Болезни Военный билет Призыв

Тесты определения социальной фрустрации вассерман. Исследование уровня социальной фрустрированности мигрантов. Уровень социальной фрустрированности мигрантов


Социальная фрустрированность – вид (форма) психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально заданных иерархиях.

Социальная фрустрированность передает в себе эмоциональное отношение человека к позициям, которые он сумел занять в обществе на данный момент своей жизни. Интеллект при этом отражает, с одной стороны, то, что в принципе может быть достигнуто в той или иной сфере и что человек конкретно сам смог достичь – с другой стороны.

Оценивая свои достижения по разным социально заданным иерархиям, человек испытывает ту или иную степень удовлетворенности – неудовлетворенности. При этом он переживает фрустрацию не столько от достигнутого, например от условий, в которых живет, или материального дохода, сколько от мысли, что сегодня можно достичь большего. Нечто похожее происходит в сфере отношений: они нас устраивают или не устраивают не сами по себе, а в зависимости от ожиданий и оценок. Иной человек вполне удовлетворен тем, что у него нет друзей, что он не вступает в неформальные отношения с коллегами. Не возникают тесные, доверительные контакты – и не надо.

Социальная фрустрированность в большей степени зависит от осознания недостигнутого, чем от реального положения личности.

Неудовлетворенность по отдельным направлениям социально заданных иерархий накапливается и образует постоянный фон эмоционального напряжения личности. Когда эмоциональное напряжение достигает критического уровня, личность прибегает к тем или иным мерам психологической защиты. Она либо снижает уровень притяза ний, либо игнорирует недоступные ей ступени иерархии, либо дискредитирует тех, кто их занимает. Нередко психологическое напряжение снимается путем «отказа» от конкурирующих ценностей. Например, в современных условиях некоторые люди отдают предпочтение иерархии образования, поступаясь при этом материальными достижениями.

Бланк методики «Уровень социальной фрустрированности»

Удовлетворены ли вы Полностью удовлетворен Скорее неудовлетворен Затрудняюсь ответить Скорее не удовлетворен Полностью неудовлетворен
Своим образованием
Взаимоотношениями с коллегами по работе
Взаимоотношениями с администрацией на работе
Взаимоотношениями с субъектами своей профессиональной деятельности (пациенты, клиенты, учащиеся и т. д.)
Содержанием своей работы в целом
Условиями профессиональной деятельности (учебы)
Своим положением в обществе
Материальным положением
Жилищно-бытовыми условиями
Отношениями с супругом(ой)
Отношениями с ребенком (детьми)
Отношениями с родителями
Обстановкой в обществе (государстве)
Отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми
Сферой услуг и бытового обслуживания
Сферой медицинского обслуживания
Проведением досуга
Возможностью проводить отпуск
Возможностью выбора места работы
Своим образом жизни в целом

Проверьте себя. Ниже предлагается опросник, который фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. Опросник представляет модификацию методики Л. И. Вассермана (Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1995, № 2). Прочтите каждый вопрос и укажите один, наиболее подходящий ответ.

Обработка данных. По данному пункту определяется показатель уровня фрустрированности. Он может варьироваться от 0 до 4 баллов. Каждому варианту ответа присваиваются баллы: полностью удовлетворен – 0, скорее удовлетворен – 1, затрудняюсь ответить – 2, скорее не удовлетворен – 3, не удовлетворен полностью – 4.

Если методика используется для выявления показателя у группы респондентов, то надо: 1) получить раздельно произведения числа респондентов, выбравших тот или иной ответ, на балл, присвоенный ответу, 2) подсчитать сумму этих произведений, 3) разделить ее на общее число ответивших на данный пункт. Можно определить итоговый средний индекс уровня социальной фрустрированности. Для этого надо сложить показатели фрустрированности по всем пунктам и разделить сумму на число пунктов (20).

В массовых обследованиях весьма показателен процент лиц, выбравших тот или иной вариант ответа на конкретный пункт.

Интерпретация результатов. Выводы об уровне социальной фрустрированности делаются с учетом величины балла (среднего балла) по каждому пункту. Чем больше балл, тем выше уровень социальной фрустрированности:

– 3,5-4 балла – очень высокий уровень фрустрированности;

– 3,0-3,4 – повышенный уровень фрустрированности;

– 2,5-2,9 – умеренный уровень фрустрированности;

– 2,0-2,4 – неопределенный уровень фрустрированности;

– 1,5-1,9 – пониженный уровень фрустрированности;

– 0,5-1,4 – очень низкий уровень;

– 0-0,5 – отсутствие (почти отсутствие) фрустрированности.

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона

Инструкция. «Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к Вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: "часто", "иногда", "редко", "никогда". Выбранный вариант отметьте знаком "+"».

Обработка результатов и интерпретация. Под-считывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на три, «иногда» – на два, «редко» – на один и «никогда» – на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества – 60 баллов.

Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов – средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов – низкий уровень одиночества.

Методика «Т и Д»

Диагностирует состояния тревожности и депрессии. Инструкция. «Просим Вас ответить на серию вопросов, которые помогут нам выяснить Ваше самочувствие. Если состояний, указанных в вопросе,

– у Вас никогда не было, поставьте 5 баллов;

Шкалы: социальная фрустрированность

Назначение теста

Инструкция

Вам предлагается опросник, который фиксирует степень вашей неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности.

Прочтите каждый вопрос и укажите наиболее подходящий ответ в цифрах: полностью удовлетворен (0 баллов), скорее удовлетворен (I балл), затрудняюсь ответить (2 балла), скорее не удовлетворен (3 балла), полностью не удовлетворен (4 балла).

Тест

Удовлетворены ли вы:

1. Своим образованием.
2. Взаимоотношениями с коллегами по работе (учебе).
3. Взаимоотношениями с администрацией на работе.
4. Взаимоотношениями с субъектами своей профессиональной деятельности (пациенты, клиенты, учащиеся и т. п.).
5. Содержанием своей работы в целом.
6. Условиями профессиональной деятельности (учебы).
7. Своим положением в обществе.
8. Материальным положением.
9. Жилищно-бытовыми условиями.
10. Отношениями с супругом(ой).
11. Отношениями с детьми.
12. Отношениями с родителями.
13. Обстановкой в обществе (государстве).
14. Отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми.
15. Сферой услуг и бытового обслуживания.
16. Сферой медицинского обслуживания.
17. Проведением досуга.
18. Возможностью проводить отпуск.
19. Возможностью выбора места работы.
20. Своим образом жизни в целом.

Обработка и интерпретация результатов теста

Обработка данных

По каждому пункту определяется (в баллах) уровень фрустрированности. Высчитывается набранная сумма баллов и делится на 20 (число вопросов).

Интерпретация результатов

Если испытуемый набирает:

3,5-4 балла, то у него очень высокий уровень социальной фрустрированности;
. 3,0-3,4 балла - повышенный уровень фрустрированности;
. 2,5-2,9 балла - умеренный уровень фрустрированности;
. 2, 0-2,4 балла - неопределенный уровень фрустрированности;
. 1,5-1,9 балла - пониженный уровень фрустрированности;
. 0,5-1,4 балла - очень низкий уровень;
. 0-0,5 балла - фрустрированность отсутствует или почти отсутствует.

Опросник представляет собой оригинальный исследовательский инструмент, разработанный для оценки социального благополучия, в т.ч. социальной составляющей качества жизни . Разработана в 2004 году в НИПНИ им. Бехтерева Л.И. Вассерманом, Б.В. Иовлевым и М.А.Беребиным.

Теоретические основы

Социальная фрустрированность рассматривается как следствие невозможности реализации личностью (здоровой или, тем более, больной) своих актуальных социальных потребностей. Значимость этих потребностей для каждой личности индивидуальна, зависит от самосознания (самооценки), системы жизненных целей и ценностей, индивидуальных способностей и опыта решения проблемных и кризисных ситуаций. Поэтому социальная фрустрированность, являясь следствием реальной социальной ситуации, носит личностный характер, определяя стрессогенность социальных фрустраторов, таких, например, как неудовлетворенность отношениями в семье и на работе, образованием, социально-экономическим статусом, положением в обществе, физическим и психическим здоровьем, работоспособностью и др. Оценка конкретных параметров позволяет наполнить конкретным внутренним содержанием и понятие качества жизни с позиций социального функционирования личности и ее адаптивных возможностей. Иными словами, социальную фрустрированность можно рассматривать как специфический комплекс переживаний и отношений личности, возникающий в ответ на действие фрустрирующих факторов.

Весьма вероятно, что длительное дестабилизирующее действие социально-фрустрирующих факторов формирует напряженность адаптивных механизмов и парциальную дезадаптацию (предболезнь), а при малоэффективной психологической защите и отсутствии социальной поддержки - тотальную психическую дезадаптацию (болезнь), и как следствие, снижение качества жизни. Такая схема развития психической дезадаптации приложима к любой форме патологии, поскольку речь идет о роли психосоциальных факторов в формировании внутренней картины болезни и оценке ее прогноза. Отсюда возникает актуальная задача диагностики именно социального компонента в многомерной системе патогенеза нарушений психической адаптации, в особенности при скрининговых исследованиях в целях первичной психопрофилактики.

История создания

Методика разработана на основе предварительного экспертного выделения и ранжирования тех сфер системы социальных отношений, которые представляются наиболее значимыми для любой личности в контексте ее взаимодействия с микро- и макросоциальным окружением. При этом, несомненно, учитывался и опыт создания других известных шкал для медико-психосоциальных исследований, таких, например, как , шкала ВОЗКЖ-100 , Ланкаширская шкала КЖ и др. Этот психологодиагностический инструмент адекватен для использования в комплексе с другой формализованной информацией, в частности, в батарее психодиагностических методик (преимущественно тестов) и создания компьютерного банка данных не только о контингентах риска, но и больных.

Социальная фрустрированность, как сложная по структуре психологическая переменная, в данной методике определяется уровнем «удовлетворенности – неудовлетворенности» в 20 сферах отношений личности, выделенных экспертами как наиболее гипотетически значимые для любого взрослого, преимущественно трудоспособного человека, жизнедеятельность которого проходит в социуме и данной культуре. Разумеется, для отдельных индивидов некоторые сферы отношений могут быть не актуальными, например отношения с родителями (нет родителей), детьми (нет детей) и т.п. Поэтому оценка уровня «удовлетворенности – неудовлетворенности» в этих сферах испытуемым не фиксируется.

Валидность

Валидность шкалы УСФ, no-существу, критериально-субъективная, синтетическая (содержательная, текущая и т.п.). Основой для такого заключения служит выделение экспертами различных сфер отношений личности, которые можно рассматривать в качестве социальных факторов-фрустраторов. Поэтому критерий валидности - экспертная оценка репрезентативности содержания «заданий» методики или тех свойств и параметров личности, которые необходимо оттенить и измерить, исходя из теоретических представлений. Валидность методики УСФ можно также рассматривать с критериально-экологических позиций, позволяющих интерпретировать результаты применения измеряющего инструмента в контексте определенных жизненных ситуаций испытуемых и оценивать изменения в самооценках (например, удовлетворенности -неудовлетворенности) в зависимости от изменения самой ситуации, в нашем случае - социальной.

Надежность методики - ретестовая. Она определялась по результатам повторного (в течение 3-4 недель) тестирования одной и той же группы испытуемых (89 человек) - однородной в профессиональном плане выборки. Коэффициент надежности методики УСФ - 81-87%, т.е. в пределах 81%-87% наблюдений уровни социальной фрустрированности практически совпадают. Это говорит о том, что сама социальная фрустрированность может рассматриваться как социально детерминированная личностная переменная, относительно стабильная в тех отрезках времени, когда социальное функционирование исследованных не претерпевает заметных (с их точки зрения) изменений. Таким образом, конструкция методики и технология её применения позволяют утверждать, что это адекватный инструмент для оценки и квалификации изучаемого психосоциального феномена, обозначаемого как социальная фрустрированность.

Внутренняя структура

Методика включает в себя:

  1. Бланк социологической анкеты, состоящий из 20 позиций, отражающих формально-демографические характеристики обследуемых, специфику и условия их занятости; анкета пригодна для кодирования и архивирования в банке психодиагностической информации; она может быть дополнена в соответствии с потребностями конкретного исследования в соответствии с теми правилами, которые обозначены разработчиками
  2. Регистрационный бланк к основному варианту методики – собственно шкале УСФ (УСФ-1) с оценочной системой в баллах;
  3. Список из 20 тем , касающихся «неудовлетворенности» разными сферами личностно-средовых взаимоотношений (УСФ-2). Этот список предлагается испытуемому либо на одном бланке в порядке от №1 до №20, либо на отдельных карточках в случайном порядке для ранжированной оценки в порядке убывания субъективной значимости указанных сфер отношений в реальной (актуальной) жизненной ситуации

Интерпретация

Общие принципы

Данные методики могут анализироваться в двух планах или с помощью двух методических подходов. В первом варианте оценивается условно «абсолютная» степень выраженности «удовлетворенности – неудовлетворенности» в сфере отдельно рассматриваемого отношения вне общего контекста опросника. При этом мера удовлетворенности субъективно шкалируется по 5-балльной системе: 1 – полностью удовлетворен, 2 – скорее удовлетворен, 3 – затруднение в ответе, 4 – скорее неудовлетворен и, наконец, 5 – полностью неудовлетворен.

Выделяются 5 основных направлений или блоков шкалы по 4 позиции в каждом:

  • удовлетворенность взаимоотношениями с родными и близкими (с женой, мужем, родителями, детьми);
  • удовлетворенность ближайшим социальным окружением (друзьями, коллегами,начальством, противоположным полом);
  • удовлетворенность своим социальным статусом (образованием, уровнем профессиональной подготовки, сферой профессиональной деятельности, работой в целом);
  • социально-экономическим положением (материальным положением, жилищно-бытовыми условиями, проведением свободного времени и отдыха, своим положением в обществе);
  • своим здоровьем и работоспособностью (физическим здоровьем, психо-эмоциональным состоянием, работоспособностью, своим образом жизни в целом).

Больший балл соответствует, таким образом, большей неудовлетворенности, как по отдельным градациям признаков, так и по шкале в целом.

Таким образом, каждый испытуемый, заполнивший шкалу УСФ-1, может быть охарактеризован условным профилем оценок 20 обозначенных сфер отношений, что позволяет определить зоны наибольшей и наименьшей социальной фрустрированности и, тем самым, конфликтных отношений.

Расчёт значений

  1. На первом этапе подсчитывается количество пунктов, на которые даны ответы (позиции, к которым респондент выразил своё отношение) по методике в целом: n и по каждому из пяти направлений: n_1 , n_2 , n_3 , n_4 и n_5
  2. Подсчитывается сумма баллов по всем позициям методики путём суммирования баллов аналогичным образом: S , S_1 , S_2 , S_3 , S_4 и S_5
  3. Расчитывается итоговый коэффициент социальной фрустрированности по формуле: Q = \frac{S}{n} , включая Q_1 , Q_2 , Q_3 , Q_4 и Q_5

На основании величины показателей определяют уровень социальной фрустрированности:

  • Q \lt 1,5 - определённое полное отсутствие социальной фрустрированности;
  • 1,5 \leqslant Q \lt 2,5 - социальная фрустрированность отчётливо не декларируется;
  • 2,5 \leqslant Q \lt 3,5 - зона неопределённой оценки;
  • 3,5 \leqslant Q \lt 4,5 - умеренный уровень социальной фрустрированности (неудовлетворённости), которую опрошенные считают необходимым отметить;
  • 4,5 \leqslant Q - определённая и вполне отчётливая высокая социальная фрустрированность

Анализ структуры социальной фрустрированности

Второй план анализа методики УСФ (УСФ-2) направлен на получение целостной структуры социальной фрустрированности по 20 сферам опросника путем ранжирования испытуемым каждой из них в порядке убывания «неудовлетворенности» от первого до двадцатого места (последнего по значимости). При этом от испытуемого не требуется оценивания «абсолютной» степени неудовлетворенности той или иной сферой отношений. Ранжирование позволяет указать только место (ранг) каждой обозначенной в методике позиции среди других и, тем самым, отметить ее субъективную значимость. Возможны варианты, когда степень неудовлетворенности определенной сферой отношений (например, взаимоотношениями с коллегами по работе и др.) может быть значительной, но занимать не самое высокое место в ранговом ряду, так как другие показатели окажутся еще выше.

Ранжирование технологически может осуществляться двумя способами. При первом на бланке с перечнем сфер неудовлетворенности против каждого из 20 пунктов проставляются номера от 1 до 20, обозначающие места конкретной сферы неудовлетворенности в ранговом ряду, далее подсчитываются соответствующие частоты. Этот способ удобен с точки зрения архивирования «протоколов». Второй способ более рационален для обследования. Ранжирование проводится путем раскладывания 20 карточек с обозначениями сфер неудовлетворенности (на обороте каждой пишется №, соответствующий тому порядку, который приводится на бланке в порядке убывания их актуальности для испытуемого. Таким образом каждой из сфер неудовлетворенности присваивается соответствующий ранговый номер. Результатом ранжирования может быть индивидуальный профиль, наглядно отражающий уровень социальной фрустрированности.

Практическая значимость

Основными показаниями применения методики являются массовые скриниюовые и плановые психопрофилактические исследования различных контингентов испытуемых, в том числе и организованных популяционных групп населения (педагогов, врачей, рабочих-вахтовиков, военнослужащих и т.п.). В этих случаях применение методики в батарее с другими методами исследования необходимо для уточнения факторов риска нарушений психической дезадаптации в связи со сложными, подчас стрессогенными и патогенными условиями внешней среды или профессиональной деятельности (экологически неблагоприятные или суровые в климато-географическом отношении регионы, напряженная или опасная для здоровья работа и др.).

Методика может с успехом использоваться в клинико-психологической практике на разных этапах: амбулаторной, стационарном, реабилитационно-восстановительном. Основная задача методики при этом - уточнение уровней и содержания социальных факторов (социальных фрустраторов), затрудняющих адаптацию больных различного профиля не только к болезни (ее последствиям), но и социальному прогнозу, оценке перспектив. Методика также может быть полезной для оценки эффективности лечения и качества жизни больных в зависимости от уровней притязаний и субъективной оценки ценности здоровья больными, наличия (или отсутствия) социальной поддержки.

  1. Л.И.Вассерман, Б.В.Иовлев, М.А.Беребин Медотика для психологической диагностики уровня социальной фрустированности и её практическое применение. Методические рекомендации. НИПНИ им. Бехтерева, 2004.

Название: Толерантность и психическое здоровье (Г.Б. Скок,)

1. понятие социальной фрустрации в психологии

С понятием толерантность часто соседствует термин социальная фрустрация. Если толерантность не выработана, то при сильном раздражителе, неопреодолимом препятствии наступает состояние фрустрации как особой психологической реакции человека на трудности в жизни, мешающие достижению его целей.

В состоянии фрустрации обнажаются истинные глубинные тенденции личности и наиболее ярко проявляются различные виды интолерантных реакций на окружение. Большинство исследователей считают, что в этом состоянии часто возникают агрессивные (или аутоагрессивные) формы поведения, а также выражена тенденция манипулирования окружающими. Агрессия и деструкция как крайние формы фрустрационного поведения приводят к экстремизму, несущему угрозу социальному равновесию и благополучию общества. В связи с этим для более глубокого понимания механизмов толерантного и интолерантного поведения целесообразно обратиться к рассмотрению самого понятия социальной фрустрации.

Изучение фрустрации как отдельного психологического феномена (как в западной так и отечественной психологии) не имело широкого распространения. Понятие фрустрации затрагивалось в свете только других психологических феноменов, например, таких как агрессия (исследователи Доллард, Бандура и другие) и стресс (Селье, Лазарус).

Термин «фрустрация» использовался в многочисленных теориях, концепциях, гипотезах, касающихся проблем мотивации, эмоций, поведения, деятельности индивида. Но целостной теории, исследующей данный феномен, пока не создано.

Фрустрация (от лат. frustratio – обман, неудача, крушение надежд, расстройство планов) – это психологическое состояние, выражающееся в характерных переживаниях и поведении, и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно воспринимаемыми как непреодолимые) трудностями на пути к достижению цели. Фрустрация может проявляться в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности. Реакцией на фрустрацию может быть уход в мир фантазий, агрессивность в поведении и другие реакции. Очень важным результатом фрустрации, по мнению некоторых исследователей, является «сужение» сознания – почти всё внимание сосредоточивается именно на неудовлетворённой потребности, восприятие действительности резко искажается.

Можно выделить следующие общие признаки, характерные для фрустрации:

– наличие потребности, мотива, цели, первоначального плана действия;

– наличие сопротивления (препятствие – фрустратор), при этом сопротивление может быть внешним и внутренним, пассивным и активным .

В современной зарубежной психологии существуют различные теории фрустрации: теория фрустрационной фиксации (Н.К. Майер), теория фрустрационной репрессии (K. Bagner, T. Dembo, K. Yewin), теория фрустрационной агрессии (J. Dollard с соавт.), эвристическая теория фрустрации (J. Rosenzweig).

«Словарь практического психолога» определяет фрустрацию как «психическое состояние переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к определенной цели». При изучении фрустрации выделяют следующие понятия: фрустратор (причина, вызывающая фрустрацию), фрустрационная ситуация, фрустрационная реакция.

Уровень фрустрации зависит от силы, интенсивности фрустратора; функционального состояния человека, попавшего во фрустрационную ситуацию; сложившихся при становлении личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности. При рассмотрении понятия «социальная фрустрация» особое внимание уделяется фрустрационной толерантности, определяемой как психологическая устойчивость к фрустраторам, в основе которой лежит «способность к адекватной оценке фрустрационной ситуации и предвидение выхода из неё».

Близки по содержанию понятия «фрустрационная толерантность» и «копинг». Термин «копинг» был введен Р.С. Лазарусом для описания умения человека преодолевать препятствия. «Coping» в переводе с английского означает «способность разрешать трудные ситуации, овладевать ими». Трудные ситуации, способность справляться с ними, в свою очередь, предопределяют адаптивный потенциал человека в современном мире.

Выделяют два типа копинга. О проблемно-центрированном копинге говорят тогда, когда человек пытается решить назревшую проблему и таким образом выйти из фрустрационной ситуации. При другом типе копинга – эмоциоцентрированном – человек полностью поглощён своими эмоциями и не пытается вырваться из ситуации. Первый тип копинга предполагает быстрый выход из сложившейся ситуации, а второй способствует возникновению агрессивных (или аутоагрессивных) форм поведения, а также манипуляций окружающими людьми.

Т. Шибутани рассматривал фрустрацию в связи с компенсаторными реакциями личности. При наступлении состояния фрустрации человек использует «типические приёмы» , которые Шибутани охарактеризовал как «различные заместители удовлетворения; когда первоначальный импульс не может быть утолён непосредственно»[Там же].

Шибутани описал два основных направления реакций на фрустрацию: агрессия и отступление. При этом осознанное и неосознанное отступление происходит тогда, когда между двумя противоположными тенденциями возникает острый конфликт. Одной из распространённых реакций на фрустрацию, по мнению Шибутани, является также фантазия, когда в качестве заместителей удовлетворения используются образы.

Ф.Е. Василюк в работе «Психология переживания» также уделил внимание фрустрации. Он рассматривал фрустрацию как один из видов критических ситуаций, назвав их «ситуациями невозможности». В таких ситуациях личность «сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.)». «Невозможность», по мнению Василюка, определяется тем, какая жизненная необходимость оказывается парализованной в результате неспособности имеющихся у субъекта типов активности справиться с наличными внешними и внутренними условиями жизнедеятельности . Таким образом, «внутренние и внешние условия, тип активности и специфическая жизненная необходимость» – это, по мнению Василюка, основные характеристики критических состояний, в том числе и состояния фрустрации.

Необходимыми признаками фрустрационной ситуации Василюк считает «наличие сильной мотивированности достичь цели» и «преграды», препятствующей этому достижению .

Фрустрирующие ситуации классифицируются по характеру как фрустрированных мотивов, так и «барьеров». В качестве примера классификации первого рода Василюк ссылается на проводимое А. Маслоу различение базовых, «врождённых» психологических потребностей (в безопасности, уважении и любви), фрустрация которых носит патогенный характер, и «приобретённых» потребностей, фрустрация которых не вызывает психических нарушений.

Барьеры во фрустрационной ситуации могут быть физическими (например, стены здания), биологическими (болезнь), психологическими (страх) и социокультурными (правила и запреты). Василюк упоминает также деление барьеров на внешние и внутренние, использованное Т. Дембо для описания своих экспериментов. Внутренними Дембо называла барьеры, препятствующие достижению цели, а внешними – не дающие возможности выйти из ситуации.

В ситуации фрустрации человек испытывает самые различные чувства, такие, например, как вина, тревога, беспокойство, напряжение, безразличие и др. Василюк описал несколько видов фрустрационного поведения: двигательное возбуждение (бесцельные и неупорядоченные реакции); апатия; агрессия и деструкция (обычно при высоком уровне фрустрации); стереотипия (тенденция к слепому повторению фиксированного поведения); регрессия .

В своей работе Василюк ссылается на труды западных психологов, исследующих феномен фрустрации. Так, Майер в монографии «Фрустрация: поведение без цели» писал, что «поведение фрустрированного человека не имеет цели, то есть оно утрачивает целевую ориентацию». По словам А Э. Фромма, «фрустрированное поведение представляет собой попытку, хотя часто и бесполезную, достичь фрустрационной цели». Василюк соглашается с точкой зрения Майера и делает вывод о том, что «необходимым признаком фрустрационного поведения является утрата ориентации на исходную, фрустрированную цель».

Таким образом, Василюк определил фрустрацию через утрату, во-первых, контроля со стороны воли, во-вторых, «мотивосообразности» поведения («потеря терпения и надежды»).

Категориальное поле понятия фрустрации Василюк задает категорией деятельности, описывая ее как «жизненный мир, главной характеристикой условий существования в котором является трудность, а внутренней необходимостью этого существования – реализация мотива». Преодоление трудностей на пути к «мотивосообразным» целям – «норма» такой жизни, а специфическая для него критическая ситуация возникает, когда трудность становится непреодолимой, т. е. переходит в невозможность.

Другой отечественный исследователь Б.И. Хасан описывал фрустрацию как «атрибутивный спутник и одновременно генератор конфликтности» . Механизмом фрустрации, по мнению этого автора, можно считать «сам факт обнаружения другого действия как помехи, несовместимости действий при их одновременной и равносильной желательности» [Там же].

Изучая конфликты, Хасан сделал вывод о том, что возникающее противоречие и испытываемое чувство фрустрации наилучшим образом «может быть изучено "внутри" индивида, равно как и его следствия и психические процессы, направленные на его преодоление». Также, по мнению Хасана, фрустрация не связана с конфликтами, либо является одним из содержательных оснований конфликта.

Л.И. Ермолаева, изучавшая фрустрацию как социально-психологический феномен, описала различные подходы к пониманию фрустрации, выделила динамическую структуру этого феномена, стадии развития социальной фрустрации и её условия.

Деятельностный подход рассматривает фрустрацию как «рассогласование между мотивом и результатом деятельности, порождающее эмоциональную реакцию отрицательного знака» . В методологическом подходе фрустрация понимается как один из видов критических жизненных ситуаций. Ермолаева же определяет фрустрацию как сложное явление, имеющее личностный и надличностный характер, а также как «психологическое явление, возникающее в реальной жизни социальных субъектов» .

Основанием социальной фрустрации, по мнению исследовательницы, выступает «блокирование общезначимых социально-психологических потребностей людей». Социальная фрустрация рассматривается как критическая ситуация в жизни социальных субъектов.

Ермолаева выделила три группы детерминант социальной фрустрации, осуществляющихся в мета-, интра- и интерпространстве социального субъекта, а также три стадии развития фрустрации: предфрустрационная, начало фрустрации и «развёрнутая» фрустрация.

Подводя итог, Ермолаева определяет социальную фрустрацию как «объектно-субъектное явление, отражающее внешний мир в индивидуальном, групповом, общественном сознании через формирование социально-психологического отношения» .

Часто термин «фрустрация» используется применительно к столкновению человека со сверхтрудностями. Личность всегда имеет какие-либо потребности, нерешённые задачи, планы на будущее, но не все потребности могут быть удовлетворены и планы выполнены. Удовлетворению потребности может помешать препятствие, преграда, понимаемые субъектом как непреодолимые. При столкновении человека с такими препятствиями и может возникнуть состояние, называемое фрустрацией.

А.И. Плотичер считал, что фрустрацию следует понимать как психологический феномен, характеризующий состояние личности, а не организма , и разделял определение, данное

Н.Д. Левитовым, согласно которому «фрустрация – состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи» .

Н.Д. Левитов в работе «Фрустрация как один из видов психических состояний» также писал, что согласно определению, данному Брауном и Фарбером, фрустрация - результат таких условий, при которых ожидаемая реакция или предупреждается, или затормаживается.

Другие авторы, например В.С. Мерлин, считали, что в ситуациях фрустрации нет чего-либо социально типичного и что реакции на фрустрацию присущи не только человеку, но и животному. Под фрустрацией он понимал «состояние человека или животного при таком неудовлетворении каких-либо мотивов, которые превосходят порог его терпимости» .

Реакции на фрустрацию могут быть различными. Тип реакции зависит от степени фрустрации, характеристик личности, уровня развития личности, возраста, жизненного опыта.

Реакции на фрустрацию предопределяет подготовленность к «встрече» с фрустрацией. Исследования К. Обуховского, А. Бомбара показали, что «ожидание последствий фрустрации действует иногда сильнее, чем сама фрустрация» . С фрустрацией связано понятие толерантности («терпимости, выносливости по отношению к фрустрационным ситуациям» ). Если толерантность не выработана, то при мощном раздражителе, непреодолимом препятствии наступает состояние фрустрации.

Одним из проявлений фрустрации может быть агрессивное поведение, т. е. возникает генерализованная агрессия, направляющаяся на препятствие. Можно выстроить следующую последовательность: желание преодолеть препятствие – агрессия – гнев (различные бурные неадекватные реакции). Психолог Гейц считал, что раздражённость, агрессивность, гнев чаще всего вызываются фрустрацией.

В американской психологической литературе весьма распространена тенденция из числа реакций на фрустратор особо выделять агрессию. Встречаются попытки всякую агрессию истолковать как фрустрацию. На этой позиции, например, стоят Миллер, Мауэр, Дуб, Доллард. Агрессия – один из ярко выраженных стенических, или активных, проявлений фрустрации. Однако активные, или стенические, проявления фрустрации нельзя свести

к агрессии. Некоторые исследователи, в частности Майер, типичным выражением фрустрации считают фиксацию. Фиксация определяется как своего рода прикованность к фрустратору, который поглощает все внимание, вызывает потребность длительное время воспринимать, переживать и анализировать фрустратор. И здесь же проявляется стереотипность восприятия и мышления.

Другой реакцией на фрустрацию может быть отступление или уход. При этом всё же возникающая агрессивность не проявляется открыто и может вызывать состояния длительной фиксации. Ещё одной реакцией на фрустрацию, по мнению исследователей, является регрессия, когда трудная задача, которую необходимо решить, замещается более лёгкой.

Е.И. Кузьмина рассматривая феномен фрустрации, выделила понятия свободы и несвободы от фрустрации. «Несвобода – фрустрационное состояние, возникающее у человека при осознании и переживании того, что границы возможностей, мешающие самореализации, непреодолимы, а также в результате совершения им несвободного действия, несвободного выбора (с редуцированной, искаженной картиной компонентов, процессов, возможностей деятельности) под влиянием другого человека, группы, традиций, стереотипов и т. д». По мнению Кузьминой, некоторые индивидуальные особенности человека и личностные качества способствуют освобождению от фрустрации (например, сила «Я» – эмоциональная устойчивость, нонконформизм, высокий уровень ответственности, высокая самооценка и др.), другие, в свою очередь, препятствуют освобождению от фрустрации (акцентуации характера: застревание, тревожность, эмотивность, возбудимость, экзальтированность; низкий уровень ответственности; конформизм; эмоционально-волевая неустойчивость; тенденция к агрессивному поведению; низкая самооценка и др.).

И.С. Коростелева в работе «Психологические предпосылки и последствия переживания фрустрации в норме и при психосоматических заболеваниях» провела сравнительный анализ отношений к фрустрации психосоматических больных и здоровых испытуемых. В результате анализа автор пришла к следующему выводу: психосоматические больные амбивалентно реагируют на ситуацию фрустрации, «когда кумуляция негативного аффекта актуализирует мотивы, задающие уход от продолжения деятельности в ней, а переживание чувства вины стимулирует продолжение деятельности для сохранения самооценки» . Таким образом, в ситуации фрустрации больные используют «реакцию капитуляции», что может свидетельствовать о выражении «отказа от поиска».

Анализ научных публикаций показывает, что социальная фрустрация как сложное и мало изученное явление привлекала внимание многих исследователей. И хотя вклад этих учёных в изучение фрустрации неоспорим, единой согласованной теории пока не создано, и эта проблема требует дальнейшего теоретического и практического исследования.

Лучшие из лучших

Все права защищены! Копирование материалов сайта возможно при наличии ссылки на наш сайт.

Социальная фрустрация

Фрустрамция (лат. frustratio - «обман», «неудача», «тщетное ожидание») - психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям. Такая ситуация может рассматриваться как до некоторой степени травмирующая .

общий регресс личности .

Фрустрация возникает в ситуации, которая воспринимается субъектом как угроза удовлетворению той или иной его потребности. Она проявляется в ряде эмоциональных процессов, таких как разочарование, тревога, раздражение .

Нередко путают фрустрацию и депривацию, хотя причины их в корне различны. Если фрустрация связана с последствиями неудовлетворённых желаний или неудачами в достижении поставленной цели, то депривация вытекает из отсутствия самого предмета или возможности, необходимой для удовлетворения. Тем не менее, как фрустрационная, так и депривационная теория невроза сходятся в утверждении общего механизма, когда депривация ведёт к фрустрации; фрустрация ведёт к агрессии; агрессия ведёт к тревоге; и, наконец, тревога ведёт к возникновению защитных реакций. Несмотря на патогенную роль тревожных состояний, в психоанализе принято общее мнение, что развитие Эго начинается именно с фрустрации. Фактически, фрустрационные теории невроза исходят из предпосылки, что как депривация, так и фрустрация становятся патогенными только при превышении определённого порога интенсивности .

Фрустрация в психологии - это состояние человека, которое выражается в характерных переживаниях, а также поведении, вызываемое при этом непреодолимыми объективными трудностями, возникшими перед достижением цели или поставленной задачи.

Причинами возникновения фрустрации могут являться:

незаметные для самого человека, но в то же самое время постоянные стрессы;

мелкие неудачи, подрывающие уверенность человека и снижающие его самооценку;

Опасна фрустрация, прежде всего, тем, что под ее влиянием человек пытается защититься от реальности, меняясь при этом в худшую сторону. Последствиями фрустрации нередко становятся:

замещение реального мира миром иллюзий и фантазий;

общий регресс личности .

Состояние фрустрации провоцируют разные ситуации. Это могут быть замечания от других людей, которые человек считает преувеличенными и несправедливыми. Подобные ситуации могут легко испортить настроении. Но для психологии фрустрация является большим, чем просто неприятности, которые потом забываются.

Человек в фрустрации переживает отчаяние, разочарование, тревогу, раздражительность. При этом значительно снижается эффективность деятельности. Индивид при отсутствии желаемого результата продолжает вести борьбу, даже если не знает, что для этого делать. Личность сопротивляется, как внешне, так и внутренне. Сопротивление может быть активным и пассивным, а в ситуациях человек проявляет себя как инфантильная или зрелая личность .

Личность с адаптивным поведение (способная подчинятся, а также приспосабливаться к социальному окружению) продолжает усиливать мотивацию, а также повышает активность для достижения цели.

Неконструктивное поведение, присущие инфантильной личности, обнаруживает себя в агрессии на себя, вовне или в уходе от решения для личности сложной ситуации.

А. Маслоу в своих работах отмечает, что удовлетворение потребностей провоцирует развитие данного состояния. После удовлетворения потребностей низкого уровня у индивида возникают потребности более высокого уровня. До тех пор, пока высокие потребности не возникли в сознании, они не являются источником фрустрации.

Люди по своей сути обречены желать того, чего у них нет, и по этой причине появляются мысли, что их усилия, зачастую, направленные к достижению желаемой цели, бессмысленны. Из этого выходит, что проявление фрустрации неизбежно, поскольку человек обречен к постоянному чувству удовлетворенности .

Фрустрация провоцирует агрессию, враждебность. В состоянии агрессии на первое место выходит потеря самоконтроля, неоправданные действия, гнев. Фрустрация появляется, когда возникает помеха к осуществлению условной реакции. При этом величина данного проявления напрямую зависит от количества попыток, силы мотивации, значительности препятствий, после которых она наступает.

Явление фрустрации порождает разные модели поведения, а агрессия выступает одной из них. Агрессия может возникнуть при отсутствии фрустрирующих моментов .

Вывод к главе 1

Проанализировав литературу по данной теме можно сделать вывод о том, что

Стресс - совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов-стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

В психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса.

Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой.

Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое поведение в соответствии с главными целями деятельности.

Фрустрация-это психическое состояние, для которого характерны такие состояния, как неудача, обман, тщетное ожидание, расстройство замыслов. Фрустрация возникает по причине невозможности удовлетворения потребностей или несоответствии желаний с имеющимися возможностями. Это явление относят к травмирующим эмоциональным состояниям.

Социальная фрустрированность

Личностная особенность человека – неудовлетворенность социальным статусом, своими достижениями в социуме, отношениями с окружающими людьми.

Социальная фрустрированность проявляется по-разному. В первую очередь, это низкая самооценка, часто – неустойчивая (временами бывают сильные перепады в самооценке). Ощущение собственного низкого статуса заставляет играть в ситуациях общения вторые роли, быть пассивным и заискивающим. При этом, однако, человек очень обидчив и не прощает неуважительного отношения к себе. Большую часть времени сильно фрустрированные личности испытывают сниженное настроение и дискомфорт, склонны испытывать негативные эмоции.

Социальная фрустрированность имеет разные причины. Очевидная объективная причина – подлинный социальный статус: безработный, простой работник, менеджер среднего звена, топ-менеджер, малоизвестный артист или ученый, известный артист или ученый и т.д. Но даже здесь накладывает свой отпечаток субъективное: важны не только сами по себе социальные достижения (это в числителе), но и их «нормальность» для того или иного возраста (это в знаменателе). Корреляции между социальной фрустрированностью и возрастом почти нет – всего лишь -0,04 (по данным А. Я. Психологии).

Прочих субъективных факторов множество. Имеет значение, например, баланс между ситуациями подчинения и ситуациями командования. Если, например, менеджеру среднего звена чаще приходится самому командовать, нежели выслушивать приказания, уровень социальной фрустрированности у него будет ниже. Может влиять психопатическая конституция – если у человека хронически сниженная самооценка, он склонен интерпретировать разные социальные ситуации не в свою пользу (например, ему может показаться, что его унизили или оскорбили, без объективных причин на то).

Распространенной проблемой является эффект психологического самокредитования – когда человек (особенно характерно для молодых) внушает сам себе, что в будущем он станет великим ученым, известным спортсменом или артистом, миллиардером или влиятельным политиком. Это самокредитование в свое время «лечит душевные раны», но потом за него приходится рассчитываться социальной фрустрированностью.

Скорректировать социальную фрустрированность довольно тяжело. Очень во многом она завязана на инстинкты. Человеку в первую очередь можно посоветовать научиться контролировать свои эмоции, не интерпретировать ситуации как унижающие его честь и достоинство, поменьше размышлять о собственном социальном статусе.

Собственные исследования А. Я. Психологии (по материалам онлайн-тестирования)

Социальная фрустрированность относится к числу самых разрушительных для личности факторов. Она влечет за собой множество разных проблем: нарушение психологического здоровья, склонность к невротическим состояниям, высокой тревожности, неуравновешенности, плохому соматическому самочувствию, утомляемости.

Настроение, как правило, снижено, человек часто бывает грустным, вплоть до депрессии. Но при этом склонен к перепадам настроения – периоды хорошего настроения при этом коротки. Подвержен стрессам.

В общении социально фрустрированный человек оставляет тяжелое впечатление. Это ощущение усиливается, когда он общается с людьми, которые ему кажутся более статусными. Очень обидчив и злопамятен, любит незаметно «подгадить». Склонен терять друзей – и в силу своей мелочной мстительности, и в силу того, что у окружающих создается впечатление, что они сильно задолжали. Склонен манипулировать, часто через вызывание чувства жалости. При этом общительность снижена. Плохо умеет слушать, конфликтен, но при этом честен.

Слабые склонности и способности в области руководства и предпринимательской деятельности.

Часто имеются проблемы в семейной жизни.

Среди женщин социально фрустрированных немного больше.

Фрустрация

– состояние, возникающее в результате переживания по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения влечений, крушения планов и надежд.

Понятие «фрустрация» широко используется в современной психологической и психоаналитической литературе, но представление о фрустрации, как психическом состоянии, способном привести к возникновению невроза, находило свое отражение в классическом психоанализе. Так, при рассмотрении этиологии невротических заболеваний З. Фрейд использовал понятие Versagung, означающее отказ, запрет и чаще всего переводимое на английский язык как фрустрация.

Для основателя психоанализа вынужденный отказ человека от чего-либо и запрет на удовлетворение его влечений соотносились прежде всего с невозможностью удовлетворения потребности любви. Причем он считал, что человек является здоровым, если его потребность любви удовлетворяется реальным объектом, и становится невротиком, если лишается этого объекта, не находя ему заместителя. Таков один из возможных поводов к психическому заболеванию. Другой тип поводов к заболеванию носит, по мнению З. Фрейда, иной характер, связанный с тем, что человек заболевает не вследствие внешнего запрета на удовлетворение его сексуальных желаний, а в силу внутреннего стремления раздобыть себе в действительности соответствующее удовлетворение, когда попытка приспособления к реальности натыкается на непреодолимое внутреннее препятствие. И в том, и в другом случае наступает невротическое расстройство. В первом случае заболевают от переживаний, во втором – от хода развития. «В первом случае задача состоит в отречении от удовлетворения и индивидуум страдает от недостатка сопротивляемости, во втором задача требует замены одного удовлетворения другим и крушение происходит от недостатка гибкости». Такое понимание, по сути дела, фрустрации было высказано основателем психоанализа в статье «О типах невротических заболеваний» (1912).

По мере развития теории и практики психоанализа стало очевидным, что невротические заболевания могут возникать не только вследствие отказа человека от удовлетворения желаний, но и в момент их исполнения, когда он уничтожает возможность насладиться этим исполнением. В некоторых случаях при достижении успеха у человека может появиться неожиданно внутренняя неудовлетворенность после того, как внешняя неудовлетворенность уступает место исполнению желания. Размышляя о «крушении во время успеха», З. Фрейд обратил внимание на внутрипсихический конфликт, возникающий под воздействием сил совести, запрещающих человеку извлечь выгоду из счастливо переменившихся внешних условий. Речь шла о фрустрации, которой оказывался подвержен человек, когда его Я вооружается против желания, как только оно приближается к исполнению. Подобное понимание фрустрированного состояния человека нашло свое отражение в работе основателя психоанализа «Некоторые типы характеров из психоаналитической практики» (1916).

Помимо размышлений о фрустрированном состоянии человека З. Фрейд поставил вопрос о том, какими средствами располагает психоаналитик, чтобы сделать скрытый в данный момент конфликт влечения у пациента актуальным. По его мнению, это можно сделать двояким образом: создать ситуации, в которых он станет актуальным, или довольствоваться тем, чтобы поговорить о нем во время анализа и указать на такую возможность. Первой цели психоаналитик может достичь в реальности или в переносе. В обоих случаях аналитик доставит пациенту в известной мере «реальное страдание из-за фрустрации и застоя либидо». Иначе, как подчеркивал З. Фрейд в работе «Конечный и бесконечный анализ» (1937), имело бы смысл предписание, что аналитическую терапию следует проводить «в состоянии фрустрации». Но это относится уже к технике устранения актуального конфликта.

Представления З. Фрейда о фрустрации легли в основу тех психоаналитических концепций, в соответствии с которыми фрустрация с необходимостью вызывает враждебность, является источником инстинктивного напряжения и становится причиной невротической тревоги. Одни психоаналитики стали придерживаться подобного понимания роли фрустрации в возникновении враждебности, агрессивности человека и его психического заболевания. Другие не разделяли подобные взгляды на фрустрацию. К последним относится немецко-американский психоаналитик К. Хорни (1885–1952), которая в работе «Новые пути в психоанализе» (1936) подвергла критике фрейдовское представление о фрустрации.

На основе анализа теории либидо К. Хорни пришла к следующим положениям: тот факт, что невротический человек чувствует себя фрустрированным, не позволяет делать обобщения о предопределяющей роли фрустрации в заболевании; как дети, так и взрослые могут переносить фрустрацию без каких-либо враждебных реакций; если фрустрация воспринимается как унизительное поражение, то проистекающие из нее враждебные реакции являются откликом не на фрустрацию желаний, а на то унижение, которое индивид субъективно переживает; человек не только может переносить фрустрацию удовольствия намного легче, чем полагал З. Фрейд, но и способен даже «предпочесть фрустрацию, если она гарантирует безопасность»; доктрина фрустрации в значительной мере способствовала «снижению потенциала психоаналитической терапии».

Американский психоаналитик Э. Фромм (1900–1982) уделил особое внимание соотношению между фрустрацией и агрессивностью. В работе «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) он подверг критике фрустрационную теорию агрессивности. Подчеркнув то обстоятельство, что «ни одно важное дело не обходится без фрустрации», он, подобно К. Хорни, придерживался точки зрения, согласно которой опыт жизни не подтверждает предположение о непосредственной связи между фрустрацией и враждебностью, поскольку люди ежедневно страдают, получают отказы, но при этом не проявляют агрессивных реакций. Словом, фрустрация не ведет к росту агрессивности. В действительности, как считал Э. Фромм, «важную роль играет психологическая значимость фрустрации для конкретного индивида, которая в зависимости от общей обстановки может быть различной».

В целом Э. Фромм исходил из того, что важнейшим фактором для определения последствий фрустрации и их интенсивности является характер человека и именно от него зависит, «во-первых, что вызывает в нем фрустрацию, и, во-вторых, насколько интенсивно он будет реагировать на фрустрацию».

Австрийский психотерапевт В. Франкл (1905–1997) ввел в психоаналитическую литературу понятие «экзистенциальная фрустрация», означающее, что фрустрированным может быть не только сексуальное влечение, но и стремление человека к смыслу. Он считал, что экзистенциальная фрустрация также может привести к неврозу. Речь шла о специфическом «ноогенном» (в отличие от психогенного) неврозе, связанном с моральными конфликтами и духовными проблемами человеческого существования, в числе которых «экзистенциальная фрустрация часто играет большую роль».

(лат. frustratio – обман, неудача, тщетная надежда) – 1. любое воздействие со стороны или некий внутренний фактор, которые прерывают поведение индивида, которое направлено на какую-то цель; 2. любое эмоциональное состояние индивида, если оно возникает в результате появления серьёзного препятствия на пути достижения цели. Считается, что такое эмоциональное состояние обладает мотивационными свойствами, стимулирующими поведение, которое ориентировано на преодоление преграды к цели. Важным понятием считается фрустрационная толерантность – способность к адекватной оценке ситуации фрустрации и поиск успешного пути выхода из неё. Для детей особое значение имеет поведение взрослых; 3. в психоанализе – состояние, возникающее при появлении препятствия, при расстройстве планов или разочарования. Понятия «фрустрация» и «депривация» часто смешивают, хотя, строго говоря, фрустрация имеет отношение к последствиям, связанным с неудовлетворением влечения или неудачей в достижении цели, тогда как депривация подразумевает отсутствие предмета или возможности, необходимой для удовлетворения. Тем не менее, фрустрационная и депривационная теории невроза сходятся в утверждении того, что депривация ведёт к фрустрации, фрустрация – к агрессии, агрессия – к тревоге, тревога – к защитам. Как фрустрация, так и депривация являются патогенными при повышении порога интенсивности. В психоанализе принято считать, что развитие Я начинается с фрустрации.

(от лат. frustratio «обман, тщетное ожидание, неудача») – состояние психики индивида, когда трудности представляются ему непреодолимыми; переживание тяжелой ситуации, невозможности достижения какой-то существенной цели, потребности. Сочетается с чувством безысходности, гнетущего напряжения, тревоги, разочарования, раздражения, гнева и др. Следствием может быть агрессивное поведение.

Ср. ситуацию в романе Н. Островского «Как закалялась сталь» – переживания Павла Корчагина, узнавшего о своей тяжелой болезни. Ср. музыку последней, шестой части «Песни о земле» Г. Малера.

Не предаваться отчаянию – оружие против диавола (Иоанн Златоуст).

(от лат. frustration - обман, расстройство, разрушение планов) - состояние краха и подавленности, связанное с переживанием неудачи при столкновении с препятствием (реально существующим или воспринимаемым как таковое) на пути к близкой перспективе.

[от лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов] - психическое состояние личности, раскрывающееся в своеобразном комплексе негативных переживаний (страх, гнев, чувство вины, стыда и т. д.) и поведенческих реакций, что базируется на субъективной оценке в качестве непреодолимых и неустранимых ряда препятствий при решении личностно значимых задач. При этом подобные преграды могут существовать лишь в поле субъективного восприятия конкретной личности, а могут быть и объективно представлены в реальности. В логике фрейдизма и неофрейдизма проблематика фрустрации напрямую связана с проблематикой агрессии как некий «запускающий» механизм, практически неизбежно приводящий индивида к проявлениям агрессивного поведения. В логике бихевиористского подхода фрустрация традиционно рассматривается в качестве фактора, если не разрывающего схему «стимул - реакция», то во всяком случае существенно замедляющего деятельностный «отклик» на предъявленный стимул и деструктурирующего естественное протекание ответной деятельностной активности. Понятие «фрустрация» в рамках современной психологической науки нередко рассматривается как разновидность стресса, а порой - как реакция на легкую форму депривации личностно значимых потребностей индивида. Другое дело, что состояние фрустрации в психологически содержательном плане может расцениваться как лишь частично «покрывающее» в интерпретационном смысле стрессовое состояние и как синоним лишь частичной и, главное, локальной и непродолжительной депривации. Что касается социально-психологического ракурса рассмотрения фрустрации, то понятно, что наибольший интерес здесь имеет фрустрационно окрашенный аспект межличностных отношений и прежде всего конфликтного взаимодействия. Знаменательно, что по аналогии со структурой межличностного конфликта применительно к фрустрации принято выделять фрустратора (тот стимул, который приводит к фрустрационному состоянию личности), фрустрационную ситуацию, фрусрационную реакцию и фрустрационные последствия. Степень остроты фрустрационного переживания и фрустрационных последствий зависит, прежде всего, от двух в психологическом плане волне самоценных факторов: мощность фрустратора и степень фрустрационной защищенности, «стойкости» личности. Помимо этого, фоновым, но крайне значимым фактором здесь является такая переменная, как функциональное состояние личности, оказавшейся в фрустрационной ситуации. Следует также отметить, что в последнее время устойчивость к фрустрационному воздействию обозначают, как правило, в качестве «фрустрационной толерантности». При этом, кроме того, что личности, обладающие этим качеством, способные рационально анализировать возникшую фрустрационную ситуацию, адекватно оценивать степень ее масштабности и реалистично предвидеть ее развитие, как правило, не склонны к мотивированному риску и сознательно избегают принятия тех решений, которые можно охарактеризовать как авантюрные. Все это в совокупности позволяет этим личностям, даже в том случае, когда они все же попали в экстремальную ситуацию, сопряженную с наступлением состояния личностной фрустрированности, осуществлять оптимальный поиск путей выхода из сложившихся обстоятельств, максимально используя и свои внутренние ресурсы, и внешние условия.

Наибольшее количество социально-психологических исследований фрустрации так или иначе было связано с эмпирической проверкой гипотезы «фрустрация - агрессия» Д. Долларда и Н. Миллера. В одном из ранних экспериментов такого рода, осуществленном в 1941 г. под руководством К. Левина, «детям показывали комнату, где было множество игрушек, но не разрешалось войти в нее. Они стояли за дверью, рассматривали игрушки и испытывали сильное желание с ними поиграть, но не могли приблизиться к ним (типичная фрустрирующая ситуация - В. И., М. К.). Это продолжалось некоторое время, после чего детям разрешали поиграть с этими игрушками. Другим детям сразу давали играть с игрушками, без создания у них предварительного периода ожидания. Фрустрированные дети разбрасывали игрушки по полу, швыряли их об стены и в целом демонстрировали чрезвычайно разрушительное поведение. Нефрустрированные дети демонстрировали значительно более спокойное и менее разрушительное поведение»1. В этом эксперименте, как и в ряде других было получено видимое подтверждение предположения о том, что типичной поведенческой реакцией на фрустрацию является агрессия. Однако в других экспериментах, в частности Ю. Бернстайна и Ф. Уорчела, в ходе которого «. ассистент экспериментатора срывал процесс группового решения проблем, потому что постоянно выходил из строя его слуховой аппарат (а не просто потому, что он был невнимателен), фрустрация не приводила ни к раздражению, ни к агрессии»2.

Анализируя результаты этих и своих собственных экспериментов, Л. Берковиц пришел к выводу, что прямым следствием фрустрации является не собственно агрессия, а особое психическое состояние, включающее целый комплекс негативных эмоций, о которых говорилось выше (страх, гнев и т. д.). Совершенно очевидно, что подобные негативные переживания не только повышают потенциальную конфликтность индивида и вероятность агрессивной реакции под воздействием провоцирующих стимулов (к классическим стимулам такого рода Л. Берковиц, в частности, относил наличие в поле зрения фрустрированного человека оружия), но и сами по себе представляют достаточно серьезную психологическую, а если фрустрация приобретает массовый характер (как, например, это имело место после дефолта 1998 г. в России), то и социальную проблему.

В этой связи вполне понятен устойчивый интерес исследователей к типичным фрустрирующим ситуациям и факторам, характерным для современного общества. Как показал ряд социологических исследований, проведенных на рубеже 70-х - 80-х гг. прошлого века в США, наиболее распространенным источником массовой фрустрации служат семейные отношения. При этом «. наиболее часто упоминаемой причиной семейных конфликтов в Соединенных Штатах является ведение домашних дел. Семьи непрерывно спорят о том, что и как следует убирать и мыть; о качестве приготовления пищи; о том, кому выносить мусор, косить траву возле дома и чинить вещи. Треть всех супружеских пар утверждают, что у них постоянно возникают разногласия в вопросах, касающихся семейного быта. За ними по частоте упоминания следуют конфликты в отношении секса, общественной жизни, денег и детей.

Особенно высокий уровень фрустрации в семьях создают экономические проблемы. Большее число семейных конфликтов и вспышек бытового насилия регистрируется в семьях из рабочего класса, нежели в семьях из среднего класса, а также в семьях с безработными кормильцами и в семьях с большим количеством детей. . Проблемы, связанные с работой, также находятся среди основных источников фрустрации и гнева. В ходе одного исследования, проводившегося среди работающих женщин, было обнаружено, что такие проблемы, как конфликты между ожиданиями руководителей и работниц, неудовлетворенность трудом и воспринимаемая недооценка своих умений были названы в числе сильнейших предикатов уровня общей враждебности. Эти примеры говорят о том, что враждебность порождается фрустрацией»3.

Совершенно очевидно, что практически все перечисленные источники массовой фрустрации характерны и для современной России. Кризис семьи, рост семейного насилия на протяжении последних лет являются предметом неизменного внимания средств массовой информации, государственных чиновников самого высокого уровня. На решение этих проблем направлены многочисленные целевые программы (поддержки молодой семьи, многодетных семей, доступного жилья и т. п.), к сожалению, пока не приносящие сколько-нибудь ощутимого позитивного результата. Позорно низкий для европейской страны экономический уровень жизни большинства населения остается неизменным, несмотря на огромные государственные доходы, обусловленные беспрецедентно благоприятной мировой конъюнктурой на газо- и нефтепродукты. К этому следует добавить такие специфические именно для российской действительности источники массовой фрустрации, как отсутствие полноценно функционирующих социальных «лифтов», критический уровень социального расслоения общества, постоянно меняющиеся правила игры, а то и откровенный произвол со стороны государственных и, прежде всего, так называемых «силовых» структур.

В этих условиях, наряду с очевидной необходимостью кардинального пересмотра всей внутренней политики, критически важной, с точки зрения не только модернизации, но и элементарного выживания общества, является проблема фрустрационной толерантности его членов. Она во многом обусловлена особенностями развития и социального научения в детском возрасте. Так, если в период становления детской инициативы (в возрасте от 3-х до 6-и лет) фрустрирующие действия взрослых (родителей, воспитателей и т. д.), направленные на подавление активности ребенка (в своей первооснове такие действия вполне оправданы и, более того, необходимы, если они объективно направлены на обеспечение безопасности ребенка, а также законных интересов его социального окружения: других детей, родственников и т. п.), приобретают глобальный характер, тем самым превращая ситуативную фрустрацию в устойчивую депривацию жизненно необходимой потребности ребенка в самостоятельной активности. В таких условиях ребенок учится реагировать на фрустрацию либо агрессией в адрес непосредственных фрустраторов (взрослых) в ее инфантильных проявлениях (чаще всего в форме истерического отвержения), либо ищет замещающие объекты (игрушки, домашних животных, других детей). В данном ракурсе становится совершенно понятна весьма распространенная схема реагирования на фрустрацию взрослых людей, описываемая анекдотом «. о муже, который бранит жену, которая вопит на сына, который пинает собаку, которая кусает почтальона; и все это потому, что на работе муж получил нагоняй от босса»1.

Заметим, что в рамках отечественных традиций как семейного воспитания, так и классической дошкольной педагогики, в центре внимания которых было и остается не то, как развивается реальный ребенок в конкретных условиях, а то, как должен развиваться абстрактный ребенок в некоей идеальной схеме, культивируется именно директивный, совершенно дисфункциональный, с точки зрения формирования фрустрационной толерантности личности, подход к воспитанию.

Другим критическим в контексте рассматриваемой проблематики моментом развития является подростковый и юношеский период. В этом возрасте роль фрустраторов спонтанной личностной активности, наряду с родительскими и замещающими их фигурами (учителями), все больше начинают играть социальные институты. При этом особую значимость с данной точки зрения приобретают господствующие в обществе идеологические установки. В этой связи отчетливо наблюдаемая в современном российском обществе тенденция к агрессивному навязыванию так называемых «традиционных ценностей» в самой идиотизированной их форме, изоляционизма и ханжеской десексуализации представляют прямую и явную угрозу не только психологическому благополучию отдельных индивидов, но и самим первоосновам существования России как целостного государственного образования.

О том, что это действительно так, свидетельствует, в частности, рост ксенофобии и межнациональной напряженности, уже вылившийся в кровавые события в карельском городе Кондапога и целый ряд других инцидентов, не получивших столь широкого освещения в средствах массовой информации. Следует также добавить, что в более локальных своих проявлениях низкая фрустрационная толерантность отдельных членов сообщества может полностью парализовать деятельность группы. Особенно актуально это для команд, занимающихся ярко выраженной инновационной деятельностью, которая по определению предполагает высокий риск неудачи и связанной с этим фрустрации.

Практический социальный психолог, осуществляя ежедневное курирование конкретной группы или организации, должен иметь четкое представление о степени индивидуальной предрасположенности каждого члена общности к фрустрационным воздействиям и об уровне его фрустрационной толерантности, что является необходимым условием выбора той или иной коррекционно-поддерживающей программы психологического сопровождения жизнедеятельности сообщества.

Осознание крушения надежд, невозможность достижения поставленных целей. Проявляется состоянием подавленного настроения, напряжением и тревогой, депрессией.

психическое состояние переживания человеком какой-либо неудачи, утраты, крушения надежд, Сопровождаемое чувством безысходности, тщетности Прилагаемых усилий.

Эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное непреодолимыми препятствиями и не оправдавшимися надеждами к желаемой цели. Ф. – крушение планов, желаний, сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Ф. возникает в состоянии конфликта и может проявляться в защитной реакции (агрессивности, регрессии, пассивности, ригидности и др.).

(от лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение) -психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи. Ф. можно рассматривать как одну из форм психологического стресса. Различают: фрустратор - причину, вызывающую Ф.; фрустрационную ситуацию, фрустрационную реакцию. Ф. сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т. п. Уровень Ф. зависит от силы, интенсивности фрустратора, функционального состояния человека, попавшего во фрустрационную ситуацию, а также от его личностных качеств. Важным понятием при изучении Ф. является фрустрационная толерантность (устойчивость к фрустраторам), в основе которой лежит способность человека к адекватной оценке фрустрационной ситуации и предвидение выхода из нее. Изучение Ф. приобретает значение в связи с актуальной задачей формирования устойчивости личности к воздействию неблагоприятных жизненных и производственных факторов. Высокий уровень Ф. может привести к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Известны случаи Ф. (вплоть до полного прекращения деятельности) у операторов энергосистем, водителей транспортных средств, при возникновении неожиданных аварий. Менее легкие проявления Ф. наблюдаются у операторов ЭВМ в случае возникновения частых нарушений при диалоге с машиной, у операторов-технологов при частых сбоях и неполадках в технологическом процессе. Поэтому в инженерной психологии разрабатываются методы по повышению фрустрационной устойчивости операторов (профессиональный отбор, психологическая подготовка и т. п.) и предотвращению возникновения фрустрационных ситуаций путем рационального проектирования техники и технологических процессов, а также за счет рациональной организации трудовых процессов.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013 .

Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать данный сайт, вы соглашаетесь с этим. Хорошо

Методика диагностики уровня социальной фрустрированности (Л. И. Вассерман)

Социальная фрустрированность - это вид (форма) психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением индивида в социальных иерархиях. Предлагаемый опросник фиксирует степень неудовлетворенности личности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности.

Испытуемым предлагается оценить тестовый материал в соответствии со следующей шкалой: 0 - полностью удовлетворен; 1 - скорее удовлетворен; 2 - затрудняюсь ответить; 3 - скорее не удовлетворен; 4 - полностью не удовлетворен. Эти оценки соответствуют количеству начисляемых за каждый ответ баллов.

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

Удовлетворены ли вы?..

  • 1. Своим образованием.
  • 2. Взаимоотношениями с коллегами по работе (учебе).
  • 3. Взаимоотношениями с администрацией на работе.
  • 4. Взаимоотношениями с субъектами своей профессиональной деятельности (пациенты, клиенты, учащиеся и т.п.).
  • 5. Содержанием своей работы в целом.
  • 6. Условиями профессиональной деятельности (учебы).
  • 7. Своим положением в обществе.
  • 8. Материальным положением.
  • 9. Жилищно-бытовыми условиями.
  • 10. Отношениями с супругом (супругой).
  • 11. Отношениями с детьми.
  • 12. Отношениями с родителями.
  • 13. Обстановкой в обществе (государстве).
  • 14. Отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми.
  • 15. Сферой услуг и бытового обслуживания.
  • 16. Сферой медицинского обслуживания.
  • 17. Проведением досуга.
  • 18. Возможностью проводить отпуск.
  • 19. Возможностью выбора места работы.
  • 20. Своим образом жизни в целом.

Сумма набранных баллов делится на 20 (число вопросов)- По каждому пункту определяется уровень социальной фрустрированности:

  • 3,5 -4 балла - высокий уровень;
  • 3,0-3,4 балла - повышенный уровень;
  • 2,5-2,9 балла - умеренный уровень;
  • 2,0-2,4 балла - неопределенный уровень;
  • 1,5-1,9 балла - пониженный уровень;
  • 0,5-1,4 балла - очень низкий уровень;
  • 0-0,5 балла - фрустрированность отсутствует или почти отсутствует.

Диагностика переживания одиночества (Е. Е. Рогова)

Деятельность педагога постоянно протекает среди людей, однако внутренне учитель может ощущать себя непричастным к окружающим. В этом случае можно говорить о возникновении переживания одиночества. Ощущение одиночества сопровождается раздражением, отчуждением, депрессией. Оценить уровень переживания одиночества поможет опросник, разработанный Е. Е. Роговой.

Испытуемому предлагается ответить на ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства его личности. Варианты ответов: "да", "нет".

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

  • 1. Иногда я сомневаюсь, действительно ли моим знакомым интересно то, что я говорю.
  • 2. С детства я окружен заботой и лаской.
  • 3. Я тяжело переживаю свое одиночество.
  • 4. Я стараюсь избегать оставаться в одиночестве.
  • 5. К сожалению, меня не понимают в кругу моих знакомых.
  • 6. Бывает, я чувствую, что я один на всей земле.
  • 7. В детстве я обычно играл один.
  • 8. Одиночество для меня безрадостно и неприятно.
  • 9. У меня есть компания, в которой я могу развлечься и отдохнуть.
  • 10. Одинокому человеку не на что надеяться в нашем обществе.
  • 11. Мне иногда хочется, чтобы рядом был человек, на которого можно опереться.
  • 12. Никому в действительности нет до меня дела.
  • 13. Одиночество, как правило, доставляет мне радость, а не огорчение.
  • 14. Если я захочу, то легко попадаю в любую компанию.
  • 15. Я точно знаю, что в трудную минуту окружающие поддержат меня.
  • 16. Иногда я чувствую себя изолированным от других.
  • 17. Мои близкие тонко чувствуют мое состояние и настроение.
  • 18. Мне одиночество больше напоминает серое пасмурное утро, чем солнечное ясное утро.
  • 19. Если есть возможность, то я предпочитаю все делать сам.
  • 20. Я чувствую, что я полезен и необходим окружающим.
  • 21. Бывает, мне хочется побыть одному.
  • 22. Люди вокруг меня, но не со мной.
  • 23. Находясь в одиночестве, я чувствую себя хорошо.
  • 24. Мне проще прочесть о том, что меня интересует в книге, чем узнать об этом у друзей.
  • 25. Вся моя жизнь бесполезна.
  • 26. Случается, что я не разделяю взглядов окружающих.
  • 27. Часто я чувствую себя покинутым.
  • 28. Мне скучно и неинтересно среди сверстников.
  • 29. Я не люблю откровенничать даже с очень близкими людьми.
  • 30. Мне не хватает поддержки людей, которые бы меня понимали.
  • 31. Временами у меня возникают проблемы в общении с окружающими.
  • 32. К сожалению, я часто не вписываюсь в компанию.
  • 33. Когда я испытываю чувство одиночества, мне нелегко его преодолеть.
  • 34. Общению с людьми я предпочитаю уединение.
  • 35. У меня нет друзей, с которыми бы меня связывали общие интересы и увлечения.
  • 36. Порой меня выбивает из колеи то, что я не имею возможности реализовать свои планы и замыслы.
  • 37. Мне всегда не хватало по-настоящему хорошего друга.
  • 38. Я чувствую себя несчастным, будучи отверженным другими.
  • 39. Мне всегда хотелось вести дневник.
  • 40. У меня много единомышленников.
  • 41. Обстоятельства могут сложиться так, что я окажусь одинок.
  • 42. Родители одобряют меня в моем выборе друзей.
  • 43. Для меня невыносимо быть в одиночестве.
  • 44. Лучший отдых для меня - чтение книги.
  • 45. Думаю, что окружающие не готовы понять и принять мои высказывания.
  • 46. Не в каждой группе я чувствую себя своим и желанным.
  • 47. Я постоянно ощущаю себя одиноким.
  • 48. Мне не нравится заниматься каким-либо делом в одиночку.
  • 49. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей.
  • 50. Мне кажется, что окружающие сами часто не знают и не понимают, чего они хотят от меня.

КЛЮЧ

одиночества

Номер вопроса и вариант ответа

Временное

(ситуативное)

Постоянное

Эмоциональное

Поведенческое

Когнитивное

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Полученные результаты сопоставляются с ключом. За каждое совпадение прибавляется I балл. Максимальное количество по каждому виду одиночества - 10 баллов. Различают следующие уровни переживания одиночества:

  • 10 -7 баллов - высокий уровень;
  • 6-4 балла - средний (адаптивный) уровень;
  • 3-0 баллов - низкий уровень.

Временное одиночество - наиболее распространенная форма такого состояния, относящаяся к кратковременным приступам одиночества. Реже наступает в результате значительных стрессовых событий в жизни, таких как смерть близкого человека или разрыв каких-либо отношений (при этом одинокий индивид после короткого периода дистресса обычно смиряется со своей потерей и преодолевает одиночество).

Постоянное одиночество развивается, когда в течение длительного времени индивид не может установить удовлетворяющих психосоциальных связей.

Эмоциональное одиночество представляется результатом отсутствия тесной привязанности с каким-либо лицом или разрыва подобных эмоциональных связей, если таковые уже были (положительные или отрицательные эмоции, связанные с переживанием одиночества; принятие или неприемлемость одиночества для индивида). Такое одиночество может возникать при эмоциональной холодности родителей и окружающих взрослых, отвержения со стороны сверстников.

Поведенческое одиночество проявляется в конфликте, потере связи с окружающими, отсутствии доступного круга социального общения (отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности, невключенность в референтную для индивида группу). Такое одиночество может выражаться как активно (стремление, избегание), так и пассивно.

Когнитивное одиночество - состояние, испытываемое человеком в результате осознания им ситуации собственной депривации (внутреннее ощущение одиночества, опустошенности). Оно может быть следствием резкой смены приоритетных установок во взаимоотношениях с окружающими, несовпадения интересов, взглядов.

Методика диагностики невроза (К. Хек, X. Хесс)

Методика предназначена для экспресс-диагностики вероятности невроза у испытуемого. Обследуемому предлагается ознакомиться с суждениями и ответить на них "да" или "нет".

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

  • 1. Я внутренне напряжен.
  • 2. Я часто так сильно во что-то погружен, что не могу заснуть.
  • 3. Я чувствую себя легкоранимым.
  • 4. Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми.
  • 5. Часто без особых причин у меня возникает чувство безучастности и усталости.
  • 6. У меня часто возникает чувство, что люди меня критически рассматривают.
  • 7. Меня часто преследуют бесполезные мысли, которые не выходят из головы, хотя я стараюсь от них избавиться.
  • 8. Я довольно нервный.
  • 9. Мне кажется, что меня никто не понимает.
  • 10. Я довольно раздражительный.
  • 11. Если бы против меня не были настроены, мои дела шли бы более успешно.
  • 12. Я слишком близко и надолго принимаю к сердцу неприятности.
  • 13. Даже мысль о возможной неудаче меня волнует.
  • 14. У меня были очень странные и необычные переживания.
  • 15. Мне бывает то радостно, то грустно без видимых причин.
  • 16. В течение всего дня я мечтаю и фантазирую больше, чем нужно.
  • 17. Мое настроение легко изменить.
  • 18. Я часто борюсь с собой, чтобы не показать свою застенчивость.
  • 19. Я хотел бы быть таким же счастливым, какими кажутся другие.ноли.
  • 20. Иногда я дрожу или испытываю приступы озноба.
  • 21. Мое настроение часто меняется в зависимости от серьезной причины или без нее.
  • 22. Иногда я испытываю чувство страха даже при отсутствии реальной опасности.
  • 23. Критика или выговор меня очень ранят.
  • 24. Временами я бываю так беспокоен, что даже не могу усидеть на одном месте.
  • 25. Иногда я слишком сильно беспокоитесь из-за незначительных вещей.
  • 26. Я часто испытываю недовольство.
  • 27. Мне трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо задания или работы.
  • 28. Я делаю много такого, в чем приходится раскаиваться.
  • 29. Большей частью я счастлив.
  • 30. Я недостаточно уверен в себе.
  • 31. Иногда я кажусь себе действительно никчемным.
  • 32. Часто я чувствую себя просто скверно.
  • 33. Я много копаюсь в себе.
  • 34. Я страдаю от чувства неполноценности.
  • 35. Иногда у меня все болит.
  • 36. У меня бывает гнетущее состояние.
  • 37. У меня что-то с нервами.
  • 38. Мне трудно поддерживать разговор при знакомстве.
  • 39. Самая тяжелая борьба.для меня - это борьба с самим собой.
  • 40. Иногда я чувствую, что трудности велики и непреодолимы.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

За каждый утвердительный ответ начисляется один балл. Сумма баллов более 24 говорит о высокой вероятности невроза.