Болезни Военный билет Призыв

Конфликт как психологический феномен. Четыре типа конфликта. Поведенческие стратегии в конфликтных противоборствах

Человек всегда находится в обществе, его повсюду окружают другие люди - знакомые и незнакомые: в семье, в учебном заведении, на работе, в магазине и т.д. Во всех этих случаях человек взаимодействует с группой и членами этой группы, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности: темпераментальные характеристики коммуникативные особенности, склонность к агрессивному поведению, а также свои собственные идеи, мысли, взгляды. При общении происходит столкновение этих взглядов, мыслей. Возникают споры и конфликты. В силу своих особенностей, каждый человек ведет себя определенным образом. Как при общении у кого-то поведение устойчиво и агрессивно, кто-то прямолинеен, гибок, впечатлителен, так и в конфликтной ситуации, то есть, у каждого человека существует так называемый репертуар поведения в конфликтной ситуации.

Сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта.

Определение психологического понятия «конфликт» Е.Ф. Василюк считает сложной задачей: «Если задаться целью найти дефиницию, которая не противоречила бы ни одному из имеющихся взглядов на конфликт, она звучала бы психологически абсолютно бессодержательно: конфликт - это столкновение чего-то с чем-то. Два основных вопроса теории конфликта - что именно сталкивается в нем и каков характер этого столкновения».

В отечественной психологии приняты определения, основывающиеся на понятии «противоречия». Например, конфликт понимается как трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями, как сложное многоуровневое явление, общим для которого является противоречие. Наиболее яркую психолого-педагогическую интерпретацию понятие «конфликт» получило в работах таких исследователей, как Петровская Л.А., Бойко В.В., Ковалев А.Г., Бородкин Ф.М., Коряк Н.М., Ершов А.А. и др.

Согласно результатам их исследований, конфликт есть проявление единоборства, т.е. столкновения личностей ввиду несовместимости потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

Конфликт как самостоятельное явление в социологии изучается с 1924 г., а в военных науках - с 1988 г. Интенсивность изучения проблемы конфликта, влияет на состояние понятийно-категориального аппарата разных отраслей конфликтологии. Кроме того, существенные отличия в понятиях вызваны спецификой того предмета, который представители различных наук выбирают в общем объекте исследования - конфликте.

Конфликт - весьма сложное социальное и психологическое явление, успешность изучения которого во многом зависит от качества исходных методологических и теоретических предпосылок, используемых методов.


Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия между двумя и более сторонами.

В отечественной литературе большинство определений конфликта носит социологический характер. Их достоинство состоит в том, что авторы выделяют различные необходимые признаки социального конфликта, представленного многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей. Приведем для примера некоторые из определений конфликта:

Ю.Г. Запрудский: Социальный конфликт - это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству..

А.В. Дмитриев: Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны..

В.А. Сосниным проведен достаточно полный анализ исследований социального конфликта в США, а также предпринята попытка провести классификацию социального конфликта. Под конфликтом в данном исследовании понимается социальное явление, которое отражает противоречивость отношений и действий между людьми.

Рассмотрим классификацию конфликтов в зависимости от ряда факторов: способа их разрешения, природы возникновения, последствий для участников, степени выраженности, количества участников.

Антагонистические конфликты представляют способы разрешения противоречия в виде разрушения структур всех конфликтующих сторон или отказа всех сторон, кроме одной, от участия в конфликте. Эта одна сторона и выигрывает: война до победы, полное поражение противника в споре.

Компромиссные конфликты допускают несколько вариантов их разрешения за счет взаимного изменения целей участников конфликта, сроков, условий взаимодействия.

Социальные конфликты представляют собой высшую стадию развития противоречия в системе отношений людей, социальных групп, институтов. Они характеризуются усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей, коллективов, индивидов. Такие конфликты предполагают наличие значительного промежутка во времени между объективными причинами, породившими эти конфликты, от самих конфликтов и их последствий.

Особенностью организационных конфликтов является то, что они являются следствием организационного регламентирования деятельности личности: применения должностных инструкций, внедрения формальных структур управления организацией и др.

Эмоциональные или личностные конфликты характеризуются тем, что неудовлетворение интересов отдельной личности сразу же приводит к ее столкновению с окружающими. Эти конфликты, как правило, вызываются чувствами зависти, враждебности, антипатии и являются быстрой реакцией индивида на ущемление его интересов. Происходит совмещение (замещение) препятствия к достижению целей и личности, которая, по мнению индивида, мешает ему эту цель достичь. Пример: столкновения в очередях, в домашних условиях, внешне не всегда мотивированные.

Характерной чертой вертикальных и горизонтальных конфликтов является объем власти, которым располагают оппоненты, на момент начала конфликтных взаимодействий. Вертикальные - предполагают распределение власти по вертикали сверху вниз, что и определяет разные стартовые условия у участников конфликта: начальник - подчиненный, вышестоящая организация - предприятие, малое предприятие - учредитель. При горизонтальных конфликтах предполагается взаимодействие равных по объему располагаемой власти или иерархическому уровню субъектов: руководители одного уровня, специалисты между собой, поставщики - потребители.

Открытые конфликты характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов: ссоры, споры, военные столкновения. Взаимодействие регулируется нормами, соответствующими ситуации и уровню участников конфликта: международными (при межгосударственных столкновениях), правовыми, социальными, этическими.

При скрытом конфликте отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но при этом используются косвенные способы воздействия. Это происходит при условии, что один из участников конфликтного взаимодействия опасается другого, либо у него нет достаточной власти и сил для открытой борьбы.

Внутриличностные конфликты представляют собой столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов. Это конфликты выбора «из двух зол меньшего». На выбор правильного решения при внутриличностном конфликте человек может затратить много сил и времени, резко возрастает эмоциональное напряжение, а перед принятием решения поведение личности может стать неконтролируемым.

Межгрупповые и межличностные конфликты представляют собой столкновение индивидов с группой или групп между собой.

Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между различными видами не существует и на практике они возникают по-разному.

Проблематика конфликта поднимается в отечественной и зарубежной социальной психологии достаточно часто. Конфликт изучается с позиций различных направлений. Н.В. Гришина выделяет 3 традиционных подхода в рассмотрении психологических конфликтов вообще и межличностных в частности - мотивационный, ситуационный и когнитивный . Н.У. Заиченко выделяет 6 основных подходов, с позиций которых изучаются конфликты: когнитивный, мотивационный, аналитический, деятельностный, энерго-эмоциональный, организационный и системный . В рамках мотивационного подхода межличностный конфликт анализировался К. Левином . Конфликт рассматривался как следствие действующих на человека разнонаправленных "сил" (мотивов) - в ситуации межличностного конфликта это "собственные" и "вынуждающие" силы . Также, к мотивационному подходу относят психоаналитическую концепцию, в рамках которой межличностный конфликт рассматривался как явление, детерминированное внутриличностными особенностями или проявлениями самого человека.

В рамках ситуационного направления межличностный конфликт изучался М. Дойчем, Р. Маком, Р. Снайдером и др. авторами. В данном подходе конфликт понимается как результат определенной ситуации конкурентного или кооперативного взаимодействия людей. В традициях когнитивного подхода межличностный конфликт рассматривается как результат разбалансированной структуры взаимоотношений людей. Подобной точки зрения придерживался Ф. Хайдер, разработавший теорию структурного баланса. Он отмечает, что конфликт возникает в том случае, если сбалансировать структуру взаимоотношений не представляется возможным в силу обратной зависимости структур обоих людей, т.е. стремление к балансу структуры одного человека исключает баланс структуры другого.

В рамках аналитического подхода межличностный конфликт рассматривается такими авторами, как А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Л.А. Петровская и др. Данный подход подробным образом раскрывает основные компоненты конфликтного взаимодействия. Деятельностный подход рассматривает межличностный конфликт в рамках совместной деятельности людей. Подобной позиции придерживаются А.Я. Анцупов, В.М. Афонькова, Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, Т.А. Полозова, Е.А. Донченко, Т.М. Титаренко, А.И. Шипилов и др.

Приведем для сравнения некоторые из них.

Например, А.И. Алексеева определяет межличностный конфликт обусловленностью противодействий людей друг другу. В межличностном конфликте происходит столкновение целей, интересов людей, а также в нем выражено реальное соперничество его участников .

К.А. Абульханова-Славская подходит к определению конфликта с нескольких позиций. "С инструментальной точки зрения конфликт выступает как одно из средств самоутверждения, преодоления отрицаемых личностью тенденций. Конфликт можно понимать и как процесс: в этом случае он представляет собой ситуацию ненайденного выхода, развития действий на пути поиска средств стабилизации отношений" .

По мнению И.П. Андриади, конфликт - это "наличие противоречий, разрешение которых есть поступательное движение в развитии внутриличностных, межличностных и межгрупповых отношений" .

А.А. Ершов определяет межличностный конфликт как "столкновение личностей ввиду несовместимости потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей" .

Н.У. Заиченко считает, что межличностный конфликт - это, во- первых, "социально-психологическое явление, детерминированное внутриличностными проблемами"; во-вторых, "проявление несовершенства энерго- эмоционально-информативного содержания социального пространства (активного уровня жизнедеятельности материи), высвечиваемым обстоятельствами возникновения (физическими, психофизиологическими, социальными)"; в- третьих, "противоборство субъективных и объективных тенденций, проявляющееся в конфронтации по какому-либо по-поводу"; в-четвертых, "взаимонавязывание и взаимосопротивление в ситуации негативной формы отношений взаимодействия между субъектами, детерминированные их психологическими позициями, социально-психологическими процессами (фасилитация и ингибиция), психофизиологическими состояниями, поведенческими и речевыми проявлениями" и в-пятых, "разноуровневое взаимодействие, отягощенное отрицательным эмоциональным фоном и стрессовыми реакциями" .

Часть авторов придерживаются, в том числе и при дефиниции межличностных конфликтов, определения Л. Козера, считающееся классическим в западной социологии: "Социальный конфликт может быть определен как борьба из-за ценностей или претензий на статус, власть или ограниченные ресурсы, в которой целями конфликтующих сторон являются не только достижение желаемого, на также и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника" . Хотя и сам Л. Козер относит данное определение и к межличностным конфликтам, отмечая, что конфликт "всегда происходит во взаимодействии между двумя или более лицами" .

Таким образом, различаясь в частностях, определения конфликта (и межличностного конфликта в том числе) сходятся, на что, например, указывают и проведенные исследования А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым, где авторы, проанализировали более 50 определений конфликта в работах отечественных авторов.

Н.В. Гришиной проведен анализ понимания конфликта в представлениях различных психологических концепций, на основе которого ей были выделены следующие обязательные признаки конфликта: биполярность, активность и наличие субъекта субъектов. Анализировать конфликт Л.А. Петровская предлагает следующим образом: структура конфликта, его динамика, функции и типология. Единой общепризнанной всеми исследователями классификации межличностных конфликтов, так же, как и определения, не существует.

Различные варианты деления конфликтов, в том числе и на межличностном уровне, можно найти у В.И. Андреева, А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, Ф.М. Бородкина и Н.М. Коряк, О.Н. Громовой, М. Дойча, С.В. Кудрявцева и др. авторов.

Например, В.И. Андреев предлагает следующую классификацию: - по степени остроты конфликтов: недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда; - по проблемно-деятельностному признаку: управленческие, педагогические, производственные, экономические, творческие и др.; - по степени вовлеченности людей в конфликт: межличностные, межгрупповые, межколлективные, межгосударственные, межпартийные конфликты .

А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов включают в общую классификацию конфликтов зооконфликты наравне с конфликтами с участием человека. Последние они разделяют на внутриличностные и социальные, которые, в свою очередь, подразделяют на межличностные, конфликты между личностью и группой, между малыми социальными группами, между средними социальными группами, между большими социальными группами и межгосударственные, каждый из которых также, по из мнению, делится на более мелкие виды . Непосредственно межличностные конфликты авторы подразделяют на основании сфер деятельности людей: семейные конфликты, конфликты между руководителями и подчиненными, конфликты в условиях учебной деятельности, а также инновационные конфликты

Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк выделяют четыре типа конфликтов по характеру их возникновения: объективные целенаправленные, объективные нецеленаправленные (эти два типа конфликта порождены объективными обстоятельствами), субъективные целенаправленные и субъективные нецеленаправленные (эти два типа конфликта порождены человеком, группой, организацией...).

О.Н. Громова предлагает разделять конфликты в зависимости от следующих факторов: от способа разрешения (насильственные и ненасильственные), от природы возникновения (политические, социальные, экономические, организационные), от затронутых потребностей (конфликты интересов, взглядов, или когнитивные), от направления воздействия (вертикальные, горизонтальные), от наличия объекта конфликта (безобъектные, объектные), от степени выраженности (открытые, скрытые), от количества участников (внутриличностные, межличностные, межгрупповые) .

Кроме того, отечественные авторы обычно придерживаются следующей классификации конфликтов: социальные, социально-психологические, психологические, на что указывают, в частности, В.С. Агеев, Н.В. Гришина, Л.А. Петровская. Однако в последнее время социальные психологи к подобной классификации прибегают редко.

Также, одной из классификаций межличностных конфликтов, выделяемых достаточно часто, является их разделение на бытовые и производственные. Особенности подобных конфликтов рассматриваются в работах Ф.М. Бородкина, Н.М. Коряк, Н.В. Гришиной, А.А. Ершова , А.И. Китова, Б.Б. Косова и других авторов.

Кроме указанных классификаций, в психологической и социологической литературе достаточно часто встречается деление конфликтов (в том числе и межличностных) по типу последствий для сторон. В таком случае указывают на конструктивный или деструктивный конфликт. Такой классификации придерживаются в той или иной степени практически все авторы, иногда не выделяя ее непосредственно. Например, О.Н. Громова исключила из своей типологии классификацию конфликтов по последствиям для участников (первоначально выделявшую) .

В отличии от определения конфликта и типологии конфликтов, выделение структурных элементов конфликтов не вызывает подобных разногласий в литературе. Например, Р. Мак и Р. Снайдер подразумевают под структурой конфликта следующее:

  • 1) наличие не менее двух сторон, имеющих контакт друг с другом;
  • 2) взаимонесовместимость ценностей и намерений сторон;
  • 3) поведение, направленное на уничтожение планов и разрушение намерений другой стороны, дабы приобрести нечто за ее счет;
  • 4) противопоставленность действий одной стороны другой и наоборот;
  • 5) применение силы с целью повлиять на поведение другой стороны в желаемом направлении .

Однако в данном представлении проглядывают элементы динамики конфликтов, с точки зрения отечественной науки.

В отечественных психологических исследованиях, посвященных проблематике конфликта, чаще обращаются к взглядам Л.А. Петровской на эту проблему. Анализируя структуру конфликта, Л.А. Петровская выделяет следующие основные понятия: стороны (участники) конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий .

Развивая взгляды Л.А. Петровской по этой проблеме, авторы, однако, идут несколько разными путями. Например, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов предлагают рассматривать структуру конфликта следующим образом:

  • · во-первых, конфликтная ситуация, включающая в себя участников, предмет, объект конфликта, элементы микро- и макросреды, связанные с конфликтом;
  • · во-вторых, психологические компоненты конфликта (мотивация сторон, стратегии и тактика поведения сторон и информационные модели конфликта, или образ конфликтной ситуации) .

Н.В. Гришина к структурным компонентам относит: стороны (участники) конфликта, условия конфликта, предмет конфликта, действия участников конфликта, исход (результат) конфликта .

Очевидно, что основные позиции структуры конфликта у различных авторов совпадают, однако в частных вопросах подобное "единомнение" отсутствует. конфликт социальный психологический

Таким образом, теоретический анализ литературы показывает, что однозначной, всеми признанной классификации конфликтов не существует. Вместе с тем, большинством авторов признаются некоторые общие моменты. В частности, распространенной классификацией конфликтов является основание по количеству участников (внутриличностный, межличностный, межгрупповой) в различных небольших вариациях - подобной классификации придерживаются, в частности, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Н.В. Гришина, О.Н. Громова и другие авторы. Мы будем придерживаться следующего определения конфликта: конфликт как результат разбалансированной структуры взаимоотношений людей.

Совершенно очевиден тот факт, что без выяснения причин конфликтов мы с вами будем не в состоянии предпринять что-нибудь более или менее эффективное для их успешного разрешения и уж тем более для предупреждения.

Существует четыре группы причин конфликтов:

Объективные причины, как правило, приводят к созданию предконфликтной обстановки. Иногда они могут быть реальными, а иногда мнимыми и в этом случае будут только поводом, искусственно придуманным человеком.

Субъективные причины начинают действовать тогда, когда предконфликтная обстановка перерастает в конфликт. Практически в любой предконфликтной ситуации у человека остается выбор конфликтного или одного из неконфликтных путей ее разрешения. Только исходя из индивидуальных психологических особенностей человек выбирает то или иное поведение. В споре, как и в ссоре, не бывает одного виноватого. Ссорятся всегда две стороны. Не надо снимать с себя чувство ответственности и выяснять, кто первый начал. Вы поддержали, следовательно, сами выбрали конфликт. Если вам будет нужно не спорить, например, с начальством, вы найдете множество способов, как избежать конфликта. Но если ваш "противник" равен вам или слабее, тут вы вряд ли уступите.

Разумеется, в одном конфликте объективные причины и субъективные четко разграничены. Грань провести довольно сложно. Одна и та же объективная предпосылка для одних людей конфликтогенна, для других - нет, поэтому и сами объективные причины во многом субъективны. С другой стороны, и субъективные причины во многом объективны, потому что агрессивность человека, как мы говорили на первом занятии, во многом формируется агрессивностью среды, в которой он формировался как личность.

И, тем не менее, условно выделяются объективные и субъективные причины конфликта.

К числу наиболее частных объективных причин можно отнести следующие:

  • - естественное столкновение материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности.
  • - слабая разработанность правовых норм, регулирующих неконфликтное решение проблем.

Вторая группа объективных причин конфликтов носит организационно-управленческий характер. Этим причинам элемент субъективизма присущ в несколько большей степени по сравнению с объективными причинами. Организационно-управленческие причины конфликтов связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп. Структурно-организационные причины конфликтов заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается. Структура организации должна определяться задачами, которые эта организация будет решать или решает, структура создается под задачи. Однако добиться идеального соответствия структуры организации решаемым задачам практически невозможно.

Третья группа причин имеет социально-психологический характер. Одной из таких причин становятся возможные значительные потери информации и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации.

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение)
представляет собой столкновение противоположно
направленных целей, интересов, позиций, мнений или
взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
В основе любого конфликта лежит ситуация,
включающая либо противоречивые позиции сторон по
какому-либо поводу, либо противоположные цели или
средства их достижения в данных обстоятельствах, либо
несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов
Конфликтная ситуация включает в себя субъектов
возможного конфликта и его объект.
Однако чтобы конфликт начал развиваться, необходим
инцидент, когда одна из сторон начинает действовать,
ущемляя интересы другой стороны.
Если противоположная сторона отвечает тем же,
конфликт из потенциального переходит в актуальный.

Источники (причины) конфликтов
Источники (причины) конфликтов – это противоречия, возникающие

Источниками конфликтных ситуаций являются обостренные
противоречия, несовпадение точек зрения, целей, подходов, видения
способов решения производственных задач, которые так или иначе
затрагивают личные интересы.
Источником (причиной) возникновения любого конфликта являются
противоречия, а противоречия возникают там, где есть
рассогласование:
·
целей, интересов, позиций;
·
мнений, взглядов, убеждений;
·
личностных качеств;
·
межличностных отношений;
·
знаний, умений, способностей;
·
функций управления;
·
средств, методов деятельности;
·
мотивов, потребностей, ценностных ориентаций;
·
понимания: интерпретации информации;
·
оценок и самооценок – это противоречия, возникающие
между людьми, группами, организациями и т.д.

Четыре типа конфликта:

внутриличностный. Сторонами конфликта могут выступать
две или более составляющих одной и той же личности -
например, отдельные черты, типы или инстанции. В этом
случае мы имеем дело с конфликтогенным столкновением
отдельных особенностей личности и поведения человека;
межличностный конфликт возникает между двумя (или
более) отдельными личностями. При этом наблюдается
конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей,
ценностей и/или установок;
личностно-групповой конфликт зачастую возникает в
случае несоответствия поведения личности групповым
нормам и ожиданиям;
межгрупповой. В этом случае может происходить
столкновение стереотипов поведения, норм, целей и/или
ценностей различных групп.

В динамике конфликта выделяют следующие четыре основные стадии:

Возникновение объективной конфликтной ситуации. Эта ситуация не сразу
осознается людьми, поэтому ее можно назвать «стадией потенциального
конфликта».
Осознание объективной конфликтной ситуации. Для того чтобы конфликт был
осознан, необходим инцидент, т.е. ситуация, при которой одна из сторон
начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.
Переход к конфликтному поведению. После того как конфликт осознан, стороны
переходят к конфликтному поведению, которое направлено на блокирование
достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений. При
переходе конфликта из потенциального в актуальный он может развиваться как
прямой или опосредованный, конструктивный, стабилизирующий или
неконструктивный.
Разрешение конфликта является заключительной стадией его протекания. Оно
возможно как за счет изменения объективной конфликтной ситуации, так и за
счет преобразования ее образов, имеющихся у оппонентов. Разрешение может
быть частичным (когда исключаются конфликтные действия, но побуждение к
конфликту остается) и полным (когда конфликт устраняется на уровне
внешнего поведения и на уровне внутренних побуждении).

Четыре возможных типа разрешения конфликтов:





полное разрешение на объективном уровне за счет
преобразования объективной конфликтной ситуации -
например, пространственное или социальное разведение
сторон, предоставление им дефицитных ресурсов, отсутствие
которых привело к конфликту;
частичное разрешение на объективном уровне за счет
преобразования объективной конфликтной ситуации в
направлении создания незаинтересованности в конфликтных
действиях;
полное разрешение на субъективном уровне за счет
кардинального изменения образов конфликтной ситуации;
частичное разрешение на субъективном уровне за счет
ограниченного, но достаточного для временного прекращения
противоречия изменения образов в конфликтной ситуации.

Один из основателей психологической конфликтологии, К. Левин, выделил три основных типа конфликтов, которые характеризуют как личность, та

Один из основателей психологической конфликтологии, К.
Левин, выделил три основных типа конфликтов, которые
характеризуют как личность, так и межличностные отношения
людей.
Конфликт типа «приближение - приближение». Он
характеризуется тем, что человек стремится к достижению
сразу двух целей, которые оказываются несовместимыми друг с
другом. Например, человек решает проблему выбора партнера
по браку - одного из двух одинаково привлекательных для него
людей.
Конфликт типа «удаление - удаление». Он отличается
необходимостью совершения выбора между двумя в
одинаковой степени непривлекательными людьми. Например,
человек стоит перед выбором партнера по делу, причем оба его
потенциальных компаньона нежелательны для него, а другого
выбора у него нет.
Конфликт «приближение - удаление». Он характеризуется
тем, что один и тот же человек может оказаться для индивида
как привлекательным (обладать положительными чертами), так
и непривлекательным (обладать отрицательными или
отталкивающими чертами).

Функции межличностных и межгрупповых конфликтов

Положительное значение межличностных конфликтов:
Они обнаруживают существующие между людьми или социальны- Я ми группами
противоречия и позволяют им эти противоречия осознать.
Конфликтные ситуации наилучшим образом раскрывают психологию людей, как их
положительные, так и отрицательные стороны. .1
Возникшую конфликтную ситуацию вовлеченные в нее люди в большинстве
случаев стараются как-то разрешить.
Возникновение конфликтов в настоящем препятствует их возникновению в будущем
или снижает остроту будущих конфликтов.
Конфликт активизирует психологию людей, заставляет их мыслить, искать выход из
сложившейся ситуации.
Отрицательные последствия:
Конфликты, безусловно, ухудшают (хоты бы временно - тогда, когда они
возникают и существуют) взаимоотношения людей.
Конфликты очевидным образом отрицательно сказываются на самочувствии
людей, вовлеченных в них. Эти люди в конфликтной в ситуации переживают
отрицательные эмоции, а такие эмоциональные переживания всегда негативно
сказываются на психическом Я или физическом состоянии человека.
Конфликты мешают людям нормально взаимодействовать друг т с другом, а такое
взаимодействие им необходимо в современных Щ условиях жизни.
От конфликтов страдают не только сами их участники, но и окружающие люди,
особенно если те близко к сердцу воспринимают возникшую конфликтную ситуацию.
Конфликты могут не только способствовать, но и препятствовать личностному
(психологическому) развитию людей.

Самооценка конфликтности

1. Рветесь в спор
2. Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим
возражений
3. Считаете, что добьетесь
своего, если будете очень
возражать
4. Не обращаете внимания
на то, что другие не
принимают доводов
5. Спорные вопросы
обсуждаете в присутствии
оппонента
6. Не смущаетесь, если
попадаете в напряженную
обстановку
7. Считаете, что в споре
надо проявлять свой
характер
8. Не уступаете в спорах
9. Считаете, что люди легко
выходят из конфликта
10. Если «взрываетесь», то
считаете, что без этого
нельзя
7654321 Уклоняетесь от спора
7654321 Свои выводы сопровождаете
извиняющимся тоном
7654321 Считаете, что если будете
возражать, то не добьетесь своего
7654321 Сожалеете, если видите, что
другие не принимают доводов
7654321 Рассуждаете о спорных
проблемах в отсутствие
оппонента
7654321 В напряженной обстановке
чувствуете себя неловко
7654321 Считаете, что в споре не нужно
демонстрировать свои эмоции
7654321 Уступаете в спорах
7654321 Считаете, что люди с трудом
выходят из конфликта
7654321 Если «взрываетесь», то вскоре
ощущаете чувство вины

10. Результаты

Сумма баллов, равная 70, указывает на
очень высокую степень конфликтности;
60 - на высокую;
50 - на выраженную конфликтность;
11-15- на склонность избегать
конфликтные ситуации.

11. К. ТОМАС – стратегии поведения в конфликте

К. Томас выделяет следующие способы
регулирования конфликтов:
1) соревнование (конкуренция) как стремление
добиться удовлетворения своих интересов в ущерб
другому;
2) приспособление, означающее в
противоположность соперничеству принесение в
жертву собственных интересов ради другого;
3) компромисс;
4) избегание, для которого характерны как
отсутствие стремления к кооперации, так и
отсутствие тенденции к достижению собственных
целей;
5) сотрудничество, когда участники ситуации при
ходят к альтернативе, полностью удовлетворяю щей
интересы обеих сторон.

12.

Тип конфликтной личности
Поведенческие характеристики
Демонстративный
Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к
людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные
конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к
различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение
эмоциональное. Планирование деятельности осуществляется ситуативно и слабо
воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от
конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя хорошо.
Ригидный
Подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения
собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. С
большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их
мнением. Выражение недоброжелательности со стороны окружающих воспринимает как
обиду. Малокритичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно
чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.
Неуправляемый
Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Отличается плохо предсказуемым
поведением, часто ведет себя вызывающе, агрессивно. Может не обращать внимания на
общепринятые нормыобщения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен.
В неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать
деятельность,последовательно претворять планы в жизнь.Недостаточно развита способность
соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта извлекает
мало уроков.
Сверхточный
Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе и
окружающим, создавая впечатление придирок. Обладает повышенной тревожностью.
Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение
замечаниям окружающих. Может разорвать отношения с друзьями из-закажущейся обиды.
Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь болезнями
(бессонница, головные боли и т. п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных,
проявлениях Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе.
«Бесконфликтный»
Неустойчивая оценка в мнениях. Внутренне противоречив. Обладает легкой внушаемостью.
Зависит от мнения окружающих. Характерна некоторая непоследовательность в
поведении.Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит
перспективу. Излишне стремится к компромиссу.Не обладает достаточной силой воли. Почти
не задумывается над причинами и последствиями поступков как своих, так и окружающих.

13. Поведенческие стратегии в конфликтных противоборствах:

1)“Страус”: носитель такого поведения затруднительно чувствует себя в конфликтной ситуации и
предпочитает вести себя так, как будто ничего не случилось, никакого конфликта не существует. Такое
поведение в конфликтной ситуации затрудняет ее разрешение, поэтому основная задача во
взаимодействии с этим контрагентом - это заставить его признать, что конфликт реально существует.
2) “Уходящий в сторону”: человек, придерживающийся такой стратегии, стремится перенести
конфликтное противостояние в другую сторону, где он не полномочен заниматься спорными
проблемами.
Эффективный единственный ответный ход в таком случае - не давать сбить себя с пути. В
рассматриваемой ситуации важно овладеть инициативой, возвращая внимание к конкретной проблеме,
ставшей объектом конфликтного соперничества и предлагать свои варианты разрешения конфликтной
ситуации.
3) “Мул”: столкнувшись с конфликтом, человек, придерживающийся такой стратегии поведения,
занимает неповоротливую, упрямую позицию. Он сопротивляется любой попытке достижения
компромисса и упрямо настаивает на своем. В конфликтном взаимодействии с “мулом” нужны большая
терпимость, выдержка и энергия. В столкновении с таким контрагентом эффективно действует метод
“пряника” в сочетании с методом “кнута”. Суть заключается в том, чтобы в своем стремлении решить
проблему быть упорным не менее чем противоборствующий с вами “мул”, и в то же время проявлять
достаточную гибкость, не превращая конфликтную ситуацию в бесплодное столкновение самолюбий.
4)“Петушок”: речь в данном случае идет о таком человеке, который ради того, чтобы избавиться от
конфликтной ситуации сейчас, готов на словах пойти на любое решение, в том числе и на невыгодное
для себя. Самое важное в столкновении с таким контрагентом - вынудить его спокойно подвести итоги
достигнутых договоренностей, подкрепить принятую им позицию парой аргументов, которые он сам не
принял во внимание, и по возможности подтолкнуть его скрепить достигнутое соглашение своей
подписью. Это заставит его более ответственно и строго относиться к своим словам и обещаниям и
выполнять компромиссное решение, если оно будет достигнуто.
5)“Паровой каток”: такая стратегия свойственна чаще всего людям “решающего” типа и чаще всего
встречается среди лиц, находящихся на более или менее высоких ступенях служебно-должностной
иерархии. Склонны пробивать дорогу к намеченной цели через любые препятствия. В движении к ней
такой индивид с готовностью использует различные методы давления, в том числе запугивания и угрозы,
чтобы вынудить партнера принять его условия. Самое главное в противостоянии такому контрагенту отказаться попадать под его влияние. Самое лучшее здесь - спокойная упорная настойчивость. Очень
важно при этом - не позволять запугивать себя, не поддаваться на угрозы и не давать втягивать себя в
спор на повышенных тонах. Необходимо со спокойствием и настойчивостью давать понять партнеру, что
важные для вас ценности поставлены на карту в конкретном взаимодействии с ним.

14. Правила поведения в конфликте

Первое правило поведения в конфликте. Справедливое отношение к инициатору конфликта.
нужно справедливо, а главное, терпеливо отнестись к зачинщику конфликта. Не набрасываться, не
осуждать и не бранить с первой секунды, но внимательно и доброжелательно выслушать конфликтующую
сторону.
Второе правило поведения в конфликте. Не расширять предмет конфликта.
Несоблюдения второго из пяти правил поведения в конфликте, приводит к погрязанию в обвинениях,
придирках, уколах, оскорблениях, за которыми пропадает суть самого конфликта. В этой ситуации
конфликта, придти к какому-либо правильному решению – не представляется возможным.
Третье правило поведения в конфликте заставляет инициатора конфликта мысленно взвесить все
за и против в выдвигаемой претензии. Это правило поможет рассчитать возможные последствия
конфликта и возможный удар по взаимоотношениям. Также инициатор конфликта сможет подумать за
обвиняемого о предпочитаемом им исходе конфликта. Соблюдение этого правила поведения в конфликте
убережет Вас от возможных негативных исходов.
Четвертое правило поведения в конфликте. Правило эмоциональной выдержки.
Нередко участники конфликтной ситуации в состоянии справедливо отнестись к инициатору конфликта,
правильно определить предмет конфликта, позитивно сформулировать конфликтную ситуацию, но
царящий при этом тон разговора может погубить всю ситуацию. В процессе конфликта, стороны
испытывают эмоциональную напряженность. Их высказывания категоричны, безапелляционны,
требовательны. Инициатор конфликта, зачастую, предъявляет претензии на повышенных тонах, порой, не
выбирая выражений, что может восприняться другим человеком как оскорбление. «Оскорбленный»,
естественно станет защищаться из чего может разразится огромный и продолжительный конфликт.
Отсюда следует, что надо максимально, по возможности, спокойно и ровно высказываться, точно и
продуманно говорить слова.
Пятое правило поведения в конфликте. Правило обезличенного конфликта.
Самое главное правило поведения в конфликте в том, чтобы избегать личных конфликтов, затрагивающих
чувства собственного достоинства личности. Нельзя допускать, чтобы претензии переходили в
оскорбления личности. Зачастую у людей сохраняется детский эгоцентризм, это когда любые конфликты с
кем бы то ни было, будь то в транспорте (нечаянно толкнули), в магазине (грубый продавец) и др.,
воспринимаются как сугубо личные, тогда такой человек, с «задетым самолюбием», начинает враждебно
относится к своему «обидчику» - отсюда конфликт с негативным исходом, (испорченное настроение,
поднятые нервы). Существует множество примеров как деловых, так и личных бытовых, семейных
конфликтных ситуаций возникающих на пустом месте.

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) открытое столкно-вение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Несмотря на то, что большинство людей относятся к конфликту как к чему-то негативному, он имеет и конструктивные функции.

Конструктивные функции конфликта:

1) он выступает источником развития, совершенствования процесса взаимодействия (развивающая функция);

2) обнаруживает возникшее противоречие (познавательная функция);

3) призван разрешить противоречие (инструментальная функция);

4) имеет объективные последствия, связанные с изменением обстоятельств (перестроечная функция).

Деструктивные функции конфликта :

1) в конфликтной ситуации почти все люди испытывают психологиче-ский дискомфорт, напряжение, подавленность или чрезмерное воз-буждение;

2) нарушается система взаимосвязей;

3) понижается эффективность совместной деятельности.

В связи с этим почти все люди относятся к конфликтам негативно и стремятся их избежать. Хотя можно отметить существование субъектов, имеющих серьёзные психологические проблемы, которые, не всегда осознавая, сами инициируют возникновение конфликтных ситуаций.

По направленности конфликты делятся на:

· горизонтальные (то есть в них не задействованы лица, находящиеся друг у друга в подчинении);

· вертикальные (то есть между руководителями и подчинёнными). Эта разновидность конфликтов составляет от 70 до 80%;

· смешанные (то есть между руководителями и подчинёнными по социальному статусу, но не находящимися в прямой соподчинённости).

С точки зрения субъектов взаимодействия выделяют следующие типы конфликтов:

· внутриличностный конфликт – столкновение относительно равных по силе и значимости, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, влечений у одного человека. Т. е. мы имеем дело с конфликтогенным столкновением отдельных особенностей личности и поведения человека;

· межличностный конфликт столкновение взаимодействующих людей, чьи цели, ценности и нормы несовместимы в данной ситуации, либо противодействуют и мешают друг другу. Т. о., межличностный конфликт возникает между двумя (или более) отдельными личностями. При этом наблюдается конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок;

· личностно-групповой конфликт – это вид отношений личности и группы, в основе которых лежит противоречие целей, интересов, мнений участников. Данный тип конфликта зачастую возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям;



· межгрупповой конфликт – столкновение стереотипов поведения, норм, целей и/или ценностей различных групп. Нередко этот вид конфликтов является результатом межличностного, когда его оппоненты поддерживаются единомышленниками.

В зависимости от поведения оппонентов выделяются следующие виды конфликтов:

· конструктивнымконфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы;

· деструктивный конфликт возникает в двух случаях:

Когда одна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны;

Когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его.

Структурные компоненты конфликта:

а) стороны, участвующие в конфликте (конфликтанты, сочуствую-щие, провокаторы, примирители, консультанты, невинные жертвы);

б) зона разногласий предмет спора, факт, вопрос обсуждения;

в) представления о ситуации – информационные модели конфликт-ной ситуации;

г) мотивы сторон в конфликте – это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонентов;

д) действия. Действия каждой стороны мешают другой стороне достичь своей цели.

Стадии конфликта:

1. Предконфликтная ситуация. Это положение дел накануне конфликта. Иногда оно может быть совершенно благополучным, и конфликт тогда начинается внезапно, под воздействием какого-то случай-но вторгшегося в эту стадию фактора (например, в автобус вошёл человек и неожиданно устроил скандал). Но чаще всего на этой стадии уже существуют какие-то предпосылки для конфликта. Этот период называется «латентным» (скрытым), и включает следующие этапы:



· возникновение объективной проблемной ситуации;

· осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия;

· попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами;

· возникновение предконфликтной ситуации.

Бывает, что на предконфликтной стадии имеется достаточно сильная напряженность в отношениях, но она остается подспудной и не выливается в открытые конфликтные столкновения. Подобное положение может сохраняться довольно долго.

2. Инцидент – стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон. Это первое столкновение сторон, стычка конфликтантов. Он выступает как завязка конфликта. Нередко инцидент возникает как будто по случайному поводу, но на самом деле такой повод является последней каплей, которая переполняет чашу.

3. Эскалация – прогрессирующее во времени развитие конфликта, интенсификация борьбы оппонентов.В фазе эскалации конфликт «шагает по ступенькам», реализуясь в серии отдельных актов – действий и противодействий конфликтующих сторон. Эскалация может быть непрерывной – с постоянно возрастающей степенью напряженности отно-шений и силы ударов, которыми обмениваются конфликтанты; и волно-образной , когда напряженность отношений то усиливается, то спадает. Эскалация также может быть крутой (быстро вздымающейся до крайне резких проявлений враждебности) и вялой (медленно разгорающейся, а то и долго держащейся примерно на одном уровне). В последнем случае имеет место хронический, затяжной конфликт.

4. Кульминация – это верхняя, критическая точка эскалации.Эта стадия наступает тогда, когда эскалация конфликта приводит одну или обе стороны к действиям, наносящим серьезный ущерб делу, которое их связывает, организации, в которой они сотрудничают. Кульминация обычно выражается в каком-то «взрывном» эпизоде. Кульминация непосредственно подводит стороны к осознанию необходимости прервать как дальнейшее обострение отношений, так и усиление враждебных действий и искать выход из конфликта на каких-то иных путях.

Эскалация не обязательно заканчивается кульминацией. Нередко стороны начинают предпринимать меры по погашению конфликта, не дожидаясь, пока он дойдет до кульминационного взрыва. Здесь тоже имеет значение «предел терпимости» конфликтантов. При превышении этого предела они устают от конфликта, им надоедает конфликтовать, и возникает желание как-то уладить разногласия.

В затяжном конфликте момент кульминации долго не наступает. В одних случаях конфликт при этом постепенно угасает. Но в других случаях оттяжка кульминации обходится очень дорого: в процессе затянувшейся эскалации накапливается высокий «энергетический потенциал» негативных эмоций, не находящий разрядки в кульминации; и когда, наконец, момент кульминации наступает, выброс всей этой энергии способен произвести самые ужасающие разрушения.

5. Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам.

Выделяются следующие способы поведения в конфликте: соревно-вание (конкуренция), приспособление, избегание (уклонение, уход), сотруд-ничество.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

по дисциплине «Психология социального взаимодействия» Тема: «Конфликт как социально-психологическое явление»

Выполнила: студент группы

1ВВ102 Зарипова Г.А.

Проверила: Чернухина М.Е.

Казань 2011

Введение

Заключение

Введение

Конфликт (лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Научные исследования конфликтов имеют давние и прочные корни. К середине первого тысячелетия до нашей эры относятся первые попытки проникнуть в глубинные причины столкновений, теоретически осмыслить, обобщить накопленный практический опыт.

Значительный вклад в решение этой проблемы внесли мыслители античности. Известный философ-диалектик Гераклит (ок. 530-470 гг. до н.э.) стремился связать свои рассуждения о войнах и конфликтах с общей системой взглядов на природу мироздания. Для него все было подвержено вечному круговороту и взаимопревращению, в том числе и нормы человеческого общения - в мире все рождается через вражду и распри. «Враждующее соединяется, из расходящихся - прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу».

Цель реферата: исследовать конфликт как социально-психологическое явление.

Задачи реферата:

· Рассмотреть современные конфликтологические теории

· Изучить стратегии поведения в конфликте

· Сделать выводы

1.Психологический подход к изучению конфликта

конфликт поведение психологический

Расширяющаяся практика улаживания конфликтов выявила большую роль в их регулировании не только социологического, но и психологического подхода. Ведь необходимой стороной социального конфликта является не только выраженное во вне поведение людей, но и их внутренние установки, ценности, взгляды и чувства, потребности и интересы, т.е. их психология, индивидуальная и корпоративная.

Если социология ориентирована на анализ межгрупповых конфликтов, то психология сосредоточивается преимущественно на исследовании внутриличностных и межличностных противоречий, хотя одновременно она участвует и в изучении психологических аспектов межгрупповых столкновений, например, межнациональных конфликтов.

Психолог видит в конфликтном взаимодействии столкновение противоположных мотивов, взглядов, интересов, которые не могут быть удовлетворены одновременно. Таков конфликт, переживаемый молодым человеком при выборе между двумя интересными профессиями. Весьма болезненным может быть внутренний конфликт при выборе между двумя, поджидающими человека неприятностями, опасностями. Так, человек может захотеть избавиться от неудовлетворяюшей его, неприятной работы, но вместе с тем одновременно он может бояться стать безработным.

Испытываемые при подобного рода конфликтных ситуациях чувства дискомфорта, тревоги могут стать настолько сильными, что превратятся в источник невроза или стресса.

Исследуя причины разнообразных психических расстройств, австрийский психолог Зигмунд Фрейд пришел к выводу, что их главным источником является изначально присущий человеческой психике конфликт между сознательным и бессознательным, между смутными, инстинктивными влечениями и требованиями моральных и правовых норм. Именно эта дисгармония человеческой души служит главным источником всех социальных конфликтов: внутриличностных, межличностных, межгрупповых.

Один из последователей Фрейда Карл Юнг предложил новую классификацию характеров людей, в основе которой лежал критерий различий по способу разрешения ими внутренних конфликтов. По этой классификации все люди делятся на два основных психотипа: интровертов и экстравертов. Интроверты - это люди, обращенные внутрь, характеризующиеся замкнутостью, созерцательностью, обращенностью на самого себя, стремлением дистанцироваться от других людей, внешнего мира. Экстраверты, наоборот, обращены во вне, в своем мышлении и поведении открыты для внешних влияний.

Современная психология разработала и другие типологии, учитывающие поведение людей в конфликтных ситуациях.

Так, американский психолог Эрик Берн (1902--1970) разработал концепцию трансактного анализа. Согласно его теории все люди разделяются по трем основным состояниям, которые доминируют в их психике: «ребенок», «родитель» и «взрослый». Люди, относящиеся к первой группе, склонны к эмоциональному, спонтанному поведению; вторые любят поучать, отличаются стереотипным мышлением; третьи - прагматичны, рассудочны. Конфликтные ситуации как раз и возникают, когда начинают взаимодействовать люди с однотипной психикой, например два «ребенка» или два «взрослых».

Известное имя в области ситуационного подхода к изучению конфликтов - это М. Шериф с его знаменитыми экспериментами, в которых конфликт создавался в реальных условиях человеческого взаимодействия. Вполне закономерно, что именно межгрупповые конфликты стали объектом его внимания, как и интереса многих других исследователей: различные виды социальных, расовых, этнических и других конфликтов требовали поиска практических путей своего разрешения. Соответственно и в психологии начинает доминировать желание не столько теоретически объяснять существующие конфликты, сколько практически в различных терапевтических формах помогать людям справляться с ними.

2.Современные конфликтологические теории

Современная ситуация развития ставит перед человечеством серьезный выбор - или оно будет стремиться к разрешению своих конфликтов, или же оно скатывается к противостоянию на различных уровнях, вплоть до войн.

В настоящее время потребность в научном исследовании конфликтов стала очевидной, так как закончился этап игнорирования, замалчивания или негативного отношения к конфликту. Конфликт стал реальностью человеческой жизни. Более того, наступил этап, когда в общественном сознании произошли изменения, и отношение к конфликту стало не только как к естественному, но в некоторых случаях даже как к желательному явлению. Это порождает проблему эффективного управления конфликтом во всех областях его проявления. Многие авторы считают, что решение данной проблемы становится настолько очевидным, что либо XXI век станет веком конфликтологии (как науки о конфликтах), либо он будет последним в истории человеческой цивилизации.

Сложившаяся ситуация такова, что именно на социально-психологическом уровне можно наиболее глубоко и последовательно выявить общие тенденции возникновения, протекания и разрешения конфликтов.

Основные проблемы, тормозящие развитие конфликтологии, теснейшим образом взаимосвязаны, во-первых, с пониманием того, что такое конфликт как социальное явление и каково его место в ряду этих явлений, и, во-вторых, с определением подхода, лежащего в основе объяснения причин возникновения конфликтов.

Рассматривая проблему конфликта в связи с его местом в ряду социальных явлений, видно, что понятие «конфликт» чаще подводят под более широкую категорию - противоречие. Но такой способ определения влечет за собой игнорирование специфики собственно конфликтных отношений. Следовательно, такое подведение частного под общее недостаточно, а порою и ошибочно.

Социально-биологическая теория (Чарльз Дарвин)

Данная теория утверждает, что конфликт присущ человеку как и всем животным. Ч. Дарвин открыл теорию естественного отбора и из неё вывели теорию естественной агрессивности человека. Его идея в том, что развитие мира осуществляется благодаря борьбе за выживание, что составляет естественный отбор наиболее приспособленных видов живых организмов.

Социально-психологическая теория

Эта теория объясняет конфликт посредством теории напряженности, т.е. характер современного индустриального общества неизбежно влекут за собой состояние напряженности у большинства людей, когда нарушается равновесие между индивидом и средой.

Толчком к этому является фрустация (внутреннее состояние индивида, реакция на социальные препятствия к достижению цели, проявляется в агрессии, регрессии или «уходе в себя»).

Теория насилия (К. Маркс, Ф. Энгельс, Мао Цзэдун, В.И. Ленин)

Авторы данной теории полагали, что социальный конфликт происходит из-за разделения людей на социальный классы в соответствии с их экономическим положением в стране. По их мнению, основными классами в обществе были буржуазия и пролетариат и естественно, между ними происходит борьба, т.е. задачей буржуазии было господство и эксплуатация наемных рабочих. Конфликт в этом случае неизбежен и, надо понимать, что это столкновение нужно правильно организовать, чтобы происходило дальнейшее развитие общества.

Для классов общества этой теории характерно неравенство шансов, т.к. у них неравное положение и уровень обогащения, преимуществ и привилегий. Все это проявляется в определенном образе жизни и в чувстве принадлежности к определенному слою (классу) общества.

В теории также обозначено разделение классов по территориальности (нации и другие формирования) и корпоративное разделение (по профессиональным качествам).

Теория структурного функционализма (Т. Парсонс, Э. Мэйо)

Смысл данной теории заключается в том, что конфликт рассматривается как искажение, аномальный процесс в общественных системах.

Существует ряд предпосылок, обеспечивающих стабильность общества:

Удовлетворение основных биологических и психологических потребностей большей части общества;

Эффективная деятельность органов социального контроля, воспитывающих граждан в соответствии с принятыми в данном обществе нормами;

Совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установками.

Диалектическая концепция (Л. Козер, Р. Дарендорф)

Данная теория конфликта рассматривает мир как не отсутствие конфликта. Мир состоит в созидательном отношении с конфликтом, и мир представляет собой рабочий процесс разрешения конфликта.

Другие же сторонники теории утверждают о том, что в человеческом обществе не существует постоянства, поскольку общественная жизнь изменчива, следовательно, конфликт возникает из-за изменчивости общественной жизни.

Понимание всех происходящих сегодня в обществе процессов невозможно без осмысления сущности конфликтов на глубинном уровне.

Конфликты вплетены в процесс глобализации цивилизации наряду с катастрофами и кризисами. Достаточно указать на то, что особенности поведения любого группового социосубъекта в конфликте являются важнейшим фактором выбора его собственной судьбы (А.А. Гостев).

Единственное, с чем человечество пока не может справиться, это с самим собой, со своим могуществом, которое не всегда может разумно использовать, следствием чего являются конфликты различного масштаба и значимости. Следует отметить, что конфликты не есть нечто исключительное, а способ разрешения противоречий или способ взаимодействия сложных систем.

Таким образом, видно, что конфликту принадлежит особое место в ряду социальных явлений, которое имеет свое содержание и структуру.

3.Стратегии поведения в конфликте

При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели нужно иметь в виду, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

Ценности межличностных отношений;

Индивидуально-психологических особенностей личности.

Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т. д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.

Стиль избегания, предполагающий уход из конфликта, связан с отсутствием личной настойчивости и желания кооперироваться с другими по его разрешению. Обычно в этом случае человек пытается стоять в стороне от конфликта, стремится стать нейтральным. Этот стиль используется, когда проблема не так важна, когда человек не хочет тратить силы на ее решение, когда человек чувствует себя неправым или когда другой человек обладает большей властью. Использование такого стиля может означать решение индивида дать конфликту возможность развиваться. Данный стиль также может быть связан с неприятием напряженности и расстройства. В отдельных случаях попытка избежать конфликта может снизить его интенсивность. Однако игнорирование несогласия может вызвать еще большее недовольство. При таком подходе к конфликту проигрывают обе стороны.

Стиль конкуренции или разрешения конфликта силой характеризуется большой личной вовлеченностью и заинтересованностью в устранении конфликта, однако, без учета позиций другой стороны. Это стиль типа «выигрыш-проигрыш». Для применения данного стиля необходимо обладать властью или физическими преимуществами. Такой стиль может в отдельных случаях помочь в достижении индивидуальных целей. Он требует от человека использования волевых качеств. Однако у окружающих складывается неблагоприятное впечатление об индивиде, использующем этот стиль.

Стиль сотрудничества отличается как высокой степенью личной вовлеченности в него, так и сильным желанием объединить свои усилия с другими для разрешения межличностного конфликта. При таком подходе выигрывает каждая из сторон. Люди, использующие данный стиль, обычно обладают следующими характеристиками:

Рассматривают конфликт как нормальное событие, помогающее и даже если им правильно управлять, ведущее к более творческому решению;

При этом проявляют доверие и откровенность в отношении других;

Признают, что при таком взаимоудовлетворяющем исходе конфликта, все его участники как бы берут на себя обязательство в рамках общего решения;

Считают, что каждый участник конфликта имеет равные права в его разрешении и точка зрения каждого имеет право на существование;

Полагают, что никто не должен быть принесен в жертву в интересах всех.

Часто такие индивиды считаются динамичными натурами, о которых у других складывается благоприятное мнение.

Стиль компромисса заключается в таком поведении в ходе разрешения межличностного конфликта, которое умеренно учитывает интересы каждой из сторон. Реализация данного стиля связана с проведением переговоров, в ходе которых каждая из сторон идет на определенные уступки. Компромисс широко используется в разрешении конфликта и те, кто его использует, оцениваются окружающими в целом благоприятно. Это стиль типа «непроигрыш - невыигрыш». Во многих ситуациях стиль компромисса позволяет достичь быстрого разрешения конфликта, особенно в случаях, когда одна из сторон имеет явные преимущества.

Заключение

Несмотря на то, что взаимоотношения с другими людьми должны способствовать миру и гармонии, конфликты неизбежны.

Каждый здравомыслящий человек должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы.

Для разрешения конфликта важно иметь в своем арсенале различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности и поступать и мыслить по-новому. В то же время можно использовать конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.

Конфликты могут быть превращены в прекраснейший учебный материал, если вспомнить, что привело к конфликту и что происходило в конфликтной ситуации. Тогда можно будет узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или об окружающих обстоятельствах, способствовавших возникновению конфликта. Это знание поможет принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.

Список использованной литературы

1. Гришина Н.В. Психология конфликта 2000

2. Донцов А.И. Психология коллектива. М 1984

3. Скотт Д.Г. Конфликты пути их преодоления. 1991

4. Черняк Т.В. Конфликты в организациях и технологии их разрешения. 1998

Подобные документы

    Конфликт как актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов, его характерные признаки. Описание основных стилей поведения личностей в конфликте: борьба, уход, компромисс.

    реферат , добавлен 12.12.2010

    Конфликт как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов. Основные черты конфликта, его этапы и составляющие. Структурные элементы конфликта: стороны, предмет, образ ситуации, мотивы, позиции сторон-конфликтеров.

    презентация , добавлен 19.10.2013

    Конфликт как столкновенье противоположно направленных целей, интересов, позиций или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия, знакомство с основными видами. Общая характеристика наиболее эффективных методов разрешения конфликтов в организации.

    реферат , добавлен 23.01.2016

    Виды, условия и причины возникновения конфликтов как столкновения интересов, мнений, взглядов субъектов взаимодействия. Психологические особенности поведения личности в конфликте. Методика предотвращения и конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2014

    Конфликт как социально-психологический феномен: сущность, основные виды, причины. Стратегии конфликтного взаимодействия. Акцентуации характера: понятие, типологии. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности на поведение в конфликте.

    дипломная работа , добавлен 12.01.2014

    Конфликт как психологический феномен, его сущность и причины. Стратегии конфликтного взаимодействия. Двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. Влияние психологических особенностей личности на поведение в конфликте.

    презентация , добавлен 23.04.2015

    Современное состояние изучения психологии конфликта. Связь темперамента и деятельности. Психологические теории темперамента. Стратегии поведения в конфликте. Исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Понятие конфликта в психологии и особенности конфликтного взаимодействия подростков. Конфликт как одна из сторон взаимодействия подростков с окружающими людьми. Основные структурно-динамические характеристики конфликта. Стратегии поведения в конфликте.

    курсовая работа , добавлен 02.10.2013

    Социально-психологическая характеристика межличностного конфликта. Классификация и сущность конфликта. Структура, элементы, функции и динамика межличностного конфликта. Стили поведения в межличностном конфликте. Профилактика и разрешение конфликтов.

    курсовая работа , добавлен 08.03.2009

    Конфликт представляет собой открытое, достигшее фазы обострения столкновение между противоположно направленными желаниями. Понятие и особенности юридического конфликта. Типология и структура конфликта. Динамика и разрешение юридического конфликта.