, об уровне его профессиональной компетентности, интеллекта и культуры.

    Слово - средство общения и воздействия на людей. Культура деловой беседы - показатель культурного уровня личности, ее способности к общению. Речевые недостатки могут создать ложное представление о способностях и профессиональных качествах человека.

    На втором этапе следует постепенно приучать себя произносить эту «чистую» речь с нормальной скоростью , так, как если бы это было выступление перед аудиторией. Самое главное - постепенно начинать применять выработанные навыки в условиях реального общения по телефону. Постепенно такой тренинг войдет в привычку, и это будет первым признаком приближающейся победы.

    Ни один деловой человек не хочет, чтобы в его имидж входило представление о нем как о человеке малограмотном, невежественном. Даже немногочисленные речевые ошибки могут свести на нет все усилия делового человека соответствовать современным профессиональным стандартам.

  • Прекрасным оратором в XVI в. был Иван Грозный. Он был очень возбудим, эмоционален и в таком состоянии был необычайно красноречив устно и письменно, остроумен, сыпал колкостями; однако утомление лишало его красноречия.

    А. В. Луначарский обладал огромной эрудицией, импровизировал, демонстрировал огромное личное обаяние, обладал даром приводить необычные сравнения и параллели.

    И. И. Мечников отличался кристаллической ясностью и образностью изложения, свободой поведения в аудитории, умением держать внимание в аудитории.

    Д. И. Менделеев, выступая, показывал путь, которым были получены те или иные истины. Он был в равной мере логичен и эмоционален, приводил лишь тщательно отобранные факты. Слушатели очень любили его метод «словесных экскурсий» – отступления в другие науки, в практическую жизнь. Он мастерски менял высоту голоса во время выступления.

    К. А. Тимирязев поражал слушателей высокой научностью в сочетании с образностью, художественностью изложения, а также тем, что очень часто сопровождал свои выступления опытами.

    В.И. Ленин отличался от других ораторов страстностью, полемичностью и устремленностью к решению практических задач.

    Ф. Кастро отличается огромной способностью к импровизации, страстностью, эмоциональностью выступлений, интенсивной жестикуляцией. Однажды он говорил без перерыва почти 7 часов.

    М.С. Горбачев как оратор отличается непривязанностью к тексту, умением импровизировать в рамках текста, держать паузу, эмоциональностью, способностью удерживать внимание аудитории. Он часто ссылается на личный опыт, мнения присутствующих в зале людей, включает их идеи и высказывания в свои выступления.

    В.В. Жириновский запоминается своей непредсказуемостью, ораторским напором, порой остроумными шутками, полемичностью, готовностью высказаться и вступить в спор по любому вопросу.

    Тестовые задания

    (правильность ответов проверьте по ключу в конце задания)

    1. Назовите избыточный элемент характеристики ораторского мастерства, рассматриваемый в разделе акцио:

    а) манера держаться;

    б) соответствие содержания теме сообщения;

    г) внешний вид.

    2. Наилучшим способом выступления признается:

    а) запоминание речи наизусть;

    б) чтение с листа;

    в) выступление с опорой на текст;

    г) выступление-импровизация.

    3. Вставьте пропущенное слово.

    … является основным инструментом оратора.

    4. Оптимальным темпом речи является:

    а) 80–90 слов в минуту;

    б) 170–180 слов в минуту;

    в) 120–150 слов в минуту;

    г) 200–250 слов в минуту.

    5. Исключите данное качество из списка качеств образцовой речи:

    а) чистота речи;

    б) логичность речи;

    в) уместность речи;

    г) краткость речи.

    6. Одним из первых учение о коммуникативных качествах речи предложил:

    а) М.В. Ломоносов;

    б) Аристотель;

    в) А.С. Пушкин;

    7. Основными аспектами культуры речи являются:

    а) нормативный, этический, эмоциональный;

    б) нормативный, коммуникативный, этический;

    в) нормативный, логический, этический;

    г) нормативный, креативный, эстетический.

    8. В тексте: «Для повышения качества воспроизведения мелких деталей при приеме черно-белого изображения в схему телевизора введено автоматическое отключение резекторных фильтров в яркостном канале. Уменьшение влияния помех достигается применением схемы автоматической подстройки частоты и фазы строчной разверстки» (Руководство по эксплуатации телевизионного приемника) – нарушено коммуникативное качество:

    а) правильность речи;

    б) ясность речи;

    в) точность речи;

    г) уместность речи.

    9. Избыточные и неоправданные употребления в речи терминологии или жаргона, просторечных слов приводит к возникновению в общении:

    а) психологических барьеров;

    б) речевых барьеров;

    в) и то, и другое правильно.

    10. В тексте: «Мы с ним пошли в дождик ну рыбу ловить / вообще обхохочешься / стоим там под дождем мокрые/ и это самое/ рыбу ну ловим / такие деловые ушли / короче ничего не поймали / я вообще рыбу не умею ловить / смотрю короче на крючок / у меня все в шарах-то стоит / это самое мигает / и я так вытаскиваю лихорадочно / только ну червяков меняю» (устная речь подростка) – нарушено коммуникативное качество речи:

    а) точность, ясность;

    б) логичность;

    в) краткость.

    Ключ

    1. б 4. а 7. б 10. а, б

    2. в 5. г 8. б, г