Болезни Военный билет Призыв

1 причины и типы девиантного поведения. Девиантное поведение подростков. Причины появления девиантного поведения

Раздел 6 ТИПЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР МЕНЕД
Ж МЕНТА 6.1. Сущность и общая характеристика организационных структур. 6.2. Характеристика механистических организационных структур. 6.3. Характеристика органических организационных структур. 6.4. Оценка эффективности организационных структур управления Список рекомендованной литературы: 1. Брасс А.А. Основы менеджмента: Учеб. пособие. - Мн.: ИП "Экоперспектива", 1999. - 239 с. 2. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебное пособие в схемах. - М.: Белые альвы. 1999. 3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994. - 685 с. 4. Грибов В.Д. Менеджмент в малом бизнесе: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 128 с. 5. Дафт Р.Л. Менеджмент - СПб.: Издательство "Питер", 2000. - 832 с. 6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник. - Мн.: ЗАО "Экономпресс", НПЖ "ФУА", 1998. - 284 с. 7. Основы менеджмента и маркетинга: Учебное пособие / Под ред. Седегова Р.С. - Мн.: Выш.шк., 1995. - 382 с. 8. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 669 с.

6.1 . Сущность и общая характеристика
организацио н ных структур

Организационная структура - совокупность управленческих органов, между которыми существует система взаимосвязей, обеспечивающих выполнение необходимых функций управления для достижения целей фирмы. В структуре управления выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени управления) и связи - горизонтальные и вертикальные. Звено или отдел управления - это организационно обособленный, самостоятельный орган управления. Главным принципом его формирования является выполнение отделом определенной функции. Связи между отделами имеют горизонтальный характер. Уровень менеджмента - группа отделов, занимающая определенную ступень в управленческой иерархии. Связи между ступенями иерархии - связи по вертикали - могут быть как восходящие, так и нисходящие. Для большинства предприятий характерны организационные структуры трех уровней (рис 1.): - высший уровень - руководство предприятий: президент, совет директоров, общее собрание акционеров, председатель и члены правления, наблюдательный совет. Высшее руководство выполняет концептуальную роль, обеспечивая постановку целей деятельности, стратегическое планирование, разрешение проблем на перспективу. - средний уровень - руководитель предприятия и его заместители, руководители функциональных подразделений. Они обеспечивают реализацию разработанной высшим руководством стратегии, принятие оперативных тактических решений. - низший уровень - руководители первичных структурных подразделений: заведующие отделами и секциями, заведующие производством (в общественном питании). Факторы, влияющие на организационную структуру предприятия: масштабы и структура организации, специфика деятельности предприятия, технологии, наличие специалистов, неформальные связи, территориальное размещение подразделений, стратегия деятельности, внешняя среда. В зависимости от степени сложности, формализации и централизации структуры делятся на две группы - механистические и органические. Механистическая (бюрократическая) организационная структура характеризуется большой сложностью, особенно большим числом подразделений по горизонтали; высокой степени формализации; ограниченной информационной сетью, низким уровнем участия всего управленческого персонала в принятии решений. Органическая (адаптивная) организационная структура является более гибкой. Для нее характерно небольшое число управленческих уровней, правил и инструкций; большая самостоятельность в принятии решений на низовых уровнях; широкая информационная сеть; наличие неформальных коммуникаций.

6. 2. Характеристика механистических
организацио н ных структур

Механистические организационные структуры подразделяются на линейные, функциональные, линейно-функциональные и дивизиональные структуры. Линейная структура управления характеризуется сосредоточением всех полномочий и всей ответственности в руках руководителя каждого уровня. Для нее характерно наличие лишь вертикальных связей. Данная структура используется в основном мелкими и средними фирмами (рис. 1). Во главе каждого управленческого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями, и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредотачивающий в своих руках все функции управления. Его решения, передаваемые по цепочке "сверху вниз" обязательны для выполнения всеми нижестоящими звеньями. Сам руководитель в свою очередь подчинен вышестоящему руководителю. На этой основе создается иерархия руководителей данной системы управления. При этом подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного руководителя. Отдельные специалисты или функциональные подразделения помогают линейному руководителю в сборе и обработке информации, в анализе хозяйственной деятельности, подготовке управленческих решений, но сами указаний или инструкций управляемому объекту не дают.

Рис. 1. Линейная структура управления

Функциональная структура предполагает, что каждый орган управления специализирован на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций). При этом руководители функциональных подразделений отдают распоряжения подчиненным только в пределах своей компетенции (рис.2).


Рис. 2. Функциональная структура управления Линейно-функциональная структура предполагает, что первому линейному руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ помогает специальный аппарат управления, состоящий из функциональных подразделений. Все распоряжения и приказы, исполнители получают только от своего непосредственного линейного руководителя (рис.3).

Рис. 3. Линейно-функциональная организацио н ная структура

Дивизиональная структура возникла вследствие расширения деятельности предприятия или их диверсификацией. Слово "дивизиональный" происходит от английского слова "division", что означает "разделение, часть отдел". Деление организации на отделы в этом виде структуры происходит по трем признакам: по продукту, группам потребителей и географическим регионам. Эти отделы действуют как почти самостоятельные организации и подчиняются только центральному органу управления.

6. 3. Характеристика органических
организационных структур

Органические структуры подразделяются на проектные и матричные структуры. Проектная структура - это временная организация, создаваемая для решения конкретной задачи. Ее члены - высококвалифицированные специалисты различных областей, собранные вместе для осуществления сложного проекта. Когда проект завершен, группа распускается: часть специалистов уходит на свои прежние рабочие места, а часть - в новую проектную команду. Потребность в создании проектной структуры может возникнуть при внедрении новых технологий, структурной реорганизации предприятия в связи с переводом на прогрессивные формы хозяйствования. Матричная структура создается путем совмещения двух видов структур: функциональной и дивизиональной. Она предусматривает двойное подчинение: руководителю функционального подразделения и руководителю проекта.

Рис. 4. Матричная организационная структура

В последнее время в зарубежных странах широкое распространение получили такие подходы к организации структуры управления, как командный и сетевой (5, с. 330 - 335.). Командная структура предполагает создание рабочих и управленческих команд из сотрудников различных функциональных отделов, которые берут на себя ответственность за деятельность группы и совместно работают над решением поставленных задач. Как правило, члены команды подотчетны "своим" функциональным отделам, но в то же время они отчитываются и перед группой, один из членов которой выполняет функции непосредственного руководителя. Подобные команды могут создаваться на всех уровнях управления предприятием. Командная структура построена по принципу проектной структуры, но ее отличие в том, что она постоянная, а не временная (рис. 5).

Рис. 5. Командная организационная структура

Самый новый подход к построению организационной структуры предприятия - сетевая структура, которая рассредоточивает свои основные функции (производство, сбыт, финансы, маркетинг) между отдельными, работающими по контракту компаниями. В качестве брокера (посредника) выступает небольшая головная организация, основная задача которой состоит в координации деятельности заинтересованных сторон. Данная структура наиболее приемлема международным операциям. (рис. 6.).

Рис. 6. Сетевая организационная структура

Основные отличия сетевых организаций от организаций других типов: 1. Рассредоточение ресурсов. Вместо того, чтобы держать в своей организации все ресурсы, необходимые для производства определенной продукции или услуг, сетевые организации используют коллективные активы нескольких фирм, расположенные в разных странах. 2. Сетевые организации используют в основном рыночные механизмы. При этом различные компоненты сети осознают свою независимость, делятся информацией, кооперируются друг с другом, предоставляют продукцию для того, чтобы поддерживать собственное место во всей производственной цепи. 3. Более действенная и заинтересованная роль участников. Добровольное активное поведение не только улучшает конечные результаты, но и способствует выполнению контрактных обязательств.


Рис. - Эволюция управленческих систем --
от индустриальной экономики к информационной

Скорость -- превыше всего! Нынешний рынок характеризуется возникновением совершенно нового вида конкурентной борьбы, когда во главу угла ставится скорость реакции на изменения в окружающем мире. Например, Intel удалось оставить своих конкурентов позади, постоянно предлагая все более и более мощные микропроцессоры, не дожидаясь пока стабилизируется сбыт предыдущих моделей. Так, для вывода на рынок прославленного процессора Pentium Intel ушло времени на один год меньше, чем потребовалось на распродажу предыдущих моделей микропроцессоров. Помимо этого (чтобы воспользоваться растущим спросом на домашние компьютеры и захватить новый рынок) Intel "не побоялась" назначить цену на новый продукт более низкую относительно своих предыдущих моделей и конкурирующих изделий. Этот пример свидетельствует о том, что старые методы управления (многоуровневые громоздкие и негибкие) неприемлемы в сегодняшней ситуации -- непредсказуемой и непрерывно изменяющейся. Вместо них нужны органично связанные системы, которые могут автоматически реагировать на изменения через множество небольших самоорганизующихся единиц, вовлеченных в процесс постоянного обучения. И решение этой задачи под силу только сетевой организации, в основе которой лежит процессный подход к управлению. Сетевая организация создает основу для формирования виртуальной организации, представляющей собой сообщество функциональных партнеров, управляющих проектированием, производством и реализацией продуктов и услуг с использованием современных информационных технологий и системы контрактов с независимыми рабочими группами и структурами. Отличительные черты виртуальной организации: - непостоянный характер функционирования; - осуществление связей управленческих действий на основе интегрированных и локальных информационных систем и телекоммуникаций; - взаимоотношения с партнерскими и другими заинтересованными организациями осуществляется через серию соглашений, договоров и взаимное владение; - образование временных альянсов организаций в смежных областях деятельности; - частичная интеграция в материнскую компанию и сохранение отношений собственности до тех пор, пока это считается выгодным; - договорные отношения работников с администрацией во всех звеньях.

Таблица

Преимущества и недостатки организационных

структур управления

Тип структуры

Преимущества

Недостатки

Линейная

- Единство и четкость распорядительства - Согласованность действий исполнителей - Простота управления - Оперативность в принятии решений - Личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения - Высокие требования к руководителю, который должен быть подготовлен всесторонне, чтобы обеспечивать эффективное руководство - Концентрация власти в руках 1 - 2 человек

Функциональная

- Стимулирование деловой и профессиональной специализации - Улучшение координации в функциональных областях - Относительно незначительное дублирование управленческой деятельности - Слабые взаимосвязи между функциональными отделами - Функциональные отделы могут отойти от общей цели фирмы и уделять больше внимания выполнению своих внутренних задач - Удлиняется путь команд от руководителя к исполнителю - Ни один из отделов не несет ответственности за результаты работы всей организации - Сложность подготовки менеджеров высшего уровня

Линейно-функциона-льная

- Высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретной функции - Уменьшение потребности в специалистах широкого профиля - Исключение дублирования функций - Освобождение главного менеджера от глубокого анализа проблем - Чрезмерная заинтересованность в достижении целей и задач "своих" подразделений - Длительность процедур принятия решений - Недостаточная гибкость - Возникновение проблем с обеспечением согласованности деятельности функциональных подразделений

Дивизиональная

- Высокая гибкость, быстрая реакция на изменения внешней среды - Четкое распределение ответственности в рамках подразделения - Повышение самостоятельности менеджеров - Высокий уровень координации взаимодействий функциональных подразделений - Более полный учет требований потребителей - Дублирование деятельности - Слабые связи с головным предприятием - Ограничение контроля над деятельностью подразделений со стороны высшего руководства - Конкуренция за корпоративные ресурсы

Про-ектная

- Гибкая реакция на изменения внешней среды

Матричная

- Гибкая реакция на изменения внешней среды - Рациональное использование кадров за счет специализации различных видов трудовой деятельности - Поддержание прямых контактов между специалистами, прямой доступ к информации - Повышение личной ответственности за выполнение программы в целом - Сложность - Возможность возникновения конфликтных ситуаций из-за нечеткого определения реальных полномочий руководителей - Высокие издержки

Командная

- Устраняет барьеры между отделами, что способствует достижению компромиссов - Ускорение реакции на потребности потребителей и процесс принятия решений - Сокращение числа административных уровней - Увеличивается время заседаний и совещаний, снижается эффективность использования ресурсов - Нежелательный уровень децентрализации
- Конкурентоспособность на мировом уровне - Сокращение потребности в управленческом персонале - Гибкость - Отсутствие возможности непосредственного контроля - Низкая лояльность сотрудников - Возможность нежелательной утраты организационных частей.
Виртуальная корпорация является в основном совместной собственностью и стратегическим альянсом, связывающим воедино специфические цели и скоординированные усилия всех входящих организаций. Базовая цель виртуальной корпорации - объединение ключевых технологий и компетенции для того, чтобы наиболее полно удовлетворить возникший спрос на потребительском рынке. Временная корпоративная сеть - виртуальная организация - является ответом на быстроменяющиеся экономические и политические условия, процессы глобализации, с которыми сталкивается современная компания. Принципы виртуальной организации: 1. Упразднение отношений преимущественного подчинения 2. Центры индивидуальной выгоды (прибыли). 3. Географическая рассредоточенность. 4. Отделение выработки политики от принятия решений. 5. Использование информационных технологий и телекоммуникационных процессов. 6. Совместная собственность и меняющиеся альянсы. 7. Объединение ключевых технологий и компетенций. Ускоренное производство и обслуживание. 8. Образование в рамках организации. 9. Совместная работа заказчиков, поставщиков, руководителей, исполнителей, государственных органов. Новые построения виртуального характера делают расплывчатыми формальные линии организаций в такой мере, что часто трудно видеть, где кончается одна организация и начинается другая. Индивидуальные организации работают с помощью компьютерных программ и информационных технологий, что делает неизбежным появление информационных сверхсистем, и порождает уверенность в крупномасштабных способностях и возможностях альянсов партнерских организаций. Виртуальные организации все чаще и чаще заключают субконтракты с внешними структурами, с тем, чтобы использовать преимущества организации малых размеров, их гибкость и адаптивность. Внешних контрактов заключается так много, что они становятся каркасом, "зонтом" организации. Это и определяет ее основное качество - широкую распределенность в пространстве и времени. Нередко случается, что виртуальная организация благодаря информационным технологиям и телекоммуникациям распределена по всему миру. Это создает условия для работы в реальном масштабе времени, позволяет проводить совещания с изображением на экране компьютера всех участников. Система пейджеров, радио- и телевизионных переговорных систем, современная оргтехника сближают расстояния, устанавливают связь с нужными работниками в нужное время, в любом месте их нахождения. Виртуальные организации обеспечивают серьезные конкурентные преимущества за счет существенного снижения затрат на основные и оборотные средства, резкого сокращения налогооблагаемой базы. Виртуальная корпорация позволяет компаниям отказываться от неэффективных или неприбыльных участков работы (путем передачи другим) и концентрироваться на том, что отвечает их основной компетенции, например на проектировании продукта или его продаже. Такие конкурентные преимущества можно использовать, комбинируя способности рабочих групп, интеллектуальных потенциалов тех или иных команд. Всемирный охват рабочих групп, небольших и средних организаций позволяет "варьировать возможностями", отказываться от неэффективных производственных процессов, выполняемых не лучшим образом, и передавать их другим партнерам. В разных местах происходит сосредоточение на тех функциях и фазах процесса производства, которые именно там могут осуществляться наилучшим образом. Виртуальные организации требуют нового мышления руководителей: отказа от всестороннего контроля, перехода от соподчиненности к неформальной координации, взаимного доверия, преобладания деловитости над карьерными устремлениями. Преодоления пережитков иерархического управления.

6. 4. Оценка эффективности организационных структур управления

Анализ действующей организационной структуры проводится для: - оценки рациональности сложившейся структуры, ее экономичности и эффективности; - оценки соответствия организационной структуры целям функционирования предприятия. Объектами анализа являются иерархическая и функциональная структура. При анализе иерархической структуры управления изучается состав и количество ступеней в аппарате управления. Направления анализа: - изучение разделения труда и полномочий в области принятия управленческих решений, т.е. изучается каким образом распределены полномочия между руководителями различных уровней; - выявление уровня квалификации работников, их ответственности и полномочий; - определение соответствия количества фактически работающих количеству, предусмотренному штатному расписанию; - информационное обеспечение управленческой деятельности. Штатное расписание - сводная таблица, в которой указаны наименования должностей, количество работников, оклад. Этот документ разрабатывается ежегодно. На основании штатного расписания оставляется организационная структура управления. База для анализа - положения о функциональных подразделений и должностные инструкции специалистов. Анализ функциональной структуры направлен на выявление разделения труда в аппарате управления, на концентрацию и кооперацию труда. Направления анализа: 1. Определение полноты охвата функций управления всеми подразделениями аппарата управления. С этой целью определяется фактический перечень работ по основным функциям управления, который сопоставляется с номенклатурой работ и функций, предусмотренных действующими Положениями о функциональных подразделениях или должностными инструкциями специалистов; 2. Определение степени централизации выполнения работ в функциональных подразделениях. Рассчитывается с помощью коэффициента централизации, который показывает соотношение централизованного и децентрализованного выполнения работ. 3. Анализ целесообразности функционирования структурного подразделения.

По численности

По подчинен-ности

  • 5. Понятие подхода (процессного, системного, ситуационного, количественного) к управлению. Сферы применения основных подходов
  • Тема 3. Менеджмент как система управления организацией
  • 1. Сущность понятий – организация, система, самоорганизация, структура
  • 2. Процесс их преобразования,
  • 3. Передача продукции или услуг во внешнюю среду.
  • 2. Законы и закономерности управления
  • 3. Состав и классификация принципов управления
  • 4. Содержание системы менеджмента и характеристика ее подсистем
  • Тема 4. Информационно-коммуникативное обеспечение менеджмента
  • 2. Элементы и этапы коммуникаций
  • 3. Преграды на пути межличностных коммуникаций
  • 4. Совершенствование коммуникаций в организациях
  • Тема 5. Организационные структуры управления
  • 1. Совокупность теоретических подходов к формированию и совершенствованию организационных структур управления
  • 2. Особенности, достоинства и недостатки механистических организационных структур управления
  • 3. Особенности, достоинства и недостатки органических организационных структур управления.
  • Раздел 2. «Процесс и технология менеджмента»
  • 2. Понятия дифференциации и интеграции в менеджменте
  • 3. Понятие, сущность, особенности централизации и децентрализации
  • 4. Сущность, состав и содержание методов управления
  • Характеристика методов воздействия
  • Организационно-административные методы управления
  • Тема 7. Технология разработки, принятия и реализации управленческих решений
  • Особенности и отличия управленческого решения от других видов решений
  • Классификация управленческих решений
  • 2. Методы принятия управленческих решений
  • 1.Коллективные методы обсуждения и принятия решений
  • 2.Эвристические методы принятия решения.
  • 3.Количественные методы принятия решений
  • 3. Содержание основных этапов принятия и реализации управленческого решения
  • Модель принятия решений Врума-Иеттона
  • Тема 8. Мотивация деятельности в менеджменте
  • 2. Мотивация как функция управления
  • 3. Содержательные и процессуальные теории мотивации
  • 4. Методы и приемы мотивации
  • 3. Методы, ориентированные на организацию
  • Раздел 3. Психология менеджмента. Управление конфликтами
  • 2. Групповая динамика. Группы, особенности групп, типы групп
  • Тема 10. Стили управления
  • 2. Критерии классификации стилей управления
  • 3. Модель Блейка-Мутона
  • Тема 11. Власть и лидерство в менеджменте
  • 2. Лидерство, качества лидера, стили лидерства
  • Отличия менеджера и лидера
  • 3. Способы управленческого влияния
  • Тема 12. Этика менеджмента
  • 2. Пути разрешения конфликтов
  • 1. Разъяснение требований к работе
  • 2. Координация
  • 3. Установление комплексных целей
  • 4. Система вознаграждений
  • 3. Взаимоотношения организации и общества
  • 4. Меры, предпринимаемые для повышения характеристик этичности менеджмента
  • Раздел 4. Управление отдельными процессами и видами
  • 2. Тактические планы в системе менеджмента
  • Тема 14. Производственный менеджмент
  • 1. Значение производства. Краткая история исследований производства.
  • 2. Производство и производственные системы.
  • 1. Значение производства. Краткая история исследований производства
  • 2. Производство и производственные системы
  • Раздел 5. Диагностика менеджмента
  • 2. Задачи повышения эффективности менеджмента
  • 3. Основные показатели эффективности менеджмента
  • Тема 16. Алгоритм диагностики менеджмента
  • 1. Диагностика менеджмента: характеристика, задачи.
  • 2. Алгоритм диагностики менеджмента.
  • 1. Диагностика менеджмента: характеристика, задачи
  • 2. Алгоритм диагностики менеджмента
  • 2. Особенности, достоинства и недостатки механистических организационных структур управления

    В зависимости от используемых подходов к проектированию организации различают механистический и органический тип структур управления.

    Механистическая или бюрократическая структура управления (рис. 14) - это исторически первый тип структур. Концепцию подхода к построению этого типа структур разработал немецкий социолог Макс Вебер, предложивший нормативную модель так называемой рациональной бюрократии. Отсюда и название структур. Применение термина “механистический” к структуре управления показывает, что структура создана наподобие

    машинного механизма.

    Основными характеристиками этой структуры являются: узкая специализация в работе, работа по разработанным правилам, четкие права и ответственность, ясность в уровнях иерархии, отношения формальные и носят официальный характер.

    Рис. 14. Механистическая структура

    Наиболее типичными организационными структурами данной группы являются следующие: линейная, функциональная, линейно - функциональная (штабная), дивизиональная.

    Л
    инейная структура управления
    (рис. 15) является одной из простейших структур. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель, который наделен всеми полномочиями и который осуществляет единоличное руководство подчиненными ему работниками. Он сосредотачивает в своих руках все функции управления. При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный

    Рис. 15. Линейная структура управления

    имеет одного руководителя, через которого проходят все команды управления.

    В линейной структуре управления формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации (например, зав. секцией, начальник отдела, директор магазина, генеральный директор АО; сменный мастер – старший мастер – начальник цеха – директор предприятия).

    Такие структуры являются жесткими. Каждый руководитель обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, которые требуют узких, специальных знаний.

    Достоинства структур: единство и четкость распорядительства, простота управления (один канал связи), четко выраженная ответственность, оперативность в принятии решений, личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.

    Недостатки структур:

      высокие требования к руководителю, который должен быть подготовлен всесторонне, чтобы обеспечить руководство по всем функциям и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными, что ограничивает возможности руководителя по эффективному управлению;

      перегрузка менеджеров высокого уровня, большое количество информации, поток бумаг, множественность контактов с подчиненными и вышестоящими;

      тенденция к волоките при решении вопросов, касающихся нескольких подразделений;

      отсутствие звеньев по планированию и подготовке управленческих решений.

    Применение : данный вид структур используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.

    Функциональная структура управления (рис. 16). При данном виде структур в помощь линейным руководителям создаются подразделения, специализированные на выполнении определенных функций управления.

    Рис. 16. Функциональная структура

    Функциональное управление при этой структуре существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей.

    Вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться в выполнении всех функций управления, создается штат специалистов, компетентных в своей области в своей области и отвечающих за определенное направление деятельности.

    Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.

    Достоинства структуры : высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций; освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов; уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.

    Недостатки структуры:

      нарушение принципов единоначалия и единства распорядительства;

      наличие условий для получения исполнителями противоречивых указаний от нескольких функциональных руководителей;

      длительная процедура принятия решений.

    Применение: используется в управлении организациями с массовым или крупносерийным типом производства, а также при хозяйственном механизме затратного типа, когда производство наименее восприимчиво к НТП.

    Недостатки линейной, а также функциональной структуры в значительной степени устраняются линейно-функциональными структурами.

    Линейно – функциональная структура (рис. 17). При этой структуре линейному руководителю организации в подготовке решений, в разработке конкретных вопросов помогает специальный аппарат управления, состоящий из функциональных подразделений (отделов, бюро, групп), именуемых службами. Эти подразделения проводят свои решения или через высшего руководителя или (в пределах своих полномочий) прямо доводят их до исполнителей на нижестоящем уровне.

    Достоинства: их универсализм, возможность применения при любых видах производственно-хозяйственной деятельности, наличие конкретных лиц, ответственных за общие результаты работы

    Недостатки:

      каждое звено заинтересовано в достижении своей узкой цели, а не общей цели фирмы;

      отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными подразделениями;

      чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали.

    Применение: используется в различных производственно хозяйственных организациях.

    В
    чистом виде обычно рассмотренных организационных структур не бывает. Чаще используются смешанные структуры, включающие в себя элементы приведенных структур.

    Рис.17. Линейно-функциональная структура

    Еще одной разновидностью бюрократического типа является структура, которая в зарубежной литературе получила название дивизиональной (от слова division – отделение, часть).

    Основными звеньями в организациях с дивизиональными структурами являются производственные отделения . Структурирование организации по отделениям производится, как правило, по одному из трех критериев:

    по видам выпускаемой продукции или предоставляемых услуг (продуктовая специализация) (рис. 18).

    Рис. 18. Продуктовая специализация

    по ориентации на те или иные группы потребителей (потребительская специализация) (рис. 19).

    Рис. 19. Структура, ориентированная на покупателя

    по обслуживаемым территориям (региональная специализация) (рис. 20).

    Рис. 20. Региональная организационная структура

    Такой подход обеспечивает более тесную связь с потребителями и рынком, значительно ускоряет реакцию организации на изменения происходящие во внешней среде.

    Дивизиональная структура эффективна там, где производство слабо подвержено колебаниям рыночной конъюнктуры и мало зависит от технологических нововведений.

    В целом данная структура позволяет организации развиваться и эффективно осуществлять управление разными видами деятельности на разных рынках.

    Можно отметить достоинства дивизионных структур: повышают самостоятельность менеджеров, степень их ответственности за производственные подразделения, более тесная связь производства с потребителями.

    Недостатки структуры :

      вероятность дублирования функций управления на разных уровнях,

      рост иерархичности, вертикали управления.

    Применение: В национальных и многонациональных корпорациях.

    Таким образом, рассмотренные виды механистических структур основаны на традиционном подходе, при котором координация и контроль деятельности персонала осуществляется главным образом по вертикали при помощи приказов, постановлений, правил, которые идут сверху вниз.

    Структура управления - совокупность звеньев управления, находящихся во взаимосвязи и соподчиненности и обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.

    Структура управления организацией, или организационная структура управления (ОСУ) – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. Схема структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связей между ними. В зависимости от характера связей различают механистические и органические структуры управления:

    Механические структуры управления (жесткие) обеспечивают, начиная со второго уровня иерархии, деление задач управления «по функциям». Эта структура управления характеризуется: высокой централизацией стратегических решений и децентрализацией оперативных; организацией директивных связей по однолинейному принципу; преобладающим применением инструментов координации с технической поддержкой.

    Выделяют следующие виды механистических (иерархических) структур:

    1)линейная (простейшая) структура, в которой каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности; Они характеризуются четким единоначалием - каждый руководитель, каждый работник подчинен только одному вышестоящему лицу. Руководитель несет полную ответственность. Доминирующим принципом построения линейных структур служит вертикальная иерархия, которая обеспечивает простоту и четкость подчинения. Но в такой организации каждый руководитель должен быть высококвалифицированным специалистом и обладать всесторонними знаниями. Отсутствие гибкости и адаптивности не позволяет решать комплексные задачи. Тем не менее, развитие отечественного малого бизнеса, как правило, начинается с простых линейных организационных структур.

    2) линейно-штабная - нет принципа единоначалия, структура обеспечивает связь административного управления с функциональным управлением обеспечивается высокая степень профессиональной проработки решений;

    Традиционно в организации существуют отделы финансов, маркетинга, персонала, штабная структура не подходит для организаций с широкой номенклатурой продукции или широким уровнем диверсификации выпускаемой продукции, а также при работе организации на мировых рынках, так как существует реальная возможность, что интересы какого-либо подразделения начнут расходиться с интересами и целями всей организации. Недостатком функциональных структур является нарушение принципа единоначалия. Таким образом, функциональная специализация работ разрывает управленческий процесс, единый по своей природе. В чистом виде функциональная структура практически не применяется. Она чаще используется в органическом сочетании с линейной структурой, образуя линейно-функциональные структуры.

    3)линейно-функциональная структура – ступенчато-иерархическая, распространненая; в этом случае линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы; они наиболее эффективны там, рутинные, часто повторяющиеся и редко меняющиеся функции и задачи.

    Преимущества: Низкие административные расходы, отсутствие дублирования функций, эффективное решение стандартных профессиональных задач, централизованный контроль важнейших решений руководством компании.

    Недостатки: Замедленость реакции на изменения внешней среды, перегруженность руководства решением оперативных вопросов в ущерб задачам стратегического управления. Если крупная

    организационная, структура диверсифицирована, то появляется дивизиональная структура. Дивизиональная структура - структура управления предприятия, в которой четко разделено управление отдельными продуктами и отдельными функциями. Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой становятся топ менеджеры, возглавляющие производственные подразделения. Появление таких структур обусловлено резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности (многопрофильностью), усложнением технологических процессов в условиях динамически меняющегося окружения.

    Слоун, президент “Дженерал моторс”, определил дивизионную структуру как “скоординированную децентрализацию”. Так, фактически одним только делегированием полномочий, функциональная структура превращается в дивизионную структуру управления. В этом типе структур сделана попытка сочетания централизованной координации и контроля деятельности с децентрализованным управлением. Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой являются топ менеджеры, возглавляющие производственные отделения (дивизионы).

    Структуризация по дивизионам, как правило, производится по одному из критериев: по выпускаемой продукции (изделиям или услугам) - Мультидивизионная организация; по ориентации на определенные группы потребителей - потребительская специализация; по обслуживаемым территориям - региональная специализация.по нескольким рынкам или крупным группам потребителей - Рыночная структура управления. В результате управленческие ресурсы верхнего эшелона предприятия высвобождаются для решения стратегических задач. Преимущества дивизионной структуры: она обеспечивает управление многопрофильными предприятиями с общей численностью сотрудников порядка сотен тысяч и территориально удаленными подразделениями;

    обеспечивает большую гибкость и более быструю реакцию на изменения в окружении предприятия по сравнению с линейной и линейно - штабной; при расширении границ самостоятельности отделений они становятся "центрами получения прибыли", активно работая по повышению эффективности и качества производства; более тесная связь производства с потребителями. Недостатки див:

    Увеличение затрат на управленческий персонал. Неэффективное использование ресурсов. Затруднен контроль. В отделениях, как правило, сохраняется линейная или линейно - штабная структура со всеми их недостаткам. Рост иерархичности. Противопоставление целей отделений общим.

    Механистическая структура управления имеет следующие преимущества: обеспечивает высокую профессиональную специализацию сотрудников; позволяет точно определить, где принимается решения, и необходимые ресурсы; - способствует стандартизации, формализации и программированию процессов управления. Недостатки: образование специфических для функциональных подразделений целей затрудняет их горизонтальное согласование; структура ‑­ инерционна и с трудом реагирует на изменения, конфликты между отделами. Механистические структуры управления применяются на большинстве отечественных предприятий, при этом наиболее эффективны они на предприятиях малого и среднего бизнеса.

    В отечественной и зарубежной практике используются два уровня организационных структур:

    1)механистический (бюрократический);

    2)органический (адаптивный).

    Механические – своё название бюрократической структуры связано с тем что первый подход разработал М.Вебер, который предложил нормативную модель названную рациональная бюрократия (идеальная структура). По этой модели все работники организации должны действовать строго по инструкциям и не отклоняется от них. Второе название механистическая она получила от машинного механизма.

    Характеристика механистической структуры:

    1)системность;

    2)большое число подразделений по горизонтали;

    3)высокая степень формализации процессов управления;

    4)высокий уровень централизации управления, следовательно низкий уровень участия рядовых работников в принимаемых решениях.

    Это жесткие структуры, т.е. они не поддаются изменениям. С помощью этой структуры невозможно управлять процессами изменений.

    Органический структуры – эти структуры стали применяться недавно. Своё название органические они получили из-за сходства с организмом. Они способны изменяться.

    Характеристика:

    1)высокая гибкость;

    2)умеренное использование формальных правил и процедур;

    3)децентрализация управления следовательно участие рядовых работников в принимаемых решениях;

    4)небольшое количество уровней управления;

    5)широкая ответственность работников.

    Каждая их этих видов структур имеют несколько разновидностей.

    Разновидности механистических структур:

    1)линейные структуры (Достоинства – четкость распределения и простота управления. Недостатки – высокие требования к руководителю, т.к. должны быть подготовлены всесторонне. Применение – применяется мелкими и средними фирмами, которые осуществляют несложное производство при отсутствии операционных связей между предприятиями. Эти структуры могут применяться только мелкими предприятиями, поэтому возникли другие структуры.);

    2)функциональные (Достоинства – компетентность специалистов и освобождение менеджеров от выполнения специальных вопросов. Недостатки – нарушение принципа единства, распорядительство. Применение- применяется в управлении организациями с массовым или крупносерийным типом, которые производят ограниченную номенклатуру продукции, предприятие действует в стабильных условиях);

    3)линейно-функциональные (Достоинство – универсальный характер. Недостаток – отсутствие единства действия звеньев. Применение – в различных производственных хозяйствах.);

    4)диффузиональные (продуктовые) (применяются в крупных и крупнейших компаниях. Особенности – усиление ориентации деятельности на конечный результат и возможность организовать центры прибыли).

    В чистом виде эти структуры используются редко, чаще применяются смешанные структуры.

    Разновидности органических структур:

    1)проектные (основа – проект – это группа видов деятельности направленной на решение разовой задачи, образуется внутри раздела. Достоинства – гибкость и целевая ориентация.);

    2)матричные (Достоинство – лучшее использование высококвалифицированного труда. Недостаток – нарушение принципа единоначалия. Применяется в наукоёмких отраслях.);

    3)программно-целевые (В них объединяются в единое целое отдельные виды деятельности и сами подразделения которые выполняют эти виды деятельности. Применяются в организациях с изменяющимися целями.)

    С уважением Молодой аналитик

    Механистические организационные структуры управления характеризуются сложностью, большим числом подразделений, высокой степенью формализации, ограниченной информационной сетью, низким уровнем участия всего управленческого персонала в принятии решений.

    Органические оргструктуры управления , наоборот, более простые, имеют широкую информационную сеть, менее формализованы, управление в них децентрализовано.

    Механистические структуры управления . К ним относятся следующие виды организационных структур управления: линейная, линейно-штабная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональные (продуктовая, ориентированная на потребителя, региональная).

    Линейная организационная структура управления образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. Во главе каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий руководство подчиненными ему работниками, сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Сам руководитель находится в непосредственном подчинении руководителя высшего уровня.

    В линейной оргструктуре управления разделение системы управления на составляющие части осуществляется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, широты номенклатуры продукции и т. д. При таком построении в наибольшей степени соблюдается принцип единоначалия: одно лицо сосредоточивает в своих руках управление всей совокупностью операций; подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного руководителя.

    Линейная оргструктура управления используется мелкими и средними организациями, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей. Данная оргструктура управления имеет две разновидности (рисунки 3.1 и 3.2): плоская и многоуровневая (многоступенчатая).

    Рисунок 3.1 – Плоская линейная оргструктура управления

    Рисунок 3.2 – Многоуровневая линейная оргструктура управления

    Достоинства и недостатки линейной организационной структуры управления приведены в таблице 3.1.

    Таблица 3.1 – Достоинства и недостатки линейной оргструктуры управления

    Достоинства Недостатки
    1. Единство и четкость распорядительства, так как работник всегда имеет только одного (линейного) руководителя. 2. Согласованность действий исполнителей, так как она опирается на прямой контроль, осуществляемый одним человеком. 3. Четкая система взаимных связей между руководителем и подчиненным, так как эти связи только вертикальные. 4. Быстрота реакции в ответ на прямые указания. 5. Получение исполнителями увязанных между собой распоряжений и заданий, обеспеченных ресурсами. 1. Высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными, что ограничивает возможности руководителя по эффективному управлению. 2. Перегрузка руководителей высшего уровня, огромное количество информации, поток бумаг, множественность контактов с подчиненными. 3. Тенденция к волоките при решении вопросов, касающихся нескольких подразделений. 4. Отсутствие звеньев по подготовке управленческих решений.

    Линейно-штабная организационная структура управления включает в себя специально созданные при линейных руководителях подразделения, которые не обладают правом принятия решений и руководства каким-либо нижестоящим подразделением. Линейная оргструктура, плоская и многоуровневая, действует эффективно до тех пор, пока организация не стала очень большой. С ростом организации у ее руководства возникает необходимость в специальных экспертах. Таким образом, линейное руководство организации добавляется штабным (рисунок 3.3). Главная задача штабных подразделений состоит в оказании помощи линейным руководителям в выполнении отдельных функций управления. К штабным подразделениям относят службу контроллинга, отделы координации и анализа, группу сетевого планирования, социологическую, юридическую службы. Создание штабных структур - шаг в сторону разделения труда руководителей. Часто штабные подразделения наделяются правами функционального руководства: например, планово-экономический отдел, бухгалтерия, отдел маркетинга, отдел управления персоналом.

    Рисунок 3.3 – Линейно-штабная оргструктура управления

    Достоинства и недостатки линейно-штабной организационной структуры управления приведены в табл. 3.2.

    Таблица 3.2 – Достоинства и недостатки линейно-штабной оргструктуры управления

    Функциональная организационная структура управления предполагает, что каждый орган управления специализирован на выполнении отдельных функций на всех уровнях управления (рисунок 3.4). Это является результатом департаментализации (разделения) управления на элементы (отделы), каждый из которых имеет свою определенную задачу в управлении, т. е. выполняет определенную функцию. Функциональная структура предназначена для выполнения постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Она используются в управлении организациями с массовым или крупносерийным типом производства, а также при хозяйственном механизме затратного типа.

    Рисунок 3.4 – Функциональная оргструктура управления

    Достоинства и недостатки функциональной организационной структуры управления приведены в табл. 3.3.

    Таблица 3.3 – Достоинства и недостатки функциональной оргструктуры управления

    Достоинства Недостатки
    1. Высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций. 2. Освобождение линейных руководителей от решения многих специальных вопросов и расширение их возможностей по оперативному управлению производством. 3. Создается основа для использования в работе консультаций опытных специалистов, уменьшается потребность в специалистах широкого профиля. 4. Структура стимулирует деловую и профессиональную специализации. Так, специалист по маркетингу лучше выполнит работу в этой области, чем высшее руководство. 1. Трудности поддержания постоянных взаимосвязей между различными функциональными подразделениями - «функциональная близорукость». 2. Длительная процедура принятия решений. 3. Отсутствие взаимопонимания и единства действий между функциональными подразделениями. 4. Снижение ответственности исполнителей за работу в результате того, что каждый исполнитель получает указания от нескольких руководителей. 5. Дублирование и несогласованность указаний и распоряжений, получаемых работниками, поскольку каждый функциональный руководитель и специализированное подразделение ставят свои вопросы на первое место. 6. Сложность подготовки руководителей высшего звена из-за узкой специализации руководителей среднего звена.

    Линейно-функциональная организационная структура управления является комбинацией линейной и функциональной оргструктур. Она широко используется на практике и характерна для подавляющего большинства отечественных предприятий. Необходимость комбинации линейной и функциональной структур в рамках линейно-функциональной обусловлена двумя обстоятельствами:

    Необходимостью учета производственной структуры предприятия, т. е. технологических особенностей производства (наличие линейных подразделений);

    Необходимостью повышения производительности управленческого труда за счет его специализации и информационной мощности системы управления (наличие функциональных подразделений).

    Линейно-функциональная оргструктура управления обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные - консультировать, помогать линейным руководителям в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов.

    Ру ководители функциональных подразделений (по маркетингу, финансам, НИОКР, персоналу) осуществляют влияние на производственные подразделения формально, через установление стандартов деятельности (инструкции, положения, расписания и т. п.). Как правило, они не имеют права самостоятельно отдавать распоряжения. Роль функциональных подразделений зависит от масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления организацией в целом. Функциональные подразделения осуществляют всю техническую подготовку производства, разрабатывают варианты решений вопросов, связанных с руководством процессом производства.

    Достоинства и недостатки линейно-функциональной организационной структуры управления приведены в таблице 3.4.

    Таблица 3.4 – Достоинства и недостатки линейно-функциональной оргструктуры управления

    Достоинства Недостатки
    1. Освобождение линейных руководителей от решения многих вопросов, связанных с планированием финансовых расчетов, материально-техническим обеспечением и др. 2. Функциональная специализация управленческих работников более развита, чем в линейно-штабной структуре. 3. Учитывает как особенности индустриального производственного процесса, так и необходимость повышения производительности управленческого труда через специализацию. 4. Построение связей «руководитель – подчиненный» по иерархической лестнице, каждый работник подчинен только одному руководителю, т. е. формально соблюдается принцип единоначалия. 1. Каждое звено заинтересовано в достижении своей узкой цели, а не общей цели организации - «функциональная близорукость». 2. Отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными и функциональными подразделениями - проблема отсутствия механизма горизонтальной координации деятельности функциональных служб, вследствие чего чрезмерно развита система взаимодействия по вертикали. 3. Аккумулирование на верхнем уровне полномочий по решению наряду со стратегическими множества оперативных задач (как следствие вертикальных связей «руководитель – подчиненный»).

    Дивизиональные организационные структуры управления возникли в связи с резким увеличением размеров организаций, диверсификацией их деятельности, усложнением технологических процессов. Ключевыми фигурами в управлении такими организациями становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные подразделения. Виды дивизиональных структур (продуктовой, ориентированной на покупателя, региональной) представлены на рисунке 3.5.

    Рисунок 3.5 – Дивизиональные организационные структуры управления

    Выбор конкретного типа дивизиональной структуры зависит от того, какой фактор особенно важен для организации в целях обеспечения ее стратегических планов.

    Достоинства и недостатки дивизиональных оргструктур управления приведены в табл. 3.5.

    Таблица 3.5 – Достоинства и недостатки дивизиональных оргструктур управления

    Достоинства Недостатки
    1. Большая степень самостоятельности управленческого персонала повышает степень их ответственности за производство. 2. Более широкий круг знаний управленческого персонала. Хорошие условия для подготовки руководителей высшего звена. 3. Более тесная связь производства с потребителями, ускоренная реакция на изменения во внешней среде. 4. Улучшение координации работ в подразделениях вследствие подчинения одному лицу. 5. Возникновение у подразделений конкурентных преимуществ малых фирм. 1. Может иметь место дублирование деятельности. Это случается из-за слабых информационных связей между подразделениями. 2. Недостаточное общение между специалистами различных подразделений. 3. Слабые связи с головным предприятием, в результате чего оно часто не может проконтролировать деятельность своих дивизиональных подразделений. Убытки от этого могут быть очень большими.