Болезни Военный билет Призыв

Конформизм и уровень моральной зрелости. Негативные формы девиантного поведения

Конформизм – это нравственно-психологическое и нравственно-политическое понятие, которое подразумевает приспособленческую позицию в социуме, бездейственное принятие наличествующего социального устоя, политического режима. Кроме того, это готовность разделять господствующие взгляды и убеждения, соглашаться с общим настроем, распространенным в обществе. Также в качестве конформизма расценивается и отказ от борьбы с превалирующими тенденциям, даже при внутреннем их неприятии, самоустранение от осуждения различных аспектов политической действительности, и социально-экономических реалий, неготовность излагать собственные взгляды, нежелание нести персональную ответственность за совершенные деяния, слепое подчинение и безотчетное следование всем требованиям и директивам, исходящим от государственного аппарата, религиозной организации, семьи.

Социальный конформизм

Всякий социум состоит из групп, которые представляют собой объединение субъектов, имеющих общие морально-ценностные ориентиры и цели. Социальные группы классифицируются на средние, малые и большие в зависимости от количества ее участников. Каждая из таких групп устанавливает собственные нормы, поведенческие правила, установки.

Феномен конформизма современные исследователи рассматривают с четырех точек зрения: психологической, социологической, философской и политической. Поскольку они разделяют его на явление в общественной среде и конформное поведение, которое является психологической особенностью личности.

Считается, что социальный конформизм личности представляет собой рабское (некритичное) принятие и бездумное следование мировоззрениям, господствующим в конкретном социуме, общественным стандартам, массовым стереотипам, авторитетным убеждениям, обычаям и установкам. не пытается идти против превалирующих тенденций, даже внутренне не принимая их. Человеческий субъект воспринимает социально-экономическую и политическую реальность абсолютно некритично, не выказывает никакого желания выражать собственные взгляды. Таким образом, социальный конформизмом называется отказ нести персональную ответственность за содеянные поступки, бездумное подчинение и безотчетное следование общественным установкам, требованиям партии, религиозной общины, государства, семьи. Такое подчинение часто объясняется менталитетом либо традициями.

Э. Аронсон и С. Милграм полагают, что конформизм человека является феноменом, возникающим при присутствии или отсутствии нижеприведенных условий:

— он усиливается, когда задание, необходимое для выполнения, довольно сложное, либо индивид несведущ в выполняемой задаче вопросе;

— степень конформизма зависит от размера группы: она становится наибольшей при сталкивании индивида с одинаковым мировоззрением трех и более субъектов;

— индивидуумы, имеющие подвержены воздействию коллектива в большей степени, нежели люди с завышенной;

— если в коллективе есть специалисты, члены его являются значимыми людьми, если в нем есть индивиды, которые относятся к одинаковому социальному кругу, то конформность возрастает;

— чем сплоченнее коллектив, тем большей властью над своими членами она обладает;

— если у субъекта, отстаивающего собственную позицию или сомневающегося во мнении остальных членов группы, обнаруживается минимум один союзник, то конформизм снижается, то есть тенденция к подчинению натиску группы падает;

— субъект, обладающий наибольшим «весом» (социальным статусом), характеризуется и наибольшим влиянием, поскольку ему легче давить на других;

— субъект более склонен к конформизму, когда ему необходимо выступить перед остальными членами коллектива, чем, когда он излагает свою позицию письменно.

Конформизм характеризуется связью с определенными типами поведения. Согласно С. Ашу, понятие конформизм подразумевает под собой сознательный отказ индивида от значимой для него мировоззренческой позиции и дорогих взглядов для улучшения адаптационного процесса в группе. Конформное поведенческое реагирование показывает степень покорности индивида мнению большинства, давлению лиц, обладающих наибольшим «весом» в социуме, принятия им установленного стереотипа поведения, морально-ценностных ориентаций коллектива. Противоположным конформизму считается самостоятельное поведение, устойчивое к групповому натиску.

Выделяют четыре типа поведенческого реагирования.

Внешний конформизм человека представляет собой поведение, при котором индивид принимает только внешне установки и мнения группы, на уровне самосознания (внутренне), он не согласен с ними, но не говорит вслух об этом. Данная позиция считается истинным конформизмом.

Внутренний конформизм личности возникает, когда субъект в действительности принимает, усваивает мнение группы и абсолютно согласен с ним. Таким образом, проявляется высокая степень внушаемости личности. Описываемый тип считается приспосабливающимся к группе.

Негативизм обнаруживается, когда индивид любыми способами противится групповому натиску, активно отстаивает собственную позицию, всячески выражает независимость, приводит аргументы, спорит, устремлен на результат, при котором его собственные взгляды станут мировоззренческой позицией большинства. Данный поведенческий тип свидетельствует о нежелании субъекта приспосабливаться к социальной группе.

Нонконформизм проявляется в самостоятельности норм, мнений, ценностей, независимости, невосприимчивости групповому прессингу. Этот поведенческий тип присущ самодостаточным индивидуумам. Другими словами, такие личности не изменяют собственному мировоззрению и не навязывают его окружению.

Существует такое понятие как социально одобряемое поведение, то есть чистый конформизм в обществе. Люди, относящиеся к категории «чистый конформист» стремятся максимально соответствовать групповым нормам и социальным установкам. Если вследствие ряда обстоятельств им сделать это не удается, то они чувствуют себя неполноценными личностями (комплекс неполноценности). Часто такие нормы и установки бывают противоречивыми. Одно и тоже поведение может быть позволительно в определенной социальной среде, а в другой – наказуемо.

Вследствие этого возникает путаница, которая ведет к целому ряду разрушительных процессов для . Поэтому считается, что конформисты в большинстве своем нерешительные и неуверенные люди, что очень затрудняет их коммуникативное взаимодействие с окружающими. Нужно понимать, что всякий индивидуум в различной степени является конформистом. Нередко проявление данного качества очень хорошо.

Проблема конформизма заключается в выборе людей, когда они делают его стилем собственного поведения и образом жизни. Таким образом, конформистом именуют личность, которая подчиняется социальным устоям и требованиям общества. Отталкиваясь от этого, можно заключить, что любой индивид имеет отношение к описываемому понятию, поскольку в разной степени придерживается групповых норм и социальных устоев. Поэтому не нужно считать конформистов бесправными членами социума. Конформисты сами выбрали эту поведенческую модель. В любое время они могут ее изменить. Исходя из этого – следующий вывод: конформизм в обществе представляет собой жизненную модель поведения, привычный стиль мышления, подвергающийся изменению.

Конформизм малой группы характеризуется наличием плюсов и отрицательных аспектов.

Групповой конформизм положительные черты:

— сильная сплоченность группы, особенно это проявляется в кризисных ситуациях, поскольку конформизм малой группы помогает успешнее справляться опасностями, коллапсами, катастрофами;

— простота в организации совместной деятельности;

— сокращение времени адаптации в коллективе нового человека.

Однако групповой конформизм несет в себе также и отрицательные аспекты:

— индивид утрачивает способность принимать самостоятельные решения и умение ориентироваться в незнакомых для себя условиях;

— он способствует формированию тоталитарных государств и сект, появлению геноцида или массовых убийств;

— рождает различные предубеждения и предрассудки, направленные против меньшинства;

— уменьшает способность привносить весомый вклад в научно-культурное развитие, поскольку искореняется творческая идея и оригинальность мышления.

Феномен конформизма

Описываемый феномен конформизма был открыт в пятидесятых годах прошлого столетия С. Ашем американским психологом. Это явление играет ключевую роль в общественном устройстве, поскольку представляет собой один из инструментов, отвечающих за формирование и принятие коллективного решения. Любой социальный коллектив обладает некоторой степенью терпимости, которая имеет отношение к поведению его участников. Каждый член социальной группы может отходить от установленных норм до определенных рамок, при которых не подрывается его позиция, а чувству общего единства не наносится ущерб. Поскольку всякое государство заинтересовано в сохранении контроля над населением, оно относится к конформизму положительно.

Зачастую в тоталитарных государствах конформизм характеризуется культивированием и насаждением господствующей идеологии средствами массового информирования и иными службами пропаганды. При этом в так называемом «свободном мире» (демократических странах), где культивируется индивидуализм, нормой также является стереотипность восприятия и мышления. Всякий социум стремится навязать каждому своему члену жизненные стандарты, модель поведения. В условиях всемирной политико-экономической и культурно-религиозной унификации и интеграции понятие конформизм обретает новый смысл – он начинает выступать в качестве стереотипа сознания, который воплощается в одной фразе: «Весь мир так живет».

Необходимо отличать конформизм как явление от конформности, которая представляет собой личностное качество, обнаруживаемое в стремлении демонстрировать зависимость от группового мнения и давления в разных ситуациях.

Конформизм характеризуется тесной связью с важностью условий, при которых осуществляется групповое воздействие на субъекта, со значимостью группы для личности и уровнем группового единства. Чем выше уровень выраженности перечисленных характеристик, тем ярче эффект группового натиска.

В отношении к социуму, феномен негативизма, то есть выраженное устойчивое сопротивление социуму и противопоставление себя ему, не представляет собой противоположность конформизма. Негативизм считается отдельным случаем проявлением зависимости от социума. Противоположностью понятию конформизм является самостоятельность личности, автономность ее установок и поведенческих реакций от социума, устойчивость к массовому воздействию.

На уровень выраженности описываемого понятия конформизм оказывают воздействия нижеприведенные факторы:

— пол человека (конформизму подвержены больше женщины, нежели мужчины);

— возраст (черты конформизма чаще наблюдаются в юном и старческом возрастном периоде);

— социальное положение (индивиды, занимающие более высокий статус в социуме менее подвержены групповому влиянию);

— физическое состояние и психическое здоровье (усталость, плохое самочувствие, напряженность психики приумножают проявление конформности).

Примеры конформизма можно найти в большом количестве в истории войн и массовых геноцидов, когда обычные люди становятся жестокими убийцами, вследствие того, что не могут противостоять прямому приказу убить.

Отдельного внимания заслуживает такой феномен как политический конформизм, который является способом приспособленчества и характеризуется пассивным признанием существующих устоев, отсутствием собственной политической позиции, бездумным копированием любых политических поведенческих стереотипов, властвующих в этой политической системе. Приспособленческое сознание и конформистское поведение активно формируется в условиях некоторых политических режимов, таких как: тоталитарный и авторитарный, в которых общей чертой является стремление индивидов не высовываться, не отличаться от основной серой массы, не ощущать себя личностью, поскольку за них подумают и сделают, так как нужно добрые властители. Конформистское поведение и сознание является типичным для этих политических режимов. Итогом такого сознания и приспособленческой модели поведения становится потеря индивидом своей неповторимости, самобытности и индивидуальности. Вследствие привычного приспособленчества в профессиональной сфере, в деятельности партий, на избирательном участке у индивида деформируется способность принимать самостоятельные решения, нарушается творческое мышление. Результат – люди приучаются бездумно выполнять функции и становятся рабами.

Таким образом, политический конформизм и приспособленческая позиция губят на корню зарождающуюся демократию и являются показателем недостатка политической культуры у политических деятелей и граждан.

Конформизм и нонконформизм

Группа, оказывая давление на субъекта, вынуждает его следовать устоявшимся нормам, подчиняться интересам группы. Таким образом, проявляется конформизм. Индивид может оказывать сопротивление такому давлению, проявляя нонконформизм, а может подчиниться массе, то есть выступить конформистом.

Нонконформизм – это понятие включает стремление индивида соблюдать и бороться за собственные взгляды, результаты восприятия, отстаивать свою модель поведения, которая прямо противоречит господствующей в данном социуме или коллективе.

Нельзя утверждать однозначно, что один из этих типов взаимоотношений субъекта с коллективом является верным, а другой нет. Бесспорно, что основная проблема конформизма заключается в изменении модели поведения личности, поскольку индивид будет осуществлять действия, даже осознавая их неправильность, потому что большинство делает это. Одновременно с этим очевидно, что создание сплоченной группы без конформизма невозможно, поскольку баланс во взаимоотношениях между группой и индивидом не может быть найден. Если личность пребывает в жестких нонконформистских отношениях с коллективом, то полноценным его членом он не станет. В последствие ему придется покинуть группу, так как конфликт между ними будет нарастать.

Таким образом, главные черты конформизма – это уступчивость и одобрение. Уступчивость проявляется во внешнем следовании требованиям социума при внутреннем несогласии и неприятии их. Одобрение обнаруживается в сочетании поведения, отвечающего социальному прессингу, и внутреннего принятия требований последнего. Другими словами, уступчивость и одобрения являются формами проявления конформизма.

Воздействие, которое массы оказывают на поведенческую модель индивидов, не является случайным фактором, поскольку исходит из весомых социально-психологических предпосылок.

Примеры конформизма можно увидеть в эксперименте социолога С. Аша. Он поставил задачу перед собой выяснить характер воздействия группы ровесников на ее члена. Аш применил метод подсадной группы, заключающийся в предоставлении неверной информации членами группы в количестве шести индивидов обоих полов. Эти шесть человек давали неправильные ответы на вопросы, заданные экспериментатором (об этом экспериментатор заблаговременно с ними договорился). Седьмой член данного коллектива индивидов не был информирован об этом обстоятельстве, поскольку в данном эксперименте играл роль испытуемого.

В первый черед экспериментатор задает вопрос первым шести участникам, затем – непосредственно испытуемому. Вопросы имели отношение к длине разных отрезков, которые предлагалось между собой сравнить.

Участники опыта (подставные шесть человек) утверждали по договоренности с исследователем, что отрезки между собой равны (вопреки наличия бесспорной разницы в протяженности отрезков).

Тем самым испытуемый индивид ставился в условия зарождения конфликта между собственным восприятием действительности (длины отрезков) и оцениванием той же действительности окружающими его членами группы. Вследствие чего перед испытуемым возникал нелегкий выбор, не подозревая о договоренности экспериментатора с товарищами, он должен или не поверить собственному восприятию и оценке увиденного, или опровергнуть точку зрения группы, фактически противопоставить себя всей группе. В ходе опыта выявилось, что в основном испытуемые предпочитали «не верить очам своим». Они не желали противопоставлять собственное мнение точке зрения группы.

Такое принятие испытуемым явно ошибочных оценок длины отрезков, которые давали при нем остальные участники процесса, рассматривалось в качестве критерия подчинения испытуемого индивида группе и обозначалось понятием конформизм.

Конформизму подвержены индивиды, имеющие средний статус, малообразованные лица, подростки, люди, нуждающиеся в социальном одобрении.

Конформизм часто противопоставляется нонконформизму, но при более обстоятельном анализе между этими моделями поведения выявляется очень много общих черт. Нонконформное реагирование, как и конформное, обусловлено групповым прессингом, является зависимым от давления большинства, хотя и реализовывается в логике «нет».

Реакциям нонконформизма и конформизма в значительно большей степени противоположно явление самоопределения личности в социуме.

Также учеными отмечается, что нонконформное и конформное поведенческое реагирование чаще встречаются в социальных группах с низким уровнем социального развития и психологической сформированности, и, в основном, не присуще членам высокоразвитых просоциальных групп.

Конформизм во взаимоотношениях между членами группы проявляется в виде так называемого общественного влияния на человека.

Группа оказывает давление на человека, требуя от него следования групповым нормам, правилам, требуя подчинение интересам группы. Человек может сопротивляться данному давлению, то есть проявлять нонконформизм , а может уступить группе — подчиниться, т.е. выступить конформистом .

Нельзя однозначно утверждать, что один тип отношений человека с группой верный, а другой нет. Очевидно, что конформизм может приводить к тому, что человек, даже осознавая неверность своих действий, осуществляет их, потому что группа делает это . В то же время очевидно, что без конформизма не может быть создано сплоченной группы, не может быть установлен баланс во взаимоотношениях между человеком и группой. Если человек стоит на жестких нонконформистских позициях, то он не сможет стать полноценным членом группы и на определенной между ним и группой вынужден ее покинуть.

Так как конформизм во взаимоотношениях человека с группой, с одной стороны, выступает условием интеграции индивида в группу, а с другой — может порождать негативные последствия как для окружения, так и для группы в целом и данного индивида в частности, важным является выяснение того, какие факторы и в какой мере требуют от члена группы делать уступки общественному влиянию.

Характер решаемых задач оказывает заметное влияние на степень конформизма в поведении человека. Если задачи четко не определяемые , если они не имеют однозначного ответа, то они заставляют человека , выполняющего их, больше поддаваться влиянию группы .

Характеристика группы также оказывает большое влияние на развитие у человека конформизма по отношению к требованиям группы. Единодушие в групповом поведении усиливает степень влияния группы на человека. Человеку легче возражать или не соглашаться, если кто-то еще в группе имеет мнение, отличное от группового . На конформизм в поведении человека в группе оказывает влияние число членов группы. Если в группе пять человек, то единодушие оказывает сильное влияние на индивида. Дальнейший рост числа членов группы слабо сказывается на увеличении влияния группы на человека.

Желание подчиняться влиянию со стороны группы напрямую зависит от личностных отношений между членами группы, их симпатий и антипатий, дружбы и т.п. Чем лучше личные отношения между членами, тем выше степень конформизма в их поведении в группе и тем выше степень конформизма в их поведении в группе и тем выше возможность общественного влияния на членов группы.

Конформизм — подчинение группе

Влияние, которое социальные группы оказывают на поведение индивидов, является не случайным фактором. Оно основано на серьезных социально-психологических предпосылках. В специальном эксперименте американского социолога Соломона Эша ставилась задача выяснить характер влияния группы сверстников на ее члена. Психологом был применен метод подставной группы, который заключался в том, что члены группы — шесть человек обоего пола — давали заведомо неверные ответы на вопросы экспериментатора (о чем экспериментатор заранее с ними договорился). Последний же, седьмой член данной группы, не был осведомлен об этом обстоятельстве и играл роль испытуемого в данном эксперименте.

Вначале вопрос экспериментатора был адресован первым шести членам группы, затем — испытуемому. Вопросы касались относительной длины различных отрезков, которые предлагалось сравнивать между собой. На картинке, показанной членам группы, были изображены три отрезка, причем два отрезка были одинаковой длины, а третий — меньше, чем два других (не намного, но вполне различимо). Участники эксперимента (шесть членов группы) по договоренности с экспериментатором утверждали (вопреки очевидной разнице в длине отрезков), что отрезки равны между собой.

Тем самым испытуемый экспериментально ставился в условия возникновения конфликта между своим восприятием реальности (длины отрезков) и оценкой той же реальности окружающими его лицами, членами его социальной группы, перед нелегким выбором. Не подозревая о «сговоре» экспериментатора с его товарищами по группе, с которыми его связывали тесные отношения, он должен был либо опровергнуть мнение группы, фактически выступить против нес, противопоставить себя в такой ситуации всей группе, либо не поверить самому себе, своему восприятию того, что он видит, и собственной оценке увиденного. Выявилось, что значительный процент «жертв» подобного эксперимента предпочли «не верить глазам своим», но не противопоставлять свое мнение мнению группы.

Подобного рода согласие испытуемого с явно неверными оценками длин отрезков, которые давались при нем другими участниками группы, рассматривалось как критерий подчинения испытуемого группе, подчинения, обозначаемого понятием конформизм. Конформизм есть подчинение индивида мнению большинства, безусловное согласие с позицией окружающих, независимо от того, соответствует ли это оценке самого лица, отказ от собственного мнения, принятие позиции социальной группы независимо от соответствия такой позиции своим ощущениям, логике, принятым нормам или морально-этическим стандартам.

В эксперименте российского психолога А. П. Сопикова обследованию подверглись ученики обоего пола в возрасте от 7 до 18 лет. При проведении эксперимента члены группы и испытуемый подбирались из одного класса. Выводы экспериментатора были следующими: а) имеет место явный факт группового давления (оно сказалось на поведении 550 человек); б) все люди в той или иной степени конформны (подчиняются даате- нию группы); в) конформизм — фундаментальное социально- психологическое явление, не исчезающее, если от него хотят освободиться; г) конформизм в сложных вопросах выше, чем в простых; л) конформность у людей варьируется в зависимости от рода их постоянных занятий; с) с возрастом конформность уменьшается и становится у данного человека с 15-16 лет постоянной.

Следовательно, социальная группа, во-первых, является носителем социальных ценностей, в том числе определенных норм поведения, и, во-вторых, служит источником принуждающего влияния, направленного на обеспечение соответствия поведения членов группы указанным нормам.

Принуждающее влияние часто (в случаях непосредственного общения) может быть связано с так называемым эффектом внушения. Экспериментально доказано, что внушение, направленное на члена коллектива, намного превосходит воздействие на относительно изолированную личность. В первом случае на личность действует не только первоисточник внушения (например, руководитель), но и каждый член группы. Поэтому мнение группы и обладает большей силой, чем мнение его отдельных членов. Несколько человек, объединенных в группу, действуя совместно, коллективно оказывают на соответствующего индивида гораздо большее воздействие , чем в случаях, когда те же люди пытаются повлиять на такого индивида, действуя изолированно, по одиночке.

Два следующих принципиальных момента предопределяют конформизм как реакцию индивида на влияние группы:

нормативное влияние группы: подчинение ее нормам, боязнь быть отвергнутым группой, потерять ее поддержку, стремление заслужить одобрение группы, опасение быть изгнанным, стать чужим и т. д. Конформизм повышается с ростом интенсивности внутригрупповых связей;

информационное влияние: стремление в условиях неочевидности, неясности ситуации положиться на мнение других, обладающих, предположительно, более надежной информацией. Конформизм тем выше, чем сложнее, чем более неоднозначна, неопределенна оцениваемая лицом ситуация.

Конформизм и уровень моральной зрелости

То обстоятельство, что конформное поведение не представляет собой наивысшую форму социального повеления, находит подтверждение в социально-психологическом эксперименте американского исследователя Л. Колберга.

Экспериментатор предварительно выделил и сформулировал шесть ступеней достижения человеком моральной зрелости:

  • первая ступень — поведение индивида определяется повиновением и стремлением избежать страданий;
  • вторая ступень — индивид ориентируется на удовлетворение собственных физических потребностей;
  • третья ступень — поведение индивида производно от выполняемой им в межличностных отношениях роли и связано с желанием заслужить одобрение тех лиц, с которыми он связан этими отношениями (конформизм);
  • четвертая ступень — индивид стремится укрепить власть группы, утвердить групповые правила;
  • пятая ступень — человек стремится укрепить социальные нормы, общественные обязанности и права личности;
  • шестая — самая высокая ступень моральной зрелости — индивид руководствуется универсальными принципами совести и социальными идеалами.

Вслед за определением признаков, по которым можно различить указанные уровни моральной зрелости, исследователем с помощью специальной методики были выделены две полярные группы подростков: одна — с самым высоким, другая — с самым низким уровнем моральной зрелости. Затем экспериментатор дал указание каждому из подростков из обеих групп включить электрический ток, якобы подключенный к одному из подростков. Из обстановки эксперимента было видно, что удар током должен быть явно болезненным для «подключенного» к проводу подростка — «жертвы» эксперимента. (На самом деле ток не включался и «жертва» была в сговоре с экспериментатором, имитируя острые болевые ощущения.)

Из группы морально зрелых подростков почти две трети (76%) отказались выполнить это указание экспериментатора (причинить боль своему товарищу), т. с. проявили не конформное, но морально ориентированное поведение. Из числа морально незрелых отказались его выполнить только 13% подростков. Иными словами, чем выше моральная зрелость человека, тем ниже степень его конформности. Одновременно экспериментально подтвердилось, что высокая степень конформности личности более присуща индивидам с относительно невысоким уровнем моральной зрелости и, с другой стороны, что с ростом уровня морали индивидов уменьшаются элементы конформизма в их поведении.

Степень конформности

Нормы определенной группы представляют собой лишь один из взаимодействующих элементов системы «личность-группа». К числу иных взаимодействующих элементов относится социальная ситуация, в которой находится индивид. Последнее в свою очередь связано с его принадлежностью к той или иной социальной общности, зависит от конкретных характеристик этой общности. Степень конформности в поведении лица в рамках социальной группы зависит от двух основных факторов: 1) основы, которая предопределяет включение индивида в социальную группу; 2) социально-психологического механизма, действующего в группе, который оказывает влияние на поведение се членов.

В качестве общего принципа можно указать, что чем сильнее у индивида желание отождествить себя с социальной группой, тем конформней его поведение, т. е. тем в большей степени его поведение подчиняется нормам, правилам поведения, которые реально воплощены в поведении членов данной группы. Степень конформности поведения зависит также от того, в какой мерс такое поведение вознаграждается группой или в какой мере неконформное поведение порицается, наказывается.

В свою очередь реакция социальной группы на отклонения в поведении ее членов от разделяемых этой группой норм зависит как от внутренних (для данной группы), так и от внешних факторов. К числу внутренних факторов относится степень единства группы, степень единства разделяемых ее членами позиций, взглядов, установок. Важным фактором служит также значение соблюдения той или иной нормы в поведении членов группы для существования самой группы. Группа оказывает тем большее давление, подчиняя поведение ее членов определенным нормам, чем большее значение имеют такие нормы для сохранения группы, для зашиты се коллективных интересов. Чем выше степень единства взглядов и позиций членов группы, тем выше вероятность выявления отклоняющегося от нормы поведения и тем чаше вознаграждается конформное поведение.

Различные социальные группы требуют от своих членов различного рода поведения — более конформного или менее подчиняющегося групповым нормам. Первичные группы — семья, тесная группа постоянно общающихся лиц и т. д. — обычно не удовлетворяются внешним конформизмом, т. е. формальным соблюдением определенных норм поведения.

Для первичных групп, в рамках которых происходит постоянное и интенсивное взаимодействие, характерно стремление обеспечить полное единство мнений, позиций, социально-психологических ценностей. Это не случайно, поскольку такого рода максимальный конформизм жизненно важен для функционирования этих групп, а разлад в их деятельности чаще всего начинается с разъединения ценностей, т. е. появления у различных членов такой группы различных оценок, позиций, мнений. Здесь может крыться источник конфликта и появления отклонений в поведении.

Каждая социальная группа обладает определенной степенью терпимости в отношении поведения се членов, а каждый член такой группы позволяет себе определенную степень отклонений от норм группы, которые, однако, не подрывают позицию индивида как члена группы, не наносят ущерб его чувству единства с группой. Конфликты же во взаимоотношениях членов группы могут возникать именно в силу перехода кем-либо из них границ терпимого отношения.

Деиндивидуализация

Существенным негативным результатом влияния, производимого группой на ее члена, является эффект обезличивания (деиндивидуализации). Обезличивание проявляется в утрате лицом осознания самого себя как автономной, самостоятельной личности, отказ от самостоятельной оценки своих поступков. В свою очередь, эффект обезличивания произволен от протекающего в группе процесса социального умножения интенсивности поведения индивидов (так, одновременное усилие нескольких лиц, действующих сообща, много выше, чем простое сложение той силы, которую каждый из них проявил бы, действуя в одиночку), а также значительного размывания индивидуальной ответственности («все так делали»).

Суммарным последствием подобных процессов является возможность совершения индивидами в группе поступков, маловероятных или кажущихся невозможными для их совершения теми же индивидами в одиночку. Ясно социальное значение эффекта деиндивидуализации, обезличивания, утраты индивидом сознания своей автономности, утраты способности действовать вопреки всем.

Социальное умножение интенсивности поведения связано с экспериментально подтверждаемым феноменом: одновременное совершение совместно осуществляемых действий (либо просто наличие других вовлеченных в данную ситуацию лиц) повышает эмоциональное возбуждение, обеспечивает взаимное заражение настроением, взаимно усиливает устремление к достижению результата. В подобных условиях также утрачивается чувство личной ответственности, что открывает дорогу для актов крайней жестокости, группового вандализма, насилия и иных форм агрессивного поведения. Личность теряет себя, растворяется в групповых эмоциях и чувстве групповой безответственности.

Конформное поведение по приказу

Особой разновидностью конформного поведения является автоматическое подчинение человека команде лица, обладающего (по мнению такого человека) властным авторитетом. Экспериментально было доказано, что в значительном проценте случаев люди в состоянии причинить боль, страдание, даже посягнуть на жизнь другого, единственно руководствуясь своим представлением о том, что отдающий такой приказ имеет на это право. При этом собственная оценка человеком содержания такого приказа устраняется, как устраняются и такие сдерживающие мотивы, как чувство жалости, требования морали и т. д.

В эксперименте американского исследователя С. Милгрэма испытуемым предлагали обучить другое лицо запоминанию списка парных слов. При неверном ответе испытуемым предлагалось подвергнуть такое лицо вначале слабому удару электрическим током. При повторном неверном ответе каждый раз силу удара током предлагалось увеличить. На самом деле электрический ток отсутствовал, «обучаемый» был помощником экспериментатора, и каждый раз он лишь изображал страдания, якобы причиняемые ударом тока. Шкала силы удара током простиралась от слабого до сильного и очень сильного (от 15 до 450 вольт). «Обучаемый» вначале стонал, затем кричал, требовал прекратить эксперимент, а затем, при очень сильном ударе замолкал. Но и это не останавливало испытуемых. Автоматическое подчинение испытуемых авторитету экспериментатора вплоть до нанесения «обучаемому» удара током напряжением в 450 вольт проявили в эксперименте Милгрэма 63% испытуемых. При этом сами испытуемые никак не зависели от экспериментатора, в любой момент они могли свободно отказаться от продолжения эксперимента. Подчинение авторитету в подобном эксперименте смоделировало картину конформного преступного поведения, совершения преступления по приказу.

Конформизм - стремление личности к согласованию своих мнений и действий с мнениями и действиями членов группы.

В исследованиях группового давления и конформизма проблема взаимодействия индивидов и малой группы предстает как проблема влияния большинства членов группы на поведение отдельных индивидов или меньшинства.

Выделяют 2 вида данного понятия:

Уступчивость - проявляется в демонстрации внешнего согласия, не затрагивающего истинные позиции человека.

Одобрение- действительное преобразование установок человека.

Факторы, влияющие на степень конформизма:

Характеристика личности (возраст, пол, культурные различия, профессиональная деятельность и т.п.)

Характеристика группы, оказывающей давление. Как правило, если группа до пяти человек, то мнения могут различаться. Если в группе более пяти человек, то проявляется конформное поведение членов группы.

Характеристика проблемы: чем сложнее задача или проблема, тем восприимчивее члены группы.

Характер взаимоотношений индивида и группы: на уровень конформизма влияет статус индивида.

Люди проявляют конформизм вследствие информационного влияния и вследствие нормативного влияния, то есть проявляют конформизм, так как не хотят быть отвергнутыми.

Классическим примером конформизма является ситуация "Голого короля" Г.-Х. Андерсена.

Власть в группе удерживать легче, если сама группа оказывает на своих членов постоянное давление, направленное на то, чтобы их действия, мысли и ценности совпадали со среднегрупповыми. В условиях изменчивой и неоднозначной социальной действительности самое простое решение этой проблемы для отдельного человека состоит в том, чтобы придерживаться коллективных истин ("если ты не можешь делать, что тебе нравится, пусть тебе нравится то, что ты делаешь"). Более того, в том, кто отклоняется от нормы, начинают видеть источник социальной угрозы, и потому большинство начинает оказывать на него давление - давление конформности - в виде насмешек, социального осуждения или даже прямого отторжения "отклоняющегося" лица.

Конформность здесь понимается как соответствие некоему признанному или требуемому стандарту. Конформность (конформные реакции) как усвоение определённых групповых норм, привычек и ценностей в общем случае является необходимым аспектом социализации личности, но социально-психологические механизмы такого усвоения и степень автономии личности по отношению к группе бывают различными.

Давление конформности сказывается на человеке особенно сильно, если он:

Нуждается в одобрении или поддержке;

Недостаточно верит в себя;

Испытывает тревогу.


Примером может служить классический эксперимент Эша, 1951. В комнате 7 испытуемых, которые сравнивают между собою по длине два одинаковых отрезка. Шесть (подсадных) человек дают неправильный ответ. Седьмой является истинным испытуемым. В этой ситуации 77% дали неправильный ответ хотя бы один раз, а 33% систематически соглашались с неверным мнением группы.

Давление конформности отсутствует, если "подсадной" один, и достигает максимума, когда их 5-8. В малой группе оно проявляется только при отсутствии социальной поддержки у испытуемого (достаточно ввести в группу хотя бы одного согласного с испытуемым, и оно исчезает).

Эксперименты показывают, что сильнее всего давление конформности сказывается в небольших группах подростков. В 12-13 лет ему подвержен каждый второй, с 19 и до смерти - каждый третий.

Давлению конформности, осуществляемому в масштабах всей страны (различные тоталитарные режимы), противостоять значительно труднее. Здесь, в большой группе, количество людей, подверженных ему, гораздо больше, чем 1/3. Люди начинают искренне менять свой образ мыслей и действий, теряя собственное лицо.

Проблеме социального влияния меньшинства посвящено значительное количество преимущественно европейских экспериментальных исследований, свидетельствующих, что относительно немногочисленная часть общности, отстаивающая противоречащие общепринятым взглядам, может изменить и изменяет позицию большинства. По-разному интерпретируя феномен такого влияния, авторы единодушны в одном: не обладая ни властью, ни априорным авторитетом, меньшинство прямо и косвенно воздействует на умонастроение и поведение большинства, а итоги этого воздействия, в конечном счете, сопоставимы с глубиной влияния самого большинства на меньшинство.

Основные факторы:

Последовательность в доказательстве своего мнения.

Уверенность в своей правоте и аргументированность высказываний.

Наличие отступников со стороны большинства.

Последствия влияния меньшинства:

Появление инноваций.

Наличие разногласий в группе приводит к появлению большего разнообразия предлагаемых решений.

В исследованиях С. Московичи испытуемым (группе из 6 человек) предлагали вслух определить цвет и интенсивность окраски, проецируемых на экран диапозитивов. Двое членов группы – подставные лица – в течение всего эксперимента называли синий цвет слайдов зеленым. Однако по результатам эксперимента было зафиксировано влияние оценок, даваемых меньшинством, на оценки остальных членов групп. Около 10% неосведомленных испытуемых давали оценки, совпадающие с подставными. Когда испытуемым предъявлялся последовательный ряд оттенков между синим и зеленым цветами, в экспериментальной группе испытуемые, чаще воспринимали предъявляемый им цвет как зеленый, чем в контрольной группе, члены которой не контактировали с подставным меньшинством. При этом наиболее часто смещение оценок в пользу меньшинства проявлялось у тех испытуемых, которые во время эксперимента наиболее энергично сопротивлялись мнению большинства.

Из деловой практики можно привести в пример ситуацию такого плана: в рабочий коллектив, который и будет представлять собой малую группу, приходит новый человек, индивид. В коллективе есть некоторые правила и установки, к примеру, все ходят обедать не в столовую, предусмотренную организацией, а в небольшое кафе напротив. Человек, который возможно не считает, что решение группы неверно и считает это необязательным, скорее всего, направится обедать со всеми. В данной ситуации индивид подвергается нормативному влиянию и не хочет быть отвергнутым остальными членами группы.

Список литературы.

Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред. В.Н. Лавриненко-5 изд. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы.- М.: Аспект-Пресс, 2001.

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1996.

Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник.- М.: ООО «ТК Велби», 2003.

Аронсон Э. Общественное животное.- М.: Аспект-Пресс, 1998

Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - СПб.: Речь, 2000.

http://de.ifmo.ru/--books/0062/4.html

Общество - совокупность самых разных групп людей: больших и малых, дружественных и враждебных, постоянных и временных, профессиональных и религиозных, национальных и политических.

Они сильно различаются между собой. Некоторые группы малочисленны настолько, что фактически все их члены могут близко видеть друг друга в течение дня, наблюдать за действиями друг друга, постоянно общаться. Это малые группы, или группы личного контакта. Семья - самый наглядный пример такой группы.

Малая группа

Человек появляется на свет в малой группе (семья), и большая часть его жизни проходит в малых группах: ученический коллектив, спортивная команда, кружок, друзья, студенческий и производственный коллективы и т.д.

    Интересные факты
    Выяснилось, что численность всех человеческих групп на Земле превышает численность населения в 1,5- 2 раза. Так, на планете проживает 7 млрд человек, а количество групп, по оценкам специалистов, доходит до 8-10 млрд. И всё это возможно благодаря тому, что один человек может состоять сразу в нескольких группах: в семье, в классе, в кругу друзей, в школе танцев, в спортивном кружке и т.д.

    Для того чтобы попасть в одну группу, мы предпринимаем определённые усилия. Так, многие выпускники школ стараются попасть в институт, в университет и стать студентами. Другие группы нам выбирают родители, например музыкальную школу или кружок изобразительного искусства. Есть такие группы, которые мы не выбираем, их определяет судьба. Такова семья, состав которой лишь отчасти является результатом нашего выбора. Друзей мы можем выбирать и покидать по собственному усмотрению.

    В группе, т. е. сообща с другими, мы формируем свою личность и свои жизненные ценности. Здесь мы делимся друг с другом самым наболевшим, самым сокровенным, тем, чем с незнакомыми людьми никогда не поделимся.

    В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции. Человек нуждается в группе и зависит от неё. Он - член семьи, ученического коллектива, дворовой компании, спортивной секции и др. Люди выживают только сообща.

    Ученический коллектив - особый тип малой группы. Школьники живут дома и лишь на некоторое время собираются вместе в классе, где основная цель - научиться новым знаниям. В школе вы трудитесь, отдыхаете во время перемены, обедаете. Фактически как во взрослом трудовом коллективе на заводе или в банке. В ученическом коллективе у вас формируются обязательные отношения по соблюдению правил распорядка и необязательные - друг с другом. Их так и называют - дружеские отношения.

    Приведите примеры обязательных и дружеских отношений, характерных для ученического коллектива.

    Два друга - это тоже группа. Их сплачивает многое, в том числе общие интересы, а также наличие общей тайны или секрета. Ведь одно из неоценимых качеств дружбы - умение хранить тайну. Ребята сообщают другу «по большому секрету» свои маленькие тайны и требуют, чтобы тот их не оглашал. А если друг разболтал секрет, с ним могут рассориться. Он выдал вашу тайну, фактически предал ваше доверие. Отныне на него нельзя положиться в трудную минуту.

    Младшие школьники и подростки выбирают себе друзей, ценности и увлечения которых похожи на их собственные. Друзей выбирают преимущественно среди учеников своей школы, своего класса и, как правило, того же пола. Мальчики чаще дружат с мальчиками, а девочки - с девочками.

    Для подростка очень важным моментом является мнение о нём группы, к которой он принадлежит. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости.

    Межличностные отношения

    В малой группе возникает особый тип отношений - межличностные отношения. Только вдумайтесь в это словосочетание: отношения между личностями. То есть подростки - это уже личности.

    Малая группа состоит из людей, хорошо знающих друг друга. Постоянно общаясь между собой, что-то совместно делая, люди рассказывают о своих личных и семейных проблемах, горячо обсуждают школьные новости, отметки, внеклассные мероприятия, новые фильмы и т. д. Обсуждение вопросов, которые очень важны для людей, сближает их, создаёт между ними доверительные отношения.

    Учёные установили интереснейшую закономерность: то, как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе. Постарайтесь это обязательно понять и запомнить. Это - важнейший закон межличностных отношений. Если вы постоянно недовольны собой, ваше настроение и недовольство собой может передаваться другим. И они будут недовольны вами. Если у вас низкая самооценка, то и окружающие будут низко оценивать вас.

    В подростковых группах - ваших коллективах сверстников - стихийно формируются свои кодексы чести, нормы и правила для которых заимствуются из мира взрослых. Здесь высоко ценятся верность, честность и отрицательно относятся к предательству, измене, нарушению данного слова, эгоизму, жадности и т.д.

    Подростки жёстко оценивают сверстников, которые не имеют собственного мнения, не уважают себя, не умеют отстаивать свои интересы.

    Несмотря на стремление выделиться и отличиться от всех, в подростковых группах процветает конформизм - соглашательство со всеми. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. В вашем возрасте и чуть постарше подростки начинают носить одежду одного стиля и вида, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.

    В межличностных отношениях очень важно взаимопонимание, то, как складывается общение между членами малой группы. Не встречая взаимопонимания, мы становимся одинокими. А одиночество чаще всего то, чего больше всего боится человек.

      Подведём итоги
      Подросток, как и взрослый человек, является членом каких-либо малых групп: семья, школа, кружки, секции и т.д. В зависимости от взаимоотношений в группе подросток будет себя чувствовать там более или менее комфортно.
      Малые группы существуют на основе взаимопонимания, дружеских отношений, которые базируются на таких понятиях, как преданность, уважение, честность.

      Основные термины и понятия
      Группа, малая группа, межличностные отношения.

    Проверьте свои знания

  1. Объясните смысл понятий: «малая группа», «конформизм», «межличностные отношения».
  2. Какое значение имеет для подростков группа, в которую они входят? Подтвердите примерами свой ответ.
  3. Какие проблемы могут возникать у подростка в группе? Предложите способы решения этих проблем.
  4. Влияет ли подростковая группа на поведение каждого из её членов?
  5. Почему именно в группе рождаются нормы, правила, обычаи,традиции?

Практикум

  1. В какие группы вы входите? Назовите качества личности, которые ценятся в этих группах.
  2. Подумайте, в каких случаях подросток может противостоять групповому мнению (например, мнению одноклассников).
  3. Согласны ли вы с утверждением: «Группа, в которую входит подросток, придаёт ему уверенность в себе»? Обоснуйте свой ответ.
  4. Как вы понимаете утверждение: «Относись к другим так, как ты хотел, чтобы они относились к тебе»?
  5. Придумайте ситуации, раскрывающие особенности межличностных отношений.