Болезни Военный билет Призыв

Цель обж как учебной дисциплины. Предмет, структура, функции дисциплины бжд - безопасность жизнедеятельности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Очевидно, что любая авария, приводящая к какой-либо смерти или серьезной травме, должна быть расследована, но авария, которая могла привести к смерти или серьезной травме, но которая случайно ее не произвела, не менее важна с точки зрения безопасности.

При составлении отчетов и анализе аварий всегда возникала некоторая путаница в терминологии. Список причин включает в себя промахи, падения, ожоги, осколки, штамповочные машины и другие разные назначения. Эти термины используются без учета их точного значения. Это неправильное использование слов значительно снижает ценность записей о несчастных случаях и приводит к путанице в профилактических работах. Директор по безопасности должен иметь подробную информацию о плане и рекомендуемых моделях для сбора и анализа данных о травмах от несчастных случаев, понесенных промышленными работниками.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Жизнедеятельность человека протекает в постоянном контакте со средой обитания, окружающими предметами, людьми. Среда обитания может оказать благотворное или неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека, его самочувствие и работоспособность.

Процедура, которую сопровождает компания в расследованиях, охватывает такие вопросы, как: что случилось? Почему это произошло? Как можно предотвратить подобное подобное? Сразу после аварии происходит четыре важных шага. Отдел безопасности проводит предварительное расследование на месте происшествия, отвечает за факты и получает обвинения.

Затем, с промежуточным этапом, работа анализируется тщательно. Официальное расследование осуществляется комитетом, состоящим из директора и его помощника, сотрудника, наблюдателя и инженера по безопасности, чья обязанность заключается в сборе всех фактов и данных и определении ответственности.

Защитой человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижением комфортных условий жизнедеятельности занимается наука БЖД - безопасность жизнедеятельности.

Дисциплина “БЖД” интегрирует области знаний по охране труда (ОТ), охране окружающей среды (ООС) и гражданской обороне (ГО).

Затем он выносит рекомендации в отдел безопасности, чтобы предотвратить повторение аварии. Консультирование записей первой помощи, чтобы выяснить: что произошло, что сделал сотрудник и где он работал. Инженер безопасности посещает место происшествия, допрашивает всех работников сектора, фотографирует все условия.

Рано пострадавшего немедленно допрашивают, если его состояние позволяет, получить его отчет об аварии, прежде чем есть вероятность, что он изменит его. Раненного человека снова допрашивают, чтобы обнаружить любые изменения в его способе повествования.

Объединяющим ее началом стали: воздействие на человека одинаковых по физике опасных и вредных факторов среды его обитания, общие закономерности реакций на них у человека и единая научная методология, а именно, количественная оценка риска несчастных случаев, профессиональных заболеваний, экологических бедствий и т.д.

БЖД базируется на достижениях и таких наук, как психология, эргономика, социология, физиология, право, гигиена, теория надежности, акустика и многое другое. В итоге эта дисциплина рассматривает вопросы по БЖД со всех точек зрения, т.е. комплексно решает исследуемый вопрос.

Подробно изучены методы работы операторов, выполняющих аналогичные задачи и аналогичные механизмы. В подобных случаях также изучается опыт других компаний. Проводятся исследования используемых устройств безопасности. Проверяется история безопасности потерпевшего и его мастера.

В главном офисе проводится совещание, чтобы показать работнику, что руководство заинтересовано. Исследовательская группа состоит из генерального надзирателя, представителя сотрудника и мастера того же вида работ, выбранного директором по безопасности. Это предполагает председательство, допросит свидетелей, а затем представляет доказательства.

Наука БЖД

БЖД - наука о нормированном, комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания. Решение проблемы БЖД состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей в их жизни, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создаёт предпосылки для высшей работоспособности и продуктивности.

Трудовые аварии вызывают как человеческие, так и материальные потери. Материальные потери могут быть ответом с большей или меньшей трудностью, но их всегда можно разделить; а не человеческие потери, для которых важно, чтобы рабочие имели инструмент, который обеспечивает им более безопасную рабочую среду, и что в настоящее время каждая компания должна знать о важности создания интегрированной системы безопасности и промышленной гигиены и, таким образом, представляет собой лучший способ уменьшить и регулировать риски несчастных случаев и профессиональных заболеваний, которым подвергаются работники.

Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости. Поэтому объектом изучения БЖД является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе «человек - среда обитания». Основополагающая формула БЖД - предупреждение и упреждение потенциальной опасности. Предметом изучения дисциплины являются вопросы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания и защиты населения от опасностей в чрезвычайных ситуациях.

Промышленная безопасность определяется как набор технических норм и процедур, которые используются для предотвращения несчастных случаев путем мониторинга их причин, поэтому он выполняет работу по убеждению среди работодателей и работников. Межамериканский Совет Безопасности, который является независимой некоммерческой образовательной организацией, которая находится на переднем крае в области предотвращения несчастных случаев в странах, где говорят на испанском и португальском языках, предлагает широкий спектр услуг и учебный материал.

Аксиомы БЖД

1. Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.

2. Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности.

3. Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском.

Занятость в отрасли некоторых методов поведенческой психологии может сделать деятельность в программе предотвращения несчастных случаев более эффективной для работников и, следовательно, более активно участвовать в предотвращении несчастных случаев. Для достижения этой цели основные элементы предотвращения несчастных случаев можно ориентировать и участие в каждом из этих элементов.

Медицинская и скорая помощь. Принятие личной ответственности работниками.

  • Лидерство или лидерство высшего руководства.
  • Назначение обязанностей.
  • Обеспечение надлежащих условий труда.
  • Обучение по предотвращению несчастных случаев.
  • Система регистрации несчастных случаев.
Принципы предотвращения несчастных случаев.

4. Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека и биосферу.

5. Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

6. Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

Корректирующее действие, основанное на фактах Расследование - исследование и поиск цели установления причинно-следственных связей. Чтобы добраться до места проведения мероприятия, соберете свидетелей в соответствующем месте, чтобы обеспечить его, чтобы избежать входа третьих сторон, чтобы, например, следы не удалялись, чтобы делать снимки, составлять эскиз, сопоставлять анализ выводов данных Рекомендации.

  • Создание и поддержание интереса к безопасности.
  • Поиск причин аварий.
  • Сбор информации: это можно сделать несколькими способами.
Организация безопасности может быть выполнена по-разному, в зависимости от размера фабрики и ее потребностей.

7. Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечивается соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим системам, технологиям, а также применениям систем экобиозащиты (экобиозащитной техники).

8. Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режима работы.

На некоторых фабриках группа представителей, состоящая из некоторых мастеров, время от времени встречается с директором службы безопасности. На этих встречах должен соблюдаться определенный план, и в нем должны храниться записи всех вопросов. Рекомендуется, чтобы некоторые работники были частью этого комитета, чтобы программа стала более реальной.

Это представитель руководства во всех мероприятиях, направленных на предотвращение аварий на заводе. Тем не менее, главный исполнительный директор должен участвовать как можно больше в программе безопасности. Во многих компаниях ведущие отвечают за безопасность, тем не менее рекомендуется создать отдел, который посвящает все свое время работе по безопасности. В каждой зоне будет инспектор по безопасности, который будет отвечать за ежедневный ход деятельности, и он должен быть знаком со всеми существующими рисками и методами их устранения.

Цель, задачи и практическое значение науки

Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки - защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности.

Инспекторы безопасности будут выступать в качестве консультативного органа для руководства, но они должны обладать достаточным опытом для выполнения любой работы и показать, как это можно сделать без риска. Этот отдел должен иметь достаточно централизованное местоположение, если это возможно, рядом с заводом или складом, он также должен иметь достаточное офисное оборудование, поскольку будут проводиться групповые встречи. Отдел должен поддерживать хороший внешний вид, потому что будут получены многочисленные визиты от внешних официальных агентов.

Эта дисциплина решает следующие основные задачи:

Идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;

Защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

Ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

В дополнение к этому отдел должен содержать все виды информации о безопасности работы. Факторы безопасности и новый сотрудник. Интервьюер должен узнать, является ли потенциальный сотрудник человеком, который выполняет свою работу осторожно. Через случайное наблюдение он сможет заметить, что у человека есть физическая травма, вызванная несчастным случаем на работе, а также посредством движений тела он может видеть, неудобен ли человек.

Тем не менее, много раз собеседник дает понять, что он человек, который работает очень безопасно. После того, как работник был нанят, его отправили в отдел безопасности сообщить им, что безопасность является фундаментальной частью их работы и очень важным аспектом для компании. Это может сделать компания через поставку, а затем через практическую выставку, которая сделает урок более реальным.

Создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Основные функции БЖД - обеспечить безопасность труда и жизнедеятельности человека, охрану окружающей природной среды через:

Описание жизненного пространства;

Формирование требований безопасности к источникам негативных факторов - назначение ПДВ, ПДС, ПДЭВ, допустимого риска и т.д.;

Директор по безопасности возьмет новых сотрудников на свои рабочие семинары, чтобы они могли встретить мастеров и других работников, чтобы облегчить адаптацию нового сотрудника. Рекламные щиты очень полезны, но их нужно постоянно менять, чтобы быть эффективными. В нем вы можете определить текущие события, которые происходят, и вы можете также послать поздравления тем работникам, которые в определенное время избегали несчастных случаев.

Использование призов - это метод, используемый для поддержания интереса к программам безопасности. Каждый отдел, который не понес аварии, получит приз или бонус. Медаль или металлический приз также могут быть доставлены в указанный отдел. Существуют технические курсы по технике безопасности и учебные курсы для промышленных инспекторов, которые могут помочь решить проблемы, которые вызывают несчастные случаи. С помощью этой базовой инструкции могут быть установлены четко определенные программы, которые адаптируются к потребностям компаний.

Организацию мониторинга состояния среды обитания и инспекционного контроля источников негативного воздействия;

Разработку и использование средств биозащиты;

Реализацию мер по предотвращению и ликвидации последствий ЧС;

Обучение населения основам БЖД, подготовку специалистов всех уровней и форм деятельности.

Практическое значение данной дисциплины исходит из целей и задач, которые реализует наука БЖД. Таким образом, основное практическое значение БЖД - это защита жизни и здоровья людей в чрезвычайных ситуациях.

Руководство должно проводить собрания, на которых будут рассмотрены все общие вопросы, которые влияют на завод, всегда рекомендуемые директором по безопасности. Факторы безопасности при обучении работников. С помощью анализа работы, проводимой ежедневно, с точки зрения планов безопасности можно разработать, чтобы обучить работников выполнению их работы, чтобы избежать несчастных случаев. В дополнение к устным инструкциям мастера и тех, которые содержат руководства, их можно использовать, например: короткое сообщение, связанное с безопасностью, может быть включено в карты времени; в переносных инструментах должны быть размещены пластины, которые указывают информацию о их безопасном использовании.

Современное состояние и п ерспективы развития науки в области БЖД

На протяжении своего развития человечество постоянно сталкивалось с проблемой обеспечения безопасности. Благодаря прогрессу, изменившему мир, выросло благосостояние людей, улучшились качество жизни и условия их труда, невиданных размеров достигли производства промышленности и сельского хозяйства, особенно в экономически развитых странах. Вместе с тем во второй половине XX в. появились крайне неблагоприятные тенденции для жизни человечества, возросло негативное воздействие на человека и среду обитания антропогенных опасностей, отмечался рост природных, техногенных и экологических катастроф. При этом одновременно увеличился их разрушительный эффект, отмечались огромные потери людей и экономический ущерб.

Настройка стандартного набора правил о фабричной практике - сложная задача, это связано с широтой отрасли, однако ее можно выполнять, если у вас есть адекватная информация. Чтобы облегчить эту задачу, компании могут использовать в качестве основы правила безопасности, установленные другими компаниями, которые выполняют аналогичные действия. Правила безопасности не будут сокращать несчастные случаи на производстве, если не будут приняты меры для обеспечения соблюдения.

Этот венесуэльский стандарт устанавливает аспекты, которые следует учитывать при разработке и мониторинге Программы промышленной гигиены и безопасности. Он применим к любому типу эксплуатации компании или работы любого характера или важности, где они разрабатывают работников независимо от их количества.

Безопасность любой деятельности для каждого человека и окружающей его среды, а также для общества в целом должна рассматриваться с учетом всех экономических, социальных и экологических последствий.

Развитие техносферы ведет к повышению не только качества жизни, но и уровня опасности для жизнедеятельности человека. Антропогенные изменения окружающей среды приобрели такие размеры, что человек сам стал жертвой своей техногенной деятельности. Снижение качества среды обитания негативно отражается на эффективности труда и отдыха, продолжительности жизни, состоянии здоровья. В современной техносфере формируются такие факторы условий труда и жизни человека, которые начинают превышать адаптационные, физиологические и психологические возможности человека.

Нередко условия труда работающих не отвечают санитарно-гигиеническим нормативам по уровню содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и опасные производственные факторы становятся причиной профессиональной заболеваемости, уровень которой в России за последние годы возрос почти вдвое, а число лиц с профессиональной патологией стало самым высоким в мире.

В соответствии с прогнозом Минэкономразвития России существующая тенденция к сокращению численности работающих, занятых в основных отраслях производства, сохранится, и в ближайшие 10-15 лет она составит 50,1 млн. человек, около 7 млн. из которых будет занято на работах с вредными и опасными условиями труда. При этом общие потери рабочей силы за 2006-2015 гг. составят более 10 млн. человек.

В связи с демографическим кризисом следует главный экономический вывод: требуется существенное (в несколько раз) повышение производительности труда. Поэтому необходимы не только глубокая модернизация производства, но и создание для работающих безопасных условий труда. Рост профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве со смертельными исходами свидетельствует об отсутствии ответственности и экономической заинтересованности работодателей за выполнение правил по охране труда и здоровья работников.

Разработанная программа“Здоровье работающего населения России на 2004-2015 гг. ориентирована на поэтапный переход к обеспечению здоровых и безопасных условий труда, формирование системы охраны и медицины труда, адаптированных к организационно-правовым формам учреждений. Любая профессиональная деятельность потенциально опасна, но в то же время технически осуществимо ликвидировать производственную опасность или снизить ее до допустимого уровня. Обеспечение охраны труда является основой высокопроизводительной и творческой деятельности предприятий и организаций различных форм собственности.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели -- индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях, в том числе высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

В последние десятилетия для всех промышленно развитых стран характерно нарастание опасностей и угроз в природно-техногенной сфере. По мере развития техносферы на первое место вышли чрезвычайные ситуации техногенного характера, которые составляют до 75% от общего их количества. В результате различных чрезвычайных ситуаций ежегодно в мире погибает около 3 млн. человек, а материальные потери составляют от 50 до 100 млрд. долл. в год.

Социальные и экономические потери общества от природных и техногенных катастроф растут стремительными темпами. Без принятия эффективных мер уже к середине XXI в. величина ущербов от катастрофических явлений на Земле может превысить прирост глобального валового продукта. Поэтому одной из важнейших проблем, от решения которой зависит безопасность общества и его устойчивое развитие, является борьба за снижение риска природных и техногенных катастроф.

По данным МЧС России (приводимым в ежегодных государственных докладах), величина экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций составляет сейчас около 70-80 млрд. руб. в год, причем это так называемый “заявленный” экономический ущерб, составляющий лишь некоторую часть от реального экономического ущерба, который с учетом косвенных последствий чрезвычайных ситуаций может достигать нескольких сотен миллиардов руб., т. е. составлять определенное количество процентов от ВВП Российской Федерации.

Масштаб крупных техногенных и природных катастроф в последнее время вполне соизмерим с чрезвычайными ситуациями военного времени. Возросла угроза террористических акций и диверсий, которые могут быть направлены на потенциально опасные объекты и привести к катастрофическим последствиям, выходящим даже за рамки национальных границ.

В течение последних лет существенно возросла значимость терроризма как фактора стратегических угроз национальной безопасности. Особую опасность приобретает технологический терроризм. Так, трагические масштабы последствий терактов в Нью-Йорке обусловлены в первую очередь именно технологической уязвимостью современной цивилизации. Технологический терроризм можно классифицировать как биологический, химический, терроризм с использованием взрывчатых веществ особо разрушительной силы, кибернетический (компьютерный), ядерный (радиологический) и сельскохозяйственный терроризм.

Техногенные аварии и катастрофы, стихийные бедствия требуют как профессиональной подготовки специалистов, занимающихся предупреждением и ликвидацией их последствий, так и обучения населения умелым действиям в условиях возникающих чрезвычайных ситуаций. Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат население, занятое в сфере производства и обслуживания; учащиеся общеобразовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; население, не занятое в сферах производства и обслуживания; руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления; учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, и специалисты в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них -- необходимое условие безопасности жизнедеятельности. Отсутствие естественных механизмов защиты от них требует приобретения человеком навыков обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Поэтому все больше возрастает значение подготовки специалистов с высшим образованием, способных не только обеспечить личную безопасность, но и выработать мероприятия по защите персонала объекта экономики, а также организации их выполнения в чрезвычайных ситуациях различного характера в качестве руководителя объекта или члена одного из органов управления РСЧС.

Нередко условия труда работающих не отвечают санитарно-гигиеническим нормативам по уровню содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и опасные производственные факторы являются причиной профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве со смертельными исходами, что приводит к потерям трудоспособного населения.

Любая профессиональная деятельность потенциально опасна, но в то же время производственные вредные и опасные факторы осуществимо ликвидировать или снизить их до допустимого уровня. Обеспечение охраны труда является основой высокопроизводительной и творческой деятельности предприятий и организаций различных форм собственности. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях, в том числе высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

Для современного состояния как России, так и других промышленно развитых стран мира характерно нарастание угроз в природно-техногенной сфере, а техногенные и природные катастрофы становятся постоянно действующими факторами не только экономики, но и политики.

Анализ опасностей и угроз природного и техногенного характера, а также их прогноз на перспективу показывают, что на территории России в ближайшие годы будет сохраняться высокая степень риска возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций различного характера и увеличение ущерба от них, который уже исчисляется в целом триллионами рублей в год. Это будет существенно тормозить экономический рост в стране, переход России к стратегии устойчивого развития.

безопасность жизнедеятельность чрезвычайный дисциплина

Заключение

Наука БЖД исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей. В современном понимании наука о БЖД изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении ЧС техногенного и природного происхождения.

Изучение курса БЖД позволяет получить, расширить и углубить знания в области анатомо-физиологических свойств человека и его реакциях на воздействие негативных факторов; комплексного представления об источниках, количестве и значимости травмирующих и вредных факторов среды обитания; принципов и методов качественного и количественного анализа опасностей; сформулировать общую стратегию и принципы обеспечения безопасности; подойти к разработке и применению средств защиты в негативных ситуациях с общих позиций.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблемы условий жизнедеятельности. Системный анализ безопасности жизнедеятельности. Процесс взаимодействия человека с природой и антропогенной средой. Логическое дерево причин и опасностей недостатка питьевой воды. Принципы обеспечения безопасности.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2011

    БЖД – степень защиты человека от чрезвычайных опасностей. Основная направленность мероприятий по безопасности жизнедеятельности. Понятие и критерий безопасности. Классификация рисков и опасностей, их проявления. Влияние факторов опасности на человека.

    курс лекций , добавлен 20.07.2010

    Взаимодействие человека со средой обитания и ее составляющими. Понятие опасности, ее виды, источники и способы защиты. Возникновение и развитие научно-практической деятельности в сфере безопасности жизнедеятельности человека, ее сущность, цели и задачи.

    реферат , добавлен 09.11.2009

    Цель, задачи, предметы изучения, средства познания дисциплины безопасность жизнедеятельности. Обеспечение безопасности человека в современных экономических условиях. Метод определения носителей опасности, способы защиты человека и технических систем.

    контрольная работа , добавлен 07.06.2009

    Анализ проблем безопасности жизнедеятельности как науки, его основание на раскрытии особенностей безопасного взаимодействия человека (группы людей) со средой обитания. Характеристика компонентов среды обитания (социальный, техногенный, природный).

    реферат , добавлен 17.12.2013

    Сущность и задачи безопасности жизнедеятельности как научной дисциплины. Причины возникновения и особенности природных катастроф и чрезвычайных происшествий. Влияние курения, наркомании, алкоголизма на здоровье человека. Коллективные средства защиты.

    контрольная работа , добавлен 09.01.2013

    Понятие, цель и составляющие безопасности жизнедеятельности. Содержание аксиомы о потенциальной опасности. Основные виды опасностей. Особенности конфликтных и бесконфликтных чрезвычайных ситуаций, их классификация по скорости и масштабам распространения.

    презентация , добавлен 19.04.2014

    Основные требования НПА в области обучения работников организации. Задачи обучения в области безопасности жизнедеятельности. Задачи подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Обучение работников в области безопасности жизнедеятельности.

    реферат , добавлен 03.11.2009

    Защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности как предмет изучения безопасности жизнедеятельности. Воздействие и нормирование негативных факторов.

    презентация , добавлен 03.09.2015

    Образование в области безопасности жизнедеятельности. Обязанности руководителя производственного процесса. Задачи специалиста в области безопасности жизнедеятельности. Перспективы развития в этой области. Здоровье человека и информационная стратегия.

ки, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.

1.3. Цель, предмет и задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Образовательная область «Безопасность жизнедеятельности» создавалась на основе накопленного в стране опыта обеспечения безопасности человека в повседневной жизни, в процессе его трудовой деятельности в различных и чрезвычайных ситуациях, а также с учетом нормативно-правовых актов РФ в области безопасности.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - это область научно-практических знаний, изучающая природу опасностей, которые угрожают человеку и окружающему миру, закономерности их формирования и проявления, способы предупреждения и защиты от них и ликвидации их последствий.

Цель БЖД: выработка идеологии безопасности, формирование безопасного мышления и поведения.

Для достижения этой цели и была предложена новая учебная дисциплина - безопасность жизнедеятельности (БЖД).

БЖД не решает специальных проблем безопасности. Это удел специальных дисциплин (отраслевая безопасность труда, радиационная, пожарная, космическая безопасность и т.д.). Но БЖД обеспечивает общую грамотность в области безопасности, это научно-методический фундамент для всех без исключения специальных дисциплин безопасности.

БЖД рассматривает все опасности, с какими может столкнуться человек в процессе своей жизни и деятельности. Это не средство личной защиты, а основа для защиты личности, общества и государства . Анализ истории и проблем развития человека свидетельствует, что потребности и мотивы обеспечения его безопасности относятся к числу основных.

Предмет БЖД: обусловленная законодательными и практическими мерами защита жизненно важных интересов личности, общества и государства, имущества и окружающей среды от внешних и внутренних опасностей и угроз, способных погубить их, нанести неприемлемый ущерб для выживания и развития.

Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

это наука, которую надо изучать и развивать;

это искусство, которое надо постигать;

это культура, которую надо воспитывать;

это повседневная тяжелая крайне важная работа.

1.4. Основные положения дисциплины

Современные проблемы безопасности имеют много составляющих:

сохранение планеты Земля и мира на Земле;

экологическая;

техническая;

социальная;

демографическая;

продовольственная;

экономическая;

криминальная;

энергетическая и сырьевая;

информационная;

психологическая;

сохранения здоровья и жизни человека; и т.д.

Задачи БЖД: безопасность жизнедеятельности как наука исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от них.

Реализация поставленных целей предполагает:

анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценку их воздействия в пространстве и во времени, определение и описание опасностей, т.е. идентификацию опасностей;

разработку эффективных систем и методов выявления и защиты от опасностей - профилактику опасностей;

организацию систем мониторинга и контроля опасностей и управления состоянием безопасности техносферы;

разработку и реализацию мер по ликвидации последствий проявления опасностей;

организацию обучения населения основам безопасности и подготовку специалистов по безопасности жизнедеятельности.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1) БЖД - это неотъемлемая составная часть и общая образовательная компонента подготовки всесторонне развитой личности;

2) этот предмет в интересах личности, общества, государства должен входить в государственные образовательные стандарты всех специальностей и направлений без какого-либо исключения.

1.4. Основные положения дисциплины

1. С момента своего появления на Земле человек перманентно живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Сказанное позволяет сформировать аксиому о том, что деятельность человека потенциально опасна .

2. Все опасности причиняют вред здоровью человека: нервные потрясения, травмы, болезни, летальный исход, - а также ущерб окружающей природной среде, материальным и духовным богатствам общества и государства. Следовательно, опас-

ности - это то, что угрожает не только человеку, но обществу и государству в целом. Значит, профилактика опасностей и защита от них - актуальная гуманитар-

Глава 1. Безопасность жизнедеятельности и ее основные положения

ная и социально-экономическая проблема, в решении которой государство не может не быть заинтересованным.

3. Обеспечение безопасности деятельности - приоритетная задача для личности, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск - вероятность реализации опасности. Поэтому под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смириться , т.е.безопасность - это приемлемый риск .

Как достичь безопасности? Первейший и главнейший способ состоит в образовании и просвещении людей. Другого пути просто нет. И вот почему.

4. Опасности по своей природе вероятностны(т.е. случайны), потенциальны

(т.е. скрыты), перманентны (т.е. постоянны, непрерывны) итотальны (т.е. всеобщи, всеобъемлющи). Следовательно, нет на Земле человека, которому не угрожают опасности. Но зато есть множество людей, которые об этом не подозревают или не задумываются. Их сознание работает в режиме отчуждения от реальной жизни. Одна из особенностей человеческого сознания состоит в том, что оно не придает приоритетного значения информации, которая носит вероятностный характер.

5. Все опасности действуют в пространстве и во времени. Они есть везде

и всегда при использовании любых объектов, включая простейшие (нож, спички, молоток, дверь и пр.).

6. Защита от опасностей достигается совершенствованием средств и объектов защиты, применением защитных мер.

Рост техногенных опасностей, отсутствие естественных механизмов защиты от них требуют приобретения человеком навыков обнаружения и нейтрализации опасностей, применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека - от дошкольного образования до повышения квалификации и переподготовки кадров во всех сферах экономики.

Очевидно, что для согласованного решения общих проблем личной, общественной, национальной или глобальной безопасности необходима некая общая теория и методология, которая может и должна опираться на все подходы и методы, интегрируя их в рамках системного представления проблем безопасности, в их взаимосвязях и целостном единстве. Эффективное решение сложных комплексных проблем безопасности современности (например, транспортных и экологических проблем мегаполисов) может быть найдено только на основе методологии общей теории безопасности. Иначе «нос вытащим, а хвост увязнет», и наоборот.

Такой же системный подход необходим при решении разноплановых и противоречивых проблем развития личности, ее образования, культурного и семейного воспитания в интересах безопасности общества. Например, чем лучше образован человек, но не воспитан в духе правопослушания, тем сложнее и опаснее его противоправные действия, например, в кредитно-банковской сфере, в информационных сетях.

Теория безопасности - это система знаний о возникновении и видах опасностей, о сущности, закономерностях и принципах безопасности, общих задачах и методах формирования условий и систем обеспечения безопасной жизнедеятельности человека, общества и государства.

1.5. Безопасность жизнедеятельности как наука и учебная дисциплина

1.5. Безопасность жизнедеятельности

как наука и учебная дисциплина

Международное конституирование безопасности жизнедеятельности как самостоятельной отрасли знаний было положено на 1-м Международном конгрессе «Наука безопасности» (сентябрь 1990 г., Кёльн, Германия), который подверг научному анализу систему «человек – машина – окружающая среда», исследовал взаимодействие этих трех элементов под углом зрения природы возникающих рисков и возможности их минимизации. Однако развитие отраслевых теорий безопасности в военном деле, международных отношениях, медицине, охране труда, началось в России и других странах значительно раньше (см. раздел 1.2).

Цели теории безопасности - осмысление и описание благоприятных условий

и закономерностей устойчивого и гармоничного функционирования социальных, природных и технических систем, развитие знаний о путях снижения опасностей, угроз и рисков в любой сфере деятельности.

Основная цель науки безопасности жизнедеятельности - разработка теоретических и методологических основ защиты человека в обществе, техносфере и биосфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение во всех сферах социальных, физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений.

Изучение многоаспектных проблем безопасности необходимо основывать на сочетании методов количественного и качественного анализа, применяя широко практикуемый системный подход. В его основе лежит рассмотрение объектов как систем, при этом он ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

Системный анализ безопасности - это выявление и оценка всего комплекса негативных факторов и обстоятельств, влияющих на появление опасных ситуаций (аварий, катастроф, пожаров, травм и т.п.), и разработка адекватных мер защиты

и предупредительных мероприятий, уменьшающих вероятность реализации опасностей. На завершающем этапе системного анализа и решения проблемы используется совокупность всех доступных методологических средств для проектирования системы безопасности, подготовки и обоснования соответствующих организационных и финансовых решений. Системный анализ проблем и объектов безопасности эффективен, если в нем переплетаются элементы теории и практики, строгие формализованные методы сочетаются с интуицией и личным опытом, с эвристическими приемами.

При решении задач обеспечения безопасности защищаемый компонент, элемент называют объектом безопасности . Активный компонент, обеспечивающий безопасность объекта, называютсубъектом безопасности . Активный компонент системы или окружающей среды, оказывающий негативное воздействие, называют

источником опасности или угрозы.

Следует отметить, что почти во всех системах и их связях (отношениях) человек может являться и субъектом, и объектом безопасности, и источником опасностей.

Глава 1. Безопасность жизнедеятельности и ее основные положения

Теоретическая база безопасности жизнедеятельности включает в себя:

понятийный аппарат, пригодный для решения проблем обеспечения безопасности, описания процессов и явлений в данной сфере;

методы комплексного описания, анализа и прогнозирования опасностей различной природы;

классификации негативных факторов, явлений, процессов и систем;

принципы формирования исходных показателей и норм безопасности создаваемым элементам систем безопасности;

способы управления показателями безопасности на базе мониторинга опасностей и выбора наиболее эффективных мер и средств предупреждения и защиты;

основы формирования требований по безопасности к деятельности персонала

различных систем и населению.

Таким образом, наука «Безопасность жизнедеятельности»- это наука о комфортном и защищенном существовании человека во взаимодействии с окружающей средой.

БЖ как наука находится в стадии своего формирования. Она опирается на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты в чрезвычайных ситуациях, на достижения в профилактической медицине, биологии, основывается на законах и подзаконных актах. Черпая информацию, методы, подходы, знания из всех областей научных знаний, БЖ находится на стыке многих наук, имея явно практическую направленность.

Каждое из научных или прикладных направлений имеет свою специфику и отраслевые представления о теории и практике безопасности. Вместе с тем в этих специфических подходах есть общие цели достижения безопасности, общие задачи, категории и принципы.

Безопасность жизнедеятельности как учебная дисциплина

Первопричиной многих опасностей, аварий, катастроф, несчастных случаев часто становятся просчеты и некомпетентность людей. Устранить эту причину можно, только создав систему непрерывного образования и воспитания населения в области безопасности жизнедеятельности. На фоне роста аварий, эпидемий и других опасностей повышение качества преподавания ОБЖ и БЖ имеет прямое значение для снижения количества погибших и раненых в стране, защиты имущества, прав и интересов граждан. После развала прежних систем профилактики и контроля в СССР

преподавание ОБЖ и БЖ остается одним из существенных рычагов профилактической пропагандистской работы в сфере борьбы с угрозами безопасности населения.

С 1991 г. в учебные планы учреждений высшего профессионального образования была введена дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 9 июля 1990 г. № 473), а в учебные планы средних общеобразовательных учебных заведений - курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (постановление Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253).

В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования для студентов педагогических вузов, обучающихся по специально-

1.5. Безопасность жизнедеятельности как наука и учебная дисциплина

сти (профилю) 050104 «Безопасность жизнедеятельности» (утвержден 31 января 2005 г.), первой дисциплиной предметной подготовки будущего учителя БЖ, идущей вслед за блоком общепрофессиональных дисциплин, является курс «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности». Она выполняет пропедевтическую функцию, вводит обучающихся в специальность, но, вместе с тем, носит междисциплинарный характер. Нравственные основы этой дисциплины лежат в философии и этике, принципы и методы безопасности она черпает из физиологии, медицины, психологии, права, социологии и других наук. Основные положения и выводы науки о безопасности могут и должны учитываться всеми другими науками и воплощаться в социальной жизни и техносфере через законы, правила и технологии.

Образование в области БЖ - процесс и результат приобретения систематизированных знаний, умений и навыков.

Системообразующий и интегрирующий характер курса БЖ связан с тем, что

знания различных предметовважны не сами по себе (как чистая теория), акак

средства для удовлетворения существенных потребностей человека, из которых главные - обеспечение жизни, здоровья и безопасности человека и среды его обитания.

В новых образовательных стандартах от повторения известных аксиом защиты от природных и техногенных опасностей школа и вуз должны перейти к освоению культуры безопасного поведения в сфере семейной, продовольственной, информационной, энергетической, экономической, транспортной, криминальной, национальной безопасности . Именно с этими проблемами защиты и выживания в социокультурной сфере гражданин современной России сталкивается в большей мере, чем с природными и техногенными опасностями. Поэтому главным стержнем в курсе БЖ должна стать, прежде всего, забота об укреплении здоровья, безопасности и благополучия человека в его нравственном, культурологическом, экономическом, психическом, физическом, правовом и других аспектах.

Воспитательное значение курса БЖ

Из многих предметов курс БЖ более других ориентирует выпускника на поведение, способное противостоять таким опасным факторам современной действительности, как социальная индифферентность (безразличие к судьбе России и собственной), социальная пассивность, разобщенность, деградация, конформизм (приспособленчество), благодушие, предательство, невежество, ложь и обман, злоба и агрессия. Планомерное освоение социально ориентированного курса БЖ призвано мобилизовать защитные силы российского общества, чтобы противостоять социальным инфекционным агентам, психовирусам, чужеродным опасным идеям и псевдокультурам.

Речь идет о восстановлении для всех граждан социального иммунитета как условия обеспечения нашей безопасности. На решение этой задачи направлены усилия всех государственных и общественных институтов, но результат мал, поскольку в этой цепи очень ослаблена система образования. Школе принадлежит особая роль, здесь, в основном, формируется «иммунная» система общества, воспитывается безопасный образ поведения, культура безопасного мышления, закладывается информационно-ориентирующая основа личности и всей жизни.

Глава 1. Безопасность жизнедеятельности и ее основные положения

Привитие социального иммунитета непосредственно связано с воспитанием личности. И. Кант утверждал, что только через образование мы становимся людьми. Он называл образование «прививкой» человеческому «дичку» от дикости. Учитель вынужден заниматься «исправлением дел человеческих». С учетом состояния интистута семьи в нашей стране это как никогда актуально. Оптимальные возможности для этого заложены именно в курсе БЖ при условии овладения им самими педагогами.

Курсы ОБЖ и БЖ - это не только познавательные, образовательные дисциплины; этопрежде всего инструменты воспитания - нравственного, эстетического, интеллектуального, физического, патриотического и иного.

Курс БЖ как никакой другой способствует сплочению коллективов учащихся на началах самоорганизации для получения навыков поведения в обществе, в социальных группах, в природной среде, в неблагоприятных ситуациях. Сплоченный коллектив - это и есть необходимое условие безопасности, это самая сильная прививка против искусственно навязываемого западного индивидуализма, против окончательного разрушения соборного духа, спасающего Россию и во многом утраченного. Сплоченный коллектив - это и способ личной безопасности человека в условиях, когда он сталкивается с опасными и экстремальными ситуациями, требующими совместной деятельности по сохранению жизни всех и каждого.

1.6. Основные понятия

в курсе «Безопасность жизнедеятельности»

Опасность - это явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях причинить ущерб здоровью человека, разрушительно действовать на определенную среду (природную, социальную, производственную и т.д.).

Различают опасности естественного и антропогенного происхождения. Естественные опасности обусловлены стихийными явлениями, климатическими условиями, рельефом местности и т.п.

Человек непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных загрязняющих веществ и т.п.), генерируя в среде обитания антропогенные опасности . Антропогенные опасности, создаваемые техническими средствами, называюттехногенными .

Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей - вредных и травмирующих факторов, отрицательно воздействующих на человека и окружающую его среду.

Идентификация опасностей. Под идентификацией понимается процесс обнаружения и установления количественных, временны" х, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на предупреждение реализации опасностей и обеспечение нормальной жизнедеятельности.

Полностью идентифицировать опасность очень трудно. Например, причины некоторых аварий и катастроф остаются невыясненными долгие годы или навсегда. Можно говорить о разной степени идентификации: более или менее полной, приближенной, ориентировочной и т.п.

1.6. Основные понятия в курсе «Безопасность жизнедеятельности»

Номенклатура - система названий, терминов, употребляемых в какой-либо отрасли науки, техники. Выделяется несколько уровней номенклатуры: общая, локальная, отраслевая, местная (для отдельных объектов) и др. В общую номенклатуру в алфавитном порядке включаются все виды опасностей: алкоголь, взрыв, гололед, дым, лазерное излучение, молнии, отравление, пожар, ударная волна, ядовитые вещества и др.

Таксономия - наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов. Достаточно полнаятаксономия опасностей рассмотрена в главе 2.

Безопасность - защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Это определение приведено в Федеральном законе «О безопасности» от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ. Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации

и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Субъект безопасности. Основным субъектом безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам РФ, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита.

Авария - 1) неожиданный выход из строя, повреждение какого-либо механизма, машины, сооружения и т.п. во время выполнения рабочих функций, движения; 2) опасное техногенное происшествие, создающее на определенной территории или объекте угрозу жизни, здоровью и имуществу людей и могущее приводить к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного и транспортного процесса, гибели и нарушению здоровья людей, а также причинению ущерба окружающей природной среде; 3) разрушение сооружений и/или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ.

Жизнедеятельность - совокупность всех форм и видов деятельности человека.

Катастрофа - событие (авария, стихийное бедствие и др.) с трагическими последствиями. К катастрофе относят событие, в результате которого погибло не менее 100 чел., не менее 400 получили ранения, не менее 35 тыс. чел. были эвакуированы

и не менее 70 тыс. чел. остались без источников питьевой воды.

Стихийное бедствие - разрушительное природное и/или природно-антро- погенное явление значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, может произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей среды.

Ущерб - потери (убытки) в производственной и непроизводственной сфере жизнедеятельности человека, вред окружающей природной среде, причиненные в

Глава 1. Безопасность жизнедеятельности и ее основные положения

результате аварии, природного стихийного бедствия, чрезвычайной ситуации и исчисляемые в денежном эквиваленте.

Чрезвычайная ситуация - неожиданная, внезапно возникшая обстановка на определенной территории или объекте экономики в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления или стихийного бедствия, которые могут привести к человеческим жертвам, ущербу здоровью людей или окружающей среде, материальным потерям и нарушению условий жизнедеятельности людей.

Зона ЧС - территория, на которой сложилась ЧС (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).

Вопросы и задания

1. Значение безопасности жизнедеятельности для существования человека, общества, государства, вселенной.

2. Виды безопасности.

3. История развития взглядов и отношения к вопросам безопасности.

4. Основные положения науки о безопасности.

5. Цели, задачи, предмет безопасности жизнедеятельности.

6. Характеристика объектов безопасности.

7. Значение безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины.

8. Воспитательное значение безопасности жизнедеятельности для молодежи.

9. Выберите, пользуясь словарем «Безопасность жизнедеятельности» (Петров С.В. и др., Новосибирск: АРТА, 2011), основные понятия курса и их содержание.

10. Составьте рассказ (эссе) о своем поведении в какой-либо критической ситуации. Проанализируйте свои действия, указав на правильные (безопасные) и ошибочные (опасные).

11. По материалам СМИ проанализируйте значение знаний безопасного поведения для учащихся.