Болезни Военный билет Призыв

Стороны горизонта азимут ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности

ПЛАН И КАРТА

Вспомните! Что такое географическая карта? Из каких элементов она состоит? Какие трудности возникают при изображении шарообразной формы Земли на плоскости? С помощью каких средств они снимаются? К каким неточностям приводит изображение земного шара на плоскости? Как классифицируют карты по содержанию и масштабу? Чем карта отличается от плана?

Горизонтом называется часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности. Линия горизонта - граница видимого пространства, где нам кажется, что небо сходится с землей. При поднятии наблюдателя дальность видимого горизонта увеличивается. У человека среднего роста, стоящего на ровной местности, она около 5 км, при подъеме на 100 м - около 40 км, на 1000 м - около 120 км и т. д.

Для ориентирования на местности надо знать стороны горизонта.

Основные стороны горизонта - север, восток, юг и запад, промежуточные - северо-восток, юго-восток, юго-запад, севе­ро-запад. Направление географического меридиана, идущего по поверхности земного шара от Северного до Южного полюса, показывает полуденная линия. В полдень, когда Солнце находится в южной стороне небосвода (для жителей нашей страны это справедливо всегда), тень от предметов (она при этом самая короткая) падает строго на север. Если встать лицом к северу, сзади будет юг, справа - восток, слева - запад. Ночью можно ориентироваться по Полярной звезде, которая находится почти над точкой севера.

Надежнее и удобнее в любую погоду ориентироваться по компасу, синяя стрелка которого указывает на север. Однако магнитная стрелка компаса располагается вдоль магнитного, а не географического меридиана, которые обычно не совпадают, так как не совпадают географические и магнитные полюса.

Рис. 3. Магнитное склонение:

1 - истинный географический меридиан,

2 - магнитный меридиан

Чтобы найти точное направление на север, надо учитывать угол между северным направлением геогра­фического меридиана и направлением север­ного конца магнитной стрелки, называемый магнитным склонением. Магнитное склоне­ние бывает восточное и западное. При откло­нении северного (синего) конца магнитной стрелки компаса к востоку от географиче­ского меридиана склонение называется вос­точным и имеет знак плюс (положительное), при склонении к западу - западным и име­ет знак минус (отрицательное). Магнитное склонение указывается обязательно на всех топографических картах. Например, магнит­ное склонение Москвы +8° (рис. 3). Чтобы узнать направление географического мери­диана, надо от направления северного конца магнитной стрелки компаса отсчитать к за­паду 8°, т. е. вычесть 8°. Это и будет направ­ление на север.



Полезно знать и местные признаки, по которым можно ориен­тироваться в пространстве. В основе большинства из них лежит меньшее количество солнечного тепла, получаемого с северной стороны горизонта. Так, например, с северной стороны у деревьев, растущих на открытой местности, беднее крона; у пней меньше толщина годовых колец; влажнее сторона зданий, камней, больше стволов деревьев со мхами и лишайниками; пятна-снежинки на скло­нах (весной). А муравейники обычно располагаются к югу от пней и деревьев, с юга на стволах хвойных деревьев больше выделяется смолы и т. д.

Для точного определения направления на объект надо указы­вать географический (истинный) азимут - угол, который отсчиты­вают от северного конца географического меридиана по часовой стрелке до направления на предмет (от 0 до 360°).

Масштаб. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу

Для измерения расстояний по планам, картам и глобусу надо уметь пользоваться масштабом, который показывает степень уменьшения длины линии на плане, карте или глобусе по сравне­нию с действительным расстоянием на местности. Масштабы бы­вают численные, именованные и графические (линейные и по­перечные).

Численный масштаб выражается дробью, где в числителе еди­ница, а в знаменателе число т, показывающее, во сколько раз расстояние на карте меньше истинного расстояния на местности,

т. е. степень уменьшения. Например: М == 1/n = 1/100000 означает, что на карте длина уменьшена в 100 000 раз по сравнению с местностью. Числитель и знаменатель даются в одинаковых измерениях (сантиметрах). Очевидно, что чем больше знаменатель, тем меньше (мельче) изображение объектов на карте.

Численный масштаб обычно сопровождают пояснением, ука­зывающим соотношение длин линий на карте и на местности. В нашем примере 1 см соответствует 1 км (100000 см). Это так называемый именованный масштаб. Его указывают на всех картах.

Для непосредственного определения по картам и планам рас­стояний служит линейный масштаб . Это график, поме­щаемый внизу карты в виде линейки, разделенной на сантиметры, так называемой масштабной линейки: справа от нуля у каждого деления линейки (например, сантиметрового) подписано истинное расстояние на местности, равное одному, двум, или нескольким величинам масштаба. В нашем примере это 1, 2, 3 км и т. д. Слева от нуля 1 см линейки разбивают на меньшие деления, например, на миллиметры, для получения более точных резуль­татов. Измеряют расстояние по карте линейкой или циркулем, переносят это расстояние на масштабную линейку и без допол­нительных расчетов получают искомое расстояние. При этом не­избежны ошибки, которые зависят от масштаба и проекции кар­ты. Чем крупнее масштаб карты, тем точнее измеренные рас­стояния.

Глобус - объемная модель Земли. Он показывает шарообраз­ную форму нашей планеты. На глобусе материки, океаны, острова, реки и другие объекты Земли изображаются в неискаженном виде, сохраняют свою форму, длину, площадь, в отличие от карт. На­правления на глобусе совпадают с направлениями на Земле. У глобуса всюду один и тот же масштаб, который обычно надпи­сывается в южной части Тихого океана. Масштабы школьных глобусов весьма мелкие: 1:50 000 000, т. е. в 1 см - 500 км, истин­ное расстояние на нем уменьшено в 50 000 000 раз. Для опреде­ления расстояний по глобусу надо ниткой или полоской бумаги измерить расстояние между заданными пунктами и, зная масштаб глобуса, вычислить истинное расстояние с помощью пропорции.

План и карта и их основные отличия

План-это чертеж небольшого участка местности в крупном масштабе в условных знаках.

Карта (от греч. chartes - лист) - уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли на плоскости, построенное в той или иной картографической проекции и масштабе, т. е. по мате­матическому закону.

Чем же план отличается от карты?

1. На плане изображаются небольшие участки земной поверх­ности: школьный участок, землепользование колхоза или совхоза, поселок и т. д. План можно сравнить с аэрофотоснимком, который также изображает небольшой участок местности, снятый сверху. Но в отличие от аэрофотоснимка предметы на плане показыва­ются условными знаками и имеют надписи. Планы вычерчива­ются в крупных масштабах (1:5000 и крупные) и составляются непосредственно на местности или по аэрофотоснимкам. На кар­тах изображаются гораздо большие территории и в более мелких, чем план, масштабах. При этом используются разнообразные ма­териалы в зависимости от содержания карты, в том числе косми­ческие снимки.

2. На план наносятся все объекты и детали местности в за­данном масштабе. На карты отбираются в зависимости от их содержания и назначения самые существенные объекты и свой­ства.

3. При вычерчивании плана кривизна земной поверхности из-за ничтожно малой величины не учитывается, допускается, что изображаемые участки плоские. Все предметы показываются та­кими, какие они есть на самом деле, без искажений, сохраняется их форма и очертания, только размер уменьшается в соответствии с масштабом. При построении карт обязательно учитывается шарообразность Земли, поэтому неизбежны искажения объектов. Причем те из объектов, показ которых необходим, но они не про­ходят в масштабе карты, изображают внемасщтабными знаками.

4. На планах нет градусной сетки, а на картах непременно есть меридианы и параллели.

5. На планах направлением на север считается направление вверх, на юг - вниз, на запад - слева, на восток - справа. Его показывают дополнительно стрелкой с обозначением север - юг. На картах направление север - юг определяют меридианы, запад - восток - параллели. Они могут быть не только прямыми линиями, но и дугами разной кривизны в зависимости от проек­ции карт.

Градусная сеть и ее элементы

Градусная сеть - система меридианов и параллелей на геогра­фических картах и глобусах, которая служит для отсчета геогра­фических координат точек земной поверхности - широты и дол­готы.

Построение градусной сети возможно потому, что шарообраз­ная Земля вращается вокруг оси, обусловливая существование двух неподвижных точек - полюсов, которые и являются точками отсчета.

Географические полюса - Северный и Южный - точки пере­сечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхно­стью. На полюсах нет сторон горизонта.

Экватор (лат. aequator - уравнитель) - линия пересечения земного шара плоскостью, прохо­дящей через центр Земли перпен­дикулярно оси ее вращения. Эк­ватор делит земной шар на два полушария - северное и южное. Его длина около 40 076 км.

Рис. 4. Географические координаты:

ф°- географическая широта, А°-гео­графическая долгота

Параллели (греч. parallelos - идущие рядом) линии сечения по­верхности земного шара плоскос­тями, параллельными плоскости экватора. Иначе - это линии на поверхности Земли, проведенные параллельно экватору. Длина па­раллелей уменьшается от экватора к полюсам, поэтому длина дуги 1 ° разных параллелей неодина­кова.

Меридианы (лат. meridianus - полуденный) - линии сечения земной поверхности плоскостями, проходящими через ось вращения Земли и соответственно через оба ее полюса. Полная длина земного меридиана -около 40009 км. Длина 1° меридиана в среднем 111,1 км. Из-за сплюс­нутости Земли она больше (111,7 км) у полюсов и меньше у эк­ватора (110,6 км). Направление меридиана определяется в полдень по самой короткой тени вертикальных предметов.

Градусная сеть позволяет определить местоположение любой точки на земной поверхности с помощью географических коорди­нат - широты и долготы (рис. 4).

Географическая широта - угол между плоскостью экватора и отвесной линией в данной точке, иначе - угловое расстояние точки от экватора. Изменяется от 0 (экватор) до 90° (полюса). Различают северную и южную широту. Все точки, лежащие на од­ной параллели, имеют одинаковую географическую широту. На глобусе параллели подписывают на нулевом и 180° меридианах, на картах - на боковых рамках. На практике географическую широ­ту определяют по небесным светилам с помощью прибора секс­танта. Кроме того, в северном полушарии можно ориентироваться приблизительно по высоте Полярной звезды над горизонтом, кото­рая расположена близ Северного полюса мира (на угловом рас­стоянии от него 55").

Географическая долгота - двугранный угол, образованный плоскостью начального меридиана и плоскостью меридиана, про­ходящего через данную точку, иначе - угловое расстояние точки от начального меридиана. За начальный (нулевой) меридиан по международному соглашению принят меридиан, проходящий через Гринвичскую обсерваторию в пригороде Лондона. К востоку от него - долгота восточная, к западу - западная. Долгота изменя­ется от 0 до 180°. Все точки, лежащие на одном меридиане, имеют одинаковую долготу. На глобусе меридианы подписываются на экваторе, на картах - на верхней и нижней рамках. На практике географическую долготу определяют по разнице местного времени между нулевым меридианом и меридианом пункта наблюдения.

Картографические проекции

Наиболее точное изображение Земли - глобус. Изобразить поверхность земного шара на плоскости без искажений невозможно при любой картографической проекции. Картографическая проек­ция - математический способ изображения земного тара (эллип­соида) на плоскости. Чем мельче масштаб карты, тем сущест­веннее искажения. На крупномасштабных картах искажения практически неощутимы. Выделяют четыре вида искажений на картах: длин, площадей, углов и форм объектов.

По характеру искажений картографические- проекции подраз­деляются на равноугольные, при которых сохраняются углы и формы объектов, но искажаются длины и площади; равновеликие, при которых сохраняются площади, но сильно изменены углы и форма объектов; произвольные, при которых есть искажения длин, площадей и углов, но они распределяются на карте определенным образом. Среди них особо выделяют равнопромежуточные проек­ции, при которых нет искажения длин либо по параллели, либо по меридиану.

Масштаб, указанный на картах, справедлив только на линиях и в точках нулевых искажений. Он называется главным. Во всех остальных частях карты масштаб меньше главного и называется частным. Для его определения нужны специальные расчеты.

Чтобы определить характер и величину искажений на карте, надо сравнить градусную сеть карты и глобуса. На глобусе все параллели находятся на одинаковом расстоянии друг от друга, все меридианы равны между собой и пересекаются с параллелями под прямым углом. Поэтому все ячейки градусной сети между соседними параллелями имеют одинаковые размеры и форму, а клетки между меридианами расширяются и увеличиваются от полюсов к экватору.

Искажение длин заключается в том, что масштаб длин изме­няется на карте с переменой места и направления. Признак - разные по величине отрезки меридианов между соседними парал­лелями.

Искажение площадей состоит в изменении на карте масштаба площади. Признак - неодинаковая величина и форма ячеек меж­ду соседними параллелями.

Искажение углов заключается в том, что углы на карте между определенными направлениями не соответствуют таковым на мест­ности. Признак - отклонение от прямых углов между паралле­лями и меридианами на карте.

Искажение форм объектов состоит в том, что формы участков и географических объектов на карте не соответствуют им в натуре. Признак - формы клеток на одной и той же широте различ­ны, а площади их одинаковы.

Так как карты строятся на основании математических расче­тов, можно, зная характер искажений и учитывая их, получить довольно точные нужные результаты.

Картографические проекции подразделяются и по виду вспо­могательной поверхности, которая используется при переходе от шара (эллипсоида) к плоскости. Среди них наиболее распро­страненными являются цилиндрические - проектирование шара ведется как бы на поверхность цилиндра; конические - вспомога­тельная поверхность - конус; азимутальные - вспомогательной поверхностью служит плоскость. Для карт мира обычно используют цилиндрические проекции, у которых наименьшие искажения в области экватора и в средних широтах. Для России применяются конические проекции, обладающие наименьшими искажениями в умеренных широтах.

Вид карт. Условные знаки

Виды карт. Существующие географические карты весьма раз­нообразны. Они подразделяются по содержанию, масштабу, назначению, по охвату территории.

По содержанию карты бывают обще географические и темати­ческие. На общегеографических картах изображается в основном рельеф, реки, озера, а также некоторые населенные пункты, дороги и т. д. Ни один из объектов, нанесенных на карту, не выде­ляется особо среди других. Тематические карты передают с боль-шей подробностью один или несколько определенных элементов, в зависимости от темы данной карты. Среди них выделяют физи­ко-географические карты (геологические, климатические, почвен­ные, ботанические, природного районирования и др.) и социально-экономические (политические, политико-административные, эко­номические, карты населения и др.).

По масштабу выделяют: крупномасштабные, среднемасштабные и мелкомасштабные карты. Крупномасштабные (топографические) карты масштаба 1:200 000 и крупнее передают основные особен­ности местности, создаются в результате обработки аэрофотосним­ков и путем непосредственных наблюдений и измерений на мест­ности; искажения на топокартах весьма незначительны.

Среднемасштабные (обзорно-топографические) карты (1:200 000 - 1 000 000 включительно) создаются по крупномас­штабным картам путем генерализации, т. е. отбора и обобщений объектов в соответствии с назначением карты. При этом часть их изображается внемасштабными знаками. Мелкомасштабные (об­зорные) карты (мельче 1:1000000) предназначены для изучения больших территорий и часто используются в качестве основы для тематических карт.

По назначению карты делятся на учебные, справочные, тури­стические и др.

По величине - охвату территории - создаются карты мира, полушарий, материков и их частей, океанов и морей, государств и их частей - республик, областей, районов и т. д.

Условные знаки. Для изображения географических объектов на картах применяют специальные условные знаки, объяснение кото­рых дается в легенде карты. Легенда - ключ к пониманию и чте­нию карты, поэтому изучение ее надо начинать с легенды.

Условные знаки бывают: площадные (контурные), линейные и внемасштабные. К площадным знакам относятся контур леса, озера, городского квартала и др.; к линейным - реки, дороги, каналы и т. д., у них преувеличена ширина, они могут быть раз­ного цвета, рисунка и пр.

Особую категорию линейных знаков составляют изолинии, т. е. линии, соединяющие точки с равными значениями изображаемых явлений. Для изображения рельефа - неровностей земной по­верхности применяются горизонтали (изогипсы) - линии, соеди­няющие точки с одинаковой абсолютной высотой, т. е. высотой над уровнем моря. Цифровые значения горизонталей даются через определенные интервалы. Кроме того, на картах ставятся точки на водоразделах и у урезов воды рек и озер, у которых под­писываются их абсолютные высоты. Направление склонов отме­чается короткими черточками - бергштрихами, проставляемыми перпендикулярно горизонтали и направленными в сторону пони­жения склонов. Разность высот двух соседних горизонталей называется высотой сечения рельефа. Зная эту величину, по коли­честву горизонталей можно вычислить как абсолютную, так и от­носительную высоту местности. Относительная высота - превы­шение одной точки местности над другой, например вершины горы над подножием, поймы над рекой и т. д.

Глубины моря изображаются с помощью изобат - линий равных глубин.

Таким образом, горизонтали и изобаты разграничивают сту­пени с разной высотой и глубиной. На мелкомасштабных физиче­ских картах ступени подчеркиваются послойной окраской, внизу карты в виде графика изображается шкала высот и глубин.

Внемасштабными знаками отмечаются, например, колодец, домик лесника, церковь, памятник, т. е. такие объекты, которые не могут быть выражены в масштабе карты.

Значение карт

Значение карт исключительно велико. Карта - модель дей­ствительности. Она обладает большой информативностью, обзор­ностью, наглядностью. Это делает ее важнейшим средством науч­ного познания в географии и в других областях знаний о Земле и обществе. Многие географические исследования начинаются с карты и заканчиваются картой. Недаром говорят: «Без карты нет географии».

Географическая карта незаменима при решении различных народнохозяйственных задач, связанных с изучением и освоением территорий. Разведка полезных ископаемых, учет и оценка сель­скохозяйственных земель, вод, лесов, мелиоративное строитель­ство, работы по проектированию дорог, каналов, ЛЭП, промыш­ленных объектов, природоохранных и других мероприятий немыс­лимы без карт и планов. Карты необходимы морякам, летчикам, космонавтам, метеорологам и многим другим специалистам. Исключительно велико и разносторонне применение топографи­ческих карт в военном деле.

Огромна роль карты в преподавании географии. И не только потому, что на ней показано размещение объектов и явлений, хотя и это необходимо знать. Карты позволяют устанавливать причинно-следственные связи и взаимозависимости как в природе, так и между природными и социально-экономическими объектами. Они развивают географическое мышление. Поэтому в школе и вузе карта является важнейшим «наглядным пособием», хотя и разговаривает со своим читателем языком условных знаков. Ее нельзя заменить ни текстом, ни живым словом.

Вопросы и задания:

1. Назовите способы ориентирования на местности.

2. Что такое масштаб, и какие виды масштабов вы знаете?

3. Перечислите отличия плана местности от географической карты.

4. Дайте определение градусной сети и ее элементам.

5. Что такое географическая широта и долгота? Определите географические координаты Москвы и мыса Горн.

6. Расскажите об основных видах картографических проекций.

7. Назовите основные виды искажений на картах.

8. Перечислите основные типы карт, и кратко их охарактеризуйте.

ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ

Вспомните! Как ученые древности представляли себе взаимное расположение небесных тел? В чем сущность гелиоцентрической системы мира, предложенной великим польским ученым XVI в. Николаем Коперником? За что преследовали служители церкви Джордано Бруно, Галилео Галилея, Иоганна Кеплера?

Земля, как и другие планеты Солнечной системы, участвует одновременно в нескольких видах движения. Главными движения­ми Земли являются суточное вращение вокруг оси и годовое движение по орбите вокруг Солнца.

Вращение Земли вокруг оси и его географические следствия

Земля вращается вокруг оси с запада на восток, т. е. против часовой стрелки, если смотреть на Землю с Полярной звезды (с Северного полюса). Главным физическим доказательством вращения Земли вокруг оси служит опыт с качающимся маятником Фуко. После того как французский физик Ж. Фуко в

1851 г. осуществил свой знаменитый опыт, вращение Земли вокруг оси стало непреложной истиной.

Географическое значение осевого вращения Земли исключи­тельно велико. Прежде всего, оно влияет на фигуру Земли. Сжатие Земли у полюсов - результат ее осевого вращения. Раньше, когда Земля вращалась с большей скоростью, полярное сжатие было значительнее.

Важным следствием осевого вращения Земли является откло­нение тел, движущихся горизонтально (ветров, морских течений и т.д.), от их первоначального направления: в северном, полуша­рии - вправо, в южном - влево (это одна из сил инерции, наз­ванная ускорением Кориолиса в честь французского ученого, который первым объяснил это явление). По закону инерции каж­дое движущееся тело стремится сохранить неизменным направ­ление и скорость своего движения в пространстве. Отклонение - результат того, что тело участвует как в поступательном, так и во вращательном движении. На экваторе, где меридианы параллельны друг другу, направление их в мировом пространстве при вращении не меняется, и отклонение равно 0. К полюсам отклонение на­растает и становится у полюсов наибольшим, так как там каждый меридиан за сутки изменяет направление своего движения на 360°.

С вращением Земли связана естественная единица измерения времени - сутки и смена дня и ночи. Сутки бывают звездные и солнечные. Звездные сутки - промежуток времени между двумя последовательными кульминациями звезды (наиболее высоким положением ее над горизонтом) через меридиан точки наблюде­ния. За звездные сутки Земля совершает полный оборот вокруг своей оси. Они равны 23 ч 56 мин 4 с. Звездные сутки исполь­зуются при астрономических наблюдениях.

Солнечные сутки - промежуток времени между двумя после­довательными прохождениями центра Солнца через меридиан точ­ки наблюдения. Так как Земля вращается вокруг оси в том же направлении, в котором движется вокруг Солнца, солнечные сутки длиннее звездных и равны 24 часам. Поэтому за солнечные сутки Земля совершает оборот чуть более, чем на 360°. Продолжитель­ность истинных солнечных суток изменяется в течение года, в связи с этим они также неудобны для измерения времени. В прак­тических целях пользуются так называемым средним солнечным временем (иначе местным), вводя поправку к истинному. Но в повседневной жизни им пользоваться неудобно, так как на каждом меридиане свое местное время. Например, на двух соседних меридианах, проведенных через 1°, местное время отличается на 4". Поэтому был принят поясной счет времени. Всю поверх­ность земного шара разделили на 24 часовых пояса по 15° каждый.

За поясное время принято местное время среднего меридиана каждого пояса. Нулевой (он же двадцать четвертый) пояс тот, по середине которого проходит нулевой (гринвичский) меридиан. Его время принято в качестве всемирного времени. Счет поясов ведется на восток. Москва, например, находится во втором часо­вом поясе, следовательно, москвичи живут по местному времени меридиана 30° в. д. В двух соседних поясах поясное время отличается ровно на 1 ч. Границы часовых поясов для удобства на суше проведены не строго по меридианам, а по естественным рубежам (рекам, горам) или государственным, а также административным границам. Россия расположена в десяти часовых поясах: со второго по одиннадцатый.

В целях более рационального использования дневного света в СССР в 1930 г. специальным постановлением правительства вве­дено так называемое декретное время, опережающее поясное на 1 ч. В ряде стран время переводится на один час вперед лишь на лето. С 1981 г. на период с апреля по сентябрь в большинстве республик СССР время стали переводить еще на час вперед по сравне­нию с декретным (летнее время). Декретное время второго часо­вого пояса, в котором расположена Москва, называется москов­ским. По московскому времени в нашей стране составляется рас­писание поездов, самолетов, пароходов, отмечается время на теле­граммах. В 1991 г. декретное время в стране отменено.

По середине двенадцатого пояса, примерно вдоль 180° мери­диана, проходит линия перемены дат. Это условная линия на поверхности земного шара, по обе стороны от которой часы и минуты совпадают, а календарные даты отличаются на одни сутки. Например, в Новый год, в 0 час 00 мин, к западу от этой линии 1 января нового года, а к востоку 31 декабря старого года.

Смена дня и ночи создает суточную ритмику живой и неживой природы. Суточный ритм связан со световыми и температурными условиями. Общеизвестен суточный ход температуры, дневной и ночной бризы и т. д. Очень ярко проявляется суточный ритм живой природы. Известно, что фотосинтез возможен лишь днем, что многие цветы раскрываются в разные часы. Животные под­разделяются как бы на два особых мира: большинство из них бодрствует днем, но многие (совы, летучие мыши, ночные бабоч­ки) - во мраке ночи. Жизнь человека тоже протекает в суточном ритме.

Благодаря шарообразной форме Земли и ее осевому вращению мы имеем на земной поверхности две замечательные неподвижные точки - полюса, которые позволяют построить на шаре градусную сеть из параллелей и меридианов.

Движение Земли по орбите вокруг Солнца и его географические следствия

Земля, подобно другим планетам, движется вокруг Солнца. Этот путь Земли называется орбитой (лат. orbita - колея, доро­га). Орбита Земли - эллипс, близкий к окружности, в одном из фокусов которого находится Солнце. Расстояние от Земли до Солнца изменяется в течение года от 147 млн. км - в перигелии (в январе) до 152 млн. км-в афелии (в июле). Длина орбиты более 930 млн. км. Земля движется по орбите с запада на восток со средней скоростью около 30 км/с и проходит весь путь за год - 365 сут 6 ч 9 мин 9 с. Ось вращения Земли наклонена к 21 марта, 23 сентября к плоскости орбиты под углом 66,5° и переме-

СП Скользящий луч 0°

Рис. 5. Освещение Земли и падение солнечных лучей на земную поверхность в полдень в дни равноденствий:

1-освещенная половина (день); 2-неосвещенная половина (ночь)

щается в пространстве параллельно самой себе в течение года. Это приводит к важней­шим географическим следствиям - смене времен года и неравен­ству дня и ночи.

Если бы земная ось была перпендикулярна к плоскости орби­ты, то светоразделъная плоскость и терминатор - светораздельная линия на поверхности Земли, проходили бы через оба полюса, делили бы все параллели пополам, а день всегда был бы равен ночи. При этом солнечные лучи на экватор в полдень падали бы всегда отвесно. По мере удаления от экватора угол их падения уменьшался бы и на полюсах оказывался бы равным 0 (рис. 5). В этих условиях нагревание земной поверхности в течение всего года уменьшалось бы от экватора к полюсам, и смены времен года не было бы.

Наклон земной оси к плоскости орбиты и сохранение ее ори­ентировки в пространстве обусловливает различный угол падения солнечных лучей и соответственно различия в поступлении тепла на земную поверхность, а также неодинаковую продолжитель­ность дня и ночи в течение года на всех широтах, кроме экватора.

22 июня земная ось северным концом обращена к Солнцу. В этот день - день летнего солнцестояния - сол­нечные лучи в полдень отвесно падают на 23,5° параллель северной широты - так называемый северный тропик. Все параллели севернее экватора до 66,5° с. ш. большую часть суток освещены, на этих широтах день длиннее ночи. Севернее 66,5° с. ш. в день летне­го солнцестояния территория полностью освещена Солнцем - там полярный день. Параллель 66,5° с. ш. является границей, с кото­рой начинается полярный день - это северный полярный круг. В этот же день на всех параллелях южнее экватора до 66,5° ю. ш. день короче ночи. Южнее 66,5° ю. ш. территория н^ освещена совсем - там полярная ночь. Параллель 66,5° ю. ш. - южный полярный круг. 22 июня - начало астрономического лета в север­ном полушарии и астрономической зимы - в южном полушарии.

22 декабря земная ось южным концом обращена к Солнцу. В этот день - день зимнего солнцестояния солнечные лучи в полдень отвесно падают на 23,5° параллель южной широты - так называемый южный тропик. На всех парал­лелях южнее экватора до 66,5° ю. ш. день длиннее ночи. Начиная с южного полярного круга устанавливается полярный день. В этот день на всех параллелях севернее экватора до 66,5° с. ш. день ко­роче ночи. За северным полярным кругом - полярная ночь. 22 декабря - начало астрономического лета в южном полуша­рии, астрономической зимы - в северном полушарии.

21 марта - в день весеннего равноденствия и 23сентября - в день осеннего равноденствия терминатор проходит через оба полюса Земли и делит все параллели пополам. Северное и южное полушария в эти дни освещены одинаково, день всюду на Земле равен ночи (см. рис. 5). Солнечные лучи в полдень в зените над экватором, полушария получают одинаковое количество тепла. На Земле 21 марта и 23 сентября - начало астрономической весны и осени в соответствующих полушариях.

Со сменой времен года связана сезонная ритмика природы. Она проявляется в изменении температуры, влажности воздуха и других метеорологических элементов, в режиме водоемов, в жизни растений, животных и т. д.

В результате наклона оси вращения Земли к плоскости орбиты и его годового движения на Земле образовалось пять поясов освещения, ограниченных тропиками и полярными кругами. Они отличаются высотой полуденного стояния Солнца над горизонтом, продолжительностью дня и соответственно тепловыми условиями.

Жаркий пояс лежит между тропиками (греч. tropikas - круг поворота). В его пределах Солнце два раза в году бывает в зените, на тропиках - по одному разу в год, в дни солнцестояний (и этим они отличаются от всех остальных параллелей). На экваторе день всегда равен ночи, на других широтах этого пояса продолжитель­ность их мало отличается. Жаркий пояс занимает около 40 % земной поверхности.

Умеренные пояса (два) располагаются между тропиками и полярными кругами. Солнце в них никогда не бывает в зените. В течение суток обязательно происходит смена дня и ночи, причем продолжительность их зависит от широты и времени года. Близ полярных кругов (с 60 до 66,5°С) летом наблюдаются светлые, так называемые белые ночи с сумеречным освещением за счет слияния вечерней и утренней зари, так как Солнце ненадолго и неглубоко уходит под горизонт. Общая площадь умеренных поясов состав­ляет 52 % земной поверхности.

Холодные пояса (два) - к северу от северного и к югу от южного полярных кругов. Они отличаются наличием полярных дней и ночей, продолжительность которых увеличивается от одних су­ток - на полярных кругах (и этим они отличаются от всех ос­тальных параллелей) до полугода - на полюсах. Их общая пло­щадь 8 % земной поверхности.

Пояса освещения - основа климатической зональности и при­родной зональности вообще.

Вопросы и задания:

1. Какие виды движения совершает Земля и каковы их следствия?

2. Что такое местное, поясное и декретное время и для чего потребовалось их введение?

3. Определите разницу во времени между Москвой и городами Калинингра­дом, Свердловском, Красноярском, Владивостоком.

4. Что такое линия перемены дат? Как ею пользуются?

5. Объясните, почему Магеллан и его спутники, обогнув Землю, потеряли сутки?

6. Назовите причины смены времен года.

7. Объясните несовпадение сезонов (времен года) в северном и южном полушариях.

8. Какие даты считаются астрономическими датами смены времен года? Совпадают ли они с фенологическими, определяемыми прежде всего по развитию растений?

9. Происходила бы смена времен года, если бы ось вращения Земли была перпендикулярна к плоскости орбиты? Сохранились бы при этом пояса осве­щения?

10. Что такое тропики и полярные круги? Какова их широта и чем она обусловлена?

11. При каких условиях тропики и полярные круги могли бы исчезнуть или совместиться?

«География 6 класс. Стороны горизонта. Ориентирование. Изображение неровностей»

Перед началом тренировки настоятельно рекомендуем повторить знания по выбранной теме с помощью нашего опорного конспекта (мини-шпаргалки) !
Пролистайте страницы конспекта, их немного… Вспомните основные термины.

Ориентирование - определение на местности наблюдателем своего местоположения относительно сторон горизонта, ориентиров и направления движения. Чтобы определить направление движения в нужное место, которое из-за дальности расстояния нет возможности увидеть, следует понять, куда следует идти. Это делается с помощью определения азимута (курса по компасу).

Азимут - это угол, отсчитываемый по ходу часовой стрелки, измеренный в градусах по карте, между севером и той точкой, куда вы хотите попасть.
Однако если под рукой нет компаса, ориентироваться можно и другими способами.


Природные ориентиры
. Стороны горизонта определяют по звездам (Полярная звезда показывает направление на север). Днем можно определить стороны горизонта при помощи часов и Солнца: на часах надо выставить местное время, направить часовую стрелку на Солнце, разделить пополам угол между стрелкой и числом 12 на циферблате. Полученная линия укажет направление север - юг (до полудня юг будет справа от Солнца, после полудня - слева). Таким же образом определяются стороны горизонта по часам и полной Луне. Большинство из растений являются своеобразными «компасами»: мхи и лишайники располагаются на северной стороне деревьев и камней, кора деревьев грубее и чернее с северной стороны. Муравейники стоят с южной стороны деревьев, а на хвойных деревьях смола обильнее накапливается с южной стороны, ветви отдельно стоящих деревьев длиннее также с южной стороны.

Социальные ориентиры . Алтари и часовни православных и лютеранских церквей обращены на восток, алтари католических церквей - на запад, буддийские пагоды обращены фасадами на юг.

Особенности рельефа местности на плане и карте отображают, указывая относительную и абсолютную высоты объекта.
Относительная высота - разность высот двух точек земной поверхности.

Абсолютная высота - расстояние в метрах по вертикали от заданной точки до уровня моря. В России абсолютная высота исчисляется от нуля футштока в Кронштадте (порт в Ленинградской области на о. Котлин, Балтийское море). Она бывает положительной (местность лежит выше уровня океана) и отрицательной (местность расположена ниже уровня океана). Положительную абсолютную высоту имеет большая часть суши. Примеры отрицательной абсолютной высоты встречаются на суше реже: впадина Каттара , Африка (-133 м), Долина Смерти , Северная Америка (-85 м).

Рельеф (географический) — совокупность неровностей поверхности суши, дна океанов и морей, многообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития.

Изображение рельефа на картах . Рельеф на картах изображается горизонталями, особыми условными знаками и отметками высот. Горизонтали – линии на карте, вдоль которых все точки земной поверхности имеют одинаковую абсолютную высоту. Разность двух высот соседних горизонталей называют сечением рельефа. Чем меньше сечение рельефа, тем он изображен подробнее. Величина сечения рельефа зависит от масштаба карты и от характера самого рельефа.

Наиболее подробно рельеф изображается на топографических картах . Например, на карте масштаба 1:25 000 (в 1 см 250 м) сплошные горизонтали проведены через 5 м, а на карте масштаба 1:100 000 (в 1 см 1 км) применяют сечение рельефа 20 м для равнинных территорий и 40 м для горных. На мелкомасштабных картах обычно применяют неравномерное сечение рельефа: более частое в равнинных районах и укрупненное в горных областях. Так, на физической карте России масштаба 1:25 000 000 горизонтали проведены на высоте 0, 200, 500, 1000, 2000, 3000, 4000 м. Так же показаны изобаты (изолинии глубин).

По горизонталям можно легко определить абсолютную высоту любой точки земной поверхности и относительную высоту двух точек (превышение одной над другой). Горизонтали также помогают определить крутизну склонов. Чем ближе расположены горизонтали одна к другой, тем круче склон

Стрелка компаса на север Показала направленье. И по плану ты проверил Путь дальнейшего движенья.

В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Так скорей, друзья, за дело.

Проверим домашнее задание

Прочитайте рассказ Наш путь шёл от по до через. Затем мы двигались по вдоль к. К вечеру мы вошли в,прошли 2 км по и у сделали привал. станции шоссе металлического моста реку лугу болота кустарникам смешанный лес тропе дома лесника

Похлопаем-потопаем Масштаб показывает, во сколько раз уменьшены все линии на плане по отношению к действительным размерам. Масштаб бывает четырех видов: численный, именованный, географический, линейный. Чем больше масштаб, тем подробнее изображена территория. Чтобы перевести именованный масштаб в численный, необходимо приписать один нуль. Физическая карта полушарий- мелкомасштабная.

план урока 1. Повторение по теме «Виды изображений поверхности Земли». 2. Определение задач урока. 3. Беседа о понятии «ориентирование». 4. Определение сторон горизонта в кабинете. 5. Определение сторон горизонта на плане местности и карте. 6. Изучение строения и правил работы с компасом. 7. Изучение понятия азимут. 8. Закрепление новых знаний.

Налево пойдёшь – коня потеряешь. Направо пойдёшь – себя потеряешь, Прямо пойдёшь – богатым будешь.

Былина «Илья Муромец и разбойники » Кто главный герой? Какое у него настроение? Как вы думаете, почему?

Ваши ассоциации... Ч т о вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться?

А в жизни нам это нужно?

Сформулируйте тему урока Стороны горизонта. Ориентирование

Определим задачу урока Научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте

Отгадайте загадку Эта линия всё время Между небом и землёй. Хоть весь год к ней прошагаем, А на месте мы с тобой. (горизонт)

Вспомним основные и промежуточные стороны горизонта

Составим кластер Ориентирование

Составим кластер По компасу Ориентирование По солнцу, по звездам По местным признакам В лесу На открытой местности В городе

Подведем итог: как необходимо вести себя, если вдруг оказался в незнакомой местности? Существуют различные способы ориентирования. В сложной ситуации важно не растеряться, а суметь собраться и правильно определить основные стороны горизонта.

Как устроен компас

Правила работы с компасом 1 . Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь) 2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки. 3. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.

Ваше местоположение обозначено крестиком на плане и вам предстоит дойти до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете?

Нарисуйте в тетрадях эту схему, покажите направление на станцию и направление на север

Покажите на схеме, где азимут

Нахождение азимута по плану а) Определите направление на север. б) От точки стояния условно провести линию, совпадающую с направлением на север. в) Азимут на север соответствует 0°, на восток - 90°, на юг - 180°, на запад - 270°. Величину азимута выражают в градусах и отсчитывают от направления на север вправо по ходу часовой стрелки. У нас азимут на ж/ д станцию составил …

ПАМЯТКА «Последовательность определения азимута с помощью компаса» 1) Поверни компас так, чтобы буква С совпала с концом магнитной стрелки. 2) На стекло компаса положи карандаш или линейку по направлению от центра к предмету. 3) По шкале компаса отсчитай величину дуги от 0º до линии направления на предмет. 4) И получаем азимут на предмет.

Практическая работа Определение нахождения предмета в кабинете Нахождение азимута по плану с помощью транспортира. 1. Определить направление на север. 2.От точки стояния провести условно линию, совпадающую с направлением на север, а другую линию на предмет местности. 3.Определить с помощью транспортира значение азимута, двигаясь по часовой стрелке. Определите Азимут предмета. Каждому ряду указать предмет (1 ряд- рабочая доска, 2 ряд – стол учителя, 3 ряд – дверь кабинета)

А теперь сделаем вывод по проделанной работе для того, чтобы определить точное направление на предмет, необходимо знать его азимут.

Закрепим знания 1) по азимуту 0 º прочертите 6 клеток и поставьте букву Г 2) по азимуту 180 º прочертите 6 клеток и поставьте букву З 3) по азимуту 90 º прочертите 6 клеток и поставьте букву Р 4) по азимуту 270 º прочертите 6 клеток и поставьте букву Н 5) по азимуту 45 º прочертите 1 клетку и поставьте букву О 6) по азимуту 225 º прочертите 1 клетку и поставьте букву О 7) по азимуту 135 º прочертите 1 клетку и поставьте букву И 8) по азимуту 315 º прочертите 1 клетку и поставьте букву Т

У нас получилось:

Определите по картинкам стороны горизонта

Найди ошибку 1.Для определения азимута достаточно знать, где север. 2.В хвойном лесу точным указанием на север может служить мох на деревьях. 3. Умения ориентироваться на местности и знания об азимуте важны только географам.

Что вы открыли нового на уроке? Чему вы научились сегодня? Чем вам это может помочь? В какой части урока вы работали лучше всего? Что вам на уроке показалось трудным?

Домашнее задание. Ответить на вопрос №3 стр.19 учебника Рабочая тетрадь, стр.20, № 5 Параграф 5 пересказ По желанию: 1. Российские спортивные ориентировщики добивались значительных успехов на международных соревнованиях. Подготовьте сообщение для своих товарищей по классу о том, кто, когда и где завоевал славу российскому спорту. 2. Как применяется знание об азимуте при установке антенн для приема программ спутникового телевидения?

И помните Мир интереснее, чем вам кажется!

Стрелка компаса на север
Показала направленье.
И по плану ты проверил
Путь дальнейшего движенья.
Между севером и точкой
Отсчитай «по солнцу» градусЭто азимут.Он точно
Курс тебе укажет сразу.

Стороны горизонта:

Основные
север С
юг Ю
запад З
восток В
Промежуточные
северо-запад СЗ
северо-восток СВ
юго-запад ЮЗ
юго-восток ЮВ
север-северо-запад ССЗ
запад-северо-запад ЗСЗ
запад-юго-запад ЗЮЗ
юг-юго-запад ЮЮЗ
север-северо-восток ССВ
восток-северо-восток ВСВ
восток-юго-восток ВЮВ
юг-юго-восток ЮЮВ

стороны горизонта
основные
С
В
Ю
промежуточные
СВ
СЗ
З
ЗСЗ
ЗЮЗ
ЮЗ
ЮВ
ССВ
ВСВ
ВЮВ
ЮЮЗ
ЮЮВ ССЗ

СЗ
ССЗ
С
ССВ
ЗСЗ
СВ
ВСВ
З
В
ЗЮЗ
ЮЗ
ВЮВ
ЮЮЗ
ЮЮВ
ЮВ
Ю
.Стороны горизонта.

Ориентирование – умение находить стороны горизонта, а также в каком направлении от человека находится предмет.

Существуют различные способы
ориентирования на местности:
по Солнцу
с помощью компаса
по звездам
с помощью Солнца и часов
с помощью гномона
по плану местности
по местным признакам
Но для всех этих способов есть общие
действия: сначала определяют, где север, а затем
все остальные стороны горизонта.

.Ориентирование по Солнцу.
В солнечную погоду ориентируются на местности по
направлению тени в полдень. Полуденная тень от
предметов всегда направлена на север.
Если встать лицом к северу и развести руками в
стороны, то по направлению правой руки будет
восток, по направлению левой – запад, а сзади – юг.

.Ориентирование по звездам.
Необходимо найти ковш Большой Медведицы
из семи ярких звезд. Мысленно отложить на
продолжении линии между крайними звездами ковша
еще 5 таких отрезков. Здесь находится Полярная
звезда. Полярная звезда всегда находится над
северной стороной горизонта.

10.

. Ориентирование с помощью Солнца и часов.
Если положить на ладонь
часы так, чтобы часовая
стрелка была направлена
на Солнце и разделить
угол между часовой
стрелкой и цифрой 1
пополам, то эта линия
покажет направление
север- юг. Помните: по
летнему времени полдень
– в 13 часов.

11.

.Ориентирование с помощью гномона.
1. На ровной солнечной площадке установить по отвесу шест.
2. Около 10-11 часов отметить конец тени.
3. От колышка А с помощью шнура прочертить окружность.
4. Наблюдать за тенью. Когда она вновь дойдет до окружности,
отметить ее конец колышком Б.
5. Соединить точки А
и Б по прямой,
отметить ее
середину В.
6. Прямая от шеста
до точки В
показывает
точное
направление на
север.
север

12.

.Ориентирование с помощью компаса.
Чтобы определить точное направление на предмет, нужно
определить азимут на предмет по компасу.
АЗИМУТ – это угол между направлением на север и направлением
на какой-то предмет, отсчитываемый от направления на север по
часовой стрелке. Величину азимута выражают в градусах.
ПРИЕМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АЗИМУТА:
Установить компас так, чтобы темный конец его стрелки
показывал на север /буква С/. Компас ориентирован.
Положить на компас тонкую палочку по направлению от
центра компаса к предмету.
Азимут отсчитывают от темного конца стрелки до
палочки по часовой стрелке.

13.

Ориентирование по плану местности
На плане местности
верхний край листа условно
считают северным, нижний
– южным, правый –
восточным, левый –
западным.
Нужно мысленно
представить себе схему
основных направлений
сторон горизонта и
поместить ее центр в
точку, от которой будет
определяться заданное
направление.

14.

Ориентирование по местным признакам.
Стороны горизонта
можно определять по
местным признакам.
Например:
1. По весеннему таянию снега
на склонах оврага.
2. По таянию снега на крышах
домов.
3. По толщине годичных колец
пня спиленного дерева,
росшего отдельно.
4. По густоте ветвей
отдельно растущего дерева.
5. По лишайникам на стволе
дерева.

15.

Если вы
заблудились
в лесу,
вспомните
ориентиров
ание по
местным
признакам.

16.

Задания для закрепления изученного материала:
По рис. 3
определите, чему
равен азимут
сторон горизонта
под знаком «?».
Север 0о
рис. 1
1. Определить стороны
горизонта со знаком «?» по
рис.1.
2. По рис.2 определите
направление улицы в селе
Новинки.
рис. 2
?
?
Запад
270о
Восток
90о
?
?
Юг 180о Тема урока : Стороны горизонта. Ориентирование.

УМК издательства «Дрофа». Начальный курс географии 6 класса. Учебник для общеобразовательных учреждений/ (Т.П.Герасимова. Н.П. Неклюкова) Классическая линия: М.: Дрофа, 2013; География. 6 класс.: атлас.М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013; Рабочая тетрадь к учебнику Т.П.Герасимовой и Н.П.Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс»/ (А.В.Шатных).

М.: Дрофа, 2013.

Уровень преподавания - базовый.

Тип урока : урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Цели урока :

формирование представлений о сторонах горизонта и способах ориентирования на местности.

- Деятельностная (формирование умений новых способов действий):

Формирование практических умений определять с помощью компаса сторон горизонта и азимута на местности, по плану;

Формирование практических умений ориентироваться на местности по местным признакам;

Развитие у обучающихся способности владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Применение усваиваемых знаний в условиях решения учебных задач;

Формирование у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Задачи урока :

Развивать у обучающихся умения находить нужную информацию из различных источников;

Развивать практические навыки работы с компасом, планом местности;

Формировать навыки использования информационных технологий с учетом стандарта второго поколения;

Формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

Развивать у обучающихся интерес к предмету «география» и образное мышление.

Планируемые результаты: уметь объяснять значение понятий: «азимут», «стороны горизонта», «ориентирование»; определять (измерять) направления на плане, географической карте и на местности; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.

Личностные УУД : развитие познавательных мотивов;

Регулятивные УУД : постановка и сохранение учебной задачи, контроль и коррекция знаний;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Познавательные УУД : развитие кругозора учащихся по спектру применения знаний и навыков ориентирования в пространстве, применение метода информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.

Общеучебные УУД: выделение и структурирование необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения.

Логические УУД: выделение методов (анализ), синтез, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений.

Практическая работа №2. Определение направлений и азимутов по плану местности.

Основные термины и понятия: стороны горизонта, ориентирование, азимут.

Средства обучения (ресурсное обеспечение занятия):

- дидактическое сопровождение урока:

Начальный курс географии 6 класса. Учебник для общеобразовательных учреждений/ (Т.П.Герасимова. Н.П. Неклюкова) Классическая линия: М.: Дрофа, 2013; География. 6 класс.: атлас . М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013; Рабочая тетрадь к учебнику Т.П.Герасимовой и Н.П.Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс»/ (А.В.Шатных).М.: Дрофа, 2013; компьютерная презентация по теме «Стороны горизонта. Ориентирование»

- необходимое техническое оборудование:

мобильный класс, подключение к сети Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска, компасы, транспортиры, линейка.

Ход урока:

На доске прикреплен план урока:

1. Повторение по теме «Виды изображений поверхности Земли».

2. Определение задач урока.

3. Беседа о понятии «ориентирование».

4. Определение сторон горизонта в кабинете.

5. Определение сторон горизонта на плане местности и карте

6. Изучить строение и правила работы с компасом.

7. Изучить понятие азимут.

8. Закрепление новых знаний.

1 этап. Организационный.

Эпиграф к уроку:
Стрелка компаса на север
Показала направленье.
И по плану ты проверил
Путь дальнейшего движенья.

Приветствие учащихся, пожелания удачной совместной деятельности.(слайд 2)

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей друзья за дело.

Готовы потрудиться, наукам разным поучиться?

Тогда начнем наш урок

И по традиции вспомним события связанные с сегодняшней датой.

2 этап. Этап проверки домашнего задания

Для начала проверим домашнее задание.

1) Первые 3 парты работают по парам с сорбонками. (на одной стороне карточки записано понятие, на другой – его определение)


масштаб

Число, во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, уменьшена по отношению к ее действительным размерам на местности

план местности

Изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков

карта

Уменьшенное изображение поверхности Земли или ее частей на плоскости при помощи условных знаков

глобус

Модель земного шара

меридианы

Линия соединяющая Северный и Южный полюсы

параллели

Поперечные линии, проведенные параллельно экватору

географические координаты

Долгота и широта, по которым определяют положение точки на земной поверхности

2) Пока ученики, сидящие за первыми партами, выполняют данные им задания, мы с вами прочичаем рассказ. Он особенный, и написан с помощью условных знаков, которые мы должны прочитать(Слайд 4)

1 мин

Молодцы, вы справились с заданием. А теперь проверим работу первых парт (1 мин)
А сейчас я буду говорить вам утверждения, а вы если согласны с утверждением- хлопаете в ладоши, если нет- топаете. (Фронтальный опрос . Прием «Похлопаем-потопаем») (слайд 5)


  1. Масштаб показывает, во сколько раз уменьшены все линии на плане по отношению к действительным размерам.

  2. Масштаб бывает четырех видов: численный, именованный, графический, линейный.

  3. Чем крупнее изображена территория, тем больше масштаб.

  4. Чтобы перевести именованный масштаб в численный, необходимо приписать два нуля.

  5. Физическая карта полушарий- мелкомасштабная.
Хорошо, мы проверили домашнее задание, а теперь перейдем к изучению темы.

3 этап урока. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

Сегодня у нас довольно сложная, но очень интересная тема. Работы очень много. Мы должны сегодня успеть прочитать отрывок из сказки, проверить свою внимательность и, конечно, рассмотреть новую тему. И что бы все успеть, надо настроиться на хорошую работу.

А начнем мы с самого приятного. Сейчас я вам прочитаю отрывок одной очень известной сказки.

Налево пойдёшь – коня потеряешь. Направо пойдёшь – себя потеряешь, прямо пойдёшь - Богатым будешь.

УЧ. – Узнали сказку?

Вниманию учащихся предлагается картина Виктора Михайловича Васнецова «Витязь на распутье». (слайд 6) (былина «Илья Муромец и разбойники»)

Кто главный герой? Какое у него настроение? Как вы думаете, почему?

У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо выбрать путь, по которому следует пойти. И это может быть выбор жизненного пути: кем стать, что сделать, или, например, выбор тропинки в лесу. Что же делать? (Для этого каждому человеку необходимо научиться в жизни ориентироваться, т.е. определять свое местоположение)

А теперь другая ситуация («Ассоциативный ряд».) Представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились. Ваши ассоциации... (показ Слайд №7- фотография леса)

Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения? А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться?

Правильно, надо знать стороны горизонта. А в жизни нам это нужно? А где? (Слайд №8)

Сформулируйте тему урока. Учитель при необходимости уточняет: «Стороны горизонта. Ориентирование». Запишем тему урока в тетрадь. (запись темы в тетрадь). (слайд 9)

Определим задачи сегодняшнего урока: (слайд 10)

Научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте.

4 этап урока. Этап изучения нового материала.

Отгадайте загадку: (слайд 11)
Эта линия всё время
Между небом и землёй.
Хоть весь год к ней прошагаем,
А на месте мы с тобой. (горизонт)

Что такое горизонт? (видимое вокруг нас пространство )

- Что называют линией горизонта?

А сейчас давайте вспомним основные и промежуточные стороны горизонта. (ученики перечисляют)
Проверим знание сторон горизонта и умение ориентироваться на плоскости. Учитель диктует согласно направлениям (2 клетки на восток, 2 – на юго-восток, 2 – на северо-восток, 2- на восток, 3 – на юг, 3-на запад, 2-на юго-восток, 1-на юг, 2-на запад, 1-на северо-запад, 1-на юго-запад, 2-запад,1-на север, 2-на северо-восток, 3-на запад,3-на север) получилась фигура – бабочка! (1м 20 с)

Ребята, вспомните, какими основными способами можно определить свое местонахождение.

А для этого давайте составим кластер. На моем столе лежат карточки с магнитами, один из вас должен выйти к доске и расставить все слова по своим ячейкам, а остальные проверяют правильно ли выполняется задание.

Составление на доске кластера.

Ориентирование

По компасу

По солнцу, по звездам


По местным признакам


В городе

На открытой местности

В лесу

Ребята, приведите примеры ориентирования по местным признакам.

Дополнение к вариантам, названным учениками:

Из долголетних наблюдений установлено, что:


  • кора деревьев с северной стороны обычно грубее и темнее, чем с южной;

  • мох и лишайник покрывают стволы деревьев, камни, скалы с северной стороны;

  • муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов; их южная сторона более пологая, чем северная;

  • на хвойных деревьях смола накапливается с южной стороны;

  • ягоды и фрукты в период созревания приобретают зрелую окраску с южной стороны;

  • ветви дерева, как правило, более развиты, гуще и длиннее с южной стороны;

  • около отдельно стоящих деревьев, столбов, больших камней трава растет гуще с южной стороны;

  • просеки в больших лесных массивах, как правило, прорубают строго по линии север-юг, запад-восток;

  • на торцах столбов нумерации кварталов лесных массивов с запада на восток;

  • алтари и часовни православных церквей обращены на восток, колокольни на запад;

  • на склонах, обращенных к югу, весной снег тает быстрее, чем на склонах, обращенных к северу.

Итак, мы впомнили способы ориентировани. Ответьте на вопрос: как необходимо вести себя, если вдруг оказался в незнакомой местности?

Учащиеся делают первый вывод урока: существуют различные способы ориентирования. В сложной ситуации важно не растеряться, а суметь собраться и правильно определить основные стороны горизонта.

Ориентирование можно проводить с помощью специального прибора - компаса. Кстати, где впервые был изобретен компас? (Китай)

Работа с компасами. На партах лежат компасы. Знакомство с устройством компаса. (слайд)

1 из учеников, которому было дано опережающее задание, выступает перед классом о правилах ориентирования компаса.

Как устроен компас (слайд)

Основная часть каждого компаса - магнитная стрелка. Она имеет свойство сохранять свое направление с юга на север. Стрелка помещается в специальной коробке. Коробка компаса сделана из непрозрачной пластмассы. Внутри коробки помещена круговая шкала, разделенная на 360°. На ней имеются буквы С, Ю, В, 3, что означает: север, юг, восток и запад. Сверху на коробке компаса укреплена вращающаяся крышка.

Правила работы с компасом. (слайд)
1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).
2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.
3. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.
- Определите, в каком направлении находится дверь нашего класса? Куда выходят окна? Ваш сосед? (ученики работают с компасами)

Ребята, иногда бывает так, что на плане нет стрелки с обозначением направления север-юг. И для определения направления помогает рамка плана местности: верхняя граница рамки обозначает север, нижняя - юг. А какие направления обозначают боковые рамки? (запад и восток)
ФИЗМИНУТКА

А сейчас немного отдохнем и попробуем сориентироваться в классе.

Где у нас утром восходит солнце? (потянули руки на восток. Поманили его к себе)

- Скоро у нас наступит лето. Оно придёт к нам с юга (позовём его).

- А зима уйдет на север (проводим ее)

- А птичкам становится тепло, и они прилетают с юга (поприветствуем птиц)
- Молодцы! Мы отдохнули и снова возьмемся за работу.

Вы умеете находить стороны горизонта, но посмотрите на рисунок на слайде.

Вы обозначены крестиком на плане и вам предстоит дойти до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете? (На северо-восток).

Правильно. Нарисуйте в тетрадях эту схему, покажите направление на станцию и направление на север.(40-50 с)

Но ведь на северо-востоке находится и железнодорожный мост. Как узнать, куда вам идти? Прочитайте в учебнике стр.15, что такое азимут? (Азимут-угол между направлением на север и направлением на предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелки.)

Покажите на схеме, где азимут.

Нахождение азимута по плану:

а) Определите направление на север.

б) От точки стояния условно провести линию, совпадающую с направлением на север.

в) Азимут на север соответствует 0°, на восток - 90°, на юг - 180°, на запад - 270". Величину азимута выражают в градусах и отсчитывают от направления на север вправо по ходу часовой стрелки. У нас азимут на ж/д станцию составил …

На планах определять азимут поможет транспортир, а на местности - компас. Если вам предстоит идти в поход, то сначала нам необходимо определить азимут по плану, а затем на местности идти в этом направлении с помощью компаса.

У вас на партах лежат памятки последовательности определения азимута с помощью компаса. Памятку можете использовать при выполнении практической работы.

ПАМЯТКА « Последовательность определения азимута с помощью компаса»

  • Поверни компас так, чтобы буква С совпала с концом магнитной стрелки.

  • На стекло компаса положи карандаш или линейку по направлению от центра к предмету.

  • По шкале компаса отсчитай величину дуги от 0º до линии направления на предмет.

  • И получаем азамут на предмет.

Работа в парах. Практическая работа. Определение нахождения предмета в кабинете.
Нахождение азимута по плану с помощью транспортира. (слайд)
1. Определить направление на север.
2.От точки стояния провести условно линию, совпадающую с направлением на север, а другую линию на предмет местности.
3.Определить с помощью транспортира значение азимута, двигаясь по часовой стрелке.

Определите Азимут предмета. Каждому ряду указать предмет.
(1 ряд- рабочая доска, 2 ряд – стол учителя, 3 ряд – дверь кабинета)
А теперь сделаем вывод по проделанной работе.

Второй вывод урока: для того, чтобы определить точное направление на предмет, необходимо знать его азимут.
5 этап урока. Этап закрепления и применения знаний и способов деятельности.

1) А теперь проверим вашу внимательность. Оставив, с верху 5 см. в середине листа поставьте точку. От этой точки проведите линию:

по азимуту 0 --6 клеток и поставьте букву Г

по азимуту 180 -- 6 клеток и поставьте букву З

по азимуту 90 -- 6 клеток и поставьте букву Р

по азимуту 270 -- 6 клеток и поставьте букву Н

по азимуту 45 -- 1 клетку и поставьте букву О

по азимуту 225 -- 1 клетку и поставьте букву О

по азимуту 135 -- 1 клетку и поставьте букву И

по азимуту 315 -- 1 клетку и поставьте букву Т (4-5 мин)

Теперь соедините буквы по порядку, чтобы получилось слово, обозначающее видимую линию слияния части земной поверхности с небом. И если вы все сделали правильно, то у вас получится вот этот рисунок. (Слайд)

6 этап урока. Этап обобщения знаний и способов деятельности.

1. Работа со слайдами: перед вами несколько фотографий и картин различных художников. Определите по ним основные стороны горизонта. (слайд)




А сейчас я буду называть суждения, а вы должны найти ошибку и исправить:

1.Для определения азимута достаточно знать, где север.

2.В хвойном лесу точным указанием на север может служить мох на деревьях.

3. Умения ориентироваться на местности и знания об азимуте важны только географам.
7 этап урока. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Какие задачи ставили мы в начале урока?

Учащиеся анализируют знания, полученные на уроке, проводят самооценку и взаимную оценку.

Обсуждают результаты урока, отвечают на вопросы:

Что вы открыли нового на уроке?

Чему вы научились сегодня?

Чем вам это может помочь?

В какой части урока вы работали лучше всего?

Что вам на уроке показалось трудным?
8 этап. Домашнее задание. Оценки. (слайд 14)

Ответить на вопрос №3 стр.19 учебника

Рабочая тетрадь, стр.20, №5

По желанию: 1. Российские спортивные ориентировщики добивались значительных успехов на международных соревнованиях. Подготовьте сообщение для своих товарищей по классу о том, кто, когда и где завоевал славу российскому спорту. http://ru.wikipedia.org/wiki/Спортивное_ориентирование .

2. Как применяется знание об азимуте при установке антенн для приема программ спутникового телевидения? http://ntvprog.narod.ru/antenna.htm

А закончить сегодняшний урок мне хочется необычно. Мы составим стихотворение – синквейн. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.