Болезни Военный билет Призыв

Как разрешить ситуацию. Как разрешить конфликтную ситуацию. Причины внутриличностных конфликтов

Итак, давайте поговорим о правильном поведении при возникновении конфликтной ситуации. Есть несколько основных моделей поведения при конфликтах:

Соперничество

Соперничество скрывает желание удовлетворять свои собственные амбиции за счет других людей (ситуации модели "победа/поражение). Самые самоуверенные и напористые люди выбирают этот способ (стиль) разрешения конфликтов. Они могут использовать любые средства для достижения своей цели: свою власть, авторитет, опыт, связи и т.д.

Уступки - когда вы ставите интересы противоположной стороны выше собственных (модель "поражение/победа"). Уступки должны быть только тогда, когда одна из конфликтующих сторон не так заинтересована, чтобы в полной мере защитить свои интересы (и, возможно, она считает, что интересы других, более важны, что прямо скажем, бывает достаточно редко). Этот стиль поведения наиболее эффективен, когда это необходимо для сохранения гармонии и для того чтобы предотвратить раскол в отношениях.

Избегание конфликта

Люди, предпочитающие этот стиль поведения, стараются не сосредоточить внимание на конфликте, они в основном безразличны к себе, и вашим потребностям/опасениям (модель "поражение/поражение"). Этот стиль характеризуется игнорированием всяких призывов к сотрудничеству. Этот стиль может быть эффективным только тогда, когда он используется в качестве временной (краткосрочной) стратегии до тех пор, как ситуация не прояснится и не улягутся эмоции.

Сотрудничество

Люди, которые выбирают этот стиль, стремятся к тому, чтобы удовлетворить свои потребности/проблемы и потребности/проблемы другой стороны. Сотрудничество требует гораздо больше времени и энергии, чем другие стили поведения. Как правило, люди, которые предпочитают этот стиль, имеют изначально больше шансов для решения конфликта.

Компромисс

Компромисс - нечто среднее между вышеперечисленными поведениями. Он способен привести к частичному удовлетворению потребностей/проблем с обеих сторон. Компромисс является приемлемым, когда цели обеих сторон являются важными, но не на 100%, и, когда они не стоят больших усилий и времени, которые необходимы для сотрудничества.

Этапы разрешения конфликта:

Создание диалога. Если речь идет о конфликте в семье, соберите всех членов семьи, и пусть они знают, что вы открыты и внимательны к нуждам других членов семьи, и готовы открыто обсуждать проблемы, и положить конец раз и навсегда всем недопониманиям. Помните, что каждый человек имеет право высказать свою точку зрения.

Налаживание диалога с каждой из сторон в конфликте. Помните, что диалог должен включать все конфликтующие стороны, и обе стороны должны быть в состоянии как говорить, так и задавать вопросы. Вы должны внимательно слушать друг друга.

Переваривание всей информации - это третья стадия разрешения конфликта. Конфликтующие стороны должны переосмыслить полученную информацию и пересмотреть свои чувства и понять, что вызвало конфликт.

Прийти к соглашению. Это следующий психологический и наиболее эффективный инструмент разрешения конфликтов. Это процесс установления доверия и согласия.

Обсуждение разногласий. На данном этапе, происходит пересмотр разногласий, которые существуют с обеих сторон. На этом этапе необходимо понимать, что до тех пор, пока вы не поймёте друг друга, вы не сможете преодолеть разногласия.

Обеспечение соглашения. Это заключительный этап урегулирования конфликтов. На данном этапе, закрепляются договорённости о достигнутых компромиссах.

О разрешении конфликтов

В обществе всегда возникали и проявлялись различного рода конфликты между людьми: от межличностных и семейных до социально — классовых и межгосударственных.

Люди, сталкиваясь с теми или иными коллизиями, возникающими между ними, в конце концов находили методом проб и ошибок необходимые средства и способы устранения последних. Однако при этом не осмысливался сам феномен конфликта, его основа и механизм разрешения.

«Человеку на протяжении веков было присуще свойство много действовать и слишком мало мыслить» ©М. Хайгедер

Понятие “разрешение” конфликта обозначает процесс устранения, в первую очередь, основ конфликта, его причин и предмета.

Особенности развития конфликта

Конфликт становится конфликтом лично для нас тогда, когда столкнувшиеся в нем противоречия для нас значимы. К тому же, кого-то они могут волновать больше, кого-то меньше, а для другого могут быть и вовсе безразличными. Столкновение личностных смыслов и мотивов есть суть любого конфликта.

Что значит разрешить конфликт? — это действие управляющего субъекта с целью смягчения, ослабления или перевода его на другой уровень отношений. Это завершающий этап конфликта и здесь обычно происходит его прекращение, идет согласование интересов и позиций участников конфликта, их взаимного примирения.

Психологи выделяют разрешимые и неразрешимые конфликты, полное и неполное их разрешение.

В случае, если предмет конфликта или его причина исчерпывает себя, устраняется, то конфликт разрешим. Неполное же разрешение конфликта происходит тогда когда устраняются лишь некоторые элементы сути и причин конфликта. Причем психологи утверждают, что неполное разрешение конфликтной ситуации очень часто приводит к его рецидиву.

Уровни разрешения конфликта

1. Анализ сути конфликта, определение конфликтогенов — это то, что конкретно вызывает противоборство.
2. Разработка стратегии разрешения и выбор стиля поведения.
3. Реализация методов и средств, плана действий по разрешению конфликта.

Запомните!

Если вы действительно стремитесь преодолеть все противоположности, лежащие в основе вашего конфликта, прийти к примирению, не пытайтесь отменить конфликт. Только его правильное и разумное разрешение приведет вас к успеху в личностном развитии и общении.

Чтобы разрешить любой конфликт необходимо знать основные стили поведения в конфликте:

Конкуренции, уклонения, приспособления, сотрудничества, и компромисса

Стиль разрешения конфликта — конкуренция или соперничество предполагает удовлетворение прежде всего и исключительно своих потребностей и активную защиту своих интересов в ущерб интересов оппонента; человек не заинтересован в сотрудничестве, и зачастую навязывает и принуждает к принятию другими его решения.

Стиль разрешения конфликта — уклонение или избежание применяется в ситуации, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, когда вы не хотите тратить время и силы на ее решение или когда вы чувствуете, что находитесь в безнадежном положении, либо в тех случаях, когда чувствуете себя неправым.

Избежать конфликт возможно еще если вы не собираетесь дальше продолжать отношения с вашим оппонентом или если вы с ним совсем не знакомы. Все это серьезные основания для того, чтобы не отстаивать собственные интересы.

Стиль разрешения конфликта — приспособление означает, что вы, действуя совместно с другим человеком, не пытаетесь отстаивать собственные интересы, вы уступаете своему оппоненту, стремясь сохранить мир и добрые отношения,что итог разрешения конфликта намного важнее для другого чем для вас самих.

Так разрешить конфликт полезно в тех случаях, когда вы не можете одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью, ваш вклад не очень велик, и вы не делаете ставку на положительное для вас решение проблемы.

Разрешить конфликт с помощью сотрудничества

Данный стиль разрешения конфликта самый рациональный и эффективный, и часто приводит к конструктивному разрешению всех противоречий. Здесь все участники конфликтной ситуации отстаивая свои интересы, совместно с другими ищут пути достижения результата, который удовлетворил бы всех.

Такое разрешение конфликта требует больше времени, но результат того стоит. Данный стиль можно использовать тогда, когда для обеих конфликтующих сторон очень важно разрешение данного конфликта, и когда ваши отношения длительны и взаимо зависимы, и вы оба способны выслушать друг друга, объяснить свои желания и вместе выработать варианты решения проблемы.

Можно разрешить конфликт с помощью компромисса

Этот способ основан на взаимных уступках. Психологи утверждают, что этот стиль наиболее часто выбирают конфликтующие стороны для разрешения конфликта.

Участники конфликта сходятся на частичном удовлетворении своего желания и частичном выполнении желания другого человека, обмениваясь уступками и торгуясь для выработки компромиссного решения.

Этот стиль разрешения конфликта наиболее эффективен в ситуациях:
— когда оба противоборствующих субъекта хотят одного и того же, но уверены, что одновременно для них это невыполнимо:
— когда вы хотите получить решение быстро, потому что это более экономичный и эффективный путь;
— когда вас может устроить временное решение;
— когда другие подходы к решению проблемы оказались не эффективными;
— когда удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную цель;
— когда компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять.

Все люди живут на одной планете и подчиняются одним и тем же законам природы. Однако каждый человек имеет свою точку зрения на всё происходящее в этом мире. И, как известно, одинаковых мнений не бывает, поэтому люди даже на одни и те же события смотрят по-разному и придают им разные смыслы. Благодаря этому наш мир становится более интересным и богатым для каждого человека.

В связи с этим, даже у любящих друг друга мужчины и женщины могут возникать конфликты. Ведь конфликт – это когда один человек, имея свою точку зрения, навязывает её другому человеку и пытается его убедить в своей правоте, другой, в свою очередь, не желает принимать и слушать партнёра. Иными словами, конфликт – это противоположность мнений.

Поэтому возникновение конфликтов у людей типично и совершенно естественно, важно лишь уметь правильно разрешать такие конфликты, а когда эти конфликты возникают между любящими мужчиной и женщиной, то такое умение просто необходимо, в противном случае такой союз будет недолговечным.

Любящие друг друга люди должны понимать, что у партнёра есть своё мнение, что оно имеет право на существование, и важно научиться принимать это, а значит, уважать партнёра, и неважно мужчина это или женщина.

Так, для разрешения конфликта существует несколько заветов, которых при конфликте необходимо придерживаться, чтобы конфликт не перерастал в ссору, брань и так далее. Придерживаясь определённого поведения, Вы сможете не просто не разжечь конфликт, а разрешить его без взаимных обид и упрёков.

Как разрешать конфликты в отношениях

Главное условие при возникновении конфликта – это ни в коем случае не позволять себе унижать партнёра. Не игнорируйте партнёра, не оскорбляйте его, не проявляйте равнодушия и эгоизма. Конфликт не может быть разрешён без его ведения. То есть, если возникает разногласие и противоположность мнений, то, пока партнёры не придут к общему решению путём переговоров, конфликт не считается разрешённым. Поэтому для начала необходимо научиться правильно конфликтовать.

Как правильно конфликтовать:

1. Внимательно слушать

В психологии это называется активным слушанием. Это когда Вы, слушая любимого, произносите слова, типа «Да, я внимательно слушаю тебя», «Я тебя понимаю».

2. Переспрашивайте и уточняйте

В конфликте необходимо точно определить тему, для этого Вам необходимо дать высказать инициатору конфликта свою точку зрения и пересказать её. К примеру, «Я правильно тебя поняла, ты имеешь в виду то-то и то-то».

3. Не расширяйте тему конфликта

Если Вы начали говорить об одной или другой теме, то и ведите беседу только о ней, до тех пор, пока полностью не разрешите конфликт. Только после этого можно затронуть другую тему, но это только если Вы оба смогли разрешить конфликт. Если же нет, и Вы просто ушли от конфликта, то нет смысла начинать другой, так как ничем хорошим он не закончится.

4. Подчёркивайте значимость партнёра

Если Вы будете подчёркивать значимость партнёра, то это будет снижать его агрессию, и он будет стремиться выяснить ситуацию, а не устроить ссору. Подчёркивать значимость партнёра можно так: «Я уважаю твоё мнение. Мне важно, что ты думаешь» и так далее. Необходимо показать партнёру, что Вы действительно внимательны к нему и его мнению.

5. Спокойное ведение разговора

Старайтесь контролировать свои эмоции, не повышайте голос, старайтесь быть спокойной, и так же спокойно настраивайте партнёра на позитивный лад, если он повышает голос. Можно сказать: «Дорогой, у меня болит голова, говори потише», главное, чтобы это не звучало иронично, иначе Вы просто его разозлите.

6. Встать на место партнёра

Это один из способов лучше его понять, поэтому попытайтесь встать на место партнёра и взглянуть на ситуацию его глазами, так Вам будет легче понять его позицию.

Как разрешить конфликт

Когда Вы уже выслушали партнёра, поняли, чего он хочет, Вам необходимо понять, насколько всё, что он говорит, важно для Вашей личности, что идёт в разрез с Вашими принципами и приоритетами. После этого необходимо начать поиск точек соприкосновения и компромисса.
И всегда предлагайте: «Давай найдём решение, как ты считаешь, какой выход…». Конечно, не забывайте говорить о своём мнении и своём видении ситуации, но если Вы будете спрашивать мнение партнёра и внимательно его слушать, а только потом говорить о своём, Вы будете показывать ему своё уважение и положительно его настраивать. В общем, если люди уважают друг друга, то конфликты довольно быстро улаживаются, но, к сожалению, люди часто свои желания уважают и любят сильнее, чем партнёра, отсюда и все беды.

Однако причины конфликтов могут быть разного уровня сложности: кто-то посуду за собой не помыл, кто-то вещи разбросал, а кто-то домой не приходит ночевать или отдыхать без своей половинки отправился. В таких ситуациях уже довольно тяжело держать себя в руках. Но именно такие ситуации и требуют большего терпения, проявления уважения к партнёру и умения слушать и слышать всё, что он говорит. Ведь именно такие проблемы приводят к ухудшению отношений между партнёрами, а не редко и к расставанию.

Поэтому если в Ваших отношениях возникают конфликты, которые Вы не можете решить самостоятельно, помните, специалисты нашей службы Love-911 смогут Вам помочь. Если Вы обратитесь к ним и расскажете подробно свою ситуацию, то они подготовят для Вас индивидуальные рекомендации, которые помогут Вам разрешить тот конфликт, который назрел именно у Вас.


Поставь свою оценку

(24 проголосовало)




Умение разрешать конфликты – первый шаг к эффективному общению в семье или на работе.
Отношения, где периодически возникают конфликты, с последующим прояснением ситуации, считаются более благополучными по сравнению с такими, где конфликтов вообще нет.

Этот утверждение показывает истинную суть конфликта, способного как разрушить, так и укрепить отношения.

Типы реагирования в конфликтной ситуации

Самый распространенный стиль реагирования в конфликте – это избегание или отрицание конфликта как такового. В этом случае конфликт вытесняется его участниками на задний план, но продолжает «аккомпанировать» им в любых общих интеракциях, создавая потенциал для дальнейшего напряжения и еще большего конфликта.

Вторая распространенная реакция на конфликт – во всем обвинить своего партнера и переложить ответственность за происходящее на него, а самому прийти в наступление. Такое возможно тогда, когда участники ошибочно путают конфликт с возможностью «бесплатного» выражения своих отрицательных эмоций. Выпускание пара не помогает решению конфликта, а лишь способствует возрастанию трений, разногласий между его участниками.

Третий стиль не столь популярен как первые два, так как требует от участников применения силы для победы друг над другом. В этом случае более «сильный партнер» всегда рад конфликту, потому что в разбирательствах ему удается реализовать свои соревновательные импульсы, хотя сам конфликт при этом остается нерешенным. Точно также некоторые заявляют о своей готовности идти на компромиссы, хотя на самом деле конфликты для таких людей по той или иной причине выгодны, и они просто манипулируют своим партнером.

Есть ли альтернатива?

Общий принцип успешного решения любых конфликтов заключается в том, что участники конфликта воспринимают его как ситуацию, которую они могут решить сообща. В этом случае обе стороны остаются в выигрыше, потому что способны найти решение, приемлемое для обоих. Этот принцип легок в теории, но часто сложен на практике, так как требует приложения сил.

Ваша личная реакция играет первостепенную роль в том, как события будут развиваться дальше. Кто-то может быть поглощен своими интересами настолько, что, применив силу, за пару мгновений разрушит даже самые крепкие отношения. Но если, наоборот, кто-то привык всегда уступать только потому, что избегает любого конфликта, то тем самым он сообщает другому, что с ним вообще можно не считаться и не брать его в расчет.

Как решить конфликт эффективно?

Как только вы обнаружили себя в конфликте, то важно не горячиться и дать остыть своим эмоциям, это позволит вам справиться с возникшими разногласиями на рациональном уровне, а затем используйте один из приемов:

Психологическапя амортизация

Термин из курса Школы Психологического айкидо .
Если партнер разозлен и настроен агрессивно, то лучшим способом ухода из под прямого огня является простое согласие с доводами партнера. Как только вы обнаружите долю правды в аргументах противника, сразу с ними соглашайтесь.

Например: «Да, я с тобой согласен, мне бы тоже хотелось быть более ответственным и позвонить тебе прошлым вечером, как я и обещал».

Обвинения партнера могут быть абсолютно беспочвенными, но вам лучше согласиться с тем, что у каждого из нас свое восприятие одного и того же. Это не значит что, соглашаясь, вы поступаетесь своими собственными принципами, вы просто принимаете позицию другого и его право на свое мнение. Иногда крупная победа требует маленьких поражений.

Соучастие

Попробуйте поставить себя на место другого, посмотрите на мир его глазами, дайте другому почувствовать, что он услышан. Вы можете словесно сообщить партнеру, что понимаете то, что он пытается вам сказать, делайте это через переформулирование его же слов. Например: «Я понимаю, что сейчас ты говоришь о потере доверия ко мне».

Или вы можете дать партнеру понять, что понимаете его чувства. При этом важно никогда не приписывать свои эмоции другому человеку («сейчас ты расстроен и разозлен»), а высказать свои предположения о том, как другой может себя чувствовать. Например: «Мне кажется, ты испытываешь сейчас злость и раздражение из-за того, что произошло. Так ли это?».

Внимание

При этом о себе и своих чувствах говорите с позиции «Я», а не «Ты»: «Я чувствую себя разочарованным из-за того, что между нами произошло» эффективнее, чем: «Ты меня разочаровал».

Поглаживания

Покажите свое уважительное отношение к партнеру, даже если он злится на вас. Например: «Я уважаю твою смелость начать обсуждение этого вопроса со мной» или «Я восхищен твоим мужеством».

Модель решения конфликтов

1. Определите проблему и обсудите ее с партнером. Найдите общие точки соприкосновения и причины разногласий, проясните свои позиции.

2. Фаза мозгового штурма. Найдите несколько решений. Отталкивайтесь от того, с чем вы оба согласны и к чему оба хотите прийти. Включите в список столько вариантов решений, сколько вам придет в голову, независимо от того, реалистичны они или нет.

3. Теперь проанализируйте решения. Для этого внимательно изучите составленный список и к каждому из решений найдите свои «за» и «против». Делайте это до тех пор, пока из всего многообразия не останется одного или двух лучших решений вашей проблемы.

4. Выберите решение, которое кажется самым приемлемым, даже если оно не идеально.

5. Осуществите решение. Обговорите с партнером детали выполнения принятого соглашения. Подстрахуйтесь и договоритесь также о действиях в случае форс-мажорных обстоятельств.

6. Конфликт – это процесс, поэтому не мешает время от времени узнавать у своего партнера, как у него обстоят дела с принятыми соглашениями. Может быть, пришло время заключить новую договоренность или что-то добавить в уже существующую.

Цитата/афоризм

Э.Кливер: «Либо вы часть решения, либо вы часть проблемы».

Иногда в коллективах случается так, что есть сотрудники, каждый сам по себе, а команды нет. Сплочению работников мешают, как правило, частые конфликты. Думаю, тема межличностных отношений в коллективе - одна из главных. Остановимся на ней подробно.

Проблемы, связанные с противостоянием одного человека другому или групп людей между собой, решаются не сразу. Как начальнику, так и подчиненным приходится проделывать большую работу.

Поскольку у руководителей широкий функционал, и на них лежит большая ответственность, заниматься межличностными отношениями подчиненных зачастую бывает некогда. Исправить ситуацию может приглашенный психолог, специализирующийся на конфликтах, но давайте пока все-таки поговорим о роли топ-менеджера в устранении разногласий.

Чаще всего конфликты возникают, когда меняются привычные условия работы и жизни, что актуально в наши дни. От того, как складываются отношения в коллективе, во многом зависит успех работы компании.

Так ли страшен конфликт?

Заметим, что конфликтов бояться не надо, противостояния даже полезны. Если сотрудники выясняют отношения, значит, противоборствующим сторонам небезразлично то, что они делают, как выполняют работу. Как правило, они хотят работать в фирме и развивать ее, боятся потерять рабочее место. Значит, у руководителя есть все шансы создать эффективную команду.

К тому же конфликт - хороший способ избавиться от негатива. Каждый психолог знает: держать в себе отрицательные эмоции ни в коем случае нельзя. Речь не идет о том, чтобы намеренно обижать кого-то, достаточно просто выговориться, рассказать о своих проблемах психологу или близкому человеку.

Разрешение конфликта

Что делать, если сотрудник не справился с эмоциями? Существует несколько способов налаживания отношений:


    Снижение вероятности противоречий

Чтобы предотвратить разногласия в коллективе, осознанно подбирайте персонал. Руководителю следует хорошо подумать, каких именно сотрудников он желает видеть у себя в офисе. Особенности характера и поведения претендента на должность выявляют на собеседовании с помощью тестов и формулировки гипотетических ситуаций.

Не менее важно выяснить, разделяет ли потенциальный сотрудник ценности компании, готов ли выполнять миссию предприятия, сможет ли быть на одной волне с другими членами коллектива.

Поинтересуйтесь, как собеседник представляет будущую работу, что полезного планирует сделать для фирмы. Сопоставьте ответы кандидата со своими взглядами на деятельность компании и стратегию ее развития.

Сразу подробно знакомьте специалиста с должностными обязанностями. Если представления сотрудника о них поверхностны, разногласий не избежать. Чем меньше абстракций, тем реже возникают конфликты.


    Преодоление препятствий

Я выделяю два вида барьеров: коммуникативные и восприятия. Коммуникативные барьеры возникают из-за непонимания целей и мотивов специалистов других подразделений. Незнание особенностей работы соседнего отдела ведет к появлению домыслов и сплетен. Люди не утруждаются выяснением функционала коллег, не интересуются, какие проблемы решают другие сотрудники, возникают ли сложности, требуется ли помощь. В результате по офису распространяется искаженная информация.

У многих работников есть скрытые установки на борьбу. Люди не всегда помнят о необходимости работать в команде, чтобы добиваться целей вместе, поэтому конструктивному диалогу предпочитают соперничество.

Барьер восприятия - это неумение выслушать собеседника. В большинстве случаев такое поведение определяется свойствами темперамента и мышлением конкретного человека. Кто-то ориентирован на выполнение работы, поэтому не желает тратить время на «пустую болтовню», а для кого-то, напротив, важно «поговорить за жизнь». Во время беседы, дискуссии стороны не понимают друг друга, поэтому разгорается конфликт. Не способствуют пониманию различия в социальных статусах, образовании, словарном запасе, уровне знаний сотрудников. Человек не всегда учитывает потребности оппонента.

Коммуникативные барьеры снимает руководитель. Он определяет круг обязанностей каждого сотрудника, обозначает зоны ответственности. Главное - стимулировать коллектив к достижению результата. Для формирования командного духа проводятся планерки, собрания, индивидуальные встречи, устраиваются корпоративы. Далеко не последнюю роль в предотвращении конфликтов играет материальное стимулирование подчиненных.

С барьерами восприятия все гораздо проще. Если с помощью руководства удастся разрушить коммуникативный барьер, то слушать и слышать друг друга люди постепенно научатся.


    Нейтрализация конфликта

Допустим, штат укомплектован, все добросовестно трудятся, барьеры сняты, но время от времени жизнь офиса перестает быть спокойной. Чтобы прекратить спонтанно возникшую ссору, необходимо побеседовать с ее участниками, выяснить, по поводу чего конфликт и планируется ли примирение. Это обязанность руководителя, так как конфликтующим сторонам бывает сложно пойти на перемирие и объективно оценить ситуацию, по поводу которой разгорелся конфликт. Он настраивает участников спора на позитив, объясняет важность эффективного взаимодействия. Хорошо мотивирует к налаживанию отношений постановка единой цели.

Не менее важно учитывать индивидуальные особенности людей, стремиться понять и принять каждого члена коллектива, уметь найти подход к любому сотруднику, будь он руководителем, коллегой или подчиненным. Ориентировка на личность каждого участника дискуссии - основа разрешения конфликтов.


    Способы примирения

Пути выхода из конфликта для начальников и подчиненных одинаковы. Это:

  • Взятие на себя ответственности за ссору и ее последствия, извинение, сожаление о недостойном поведении.
  • Поиск взаимовыгодных решений проблемы, уступки, компромиссы.
  • Понимание и принятие собеседника, установление обратной связи («другой человек имеет право на точку зрения, отличную от моей»), выражение добрых чувств.
  • Объяснение личной мотивации, рассказ о собственных потребностях, мыслях и переживаниях.

Что делать при конфликте начальнику? В первую очередь, попытаться выяснить объективную причину противостояния, выслушать каждую из сторон. Можно организовать диалог между участниками конфликта, попросить цивилизованно высказать претензии, самому принять участие в беседе.

Если ситуация не меняется, четко разграничьте должностные обязанности и зоны ответственности конфликтующих. Отнеситесь к возникновению конфликта мудро и с долей иронии. «Переключите» подчиненных на позитив.

Противостояния будут возникать нечасто, если позволять людям «выплескивать» все, что «накопилось». Это можно делать во время беседы. Не будет лишней забота о психологическом благополучии сотрудников в долгосрочной перспективе: организация квестов, командных игр, походов в боулинг и т. д.

Необходимо помнить о том, что каждый из нас - человек, личность с разными желаниями, потребностями, особенностями характера, мотивами и амбициями. Понимая это, мы делаем широкий шаг в сторону позитивных отношений, даже если противостояние пока еще в силе.

Гнев, агрессия, злоба - это нормальные психические реакции, защита от «нападения» извне. Бывает, собеседник заблуждается, и оппонент отстаивает свою позицию, что вроде бы логично. На самом деле если инициативу по примирению возьмет на себя тот, кто действительно прав, выиграют оба.

Каждый из нас время от времени совершает ошибки, но признать их могут не все. Людям свойственно защищать свою позицию, даже если она неправильная, в то время как на решительное заявление о собственной неправоте реагируют даже негативно настроенные оппоненты.

Дарья Пантюх