Болезни Военный билет Призыв

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия по повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”. "Тарас Бульба": сравнительная характеристика Остапа и Андрея

  1. Вступление: Враги ли Остап и Андрий?
  2. Сравнение Остапа и Андрия
  3. Различия характеров братьев
  4. Почему Остап и Андрий — враги?
  5. Заключение (утверждение основного тезиса)

Сочинение на тему «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия»

(смысл противопоставления и сопоставления образов)

Историческая повесть «Тарас Бульба» — непростое произведение, однако читается на одном дыхании. Почему? Я думаю, причина кроется в своеобразии конфликта. Кровавая распря между двумя родственными народами показана на примере вражды двух братьев. Трагизм повести в том, что люди, которые росли и учились вместе и принадлежали к одной семье, в результате раздора стали врагами. Однако, несмотря на их родство, мы видим и другое обстоятельство: и показывают, что братья очень отличались друг друга, как отличались два народа, схлестнувшиеся в битве. Может быть, их противостояние неизбежно, и Остап и Андрий – враги с самого начала?

Сравнение Остапа и Андрия должно начаться с того момента, как они вернулись в родной дом. Когда отец стал провоцировать их помериться силой, Остап сразу же принял правила игры и постоял за свою якобы задетую честь. Герой явно пошел в отца, ведь имеет такой же горячий нрав прирожденного воина, для которого драка – удовольствие, профессия и жизнь. Андрий, напротив, не согласился воевать на пороге дома, по которому он так скучал. Он такой же нежный, привязчивый и мягкий, как мать. Но это не значит, что герой не способен на подвиг. Он может воевать, и весьма неплохо, но его к этому вынуждают. Младший Бульба – защитник, но не нападающий.

Из-за этого различия характеров братья не понимают друг друга. Когда Андрий уходит к прекрасной полячке, Остап расценивает этот поступок, как предательство. Ему не постигнуть, как важна семья для такого доброго и чуткого Андрия. Герою важно созидание, а е разрушение, пусть даже ради мести. У старшего брата другие идеалы. Больше всего он дорожит воинской честью и родиной, данной ему отцом и матерью. А вот для младшего брата родина там, где его сердце, а сердце его с полячкой. То есть, герои по-разному понимают родину и жизнь, поэтому борются они по разные стороны.

Оба героя, как и два народа, воюют из-за веры. «Ляхов», может быть, и приняли бы, но они католики, а, значит, живут неправильно. Однако как понимают ли эти люди, чему учит христианство? Нет, раз они воюют и мучают друг друга. Я думаю, из всех героев к пониманию ближе Андрий. Он бросает войну ради любви, и идет убивать лишь ради того, чтобы защитить свою семью. Остап и Тарас не уберегли семью, поэтому им остается только мстить. Мотивы у них в решающей схватке разные, как и поведение. Андрий подставляет щеку, разрешая отцу убить себя, приносит себя в жертву. А вот его родственники дерутся до последней капли крови, не понимая, что все христиане – братья, и всякая война между ними – братоубийственная. Остап – это символ тех вековых заблуждений и предубеждений, которые передаются от отца к сыну. Андрий – это символ блудного сына, который, тем не менее, способен что-то изменить в мире, ведь предпочитает сам искать истину.

Таким образом, мы можем подвести итоги: Андрий и Остап – враги, они совершенно разные люди, которые так и так враждовали бы между собой. То же самое можно сказать и о народах, которые они представляли в схватке. Хоть они и родственники, их объединяет лишь боевая отвага, но ею славился весь род Бульба.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

1. Историческая повесть «Тарас Бульба»

2. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия

3. Мое отношение к главным героям.

Повесть Гоголя “Тарас Бульба” рассказывает о героических подвигах запорожских казаков, защищающих русскую землю от врагов. На примере семьи Тараса Бульбы писатель показал нравы и обычаи запорожского казачества тех лет.

В сечи были суровые нравы. Там ничему не учили кроме дисциплины, иногда стреляли в цель и ездили на лошадях, и изредка ходили на охоту. «Казак и спать любит под вольным небом, чтобы не низкий потолок избы, а звездный полог был над его головой, и не было больше чести для казака, чем постоять за свою волю, не было другого закона, кроме боевого товарищества».

Гоголь создать многогранные и выразительные образы запорожских казаков, настоящей легенды бурного, военного, богатырского времени.

Главные герои повести - два брата Остап и Андрий, выросшие и воспитанные в одинаковых условиях, такие разные по характеру и взглядам на жизнь.

Остап -безупречный боец, надежный товарищ. Он молчалив, спокоен, рассудителен. Остап продолжает и чтит традиции отцов и дедов. Для него никогда не стоит проблема выбора, колебаний между чувствами и долгом. Он удивительно цельная натура. Безоговорочно принимает Остап запорожский быт, идеалы и принципы старших товарищей. Почтительность никогда не переходит у него в угодливость, он готов проявить инициативу, но с уважением относится к мнению других запорожцев. В то же время он никогда не будет интересоваться мнением, взглядом "чужих" - иноверцев, иноземцев. Остап видит мир суровым и простым. Есть враги и друзья, свои и чужие. Его не интересует политика, он прямодушный, отважный, верный и суровый воин. Остап думает только о сражениях, он страстно мечтает о ратных подвигах и готов умереть за свою Родину.

Андрий - полная противоположность брату. Гоголь показал различия не только человеческие, но и исторические. Остап и Андрий почти ровесники, но это типы, принадлежащие разным историческим временам. Остап из героической и примитивной эпохи, Андрий внутренне близок более позднему времени развитой и утонченной культуры и цивилизации, когда политика и торговля занимают место войны и разбоя. Андрий мягче, утонченнее, гибче брата. Он наделен большой чуткостью к чужому, "иному", большей чувствительностью. У Андрия Гоголем отмечены зачатки тонкого вкуса, чувства красоты. Нельзя, однако, назвать его более слабым. Ему свойственна отвага в бою и гораздо более важное качество - смелость сделать самостоятельный выбор. В стан врага его приводит страсть, но за этим стоит большее. Андрий хочет воевать теперь за свое, то, что он сам нашел и назвал своим, а не получил по наследству, по традиции.

Два брата должны стать врагами. Оба гибнут, один - от рук врагов, другой - от руки отца. Нельзя назвать одного хорошим, другого - плохим.

Трудно не преклониться перед мужеством, отвагой и стойкостью Остапа. Но и такую всепоглощающую любовь Андрия тоже нельзя не уважать. Надо иметь не меньше мужества, чтобы ради любви согласиться оставить все: дом, родных, друзей, отчизну. Я не могу сказать, кто мне больше нравится, кого бы из них я выбрала положительным героем. Думаю, что в каждом конкретном случае сердце само подсказывает, как поступить. И со своей точки зрения и Остап и Андрий правы в своих поступках. Так поступают настоящие мужчины, они погибают либо за Родину, либо за любимую женщину.

Образ Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь прославляет героизм русских людей. Русский критик В.Г. Белинский писал: « «Тарас Бульба» есть отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа.» А сам Н.В. Гоголь так написал о своем произведении: «Тогда было то поэтическое время, когда все добывалось саблею, когда каждый в свою очередь стремился быть действующим лицом, а не зрителем».

На примере семьи Тараса Гоголь показал нравы и обычаи запорожского казачества тех лет. Тарас Бульба был богатым казаком и мог себе позволить отправить своих детей учиться в бурсу. Он хотел, чтобы его дети выросли не только сильными и смелыми, но и образованными людьми. Тарас считал, что если дети будут расти дома, под боком у матери, то из не выйдет хороших казаков, потому что каждый казак должен «почувствовать битву».

Старший сын Остап не хотел учиться: несколько раз убегал он из бурсы, но его возвращали; он закапывал учебники, но ему покупали новые. И однажды Тарас сказал Остапу, что если тот не будет учиться, то его отправят в монастырь на двадцать лет. Только эта угроза заставила Остапа продолжить учение. Когда Остап с друзьями проделывали всякие шалости, он брал всю вину на себя и не выдавал друзей. А Андрий любил учиться и был зачинщиком всех шалостей. Но ему всегда удавалось избежать наказания. Несмотря на различия, Остап и Андрий обладали цельным характером, только у Остапа это проявилось в преданности делу и отчизне, а у Андрия в любви к прекрасной панночке.

В сечи были суровые нравы. Там ничему не учили кроме дисциплины, иногда стреляли в цель и ездили на лошадях, и изредка ходили на охоту. «Казак и спать любит под вольным небом, чтобы не низкий потолок избы, а звездный полог был над его головой, и не было больше чести для казака, чем постоять за свою волю, не было другого закона, кроме боевого товарищества». «Пахарь ломает свой плуг, бровари и пивовары кидали свои кади и разбивали бочки, ремесленник и торгаш посылали к черту и ремесло, и лавку, били горшки в доме. И все, что ни было садилось на коня. Словом русский характер получил здесь широкий, могучий размах и дюжинную наружность».

Запорожское казачество возникло в низовьях Днепра на островах за порогами. Туда собиралось множество людей. В 16 веке будущие Украина и Белоруссия оказались в составе Речи Посполитой. Гонения по религиозному признаку вызывали сопротивление и восстания против польского государства. Именно в это суровое время и пришлось жить героям Гоголя.

Остапу был на роду написан «битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела».

Остапу был на роду написан «битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела». В нем были заметны наклонности будущего вождя. «Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва». Но судьбой не суждено было Остапу стать великим полководцем и вождем. В битве под Дубно он попал в плен и, претерпев страшные пытки, был казнен на площади Варшавы. Остап – воплощение преданности вере, долгу и товарищам.

Андрий – полная противоположность своего старшего брата. Он весь погружался в «очаровательную музыку пуль и мечей». Он не знал что такое значит рассчитывать заранее свои или чужие силы. Под воздействием своих чувств был способен не только героически сражаться, но и предать своих товарищей. Любовь к прекрасной панночке погубила младшего сына Тараса. Поддавшись чувствам он забыл любовь к Родине и долг перед товарищами, и пуля, выпущенная рукой родного отца со словами: «Я тебя породил, я тебя и убью», оборвала молодую жизнь Андрия.

Гоголь с большой любовью описывает и Остапа, и Андрия, и Тараса. Его повесть звучит как гимн отчизне, героизму соотечественников. Андрий ради своих чувств не побоялся отказаться от своей веры, семьи и пошел против отчизны. Остап вызывает уважение своей преданностью к общему делу, непоколебимой верой и стойкостью.

Повесть Гоголя «Тарас Бульба» можно сравнить с поэмами Гомера. Его герои воспринимаются как былинные богатыри: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу».

Остап и Андрий «Тарас Бульба»

Главные герои повести Николая Василевича Гоголя «Тарас Бульба» - Остап и Андрий

Очень большое влияние на них оказал их отец – опытный полковник Тарас Бульба. Остап был полностью согласен с отцом, его целью в жизни было побывать в Запорожской Сечи и совершить подвиг. Его девиз – «бой и пиршество». Андрий же видел в жизни другой смысл. Он учился охотнее брата, интересовался искусством. Он не презирал женщин, как отец и другие казаки. Андрий, как и Остап, признавал отца своим единственным судьей.

И Остап, и Андрий гордые, с чувством собственного достоинства. Оба брата доры, но Остап – к Андрию, отцу, казакам, а Андрий – даже к врагу: он пожалел полячку. Братья были патриотами, защитниками Родины, но Андрий не справился со своими чувствами и стал предателем.

Остап в бурсе учиться не хотел и даже четыре раза закапывал свой учебник. Но когда Тарас Рассердился и сказал, что Остап никогда не увидит Сечи, если не выучится в бурсе, Остап стал прилежным, трудолюбивым и старательным учеником, одним из первых. Он был хорошим, надежным товарищем, бурсаки его уважали, охотно слушались. Он был честным и прямодушным – когда его наказывали, он не увиливал. Андрий же был изобретательным, хитрым, ловким, избегал наказаний. Он предводитель бурсаков, но в то же время скрытный, любит уединение. У него развит эстетический вкус.

Уже в первых боях проявилось, что Андрий был легкомысленным, отважным, отчаянным и видел в битве «бешеную негу и упоение», «запальчивое увлечение». А Остап, хладнокровный, расчетливый, спокойный, уверенный в своих силах, предусмотрительный, разумный, продумывал свои действия.

«О! да это будет со временем добрый полковник! – Говорил Тарас об Остапе, - ей-ей будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет!» А про Андрия он говорил: «И это добрый – враг бы не взял его! – вояка! не Остап, а добрый, добрый тоже вояка!»

Битва под Дубно - решающее испытание для Андрия и Остапа. После нее, ночью Андрий предел Родину, товарищей, семью. А когда на следующий день он выехал бить своих, Тарас проклял его и свершил над ним свой суд – убил его.

Тема: «Две жизни, две судьбы».
(сопоставительная характеристика Остапа и Андрия, героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»).

Цели урока:

    Образовательные: учить составлять характеристику героя и находить средства ее раскрытия;

    Развивающие : учить работать с таблицей, самостоятельно работать с учебником, учить мыслить, сравнивать, делать выводы;

    развитие умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию;

    Воспитательные : воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости;

    учиться толерантности.

Задачи урока:

1. Развить понятие о литературном герое

2. Показать особенности изображении человека в повести

Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

3. Помочь ученикам осмыслить своеобразие конфликта в повести.

4. Прививать навыки самостоятельной работы с текстом.

5. Совершенствовать навыки анализа текста.

6. Развивать устную речь учащихся.

7. На примере повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» воспитывать

чувства патриотизма, ответственности за свои поступки,

товарищества.

8. Учащиеся должны понять, что писатель с помощью различных

литературных приёмов показывает читателю, что нельзя

выносить однозначное и бескомпромиссное суждение о человеке.

Оборудование:

1. Тексты повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

2. Сопоставительная таблица «Характеристика Остапа и Андрия».

3. Мультимедийный проектор.

4. Экран.

5. Презентация по теме «Характеристика литературного героя».

6. Музыка для релаксации.

Ход урока:

Этапы урока

Примечания

1

Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2

Изучение нового материала.

Объявление темы и целей урока.

Прежде, чем мы запишем тему урока, я хочу, чтобы вы отгадали, чей это образ?

<…> <…>

-Ему, "казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела <…>

Как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить на уроке? Какая тема урока? (Отвечают)

Тема нашего урока сегодня «Две жизни, две судьбы». Запишите число, тему. А какие задачи мы поставим на урок?

Сопоставить главных героев повести;

Найти, в чём сходство и отличие братьев;

Ответим на проблемный вопрос - почему Андрий изменил Отчизне? На этот вопрос мы постараемся ответить с вами в конце урока.

Слайды 1, 2, 3

Читает 1 ученик

Читает 2 ученик

Запись числа, темы

3

Мы узнаем о герое повести по его поступкам, из рассказов автора.

А давайте вспомним с вами - Что такое патриотизм? Кого мы называем патриотом? Кого вы знаете из истории? Кто пожертвовал жизнью ради родины? Какой войне посвятил Н.В.Гоголь свою повесть?

Кто такой литературный герой? Что такое образ? Обратимся к словарю. У вас на столе лежит словарь литературоведческих терминов. Найдите определение, что такое литературный герой? Что такое образ?

Литературный герой – это действующее лицо, персонаж литературного произведения.

Образ – законченное целое, совокупность всех характеристик и поступков

При характеристике мы должны будем обратить внимание на общие черты героев и различия между ними , зачитывать фрагменты текста. Характеристику будем оформлять в виде таблицы. План таблицы лежит у вас нас столах.

Запись в тетради.

Составление таблицы.

1 группа: характеристика Остапа.

2 группа: характеристика Андрия.

План таблицы:

1. Внешность.

2. Отношение к учёбе?

3. Характер?

4. Юношеские мечты?

5. Поведение во время боя?

6. Отношение к товариществу?

7. Близость к родителям?

8. Отношение к личному счастью?

9. Черты сходства?

10. Черты отличия?

Работа в группах

Сопоставительные признаки

Остап

Андрий

1)внешность

«…два дюжие молодца, еще смотревшие семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были

не касалась бритва».

исподлобья, как недавно

выпущенные семинаристы,

покрыты первым пухом волос,

которого еще не касалась бритва».

2)отношение к учебе

«…в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали новый». Тарас пригрозил оставить сына в монастырских служках, если он не выучится всем наукам, только после этого Остап начал заниматься.

«Он учился охотнее и без напряжения…

Он был более изобретателен, нежели

его брат…»

3)характер

Внешне суров, сдержан, но в душе отзывчив. Ясный ум, сильная воля, честность, мужество, сдержанность.

Чувствительный, нежный, но

мало отзывчивый.

4)юношеские мечты

Мечтал стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь.

С одной стороны кипел

жаждою подвига, но иногда

любил помечтать и

побродить в одиночестве по

улицам Киева.

5)поведение во время боя

Патриотизм, ненависть к врагу, героизм.

Хвастливость, предательство.

6)отношение к товариществу

До последней минуты своей жизни оставался настоящим товарищем.

Предал товарищей, увидев

голод, нищету, страдания людей

осаждаемого города; легкомыслие, бесцельность жизни.

7) близость к родителям

Ближе к отцу

Ближе к матери

8)отношение к личному счастью

Никогда не стремился к личному счастью.

Мечтал о личном счастье.

9)черты сходства

Одна семья; окружение; воспитание

10)черты отличия

Внешность, характер, поведение в бою; отношение к людям, последний день жизни.

Релаксация.

Представьте «Любимое место отдыха» - музыка для релаксации.

Ребята занимают удобную позу, по желанию могут закрыть глаза и под музыку представить любимое место отдыха. Музыка затихает, школьники возвращаются в привычное состояние, и отдохнувшие, продолжают работать на уроке.

Проверка таблицы.

Обсуждение проблемного вопроса.

Почему Андрий идет в осажденный город?

Почему юноша предал отчизну?

Изменил ли себе герой?

(Слайд 7)

Какими качествами должен обладать человек, который любит свою родину, который верен ей?

Запишите в тетради ключевые слова, с которыми у вас ассоциируются образы Остапа и Андрия?

Учащиеся отвечают:

У Андрия ожили чувства к девушке и заслонили разум, данный выбор неизбежно ведет к предательству.

Андрий не только любит полячку, но и чувствует перед ней «благоговейную боязнь»; он теряет волю и уже не принадлежит себе – готов погубить себя ради любви. А значит, юноша готов пожертвовать всем: семьей, верой, товарищами, земляками. Я считаю, что он изменил Родине, так как любил безрассудно…

Андрий вступил в трагический конфликт со всеми, но он не изменил себе, это выбор, ставший трагедией; этот конфликт не мог разрешиться иначе, чем смертью героя.

Вывод по теме урока: Гоголь осуждает Андрия за измену Родине. Андрий умирает, по словам автора, « бесславно, как подлая собака». Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь автора. Гоголь рисует его как былинного богатыря, защитника Родины, сравнивает со львом, говорит, что ему « на роду был написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела». Как и в Тарасе Бульбе, в Остапе воплощены лучшие черты русского человека, готового умереть за Родину.

Рефлексия.

Каким было преобладающее настроение?

Какой герой вам более близок и почему?

Какие выводы вы сможете применить в современной жизни? (Слайд 8)

Семиклассники по желанию отвечают на вопросы.

Самооценка. Заполнить карточки.

Заполняют.

Домашнее задание. На выбор

    Письменно ответить на вопрос:

Почему Н.В.Гоголь показал сыновей Тараса Бульбы с такими разными судьбами?

    Нарисовать рисунки: образ Остапа или Андрия.

    Стр. 210 вопрос № 3.(устно)

«Моя самооценка и оценка работы группы»

Вопросы ученику

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Был я активен на уроке?

Мои ответы были оригинальными?

Я внёс свой вклад в работу группы?

Я чувствовал поддержку своей группы?

В моей группе было интересно и познавательно работать?

Сопоставительные признаки

Остап

1)внешность

2)отношение к учебе

3)характер

4)юношеские мечты

5)поведение во время боя

6)отношение к товариществу

7) близость к родителям

8) Смерть героев

9)черты сходства

10)черты отличия

Сопоставительные признаки

Андрий

1)внешность

2)отношение к учебе

3)характер

4)юношеские мечты

5)поведение во время боя

6)отношение к товариществу

7) близость к родителям

8) Смерть героев

9)черты сходства

10)черты отличия

-"Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы <…> А он между тем, объятый пылом и жаром битвы <…> понёсся, как молодой борзой пёс, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае (Андрий)

Ему, "казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела <…> Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские качества уже приобрели широкую силу льва".(Остап)

Необыкновенная художественная правда сквозит в типах этой повести. Особенно хорошо и ярко выведены два брата, сыновья Тараса Бульбы, Остап и Андрий. Хороши они по тому контрасту в характерах, который так ярко очертил Гоголь. Остап — железный характер, рассудительный, суровый, яркий представитель той среды, из которой он вышел.

Он выдается среди других по способностям; еще совсем молодой, он быстро входит в ту боевую жизнь, для которой он как бы и был создан, быстро приобретает опыт и становится не только наравне, но и выше старых вояк. Он не рожден для исканий и сомнений, для восприятия нового и проведения его в жизнь по своей натуре, в какую бы эпоху ни жил, он не реформатор, не проводник новых начал. Он лишь выдающийся и яркий представитель своего времени, тех традиций и тех форм жизни, какие сложились до него. Такие люди не знают противоречий ни сами с собой, ни со средой.

Остап, доживи он до возраста своего отца, Тараса Бульбы, был бы натурой столь же цельной, не знающей раздвоенности ни в своем миросозерцании, ни в своих поступках. Если бы он не так рано умер, он, несомненно, совершил бы не один подвиг, пользовался бы большим уважением среди казаков и влиянием среди них, а после смерти бандуристы воспевали бы его подвиги. Это одна из тех натур, которые необыкновенно полно отражают свою эпоху. Во всей повести этот тип необыкновенно выдержан. Свое пребывание в бурсе он начинает с того, что несколько раз пытается бежать оттуда, и его не останавливают самые жестокие наказания.

Только после угрозы отца отдать его в монастырь он меняет свое поведение и усаживается за учебник; занимается он с непоколебимой энергией, какая была ему свойственна. В похождениях бурсаков он всегда принимает участие. Он редко предводительствует другими, но всегда в таких случаях является самым верным товарищем. Он создан для бранной жизни. Настоящее воспитание для него начинается в Сечи. Он суров и рассудителен, ко всему присматривается и из всего извлекает пользу. Немного ему нужно времени, чтобы явиться уже испытанным бойцом и даже разумным начальником. Умирает он геройски, с обычной суровой непреклонностью.

Совсем другое представляет из себя его младший брат Андрий. Это — поэтическая, увлекающаяся натура. Гоголь с особенной любовью обрисовал его черты. Он имеет более мягкое сердце, чем его брат. Он доступен чувству прекрасного. Его рано начинает занимать фраз красавицы, которая носится в его мечтах. Когда же увидел таковую в действительности, он увлекается ею до самозабвения. Он склонен к идеализации и мечтам.

Даже в войне он видел ее эстетическую сторону. Он не был ремесленником войны, он упивался ее поэзией. Он не был способен, подобно Остапу, «в один миг вымерить всю опасность и все положения дела, тут же найти средство, как уклониться от нее, уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее». Нет — «Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит измерять заранее свои и чужие силы.

Бешеную негу он видел в битве: что-то пиршественное зрилось ему в те минуты, когда разгорится у человека голова, в глазах все мелькает и мешается, летят головы, а он несется как пьяный, в свисте пуль…». Ему, Андрию, достаточно одного напоминания о панночке, произведшей на него два года тому назад такое сильное впечатление, чтобы он отбросил все и кинулся к ее ногам.

Преданностью православию, преданностью Запорожью и славной Сечи, верностью товарищам, — всеми этими святынями для запорожца, крепко укоренившимися в нем под влиянием бранной жизни и постоянных опасностей, он жертвует ради увлечения, порыва. Сопоставление двух братьев со столь различными натурами отнюдь не носит искусственного характера.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСТАПА И АНДРИЯ

(по повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”)

1 вариант

Повесть Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” – эпическое повествование о славном героическом прошлом украинского казачества, его борьбе против польской шляхты. Это грустная история о Тарасе Бульбе, его сыновьях Остапе и Андрие, о многих других казаках, покинувших свои родные дома и создавших Запорожскую Сечь – мощный военный лагерь.

У Тараса Бульбы было два сына. Главное для отца – чтобы сыновья храбро воевали, всегда защищали свою честь, стояли за веру Христову, а если иначе – то пусть хоть пропадут! Старший сын воплощает продолжение героических традиций, народный, национальный путь непримиримой борьбы за свободу и независимость Украины, а младший выражает антинациональную тенденцию к сближению с феодальной Польшей. Ситуация, изображенная Гоголем, соответствовала исторической истине.

Судьба Остапа отражала тот факт, что феодально-королевская Речь Посполитая несла порабощение украинскому народу, подавляя его борьбу превосходящей воинской силой. Остап, как и отец, прямодушно и беззаветно любит родину, свято хранит верность казацкому братству, общественному долгу. Выглядит Остап грозно и мужественно, в нем чувствуется внутренняя сила. Ему – суровому, мужественному и несгибаемому воину, “казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела”.

Остап всегда был хладнокровен и никогда не терялся. Вовой двадцать два года он мог предвидеть и соразмерить опасность, чтобы потом лучше преодолеть ее. В Остапе заметны черты будущего вожака. Автор сравнивает Остапа с великаном, потому что великаны, богатыри всегда были защитниками родной земли. Величие души Остапа – в верности запорожским идеалам: погибнуть за родную отчизну.

Андрий по своему душевному складу индивидуалист и эгоист. Он отличался изнеженностью, страстностью, пылкостью чувств, преобладающих над рассудком.

Черты лица Андрия – юношески нежные, мягкие. “Андрий… не знал, что значит обдумывать… или измерять свои или чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве…” Это был вспыльчивый юноша, он делал то, чего никогда бы не сделал хладнокровный и разумный Остап, и творил в битве чудеса.

Увлечение красотой, изяществом речи, образованностью воеводской дочери, мишурным блеском польской аристократической культуры ведет его к разрыву с традициями своего народа, к измене отечеству.

Писатель не скрыл искренности и глубины любви Андрия к польской панне, но не оправдал, а обвинил его и показал, что, отдав предпочтение чувству любви перед гражданскими обязанностями, он не сумел подняться выше уровня обыкновенного человека. Ради личных чувств он способен отказаться от отца, товарищей и родины.

Гоголь сопоставляет братьев, показывая их четко, подчеркивая героическое служение общему благу в одном брате и индивидуализм в другом. В образе Остапа Гоголь воплотил отвагу, силу и мужество, любовь к родине и свободе, ненависть к врагу – лучшие качества, присущие самоотверженному защитнику родной земли. Образ же Андрия резко обособлен в повести. Он противопоставлен народному характеру, и его позорная смерть является необходимым нравственным возмездием за предательство, измену общенародному делу.

2 вариант

Повесть Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” раскрывает перед нами страницы давно минувших дней из истории украинского народа. Это было суровое и трудное время, которое выковало могучие характеры народных защитников – запорожских казаков. В их образах воплощается идеал воина – вольнолюбивого, с широкой и чистой душой, беззаветно преданного родине и товарищам по оружию.

Писатель в ярких красках описывает образы славных воинов, но особое внимание он уделяет сыновьям старого казака Бульбы.

С Остапом и Андрием мы знакомимся в самом начале повести, когда они приезжают домой после окончания учебы в Киевской бурсе. Там прошел период их возмужания, становления характеров.

Остап неоднократно убегал из семинарии, но его снова возвращали. И лишь угроза отца заточить его в монастырь и не пустить на Сечь удержала парня в бурсе. Его характер ожесточился от побоев, стал тверже и суровее. “Остап считался всегда одним из лучших товарищей”. Он был одним из первых во всех затеях, но “никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей”.

Младший же, Андрий, “имел чувства несколько живее и как-то более развитые”. Он учился охотнее брата, был изобретателен и часто верховодил своими приятелями в разных мероприятиях. Но если Остап “был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки”, то Андриечва душа “была доступна и другим чувствам “. После учебы для братьев началась казацкая жизнь. Они быстро приобрели любовь среди казаков своей молодой энергичностью и храбростью. И скоро подвернулся им случай показать себя в бою против ляхов. Остапу было на роду написано “вершить ратные дела”.

Не теряясь, с хладнокровием оценивая опасность, он тут же находил способ, как уклониться от нее, чтобы потом вернее поразить врага. Андрий ни в чем не уступал брату, и Бульба радовался, глядя на своих сыновей. Казалось, оба они достойны того, чтобы старый казак гордился ими. Но Андрий поддался своей слабости. Его всегда привлекали женщины, и, полюбив полячку, он отказался от родины, от отца, от своих товарищей. “Отчизна моя – ты! – говорит он панночке. – И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!”

Поступок Андрия малодушен и нет ему оправдания. Он не смог бороться со своими страстями и пошел на самый страшный грех – предательство. Отец сам убивает его, потому что такому человеку нет прощения. Остап же погибает как герой – его казнят поляки. Перед казнью он ведет себя достойно, и “ни крика, ни стону” не было слышно от него.

Раскрывая характеры братьев, Н. В. Гоголь показывает двух людей, которые принадлежат уже к разным эпохам. Остап воплотил в себе черты героического прошлого, он суров и предан. А малодушный Андрий близок уже к более утонченной эпохе. Любовь женщины для него важнее долга и чести.

(No Ratings Yet)

  1. Раскольников и Свидригайлов – герои одного из лучших романов Достоевского “Преступление и наказание”. Этот роман отличается глубочайшим психологизмом и обилием резких контрастов. На первый взгляд, в характерах Раскольникова и Свидригайлова...
  2. “Отцы и дети” – одна из вечных книг русской литературы. Вокруг нее не утихают споры, и, очевидно, не только потому, что новое поколение читателей по-разному воспринимает сложную позицию автора, но...
  3. Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья И сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов “Евгений Онегин” Пушкина...
  4. “Война и мир” – русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал...
  5. Николай Васильевич Гоголь дал в комедии “Ревизор” широкую картину чиновничье-бюрократического правления в России в 30-х годах XIX века. В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей небольшого уездного города: ничтожность...
  6. УКРАИНСКИЙ ФОЛЬКЛОР В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ “НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ” 1 вариант Мне очень нравится повесть Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”, потому что в ней чудесным образом сочетаются реальность...
  7. Литературную известность Н. В. Гоголю принес сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки” (1831-1832 гг.), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников “Миргород”...
  8. Осуждая черствость и бездушие коллег Башмачкина, которые над ним издевались, и “значительное лицо”, который на самом деле оказался аморальным ничтожным трусливым типом, автор использует средства реализма. Это и внутренняя логика...
  9. ПОШЛОЕ И ТРАГИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПЕТЕРБУРГА В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ “НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ” Все не то, чем кажется… Он лжет во всякое время, этот Невский проспект… Н. В. Гоголь Молодым человеком...
  10. Мой любимый литературный герой План I. Мой любимый литературный герой – Остап Бендер. II. Образ, взятый из жизни. 1. Жизнелюбие, беззлобность Остапа. 2. Широкая натура Бендера. 3. Тонкий психолог. 4....
  11. Типология тем сочинений I. Темы аналитического характера Внутри этой широкой группы уместно выделить еще ряд подгрупп. Прежде всего стоит говорить о темах-характеристиках. Существуют сочинения-характеристики одного персонажа (например, “Трагедия Печорина” или...
  12. Художническая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Романтизм Тютчева проявляется, прежде всего, в изображении природы. Преобладание...
  13. Еще одним важным для понимания проблематики произведения является Образ Максима Максимовича. Это не молодой, бывалый штабс-капитан: “На вид ему было лет 50, смуглое лицо выдавало его уже давнее знакомство с...
  14. Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина, “милый идеал” автора, образ настолько значимый в романе, что, безусловно, во многом правы те, кто считает: роман надо было назвать ее именем. Пушкинская Татьяна...
  15. Одним из центральных протагонистов романа Гофмана “Крошка Цахес” выступает Студент Бальтазар. В отличие от других персонажей, Образ Бальтазара более позитивный и мечтательный. Молодой человек противопоставляется обществу обывателей введено, обывателей, один...
  16. Новелла Франца Кафки “Перевоплощение” наполнена неожиданным сюжетом, интересными поворотами и большими идеями самого автора. Если присмотреться к главному герою, то он чем-то похож на самого Франца Кафку. Кстати, большинство писателей...
  17. Олицетворением всего русского, доброго и круглого называет в романе автор Платона Каратаева. Этот крестьянин, оторванный от своей привычной среды, – образец “естественного” человека, воплощение народной нравственности. Он живет в гармонии...
  18. В сознании Н. В. Гоголя всегда существовал образ идеального города, с прекрасной, “душевной” атмосферой. Городами его жизни были Петербург, а потом Рим. Еще в годы гимназии Гоголю и в мечтах,...
  19. Хотя понятие жанра постоянно изменяется и усложняется, и все же под ним можно понимать исторически сложившийся тип литературного произведения, которому присущи определенные черты. Уже по этим чертам во многом становится...
  20. Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Огромное художественное достоинство комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” заключается в типичности ее образов. Он сам высказал мысль, что “оригиналы” большинства персонажей...
  21. “Поздравляю публику с истинно веселою книгою”, – такими словами А. С. Пушкин встретил “Записки пасечника Рудого Панька”, изданные Н. В. Гоголем. Книга очаровала читателей украинским плутоватым юмором, необыкновенной поэтичностью и...
  22. ПОЭТИКА ГОГОЛЯ Контраст живого и мертвого в поэме был отмечен еще Герценом в дневниковых записях 1842 г. С одной стороны, писал Герцен, “Мертвые души”… все эти Ноздревы, Маниловы, и… <все...
  23. Русская литература 1-й половины XIX века Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Тема России и ее будущего всегда волновала писателей и поэтов. Многие из них пытались предсказать... ШКОЛЬНИКИ В МИФЛАНДИИ (по повести-сказке Дж. Даррелла “Говорящий сверток”) Вы никогда не были в Мифландии? Значит, вы просто еще не прочитали замечательную книгу Дж. Даррелла “Говорящий сверток”! Иначе вы бы...