Болезни Военный билет Призыв

Практические и самостоятельные работы на уроках географии. Главные научные знания темы. Общая характеристика методологии науки

Тема 9. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА


Задание 1. Используя текст учебника и карты атласа, дайте характеристику ЭГП США. Действительно ли оно явля­ется выгодным? Почему вы так думаете? Примените ти­повой план характеристики ЭГП страны (региона) на с. 222.

Задание 2 Используя текст учебника и рисунки 83-86, дайте характеристику крупней-

(творчес- ших городских агломераций и мегалополисов США. Рассчитайте долю трех

кое!). мегалополисов в площади и населении страны, сравните по­казатели плотности населения в мегалополисах со сред­ним по стране, сделайте выводы. Выберите из текста и рисунков темы 3 те положения и цифровые данные, которые целесообразно использовать при характерис­тике урбанизации в США.

Дополнительное Составьте кроссворд «Штаты и города США».

за­дание (для удовольст­вия).

Задание 3. Пользуясь данными таблиц и рисунков темы 5 и таблицами «Приложений», сделайте необходимые рас­четы, составьте в тетради столбиковую (полосовую) или круговые диаграммы, показывающие долю США в ми­ровом промышленном и сельскохозяйственном произ­водстве по отдельным видам продукции. Проанализи­руйте их.

Задание 4. Используя текст учебника и карту минеральных ресурсов США в атласе, докажите, что минеральные ресур­сы США способствуют развитию многоотраслевой про­мышленности. Проиллюстрируйте следующую фразу учебника: «Главное богатство восточной части - топливные полезные ископаемые, западной - рудные». Примените типовой план характеристики природных предпосылок для развития промышленности страны (региона) на с. 222.

Дополни- Пользуясь данными о запасах и добыче угля, нефти, природного газа, желез-

тельное за- ной руды в США, рассчитайте обеспеченность ими (в годах). Пользуясь дание (ус- данными в тексте учебника и в таблице 1, рассчитайте долю США в мировых ложненное). разведанных запасах угля, нефти, природного газа, железной руды. Какие выводы можно сделать из этого анализа?

Задание 5. Используя рисунок 87, назовите пять главных «нефтяных» штатов США. Определите, в каких из них добыча нефти ведется и на континентальном шельфе. Попробуйте объяснить конфигурацию сложившейся системы нефтепроводов, причины сооружения Трансаля­скинского нефтепровода, который был построен в 70-е гг. По рисунку 25 определите, откуда США импортируют нефть и нефтепродукты. Чем это объясня­ется? Примените типовой план характеристики отрас­ли промышленности страны (региона).

Задание 6. Используя рисунок 88, составьте в тетради конспективно-справочную таблицу «Главные районы черной металлургии США» по следующей форме:

Задание 7. По рисунку 28 определите, из каких стран СШАввозят железную руду. Чем это вызвано?

Используйте экономическую карту США и карту ма­шиностроения мира в атласе для конкретизации характеристики машиностроения, содержащейся в тексте учебника. Определите по ним крупнейшие центры этой от­расли. Проиллюстрируйте положение учебника о том, что главные машиностроительные районы совпадают с мегалополисами США.

Дополни- Используя те же карты, составьте в тетради конспективно-справочную

тельное за- таблицу «Структура машиностроения в крупнейших центрах этой отрасли дание (усложненное). в США».

Задание 8. Пользуясь текстом, рисунком 89 и другими рисунками учебника, а также экономической картой США в атласе, составьте в тетради конспективно-справочную таблицу «Промышленные пояса США» по следующей форме:

Сформулируйте и запишите выводы.

Задание 9. По рисунку 90 опишите размещение растениеводства США. Способом наложения рисунка 90 и карты ад­министративно-территориального деления США в ат­ласе определите: 1) два главных «пшеничных» штата (один по яровой, другой по озимой пшенице), 2) глав­ный «кукурузный» штат.

Задание 10. Используя планы центральных частей Нью-Йорка и Вашингтона в атласе и

(творчес- дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о культурно

кое!). -исторических и архитектурных достопримечательностях одно­го из этих городов. В качестве «гида» проведите не­большую «экскурсию» по городу.

Задание 11 . На основе текста и рисунков учебника и карт атласа дайте краткое

(творчес- письменное описание одного из макрорайонов США (по собственному

кое!) выбору).

Дополни- Представьте, что вы предприняли «путешествия» по США - вдоль

тельное за- параллели 40° с. ш. и вдоль меридиана 100° з. д. Опишите маршруты.

дание (для удовольствия). Используйте дополнительную литературу.

Задание 12 Внимательно просмотрите текст и рисунки части I учебника и таблицы

(творчес- «Приложений». Выберите из них все относящееся к Канаде. Используйте

кое!). карты атласа по Канаде. На основе этих материалов дополните крат­кую социально-экономическую характеристику этой страны, данную в учебнике. Примените типовой план характеристики отдельной страны на с. 329.

Задание 13 1. (Работа в тетради.) Пользуясь материалами темы 9, назовите основные

(итоговое). типологические черты населе­ния и хозяйства США и Канады. Представьте их в ви­де следующей таблицы:

Поработайте с этой таблицей, сделайте обобщение.

2. (Работа по контурной карте.) Нанесите на контурную карту Северной Америки (по выбору): 1) наи­более крупные города, 2) главные морские порты, 3) трансконтинентальные железные дороги. Можете рас­ширить этот перечень по собственному усмотрению.

3. Определите, какими видами тематических карт в учебнике и атласе вы пользовались при изучении дан­ной темы. Какие из них явились для вас новыми?

4. По тексту учебника и рисунку 81 дайте описание Центрального делового района американского города.

БЛОК САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

Объясните почему:

1. Северо-Восток США получил наименование «мас­терская нации».

2. Значительная часть тяжелой промышленности США и Канады концентрируется в районе Великих озер.

3. Алюминиевые заводы США находятся в долинах рек Теннесси и Колумбия.

4. Специализация сельского хозяйства США и Канады изменяется по мере продвижения с востока на запад.

5. Флорида, Калифорния и Гавайи привлекают наи­большее число туристов.

6. В США и Канаде в последние десятилетия повысил­ся интерес к освоению районов Севера.

Какие проблемы возникают:

1. Всвязи с ускоренной индустриализацией Юга и За­пада США?

2. В связи с тем что экономика США начинает все бо­лее зависеть от импорта нефти, железной руды и других видов сырья и топлива?

Согласны ли вы со следующими утверждениями:

1. Мегалополис «Босваш» - самая большая урбанизи­рованная зона в США?

2. В последнее время Аляска стала важным районом добычи нефти в США?

3. В США и Канаде господствует фермерский тип сель­ского хозяйства?

4. Транспортная система США относится к тому же типу, что и транспортная система зарубежной Европы?

5. Река Св. Лаврентия соединяет Великие озера с Нью-Йорком?

6. В Атланте находится крупнейший аэропорт мира?

7. Население Канады составляет 1/2 от населения США?

Можете ли вы:

1. Найти на карте города США, упоминаемые в ос­новном тексте темы 9, и по памяти расположить их с вос­тока на запад?

2. Привести примеры «молочного», «кукурузного», «пшеничного», «апельсинового», «ананасового», «яблочно­го», «хлопкового» штатов США?

3. Нанести на контурную карту Новую Англию, Даль­ний Запад, Калифорнию?

4. Сказать, какой из приведенных ниже показателейхарактеризует долю Запада в площади всей страны (в %): 20, 36, 49, 64?

5. Перечислить виды минерального сырья, по которымКанада является мировым производителем и экспортером?

Используйте текст учебника и карты для ответа на во­просы:

1. В каких частях США наиболее вероятна занятость людей в: 1) добыче нефти, 2) авиаракетно-космической промышленности, 3) выращивании цыплят-бройлеров?

2. По каким трансконтинентальным железным дорогам можно пересечь США и Канаду в широтном направле­нии?

3. Какие природные, социально-экономические и исто­рические причины способствовали развитию Северо-Вос­тока США?

Представьте себе:

1.Что вы посетили один из больших городов СШАили Канады. Опишите его.

2. Что вы захотели познакомиться с промышленнос­тью США. Какие города вам нужно посетить, чтобы по­бывать на: 1) авиационном заводе, 2) крупном предприя­тии по производству электронных изделий, 3) автомобиль­ном заводе, 4) нефтехимическом комбинате, 5) комбинате черной металлургии?

3. Что у вас появилась возможность поработать на:1) скотоводческом ранчо, 2) табачной плантации, 3) ле­сопильном заводе. В какие штаты США или провинции Канады вам следовало бы для этого направиться?

Заполните пропуски в следующих фразах:

1.Экономической столицей США считается..., но сним все более конкурирует... .

2. Большая часть территории Среднего Запада выхо­дит к... и..., двум главным водным артериям Северной Америки.

3. К числу важных сельскохозяйственных культур ЮгаСША относится... .

4. В канадской провинции... большинство жителей го­ворит по-французски.

МЕТОДИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К ТЕМЕ 9

Что нужно вспомнить

1. Политическую карту и народы Северной Америки. (География, 7 класс.) 2. Особенности физико-географиче­ского положения, рельефа, полезных ископаемых, клима­та, вод, почв и растительности Северной Америки. (Гео­графия, 7 класс.) 3. Особенности исторического развития Северной Америки в конце XIX-первой половине XX в. (История, 8, 9 классы.) 4. Материалы части I данного учебника. 5. Понятия и термины: заповедник, фермер.

Что нужно знать

Ведущие идеи темы 9:

1. Врезультате распада мировой социалистической си­стемы и Советского Союза роль США в мировой поли­тике и экономике возросла. 2. Новые отношения между Россией, другими странами с переходной экономикой и США стали важным фактором международной стабиль­ности, изменили к лучшему всю мировую политическую ситуацию.

Главные научные знания темы 9:

1. Характерные черты ЭГП, географии природных ре­сурсов и населения США. 2. Общая характеристика хо­зяйства США. 3. Основные черты географии промышлен­ности, сельского хозяйства, транспорта, природопользова­ния США, главные промышленные и сельскохозяйственные районы. 4. Макрорайонирование США и облик каждого из четырех макрорайонов. 5. Краткая экономико-геогра­фическая характеристика Канады. 6. Ключевые слова те­мы: 1) североамериканский тип города, 2) «вторая эконо­мика», 3) валовой национальный продукт, 4) постадийная специализация, 5) североамериканский тип транспортной сети, 6) промышленный пояс, 7) сельскохозяйственный по­яс, 8) очаговый тип освоения территории.

Что нужно уметь

1. Давать характеристику городских агломераций и мегалополисов. 2. Давать характеристику отрасли промыш­ленности страны. 3. Давать краткую экономико-географи­ческую характеристику страны. 4. Составлять письменное экономико-географическое описание.

Инструкции и планы по овладению навыками самостоятельной учебной работы

1. План характеристики отрасли промышленности стра­ны (региона):

1. Значение отрасли и размеры ее продукции. 2. При­родные предпосылки для развития отрасли. 3. Структураотрасли. 4. Главные факторы, влияющие на размещение отрасли, и основные черты ее географии; отраслевые про­мышленные районы. 5. Зависимость отрасли от экспортаи импорта. 6. Общий вывод; перспективы развития отрас­ли.

2. План характеристики отдельной страны:

1. Основные черты ЭГП. 2. Хозяйственная оценка при­родных условий и ресурсов. 3. Основные черты воспро­изводства, структуры и размещения населения. 4. Общаяхарактеристика хозяйства. 5. Основные черты размещения промышленности. 6. Основные черты размещения сельско­го хозяйства. 7. Основные черты географии транспорта. 8. Главные экономические районы. 9. Роль и география внешних экономических связей. 10. Общий вывод; пер­спективы развития.
Тема 10. ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА




БЛОК ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Задание 1. По «визитной карточке» на форзаце учебника определите формы правления и административно-террито­риального устройства стран Латинской Америки; со­ставьте таблицу в тетради. Сравните эти страны со странами зарубежной Азии и Африки и попытайтесь объяснить различия.

Задание 2. Используя карту минеральных ресурсов мира и экономическую карту Латинской Америки в атласе и таб­лицы 3, 4 и 5 в «Приложениях», дайте характеристи­ку состава полезных ископаемых в отдельных ее суб­регионах. Объясните черты сходства и различия.

Дополни- Определите главные территориальные сочетания полезных ископаемых

тельное за- Латинской Америки и нанесите их на контурную карту. Какие предпосылки дание (ус- они создаютдля развития промышленности, для освоения новых ре­сурсных ложненное). районов?

Задание 3. Используйте рисунки 7-9 учебника, таблицы 6, 7 и 8 «Приложений» и карты земельных, агроклиматических и водных ресурсов в атласе для конкретизации характеристики возобновимых природных ресурсов региона.

Задание 4. Используя рисунки 12-14 учебника и карты рождаемости, смертности и естественного прироста населения в атласе, конкретизируйте положения учебника, относящиеся к воспроизводству населения.

Отчет по теме самообразования «Практические и самостоятельные работы на уроках географии» Якушевой Тамары Петровны

Значение практических работ в процессе обучения географии

Практические работы - неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление физических карт, статистических материалов и т. п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности. Специфика географии как школьного предмета заключается в том, что необходимым условием его усвоения является наличие у школьников умений пользоваться различными источниками географической информации для получения знаний: текстовыми, картографическими, статистическими и др. Овладеть этими умениями можно только в ходе выполнения практических работ.

Практическая работа может выполняться по:

а) по предоставленному учителем готовому плану;

б) после предварительной инструкции: как, что и в какой последовательности делать;

в) обращаясь к учителю с вопросами по мере необходимости и всякий раз получая необходимую помощь.

По форме проведения выделяются: индивидуальные, групповые и коллективные работы. Групповые работы могут осуществляться в парах и в группах с разным количеством учащихся, например, в малых группах по 3-5 человек и в больших группах.

По цели проведения практические работы делятся на обучающие (их еще называют тренировочными) и контролирующие, их принято называть проверочными.

Обучающие практические работы могут быть направлены на отработку конкретных предметных умений, например: обозначать объекты на контурных картах и т.д. Другие обучающие практические работы направлены на получение новых знаний.

Еще один необходимый вариант типологии практических работ - по ведущему способу познавательной деятельности:

описательные, в том числе сравнительные описания;

аналитическо-синтетические (анализ, характеристика, обобщение, установление связей);

прогностического характера;

проектирующие;

комплексные (сочетающие в себе два и более вида деятельности).

В своей работе со школьниками дифференцированно я использую различные виды самостоятельных и практических работ. Например:
- наблюдение на учебных экскурсиях;
- работа со школьным учебником (прием и составление плана, рассказ по плану), составление тезисов;
- ответы на вопросы, связь текста с иллюстрациями, составление вопросов к иллюстрациям;
- установление взаимосвязей и причин явлений;
- задание на пути формирования какого-либо понятия

Самостоятельные и практические работы позволяют решать следующие задачи:

Образовательные задачи (формирование системы географических знаний умений и навыков);
- воспитательные задачи (формирование самостоятельности, навыков учебного труда);
- развивающие задачи (формирование некоторых приемов умственной деятельности).

5 класс

Курса «География. Планета Земля» включает в себя изображения Земли на глобусе и картах, что является логическим продолжением аналогичных тем природоведения, но здесь учащийся получает топографические картографические представления. Очень важно научить учащихся понимать различия плана и карты, читать и составлять элементарный план местности, пользоваться градусной сетью при определении географических координат, определять значения абсолютных высот. Процесс формирования общих понятий в 5 классе предполагается определенную последовательность:

    Выявление имеющихся у учеников опорных понятий и представлений, повторение пройденного (например, понятия о горизонте, о плане местности, масштабе).

    Практическое подтверждение усвоенных образов и явлений окружающей природы (например, форм рельефа, явлений погоды и т.д.) с целью уточнения и приобретения новых знаний в процессе обучения.

6 класс

Учащиеся шестых классов уже обладают конкретным мышлением, т.е. органической слитностью понятия с соответствующим образным представлением. В связи с этим необходимо поддерживать определенную преемственность, сохраняя конкретные образы и развивая конкретные понятия, усвоенные учащимися в IV и V классах. Можно успешно применять в шестом классе обучение приемам чтения карт уже при изучении первой темы «Изображения Земли на глобусе и карте», который постоянно используется впоследствии. Например, я даю учащимся прием чтения условных знаков карты в виде правила:

    выяснить ее масштаб;

    изучить легенду карты.

Затем моно познакомить учащихся в картами школьного атласа и предложить ответить на такие вопросы:

    Какие карты помещены в атласе?

    Каков масштаб этих карт?

    Как показаны на карте горы и равнины?

    Как можно узнать высоту гор и глубину океанов?

И т.д.

Эти вопросы помогают закрепить приемы работы с картой. Например, характеристика гор – первая попытка описания объекта по карте, поэтому его дает сначала учитель; последовательность действий учащиеся записывают в тетради. Состав приема описания географического объекта на примере гор.

План характеристики

Действия, входящие в прием

    Название гор.

    Географическое положение – в какой части материка находится.

    Направление горных хребтов - определение по карте.

    Протяженность горных хребтов в градусах и км.

    Преобладающие высоты гор.

    Наибольшая высота (наивысшая вершина) гор и ее географические координаты.

    Найти горы на карте.

    Установить, в какой части материка они расположены.

    Определить направление горных хребтов с помощью географической сетки.

    Измерить протяженность гор по карте в градусах и км с помощью масштаба.

    По шкале высот определить преобладающую высоту гор.

    Найти отметку наибольшей высоты гор и определить ее географические координаты.

Объяснение учителем способов выполнения заданий обеспечивает рост познавательной самостоятельности. Важнейшим условием успешного формирования общих понятий в шестом классе является обоснованный отбор единичных понятий, на основе которых формируются общие понятия.

По аналогичному плану описываются равнины.

7 класс

I . Практическая работа по изучению физико-географического положения материка изучается методом беседы учителя и практическими работами по карте с привлечением навыков учащихся ориентирования определять широту и долготу на карте. По физической карте полушарий и физической карте первого изучаемого материка – Африки – выясняется его географическое положение:

    Положение Африки по отношению к экватору, тропикам, начальному меридиану. Делается вывод, что Африка находится в Северном и Южном полушариях и почти посередине пересекается экватором, большая часть расположена восточнее начального меридиана.

    Определение географических координат (широта и долгота) крайних точек.

    Устанавливается географическое положение Африки по отношению к другим материками и океанам.

Такой план характеристики учащиеся должны усвоить и применять его самостоятельно при изучении других материков. В дальнейшем видно, что учащиеся успешно справляются с практическими работами по географическому положению других (оставшихся) материков.

II . В практических работах при изучении рельефа учащиеся пользуются контурной картой (раскраска гор и равнин, нанесение их на карту). Опять же пользуемся общим планом описания гор и равнин, известных с шестого класса, но здесь необходимо ввести вопросы, помогающие раскрыть новый материал.

План характеристики гор по карте

    Название.

    Местоположение.

    Протяженность в градусах и километрах.

    Преобладающие и наибольшие высоты.

    Происхождение и строение.

    Преобладающие формы рельефа.

    Высшие точки – вершины (их географические координаты).

Заметно, что ребятам нравится сравнивать различные горы по этим признакам.

Изучение темы "Климат" должно быть направлено на то, чтобы учащиеся понимали, какие факторы определяют климат любого материка, какие из них совпадают и какие характерны для данного материка. Для этого проводится практическая работа, предлагается типовой план описания климата по климатической карте:

    Географическое положение, области распространения.

    Средние температуры января и июля.

    Господствующие ветры.

    Годовые осадки и их распределение по временам года.

Этот типовой план сообщается учащимся при изучении природы первого материка - Африки.

Практические работы по изучению внутренних вод материков тоже проводятся по типовому плану характеристики реки. Он содержит следующие пункты:

    Название реки.

    Географическое положение истока.

    К бассейну какого моря относится.

    В каком направлении течет и по какой местности (равнины, горы и т.п.).

    Г.П. устья.

    Притоки - правые и левые.

    Длина реки.

    Характер течения.

    Питание и режим в зависимости от климата.

    Хозяйственное значение.

Результат практической работы позволяет определить водность реки, ее гидрологический режим по сезонам года и хозяйственное значение. Эта работа выполняется по карте в соответствии с типовым планом. Иногда эту работу выполняют в виде таблицы.

Изучение природных зон также выполняется по типовому плану с объяснением слоных вопросов и последующей беседой:

    Г.П. зоны.

    Климатические условия.

    Почвы и растительность.

    Животный мир.

На примере области влажных экваториальных лесов Африки, показателей ее климатических условий, растительного фона и границ учащиеся убеждаются в реальности образа природной зоны (ПК).

В итоге работы учащиеся убеждаются, что характеристику П.З. можно дать по карте с привлечением учебника, и что текст в учебнике дается по определенному плану.

Все эти практические работы в курсе 7 класса (материков и океанов) на примере Африки будут повторяться при изучении других материков, но самостоятельно учащимися.

8 класс

Особенности практических работ по курсу "География России: Природа". Здесь объясняется необходимость более глубокого изучения ПК крупных территория России в целях наиболее рационального использования природных ресурсов и их охраны. Рассмотрим на примере Русской равнины конкретное содержание и методику изучения крупной территории. Изучение выполняется по общепринятому плану:

    Географическое положение.

    Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.

    Климатические условия.

    Воды.

    Зональные природные комплексы и природные ресурсы.

    Хозяйственная деятельность человека и охрана природы.

Все остальные крупные территории - Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток - рассматриваются учащимися по этому же плану самостоятельно.

Самостоятельная работа "Зональные природные комплексы Восточно-Европейской равнины". При изучении природных зон Русской равнины ставится задача углубить понятие широтной зональности природы. При изучении ПК учащиеся должны усвоить:

    Особенности ГП.

    Отличительные особенности природы этого ПК от других.

    Взаимосвязи меду компонентами природы рассматриваемой территории.

При выполнении самостоятельных работ необходимо обучить построению физико-географического профиля. Нужно последовательно давать задания построить профиль рельефа, затем нанести геологическое строение, климатические показатели, типы почв и растительности. В завершении составления профиля наносятся природные зоны.

9 класс

I. В 9 классе изучается курс География: Природы и население России. Особое внимание в курсе уделяется изучению межотраслевых комплексов народного хозяйства. В настоящее время выделено 7 основных межотраслевых комплексов:

    Топливно-энергетический.

    Машиностроительный.

    Металлургический (черная, цветная).

    Химико-лесной.

    Агропромышленный.

    Научный.

    Инфраструктурный.

    Транспортный.

Изучение межотраслевых комплексов народного хозяйства проводится по типовому плану и картам. Я даю инструкции ученикам в которую входит типовой план:

    Название и хозяйственное значение комплекса.

    Структура комплекса.

    Основные проблемы развития и пути их решения.

    Факторы размещения отраслей комплекса.

    Территориальная структура и районы сосредоточения производства.

    Перспективы развития.

Характеристика отдельных отраслей промышленности выполняется самостоятельных или практических работ. После выполнения работы проводится беседа. Конечно, нельзя ограничиваться лишь практическими работами. Наиболее удачными являются комбинированные уроки с выделением времени на самостоятельные и практические работы.

II. Большое значение уделяется изучению экономических и географических районов. Важная задача заключается в овладении учащимися умением дать характеристику экономических районов так же по типовому плану и картам, который включает:

    Экономико-географическое положение района.

    Оценка природных ресурсов.

    Население и трудовые ресурсы.

    Хозяйство: а) промышленность (отрасли специализации); б) сельское хозяйство; в) транспорт.

    Города.

    Экологические проблемы.

    Перспективы развития.

Изучается всего 11 экономических районов. Типовой план характеристики ЭГП я даю в начале темы, например в Центральной России. Второй экономический район я рассматриваю вместе с учащимися, ЭГП на примере северо-западного экономического района. Следующие экономические районы ребята стремятся выполнять самостоятельно по этому же типовому плану.

    и 11 классы

I . В 10 и 11 классах изучается курс «Экономическая и социальная география мира». В 10 классе изучается общая характеристика мира. Особое внимание уделяется географии отраслей мирового хозяйства. Сначала рассматривается география промышленности, затем изучается география сельского хозяйства и всемирные экономические отношения.

При изучении географии промышленности особая роль уделяется специализации хозяйства и ее причинам. Вспомогательные отрасли и местные отрасли, схема в учебнике и на доске. При этом необходимо обучать учеников отбирать такие данные, которые характеризуют особенности региона, его своеобразие через труд людей. Сначала дается обоснование специализации региона, т.е. определению ведущих отраслей хозяйства в этом регионе. Методика определения специализации может быть различная. Моно подвести учащихся к пониманию специализации района индуктивным путем анализа экономико-географического положения природных и трудовых ресурсов. Вторая методика определения специализации – дедуктивным путем – состоит в том, что учитель сам формулирует ведущие отрасли и специализацию района, а затем предлагает ее обосновать. Для обоснования ребятам предлагается по приложению учебника или опубликованным статистическим данным определить отрасли регионов мира, затем путем сравнения регионов между собой определить место данного региона в производстве страны. Затем определяются масштабы и перспективы развития путем сравнения показателей региона с мировыми показателями других регионов. Размещение отрасли изучается с использованием карты. В этом случае решаются следующие вопросы:

        1. Чем объяснить, что эти отрасли являются в данном регионе отраслями специализации (факторы специализации).

          Чем объяснить такое размещение (факторы размещения). Главные факторы:

а) природные ресурсы (можно использовать карту, диаграммы любых из природных ресурсов);

б) транспортно-географическое положение (ТГП).

При такой методике путем дедукции учащиеся успешно справляются с самостоятельной работой.

При изучении сельского хозяйства региона необходимо учитывать положение страны или региона по отношению у потребителю. Например, хозяйство пригородной зоны получает большой доход от реализации овощей и картофеля. Кроме установления специализации при изучении экономических районов важно определить уровень комплексности в развитии отдельных производств. Это выполняется путем сопоставления таблиц учебника. В последние годы все шире внедряется при проведении практических и самостоятельных работ по географии работа со статистическим данными. Я использую это для привития учащимся навыков географического анализа изучаемого материала.

В 11 классе изучается региональная характеристика мира:

    Зарубежная Европа.

    Зарубежная Азия. Австралия: изучаем Китай, Японию, Индию, знакомимся с Австралией.

    Африка: сопоставляем субрегионы Северной и Тропической Африки. ЮАР.

    Северная Америка: рассматриваем США и Канаду.

    Латинская Америка: знакомимся с Бразилией.

При изучении общей географической характеристики страны (ОГХ) страны практические работы можно оформить в виде таблицы. Например, «Итоговое задание. Работа в тетради. Задание: пользуясь материалами темы, назвать основные типологические черты населения и хозяйства США и Канады. Представить их в виде следующей таблицы:

Страны

Тип воспроизводства населения

Национальный состав населения

Уровень урбанизации

Уровень развития хозяйства

Отраслевая структура хозяйства

Территориальная структура хозяйства

США

Канада

Работаем с этой таблицей, делаем обобщение.

II . При составлении характеристики ОГХ можно использовать общий план:

    Название страны.

    Визитная карточка.

    ЭГП (сухопутные, морские границы, транспортно-географическое положение)

    Природные условия.

    Природные ресурсы.

    Экономика (хозяйство): а) промышленность (отрасли специализации); б) сельское хозяйство; в) внешние экономические связи.

Эта практическая работа при изучении ряда стран повторяется. Учащиеся, вспоминая 9 класс при изучении экономических районов, свободно справляются с выполнением конкретной практической работы.

Заключение

В заключение, нужно отметить, что знакомство учеников с географией происходит через познания географической среды, умение применять полученные географические знания, объяснять и оценивать разнообразные природные объекты и явления. Для того, чтобы в большей степени развивать интеллектуальные и творческие способности, необходимо опираться на практическую часть учебной деятельности в процессе географических исследований.

Задание 1. Используя текст учебника и карты атласа, дайте характеристику ЭГП США. Действительно ли оно явля­ется выгодным? Почему вы так думаете? Примените ти­повой план характеристики ЭГП страны (региона) на с. 222.

Задание 2 Используя текст учебника и рисунки 83-86, дайте характеристику крупней-

(творчес- ших городских агломераций и мегалополисов США. Рассчитайте долю трех

кое!). мегалополисов в площади и населении страны, сравните по­казатели плотности населения в мегалополисах со сред­ним по стране, сделайте выводы. Выберите из текста и рисунков темы 3 те положения и цифровые данные, которые целесообразно использовать при характерис­тике урбанизации в США.

Дополнительное Составьте кроссворд «Штаты и города США».

за­дание (для удовольст­вия).

Задание 3. Пользуясь данными таблиц и рисунков темы 5 и таблицами «Приложений», сделайте необходимые рас­четы, составьте в тетради столбиковую (полосовую) или круговые диаграммы, показывающие долю США в ми­ровом промышленном и сельскохозяйственном произ­водстве по отдельным видам продукции. Проанализи­руйте их.

Задание 4. Используя текст учебника и карту минеральных ресурсов США в атласе, докажите, что минеральные ресур­сы США способствуют развитию многоотраслевой про­мышленности. Проиллюстрируйте следующую фразу учебника: «Главное богатство восточной части - топливные полезные ископаемые, западной - рудные». Примените типовой план характеристики природных предпосылок для развития промышленности страны (региона) на с. 222.

Дополни- Пользуясь данными о запасах и добыче угля, нефти, природного газа, желез-

тельное за- ной руды в США, рассчитайте обеспеченность ими (в годах). Пользуясь дание (ус- данными в тексте учебника и в таблице 1, рассчитайте долю США в мировых ложненное). разведанных запасах угля, нефти, природного газа, железной руды. Какие выводы можно сделать из этого анализа?

Задание 5. Используя рисунок 87, назовите пять главных «нефтяных» штатов США. Определите, в каких из них добыча нефти ведется и на континентальном шельфе. Попробуйте объяснить конфигурацию сложившейся системы нефтепроводов, причины сооружения Трансаля­скинского нефтепровода, который был построен в 70-е гг. По рисунку 25 определите, откуда США импортируют нефть и нефтепродукты. Чем это объясня­ется? Примените типовой план характеристики отрас­ли промышленности страны (региона).



Задание 6. Используя рисунок 88, составьте в тетради конспективно-справочную таблицу «Главные районы черной металлургии США» по следующей форме:

Задание 7. По рисунку 28 определите, из каких стран СШАввозят железную руду. Чем это вызвано?

Используйте экономическую карту США и карту ма­шиностроения мира в атласе для конкретизации характеристики машиностроения, содержащейся в тексте учебника. Определите по ним крупнейшие центры этой от­расли. Проиллюстрируйте положение учебника о том, что главные машиностроительные районы совпадают с мегалополисами США.

Дополни- Используя те же карты, составьте в тетради конспективно-справочную

тельное за- таблицу «Структура машиностроения в крупнейших центрах этой отрасли дание (усложненное). в США».

Задание 8. Пользуясь текстом, рисунком 89 и другими рисунками учебника, а также экономической картой США в атласе, составьте в тетради конспективно-справочную таблицу «Промышленные пояса США» по следующей форме:

Сформулируйте и запишите выводы.

Задание 9. По рисунку 90 опишите размещение растениеводства США. Способом наложения рисунка 90 и карты ад­министративно-территориального деления США в ат­ласе определите: 1) два главных «пшеничных» штата (один по яровой, другой по озимой пшенице), 2) глав­ный «кукурузный» штат.

Задание 10. Используя планы центральных частей Нью-Йорка и Вашингтона в атласе и

(творчес- дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о культурно

кое!). -исторических и архитектурных достопримечательностях одно­го из этих городов. В качестве «гида» проведите не­большую «экскурсию» по городу.

Задание 11 . На основе текста и рисунков учебника и карт атласа дайте краткое

(творчес- письменное описание одного из макрорайонов США (по собственному

кое!) выбору).

Дополни- Представьте, что вы предприняли «путешествия» по США - вдоль

тельное за- параллели 40° с. ш. и вдоль меридиана 100° з. д. Опишите маршруты.

дание (для удовольствия). Используйте дополнительную литературу.

Задание 12 Внимательно просмотрите текст и рисунки части I учебника и таблицы

(творчес- «Приложений». Выберите из них все относящееся к Канаде. Используйте

кое!). карты атласа по Канаде. На основе этих материалов дополните крат­кую социально-экономическую характеристику этой страны, данную в учебнике. Примените типовой план характеристики отдельной страны на с. 329.

Задание 13 1. (Работа в тетради.) Пользуясь материалами темы 9, назовите основные

(итоговое). типологические черты населе­ния и хозяйства США и Канады. Представьте их в ви­де следующей таблицы:

Поработайте с этой таблицей, сделайте обобщение.

2. (Работа по контурной карте.) Нанесите на контурную карту Северной Америки (по выбору): 1) наи­более крупные города, 2) главные морские порты, 3) трансконтинентальные железные дороги. Можете рас­ширить этот перечень по собственному усмотрению.

3. Определите, какими видами тематических карт в учебнике и атласе вы пользовались при изучении дан­ной темы. Какие из них явились для вас новыми?

4. По тексту учебника и рисунку 81 дайте описание Центрального делового района американского города.

  • Практическая работа № 3. Анализ политико-географического положения одной из стран мира.
  • План описания политико-географического положения страны:
  • Практическая работа № 4. Нанесение на контурную карту важнейших видов природных ресурсов мира.
  • Практическая работа № 5. Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.
  • Ресурсообеспеченность отдльных стран некоторыми видами минерального сырья.
  • Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.
  • Практическая работа № 6. Объяснение процессов воспроизводства населения двух регионов мира.
  • Основные показатели воспроизводства населения по регионам мира.
  • Практическая работа № 8. Составление классификационных таблиц стран с различным национальным или религиозным составом.
  • Типы стран по национальному составу.
  • Виды стран по религиозному составу населения.
  • Практическая работа № 9. Объяснение особенностей урбанизации одной из территорий.
  • Практическая работа № 10. Составление картосхемы современных путей миграции населения и объяснение причин мировых миграционных процессов.
  • Практическая работа № 11. Построение картодиаграммы «Центры мирового хозяйства».
  • Практическая работа № 12. Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономической развитой и развивающейся страны.
  • Практическая работа № 13. Построение картосхемы размещения основных районов энергетики, чёрной и цветной металлургии, машиностроения и химической промышленности мира.
  • Практическая работа № 14. Построение картодиаграммы крупнейших производителей главных зерновых культур.
  • Практическая работа № 15. Определение преобладающих видов транспорта в отдельных странах и регионах мира и оценка степени его развития.
  • Практическая работа № 16.
  • Практическая работа № 17. Составление проекта международного туристического маршрута.
  • Практическая работа № 18. Обозначение на контурной карте главных экономических регионов мира.
  • Практическая работа № 20.
  • Влияние природных факторов
  • На развитие хозяйства, особенности жизни и быта населения
  • В макрорегионах сша.
  • Практическая работа № 21.
  • Построение картосхемы
  • Главных промышленных и сельскохозяйственных районов
  • Канады.
  • Практическая работа № 22. Составление программы освоения новой территории в Латинской Америке.
  • План описания программы освоения новой территории:
  • Практическая работа № 23. Изучение проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Зарубежной Европы
  • Практическая работа № 24. Составление картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной Европы.
  • Практическая работа № 25. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух развитых стран Европы.
  • План экономико-географической характеристики страны.
  • Практическая работа № 26. Экономико-географическое обоснование развития и размещения двух – трёх отраслей промышленности в одной из стран Зарубежной Европы.
  • Экономико-географическое обоснование развития и размещения машиностроения, лёгкой и стекольной промышленности Чехии
  • Практическая работа № 27. Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной Азии.
  • Практическая работа № 28. Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая.
  • Практическая работа № 29. Составление картосхемы международных экономических связей Японии
  • Практическая работа № 30. Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии.
  • Практическая работа № 31. Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Африки.
  • Практическая работа № 32. Составление прогноза экономического развития стран Африки.
  • Практическая работа № 33. Сравнительная экономико-географическая характеристика развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.
  • Практическая работа № 34. Составление картосхемы международных экономических связей Австралии.
  • Практическая работа № 35.
  • Практическая работа № 9. Объяснение особенностей урбанизации одной из территорий.

    Ход работы:

      Используя текст учебник ”География” Ю.Н. Гладкий, карты атласа (стр. 15), справочную и другую дополнительную литературу, определите общий уровень урбанизации в одном из регионов мира в зависимости от номера варианта);

      Назовите страны с максимальными и минимальными показателями уровня урбанизации в регионе;

      Назовите крупнейшие города региона, численность их населения и страны, в которых они расположены;

      Назовите причины, определяющие уровень и темпы урбанизации в регионе в целом, странах – лидерах и странах – аутсайдерах;

      Назовите главные проблемы региона, связанные с процессом урбанизации;

      Сформулируйте обоснованный прогноз уровня и темпов урбанизации региона в ближайшие 25 – 30 лет.

    Вариант 1. Особенности урбанизации стран Зарубежной Европы.

    Вариант 2. Особенности урбанизации стран Зарубежной Азии.

    Вариант 3. Особенности урбанизации стран Африки.

    Вариант 4. Особенности урбанизации стран Северной Америки.

    Вариант 5. Особенности урбанизации стран Латинской Америки.

    Вариант 6. Особенности урбанизации Австралии и Океании.

    Практическая работа № 10. Составление картосхемы современных путей миграции населения и объяснение причин мировых миграционных процессов.

    Ход работы:

      Используя текст учебника учебника ”География” Ю.Н. Гладкий, рассказ учителя и дополнительную литературу, нанесите на контурную карту мира основные пути современных миграций населения;

      Синим цветом заштрихуйте страны с преобладанием эмиграции, а красным цветом – иммиграции населения и подпишите их названия;

      Обозначьте главные мировые регионы привлечения иностранной рабочей силы и напишите факторы их определяющие;

      Объясните причины наиболее крупных миграционных потоков;

      Сделайте вывод о различиях в современных миграционных процессах.

    Практическая работа № 11. Построение картодиаграммы «Центры мирового хозяйства».

    Ход работы:

      На контурной карте мира, используя атлас (стр. 2 - 3), учебник ”География” Ю.Н. Гладкий, заштрихуйте различными цветами главные центры мирового хозяйства;

      Самостоятельно подберите масштаб для круговых диаграмм (диаметр кругов), отражающих долю каждого региона в мировом ВВП;

      Постройте диаграммы, расположив их на карте в соответствии с центрами мирового хозяйства;

      Подпишите центры мирового хозяйства и напишите их долю в мировом ВВП;

      Сделайте вывод о размещении главных центров мирового хозяйства.

    Практическая работа № 12. Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономической развитой и развивающейся страны.

    Ход работы:

      Используя текст учебника ”География” Ю.Н. Гладкий и карты атласа в зависимости от номера варианта в тетради нарисуйте контур заданной Вам страны;

      Условными знаками покажите размещение основных природных ресурсов;

      Различными цветами заштрихуйте ареалы основных типов экономических регионов страны: высокоразвитые, старые промышленные (депрессивные), аграрные, нового освоения – для развитых стран и столичный, горнодобывающий, экспортного (плантационного) и потребительского сельского хозяйства – для развивающихся стран;

      Укажите отрасли специализации в каждом выделенном регионе;

      Условными знаками обозначьте крупнейшие морские порты страны и основные транспортные магистрали;

      Сделайте вывод о уровне экономического развития страны и особенностях территориальной структуры её экономики.

    Вариант 1. Составление схемы территориальной структуры хозяйства Великобритании .

    Вариант 2. Составление схемы территориальной структуры хозяйства Японии .

    Вариант 3. Составление схемы территориальной структуры хозяйства Алжира .

    Вариант 4. Составление схемы территориальной структуры хозяйства Канады .

    Вариант 5. Составление схемы территориальной структуры хозяйства Бразилии .

    Вариант 6. Составление схемы территориальной структуры хозяйства Австралии .

    3. План характеристики населения страны (региона):

    1. Численность, тип воспроизводства населения, демографическая политика. 2. Возрастно-половой состав населения, обеспеченность трудовыми ресурсами. 3. Национальный (этнический) состав населения. 4. Социально-классовый состав населения. 5. Основные черты размещения населения, влияние миграций на это размещение. 6. Уровни, темпы и формы урбанизации, главные города и городские агломерации. 7. Сельское расселение. 8. Общий вывод. Перспективы роста населения и обеспеченности трудовыми ресурсами.

    Тема 8. АФРИКА



    Б JIOK ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

    Задание 1. Пользуясь таблицей 1 в «Приложениях», нанесите на контурную карту страны Африки, получившие политическую независимость после Второй мировой вой ны. Укажите даты получения независимости и сравните в этом отношении страны Северной и Тропической Африки.

    Дополни- С помощью «визитной карточки» на форзаце учебника подберите соответст-

    тельное за- вующие «пары» стран Африки и зарубежной Европы, примерно равные по

    дание (для удовольствия). по размерам территории.

    Задание 2. Используя карты атласа и таблицы 3-5 «Приложений», проведите классификацию стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми. Составьте таблицу по следующей форме:

    Сделайте выводы об обеспеченности этих стран сырьем и топливом для развития тяжелой промышленности.

    Дополни- По тем же источникам определите главные территориальные сочетания

    тельное за- полезных ископаемых. Охарактеризуйте состав ископаемых в каждом из них; дание (ус- постарайтесь связать его с тектоническим строением территории. Нанесите ложненное). сочетания полезных ископаемых на контурную карту.

    Задание 3. С помощью рисунков 7, 8 и 9, таблиц 6, 7 и 8 в «Приложениях» и карт атласа конкретизируйте и дополните характеристику земельных, водных и агроклиматических ресурсов Африки, содержащуюся в тексте учебника.

    Задание 4. Используя таблицу 3, дайте количественную характеристику «городского взрыва» в Африке. Какие выводы можно сделать на основании этих расчетов?

    Дополни- Подготовьте конспект доклада на тему: «Население Африки». Используйте

    тельное за- текст и рисунки тем 3 и 8 учебника, карты атласа, таблицы «Приложений», дание (усложненное). дополнительную литературу.

    Задание 5. Проанализируйте рисунок 77. Используя экономическую карту Африки в атласе, укажите конкретно, какие рудные, нерудные полезные ископаемые, продовольственные товары и виды сельскохозяйственного сырья определяют монокультурную специализацию каждой из указанных на графике стран.

    Задание 6. По физической и экономической картам Африки в атласе определите: 1) главные районы горно-добываю-щей промышленности Африки и их специализацию, 2) главные районы товарного земледелия и их специа-лизацию, 3) трансафриканские транспортные магистра-ли. Используйте также рисунки темы 5 учебника.

    Дополни- Используя карты атласа, составьте в тетради таблицу «Зональная специали-

    тельное за- зация экспортных и потребительских сельскохозяйственных культур в

    дание (творческое!) Африке» по следующей форме:

    Природная зона

    Экспортные культуры

    Потребительские культуры

      Субтропики

      Полупустыни и пустыни

      Саванны и редколесья

      Влажные экваториальные леса

    Сделайте все возможные выводы из анализа данной таблицы.

    Задание 7. Используя текст учебника и план Каира в атласе, подготовьте сообщение

    (творчес- на тему «Каир - арабский город Северной Африки». Используйте также

    кое!). дополнительные источники информации.

    Дополни- Представьте, что вы предприняли путешествие по Нилу от Асуана до

    тельное за- устья. Опишите свое путешествиев письме к товарищу. Постарайтесь сделать дание (для так, чтобы возник красочный образ этой территории.

    удовольствия).

    Задание 8. Как по-вашему, что нужно предпринять для предотвращения в будущем

    (творческое!). повторения «сахельской трагедии»? Дайте обоснование своему «проекту».

    Дополни- В своем романе «Пять недель на воздушном шаре» Жюль Верн рассказал о

    тельное за- путешествии по Африке на воздушном шаре. «Повторите» маршрут этого дание (для путешествия. Вкаких странах находятся и что собой представляют удовольствия). описанные писателем районы Африки сегодня?

    Итоговое 1. (Работа в тетради.) Сравните страны Северной, Тропической Африки и

    задание 9. ЮАР по некоторым показате-лям, характеризующим их население и хозяйство. Оп-ределите черты сходства и различия. Оформите необ-ходимые данные в виде таблицы.

    2. Сравните главные отрасли добывающей промышленности Северной Африки и Юго-Западной Азии.Какой вывод можно сделать из этого сравнения?

    3. Сравните главные экспортные сельскохозяйственные культуры Тропической Африки и Южной Азии. Какой вывод можно сделать из этого сравнения?

    4. Для демонстрации в классе подготовьте небольшой альбом «География Африки на почтовых марках».

    Ответьте на вопросы:

    1. Почему сдвинутость населения к побережьям океанов и морей в Африке выражена меньше, чем в зарубежной Азии?

    2. Почему для вывоза промышленной продукции из района Медного пояса не используется река Конго?

    3. Почему Каир называют «алмазной пуговицей, застегивающей дельту»?

    4. Почему Сенегал называют «арахисовой республикой»?

    Правильны ли следующие утверждения:

    1. Большинство стран Африки добилось независимости во второй половине XX в.

    2. Африка - регион самой высокой рождаемости и самой высокой смертности в мире.

    3. Для стран Африки характерны высокие темпы урбанизации.

    4. Главное полезное ископаемое Нигерии - бокситы.

    Выберите правильный ответ:

    2. Важнейшими видами полезных ископаемых Северной Африки являются... (уголь, железная руда, бокситы, нефть, природный газ, фосфориты).

    3. К числу наименее развитых стран Африки относятся... (Алжир, Эфиопия, Чад, Нигер, Сомали, ЮАР).

    4. Главными экспортными сельскохозяйственными культурами Тропической Африки являются... (пшеница, просо, хлопчатник, цитрусовые, арахис, кофе, какао, натуральный каучук, сизаль).

    Можете ли вы:

    1. Нанести на контурную карту мира по памяти сле-дующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Ливию, Алжир, Судан, Гану, Конго, Анголу, Зим-бабве, Намибию, Мозамбик, Мадагаскар?

    2. Показать на карте следующие города, упоминаемые в тексте и на картах: Каир, Киншасу, Аддис-Абебу, Най-роби, Лагос, Дакар, Луанду, Йоханнесбург?

    3. Объяснить значение следующих понятий и терми-нов: монокультура, натуральное хозяйство, апартеид?

    4. Указать, какие из перечисленных ниже стран явля-ются главными производителями и экспортерами какао: Кот-д"Ивуар, Гана, Нигерия, Танзания, Ангола?

    Определите страны, к которым относятся следующие утверждения:

    1. Страна, расположенная на острове площадью 1 600 тыс. км 2 .

    2. Страны, находящиеся «внутри» территории ЮАР.

    3. Страна, лежащая по среднему течению реки Нигер и не имеющая выхода к морям.

    4. Страна, столицей которой является город Найроби.

    5. Страна, где 98% населения сосредоточено на терри-тории, занимающей менее 4% ее общей площади.

    Заполните пропуски в следующих фразах:

    1. Медный пояс протягивается из Замбии в юго-восточную часть … .

    2. ... - крупнейший в Африке производитель и экс-портер нефти, член ОПЕК.

    3. ЮАР производит... всей продукции обрабатываю-щей промышленности Африки.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К ТЕМЕ 8

    Что нужно вспомнить

    1. Политическую карту и народы Африки. (География, 7 класс.) 2. Особенности физико-географического положе-ния, рельефа, полезных ископаемых, климата, вод, почв и растительности Африки, природные зоны в ее пределах. (География, 7 класс.) 3. Древний Египет. (История, 5 класс.) 4. Основное содержание национально-освободительной борьбы народов Африки в конце XIX - начале XX в. (История, 8 класс.) 5. Материал части I данного учебни-ка. 6. Понятия и термины: колония, бантустан, платфор-ма, пустыня, саванна, экваториальный лес, кимберлитовая трубка, национальный парк.

    Что нужно знать

    Ведущие идеи темы 8.

    Преобразование социально-экономической структуры Африки требует больших усилий со стороны как афри-канских народов, так и всего мирового сообщества.

    Главные научные знания темы 8:

    1. Характерные черты экономико-географического по-ложения, географии природных условий и ресурсов, насе-ления, промышленности, сельского хозяйства, природо-охранных проблем Африки. 2. Представление о монокуль-туре. 3. Образ территории Северной Африки. 4. Образ территории Тропической Африки. 5. Краткая обзорная ха-рактеристика ЮАР. 6. Ключевые слова темы: 1) колони-альный тип отраслевой структуры хозяйства, 2) монокуль-тура, 3) арабский тип города.

    Что нужно уметь

    1. Пользуясь учебником и атласом, самостоятельно до-бывать необходимые знания для характеристики. 2. Осу-ществлять сравнительную характеристику отраслей, реги-онов и городов. 3. Готовить конспект доклада на задан-ную тему.

    Тема 9. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА


    Задание 1. Используя текст учебника и карты атласа, дайте характеристику ЭГП США. Действительно ли оно явля-ется выгодным? Почему вы так думаете? Примените ти-повой план характеристики ЭГП страны (региона) на с. 222.

    Задание 2 Используя текст учебника и рисунки 83-86, дайте характеристику крупней-

    (творчес- ших городских агломераций и мегалополисов США. Рассчитайте долю трех

    кое!). мегалополисов в площади и населении страны, сравните по-казатели плотности населения в мегалополисах со сред-ним по стране, сделайте выводы. Выберите из текста и рисунков темы 3 те положения и цифровые данные, которые целесообразно использовать при характерис-тике урбанизации в США.

    Дополнительное Составьте кроссворд «Штаты и города США».

    за-дание (для удовольст-вия).

    Задание 3. Пользуясь данными таблиц и рисунков темы 5 и таблицами «Приложений», сделайте необходимые рас-четы, составьте в тетради столбиковую (полосовую) или круговые диаграммы, показывающие долю США в ми-ровом промышленном и сельскохозяйственном произ-водстве по отдельным видам продукции. Проанализи-руйте их.

    Задание 4. Используя текст учебника и карту минеральных ресурсов США в атласе, докажите, что минеральные ресур-сы США способствуют развитию многоотраслевой про-мышленности. Проиллюстрируйте следующую фразу учебника: «Главное богатство восточной части - топливные полезные ископаемые, западной - рудные». Примените типовой план характеристики природных предпосылок для развития промышленности страны (региона) на с. 222.

    Дополни- Пользуясь данными о запасах и добыче угля, нефти, природного газа, желез-

    тельное за- ной руды в США, рассчитайте обеспеченность ими (в годах). Пользуясь дание (ус- данными в тексте учебника и в таблице 1, рассчитайте долю США в мировых ложненное). разведанных запасах угля, нефти, природного газа, железной руды. Какие выводы можно сделать из этого анализа?

    Задание 5. Используя рисунок 87, назовите пять главных «нефтяных» штатов США. Определите, в каких из них добыча нефти ведется и на континентальном шельфе. Попробуйте объяснить конфигурацию сложившейся системы нефтепроводов, причины сооружения Трансаля-скинского нефтепровода, который был построен в 70-е гг. По рисунку 25 определите, откуда США импортируют нефть и нефтепродукты. Чем это объясня-ется? Примените типовой план характеристики отрас-ли промышленности страны (региона).

    Задание 6. Используя рисунок 88, составьте в тетради конспективно-справочную таблицу «Главные районы черной металлургии США» по следующей форме:

    Задание 7. По рисунку 28 определите, из каких стран СШАввозят железную руду. Чем это вызвано?

    Используйте экономическую карту США и карту ма-шиностроения мира в атласе для конкретизации характеристики машиностроения, содержащейся в тексте учебника. Определите по ним крупнейшие центры этой от-расли. Проиллюстрируйте положение учебника о том, что главные машиностроительные районы совпадают с мегалополисами США.

    Дополни- Используя те же карты, составьте в тетради конспективно-справочную

    тельное за- таблицу «Структура машиностроения в крупнейших центрах этой отрасли дание (усложненное). в США».

    Задание 8. Пользуясь текстом, рисунком 89 и другими рисунками учебника, а также экономической картой США в атласе, составьте в тетради конспективно-справочную таблицу «Промышленные пояса США» по следующей форме:

    Сформулируйте и запишите выводы.

    Задание 9. По рисунку 90 опишите размещение растениеводства США. Способом наложения рисунка 90 и карты ад-министративно-территориального деления США в ат-ласе определите: 1) два главных «пшеничных» штата (один по яровой, другой по озимой пшенице), 2) глав-ный «кукурузный» штат.

    Задание 10. Используя планы центральных частей Нью-Йорка и Вашингтона в атласе и

    (творчес- дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о культурно

    кое!). -исторических и архитектурных достопримечательностях одно-го из этих городов. В качестве «гида» проведите не-большую «экскурсию» по городу.

    Задание 11 . На основе текста и рисунков учебника и карт атласа дайте краткое

    (творчес- письменное описание одного из макрорайонов США (по собственному

    кое!) выбору).

    Дополни- Представьте, что вы предприняли «путешествия» по США - вдоль

    тельное за- параллели 40° с. ш. и вдоль меридиана 100° з. д. Опишите маршруты.

    дание (для удовольствия). Используйте дополнительную литературу.

    Задание 12 Внимательно просмотрите текст и рисунки части I учебника и таблицы

    (творчес- «Приложений». Выберите из них все относящееся к Канаде. Используйте

    кое!). карты атласа по Канаде. На основе этих материалов дополните крат-кую социально-экономическую характеристику этой страны, данную в учебнике. Примените типовой план характеристики отдельной страны на с. 329.

    Задание 13 1. (Работа в тетради.) Пользуясь материалами темы 9, назовите основные

    (итоговое). типологические черты населе-ния и хозяйства США и Канады. Представьте их в ви-де следующей таблицы:

    Тип воспро-

    изводства

    населения

    Националь-

    ный состав

    населения

    развития

    хозяйства

    Отраслевая

    структура

    хозяйства

    Территориаль-

    ная структура

    хозяйства

    Поработайте с этой таблицей, сделайте обобщение.

    2. (Работа по контурной карте.) Нанесите на контурную карту Северной Америки (по выбору): 1) наи-более крупные города, 2) главные морские порты, 3) трансконтинентальные железные дороги. Можете рас-ширить этот перечень по собственному усмотрению.

    3. Определите, какими видами тематических карт в учебнике и атласе вы пользовались при изучении дан-ной темы. Какие из них явились для вас новыми?

    4. По тексту учебника и рисунку 81 дайте описание Центрального делового района американского города.

    БЛОК САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

    Объясните почему:

    1. Северо-Восток США получил наименование «мас-терская нации».

    2. Значительная часть тяжелой промышленности США и Канады концентрируется в районе Великих озер.

    3. Алюминиевые заводы США находятся в долинах рек Теннесси и Колумбия.

    4. Специализация сельского хозяйства США и Канады изменяется по мере продвижения с востока на запад.

    5. Флорида, Калифорния и Гавайи привлекают наи-большее число туристов.

    6. В США и Канаде в последние десятилетия повысил-ся интерес к освоению районов Севера.

    Какие проблемы возникают:

    1. Всвязи с ускоренной индустриализацией Юга и За-пада США?

    2. В связи с тем что экономика США начинает все бо-лее зависеть от импорта нефти, железной руды и других видов сырья и топлива?

    Согласны ли вы со следующими утверждениями:

    1. Мегалополис «Босваш» - самая большая урбанизи-рованная зона в США?

    2. В последнее время Аляска стала важным районом добычи нефти в США?

    3. В США и Канаде господствует фермерский тип сель-ского хозяйства?

    4. Транспортная система США относится к тому же типу, что и транспортная система зарубежной Европы?

    5. Река Св. Лаврентия соединяет Великие озера с Нью-Йорком?

    6. В Атланте находится крупнейший аэропорт мира?

    7. Население Канады составляет 1/2 от населения США?

    Можете ли вы:

    1. Найти на карте города США, упоминаемые в ос-новном тексте темы 9, и по памяти расположить их с вос-тока на запад?

    2. Привести примеры «молочного», «кукурузного», «пшеничного», «апельсинового», «ананасового», «яблочно-го», «хлопкового» штатов США?

    3. Нанести на контурную карту Новую Англию, Даль-ний Запад, Калифорнию?

    4. Сказать, какой из приведенных ниже показателейхарактеризует долю Запада в площади всей страны (в %): 20, 36, 49, 64?

    5. Перечислить виды минерального сырья, по которымКанада является мировым производителем и экспортером?

    Используйте текст учебника и карты для ответа на во-просы:

    1. В каких частях США наиболее вероятна занятость людей в: 1) добыче нефти, 2) авиаракетно-космической промышленности, 3) выращивании цыплят-бройлеров?

    2. По каким трансконтинентальным железным дорогам можно пересечь США и Канаду в широтном направле-нии?

    3. Какие природные, социально-экономические и исто-рические причины способствовали развитию Северо-Вос-тока США?

    Представьте себе:

    1.Что вы посетили один из больших городов СШАили Канады. Опишите его.

    2. Что вы захотели познакомиться с промышленнос-тью США. Какие города вам нужно посетить, чтобы по-бывать на: 1) авиационном заводе, 2) крупном предприя-тии по производству электронных изделий, 3) автомобиль-ном заводе, 4) нефтехимическом комбинате, 5) комбинате черной металлургии?

    3. Что у вас появилась возможность поработать на:1) скотоводческом ранчо, 2) табачной плантации, 3) ле-сопильном заводе. В какие штаты США или провинции Канады вам следовало бы для этого направиться?

    Заполните пропуски в следующих фразах:

    1.Экономической столицей США считается..., но сним все более конкурирует... .

    2. Большая часть территории Среднего Запада выхо-дит к... и..., двум главным водным артериям Северной Америки.

    3. К числу важных сельскохозяйственных культур ЮгаСША относится... .

    4. В канадской провинции... большинство жителей го-ворит по-французски.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К ТЕМЕ 9

    Что нужно вспомнить

    1. Политическую карту и народы Северной Америки. (География, 7 класс.) 2. Особенности физико-географиче-ского положения, рельефа, полезных ископаемых, клима-та, вод, почв и растительности Северной Америки. (Гео-графия, 7 класс.) 3. Особенности исторического развития Северной Америки в конце XIX-первой половине XX в. (История, 8, 9 классы.) 4. Материалы части I данного учебника. 5. Понятия и термины: заповедник, фермер.

    Что нужно знать

    Ведущие идеи темы 9:

    1. Врезультате распада мировой социалистической си-стемы и Советского Союза роль США в мировой поли-тике и экономике возросла. 2. Новые отношения между Россией, другими странами с переходной экономикой и США стали важным фактором международной стабиль-ности, изменили к лучшему всю мировую политическую ситуацию.

    Главные научные знания темы 9:

    1. Характерные черты ЭГП, географии природных ре-сурсов и населения США. 2. Общая характеристика хо-зяйства США. 3. Основные черты географии промышлен-ности, сельского хозяйства, транспорта, природопользова-ния США, главные промышленные и сельскохозяйственные районы. 4. Макрорайонирование США и облик каждого из четырех макрорайонов. 5. Краткая экономико-геогра-фическая характеристика Канады. 6. Ключевые слова те-мы: 1) североамериканский тип города, 2) «вторая эконо-мика», 3) валовой национальный продукт, 4) постадийная специализация, 5) североамериканский тип транспортной сети, 6) промышленный пояс, 7) сельскохозяйственный по-яс, 8) очаговый тип освоения территории.

    Что нужно уметь

    1. Давать характеристику городских агломераций и мегалополисов. 2. Давать характеристику отрасли промыш-ленности страны. 3. Давать краткую экономико-географи-ческую характеристику страны. 4. Составлять письменное экономико-географическое описание.

    1. План характеристики отрасли промышленности стра-ны (региона):

    1. Значение отрасли и размеры ее продукции. 2. При-родные предпосылки для развития отрасли. 3. Структураотрасли. 4. Главные факторы, влияющие на размещение отрасли, и основные черты ее географии; отраслевые про-мышленные районы. 5. Зависимость отрасли от экспортаи импорта. 6. Общий вывод; перспективы развития отрас-ли.

    2. План характеристики отдельной страны:

    1. Основные черты ЭГП. 2. Хозяйственная оценка при-родных условий и ресурсов. 3. Основные черты воспро-изводства, структуры и размещения населения. 4. Общаяхарактеристика хозяйства. 5. Основные черты размещения промышленности. 6. Основные черты размещения сельско-го хозяйства. 7. Основные черты географии транспорта. 8. Главные экономические районы. 9. Роль и география внешних экономических связей. 10. Общий вывод; пер-спективы развития.

    Тема 10. ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА



    БЛОК ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

    Задание 1. По «визитной карточке» на форзаце учебника определите формы правления и административно-террито-риального устройства стран Латинской Америки; со-ставьте таблицу в тетради. Сравните эти страны со странами зарубежной Азии и Африки и попытайтесь объяснить различия.

    Задание 2. Используя карту минеральных ресурсов мира и экономическую карту Латинской Америки в атласе и таб-лицы 3, 4 и 5 в «Приложениях», дайте характеристи-ку состава полезных ископаемых в отдельных ее суб-регионах. Объясните черты сходства и различия.

    Дополни- Определите главные территориальные сочетания полезных ископаемых

    тельное за- Латинской Америки и нанесите их на контурную карту. Какие предпосылки дание (ус- они создаютдля развития промышленности, для освоения новых ре-сурсных ложненное). районов?

    Задание 3. Используйте рисунки 7-9 учебника, таблицы 6, 7 и 8 «Приложений» и карты земельных, агроклиматических и водных ресурсов в атласе для конкретизации характеристики возобновимых природных ресурсов региона.

    Задание 4. Используя рисунки 12-14 учебника и карты рождаемости, смертности и естественного прироста населения в атласе, конкретизируйте положения учебника, относящиеся к воспроизводству населения.

    Задание 5. По картам народов мира и религий в атласе конкретизируйте основные черты распределения народ Латинской Америки по языковым семьям и группам, религиям.

    Дополни- Доля индейцев во всем населении отдельных стран Латинской Америки

    тельное за- составляет (в %): в Боливии - 63, в Гватемале - 54, в Перу - 47, в

    дание (ус- Эквадоре - 40, в Мексике - 15, в Чили- 9, в Панаме - 6, в Beнесуэле,

    ложненное). Колумбии, Никарагуа, Сальвадоре, Гондурасе, Аргентине - 2-4. Используя эти данные, построй на контурной карте региона картограмму. Примени инструкцию на с. 350.

    Задание 6. Используя карту плотности населения мира в атласе, конкретизируйте основные черты расселения населения Латинской Америки, отмеченные в учебнике.

    Задание 7. Используйте рисунки 17, 18, таблицы 3 и 9 учебника и таблицы 16, 17 «Приложений», а также карту урбанизации в атласе для конкретизации характеристики процесса урбанизации в Латинской Америке. Определите наиболее и наименее урбанизированные страны. Сравните Латинскую Америку с зарубежной Азией Африкой по уровню и темпам урбанизации.

    Задание 8. Используя текст учебника, экономическую карту Латинской Америки в атласе, нанесите на контурную карту региона главные страны, специализирующиеся на добыче и экспорте: нефти, железной руды, медной руды, бокситов, оловянных руд, серы, селитры. Укажите причины такой специализации.

    Задание 9. Используя текст учебника, физическую и экономическую карты Латинской Америки в атласе, нанесите на контурную карту региона главные страны, специализирующиеся на производстве: кофе, какао-бобов, сахар бананов, пшеницы, кукурузы, мяса. Укажите причины такой специализации.

    Дополни- Попробуйте ответить на вопрос: «Что грузят на морские суда в портах

    тельное за- Латинской Америки?» Посоревнуйтесь с товарищами, назвав как можно

    дание (для удовольствия). больше экспортных товаров и портов их вывоза.

    Задание 10. Рассмотрите рисунок 22 учебника. Конкретизируйте его на примере одной из

    (творческое!). стран Латинской Америки (по выбору).

    Задание 11. Используя текст учебника и рисунок 97, а также дополнительные источники

    (творческое!). информации, подготовьте сообщение на тему «Освоение Амазонии». Объясните, какие проблемы возникают в связи с этим для Бразилии, для Латинской Америки, для всего мира.

    Задание 12. 1. Опираясь на знания по географии и истории, объясните, почему Латинская

    (итоговое). Америка по уровню соци-ально-экономического развития стоит впереди других регионов развивающегося мира.

    2. (Работа в тетради.) Используя текст и рисунки учебника, а также карты атласа, установите черты сход-ства и различия между Мексикой, Бразилией и Арген-тиной.

    3. Используя текст учебника и дополнительные ис-точники информации, дайте краткую сравнительную ха-рактеристику двух (по выбору) из следующих городов: Мехико, Гавана, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Брази-лиа, Буэнос-Айрес.

    4. Представьте, что вы совершаете путешествие на автомашине по Панамериканскому шоссе и ведете днев-никовые записи. Приведите пример такой записи за один день (по своему выбору).

    5. По тексту учебника и рисунку 98 дайте описание г. Бразилиа.

    БЛОК САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

    Как вы объясните:

      Чем вызвано возникновение географического термина «Латинская Америка»?

      Чем объясняется особенно большая роль столичных городов в Латинской Америке?

      Как на конфигурации транспортной сети региона отразилась его зависимость от мирового рынка?

      С какой целью была создана новая столица Бразилии?

    Как вы понимаете:

      Утверждение о том, что географическое разделение труда между столичными и периферийными городами Латинской Америки основывается не на принципе «город для страны», а на принципе «страна для города»?

      Выражение: «Рио-де-Жанейро - это город, где наслаждаются жизнью, а Сан-Паулу - город, где зарабатывают на жизнь»?

      Выражение: «Если растут цены на кофе, то и Бразилия»?

      Выражение известного шведского писателя А. Лундквиста, сравнившего Буэнос-Айрес с могущественным пауком, «который сидит на краю паутины, опутывающей страну»?

      Выражение:«Панама – это прежде всего канал»?

    Можете ли вы:

      Нанести на контурную карту мира по памяти следующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Гватемала, Никарагуа, Коста-Рика, Колумбия, Суринам, Эквадор, Перу, Боливия,Парагвай, Уругвай?;

      Показать на карте следующие города, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Мехико, Гавана, Каракас, Лима, Сан-Паулу, Монтевидео, Буэнос-Айрес, Сантьяго?

      Указать, в каких из следующих стран государственным языком является испанский: Куба. Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Чили?

      Назвать по одной стране Латинской Америки в экспорте которой важную роль играют: медь, бокситы, олово, нефть, кофе, мясо, шерсть, рыба?

    Проверьте, правильны или неправильны следующие утверждения, и, если нужно, дайте правильный ответ:

      Аргентина и Уругвай - самые «белые» страныЛатинской Америки.

      Мексика - самая крупная испаноязычная мира.

      Бразилия - самая крупная католическая страна мира.

      Рио-де-Жанейро - крупнейшая городская агломерация Латинской Америки.

      Венесуэла - единственная страна Латинской Америки, входящая в ОПЕК.

      Бразилия и Колумбия - крупнейшие в мире производители кофе.

    Назовите страны, к которым относятся следующие ут-верждения :

      Единственная страна Центральной Америки, не имеющая выхода к Карибскому морю.

      Единственная страна субрегиона Анд, не имеющая выхода к морю.

      Страна, где 4/5 населения живет на высоте над уровнем моря.

      Страна, в которой на португальском языке говорит в 17 раз больше людей, чем в Португалии.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К ТЕМЕ 10

    Что нужно вспомнить

    1. Политическую карту и народы Латинской Америки. (География, 7 класс.) 2. Особенности физико-географиче-ского положения, рельефа, полезных ископаемых, клима-та, вод, почв и растительности Латинской Америки. (Гео-графия, 7 класс.) 3. Особенности исторического развития Латинской Америки в XIX в. (История, 8 класс.) 4. Ма-териалы части I данного учебника. 5. Понятия и терми-ны: высотная поясность, экваториальный лес, речной сток, воздушные массы, метисы, мулаты.

    Что нужно усвоить

    Ведущая идея темы 10:

    Страны Латинской Америки встали на путь перестрой-ки колониальной отраслевой и территориальной структу-ры хозяйства и добились определенных успехов.

    Главные научные знания темы 10:

    1. Характерные черты ЭГП, географии природных ус-ловий и ресурсов, населения, отраслевой и территориаль-ной структуры хозяйства, природоохранных проблем Ла-тинской Америки. 2. Экономико-географическая характе-ристика страны-субрегиона Бразилии. 3. Ключевые слова темы: 1) латиноамериканский тип города, 2) «ложная ур-банизация», 3) латифундия, 4) колониальный тип терри-ториальной структуры хозяйства.

    Что нужно уметь

    1. Пользуясь рисунками учебника, а также картами ат-ласа, самостоятельно конкретизировать основные положе-ния учебника. 2. Давать краткую характеристику городов. 3. Составлять картограмму.

    Инструкции и планы по овладению навыками самостоятельной учебной работы

    Как составлять и анализировать картограмму.

    1. Обозначить на контурной карте границы тех терри-торий, которые подлежат анализу. 2. Проанализировать статистический или другой источник показателей для кар-тограммы, вписать необходимые показатели. 3. Сгруппи-ровать эти показатели по определенным интервалам. 4. Составить легенду картограммы, в которой более тем-ные тона или более густая штриховка будут отражать большую интенсивность явления, и наоборот. 5. Нанести окраску или штриховку на контурную карту. 6. Провес-ти анализ картограммы, сделать выводы.

    ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА



    БЛОК ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

    Задание 1. Используя все содержание темы 2 и других тем учебника, составьте в тетради

    (творчес- схему «Факторы и формы воздействия общества на окружающую среду».

    кое!). Подумайте, в какой мере решение проблемы охраны окру-жающей среды зависит от каждого жителя нашей пла-неты, в том числе от вас.

    Задание 2. Используя все содержание темы 2 и других тем учебника, таблицы 11, 16, 17,

    (творчес- 34 и 35 в «Приложениях», нарисуйте устный «демографический портрет»

    кое!). планеты в наши дни и в первой четверти XXI в.

    Задание 3 Используя все содержание темы 1 и остальных тем учебника, а также

    (творчес материалы периодической печати, подготовьте сообщение (письменный

    кое!). реферат) на тему «На пути к безъядерному и безопасному миру».

    Задание 4 Используя рисунок 99 и содержание тем 2 и 5, а также других тем учебника,

    (творческое!) охарактеризуйте географические аспекты глобальной продовольственной проблемы. Докажите, что нехватка продовольствия в мире объясняется прежде всего не природными, а социаль-но-экономическими причинами. Назовите отрасли хо-зяйства, принимающие участие в решении продоволь-ственной проблемы.

    Задание 5 Используя все содержание тем 2, 4 и 5, а также региональной части курса и

    (творчес- карты атласа, сформулируйте географические аспекты энергетической и

    кое!). сырьевой проблем человечества. Каковы, по-вашему, возможные пути их решения?

    Задание 6 Используя материал тем 2 и 3 учебника и средств массовой информации,

    (творчес- подготовьте диспут на тему «Проблемы здоровья и долголетия человека».

    кое!).

    Задание 7 Используйте содержание тем 1-5 для объяснения понятия о морском

    (творчес- хозяйстве. Составьте в тетради схему этого понятия. Сравните карты мировой

    кое!). морской добычи и транспортировки нефти и мирового морско-го рыболовства и самостоятельно сформулируйте про-блему, возникающую в связи с территориальным сов-падением морской добычи нефти и рыболовства. Пред-ложите пути ее решения.

    Задание 8 Используя содержание темы 11, составьте в тетради схему «Взаимосвязь

    (творчес- проблемыпреодоления отсталости развивающихся стран с другими

    кое!). глобальными проблемами человечества».

    Задание 9 Проанализируйте физические карты мира и регионов и определите, для каких

    (для удо- стран подъем уровня Мирового океана даже на 1-1,5 м мог бы иметь

    вольствия). катаст-рофические последствия в результате затопления тер-ритории.

    Задание 10 1. Составьте графический конспект темы 11.

    (итоговое). 2. (Работа в тетради.) На основе приобретенных знаний составьте конспективно-справочную таблицу «Ха-рактеристика глобальных проблем человечества». Сде-лайте обобщение по материалам таблицы.

    БЛОК САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

    Как вы думаете:

    1. Если бы вам удалось изобрести способ повышения отдачи нефтяных пластов на 20%, стало бы это равноценным открытию нефтяного бассейна, сравнимого по добы-че с Западно-Сибирским?

    2. Что означает образное выражение о том, что топливно-сырьевые ресурсы развивающихся стран представ-ляют собой лишь небольшую «вершину айсберга»? Что нужно сделать для того, чтобы использовать весь этот «айсберг»?

    3. Что означает выражение: «Мы не унаследовали Зем-лю от наших предков. Мы берем ее взаймы у наших по-томков»?

    4. Почему решение глобальных проблем зависит не только от государств и правительств, но и от действий всех жителей Земли, каждого отдельного человека, в том числе и от вас лично?

    МЕТОДИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К ТЕМЕ 11

    Что нужно вспомнить

    Весь материал тем 1-10 учебника.

    Что нужно усвоить

    Ведущие идеи темы 11:

    1. Современная эпоха - эта эпоха растущей взаимо-зависимости противоречивого, но все более целостного мира. 2. Центром и связующим звеном всего комплекса глобальных проблем современности является человек и его будущее.

    Главные научные знания темы 11:

    1. Понятие о глобализации и глобальных пробле-мах человечества. 2. Сущность, причины возникновения и пути решения каждой из этих проблем. 3. Понятие о стратегии устойчивого развития. 4. Устойчивое развитие и география. 5. Ключевые слова темы: 1) глобализация, 2) «золотой миллиард», 3) глобальная проблема, 4) эко-логический кризис, 5) кризисный (критический) экологи-ческий район, 6) морское хозяйство, 7) глобальный про-гноз, 8) глобальная научная гипотеза, 9) глобальный (ми-ровой) проект, 10) устойчивое развитие.

    «Глобальные... милитаристскими идеями западного блока . В советских... с заранее заданными свойствами путем... формой добывания материальных... знания и умения , которые составляют основу миропонимания, общей ...

  • Общая характеристика методологии науки

    Документ

    ... блока . «Первый из них образуют категории, в которых фиксируются наиболее общие характеристики ... мысли по добыванию и объяснению фактов. Вместе с тем имеются методологии... для его жизнедеятельности знания , умения , навыки: знания - система научных...