Болезни Военный билет Призыв

Понятие и источники стресса. Как помочь себе во время стресса? В управлении конфликтной ситуацией очень полезны средства интеграции, такие как управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные группы, це

Вопросы для самопроверки

Основные термины и понятия

Формирование карьеры.

Успех карьеры.

Позиции карьеры.

Индивидуальное отождествление.

Приспособляемость карьеры.

Этапы карьеры.

1. Что такое «карьера»?

2. Охарактеризуйте основные этапы карьеры. На каком этапе находитесь вы?

3. Какие факторы определяют успех карьеры?

4. Как могут быть связаны между собой психологический и объективный успех?

5. В каких сферах может развиваться карьера человека? Приведите пример.

2.4. Управление стрессом в организации 6

Впишите основные слова, с которыми у вас ассоциируется понятие «стресс» (рис.8).

___________________

6 В главе использованы следующие источники: , , , , , , , , , , .

Рис. 8. Что такое стресс?

Стресс в последнее время становится все более распространенным явлением. Данный термин стал одним из самых популярных и превратился в источник вполне оправданного беспокойства руководителей компаний. Это один из самых «дорогостоящих» видов издержек фирмы, негативно воздействующий как на состояние здоровья работников, так и на прибыль компании.

Стресс - это общий термин, применимый ко всем испытываемым индивидами формам давления. Несмотря на существование многочисленных определений и разногласий по поводу содержания термина, можно считать, что стресс - динамичное состояние, обусловленное наличием трудностей или препятствий, осложняющих достижение желаемых результатов. Демонстрацией стресса являются физиологические, психологические и поведенческие реакции, вызванные первичной познавательной оценкой ситуации.

Стрессовые факторы находятся как в окружающей человека действительности, так и в его психологическом окружении. Все источники стресса могут быть условно разделены на три большие группы:

Внешние факторы;

Факторы, зависящие от организации;

Факторы, зависящие от самого работника.

Внешние факторы – это, например, вооруженные конфликты и столкновения, усиление экономической и политической неста­бильности в обществе, инфляция, увеличение безработицы.

Так, например, по данным Департамента труда и занятости правительства Москвы, свыше половины обратившихся в службу занятости в поисках работы людей испытывали состояние стресса и нуждались в реабилитации и со­циально-психологической поддержке.

Факторы, зависящие от организации, представляют собой весь­ма многочисленную группу, которая в свою очередь может быть разделена на следующие подгруппы:

Характер выполняемой работы (сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда: степень опасности при выполнении работы, уровень шума, освещенность и т.п.);



Нечеткое распределение ролей (несоответствие формально установленных и реальных требований к поведению работников, ролевой конфликт);

Отношения в коллективе (отсутствие поддержки, проблемы с общением);

Организационная структура (например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является потенциальным источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей);

Стиль управления (методы неоправданного давления и угроз, сопровождающиеся чувством беспокойства, страха, угнетенным состоянием).

Факторы, зависящие от самого работника, - это личностные проблемы, а также специфические качества и черты характера самих работников.

Кроме того, к числу факторов, способствующих или напротив препятствующих возникновению стресса, могут быть отнесены:

Опыт работы;

Восприятие;

Поддержка коллег, друзей и родственников;

Активные попытки повлиять на ситуацию в целях ее улучшения;

Степень агрессивности.

Опыт работы. Говорят, что опыт является лучшим учителем; он же может быть и достаточно сильным фактором, препятствующим стрессу. Как правило, чем дольше работают сотрудники, тем луч­ше они адаптируются к условиям работы в организации, более успешно преодолевают трудности и устраняют препятствия в ра­боте.

Восприятие. Работники очень часто вос­принимают ситуацию не такой, как она есть на самом деле, а та­кой, какой она им кажется в данный момент. Например, предстоящее увольнение в связи с сокращением штатов один работник может воспринимать как жизненную трагедию, а другой - оп­тимистически, рассчитывая быстро устроиться на новую работу или со­здать свое собственное дело.

Естественно, что поддержка коллег, друзей и родственников по­могает снимать напряжение и преодолевать стрессы. Особенно это важно для тех людей, которые в соответствии с теорией моти­вации Мак-Клелланда имеют ярко выраженную потребность во взаимопонимании, дружбе и общении.

Активные попытки повлиять на ситуацию в целях ее улучшения (поведение, направленное на преодоление возникших трудностей и препятствий), как правило, в большей мере способствуют пре­дупреждению стресса и снижению его уровня, чем пассивная по­зиция выжидания и невмешательства в создавшуюся ситуацию.

Для оценки уровня стресса и причин его возникновения необ­ходимо иметь в виду, что стресс имеет тенденцию накапливаться. Иногда сама по себе довольно незначительная причина, дополняя уже накопленный уровень стресса, может явиться той самой «пос­ледней каплей», после которой наступают крайне негативные по­следствия. Именно поэтому, анализируя стресс, необходимо при­нимать во внимание всю совокупность причин и обстоятельств, предшествующих его возникновению и обусловивших те или иные последствия стресса.

  • 5.1. Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов
  • 5.2. Объективные факторы возникновения конфликтов
  • 5.3. Личностные факторы возникновения конфликтов
  • 6 Функции конфликта
  • 6.1. Понятие функции конфликта
  • 6.3. Деструктивные функции конфликта
  • 7 Динамика конфликта
  • 7.1. Предконфликтная ситуация
  • 7.2. Открытый конфликт
  • 7.3. Послеконфликтный период
  • 8 Понятие и виды внутриличностных конфликтов.
  • 8.1. Понятие внутриличностного конфликта
  • 8.2. Виды внутриличностных конфликтов
  • 9 Причины и последствия внутриличностного конфликта.
  • 9.1. Причины внутриличностного конфликта
  • 9.2.Последствия внутриличностного конфликта
  • 10 Предупреждение и разрешение внугриличностных конфликтов
  • 10.2. Способы разрешения внутриличностных конфликтов
  • 11 Стрессы. Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов.
  • 11.1. Понятие и природа стресса
  • 11.3. Профилактика стрессов в производственных ситуациях
  • 11.4. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения
  • Модуль 4. Конфликты на различных уровнях социальной системы.
  • 12 Межличностный конфликт
  • 12.2. Межличностные конфликты в семье.
  • 13 Конфликты в организации
  • 13.1. Специфика конфликта в организации
  • 13.3. Производственные конфликты
  • 13.4. Трудовые конфликты в организации
  • 13.5. Инновационные конфликты
  • 13.6. Особенности управления конфликтами
  • 14 Межгрупповой конфликт
  • 14.1. Особенности межгрупповых конфликтов
  • 14.2. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов
  • 15 Основные виды межгрупповых конфликтов.
  • 15.1. Типология межгрупповых конфликтов
  • 15.2. Политические конфликты
  • 15.3. Этнические конфликты
  • 16 Предупреждение конфликтов
  • 16.1. Трудности профилактики конфликтов и способы их предупреждения
  • 16.2. Проблема конфликтных личностей
  • 16.3. Современный менеджмент о профилактике конфликтов
  • 16.4. Нормы деловой этики и предупреждение конфликтов. Роль юмора
  • 17 Разрешение конфликтов
  • 17.1. Тактика избегания конфликта и метод насилия
  • 17.4. Основные механизмы тактики взаимного выигрыша
  • 17.5. Универсальные средства разрешения конфликтов и его результаты
  • 18 Переговоры как способ разрешения конфликтов
  • 18.1. Общая характеристика переговоров
  • 18.2. Стратегии ведения переговоров
  • 18.3. Динамика переговоров
  • 18.4. Тактические приемы ведения переговоров
  • 18.5. Посредничество в переговорном процессе
  • Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «конфликтология» Введение
  • Общие требования к курсовому проекту Задания на проектирование
  • Тема 2. Установление непосредственной причины конфликтного столкновения между сотрудниками (группами работников, подразделениями) организации
  • Тема 3. Определение системы мер по предупреждению нежелательных конфликтов и стрессов в социальных группах
  • Тема 4. Упорядочение взаимодействия смежных подразделений
  • Тема 5. Разъяснение требований к сотрудникам как условие профилактики внутриличностных и межличностных конфликтов в организациях
  • Тема 6. Выдвижение комплексных, интегрирующих целей при предупреждении и преодолении организационных конфликтов
  • Тема 7. Соблюдение принципов социальной справедливости в материальном и моральном поощрении работников как средство предотвращения конфликтов и стрессовых состояний
  • Тема 8. Применение социально-психологических правил обеспечения взаимопонимания и сотрудничества в коллективе
  • Тема 9. Повышение культуры межличностного общения как условие профилактики эмоциональных конфликтов в социальных группах
  • Тема 10. Повышение эффективности использования примирительных процедур в урегулировании конфликтов
  • Тема 11. Следование общим правилам ведения переговоров при урегулировании конфликтов
  • Тема 12. Посредничество в урегулировании организационных или социально-трудовых конфликтов
  • Тема 13. Предупреждение и преодоление конфликтных ситуаций в организации посредством социального партнерства
  • Тема 14. Использование технологий рационального поведения для улаживания межличностных конфликтов и преодоления стрессов
  • Тема 15. Создание здоровой морально-психологической атмосферы в социальной группе как средство предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций
  • Тема 16. Значение повышения качества трудовой жизни в профилактике конфликтов
  • Тема 17. Выбор оптимального стиля поведения в конкретном конфликте с целью осуществления собственных интересов
  • Тема 18. Соблюдение условий для осуществления права работников на забастовку
  • Тема 19. Учет особенностей забастовки как крайней формы проявления социально-трудового конфликта
  • Тема 20. Полная информация о развитии конфликта и поведении его участников как условие обоснованного воздействия на взаимоотношения конфликтующих сторон
  • Тема 21. Решающая роль руководителя организации (подразделения) в управлении конфликтами и стрессами
  • Тема 22. Возрастание требований к коммуникативной культуре руководителя в конфликтных условиях
  • Тема 23. Предупреждение и разрешение конфликтов при проведении текущей деловой оценки персонала организации
  • Тема 24. Конфликты в коллективе при назначении нового руководителя структурного подразделения
  • Тема 25. Конфликты в организации вследствие недостатков системы коммуникаций
  • Структура курсового проекта
  • Закрытые тесты
  • 13. Перечислите, как делятся работники по приверженности к конфликтам.
  • 22. Перечислите блоки урегулирования этнонационального конфликта в ходе его активной формы проявления.
  • 23. Перечислите меры, позволяющие прекратить военные действия в период активного течения этнонационального конфликта.
  • 24. Укажите, что необходимо сделать для примирения конфликтующих сторон в ходе этнонационального конфликта.
  • 25. Перечислите дополнительные методы ослабления и торможения этнонациональных конфликтов.
  • 10. Что может быть причиной религиозного конфликта?
  • 12. На какие группы можно разделить конфликты между государственно-административными структурами и организациями государственного и частного секторов?
  • 13. Перечислите каналы воздействия социальной нормы на поведение людей.
  • Тест № 2
  • Открытые тесты с одним правильным ответом
  • Тест № 1
  • Тест № 2
  • Тест № 3
  • Тест № 4
  • Тест № 5
  • Тест № 6
  • Тест № 7
  • Тест № 8
  • Тест № 9
  • Тест № 10
  • Тест № 11
  • Тест № 12
  • Тест № 13
  • Тест № 14
  • Тест № 15
  • Тест № 16
  • Тест № 17
  • Тест № 18
  • Контрольно-обучающие задания
  • Тест № 1
  • Тест № 2
  • Тест № 3
  • Ключ-справочник к тестам
  • Глоссарий
  • 11.2. Причины и источники стресса

    Перечень причин стрессов необъятен. В качестве стрессоров мо­гут выступать и международные конфликты, и нестабильность поли­тической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы. Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших про­фессиональных обязанностей. Можно выделить организаци­онные факторы, способные вызвать стресс:

      перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;

      конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);

      неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают);

      неинтересная работа (обследование 2000 рабочих-мужчин 23-х профессий показало, что те, кто имеет более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной для них работой);

      плохие физические условия (шум, холод и пр.);

      неправильное соотношение между полномочиями и ответствен­ностью;

      плохие каналы обмена информацией в организации и др.

    Другую группу стрессогенных факторов можно было бы назвать организационно-личностными, поскольку они выражают субъективно-тревожное отношение человека к своей про­фессиональной деятельности. Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных «страхов» работников:

    страх не справиться с работой;

    страх допустить ошибку;

    страх быть обойденным другими;

    страх потерять работу;

    страх потерять собственное Я.

    Стрессогенами также являются неблагоприятный морально-пси­хологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, от­сутствие социальной поддержки и т.д.

    К этому «букету» стрессоров организационно-производственного характера могут добавляться и проблемы личной жизни человека, дос­тавляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций. Небла­гополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис среднего возрас­та» и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.

    Таким образом, причины стрессов особого секрета не составля­ют. Проблема же заключается в том, как профилактировать стресс, воздействуя на причины, его вызывающие. Основное правило здесь напрашивается само собой: нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. Ясно, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст и пр. отдельный человек, если и может воздействовать, то очень незначи­тельно. Поэтому подобные события следует оставить в покое и со­средоточиться на тех стрессогенных факторах, которые могут быть нами изменены реально.

    11.3. Профилактика стрессов в производственных ситуациях

    Значительную часть стрессов мы получаем в результате конф­ликтов, порожденных различными производственными ситуация­ми. При этом в любом случае оказывается затронутой «вертикаль» деловых отношений: руководитель - подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения конфликта. Поэтому реко­мендации по профилактике стрессов, формулируемые управленчес­кой психологией, развернуты как бы на два «фронта»: руководите­лям, в чьи обязанности вменяется снижать уровень стресса у со­трудников, и подчиненным, которым предлагается беречься от стрессов самим и не служить стрессодателями для других.

    Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушать­ся к следующим рекомендациям.

    Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. Соответствие этим качествам

    объема и сложности поручаемых заданий - важное условие про­филактики стрессов среди подчиненных.

    Не пренебрегайте «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.

    Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основательность отказа.

      Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку под­чиненным. (По данным одного из американских исследований, со­трудники, испытывавшие значительный стресс, но чувствовавшие поддержку начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто такой поддержки не замечал.)

      Используйте стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.

      При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоя­тельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.

      Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.

      Запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.

      Если возникла необходимость кого-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этичной критики.

      Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлече­ний и т.д.

    Выполнение руководителями этих несложных в принципе рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе.

    Одновременно в тех же целях шаг навстречу начальникам предлагается сделать и подчи­ненным. Людям, страдающим от стрессов на работе, обычно предлагают примерно такой перечень методов мини­мизации стрессов.

      Если вас не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организацион­ ные факторы, постарайтесь тщательно проанализировать, насколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих пара­ метров (то есть для начала выясните, есть ли за что бороться).

      Обсудите ваши проблемы с коллегами, с руководством. Позаботь­тесь при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся - вы просто хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, ка­сается не только вас.

    Не стесняйтесь требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых вам заданий.

    Если возникает производственный «конфликт ролей», то есть заве­домая противоречивость предъявляемых требований (вам. к при­меру, поручили составить важный отчет, но и не сняли обязанности отвечать на беспрестанные телефонные звонки клиентов), не доводите дело до печального финала, когда придется оправдываться в невыполнении того или другого задания. Ставьте на обсуждение проблему несовместимости порученных вам дел сразу, фокусируя внимание руководства на том, что в итоге пострадает дело, а не вы лично.

      При напряженной работе ищите возможность для кратковременно­го отключения и отдыха. Опыт свидетельствует, что двух 10-15-минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, что­бы сохранить высокую степень работоспособности.

      Полезно также помнить о том, что неудачи в работе редко бывают фатальными. При анализе их причин лучше сравнивать себя не с канатоходцем, не имеющим права на ошибку, а, с футбольным фор­вардом, у которого из десятков попыток обыграть защитников удач­ными оказываются от силы одна-две. но и такого их числа порой бывает достаточно. Набираться опыта на собственных ошибках - ваше естественное право (хоть и не записанное в конституции).

    Обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции, но в обще­ственно-приемлемых формах. Социально-одобряемое управление своими эмоциями заключается не в подавлении их, а в умении находить подходящие каналы для их отвода или выпуска. Нахо­дясь в сильном раздражении, не хлопайте дверью и не кричите на коллег, а найдите способы выплеснуть свой гнев на что-нибудь нейтральное: сломайте пару карандашей или начните рвать старые бумаги, имеющиеся, как правило, в любой организации в не­малом количестве. Дождитесь, наконец, вечера или выходных и дайте себе любую физическую нагрузку - лучше такую, где надо по чему-нибудь бить (футбол, волейбол, теннис, на худой конец и выбивание ковров подойдет).

    Старайтесь не смешивать личные и служебные отношения и т.д.

    Среди подобных рекомендаций по снижению уровня стрессов, формулируемых современной управленческо-психологической мыс­лью, встречаются и довольно неожиданные, идущие вразрез с обще­принятыми представлениями. Так, например, широко распростране­но убеждение, что достаточно надежной защитой от стрессов, полу­чаемых на работе, служит крепкая семья, «прочный тыл», в которой атакуемый служебными стрессами работник находит утешение и поддержку. Однако все не так просто. Американские исследователи Сьюзан У. Кобаса и Марк К. Пьюсетти, обследовавшие около двух сотен работников среднего управленческого звена и выше в одной из крупных компаний, зафиксировали странный феномен. Оказа­лось, что работники, которые воспринимали свои семьи как самую большую поддержку, имели самый высокий уровень заболеваний, связанных со стрессом. Этот факт подтверждался даже в отношении тех, кто располагал таким социальным активом, как большая зара­ботная плата или высокая должность. Суть данной ситуации была истолкована так, что семьи работников оказывают им несколько не ту поддержку, которая требуется для преодоления стрессов на рабо­те. В то время как производственная ситуация требует от них, ска­жем, дисциплины или мобилизации всех сил, семья может поддер­живать не самые уместные в такой момент качества - обиды на коллег и руководство, жалость к себе, перекладывание вины на других или на обстоятельства и т.д. Вывод, наверное, очевиден: не всякая поддержка семьи может служить надежным убежищем от стресса.

    Перечисленные выше рекомендации по предупреждению стрес­сов в рабочих группах поневоле носят достаточно общий харак­тер. Конкретная же стрессовая ситуация всегда уникальна, по­скольку не в последнюю очередь определяется индивидуальностью подверженного стрессам человека (его темпераментом, характером, стилем поведения и пр.). Кроме того, наша восприимчивость к стрес­сам на работе в немалой степени зависит от общего жизненного фона, то есть от того, насколько успешно мы умеем выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых общесоциальными, семейными, возрастными и прочими факторами. В сущности, профессиональ­ные стрессы - это всего лишь один из многих видов одолевающих нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Но физиологи­ческая природа стрессов одна и та же. Поэтому человек, закаленный в преодолении разных жизненных барьеров и неприятностей, очевидно должен успешнее других справляться и с профессиональны­ми стрессовыми ситуациями.

    Таким образом, один из ключей к успеху в преодолении слу­жебных стрессов заключен в общей жизненной стратегии индивида, опирающейся на избранные базовые ценности и учитывающей осо­бенности его личности. Поскольку вопрос этот весьма серьезен, по­говорим о нем подробнее.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    1. Понятие стресса и его источников. Управление стрессом

    Нахождение личности в организации, выполнение различного рода заданий, освоение нововведений достаточно часто сопровождается усилением стрессовых состояний человека.

    Понятие «стресс» заимствовано из техники, где оно означает способность различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Любая конструкция имеет предел напряженности, превышение которого ведет к ее разрушению.

    Первоначально понятие «стресс» означало состояние индивида, возникающее как ответ на разнообразные экстремальные воздействия внешней среды. Данное понятие возникло в физиологии для обозначения реакции организма в ответ на любые неблагоприятные воздействия. Канадский биолог Ганс Селье (1907-1982 гг.) разработал учение о стрессе, основанное на понятии адаптационного синдрома. В соответствии с этой теорией стресс рассматривался как совокупность реакций организма человека, которая обеспечивала адаптацию всех его ресурсов к условиям существования.

    Перенесенное в сферу социальной психологии, понятие «стресс» включает в себя целый спектр состояний личности, вызванных множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомнений. Следует уточнить, что все экстремальные воздействия могут вывести из равновесия и физиологические, и психологические функции.

    Действия стресса тесно связаны с потребностями личности, невозможностью реализовать какую-либо значимую для нее потребность, в результате чего происходит многократное усиление физиологических возможностей и включаются психологические механизмы защиты.

    Таким образом, стресс личности- состояние общего напряжения организма, возникающее в результате различных причин. При первом же признаке опасности сигналы из мозга приводят тело в состояние необходимости действовать. Надпочечные железы продуцируют адреналин, норадреналин и кортикоиды. Эти химические элементы приводят организм в состояние повышенной активности на короткий промежуток времени, однако если железы вырабатывают их в течение долгого времени, могут возникнуть негативные последствия. Кровь отливает от кожи к мозгу (усиливается его активность), а также к мускулам, подготавливая их к действиям. Эта цепная реакция разворачивается очень быстро, и если она запускается как ответ на единичную экстремальную ситуацию, то не влечет за собой никаких пагубных последствий. При многократном повторении в долговременной перспективе может привести к вредным последствиям.

    Человек в состоянии стресса способен на невероятные (по сравнению со спокойным состоянием) поступки, мобилизуются все резервы организма и возможности человека резко возрастают, но на некотором интервале времени.

    Например, когда мать с ребенком переходила улицу, произошла авария и автомобиль наехал на детскую коляску. Чтобы вытащить своего ребенка, хрупкая женщина на глазах столпившихся пешеходов приподняла машину и вытащила коляску с младенцем.

    Продолжительность этого интервала и последствия для организма у каждого человека свои. Наблюдениями выявлено, что тяжелая физическая нагрузка способствует нейтрализации действия «гормона стресса»: чем суровее условия жизни, тем сильнее мобилизуются резервы организма, но при условии, что человек настроен на выживание.

    Как отметил директор Института нормальной физиологии К. Судаков, если стресс продолжается многие месяцы и стал пусковым моментом какого-то заболевания, вернуть физиологические функции организма в норму практически невозможно.

    В целом стресс - явление достаточно обычное и часто встречаемое. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы как для личности, так и для организации при выполнении поставленных задач. Психологи считают, что человек больше и чаще страдает от нанесенных ему оскорблений, чувства собственной незащищенности, неопределенности завтрашнего дня.

    Разновидностей стрессов существует достаточно большое количество, в обобщенном виде они представлены на рис. 1.1.

    Хронический стресс предполагает наличие постоянной (или существующей длительное время) значительной нагрузки на человека, в результате которой его психологическое или физиологическое состояние находится в повышеном напряжении (длительный поиск работы, постоянная спешка, выяснения отношений).

    Острый стресс - состояние личности после события или явления, в результате которого у нее теряется «психологическое» равновесие (конфликт с начальником, ссора с близкими людьми).

    Физиологический стресс возникает при физической перегрузке организма (слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума).

    Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности по целому ряду причин: задетое самолюбие, незаслуженное оскорбление, несоответствующая квалификации работа. Кроме того, стресс может быть результатом психологической перегрузки личности: выполнение слишком большого объема работ, ответственность за качество сложной и продолжительной работы. Вариантом психологического стресса является эмоциональный стресс, который появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды. Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок или информационного вакуума.

    Рис. 1.1.Виды стрессов личности

    Существует ряд причин, вызывающих стрессы личности в организациях (рис.1.4). К ним относятся организационные, внеорганизационные, личностные факторы.

    Рис. 1.2Факторы, вызывающие стрессы личности в организации

    Организационные факторы ,вызывающие стресс, определяются позицией индивида в организации. Рассмотрим примеры.

    * Трудовая деятельность индивида - ограничения, вызываемые режимом, сменностью работы в организации, внедряемые организационные изменения, новые технологии, которые индивиду приходится постоянно осваивать.

    * Взаимоотношения в организации - построение и поддержание хороших отношений с начальником, коллегами, подчиненными. Эта причина является одной из наиболее стрессовых для работников.

    * Недостаточно ясное понимание работником своих роли и места в производственном процессе, коллективе. Такая ситуация бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанностей специалиста, неясностью задания, отсутствием перспектив роста.

    сотрудника, при которой работнику не представляется возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере.

    * Необходимость одновременного выполнения разнородных заданий, не связанных между собой и одинаково срочных. Данная причина характерна для руководителей среднего звена в организации при отсутствии разграничения функций между подразделениями и уровнями управления.

    * Неучастие работников в управлении организацией, принятии решений по дальнейшему развитию ее деятельности, особенно в период резкого изменения направлений работы. Такое положение характерно для крупных отечественных предприятий, где не налажена система управления персоналом и рядовые сотрудники оторваны от процесса выработки решений. На многих западных фирмах существуют программы вовлечения персонала в дела фирмы и разработки стратегических решений, особенно при необходимости увеличения объема производства или улучшения качества выпускаемых изделий.

    * Карьерное продвижение - достижение индивидом карьерного потолка или же чрезмерно быстрое карьерное продвижение.

    * Физические условия труда - слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума.

    Внеорганизационные факторы вызывают стрессы в результате действия следующих обстоятельств:

    * отсутствия работы или длительного ее поиска;

    * конкуренции на рынке труда;

    * кризисного состояния экономики страны и, в частности, региона.

    Личностные факторы, вызывающие стрессовые состояния, формируются под воздействием состояния здоровья, семейных проблем, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки.

    В результате действия перечисленных причин возможны следующие последствия стресса:субъективные, поведенческие, физиологические.

    Субъективные последствия предполагают возникновение у человека чувства беспокойства, тревоги, повышенную утомляемость. При проявлениях стресса у индивида усиливаются негативные поведенческие последствия в организации в виде прогулов, неудовлетворенности работой, распространении слухов, сплетен. Физиологические последствия проявляются как повышение артериального давления, сердечно-сосудистые заболевания, нарушение сна, апатия.

    Управление стрессом

    Управление индивидуальными стрессами представляет собой способы адаптации личности к стрессовой ситуации. Существует несколько уровней управления стрессами.

    Первый- на уровне организации, в результате изменений в политике, структуре производства, выработке четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности.

    В некоторых организациях, преимущественно в зарубежных компаниях и в отдельных отечественных банковских структурах, проводят тренинги релаксации (после работы, 2-3 раза в неделю) под руководством психолога.

    Проводятся также тренинги для развития коммуникативной культуры сотрудников, обучения навыкам сброса напряжения, выездные игровые тренинги с целью снятия напряжения в коллективах, укрепления связей между сотрудниками. Они помогают человеку чувствовать себя лучше, расслабиться, восстановить силы. Подобные программы существуют и применяются на уровне всей организации, особенно много их разработано на предприятиях стран Западной Европы и в США.

    Второй уровеньуправления стрессом - для отдельной личности. Предназначен для того, чтобы уметь справляться со стрессами индивидуально, используя рекомендации и специальные программы по нейтрализации стрессов. Такие программы включают медитацию, тренинг, физические упражнения, диету и иногда даже молитву. Они помогают человеку почувствовать себя лучше, расслабиться.

    * Учитесь правильно распоряжаться своим временем.

    * Умейте переключать свою деятельность.

    * Заставьте стресс работать на вас.

    * Все проходит, пройдет и это.

    Рассмотрим подробные приемы индивидуальной борьбы со стрессом.

    1. Учитесь правильно распоряжаться своим временем. Умение правильно организовать свое время - важное средство снятия или предупреждения стресса. Вот несколько простых правил:

    * при составлении списка необходимых дел перечисляйте в нем, кроме необходимых, такие, какие хотелось бы вам сделать именно сегодня. Регулярно отмечая, что удалось сделать, получаете приятное чувство удовлетворения;

    * все дела разносите по категориям: главные и те, что можно сделать позже; важно уметь ставить цели и расставлять приоритеты. Эта рекомендация при всей ее простоте достаточно сложна для осуществления: она включает умение говорить «нет», ограничивать себя, планировать свою деятельность на каждый день с учетом цели, поставленной на длительный период;

    * избегайте лишних обещаний; это приводит к дополнительной нагрузке на нервную систему, когда вы не можете выполнить обещанного;

    * четко уточните для себя разницу между активностью и продуктивностью: активность - проявление внешней большой энергии, не всегда идущей на пользу дела; иногда это суетливость, много движений, а мало результатов; продуктивность - выполнение намеченного, постепенное приближение к поставленной цели;

    * проанализируйте причины потери времени: длительные разговоры по телефону, ожидание в очереди, выполнение незапланированных дел.

    Существует множество технических средств для ежедневного планирования дел и проведения анализа потерь времени: ежедневники, органайзеры, офисные программы персональных компьютеров и пр.

    2. Умейте переключать свою деятельность.

    Чтобы уйти от напряжения, необходимо найти адекватное по интенсивности замещение выполняемой работе, другой вид деятельности. Это может быть другая работа или физические упражнения, спорт.

    3. Заставьте стресс работать на вас.

    Если неприятностей нельзя избежать, то целесообразно попытаться извлечь из них, по возможности, пользу:

    * постарайтесь принять негативное событие как позитивное (потерю работы как возможность найти лучшую);

    * отнеситесь к стрессу как источнику энергии.

    В спокойном состоянии вы не могли бы столько сделать, в возбужденном состоянии успели несравненно больше:

    * воспринимайте проблему как вызов;

    * не думайте о прошлых событиях как о поражении;

    * вы не можете отвечать за поступки других людей, а можете только контролировать свою реакцию на них. Главное - победа над эмоциями.

    5. Все проходит, пройдет и это.

    * Постарайтесь видеть будущее в положительном свете. Хотя бы ненадолго вспоминайте, как вы ощущали себя, когда все было хорошо.

    * Учитесь приемам физического расслабления, откажитесь от напряженных поз, вызывающих стрессовое состояние.

    * При необходимости решать большую и сложную задачу, от одной мысли о которой опускаются руки, разбейте ее на небольшие составные части и начните их постепенно решать.

    * Не разрешайте себе утонуть в жалости окружающих, но не отказывайтесь от помощи близких.

    * Помните, что вы не одиноки. То, что вы испытываете сейчас, другие перенесли и выжили. Так будет и у вас.

    2. Методы управления конфликтами в организации

    Управление конфликтными ситуациями и развитие организации находятся в тесной связи. Интеграция этих двух факторов основана главным образом на следующих трех моментах.

    1. Фокусирование внимания на отношениях между людьми в организациях, межличностных процессах, проявлениях определенного поведения, возникновении проблем в их взаимоотношениях. Развитие организации предусматривает эти моменты и оптимизирует их.

    2. Другой аспект развития организации -- арсенал вмешательств.

    Они главным образом направлены на урегулирование конфликтов социоэмоционального и делового характера, часто основанных на сильной взаимозависимости.

    3.Независимо от типа отношений проблемы в организациях являются проявлением напряженных отношений или конфликтов между организационными субъединицами. Корни конфликтов в организациях лежат в межличностных, межгрупповых отношениях, отношениях между личностью и группой. стресс управление конфликт психолог

    Суть развития организации заключается в улучшении существующих отношений. Центральным моментом такого развития является управление существующими и возможными конфликтами. Какие принципы, методы, способы урегулирования конфликтов следует применять в каждом конкретном случае?

    Здесь не может быть жестких рекомендаций. Все зависит от характера того или иного конфликта, условий его протекания. Решений в конфликтах, как и результатов этих решений, бывает несколько, и все они могут быть правильными. Неважно, какое из них будет выработано, главное, чтобы оно в наибольшей степени удовлетворяло противоборствующие стороны. При этом следует помнить, что вмешательство в конфликт даже с самыми благими намерениями непременно требует высокого уровня профессионализма, в противном случае можно лишь осложнить его. Поэтому требование, выдвинутое еще Гиппократом к врачам: «Не навреди», очевидно, в полной мере относится и к тем, кто занят поисками пути выхода из конфликтной ситуации. Конфликт может также уменьшить возможности группового мышления и синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают идей, которые, как они считают, противоречат идеям их руководителей.

    Через конфликт члены группы могут проработать возможные проблемы в исполнении еще до того, как решение начнет выполняться.

    Дисфункциональные последствия конфликта.

    Если не найти эффективного способа управления конфликтом, могут образоваться следующие дисфункциональные последствия, т. е. условия, которые мешают достижению целей.

    1. Неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижения производительности.

    2. Меньшая степень сотрудничества в будущем.

    3. Сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами организации.

    4. Представление о другой стороне как о?враге?; представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных.

    5. Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами.

    6. Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения.

    Смещение акцента: придание большего значения победе в конфликте, чем решению реальной проблем.

    Управление конфликтной ситуацией. Управление конфликтом представляет собой сознательную деятельность по отношению к нему, осуществляемую на всех этапах его возникновения, развития и завершения конфликта. Важно не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами.

    Управление конфликтами включает их предупреждение и конструктивное завершение. Прогнозирование конфликтов заключается в обоснованном предположении об их возможном будущем возникновении и развитии.

    Предупреждение конфликтов -- это создание объективных, организационно-управленческих и социально-психологических условий, препятствующих возникновению предконфликтных ситуаций, устранению личностных причин конфликтов.

    Большинство конфликтов поддается урегулированию с трудом. Растерянность и неспособность, а порой и нежелание участников конфликта что-либо предпринять для предотвращения развития насильственных действий, приводит к тому, что противостояние конфликтующих сторон усиливается. Конфликт набирает силу. Выдвижение требований, обвинения в адрес друг друга, а затем и агрессивные действия участников идут по нарастающей. Конфликтные отношения обостряются. Начинают действовать иррациональные моменты в отношениях противостоящих сторон. При этом резко возрастает групповая идентификация (отождествление себя с группой), в результате чего, с одной стороны, возникает ощущение заманчивости риска, который порождает конфликт, а с другой - происходит психологическое снятие с себя ответственности за совершенные действия -- ответственность как бы разделяется с группой. Чтобы избежать развития конфликта не следует стараться игнорировать наличие конфликтных отношений в самом начале их зарождения. Не решенные в течение длительного времени проблемы только осложняют отношения сторон. Поэтому наиболее разумный путь -- на ранних стадиях попытаться перевести в русло урегулирования мирными средствами. Очевидно, что это далеко не просто и не всегда удается. Принципиальная возможность урегулирования конфликтов обеспечивается тем, что противоборствующие стороны почти всегда имеют смешанные интересы, т. е. часть их интересов находится в противоречии, но часть, хоть и небольшая, совпадает. Осознание противоборствующими сторонами того факта, что конфликт не является ситуацией, где возможен только выигрыш одного участника и проигрыш другого, --важнейший шаг на пути урегулирования конфликта. Каким же образом возможно управление конфликтной ситуацией? Существует несколько эффективных способов управления конфликтными ситуациями. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные. Не следует считать причиной конфликтов простое различие характеров, хотя, конечно, и оно может стать причиной конфликта в каком-то конкретном случае. Руководитель должен начать с анализа фактических причин, а затем использовать соответствующую методику.

    Структурные методы. Разъяснения требований к работе. Один из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональный конфликт, - разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры, как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определенная политика, процедуры и правила. Причем руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы его подчиненные хорошо поняли, чего ждут от них в каждой данной ситуации.

    Координационные и интеграционные механизмы. Еще один метод управления конфликтными ситуациями -- это метод координационного механизма. Один из самых распространенных механизмов -- цепь команд. Как еще давно отмечал Вебер и представители административной школы, установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два и более подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный прекрасно знает, чьим решениям он должен подчиняться.

    В управлении конфликтной ситуацией очень полезны средства интеграции, такие как управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные группы, целевые группы и межотдельские совещания.

    Общеорганизационные комплексные цели. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников,

    групп или отделов. Идея, которая заложена в эти высшие цели - направить все усилия участников на достижение общей цели. Установление четко сформулированных целей для всей организации в целом также будет способствовать тому, что руководители отделов будут принимать решения, выгодные для всей организации, а не только для их функциональной области.

    Структура системы вознаграждения. Вознаграждения могут быть использованы как метод управления конфликтом, оказывая влияние на людей для избежания дисфункциональных последствий. Люди, вносящие свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, поэтому они должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп. Систематическое использование системы вознаграждений для поощрения тех, кто способствует осуществлению общеорганизационных целей, помогает людям понять, как им следует поступать в конфликтной ситуации, чтобы это соответствовало желаниям руководства.

    Межличностные стили разрешения конфликтов. Уклонение. Этот стиль подразумевает, что человек пытается уйти от конфликта. Его позиция такова -- не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придется приходить в возбужденное состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы.

    Сглаживание. При таком стиле человек убежден, что не стоит сердиться, потому что мы все -- одна счастливая семья, и не стоит раскачивать лодку. Такой сглаживатель старается не выпустить наружу признаки конфликта и ожесточенности, апеллируя к потребности в солидарности. Но при этом совсем забывают про проблему, лежащую в основе конфликта. В результате может наступить мир, покой и гармония, но проблема останется.

    Подобное замораживание конфликта опасно тем, что конфликтующие стороны при любой новой острой ситуации, вспомнив старые обиды, вступят в еще большее противоборство.

    Принуждение. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на других пользуется властью путем принуждения. Такой стиль может быть эффективен там, где руководитель имеет большую власть над подчиненными. Этот стиль опасен тем, что он подавляет инициативу подчиненных, создавая большую вероятность того, что будут учтены не все важные факторы, поскольку представлена лишь одна точка зрения. Он может вызвать возмущение у более молодого и более образованного персонала.

    Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность и часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важному решению, может помешать диагнозу проблемы и сократить время поиска альтернатив. Такой компромисс означает согласие только во избежание ссоры, даже если при этом происходит отказ от благоразумных действий.

    Решение проблем. Данный стиль -- признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации.

    Ниже приведены некоторые предложения по использованию этого стиля разрешения конфликта.

    1. Определение проблемы в категориях целей, а не решений.

    2. После того как проблема определена, определить решения, приемлемые для всех сторон.

    3. Создание атмосферы доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией.

    4. Во время общения создание положительного отношения друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны.

    5. Установление акцента на проблеме, а не на личностных качествах другой стороны.

    6. Умение человека понимать партнера по взаимодействию и не идти на конфликт, если нет уверенности в том, что партнером его мотивы правильно поняты.

    7. Чтобы предотвратить конфликт, необходимо проявлять терпимость к инакомыслию. Иногда необходимо сообщить партнеру, что он не прав, но не обязательно делать это при свидетелях, настаивать на публичном признании вины. Необходимо быть твердым по отношению к решению проблем, но мягким - по отношению к людям.

    8. Установление неформального, личностного контакта с партнером по взаимодействию (цель неофициальных встреч -- способствовать ломке стереотипа врага и формированию более адекватного восприятия участниками взаимодействия друг друга).

    Список литературы

    1. Организационное поведение Аширов Д.А Учебник 2006г.

    2. Организационное поведение Захарова Т.И Уч-метод. Компл. ЕАОИ

    3. Организационное поведение под ред. Латфуллина Г.Р.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Понятие, проблемы, причины стресса. Профилактика стресса. Методы борьбы со стрессом. Стресс в России. Наличие связи между эмоциональным состоянием и возникновением болезней. Устойчивость человека к возникновению стрессовых реакций.

      реферат , добавлен 20.11.2006

      Сущность стресса, этапы его развития. Стрессовая ситуация в жизни человека. Управление стрессом на уровне организации и личности. Поддержание управляемого стресса и выработка поведения для его преодоления. Формирование стратегии и моделей поведения.

      реферат , добавлен 25.06.2015

      Понятие стресса - универсальной адаптивной реакции человека на опасную или неопределенную, но при этом значимую для него ситуацию, его виды. Признаки и причины стрессового напряжения. Методика оптимизации уровня стресса: релаксация, ауторегуляция дыхания.

      реферат , добавлен 09.02.2015

      Причины и источники стресса, его виды и характеристика основных фаз. Возможные последствия стресса, методы его профилактики в производственных процессах на современном этапе. Разработка мер по борьбе со стрессом и оценка их практической эффективности.

      курсовая работа , добавлен 17.12.2012

      Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса. Основные положения концепции стресса. Общий адаптационный синдром. Психологические аспекты стресса. Три фазы стресса. Устойчивость человека к стрессу. К чему приводит стресс. Способы борьбы со стрессом.

      реферат , добавлен 28.06.2008

      Понятие и виды стресса. Физические, социальные и семейные стрессоры. Основные стадии стресса: тревога, сопротивление и истощение. Его симптомы и последствия. Методы борьбы со стрессом. Напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

      презентация , добавлен 02.03.2015

      Что такое стресс. Стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Способы борьбы со стрессом, процессы, происходящие в организме во время переживания стресса. Релаксационные упражнения, методы профилактики стресса.

      реферат , добавлен 11.03.2010

      Проблема психологического стресса. Ресурсный подход и регуляция стресса. Определение стресса, стрессовой реакции и дистресса. Нарушение памяти и концентрации внимания. Механизмы возникновения посттравматического стресса. Основные стадии стресса.

      курсовая работа , добавлен 20.05.2012

      Стресс - состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий. Разновидности стресса и крайние формы реакции на него организма. Анализ причин стресса на рабочем месте и его влияние на выполнение рабочих заданий.

      курсовая работа , добавлен 20.07.2012

      Понятие стресса, его особенности и основные стадии. Сущность классической концепции стресса. Виды проявления и симптомы стресса, его классификация и последствия. Ошибочные представления относительно стресса. Стратегия управления им в организации.


    Внешние факторы;

    Факторы, зависящие от организации;

    Факторы, зависящие от самого работника.

    Внешние факторы - это, например, вооруженные конфликты и столкновения, усиление экономической и политической нестабильности в обществе, инфляция, увеличение безработицы.

    Так, по данным Департамента труда и занятости правительства Москвы, свыше половины обратившихся в службу занятости в поисках работы людей испытывали состояние стресса и нуждались в реабилитации и социально-психологической поддержке.

    Факторы, зависящие от организации, представляют собой весьма многочисленную группу, которая в свою очередь может быть разделена на следующие подгруппы:

    Характер выполняемой работы (сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда: степень опасности при выполнении работы, уровень шума, освещенность и т.п.);

    Нечеткое распределение ролей (несоответствие формально установленных и реальных требований к поведению работников, ролевой конфликт);

    отношения в коллективе (отсутствие поддержки, проблемы с общением);

    Организационная структура (например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является потенциальным источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей);

    Стиль управления (методы неоправданного давления и угроз, сопровождающиеся чувством беспокойства, страха, угнетенным состоянием).

    Факторы, зависящие от самого работника, - это личностные проблемы, а также специфические качества и черты характера самих работников.

    Кроме того, к числу факторов, способствующих или напротив препятствующих возникновению стресса, могут быть отнесены:

    Опыт работы;

    Восприятие;

    Поддержка коллег, друзей и родственников;

    Активные попытки повлиять на ситуацию в целях ее улучшения;

    Степень агрессивности.

    Опыт работы. Говорят, что опыт является лучшим учителем; он же может быть и достаточно сильным фактором, препятствующим стрессу. Как правило, чем дольше работают сотрудники, тем лучше они адаптируются к условиям работы в организации, более успешно преодолевают трудности и устраняют препятствия в работе.

    Восприятие. Как уже говорилось, работники очень часто воспринимают ситуацию не такой, как она есть на самом деле, а такой, какой она им кажется в данный момент. Например, предстоящее увольнение в связи с сокращением штатов один работник может воспринимать как жизненную трагедию, а другой - оптимистически, рассчитывая быстро устроиться на новую работу или создать свое собственное дело.

    Естественно, что поддержка коллег, друзей и родственников помогает снимать напряжение и преодолевать стрессы. Особенно это важно для тех людей, которые в соответствии с теорией мотивации Мак-Клелланда имеют ярко выраженную потребность во взаимопонимании, дружбе и общении.

    Активные попытки повлиять на ситуацию в целях ее улучшения (поведение, направленное на преодоление возникших трудностей и препятствий), как правило, в большей мере способствуют предупреждению стресса и снижению его уровня, чем пассивная позиция выжидания и невмешательства в создавшуюся ситуацию.

    Для оценки уровня стресса и причин его возникновения необходимо иметь в виду, что стресс имеет тенденцию накапливаться. Иногда сама по себе довольно незначительная причина, дополняя уже накопленный уровень стресса, может явиться той самой «последней каплей», после которой наступают крайне негативные последствия. Именно поэтому, анализируя стресс, необходимо принимать во внимание всю совокупность причин и обстоятельств, предшествующих его возникновению и обусловивших те или иные последствия стресса.

    Тип стресса, который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением. Результатами стресса являются резкое снижение качества трудовой, личной жизни человека, потеря здоровья и психологического равновесия.

    Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации, или событиями личной жизни человека. То есть причины стресса можно подразделить на две большие группы организационных и личностных факторов.

    Организационные факторы.

    - Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка. Необходимо, чтобы объем выполняемой человеком работы соответствовал его рабочему потенциалу.

    Конфликт ролей. Он возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования. Зачастую конфликт ролей является признаком нарушения единоначалия в организации. Очень важен психологический аспект данного вопроса при различиях между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации человек может оказаться врагом коллектива, в котором работает.

    Неопределенность ролей возникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны.

    Неинтересная работа кроме того, что вызывает стресс, всегда резко снижает производительность труда.

    Плохие и непродуманные физические условия работы. Например, плохое освещение, отсутствие кондиционеров, неудовлетворительная связь и так далее.

    Личностные факторы не менее, а зачастую и более важны, чем организационные. Например, смерть родственника или супруга (супруги), развод или брак, изменения в здоровье или финансовом положении и какие-либо изменения вообще почти наверняка вызовут у человека стресс. Следует отметить, что положительные жизненные события, например, повышение по службе или значительное увеличение дохода, также могут вызвать такой же или даже больший стресс, как и отрицательные.

    Стресс на рабочем месте.

    Стресс на рабочем месте может быть вызван высоким уровнем требований и низким уровнем контроля над процессом труда. Он связан прежде всего с изменениями, которые вызывает взаимодействие людей и их работы. Стресс - это результат взаимодействия человека и внешней среды. Он охватывает не только эмоциональную и психологическую, но и физическую сферу человека. Стрессовые факторы находятся как в окружающей человека действительности, так и в его психологическом окружении. Различают рабочие и нерабочие факторы, которые могут являться источниками стресса.

    Последствия стресса.

    Стресс может проявлять себя по-разному. Условно симптомы стресса могут быть разделены на три основные группы:

    Физиологические;

    Психологические;

    Поведенческие.

    Физиологические симптомы стресса - это повышение кровяного давления, возникновение и обострение сердечно-сосудистых заболеваний и хронической головной боли и т.д. Механизм влияния стресса на физическое состояние человека до конца не изучен. Однако, безусловно, его воздействие на все жизненные функции и здоровье человека гораздо более сильное, чем было принято считать раньше.

    Психологические симптомы стресса - это чувство неудовлетворенности, которое в может проявляться в таких формах, как напряженность, беспокойство, тоска, раздражительность. Непосредственно связанными с работой факторами, которые наиболее часто вызывают психологические симптомы стресса, являются нечетко установленные трудовые обязанности и ответственность за их выполнение, а также однообразие в работе.

    Поведенческие симптомы - это:

    Снижение производительности труда;

    Неявки на работу;

    Текучесть кадров;

    Злоупотребление алкоголем и иные формы проявления стресса, негативно влияющие на количественные и качественные показатели работы.

    Следует отметить, что в пределах допустимого уровня стресса работники нередко выполняют работу лучше, чем при отсутствии стресса: улучшается реакция, повышается скорость движений, увеличивается интенсивность труда. Пребывание в состоянии легкого стресса может оказаться весьма полезным при необходимости, например, эффектного публичного выступления. Однако высокий уровень стресса и особенно длительное пребывание в стрессовом состоянии резко ухудшают показатели работы.

    Кроме того, по мере нарастания стресса заметно возрастает количество неявок на работу - прежде всего в связи с заболеваемостью работников (в результате ухудшения физического состояния снижения иммунитета, обострения хронических заболевании и т.д.), а также из-за прогулов, особенно когда состояние стресса сопровождается злоупотреблением алкоголем и употреблением наркотических веществ.

    Управление стрессом.

    Существует несколько путей управления стрессом. Можно изменить объективную реальность, чтобы удалить стрессовый фактор, или изменить психологическое окружение в котором находится человек. В других случаях можно изменить стрессовые симптомы таким образом, что они не будут иметь долгосрочного эффекта. Выделяют организационные и индивидуальные методы управления стрессом. Организационные методы включают оздоровительные программы для сотрудников; изменение рабочего окружения и т.д. К индивидуальным методам относят: психологический (изменение окружения в котором существует стресс; изменение познавательной оценки окружения; изменение поведения для изменения окружения) и физиологический методы (улучшение физического состояния человека с целью повышения эффективности борьбы со стрессом).

    Стратегия управления стрессом . Управление стрессом может осуществляться как на уровне организации, так и на уровне работника.

    Управление стрессом на уровне организации может осуществляться по следующим взаимосвязанным направлениям:

    Подбор и расстановка кадров;

    Постановка конкретных и выполнимых задач;

    Проектирование работ;

    Взаимодействие и групповое принятие решений;

    Программы оздоровления работников.

    Подбор и расстановка кадров. Известно, что различные по характеру и содержанию работы в разной степени влияют на создание стрессовой ситуации. Кроме того, и работники по-разному реагируют на такого рода ситуации: одни подвержены стрессу в значительной, другие - в гораздо меньшей степени. Поэтому при подборе и расстановке кадров эти факторы должны быть приняты во внимание, чтобы впоследствии избежать негативных экономических и социальных явлений.

    Постановка конкретных и выполнимых задач, даже достаточно сложных, не только снижает опасность возникновения стресса, но и обеспечивает высокий уровень мотивации работников. Кроме того, позитивным фактором является постоянная обратная связь между руководителем и подчиненными относительно выполнения конкретных работ (например, оценка сроков выполнения и качества промежуточных этапов работы).

    Проектирование работ будет эффективным лишь при наличии индивидуального подхода к каждому работнику.

    Так, многие работники (особенно молодежь) предпочитают творческую работу, позволяющую принимать самостоятельные решения. Однако другим работникам выполнение однообразных рутинных операций, сохранение привычного темпа и методов труда приносят наибольшее удовлетворение в работе и помогают избежать стресса.

    Взаимодействие и групповое принятие решений. Как уже отмечалось, стресс часто возникает в том случае, когда работник не имеет четко установленных задач, не знает, чего от него ждут в работе, на основе каких показателей и критериев будут оценены ее результаты. Если же работник участвует в обсуждении и принятии стоящих перед организацией (подразделением) задач, то создаются условия для самостоятельного планирования работы, развития самоконтроля и тем самым для предупреждения и развития стресса.

    Программы оздоровления работников - это обеспечение полноценного питания сотрудников, занятий спортом, разнообразных форм проведения досуга, а также осуществление специфических программ поддержки (например, лиц, страдающих алкоголизмом).

    Управление стрессом на уровне работника . Не только общество и организация должны позаботиться об уменьшении потенциальных источников стресса - многое зависит от самого работника. Рекомендации, как избежать стресса, - простые, но достаточно надежные средства, способствующие предупреждению стресса. Как известно, предупредить негативное явление всегда легче, чем иметь дело с его последствиями. Наиболее распространенными рекомендациями относительно предупреждения стресса являются:

    Умение правильно распределять свое время (например, составить список наиболее приоритетных задач, проанализировать затраты времени на выполнение различных видов деятельности, рационально использовать время и изыскивать дополнительные резервы времени);

    Занятия спортом и физическими упражнениями;

    Овладение навыками тренировки, техникой самогипноза и другими методами релаксации.

    Многое зависит от самого работника и в плане создания благоприятных социальных факторов, способствующих предупреждению стресса. Это, в первую очередь, налаживание дружеских отношений в семье, создание атмосферы поддержки и доброжелательства в отношениях с друзьями и коллегами по работе. При этом каждому не помешало бы овладеть искусством общения и управления конфликтом.

    В заключение важно отметить, что при стрессе у подчиненного, первый, кто должен прийти к нему на помощь, должен быть его непосредственный руководитель. Начальник может стать существенной защитой против стресса, в то время как, по утверждению некоторых исследований, поддержка семьи может только ухудшить дело. Но и здесь существует опасность. Если начальник, обладающий определенным мастерством, может стать наилучшей опорой для встревоженного подчиненного, то правда также и то, что начальник с неправильными представлениями может причинить вред разуму и телу своего подчиненного. Все дело в психологической грамотности руководителя. Это еще один довод в пользу необходимости и важности психологии управления.

    Слово "стресс" пришло в русский язык из английского и в переводе обозначает действие, напряжение, усилие, внешнее воздействие . Стресс Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: АЗЪ, 1995 г. - это вызванное каким-либо сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжения, перенапряжения. Учение о стрессе впервые появилось в связи с работами всемирно известного канадского физиолога Г. Селье (1907 - 1982 гг.). Он сформулировал универсальную концепцию стресса.

    По своей сути стресс - это способ достижения устойчивости организма в ответ на действие отрицательного фактора. По классическому определению Г. Селье, стресс является неспецифическим ответом организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям. Современные жизненные ситуации приводят к резкому возрастанию психологических нагрузок на человека. Важной предпосылкой создания учения о стрессе явилась необходимость решить проблему защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов.

    Дальнейшее изучение стресса последователями Г. Селье было посвящено психологическим механизмам проявления стресса, а также их роли в развитии болезней, возникающих в результате эмоционального перенапряжения. В связи с появлением большого числа работ на эту тему в науку пришло новое понятие - "эмоциональный или психологический стресс".

    Однако стресс - это не просто нервное напряжение. У человека самым распространенным стрессором, т.е. фактором, вызывающим стресс, является эмоциональный раздражитель.

    Причины стресса. Перечень причин стрессов необъятен. В качестве стрессов могут выступать и международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы.

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ. Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших профессиональных обязанностей. Можно выделить следующие организационные факторы, способные вызвать стресс (см. приложение №1):

    ь перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;

    ь конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);

    ь неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают);

    ь неинтересная работа (обследование 2000 рабочих - мужчин 23-х профессий показало, что те, кто имеет более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной для них работой);

    ь плохие физические условия (шум, холод и пр.)

    ь неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;

    ь плохие каналы обмена информацией в организации и др.

    Другую группу стрессогенных факторов можно было бы назвать организационно-личностными, поскольку они выражают субъективно-тревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ. Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных "страхов" работников Зигерт В., Ланг Л. "Руководить без конфликтов" - М.: Изд. "Экономика", 1990 г. - С. 238-239. :

    ь страх не справится с работой;

    ь страх допустить ошибку;

    ь страх быть обойденным другими;

    ь страх потерять работу;

    ь страх потерять собственное Я.

    ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ: Стрессогенами также являются неблагоприятный морально - психологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и т.д.

    Ко всему этому "букету" стрессов организационно - производственного характера могут добавляться и проблемы личной жизни человека, доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций. Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, "кризис среднего возраста" и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.

    Таким образом, причины стрессов особого секрета не составляют. Проблема же заключается в том, как профилактировать стресс, воздействующие на причины, его вызывающие. Основное правило здесь напрашивается само собой: нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. Ясно, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст и пр. отдельный человек если и может воздействовать, то очень незначительно. Поэтому подобные события следует оставить в покое и сосредоточиться на тех стрессогенных факторах, которые могут быть нами изменены реально.