Болезни Военный билет Призыв

Рациональность и эмоциональность… Что важнее? Рациональное и эмоциональное, чувственное восприятие. Сравнение. Pro Полагал что без эмоциональности невозможна и рациональность

2.3.1. ЭМОЦИИ

Мало плакать, надо стройно, гармонически рыдать...

К. Д. Бальмонт

Часто полагают, что именно рациональное видение наиболее есте­ственно не только для науки, но и для обыденного рассудка 6 . Однако принимает ли человек решения в основном рационально 7 ? Конечно, нет. Понимание далеко не исчерпывается рациональными моментами. Особенно существенно, что если руководители всех рангов еще пы­таются как-то использовать рациональные методы для принятия ре­шений в социальных вопросах, то масса в гораздо большей мере под­вержена именно эмоциональному пониманию социальной реальности. Вердикты народа, которые выносятся на выборах, -это решения, ба­зирующиеся главным образом на эмоциональном понимании социаль­ного мира 8 .

Понимание вовсе не сводится только к вербальной форме. Оно эффективно достигается, например, с помощью изображений. По китайской поговорке, картинка заменяет десять тысяч слов. Весь­ма существенно для понимания социальной реальности обращение к архитектуре 9 . Живопись в XIX в., а кино и телевидение в XX в. в значительно большей мере определяли общее восприятие социаль­ных ситуаций, чем это признавалось. Наконец, уже древние знали, что музыка играет важнейшую роль в понимании социальной реаль­ности. Говорят даже, что любое явление культуры стремится стать музыкой 10 . Эмоциональное понимание реальности обозначает общую «прозрачную границу» социальной философии и искусства.

Очевидно, таким образом, что во многих ситуациях на первый план выходит не рациональное понимание, а эмоциональное, тесно


связанное с интуицией. Во всяком случае, несомненно, что наряду с рациональными познавательными трансцендентными актами необхо­димо учитывать и эмоциональное понимание социальной реальности, эмоционально-трансцендентные акты 11 . Эти последние играют наибо­лее существенную роль в человеческой жизни, ибо людям чаще всего приходится принимать решения «по неполной информации». Ведь че­ловек всегда действует, не зная в исчерпывающем объеме всех усло­вий своего действия, а тем более - он желает и испытывает влече­ние, не обладая всей информацией об объекте. Если это так, то его действие никогда не может быть в полной мере обосновано рацио­нально.

Политические и духовные лидеры - это тоже всего лишь люди, и у них эмоции также чаще всего преобладают над рассудком. Поэтому эмоционально-трансцендентные акты сплошь и рядом господствуют не только в частной, но и в общественной жизни. Они восходят к ар­хаическим структурам коллективной души.

Эмоциональное понимание только тогда может адекватно выпол­нить свою роль в познании, когда оно культивируется. Такое куль­тивирование осуществляется не только в искусстве, религии, но и в различных формах духовидения 12 , эзотерических практиках, скажем в астрологии и др. Культивирование эмоционального понимания вклю­чает и культуру критики и доверия (к) этому рационально не прове­ряемому типу познания 13 .

Без эмоционально-трансцендентных актов была бы невозможна рассмотренная выше нормативность социальной философии. Пото­му свой вклад в культивирование эмоционально-трансцендентных ак­тов вносит и эта дисциплина. Более того, без эмоционального момента в понимании невозможна сама мудрость как атрибут специфически философского постижения.

Задача социальной философии в плане культивирования эмоцио­нального понимания социальной реальности двояка:

1) необходимо уметь увидеть, описать вербально, на языке социаль­
ной философии эмоциональные формы понимания социальной реаль­
ности, обнаруживаемые субъектами социальной жизни: скажем, как
тот или иной народ накапливает опыт цивилизационного процесса, в
какой мере тот или другой социальный класс, та или другая социаль­
ная общность способны обнаружить терпение. Мы должны уметь опи­
сывать в социальной философии страдания тех или иных социальных
общностей, например народов Африки и Азии в условиях колониализ­
ма. Это даст возможность в дальнейшем перейти к рациональному
анализу;

2) сам исследователь в области социальной философии должен
оыть терпелив, должен уметь страдать и сопереживать и т.д.


Культура эмоционального понимания социальной реальности в наш век тесно связана с традициями экзистенциализма, антисциен­тизма, герменевтики. С.Кьеркегор в своей критике гегелевского пан­логизма противопоставил чувство разуму. Эстафетная палочка Кьер-кегора попала затем в руки Хайдеггера, Гадамера 14 и др. На духов­ном опыте философии постмодерна мы видим, что эмоциональное по­нимание реальности не есть прерогатива только искусства или толь­ко религии. Современное философствование активно включается в освоение такого способа понимания. При этом роль эмоционального понимания растет еще и потому, что переход от печатной информа­ции к телевизионной означает не только изменение способа ее переда­чи, но и новое качество передаваемой информации - ее повышенную эмоциональность 10 .

Культуру эмоционального понимания в новоевропейской традиции акцентировали немецкие романтики 16 , но это, конечно, не означает, что эмоциональное понимание окончательно завоевало себе место под солнцем. Снова и снова разгораются «пограничные конфликты» эмо­циональной и рациональной форм понимания. Вот только один из по­следних отечественных примеров. В «Вопросах философии» появля­ется «Письмо в редакцию», где предсказывается, что «тяга к потусто­роннему и неземному... потеснит гуманистический оптимизм... Во­ображение и интуиция, связь с мистикой станут новыми опорами для деятельности ученого. Он устремится к виртуозности и усложнению традиционных мотивов. Субъективная основа творчества властно за­явит о себе» 17 . Этому «письму» степенно возражают с позиций устояв­шейся гуманитарной науки, отстаивая по преимуществу рациональные способы понимания 18 . В данном случае перед нами не какая-то «ошиб­ка» с той или другой стороны, но вечная антитетика эмоционального и рационального типов понимания.

Что касается излагаемой в настоящем учебном пособии дисципли­ны, то ее призвание в том, что она, не отрицая рациональных пу­тей, своими способами культивирует эмоциональное понимание. Ина­че говоря, социальная философия учит эмоциональному пониманию, воспитывает эмоции, связанные с пониманием социума.

Опишем эмоциональное понимание в некоторых существенных элементах.

Эмоционально-трансцендентные акты подразделяются на:

а) эмоционально-рецептивные акты, такие, как, например, опыт, удивление 20 , страдание 21 , терпение. В каждом эмоционально-рецептивном акте содержится необходимость что-то пережить, пере­нести, к примеру перенести успех, неудачу, позор, славу, перетерпеть скучное мероприятие и т. д.

Особое внимание следует уделить формам выражения эмоциональ-


но-рецептивных актов. Скажем, страдание выражается плачем. Плач интересен тем, что он одновременно представляет как непосредствен­ную физиологическую реакцию (например, плач новорожденного), так и художественный жанр в народной культуре. Естественнонаучное и медицинское исследование плача детей может открыть много суще­ственного в переживании страдания в социуме 22 . Плач, по-видимому, ключ к звуковому миру архаики.

Существенную роль в культивировании эмоционально-рецептив­ных актов играет искусство, в частности культура метафоры 23 ;

б) эмоционально-проспективные акты, такие, как ожидание 24 ,
предчувствие, готовность, доверие. К эмоционально-проспектив­
ным актам следует отнести и воображение, которое Ханна Арендт
определяет как знание об отсутствующем 26 . Сюда же относится и та­
кой феномен, как социальный страх 27 , скажем - перед так называ­
емыми непредсказуемыми последствиями 28 . Историческое познание,
познание в рамках истории и философии истории осуществляется в
модусе более мягкой формы страха, а именно - тревоги за будущее 29 .

Реакция на совершенно неожиданное переживание, к которому ин­дивид не был подготовлен бдительностью или тревогой, - шок. Это относится как к отдельному индивиду, переживающему психологи­ческий шок 30 , так и к целому обществу (пример -так называемый футурошок 31).

Именно благодаря эмоционально-проспективным актам существу­ет «оптимизм» или «пессимизм» той или иной социальной концепции. Все проспективные акты свидетельствуют о реальности, надвигаю­щейся на нас из будущего;

в) эмоционально-спонтанные акты: влечение, желание, дей­
ствие.
Они направлены на изменение будущего и порождают уверен­
ность в реальности. С этой точки зрения можно иначе посмотреть на
идею практики вообще и общественно-исторической практики в марк­
сизме как критерия истины. По крайней мере в своих целях она име­
ет эмоциональный момент. Идея практики в «Тезисах о Фейербахе»
молодого Маркса, конечно же, романтическая по своему происхожде­
нию. Маркс, по существу, предлагает эмоционально проверить и под­
твердить рациональное. Практика в новоевропейской цивилизации -
это всегда техническая коллективная практика. Отсюда важность глу­
бокого осмысления философии техники для понимания социальной
философии 32 .

Очевидно, что все эти типы эмоционально-трансцендентных актов взаимосвязаны и раскрывают реальность как целостность. Рассмот­рим подробнее некоторые перечисленные формы эмоционального по­нимания социума.


2.3.1.1. Социальный опыт

Знание - это всегда знание о многообразии. И если в основу соци­альной философии, как мы увидим далее, кладется идея множествен­ности, если онтология социального есть многообразие, то роль опыта

чч весьма велика.

Подлинный опыт О.Шпенглер описывает термином «физиогноми­ческий такт», противопоставляя его слабому «научному опыту». Для него физиогномический такт тесно связан с историческим рассмотре­нием: «Историческое рассмотрение, или, в соответствии с моим спо­собом выражения, физиогномический такт, это есть суждение крови, расширенное на прошлое и будущее знание людей, прирожденная зор­кость на лица и положения, на то, что есть событие, что было необхо­димо, что должно быть, а не просто научная критика и знание данных. У всякого подлинного историка научный опыт - лишь нечто побочное и дополнительное. Опыт всего-навсего еще раз доказывает в развер­нутой форме средствами понимания и сообщения... то, что уже было доказано... в единственный миг озарения» 34 .

2.3.1.2. Терпение

Терпение - это особый способ видения мира и воздействия на вещи, особый метод, особая жизненная позиция, связанная с преодолением самого себя, своей вспыльчивости, поспешности, возбудимости. В про­тивоположность нетерпению терпение предполагает направленность всех сил на удержание реакции, на замедление эмоционального поры­ва, на охлаждение страсти. Терпение есть форма сохранения силы. Терпение есть интенсивный, творческий поиск свободы.

Терпение - борьба с идолом пожирающего времени, идолом говор­ливости. Элементы терпения: медлительность, независимость от вре­мени, внутреннее спокойствие перед ним, сдержанность и молчали­вость. Терпение определяет путь, который открывается при выходе из платоновской пещеры. Если выйдешь слишком быстро, будешь ослеп­лен чрезмерным количеством света, если слишком быстро вернешься, чтобы освободить товарищей, будешь ослеплен темнотой. Подлинная социальная философия предполагает медленность без ограничений. Философский метод -не спешить, выигрывая время, не боясь поте­рять его. Ошибка -дочь поспешности.

Терпение как добродетель социального философа предполагает возможность и необходимость позволить всему идти своим ходом, вни­мать судьбоносности каждого момента, находить в любом случайном рисунке реальности его внутреннюю закономерность и красоту. Тер­пение - постоянное обещание полноты бытия в познании. Оно проти-


востоит вульгарности. Его эквивалент в классической философской традиции - понятие свободы 35 .

Понятие терпения играет особую роль именно в нашей националь­ной ситуации. Оно имеет отношение не только к позиции философа, но и к позиции народа в целом. Терпение всегда обозначалось как харак­терная черта русского народа. Подводя итог Великой Отечественной войны, И. В. Сталин на приеме в честь командного состава Красной Армии 24 мая 1945 г. характеризовал русский народ через ясный ум, стойкий характер и терпение.

2.3.1.3. Смех

Социальная философия существенным образом бытийствует не только в форме академических сочинений. Важный жанр литерату­ры, в которой может быть выражено социально-философское содержа­ние, не редуцируемое к рациональной форме, - это памфлет. Русская социальная философия будет неполна без «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина, вообще без его публицистических текстов. По существу, социально-философский анализ современного западно­го общества дают Паркинсон, Питер и др. Смех, юмор, сатира во­обще играют важную роль в политических, шире - публицистических текстах 36 . Потому естественно, что это находит отражение и в социаль­ной философии. Смысл юмора в социальной философии может быть понят с помощью метода М. М. Бахтина, примененного им в извест­ной работе 1940 г. «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» 37 . Юмор -это обнаружение в социаль­ной философии карнавальной культуры. Кинизм и смех, идя рука об руку, дают такое измерение социальности, которое невозможно рас­крыть рационально 38 .

Комическая стихия может принимать такую древнюю форму, как ирония. В контексте постмодернизма, для которого комическое весь­ма существенно, У. Эко отмечает, что ирония - метаязыковая игра - представляет собой «высказывание в квадрате». Поэтому если в си­стеме авангардизма для того, кто не понимает игру, единственный выход - отказаться от игры, здесь, в системе постмодернизма, мож­но участвовать в игре, даже не понимая ее, принимать ее совершенно серьезно. В этом отличительное свойство (но и коварство) ироническо­го творчества. Кто-нибудь всегда воспринимает иронический дискурс как серьезный 39 .

2.3.1.4. Музыка

Фундаментальный символ и метафора общества -это хор. Фило­софское видение социума может быть построено на базе философии музыки. Вообще, музыка внутренне близка всякой философии 40 , по-


скольку философия постигает мир не только рационально, но и эмо­ционально. Видно, что внутренне связанные музыка и архитектура (Architektur ist gefrohrene Musik (И. В.Гёте)) задают форму обществу. Совсем не случайно, что социальный мыслитель Т. Адорно испытыва­ет такой большой интерес к социологии именно музыки 41 .

А. Н. Скрябин же, например, полагал, что он в состоянии написать такое музыкальное произведение, которое, будучи исполненным в спе­циально построенном храме, приведет к концу света. А.Ф.Лосев го­ворил о сатанизме «Поэмы экстаза», имея в виду именно эти общефи­лософские установки творчества русского композитора Серебряного

2.3.2. РАЦИО

Рациональное понимание, насколько оно присутствует в филосо­фии, близко положительному научному знанию. Признаки рациональ­ности могут быть сведены к следующим основным моментам: это познаваемость, обосновываемость, последовательность, яс­ность, общеобязательная приемлемость. Они базируются на раз­личных модусах интерсубъективности, которую в дальнейшем мы под­вергнем специальному анализу. Речь идет о следующих моментах:

Семантический аспект (общеприемлемость понятий и суждений);

Эмпирический аспект (эмпирическая обоснованность);

Логический аспект (логическая обоснованность);

Операциональный аспект (опора на определенный способ дея­тельности);

Нормативный аспект (ориентация на определенные нормы, реа­лизующиеся как предпочтения) 43 .

Рациональное познание близко той позиции, которую 3. Фрейд на­звал «принципом реальности» 44 . Рациональное понимание реальности эквивалентно целерациональному типу поведения (по М.Веберу 45) и «позиции Взрослого» (по Э.Берну 46).

Моделирование и социум. В связи с рациональным пониманием социума особо следует обсудить тему моделирования 47 . Моделирова­ние сопряжено с таким модусом человеческого бытия, как игра, а мо­дель, соответственно, предстает как инструмент игры - своеобразная игрушка.

Рациональный взгляд на общество позволяет, с одной стороны, мо­делировать социальные процессы и, напротив, с другой стороны, рас­сматривать мир социоморфно, т. е. ставить вопрос о том, что сам со­циум выступает как модель, с помощью которой можно понять мир,

другие реальности мира.


2.4. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ И ГУМАНИТАРНЫЙ ПОДХОДЫ

Наконец, третий аспект антитетики социально-философского ме­тода представляет собой взаимодействие естественнонаучного и гума­нитарного подходов к социуму. Этот аспект базируется на самой он­тологии социума. Социум имеет двойственную природу.

С одной стороны, он предстает как мир необходимости. И это дей­ствительно так, ибо социум «состоит» из реальных людей из плоти и крови, в этом смысле они представляют собой res extensa, «вещи про­тяженные». Люди как телесные существа живут в реальной геогра­фической среде. Они оперируют материальными предметами, техни­ческими устройствами, чтобы добыть себе средства к существованию. В этом отношении социум имеет материальную, более того -зримо-вещественную форму. Здесь действуют каузальные законы, здесь гос­подствуют причины и следствия. Отсюда следует необходимость есте­ственнонаучного подхода к обществу.

С другой стороны, социум предстает как мир свободы. Люди не только res extensa, но и res cogita. Эти телесные существа тем не менее обладают свободой воли, они чего-то желают, причем человеческие желания базируются не только на потребностях, но и на ценностях. Желания людей далеко не всегда могут быть сведены к их потреб­ностям, к их реакциям на окружающую среду. Здесь мало помогает каузальный подход, здесь нужны по крайней мере подходы, которые могут быть названы «гуманитарными» 49 .

Соответственно возникают и две школы, по-разному подходящие к социуму с методологической точки зрения. Они принимают са­мые разнообразные интеллектуальные формы. Б. Кроче подчеркива­ет «различие между двумя формами суждения - дефинитивного и индивидуального» 50 . Он выстраивает многочисленные формы данной дихотомии: это различие платоников и аристотеликов, оно «заметно в значениях, приписываемых аналитическим и синтетическим сужде­ниям, хотя более ярко выражено в различении истин разума и истин факта, необходимых и случайных истин, априорного и апостериорно­го, того, что утверждается логически, и утверждаемого исторически (везде курсив мой. - К. П.)» 01 .

Изложим это противостояние языком другой традиции, взяв за об­разец труды одного из видных представителей социальной феномено­логии Альфреда Шютца, добавляя некоторые разъяснения и приме­ры. Спор, более чем на полвека разделивший логиков, методологов и обществоведов, сформировал, по мнению А. Шютца, две школы:

1. Теоретики первой школы утверждают, что методы естественных наук являются единственно научными методами, поэтому они долж-


ны быть полностью применимы к исследованию человеческих про­блем, однако обществоведы до сих пор не смогли разработать объяс­нительную теорию, сопоставимую по точности с той, что была раз­работана естественными науками. Ясно, что в сфере философской теоретики первой школы близки позитивизму. Во второй половине XIX в. позитивистские идеи овладевали великими умами. Скажем, на Ф. Ницше во второй период его творчества 52 оказала сильное вли­яние как раз философия позитивизма, в особенности в той форме, какая ей была придана английскими эволюционистами: на этом ба­зировалась историческая критика всех ценностей 53 . Это тот подход, который М. Вебер впоследствии назвал «расколдованием мира». И до сего дня такой взгляд не только существует, но и преобладает в со­знании народов цивилизованных стран. Он приводит в конечном сче­те к нигилизму, который Ф. Ницше назвал dieser unheimlichste aller Gaste 54 .

Одно из показательных, можно сказать даже, демонстративных проявлений естественнонаучного осмысления общества - социальная синергетика 55 . Конечно, социальная синергетика может дать опреде­ленные результаты в постижении общества, но они учитывают толь­ко ту сторону социальной реальности, которая ограничивается миром необходимости. Мир свободы социальной синергетикой не схватыва­ется, редуцируясь к случайности.

2. Теоретики второй школы утверждают, что существует фунда­ментальное различие в структуре социального мира и мира приро­ды. Методы общественных наук принципиально отличны от методов естественных наук. Общественные науки - идиографичны. Они харак­теризуются индивидуализирующей концептуализацией и нацелены на единичные ассерторические утверждения 56 . Естественные науки- но-мотетичны. Они характеризуются генерализующей концептуализа­цией и нацелены на аподиктические утверждения 57 . Эти утвержде­ния должны иметь дело с постоянными отношениями величин, кото­рые могут быть измерены и подтверждены экспериментально. В об­щественных науках ни измерение, ни эксперимент не осуществимы. Естественные науки должны иметь дело с материальными объекта­ми и процессами, общественные науки - с психологическими и интел­лектуальными. Метод естественных наук состоит в объяснении, метод общественных наук -в понимании 58 .

Далее мы увидим, что различные модели социального, даже фик­сируя две указанные стороны общества, ставят различные акценты в рассмотрении социума. Натуралистическая и деятельностная модели (с рядом оговорок - в марксистском варианте 59) используют номоте-тический подход и равняются на естествознание, а реалистическая 60 и феноменологическая модели тяготеют к идиографии, хотя каждая и


исходит из различных посылок, и применяет идиографический подход по-своему.

Та проблема, которую мы обсуждали в 1-й главе относительно раз­личия социальной философии и социологии, здесь приобретает кон­кретность. Теперь понятно, что пафос социологии в том, чтобы рас­сматривать общество именно в рамках первой школы, т.е. номотети-чески, по образу и подобию любых систем, в первую очередь биологи­ческих. Методы естественных наук, с точки зрения социолога, могут и должны быть использованы применительно к обществу. Социальная философия, хотя и не может стать полностью на идиографическую позицию второй школы, пытается сопоставить два этих видения соци­ального мира.

Наша цивилизация все время побуждает нас «сползать» к есте­ственнонаучному типу рассуждений. Показателен здесь методологиче-. ский самоанализ А. Тойнби: «...мы использовали методологию клас­сической физики. Мы строили рассуждение в абстрактных терминах и проводили эксперимент с природными феноменами - силой инер­ции, расой, средой. Теперь, по завершении анализа, мы видим, что ошибок больше, чем достижений. Пора остановиться и задуматься, нет ли в самом нашем методе какой-то существенной ошибки. Мо­жет быть, под влиянием духа нашего времени мы незаметно для себя оказались жертвами,неодушевленных вещей", против чего сами же и предостерегали в начале исследования? Действительно, разве мы не применяли к исследованию истории метод, выработанный специально для исследования неодушевленной природы? Предпринимая послед­нюю попытку решить стоящую перед нами задачу, двинемся по пути, указанному Платоном. Отрешимся от формул Науки и вслушаемся в язык Мифологии» 61 .

С точки зрения Б.Кроче, ситуация не столь драматична: «Обыч­но тех, кто культивирует идеи, противопоставляют тем, кто культи­вирует факты. Говорят соответственно - платоники и аристотелики. Однако если культивировать что-то всерьез, то платоники будут ари-стотеликами, ибо вместе с идеями надо выращивать и факты. Если аристотелики серьезно культивируют факты, то они же суть и плато­ники. Ведь как же с фактами не вынашивать идеи? Нет существен­ной разницы: часто бываем мы изумлены как глубоким проникнове­нием в суть факта со стороны „культиваторов идей", так и провид­ческой философией так называемых радетелей и собирателей фак­тов» 62 .

У меня есть книга "100 советов мудрецов и великих людей" это настолько правдивые советы, что я иногда их читаю и хочу первые 25 выписать для Вас, в последующем буду описывать остальные. Что интересно все соответствует действительности если вдуматься.

1. Никогда не бросайся грязью: ты можешь промахнуться мимо цели, но руки твои останутся грязными. (Теодор Паркер)

2. Обманывать людей тем опасно, что в конце концов начинаешь обманывать самого себя. (Э.Дузе)

3. Для других мы создаем правила, для себя исключения. (Ш. Лемель)

4. Мы справедливы, когда не заинтересованы. (Констант)

5. Всякая злость происходит от бессилия. (Руссо).

6. Насилие питается покорностью, как огонь соломой. (В.Г. Короленко)

7. Бранью достигается лишь одна треть, любовью и уступками - все. (Жан Поль)

8. Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью. (А.П.Чехов)

9. Гордыня и агрессия человека происходят из ложного чувства превосходства. (Д. Тербер)

10. Ничего не начинай во гневе! Глуп, кто во время бури садится на корабль. (И. Гауг)

11.Единственное по настоящему серьезное убеждение заключается в том, что в мире нет ничего, что следовало бы принимать всерьез. (Сэмюэль Батлер)

12. Повышенная аккуратность - свойство заурядных натур. (С. Довлатов)

13. Важно не место, которое мы занимаем, а то направление в котором мы движемся. (Гольмс)

14. Я бы столько не говорил о себе, если б на свете был еще один человек, которого я бы знал также хорошо. (Г. Торо)

15. Без эмоциональности невозможна и рациональность. нельзя научиться думать, если тебя ничто не способно расшевелить. (Г. Белль)

16. Наши эмоции обратно пропорциональны нашим знаниям: чем меньше мы знает тем больше распаляемся. (Б. Рассел)

17. Эмоции обычно через какое то время проходят. Но то, что они сделали остается. (В. Швебель)

18.Эмоции помогают овладеть проблемой, а разум - с ней справиться. (В. Швебель)

19. Не усматривайте злого умысла в том, что вполне объхяснимо глупостью. (Дени Дидро)

20. Прощайте ваших врагов. Возможно, вам еще придется вместе работать. (Народная мудрость)

21. Приятно когда о тебе вспоминают, но часто выходит дешевле быть забытым. (Франк Хаббард)

22. Шуткой нельзя сделать из врага друга, зато можно - из друга врага. (Б.Франклин)

23. Люди сначала действуют, потом думают, а на досуге жалеют о своих поступках. (Энн МакКефри)

24. Каждый человек должен думать по своему, ибо, идя своим путем, он находит помошницу в жизни - истину или хотя бы подобные истины. Но он не вправе давать себе волю и должен проверять себя: жить голым инстинктом человеку не пристало. (И. Гете)

25. Каждый устроен по своему, и нет человека, который был бы законченным злодеем. Нет и таких, кто сочетал бы в себе все дростоинства: красоту, сдержанность, ум, вкус и верность. Каждый хорош по-своему, и трудно сказать, кто же действительно лучше. (М. Сикибу)

Жизнь человека, с момента рождения и до самой смерти, состоит из принятия решений . В течение дня каждый из нас принимает сотни, а на протяжении жизни - тысячи и сотни тысяч различных решений. При этом при принятии решений человек постоянно сталкивается с проблемой выбора между несколькими способами поведения.

К решениям относится как выбор спутника жизни или места работы, так и малозначащий выбор, например выбор фильма (отличные мотивирующие фильмы про успех ) для просмотра или одежды для работы. Одни решения мы принимаем автоматически на подсознательном уровне, другие даются нам с трудом и становятся предметом длительного мучительного размышления, выбора одного из возможных вариантов.

Развивается с опытом. Тем не менее, магистр неврологии Колумбийского университета Джон Лерер выделяет несколько общих принципов принятия решений, которые при должном их рассмотрении и применении помогут нам в конкретной ситуации принять лучшее решение.

Методы принятия решений основанные на рациональном и эмоциональном мышлении

ДАЖЕ НАД НЕСЛОЖНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ НЕОБХОДИМО РАЗМЫШЛЯТЬ

Для человеческого мозга не существует точной границы, которая отделяет сложные вопросы от простых. Одни ученые уверены в том, что любая задача с более чем пятью отдельными переменными вынуждает наш мозг напряженно работать. Другие же полагают, что человек в любой момент может свободно обрабатывать до девяти единиц информации. С опытом и практикой этот диапазон может быть чуть-чуть расширен. Но в общем префронтальная кора (наиболее развитая часть головного мозга) - строго ограниченный механизм. Если наше эмоциональное мышление - это навороченный компьютер, состоящий из параллельно работающих микропроцессоров, то наше рациональное мышление - это старый калькулятор.

Но, несмотря на то, что калькулятор вещь старомодная, он все еще может быть нам очень полезен. Один из недостатков эмоционального мышления заключается в том, что оно руководствуется несколько устаревшими инстинктами, которые уже не годятся для принятия решений в условиях современной жизни. Поэтому мы с легкостью поддаемся соблазну рекламы, кредитных карт или игровых автоматов. Единственно верный способ защитить себя от этих недостатков - тренировать рассудок и проверять свои чувства с помощью несложных арифметических выкладок.

Конечно, не всегда можно найти наиболее легкое решение. Например, выбор сорта малинового варенья может показаться простой задачей, однако в действительности он на удивление сложен, особенно когда на витрине магазина десяток видов этого продукта. Как же принять рациональное решение? Лучший способ - спросить себя, - «Можно ли это решение сформулировать с помощью чисел ?» К примеру, большинство сортов варенья похожи по вкусу, поэтому мы вряд ли много потерям сортируя их по цене. В этом случае при прочих равных условиях лучшим выбором может стать самое дешевое варенье. Дайте взять верх рациональному мозгу (эмоциональный мозг может быть легко введен в заблуждение какой-нибудь несущественной деталью, например стильной упаковкой). Этот же метод принятия решений можно использовать в любой области, где не особенно важны детали продукта.

Когда же речь идет о более важных решениях, касающихся непростых вещей - например, квартиры, машины или мебели, - классификация только по одной цене исключит массу важной и полезной информации. Возможно, самый дешевое кресло на самом деле плохого качества, или, может быть, вам не по вкусу его внешний вид. И стоит ли на самом деле выбирать машину или квартиру, основываясь лишь на одной переменной, будь это число лошадиных сил или месячный взнос? Когда вы просите префронтальную кору принимать решения подобного рода, она непременно ошибается. В результате вы оказываетесь с некрасивым креслом в не подходящей квартире.

Думайте меньше о вещах, которые вас сильно заботят, может это кажется вам странным, но в этом имеется научный смысл. Не бойтесь позволить своим эмоциям сделать выбор.

НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕБУЮТ РАЗМЫШЛЕНИЙ

Перед тем как доверить процесс принятия решения по поводу новой проблемы своему эмоциональному мышлению, необходимо спросить себя: как мой жизненный опыт поможет мне решить данную проблему? Откуда приходит решение, из прежнего опыта или это просто необдуманный эмоциональный порыв?

Эмоциям вас не спасти если эта проблема вам незнакома. Единственный выход из беспрецедентных неприятностей - в процессе принятия решений найти творческий подход. Для таких озарений требуются хорошо натренированные нейроны в префронтальной коре.

Однако это не значит, что наше эмоциональное мышление не имеет к этому совсем никакого отношения. Психолог Марк Юнг-Биман, исследующий нейробиологию интуиции, доказал, что люди с позитивным настроением гораздо лучше решают сложные задачи, требующие применения интуиции , чем люди, которые расстроен или чем-то раздраженны.

Веселые и жизнерадостный человек решает на 20% больше головоломок, чем грустный и печальный. Юнг-Биман предположил, что причина этого в том, что отвечающие за верховный контроль области мозга, не заняты управлением эмоциональной жизнью человека. Они не переживают, а следовательно могут спокойно решать поставленную перед ними задачу. В результате рациональный мозг может сосредоточиться на поиске решения для уникальных ситуаций, в которых вы оказались.

ОБРАЩАЙТЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ СЕБЕ НА ПОЛЬЗУ

Сложные проблемы редко имеют простые решения. Упрощая ситуацию, делая ее в своих глазах пустяковой мы рискуем очутиться в капкане уверенности: мы настолько уверены в своей правоте и непогрешимости, что не обращаем ни какого внимания на факты противоречащие делаемому выводу. Конечно, не всегда есть время на долгие внутренние дебаты. Но, если есть возможность, необходимо растянуть процесс принятия решения . Недальновидные решения принимаются, когда мы обрываем свои внутренние дебаты и размышления, когда с помощью быстрого согласия нейронный спор искусственно заканчивается.

Существуют пара простых способов сделать ложную уверенность не мешающей нашему мнению. Первое, всегда учитывайте конкурирующие выводу и гипотезы. Заставляйте себя смотреть на ситуацию под другим углом, оценивайте факты с иной позиции. Так вы можете обнаружить, что ваши убеждения ошибочны, и основаны на непрочном фундаменте.

Второе, постоянно напоминайте себе о том, что вы не знаете . Мы можем нарваться на неприятности, когда забываем, что наши знания неполные и в них существуют пробелы.

ВЫ ЗНАЕТЕ БОЛЬШЕ ЧЕМ ДУМАЕТЕ

Парадокс мозга человека заключается в его не очень хорошем знании самого себя. Сознательный мозг не знает о своих собственных основах и слеп ко всей нервной и эмоциональной деятельности. Людские эмоции - внутренние представления о информации, которую мы обрабатываем, но не воспринимаем – это мудрость бессознательного.

Значение эмоций недооценивалось на протяжении долгих лет, потому что их было сложно трактовать и анализировать. Как когда-то заметил Ницше, то, что находится к нам ближе всего, мы хуже всего знаем. Сейчас с помощью инструментов современной нейробиологии, мы можем увидеть, что у эмоций есть собственная логика.

Эмоциональный мышление особенно полезно в процессе принятия сложных решений. Его вычислительная мощность (способность обрабатывать одновременно миллионы единиц информации) гарантирует то, что при оценке различных вариантов вы сами сможете проанализировать все подходящие данные. Сложные задачи расчленяются на более простые элементы, которыми намного легче оперировать, а затем они переводятся в практичные чувства.

Эти эмоции так разумны потому что мы научились извлекать опыт из наших ошибок. Вы постоянно извлекаете пользу из своего опыта, даже если вы сознательно не отдаете себе в этом отчета. И не столь важно, в чем вы специализируетесь, мозг абсолютно всегда учится одним и тем же способом, накапливая мудрость через ошибки.

Этот достаточно кропотливый процесс нельзя сократить: чтобы стать экспертом, надо много время и практики. Однако как только в любой из областей вы приобрели опыт, совершив ошибки и набив шишки, стоит начать доверять в процессе принятия решений (в этой области) своим эмоциям. Эти тонкие сигналы, которые получаем мы от мозга, говорят, что наш мозг научился понимать данную ситуацию. Он научился анализировать практические аспекты окружающего мира таким образом, что вы понимаете, что нужно делать. Чрезмерно анализируя все эти экспертные решения, вы парализуете свои способности к любому действию.

Это не означает, что всегда следует доверять эмоциональному мышлению. Иногда оно бывает близоруко и импульсивно, чрезмерно чувствительно к стереотипам и шаблонам (именно поэтому многие люди теряют так много денег в азартных играх). Однако полезно всегда принимать во внимание свои эмоции: следует думать, почему вы чувствуете то, что чувствуете.

ДУМАЙТЕ О МЫШЛЕНИИ

Какое бы вы решение ни принимали, нужно всегда отдавать себе отчет в том, к какому типу мышления оно относится и какого мыслительного процесса оно требует. Здесь не важно, выбираете ли вы между кандидатами на пост президента, малиновым вареньем на полке супермаркета или играете в карты. Самый лучший способ убедиться, что вы должным образом используете свой мозг, - это попытаться понять его методы работы, прислушиваясь к возникающим у вас в голове аргументам.

Почему думать о своих мыслях так важно? Потому, что это помогает нам не совершить глупость. Вы сможете принять более дальновидное решение, если будете помнить, что мозг к выигрышам и потерям относится совершенно по-разному. Вы также купите себе лучшую квартиру, если будете помнить, что количество времени затраченного на раздумья еще не гарантия, что выберите лучший вариант. Разум полон недостатков, но их возможно подавлять. Нет какого-либо секрета в рецепте принятия лучших решений, есть только настороженность и желание уберечься от тех ошибок, которых возможно избежать.

Конечно, даже достаточно разумные и внимательные люди могут совершать ошибки. Однако люди, которые принимают наилучшие решения, не позволяют этим несовершенствам парализовать их деятельность. Вместо этого они учатся на своих ошибках и всегда готовы извлечь полезный опыт из неудач . Они думают о том, что можно было сделать по-другому в подобных ситуациях, чтобы в следующий раз их нейроны знали как правильно поступить. Вот это и является самой поразительной особенностью человеческого мозга: он способен к саморазвитию и самосовершенствованию .

P.S. сродни интуиции, оба процесса происходят на подсознательном уровне. О том, как развить интуицию вы можете узнать на страницах блога.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

парадокс абсолютное мораль

Психологи чаще всего определяют эмоции и чувства как «особую форму отношения человека к явлениям действительности, обусловленную их соответствием или не соответствиям человека». Поскольку всякая деятельность человека направлена на удовлетворения той или иной его потребности, то эмоциональные процессы, отражение соответствия или несоответствия явлений действительности потребностям человека, неизбежно сопровождают и побуждают любую деятельность.

Главное отличие рационального мышления и чувствования состоит в том, что по своей сущности чувства предназначены отражать лишь то, что затрагивает потребности данного человека, тогда как рационального мышления отражает и то, что еще не стало потребностью человека, лично его не затрагивает.

Человеку нередко приходится сталкиваться с несоответствием или даже конфликтом разума и чувств. Этот конфликт ставит с особой остротой проблему соотношения эмоций и разума в морали.

Ситуации конфликта разума и чувств в реальной действительности разрешаются по-разному. Можно с достаточной очевидностью зафиксировать установки на эмоциональное или рациональное как средства принятия моральных решений, средства ориентации в моральной практике. Абсолютно неэмоциональных людей нет, однако для одних людей эмоций достаточно, чтобы принимать решения и делать оценки, другие же стараются проверить правильность своих чувств при помощи рационального анализа. И те и другие прибегают к своему способу принятия решений и оценок бессознательно. Но нередко имеет место и сознательная установка на эмоциональный или рациональный способ принятия решений. Один человек может быть убежден, что «чувства не обманут», в то время, как другой старается принимать решения, руководствуясь четкими и рациональными доводами.

Без чувств и эмоций невозможна деятельность. Только будучи эмоционально окрашенной, та или иная информация может стать побудителем действия. Не случайно в теории и практики нравственного воспитания настойчиво выдвигается проблема воспитания чувств, поскольку только знание моральных норм еще не ведет к соответствующему поведению. Основываясь на этом положении, часто делается вывод о решающей роли чувств в морали. Чувства отражают наиболее глубинные характеристики личности: ее потребности. Но это преимущественно одновременно является и недостатком: они слишком субъективны, чтобы быть надежным средством для нахождения объективно правильного решения, объективно верной лини поведения. Разум более объективен. Рациональные процедуры как раз и направлены на то, чтобы получить объективную, не зависящую от эмоций человека. Мышление, побуждаясь теми или иными эмоциями, старается не дать себя увлечь ими, чтобы получить неискаженное, истинное значение. Такое понимание отношения между разумом и чувством характерно для большинства учений прошлого. Оно соответствует и наиболее распространенному в современной психологии определению.

Однако разум человека не застраховывает его от ошибок, которые могут быть обусловлены как объективной сложностью ситуаций, так и содержанием уже сформированных чувств. Последнее особенно важно для понимания ограниченности разума в морали, определений его зависимостью от потребностей, а следовательно и от чувств. Чувства направляют ход мыслей, а зачастую определяют их содержание. Подчас разум личности становится лишь средством оправдания ее чувств.

Изощренный интеллект может привести десятки доводов, оправдывающих по сути дела безнравственное поведение. Однако слабость его логических посылок и построений обычно не видна лишь самому обладателю этого интеллекта и тем, у кого жизненные условия сформировали схожие потребности. Подобные усилия интеллекта, направленные лишь на оправдание чувств, по сути дела, мало чем отличаются от реализации «эмоциональной установки», ибо разум здесь целиком находится во власти чувств и призван лишь обслуживать их, тем самым отвлекаясь от своего главного предназначения: поиска истины, и представляя из себя интеллект лишь по форме, т.е. по используемым средствам, а не по существу. Рациональная же установка предполагает объективный, беспристрастный контроль над своими чувствами, критический их анализ.

Контроль над своими чувствами, умение управлять ими - необходимое условие правильного нравственного поведения и показатель уровня нравственной культуры.

Власть разума над чувствами, разумеется, не следует представлять как сплошное подавление и вытеснение чувств. Конечно, аморальные чувства необходимо подавлять, но само это подавление происходит путем сознательного формирования противоположного чувства. В случае нейтральных в нравственном отношении эмоций роль разума сводится к тому, чтобы, во-первых, сдерживать их у той границы, за которой они начинают мешать нормальной работе разума, во-вторых, определить их место в ценной иерархии личности и, активизируя в необходимых случаях более высокие чувства, не давать им проявляться в аморальных поступках. Наконец, последовательное и правильное проведение рациональной установки ведет к поступкам, вызывающие у личности специфически моральное чувство удовлетворения от их совершения. Следовательно, реализация рациональной установки имеет результатом не вытеснение чувств разумом, а их гармоническое сочетание.