Болезни Военный билет Призыв

Внутренние и внешние силы земли. Внутренние процессы земли

На земной поверхности постоянно действуют силы, которые разрушают скалы, размывают берега, переносят массы раздробленных и растворенных минеральных веществ, осаждают и накапливают слои осадков. Подобные процессы, господствующие на поверхности Земли , называются внешними или экзогенными . С давних пор от них отделяют глубинные, внутренние , или эндогенные , силы, источники которых находятся в недрах планеты. Извне воздействуют на Землю силы притяжения Луны и Солнца . Сила притяжения других небесных тел очень мала, и ею можно пренебречь. Однако некоторые ученые считают, что в геологической истории Земли за десятки миллионов лет гравитационные воздействия из космоса могут значительно возрастать. В результате их происходят, например, морские приливы. Некоторые ученые к экзогенным силам относят и земное притяжение, из-за которого происходят оползни и обвалы, стекают воды, перемещаются ледники и т. д.

Экзогенные силы разрушают и химически преобразуют горные породы , переносят рыхлые и растворимые продукты разрушения водой, ветром и ледниками. Одновременно идет отложение, накопление (аккумуляция) продуктов разрушения на суше или на дне водоемов в виде осадков (в дальнейшем они преобразуются в осадочные горные породы). Внешние силы участвуют, в сочетании с внутренними, в формировании рельефа Земли , в образовании осадочных пород и многих типов месторождений полезных ископаемых (например, руд алюминия - бокситов, никеля и др.).

Обычно считается, что от соотношения движений земной коры и денудации зависит направление развития рельефа : при преобладании разрушения и денудации над тектоническими процессами происходит общее нивелирование и понижение рельефа . Горы постепенно превращаются в пенеплены - слабо всхолмленные, местами почти ровные, предельные равнины. Под влиянием новейших тектонических движений пенеплены поднимаются, образуя высокие плоские хребты (например в Саянах, в Тянь-Шане), или опускаются, покрываясь толщей коры выветривания.

Земная поверхность, согласно подобным представлениям, выглядит как арена борьбы внутренних и внешних сил планеты. Первые вызывают движения в земной коре, вторые - разрушают поверхность гор и перераспределяют продукты разрушения. Выходит, будто внутренние силы планеты созидательные, «главные», без которых замерла бы жизнь Земли , сгладился бы рельеф и повсюду расстилалась гладь Мирового океана . Так ли это?

Прежде чем ответить на этот вопрос, познакомимся с внутренними (эндогенными) силами. У них главный источник энергии - внутренняя теплота в недрах Земли . К внутренним силам относятся: распад радиоактивных веществ, различные химические реакции и превращения вещества в недрах, внезапные разрядки возникающих в толще планеты напряжений. Эндогенные силы вызывают движения магмы, вулканическую деятельность, метаморфизм горных пород , землетрясения , медленные поднятия и опускания земной коры, ее горизонтальные перемещения, разрывы в толще горных пород , образование месторождений полезных ископаемых и т. д.

Они ярко проявляются в магматизме - сложных процессах возникновения и движения магмы (расплавленной огненно-жидкой массы) в верхние горизонты коры и к поверхности Земли . Она имеет преимущественно силикатный состав и образуется в земной коре или (редко) в верхней мантии. Главные типы магм: основная (базальтовая) и кислая (гранитная). Извергаясь на поверхность Земли , магма образует вулканы .

Это эффузивный магматизм.

Магма не всегда изливается, а часто внедряется в толщу горных пород и там медленно остывает. Так образуются интрузии . Слагающие их магматические породы называют интрузивными. Формируясь в условиях медленного охлаждения магмы под большим давлением, интрузивные породы приобретают правильную равномерно-зернистую структуру. В процессе денудации массивы интрузивных пород могут оказаться на земной поверхности. Например, очень много гранитных массивов в Забайкалье, есть они на Урале, в Украине, в Средней Азии.

Из магматических внедрений наиболее известны лакколиты - грибообразные или подобные караваям интрузии, приподнявшие осадочные слои. Лакколиты залегают неглубоко, и приподнятые слои иногда образуют огромные купола - диаметром от сотен метров до 5-6 км и более. Широко известны лакколиты района Минеральных Вод на Северном Кавказе, поднимающиеся среди ровного плато: горы Железная, Бештау, Машук и др.; Аюдаг - в Крыму.

Дайки - результат внедрения магмы по трещинам в земную кору. Нередко породы, слагающие их, бывают более твердыми, чем окружающие; поэтому при выветривании дайки остаются в виде стены. Толщина их может достигать десятков и даже сотен метров. Трещинные интрузии небольшой мощности и неправильной формы называют магматическими жилами . Иногда в узле пересечения трещин залегают штоки , подобные столбам. Крупные массивы глубинных горных пород , главным образом гранитоидов, удлиненно-овальной формы, залегающих на значительной глубине, называются батолитами. Они достигают 2000 км в длину и 100 км и более в ширину. С гранитными батолитами связаны месторождения олова, вольфрама, золота и многих других металлов.

Медленные поднятия и опускания обширных участков земной коры сопровождают всю историю Земли , они происходят, конечно, и в наши дни. Направление этих колебательных, или эпейрогенических, движений (эпейрогенез) с течением времени изменяется: поднимающиеся участки начинают погружаться, и наоборот. Скорость таких движений настолько мала, что за короткий отрезок времени их заметить трудно. Скорости выражаются долями миллиметров в год, а предельные - сантиметрами в год. Классический пример опусканий - территория Голландии. Значительная ее часть находится ниже уровня моря и от вторжения моря защищена дамбами. Они надстраиваются по мере опускания суши. Скорость опускания здесь - 0,5-0,7 см/год. А поднимается земная кора, например, в Швеции и Финляндии, где по берегам Ботнического залива многие порты оказались удаленными от моря на значительное расстояние.

Внутренние силы работают в недрах планеты и совершенно скрыты от наших глаз. Эпейрогенические колебательные движения столь неторопливы, что заметить их также нельзя. Конечно, некоторые проявления внутренней жизни Земли видны на поверхности (вулканы) или ощущаются людьми (землетрясения). А вот интрузии, дайки, жилы - результаты вековых движений поверхности, разрывы земной коры и многое другое - разве все это может наблюдать краевед? Да, может. Особенно в горной местности, на обнажениях, где хорошо видны, вскрыты эрозией слои горных пород, жилы, штоки, дайки и т. п. В разных районах нашей страны имеются обнажения горных пород, в которых выходят на поверхность отложения самых разных геологических эпох: от древнейших пород (они обнажаются в пределах Балтийского щита, Восточной Сибири, Украинского кристаллического массива) до современных, созданных в результате деятельности человека.

В конце прошлого века было открыто явление радиоактивности. Энергия распада ядер очень велика, радиоактивных минералов в недрах много. Ученые стали подсчитывать мощности внешних и внутренних источников энергии Земли . Выяснилось, что среди них абсолютно преобладает лучистая энергия Солнца . Перехватываемая Землей лучистая энергия Солнца в тысячи раз превышает все внутренние источники, вместе взятые. Выходит, внешние силы должны играть главную роль в жизни нашей планеты. По мнению советского ученого-естествоиспытателя В. И. Вернадского, в глубинах планеты ниже земной коры геологическая активность быстро затухает. Действительно, почти все эпицентры землетрясений и вулканические очаги приурочены к земной коре и отчасти к подстилающему ее слою астеносферы (области относительно низкой вязкости подкорового вещества, которое частично находится в пластичном состоянии). Но ведь, как известно, земная кора - это область былых биосфер. Почти все слагающие ее породы некогда побывали на земной поверхности, подверглись «обработке» внешними силами и накопили в той или иной форме солнечную энергию. А затем, опускаясь на многие километры в недра Земли , под огромным давлением вышележащих пород они отдают накопленную энергию. Теперь она становится как бы внутренней тепловой (геотермальной) энергией Земли, вызывая множество геологических процессов как в глубинах (например, магматизм), так и на поверхности (вулканизм и др.).

    Строение вулкана: 1 - кальдера; 2 - сомма; 3 - конус, 4 - кратер; 5 - жерло. 6 - лавовый поток; 7 - лавовый очаг.

    Залегание магматических пород: Б - батолит; Л - лакколит; Ш - шток; Ж - жила; П - покров.

    Типы вулканов: 1 - площадной; 2 - трещинный; 3 - гавайский; 4 - стромболианский; 5 - везувианский; 6 - плинианский.


Знания о рельефе … Горнолыжный курорт Известняковый карьер Плотина Рельеф оказывает большое влияние на образование, развитие и размещение по поверхности планеты всех компонентов природы. Знания о рельефе помогут вам лучше понять особенности природы материков, отдельных стран. Жизнь людей тоже связана с рельефом. Человек издавна селился на равнинах или в долинах гор. В своей деятельности он вынужден учитывать свойства рельефа при строительстве жилищ, селений и городов, дорог, заводов и других сооружений. Вооружившись техникой, человек начал воздействовать на земную кору, изменять рельеф планеты. Масштабы деятельности человека возросли настолько, что Земля это почувствовала: в местах добычи полезных ископаемых разрушаются естественные формы рельефа, прогибаются пласты пород. В результате откачки газа, воды, заполнения водохранилищ при строительстве плотин, подземных ядерных взрывов возникают землетрясения. Например, город Мехико за 100 с лишним лет в результате откачки воды опустился почти на 6 метров. Под водохранилищем на реке Замбези в Африке на огромной площади поверхность опустилась на 20 см. В США заполнение водохранилища на реке Колумбия вызвало землетрясение в 7 баллов. Жизнь людей тоже связана с рельефом. Человек издавна селился на равнинах или в долинах гор. В своей деятельности он вынужден учитывать свойства рельефа при строительстве жилищ, селений и городов, дорог, заводов и других сооружений. Вооружившись техникой, человек начал воздействовать на земную кору, изменять рельеф планеты. Масштабы деятельности человека возросли настолько, что Земля это почувствовала: в местах добычи полезных ископаемых разрушаются естественные формы рельефа, прогибаются пласты пород. В результате откачки газа, воды, заполнения водохранилищ при строительстве плотин, подземных ядерных взрывов возникают землетрясения. Например, город Мехико за 100 с лишним лет в результате откачки воды опустился почти на 6 метров. Под водохранилищем на реке Замбези в Африке на огромной площади поверхность опустилась на 20 см. В США заполнение водохранилища на реке Колумбия вызвало землетрясение в 7 баллов.




Внутренние (эндогенные) силы Земли Энергия внутренних частей Земли проявляется в процессах движения литосферы, внедрения вещества мантии в земную кору или его излияния на поверхность. Действие этих процессов вызвано перемещением вещества во всей мантии. Движения литосферы перемещают пласты горных пород, изменяют строение земной коры, а, значит, и её рельеф. Различают медленные вертикальные перемещения, происходящие повсеместно, и горизонтальные движения, из них наиболее значительные - движения литосферных плит. В результате образуются самые крупные формы рельефа - выступы материков и впадины океанов, горные пояса, равнины.


Внутренние (эндогенные) силы Земли Процесс Проявление в рельефе Сущность процесса Основные районы распространения Движения литосферных плит Образование гор, равнин, желобов, срединно-океанических хребтов, океанических и континентальных рифтовых зон. Сочетание вертикальных и горизонтальных движений литосферы, появление складок и разломов. Границы ллитосферных плит. Землетрясения Образование трещин, разломов, сдвигов (смещения) участков земной коры; оползней. Толчки и колебания поверхности, вызванные разрывами и смещениями в литосфере. Альпийско- Гималайский складчатый пояс, Тихоокеанское вулканическое кольцо. Вулканизм Образование вулканов, лавовых покровов и плато. Излияния магмы на поверхность Земли. о. Исландия, Тихоокеанское вулканическое кольцо; Сибирь, Индостан.


Внешние (экзогенные) силы Земли Внешние процессы рельефообразования действуют на поверхности Земли. Свою энергию они получают от Солнца, а также от силы тяжести и жизнедеятельности организмов. Внешние процессы - это выветривание, работа текучих вод, ветра, подземных вод, ледников, морского прибоя и деятельности человека, которая в настоящее время становится геологической силой. Все эти силы разрушают горные породы, переносят продукты разрушения с одних, более высоких, участков земной поверхности на другие, где происходитих отложение и накопление рыхлого материала. В разрушении и выравнивании рельефа на суше особенно велики роль выветривания и деятельность текучих вод.


Внешние (экзогенные) силы ПроцессПример Проявление в рельефе Сущность процесса Выветривание Образование осыпей, каменных рек. Разрушение горных пород. Действие ветра Образование песчаных гряд, барханов, дюн. Перенос ветром рыхлых отложений. Действие воды Образование оврагов, балок, дельт рек, морен, оползней. Перенос или размыв горных пород водой.


























Внутренние и внешние процессы действуют одновременно. При этом внутренние силы создают, главным образом, крупные формы рельефа, а внешние силы их разрушают. Созидательная роль внешних процессов ппроявляется в образовании небольших по размерам форм рельефа На равнинах это холмы, речные долины, овраги, а в горах - осыпи, конуса выноса разрушенных пород, небольшие хребты, ущелья, скалы причудливых очертаний и … Изменение рельефа Земли происходит непрерывно и достаточно интенсивно. Меняются очертания гор, их высота; выравниваются холмы; даже изменяются очертания материков (хотя и очень медленно).


Размещение крупных форм рельефа на поверхности Земли В этом размещении есть определённые закономерности (закономерности - это зависимости, постоянно действующие на всей земной поверхности). Выступы материков соответствуют материковой (континентальной) земной коре, а в областях распространения океанической коры лежат впадины, заполненные водой океанов. Обширные равнины соответствуют древним участкам литосферных плит - платформам. Горные складчатые области, глубоководные желоба на дне океана расположены на границах литосферных плит. Горы Хибины Восточно-Европейская равнина



Одновременно с внутренними, тектоническими процессами на Земле действуют процессы внешние. В отличие от внутренних, охватывающих всю толщу литосферы, они действуют только на поверхности Земли. Глубина их проникновения в земную кору не превышает нескольких метров и лишь в пещерах - до нескольких сот метров. Источником происхождения сил, вызывающих внешние процессы, служит тепловая солнечная энергия.

Внешние процессы очень разнообразны. К ним относятся выветривание горных пород, работа ветра, воды и ледников.

Выветривание. Оно подразделяется на физическое, химическое и органическое.

Физическое выветривание - это механическое раздробление, измельчение горных пород.

Происходит оно при резком изменении температуры. При нагревании порода расширяется, при охлаждении - сжимается. Так как коэффициент расширения разных минералов, входящих в породу, неодинаков, процесс ее разрушения усиливается. Вначале порода распадается на крупные глыбы, которые с течением времени измельчаются. Ускоренному разрушению породы способствует вода, которая, проникая в трещины, замерзает в них, расширяется и разрывает породу на отдельные части. Наиболее активно физическое выветривание действует там, где происходит резкая смена температуры, а на поверхность выходят твердые магматические породы - гранит, базальт, сиениты и т. д.

Химическое выветривание - это химическое воздействие на горные породы различных водных растворов.

При этом, в отличие от физического выветривания, происходят разнообразные химические реакции, а вследствие этого изменение химического состава и, возможно, образование новых горных пород. Действует химическое выветривание повсеместно, но особенно интенсивно протекает в легкорастворимых породах - известняках, гипсах, доломитах.

Органическое выветривание представляет собой процесс разрушения горных пород живыми организмами - растениями, животными и бактериями.

Лишайники, например, поселяясь на скалах, истачивают их поверхность выделяемой кислотой. Корни растений также выделяют кислоту, а кроме того, корневая система действует механически, как бы разрывая породу. Дождевые черви, пропуская через себя неорганические вещества, преобразуют породу и улучшают доступ в нее воды и воздуха.

Выветривание и климат. Все виды выветривания протекают одновременно, но действуют с разной интенсивностью. Зависит это не только от слагающих пород, но и главным образом от климата.

В полярных странах наиболее активно проявляется морозное выветривание, в умеренных - химическое, в тропических пустынях - механическое, во влажных тропиках - химическое.

Работа ветра. Ветер способен разрушать горные породы, переносить и откладывать их твердые частицы. Чем сильнее ветер и чем чаще он дует, тем большую работу он способен производить. Там, где на поверхность Земли выходят скалистые обнажения, ветер бомбардирует их песчинками, постепенно стирая и разрушая даже самые твердые породы. Менее устойчивые породы разрушаются быстрее, возникают специфические, эоловые формы рельефа - каменные кружева, эоловые грибы, столбы, башни.

В песчаных пустынях и по берегам морей и крупных озер ветер создает специфические формы рельефа - барханы и дюны.

Барханы - это подвижные песчаные холмы серповидной формы. Наветренный склон их всегда пологий (5-10°), а подветренный - крутой - до 35-40° (рис. 27). Образование барханов связано с торможением ветрового потока, несущего песок, которое происходит из-за каких-либо препятствий - неровностей поверхности, камней, кустов и т. д. Сила ветра ослабевает, и начинается отложение песка. Чем постояннее ветры и чем больше песка, тем быстрее растет бархан. Наиболее высокие барханы - до 120 м - обнаружены в пустынях Аравийского полуострова.

Рис. 27. Строение бархана (стрелкой показано направление ветра)

Передвигаются барханы по направлению ветра. Ветер гонит песчинки по пологому склону. Достигнув гребня, ветровой поток завихряется, скорость его уменьшается, песчинки выпадают и скатываются по крутому подветренному склону. Это обусловливает перемещение всего бархана со скоростью до 50-60 м в год. Передвигаясь, барханы могут засыпать оазисы и даже целые поселки.

На песчаных пляжах развеваемые пески образуют дюны. Они тянутся вдоль берега в виде громадных песчаных гряд или холмов высотой до 100 м и более. В отличие от барханов они не имеют постоянной формы, но также могут передвигаться в направлении от пляжа в глубь суши. Для того чтобы остановить движение дюн, высаживают древесно-кустарниковые растения, в первую очередь сосны.

Работа снега и льда. Снег, особенно в горах, выполняет значительную работу. На склонах гор накапливаются огромные массы снега. Время от времени они срываются со склонов, образуя снежные лавины. Такие лавины, двигаясь с огромной скоростью, захватывают обломки скал и увлекают вниз, сметая все на своем пути. За грозную опасность, которую несут снежные лавины, их называют «белой смертью».

Твердый материал, который остается после таяния снега, образует громадные каменистые бугры, перегораживающие и заполняющие межгорные впадины.

Еще большую работу выполняют ледники. Они занимают на Земле громадные площади - более 16 млн км2, что составляет 11 % площади суши.

Различают ледники материковые, или покровные, и горные. Материковые льды занимают огромные площади в Антарктиде, Гренландии, на многих полярных островах. Толщина льда материковых ледников неодинакова. Например, в Антарктиде она достигает 4000 м. Под действием громадной тяжести лед сползает в море, обламывается, и образуются айсберги - ледяные плавучие горы.

У горных ледников различают две части - области питания или накопления снега и таяния. Накапливается снег в горах выше снеговой линии. Высота этой линии в разных широтах неодинакова: чем ближе к экватору, тем выше снеговая линия. В Гренландии, например, она лежит на высоте 500-600 м, а на склонах вулкана Чимборасо в Андах - 4800 м.

Выше снеговой линии снег накапливается, уплотняется и постепенно превращается в лед. Лед обладает пластическими свойствами и под давлением вышележащих масс начинает скользить по склону вниз. В зависимости от массы ледника, его насыщенности водой и крутизны склона скорость движения колеблется от 0,1 до 8 м в сутки.

Двигаясь по склонам гор, ледники выпахивают рытвины, сглаживают выступы скал, расширяют и углубляют долины. Обломочный материал, который ледник захватывает при своем движении, при таянии (отступлении) ледника, остается на месте, образуя ледниковую морену. Морена - это груды обломков скал, валунов, песка, глины, оставленные ледником. Различают морены донные, боковые, поверхностные, срединные и конечные.

Горные долины, по которым когда-либо проходил ледник, легко отличить: в этих долинах всегда обнаруживаются остатки морен, а форма их напоминает корыто. Такие долины называют трогами.

Работа текучих вод. К текучим водам относятся временные дождевые потоки и талые снеговые воды, ручьи, реки и подземные воды. Работа текучих вод с учетом фактора времени грандиозна. Можно сказать, что весь облик земной поверхности в той или иной мере создан текучей водой. Все текучие воды объединяет то, что они производят три вида работ:

Разрушение (эрозию);

Перенос продуктов (транзит);

Отношение(аккумуляцию).

В результате образуются разнообразные неровности на поверхности Земли - овраги, борозды на склонах, обрывы, долины рек, песчаные и галечные острова и т. д., а также пустоты в толще горных пород - пещеры.

Действие силы тяжести. Все тела - жидкие, твердые, газообразные, находящиеся на Земле, - притягиваются к ней.

Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести.

Под действием этой силы все тела стремятся занять самое низкое положение на земной поверхности. В результате возникают водные потоки в реках, дождевые воды просачиваются в толщу земной коры, обрушиваются снежные лавины, движутся ледники, вниз по склонам перемещаются обломки горных пород. Сила тяжести - необходимое условие действия внешних процессов. В противном случае продукты выветривания оставались бы на месте их образования, покрывая, как плащом, нижележащие породы.

| |
§ 19. Вулканы и землетрясения § 21. Минералы и горные породы

Тема: «Внутренние силы Земли»

Цель:

1. Знакомство с внутренними силами Земли.

2. Сформировать представление о движениях земной поверхности, землетрясениях, о происхождении и образовании вулканов.

3. Выяснить влияние вулканов на жизнь планеты.

Задачи:

1. Показать на примерах разрушающую силу внутренних сил Земли.

2. Закрепить знания учащихся о строении и функционировании вулканов.

3. Дать представление о катастрофичности извержений.

4. Выяснить, как используются в хозяйстве продукты извержения вулканов.

5. Продолжить формировать умение работы с картой.

Тип урока: Урок изучения новой темы.

Ход урока.

    Организационный момент. Ребята, проверьте свою готовность к уроку: учебник, тетрадь, атлас, контурная карта, ручка, карандаш.

    Объявление темы урока.

В Норвегии, далеко от побережья вбиты колышки, к которым раньше привязывали лодки. Объясните почему колышки для лодок находятся не у самой кромки воды? (Земная поверхность поднялась).

Что из этого следует? (Земная кора движется).

С какой скоростью проходит движение земной поверхности? (Очень медленные, до 5 см в год).

Вы замечаете эти движения?

А какие движения Земли человек может увидеть? И даже почувствовать, так как это разрушительные движения, с человеческими жертвами. (Землетрясения).

Где образуются движения Земли на поверхности планеты или внутри?

Кто готов назвать тему урока? (Внутренние движения Земли).

Движения Земли можно назвать силами Земли. Как теперь будет звучать тема?

- Внутренние силы Земли . Запишите тему урока в тетрадь.

Какую цель мы поставим? (Назвать внутренние силы, познакомиться с движениями земной коры и выявить причины движений, выявить причины землетрясений).

3. Изучение новой темы.

Ребята, а что за движения возникают внутри планеты? (Земная кора не целиковая, разделена на литосферные плиты, которые скользят по внутренней мантии. Внутренняя мантия вязкая, пластичная).

К чему приводят внутренние движения? (К тому, что литосферные плиты сближаются, сталкиваются, расходятся).

Что при этом образуется? Откройте учебники на странице 58, 1 пункт 19 параграфа, найдите ответ.

Как мы стрелкой схематически покажем эти движения?

Кто выйдет нарисует на доске? Это горизонтальные движения.

Если есть горизонтальные движения, то какие ещё могут быть движения? (Вертикальные).

Найдите на странице 59 учебника среди рисунков, примеры вертикальных движений. (Горст, грабен, сброс).

Определите по рисунку, что такое горст? (Приподнятый участок земной поверхности. Горы с плоскими вершинами). Запишите в тетрадь.

Что такое грабен? (Это опущенный по разломам участок). Запишите в тетрадь.

Что такое сброс? (Уступ, возникает, когда по разлому один блок земной коры опускается по отношению к другому). Запишите в тетрадь.

Так какие бывают движения земной поверхности? (Горизонтальные и вертикальные).

Что мы отнесём к внутренним силам Земли? (Внутренние горизонтальные и вертикальные движения земной поверхности). Запишите в тетрадь.

Ребята, а какое явление совмещает в себе быстрые горизонтальные и вертикальные движения? (Землетрясение).

Что происходит при землетрясении? (Смещение, сдвиг горных пород).

Как называется место, где происходит сдвиг горных пород? (Очаг (в учебнике страница 61) – место, где происходит сдвиг горных пород).

Из чего ещё состоит землетрясение? (Эпицентр – место, где возникает сейсмическое колебание, располагается прямо над очагом).

К чему приводят землетрясения? (К катастрофическим последствиям, к разрушениям, к жертвам).

Как действовать при землетрясении? (Отойти от окон, встать в дверной проём, выбегая на улицу не использовать лифт).

В чём измеряется сила землетрясения? (В баллах).

У вас на столах международная 12 бальная шкала Рихтера. Определите силу землетрясения на слайдах.

Какой прибор измеряет силу землетрясения? (Сейсмограф).

Что за линии чертит прибор? (Измеряет силу землетрясения, чем больше сила, тем больше черта).

Как называются области Земли, где часто происходят землетрясения? (Сейсмически активные районы, в учебнике страница 61).

Кто сможет показать на карте сейсмически активные районы нашей планеты? Где они находятся? (На границах литосферных плит).

Так с какими ещё внутренними силами мы познакомились? (Землетрясениями). Запишите в тетрадь вторым пунктом.

Послушайте загадку, и назовите, что ещё можно отнести к внутренним силам Земли. Загадку дослушать до конца, не выкрикивая поднять руку.

Магма по жерлу рвется наружу

Выход из кратера очень ей нужен

Если проход на поверхность ей дан,

Значит, проснулся грозный…

(Вулкан.)

Что запишете в тетрадь 3 пунктом? (Вулканизм).

Какие части вулкана прозвучали в загадке? (Жерло и кратер).

Что такое кратер? (Чашеобразное углубление на вершине горы).

Что такое жерло? (Канал, по которому поднимается магма.) Показ частей вулкана на модели вулкана, выполненного 5 классом.

Какую часть вулкана не назвали? (Конус). - Что такое конус вулкана? (Конус это вулканическая гора, образованная застывшей лавой).

Как образуется конус вулкана? (Конус нарастает постепенно, изливается первый слой лавы и застывает. По нему, через некоторое время, - выливается второй слой и т.д. Получается слоистый конус.)

Почему вулкан извергается? (У верхней границы мантии, где давление меньше, чем на больших глубинах, местами вещество мантии плавится, образуется очаг магмы. Если до очага магмы доходит трещина в земной коре, давление уменьшается. Магма, насыщенная газами, как бы вскипает, превращаясь в огненно-жидкую массу, устремляется вверх, расширяя трещину, и изливается на поверхность. Ее температура более 1000*С. - Кто готов сделать вывод: чем отличается вулкан от горы? (Очаг магмы, кратер, жерло, слоистый конус)

Как называется вещество, находящееся под земной корой? (Мантия).

Вещество в жерле вулкана называется … (Магма).

А вещество на поверхности Земли это … (Лава).

Кто правильно расставит таблички процесса превращения одного вещества в другое? (Мантия Магма Лава).

Посмотрите на экран. Где образуются вулканы? (На суше - в зоне разломов, на дне океанов - лава прожигает земную кору).

А где находятся разломы земной коры? (Границы литосферных плит – сейсмически активные участки).

Как вы думаете, где будет больше вулканов – в океане или на материке? (На дне океана, так как там тонкая земная кора, которую легче прожечь.)

Откуда пошло название «Вулкан»? (У древних римлян Бог огня и кузнечного дела назывался Вулканом. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на остове Вулкано в Тирренском море, у берегов Италии. Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и Бога огня.)

На столе у меня объёмные модели вулканов, которые выполнили ребята 5-х классов. Модели выполнены из разных материалов: теста сдобного и солёного, пены строительной, пенопласта, гипса, глины. К сегодняшнему уроку и ваши ребята приготовили модели.

А теперь мы посмотрим на вулкан в действии. (Показ модели извержения вулкана учеником).

Кроме лавы, что еще выходит на поверхность при извержении вулкана? (Газы, пары воды, вулканическая пыль, тучи пепла, вылетают вулканические бомбы и глыбы.)

Назовите типы вулканов. (Вулканы бывают действующие, потухшие и уснувшие).

Какие вулканы называют действующими? Вулканы, извержение которых проходило на памяти человечества: Этна (о.Сицилия), Кракатау (Индонезия), Котопахи (Южная Америка.)

Какие вулканы называют потухшими? (Вулканы, об извержении которых не сохранилось никаких сведений. Например, Эльбрус, Кения и Килиманджаро).

Уснувшие вулканы? (Длительное время не извергались, но вдруг начинают извергаться. Например, Везувий.)

Вулканы – грозные соседи для расположенных вблизи поселений. Они могут причинить огромные бедствия.

Первое такое страшное событие, сведения о котором дошли до нас, - это гибель трех городов в 79 году н. э. Уснувший Вулкан Везувий после длившегося несколько столетий покоя начал извергаться и затопил грязекаменными потоками город Геркуланум, лавой – Стабию, а город Помпеи завалил многометровым слоем раскалённого пепла и камней, погибли тысячи людей.

Это страшное событие так поразило людей, что художник Карл Брюллов написал картину «Последний день Помпеи».

Ребята, вулкана на картине нет, каким образом художник изобразил извержение?

В нашей стране есть действующие вулканы? (На полуострове Камчатка и Курильских островах. Самый большой из них, вулкан Ключевская Сопка, расположен на Камчатке. Его высота 4688 метров).

Кто выйдет покажет на карте?

Откройте атласы на стр.23.

Как вулканы обозначаются на карте? (*). В контурной карте на стр.10 подпишите вулкан Ключевская Сопка. Вулкан обозначьте *. На острове Исландия обозначьте вулкан Гекла.

У нас на территории Москвы может появиться вулкан?

Ребята, у вас на столах есть таблица, заполните её используя атлас стр.6. Подберите по 2 примера вулканов на каждом материке.

Все колонки получилось заполнить? Почему? (В Австралии нет вулканов). Почему?

Как вы думаете, есть ли польза от извержения вулканов? Продукты извержения вулкана находят применение в хозяйстве людей. Вулканический пепел - хорошее природное удобрение для плодородной почвы. Лава находит применение в промышленности и строительстве, вулканическое стекло – обсидиан – в ювелирном деле, для изготовления посуды, настольных часов. (Презентация).

4. Закрепление изученной темы.

Игра для тех, кто внимательно следил за ходом урока. У вас на столах лежат листы с ответами, ваша задача, услышав вопрос поднять правильный ответ. - П одземные удары и колебания земной поверхности? (Землетрясения).

Чашеобразное углубление на вершине вулкана? (Кратер).

Канал, по которому поднимается магма? (Жерло).

Где образуются вулканы? (На суше - в зоне разломов, на дне океанов).

Какие бывают вулканы? (Действующие, уснувшие, потухшие).

Вещество, изливающееся на поверхность из вулкана называется? (Лава).

Самый высокий вулкан России? (Ключевская Сопка).

Резкое смещение горных пород? (Землетрясение).

Горизонтальные движения земной поверхности? (Горы).

Вертикальные движения земной поверхности? (Горсты, грабены).

Назовите внутренние силы Земли, которые формируют рельеф. (Горизонтальные, вертикальные движения земной поверхности, землетрясения, вулканизм).

5. Подведение итогов.

Выставление оценок.

6. Домашнее задание:

параграф 19, в контурной карте отметить и подписать вулканы, записанные в таблицу.

Наша планета умеет удивлять... Взять хотя бы недавнее землетрясение в Башкирии. Лично я, как и многие, думал, что в этом регионе подобное маловероятно. Однако внутри планеты постоянно идут невидимые нам процессы, и копятся внутренние силы. Я вам напомню, что это такое.

Что такое внутренние силы Земли

Различные геологические и геохимические процессы, что происходят в недрах планеты, фиксируются специальными приборами в разных уголках мира. Почти каждый день мы узнаём из теленовостей о природных катаклизмах: извержениях вулканов, цунами, землетрясениях. Все они вызваны энергией, которая возникает в глубине планеты. Именно эта глубинная энергия и порождает внутренние (эндогенные) силы Земли. Они накапливаются за счет различных химических реакций, что происходят с выделением тепла, а также радиоактивного распада элементов.


Какие процессы идут в недрах

Эндогенные силы работают внутри планеты, и люди не могут их увидеть. Однако результат их действия вполне доступен нашему взгляду. Горы и впадины, вулканы и гейзеры, залежи полезных ископаемых появились благодаря таким внутренним процессам как:

  1. Движение земной коры, которое проявляется в поднимании и опускании её участков.
  2. Магматизм, которому присуще накопление в мантии расплавленной магмы. Она может подниматься и застывать как внутри земной коры, так и снаружи. Когда магма выходит на поверхность, то образуются вулканы.
  3. Метаморфизм – изменение горных пород внутри земной коры. Таким образом в горных породах образуются минералы.
  4. Землетрясения. Это явление происходит из-за внезапных сдвигов или разрывов в верхней части мантии и коры Земли.

Землетрясения: виды и особенности

Если извержение вулканов - это явление более-менее локальное, то толчки и колебания при землетрясениях передаются на огромную территорию. Они бывают разной силы и условно делятся на:

  • слабые (1-4 балла);
  • сильные (5-7 баллов);
  • разрушительные (8-12 баллов).

К счастью, землетрясение в Уфе было слабым, но оно показало, что учёные знают о внутренних силах планеты далеко не всё.