Болезни Военный билет Призыв

Лучше стала разбираться в людях. Простые правила на каждый день. Как научиться разбираться в людях

Как научиться разбираться в людях Егидес Аркадий Петрович

ЧТО ТАКОЕ «РАЗБИРАТЬСЯ В ЛЮДЯХ»?

КАЖДЫЙ может вспомнить среди своих знакомых тех, кто прекрасно разбирается в людях, и тех, кто совершенно не умеет этого делать. Также и читая художественную литературу, мы интуитивно чувствуем, разбирается ли в людях автор - писатель, знаток человеческих душ.

Как же мы это определяем?

Некоторые произведения могут быть очень интересными для чтения, но читатель чувствует, что в них «все не как в жизни». Он может быть захвачен интереснейшими приключениями героев, но при этом совершенно не верить в их реальность, воспринимать их не как людей, живущих настоящей жизнью, а как манекены, действующие по мановению пера автора. По его прихоти герой может совершать несовместимые, немыслимые для одного человека поступки. Например, сыщик-супермен в каком-нибудь детективе может постоянно совершать подвиги, быть очень общительным и обаятельным, удачливейшим среди коллег, и при этом очень исполнительным и дисциплинированным, а также постоянным в своей трогательной привязанности к жене. Читатель может любить такого героя, но все равно чувствовать невозможность его появления в настоящей жизни.

В жизни каждый характер имеет свою «логику», т. е. существуют поступки совместимые, которые можно ожидать от одного и того же человека, а существуют такие, которые противоречат друг другу и могут быть совершены только разными по характеру людьми. Именно пониманием и соблюдением логики характера отличается писатель, которого мы определяем как «разбирающегося в людях», от писателя, в людях не разбирающегося.

Разбираться в людях и означает понимать логику каждого характера (будь то в литературной работе или в жизни), уметь по небольшому количеству уже известных поступков человека представить его характер в целом, знать, чего можно от такого человека ожидать, чего можно от него требовать, а чего - нельзя, чему его можно научить, а чему - нельзя. Научившись этому, человек перестает удивляться «неожиданным» поступкам окружающих, перестает требовать от одних своих учеников, подчиненных, близких то, чего они выполнить не могут, но могли бы другие, если бы их об этом просто попросили.

Неумение учитывать цельность характера в литературном произведении приводит к тому, что автор произвольно наделяет свои персонажи только положительными или только отрицательными свойствами, отрывая от них тесно связанную с ними их обратную сторону.

Как ни странно, такое встречается и в жизни. Отрицательное отношение к кому-то из знакомых мешает человеку увидеть положительные стороны его характера. Бывает и наоборот, когда человек хочет видеть в ком-то из своих близких, в супруге или в ребенке, только положительные стороны и не приемлет естественно соседствующих с ними недостатков, которые действительно являются обратной стороной достоинств.

Например, часто жены жалуются на своих мужей за то, что те недостаточно «мужественны», т. е. недостаточно воинственно защищают свою жену в ее различных конфликтах с родственниками или соседями, в то же время принимая как должное их миролюбие по отношению к самой себе, покладистость характера и стремление к миру и покою в доме. Такие супруги, вместо того, чтобы сосредоточить свое внимание на достоинствах партнера и принимать их обратную сторону просто как данность, требуют от них порой совершенно невозможного. Множество подобных примеров можно привести и из области взаимоотношений родителей с детьми, сослуживцев, друзей, подруг и т. д. При этом, полагаясь на собственную интуицию и жизненный опыт, не стоит пренебрегать и исследованиями психологов, изучивших множество случаев, исповедей и даже множество полных человеческих биографий и разработавших различные классификации и типологии личности.

Познакомившись с подробно описанными типами личности можно научиться но небольшому количеству поступков и внешних данных определять тип личности любого человека, т. е. в какой-то мере прогнозировать поведение партнера, его реакции на действия других людей, его интересы и возможности, его совместимость с другими людьми и т. д.

Кроме того, подобные психологические знания помогут каждому человеку определить свой собственный тип личности, объективно оценить свои достоинства и недостатки, а также стиль своего общения и с помощью рекомендаций скорректировать его. Они пригодятся тем, кто работает с людьми, руководит ими, для того, чтобы правильно расставлять кадры, составлять недолговременные или постоянные рабочие группы, назначать руководителей и исполнителей.

ТЕМПЕРАМЕНТ

ПРЕЖДЕ чем переходить к классификации характеров, познакомимся сначала с типами темпераментов.

Темперамент - это фундамент характера, его почва, врожденные предпосылки характера, которые передаются по наследству. Это общий стиль реагирования нервной системы на окружающую среду, результат действия генетических факторов и самых первоначальных условий развития человека в раннем детстве, в первые месяцы после рождения.

Самым первым выделил и описал различные типы темперамента великий врач древности Гиппократ. Он дал свое объяснение тому, что встречаются люди с различными типами реагирования на окружающее. Он полагал, что поведением человека управляют четыре основные жидкости, циркулирующие в его теле,- светлая желчь, кровь, слизь и черная желчь. Каждую из этих жидкостей он считал порождением одной из четырех природных стихий - огня, воды, воздухи и земли. Гиппократ считал, что темперамент человека определяется тем, какая из этих жидкостей преобладает в его организме (но во времена Гиппократа еще не знали о роли нервной системы в организме). Исходя из греческих названий этих жидкостей Гиппократ и дал соответствующие названия различным типам темперамента: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики.

Несмотря на то, что со временем изменились представления о причинах различий в темпераментах людей, психологические их характеристики в основном оставались и оказались верными, они только дополнялись и развивались.

Холерик. Это активный человек, деятельный, самостоятельный, подвижный. Он быстро приспосабливается к изменению окружающих условий, чувствует себя уверенно, любит общение, новизну и жаждет деятельности.

В то же время холерик очень возбудим, раздражителен, непостоянен, он быстро расстраивается, но быстро и успокаивается, быстро сердится, но отходчив, легко обижается, но скоро прощает обиду.

Сангвиник. Как и холерик, это активный, подвижный, деятельный человек, очень работоспособный, решительный и самостоятельный. В отличие от холерика он более стабилен, устойчив и менее возбудим.

Флегматик . От сангвиника отличается большой медлительностью, меньшей активностью, а от холерика - меньшей возбудимостью и подвижностью. Это спокойный, уверенный человек, который также обладает большой работоспособностью, но выполняет все не столь быстро, как холерик или сангвиник, но зато гораздо более тщательно, он обладает большим терпением и самообладанием.

Меланхолик. Человек с таким темпераментом - неуверенный, малоактивный, с невысокой работоспособностью, и в то же время, как и холерик, очень возбудимый, чувствительный, при этом, в отличие от холерика, легко поддающийся унынию, долго обижающийся, расстраивающийся и беспокоящийся.

Современное научное объяснение типы темперамента получили в работах русского физиолога И. П. Павлова.

Тип темперамента зависит от врожденного типа высшей нервной деятельности, свойственной человеку. В нервной системе сменяются два основных процесса - возбуждения и торможения. Вот от их взаимодействия и зависит тип темперамента. Во-первых, у всех людей эти два процесса разные по силе, по интенсивности протекания. Во-вторых, эти два процесса могут быть как уравновешены, так и неуравновешены. т. е. один из них может преобладать. И, в-третьих, разной может быть подвижность нервной системы, т. е. быстрота смены процессов одного типа другими.

Соотношение этих трех компонентов и определяет тип темперамента.

Первый компонент - сила, интенсивность, степень активности нервных процессов. У разных людей этот компонент может варьировать - от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема -на другом.

Второй компонент - уравновешенность, степень возбудимости, динамические качества, такие как быстрота, резкость, ритм, амплитуда движений и речи. Они могут варьировать у разных людей - от высокой возбудимости и резкости до заторможенности и медлительности.

Третий компонент - подвижность, впечатлительность, импульсивность.

Разное сочетание этих трех свойств, врожденное, унаследованное человеком, и определяет тип его темперамента. Понятно, что всего таких сочетаний может быть восемь.

1. Слабый, неуравновешенный, подвижный нервический.

2. Слабый, неуравновешенный, малоподвижный - чувствительный.

3. Сильный, неуравновешенный, подвижный - холерик.

4. Сильный, неуравновешенный, малоподвижный - пылкий.

5. Сильный, уравновешенный, подвижный - сангвиник.

6. Сильный, уравновешенный, малоподвижный - флегматик.

7. Слабый, уравновешенный, подвижный - беспечный.

8. Слабый, уравновешенный, малоподвижный - меланхолик.

Однако практически чаще всего встречаются четыре уже известных темперамента, т. е. четыре наиболее распространенных сочетания силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, которые сохраняют свои древние названия - холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Их более точную психологическую характеристику каждый может составить самостоятельно на основе приведенной таблицы сочетания трех факторов.

Кроме того, обнаружено, что сила и подвижность нервных процессов чаше всего связаны между собой. Если у какого-то человека нервные процессы можно охарактеризовать как сильные, то скорее всего они окажутся и подвижными, поэтому многие исследователи объединяют компонент силы и подвижности в единую характеристику - экстраверсию, т. е. активность и подвижность, обращенность психики ко внешнему миру, в отличие от интроверсии - слабость и малоподвижность, обращенность во внутренний мир.

Например, Айзенк, составляя свой знаменитый тест на тип темперамента, определял его по сочетанию двух факторов экстра- или интроверсии и уравновешенности, которую он называл стабильностью. У него получались четыре следующих сочетания:

1. Экстравертированный, нестабильный - холерик.

2. Экстравертированный, стабильный - сангвиник.

3. Интровертированный, нестабильный - меланхолик.

4. 4. Интровертированный, стабильный - флегматик.

На основании этой классификации с помощью теста Айзенка каждый может определить степень своей экстравертированности и стабильности, а затем выяснить из таблицы тип своего темперамента.

ТЕСТ АЙЗЕНКА

1. Экстраверсия - интроверсия

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?

«да» - +1, «нет» - -1, «иногда»- 0

2. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?

3. Вы из тех людей, которые не лезут за словами в карман?

«да» - +1

4. Любите ли вы часто бывать в компании!

«да» - +1

5. Держитесь ли вы обычно в тени на вечеринках или в компании?

«да»- +1

6. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

«да» - -1

7. Предпочитаете ли вы работать в одиночестве?

«да » - -1

8. Нравятся ли вам первоапрельские шутки?

«да»- +1

9. Чувствуете ли вы себя неудобно в какой-нибудь иной одежде, кроме повседневной?

«да» - -1

10. Очень ли любите вкусно поесть?

«да» - +1

11. Предпочитаете ли вы больше строить планы, чем действовать?

12. Говорите ли вы иногда первое, что придет в голову?

«да» - +1

2. Стабильность - нестабильность

1. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить или посочувствовать?

«да»- +1

2. Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений?

3. Чувствуете ли вы себя иногда счастливым, а иногда - печальным без какой-либо уважительной причины?

4. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

5. Часто ли вы теряли сон из-за чувства тревоги?

6. Верно ли, что вас лето задеть?

7. Часто ли вы бываете погружены в свои мысли?

8. Бывает ли у вас головокружение?

9. Трудно ли вам заснуть ночью?

10. Долго ли вы переживаете после конфуза?

11. Часто ли вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше вас по положению?

12. Часто ли у вас «сосет под ложечкой» перед важным делом?

Подсчитайте количество баллов по каждой из двух шкал. Если по шкале «экстраверсии» оно окажется больше нуля, то вы экстраверт, если меньше, то вы - интроверт. Если сумма баллов по шкале «стабильности» выше нуля, то вы стабильны, если меньше - то не стабильны. Теперь по сочетанию этих двух компонентов определите тип вашего темперамента.

Помните, что «хороших» и «плохих» темпераментов не существует. У каждого из них есть как положительные, так и отрицательные черты.

Не забывайте также и о том, что темперамент - врожденное свойство человека, поэтому не надо стремиться изменить его, а необходимо научиться правильно использовать его положительные черты и уметь сглаживать его недостатки.

Часто люди, долгое время находящиеся вместе, например, супруги или сослуживцы, проработавшие бок о бок многие годы, стремятся переделывать друг друга, добиться того, чтобы их типы поведения были сходными. Например, речь часто идет о быстроте выполнения того или иного рабочего задания, или, если речь идет о супругах, о расторопности в домашней работе.

Более быстрый и расторопный из партнеров, раздражаясь из-за медлительности другого, пытается научить его своему стилю работы, если же это не удается (а это не удастся, когда речь идет именно об особенностях темперамента, а не о воспитании), то оба считают себя несовместимыми и свое сотрудничество или брак неудачным.

Психологически это неверно - совместимыми являются именно люди с противоположными свойствами темперамента, так как они не повторяют, а именно дополняют друг друга, что и необходимо для длительного сотрудничества или совместной жизни. Дело в том, что подобная в взаимодополняемость позволяет паре наиболее успешно решать все встающие перед ней задачи, каких бы различных, а порой и противоположных качеств они не требовали. Если необходима быстрота в работе, пусть за нее возьмется холерик или сангвиник, а если важны тщательность или терпение - флегматик или меланхолик. В таком случае эта пара будет гораздо успешнее и устойчивее, чем пара с одинаковыми темпераментами. Единственное, что нужно для этого, - чтобы оба партнера понимали благоприятность противоположных сочетаний, рассматривали их не как несовместимость, а, наоборот, как удачный выбор.

РАЗЛИЧНЫЕ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ

ЕСЛИ составить полный набор личностных черт и как бы «примерить» их к отдельному человеку, то мы увидим, что каждая из них может у него либо вовсе отсутствовать, либо быть выраженной с различной степенью яркости - от еле заметной, крайне редко проявляющейся к поведении, до ярко выраженной, занимающей центральное положение в рисунке личности, порой даже мешающей человеку нормально жить. Образно можно представить себе человека, обладающего определенным набором личностных черт как такого «ежика», ощетинившегося всеми своими иголочками. Большинство иголочек одинаковые - это просто личностные черты. Если какие-то черты несколько выделяются, то несколько таких черт составляют рисунок личности. Если одна из них выделяется больше, то это так называемая акцентуация личности. Акцентуированная личность-это личность со своим ярко выряженным характером, в котором явно преобладает одна из личностных черт. О таких людях мы и поведем речь при разборе типов личности. Еще более выраженное «выступление» одной личностной черты - уже область болезненных проявлений: если какое-то свойство характера выражено настолько, что мешает его носителю адаптироваться и обществе, то речь идет о психопатической личности, а если оно еще и все время усиливается, обостряется, прогрессирует, то речь идет уже о психической болезни.

Мы будем рассматривать развитие разных личностных черт в рамках нормы, основываясь на классификации акцентуированных личностей, предложенной и разработанной Ганнушкиным и продолженной Леонгардом, а также советским психиатром Личко (особенно в отношении подростков).

Выделяется 10 основных типов акцентуированных личностей, у которых ярко выражена одна какая-то черта.

Прежде чем приступить к их описанию, хочется подчеркнуть, что среди них ни в коем случае не нужно выискивать «хороших» или «плохих». С одной стороны, любая черта может иметь как положительное, так и отрицательное значение для взаимоотношений человека с другими людьми, в зависимости от степени ее выраженности, по принципу «ничто не слишком». Например, такая черта, как целеустремленность. Если она полностью отсутствует это, конечно, осложняет жизнь как самого человека, так и его окружающих, особенно близких и коллег. Если эта черта выражена настолько сильно, что ее обладатель идет к своей цели или к своим целям по судьбам других людей по принципу «цель оправдывает средства», то речь идет уже о психопатической личности, чье существование нарушает человеческие отношения часто непоправимо. Только среднее, в рамках рисунка личности или несильной акцентуации развитие этой черты оказывается полезным и благоприятно влияет на судьбу человека. И это касается любой черты.

С другой стороны, в общении с разными партнерами одна и та же черта характера человека может оказаться и «положительной» и «отрицательной». Как мы уже говорили, любая положительная черта имеет свою обратную сторону. (В характеристике каждого психотипа мы будем выделить условно его «положительные» и «отрицательные» черты для того, чтобы подчеркнуть двойственность любого проявления).

Поэтому, повторим, не нужно разделять психотипы на «хорошие» и «плохие», нужно принимать их такими, какие они есть, со всеми их достоинствами и недостатками, понимая, что людям нужны они все, каждый их них незаменим в своей области, на своем месте. И целью должно стать не переделывание людьми друг друга, а правильное общение с учетом их свойств, стремление помочь каждому найти то самое место, где он может наилучшим образом как для себя, так и для окружающих проявить себя, принести максимальную пользу, развить и реализовать все сложенные в нем особенности, способности и таланты.

Итак, мы выделяем десять основных психотипов, которые, однако, в жизни не слишком часто встречаются в «чистом» виде. Обычно каждый человек обладает свойствами двух-трех из них, опять-таки в различной степени. И не стоит забывать еще и о том, что существуют неакцентуированные личности - люди, у которых в рисунке личности нет явно заметных «выступов».

Из книги Законы выдающихся людей автора Калугин Роман

Зло в людях неискоренимо и необходимо Люди могут менять свои взгляды, как перчатки, но факт остается: человеческая природа не менялась и не меняется. Прирожденные убеждения остаются прежними, основные правила поведения остаются в силе. Исходная личность и исходные

Из книги Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности автора Козлов Николай Иванович

О людях талантливых Талантлив каждый, только каждый в своем. И имя Легион тем, кто прямо-таки развил в себе талант быть Несчастными. Они научились это делать классно. Такие люди ухитряются устроить себе Проблемы буквально на пустом месте, они найдут Кошмар в любой ерунде, а

Из книги Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни автора Козлов Николай Иванович

О самых сильных людях Халявщики с претензиями Помогите, люди добрые! Мы люди Слабые, с Проблемами, помогите нам кто чем может! Песнь нищих духом В клуб постоянным ручейком идут Люди с Проблемами. Их притягивает запах Клуба. Они предчувствуют, что в Клубе они бесплатно, на

Из книги Социальное влияние автора Зимбардо Филип Джордж

Как разбираться в людях: формирование впечатлений по голосу и лицу Визуальные и паралингвистические компоненты речи влияют на впечатления, которые на нас производят другие, и обычно мы отлично знаем, какие невербальные качества создают то или иное впечатление. Мы можем

Из книги Оставаться или идти автора Виилма Лууле

О хорошем в людях До чего же все мы хотим быть хорошими, не понимая того, что мы и так достаточно хорошие! Даже те, кто ощущает, что они никому не нужны, и в запальчивости и злобе выпаливает: «Я и хочу быть плохим. Я и хочу делать плохо!» «Прекрасно, в тебе по крайней мере есть

Из книги Удовольствие от жизни non-stop. Ты в восторге от себя! автора Рыжова Татьяна Леонтьевна

Наслаждение в людях Умение правильно относиться к себе и к людям традиционно характерно для людей успешных в социуме, гармоничных и состоявшихся. Это действительно великий талант. Мы, люди, разные, и у каждого из нас свои особенности, найти подход к которым не всегда

Из книги Как выйти сухим из воды. Искусство выкручиваться из самых неловких жизненных ситуаций автора Грегг Кавет

6. Вы выпустили газы на людях Ужасно, когда нет возможности побыть одному. Единственное, что может быть хуже, – когда вы думаете, что вы один, а на деле это не так.В такие моменты мы можем предаваться самым различным занятиям: от нюханья подмышек до загрузки порно, от

Из книги Тайны мозга вашего ребенка [Как, о чем и почему думают дети и подростки от 0 до 18] автора Амодт Сандра

Из книги Психология день за днем. События и уроки автора Степанов Сергей Сергеевич

Записки о хороших людях 6 мая 1945 г. – знаменательный день в истории гуманистической психологии. Это направление оформилось значительно позже – в начале шестидесятых, заявив о себе в качестве “третьей силы” (наряду с бихевиоризмом и фрейдизмом) в психологической науке.

Из книги Экстремальные ситуации автора Малкина-Пых Ирина Германовна

ЭТАП 8. НАСЛАЖДЕНИЕ В ЛЮДЯХ Нам живется приятнее, если вокруг нас живут и работают приятные люди, которые делают приятные нам вещи. Мы можем существенно увеличить степень наслаждения жизнью, если научимся видеть в людях приятное. Близкие люди будут делать нам больше добра,

Из книги Как пережить разрыв отношений и стать счастливой. 20 тестов и 25 правил автора Тарасов Евгений Александрович

Тест № 5 Умеете ли вы разбираться в людях? Не лукавьте перед собой, выбирая наиболее подходящий ответ.1. Если новый знакомый тут же начинает рассказывать анекдоты и отпускать шуточки, вы решаете, что он:А. Остряк и весельчак – 1.Б. Скрывает за показным весельем свою

Из книги Как подобрать ключик к любому человеку автора Большакова Лариса

Умеете ли вы разбираться в людях? Умеете ли вы разбираться в людях? Способны ли находить общий язык и взаимопонимание даже с теми, кто совсем не похож на вас?Часто говорят: «Чужая душа – потемки». Но на самом деле это не так!И во внешнем облике, и в поведении каждого человека

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Умение разбираться в людях У социопата хорошо развито умение читать людей. Они с первого взгляда определяют, чего хочет конкретный человек, в чем заключаются его потребности, сильные и слабые стороны, мотивы поведения. Он чувствует, что этот человек хочет от него услышать

Из книги Не отступать и не сдаваться. Моя невероятная история автора Ренсин Дэвид

Все дело в людях Олимпийский дух – это не о победе. И не о золотых медалях.Это о людях.Вернувшись домой после Олимпийских игр 1936 года, я записал в дневник свои впечатления и убрал его в ящик стола. Сорок восемь лет спустя, когда меня попросили участвовать в эстафете

Из книги Разговоры с сыном [Пособие для неравнодушных отцов] автора Кашкаров Андрей Петрович

12.3. О молодых людях Молодые люди мало мотивированы, редко хорошо образованы, не стремятся к учебе, поскольку заработать можно и на рабочей сетке, не имея образования. Часто повторяют путь отца-механизатора или печника.Процент с незаконченным средним образованием среди

Из книги Самосаботаж. Преодолеть себя автора Берг Карен

Инструкция

Существует множество способов, с помощью которых вы можете «читать человека как открытую книгу». Одни из них более-менее несложные, на освоение других нужно приложитьь много времени. Вы можете применять тот способ, который вам понравится больше, либо комбинировать разные.
Чтение невербального тела, мимики и жестов. О том, как научиться читать мысли и чувства окружающих по мимике и жестам, вы можете прочитать в популярном бестселлере Алана и Барбары Пиз «Язык телодвижений»: http://lib.rus.ec/b/76776 .

Чтение по лицу (физиогномика). Определение характера по чертам лица - это древнее знание, которое вначале было лишь избранным и являлось частью оккультных наук. Книг по физиогномике достаточно много, посмотрите, например, подборку: http://obuk.ru/other/1623-fiziognomika.html
Ну, а в качестве развлечения на досуге вы можете составить фоторобот человека с помощью программы digital physiognomy (http://www.softportal.com/software-4323-digital-physiognomy.html ).

Очень полезно – хотя бы в целях самообразования – читать книги как по теории, так и по практической . Например, в книге Аркадия Егидеса «Как научиться разбираться в людях» описываются основные психотипы людей – «паранойяльный психотип», «эпилептоид», «истероид», «гипертим» и «шизоид». Пусть вас не сильно смущают

Как часто мы со стороны даем советы родным и близким, о том, что этому человеку нельзя доверять, а этому можно. Но когда дело касается нас самих, то постоянно возникают ситуации, когда мы оказываемся обманутыми, преданными и покинутыми. Именно в этот момент появляется желание научиться разбираться в характере людей, понимать, что на самом деле они преследуют, и стоит ли вообще продолжать общение.

Психология давно разгадала все тайны характера и предлагает методики познания личности. Это не только деление людей по темпераментам, но и умение разгадывать значение жестов и реакций на ту или иную ситуацию.

Темпераменты личности

Все же стоит начать изучение психологии личности с базовых знаний. К ним относятся темпераменты. Всего их выделено 4, но не стоит забывать, что бывают и смешанные черты, которые обнаруживаются не сразу, а в ходе длительного общения.

Флегматик. Отличительные черты: размеренность, неторопливость, даже заторможенность. Такие люди редко проявляют эмоции, они просто не умеют этого делать. Оказавшись в сложной ситуации, флегматики начинают ее анализировать. Окружающим замкнутость кажется высокомерием и надменностью, но это не совсем так. Часто типичный флегматик оказывается милейшим отзывчивым человеком, который может стать настоящим другом.

Сангвиник. Полная противоположность флегматику. Сангвиники открытые и жизнерадостные люди, которые хватаются за любые дела и соглашаются на авантюры. Но проблема кроется в том, что им быстро все надоедает. Настроение может поменяться совершенно внезапно. К тому же они очень поверхностны по отношению даже к близким.

Холерик. Этот тип отличают резкие, взрывные черты характера. Холерики очень темпераментны, действуют под управлением эмоций, о чем потом могут сильно пожалеть. Но они более искренни, чем сангвиники. Если вы смиритесь с некоторыми чертами характера, то холерик станет верным другом или спутником на всю жизнь.

Меланхолик. Такие люди очень чувствительны, их легко обидеть, но также легко и завоевать расположение. Меланхоликов отличает грустное настроение и неуверенность, нередко они замкнуты, избегают общения. В силу своего характера привязываются к одному человеку на всю жизнь и больно переживают разрывы. Дружить с меланхоликами тяжело, но вы всегда можете рассказать ему о своих переживаниях, и он поймет и поддержит.

Существует множество тестов для определения темперамента, но их результат никогда не будет определенным. Чистый тип личности в природе не встречается, обычно один из них доминирует, а другой его дополняет.

Знакомство с человеком уже может дать нам достаточно информации, чтобы решить, продолжить общение или нет. Речь идет не о внешних данных, которые могут быть привлекательными или наоборот, а более глубоком анализе особенностей собеседника. Существует несколько шаблонов поведения, которые могут о многом рассказать.

Представьте ситуацию, что вы находитесь на свидании вслепую или к вам подсел познакомиться молодой человек или девушка.

Во время разговора обратите внимание на такие детали:

1) Умение подстраиваться под ситуацию. Например, вы договорились встретиться в кафе. Проверьте его эмоциональную устойчивость, предложив пойти в кино, ведь там как раз идет фильм, на который вы давно хотели попасть. Если новоиспеченный знакомый или знакомая начнет приводить доводы за нелогичность такого решения, скорее всего вам попался тип личности, с отсутствием навыков адаптации, то есть умения быстро принимать решения и переключаться от ситуации к ситуации. Скоро отношения станут вам в тягость, потому что подобных выходок будет великое множество.

2) Умение слушать. Это очень важный момент, потому что внимательность к собеседнику либо есть, либо нет. И с этим ничего не поделаешь. Интересуясь, как у вас дела, он никогда не спросит, почему – эта черта поведения говорит о фальшивой заинтересованности.

3) В беседе с человеком, постарайтесь как можно больше узнать о его окружении. С кем общается, какие отношения в семье. Если он с интересом делится своими историями, рассказывает о том, что имеет настоящих друзей, то смело продолжайте знакомство. Задуматься стоит тогда, когда собеседник начинает жаловаться на всех, что его бросили и предали. Согласитесь, редко бывает такое, что все в один миг отворачиваются от хорошего и бескорыстного человека.

Эти правила действуют не только для приведенного примера, но и в любой похожей ситуации. Например, в деловой сфере, когда вы собираетесь нанять работника или планируете сотрудничество.

Если вы стали больше чем знакомые

Когда вы много времени проводите вместе на работе или во время занятия общим увлечением, то появляется возможность внимательно наблюдать за человеком и изучать его черты характера. В скором времени вы научитесь составлять психологический портрет и понимать, как друг или коллега к вам относится.

Наблюдайте за следующими чертами характера:

  1. Эмоциональная устойчивость. Если ваш знакомый бурно реагирует на каждую ситуацию, которая с ним приключается, в скором времени вы ощутите его эмоции на себе. Многие люди ищут близкого человека, чтобы выливать на него свои негативные эмоции, тем самым освобождая от них себя. Если вы чувствуете подавленность и упадок сил после встреч, то продолжать не стоит.
  2. Пользовательское отношение. Все мы любим, когда нас хвалят и делают комплименты, но часто это бывает не от чистого сердца, хотя нам хочется верить в обратное. Если коллега по работе или друг, после недолгого знакомства, начинает просить вас заменить его или выполнить поручение, то вами пользуются. Особенно это заметно, когда просьбы становятся весомыми и идут в ущерб вашему времени и личной жизни.
  3. Наигранность. Присмотритесь к тому, как ведет себя человек с вами наедине и в компании. Честный и порядочный друг не станет менять тактику поведения и притворяться кем-то другим.
  4. Желание быть рядом с вами. Если знакомый стремиться проводить много времени в вашем кругу, спрашивает об интересах, принимает во внимание ваше мнение, то он искренне хочет стать другом или кем-то больше. Если же у него часто появляются неотложные дела, он постоянно занят, то не тратьте свое драгоценное время.

Эти, казалось бы, несложные правила, знает каждый из нас. Но в период общения с человеком, который симпатичен, они забываются. Поэтому сохраняйте здравый рассудок и оценивайте людей не по внешним качествам, а отношению к вам.

Чаще всего причиной того, почему мы хотим научиться разбираться в людях, является нежелание остаться обманутым. Поэтому следует запомнить несколько жестов и повадок, которые помогут понять, врет человек или говорит правду.

С вами общаются искренне, если:

  • глаза смотрят вам в глаза;
  • у собеседника свободная поза, руки и ноги расслаблены и находятся в естественном положении;
  • речь связанная, голос ровный;
  • человек быстро и не задумываясь отвечает на ваши вопросы;
  • искренне улыбается – вместе с губами, эту эмоцию выражают и глаза.

Вас обманывают, если:

  • при разговоре взгляд часто переводится с одной стороны в другую;
  • руки и ноги скрещены, движения резкие. Часто обманщик не может найти себе место;
  • голос меняет интонацию. Если человек врет, то он неосознанно старается говорить тише;
  • речь может быть несвязная, собеседник путается в фактах, делает долгие паузы;
  • он улыбается, не поднимая уголков рта. Такая мимика больше похожа на ухмылку.

Чем больше пунктов склоняют вас в ту или иную сторону, тем вернее будут догадки. Но все же, стоит учитывать некоторые раздражающие факторы, например, незнакомую обстановку, шум, плохое самочувствие собеседника. Поэтому выводы следует делать осторожно.

Чтобы безошибочно научиться видеть людей насквозь и угадывать их намерения, специалисты по психологии личности советуют развивать полезные навыки. Они помогут не только в отношениях с людьми, но и в любой жизненной ситуации.

Что нужно делать, чтобы уметь разбираться в людях:

  1. Развивать интуицию. Ваше подсознание знает намного больше, чем вы думаете. В нем откладываются все впечатления, хорошие или плохие, полученные от общения с людьми. Поэтому иногда вы как будто чувствуете свой внутренний голос, который говорит, доверять человеку или нет. Научитесь его слышать, и вы сможете интуитивно угадывать подвох.
  2. Применять знания на опыте. Вы можете прочитать сколько угодно литературы, но если не будете тренироваться, то знания останутся бесполезными. Сначала будет сложно запомнить тонкости психологии, но скоро это войдет в привычку.
  3. Учитесь анализировать. Человек может очень долго казаться настоящим другом и вести себя достойно, но когда-нибудь обман раскроется. На это будут указывать незначительные на первый взгляд, детали. Поэтому учитесь обращать внимание на нюансы поведения и привычки окружающих вас людей, ведь человек не может все время притворяться.

Начав наблюдать за окружающими, вы увидите, сколько в них фальши и неискренности. Но пусть это вас не шокирует. Ведь хорошие люди всегда найдутся рядом, и вы будете с ними чувствовать себя спокойно и уверенно, не задумываясь о предательстве и лжи.

Видео: как разбираться в людях


«Характер человека - это книга, в которой много зашифрованных и потерянных страниц» Оксана Сергеева (автор психологических бестселлеров).

Характер – совокупность психических свойств, определяющих образ жизни, поведение человека, его отношение к своим обязанностям, к другим людям и к самому себе. Характер человека самым прямым образом влияет на его личную жизнь, отношения с другими людьми, карьеру и благополучие.

Нас учат в школе математике, русскому языку, истории, труду, но совершенно не учат разбираться в людях, а ведь во взрослой жизни нам каждый день приходится вести переговоры и договариваться: с собственными детьми и родителями, деловыми партнерами, с любимыми и друзьями. Всегда ли у вас это получается эффективно?

Существует множество психологических тестов, с помощью которых можно составить более или менее объективное представление о характере человека. Но как писал Аркадий Петрович Егидес (кандидат психологических наук и специалист в вопросах семьи и сексологии) в книге «Как научиться разбираться в людях»: «…не будешь же предлагать тесты каждому человеку, перед тем как начать общаться с ним».

Наши представления о мире являются только частью этого мира, а не самим миром. Задумавшись об этом положении однажды, вы, к примеру, поймете, почему при слове «стол» у разных людей возникают разные ассоциации. Массажист сразу же представит – массажный стол, ваша супруга – кухонный, вы – обеденный или письменный, хирург – операционный. А это значит, наше разное восприятие не редко становится камнем преткновения в конструктивном общении. И чтобы лучше понимать собеседника, нужно стремиться расширять границы своей реальности.

Итак, как вы уже сами догадались, умение разбираться в людях – это целая наука, освоив которую, можно довольно легко найти индивидуальный подход к каждому человеку.

И для начала нужно взять за правило, что жизнь – это всегда удача, а любое общение – искусство. Главное правильно настроить угол зрения и всегда помнить: успеха добивается лишь тот, кто умеет получать настоящее удовольствие от общения с людьми.

Если у вас возникло желание стать успешным, привлекать к себе единомышленников, а также научиться решать вопросы любой сложности, взаимодействуя с людьми, тогда эта статья для вас! В ней мы собрали советы самых известных специалистов по психологии. Статья направлена на то, чтобы помочь найти индивидуальный подход к людям с разными характерами, моральными ценностями и жизненными принципами, а значит, сделать общение приятным и полезным. Оригинальные авторские правила помогут вам учиться с удовольствием!

Законы мастерства

Оксана Сергеева в книге « Как научиться разбираться в людях» предлагает 49 простых правил, используя которые, вы сможете «подобрать ключик» к человеку с самым сложным характером. Она выделяет людей, у которых преобладают активные эмоции, будь то радость, гнев или же злость, называет их – СТЕНИКАМИ. А людей, испытывающих такие эмоции как: печаль, уныние, тоска, то есть эмоции, подавляющие активную деятельность — АСТЕНИКИ. Отличить их очень просто. К примеру, страх вводит астеника в «ступор», а вот стеник, напротив, мобилизует в этот момент все свои возможности. Зачастую трудности в общении возникают, если оба типа общаются между собой, то есть один из собеседников – стеник, другой – астеник. Астеники с виду могут показаться неэмоциональными людьми. Вам нужно привыкнуть к тому, что их эмоции выражаются скучновато.

Мы решили в данной статье осветить только одни из самых важных и полезных на наш взгляд правил выше названной книги:

Правило №1. Подход к людям без эмоций

Такие люди проявляют свои эмоции только в экстраординарных, стрессовых ситуациях. Мастерски прячут свою симпатию или неприязнь.

Неэмоциональные люди по-другому выражают свое отношение к миру, нежели эмоциональные: не через эмоции, а через мысли. Подход к таким людям можно найти довольно просто — их нужно суметь подтолкнуть к рассказу о своих впечатлениях. Но в рассказе изначально не ждите эмоций, в нем, конечно же, будут присутствовать только аргументированные выводы.

Правило №2. Подход к людям с негативным настроем

Люди такого типа, как правило, озлоблены на жизнь и переполнены отрицательными эмоциями. Имеют конфликты с родственниками, часто недовольны собой.

Нельзя игнорировать такого человека, а напротив, нужно постараться всячески ему помочь снять этот стресс – поинтересуйтесь у него, чем он так расстроен, но ни в коем случае не пытайтесь «залезть в душу». Если человек пойдет с вами на контакт, значит, вы уже немного помогли ему.

Правило №3. Подход к людям настроения

У каждого человека есть свой эмоциональный фон, который называется настроением. В жизни встречаются люди с положительным эмоциональным фоном и отрицательным. Конечно же, удобны в общении люди первой группы, а вот общаться с людьми, у которых вечно плохое настроение, занятие не из приятных. Поскольку любая мелочь, любая деталь может легко испортить их хорошее настроение. А значит, в разговоре следует придерживаться тактики «опереди собеседника». К примеру, если вам предстоит сообщить такому человеку неприятное известие, лучше не откладывайте это в долгий ящик. Если же вы сообщите о неприятном для него в конце разговора, то у этого человека останется осадок обо всем разговоре в целом.

Правило №4. Подход «к людям с взрывным характером»

Состояние аффекта – это эмоциональный всплеск. Аффект в тяжелых формах может иметь очень страшные последствия – в таком состоянии люди идут даже на убийство. А значит будьте в меру вежливы и приветливы, даже если общение с таким человеком не доставляет вам никакого удовольствия. Будьте также аккуратны и исполнительны, например к поручениям начальника, но имейте и собственное мнение.

Правило №5. Подход к людям, поглощающим чужую энергию

Люди, так называемые « энергетические вампиры», во время общения с вами могут лишить вас полностью жизненной энергии. Их особенности: чересчур любопытны, хотят знать о вас все, стараются прикоснуться к вам. В разговоре могут показаться милыми и уравновешенными. Самый лучший совет по общению с ними – избегать всяческих контактов.

Правило №6. Подход к людям-манипуляторам

Их жизнь прекрасна, если они нашли лазейку к чужим деньгам, таланту, славе. Люди такого вида имеют, как правило, непрезентабельную внешность: «они не красавцы, но и не дурной наружности». Одеваются неброско. Не отличаются каким-нибудь выдающимся качеством.

Для них свойственно умолять помочь им в последний раз, но вы не поддавайтесь на провокации с их стороны, будьте тверды и непреклонны.

Правило №7. Подход к людям, переступающим границы дозволенного в обществе

Речь идет о людях, способных переступить правила высшей морали, они весьма опасны для окружающих. Для них не существует авторитетов и принципов. Разговаривать с такими людьми неприятно.

Лучше всего исключить такого человека из круга знакомых, так как такое знакомство ни к чему хорошему привести не может.

Правило №8. Подход к застенчивым, робким, обидчивым людям

Это те люди, которых природа не наделила волевым, сильным характером. Это люди, привыкшие, что все за них с детства делают родители.

С такими людьми нужно вести себя очень осторожно: не поддавайтесь на их уговоры, уловки, иначе вы сами того не заметите как превратитесь в «исполнителя желаний».

Правило №9. Подход к людям, с зашкаливающим талантом

Гениальность – это в некотором роде аномалия, часто граничащая с сумасшествием. К примеру, известный художник Ван Гог создал большое количество своих произведений, находясь в психиатрической лечебнице.

Общаясь с такими людьми, не забывайте оценивать его талант. Гении – как дети, также нуждаются в постоянном признании, и каждый раз ждут похвалы.

Правило №10 . Подход к людям с эгоцентрическим типом восприятия действительности

Такие люди постоянно стремятся к созданию комфорта и удобства для самих себя. В общении эгоисты, лидеры. Но эгоисты на самом деле очень уязвимые люди: они самолюбивы настолько, что могут не замечать неприязни или издевок окружающих. Комплименты — это лучшее лекарство для эгоистов.

Вот мы и добрались с вами до последнего пункта нашей статьи, однако на этом плавание в море эффективного успешного общения не заканчивается. Оно только начинается. Надеюсь, вы лучше узнали самих себя. И это прекрасно! Ведь – самое лучшее и увлекательное занятие на земле.

Как научиться разбираться в себе? Материалы для ответа на этот вопрос — в .

Оксана Сергеева .

Как научиться разбираться в людях? 49 простых правил

Введение

Характер человека – это книга, в которой много зашифрованных и потерянных страниц. Обычно мы судим о людях сгоряча, по первому впечатлению, которое зачастую бывает обманчивым. Проходит немало времени, прежде чем мы действительно понимаем, что перед нами за человек, что им движет, почему он ведет себя так, а не иначе. Спустя какое-то время наше отношение к человеку может кардинально поменяться: зануды превращаются в интереснейших для нас людей, а люди, которые показались сначала забавными и привлекательными, на деле оказываются банальными шутами из дешевого балагана.

Умение разбираться в людях – это целая наука. Мы будем исходить из идеи, что плохих и хороших людей не бывает: мы не будем никого осуждать и вешать клеймо неудачника или труса, приговаривать человека, судить его. Мы просто поможем вам найти свой подход к людям с разными характерами, с разными жизненными принципами и моральными ценностями. Мы сделаем попытку разобраться в многообразии человеческих индивидуальностей. А уж дальше – выбирать вам: хотите ли вы общаться именно с этим человеком, мириться с его недостатками, пытаться оценить его немногочисленные достоинства или нет.

В жизни мы часто сталкиваемся со сложностями в общении с разными типами людей. Мы расскажем о том, как преодолеть эти трудности, как сделать общение с любым человеком приятным и полезным. Общаясь с окружающими вас людьми, вы должны помнить, что у каждого человека своя манера общения, свой способ выражения мыслей. Если вы будете учитывать специфические особенности личности каждого конкретного собеседника, то вы обязательно сможете найти общий язык с любым человеком, вы освоите науку нравиться и сможете добиваться поставленных целей во время общения. Мы вам в этом поможем.

Глава 1
Эмоции и чувства – зеркало человеческой души

Чтобы понять, что перед вами за человек, нужно прежде всего обратить внимание на то, как он выражает свои эмоции, какие чувства в нем доминируют, а какие совсем не развиты. Ведь эмоции и чувства – это отношение человека к миру, выражение его желаний и интересов. Вы сможете сделать вывод о характере человека, узнав, что вызывает у него положительные эмоции, а что является предметом отрицательных эмоций.

Правило № 1

Умеет ли человек выражать свои эмоции: об эмоциональных и гиперэмоциональных людях

По способности человека выражать свои эмоции мы делим людей на эмоциональных и неэмоциональных. Первые довольно чувствительны к происходящему вокруг них, их чувственный мир разнообразен, они выражают свое отношение к миру и окружающим через всевозможные эмоции – гнев, уныние, тоску, умиление и пр.


Существует мнение, что люди эмоциональные проще в общении, к ним легче найти подход. Их не нужно расспрашивать, понравился ли им только что просмотренный фильм или новый сотрудник, появившийся на вашем предприятии. Захлестнувшие их эмоции сами вырываются наружу.

Эмоциональный человек торопится рассказать о своих впечатлениях и переживаниях. Это, безусловно, делает общение с ними привлекательным: с ними всегда интересно.

Но порой чрезмерная эмоциональность является раздражающим фактором для окружающих. Если эмоции не дают человеку успокоиться, он нуждается в том, чтобы на кого-нибудь их выплеснуть. Эмоциональные люди постоянно ищут объект, на который можно было бы свалить груз впечатлений от только пережитого разговора с начальником или от ссоры с продавщицей в магазине. Подобная навязчивость, эмоциональные всплески могут не только раздражать вас, но являться причиной вашего эмоционального утомления (вы как бы сами переживаете эмоции постороннего человека). Гиперэмоциональные люди, как правило, выражают свои эмоции вне зависимости от желания окружающих выслушать их – для них это жизненно необходимо. А вот для окружающих не всегда бывает приятно, особенно если эмоции негативные.

Как правильно общаться с эмоциональными и сверхэмоциональными людьми? Прежде всего помните, что они нуждаются в том, чтобы их выслушали, им необходимо высказать все, что накопилось. Поэтому вам следует их выслушать, но не увлекайтесь сами их переживаниями. Будьте немного эгоистичны: притворитесь, что вы их слушаете и поглощены их эмоциональным рассказом, но ни в коем случае не принимайте все услышанное близко к сердцу. Эмоциональные люди склонны к преувеличениям. Если их рассказ затянулся, не бойтесь остановить их, прервать, сославшись на свою занятость.

Правило № 2

Как правильно общаться с неэмоциональными личностями: о людях без эмоций

Люди неэмоциональные, как правило, ограничивают круг выражаемых эмоций до минимума. Они проявляют свою эмоциональность только в экстраординарных, стрессовых ситуациях. В обычной жизни они не склонны демонстрировать свои переживания.


Нам бывает сложно понять чувства человека, понять его отношение к окружающим предметам, да и к нам самим, если он открыто не выражает свои эмоции. Неэмоциональные люди кажутся нам таинственными и скрытными, создается впечатление, что у них что-то недоброе на уме. Не зря самые лучшие шпионы и секретные агенты прекрасно владеют навыком скрывать свои эмоции. Способность скрывать свои переживания делает человека практически неуязвимым: мы не можем понять, что перед нами за человек, и поэтому начинаем его опасаться. Иногда приходится долго изучать его, прежде чем становится ясно, как он относится к тому или иному явлению, человеку или событию. Эмоции другого человека дают нам хорошее представление о его внутреннем мире: мы можем определить, чем он живет, что он чувствует. А вот если наш собеседник скуп в выражении своих душевных переживаний, тогда нам становится некомфортно в его компании, мы не знаем, чего от него ожидать.

На самом деле неэмоциональные люди ничего не утаивают, ничего не скрывают от окружающих, просто они привыкли по-другому выражать свое отношение к миру: не через эмоции, а через мысли.

Сложность общения с неэмоциональными людьми по большей части преувеличена. Действительно, люди этого типа не сразу расскажут о своих переживаниях, по ним нелегко определить, как они относятся к окружающим: они мастерски могут спрятать свою симпатию или неприязнь. Неэмоциональные личности – это, как правило, люди с хорошо развитой интеллектуальной сферой – они мало чувствуют, но хорошо мыслят, они предпочитают выражать свой взгляд на происходящее, все хорошо взвесив и проанализировав. Их отношение к миру всегда более продуманное и обоснованное, чем у людей эмоциональных. Подход к таким людям найти довольно просто – их просто нужно подтолкнуть к рассказу о своих впечатлениях. Попробуйте поинтересоваться у них о том, что они думают по тому или иному поводу. В беседе с людьми этого типа не стоит прибегать к вопросам, связанным с оценкой их эмоционального восприятия, им проще высказать свое отношение к предмету разговора в виде неэмоциональных и хорошо аргументированных выводов.

Правило № 3

Какие эмоции преобладают в человеке: о людях с позитивным настроем

В жизни мы сталкиваемся с самыми разными ситуациями, которые заставляют нас испытывать разнообразные эмоции – позитивные и негативные. Человек, получивший заряд положительной энергии, считается более приятным и интересным собеседником. Так ли это?


Люди, настроенные позитивно, являются в некотором роде источником для подзарядки, они могут улучшить ваше не очень хорошее настроение, они с готовностью идут на контакт. Безусловно, нельзя отрицать, что люди, вставшие «с той ноги», в прекрасном самочувствии, добравшиеся до работы без пробок, в общем, зарядившиеся положительной энергией на весь день, становятся несколько эгоистичными в общении с окружающими. Они полагают, что прекрасное начало дня автоматически означает, что весь день должен быть превосходным: коллеги и близкие счастливы, начальник в хорошем расположении духа, погода отличная. Они все видят в розовом цвете, оберегают себя от лишних переживаний и конфликтов, желая сохранить свое прекрасное расположение духа подольше. Поэтому они могут пропустить, к примеру, тот факт, что у вас какие-то неприятности или вы не очень хорошо себя чувствуете. Простите их за это.

Как общаться с позитивно настроенными людьми? Не стоит бегать за этим человеком весь день, в надежде, что вам отдадут вашу порцию положительной энергии. Самый лучший вариант поведения – подбадривать вашего коллегу или близкого человека в течение дня, как бы поддерживая его положительный настрой, находить его шутки удачными, делать комплименты – и тогда вы почувствуете, что сами очень хорошо подзарядились на весь день. Не злорадствуйте, если ваше утро не принесло вам столько же положительных эмоций. Носители положительных эмоций – это не вечная батарейка «Энерджайзер», их настроение быстро может измениться, если его не стимулировать. Если вы постараетесь поддержать этот огонек позитива на работе или дома, тогда вы сами зарядитесь положительной энергией, а вот если вы его сразу потушите из зависти или раздражительности, тогда вы установите атмосферу недоброжелательности и дискомфорта.

Правило № 4

Какие эмоции преобладают в человеке: о людях с негативным настроем

Принято считать, что с позитивными людьми проще общаться, чем с людьми, испытывающими негативные эмоции. Но как же быть с людьми, которые обычно настроены негативно? Стоит ли общаться с ними или же лучше избегать всяких контактов?


К людям, настроенным негативно, гораздо сложнее найти подход, так как они озлоблены и переполнены отрицательными эмоциями.

Помните одно: вы не должны игнорировать человека, который переполнен отрицательной энергией. Если не попытаться помочь ему снять стресс в самом начале, тогда этот негатив обязательно начнет распространяться на окружающих. Безусловно, вы не должны выполнять функцию психотерапевта и бежать к вашему коллеге-неудачнику, требовать, чтобы он рассказал вам о том, что его беспокоит.

Но это не значит, что вы не можете ему помочь: вы можете разрядить обстановку и снять негатив, проявив элементарное человеческое внимание, например, угостить его своим вкусным цветочным чаем или оказать помощь не в службу, а в дружбу и выполнить небольшую часть его работы, если, конечно, это вам не в тягость.

Правило № 5

Активны ли эмоции человека: о стениках и астениках

Людей, у которых преобладают активные эмоции, такие, как радость, гнев, злость и пр., принято называть стениками. Их эмоции всегда вызывают подъем сил, возбуждение, напряжение. В противоположность им астеники – люди, испытывающие эмоции, которые подавляют активную деятельность, уменьшают энергию человека, например, тоска, печаль, уныние, подавленность.


Отличить стеников от астеников очень просто. Первые под влиянием своих переживаний способны на активные действия. К примеру, удовольствие от звучащей музыки вызывает у стеников желание подпеть, пританцовывать в такт, тогда как астеники ограничиваются мимическим выражением своих эмоций (полуулыбка, улыбка, закрытые глаза). Страх, к примеру, заставляет стеника мобилизовать все свои реальные и потенциальные возможности. Астеник же, испытывая страх, входит в ступор.

Трудности в общении возникают, если они общаются между собой, т. е. один из собеседников – стеник, другой – астеник. Вы сможете овладеть наукой общения с представителем из другой группы, если начнете учитывать его непохожесть на вас, его особые, специфические черты, которыми вы не обладаете.

В общении со стеником вас не должна удивлять его бурная деятельность и желание активно проявлять свои эмоции. Терпимо отнеситесь к тому, что ваш собеседник будет находиться в состоянии постоянного эмоционального напряжения. Если его что-нибудь возмутит, то он обязательно возмутится «вслух»; если он обрадуется, то очень активно; если разгневается, то так, что это заметят окружающие. Не стоит останавливать стеника и просить, чтобы он вел себя поскромнее. Самая правильная модель поведения – переждать «бурю», дать ему возможность высказаться, выразить свои эмоции. Плюсы общения со стениками: они активны, легки на подъем, чаще всего позитивно настроены, достаточно мобильны, более общительны, чем астеники.

Астеники с виду могут показаться неэмоциональными людьми. Но на самом деле они испытывают эмоции более сдержанные, которые не подталкивают их к активной деятельности, они более пассивны и неподвижны. Иногда о них говорят, что они занудны, вечно грустны и тоскливы. В общении с такими людьми лучше всего не давить на них, не настаивать на более деятельностном выражении эмоций (к примеру, вам бы хотелось, чтобы ваш собеседник-астеник выразил свой гнев открыто, а не просто что-то бурчал себе под нос; для астеника – это непосильная задача). Вам нужно привыкнуть к тому, что их эмоции выражаются скучновато. Есть и свои плюсы в общении с астениками: их эмоции более стабильны, чем у стеников. Для них характерна глубокая внутренняя концентрированность, которая говорит о продуманности их действий. Они предпочитают сначала проанализировать свои впечатления, а уж потом приступают к конкретным действиям.

Правило № 6

Как общаться с людьми с хорошим или плохим настроением: о людях с постоянным эмоциональным фоном

У каждого человека есть свой эмоциональный фон, который мы называем настроением. В жизни мы встречаем людей с положительным эмоциональным фоном и отрицательным. Проще говоря, нам приходится общаться с людьми, у которых всегда хорошее или всегда плохое настроение.


Удобными в общении являются люди первой группы – те, у кого настроение обычно хорошее. Эти люди достаточно позитивно настроены на общение, они часто улыбаются. Найти подход к таким людям очень просто: они достаточно открыты и с удовольствием идут на контакт. С ними можно разговаривать практически на любые темы. Хотя есть и свои минусы в общении с этими людьми: их не просто встревожить, их позитивный эмоциональный фон довольно стабилен, поэтому не ждите от них искреннего соболезнования, если вы вдруг сообщите им о своем горе или жизненных трудностях. Чаще всего такие люди увиливают от разговоров на «грустные», «печальные» темы или не принимают их всерьез.

Общаться с людьми, у которых вечно плохое настроение, – занятие не из приятных. Нам кажется, что разговор с ними может испортить наш собственный настрой. Мы даем таким людям за глаза самые неприятные прозвища – «брюзга», «ворчун» и пр. В коллективе они часто оказываются белыми воронами, так как их недолюбливают. Помните, что их плохое настроение нельзя рассматривать как нежелание общаться с другими людьми. Они тоже нуждаются в общении. Для того чтобы общение с такими людьми принесло определенные плоды, чтобы ваш разговор не был в тягость ни вам, ни вашему собеседнику, придерживайтесь следующих правил.

Не пытайтесь развеселить вашего угрюмого собеседника. Такие люди в этом не нуждаются. Помните, что их плохое настроение – это не следствие каких-либо неурядиц и жизненных проблем, это их нормальное состояние. Ваша попытка, к примеру, рассказать им анекдот будет воспринята негативно, ваши старания не оценят, вы точно не услышите в конце своего рассказа желанного смеха, а натолкнетесь на недоумение со стороны вашего собеседника. Развеселить таких людей может только очень радостное событие, которое будет иметь непосредственное отношение к ним самим. Не просите их улыбнуться в ответ на вашу улыбку. Людям с постоянным отрицательным эмоциональным фоном это не свойственно. Даже если они последуют вашему совету, их улыбка будет выглядеть ненатурально.

Вам придется привыкнуть к их специфическому отношению к окружающему миру: они все подвергают сомнению. Их жизненное кредо: ждать удара от жизни в любой момент.

Такие люди не всегда неудачники в жизни. Плохое настроение может быть свойственно даже успешным, хорошо продвигающимся в жизни людям. Их настроение – это своего рода защитная реакция организма. Они заранее перестраховываются на случай неудачи, краха их планов и надежд. Если у них что-нибудь не получится, никто даже не заметит никаких видимых перемен в их поведении. Если сорвется крупная сделка или желанная командировка за границу, то им будет проще скрыть свое разочарование.

Правило № 7

Быстро ли у человека меняется настроение: о людях «настроения»

Иногда нам приходится общаться с людьми с переменчивым настроением. Эмоциональный фон у таких людей меняется очень часто и внезапно, когда мы этого не ждем. Любая мелочь, любая деталь запросто может испортить их позитивный настрой. А какая-нибудь неуместная или неудачная шутка рассмешит их – и они забудут о многочисленных проблемах.


Люди с неустойчивым настроением очень сложны в общении. Обычно их поведение и резкие эмоциональные перепады могут сбить нас с толку, мы можем забыть о цели разговора, сбиться с мысли. Реакция людей настроения может быть непредсказуемой, мы не можем предугадать, как они отнесутся, к примеру, к нашей просьбе поработать в выходные или к тому, что их ожидаемое повышение по службе временно откладывается.

Как правильно общаться с такими людьми? В разговоре следует придерживаться тактики «опереди собеседника». Вы должны занять строго лидирующую позицию в беседе, как бы опережая их эмоциональную реакцию на ваши слова. К примеру, если вам предстоит сообщить человеку настроения неприятное известие, лучше начать сразу с него, не откладывая в долгий ящик. Если вы сообщите о чем-то неприятном в конце разговора, то у этого человека обязательно останется неприятный осадок обо всем разговоре в целом. После того, к примеру, как вы сообщите, что долгожданный отпуск откладывается до следующего месяца, постарайтесь сразу же восстановить эмоциональное равновесие вашего коллеги – успокойте его тем, что в следующем месяце путевки будут гораздо дешевле, а погода в жаркой стране, куда он собирается, более щадящей, поэтому акклиматизация не будет такой тяжелой. Помните, что людям, подверженным внезапной смене настроения, можно быстро испортить настроение, но после этого можно запросто его поднять. Главное – никогда не оставляйте его с плохими мыслями наедине. Всегда расставайтесь на хорошей ноте.

Старайтесь всегда контролировать вашу беседу, не упускайте главного, не поддавайтесь перепадам настроения вашего партнера. Очень часто люди, способные перестраиваться в зависимости от ситуации, очень легко манипулируют окружающими. Чувствуя, что им предстоит неприятный разговор, они могут опередить вас и пожаловаться на свои проблемы, тем самым разжалобив вас. У вас появляется желание отложить разговор до более удобного момента. Не идите у таких людей на поводу – всегда говорите то, о чем собирались сказать, не откладывайте разговор в долгий ящик.

Есть и определенные плюсы общения с людьми настроения. С ними всегда интересно: они не утомляют вас однообразным брюзжанием или же вечно хорошим настроением. Они всегда разные, новые. Они очень мобильны, легко адаптируются к ситуации, способны выразить искреннюю радость и истинное соболезнование.