Болезни Военный билет Призыв

Кавказцы рассказывают о службе в армии. Даги или кавказская мафия в российской армии. Меры противодействия подобным проявлениям

Кавказцы в армии – притча во языцех еще со времен «Дикой дивизии». С горячими своенравными парнями не справлялись и советские военачальники. Только если еще десять лет назад их этническое самосознание не позволяло им стирать свои носки и мыть полы в казарме, то сегодня их религиозные чувства не позволяют им брить бороду, в соответствии с уставом. Межконфессиональный конфликт обостряется тем, что и воинское руководство поставлено не в самое удобное положение. КоАП, согласно новому принятому государственной думой закону «о защите чувств верующих», предполагает пополнить УК статьей «за воспрепятствование осуществления права на свободу совести и вероисповедания» и штрафовать по ней обычных граждан на 50 тыс. руб., а должностных лиц - на 100 тыс. руб. О том, как сталкиваются религиозные принципы военнослужащих с уставом армии, читайте в материале корреспондента «Кавказской политики».

Борода в армии - это чисто дань традиции. Первым приказал брить бороды в армии Александр Македонский - персы хватали его солдат за бороду, что не лучшим образом сказывалось на исходе боёв. Вот с тех пор и повелось.

В Российской армии бороду разрешается носить - опять же в силу традиции - только офицерам флота. Наверное потому, что им не приходится участвовать в рукопашных схватках.

Брить или не брить, быть или не быть

Начальник отдела военкомата ХМАО по городу Радужный Сергей Россомахин заявил о росте ваххабитских настроений среди призывников с Северного Кавказа. Он признал наличие многочисленных проблем с ними во время военной службы. По словам Россомахина, он получал инструктаж не призывать в армию уроженцев Северного Кавказа и москвичей.

«Открытое неповиновение приказам командиров, навязывание национальных обычаев, противоречащих уставу, отказ от обследования в ПНД и от прохождения хирурга. Солдаты отказываются бриться, потому что считают себя истинными мусульманами. Вдобавок к этому, большинство молодежи (с Кавказа) подвержено идеям ваххабизма», - сообщил газете «Сургутская трибуна» начальник отдела военного комиссариата ХМАО-Югры по городу Радужному Сергей Россомахин.

Впервые подобное заявление прозвучало три года назад. Военный комиссар Челябинской области Николай Захаров заявил, что не будет «призывать» кавказцев. Подобные меры якобы должны снизить этническую напряжённость в армии, создаваемую призывниками из северокавказских республик.

Однако нововведение привело к тому, что план по призыву для остальных регионов пришлось увеличивать. «Первой ласточкой» в 2010 стало заявление от 1 апреля военного комиссариата Дагестана, что наряд весеннего призыва для республики сократился с 2000-4000 до 400 человек По сей день нет точной и достоверной информации, существует ли в самом деле распоряжение из Генштаба, однако проблема национальных конфликтов в армии стоит и в самом деле давно и не только из-за внешнего вида. Нарушением режима несения воинской службы, по воинскому уставу является и пятикратная молитва, включающая в себя громкий призыв к молитве - азан, расцениваемый командирами, как подача голосового сигнала в неурочное время.

Хочу служить, прислуживаться тошно

Северный Кавказ, в общем, и Дагестан, в частности, всегда отличал высокий набор в ряды российской армии и, если, к примеру, в северных или центральных регионах России, призывники «отстегивали» за возможность уклониться от службы, то дагестанцы платили как раз за возможность в нее попасть. Особо рьяные даже прибегали к нетрадиционным способам. Муслим Абдулаев вспоминает, как четыре года назад для того, чтобы быть призванным в армию уехал в Воронежскую область и прописался у дяди. «Когда я пришел в военкомат, военком решил, что я сумасшедший. Так удивился, что начал уговаривать в армию не идти. Долго не мог понять, что происходит, даже к психиатру отправил», - со смехом вспоминает он. На службу попал в Мурманск, но проблем кардинальных там не испытывал. Ему как служащему флота не запрещали носить бороды, да и на подлодке сама атмосфера службы другая. «Ну и я не перегибал. Я же там один мусульманин был. Менял банки тушенки из пайка на гречку или что-то другое, сослуживцы даже радовались. Но может, если бы у меня была поддержка, я бы тоже стал права качать», - говорит Муслим.

Везет немногим. Немногие также готовы «прогнуться под систему». Ранее для решения подобных конфликтов российские военачальники предлагали моноэтнические подразделения. Однако это, равно как и вообще отказ от призыва уроженцев северокавказских республик, лишь повод обратиться в Конституционный суд России. Попытку решить проблему сделали дагестанские парламентеры. В свете новой национальной политике в армии, предлагаемой Шойгу, 11 депутатов от Дагестана написали обращение к новому министру обороны с просьбой увеличить призыв из республики в 2013 году до 35 тысяч человек! По их версии, это позволило бы направить энергию молодых дагестанцев в мирное русло.

Попытки связаться с военным комиссариатом Дагестана и получить их объяснения в ответ на выпады не удалось «Военком дал приказ не давать никаких комментариев по этому поводу, - сказала девушка на том конце провода. - Вся информация только в ответ письменное обращение, ответ будет также дан в письменной форме» , но ответа на отосланный факс не последовало.

Война и мир

На самом деле, подобные конфликты характерны не только для российской армии. 29-летний Менахем Стерн, ортодоксальный раввин из бруклинского района Краун-Хайтс- военный священник, его победа над армейской рутиной состоит в том, что после почти трех лет борьбы ему разрешили служить, не сбривая бороды. Согласно уставу американской армии, служивый также должен быть тщательно выбрит.

Неопровержимы лишь цифры, по официальным данным, в нынешнем году в российскую армию призовут 153 тысячи человек. Из Чечни служить будут только 300 срочников, а из Дагестана – 800. Хотя каждый год в этих республиках на воинский учет встают до 10 тысяч молодых людей.

Есть и другие официальные данные Министерства обороны РФ, по ним, количество преступлений в армии растет, причем каждое четвертое преступление в армии связано с насилием. И нередко это насилие происходит на национальной почве. В первом полугодии 2012 года количество общеуголовных преступлений в Российской армии впервые превысило количество воинских.

В прошлом году было призвано порядка 16,5 тыс. солдат-срочников из республик Северного Кавказа, и поступают жалобы на то, что «распределение их в войсках неравномерное». А как сделать его равномерным? «Солдатские матери» требуют отправлять в каждую часть по одному призывнику с Кавказа. Частей в России раз примерно 16 тысяч, то есть ровно по одному как раз и получается. Однако отправлять кавказцев по одному тоже опасно - вдруг будут обижать, тоже на национальной почве?

Мы научились останавливать конфликты, но не решать их и пока мы этому не научимся, никогда не будет примирения. Основная проблема остается прежней – само общество не готово идти на компромиссы.

Дайджест


В Советской армии, куда в отличие от армии Российской империи, призывали всех, кавказцы тоже выделялись в общей армии военнослужащих. Солдат-кавказцев в СА некоторые современные эксперты, например, Александр Храмчихин, называют «представителями проблемных национальностей». Из-за высокой рождаемости в период Советского Союза количество кавказцев в стройбате, железнодорожных и мотострелковых войсках росло, и к обычной дедовщине добавились еще и землячества.

Сегодня тема призывников с Кавказа, особенно из Дагестана, как никогда актуальна, это - одна из горячих и всегда востребованных экспертных и журналистских тем.

Если представители всей остальной России косят от армии всеми возможными способами, то для кавказских юношей служба все еще считается важнейшим элементом мужской культуры. Меня удивил один мой знакомый, Джафар, только что защитивший на «отлично» диплом в Московской государственной юридической академии. Перед ним открываются неплохие перспективы и в Москве, и на родине, но он твердо заявил, что хочет пойти служить в ВДВ. «Армия - это занятие, достойное мужчины. Я хочу в ВДВ, потому что это элитные войска. У меня нет никаких страхов и сомнений, - сказал мне Джафар, отвечая на мой вопрос, не настораживает ли его кавказофобия, которая есть в армии, - в Москве тоже не любят кавказцев, но это не помешало мне здесь учиться».

Рождаемость в республиках Северного Кавказа гораздо выше, чем в стране, что в совокупности с фактором восприятия службы как части того, что на Кавказе называется «быть мужчиной», приводит к постоянному увеличению доля выходцев с Кавказа в рядах Российской армии.

Кавказцы, как признают даже самые скептически настроенные к ним военные эксперты, как правило, отличные солдаты, они относятся к службе серьезнее, чем сослуживцы других национальностей.

Но если кавказцы образуют в подразделении землячество, то подразделение очень быстро утрачивает управляемость и, соответственно, боеспособность. Впрочем, справедливости ради надо вспомнить, что несколько лет назад два контрактника-дагестанца (старшина Мухтар Сулейменов и сержант Абдула Курбанов), служившие в погранвойсках, ценой своих жизней уничтожили одного из самых знаменитых главарей чеченских боевиков Руслана Гелаева.

В последнее время в российской армии прогремело несколько конфликтов на национальной почве. В 2009 году случился инцидент на Балтийском флоте с участием дагестанских призывников - дагестанцы выложили телами матросов слово "KAVKAZ".

Через год произошла массовая драка с участием выходцев с Кавказа в подмосковной воинской части. Аналогичный инцидент случился в Пермском крае, где 120 военнослужащих из северокавказских республик проявили неповиновение приказу. В военном городке поселка Кряж в Самарской области дагестанский дембель с земляками устроил налет на казармы разведроты. Два десятка кавказцев избили и ограбили 18 срочников. К разрешению некоторых конфликтов привлекали мусульманское духовенство.

Число таких эпизодов можно продолжить. Дошло до того, что в марте руководитель военной прокуратуры Сергей Фридинский прямо заявил, что сегодня в казармах «наводят свои порядки национальные банды», имея в виду прежде всего солдат с Кавказа. А в апреле военный комиссар Челябинской области Николай Захаров сделал сенсационное заявление о том, что теперь в ряды российской армии для снижения межэтнической напряженности в армейской среде не будут призывать выходцев из северокавказских республик. При этом чиновник сослался на соответствующее распоряжение из Генштаба. Хотя Министерство обороны публично отмежевалось от заявлений Захарова, очевидно, что челябинский военком отразил, возможно, отзвуки того, что обсуждается наверху.

Отрицать межэтнические конфликты в российской армии было бы смешно. И сегодня вопрос о том, может ли стать ли армия инструментом, формирующим у призывников с Северного Кавказа лояльность, уже давно не праздный, а кричащий.

С одной стороны, армия - это отражение того, что происходит в государстве. Призывники повторяют тот тип отношения к кавказцам, который и так уже существует - это либо откровенная кавказофобия, либо позиция «пустить все на самотек». В итоге вакуум власти заполняется земляческими сообществами, культивирующими неуставные взаимоотношения, в которых сила заменяет закон.

Как интегрировать северокавказских призывников? Как навести порядок в казармах? Как вернуть армии ту репутацию социального лифта, которым она обладала для наших отцов в 1950-1960е?

Солдаты-мусульмане российской армии на молитве. Фото с сайта http://www.islamnews.ru/news-28372.html

Тем более, что после военной реформы 2008-го года и сокращения срока военной службы до одного года специалисты прогнозируют, что главной проблемой неуставных отношений в армии станет не дедовщина, а землячества.

Для этого нужна трудная кропотливая и нудная работа, которая только и может преодолеть замкнутость отдельных дагестанских, кабардинских, ингушских или балкарских частей. Понятно, что тема создания моноэтнических кавказских формирований отпадает сразу - она вообще поставит под сомнение институт армии как механизм, интегрирующий в единое целое жителей одной страны. Об опасности бунта в таких частях, даже дислоцированных далеко от Кавказа, тоже писалось довольно много.

Мне кажется, возможны два одновременных направления работы - укомплектование армии профессиональными офицерами и контрактниками, а также учет особенностей менталитета разных народов, представителям которых предстоит служить вместе. Опыт Российской империи, со всеми его издержками, но опыт, в котором учитывался прежде всего конфессиональный (а не национальный) аспект, в этом случае был бы неоценим…Кстати, с конца 2010 года в Адыгее действует новшество - солдатам-мусульманам воинских частей, дислоцированных в Майкопе, разрешается посещать в пятницу Соборную мечеть в г. Майкопе для совершения коллективного намаза. Об этом подписана договоренность между ДУМ РА и КК и командованием этих частей.

Преамбула
Из волка не сделаешь пса (слова из кавказской песни)

Известный и очень уважаемый мной публицист Пётр Акопов написал статью под названием "Российская армия способна вырастить новую элиту кавказских республик" . Вот адрес оригинала: http://vz.ru/politics/2016/4/12/805011.html . Это пока единственный раз, когда я с ним не согласен, во всяком случае - с заголовком.

Мое мнение по этому поводу таково.

У Российской армии не получится сделать элиту кавказских республик какой-то принципиально иной, более правильной или "больше лучше", как это не получилось ни у советской, ни у имперской армий. Одно дело, когда речь идет о неких обязанностях в плане призыва на действительную службу, другое дело, когда кто-то надеется на что-то в связи с этим. Выдумывать себе надежду на то, что послужив в армии, "кавказцы" станут более пророссийскими или чуть больше начнут уважать Россию и русских категорически не стоит. Связано это с тем, что методы светского национального государства не работают в родо-племенном обществе исламского толка.

Методы из национального государства не работают в родо-племенном обществе

Мой личный опыт нахождения в кавказской информационной среде утвердил меня в мысли, что исламские народы Северного Кавказа не собираются отказываться от архаичности устройства своего общества, не собираются каким-либо образом меняться "на российский манер" (им больше нравится "арабский манер"). Их устраивает свое сегодняшнее особое положение в российском государстве и это психо-идеологическое состояние им выгодно, как ментально так и материально. Особый статус "тех кого нельзя трогать потому, что убьют-покалечат" и "все равно меня диаспора отмажет" - это то, что нужно "кавказскому" большинству.

Если уж что-то и способно серьезно повлиять на кавказские социумы так это продолжительный труд в сельском хозяйстве или на промышленном производстве.

Чем меньше в "кавказце" полуразбойника-полубандита-полувоина-полуспортсмена - тем лучше.

"Кавказец"-труженик - хорошо, "кавказец"-воин - плохо

Близость к оружию, жизнь по-военному образцу, ореол воина - все это потворствует той самой сложившейся у горских народов в конце 19-века, а это усложняет интеграционные процессы, изменяет русло общественных течений и влияет на вектор формирования смыслов. Только совместное проживание и совместный мирный, обыденный труд с русскими могут серьезно повлиять в лучшую сторону на сегодняшних "кавказцев", но именно это сегодня и не делается, а один-два года службы в армии ровным счетом ничего не меняют.

На данный момент, "кавказцы" очень хорошо осознают что они являются раздражающей социально-общественной проблемой в России, что государство идёт на поводу у их капризов и страшилок и пытаются по-максимуму выжать из этого дивиденды. Являясь, по-сути, хулиганами государственного масштаба, они научились отжимать "ништяки" посредством тактики запугивания и стратегии вечного недовольства. Особенно хорошо это получается у Чечни, которая является лидером общественного мнения на Северном Кавказе, которой тайно завидуют окружающие Чечню горские национальные республики и чье нарочито-демонстративное "купание в золоте" и "пацанское прокидывание Кремля" вселяет надежду на то, что так вольготно и по-горски получится жить у любого "кавказца".

"Кавказцам" в России все должны, все обязаны

Недовольство и обиженность регулярно и очень грамотно поддерживается в кавказской блогерской среде посредством ЖЖ и Facebook. Среди "кавказцев"-блогеров существует особый сорт писателей, которые поддерживают свой социум в напряженном состоянии. Есть люди, которые ежедневно, методично и целенаправленно "окучивают" эту тему, создают фейковые аккаунты, формируют мнимое общественное мнение, занимаются коллективной обработкой ума тех "кто сбился с пути истинного кавказца".

Конкретное общественное мнение и религия
в разы сильнее абстрактной государственной или национальной идеи

Любой отслуживший в армии, чуточку обрусевший, "кавказец" будет практически моментально перекован обратно в "правильного кавказца" под влиянием настроений в своей информационной среде. По этому, не надо надеяться на то, что новая российская армия, создаст новых "кавказцев" или, наконец-то, сделает из "кавказцев" имиджевых горцев.

Почти тотальное ошкуривание русских, которое началось после кончины Сталина в 1953 году и резко ускорилось после хрущевского "разоблачения культа личности" в 1956 году, привело к их деморализации-депассионаризации и в конце концов увенчалось самопредательской Русской Катастрофой-1991. Все эти процессы происходили на моих глазах, особо впечатлила массовая случка русских девушек с темнокожими южанами на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году, и как реакцию на распространяющуюся эпидемию шкурничества следует рассматривать мой текст "Устав нрава" (1965), из-за которого меня стали считать "фашистом" и изгнали из рядов КПСС и из политики. А я просто вижу дальше, чем другие, и бью тревогу. В своё время древние евреи, выведенные Моисеем из Египетского пленения, тоже после ухода их сурового Вождя предались шкурному соблазну Золотого Тельца потреблядства и тоже погибали бы, как русские ныне, если бы Моисей не вернулся и не учинил бы Большую Чистку в еврейском стане и не вернул бы народ на истинный путь богоизбранничества (Исход 32). Горько признавать, но редкие нынешние русские юноши способны постоять за себя. Зато кавказцы и отчасти монголы (калмыки, буряты) сохранили готовность к самопожертвованию, без которой вообще-то народ нежизнеспособен, и не могут не доминировать над ошкуренными и потому рассыпанными русскими солдатиками в российской армии. Поэтому многие кавказские юноши воспринимают призыв как подарок - они идут в армию с уверенностью, что не пропадут, а испытают радости доминирования (не говоря о неплохом довольствии и о поборах-дани с русских сослуживцев). Не офицеры и не попы спасут русскую молодежь от жалкой нынешней участи, а лишь (как было всегда и везде в истории) несколько сплоченных орговиков "длинной воли", нацеленных на наведение порядка в стране и на глобальную экспансию (аналог "Нового Моисея"). - Оригинал взят у pohabij_oplueff в В армию - за взятку

Взятки в военкоматах - общее место. Но есть нюанс: если по всей России семьи призывников собирают деньги на подношение военкому, чтобы "отмазать" чадо от срочной службы, то на Кавказе - наоборот. Родственники относят взятку в военкомат, чтобы отправить призывника в войска. А тех служить не берут! Уже не первый год. Нет, у себя дома, на Кавказе, часть молодых людей срочную службу всё-таки проходит. И на сверхсрочную остаются - помните, во время Пятидневной войны с Грузией были такие батальоны "Восток" и "Запад"? Достойные в них служили вояки. Но в расквартированные по всей России части кавказцев служить не зовут. Почему? Читаем новости: Новобранцы из регионов Северного Кавказа не будут призываться в российскую армию в 2012 году из-за борьбы с дедовщиной и землячеством , сообщил журналистам в понедельник высокопоставленный представитель Минобороны России (отсюда ). Да, я служил в армии в конце восьмидесятых, и могу подтвердить, что несколько чеченцев или дагестанцев в части - это головная боль офицеров и боль физическая - от регулярных побоев - значительной части солдат. "Земляки" ведут себя чаще отвязно, чем лояльно. Если горец уважает своего офицера - будет порядок. Но если нет - могут вломить ему так, что звёздочки из погон повылетают. Знаю, о чём говорю, не раз наблюдал такое в подмосковном стройбате. Очень непросто служить с чеченами и дагестанцами. Но ведь и те кавказцы, кого не берут в армию отдать долг Родине, - они наши . Граждане России. А защита Отечества - это не привилегия гражданина. Это его священный долг. На самом деле, вариантов масса. Хотите гарантированно избежать неуставных отношений - можно создать особые подразделения горцев с офицерами-горцами во главе - и отправить их хоть в Сибирь, хоть на Дальний Восток. Ребята пойдут, не откажутся. Можно... да много чего ещё можно придумать, используя российский исторический опыт. Вот только в Минобороны то ли не могут этого, то ли не хотят. Говорят, что призыв новобранцев с Кавказа возобновят в следующем году. Что-то такое говорят уже не первый год. Обещают. Но всё никак не возобновят. Забывая при этом, что привычка отдавать воинский долг своей Родине - России у горских народов может и атрофироваться за ненадобностью. Не хочу каркать о возможных последствиях такой атрофии...