Болезни Военный билет Призыв

Живи и помни в сокращении. Жизнь Настены в доме мужа. История семейной жизни Настены

- 616.50 Кб

Русский футуризм отличался от итальянского по своему характеру и составу. Поэтому футуристы России отказывались от латинского термина «futurism» и называли себя русским словом «будетляне», что значит «провозвестники будущего».

Наиболее важным в эстетической программе футуристов было отрицание наследия предшествующих литературных эпох. «…Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности», - такой декларацией открывался программный сборник «Пощечина общественному вкусу». Футуристы считали свою поэзию началом всех новых путей раскрепощенного слова. Слог, звук могли выступать у них в ранее неведомых комбинациях, в которых подразумевается потаенный смысл, недоступный, по их мнению, ни «предыдущему» языку, ни «предыдущей» культуре. И стремление «бить по голове» читателя было не целью, а лишь средством. И, взрывая язык, внося деформацию в слова и дисгармонию в стихи, отрицая достижения культуры, восхищаясь «телеграфным» языком, футуристы мечтали о неслыханной и невиданной модели искусства, призванной обновить дряхлеющий старый мир.

На практике это зачастую приводило к произвольной словесной и звуковой игре, к выдумыванию небывалых слов и комбинаций, к бесцельному словотворчеству. Вот пример такого «словоновшества» - нашумевшее стихотворение А. Крученых:

          Дыр бул щыл

          Убещур

          скум

          вы со бу

          р л эз

Внутри футуризма существовали различные группировки. Кроме основного ядра (объединение «Гилея»), выделялись группа эго-футуристов, к которой примыкал Северянин, и члены кружка «Мезонин поэзии» во главе с В. Шершеневичем, а также поэты из объединений «Интуитивная ассоциация» и «Петербургский глашатай». Вокруг «Гилеи» группировались преимущественно так называемые кубо-футуристы, среди которых мы встречаем братьев Д. и Н. Бурлюков, В. Маяковского, В. Каменского, А. Крученых, Б. Лившиц, Е. Гуро, В. Хлебникова…

Последней сколько-нибудь заметно нашумевшей школой в русской поэзии ХХ века был имажинизм . Это направление было создано в 1919 году (первая «Декларация» имажинизма датирована 30 января), следовательно, через два года после революции, но по своей идеологии это течение с революцией практически не имело общих черт.

Главой «имажинистов» стал В. Шершеневич – поэт, начавший с символизма, со стихов, подражающих Бальмонту, Кузмину и Блоку, в 1912 году выступавший, как один из вождей эго-футуризма и писавший «поэзы» в духе Северянина и только в послереволюционные годы создавший свою «имажинистскую» поэзию.

Так же, как и символизм и футуризм, имажинизм зародился на Западе и лишь оттуда был пересажен Шершеневичем на русскую почву. И так же, как символизм и футуризм, он значительно отличался от имажинизма западных поэтов.

Имажинизм явился реакцией, как против музыкальности поэзии символизма, так и против вещественности акмеизма и словотворчества футуризма. Он отверг всякое содержание и идеологию в поэзии, поставив во главу угла образ. Он гордился тем, что у него «нет философии» и «логики мыслей».

По мнению представителей этого направления, образ – самое ясное, лаконичное, наиболее соответствующее веку автомобилей, радиотелеграфа, аэропланов. «Что такое образ? – кратчайшее расстояние с наивысшей скоростью».

Ярчайшими представителями имажинизма являются С. Есенин и В. Шершеневич.

Следует отметить творчество поэтов, которые были вне групп и направлений: И. Бунин, В. Волошин, А. Толстой, М. Цветаева и др.

Однако в равной мере нельзя измерять, например, Блока только с символизмом, а Маяковского – футуризмом, хотя тот индивидуальный облик, который имел каждый из них, приобретен на том пути, который они прошли особенно в начале своего творчества.

Русская поэзия «серебряного века» прошла большой путь в очень сжатые сроки. Она забрасывала свои семена в будущее. Поэзия рубежа веков, поэзия «серебряного века» - сложнейшее культурное явление, интерес к которому только начинает просыпаться.

Ярчайшие представители

«серебряного века».

А. А. Блок, Н. С. Гумилев, В. В. Маяковский.

Мой интерес к «серебряному веку» был вызван, прежде всего, любовью к произведениям таких поэтов, как А. А. Блок, В. В. Маяковский, Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, М. И. Цветаева, И. Анненский и др. Мне очень интересно творчество этих поэтов, поэтов различных течений, но поэтов одного века, «серебряного». В круг наиболее любимых мной поэтов входят Александр Блок (символизм), Владимир Маяковский (футуризм), Николай Гумилев (акмеизм).. Некоторые их произведения я попытался понять и проанализировать.

  • Александр Александрович Блок (1880-1921)

Творчество А.А. Блока выразило переживание человека, задыхающегося в атмосфере безвременья, человека, блуждающего «меж двух революций», но упорно ищущего свой «путеводительный маяк».

Родился и воспитывался Блок в Петербурге, в дворянской профессорской семье. Семейная атмосфера, в которой он вырос, способствовала тому, что традиции классической русской культуры были неотделимы в восприятия Блока от понятия «дома». Отец поэта - профессор Варшавского университета, мать - переводчица, дочь ректора Петербургского университета А.Н. Бекетова, жена - дочь знаменитого химика Д.И. Менделеева, сам Блок окончил историко-философский факультет Петербургского университета.

Блок начал писать рано. Однако серьезное обращение к литературному творчеству приходится на годы окончания гимназии и поступления в университет в 1898 году.

В начале 900-х годов случились два знаменательных события, повлиявших на личную и литературную судьбу Блока - любовь к Л.Д. Менделеевой и женитьба на ней в 1903 году и увлечение философскими трудами В. Соловьева. Появляется первая книга поэзии Блока - «Стихи о Прекрасной даме» (1904-1905), поставившая автора в круг видных русских поэтов.

Свою лирику Блок воспринимал как некое единство.
«...Каждое стихотворение, - писал поэт в 1911 г.- необходимо для образования главы; из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать «романом в стихах»: она посвящена одному кругу чувств и мыслей, которому я был предан в течение первых двенадцати лет сознательной жизни».

Первая часть трилогии блоковского «романа в стихах» - лирика первой книги, в центре которой цикл « Стихи о Прекрасной Даме».
Эти стихи можно воспринимать и как пейзажную лирику, и как лирику любовную, посвященную Л.Д. Менделеевой, ставшей женой Блока. Но для Блока «Стихи о Прекрасной даме»
- это и мистико-философская повесть, история пути Поэта к Вечной Женственности, чаяние Правды, духовного преображения мира.

Образы, сюжеты цикла символичны, двуплановы. Прекрасная дама - не только образ любимой поэта, но и воплощение радости, гармонии, света. Он хочет приблизиться к ней, но не может, так как отягощен своей земной природой, проклинает земные вериги, отчаивается и вновь стремится к ней. В этом контексте звезды, заря, утро, солнце приобретают символический смысл. Это не столько конкретные явления природного мира, сколько выражение различных психологических состояний или знаки отношений, которые устанавливаются между Ним и Ею. Так заря, утро - символизируют Ее явление, зима, ночь - воплощают время его разлуки с Ней, торжество земного начала. Он предстает в цикле в роли странника, идущего к чертогу невесты, или в роли рыцаря, молитвенно склоненного перед Прекрасной дамой.

      …Здесь, внизу, в пыли, уничиженный,

      Узрев на миг бессмертные черты,

      Безвестный раб, исполнен вдохновенья,

      Тебя поет. Его не знаешь Ты.

Символ становится «знаком иного мира». Символизм не отвергал повседневного, но стремился дознаться его скрытого смысла. Весна, заря, туманы, ветер, сумрак, тени, сны становятся сквозными образами книги Блока. Переносный, метафорический смысл превращает их в символы. Постичь реальный мир становится возможным лишь мистически, символы призваны были стать своеобразными ключами к постижению тайн.
Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» (1902) характерно для первого периода творчества Блока:

      Вхожу я в темные храмы,

      Совершаю бедный обряд.

      Там жду я Прекрасной Дамы

      В мерцаньи красных лампад.

      В тени у высокой колонны

      Дрожу от скрипа дверей.

      А в лицо мне глядит, озаренный,

      Только образ, лишь сон о Ней.

      О. я привык к этим ризам

      Величавой Вечной Жены!

      Высоко бегут по карнизам

      Улыбки, сказки и сны.

      О, Святая, как ласковы свечи,

      Как отрадны Твои черты!

      Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

      Но я верю: Милая - Ты.

            25 октября 1902

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы...» было написано А. Блоком в 1902 году. Это одно из стихотворений цикла «Стихи о Прекрасной даме». Мерность ритма, певучая монотонность строк, даже если не вдумываешься в слова, вызывают чувство высокое, немного торжественное. Оно поддерживается лексикой тоже высокого наполнения: храмы, обряд, мерцанье лампад, образ, ризы.

Состояние созерцания, терпеливого ожидания Прекрасной дамы, возвышенная нежность, любовь - вот чувства, которыми проникнуто стихотворение. Оно умиротворяет своим звучанием, но отнюдь не сразу открывается в своем смысловом значении. Тайна его - в женском образе, который назван торжественно и величаво Прекрасная дама. В этом образе есть нечто неуловимое, неземное и в то же время сохраняется живое, женское - она «милая». Эпитет «красный» не случаен: в блоковской символике красный цвет - влекущий и манящий цвет страсти, огня, жизни. Земное и небесное в этом образе переплетаются, одно переходит в другое, и трудно различить, где реальность (храм, свечи, двери), а где мечта и тайна. И что значат строки: «Высоко бегут по карнизам улыбки, сказки и сны? Они не поддаются смысловой расшифровке, но действуют своим звучанием, неуловимым подтекстовым содержанием. В них слышится тихая радость и погруженность в высокое, прекрасное чувство.

Здесь еще нет контрастности, «двоемирие» не уничтожило цельности лирического переживания. Известно, что храм в стихотворении реально представлял собой деревянную церковь в Боблове, где юный Блок ждал свою невесту. И лик невесты сливается с образом Прекрасной дамы, которую, пишет Д . Е. Максимов, «мы условно и приближенно можем истолковать для себя как романтическую метафору гармонии...» Не случайно в первой книге лирики часто встречаются образы зари, света - символов занимающейся новой жизни.

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы...» представляет нам и всю первую книгу, и мир чувств молодого Блока, отгородившегося от «противоречий, сомнений и угроз жизни».

Мотив стремления к свету, к правде, к преображению мира станет одним из ведущих в творчестве А. Блока. Отказавшись от мистики и отвлеченности, А. Блок в дальнейшем передает чувства человека, упорно ищущего свой «путеводительный маяк».

Стихи первой книги заканчиваются циклом «Распутья» (1902-1904), в который включено стихотворение «Фабрика» с его социальной проблематикой.

Блок впервые открывает для себя мир простых тружеников. В его стихотворении возникает образ реальной действительности в противопоставлении «сытых» и «голодных». Поэт выражает свою ненависть к бездушию привилегированной верхушки, выступает с моральным осуждением капитализма.

Описание работы

Цель моего реферата: выявить особенности эпохи, потому что это история культуры государства, в котором я живу. Не менее интересно было ближе познакомиться с творчеством любимых и уважаемых мной поэтов – А. А. Блока, М. И. Цветаевой, В. В. Маяковского, Н. С. Гумилева и многих других – почувствовать их отношение к событиям, происходившим в России на рубеже веков, узнать, в каких условиях поэты творили вечное

Глава II Ярчайшие представители «серебряного века»
Александр Блок (символизм) – « он весь свободы торжество»

Николай Гумилев (акмеизм) – последний из «царскосельских лебедей»

Владимир Маяковский (футуризм) – поэт-новатор

Заключение
Список используемой литературы

Случилось так, что в последний военный год в далёкое село на Ангаре тайком с войны возвращается местный житель Андрей Гуськов. Дезертир не думает, что в отчем доме его встретят с распростёртыми объятиями, но в понимание жены верит и не обманывается. Его супруга Настена хотя и боится себе в этом признаться, но чутьём понимает, что муж вернулся, есть тому несколько примет. Любит ли она его? Вышла замуж Настена не по любви, четыре года её замужества не были такими уж счастливыми, но она очень предана своему мужику, поскольку, рано оставшись без родителей, она впервые в жизни обрела в его доме защиту и надежность. «Сговорились они быстро: Настену подстегнуло и то, что надоело ей жить у тётки в работницах гнуть спину на чужую семью…»

Настена кинулась в замужество как в воду - без лишних раздумий: все равно придётся выходить, без этого мало кто обходится - чего же тянуть? И что ждёт её в новой семье и чужой деревне, представляла плохо. А получилось так, что из работниц она попала в работницы, только двор другой, хозяйство покрупней да спрос построже. «Может, отношение к ней в новой семье было бы получше, если бы она родила ребёнка, но детей нет».

Бездетность и заставляла Настену терпеть все. С детства слышала она, что полая без ребятишек баба - уже и не баба, а только полбабы. Так к началу войны ничего из усилий Настены и Андрея не выходит. Виноватой Настена считает себя. «Лишь однажды, когда Андрей, попрекая её, сказал что-то уж совсем невыносимое, она с обиды ответила, что неизвестно ещё, кто из них причина - она или он, других мужиков она не пробовала. Он избил её до полусмерти». А когда Андрея забирают на войну, Настена даже немножко рада, что она остается одна без ребятишек, не так, как в других семьях. Письма с фронта от Андрея приходят регулярно, потом из госпиталя, куда он попадает по ранению тоже, может, и в отпуск скоро приедет; и вдруг долго вестей нет, только однажды заходят в избу председатель сельсовета и милиционер и просят показать переписку. «Больше ничего он о себе не сообщал?» - «Нет… А че такое с им? Где он?» - «Вот и мы хотим выяснить, где он».

Когда в семейной бане Гуськовых исчезает топор, одна лишь Настена думает, а не вернулся ли муж: «Кому чужому придет в голову заглядывать под половицу?» И на всякий случай она оставляет в бане хлеб, а однажды даже топит баню и встречает в ней того, кого ожидает увидеть. Возвращение супруга становится её тайной и воспринимается ею как крест. «Верила Настена, что в судьбе Андрея с тех пор, как он ушел из дома, каким-то краем есть и её участие, верила и боялась, что жила она, наверно, для одной себя, вот и дождалась: на, Настена, бери, да никому не показывай».

С готовностью она приходит мужу на помощь, готова лгать и красть для него, готова принять на себя вину за преступление, в котором не виновата. В замужестве приходится принимать и плохое, и хорошее: «Мы с тобой сходились на совместную жизнь. Когда все хорошо, легко быть вместе, когда плохо - вот для чего люди сходятся».

В душе Настены поселяется задор и кураж - до конца выполнить свой женский долг, она самоотверженно помогает мужу, особенно когда понимает, что носит под сердцем его ребёнка. Встречи с мужем в зимовье за рекой, долгие скорбные разговоры о безвыходности их положения, тяжелая работа дома, поселившаяся неискренность в отношениях с сельчанами - Настена на все готова, понимая неотвратимость своей судьбы. И хотя любовь к мужу для нее больше долг, она тянет свою жизненную лямку с недюжинной мужской силой.

Андрей не убийца, не предатель, а всего-навсего дезертир, сбежавший из госпиталя, откуда его, толком не подлечив, собирались отправить на фронт. Настроившись на отпуск после четырехлетнего отсутствия дома, он не может отказаться от мысли о возвращении. Как человек деревенский, не городской и не военный, он уже в госпитале оказывается в ситуации, из которой одно спасение - побег. Так у него все сложилось, могло сложиться иначе, будь он потверже на ногах, но реальность такова, что в миру, в селе его, в стране его ему прощения не будет. Осознав это, он хочет тянуть до последнего, не думая о родителях, жене и тем более о будущем ребенке. Глубоко личное, что связывает Настену с Андреем, вступает в противоречие с их жизненным укладом. Настена не может поднять глаза на тех женщин, что получают похоронки, не может радоваться, как радовалась бы прежде при возвращении с войны соседских мужиков. На деревенском празднике по поводу победы она вспоминает об Андрее с неожиданной злостью: «Из-за него, из-за него не имеет она права, как все, порадоваться победе». Беглый муж поставил перед Настеной трудный и неразрешимый вопрос: с кем ей быть? Она осуждает Андрея, особенно сейчас, когда кончается война и когда кажется, что и он бы остался жив и невредим, как все, кто выжил, но, осуждая его временами до злости, до ненависти и отчаяния, она в отчаянии же и отступает: да ведь она жена ему. А раз так, надо или полностью отказаться от него, петухом вскочив на забор: я не я и вина не моя, или идти вместе с ним до конца. Хоть на плаху. Недаром сказано: кому на ком жениться, тот в того и родится.

Заметив беременность Настены, бывшие её подруги начинают над ней посмеиваться, а свекровь и вовсе выгоняет из дома. «Непросто было без конца выдерживать на себе хваткие и судные взгляды людей - любопытные, подозрительные, злые». Вынужденная скрывать свои чувства, сдерживать их, Настена все больше выматывается, бесстрашие её превращается в риск, в чувства, растрачиваемые понапрасну. Они-то и подталкивают её к самоубийству, влекут в воды Ангары, мерцающей, как из жуткой и красивой сказки реки: «Устала она. Знал бы кто, как она устала и как хочется отдохнуть».

В 1937 году родился известный российский писатель, гений деревенской прозы — Валентин Распутин. На своем творческом пути он написал большое количество замечательных произведений, основная часть из которых посвящена жизни в русской деревне. Одним из таких рассказов является «Живи и помни», краткое содержание которого представлено ниже.

События разворачиваются в сельской местности в 1944 году. В одну из деревень на Ангаре возвращается дезертир Андрей Гуськов. Мужчина понимает, что родители не встретят его с распростертыми объятиями и улыбкой. Вся его надежда на доброе сердце жены и то, что она примет мужа, несмотря на побег с линии фронта.

В. Распутин «Живи и помни»

Предыстория

Супругу дезертира Андрея зовут Настя. Женщина вышла замуж на него не по любви, а из-за того, что рано осталась сиротой и деваться ей было некуда. Долгое время работала у родной тетки по хозяйству.

Когда Андрей предложил замужество, то не стала долго раздумывать и согласилась. Оказалось, что в новом доме ее ждет та же судьба, но только хозяйство в несколько раз больше, а спрос за выполнение домашних обязанностей еще строже.

Прожила Настя с Андреем 4 года, но совместных детей так и не нажили. Из-за этого невестку еще сильнее упрекали родители Андрея. Настя не любила своего мужа, но всегда хранила ему верность и преданность, как и подобает деревенской женщине. Неоднократно она ловит себя на мысли, что именно отсутствие детей и является тем фактором, который заставляет ее терпеть тяжелую физическую работу и упреки родителей мужа.

До самого начала войны супруги старались зачать ребенка, но так ничего у них и не получилось. Однажды на этой почве произошел большой скандал. Андрей начал упрекать Настю, что та не может родить ему ребенка, что ее нельзя назвать полноценной бабой.

Настя не выдержала, вспылила и сказала, что еще неизвестно, в ком именно причина, ведь ей не приходилось бывать с другими мужиками.

После этого Андрей избил Настю до полуобморочного состояния. Затем его призвали в армию на войну с Германией. Настя получала от мужа письма с удивительной регулярностью, но однажды наступила зловещая пауза. Закрадывались мысли, что Андрея убили. Одним погожим утром к ним в дом пришел глава сельского совета в сопровождении участкового милиционера. Мужчины стали интересоваться, где Андрей, не известно ли им что-то о его местонахождении.

Тайные встречи

Однажды Настя замечает, что из бани пропал топор, который до этого хранился в половице. У женщины появляется подозрение, что это Андрей вернулся домой и прячется где-то неподалеку. Чтобы подать мужу знак, Настя оставляет здесь же в бане кусок хлеба, который также бесследно пропадает. Спустя некоторое время Настя топит баню, подавая знак супругу, который приходит к ней, и они встречаются после долгой разлуки.

После этого начинается их скрытная любовь. Супруги встречаются в лесных зимовках вдали от людских глаз, подолгу разговаривают о том, как теперь все будет, как им дальше жить. Андрей понимает, что назад ему дороги нет, так как он дезертир, а это все равно, что предатель родины. Настя в свою очередь покрывает преступление, не сообщая органам о местонахождении мужа, что тоже является уголовно наказуемым. В голове женщины поселяются сомнения — она не знает, как ей поступить в этом случае.

Настя входит в кураж и поддается азарту. Ей нравится тайком встречаться с Андреем. Сначала это кажется интересным увлечением, но чем больше проходит времени, тем яснее становится осознание того, что она возложила на себя тяжелую ношу, покрывая мужа-преступника. Периодически у нее появляются мысли рассказать обо всем участковому, но как только женщина вспоминает о супружеском долге быть с мужем до конца, то эта идея сразу уходят на второй план.

Отношения с односельчанами становятся все хуже. Анастасия обнаруживает, что беременная. Наконец-то сбылось то, о чем они с Андреем так долго мечтали, но насладиться радостью отцовства ее муж не может. Их тайна – это одновременно и жизненный крест, который не дает возможность нормально жить, как все другие жители деревни. Настя больше не может смотреть в глаза женщинам, которые получают на руки похоронки о гибели своих мужей.

Развязка

Наступает долгожданный день победы. Все в селе радуются, но Настя не в состоянии в полной мере разделить эту радость с односельчанами, ведь ее муж — дезертир. На этой почве женщину охватывает злость и ненависть к Андрею, ведь он так же, как и многие другие сельские мужики, мог бы выжить, вернуться домой и жить с ней нормальной жизнью.

А вместо этого он вынужден прятаться в лесу за рекой, а она поневоле разделять его крест.

Когда беременность стала уже очень видна, то все бывшие подруги Анастасии начали откровенно над ней смеяться, подшучивая, что мол она нагуляла ребенка. Свекровь не выдерживает такого позора и выгоняет сноху из дома. Женщина находится в отчаянии, не зная, что ей делать, куда пойти. Законный супруг не может оказать ей помощь, поддержку, заступиться перед односельчанами, так как его сразу же арестуют.

Самостоятельно Настя не в силах больше терпеть эти испытания судьбы. У женщины накапливается моральная усталость, которая тяжелым камнем лежит на сердце. В один из таких моментов она принимает решение шагнуть в бурные воды реки Ангара. Женщина чувствует, словно вода влечет ее, что там она сможет найти истинный покой и отдых.

В водах Ангары нет осуждения односельчан, насмешек подруг, тяжелой домашней работы, злой свекрови и мужа-дезертира. Настя совершает самоубийство, забрав с собой на тот свет еще не родившегося ребенка. Дальнейшая судьба Андрея Гуськова неизвестна. Возможно, мужчина и дальше продолжил прятаться в окружных лесах либо же сдался работникам правоохранительных органов, после чего понес наказание за дезертирство.

На этом краткий пересказ произведения «Живи и помни» завершен. Все же по возможности рекомендуется прочесть рассказ Валентина Распутина полностью, чтобы прочувствовать всю полноту эмоций и жизненных обстоятельств, в которых находились главные герои.

Полезное видео: о повести Распутина «Живи и помни»

О чем рассказ «Живи и помни»

Анализируя сюжетную линию рассказа, можно прийти к выводу, что автор произведения не только описывает жизнь в российской деревне в период боевых действий, но и поднимает важные моральные вопросы:

  • Нравственность, отношение русской женщины к семейному долгу, ее обязанность перед законным мужем разделять не только радости совместной жизни, но и тяжелые ноши (судьба героев – это лишь пример жизни сотен, а возможно и тысяч пар, которые из-за дезертирства мужей были разделены войной).
  • Межличностные отношения жителей деревни, когда условности того времени, касающиеся рождения детей, беременности в отсутствие мужа, были выше человеческого отношения друг к другу.
  • Всегда нужно жить по установленным правилам и законам, а особенно, если от этого зависит не только твоя личная жизнь, но и судьбы родных, близких (Андрей пренебрег этим простым правилом, что в итоге привело к гибели его супругу, а также их неродившегося ребенка).
  • Защита родины превыше всего, нет оправдания дезертирству, и не имеет значения, под каким предлогом было совершено самовольное оставление воинского подразделения.

Полезное видео: В. Распутин «Живи и помни» - монолог

Вывод

Читать краткое содержаниерассказа «Живи и помни» будет полезно детям старшего школьного возраста, студентам, а также людям старшей возрастной категории, которые просто хотят расширить свой кругозор и узнать больше о творчестве Валентина Распутина и русской литературе в целом.

Случилось так, что в последний военный год в далекое село на Ангаре тайком с войны возвращается местный житель Андрей Гуськов. Дезертир не думает, что в отчем доме его встретят с распростертыми объятиями, но в понимание жены верит и не обманывается. Его супруга Настена хотя и боится себе в этом признаться, но чутьем понимает, что муж вернулся, есть тому несколько примет. Любит ли она его? Вышла замуж Настена не по любви, четыре года ее замужества не были такими уж счастливыми, но она очень предана своему мужику, поскольку, рано оставшись без родителей, она впервые в жизни обрела в его доме защиту и надежность. “Сговорились они быстро: Настену подстегнуло и то, что надоело ей жить у тетки в работницах гнуть спину на чужую семью…”

Настена кинулась в замужество как в воду – без лишних раздумий: все равно придется выходить, без этого мало кто обходится – чего же тянуть? И что ждет ее в новой семье и чужой деревне, представляла плохо. А получилось так, что из работниц она попала в работницы, только двор другой, хозяйство покрупней да спрос построже. “Может, отношение к ней в новой семье было бы получше, если бы она родила ребенка, но детей нет”.

Бездетность и заставляла Настену терпеть все. С детства слышала она, что полая без ребятишек баба – уже и не баба, а только полбабы. Так к началу войны ничего из усилий Настены и Андрея не выходит. Виноватой Настена считает себя. “Лишь однажды, когда Андрей, попрекая ее, сказал что-то уж совсем невыносимое, она с обиды ответила, что неизвестно еще, кто из них причина – она или он, других мужиков она не пробовала. Он избил ее до полусмерти”. А когда Андрея забирают на войну, Настена даже немножко рада, что она остается одна без ребятишек, не так, как в других семьях. Письма с фронта от Андрея приходят регулярно, потом из госпиталя, куда он попадает по ранению тоже, может, и в отпуск скоро приедет; и вдруг долго вестей нет, только однажды заходят в избу председатель сельсовета и милиционер и просят показать переписку. “Больше ничего он о себе не сообщал?” – “Нет… А че такое с им? Где он?” – “Вот и мы хотим выяснить, где он”.

Когда в семейной бане Гуськовых исчезает топор, одна лишь Настена думает, а не вернулся ли муж: “Кому чужому придет в голову заглядывать под половицу?” И на всякий случай она оставляет в бане хлеб, а однажды даже топит баню и встречает в ней того, кого ожидает увидеть. Возвращение супруга становится ее тайной и воспринимается ею как крест. “Верила Настена, что в судьбе Андрея с тех пор, как он ушел из дома, каким-то краем есть и ее участие, верила и боялась, что жила она, наверно, для одной себя, вот и дождалась: на, Настена, бери, да никому не показывай”.

С готовностью она приходит мужу на помощь, готова лгать и красть для него, готова принять на себя вину за преступление, в котором не виновата. В замужестве приходится принимать и плохое, и хорошее: “Мы с тобой сходились на совместную жизнь. Когда все хорошо, легко быть вместе, когда плохо – вот для чего люди сходятся”.

В душе Настены поселяется задор и кураж – до конца выполнить свой женский долг, она самоотверженно помогает мужу, особенно когда понимает, что носит под сердцем его ребенка. Встречи с мужем в зимовье за рекой, долгие скорбные разговоры о безвыходности их положения, тяжелая работа дома, поселившаяся неискренность в отношениях с сельчанами – Настена на все готова, понимая неотвратимость своей судьбы. И хотя любовь к мужу для нее больше долг, она тянет свою жизненную лямку с недюжинной мужской силой.

Андрей не убийца, не предатель, а всего-навсего дезертир, сбежавший из госпиталя, откуда его, толком не подлечив, собирались отправить на фронт. Настроившись на отпуск после четырехлетнего отсутствия дома, он не может отказаться от мысли о возвращении. Как человек деревенский, не городской и не военный, он уже в госпитале оказывается в ситуации, из которой одно спасение – побег. Так у него все сложилось, могло сложиться иначе, будь он потверже на ногах, но реальность такова, что в миру, в селе его, в стране его ему прощения не будет. Осознав это, он хочет тянуть до последнего, не думая о родителях, жене и тем более о будущем ребенке. Глубоко личное, что связывает Настену с Андреем, вступает в противоречие с их жизненным укладом. Настена не может поднять глаза на тех женщин, что получают похоронки, не может радоваться, как радовалась бы прежде при возвращении с войны соседских мужиков. На деревенском празднике по поводу победы она вспоминает об Андрее с неожиданной злостью: “Из-за него, из-за него не имеет она права, как все, порадоваться победе”. Беглый муж поставил перед Настеной трудный и неразрешимый вопрос: с кем ей быть? Она осуждает Андрея, особенно сейчас, когда кончается война и когда кажется, что и он бы остался жив и невредим, как все, кто выжил, но, осуждая его временами до злости, до ненависти и отчаяния, она в отчаянии же и отступает: да ведь она жена ему. А раз так, надо или полностью отказаться от него, петухом вскочив на забор: я не я и вина не моя, или идти вместе с ним до конца. Хоть на плаху. Недаром сказано: кому на ком жениться, тот в того и родится.

Заметив беременность Настены, бывшие ее подруги начинают над ней посмеиваться, а свекровь и вовсе выгоняет из дома. “Непросто было без конца выдерживать на себе хваткие и судные взгляды людей – любопытные, подозрительные, злые”. Вынужденная скрывать свои чувства, сдерживать их, Настена все больше выматывается, бесстрашие ее превращается в риск, в чувства, растрачиваемые понапрасну. Они-то и подталкивают ее к самоубийству, влекут в воды Ангары, мерцающей, как из жуткой и красивой сказки реки: “Устала она. Знал бы кто, как она устала и как хочется отдохнуть”.

Вариант 2

В своем произведении “Живи и помни” Григорий Распутин рассказывает о судьбе одной девушки Насти, которая является героиней рассказа. Она вышла замуж за некого Андрея Гуськова, в которого не была влюблена. Подалась в замужество лишь потому, что хотела сбежать от своей тетушки, которая заставляла ее много работать. Но и в чужом дворе ей пришлось нелегко. Девушка из работницы снова превратилась в работницу, только в этот раз ей попалось большое хозяйство. Бог не посылал им с мужем детей, как бы они не старались. Все в деревне стали обсуждать семью Гуськовых, а во всем происходящем Настена винила лишь себя. Она была верна своему мужу. И вот однажды Андрей избил ее до полусмерти, потому что та упрекнула его, что он виноват в том, что у них нет детишек.

Наступила война. Андрея забирают на фронт, а Настена остается дома по хозяйству. Она даже радуется от того, что у нее нет детей, ведь их нужно было кормить, а еды в такое тяжелое время не хватало. Девушка очень ждала писем от Андрея, которые получала регулярно с фронта и с госпиталя, куда он попал с ранением. Но вот однажды, к ней наведались председатель сельсовета и милиционер, с просьбой показать всю переписку со своим мужем. Посмотрев письма, они ушли, ничего не объяснив. А в это время Андрей Гуськов сбежал с госпиталя и уже считался дезертиром. Он знает, что его поймет и примет лишь его Настена. Девушка заподозрила, что муж вернулся лишь тогда, когда с бани пропадает топор. Тогда она оставила там хлеб, а однажды когда топила баню, увидала своего возлюбленного. С того момента, это стало ее секретом и воспринимается ею как крест. Настена ради него стала всем врать и красть, чтобы остаться в глазах мужа хорошей женой.

В душе героини поселяется задор и кураж, а также она все-таки забеременела и готова на все ради мужа. Она знала, что ее Андрей не убийца, а всего лишь дезертир, который сбежал из госпиталя потому что, не вылечив его до конца, военные собирались отправить обратно на фронт.

Так он наплевал на чувства своих родных, жены и даже страны. Андрей знает, что его могут обвинить в совершенном поступке и даже приговорить к смерти, но все же скрывается. И ему не стыдно, что о нем говорят плохо. А вот Настене наоборот, становится плохо. Она не может глядеть в глаза женщин, которые не дождались своих мужей с войны, но все-таки решает хранить тайну мужа. Но со временем ее подруги заметили беременность героини и стали осуждать ее, а свекровь выгнала из дому. Не выдержав всей этой нагрузки, девушка решает утопиться в водах Ангары.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. В последнее время мы чаще стали говорить о нравственности. Отношение к народу, его жизни со всеми тяготами и радостями, его опыту, выступает главным мерилом духовной сущности человека. В жизни часто встречаешься с безнравственностью. Поэтому, чтобы воспитывать в себе нравственность, я Read More ......
  2. Показывая читателю трагедию Настены и Андрея Гуськовых, Валентин Распутин исследует деформирующее влияние на человека силы, название которой – война. В повести пет описания битв, смертей на поле боя, подвигов русских солдат, фронтового быта. Только жизнь в тылу. А все же Read More ......
  3. Тот, кто в беде покидает свой народ, становится его врагом. Ч. Айтматов Чингиз Торекулович Айтматов пришел в литературу с ярким и интересным произведением “Лицом к лицу” в 1958 году. Незатейливое повествование о дезертире приобретает под пером мастера философское осмысление. Айтматов Read More ......
  4. “Андрей Гуськов понимал: судьба его свернула В тупик, выхода из которого нет”. В. Распутин. “Живи и помни” Одной из лучших книг о войне назвал В. Астафьев повесть “Живи и помни” В. Распутина, отметив ее потрясающую глубокую трагичность. Опубликованная в 1974 Read More ......
  5. Все хорошо. Все спокойно. Миф о полном умиротворении разрушается, как только мои глаза невольно останавливаются на второй полке бабушкиного стеллажа. Несомненно, мне мешает заснуть красная книга, недавно очутившаяся среди старых, зачитанных томов Пушкина, Лермонтова, Толстого. Странно то, что меня вовсе Read More ......
  6. Завязка сюжета повести В. Г. Распутина “Живи и помни” напоминает детективную историю: у старика Гуськова из бани пропали лыжи, топор и габак-самосад. Однако само произведение написано совершенно в ином жанре: это глубокое философское размышление о нравственных основах бытия, о силе Read More ......
  7. Всякий ли понимает, как стыдно жить, ког­да другой на твоем месте сумел бы прожить лучше? В. Распутин. Живи и помни Одной из лучших книг о войне заслуженно считается повесть В. Распутина “Живи и помни”, которая сразу пос­ле ее издания в Read More ......
  8. Я выбрал для раскрытия темы писателя Валентина Распутина, потому что считаю его творчество наиболее значительным в смысле нравственных исканий. Сам автор – глубоко нравственный человек, о чем свидетельствует его актив-ная общественная жизнь. Имя этого писателя можно встретить в ряду имен Read More ......
Краткое содержание Живи и помни Распутин

Действие произведения разворачивается во время Великой Отечественной войны в деревне Атамановка. Размер деревушки составляет всего тридцать дворов и все там друг друга знают. Главными героями являются Андрей Гуськов и его жена Настена.

Жизнь Насти до встречи с Андреем не радостна: она теряет в глубоком детстве отца, того убивают по случайности, затем умирает от болезни и мать. В свои шестнадцать девушка остается на руках с восьмилетней младшей сестрой и идет побираться по ближайшим деревням, а к осени приходит во двор к дальней тетке, которая хоть и ворчит, но принимает их.

Позже в эту деревню случайно заходит и Андрей, встретив Настю, он предлагает ей уехать с ним и девушка соглашается. Она говорит, что не хочет больше «гнуть спину на чужую семью», однако меняется для нее только «двор». Мать Андрея спрашивает с невестки еще больше и строже, а Насте ничего не остается, кроме как выполнять работу.

Деревушка в которой живут герои тихая, спокойная и далекая, жизнь в ней размеренная. Однако и до Атамановки доходит весь о войне, и главный герой вынужден отправиться на фронт вместе с односельчанами, чтобы воевать за свою Родину и защищать ее. Три долгих года он проводит на войне и в боях получает несколько контузий и ранений. Последнее и приводит его в госпиталь, где он понимает, что смертельно устал. Андрей надеется на отпуск, чтобы съездить и навестить семью, отдохнуть и восстановиться, но вместо долгожданного отпуска получает иной вердикт - его снова отправляют на фронт.
Андрей сокрушается, думая о том, что не пустил Настю к себе, когда она хотела приехать, а теперь еще и не сможет приехать сам, хотя всеми мыслями и душой Андрей уже с семьей дома. Он понимает, что если в таком состоянии - обозленный и с незажившими ранами - выйдет на поле боя, то погибнет. Герой принимает, как ему кажется на тот момент, единственное верное решение - побег.

О том, что Андрей возвращается в деревню Настя узнает быстро: из тайника в баньке исчезает топор. На глаза Андрей не показывается, потому что за дезертирство находится в розыске, но хлеб, который Настя приносит ему в баню и оставляет - берет. Позже девушка решает подкараулить его и увериться в собственных домыслах.

Встреча их происходит в бане ночью, Андрей приходит за хлебом и встречает Настю. Разговор у них происходит быстрый: он просит девушку принести ему теплые вещи, оружие и еду, а затем Андрей уходит.

Прячется он в зимовье на другом берегу реки Ангары и постепенно теряет все человеческое от постоянных мыслей о слежке, преследованиях и наказании, которое он понесет если попадется. Настене тоже живется несладко: девушке приходится постоянно врать, воровать вещи, да оглядываться, чтобы никто из деревни не заподозрил куда девушка ходит и почему вещи пропадают. Деревушка-то маленькая, разговоры быстро пойдут и Андрея тогда поймают.

Тем временем с войны возвращается сосед Максим. Настю зовут на праздник и она приходит, но понимает, что не может искренне радоваться ни возвращению Максима, ни поддерживать разговоры и песне о войне. Ей кажется, что любым неосторожным жестом она выдаст себя и Андрея, поэтому тихо сбегает, подальше от расспросов и чужих взглядом.

Андрей становится все более закрытым и озлобленным, а Настя страдает все больше. Ей некому открыться, не с кем поговорить, она чувствует вину за то, что соседки получают похоронки, а сама она бегает к мужу-дезертиру в зимовье.

Все осложняется еще больше, когда Настя узнает, что беременна.

Андрей упрашивает ее оставить ребенка, но в его словах один лишь эгоизм: он радуется тому, что после него кто-то останется, что он род продолжит, а за Настю не думает.

Настя понимает, что скоро беременность ее откроется, будут в нее пальцами в деревне показывать, шептаться, что пока муж пропал где-то, она забеременела. От этого девушке становится еще тяжелее.

Когда наступает долгожданный праздник в честь дня Победы, Настя чувствует, как в ней вспыхивает злость на Андрея. Она не может радоваться вместе со всеми, но и не может остаться с Андреем, ей приходится разрывать себя практически на две жизни.

В это время отец Андрея начинает подозревать, что сын где-то рядом и чувствует вину за его поступок. Он пытается поговорить с Настей, но та не позволяет себе открыться Михеичу.

Андрей практически полностью перестает быть похожим на себя: лицо его обрастает, глаза вваливаются, а кожа становится дряблой и потемневшей. В одиночестве он иногда выходит на прогулки, выбирается в деревню и наблюдает за происходящим в ней. Он становится злее, обвиняя судьбу и войну во всем, что с ним приключилось.

В последний раз когда его навещает Настя и предлагает сдаться, Андрей кричит на нее и обвиняет в том, что она хочет его смерти и избавления от тяжелой ноши. Настя в очередной раз ощущает как невероятно устала, а потому признается дома свекрам в беременности и послушно уходит из дома.

Следующие несколько дней Настя только и думает о стыде, который чувствует за то, что не рассказала об Андрее его отцу, что беременна, что врала и врет людям. Все чаще она думает об усталости, что больше не может так. Боится за своего ребенка и его будущее, ведь это сейчас о ней перешептываются и бросают злые взгляды, а потом все ребенку достанется. Более того, в деревне ходят слухи, что она не нагуляла этого ребенка, а забеременела от Андрея, который где-то прячется. По этому же поводу в деревню приезжает следователь.

Когда наступает ночь, Настя берет лодку и отправляется на Ангару. Погруженная в свои мысли, уже почти на середине реки Настя слышит, как на берегу ее окликают голоса и затем вслед за ней отправляется еще несколько лодок с односельчанами. Настя не переживает за то, что они плывут за ней, она всматривается в темную воду под лодкой и с мыслями об усталости, подается вперед «в тихий плеск воды».

Хоронят Настю на кладбище в деревушке у покосившейся изгороди.

Хоть деревенские жители последние дни жизни девушки и осуждают ее, после смерти Насти они глубоко скорбят и плачут по ней.