Болезни Военный билет Призыв

Лирический герой, настроение. Жанр и тематика стихотворения

Проследите, как меняются оттенки настроений лирического героя в то время, как горит сжигаемое письмо. Какое чувство остается при этом неизменным?

Как будто бы принятое решение (выполнить наказ любимой) вызывает в душе лирического героя стремление продлить расставание и оттянуть этот миг:

Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…Как долго медлил я, как долго не хотелаРука предать огню все радости мои!..

Герой с тоской пристально следит за погибающим в огне "залогом любви", и постепенное исчезновение письма воскрешает в памяти "заветные черты" и превращает в пепел мечты о счастье, оставляя уныние и горечь потери. Неизменным остается чувство любви.

Какими словами переданы движения души поэта, какие интонации используются? Прокомментируйте, какова роль приема непосредственного обращения автора к горящему письму.

Движение души лирического героя поэт передает привычными для романтической поэзии словами и выражениями: душа моя не внемлет, утратя впечатление, заветные черты и т. п. Придают переживаниям возвышенный характер такие слова и выражения, как предать огню, приемлет, провиденье, а также инверсия (уж перстня верного утратя впечатленье). Интонационный рисунок строится на чередовании восклицаний и многозначных пауз, выраженных многоточиями. Роль непосредственного обращения героя к останкам письма сугубо символическая.

Понаблюдайте над особенностями звукописи в этом стихотворении. Какие звуковые сочетания наиболее часты, как они влияют на тональность стиха, передачу внутреннего состояния лирического героя, как воздействуют на восприятие стихотворения читателем?

Обращает на себя внимание с первой строки чередование слов с шипящими звуками (прощай, душа, свершилось) и различных сочетаний букв, включающих "л" (любовь, медлил, пепел), использованных в словах с ключевым смыслом. Таким образом, движение от одних печальных звуков, которые напоминают шуршание горящей бумаги, к другим, певучим и протяжным, - одновременно является душевным движением героя к расставанию с любовью, мечтой.

Почему в этом грустном, даже трагическом стихотворении вдруг появляется слово "отрада"? Можно ли найти в нем еще какие-либо проблески светлой печали?

Да. Это пушкинское настроение, афористично выраженное в стихотворении "На холмах Грузии": "Печаль моя светла, печаль моя полна тобой, одной тобой…" Проблески светлой печали можно найти в словах "На легком пепле их (т. е. листов. - Авт.) заветные черты белеют…". Видение заветных черт, осязание легкости пепла - более или менее светлые моменты, остающиеся в памяти на всю жизнь и напоминающие лирическому герою о былых радостях и муках.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина «Сожженное письмо» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Поэт обращается к сестре и обещает ей "пук стихов". Как вы объясните, почему эти слова автор выделил в стихотворении? "Пук стихов" - это очень много стихов, которые лицеист обещает сестре. Он хочет удивить ее своей поэтической щедростью, поразить мощью своего таланта. Какие синонимы использует поэт, говоря о себе, о своей сестре? Он более говорит о себе: "поэт младой", "мечты невольник милый", "твой друг", "чернец небогатый", а сестра, к которой он обращается, -
    Как вы уже знаете, стихотворение "Шаганэ ты моя, Шаганэ…" (1924) входит в цикл "Персидские мотивы". Этот шедевр лирики родился благодаря знакомству Есенина с молодой армянской учительницей Шаганэ Нерсесовной Тальян, которое состоялось в Батуме зимой 1924-1925 года. В стихотворении упоминается город Шираз, расположенный на юге Ирана. В одном из писем Есенин писал: "Я хочу проехать даже в Шираз и, думаю, проеду обязательно. Там ведь родились все лучшие персидские лирики. И недаром
    Вам знакома инверсия - перестановка слов, которая может придать стиху большую выразительность. Проверьте это на примерах инверсии из стихов Н. Заболоцкого. Что создает в каждой строчке инверсия? Приближался апрель к середине…Лоб его бороздила забота…Непочатого хлеба ковригу…Бил ручей, упадая с откоса… "Апрель приближался к середине…" - инверсия придает фразе медитативность, лиричность размышлений. "Забота бороздила его лоб…" - инверсия помогает достичь впечатления о напряженности мысли героя. Перестановка слов подчеркивает важность забот героя. "Ковригу непочатого хлеба…"
    Русь предстает здесь наполненной святынями и святостью ("хаты - в ризах образа", "как захожий богомолец", "по церквам твой кроткий Спас"), и восторженный поэт восклицает: …не надо рая,Дайте родину мою. Россия в этом стихотворении - живая, уподоблена родному человеку: "Гой ты, Русь моя родная". Это "малая родина" Есенина - родное село, знакомые с детства пейзажи. Выражение "синь сосет глаза" передает чувство грусти, заполнившее душу поэта, ностальгии. Теперь лирический герой "как захожий богомолец" в
    Стихотворение "Еще томлюсь тоской желаний…" посвящено памяти Элеоноры Тютчевой, жены поэта. Какие фразы и словосочетания характеризуют внутренний мир поэта, его переживания? Внутренний мир поэта полон глубочайших переживаний, для выражения которых он находит волнующие сердце читателя слова и словосочетания. Сам психологический процесс возвращения к образу любимой женщины обозначен рядом глаголов, выстроенных по нарастающей, - томлюсь, стремлюсь, ловлю. Состояние лирического героя передают образы-метафоры: тоской желаний, в сумраке воспоминаний. Как вы думаете, судя по
    Сказочные герои в этом стихотворении взяты из "бабушкиных сказок". Какие это герои? Докажите, что поэт доброжелательно подсмеивается над детскими страхами. Ведьма, леший, змей - герои сказок, которых вспоминают детишки в ночном. Темнота пугает, и ребята быстро и умело разводят костер ("огонек"), свет от которого помогает им справиться со своими страхами. Мы чувствуем, как доброжелательно подсмеивается автор над героями стихотворения. В каких сказках встречались вы с героями стихотворения? Леший, змей и ведьма -
    Можно ли инсценировать лирическое произведение? Лироэпическое можно. Стихотворение нельзя инсценировать, его можно переложить на музыку, создать романс или песню и исполнять. Какие признаки лирического произведения считаете вы самыми характерными, специфичными для него? Наличие в лирическом произведении образа-переживания, лирического героя, повышенная эмоциональность. Стихотворения, созданные великими поэтами по какому-либо конкретному случаю или в связи с фактами биографии, приобретают часто общечеловеческую значимость, потому что содержат вневременные ценности, доступные и близкие большинству. Какой признак лирического стихотворения

Прочтите вновь каждую из трех частей стихо­творения. Определите общий тон, эмоциональный настрой каждой из них. Вспомните признаки таких жанров, как элегия и сатира, и найдите доказатель­ства того, что две части стихотворения несут приме­ты сатиры, а одна - элегии.

Стихотворение Лермонтова «Смерть Поэта» - ранняя по времени и не­превзойденная по поэтической силе оценка Пушкина. «Нашей славой» на­зван Поэт. В стихотворении сочетаются любовь автора к «дивному гению», пре­клонение перед его личностью и поэзией, глубокая горечь утраты, вызванная ги­белью Поэта, боль и негодование против тех, кто «злобно гнали его свободный, смелый дар».

Стихотворение состоит из трех частей, сочетающих в себе признаки гневной, рез­кой сатиры и элегии. Прочитаем все части и определим общий тон и эмоциональный настрой каждой из них, проследим, как постепенно меняется авторская интона­ция на протяжении стихотворения.

В первой части утверждается не просто гибель Поэта, а его убийство. Не случай­ны и слова, стоящие в начале нескольких стихотворных строк: «Погиб…», «Пал…», «Убит!..», «Угас…», «Увял…», «Его убийца…», «И он убит…».

Далее Лермонтов дает портрет убийцы, но еще раньше он говорит о гонителях Поэта, отвергая их жалкий лепет оп­равданья. Уже в первой части ощущается резкое противопоставление Поэта («Один, как прежде») и толпы, с ненавистью отно­сящейся к его «свободному, смелому да­ру», для «потехи» раздувающей «чуть затаившийся пожар». Лермонтов видит в этих людях соучастников преступле­ния, соучастников убийства и резко бро­сает им в лицо прямое обвинение: «Что ж? Веселитесь…»

В первой части налицо все признаки са­тиры: резкое обличение общества в соде­янном преступлении - убийстве Поэта.

Вторая часть по своему настроению, ин­тонации отличается от первой - это эле­гия, в которой чувствуется скорбь по без­временной кончине «певца», автора «чуд­ных песен». Меняется и стих: вместо четырехстопного ямба, которым написана первая часть, автор использует вольный ямб - разностопный. Это позволяет автору полнее выразить свои чувства: свою любовь к Пушкину, преклонение пе­ред «чудной силой» его поэзии, свою глубокую боль, вызванную вступлением Поэта в «завистливый и душный свет» - собрание «насмешливых невежд», сумев­ших отравить последние мгновения Поэта «коварным шепотом». Три раза в этой части повторяется вопрос: «Зачем?» В нем чувствуется горечь и даже упрек, обра­щенный к «невольнику чести».

Первые пять строк этой части и послед­ние четыре окрашены особой печалью: «Замолкли звуки чудных песен, / Не раз­даваться им опять…» Поэтический облик Пушкина, данный в первой части, обога­щается Лермонтовым во второй части. Она наполнена отзвуками его поэзии. Так возникает аналогия с поэтом Ленским, убитым Онегиным («Евгений Онегин»): «Сраженный, как и он, безжалостной ру­кой».

В третьей части от элегического настро­ения не остается следа. Эта часть непо­средственно связана с первой частью, но звучит она уже по-другому. Последние 16 строк представляют собой гневную сати­ру, имеющую резко выраженный полити­ческий характер. В них чувствуется но­вый накал страсти, возмущения, гнева. В тексте последней части пять восклица­тельных предложений, в каждом из них чувствуется не просто обвинение, но и уг­роза. Эти строки обращены к толпе, стоя­щей у трона, к палачам «Свободы, Гения и Славы». Говоря о «надменных потом­ках», автор стихотворения имеет в виду определенный слой петербургской знати, ту ее часть, которая завоевала принадлеж­ность к высшему кругу путем подобост­растия, дворцовых интриг. Теперь их ох­раняет закон. «Но есть, есть Божий суд… Есть грозный судия» - в этих словах сли­ваются и Божий суд, и суд истории. На­ивысшей силы достигает гнев автора сти­хотворения в словах.

«Стоит передо мной моя тема России... Этой теме я сознательно посвятил жизнь» А. А. Блок.

Цели и задачи урока: познакомить учащихся со стихотворением А. Блока «Россия»; способствовать формированию общеучебных умений; грамотно читать стихотворение, с помощью интонации передавать свои эмоции и эмоции автора при чтении произведения; способствовать развитию умения понимать замысел автора, анализировать произведение; создавать условия для развития устной речи; создавать условия для расширения словарного запаса детей, кругозора учащихся; способствовать воспитанию чувства гордости, патриотизма, любви к Родине.

Оборудование: портрет писателя, учебник «Литературное чтение» часть 2, пословицы о Родине, распечатанное стихотворение на листах.

Ход урока:

1.Организационный момент.

А)На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Сели правильно.

Спинки выпрямили.

Б) Работа с пословицами.

без Человек соловей Родины без песни что (Человек без Родины, что соловей без песни).

не За умирать Родину мать страшно (За Родину-мать не страшно умирать.)

и Земля в мила горсти Своя (Своя земля и в горсти мила.)

Прочитайте получившиеся пословицы:

Жужжащим чтением;

Чтобы звучал вопрос;

Выразительно.

Что объединяет эти пословицы? (эти пословицы о Родине)

Как еще называют нашу Родину? (Отечество)

Как называется наша Родина? (Россия)

У: -Слово «Родина» у нас вызывает в воображении много образов.

Родина –это степи, луга, простор, деревня над рекой, Москва, заснеженные просторы Крайнего севера, запахи первых подснежников и поздних яблок.

Эпиграф нашего урока звучит так: «Стоит передо мной моя тема, тема России... Этой теме я сознательно посвятил жизнь».

А еще Родину можно представить как галерею портретов людей, без которых Россия не была бы Россией.

У: -Каких великих русских людей вы знаете, которые прославляли нашу Родину? (Пушкин, Некрасов, Владимир Мономах, Шостакович, Чайковский, Андрей Рублев, Суворов).

У: Все эти великие люди любили свою Родину. И каждый по своему выражал свою любовь: будь то картины, музыкальные произведения, стихи, рассказы, песни или подвиги великих людей во имя Родины.

У. -Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (О Родине).

2. Сообщение темы урока.

Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего урока попробуем разгадать кроссворд. Отгадки как раз и будут слова, которые являются нам в воображении, когда мы произносим слово «Родина».

1.Дерево, которое является символом России. (Береза)

2.Что за птица, серенький на вид, зато пением знаменит? (Соловей)

3.Назовите синоним к слову «Родина». (Отечество.)

4.Назовите столицу нашей Родины. (Москва.)

У: -С произведением какого писателя мы познакомимся на сегодняшнем уроке? (С произведением А.А. Блока)

У: Я хочу еще раз обратить ваше внимание на эпиграф. Прочитайте его про себя.

(Выразительное чтение 1 ученика.) (Открываю имя автора под эпиграфом.)

У: Эти слова принадлежат А. А. Блоку. Он беззаветно любил свою Родину и посвятил ей много своих произведений. (Открываю тему урока).

Стихотворение с которым мы познакомимся так и называется «Россия».

3. Подготовительная работа

У: -Какие произведения А.А. Блока вы уже знаете?

(Названия стихотворений вывешиваю на доске. Определяем жанр.)

(«Ворона», «Зайчик», «Снег да снег»)

У.: -Определите жанр этих произведений? (Стихотворения.)

У.: -А.А. Блок писал стихотворения.

Рассказ о писателе.

О жизни и творчестве поэта нам напомнят мои помощники. (2 ученика)

1-й ученик.

А.А. Блок родился 28 ноября 1880 года в Петербурге в дворянской семье. Детство и юность Блока прошли в семье матери в Петербурге. Летом мальчик часто отдыхал в подмосковном имении деда Шахматове. В пять лет начал писать стихи, с помощью мамы создавал книжечки стихов. В 14 лет выпустил рукописный журнал «Вестник». Специально для детей были написаны стихотворения: «Колыбельная песня», «Ворона», «Зайчик» и мн. др.

2-й ученик.

А.А.Блок жил и творил на рубеже двух миров: в эпоху подготовки и осуществления величайшего в истории человечества перелома -Октябрьской революции. В то время, когда наша страна была разрушена, было много беспорядка. Крушение многих своих надежд он принял не как катастрофу, а как начало долгого тернистого пути, который достался и ему. Тема родины поэта уходит корнями в глубокое прошлое и нам предстоит выяснить какой именно образ Родины представил поэт в своем произведении.

4.Первичное восприятие текста.

(Учебники закрыты. Дети садятся как слушатели.)

Послушайте стихотворение А.А. Блока «Россия» и подготовьтесь рассказать, какие чувства возникают, при прослушивании этого произведения. (Чтение под тихую музыку).

5.Проверка первичного восприятия текста.

Какие чувства возникли у вас при прослушивании этого произведения?

Понравилось ли вам это стихотворение?

А были ли слова, которые вам не понятны?

6. Чтение и анализ произведения.

1. Словарная работа. Работа над чтением трудных слов.

(Слова напечатаны на доске.)

Шлея - часть сбруи, ремень прикрепленный двумя концами к хомуту.

Крест –здесь: судьба.

Чародей –волшебник, колдун.

Плат –платок.

Острожная (песня ) –тюремная.

Расхлябанные колеи –разбитые дороги.

Крест свой бережно несу –быть верным долгу, Родине.

7. Физминутка

8.Акцентное вычитывание стихотворения. .

Сейчас внимательно прочтем текст и подумаем, поразмышляем над его содержанием. Мои помощники подготовили выразительное чтение этого стихотворения.

1 ученик читает первую строфу). Послушайте и ответьте:

Какой образ возникает перед мысленным взором, когда читали первую строфу? С чем это ассоциируется?

Какой поэтический прием использует автор? (олицетворение)

Вспомните, что называется олицетворением?

2 ученик читает вторую строфу.) Ответьте на такой вопрос:

Какие чувств наполняют эту строфу? (признательные чувства любви к России, Родине.)

3 ученик читает третью и четвертую строфу.)

Подумайте и ответьте на такой вопрос:

Меняется ли настроение поэта? Почему?

Как вы понимаете выражение из третьей строфы

«... И крест свой бережно несу...»?

У.: -В эпоху А.А. Блока было общеупотребительным выражение «нести свой крест», т.е. быть верным долгу.

4 ученик читает пятую строфу).

У.: -В образе кого представляет поэт нашу страну? (Страна показана в образе русской женщины –труженицы.)

5 ученик читает шестую строфу)

Каким чувством наполнена последняя строфа?

Найдите подтверждение в тексте стихотворения. («... И невозможное возможно, дорога долгая легка

Как вы считаете, почему утомительная дорога становится для поэта легкой? (Поэт возвращается домой)

У.: Это стихотворение родилось в Шахматове в 1908 году. (Показ иллюстраций.)

9. Работа в тетради.

У.: -А теперь откройте тетради и найдите первое задание. Прочтите и подчеркните слова, которые выражают чувства поэта.

Обратите внимание на третье задание. Внимательно прочтите задание и найдите, в какой строфе находится ответ? Допишите недостающие слова.

Дочитайте стихотворение до конца (жужжащее чтение) и выполните четвертое задание.

Ребята, у нас не выполнено еще одно задание. Прочтите его. А чтобы вам легче было ответить на этот вопрос, давайте еще раз прочтем это произведение.

Сумел ли ученик своим чтением передать чувства автора?

Дома научитесь выразительно читать это стихотворение.

10. Итог урока.

Назовите произведение, с которым мы познакомились на уроке?

Чему учились на уроке?

Какие задания были особенно интересными?

Что узнали нового?

Молодцы! Спасибо за отличную работу на уроке.

СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

место в творчестве, кому посвящено, как приняли стихотворение

(отзывы о нем).

II. Структура образов и развития конфликта.

    Тема и идея стихотворения

    Эмоциональная окраска чувств.

    Композиция, сюжет (если есть).

    Образный ряд стихотворения.

    Черты лирического героя.

III. Жанровое своеобразие (ода, элегия, гимн, романс, баллада и т.д.).

    Тропы и фигуры.

    Языковой поуровневый анализ:

а) поэтическая фонетика (аллитерация, звукопись, ассонанс);

б) поэтическая лексика (синонимы, антонимы, омонимы, историзмы, неологизмы);

в) использование явлений морфологии и синтаксиса.

    Ритм, стихотворный размер, рифма.

VI. Личное восприятия стихотворения.

Ассоциации, раздумья, оценка, истолкование.

Анализ – это логический метод, с помощью которого мы расчленяем предметы или явления, выделяя в них (для дальнейших рассуждений) отдельные части и свойства.

Анализ художественного произведения – это такой разбор, который должен привести к углубленному прочтению его, т.е. к проникновению в мысль и чувство, выраженные художником.

Не следует забывать, что в центре лирического произведения – образ лирического героя. Поэтому содержание, смысл стихотворения надо искать в «ключевых словах» его, с помощью которых и выражается переживание лирического героя. Значит, анализ художественного произведения предполагает чтение, выделение «ключевых слов» и «фраз», составление плана, подборку цитат и т.д. Цель этой работы должна быть определена заранее. Например, вы обращаете внимание на эпитеты (метафоры, сравнения...) стихотворения. Для чего? Чтобы понять, каковы их роль в художественном тексте, каковы их особенности у данного автора, о каких чертах его дарования они говорят.

Однако глубоко и полно понять значение каждой выделенной в процессе анализа части и на этой основе сделать правильные умозаключения нельзя, если не уметь видеть эти части вместе, в единстве, в целом. Этой цели служит синтез – мысленное объединение существенных свойств однородных предметов и явлений.

И тезис (суждение, мысль), и его доказательства (аргументы) и логические действия (рассуждения), и анализ, и синтез – всё это как бы «строительный материал», «кирпичики», из которых разными способами строится «здание» научного поиска. Сравнение логических категорий со строительным материалом не случайно: важно не только и не столько количество суждений – тезисов, аргументов или логических действий, сколько последовательность, убедительность, простота и яркость ваших мыслей и чувств.

КОММЕНТАРИЙ К СХЕМЕ АНАЛИЗА

ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Лирика воссоздаёт не внешний, а внутренний мир, субъективные мысли и чувства лирического героя, выражает состояние и переживание, вызванное каким-либо жизненным обстоятельством или содержащее общественное настроение.

I. «Выходные данные».

Сведения о выходных данных можно почерпнуть в комментариях к стихотворениях, лучше пользоваться собраниями сочинений поэтов, в них информация бывает исчерпывающая. Нужно поразмышлять над смыслом названия, установить его прямой, а может быть, и переносный смысл.

II. Структура образов и развитие конфликта.

1. Тема (мотив) – обстоятельство, событие, факт, впечатление, послужившее поводом, стимулом для лирического размышления или состояния (ушедшая любовь «Я вас любил», настоящая любовь «Я помню чудное мгновенье», дружба «Мой первый друг, мой друг бесценный...», положение народа и назначение поэзии «Элегия» Н.А.Некрасова).

Идея – оценка автором изображаемого, его мысли по этому поводу («Я вас любил...» - благословление ушедшей любви, «Я помню чудное мгновенье» – прославление образа возлюбленной, «Элегия» - призыв к изменению существующего положения.

2. Эмоциональная окраска чувств.

Тема предполагает определённое настроение (эмоциональное состояние или размышление). В стихотворении М.Ю.Лермонтова «На смерть поэта» мы улавливаем и боль, и страдания, вызванные гибелью поэта, и откровенную ненависть к убийце, не видевшем в Пушкине национального гения, и восхищение талантом великого поэта, и гнев по поводу реакции на эту гибель консервативной части общества.

Даже в пейзажной лирике, в которой преобладают картины природы, следует искать передачу эмоционального состояния личности (ассоциативный образ). («Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес» (ощущение тоски, беспокойства), стая туч («хищное» движение (стая волков), массивность, отсутствие лёгкости, высоты, давящая темнота, ощущение потерянности и т.д.)

3. Композиция, сюжет (если есть).

Те или иные факты, события, обстоятельства, действия, воспоминания и впечатления, упоминаемые в тексте стихотворения, как правило перемежаются мыслями и эмоциями, что даёт ощущение динамики и движения. Смена и последовательность этих компонентов составляет композицию (построение) лирического произведения. Хотя в каждом конкретном случае композиция неповторима и своеобразна, но можно наметить некоторые общие тенденции.

Практически любое стихотворение «делимо» на две части (как правило, неравных): «эмпирическую» (повествующую) и «обобщающую, в которой содержится тот всеобъемлющий, общечеловеческий, философский смысл, ради которого и написано стихотворение.

Обобщающая часть в стихотворении «На холмах Грузии»:

И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

В ней звучит гимн человеку вообще, это гуманистический, жизнеутверждающий аккорд всего стихотворения. Всё остальное – эмпирическая часть. Стихотворение может строиться в другой последовательности: сначала обобщающая часть, потом эмпирическая.

С точки зрения композиции стихотворения можно разделить (условно) на 3 типа:

Событийно-эмоциональные

Эмоционально-изобразительные

Собственно изобразительные или повествовательные

События, факты, обстоятельства, действия, воспомина- ния, впечатления перемежаются мыслями и эмоциями (А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье» (последовательность более или менее логически организована;

М.Ю.Лермонтов

«Прошай, немытая Россиия» (последовательность не совсем логична, разорвана, тем не менее она есть.)

Чередование фактов, впечатлений и эмоциональных реакций.

(М.Ю.Лермонтов «Парус» – в нем 2 строчки каждого четверостишия как бы изобразительны, а следующие две – выразительны).

Часто внутреннее состояние обнаруживается в конце стихотворения: Снежная равнина, белая луна //

Саваном покрыта

наша сторона //

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь?

Умер? Уж не я ли сам?

(С.Есенин)

В стихотворениях такого рода представлены лишь чередования фактов и явлений, эмоционально-мыслительное начало в них не выражено, но оно подразумевается

(А.А.Фет «Это утро, радость эта», Ф.Т.Тютчев «Весенние воды», «Зима недаром злится»

Сюжет в лирических произведениях чаще всего отсутствует. Он имеет место в стихотворениях событийных, эпических (чаще всего у Н.А.Некрасова, иногда его лирику называют прозаизированной).

4. Образный ряд стихотворения.

Обратите внимание, как развивается основной образ. Выделите главные, с точки зрения развития образа, слова, строфы, строки.

Проследите, какими средствами создаётся образ, есть ли портретные зарисовки, каковы мысли и чувства автора, помогающие раскрыть образ.

Если в стихотворении несколько образов, проследите как, в какой последовательности они сменяются, как соотносятся с жизнью человека, его чувствами (прямо или косвенно).

5. Основные черты лирического героя.

Образ лирического героя – это образ личности, которой принадлежат мысли и переживания в лирическом произведении (обычно это или сам автор или близкий к личности автора). Его характер раскрывается в раздумьях, эмоциях (В стихотворении «Памяти Добролюбова» лирический герой сам Н.А.Некрасов. Он через восхищение жизнью своего друга и соратника сумел передать мироощущение и умонастроение демократической интеллигенции своего времени).

III. Жанровое своеобразие стихотворения.

К лирическим жанрам относятся ода, элегия, эпиграмма, послание, гимн и многие другие.

Ода – торжественное стихотворение, прославляющее какое-либо событие, значительное явление общественной жизни, выдающуюся личность и т.п.

Элегия – стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем, исполненное чувством сожаления и уныния.

Эпиграмма – короткое сатирическое стихотворение, адресованное определенному конкретному или же обобщенному лицу, событию, явлению и т.п.

Послание – стихотворение, обращенное к какому-либо конкретному лицу или группе лиц.

Гимн – хвалебная песнь в честь богов, героев, победителей, какого-либо знаменательного события и т.п., построенная как обращение или воззвание к восхваляемому объекту.

Стансы – небольшое лирическое стихотворение, состоящее из четверостиший с законченной мыслью в каждом из них, объединенных между собой одной темой. Стансы предполагают раздумья поэта.

Мадригал – стихотворение шутливого или любовного характера, в котором дается преувеличенно лестная характеристика лица, к которому обращается поэт.

С учетом формы и содержания стихотворения можно выделить такие лирические жанры: стихотворение – портрет, стихотворение – воспоминание, стихотворение – размышление, стихотворение – исповедь, стихотворение - признание, стихотворение – зарисовка и пр.

IV. Основные особенности поэтического языка.

    Тропы и фигуры.

Тропы – это образные обороты речи, в которых слова и выражения

употреблены в переносном значении. Переносные значения слов образуются на основе сопоставления двух явлений и живут в тексте как явление литературное; в словарях они не зафиксированы.

Образные слова и выражения привлекают к себе внимание читателя, заставляют его задуматься, увидеть новые черты и грани изображаемого, глубже понять его смысл.

1. Эпитет – образное определение. Эпитет определяет какую-либо сторону или свойство явления лишь в сочетании с определяемым словом, на которое он и переносит своё значение, свои признаки: серебряные коньки, шёлковые кудри. Используя эпитет, писатель выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя.

Эпитетом может быть всякое определяющее слово: существительное: «Бродяга – ветер», прилагательное: « деревянные часы»; наречие или деепричастие: «ты ж ад но глядишь», «самолёты несутся с ве рк ая ». Эпитет можно переделать в сравнение. Эпитеты служат для обрисовки, пояснения, характеристики какого-либо свойства или признака предмета. Они зажигают слово новыми красками, придают ему нужные оттенки и, проникнутые чувством автора, формируют отношения читателя к изображаемому.

Сравнение – это такие образные определения предмета, понятия или явления с помощью сопоставления одного с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается (этим оно отличается от метафоры, где присутствует только второй элемент).

Анчар, как грозный часовой, стоит

один во всей вселенной (А.С.Пушкин )

Сравнение выражается с помощью слов как, будто, точно, словно или может просто указывать на сходство (похож на...) Часто сравнение выражается формой творительного падежа:

И осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

Возможны и бессоюзные сравнения:

Заутра казнь, привычный пир народу...

Существуют развернутые сравнения, предполагающие детальное сопоставление по ряду признаков или соотнесение какого-либо явления с группой явлений.

Я помню чудное мгновение:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты .

Помогая увидеть предмет с новой, иногда неожиданной стороны, сравнение обогащает, углубляет наши впечатления.

Метафора – это скрытое сравнение, в котором присутствует только второй элемент простого сравнения (то, с чем сравнивают). То, что сравнивается, лишь подразумевается.

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка (месяц).

Ярким солнцем в лесу пламенеет костер.

Такие выражения, как «железный стих», «шёлковые ресницы», «утро седое», одновременно выполняют роль эпитетом и метафор и называются метафорическими эпитетами. В метафоре нельзя отделить определения от определяемого слова: исчезает смысл.

Метафора придаёт речи исключительную выразительность. Метафора как бы в сжатом, свёрнутом виде заключает в себе целую картину и потому позволяет поэту исключительно экономно, наглядно обрисовать предметы и явления и выражать свои мысли и переживания.

В каждый гвоздик душистой сирени ,

Распевая, вползает пчела.

Вознеслась ты под свод голубой

Над бродячей толпой облаков ...

___________

Метафора представляет собой нерасчленённое сравнение, в котором легко усматриваются оба члена:

Со снопом волос своих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда ...

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег...

Помимо словесной метафоры, имеют место метафорические образы, или развёрнутые метафоры:

Ах, увял головы моей куст,

Засосал меня песенный плен,

Осуждён я на каторге чувств

Вертеть жернова поэм .

В литературе XX века распространение получает развёрнутая метафора: литературный образ охватывает несколько фраз или всё произведение, превращаясь в самостоятельную картину. Например, в стихотворении Н.Гумилева «Заблудившийся трамвай» заглавная метафора разворачивается в целый сюжет: фантасмагорическое путешествие по ночному Петербургу.

Аллегория – иносказание. Условное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного явления. Под изображёнными в аллегории животными, людьми, предметами всегда имеются в виду другие лица, вещи, события, факты.

Правосудие – женщина с завязанными глазами и весами в руках.

Аллегория надежды – якорь.

Аллегория мира во всём мире – белый голубь.

Аллегория часто применяется в баснях и сказках, где хитрость иносказательно изображается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи.

Аллегория лежит в основе многих загадок, пословиц, а также притч:

Сито свито,

Золотом покрыто,

Кто взглянет,

Всяк заплачет.

В отличие от символа аллегория однозначна, она выражает строго определённый предмет или явление.

Перифраз – замена однословного названия предмета описательным выражением. (Перифраз строится по тому же принципу, что и загадка: перечисляются существенные «опознавательные» признаки неназываемого предмета).

Вместо того чтобы сказать, что Онегин поселился в комнате дяди, А.С.Пушкин пишет:

От в том покое поселился,

Где деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил.

Стихотворения–загадки - распространённое явление и в поэзии футуристов:

И лишь светящаяся груша

О тень сломала копья драки,

На ветке лож с цветами плюша

Повисли тягостные фраки.

На языке буквальных соответствий приведённый отрывок означает примерно следующее: погасли лампочки, театр заполнился публикой.

Перифраз (второе значение) – использование писателем формы известного литературного произведения (часто в ироническом плане).

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей .

(С.Есенин.)

В этой жизни помереть не трудно –

Сделать жизнь значительно трудней.

(В.Маяковский).

Олицетворение - приём художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевлённые предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями.

Это один из постоянных приёмов изображения в сказках, баснях, фантастических произведениях.

Олицетворение как художественный приём представляет собой оборот речи, в котором свойства человека переносятся на явления природы, предметы и отвлечённые понятия. Олицетворение является особым видом метафоры.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Утешится безмолвная печаль,

И резвая задумается радость...

Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе:

«Светила нам только зловещая тьма » (А.Ахматова);

Той грустной радостью, что я остался жив». (С.Есенин).

На оксюмороне построены названия некоторых произведений литературы – «Живые мощи» (И.Тургенев), «Живой труп» (Л.Толстой), «Оптимистическая трагедия» (В.Вишневский), Оксюморон создаёт новое понятие или представление: «сухое вино», «честный вор», «свободные рабы».

Примеры оксюморона:

    Люблю я пышное природы увяданье.

    О, как мучительно тобой я счастлив .

    Порой влюбляется он страстно

В свою нарядную печаль .

    Смотри, ей весело грустить ,

Такой нарядно обнажённой .

    Мы любим всё – и жар холодных числ,

И дар божественных видений.

Ирония – скрытая насмешка.

Употребление слова в обратном, противоположном его значении, когда, например, с серьёзным видом притворно утверждают противоположное тому, что думают в действительности о каком-либо явлении или человеке.

«Отколе, умная, бредёшь, ты, голова?» – обращается Лиса к Ослу, считая его в действительности глупым.

Или в басне «Стрекоза и Муравей»:

«Ты всё пела? Это – дело » -

иронически говорит Муравей Стрекозе, считая в действительности пение безделием.

Ирония может быть добродушной, грустной, злой, едкой, гневной.

Гипербола образное выражение, состоящее в преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления («В сто сорок солнц закат пылал! » (В.Маяковский). «Редкая птица долетит до середины Днепра » (Н.В.Гоголь).

«Любовь мою, как апостол во время оно,

По тысяче тысяч дорог разнесу »

(В.Маяковский).

Литота – преуменьшение.

Образное выражение, состоящее в противоположность гиперболе в преуменьшении величины, силы, значения изображаемого явления, к которому прибегает писатель в целях усиления выразительности речи.

Например, в народной сказке: мальчик с пальчик, избушка на курьих ножках, у Н.А.Некрасова в «Песне Еремушке»:

Ниже тоненькой былиночки

Надо голову клонить ...

Метонимия – замена в художественной речи названия предмета, понятия, явления другим названием, связанным с ним внешними отношениями (по смежности). Например, в нашем представлении неразрывно связаны автор и написанная им книга, пища и посуда, в которой её подают, характерная одежда и человек, в неё одетый, действие и орудие этого действия:

Зато читал Адама Смита ...

(А.С.Пушкин)

Не то на серебре , на золоте едал ...

(А.С.Грибоедов)

Потому, что здесь порой

Ходит маленькая ножка ,

Вьётся локон золотой...

(А.С.Пушкин)

Все флаги в гости будут к нам –

Петербург станет центром морской торговли, и корабли разных стран придут в этот порт под своими национальными флагами .

«Я три тарелки съел ! » (три тарелки ухи)

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,

Исступленно запели смычки ...

Метонимия отличается от метафоры тем, что метафора перефразируется в сравнение при помощи подсобных слов «как бы», вроде», «подобно»; с метонимией этого сделать нельзя.

Синекдоха – один из тропов, состоящий в замене наименования жизненного явления названием его части вместо целого (Москва – вместо Россия), единственное число вместо множественного (человек вместо люди).

Отсель грозить мы будем шведу .

Мы все глядим в Наполеоны .

Чтобы у ног вы увидали

Мундир, и шпоры, и усы!

Символ – многозначный предметный образ, которым связываются между собой различные аспекты изображаемой художником действительности.

Символический образ проясняется в процессе свободно возникающих ассоциаций. Являясь условным обозначением, символ во многом сходен с аллегорией, но он отличается от неё большей степенью обобщения, не поддающегося однозначному толкованию. В стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус» человеческая душа, обуреваемая страстями, находит соответствие с бурлящей морской стихией; личность ассоциируется с образом одинокого паруса, раздираемого ветром и несущегося по воле волн. Подобные символические соответствия можно обнаружить и в таких стихотворениях, как «Анчар» А.С.Пушкина, «Фонтан» Ф.И.Тютчева, «Стихи о Прекрасной Даме» А.А.Блока, «Песня о Буревестнике» А.М.Горького и многих других.

(Лирические произведения способны рисовать картины, возникающие перед нами, как живые, способны трогать наши сердца, потому что наблюдения и переживания воплощены в них поразительно точно с помощью богатых средств художественной речи).

Фигуры речи

(синтаксис, построение)

Стилистические фигуры – особое построение речи, усиливающее выразительность художественного слова .

Антитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их свойств. Выражается обычно антонимами:

Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог

________ (Г.Р.Державин)

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой...

__________ (А.С.Пушкин)

Ты богат, я очень беден:

Ты прозаик, я поэт .

(А.С.Пушкин)

Столкновение контрастных представлений, сочетания противоположных по смыслу понятий позволяет лучше выделить значения слов, усилить образность и яркость художественной речи. Иногда по принципу антитезы строятся и большие прозаические произведения «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Преступление и наказание» Ф.И.Достоевского и другие.

Градация – расположение близких по значению слов в порядке повышения или понижения их смысловой или эмоциональной значимости.

И где ж Мазепа ? Где злодей ?

Куда бежал Иуда в страхе?

(А.С.пушкин. «Полтава»)

Не думай бежать!

Это я вызвал.

Найду. Загоню. Доконаю. Замучу !

(В.Маяковский)

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка .

(М.Лермонтов)

Исполнились мои желания, Творец

Тебя мне ниспослал, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец .

(А.С.Пушкин)

Параллелизм – сопоставление двух явлений путем параллельного их изображения. Такое сопоставление подчёркивает сходство или различие явлений, придаёт речи особую выразительность.

Чаще всего в фольклоре сопоставляется образ природы и образ человека.

Ах, кабы на цветы не морозы,

И зимой бы цветы расцветали;

Ох, как бы на меня не кручина,

Ни о чём-то бы я не тужила .

В литературе этот приём имеет самое разнообразное применение, причём наряду со словесно-образным параллелизмом может быть и композиционный, когда развиваются параллельные сюжетные линии.

А.С. Пушкин. Лирика любви и дружбы.

К Чаадаеву»,«Пущину», «Арион», «Няне», « На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Я вас любил…», «К*** Я помню чудное мгновенье».

Что объединяет чувства любви и дружбы в лирике Пушкина?

В.Г. Белинский считал «лелеющую душу гуманность» важнейшей особенностью пушкинской поэзии. Любовь к человеку, к проявлению всего человеческого, доброго в людях, любовь к красоте как к основе жизни, чистота и искренность чувства к женщине, друзьям – вот что определяет близость этих двух тем.

Чувство любви у Пушкина всегда возвышенно, идеально. Любовь привносит гармонию в жизнь человека, делает печаль светлой, грусть – лёгкой. Размышления Пушкина о любви часто носят исповедальный характер. Его душа полностью открыта той, которую он любит. Поэтому порой Пушкину кажется, что любить нежнее и искреннее, чем он, невозможно («Я вас любил…»).

Особенность мотива дружбы в том, что это чувство Пушкина связано, во-первых, с лицейскими друзьями поэта, с «братским союзом», в котором прошли лучшие годы юности:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен…

Лицейских друзей Пушкина сплотила не только воля судьбы. Их роднила любовь к поэзии. У них были единые представления о чести, о достоинстве, все они желали служить Отчизне. Каждого из них ждала своя доля: кому-то была суждена «царская служба», «сладкие таинства любви». Другие должны были пережить «бури», «житейское горе». Для всех них просит Пушкин помощи у Бога в стихотворении «19 октября» 1827 года. С особой теплотой вспоминает тех, кто навестил его в изгнании: Пущина, Горчакова, Дельвига. А в стихотворении «И.И. Пущину» «благословит» судьбу за подаренную ему возможность встретиться со своим «первым» и «бесценным другом».



Знакомство с декабристами, тот факт, что некоторые из его друзей стали членами тайных обществ, привносит новое представление об основах дружбы в сознание Пушкина. Друзья теперь символизируют собой не только «братский союз», но и союз людей, объединённых вольнолюбивыми мечтами, преденных идеалам свободы. И он поддерживает их в стихотворениях «В Сибирь», «Арион».

К ЧААДАЕВУ

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

С4 . Как меняется настроение лирического героя от начала стихотворения к его финалу?

В8 . Для создания поэтических образов Пушкин использует определения: «святая вольность», «прекрасные порывы», «пленительное счастье» и др. Как в литературоведении называются подобные определения?

В9 . Какой художественный приём используется Пушкиным для изображения силы страсти, с которой лирический герой ожидает «вольности святой»?

В10. Какое средство иносказательной выразительности использовано Пушкиным в заключительных строках стихотворения («звезда пленительного счастья», «на обломках самовластья»)?

В11. Определите характер рифмовки во втором четверостишье стихотворения.

В12. И в начале, и в конце стихотворения создаётся один и тот же поэтический образ сна («Как сон, как утренний туман» - «Россия вспрянет ото сна»). Как называется такой художественный приём?

С5 . Как различные поэтические средства помогают выразить идею этого стихотворения?

С6. В чём особенность вольнолюбивой лирики Пушкина и кто из русских поэтов раскрывает в своей тему свободы?

В8. Поэтическая мысль в стихотворении развивается от прошедшего через настоящее к будущему. Какая часть речи помогает этого добиться?

В9. Синонимом к какому из слов первого четверостишия является слово “упованье ”?

В10. Укажите название синтаксического средства, которое используется в строках “Мой друг, отчизне посвятим”, “Товарищ, верь: взойдёт она” и делает стихотворение эмоциональным.

В11. Выпишите из последнего предложения перифрастический оборот (перифразу), придающий речи особую выразительность.

В12. Определите жанр этого стихотворения. Для этого обратите внимание на название, на интонационные особенности последних двух предложений.

С3. Какую роль в стихотворении Пушкина играет мотив сна и пробуждения?

С4. Какие ещё стихотворения о свободе вам известны и как они перекликаются со стихотворением «К Чаадаеву»?

Ответы:

«Пущину»

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

В8. Назовите лирический жанр, к которому относится приведённое стихотворение А.С.Пушкина.

В9. Назовите средство художественной выразительности, к которому неоднократно прибегает автор стихотворения («друг бесценный », «ясных дней»).

В10. Как называется стилистический приём, усиливающий звуковую выразительность стиха («печальн ым сн егом зан ес енн ый»)?

В11. Укажите термин, которым обозначается использование одинаковых слов в начале стихотворных строк:

……………………………

Да озарит он заточенье

В12 . Каким размером написано стихотворение А.С.Пушкина?

С3. Как в стихотворении А.С.Пушкина передана мысль о «бесценности» подлинной дружбы?

С4. Кто из русских писателей обращался в своём творчестве к теме дружбы и что сближает их произведения со стихотворением А.С.Пушкина

Ответы:

В8. послание

В9. эпитет

В10. аллитерация

В11. анафора

C3 Как формы времени глаголов в первой и во второй строфе

стихотворения связаны с его содержанием?

Содержание стихотворения связано с категориями глагола. Именно их изменение сообщает стихотворению внутреннюю динамику. Композиция его двучастна, коротко ее можно было бы описать так: «ты – мне» (1 строфа), «я – тебе» (2 строфа). Но изменение глагола разрушает эту симметричность, разворачивая стихотворение линейно, от прошлого к будущему, распахивая его навстречу финалу. Присмотримся: все глагольные формы первой строфы стоят в прошедшем времени («благословил», «огласил»; причастные формы

«уединенный», «занесенный»). Вторая строфа начинается с резкого перехода к настоящему времени («молю»), которое тут же сменяется повелительным наклонением , развернутым в будущее : «да дарует», «да озарит». Эта открытость в будущее делает стихотворение радостным, полным надежды.

C4 Для кого из героев русской литературы были значимы ценности

дружбы и какие мотивы пушкинского стихотворения были бы близки

таким героям? Ответ аргументируйте.

Основные мотивы этого стихотворения: признание высокой ценности

дружбы в жизни человека; способность друга помочь в трудную минуту;

мотив святого воспоминания о встрече с другом; дума о друге, попавшем в

беду; мысль о силе дружбы, способной преодолеть разлуку.Эти мотивы

Здесь можно говорить об Обломове и Штольце, князе Андрее и Пьере, Наташе Ростовой и Соне. Кстати, и герои

«Белой гвардии» тоже имеют высокие представления о дружбе

(Мышлаевский, Шервинский).

Няне

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе...

Стихотворение - послание посвящено няне поэта- Арине Родионовне Яковлевой. С первых строк стихотворение волнует своей сердечностью. Любовь к няне, нежность и забота выражается в нем щедро и открыто. И в то же время произведение пронизано грустью, щемящей болью, чувством вины. Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Как и в стихотворении «Зимний вечер», поэт выражает признательность няне за дружеское участие в трудные для него времена. «Подруга дней моих суровых»- образ почти высокий, утверждающий равенство отношений и духовную связь. Во второй перифразе «голубка дряхлая моя» - выражение нежности и сыновней заботы. Сердечное, народное слово «голубка» соединяется с неожиданным, с легким оттенком дружеской шутки словом «дряхлая»; местоимение «моя» усиливает ласковый тон обращения.

Эта нежность и забота так понятны, когда представляешь преданность самой няни своему воспитаннику. Вся ее жизнь в думах о нем, в ожидании.

Стихотворение написано астрофической строкой, но его можно разделить на 4 части.

Первая- обращение лирического героя к няне. Строки второй части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов. Во третьей части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая все ее переживания и душевные движения. Вот она горюет «под окном своей светлицы» , и сравнение «будто на часах» передает постоянство ее томительного ожидания. Метафора «медлят поминутно спицы в ее наморщенных руках» позволяет предположить, что няне так и хочется прислушаться, не доносится ли издали звук колокольчика, не едет ли кто – нибудь…вот она подходит к воротам (или смотрит на них из окна) все с тем же чувством… Но нет никого … Эпитет «забытые» передает тяжесть одиночества няни. В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия: ведь не ясна его судьба, не устроена жизнь, и «черный отдаленный путь» превращается почти в символ разлуки… Об этом четвертая часть стихотворения.

Произведение очень лирично, эмоциональность усиливается повторами: «Давно, давно ты ждешь меня», в стихотворении прямо названы чувства няни: ждешь, горюешь, тоска, предчувствия, заботы, а также метафорически: «теснят твою всечасно грудь».

Звучание стихотворения создает музыкальный, почти песенный ритм. Длинные строки подчеркивают грустное настроение лирического героя, его тоску по близкому человеку. В стихотворении мы словно слышим вздохи бедной старушки, ждущей своего питомца. Четырехстопный ямб как нельзя лучше передает понятные всем переживания и няни, и поэта.

Лирический герой представляется мне глубоко переживающим человеком. Он печалится. Страдает от разлуки с няней, его терзает чувство вины за долгое отсутствие.

В этом небольшом стихотворении при всей его внешней простоте таятся пушкинская глубина и мудрость. Поэтом создан поразительный образ любящей женской души. В чувствах няни так много того, что близко каждой женщине- матери: самоотверженная забота о своих детях и бесконечная любовь к ним, тоска в разлуке с ними, постоянное ожидание встречи и горе одиночества. Удивительно образное представление состояния няни открывает и глубину души самого поэта, отражает его сердечное участие. Стихотворение пробуждает душевный отклик читателя вот уже почти два столетия и не может оставить равнодушным. (Гассельберг Екатерина Александровна, учитель ОГОУ «Школа одаренных детей имени А.П.Гужвина»).

В8. Какой период жизни поэта подразумевается под эпитетом «дни суровые» (обратите внимание на год написания стихотворения)?

В9. Как звали няню А.С.Пушкина?

В10. Как называется рифма, использованная А.С.Пушкиным в стихотворении?

В11. Искренний характер чувств лирического героя к няне подчеркивается использованием в первом предложении следующих слов: «Подруга дней моих суровых , Голубка дряхлая моя!» Как называются такие слова?

В12. Как называется художественно значимая подробность, передающая образ задумавшейся старой женщины («медлят спицы»)?

В9. Арина Родионовна.

В10. Перекрестная.

В11. Обращение.

В12. Деталь.

С3. Почему в тексте стихотворения «Няне» используются слова, свойственные пушкинским сказкам («голубка», «светлица», «глушь лесов»)?

Благодаря няне А.С.Пушкин с детства впитал атмосферу русских народных сказок, и сам обратился к жанру сказки в 20-е годы. Не случайно, что няня сама представлена в стихотворении, как сказочная царевна, ожидавшая у окна светлицы приезда семи богатырей.

С4. Образ няни А.С.Пушкин рисовал неоднократно. В каких еще произведениях поэта появляется этот образ, как реализуется в разных произведениях?

«Вновь я посетил…» (1835), «Наперсница волшебной старины»(1822), «Зимний вечер»(1825), роман «Евгений Онегин». Нередко Арина Родионовна была первой слушательницей произведений Пушкина

Но я плоды моих мечтаний

И гармонических затей

Читаю только старой няне,

Подруге юности моей. («Евгений Онегин»)

В стихотворении «Вновь я посетил…» поэт писал:

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет - уж за стеною

Не слышу я шагов ее тяжелых,

Ни кропотливого ее дозора.

«Арион»

Нас было много на челне;

Иные парус напрягали,

Другие дружно упирали

В глубь мощны вёслы. В тишине

На руль склонясь, наш кормщик умный

В молчанье правил грузный чёлн;

А я – беспечной веры полн, –

Пловцам я пел… Вдруг лоно волн

Измял с налёту вихорь шумный…

Погиб и кормщик и пловец! –

Лишь я, таинственный певец,

На берег выброшен грозою,

Я гимны прежние пою

И ризу влажную мою

Сушу на солнце под скалою.

1827 А.Пушкин

B8 В название этого стихотворения вынесено имя героя древнегреческой мифологии, певца и поэта, чудесно спасенного дельфином. Запишите это имя.

B9 Выпишите из стихотворения слово со значением «рулевой, управляющий движением судна; руководитель».

B10 Как называется образное определение, с которым мы встречаемся, например, в строке “Лишь я, таинственный певец”?

B11 Лирический герой этого стихотворения («я») выделен из всей массы остальных героев. Выпишите из стихотворения союз и частицу, помогающие подчеркнуть особость лирического героя.

B12 В строчках «Иные парус напрягали,// Другие дружно упирали// В глубь мощны вёслы» звуки подобраны так, что передают и трудность действия, напряженность усилий людей на корабле, и скрип снастей, и плеск волн. Как называется такой прием использования звуков с изобразительной целью?

C3 Это стихотворение написано в годовщину казни декабристов. Можно ли говорить о его иносказательном смысле? Ответ аргументируйте.

C4 Какие произведения, связанные с темой поэта, можно сопоставить с этим стихотворением Пушкина? Ответ аргументируйте.

Ответы:

B9 кормщик

B10 эпитет

B11 а, лишь;

B12 звукопись; аллитерация; ассонанс

Стихотворение «Арион» построено на мифологическом сюжете о чудесном спасении певца Ариона. Однако мифологическая «картинка» -- только внешний пласт текста. За ней угадывается современное Пушкину содержание: есть некое сообщество людей, совместно преодолевающих трудности, движущихся к какой-то важной и почти недоступной цели. Очевидна проекция на декабристов. Вихрь, погубивший всех, соотносится с разгромом восстания. Важно, что певец, чудом избежавший гибели, поет «гимны прежние», то есть не отрекается от самого себя, от дела своей жизни, несмотря на катастрофу, постигшую его друзей. Поэтому это стихотворение светлое по основной интонации. Верность поэта самому себе в условиях, которые требуют от него отречения, – частая тема у Пушкина.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

В8 К какому жанру относится стихотворение?

В9 Укажите фамилию поэта, у которого А.С.Пушкин заимствовал поэтический образ «гений чистой красоты»?

В10 Как называются художественные определения: «чудное мгновенье», «мимолетное виденье», «грусти безнадежной».

В11 Укажите название фигуры речи, к которой обращается автор в данной строфе

И для меня воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

В12 Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.

Ответы:

С3 Какие средства художественной изобразительности помогают автору создать трепетный образ женщины?

С4 Какие стихотворения русских поэтов относятся к той же теме, что и стихотворение А.С.Пушкина «К ***»? Какие мотивы сближают эти стихотворения?

В хорошо известных шести строфах обнаруживаешь лирический сюжет, отражающий не только вехи пушкинской биографии (бурную петербургскую юность, южную ссылку, Михайловское сидение), но и сюжет более отвлеченный – историю человеческой души, ее заблуждений, очищения через лишения и страдания, постижения ею красоты как откровения.

Глубина и насыщенность пушкинских образов смысловыми оттенками поразительна. “Чудное мгновенье” - время сжимается до вспышки, озарения. “Чудное” - одновременно прекрасное, восхитительное и чудесное, загадочное: эпитет как бы совмещает оба синонимических ряда. Ощущение “мгновенья” как чуда усиливается глаголом “явилась”, тоже имеющим оттенок неожиданного, чудесного. Важное, если не ключевое слово “красота”. Его значимость подчеркнута и рифмой (“ты – красоты”), и максимально выгодной позицией – последнее слово последнего стиха в строфе.

Ты… Виденье… Портретные черты размыты до неузнаваемости, до символики: “глосс нежный”, “милые черты”, сквозь которые явственно проступает “небесная”, идеальная сущность: “гений чистой красоты”.

Мгновенье”, “мимолетное” - очень важные слова: красота на миг явилась человеку, но готов ли он к встрече, поймет ли важность события? Или пока лишь смутное, как сон воспоминание останется в его душе. И будет звучать, постепенно ослабевая и забываясь?

“В томленьях грусти безнадёжной, в тревогах шумной суеты…” “Томленье” (тоска, изнеможденье, мученье) почти синоним “тревог” (беспокойства, волнения, смятения”, благодаря чему так неожиданно сближаются, казалось бы, противоположные состояния “грусти безнадежной” и “шумной суеты”. Эта антитеза вмещает весь спектр жизненных переживаний, пронизанных воспоминанием:

В томленьях грусти безнадёжной,
В тревогах шумной суеты
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

К словам “ты”, “красоты” даётся новая рифма – “суеты”, как бы предвосхищая забвение. Воспоминание о “чудесном мгновенье” постепенно рассеивается, его уносит “бурь порыв мятежный” - метафора совсем иного душевного состояния. Буря, порыв, мятеж – каждого из этих слов в отдельности достаточно для изображения соответствующего переживания. Вместе они передают ощущение мощного сдвига, потрясения, взрыва. Красота же требует созерцания. (Золотарева И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С.. Поурочные разработки по литературе).

Храни меня, мой талисман…

Храни меня, мой талисман

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан

Вокруг меня валы ревучи,

Когда грозою грянут тучи, -

Храни меня, мой талисман.

В уединеньи чуждых стран,

На лоне скучного покоя,

В тревоге пламенного боя

Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман,

Души волшебное светило...

Оно сокрылось, изменило...

Храни меня, мой талисман.

Пускай же ввек сердечных ран

Не растравит воспоминанье.

Прощай, надежда; спи, желанье;

Храни меня, мой талисман.

Александр Пушкин

B8 К какому роду литературы относится это произведение?

дано ему возлюбленной при расставании) как к живому существу,

верному другу. Как называется такое перенесение черт живого

существа на неодушевленные предметы?

B10 Как называются образные определения предметов и явлений «валы

ревучи », «пламенный бой», «священный сладостный обман»,

«волшебное светило»?

B11 В строках «Когда подымет океан // Вокруг меня валы ревучи, // Когда

грозою грянут тучи» звуки подобраны так, чтобы мы не только

увидели, но и услышали эту картину. Как называется такой прием?

B12 В стихотворении неоднократно встречается прием синтаксически

сходного расположения элементов речи (например, «В уединеньи

чуждых стран... В тревоге пламенного боя»; «Прощай, надежда; спи,

желанье; // Храни меня, мой талисман»). Как называется такой прием?

При выполнении заданий C3 – C5 напишите развернутый ответ.

C3 Одной из ярких особенностей этого стихотворения становится повтор

строки «Храни меня, мой талисман» в конце каждой строфы. Какой

эффект и с какой целью достигается, с вашей точки зрения, таким повтором?

Повтор строки «Храни меня, мой талисман», скрепляющей все

стихотворение, прошивающей его насквозь, делает его похожим на заклинание или молитву. На этот эффект «работают» и другие средства: синтаксический параллелизм, обращения, анафоры, однородные члены предложения и придаточные. Кажется, что герой стихотворения неотрывно смотрит на свой талисман и просит у него защиты. Это и понятно: ведь талисман (амулет, оберег) должен обладать магической силой, приносить удачу, хранить от опасности. Таким же магическим становится и текст, обращенный к нему – текст, построенный по законам заклинания.

C4 В каких еще произведениях русской литературы мы встречаемся с

темой разлуки, расставания с любимой женщиной и как эти произведения перекликаются со стихотворением А.С.Пушкина?

Для ответа на вопрос можно обратиться к лирическим

произведениям («Я вас любил», «На холмах Грузии» Пушкина;

«Расстались мы, но твой портрет», «Я не унижусь пред тобою...» Лермонтова; «В разлуке есть высокое значенье», «Накануне годовщины 4 августа 1864 года (Вот бреду я вдоль большой дороги)» Тютчева; «О доблестях, о подвигах, о славе» Блока; «Песня последней встречи», «Я научилась просто, мудро жить» Ахматовой и т.п.). Тема разлуки и расставания с любимыми есть и практически в каждом программном эпическом или драматическом произведении (от «Горя от ума» Грибоедова до «Мастера и Маргариты» Булгакова).

Я вас любил: любовь еще, быть может…

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Стихотворение «Я вас любил…» своей простотой, краткостью и совершенством выделяется даже на фоне других пушкинских шедевров. В стихотворении нет сложных образов, ярких метафор, необычных эпитетов. В нём, напротив, максимальная простота и ясность, прозрачность. О чём говорит поэт? Он признаётся любимой женщине, которая, очевидно, его покинула, в том, что его любовь “угасла не совсем”. Воспоминание о прошедшей любви воскрешает её: это любовь “безнадёжная”, но искренняя, которая возвышает не только предмет любви, но и того, кто любит. Лирический герой Пушкина, прощаясь с любимой, желает ей счастья и покоя.

Это стихотворение уникально по звуку и мелодике. Чаще всего повторяются в нём согласные звуки, входящие в состав слова любовь , а также мягко звучащие согласные [ш], [с], [н]. Заключительные строчки можно понимать по-разному: как искреннее и великодушное пожелание счастья или как ироничное предположение, что такой искренности и нежности “она” уже никогда ни в ком не встретит. Такая неоднозначность привлекает, так как лирический герой стихотворения воспринимается как личность сложная, полностью не раскрывающаяся. При желании можно услышать и такой смысловой оттенок: лирический герой сожалеет, что его сильные, глубокие чувства остались безответными. Не случайно он повторяет: “любил так искренне, так нежно”.

Пятистопный ямб.

Через восприятие пушкинского стиля мы проникаемся гармоническим мироощущением, составляющим важнейшую содержательную черту творчества Пушкина. Углубляясь в анализ, можно выявить более конкретные черты поэтики, свойственные Пушкину. Один из принципов пушкинской поэтики – даже о сложном говорить просто и коротко, художественно экономно. в стихотворении дет ни одной внешней, изобразительной детали – ни пейзажа, ни мира вещей, ни примет внешности. Лирический мини-монолог представляет собой чистое выражение душевного состояния, переживания, что также создает ощущение легкости и простоты.