Болезни Военный билет Призыв

Проблемный семинар конспект занятия. Методический семинар по технологии проблемного обучения. Проблемное обучение на уроках географии

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОКУЙБЫШЕВСКИЙ НЕФТЕХИМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Методическая разработка семинара

«Система методов проблемного обучения»

Ведущий семинара

председатель ПЦК Мерлушкина Н. Н.

2014 год

СЕМИНАР

Тема: Система методов проблемного обучения

План семинара:

    Методы проблемного изложения материала.

    Метод монологического изложения материала.

    Рассуждающий метод обучения.

    Диалогический метод.

    Методы организации преподавателем самостоятельной учебной

деятельности учащихся.

    Эвристический метод.

    Исследовательский метод.

    Метод программ ированных заданий.

Методы проблемного изложения материала

Организация проблемного обучения предполагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению взаимосвязанных проблемных ситуаций и предопределяли применение учениками соответствующих методов учения.

Однако возникновение проблемных ситуаций и поисковой деятельности, учащихся возможно не в любой ситуации. Оно, как правило, возможно, в таких видах учебно-познавательной деятельности учащихся, как: решение готовых нетиповых задач; составление задач и их решение; логический анализ текста; ученическое исследование; сочинение; рационализация и изобретение; конструирование и др.

Поэтому создание учителем цепи проблемных ситуаций в различных видах творческой учебной деятельности учащихся и управление их мыслительной (поисковой) деятельностью по усвоению новых знаний путем самостоятельного (или коллективного) решения учебных проблем составляет сущность проблемного обучения.

Рассмотрим способы организации процесса проблемного обучения, представляющего собой изложение учебного материала учителем и организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся.

Метод монологического изложения материала

Учитель сообщает факты в определенной последовательности, дает им необходимые пояснение, демонстрирует опыты с целью их подтверждения. Использование средств наглядности и технических средств обучения сопровождается поясняющим текстом. Учитель вскрывает только те связи между явлениями и понятиями, которые требуются для понимания данного материала, вводя их в порядке информации. Чередование фактов строится в логической последовательности, однако, в ходе изложения внимание учащихся на анализе причинно-следственных связей не конкретизируется. Факты «за» и «против» не приводятся, сразу сообщается правильные окончательные выводы. Проблемные ситуации если и создаются, то только с целью привлечения внимания учащихся, заинтересовать их. После ее создания ответа на вопрос «почему так, а не иначе?», от учеников не требуется, а сразу идет сообщение фактического материала.

При использовании монологического метода обучения материал незначительно перестраивается. Учитель чаще всего только изменяет с целью создания проблемной ситуации порядок следования сообщаемых фактов, демонстраций, опытов, показа средств наглядности и в качестве дополнительных элементов содержания использует интересные факты из истории развития образования и факты, повествующие о практическом применении усваиваемых знаний в науке и технике.

Роль ученика при использовании данного метода довольно пассивна, необходимый для работы этим методом уровень познавательной самостоятельности невысок.

При такой организации процесса усвоения нового знания учитель соблюдает все основные требования к уроку, реализует дидактические принципы наглядности, доступности изложения, соблюдает строгую последовательность в порядке следования информации, поддерживает устойчивое внимание учащихся к изучаемой теме, однако избранный им метод преподавания превращает ученика в пассивного слушателя, не активизирует его познавательную деятельность. Используемый в данном случае информационно-сообщающий метод преподавания позволяет достичь лишь одной цели - пополнить запас знаний учащихся дополнительными фактами.

Лекция – это такая форма организации обучения, при которой аудитории передается информация. Уже само определение лекции говорит о неизбежной пассивности учеников, - они должны «принимать» передаваемую им информацию.

Нелегко подготовить хорошую лекцию традицион­ного типа. Часто, увлекшись рассказом и следя за логи­кой изложения, учитель не замечает, что его ученики уже потеряли к нему интерес. Не отрываться от возможно­стей аудитории во время лекции, ориентироваться на внимание уче ников, - трудность, которую испытывают не только молодые учителя. При просмотре литературы, отборе материала к лекции сложно бывает отказаться от той или иной информации: так заманчиво желание дать подробное изложение вопроса. Вследствие этого в лек­ции появляются продолжительные повествования-моно­логи, а то и просто диктовка. Умение отобрать опти­мальный объем и уровень сложности материала дается чрезвычайно непросто.

При по дготовке лекции, способствующей развитию учащихся, трудностей тоже немало, но они совсем иного плана. На такой лекции не возникает проблема внимания аудитории. Теперь труд­ ности связаны, прежде всего, с разработкой модели лек­ции и уже потом - с отбором основной и дополнитель­ной информации, подготовкой вопросов и заданий и - в ходе лекции - с управлением процессом познания.

Выделим модели лекций развивающей направленно ст и, которые наиболее часто используются учителями на практике. Модели расположены, как и всегда, по услож­ нению познающей деятельности.

1. Вся лекция строится на основе метода проблем­ного изложения материала.

    Создается система проблемных ситуаций, которые по ходу лекции разрешаются самим учителем или с при­влечением школьников.

    Изложение информации учителем переплетается с включением школьников в поисковую деятельность. При этом на одной лекции может быть использовано не­сколько различных эвристических методов.

Итак, модели лекции, имеющие развивающую на­правленность, могут быть самыми различными. Они оп­ределяются задачами, которые ставит учитель перед лек­цией, ее темой, возрастными особенностями учащихся, и, конечно, эрудицией учителя, его пристрастиями и творческими возможностями. Но во всех случаях глав­ным на такой лекции является эмоциональный подъем ученика, его включенность в урок и интерес к обсуждае­мому вопросу.

Признаки монологического метода обучения следующие: н аличие вербального изложения учителем учебного материала, описательное объяснение фактов и т.п., спорадическое возникновение проблемных ситуаций. Основные функции:

    передача учащимся готовых выводов науки в виде фактов, законов, правил и положений;

    организация повторения и закрепления пройденного материала, углубление знаний;

    совершенствование репродуктивного мышления.

Применение: монологический метод применяется в форме рассказа, лекции с использованием таких приемов, как описание фактов, демонстрация явлений, напоминание, указание и др. Этот метод предполагает деятельность учащихся копирующего характера: наблюдать, слушать, запоминать, выполнять действия по образцу, работать с таблицами, приборами, решать типовые задачи и пр.

Рассуждающий метод обучения.

Если учитель ставит цель показать образец исследования постановки и решения целостной проблемы, то он использует рассуждающий метод. При этом материал разделяется на части, учитель к каждому этапу предусматривает системы риторических вопросов проблемного характера с целью привлечь учащихся к мысленному анализу проблемных ситуаций, обнажает объективные противоречия содержания, но сам же и разрешает, используются предложения повествовательного и вопросительного типа, информационные вопросы (т.е. такие вопросы, отвечая на которые нужно воспроизводить уже известные знания, давать информацию об известном знании) не ставятся, повествование ведется в форме лекции.

Способ перестройки материала для работы этим методом отличается прежде всего тем, что в содержание в качестве дополнительного структурного элемента вводится система риторических вопросов. Порядок следования сообщаемых фактов выбирается таким, чтобы объективные противоречия содержания были представлены особенно подчеркнуто, выпукло, возбуждали познавательный интерес учащихся и желание их разрешить.

В изложении учителя преобладает уже не категоричность сведений, а элементы рассуждения, поиска выхода из возникающих в силу особенностей построения материала затруднений. Учитель, как это и предполагает М.И. Махмутов, «демонстрирует самый путь научного познавания, заставляя учеников следить за диалектическим движением мысли к истине» , он не только создает проблемные ситуации, но ставит и решает проблемы, показывает, как выдвигались и сталкивались различные гипотезы.

Выбрав рассуждающий метод обучения, учитель в процессе организации процесса усвоения пользуется объяснительным методом преподавания, сущность которого заключается в том, что он «включает сообщение учителем фактов данной науки, их описание и объяснение, то есть раскрывает сущности новых понятий с помощью слова, наглядности и практических действий».

Диалогический метод.

Если учитель ставит перед собой задачу привлечь учащихся к непосредственному участию в реализации способа решения проблемы с целью активизировать их, повысить познавательный интерес, привлечь внимание к уже известному в новом материале, он, используя то же построение содержания, дополняет его структуру информационными вопросами, ответы на которые дают учащиеся.

Семинар - это такая форма организации обучения, при которой источником информации являются учащиеся . В Толковом словаре русского языка читаем: «Семинарское занятие - групповое практическое заня­тие под руководством преподавателя, обсуждение докла­дов учащихся». Главной целью семинара является углуб­ление и совершенствование знаний.

Сравним лекцию и семинар по ряду параметров. Ес­ли лекция - такая форма, при которой аудитории пере­дается информация учителем, то на семинаре ученики сами являются источником новой информации друг для друга. Если уровень самостоятельности учащихся даже на проблемной лекции достаточно низкий, то на семинаре удается сочетать высокую степень их самостоятельности с высоким уровнем сложности обсуждаемых вопросов. Если на лекции практически нет возможностей диффе­ренциации аудитории, то на семинаре она органично включена в его организационную форму, поэтому удает­ся достигнуть существенного увеличения знаний и уме­ний каждого учащегося класса.

Отличается и роль учителя на уроке. Хорошая лек­ция требует от учителя эрудиции и умения завладеть вниманием всего класса, семинар - умения организовать деятельность учеников и управлять ею.

Семинары хороши тем, что они позво­ляют действительно включить ученика в самостоятель­ную проработку учебного материала, чего не удается сде­лать с помощью других форм организации обучения. Но для того чтобы семинар состоялся, чтобы на нем коллек­тивная работа класса опиралась на работу отдельных учеников и возникала полемика, от учителя требуется, тщательная подготовка семинара. Прежде всего, анализируя тему, необходимо выде­лить те программные вопросы, которые могут быть са­мостоятельно в той или иной мере изучены учащимися. Очень важно четко сформулировать вопросы семинара, продумав их объем и сложность и порекомендовать лите­ратурные источники. Полезно провести подготовку к се­минару, организовать работу в малых группах, учитывая интересы и возможности учеников. В силу сущности семинар следует отнести к разви­вающей форме организации обучения, поскольку подго­товка к нему способствует развитию у ученика умения самостоятельно работать с литературными источниками, строить сообщение, владеть аудиторией, отвечать на вопросы, участвовать в обсуждении проблем. Тем не менее семинары часто делят на традиционные и проблемные, на традиционном семинаре ученики, выступают с (сообщениями и обсуждают их. Темы сообщений обычно предлагаются заранее, и ученики работают над ними ин­дивидуально. При этом весьма часто высокая самостоя­тельность и активность реализуются лишь у выступаю­щих учеников, остальные же остаются пассивными слу­шателями.

Другой формой традиционного семинара являются экспресс-семинары. Такой семинар обычно рассчитан на проработку содержания 2-3 параграфов без предвари­тельной домашней подготовки. Это возможно в случае учебного материала, не сложного для самостоятельного изучения учащимися. Проведение экспресс-семинара обычно сочетается с групповой формой работы. Органи­зуя экспресс-семинар, учитель заранее оформляет 6 - 7 карточек с вопросами (I , II, а может быть, и III уровня), требующими понимания и применения новых знаний. В зависимости от способа формирования групп обучение может быть как недифференцированным (смешанные группы), так и дифференцированным (гомогенные груп­пы). Во втором случае учитель сам раздает карточки. По­сле самостоятельной работы представители групп пооче­редно отвечают на поставленные вопросы (время ответа ограничено), а также дополнительные вопросы учащихся и учителя.

Проблемные семинары предусматривают более глу­бокое проникновение ученика в обсуждаемый вопрос через анализ идей, взглядов, концепций. Такой семинар непосредственно связан с дискуссией. Он тренирует са­мостоятельное критическое мышление школьников, их умение анализировать факты, возможность отстаивать свою точку зрения, защищать свою позицию.

Использование диалогического метода обучения обеспечивает более высокий уровень познавательной активности учащихся в процессе познания, так как они уже непосредственно привлекаются к участию в решении проблемы под жестоким управляющим воздействием преподавателя.

Методы организации учителем самостоятельной

учебной деятельности учащихся

Эвристический метод применяется там, где учитель ставит цель обучить учащихся отдельным элементам решения проблемы, организовать частичный поиск новых знаний и способов действия. Используя эвристический метод, учитель применяет то же построение учебного материала, что и при диалогическом методе, но несколько дополняет его структуру постановкой познавательных задач и заданий учащимся на каждом отдельном этапе решения учебной проблемы. Таким образом, формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы с решением проблемных задач и заданий.

Итак, для диалогического метода характерно следующее: изложение учебного материала идет в форме сообщающей беседы, в которой используются в основном репродуктивные вопросы по известному учащимся материалу.

Учитель может также создать проблемную ситуацию, поставить ряд проблемных вопросов, но в этом случае сущность новых понятий и способов действий объясняет учитель. Основные функции:

    раскрытие новых понятий и способов учебной деятельности с помощью репродуктивных вопросов и преднамеренно создаваемых проблемных ситуаций;

    активизация познавательного общения и побуждение учащихся к умственной или практической деятельности,

    формирование у них умений речевого общения и самостоятельной деятельности;

    обучение их способам коллективной мыслительной деятельности.

Суть эвристического метода состоит в том, что открытие нового закона, правила и т.п. совершается не учителем при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя.

Обратимся к классике и приведем отрывок из беседы Сократа.

Сократ: Скажи, всегда ли нужно говорить правду?

Ученик: Да, учитель.

Сократ: А если твой отец смертельно болен, должен ли ты сказать ему правду?

Ученик: ?

С помощью двух вопросов создана острая проблемная ситуация. Учение должен переосмыслить свою нравственную позицию и выйти на обобщение.

Таким образом, основными признаками эвристического метода являются :

    организация учителем изучения учебного материала в форме эвристической беседы;

    постановка проблемных вопросов;

    решение познавательных задач;

    учебные проблемы ставятся и решаются учащимися с помощью учителя.

Основные функции:

    самостоятельное усвоение знаний и способов действий;

    развитие творческого мышления (перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в традиционной ситуации;

    видение новых признаков изучаемого объекта;

    преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых);

    развитие качеств ума, мыслительных навыков, формирование познавательных умений;

    обучение учащихся приемам активного познавательного общения;

    развитие мотивации учения, мотивации достижения.

Исследовательский метод.

Понятие исследовательского метода наиболее полно раскрыл И.Я. Лернер, который к исследовательскому методу отнес метод, организующий процесс усвоения «решением проблем и проблемных задач. Сущность его в том, что учитель конструирует методическую систему проблем и проблемных задач, адаптирует ее к конкретной ситуации учебного процесса, предъявляет учащимся, тем самым управляя их учебной деятельностью, а учащиеся, решая проблемы, обеспечивают сдвиг в структуре и уровне умственной деятельности, постепенно овладевая процедурой творчества, а заодно творчески усваивают и методы познавания»

При проведении урока исследовательским методом опять используется такое же построение материала и берутся элементов структуры эвристического метода и порядок следования вопросов, указаний, заданий. Если в процессе реализации эвристического метода эти вопросы, указания и задания носят упреждающий характер, то есть ставятся до решения подпроблемы, составляющей содержание данного этапа, или в процессе ее решения и выполняет направляющую функцию в процессе решения, то в случае использования исследовательского метода вопросы ставятся в конце этапа, после того как большинство учащихся с решением подпроблемы справились.

Педагогический вывод ясен: учебный процесс в усло­виях развивающего обучения коренным образом отличает­ся от традиционного.

Вопросу о педагогических умениях, необходимых учителю для успешной реализации развивающего обуче­ния, а также структуре развивающего урока и сравнению т радиционного и развивающего обучения будут посвящены следующие параграфы.

Первым принципиально в ажным; условием, для: «включения» ученика в новую для нет проблему являет­ся наличие у него определенной базы, знаний по проста вленной проблеме . Это могут быть знания, полученные на Предыдущих занятиях, а также почерпнутые из жизнен­ного опыта. Мы все прекрасно знаем что люди не ре­шают проблем в неизвестных им областях.. Выполнению этого условия психолога придают огромное значение. Вот два высказывания. «...Мышление уже в своем исход­ном пункте предполагает знание» (СЛ. ; Рубинштейн). «Решение проблем, как и другие познавательные процессы, в значительной степени опирается на долговременную память и на усвоенные ранее понятия кото­рые в ней хранятся» (ЖХ Гот фруа).

Для того чтобы ученик смог успешно осуществлять поиск решения новой для него проблемы, он должен владеть необходимыми для этого познавательными уме­ниями.

Многие зарубежные дидакты придерживаются представления о трех уровнях исследо­вательского обучения; На первом уровне преподаватель ставит проблему и намечает метод ее решения. Учащему­ся предстоит самостоятельно осуществить ее решение. На втором уровне преподаватель только ставит пробле­му, но метод ее решения ученик ищет самостоятельно (или в группе). На высшем, третьем уровне постановка проблемы, поиск метода и разработка самого решения осуществляются учащимися самостоятельно.

Подчеркнем особое значение первого уровня иссле­довательского обучения. В условиях этого уровня ученику по существу предлагается алгоритм решения пробле­мы, то есть жесткая последовательность шагов для ее решения. Й только после появления определенного на­выка в подходах к решению проблем, исчезновения страха и неуверенности в своих силах можно переходить (к истинно эвристическим методам обучения, (второй и третий уровень). Ясно, что даже этот первый уровень исследовательского обучения принципиально отличается от традиционного: сейчас учащемуся нужно, по алгорит­му найти решение новой для него проблемы, а не при­менять полученные знания в знакомой ситуации.

Таким образом, исследовательский метод характеризуется следующими признаками: преподаватель организует самостоятельную работу учащихся по изучению нового знания, предлагая им задания проблемног о характера и разрабатывая совместно с ними цель работы. Проблемные ситуации, как правило, возникают в ходе выполнения учащимися заданий, имеющих обычно не только теоретический, но и практический (инструментальный) характер (поиск дополнительных фактов, сведений, систематизация и анализ информации и т.д.)

Основные функции:

    формирование творческого мышления и других составляющих интеллектуальной сферы,

    самостоятельное усвоение учащимися новых знаний и способов действий,

    стимулирование появления у учащихся новых способов действий, которым их заранее не обучали; формирование мотивационной, эмоциональной, волевой сфер.

Метод программированных заданий.

Метод программированных заданий представляет собой постановку учителем системы программированных заданий. Уровень эффективности учения определяется наличием проблемных ситуаций и возможностью самостоятельной постановки и решения проблем. Применение программированных заданий заключается в следующем: каждое задание состоит из отдельных элементов-кадров; один кадр содержит часть изучаемого материала, сформулированного в виде вопросов и ответов, либо в виде изложения новых заданий, либо в виде упражнений.

Для программированного метода характерно следующее: машинное и безмашинное программирование учебного материала с постановкой вопросов и заданий учащимся для самостоятельного усвоения знаний и способов действий. Основные функции:

    управление с помощью программных педагогических средств и

ТСО учебной деятельностью;

    обучение навыкам самоконтроля;

    обучение навыкам работы с компьютером;

    составление обучающих и других программ для компьютера;

    развитие индивидуальных способностей.

Метод проблемного изложения – это непросто привлечение интересного материала из истории науки. С помощью исторических сведений, выдвижения противоречащих друг другу гипотез, освещения различных позиций, рассказа о «белых пятнах» науки учащиеся втягиваются в диалектику познания и приобщаются к научной методологии.

МБУ ДО «ЦДО № 1» г. Смоленск

Формы работы с родителями

Почему НЕОБХОДИМА РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ?

Сегодня в эпоху революционных преобразований в системе образования, всё чаще и чаще в средствах массовой информации,на педсоветах и родительских собраниях обсуждается вопрос: кто в ответе за воспитание ребенка - семья или школа? Педагоги обычно единодушны - школа оказывает образовательные услуги, а воспитывают родители. Но родители с этим не согласны: «В школе сын (или дочь) проводит больше времени, мы его видим только перед сном». Следовательно, от педагогов ждут «магического» воздействие на ребёнка, а иногда напрямую предъявляют претензии: «У нас дома, всё благополучно, а то, что он матом ругается или курит, так это он в школе научился»

Так кто же в ответе за то, чтобы социализация ребенка прошла благополучно, чтобы он мог с успехом учиться, общаться, развиваться? Наверное, сегодня однозначно трудно сказать. В прошлом веке за социализацию ребёнка в большей степени отвечало общество, социальное окружение. Советская школа не только учила, но и воспитывала.

Однако по мере развития цивилизации и отхода от традиционной культуры растворенная в быту психолого-педагогическая поддержка взросления ребенка исчезла. Семья оказалась один на один с проблемой выбора целей и средств воспитания и не всегда могла справиться с этой задачей. Сегодня основной общественный институт, который может помочь семье, - это школа: ее педагогический коллектив и, конечно, школьный психолог, поэтому взаимодействие с родителями является одним из важнейших аспектов нашей работы, направленной на осуществление общей цели психологической службы школы.

В условиях перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Но только в процессе взаимодействия педагогического коллектива и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

С чего же начинать? ГЛАВНОЕ - СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ для комфортного взаимодействия в системе «педагог -ребёнок- родитель».

Цель школьной психологической службы - это прежде всего, создание условий для гармоничного развития обучающихся в процессе школьного обучения. В данном определении принципиальным является слово «условия». Можно говорить только о создании условий, поскольку на развитие, помимо школы, влияют семья и социальное окружение. И если на семью в какой-то мере можно воздействовать, то экономические и культурные условия жизни детей можно только учитывать в процессе работы.

Какие условия необходимо учитывать при внедрении опыта совместного взаимодействия с родителями.

Мы знаем, что школьные годы – сензитивный период, когда закладываются основы физического, психического здоровья человека.

Проводя в школе большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать серьезные психические нагрузки. Но и в семье дети не всегда получают необходимую долю внимания, заботы и родительской поддержки. Причинами этих явлений является не только не только психологические и педагогические издержки в знаниях родителей, но и в большинстве эти факторы носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер.

Социально-психологический фактор - дисгармония семейных отношений и семейного воспитания, нарушения в сфере детско-родительских отношений, неполные семьи. Так в в ОУ от 40 до 50 % - это неполные семьи.

Социально-культурный фактор – ускорение темпа современной жизни, недостаточность условий для снятия эмоционального напряжения и расслабления. Следствием этого является невротизация родителей, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутри- и межличностных конфликтов и о возможной психологической помощи. Затрудняют общение взрослых с ребенком и многие достижения цивилизации: дополнительные телевизоры в семье, компьютеры, телефоны и андроиды.

Социально-экономический фактор – неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей. Экономическая обстановка приводит к тому, что требования к профессиональной деятельности, претендуют на свободное время родителей, что сводит к минимуму общение с ребенком. Современная жизнь приводит к тому, что мы все более отдаляемся от условий, благоприятных для полноценного психического развития ребенка, углубляя изоляцию и дефицит общения ребенка и взрослого. Эти обстоятельства идут во вред отношениям доверия и эмоциональной безопасности между членами семьи, мешают родителям заботиться о своих детях. Воспитывать их в атмосфере радости, тесного общения, совместного досуга.

О том, что вышеназванные факторы присутствуют в каждой школе, мы видим по количеству консультаций по проблемам общения детей и родителей.

Мы не в силах изменить экономику, но оказать влияние на социально-культурный и социально-психологический факторы можем.

Поэтому в совместной работе с родителями наибольшее воспитательное воздействие имеют активные формы работы с родителями.

Необходимо помнить, что работа с родителями, как и любая работа в образовательном учреждении не может носить эпизодический характер. Работа с родителями должна вестись в системе, причём стоит не сколько обучать родителей, сколько общаться, обмениваться опытом, осуждать проблемы и искать общий способ их решения.

Вторым важнейшим условием эффективности работы должна стать согласованность действий педагогов и родителей. Причины несогласованности могут быть разными, прежде всего недостаток знаний у родителей о закономерностях развития детей, о трудностях, которые могут возникнуть по мере их роста и взросления. Также, не всегда осознанные, а порой стихийные действия родителей, воспитывающих своих детей так же, как воспитывали их самих, либо полностью противоположным образом. А время предъявляет совсем иные требования в воспитании детей, нежели 15-20 лет назад. Необходимо также отметить, что во взаимодействии с ребенком у родителей могут возникать собственные проблемы, отражающиеся на ребёнке, например, одна из них: восприятие школьных результатов ребенка в качестве зеркала собственной успешности. Следует отметить, что для родителей часто характерен односторонний взгляд на ребенка. Они наблюдают своего малыша только в семье, а ведь в школе он может проявлять себя совершенно иначе, чем дома. Поэтому родителям столь важно принимать участие в работе по созданию общего педагогического «поля». Но это не менее необходимо и для сотрудников школы.

Активной стороной взаимодействия с родителями является именно психолог, организуя работу с родителями и предлагая им для освоения свое информационное «поле», в котором выделены различные аспекты возрастной, педагогической, практической психологии, представляющие интерес и ценность для семьи.

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:

    психолого-педагогическое просвещение родителей;

    вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

    участие семей обучающихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.

Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в своих классах. Иногда можно слышать от педагогов, что родители не хотят и слышать о том, чтобы что-то сделать в классе, в лучшем случае - предлагают материальную помощь. Однако родители должны и могут активно участвовать в управлении школьной жизнью.

Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы:

    Родительский час;

    Родительские вечера;

    Родительские собрания с элементами тренинга

    Родительские университеты

    Конференции;

    Дискуссии;

    Инновационные родительские собрания;

    Индивидуальные и тематические консультации;


Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

    дни творчества детей и их родителей;

    открытые уроки и внеклассные мероприятия;

    помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий

Родителей можно привлекать к проведению разовых классных часов. Эти классные часы могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся. Такой вид работы больше приемлем для начальной школы.Так каждый ребенок близко знакомится со всеми родителями своего одноклассника. Это больше сближает детей.

Родители успешно могут участвовать в работе жюри внеклассных мероприятий в классе, быть участниками спортивных праздников, музыкальных конкурсов и дней творчества. Все зависит от того, насколько классный руководитель сумел привлечь родителей к сотрудничеству в классе.

Классный руководитель, привлекая родителей к участию в воспитательной работе в классе, должен обратить самое серьезное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни класса. Эта традиция должна сохраняться в течение всего времени обучения учащихся класса. Формы поощрения родителей могут быть самыми разнообразными - грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, изготовление сувениров самими учащимися, изготовление дипломов и множество различных необычных форм поощрения родителей за активное участие в жизни классного коллектива.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

    участие родителей класса в работе родительского комитета;

    участие родителей класса в работе совета школы;

    участие родителей в работе городского родительского совета;

    работа в службе школьной медиации

Остановимся более подробно на психолого – педагогическом просвещении родителей и некоторых инновационных формах работы с родителями.

Родительский час.

Структура и содержание образования претерпевают сегодня коренные изменения в силу объективных и субъективных причин. В частности в начальной школе вводятся новые предметы, изменились учебные программы и учебники, требования к умениям и навыкам обучающихся. Во всех нововведениях достаточно сложно разобраться родителям. Часто родители хотят, оказать помощь своему ребёнку, в период начала обучения ребёнка в школе, но не всегда могут это сделать, так как не знают требований которые предъявлять будут в школе. Первого сентября родители волнуются не меньше, чем дети. Все понимают, что первый год обучения, очень важен и в психологическом, и в физическом, и в умственном развитии ребенка. Важно научить первоклассника учиться, правильно организовывать свой труд, свой день. В связи с этим у родителей возникает множество вопросов. Для того, чтобы ответить на них можно организовать родительские часы.

В случае необходимости можно эту работу продолжить и во втором и третьем классах. При необходимости можно пригласить на эти часы психолога, социального педагога, логопеда, школьного врача.

Родительский час планируется и проводится с учетом трудностей, возникающих при обучении и воспитании детей, а также пожеланий родителей. Это практическое занятие, на котором конкретно и доступно анализируются все возникающие проблемы, предупреждаются ошибки в семейном воспитании.
Родительский час начинается с краткого сообщения, которое раскрывает тему и цель данной встречи, затем идет практическая работа, в ходе проведения которой родители получают рекомендации.

В конце встречи родителям предлагается заполнить анкеты для планирования следующей встречи.
Анкета для родителей.

    Какие трудности возникают у Вас при работе с ребенком дома?

    Какие трудности возникли у Вашего ребенка?

    Консультацию какого специалиста и по какому вопросу Вы хотели бы получить?

    Ваши пожелания.

Примерная тематика родительских часов, проводимых в 1 классе.

    Адаптация ребенка в школе. (Выступление учителя, психолога).

    Режим дня первоклассника.

    Как работать в тетрадях по учебнику « Математика».

    Игры для запоминания состава чисел в пределах 10.

    Игры для запоминания состава чисел в пределах 20.

    Школьные перегрузки.

    Дети и телевидение.

    Дети и компьютер.

    Как научить детей решать задачи.

    Семейное чтение.

    Вредные привычки.

    Правильно ли питается Ваш ребенок.

    Летний отдых детей.

Родительские часы способствуют более успешному обучению первоклассников, а также сплочению коллектива родителей.

В период начала школьного обучения педагоги достаточно много внимания уделяют работе над сплочением коллектива обучающихся. Благоприятные условия для данного вида деятельности дают нам родительские вчера. Это достаточно новая и интересная форма работы с родителями - родительские вечера. Родительские вечера уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только переступили порог начальной школы.
Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Они обычно проводятся 2-3 раза в год в присутствии детей.
Темы родительских вечеров могут быть следующими:

    Первые книжки моего ребенка.

    Друзья моего ребенка.

    Традиции нашей семьи.

    Наказания и поощрения в нашей семье.

    Все мы родом из детства

Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей.

Достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.

Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы. По результату тренинга психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.

Родительские университеты - это достаточно интересная и продуктивная форма работы с родителями. Назначение родительских университетов в школе - психолого-педагогическое просвещение родителей. Родительские университеты оптимально проводить в параллели классов. Это дает возможность пригласить на занятие университета наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями. Специалисты, которые проводят встречу, легче ориентируются в вопросах родителей, заранее могут к ним подготовиться. Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разнообразными: час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы, родительские ринги, конференции.

Конференция - форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Наиболее эффективными и содержательными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, в ходе которых одна и та же проблема рассматривается под различными углами зрения. Конференции родителей проводятся не более одного раза в год, так как требуют серьезной и тщательной подготовки. К конференциям готовится вся школа и все классы. К нему готовятся фотовыставки, книжный киоск по теме конференции, выставки работ учащихся, музыкальные программы, экскурсии по школе и др. Темы конференции должны носить конкретный и практический характер. Различные службы школы разрабатывают и раздают родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей.

Тематика родительских конференций:

1. 2. Внутренняя и внешняя культура ребенка. От чего она зависит?

2. Права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме.

3. Культура общения с компьютером.

4. Вредные привычки и как с ними бороться.

5. Причины детских суицидов.

Хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг.

Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Полезность таких встреч родителей состоит еще в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса.

Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными.
Можно предложить, например, такие:

    «За и против « школьной формы.

    Трудности современного школьного урока. В чем они состоят?

    Трудовое воспитание в школе: имеет ли место быть?

Такие темы позволяют не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, сделать определенные выводы, чему-то научиться, взять нечто на вооружение в свой воспитательный арсенал.

Одной из главных и наиболее распространенных форм работы со всеми родителями является родительское собрание.

Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей. Часто сетуют на то, что родители не хотят посещать собрания, не приходят на встречи с классным руководителем. Но, видимо, не стоит этому удивляться. Очень часто родительские собрания и встречи превращаются в «разбор полетов», на которых унижается человеческое достоинство родителей. Классному руководителю следует помнить - родительское собрание - это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Родительские собрания с участием детей обеспечивают стопроцентную посещаемость собраний. Какому родителю не хочется посмотреть на выступление своего ребенка. Дети в форме инсценирования, выступлений,поднимают какую – либо проблему, которую необходимо решить в ходе собрания. Нужно ли говорить, что такие собрания вызывают живейший интерес и у родителей, и у детей. Родительские собрания могут быть:

Организационными;

Текущими или тематическими;

Итоговыми;

Общешкольными и классными.

Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса.

Практика работы с родителями показала, что новые формы общения с семьей помогают родителям сконцентрировать внимание на детях, усиливает чувство удовлетворенности процессом воспитания детей, укрепляет чувство родительского самосознания. Родители чаще проявляют по отношению к детям нежность, одобрение и уважение, а это – залог развития у детей способности ксотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности в себе.

Одним из важнейших форм сотрудничества классного руководителя с семьей является индивидуальная консультация . Готовясь к ней необходимо подготовить ряд вопросов, на которые вы бы хотели получить ответы. Индивидуальная консультация должна носить изучающий характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Групповая консультация проводится по тому же принципу, но на нее приглашаются родители, которых объединяют общие проблемы.

Каждая консультация должна заканчиваться рекомендациями родителям по воспитанию ребенка. Они могут быть устными и письменными.

Если в коллективе есть проблемы, касающиеся нескольких семей, то можно провести тематическую консультацию. Она требует серьезной подготовки со стороны учителя, специалистов. Темы для подобных консультаций тщательно отбираются. Подобная консультация будет полезна только в том случае, если родители осознают проблему, из-за которой их пригласили.

Требования к проведению консультации

1. Консультация проводится по запросам родителей, ребенка и классного руководителя.

2. Проблема, которая будет обсуждаться, классному руководителю хорошо известна и рассматривалась им самим с различных позиций: ребенка, родителей, педагогов.

3. В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и своё отношение к проблеме.

4. Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.

5. Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.

6. В ходе консультации необходимо обратить внимание на все то хорошее и положительное, что есть в ребенке и только потом говорить о проблемах.

7. В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.

8. Консультация должна дать родителям реальные рекомендации по проблеме специалистов, педагогов, классного руководителя.

9. Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье и в лучшую сторону.

10. Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.

Огромное значение в арсенале классного руководителя имеет беседа. Ее лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьёй. В беседе педагог должен больше слушать и слышать, а не давать рекомендации воспитания и назидания.

Результативность опыта

Круглые столы, родительские конференции, семинары, проблемные лекции, интерактивные беседы - являются наиболее эффективными формами работы с родителями. Они помогают реализовать сразу несколько направлений: психологическое просвещение, психопрофилактику, а также психологическое консультирование. Кроме того, они помогают формированию атмосферы доверия и настоящего сотрудничества между педагогом-психологом и родителями, создавая уникальный круг общения взрослых. Данные формы можно использовать для работы с различной возрастной группой.

Данная работа позволяет создать положительный эмоциональный фон, открыть новые пути грамотного взаимодействия с ребенком , вооружить родителей определенным запасом психологических знаний, познакомить их с новыми подходами к воспитанию детей. Благодаря этим формам работы, как правило, увеличивается количество обращений за консультационной помощью, а следовательно большее количество родителей смогли получить адресную помощь в решении возникающих проблем при воспитании и общении с детьми.

Приемы работы с родителями

Совместное сотрудничество родителей и педагога начинается с таких форм взаимодействия, в которых от родителей требуется минимальная активность. Сначала использовались знакомые и привычные способы общения, а по мере возникновения доверия включались менее определенные и знакомые методы, постепенно повышая активность родителей. На первом этапе работы использовались информационные методы : устные сообщения, информационные лекции, интерактивные беседы, памятки, а постепенно, начала использовать в работе с родителями: элементы тренинговой работы, «круглые столы», родительские ринги.

Эти формы работы позволяют появиться качественно новому уровню взаимодействия родителей и школы, в которой их дети проводят так много времени.

Практические приёмы.

Первое с чего мы начинаем – это оригинальное приглашение родителей на родительское собрание. Обычно мы делаем запись в дневнике, но заинтриговать родителей мы можем, подготовим адресное приглашение к обсуждению наиболее актуальной темы для родителей. (Приложение 1)

Использование метафор (мотивационный этап родительского собрания ).

В начале занятия необходимо мотивировать родителей на активное участие в обсуждении, затрагиваемых вопросов, заинтриговать их. Для этого педагог может с успехом применять метафору.
Метафора, как известно, это косвенное сообщение информации в виде поучительной истории или образного выражения. Этот прием позволяет не напрямую «в лоб», а избегая защитных механизмов, достучаться до сознания человека. Метафора лежит в основе мудрых изречений философов и писателей, древних и современных притч, сказок.
В своей работе я часто прибегаю к использованию этого приема, особенно на мотивационном этапе родительского собрания.

Одним из вариантов использования метафоры является методический прием обсуждения рисунков – метафор , предложенный педагогом-психологом Цветковой С. в статье «Вопросы воспитания в картинках» газеты «Школьный психолог». В основе описываемого приема лежит обсуждение рисунка, на первый взгляд, не связанного с темой родительского собрания. Однако, в ходе рассуждений, к родителям, отвечающим на наводящие вопросы педагога, постепенно приходит понимание, что предмет (или явление) на рисунке, как ни что другое, олицетворяет затрагиваемую на собрании тему, проблему.
Вот, один из примеров использования на родительском собрании рисунка – метафоры, взятый из вышеупомянутой статьи:

Рисунок – метафора «Губка» (затрагиваемая проблема – воспитание ребенка)

Данный рисунок можно предложить для обсуждения на родительском собрании, посвященном основным принципам воспитания, а в данном случае – принципу воспитания на основе личного примера взрослого.
Согласно оригинальной авторской разработке «Вопросы воспитания в картинках», родителям, отвечая на наводящие вопросы педагога, необходимо составить достаточно подробный рассказ по предъявленной им картинке. И только потом им объявляется, с каким воспитательным моментом связан обсуждаемый рисунок.
В своей же работе я использую этот прием несколько по-иному – с самого начала стараюсь активизировать рассуждения родителей с помощью прямых, заранее подготовленных вопросов к рисунку – метафоре. Это связано с тем, что зачастую родители, придя на собрание, стараются избежать всякой активности (высказать собственное мнение, подать реплику, задать вопрос, показать собственные знания по теме), не желая показаться некомпетентными в вопросах воспитания, боясь ошибиться, отвечая на вопрос, и т.д.

Ниже представлены вопросы педагога и примерные ответы родителей (те, к которым желательно подвести их рассуждения):
– Что изображено на картинке?
– Губка (родители ).
– Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?
– Она хорошо впитывает жидкость (
родители ).
– Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?
– Губка станет синего цвета (
родители ).
– А если мы вольем в губку красную жидкость?
– Губка станет красной (
родители ).
– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?
– Губка станет непонятного, неопределенного цвета (
родители ).
– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?
– Родители высказывают собственные предположения.
– Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.
– Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей?
– Родители высказываются.
– Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.
Немного модифицировав описываемый прием и подобрав другие рисунки-метафоры, я часто прибегаю к нему в своей практике – и не только при проведении родительских собраний, а также осуществляя психологическое просвещение педагогов.

– Рисунки-метафоры «Замок» и «Ключи» (затрагиваемая проблема – необходимость в индивидуальном подходе к ребенку, в знаниях психологических закономерностей детского развития; методы воспитания).

Рисунок «Рука в руке» - проблема – оказание прихолого-педагогической поддержки ребёнку

Рисунки-метафоры «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей» (затрагиваемая проблема – отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку).
– Рисунок-метафора «Рюкзак»
(затрагиваемая проблема – подготовка ребенка к школе).


Другим возможным вариантом применения метафоры является обсуждение с родителями древней или современной притчи , подобранной педагогом в соответствии с замыслом встречи.
Так, например, обсуждая с родителями вопрос о важности родительской любви и заботы можно использовать притчу «Родители не продаются»

Не мене эффективна демонстрация мультипликационных фильмов, снятых по мотивам притч, с последующим их обсуждением

Мудрые изречения философов, цитаты писателей можно применять для оформления тематического стенда или памятки к родительскому собранию – как главную мысль всей представленной информации

    Анкета в работе с родителями (диагностический этап родительского собрания ).

Ведя разговор с родителями о той или иной проблеме (детской агрессивности, тревожности, психологической готовности к школе и т.д.), хочется, чтобы разговор этот был предметным, чтобы родители, хотя бы ориентировочно, представляли себе, имеются ли описываемые трудности у их ребенка. Ведь, не все родители критичны сами к себе и своему чаду, не всегда способны увидеть имеющуюся у них проблему в семье, в процессе построения взаимоотношений с ребенком. У других родителей просто может не хватать специальных знаний для объективной оценки ситуации.
В связи с чем появляется необходимость использования на родительских собраниях экспресс-анкет. Понятно, что подобные анкеты не могут дать глубокого анализа имеющихся трудностей, однако, позволяют произвести первую общую оценку имеющейся ситуации.
Предлагаемые анкеты должны быть простыми для восприятия и обработки самими родителями на собрании. Среди подобных анкет можно выделить следующие: анкеты «Признаки агрессивности», «Признаки импульсивности», «Признаки тревожности», «Готовность ребенка к школе», «Стили воспитания в семье» и др.
Для того, чтобы родители были искренни в ответах на вопросы анкеты, перед проведением анкетирования им необходимо дать установку о том, что полученные в ходе диагностики данные будут известны только им, и озвучивать их для всей аудитории нет необходимости.

Получив конкретную информацию о себе и своем ребенке по итогам анкетирования, родители, скорее всего, быстрее прислушаются к словам педагога и с большим желанием примут во внимание его рекомендации.

    Как интересно подать теоретическую информацию (основной этап родительского собрания – изучение теоретической информации ).

Изучение любой темы предполагает обращение к теоретическим знаниям. Без раскрытия основных теоретических положений по той или иной проблеме невозможно ее правильное понимание. На родительском собрании педагогу необходимо знакомить родителей с основными понятиями, раскрывающими затрагиваемую проблему. Чтобы знакомство родителей с теорией не было скучным и неинтересным, педагогу необходимо подойти к вопросу творчески.
Существует ряд приемов нестандартной подачи теоретической информации.
Подобным методическим приемом является
упражнение «Ассоциации» (заимствованное мной из технологии обучения школьников критическому мышлению, в оригинале этот прием называется «Кластер»).
Педагог представляет вниманию родителей ключевое понятие темы и предлагает им называть как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими. Все высказывания фиксируются на доске. Когда поток родительских ассоциаций иссякнет, педагог обобщает знания родителей и дает новую, неизвестную слушателям теоретическую информацию по проблеме.
Рассмотрим пример использования упражнения «Ассоциации» на родительском собрании по теме «Психологические особенности подросткового возраста».
Ключевое понятие: «Подростковый возраст». Родители свободно называют свои ассоциации, связанные с понятием, в результате чего образуется кластер (пучок):

Педагог обобщает все сказанное родителями: «Подростковый возраст является переходным, переломным возрастом (т.к. в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского состояния к взрослому). Считается, что этот период труднее для обучения, воспитания, чем младший и старший возрасты, т.к. связан с перестройкой всех психических процессов, деятельности и личности школьника» .
А оставшиеся ассоциации, не отраженные в обобщенном выводе, используются как опора для объяснения нового теоретического материала.

Другим, не менее интересным упражнением для изучения теоретической информации родителями является упражнение «Портрет «особого» ребенка» (предложенный авторами Лютовой К.К. и Мониной Г.Б. для работы с родителями детей, имеющих трудности в развитии).
На доску вывешивается схематичное изображение «особого» ребенка, например, агрессивного (тема родительского собрания – «Влияние семейного воспитания на формирование у ребенка агрессивного поведения»).

Родителям, еще до предоставления педагогом теоретической информации по теме, предлагается самим попробовать составить портрет такого ребенка – описать его внутренний мир, а также внешние проявления поведения. Полученное описание при необходимости корректируется педагогом и дополняется неизвестной родителям информацией.

Стандартным упражнением для выработки и обсуждения оптимальной педагогической стратегии взаимодействия с ребенком является упражнение «Обсуждение проблемных ситуаций». При обсуждении типичных и нетипичных педагогических ситуаций ненавязчиво педагог дает понять родителям, как необходимо поступать в той или иной ситуации. Каждому педагогу необходимо накапливать «копилку» подобных воспитательных задач для родителей, которые он в дальнейшем будет применять на собраниях (Приложение 4)


– «Письмо от имени ребенка» с проблемой в развитии (родители, работая в группах, составляют обращение родителям от имени «проблемного ребенка», как бы ему хотелось, чтобы с ним взаимодействовали взрослые) и др.
Каждый из представленных приемов по-своему интересен и может быть взят на вооружение педагогом для работы с родителями.

    Подведение итогов (рефлексивный этап родительского собрания ).

В конце родительского собрания необходимо подвести итог встречи. Делая обобщение затронутых во время беседы вопросов, педагог вновь может обратиться к метафоре – прочитать притчу или произнести цитату, философское высказывание.
Практически каждое родительское собрание я завершаю раздачей памяток родителям, в которых отражены главные теоретические аспекты, а также отдельные практические рекомендации


Литература

    Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева и др. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 352 с.

    Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М.:

    Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Издание 2-е. М.: ЧеРо, 1998.

    Захарова А.В. Психологичя формирования самооценки. Минск, 1993.

    Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во "Логос", 2002.

    Королева Е.В., Юрченко П.Г., Бурдыгина Т.Н. Проблемные ситуации в школе и способы их решения: Практическое пособие. - М.:АРКТИ,2006. – 80с

    Кравцова М.М., Шевнина О.В. Курс выживания для школьного психолога. – М.: Генезис, 2006. – 192с

    Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. М.: ТЦ «Сфера», 1996.

    Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М,2008

    Яничева Т.Г. и др. Полезная книга для хороших родителей: Ответы психологов на вопросы родителей. – СПб.: Издательство «Речь»,2006. – 144с.

Дисциплины:

«Обществознание» - преподаватель Кашинцева Л.Г.

«История» - преподаватель Сыроежкина Е.В.

Тема: «Правовое государство: история и современность»

Тип урока: повторение и систематизация знаний

Вид урока: проблемный семинар

Цели: повторение и систематизация знаний по теме «Правовое государство: история и современность»

образовательная : обобщить знания студентов по вопросу теории правового государства

воспитательная : формировать гражданскую позицию, чувство толерантности и уважения к чужому мнению, привлечь интерес к материалам периодической печати

развивающая : развитие способности логически размышлять, делать эвристические выводы

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого интегрированного урока, проводимого в форме проблемного семинара на тему:

Дисциплины:

«Обществознание» - преподаватель Кашинцева Л.Г.

«История» - преподаватель Сыроежкина Е.В.

Тема: «Правовое государство: история и современность»

Тип урока:

Вид урока: проблемный семинар

Цели: повторение и систематизация знаний по теме «Правовое государство: история и современность»

Задачи:

образовательная : обобщить знания студентов по вопросу теории правового государства

воспитательная : формировать гражданскую позицию, чувство толерантности и уважения к чужому мнению, привлечь интерес к материалам периодической печати

развивающая : развитие способности логически размышлять, делать эвристические выводы

Комплекс аппаратного и методического обеспечения:

  1. Конституция Российской федерации
  2. Материалы периодической печати
  3. Сообщение на тему «История идеи правового государства»
  4. Интерактивная доска
  5. Магнитная доска
  6. Тесты

Предполагаемый результат : название условий, при которых возможно формирование правового государств.

План урока

1)Организационный этап.

2)Постановка цели и задач урока.

Постановка темы урока: «Правовое государство: история и современность»

Постановка целей урока и знакомство с формой проведения урока.

Знакомство с вопросами, вынесенными на рассмотрение:

Ход урока

Преподаватель 1. В современной российской правовой науке не существует более популярного термина чем «правовое государство». Этим и обусловлен особый интерес к данной теме не только правоведов, но и историков, философов, социологов, обществоведов. Целью нашего занятия является демонстрация междисциплинарных связей в ходе изучения института правового государства.

Преподаватель 2. На базе ранее изученного материала мы предлагаем рассмотреть проблемы формирования правого государства в России. Вопросы, которые мы вынесли на обсуждение, имеют важное значение для углубления ваших знаний и для практической деятельности. На подобных занятиях вы учитесь культуре дискуссии, толерантности, выработке активной жизненной позиции.

Преподаватель 1. Сегодня мы выносим на рассмотрение 3 вопроса, их вы видите на доске.

  1. История идеи правового государства.

Рассматривать этот вопрос мы будем на основе сообщения, которое подготовила первая подгруппа студентов.

Два последующих вопроса являются проблемными, над нами работали две другие подгруппы студентов.

  1. Можно ли назвать современную Россию правовым государством?

При подготовке этого вопроса второй подгруппе было предложено воспользоваться материалами периодической печати.

  1. Что мешает созданию правового государства в России?

Готовясь к этому вопросу студенты третьей подгруппы должны были не только назвать эти причины, но и проиллюстрировать свои ответы историческими фактами и примерами.

Итогом нашей работы станет размышление над условиями формирования правового государства в России.

Преподаватель 2. Критериями оценки вашей работы на семинаре будут выступать аргументированность, полнота и конкретность ответов, иллюстрация ответов историческими фактами и примерами, логика изложения материала, культура речи. Просим вас быть активными, уважать чужое мнение, не бояться высказывать свою точку зрения, даже если она не совпадает с мнением большинства.

Надеемся, что наша работа пройдет плодотворно и продуктивно.

Преподаватель 1. Переходим к рассмотрению первого вопроса. Студентам первой подгруппы было дано задание подготовить сообщение на тему: «История идеи правового государства». Просим всех быть очень внимательными, т.к. после сообщения мы перейдем к его обсуждению.

Студенты первой подгруппы выступают с сообщением по теме: «История идеи правового государства», после которого преподаватели предлагают другой подгруппе обсудить его по следующим вопросам:

а) как Вы понимаете тезис Платона «в государстве должно осуществляться правление законов, а не правление людей»?
В подтверждение справедливости данного тезиса приводится отрывок из «Вольности» А.С. Пушкина (Приложение А)

б) приведите примеры государств, в которых «закон не имеет силы и
находится под чьей-либо властью»;

Преподаватель 2. Трудно даже сосчитать сколько раз в истории человечества сбывалось платоновское пророчество о близкой гибели того государства, где «закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью». Приведите примеры из всемирной истории, подтверждающие справедливость этой мысли.

Студенты называют государства с тоталитарным политическим режимом.

в) соответствуют ли изречение Цицерона: «Мы можем стать свободными
только тогда, когда станем рабами закона вашим внутренним
убеждениям»?

Г) назовите признаки правового государства, прозвучавшие в сообщении.

Студенты называют признаки правового государства.

Преподаватель 1. А сейчас найдите в Конституции РФ статьи, закрепляющие принципы правового государства.

Студенты работают с текстом Конституции РФ и называют номера статей и зачитывают их положения. (Приложение Б)

Проводится проверка выполнения задания.

Все названные вами статьи Конституции, указывают на то, что Российская Федерация является правовым государством. Но так ли это на самом деле?

Преподаватель 2 Таким образом мы подошли к рассмотрению второго вопроса: «Можно ли назвать Россию фактически правовым государством?»

Для ответа на этот вопрос подгруппам нужно будет проанализировать сегодняшнее положение дел в экономической и политической сферах развития общества. И, чтобы не быть голословным, вам было предложено воспользоваться материалами периодической печати, отражавшими вашу точку зрения. Анализ следует проводить по каждому признаку правового государства.

Подводя итог второму вопросу, студенты приходят к выводу, а том, что фактически, сегодня Россия не является правовым государством.

Преподаватель1. Самое время перейти к рассмотрению третьего вопроса: «Что мешает созданию правового государства в России»? Для проведения более деятельного анализа вся история России делиться на два этапа: до Октября 1917г. и после октября 1917 года. Каждая подгруппа получает свой временной период для анализа. Свои ответы студенты подкрепляют иллюстрацией фактов и конкретных примеров.

Подводя итог выступлением, студенты приходят к следующим выводам:

Созданию правового государства мешает низкая правовая культура россиян. Право в России никогда не имело необходимого условия ценности и самоценности.

Экономическая ситуация в России (отсутствия среднего класса);

Отсутствие зрелой демократии;

Недостаточность законодательной базы;

Невозможность рассматривать судебную власть в качестве мощности силы, стоящей на страже интересов личности.

В то время, когда один преподаватель обрабатывает тесты студентов, второй преподаватель знакомит студентов с признаки гражданского общества.

Подведение итогов занятия.

Студенты делают выводы по уроку:

  1. Правовое государство – это антипод государственного тоталитаризма, альтернатива любой диктатуры.
  2. Правовое государство немыслимо без развития гражданского общества, где граждане участвуют в принятии и реализации общественно важных решений на всех уровнях – от местного до государственного.
  3. Правовое государство не достаточно декларировать. Для его создания должны быть созданы социально-культурные, юридические политические и экономические условия.
  4. Создание правового государства должно быть сопряжено с собственной историей, особенностями общественного сознания и наличия определенных условий.

Преподаватели подводят итог совместной работы. Оценивается выступление студентов. Отмечаются успехи и недостатки. Для дальнейшей работы по теме «Правовое государство» студентам предлагается список литературы.

Домашнее задание:

Подведение итогов

ПРИЛОЖЕНИЕ А

А.С. Пушкин. «Вольность»

Лишь там над царскою главою

Народов не легло страданье

Где крепко с вольностью святою

Законов мощных сочетанье.

Владыки! Вам венец и трок

Даёт закон - а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас закон.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Статьи Конституции, указывающие на признаки правового государства

Ст. 1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Ст. 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Ст. 4. Конститу щя Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Ст. 6 (п. 2). Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Ст. 10. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Ст. 19.1. Все равны перед законом и судом.

  1. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  2. Мужчина и женшина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Ст. 17. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Ст. 22.1. Каждый имел право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Ст. 46.1. Каждому гарантируется судебная защита его проз и свобод.

  1. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
  2. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Тест

Укажите условия, при которых возможно формирование правового государства:

1)демократический политический режим;

2)развитая экономика;

3)слаборазвитая экономика;

4)плановая экономика;

5)тоталитарный политический режим;

Итог семинара:

  1. Правовое государство - это антипод государственного тоталитаризма, альтернатива любой диктатуре.
  2. Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества (граждане участвуют в принятии и реализации общественно важных решений на всех уровнях - от местного до государственного).
  3. Правовое государство не достаточно декларировать. Для его создания должны быть созданы социально-культурные, юридические, политические и экономические условия.
  4. Создание правового государства должно быть сопряжено с собственной историей, особенностями общественного сознания и наличием определенных условий.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашей сегодняшней встречи: «Практическая работа воспитателя по запуску проекта (1 этап) в рамках тематической недели»

Задачи:
1.Освоить практику работы первого этапа над проектом в рамках тематической недели.
2.Повышать интеллектуальную и творческую инициативу педагогов.

Планирование образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении (в соответствии с ФГОС) основывается на принципе интеграции образовательных областей и комплексно-тематическом принципе, позволяющем интегрировать содержание дошкольного образования в рамках той или иной темы в течение одной недели. Одной из ведущих форм комплексно-тематического планирования выступает проект .

Выделяют следующие этапы реализации проекта:
1. Мотивационный
2.Проблемно — деятельностный
3.Творческий

Я предлагаю поподробнее рассмотреть первый — мотивационный этап, и выяснить какие у нас возникают трудности и успехи на данном этапе.

Итак, уважаемые коллеги, на первом этапе (или запуске проекта) мы проводим утренний групповой сбор, в который входит:
1) Приветствие (вариант: пожелания, комплименты, подарки) 1 — 3 минуты
2) Игра (вариант: элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание) 2 — 5 минут
3) Обмен новостями 2 — 10 минут
4) Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект); презентация центров активности (взрослыми и детьми) 5 — 12 минут

Скажите, пожалуйста, какие трудности возникают при организации утреннего сбора? (Чёткая формулировка вопросов, трудности в организации детей, как привлечь в работу детей, не проявивших инициативу?).

На ваш взгляд, какие методы и приемы наиболее эффективны для введения в тему? (создание проблемной ситуации; загадки; письмо(посылка); звонок от героя и др.) приведите примеры из своей практики работы.

При запуске проектов мы используем методику работы с «моделью трёх вопросов».

Есть ли у вас проблемы в заполнении « модели трех вопросов»? А как вы активизируете детей(не все дети могут высказать своё мнение, тяжело из всех вариантов высказываний детей выбрать наиболее значимые для раскрытия темы).

При планировании совместной и самостоятельной деятельности, в работе над проектом, мы обогащаем развивающую среду по данной теме и знакомим детей с центрами активности.

Расскажите, пожалуйста, как у вас проходит презентация центров активности в рамках темы недели. (путешествие на паровозе, свободное рассматривание и т.д) возникают ли у вас при этом трудности?

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию центров активности