Болезни Военный билет Призыв

Психологическое консультирование и психотерапия как виды психологической помощи: сходства и отличия. Психотерапия семьи. А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

Целью любого психологического вмешательства является изменение психического состояния и поведения индивида, в случае психологической помощи это устранение психологических проблем и нарушений поведения.

Психологическая помощь направлена на устранение психологических проблем и нарушений поведения посредством использования специальных научно обоснованных психологических методов

Выделяют различные виды психологической помощи, которые различаются целями, теоретическими ориентациями, лежащими в их основе, сферами применения, а также степенью профессионализма лица, которое эту помощь осуществляет. Важно понимать, что иногда психологическую помощь нам могут оказать и непрофессионалы родные и друзья, священнослужители и даже случайные знакомые, которым в данный момент небезразлично наше состояние. Кроме такой «стихийной» помощи, некоторые ее виды могут целенаправленно применять специально обученные добровольцы (Раздел 3).

В зависимости от основных целей помощи выделяют:
психологическое консультирование;
психотерапию;
психологическую коррекцию;
кризисное вмешательство;
психологическую реабилитацию;
психологический тренинг.

Психологическое консультирование ориентировано на помощь клиенту в разрешении определенной проблемной ситуации, дает возможность расширить его представления о различных аспектах своей личности, а также социального окружения.

Психотерапия ориентирована на улучшение психического состояния лиц, имеющих психические и поведенческие расстройства, устранение симптомов данных расстройств методами психологического воздействия.

Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие на определенные психические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.

Кризисное вмешательство экстренная психологическая помощь лицам, находящимся в кризисном состоянии (жертвы межнациональных конфликтов, стихийных бедствий, катастроф; люди, потерявшие близких и др.), направленная на профилактику развития психических расстройств и нарушений поведения.

Психологическая реабилитация помощь больному, ориентированная на максимально полное восстановление его способностей, повышение качества жизни, улучшение социальной адаптации, интеграцию в общество, предотвращение развития стойких нарушений личности и негативных изменений жизненного стиля.

Психологический тренинг выработка у клиента необходимых психологических и поведенческих навыков: преодоления стресса, разрешения конфликтов, принятия решений и т.п.

Психологическая помощь может оказываться как индивидуально, так и в группе (семейная, групповая терапия), а также в рамках целой организации (организационное консультирование).

В зависимости от сфер применения М. Перре и У. Бауманн предлагают выделять психологопедагогические, организационнопсихологические и клиникопсихологические интервенции.

Жестких границ между различными видами психологической помощи не существует, они основываются на использовании сходных методов воздействия. Это касается прежде всего психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии.

Разделение между ними является в значительной степени искусственным и обусловлено законодательными ограничениями тех функций, которые может выполнять психолог в лечебном учреждении:
«В это время [конец 1970х гг., прим. автора] психологи стали активно работать в области психотерапии, прежде всего групповой. Дискуссии о том, может ли психолог заниматься лечебной (психотерапевтической) работой, носили преимущественно теоретический характер, потому что на практике психологи не только хотели, могли и успешно реализовывали эту возможность, но и были в то время более подготовлены к такого рода деятельности, особенно в качестве групповых психотерапевтов. Но поскольку психотерапия является лечебной практикой, а ею по закону может заниматься только лицо, имеющее высшее медицинское образование, то распространение термина «психологическая коррекция» было направлено на преодоление этой ситуации: врач занимается психотерапией, а психолог психологической коррекцией. ... За рубежом более употребительным обозначением деятельности психолога в области психотерапии стал термин «психологическая психотерапия», в нашей стране «психологическая коррекция».

Из приведенной цитаты следует, что термин «психологическая коррекция» был введен с целью сделать более легитимной психологическую практику в клинике. Вместе с тем мы полагаем его использование вполне оправданным в тех случаях, когда речь идет о коррекции аномального развития.

Характер психологической помощи в значительной степени определяется теоретической ориентацией того или иного специалиста. В связи с этим американский психолог Р. Комер отмечает, что внутри профессиональной группы различий, вызванных теоретическими разногласиями, гораздо больше, чем, например, между врачами, клиническими психологами и социальными работниками, которые придерживаются одной концепции1. На сегодняшний день существует значительное количество направлений психологической помощи: психоанализ, бихевиоральная и когнитивно бихевиоральная терапия, экзистенциальная психотерапия, рациональноэмотивная терапия, гештальт терапия и др. Каждое из них определяется тем, что конкретно выдвигается в качестве основной причины возникновения психологических проблем у клиента и каковы основные характеристики здоровой, адаптированной личности. Важнейшие направления психотерапии будут рассмотрены в главе 1.4.

Одной из наиболее сложных на сегодняшний день задач является оценка эффективности психологической помощи. Самоотчетов пациентов, а также отчетов терапевтов недостаточно для точного определения достигнутых успехов. Дело в том, что и пациент, и терапевт, вложившие много сил в процесс лечения, склонны оценивать любые позитивные изменения в лечении как своего рода «воздаяние за труды»2. Кроме того, не всегда понятно, что использовать в качестве критерия успеха, через какое время после окончания терапии проводить измерения и, самое главное какие еще факторы повлияли на изменение состояния клиента.

Согласно немецкому психотерапевту В. Лаутербаху, наиболее исследованными в этом аспекте являются когнитивная и поведенческая психотерапия, клиентцентрированная психотерапия по К. Роджерсу, а также различные методы релаксации и гипноза. Результаты исследований свидетельствуют об их высокой эффективности. Заметим, что не включенные в этот перечень методы исследования также могут привести к желаемым результатам. Отсутствие сведений об успешности их применения в клинике во многом связано с теоретической ориентацией на идиографический подход к анализу данных (прежде всего это относится к различным классическим и современным направлениям психоанализа).

У. Бауманн и К. РейнеккерХехт отмечают, что исследование психологической помощи не должно ограничиваться только оценкой ее эффективности, необходимо подходить к данной проблеме дифференцированно, учитывать характер отношений между терапевтом и клиентом, техники терапии, особенности ее различных этапов1. Они предлагают использовать следующие критерии:
эффективность (наличие статистически и клинически значимых изменений, а также позитивные сдвиги, т.е. сдвиги, которые касаются широкого спектра ситуаций, отличаются устойчивостью, отсутствием негативных эффектов, т.е. ухудшение состояния, прекращение терапии и пр.);
рентабельность, т.е. разумное соотношение материальных и моральных затрат и пользы от оказания помощи;
степень удовлетворенности клиента;
теоретическая обоснованность.

Психотерапия как вид психологической помощи: понятие, цели и задачи. Междисциплинарные аспекты психотерапии: психотерапия и психологическое консультирование, психотерапия и психиатрия, психотерапия и психологическая коррекция. Модели психотерапии. Основные направления психотерапии. Формы психотерапии: индивидуальная, групповая, семейная. Квалификационные требования к психотерапевту. Возможности и ограничения использования психотерапии в деятельности практического психолога.

Психотерапия как вид психологической помощи:

Особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическимисредствами при решении возникающих у них проблем и затруднений психологического характера;

Средство, использующее вербальные методики и межличностные взаимоотношения с целью помочь человеку в модификации отношений и поведения, которые интеллектуально, социально или эмоционально являются негативными;

Длительное межличностное взаимодействие между двумя или более людьми, один из которых специализировался на коррекции человеческих взаимоотношений;

Персонализованная техника, которая представляет собой нечто среднее между техникой планируемых изменений отношений, чувств и поведения человека, и познавательным процессом, который, в отличие от любого другого, ставит человека лицом к лицу с его внутренними конфликтами и противоречиями.

Хотя и является довольно общим, но при этом в какой-то мере объединяет эти два подхода определение Кратохвила: "Психотерапия представляет собой целенаправленное упорядочение нарушенной деятельности организма психологическими средствами".

Фазами психотерапевтического процесса являются: показания , создание терапевтических отношений и объяснение целей , проигрывание терапевтического научения , оценка до и после окончания терапии .

Соответственно каждая из фаз имеет свои цели.

    Фаза «показания» имеет следующие цели:

    постановка диагноза;

    выбор метода терапии;

    при необходимости - медицинское обследование;

    информированное согласие.

Следующая фаза - «создание терапевтических отношений и объяснение целей» - направлена на:

  • ролевое структурирование;

    формирование ожидания позитивных изменений;

    объяснение этиологии в случае необходимости.

В фазе «проигрывания терапевтического научения» преследуются следующие цели:

  • овладение навыками и умениями;

    анализ мотивов поведения;

    реструктурирование образа «Я».

Целями в последней фазе психотерапевтического процесса являются:

  • психодиагностика достижения цели;

    гарантия результата.

Все указанные цели достигаются различными средствами:

1) интервью/анамнез;

2) личностные и клинические тесты;

3) проявление эмпатии;

4) пояснение «правил игры»;

5) терапевтический контакт;

6) применение психотерапевтических техник;

7) непрерывное наблюдение и оценка течения терапии;

8) диагностика и сокращение числа сеансов

Основные направления психотерапии.

За рубежом наибольшее распространение получили три психотерапевтических направления:

1. психоаналитическое;

2. бихевиористское;

3. экзистенциально-гуманистическое (недирективная психотерапия, гештальт-тера- пия и др.).

В отечественной психотерапии в последние годы выделяют следующие основные направления:

1. личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию (Карвасарский);

2. суггестивную психотерапию;

3. поведенческую психотерапию;

4. эмоционально- стрессовую психотерапию (Рожнов).

Существует практически необозримое количество классификаций психотерапевтических методов лечения. Одна из них, разработанная И. 3. Вельвовским и соавт. (1984), приводится ниже в некотором сокращении.

1. Психотерапия в естественном состоянии бодрствования (рассудочно-ассоциативные формы и приемы; эмоцией нально-питиетивные и игровые методы; тренировочно- волевые формы; суггестивные формы).

2. Психотерапия в особых состояниях высших отделов головного мозга (гипноз-отдых по К. К. Платонову; внушение в гипнозе; постгипнотическое внушение; различные формы аутогипноприемов; методы аутогенной тренировки; релаксация по Джекобсону; наркогипноз; гипносуггестия при электросне и др.).

3. Психотерапия при стрессе, вызванном: 1) психическим путем - испугом, острым положительным или отрицательным переживанием; 2) фармакологическими (никотиновая кислота и др.) или болевыми (долорин и др.) агентами; 3) физическими агентами (прижигание термокаутером); 4) “нападением врасплох”, посредством эфирной маски, по А. М.Свядощу, усиленным гиперпноэ, по И. 3. Вельвовскому и И. М. Гуревичу.

Из всего многообразия методов психотерапии среди практических врачей сейчас наиболее распространены следующие:

1. суггестивная психотерапия (внушение в состоянии бодрствования, естественного сна, гипноза, эмоционально-стрессовая психотерапия, наркопсихотерапия);

2. самовнушение (аутогенная тренировка, метод Куэ, метод Джекобсона);

3. рациональная психотерапия;

4. групповая психотерапия;

5. игровая психотерапия;

6. семейная психотерапия;

7. условно-рефлекторная психотерапия. Все чаще применяются психоанализ, траксактный анализ, гештальт-терапия и др.

Модели психотерапии.

В современной психотерапии существуют две модели: медицинская и психологическая.

В медицинской модели основной упор делается на знание нозологии, синдромологии, клинической картины расстройств. Основной мишенью такой модели является симптом, поиском и ликвидацией причины которого практически не занимаются.. Активность пациента сводится к минимуму – к вере во врача и проводимое лечение. Врач–психотерапевт в такой модели психотерапии занимает позицию эксперта, который лучше знает и понимает «наивного» пациента. Как известно, такая модель психотерапии была единственной в СССР, где не допускалось проникновения психологического понимания психотерапии, объявленного «буржуазным». Одним из проявлений этого факта являлось и является установление врачебной монополии на проведение психотерапии. К сожалению, до сих пор психологи могут осуществлять психотерапевтическую деятельность лишь под прикрытием надуманных терминов: психологическая коррекция, психопрофилактика, семейное консультирование и т. п. Очевидно, что эти термины являются искусственными, по крайней мере с точки зрения описания работы психологов в реальном психотерапевтическом процессе.

Наряду с медицинской моделью психотерапии, сходной с употреблением лекарства (хотя мы ни в коей мере не хотим умалить ее значения!), существует, развивается и, что кажется странным и непонятным многим «естествоиспытателям», оказывается терапевтически эффективным психологическое направление в психотерапии или, другими словами, психологическая модель.

Это направление в первую очередь связано с пониманием психотерапии как «мира сказок, метафор», мира, к которому неприложимы законы естественно–научного знания. На этом пути медицинская модель «оказания помощи» становится неадекватной и бесполезной. В этом случае определение психотерапии как «воздействия на психику и сому человека через психику» уступает место таким метафорам психотерапевтического контакта, как:

    «взаимодействие» – когда активен не только психотерапевт, но и сам клиент (в этом случае термин «пациент» неуместен, так как клиент не является пассивным объектом манипуляций психотерапевта);

    «сосуществование» – когда подчеркивается идея не деятельностного совместного пребывания психотерапевта и клиента в психотерапевтическом контакте, а обмен эмоциями и смыслами;

    «внутреннее постижение» – когда клиент движется во внутреннем пространстве по им же определяемой траектории;

    «безусловная любовь» – когда клиент и психотерапевт вступают в особые отношения психологической интимности, наполненные любовью и принятием.

На этом втором пути развития психотерапии теория часто отстает от реального психотерапевтического процесса. Знание, несомненно, является условием эффективного процесса, но не заменяет его. Между тем даже в рамках психологических моделей психотерапии, например в психоанализе, знание (теория) нередко является главным маяком психотерапевтического процесса. Это приводит к тому, что психотерапевт может рассказать о клиенте все – особенности его эго–объект–ных отношений в детстве, травмы, особенности процессов совладания и защиты и т. п., но не может передать жизненный дух клиента. Возникает ощущение, что находишься в препараторской, в которой нет живого человека, а психотерапевт не передает своих реальных эмоций и переживаний в отношении клиента. Клиент «умер», превратился в некоторую схему, модель в рамках психотерапии «детективного жанра». Психотерапия, ориентированная на теорию, становится приятным интеллектуальным времяпрепровождением. Но совершенно очевидно, что само по себе «знание» клиента психотерапевтом, каким бы совершенным и точным оно ни было, не гарантирует изменения клиента. «Знание» не запускает у клиента внутреннего процесса. Над ним (или под ним) должно быть что–то важное, но ускользающее от концептуализации – этому трудно научить, но без этого неосуществима глубинная психотерапия. Метафоры этой над–или подстройки – «интуиция», «эмпатия», «личностность психотерапевта» и т. п. К. Г. Юнг как–то заметил, что личность психотерапевта – лучшая формула самой психотерапии.

Подобным же образом и терапевты–роджерианцы всегда опасаются обвинений в техницизме, и те условия психотерапевтического изменения клиента, которые должен создать психотерапевт, являются не техниками, а некоторыми личностными диспозициями. Психологическая модель ориентирована на распространение психологической культуры и мышления на сферу помощи больным и людям, имеющим психологические проблемы. С одной стороны, становится все более очевидной недостаточная эффективность сугубо медицинской психотерапии, и врачи начинают интересоваться психологическими моделями психотерапии, психологическим способом мышления, психологической культурой. С другой стороны, в последнее время появилось множество пациентов с донозологическими формами расстройств, которыми ранее врачи не занимались, но ими же не занимались и психологи. Сейчас эти люди стали объектом внимания и тех и других. Характерной особенностью психологической модели психотерапии является убежденность в том, что за пациента (клиента) решить его проблему никто не может. Психотерапевт лишь сопровождает клиента в проблему, в глубину переживаний, помогает человеку найти ресурс изменения и решения своих проблем.

Несмотря на кажущуюся пропасть между медицинской и психологической моделями психотерапии, их объединяет ориентация на помощь клиенту. Поэтому каждому терапевту необходимо знать обе модели, так как для снятия тревоги, фобий и т. п. часто совершенно не нужно идти в глубинные личностные переживания, тем более, что далеко не у всех клиентов имеется желание работать на таком уровне.

Психотерапия (от греч. psyche - душа и therapeia - лечение) дословно переводится как «лечение души». В настоящее время термин не имеет однозначного толкования. При всем многообразии толкований прослеживаются два подхода: клинический и психологический.

При первом подходе психотерапия рассматривается как сфера научных знаний о методах лечения, влияющих на состояние и функционирование организма в сферах психической и соматической деятельности. При втором подходе психотерапия определяется как особый вид межличностного взаимодействия, при котором клиентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем или затруднений психологического характера. Таким образом, основная цель второго подхода - не излечение от психических расстройств, а помощь в процессе становления сознания и личности, при которой психотерапевт предстает спутником клиента, его другом и наставником.

Психотерапия как научная дисциплина должна иметь свою теорию и методологию, собственный категориальный аппарат и терминологию и т. д., одним словом, все то, что характеризует самостоятельную научную дисциплину. Однако разнообразие направлений и течений, школ и конкретных методов психотерапии, основанных на различных теоретических подходах, приводит к тому, что в настоящее время не существует даже единого определения психотерапии. В литературе их насчитывается около 400. Одни из них четко относят психотерапию к медицине, другие акцентируют внимание на психологических аспектах. Отечественная традиция состоит в том, что психотерапия определяется, прежде всего, как метод лечения, то есть входит в компетенцию медицины. Зарубежные определения психотерапии в большей степени подчеркивают ее психологические аспекты.

Психотерапевтическое вмешательство, или психотерапевтическая интервенция -- это вид (тип, форма) психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными целями и соответствующим этим целям выбором средств воздействия, то есть методов. Термин психотерапевтическое вмешательство может обозначать конкретный психотерапевтический прием, например, разъяснение, уточнение, стимуляция, вербализация, интерпретация, конфронтация, научение, тренинг, советы и пр., а также более общую стратегию поведения психотерапевта, которая тесным образом Связана с теоретической ориентацией (прежде всего, с пониманием природы того или иного расстройства и целями и задачами психотерапии).

Психология и медицина применяют различные виды вмешательств (интервенций). Подразделяют все виды интервенций, используемые в медицине, на четыре группы: медикаментозные (фармакотерапия), хирургические, физикальные (физиотерапия) и психологические (психотерапия).

Психологические интервенции, или клиника-психологические интервенции и составляют сущность психотерапевтического вмешательства. С точки зрения указанных авторов, клинико-психологические интервенции характеризуются: I) выбором средств (методов); 2) функциями (развитие, профилактика, лечение, реабилитация); 3) целевой ориентацией процесса на достижение изменений; 4) теоретической базой (теоретическая психология); 5) эмпирической проверкой; 6) профессиональными действиями.

Рассмотрим основные характеристики клинико-психологических интервенций.

Методы клинико-психологических интервенций -- это психологические средства, которые выбирает психотерапевт. Они могут быть вербальными или невербальными, ориентированными в большей степени либо на когнитивные, либо на эмоциональные, либо на поведенческие аспекты и реализуются в контексте взаимоотношений и взаимодействий между пациентом или пациентами (теми, кто нуждается в помощи) и психотерапевтом (тем, кто эту помощь оказывает).

Типичными психологическими средствами являются, беседа, тренировка (упражнения) или межличностные взаимоотношения как фактор влияния и воздействия.

Функции клинико-психологических интервенций состоят в профилактике, лечении, реабилитации и развитии. Клинико-психологические интервенции, выполняющие функцию лечения (терапии) и частично реабилитации, являются по своей сути психотерапевтическими интервенциями.

Цели клинико-психологических интервенций отражают целевую ориентацию на достижение определенных изменений. Клинико-психологические интервенции могут быть направлены как на более общие, отдаленные цели, так и на конкретные, более близкие цели. Однако всегда психологические средства воздействия должны четко соответствовать целям воздействия.

Теоретическая обоснованность клинико-психологических интервенций состоит в ее взаимосвязи с определенными психологическими теориями научной психологии. Эмпирическая проверка клинико-психологических интервенций связана, прежде всего, с изучением их эффективности, они должны всегда осуществляться профессионалами.

Общую для большинства психотерапевтических подходов цель психотерапии можно сформулировать следующим образом: общая цель психотерапии состоит в помощи пациентам изменить свое мышление и поведение таким образом, чтобы стать более счастливыми и продуктивными. При работе с пациентами эта цель дифференцируется на ряд задач, а именно:

1) терапевт помогает пациенту лучше понять свои проблемы;

2) устраняет эмоциональный дискомфорт;

3) поощряет свободное выражение чувств;

4) обеспечивает пациента новыми идеями или информацией о том, как решать проблемы;

5) помогает пациенту в проверке новых способов мышления и поведения за пределами терапевтической ситуации.

При решении этих задач терапевт прибегает к трем основным методам.

1. Во-первых, терапевт обеспечивает психологическую поддержку. Прежде всего, это значит сочувственно выслушать пациента и дать ему взвешенный совет в кризисной ситуации. Поддержка также заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать и использовать свои силы и умения.

2. Второй метод терапии состоит в устранении дезадаптивного поведения и формировании новых, адаптивных стереотипов.

3. И наконец, терапевт содействует инсайту (осознанию) и самораскрытию (самоэксплорации), в результате чего пациенты начинают лучше понимать свои мотивы, чувства, конфликты, ценности.

Несмотря на различия в теориях, целях и процедурах, психологическое лечение сводится к тому, что один человек пытается помочь другому (даже в том случае, когда речь идет о групповой психотерапии, при которой каждый участник является своего рода психотерапевтом по отношению к другому члену группы).

Комплексный подход в лечении различных заболеваний, учитывающий наличие в этиопатогенезе трех факторов (биологического, психологического и социального), обусловливает необходимость корригирующих воздействий, направленных на каждый фактор, соответствующий его природе. Это означает, что психотерапия как основной или дополнительный вид терапии может применяться в комплексной системе лечения пациентов с самыми разнообразными заболеваниями. Показания к психотерапии определяются ролью психологического фактора в этиопатогенезе заболевания, а также возможными последствиями перенесенного ранее или текущего заболевания.

Наиболее существенным показанием к психотерапевтической работе с конкретным пациентом является роль психологического фактора в возникновении и течении болезни. Чем более выражена психогенная природа заболевания (то есть чем более выражена психологически понятная связь между ситуацией, личностью и болезнью), тем более адекватным и необходимым становится применение психотерапевтических методов.

Показания к психотерапии также обусловлены возможными последствиями заболевания. Понятие «последствия заболевания» можно конкретизировать. Они могут быть связаны с клиническими, психологическими и социально-психологическими проблемами.

Во-первых, это возможная вторичная невротизация - манифестация невротической симптоматики, вызванная не первичными психологическими причинами, а психотравмирующей ситуацией, в качестве которой выступает основное заболевание.

Во-вторых, это реакция личности на болезнь, которая может как способствовать процессу лечения, так и препятствовать ему. Неадекватная реакция личности на болезнь (например, анозогнозическая или, напротив, ипохондрическая) также нуждается в коррекции психотерапевтическими методами.

В-третьих, возможны психологические и социально-психологические последствия. Тяжелая болезнь, изменяющая привычный образ жизни пациента, может приводить к изменению социального статуса; невозможности реализации и удовлетворения значимых для личности отношений, установок, потребностей, стремлений; к изменениям в семейной и профессиональной сферах; сужению круга контактов и интересов; снижению работоспособности, уровня активности и мотивационных компонентов; неуверенности в себе и снижению самооценки; формированию неадекватных стереотипов эмоционального и поведенческого реагирования.

В-четвертых, в процессе хронического заболевания возможна динамическая трансформация личностных особенностей, то есть формирование в ходе болезни личностных особенностей (повышенной сенситивности, тревожности, мнительности, эгоцентричности), нуждающихся в корригирующих воздействиях.

Безусловно, что в каждом конкретном случае показания к психотерапии определяются не только нозологической принадлежностью, но и индивидуально-психологическими особенностями пациента, в том числе, его мотивацией к участию в психотерапевтической работе.

Групповая и индивидуальная психотерапия представляют собой две основные формы психотерапии. Специфика групповой психотерапии как лечебного метода заключается в целенаправленном использовании в психотерапевтических целях групповой динамики в лечебных целях (то есть всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и группового психотерапевта).

Основными направлениями, или подходами, в психотерапии являются три: психодинамический, феноменологический (экзистенциально-гуманистический), поведенческий (когнитивно-поведенческий).

Психодинамический подход утверждает, что мысли, чувства и поведение человека детерминированы бессознательными психическими процессами. Фрейд сравнивал личность человека с айсбергом: верхушку айсберга представляет сознание, основную же массу, расположенную под водой и не видимую, - бессознательное.

Динамическое направление в психотерапии основано на глубинной психологии - психоанализе. В настоящее время в рамках динамического направления существует много различных школ, однако общим, объединяющим взгляды представителей этого подхода, являются представления о бессознательных психических процессах и психотерапевтических методах, используемых для их анализа и осознания.

Экзистенциальная психотерапия рассматривает видение психики с позиции природы. Понятие «экзистенция» происходит от латинского слова existere, означающего «выделиться, появляться». В переводе русский язык имеется в виду процесс, связанный с возникновением или становлением. Поэтому экзистенциальные методы в психотерапии связаны с психологической работой на онтологическом уровне (от греческого ontos - «бытие»), направленной на помощь пациентам в отстаивании и утверждении своей модели существования, несмотря на ограничения, которые накладывает жизнь.

Экзистенция – специфическая форма существования, характерная только для человека в отличие от всего сущего. Отличие здесь состоит в том, что человеческое существование – осознанно и осмысленно. Однако – и это важно для психотерапевтической практики – разнообразные жизненные неурядицы, психические травмы, неправильное воспитание (не дающее ребенку ощущения любви и защищенности) могут «замутнять» человеческое существование, делать его безвольным «автоматом», живущим неосознанно и бессмысленно. Следствием же такой «замутненности бытия» и являются разнообразные расстройства из области «малой психиатрии» и психосоматики. Примечательно, что «большие» психические расстройства (подробно исследовавшиеся одним из основателей экзистенциальной психологии – Карлом Ясперсом), равно как и тяжелые, неизлечимые соматические заболевания, рассматриваются нередко как «экзистенциальный вызов», могущий при правильном к нему отношении привести больного не к «замутнению», а, напротив, к «прояснению» (термин Ясперса) экзистенции.

Арсенал психотерапевтических приемов, используемых гуманистическими психотерапевтами чрезвычайно широк. Однако можно с уверенностью сказать, что предпочтение ими отдается методам разговорного типа, т.к. именно в свободном разговоре возможно возникновение той самой «экзистенциальной коммуникации». Впрочем, особенно на ранних этапах лечения, психотерапевты гуманистического толка могут привлекать и любые другие методы, вплоть до гипноза – если это поможет освободиться от конкретных факторов «замутняющих» экзистенцию пациента.

Важнейшие направления гуманистического «семейства»: Dasein-анализ (экзистенциальный психоанализ по Бинсвангеру), логотерапия (экзистенциальный анализ по Франклу), клиент-центрированное консультирование по К. Роджерсу, гештальт-терапия, транзактный анализ.

Поведенческое направление в психотерапии основано на психологии бихевиоризма и использует принципы научения для изменения когнитивных, эмоциональных и поведенческих структур. Поведенческая психотерапия включает широкий круг методов. Развитие методических подходов в рамках этого направления отражает эволюцию целей поведенческой психотерапии от внешнего к внутреннему научению: от методов, направленных на изменение открытых форм поведения, непосредственно наблюдаемых поведенческих реакций (основанных, преимущественно, на классическом и оперантном обусловливании) до методов, направленных на изменение более глубоких, закрытых психологических образований (основанных на теориях социального научения, моделирования и когнитивных подходах).

В целом поведенческая психотерапия (модификация поведения) направлена на управление поведением человека, на переучивание, редукцию или устранение симптома и приближение поведения к определенным адаптивным формам поведения - на замену страха, тревоги, беспокойства релаксацией до редукции или полного устранения симптоматики, что достигается в процессе научения за счет применения определенных техник.

знать

  • методологические основы психотерапевтического воздействия на человека и семейную группу;
  • концептуальные основы отличия семейной психотерапии от индивидуальной помощи;
  • концептуальные отличия содержания психологической помощи разных школ семейной психотерапии;

уметь

  • определять круг членов семьи, вовлеченных в семейный конфликт;
  • определять терапевтические мишени в работе с семьей;
  • определять, в какой концептуальной парадигме следует работать с конкретной семьей и конкретным видом семейного конфликта;

владеть

  • основной терминологией, используемой в семейной терапии;
  • навыками анализа отличий в подходах разных терапевтических школ;
  • навыками анализа задач, решаемых определенными терапевтическими техниками.

Виды психологической помощи человеку. Семейная психотерапия и ее особенности

Прежде чем начать разговор о семейной психотерапии, обратимся к родовому понятию психологическая помощь. Современный профессиональный словарь в основном выделяет три термина, обозначающие разные формы оказания психологической помощи: психологическая коррекция, психологическое консультирование и психотерапия. Несмотря на то что за каждой из практик психологической помощи стоят свои цели и методы, грань между ними не столь очевидна.

Будем называть психологической коррекцией помощь, в которой подготовленный специалист помогает клиенту приобрести навыки, необходимые для адекватной социализации: учебные (навыки устной речи, чтения, счета, письма) и поведенческие (навыки коммуникации и контроль поведения). Процедуры помощи в этом случае основаны на модели модификации поведения (в бихевиористской парадигме) и имеют вид тренировки навыков. Позиция специалиста оценочная. Специалист в области психологической коррекции обычно ориентирован на понятие нормы и выступает от лица какой-либо организации, чаще всего учебного или социального учреждения. Из сказанного следует, что оценка эффективности работы производится не клиентом - получателем помощи, а учреждением, членом которого тот является. Оценка, таким образом, объективирована и исходит от других - родителей, учителей, социальных работников.

Под психологическим консультированием понимается «профессиональное взаимоотношение между обученным консультантом и клиентом, которое предпринимается с целью помочь клиенту прояснить его взгляды на его жизненное пространство и научить достигать жизненно важные цели через хорошо обдуманные выборы и решение проблем эмоциональной и межличностной природы» .

Особенно сложно провести границу между психологическим консультированием и психотерапией. Н. Burks и Jr. Stefflre приводят результаты исследования, в котором группе профессионалов-исихотерапевтов и группе профессионалов-консультантов демонстрируют видеозапись сеанса психологической помощи с просьбой определить, к какому виду помощи относится отснятый материал. Оказалось, что обе группы квалифицировали предъявленный материал в соответствии со своей профессиональной принадлежностью: психотерапевты назвали этот вид работы психотерапией, а консультанты - консультированием. Эта информация позволяет утверждать, что грань между консультированием и терапией весьма тонкая, и ее определить также сложно, как в момент раннего утра определить - это еще ночь или уже утро.

Следующее определение психотерапии дает представление о его значительном сходстве с консультированием: «Психотерапия является процессом, цель которого - вызвать изменения. Этот процесс происходит в рамках профессиональных отношений, характеризующимся наличием договорных обязательств между участвующими сторонами, доверительностью и эмпатией. В ходе этого процесса в центре внимания эксплицитно или имплицитно оказывается личность клиента, техника психотерапии или и то и другое. В результате происходят устойчивые изменения в многочисленных сферах жизни клиента» . Критерии отличия психологического консультирования от психотерапии, сформированные на основе текста Н. Burks и Jr. Stefflre, и дополненные несколькими позициями приведены к табличной форме и представлены ниже (табл. 7.1).

Несмотря на то что отличия между терапией и консультированием могут быть найдены и обозначены в описательной нестрогой форме, многие специалисты утверждают, что различий между ними меньше, чем сходства, и что существует большая зона пересечений, в которой консультирование и психотерапия неразличимы. Различие также сведены к минимуму в обыденном языке в странах Европы и в США. Далее будем использовать термины «психологическое консультирование» и «психотерапия» как близкие по значению и взаимозаменяемые понятия.

Таблица 7.1

Критерии различия между психологическим консультированием

и психотерапией

Критерий различия

Психологическое консультирование

Психотерапия

Психические процессы, которые находятся в фокусе внимания специалиста

Преимущественно сознательные уровни психики

Сознательные и бессознательные уровни психики

Психологические цели

Изменение эмоциональных, когнитивных, поведенческих характеристик с целью лучшей адаптации

Глубокое изменение личности клиента, субъективно воспринимаемое как благополучие

Психологическое время, на котором сфокусирован процесс

Настоящее клиента

Прошлое клиента и его личная история

Психологическое содержание отношения со специалистом

В большей мере основано на осознании, границах и контроле

Насыщены феноменологией переноса/контрнере- носа

Психологический статус клиента

Преимущественно «здоровые» люди

Преимущественно «больные» люди

Продолжительность

процесса

От одной встречи до одного года (полутора лет) работы

Несколько лет систематических встреч

Подготовка специалиста

Гуманитарное (психологическое образование) и специальная подготовка

Медицинское образование, ординатура но психиатрии, специальная подготовка

Степень проработанности личных проблем профессионала

Непродолжительная личная терапия

Личная терапия, суперви- зия, постоянное участие в балиитовской группе 3

Возраст формирования профессиональных навыков, личный опыт

22-25 лет, личный опыт незначительный

30 и более лет, личный опыт создания семейных отношений, опыт потерь

Оценка эффективности

Основана преимущественно на объективных показателях адаптации

Совмещает в себе объективную и субъективную оценку

Вопросы для размышления

  • 1. Как вы думаете, какие виды жизненного опыта в наибольшей степени способствуют становлению психотерапевта-профессионала?
  • 2. Как вы думаете, какой профессионал - консультант или терапевт-должен работать на телефонных линиях «горячей помощи»?
  • 3. Как вы думаете, правомерно ли объединять в одну деятельность психологическое консультирование и психотерапию?
  • 4. Сколько времени, по вашему мнению, потребуется, чтобы создать профессиональную систему психотерапевтической помощи населению в России?

Семейная психотерапия как особый метод, обращенный не к отдельному индивиду, а к семейной группе возник в США в 1950-е гг. из попыток понять особенности функционирования семей, в которых один из ее членов болен шизофренией. В теории одного из основоположников семейной психотерапии Грегори Бейтсона шизофрения рассматривается как результат патологических коммуникаций в семье .

«Семейная терапия - это психотерапевтический метод, цель которого так изменить нарушенные отношения между членами семьи, чтобы с помощью изменений в динамике и структуре отношений - в семье и ее подсистемах уменьшились или полностью исчезли жалобы, проблемы, симптомы отдельных членов семьи, а также улучшилось функционирование системы в целом» .

Отличия семейной психотерапии от других видов индивидуальной и групповой работы

  • Первичной единицей анализа в семейной терапии являются отношения , которые складываются между членами семьи.
  • Работа производится в наиболее значимой социальной группе - группе происхождения и первичной социализации, т.е. там, где человек получил первые комму ни кати вн ые oi i ыты.
  • Проблемы в отношениях нс просто обсуждаются (говорение о проблемах) или имитируются через разыгрывание ролей, они привносятся в живую ткань семейной жизни, в реальную семейную ситуацию и приводят к изменениям в пей.
  • Семейная психотерапия эффективна не только как метод помощи семье, но и при многих видах внесемейных проблем личностной и межличностной природы с невротической, психосоматической и даже психотической симптоматикой.
  • 2 Burks Я, Stefflre Jr. Theories of counseling. New York, London: McGraw-Hill, 1979.
  • Психотерапия - что это? Современные представления. М. : Независимая фирма«Класс», 2000. С. 24.
  • Балинтовская группа (названа по имени британского психоаналитика МайклаБалинта) - форма групповой работы, целью которой является анализ взаимоотношенийпсихоаналитика (психотерапевта, консультанта, тренера) с его клиентом. В более общемсмысле - профессиональная помощь работающему в области человеческих отношенийпрофессионалу.
  • 2 Шизофрения - один из видов психических заболеваний, причины которого в разныхобластях научного знания локализованы в разных сферах: от социальной (как у Бейтсона)до генетической (найдены гены маркеры, отвечающие за экспрессию шизофрении в локализованные хромосомах). Разные взаимно противоречивые трактовки этиологии этого заболевания устойчиво сохраняются в разных областях психологического, клинического и философского знания.
  • Базисное руководство по психотерапии / А. Хайл-Эверс [и др.]. СПб.: Восточно-Европейский Ин-т психоанализа, 2001. С. 463.

1. Понятие психотерапии. ее специфика, цели и задачи.

2. Общая характеристика психологических моделей психотерапии.

3. Групповая психотерапия. Понятие психотерапевтической группы.

Понятие психотерапии. ее специфика, цели и задачи

Психотерапия занимает особое место среди разновидностей профессиональной помощи личности. Непростым является вопрос о профессиональной принадлежности психотерапии. В Советском Союзе психотерапия относилась к медицинским специализаций. На Западе психотерапия традиционно была направлением практической психологии. Такое двойное понимание деятельности психотерапевта сохраняется до сих пор. Деятельность психотерапевта рассматривают в соответствии с двумя его профессиональных ролей:

o специалиста-медика, который осуществляет лечение пациента с помощью как психологического воздействия, так и с помощью специфических медицинских средств (медикаменты, гипноз и т.п.) ;

o специалиста-психолога, призванного помогать личности выжить в различных жизненных и социальных ситуациях и ориентированного на работу с глубинными смысложизненными проблемами клиента . В этом случае он пользуется только психологическими средствами деятельности.

Конечно, специалист по практической психологии может осуществлять психотерапию только во втором смысле этого понятия и не имеет права использовать медицинские средства. Поэтому примем за исходное следующее утверждение. Психотерапия направлена на глубинное проникновение в личность и осуществления прогрессивных сдвигов в ее взаимодействия с миром через смену само- и мировосприятия и предусматривает создание условий для полноценного становления личности .

Цель психотерапии - содействие в становлении полноценной личности, способной занимать активную и творческую позицию в отношении себя и своей жизнедеятельности, справляться с травмирующими ситуациями и переживаниями, принимать решения и продуктивно, нешаблонно и достойно действовать в соответствующих социально-культурных условиях

Принято выделять групповую и индивидуальную психотерапию.

Индивидуальная психотерапия - это диалог между психотерапевтом и клиентом с целью психологической помощи последнему.

В современной психологической литературе сложилось несколько подходов, которые характеризуют соотношение между психологическим консультированием и психотерапией:

1) психотерапия и психологическое консультирование - это разные по содержанию и задачами виды деятельности;

2) психотерапия и психологическое консультирование тождественны, имеют идентичные теоретические и практические основы, но отличаются в деталях;

3) психологическое консультирование имеет дело с межличностными проблемами, а психотерапевт - с внутренне личностными.

О.Ф.Бондаренко утверждает, что основные различия психологического консультирования от психотерапии оказываются относительно трактовки человека как объекта воздействия.

В процессе психотерапии люди меняются вместе с их моделями мира.

Сегодня известно около 100 различных психотехник психотерапии. Все они не только находят сторонников, но и позволяют эффективно оказывать психологическую помощь.

Каждая из разновидностей психотерапии направлена на то, чтобы помочь клиентам успешно действовать в мире.

Общая характеристика психологических моделей психотерапии

Анализ психотерапевтической литературы позволяет утверждать, что на сегодняшний день в этой области практической психологии не сложилось единого подхода к выделению основных направлений психотерапии. Это обусловлено ее рассмотрением то как метода лечения (чаще этот подход встречается в зарубежной психологической литературе), то как разновидности психологической помощи клиенту.

Так, например, Ю. Г. Демьянов выделяет такие методы психотерапии, используемые в практике:

o рациональная психотерапия;

o психоаналитическая психотерапия;

o когнитивно-аналитическая психотерапия;

o психотерапия на основе транзактного анализа;

o личностно-ориентированная психотерапия;

o гештальттерапия;

o аутогенная тренировка;

o эмоционально-стрессовая терапия;

o групповая психотерапия;

o позитивная психотерапия .

Классификация моделей психотерапии, как разновидности лечебных действий, описывает Х.Ремшмидт. Он предлагает классификацию моделей психотерапии осуществлять по следующим принципам:

Теоретической концепции, которая лежит в основе психотерапии (психоанализ, поведенческая психотерапия, когнитивная терапия и т.д.);

Организационных форм лечения (индивидуальная, групповая и семейная терапия);

Спецификой корригированного расстройства (психозы, синдром аутизма, невротические нарушения, депрессивные состояния, синдром страхов, синдром навязчивости и т.д.) .

В психологической литературе тоже нет единодушия в выделении основных моделей психотерапии. Так, в частности, Г. Онищенко, В. Панок выделяют три основных модели психотерапии :

o психодинамическую психотерапию, ориентированную на психоанализ;

o гуманистическую психотерапию и ее основные течения - роджерианська, экзистенциальная, гештальттерапия;

o бихевиоральная (поведенческая) психотерапия.

Несколько отличный подход представлен А. Ф. Бондаренко. Он выделяет четыре основные теоретические подходы к психотерапии:

1) психодинамическое;

2) гуманистический;

3) когнитивный;

4) поведенческий или бихевиористичний .

Групповая психотерапия. Понятие психотерапевтической группы

Групповая психотерапия была введена в практику психологической помощи в 1932 году Дж.Морено, а через 10 лет уже существовали журнал по групповой психотерапии и профессиональная организация групповых психотерапевтов.

Под групповой психотерапией понимают такой метод психотерапии, при котором одновременно оказывается помощь нескольким клиентам. Появление групповой психотерапии обусловлена, по мнению Морено, недостаточным количеством психотерапевтов и значительной экономией времени .

Первым методом групповой психотерапии была психодрама.

В 40-х годах появляются Т-группы (К. Левин), предусматривающие формирование межличностных отношений и изучение процессов в малых группах и в их разновидности - группе сенситивности.

Сегодня эти группы трансформировались в группы, которые развивают специальные умения, и группы личностного развития или группы встреч.

Психотерапевтические группы - это небольшие временные объединения людей под руководством психолога или социального работника, которые имеют общую цель межличностного исследования, личностного роста и самораскрытия.

Это группы, в которых происходит целостный глубинный развитие личности и самоактуализация здорового человека, ускоряется процесс его психического созревания.

В зависимости от общей цели группа относительно четкую иерархическую структуру. Один из членов психотерапевтической группы выступает в роли лидера, остальные находятся в роли подчиненных. Эта структура может меняться в зависимости от целей психотерапии. Общие цели в сочетании с потребностями отдельных членов группы определяют групповые нормы, то есть формы и стиль поведения всех участников группы.

Стоит, по мнению Лемкуля, отличать групповой тренинг и работу с группой от собственно групповой психотерапии. Ремшмидт объясняет это так: "Групповой тренинг сконцентрирован на преодолении определенных нарушений поведения и требует высокой структурированности (целенаправленные упражнения, жесткий терапевтический план), при групповой психотерапии говорится о получении эмоционального опыта и достижения интрапсихичних изменений, при этом степень структурирования малый" .

Все формы групповой терапии применяют преимущественно вербальные методы, а также методы, ориентированные на действие или бихевиоральные методы. В последнее время все большее значение приобретают подходы, ориентированные на деятельность. Они содержат терапевтические элементы и основные принципы обоих указанных выше методов, но отличаются от них акцентом на активную деятельность и проведение групповых упражнений.

Успешность групповой психокоррекции и психотерапии во многом зависит от личности руководителя (тренера группы). Руководитель группы выполняет, как правило, четыре роли: эксперта, катализатора, дирижера и образцового участника. То есть он комментирует групповые процессы, помогает участникам объективно оценивать свое поведение и ее влияние на ситуацию; способствует развитию событий; выравнивает взносы каждого участника в групповой взаимодействия; открытый и аутентичный .