Болезни Военный билет Призыв

Фундаментальные потребности. Основные потребности людей. Социальные, духовные, биологические потребности человека. Препятствие к росту

  • Государственное управление
    • Понятие, содержание и виды управления
    • Социальное управление
    • Теория управления и теория административного права
    • Понятие государственного управления
    • Признаки государственного управления
    • Виды государственного управления
    • Функции государственного управления
    • Исполнительная власть и государственное управление
  • Исполнительная власть
    • Основные подходы к изучению административно-правовой теории
    • Принцип разделения властей
    • Признаки исполнительной власти
    • Функции исполнительной власти
    • Субъекты исполнительной власти
  • Административное право как отрасль права. Предмет и метод административного права
    • Публичное право и административное право
    • Административное право и частное право
    • Предмет административного права
    • Метод административно-правового регулирования
    • Система административного права
    • Взаимосвязь и разграничение административного права и иных отраслей права
  • Наука административного права
    • Наука об управлении
    • Административное право как наука
    • Административно-правовая политика
    • История развития административно-правовой науки
      • Полицейское право
      • Административно-правовая наука в конце XVIII - начале XIX в.
      • Административное право конца XIX - начала XX в.
      • Основные достижения науки административного права в XX в.
      • История развития российской науки административного права
  • Нормы административного права и административно-правовые отношения. Источники административного права
    • Система административно-правового регулирования
    • Нормы административного права
    • Структура административно-правовых норм
    • Административно-правовые отношения
      • Содержание административно-правовых отношений
    • Источники административного права
  • Понятие, правоспособность и дееспособность субъектов административного права
    • Понятие субъекта административного права
    • Правоспособность и дееспособность субъектов административного права
  • Индивидуальные субъекты административного права
    • Административная правоспособность и административная дееспособность индивидуальных субъектов
    • Административно-правовой статус граждан Российской Федерации
    • Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
    • Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов
    • Паспортный режим в Российской Федерации
    • Способы защиты прав граждан
    • Право граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления
    • Право гражданина на административную жалобу
    • Производство по административным жалобам граждан
    • Право граждан на судебное обжалование незаконных решений (действий) органов публичного управления и их должностных лиц
    • Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов и должностных лиц публичного управления
  • Государственная администрация
    • Понятие и содержание деятельности государственной администрации
    • Линейная и функциональная власть
    • Организационная структура государственной администрации
    • Административное ведомство
  • Органы исполнительной власти
    • Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
    • Президент Российской Федерации и исполнительная власть
    • Виды органов исполнительной власти
    • Правительство Российской Федерации
    • Федеральные органы исполнительной власти
    • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Территориальные органы исполнительной власти
    • Органы местного самоуправления в системе публичной власти
  • Государственная служба и государственные служащие
    • Государственная должность: понятие и основные черты
    • Должности государственной службы. Реестры должностей государственной службы
    • Государственная служба: понятие, признаки, значение и правовые источники
    • Муниципальная служба и муниципальная должность
    • Система (виды) государственной службы
    • Виды государственной гражданской службы
    • Управление государственной службой
    • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие, система и виды
      • Конституционные принципы государственной службы
      • Организационно-функциональные принципы государственной службы
    • Государственный служащий: основы правового положения
      • Права государственного служащего
      • Обязанности государственного служащего
      • Поощрение (стимулирование) и ответственность государственных и муниципальных служащих
    • Классификация государственных служащих
    • Прохождение государственной службы
      • Аттестация государственного служащего
      • Квалификационный экзамен
      • Прекращение государственной службы
  • Государственные и негосударственные организации как субъекты административного права
    • Понятие и виды организаций
    • Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
    • Понятие и виды общественных объединений
    • Основы административно-правового статуса общественных объединений
    • Особенности административно-правового положения профессиональных союзов
    • Основы административно-правового положения религиозных объединений
  • Понятие и виды управленческих действий
    • Понятие формы управленческих действий
    • Значение формы управленческих действий в административно-публичной сфере
    • Виды форм управленческих действий
  • Правовые акты управления
    • Понятие, признаки и юридическое значение правового акта управления
    • Функции правового акта управления
    • Действие правовых актов управления
    • Виды правовых актов управления
    • Правовые акты Президента Российской Федерации
    • Правовые акты Правительства Российской Федерации
    • Правовые акты федеральных органов исполнительной власти
    • Правовые акты управления субъектов Российской Федерации
    • Правовые акты муниципальных образований (органов местного самоуправления)
  • Административный договор
    • Понятие и публично-правовая природа административного договора
    • Признаки административного договора

Источники административного права

Юридические нормы нуждаются во внешних формах выражения. Они должны быть оформлены так, чтобы с ними могли ознакомиться люди, которым они адресованы. Нормы права включаются как статьи, пункты, параграфы и т.п. в акты государственных и муниципальных органов. Такие акты, если они содержат правовые нормы, становятся источниками права, внешними формами его выражения.

Источниками административного права являются акты государственных и муниципальных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. Важнейшая особенность отрасли административного права - разнообразие и множество источников юридических норм. Это детерминировано предметом отрасли: разнообразием и большим числом административных (управленческих) отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью децентрализации исполнительной власти. Для правовой регламентации ее деятельности нужно большое число законов и еще большее количество конкретизирующих их подзаконных нормативных актов.

Существует значительное количество чисто административно-правовых источников. Но много и «смешанных», многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права (например, административного и трудового, административного и гражданского).

Все источники российского административного права можно поделить на два типа в зависимости от того, кто их принял: 1) акты российских органов публичной власти; 2) акты, принятые без участия или с участием российских органов публичной власти.

Очевидно, что преобладают акты первого типа. Среди них такие разновидности (классы) актов российских органов, как акты, принятые на основе референдума и законодательных органов; акты Президента РФ; акты органов исполнительной власти и исполнительных муниципальных органов, а также акты государственных органов, не отнесенных Конституцией РФ ни к одной из трех ветвей государственной власти (Банка России, Прокуратуры РФ, Пенсионного фонда РФ и др.); федеративные и административные договоры; акты правосудия.

Фактически источниками административного права могут быть акты всех органов публичной власти, существующие в Российской Федерации. А внутриаппаратные административно-правовые нормы могут содержаться в актах руководителей представительных и судебных органов, прокуроров, руководителей публичных предприятий, учреждений, строевых подразделений.

Акты правосудия все чаще становятся источниками административного права. Они могут двумя способами влиять на систему норм. Во-первых, признавая незаконными или неконституционными действующие нормы, и тем самым прямо или косвенно отменяя, изменяя их (судебный, нормоконтроль). Во- вторых, в тех случаях, когда законом установлено, что решения определенных судов являются обязательными для судов той же или низшей инстанции (судебный прецедент).

В России акты правосудия не считаются правовыми прецедентами. Суды осуществляют нормотворчество путем признания действующих норм несоответствующими нормам, имеющим более высокую юридическую силу, а потому недействующими. Есть два вида актов правосудия как источников права:

  1. акты судов общей компетенции (в том числе и военных) и арбитражных судов, которые могут признать подзаконные акты не соответствующими закону или решениям вышестоящих органов вплоть до постановлений Правительства РФ;
  2. акты правосудия, которые признаны источниками административного права, - постановления Конституционного Суда РФ.

К актам второго типа относятся: акты органов государственной власти бывшего СССР (их количество с каждым годом уменьшается и только очень небольшая группа таких актов продолжает еще действовать); акты международных органов (ООН, Совета Безопасности, Европейского Суда и др.); международные договоры.

Все действующие источники административного права образуют целостную, несамоуправляемую систему, изменять которую вправе многие субъекты. Признак, который лежит в основе этой совокупности, - наличие в каждом из них действующих норм административного права.

Нередко систему источников административного права (финансового, семейного и др.) называют административным (финансовым, семейным и т.д.) законодательством. Это не корректно. Известно, что нормы административного права содержатся не только в законах - их очень много в подзаконных актах.

Административное законодательство следует понимать как систему законов, в которых имеются нормы административного права. А всю совокупность действующих источников этой отрасли можно назвать системой источников административного права (СИАП). Административное законодательство образует его ядро. В этом первая особенность СИАП, резко отличающая ее от системы источников уголовного права.

Вторая особенность СИАП обусловлена тем обстоятельством, что, согласно ст. 72 Конституции РФ, административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. На основании ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов «издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации».

Третья особенность СИАП - многообразие источников. В нее входят законы и подзаконные акты федеральных, региональных, муниципальных органов. Изменяют административное право своими актами и законодательная, и исполнительная, и судебная власти, а кроме того, и Президент РФ, и Банк России, и Генеральный прокурор РФ.

Четвертая особенность СИАП состоит в огромном числе входящих в нее источников. Это прежде всего объясняется универсализмом и иными особенностями публичной исполнительной власти. Поэтому требуется большое число федеральных и региональных, материальных и процессуальных, регулятивных и охранительных, общих и внутриаппаратных норм, регулирующих деятельность публичной администрации во многих сферах общественной жизни.

В этом нетрудно убедиться, ознакомившись с общеправовым классификатором отраслей законодательства, в котором нет раздела «административное законодательство», а соответствующие источники помещены в разделы законодательства об административных правонарушениях, о государственной службе, об обороне, о безопасности, о транспорте и связи, об охране общественного порядка и в десятки других разделов классификатора. Кстати, в классификаторе тоже некорректно используется термин «законодательство», хотя речь идет о системе источников соответствующих норм, в которую входят даже ведомственные инструкции.

Пятая особенность СИАП - ее мобильность, изменчивость. В систему административно-правовых норм часто вносятся изменения новыми источниками, а старые источники отменяются, изменяются. Нестабильность СИАП объясняется многими объективными факторами. На предметную, универсальную, организующую деятельность государственной администрации непосредственно влияют экономика, политика, тем более в условиях российских реформ, а также огромные размеры самого административного права и системы его источников и др. Нестабильность СИАП связана и с субъективными факторами: ошибками, политическими пристрастиями тех, кто готовит, принимает акты, содержащие нормы административного права. К тому же в СИАП много подзаконных актов, которые нетрудно отменить или изменить.

Шестая особенность СИАП связана со сложностью систематизации административно-правовых норм и невозможностью их единой кодификации.


Сначала рассмотрим, что такое судебный прецедент. Судебная практика представляет собой деятельность судов по применению законодательства при рассмотрении судебных дел (гражданских, уголовных, трудовых, семейных и т. д.). И в этой практической деятельности судебных органов также вырабатываются нормы права, которые могут действовать наряду с правом, содержащимся в нормативных актах, могут дополнять его. Таким образом, и судебная практика является источником права. Когда говорят о судебной практике как об источнике права, используют термин «прецедент».
Судебный прецедент - это решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел, либо служащее примерным образцом толкования закона (прецедент толкования).
Для судебного прецедента как источника права характерны казуистич- ность, множественность, противоречивость, гибкость.
Казуистичность. Прецедент всегда максимально конкретен, максимально приближен к фактической ситуации, поскольку он вырабатывается на основе решения конкретных, единичных случаев, казусов.
Множественность. Существует достаточно большое количество инстанций, которые могут создавать прецеденты. Данное обстоятельство вместе со значительной продолжительностью действия последних (десятки, а иногда и сотни лет) обуславливает огромный объем прецедентного права.
Противоречивость и гибкость. Ранее было отмечено, что даже среди нормативных актов, издаваемых одним государственным органом, иногда встречаются несогласованности и противоречия. Тем более не удивительно, что решения разных судебных инстанций по сходным делам могут очень зна-чительно отличаться друг от друга. Это определяет гибкость судебного пре-цедента как источника права. Во многих случаях существует возможность выбора одного варианта решения дела, одного прецедента из нескольких. Писаное право такого широкого простора выбора не предоставляет. Впро-чем, в противоположность гибкости иногда указывается как на недостатки прецедентного права его жесткость, связанность судей когда-то вынесенными решениями сходных дел, невозможность отступить от них даже в ущерб справедливости и целесообразности.
Судебный прецедент - древний источник права, и его значение неодинаково в различные периоды истории человечества в различных странах. Он широко использовался в государствах Древнего мира, в средние века. Так, в Древнем Риме решения преторов и других магистратов признавались обязательными при рассмотрении аналогичных дел. Вообще многие институты римского права сложились на базе судебных прецедентов. В настоящее время в странах с англосаксонской системой права (Великобритания, США, Канада,
Австралия и др.) судебный прецедент является одним из основных источников права. В странах континентальной (или романо-германской) системы права на рубеже XVIII-XIX веков основным источником права был провозглашен нормативный акт (закон). Однако с конца XIX века и до наших дней значение судебной практики как вспомогательного источника права не уменьшается, а в последнее время она играет все более важную роль в правоприменительной деятельности. В отдельных странах такое положение судебной практики закреплено в законодательстве.
В Российской Федерации и в Республике Беларусь судебная практика официально в качестве источника права не признана, однако она является неофициальным источником права. Эта позиция исходит из того, что право, содержащееся в нормативных актах, оставляет много неясных вопросов, окончательно не регулирует общественные отношения. Эта точка зрения достаточно аргументирована не только в зарубежных, но и в отечественных научных исследованиях: и до 1917 года, и советского периода, и современных (см., например: Ке- чекьян С.Ф. О толковании законов судом // Право и жизнь. 1928. Кн. 1. С. 1-14; Вильнянский С.И. Значение судебной практики в гражданском праве // Ученые записки ВИЮН. Вып. IX. М., 1947. С. 244; Алексеева Л.Б. Судебный прецедент: произвол или источник права? // Советская юстиция. 1991. № 14. С. 2-3; Алексеева Л.Б., Симкин Л.С. Правосудие, закон и нравственность // Право и власть. М., 1990. С. 398-413; Ершов В.В. Место и роль суда в правовом государстве // Правоведение. 1991. № 5. С. 15-22; Ершов В.В. Статус суда в правовом государстве. М., 1992. 206 е.; Завадская Л.Н. Становление самостоятельной и независимой судебной власти (государственно-правовой аспект) // Теория права: новые идеи. Вып. 2. М., 1992. С. 57; Завадская Л.Н. Механизм реализации права. М„ 1992. С. 258-268, 275-280).
Вывод о том, что судебная практика может выступать в качестве источника права, находит свое подтверждение в действительности. Так, нижестоящие судебные инстанции следят за деятельностью вышестоящих судебных инстанций и стараются следовать ей при разрешении аналогичных дел, поскольку в противном случае их приговоры и решения могут быть отменены вышестоящими в кассационном или надзорном порядке. В конечном счете все ориентируются на разрешение конкретных дел высшей судебной инстанцией.
Самостоятельная проблема - юридическая природа постановлений (разъяснений) пленума Верховного Суда (как Российской Федерации, так и Республики Беларусь) по отдельным категориям дел, которые выносятся на основе обобщений судебной практики. Данная проблема применительно к руководящим разъяснениям Пленума Верховного Суда СССР десятилетиями дискутировалась в советской юридической науке. Одни авторы склонялись к отрицанию нормативного характера этих документов (поскольку там отсутствуют нормы права), на-зывая их актами толкования. Другие, наоборот, признавали нормативную природу постановлений Пленума Верховного Суда СССР и предлагали считать их ведомственными нормативными актами (см., например: Проблемы теории государства и права: Учебник / Под ред. С.С. Алексеева. М., 1987. С. 339-342). Еще одна научная позиция, заслуживающая внимания, состоит в признании обобщений судебной практики самостоятельными источниками права. В этой связи иногда предлагается разделять собственно судебный прецедент и прецедент толкования.
Все, что касалось судебной практики как источника права, с определенными оговорками можно отнести и к административной практике. Административная практика - это деятельность многочисленных (за исключением судебных) государственных органов по решению стоящих перед ними задач. Говорят и об административном прецеденте - т. е. о таком поведении органа государства, любого должностного лица, которое имело место хотя бы один раз и может служить образцом при аналогичных обстоятельствах. Как и судебный, административный прецедент ни в Российской Федерации, ни в Республике Беларусь не является официально признанным источником права. Однако в юридической действительности нашей страны можно найти примеры, когда в практической деятельноЬти государственных органов создаются правила поведения, которые реально действуют наряду с писаным правом, конкретизируют, дополняют, а иногда и отменяют последнее. Впрочем, этот вопрос - «административный прецедент как источник права» - юридической наукой разработан очень слабо.

Вопрос 1. Понятие и виды источников (форм) права.

Источники (формы) права - это официальные способы выражения и закрепления правовых норм, придания правилам поведения общеобяза-тельного юридического значения. Все источники права так или иначе связаны с деятельностью государства. Эта деятельность выражается в разработке и издании юридических норм (правотворчество), и в придании юридической силы иным социальным нормам (санкционирование).
В правовых системах разных государств на протяжении истории сложилось несколько разновидностей источников права.
Основные виды:

Правовой обычай - это устойчивое, сложившееся в результате многократного применения правило поведения людей в обществе, которое санкционировано государством и соблюдение которого гарантируется государственным принуждением.
Исторически первый источник права.
Как правило санкционируются только прогрессивные обычаи. Которые отвечают интересам государства.
На ранних этапах человеческой истории обычай играл важную роль, од-нако его устная форма порождала трудности при доказывании факта его существования. Поэтому со временем некоторым важнейшим обычаям го-сударство стало придавать письменную форму.
В настоящее время правовые обычаи занимают незначительное место в системе форм (источников) права большинства стран.
В России правовой обычай признается источником права: Гражданский кодекс РФ устанавливает, что некоторые имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота.
Обычай делового оборота - это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе или нет. (Доказывание с помощью экспертов).
Деловой обычай (деловое обыкновение) - это деловой обычай в сфере управленческой деятельности, связан со спонтанно сложившейся практикой работы с документами и их оформлением. Часто оформляются инструкцией по делопроизводству, становясь НПА.
Судебный прецедент - это решение суда по конкретному делу, которое принимается за образец при разрешении других аналогичных дел. Известен со времен Древнего Рима. В настоящее время прецедент является одним из основных источников права в англоязычных странах.
Формирование прецедента в качестве источника права связано с тем, что законы и иные НПА регулируют общественные отношения в обобщенной, абстрактной форме. Поэтому, применяя закон, суд зачастую не находит правовой нормы для решения конкретного дела. Отказаться от рассмотрения спора на этом основании суд не может, поэтому он своим решением факти-чески создает новую правовую норму, т.е. становится законодателем.
В российской системе права судебный прецедент источником права не признается.

Нормативный договор - это соглашение двух или более субъектов права, которому государство придает общеобязательный характер. По сути своей это компромисс договаривающихся сторон. В нормативных договорах мо-жет быть выражена согласованная воля нескольких государств (международ-ные договоры) или нескольких субъектов внутри государства (внутригосу-дарственные договоры).

Правовая доктрина - это представляет собой мнения ученых-юристов по вопросам права. Еще в древнем Риме формулы и суждения известных юри-стов по поводу спорных или неясных проблем права включались в различные сборники законов. Позднее они легли в основу Кодекса императора Юстиниана. Этот Кодекс лег в основу Гражданского кодекса Наполеона Бонапарта 1804 г., а последний послужил образцом гражданских кодексов большинства европейских стран, в т.ч. и Гражданского кодекса РФ.
В настоящий момент правовая доктрина широко используется в мусульманских странах, где она служит основой для разрешения имущественных и брачно-семейных споров. Нередко обосновывают свои решения ссылками на труды ученых английские судьи. В российской правовой системе правовая доктрина источником права не признается.
Религиозные тексты (прежде всего Коран и Сунна) прежде всего име-ют широкое распространение в мусульманских странах. Коран - священная книга ислама. Считается, что это речь самого бога, с которой он обратил-ся к пророку Мухаммаду на чистейшем арабском языке. Сунна - сборник преданий (хадисов) о жизни пророка Мухаммада.
Религиозные тексты в российской правовой системе источником права не являются.

Вопрос 2. Нормативно-правовой акт (НПА) и его виды
Нормативно-правовой акт - это изданный или санкционированный компетентными государственными органами документ, обладающий государственно-властным характером, имеющий официально-документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства, а также обладающий определенной юридической силой.

Под юридической силой понимается степень подчиненности данного НПА другим НПА. Она показывает место НПА в правовой системе государства и зависит от того, какое место в системе государственных органов зани-мает орган, издавший данный НПА.
В зависимости от юридической силы НПА делятся на законы и подзаконные акты.
Закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой НПА, выражающий государственную волю по важней-шим вопросам общественной жизни.

Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и могут приниматься лишь органом законодательной власти или всеми гражданами на референдуме.
Законы бывают основные (и ФКЗ) и текущими (все остальные законы).
Конституция - это основной закон государства и общества, регули-рующий важнейшие стороны их внутренней организации и обладающий выс-шей юридической силой в системе НПА государства.
Федеральные конституционные законы - это те законы, принятие ко-торых предусмотрено Конституцией РФ в особом усложненном порядке. Ст. 70 Конституции РФ.
Среди массы текущих законов выделяются кодексы - законы, с помощью которых систематизируются юридические нормы в какой-либо опреде-ленной отрасли права (кодификация).
Совокупность всех действующих законов называют законодательством.

Вопрос 3. Признаки закона как источника права.
Признаки закона:

  • принимается высшими представительными органами государственной власти (ФС РФ или парламентами субъектов РФ)
  • регулируют наиболее значимые сферы общественных отношений
  • обладают высшей юридической силой
  • имеют особую структуру, состоят из определенного набора элементов, называемых реквизитами.

Реквизитами законодательного акта являются:

  • название органа, принявшего закон
  • название закона
  • номер и дата принятия закона
  • преамбула, т.е. вступительная часть, в которой указываются моти-вы, цели и задачи принятия закона
  • нормативно-правовое содержание закона
  • указание на вступление закона в юридическую силу и отмену иных НПА
  • подпись соответствующего должностного лица.

Каждый закон состоит из отдельных утверждений - статей, которые имеют порядковый номер. Статья может быть разделена на части (обозначаются порядковыми номерами), а части иногда делятся на пункты (обозначе-ние буквами) и абзацы.
Вопрос 4. Подзаконные акты как источники права.
Подзаконные акты - это правотворческие акты компетентных органов власти, которые основаны на законе и не противоречат ему. Они обладают меньшей юридической силой, чем законы, и призваны конкретизировать принципиальные положения законов применительно к различным жизнен-ным ситуациям (Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, ведомственные акты и акты МСУ, внутренние акты организаций).

Вопрос 5. Действие НПА во времени, пространстве и по кругу лиц.
Действие НПА во времени определяется двумя моментами: моментом вступления НПА в силу и моментом утраты им юридической силы.
НПА вступает в силу либо со времени его принятия, либо с того времени, которое указано в самом акте, либо по истечении определенного срока после опубликования.
Официальные публикации: «Собрание законодательства РФ» и «Российская газета». Любые НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликова-ны официально для всеобщего сведения.
Действие НПА прекращается в случаях:
- истечения срока действия (самоотмена)
- указания государственного органа об отмене (прямая отмена)
- принятия нового акта по тем же вопросам тем же или вышестоя-щим государственным органом (косвенная отмена).
По общему правилу применяется тот НПА, который вступил в юридиче-скую силу и не утратил ее. Обратная сила закона.
Пределы действия НПА в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Территория РФ - территория всех ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. НПА РФ действуют также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне (200-мильная прибрежная полоса).
НПА могут иметь общий характер, т.е. действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресовываться лишь некоторым из них.
Исключение - экстерриториальность - порядок, в соответствии с ко-торым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц.