Болезни Военный билет Призыв

Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях доу. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь: монография

Пояснительная записка.

Актуальность изучения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) определяется широкой распространенностью, которая, по данным Заваденко Н.Н., составляет 5 - 10% детской популяции.

Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность является характеристикой нормального развития ребенка - дошкольника. А потребность в движении в нем заложена самой природой. Но существует группа детей, у которых эта потребность достигает патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными, т.е. сверхподвижными.

Несмотря на то, что рассматриваемое расстройство изучается специалистами многих стран, многие вопросы до сих пор не имеют ответа. В отечественной и зарубежной литературе не сформировано единое представление о данном расстройстве детского возраста.

Обращает на себя внимание тот факт, что синдрому дефицита внимания с гиперактивностью уделяется основное внимание только при поступлении ребенка в школу, когда налицо школьная дезадаптация и неуспеваемость (Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю., 1994; Кучма В. Р., Платонова А. Г., 1997; Разумникова О. М., Голошейкин С. А., 1997; Касатикова Е. Б., Брязгунов И. П., 2001).

Большую значимость приобретает проблема раннего (дошкольного) выявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), это позволяет составить благоприятный прогноз развития и организовать коррекционное воздействие. СДВГ является тревожным показателем в отношении школьной дезадаптации (Брязгунов И.П., 1992; Смирнова Е.О., 1998; Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2000).

Для определения уровня и качества актуального развития ребенка с СДВГ необходимо создание наиболее комплексного подхода к диагностике. Многоплановый анализ проблем детей с СДВГ позволяет определить наиболее оптимальные направления и формы дальнейшей работы: комплексного подхода к коррекционной работе с детьми, выбор направления консультирования, направления психологического просвещения.

Анализ литературы по данной проблеме показал, что в большинстве исследований наблюдения велись за детьми школьного возраста, в период, когда признаки проявляются наиболее отчетливо, а условия развития в раннем и дошкольном возрасте остаются, в основном, находятся вне поля зрения психологической службы.

Незнание того, что у ребенка есть функциональные отклонения работы мозговых структур, и неумении создать ему соответствующий режим обучения и жизни в целом в дошкольном возрасте порождает множество проблем в начальной школе.

Для изучения особенностей развития детей старшего дошкольного возраста с СДВГ было проведено исследование на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида №169 и №56, на первом этапе которого приняли участие 256 старших дошкольников в возрасте 5-7 лет и их родители. С помощью опросника J.Swanson, разработанного в лаборатории доктора биологических наук Ю.Д. Кропотова при Институте мозга человека и диагностирующий особенности поведения, были выявлены признаки СДВГ у 31 дошкольника старших и подготовительных групп, которые и составили основную (экспериментальную) группу.

Контрольная выборка (31 дошкольник) сформирована из детей без признаков СДВГ.

В исследовании также приняли участие 13 сотрудников, задействованных в обучении и воспитании детей с СДВГ в дошкольном учреждении.

На втором этапе уточнена диагностика старших дошкольников (медицинская, психологическая, педагогическая). С помощью клинико – биографического метода изучены анамнестические данные: семейные и психосоциальные условия, уровень здоровья ребенка в настоящий момент и в прошлом.

Для реализации задач, составления понятийного аппарата исследования и методов исследования проведен анализ научной литературы по данной проблеме.

На третьем этапе на основании полученных данных составлен проект психолого – педагогической помощи детям с проявлениями гиперактивности (СДВГ) в старшем дошкольном возрасте.

Цель проекта: коррекция проявлений гиперактивности у старших дошкольников , создание условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Задачи проекта:

1.Повышение уровня психологических знаний о СДВГ педагогов и родителей (цикл бесед, лекций).

2.Физическая реабилитация детей с СДВГ:

Развитие телесных ощущений;

Выработка координации движений, их согласованности;

Развитие умений произвольно расслаблять скелетную и дыхательную мускулатуру.

3. Обучение детей навыкам саморегуляции:

Учить регулировать двигательную активность;

Развитие произвольности и самоконтроля поведения.

4. Формирование коммуникативных навыков:

Формирование представлений о роле человека в окружающем мире, в системе взаимоотношений с другими людьми, о вербальных и невербальных средствах общения;

Закрепление знаний о нормах и правилах поведения в различных жизненных ситуациях;

Формирование навыков конструктивного общения.

5.Коррекция негативных эмоций:

Способствовать снятию психоэмоционального напряжения у детей.

6. Развитие познавательных процессов:

Устойчивости внимания, умения произвольно его переключать,

Умений концентрировать внимание,

Памяти,

Мышления.

Условия реализации проекта.

1.Методические разработки.

2.Диагностика детей с СДВГ должна строиться с учетом своеобразной возрастной динамики этого возраста. Симптоматика СДВГ проявляется по - разному в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте.

3.Интеграция со специалистами детского сада.

При реализации коррекционной программы следует учесть тот факт, что коррекционные методики будут эффективны лишь при условии тесного сотрудничества семьи и ДОУ, которое обязательно должно включать обмен информацией между родителями и педагогами (воспитателями) посредством со вместных семинаров, курсов – лекций и т.д. Успех в коррекции будет гарантирован при условии поддержания единых принципов в отношении к ребёнку дома и в детском саду .

Направления проектной деятельности:

1.Лекции и беседы с педагогами и родителями по теме: «Особенности проявления гиперактивности (СДВГ) у детей».

2.Индивидуальные коррекционно – развивающие занятия с детьми.

3.Разработка и внедрение цикла занятий по осуществлению физической реабилитации с инструктор по плаванию и воспитателем по физической культуре.

Участники: дети старшей и подготовительные группы, родители воспитанников, педагоги групп, инструктор по плаванию, воспитатель по физической культуре.

Интеграция образовательных областей:

Социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, здоровье.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

1.Подбор необходимой литературы по теме.

2.Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, слайдовые презентации).

3.Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.

4.Дидактические и подвижные игры.

5.Выставки продуктивной деятельности (рисунки).

6.Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Методическое обеспечение проектной деятельности.

Абрамова, Г.С. Возрастная психология/ Г.С. Абрамова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с. – ISBN 5–7695–0303–3

Акундинова, Н.Е. О развитии самосознания у детей/ Н.Е. Акундинова. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 103 с.

Альтхерр, П. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития/ П. Альтхерр, Л. Берг, А. Вельфль и др./ Пер. с немецкого. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160 с.

Алферова, В.В. Специфика системной организации деятельности мозга детей 6-7 лет // Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста/ Под ред. М.В. Антроповой, М.М. Кольцовой. - М., 1988. - С. 28 – 46.

Арцишевская, И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду / И.Л. Арцишевская. - М.: Книголюб, 2004. - 64 с. - ISBN 5–93927–073–5

Бадалян, Л.О. Синдромы дефицита внимания у детей / Л.О. Бадалян, Н.Н. Заваденко, Т.Ю. Успенская // Обозрение психиатрии и мед. Психологии им. В.М. Бехтерева. - 1993. - №3. - С. 74 - 90.

Башаева, Т.В. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника / Т.В. Башаева, Н.Н. Васильева и др . - Ярославль: Академия развития, академия Холдинг, 2001. – 480 с. - ISBN 5–9285–0133–1

Брязгунов, И.П. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. - М.: Медицина, 2000. - 128 с. - ISBN 5–89939–026–3

Венгер, А.Л. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению / Психология дошкольника // Хрестоматия/ А.Л. Венгер. – М.: Изд. Центр «Академия», 1997. – С. 351 – 357.

Веракса, А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5 - 7 лет /А.Н. Веракса. - М.: Мозаика - Синтез, 2009. - 128 с.

Видра, Д. Непоседы / Д. Видра// Дошкольное воспитание. - 2003. - №4. - С. 68 - 70.

Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь: 2002. - 694 с. - ISBN 5–9268–0043–9

Герасимов, В. П. «Семейные» проблемы гиперактивных детей / Герасимов В. П., Ткаченко Т.В.// Психолог в детском саду. - 2005. - № 1 - С. 39 - 45.

Гусакова, М.П. Общаться с гиперактивным ребенком / М.П. Гусакова// Психолог в детском саду. - 2006. - №2. - С. 99 - 103.

Довгая, Н.Л. Влияние факторов семейной ситуации на эмоциональное развитие дошкольника / Н.Л. Довгая// Психолог в детском саду. – 2006. - №4. - С. 66 - 75.

Дробинская, А.О. Гиперактивный ребенок. Как ему помочь? / А.О. Дробинская// Воспитание и обучение детей с нарушением развития. - 2004. - №2. - С. 67 - 73.

Дьяченко, О.М. Психолог в детском дошкольном учреждении /О.М. Дьяченко, А.И. Булычева и др . - М.: Новая школа, 1996. – 144 с.

Журба, Л.Т. Ранние неврологические проявления минимальной церебральной дисфункции у детей / Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова// Жур. Неврол. и псих. Им. С.С. Корсакова. - 1978. - №10. - С. 151 - 154.

Заваденко, Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дифицитом внимания / Н.Н. Заваденко. – М.: Школа – Пресс, 2000. – 112 с.

Заваденко, Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома внимания с гиперактивностью у детей / Н.Н. Заваденко// Школьный психолог. - 2000. - №4. - С. 4 - 6.

Заваденко, Н.Н. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей диагностике / Н.Н. Заваденко// Мир психологии. - 2002. - №3. - С. 196 - 208.

Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений ребенка / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. – Т. 2. – 296 с.

Истомина, З.М. К вопросу о развитии произвольной памяти у детей дошкольного возраста/ Сост. Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 384 с.

Карабанова, О.А. «Социальная ситуация развития» как альтернатива понятию «социальная среда» в понимании движущих сил психического развития ребенка / О.А. Карабанова // Психолог в детском саду. - 2004. - №4 - С. 3 - 36.

Коган, Б. Гиперактивность / Б. Коган// Обруч. - 2009. - №1. - С. 17 - 21.

Корсакова, Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников / Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова. - М.: Рос. Пед. Агенство, 1997. – 160 с. - ISBN 5–86825–049–4

Кисова, В.В. Диагностика и становление спобности к саморегуляции у старших дошкольников / В.В. Кисова// Психолог в детском саду. - 2006. - №1. - С. 62 - 72.

Лосева, В.К. Рисуем семью. Психологическая помощь и консультирование. - М.: А.П.О., 1995. – 40 с.

Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры // А.Н. Леонтьев/ Избранные психологические произведения в 2 томах. - М.: Педагогика, 1983. - Т.1 - С. 303 - 323.

Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М., 1997. - С. 27 – 384 с.

Люблинская, А.А. Активность и направленность дошкольника // Хрестоматия по возрастной психологии/ Сост. Л.М. Семенюк/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Воронеж: МОДЭК, 2010. – 400 с.

Макаров, И.В. Лекции по детской психиатрии / И.В. Макаров. -СПб.: Речь. - 2007. - 293 с. - ISBN 5–9268–0614–3

Маврин, С. Особенности работы с гиперактивными детьми в детском саду [Текст]/ С. Маврин, Е. Хохлова// Детский сад от А до Я. Научно- методический журнал. - 2007. - №3 (27) - С. 13 - 20.

Мурашова, Е.В. Дети - «тюфяки» и дети - «катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром / Е.В. Мурашова. - Екатеринбург, 2006. – 176 с. - ISBN 5–9757–0001–9

Монина, Г.Б. Гиперактивные дети: психологическая помощь/ Г.Б. Монина, Е.К. Лютова - Робертс, Л. Чутко. - СПб.: Речь, 2007. – 186 с. - ISBN 5–9268–0570–8

Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных/ А.Д. Наследов. - Издательство: Речь, 2004. - 380 с. - ISBN 5–9268–0275–7

Пасечник, Л. Гиперактивность: как играть с гиперактивными детьми? Чем занять их в детском саду и дома? / Л. Пасечник// Дошкольное воспитание. - 2007. - №2. - С. 89 - 95.

Политика, О.И. Дети с синдромом дефицита внимания гиперактивностью / О.И. Политика. - СПб.: Речь. - 2008. – 208 с. - ISBN 5–9268–0331–4

Пасечник, Л. Гиперактивность: как быть? / Л. Пасечник// Дошкольное воспитание. - 2007. - №1 - С. 88 - 85.

Петроченко, М. Проблемы психологической работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью /М. Петроченко// Актуальные проблемы психологического знания . - . - № 1 - С. 37-41.

Перегуда, В.И. Особенности самоконтроля у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста: Автореферат диссертации канд. психол. Наук. Москва, 1994 г. - 26 с.

Романчук, О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей / О.И. Романчук/ Пер. с украинского. - М.: Генезис, 2010. - 336 с. - ISBN 978–5–98563–204–0

Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - СПб.: Речь, 2010. - 348 с. - ISBN 5–9268–0341–1

Семенова, И.С. Психолого - педагогическая помощь семье, воспитывающей «особого» ребенка / И.С. Семенова//Справочник старшего воспитателя. - 2008. - №7. - С. 33 - 37.

Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Метод замещенного онтогенеза / А.В. Семенович. - М.: Академия, 2010. – 474 с. - ISBN 978–5–98563–228–6

Серебренникова, О.Д. Особенности социального развития детей 6 - 8 - летнего возраста, воспитывающихся в семье и детском доме /О.Д. Серебренникова// Психолог в детском саду. - 2006. - №2. - С. 108 - 116.

Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки. Издательство. СПБ: Речь, 2000. - 220 с. - ISBN 5–9268–0010–2

Скворцов, И.А. Новые подходы к комплексной стимуляции статико – моторного и психоречевого развития детей с поражением центральной нервной системы / И.А. Скворцов, Т.Н. Осипенко// Проблемы детской неврологии. - Казань, 1991. - С. 45 - 47.

Таношенк, Н.И. Исследование особенностей эмоционального отношения ребенка к себе и окружающим людям / Н.И. Таношенк// Психолог в детском саду. - 2005. - №4. - С. 36 - 42.

Тищенко, Ю.В. Влияние семейных отношений на формирование самосознания ребенка / Ю.В. Тищенко, М.В. Иванков // Психолог в детском саду. - 2005. - №2 - С. 99 - 112.

Трошин, В.Д. Клинические варианты минимальных мозговых дисфункций у детей дошкольного возраста / В. Д. Трошин, А.М. Радаев, О.В. Халецкая, Г.М. Радаев//Педиатрия. - 1994. - №2. - С. 72 - 75.

Уэндер, П. синдром нарушения внимания с гиперактивностью / П. Уэндер, Р. Шейдер// Психиатрия/ Пер. с англ. - М.: Практика, 1998. – 485 с.

Федоренко, Е. Ресурсы работы с гиперактивными детьми / Е. Федоренко// Народное образование. - 2009. - №7. - С. 189 – 196.

Халецкая, О.В. Минимальная дисфуекция мозга в детском возрасте / О.В. Халецкая, В.Д. Трошин// Журн. неврол. и психиатр. Им. Корсакова. - 1998. - Т. 8 . - №9 - С. 4 - 8.

Чередникова, Т.В. Проверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов / Т.В. Чередникова. - Спб.: Речь. - 2007. - 304 с. - ISBN 5–9268–0304–7

Чухланцева, В.В. Анализ результатов экспериментальной методики коррекции психофизического состояния и эмоционально-поведенческой сферы детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью / В.В. Чухланцева// Вестник спортивной науки . - . - № 1 . - С. 63 - 65.

Шевченко, Ю. Развивающие игры для гиперактивных детей / Ю. Шевченко, М. Шевченко// Обруч. - 2000. - №1. - С. 8 - 10.

Эльконин, Д.Б. Особенности психического развития детей 6 - 7 летнего возраста / Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер. - М.: Педагогика. - 1998. – С. 26. / А. Ярыгина// Дошкольное воспитание . - . - № 3 - C. 76 - 80.


На природу происхождения, способы диагностики и методы лечения СДВГ сегодня существует масса полярных точек зрения. Однако большинство специалистов соглашается друг с другом в том, что один из важнейших способов помощи гиперактивным детям — психолого-педагогическая коррекция. Именно поэтому мы попросили специалистов-психологов, работающих с такими детьми и их семьями, ответить на основные вопросы родителей.

На вопросы отвечают:

Ирина БАРАНОВА | детский патопсихолог-диагност
Оксана АЛИСОВА | специалист по работе с гиперактивными детьми, педагог-психолог высшей квалификационной категории, руководитель психологического центра «Свет маяка»

Что такое СДВГ?
Ирина Баранова:
С точки зрения патопсихологии, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — это особое неоптимальное состояние ЦНС (центральной нервной системы. — Прим. ред.), при котором корковая часть головного мозга не вполне справляется со своей задачей: оказывать корректирующее влияние на подкорковую часть. В норме кора тормозит» подкорку, которая, образно выражаясь, побуждает человека «хотеть всего и сразу», добиваться своего силой, не дожидаясь подходящих условий. У детей с СДВГ процесс этой регуляции нарушается.

Чем отличается активный здоровый малыш от ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью?
И.Б.:
Отличить обычную детскую активность от гиперактивности не всегда бывает легко. Иногда может помочь следующий эксперимент: если поместить ребенка в ограниченное пространство с определенным набором игрушек и предметов, обычный малыш через какое-то время найдет себе занятие и сосредоточится на нем. Гиперактивный, скорее всего, этого не сможет — его внимание постоянно будет ускользать, ему трудно будет сконцентрироваться на определенном виде деятельности.
Основной метод диагностики СДВГ — наблюдение, и приведенный выше пример это подтверждает. Если вы замечаете, что малыш быстро устает и отвлекается, часто конфликтует, легко впадает в истерику, покажите ребенка специалисту. Возможно, это проявления СДВГ.

Можно ли заподозрить СДВГ в раннем возрасте? На что стоит обратить внимание родителям младенца и ребенка младшего возраста?
И.Б.:
Я считаю, что более-менее уверенно говорить о наличии у ребенка СДВГ можно только к семи годам. Ранее поведение ребенка и особенности его развития могут обуславливаться конституцией и индивидуальными темпами созревания — говоря простым языком, у ребенка еще просто незрелая психика. Применение серьезного медикаментозного лечения в этом случае может принести больше вреда, чем пользы. К тому же стоит помнить о том, что большинство детей дошкольного возраста активны и невнимательны — само по себе это не является патологией.
Однако вышесказанное совсем не значит, что расторможенного ребенка дошкольного возраста не надо показывать специалистам! Расторможенность (особенно в сочетании с другими нарушениями — моторными, речевыми) часто бывает следствием неврологической патологии, требующей коррекции, и совсем не обязательно это будет СДВГ. Поэтому задача специалиста — квалифицировать тип дефицита ЦНС дошкольника и найти способ помочь ребенку. Однако такой диагноз, как СДВГ, может появиться в карте не ранее, чем пациент достигнет семилетнего возраста. Это мое мнение как патопсихолога.

Каковы особенности развития эмоционально-волевой сферы при СДВГ?
И.Б.:
Эмоционально-волевая сфера этих деток характеризуется неустойчивостью эмоциональных состояний, эмоциональной лабильностью (быстрой сменой одних эмоций другими), высокой готовностью к любым вариантам вспышек, импульсивностью. При этом нередко можно наблюдать и высокую истощаемость аффекта, что уже близко к неврастении.

Каковы критерии диагностики СДВГ в России? Известно, что за рубежом этот диагноз ставит консилиум специалистов, а как дело обстоит в нашей стране? Требуется ли для подтверждения СДВГ проходить функциональную диагностику?
И.Б
.: В нашей стране официально опираются на критерии, описанные в рубрике F9* МКБ-10. Консилиум нужен и в России, как и при постановке любого другого спорного диагноза. Часто специалисты рекомендуют включать в комплекс обследования функциональные пробы (ЭЭГ, РЭГ, допплерометрию сосудов головного мозга, иногда МРТ в сосудистом режиме) и обследование глазного дна у окулиста.

Как дифференцировать СДВГ и другие состояния с похожими симптомами (ОВР, биполярное расстройство, тревожное расстройство и т.п.)?
И.Б.:
В двух словах не опишешь. Именно это и требуется от специалиста, и уровень его квалификации определяется в том числе и умением дифференцировать различные состояния со схожими симптомами.

Требуется ли при СДВГ медикаментозное лечение?
И.Б
.: Точнее будет говорить не о лечении, а о поддерживающей терапии. И только последствия этого синдрома или его осложнения требуют определенной медикаментозной коррекции — например, сосудистой или дегидратационной терапии. Как клинический психолог могу сказать, что при СДВГ, как правило, нужен комплексный подход — совокупность медикаментозного лечения и психологической коррекции.

Может ли диагноз СДВГ быть поставлен ребенку с умственностью отсталостью или ЗПР? Или этот диагноз предполагает сохранность интеллекта?
И.Б.:
Обычно этот диагноз ставят при сохранном интеллекте. В некоторых случаях у ребенка с СДВГ может наблюдаться задержка психического или психоречевого развития (ЗПР или ЗПРР), но не умственная отсталость.
Конечно, ребенок с умственной отсталостью может быть расторможен и невнимателен, также склонен к аффектам — подобные проявления нередки при различных нарушениях и отклонениях. Однако наличие отдельных симптомов не дает права говорить о СДВГ.

Есть точка зрения, что СДВГ-дети — это очередная ступень развития человечества (индиго-дети). Так все же чем считать СДВГ — заболеванием или индивидуальной особенностью личности?
И.Б.:
В этой ≪идеологии≫ я не сильна. Теоретически можно предположить, что СДВГ — это вариант мутации, формирующей ≪новый тип человека≫ с особым типом функционирования психики. Ведь таких детей немало — они, безусловно, влияют на общество и сами находятся в постоянном интенсивном развитии ≪в среде≫. Однако я информацией об особых достижениях таких людей не располагаю.

Какой режим дня рекомендуется для ребенка с СДВГ?
Оксана Алисова
: Родителям детей с СДВГ рекомендуют дома соблюдать четкий режим дня. Время приема пищи, выполнение домашних заданий, дневной и ночной сон — желательно зафиксировать в расписании основные, повторяющиеся изо дня в день события. Для дошкольников можно составить режим дня с помощью красочных привлекательных картинок и стараться ему следовать. Однако помните, что распорядок дня — это последовательное чередование различных видов деятельности, а не шантаж (≪если пообедаешь, будешь играть в компьютер≫). Если вы планируете куда-то выйти с ребенком, сообщайте ему заранее маршрут, а также заблаговременно обговаривайте все детали и правила поведения.

Если у ребенка с СДВГ есть способности в той или иной сфере (языки, математика и т.п.), каким образом их развивать? Ведь зачастую с нагрузками и требованиями спецшкол такой ребенок не справляется.
О.А.:
Если у малыша с СДВГ есть способности, их, конечно, стоит развивать так же, как и у любого другого ребенка. Важно помнить, что для гиперактивных ребят важна правильная организация занятий — то есть вредна не большая учебная нагрузка сама по себе, а некоторые способы обучения.
Ребенку с СДВГ сложно неподвижно сидеть целых 45 минут — соблюдение дисциплины для него является трудной задачей. Однако если не заострять внимание на ≪проблеме дисциплины≫, ребенок обычно работает довольно продуктивно и более спокойно себя ведет. Поэтому рекомендуется не обращать внимания на мелкие дисциплинарные нарушения — например, можно сидеть, поджав ноги, ≪мотать≫ ими под столом, вставать рядом с партой и т.п.

Полезны ли для ребенка с СДВГ занятия спортом? Если да, то какой вид спорта предпочесть? И что делать, если ребенок не способен соблюдать дисциплину во время тренировок?
О.А.:
Для ребенка с СДВГ занятия спортом, безусловно, полезны, однако не все виды спорта ему подойдут. Предпочтение стоит отдать плаванию, легкой атлетике, велоспорту, восточным единоборствам. Регулярные занятия спортом помогут ребенку в формировании навыков самодисциплины. Это является важнейшей задачей для детей с СДВГ, и речь здесь не столько о соблюдении ≪внешней дисциплины≫ на тренировках, сколько о развитии навыков самоконтроля (конечно, в данном случае многое зависит от тренера).
Что касается требований жесткой дисциплины на тренировках, то обычно они выдвигаются, когда ребенок профессионально занимается спортом и основной целью тренера становится достижение высоких результатов. У родителей детей с СДВГ должна быть другая задача — направить активность ребенка в управляемое конструктивное русло, поэтому небольшие отступления от дисциплинарных требований допустимы. Если у конкретного ребенка с СДВГ имеются серьезные проблемы с дисциплиной, тренер может воспользоваться системой правил и санкций, которая поможет регулировать отношения внутри группы.

Что должна включать в себя реабилитация при СДВГ? Какие мероприятия обязательны, а какие желательны? Перечислите, пожалуйста, комплекс мер, мероприятий и общие рекомендации для родителей ребенка с СДВГ.
О.А
.: Сопровождение семьи, в которой растет гиперактивный ребенок, включает два основных направления — воздействие на самого ребенка и работа с его окружением (родителями, воспитателями, учителями). Я попробую кратко охарактеризовать эти направления.
Психологическая работа с ребенком с СДВГ включает несколько направлений: терапия аффективно-личностной сферы (игровая терапия, арт-терапия и т.д.); поведенческая терапия, основными методами которой являются оперантные, когнитивно-бихевиоральные, а также формирование социальных навыков.
Оперантные методы — это подкрепление желаемых способов поведения с помощью материальных стимулов (фишек, жетонов) или отношения других лиц (внимание, похвала, подбадривание или совместная деятельность), т.е. социальное подкрепление. В качестве штрафных санкций используется ≪тайм-аут≫, отнятие фишек (жетонов).
Поведенческая терапия с использованием оперантных методов предполагает следующие правила последовательного подхода к детям с гиперкинетическим расстройством поведения:
1) Инструкции и указания для гиперактивных детей должны быть сформулированы ясно и кратко, а также по возможности наглядно продемонстрированы.
2) Последствия поступка ребенка должны наступать быстро — как можно ближе во времени к целевому поведению.
3) Штрафные санкции должны сочетаться с системой позитивных последствий.
4) Необходимо время от времени менять систему поощрительных стимулов и вознаграждений, т.к. у детей быстро наступает эффект привыкания.
5) Рекомендуется планирование и структурирование времени гиперактивного ребенка.

Оперантные принципы можно изложить в письменном виде, зафиксировав систему вознаграждений и штрафные санкции. Подобный подход может быть использован не только родителями, но и школьными учителями — как инструкция по реагированию на определенные способы поведения.
Когнитивно-бихевиоральные методы, в отличие от оперантных, базирующихся на внешнем контроле, направлены на развитие у гиперактивного ребенка навыков самоконтроля. Цель — научить ребенка регулировать собственное поведение, увидеть себя со стороны, стать менее зависимым от ситуации. Основной метод — самонаблюдение, самоинструктаж. Задача — изменить восприятие собственного поведения.
В пример можно привести тренинг самоинструктажа для импульсивных детей по Мейхенбауму. Основа этого метода — самовербализация (проговаривание) и самоинструктаж. ≪То, что люди себе говорят, определяет все, что они делают≫, — считал Мейхенбаум.
Терапия с помощью этого метода имеет определенную последовательность:
1) Определение проблемы (≪стоп, сначала подумаем, о чем вообще идет речь).
2) Управление вниманием и планирование (≪что я могу сделать? как я должен поступить?≫).
3) Управление реакциями — формулируются самоинструкции, которые, по сути, являются руководством к действию (≪я сделаю сначала так, а потом вот так).
4) Исправление ошибок (≪я ошибся, но можно попробовать сделать это по- другому≫).
5) Положительная самооценка (≪мне удалось сделать это хорошо≫).
Другим важным аспектом психокоррекционной работы с гиперактивным ребенком является формирование социальных навыков в группе. Необходимой и обязательной является работа с аффективно-личностной сферой (тревога, страхи, заниженная самооценка, агрессивность и др.). Данные проблемы можно решить с помощью игровой терапии, арттерапии, песочной терапии. В процессе терапии становится возможным научить ребенка дифференцировать свои чувства и находить социально приемлемый способ их выражения, способствовать формированию (развитию) новых личностных качеств (например, эмпатии).
Другие методы психолого-педагогической коррекции направлены на развитие дефицитарных функций гиперактивного ребенка. Психолог может помочь малышу преодолеть нарушения внимания и памяти, способствовать развитию наглядно-образного мышления и пространственного восприятия, улучшить зрительно-моторную координацию и тонкую моторику, помочь в формировании школьных навыков.
Важная составляющая сопровождения семьи с гиперактивным ребенком — это работа с его окружением. Сюда входит:
— работа с родителями гиперактивного ребенка, направленная на коррекцию отношений в семье и формирование адекватной системы воспитания;
— информирование учителей и воспитателей гиперактивного ребенка о сути СДВГ;
— обучение родителей и учителей эффективным способам общения с ребенком; помощь в выработке правил и санкций за их нарушение, определение обязанностей и запретов; налаживание обратной связи между психологом и участниками педагогического процесса.
Важно, чтобы родители допускали как можно меньше ошибок, воспитывая детей с СДВГ (подмена эмоционального внимания медицинским уходом, ≪крайности воспитания≫ — тотальный контроль или попустительство), обучили ребенка навыкам управления гневом. Поэтому помощь психолога важна и нужна семьям гиперактивных детей.
Формы работы могут быть разными в каждом конкретном случае: групповая или индивидуальная терапия, а также совместные занятия с ребенком. Наиболее эффективна семейная психотерапия, которая и должна быть основой психокоррекционной работы. И не только в случае СДВГ.

Как объяснить педагогам (воспитателям детского сада, школьным учителям, спортивным тренерам), что ребенок не избалован и невоспитан, а имеет объективные проблемы в эмоционально-волевой сфере?
О.А.
: С воспитателями, учителями, тренерами проводится психологическое просвещение о природе и симптомах синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Разъясняя особенности проявления синдрома во время пребывания ребенка в образовательном учреждении, одновременно проводят психологическую работу по изменению предвзятой позиции взрослого, считающего, что поведение ребенка носит осознанный характер, что он ≪делает все на зло≫. Педагогам стоит помнить, что те трудности, которые возникают при общении с гиперактивными детьми и их обучении, — проблемы не ребенка, а взрослого. И именно взрослые должны организовать среду так, чтобы ребенок мог благополучно адаптироваться и социализироваться.
И.Б .: В свою очередь могу сказать, что профессиональные психологи, которые сопровождают семью с таким ребенком, по личной инициативе встречаются с педагогами и объясняют им суть проблемы. Родители далеко не всегда могут это сделать уверенно и лаконично.

Какие проблемы возможны в младшем школьном и подростковом возрасте?
О.А.
: Что касается возможных проблем, то в младшем школьном возрасте основные трудности связаны с повышенной двигательной активностью — родителям и учителям бывает непросто ≪угомонить≫ таких деток. У гиперактивного ребенка нередко страдает успеваемость — проблема не в интеллекте, а в нарушении произвольного внимания. Маленькому школьнику бывает трудно сосредоточиться на определенном виде деятельности.
В подростковом возрасте на первый план выступают трудности в отношениях со сверстниками и взрослыми — у таких ребят высок риск формирования асоциального и антисоциального поведения.

Возможно ли компенсировать, преодолеть СДВГ? Какой прогноз будущего для таких детей?
О.А
.: Компенсация вполне возможна при правильно организованной окружающей среде и своевременной коррекции. Прогноз будущего вполне благоприятный.

Родители детей с СДВГ часто ощущают беспомощность, чувство вины и стыд, безысходность. Какой совет можно им дать?
И.Б
.: Будучи молодой матерью, я тоже испытывала все эти чувства. Однажды мне попалась книга Эды ле Шан ≪Когда ваш ребенок сводит вас с ума≫, которая очень помогла мне в тот момент. Главы из этой книги были перепечатаны в газетной статье под говорящим названием ≪Родительство не для трусливых≫. Мой совет —мужайтесь))))). И… просто любите своих детей несмотря ни на что. Наверное, иногда это самое сложное для большинства из нас.

* F9 — поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте:
F90
Гиперкинетические расстройства
F90.0
Нарушение активности внимания
F90.1
Гиперкинетическое расстройство поведения
F90.8 Другие гиперкинетические расстройства
F90.9 Гиперкинетическое расстройство, неуточненное

Что важно знать о воспитании гиперактивного ребенка
1. Общайтесь с ребенком мягко и спокойно.
2. Постоянно соблюдайте режим дня. Установите четкие границы дозволенного.
3. По возможности оградите ребенка от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач.
4. Устанавливая запреты, заранее оговаривайте их с ребенком. Помните, что запреты нужно вводить постепенно и формулировать в очень четкой и непреклонной форме.
5. Доведите до сведения ребенка, какие штрафные санкции последуют за нарушение того или иного запрета. В свою очередь, будьте последовательны при исполнении этих санкций.
6. Избегайте, запрещая что-либо ребенку, употреблять слова «нет» и «нельзя». Ребенок с СДВГ, будучи очень импульсивным, скорее всего, тут же отреагирует на такой запрет непослушанием или вербальной агрессией. Лучше дайте ребенку возможность выбора. Запрещая что-либо, говорите спокойно и сдержанно.
7. Хвалите ребенка за его успехи и достижения: удачное выполнение задания, проявленную усидчивость или аккуратность. Однако лучше это делать не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.
8. Используйте систему поощрений за хорошее поведение. Поощрения могут быть одномоментными и накопительными (например, жетоны).
9. Правильно давайте ребенку инструкции: помните, что они должны быть немногословны (не более 10 слов). За один раз дается только одно задание. Нельзя сказать ребенку: ≪Иди в детскую, убери игрушки, потом почисти зубы и ложись спать≫. Помните, что каждое последующее задание дается только после того, как выполнено предыдущее. Таким образом, сначала попросите ребенка убрать игрушки и только после того, как он это сделает, скажите, что пора отправляться чистить зубы. Выполнение каждой просьбы необходимо контролировать — однако следите за тем, чтобы ваши указания были выполнимы для ребенка.
10. В силу своей импульсивности таким детям трудно по первому требованию взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой. Поэтому, если вы хотите дать какое-то задание гиперактивному ребенку, сообщите о своих намерениях за несколько минут до начала новой деятельности.
11. Постарайтесь вместе с ребенком выявить, в какой области он наиболее успешен, и помогите ему наиболее полно реализовать себя в этой сфере. Это научит его самоуважению, а когда оно появится, то и сверстники не будут к нему негативно относиться. Попросите учителя (воспитателя), чтобы он хотябы иногда обращал внимание группы или класса на достижения вашего ребенка, пусть даже совсем небольшие.
12. Если ребенок суетится, ≪разбрасывается≫, перескакивает с одного на другое, помогите ему сконцентрировать внимание на том, что он делает, осознать это. Например, можно задавать ребенку простые вопросы: что это? какого это цвета (формы, размера)? что ты сейчас чувствуешь?

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: ГОГИЧЕСКИЕ ПЕДПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Тема: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

Выполнил:

Студент _2_ курса, _4_ семестр

Муратова Жанна Каиржановна

Тюмень, 2012

Тема:

Особенности взаимодействия воспитателя с гиперактивными детьми.

Цель:

Обеспечить социально-психологические условия успешной адаптации, реабилитации и личностного роста гиперактивного ребенка и его ближайшего окружения в образовательной среде.

Задачи:

    Своевременное выявление детей с синдромом дефицита внимания и с гиперактивностью.

    Организация и практическая помощь специалистам ДОУ в построении коррекционно-развивающей работе с гиперактивными детьми.

    Содействие полноценному личностному развитию детей на каждом возрастном этапе.

    Оказание информационной, консультационной и методической помощи родителям, педагогам, психологам.

Формы и методы работы:

    Мониторинговые исследования детей с синдромом гиперактивности.

    Индивидуальные и групповые занятия с детьми.

    Обучение педагогов ДОУ и родителей навыкам эффективного взаимодействия с гиперактивными детьми.

    Оказание методической помощи педагогам-психологам ДОУ в диагностике и построении коррекционно-развивающей работы с гиперактивными детьми.

  1. Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях доу Что такое гиперактивность?

"Гипер...” - (от греч. Hyper - над, сверху) - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный” пришло в русский язык из латинского "a tivus” и означает "действенный, деятельный”.

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Дети, которые имеют нарушения внимания и двигательную расторможенность, всегда были в центре внимания родителей, педагогов и исследователей. Потому что они - необычные дети, сложные для организации эффективного педагогического общения с ними. В настоящее время возникла необходимость комплексного подхода к решению данной проблемы именно в детском саду, так как максимальная выраженность проявлений синдрома совпадает с критическими периодами становления центральной нервной системы у детей: 3 года, 6-7 лет.

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)

Дефицит активного внимания:

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность.

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность:

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, на одних уроках он успешен, на других - нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

Для эффективной диагностики и коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности «традиционно» используется два основных подхода: медицинский и психологический .

Психологический подход учитывает особенности самоорганизации поведения гиперактивных детей и проблемы общения со взрослыми и свестниками, которые возникают из-за нарушения внимания и координации движения. Диагностика проводится по 3 параметрам

    Расстройства внимания и развития когнитивных функций (внимамания, памяти, мышления), степень развития учебных навыков.

    Двигательная расторможенность и импульсивность.

    Проблемы развития эмоциональной сферы и общения.

Кроме стандартных методик, используются нейропсихологические (графомоторные тесты «Дом, дерево, человек» и др., пробы на уровень развития произвольных движений А. Р. Лурия и Н.И. Озерецкого, тест Тулуз-Пьерона, экспресс диагностика памяти «Лурия-90)

На сегодняшний день проблема гиперактивности актуальна не только для специальных коррекционных, но и для других видов учебных заведений. Школьные психологи сталкиваются с тем, что ребенку диагноз гиперактивности чаще ставится по двум или нескольким признакам. А ведь заметим, что диагнозы ставят только врачи, все остальное может быть предположением, которое формируется в течение длительного наблюдения со стороны учителей, психологов и родителей ребенка.

Специалисты выделяют следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей:

Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.

Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.

Легкая отвлекаемость на посторонние предметы.

Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе).

Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает, не подумав, не выслушав до конца.

Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.

С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.

Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.

Неумение играть тихо, спокойно.

Болтливость.

Мешает другим, пристает к окружающим (вмешивается в игры к другим).

Часто складывается мнение, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома.

Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет острых впечатлений.

Проявление 8 признаков из всего предложенного списка дает основание предположить, что ребенок может быть гиперактивным. Признаки гиперактивности (симптомы1,2,9,10), невнимательности и отвлекаемости (симптомы 3, 6-8,12,13) и импульсивности (симптомы 4,5,11,14).Что такое гиперактивность или по-другому дефицит внимания?

Наиболее полное определение гиперактивности дает Монина Г.Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания:

"Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут, наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля. "

Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью и недостатком внимания, проявляются у ребенка уже в дошкольном детстве. Однако в этот период они могут выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатком внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому дети с признаками синдрома дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы.

Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и не редко, напротив, сменяется сниженной активностью, инертностью психической деятельности и недостатками побуждений (Раттер М., 1987).

В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. В настоящее время этиология и патогенез синдромов дефицита внимания выяснены не достаточно. Но большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов, в числе которых:

Органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и др.);

Перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксия новорожденного);

Генетический фактор (ряд данных свидетельствуют о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер);

Особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активирующих систем ЦНС);

Пищевые факторы (высокое содержание углеводородов в пище приводит к ухудшению показателей внимания)

Социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий).

Следовательно, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и учителей.

Важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться, что такой ребенок находится под наблюдением врача.

Для организации занятий с гиперактивными детьми психолог может использовать специально разработанные коррекционно-развивающие программы (Психогигиена детей и подростков, 1985).

В оказании психологической помощи гиперактивным детям решающее значение имеет работа с их родителями и учителями. Необходимо разъяснить взрослым проблемы ребенка, дать понять, что его поступки не являются умышленными, показать, что без помощи и поддержки, взрослых такой ребенок не сможет справиться с существующими у него трудностями.

Родителям нужно запомнить, что с такими детьми необходимо избегать излишней жалости и вседозволенности, а с другой стороны постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания гораздо более глубокое влияние, чем на здоровых детей. Родители также должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует от них больших усилий и огромного терпения.

В отношениях с ребенком придерживаться позитивной модели. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

Избегайте повторений слов «нет», «нельзя».

Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, что бы он мог его завершить.

Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашней работы и сна должно соответствовать этому распорядку.

Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующие воздействие.

Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных и шумных приятелей.

Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Давайте ребенку расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка.

Не менее ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителям. Выполнение некоторых рекомендаций психолога может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой.

Работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности;

По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;

Во время урока ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка – в центре класса напротив доски;

Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;

Учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;

Научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем;

Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске;

На определенный отрезок времени давать только одно задание;

Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы;

Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной разрядки: занятия физическим трудом.

И так, в работе с такими детьми можно использовать три основных направления: 1. по развитию дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля); 2. по отработке конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками; 3. при необходимости должна осуществляться работа с гневом.

Формирование произвольности у гиперактивных детей. (Из опыта работы с детьми 1–2-х классов в студии)

Орлова Светлана Вячеславовна , преподаватель доп образования

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе , Преподавание МХК и ИЗО

"Вечный двигатель", "Живчик", неутомимый, непоседа, шалун, клоун, неуправляемый, на уроках - рассеянный, невнимательный, качается на стуле, роняет ручки и карандаши и постоянно их собирает, - вот далеко не полный перечень отзывов педагогов по поводу гиперактивных детей. У окружающих создается впечатление, что эти дети не воспитываются родителями, что они живут в атмосфере вседозволенности. Хотя это чаще всего не так. В большинстве случаев их родители испробовали все возможные воспитательные меры, которые не принесли результатов или были эффективны на короткое время: "Мама, клянусь, я больше так не буду!" и через 5 минут опять то же самое: Родители гиперактивных детей, сохраняющие выдержку и ищущие пути помощи своим малышам, - низкий Вам поклон!