Болезни Военный билет Призыв

Природный комплекс определение. Что такое природный комплекс. Природные зоны земного шара

Минеральные ресурсы мира - это все многообразие полезных ископаемых, которые дарит природа человечеству. Топливо, металлы, строительные материалы, химическое сырье, драгоценные сплавы и камни - всеми этими природными богатствами люди пользуются в течение многих лет. Несмотря на то, что минерально-сырьевые ресурсы планеты велики, они все же не безграничны, поэтому успешное развитие человечества невозможно без их рационального использования.

Классификация минеральных ресурсов

В зависимости от своего назначения и геологического происхождения минеральное сырье делят на 5 основных классов:

  • минеральное топливо;
  • металлы их железа и ферросплавов;
  • цветные металлы;
  • драгоценные металлы;
  • промышленные минералы.

Также минеральное сырье можно разделить на две большие группы:

  • условно возобновляемые - продукты органического происхождения (уголь, нефть, метан), для формирования которых необходимы специфические условия в природе и не одна тысяча лет;
  • не возобновляемые - минералы и металлы, чьи запасу уже никогда не будут восстановлены в природе.

Рис. 1. Уголь

Человечество неуклонно продолжает наращивать темпы использования ресурсов Земли. Только в первой половине ХХ столетия суммарное количество добытого минерального сырья в несколько раз превысило то, что человеческая раса использовало за все время своего существования. При этом потребность в ресурсах продолжает возрастать.

География минерального сырья

Распределение минеральных ресурсов на планете неравномерно: одни регионы богаты всевозможными минералами, другие - испытывают в них большую нужду. Размещение природного сырья во многом зависит от особенностей рельефа местности, ее расположения над уровнем Мирового океана, характера происхождения. Этими и многими другими вопросами, связанными с минеральным сырьем, занимается наука геология.

Крупные месторождения топливно-энергетических ресурсов находятся на территории России, США, Канады, Китая, Венесуэлы, в Персидском заливе. Наибольший объем занимают уголь и нефть.

Рис. 2. Добыча нефти

Рудные ископаемые, как правило, располагаются на древних платформах и складчатых областях. Нередко они образуют протяженные рудные пояса. Наиболее богаты всевозможными видами руд США, Россия, Индия, Китай. Наиболее распространенным на Земле металлом является алюминий.

Нерудные полезные ископаемые распространены по всему миру, как в областях складчатости, так и на платформах.

Рис. 3. Асбест

Таблица “Мировые запасы минеральных ресурсов”

Значение минеральных ресурсов

Ресурсообеспеченность стран - это соотношение между природными запасами полезных ископаемых и скоростью их потребления. Данное понятие, в первую очередь, является социально-экономическим, поскольку зависит не только от количества природных ресурсов, но и от того, насколько быстро их использует человечество.

Ресурсообеспеченность является важным, но не определяющим фактором улучшения экономики государства. Так, многие западноевропейские державы, Корея, Япония при незначительном потенциале природного сырья смогли достичь колоссальных успехов, используя иные инструменты формирования экономики: достижения НТР, международную интеграцию, финансовые и человеческие ресурсы.

Большое значение для развития мирового хозяйства играет территориальное сочетание природных ресурсов - совокупность минеральных ресурсов внутри конкретного региона, страны, необходимых для комплексной переработки сырья. Благодаря данному фактору управление и планирование социально-экономического развития происходит гораздо более эффективно.

Следует помнить, что минеральные ресурсы воды, земельные, минеральные и лесные ресурсы нужно использовать очень бережно, рационально. Природное сырье, за исключением отдельных видов, является невосполнимым, и рано или поздно наступит момент, когда запасы Земли будут исчерпаны. В настоящее время уже возникла угроза острого дефицита некоторых ресурсов, и с каждым годом ситуация будет только ухудшаться.

Чтобы не допустить глобальной катастрофы, человечеству следует искать альтернативные способы решения производственных и хозяйственных нужд.

Что мы узнали?

При рассмотрении темы «Минеральные ресурсы мира» по программе 8 класса мы узнали, каковы основные виды природного сырья и как они распределяются по планете. Также мы выяснили, что такое территориальное сочетание минерального сырья и в чем заключается рациональное использование ресурсов.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 154.

Понятие о природном комплексе . Основным объектом изучения современной физической географии является географическая оболочка нашей планеты как комплексная материальная система. Она неоднородна как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях. В горизонтальном, т.е. пространственном отношении, географическая оболочка подразделяется на отдельные природные комплексы (синонимы: природно-территориальные комплексы, геосистемы, географические ландшафты).

Природный комплекс - территория, однородная по происхождению, истории геологического развития и современному составу специфических природных компонентов. Он имеет единый геологический фундамент, однотипный характер и количество поверхностных и подземных вод, однородный почвенно-растительный покров и единый биоценоз (сочетание микроорганизмов и характерных животных). В природном комплексе однотипны также взаимодействие и обмен веществ между составляющими его компонентами. Взаимодействие компонентов и приводит в конечном итоге к образованию конкретных природных комплексов.

Уровень взаимодействия компонентов в составе природного комплекса определяется в первую очередь количеством и ритмами солнечной энергии (солнечной радиации). Зная количественное выражение энергетического потенциала природного комплекса и его ритмику, современные географы могут определить ежегодную производительность его природных ресурсов и оптимальные сроки их возобновляемости. Это позволяет объективно прогнозировать использование природных ресурсов природно-территориальных комплексов (ПТК) в интересах хозяйственной деятельности человека.

В настоящее время большая часть природных комплексов Земли в той или иной степени изменена человеком, или даже заново создана им на природной основе. Например, оазисы в пустыне, водохранилища, плантации сельскохозяйственных культур. Такие природные комплексы названы антропогенными. По своему назначению антропогенные комплексы могут быть промышленными, сельскохозяйственными, городскими и т.п. По степени изменения хозяйственной деятельностью человека - по сравнению с исходным естественным состоянием они подразделяются на слабо измененные, измененные и сильно измененные.

Природные комплексы могут быть разных размеров - разного ранга, как говорят ученые. Самый крупный природный комплекс - географическая оболочка Земли. Материки и океаны - природные комплексы следующего ранга. Внутри материков выделяются физико-географические страны - природные комплексы третьего уровня. Такие, например, как Восточно-Европейская равнина, Уральские горы, Амазонская низменность, пустыня Сахара и другие. Примерами природных комплексов могут служить и всем хорошо известные природные зоны: тундра, тайга, леса умеренного пояса, степи, пустыни и т.д.

Наименьшие по размерам природные комплексы (местности, урочища, фауны) занимают ограниченные территории. Это холмистые гряды, отдельные холмы, их склоны; или низменная долина реки и ее отдельные участки: русло, пойма, надпойменные террасы. Интересно, что чем меньше по размерам природный комплекс, тем однороднее его природные условия. Однако и у природных комплексов значительных размеров сохраняется однородность природных компонентов и основных физико-географических процессов. Так, природа Австралии совсем не похожа на природу Северной Америки, Амазонская низменность заметно отличается от прилегающих с запада Анд, Каракумы (пустыни умеренного пояса) опытный географ-исследователь не перепутает с Сахарой (пустыни тропического пояса) и т.п.

Таким образом, вся географическая оболочка нашей планеты состоит из сложной мозаики природных комплексов разного ранга. Природные комплексы, образовавшиеся на суше, сейчас называют природно-территориальными (ПТК); образовавшиеся в океане и другом водоеме (в озере, реке) - природными аквальными (ПАК); природно-антропогенные ландшафты (ПАЛ) созданы хозяйственной деятельностью человека на природной основе.

Географическая оболочка - самый крупный природный комплекс

Географическая оболочка - непрерывная и целостная оболочка Земли, включающая в себя в вертикальном разрезе верхнюю часть земной коры (литосферы), нижнюю атмосферу, всю гидросферу и всю биосферу нашей планеты. Что же объединяет, на первый взгляд, разнородные компоненты природной среды в единую материальную систему? Именно в пределах географической оболочки происходит непрерывный обмен веществом и энергией, сложное взаимодействие между указанными компонентными оболочками Земли.

Границы географической оболочки до сих пор четко не определены. За верхнюю ее границу ученые принимают обычно озоновый экран в атмосфере, за пределы которого не выходит жизнь на нашей планете. Нижняя граница чаще всего проводится в литосфере на глубинах не более 1000 м. Это верхняя часть земной коры, которая образована под сильным совместным воздействием атмосферы, гидросферы и живых организмов. Вся толща вод Мирового океана обитаема, поэтому если говорить о нижней границе географической оболочки в океане, то ее следует проводить по океаническому дну. В целом географическая оболочка нашей планеты имеет общую мощность около 30 км.

Как видим, географическая оболочка по объему и территориально совпадает с распространением на Земле живых организмов. Однако единой точки зрения относительно соотношения биосферы и географической оболочки до сих пор нет. Одни ученые считают, что понятия «географическая оболочка» и «биосфера» очень близки, даже тождественны, и указанные термины суть синонимы. Другие же исследователи рассматривают биосферу только как определенную стадию развития географической оболочки. В этом случае в истории развития географической оболочки выделяют три этапа: добиогенный, биогенный и антропогенный (современный - сайт). Биосфера, согласно этой точке зрения, соответствует биогенному этапу развития нашей планеты. По мнению третьих, термины «географическая оболочка» и «биосфера» не тождественны, так как отражают разную качественную суть. В понятии «биосфера» основное внимание акцентируется на активной и определяющей роли живого вещества в развитии географической оболочки.

Какой точке зрения отдать предпочтение? Следует иметь в виду, что для географической оболочки характерен ряд специфических особенностей. Она отличается прежде всего большим разнообразием вещественного состава и видов энергии, характерных для всех компонентных оболочек - литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы. Через общие (глобальные) круговороты вещества и энергии они объединены в целостную материальную систему. Познать закономерности развития этой единой системы - одна из важнейших задач современной географической науки.

Так, целостность географической оболочки - важнейшая закономерность, на знании которой основывается теория и практика современного рационального природопользования. Учет этой закономерности позволяет предвидеть возможные изменения в природе Земли (изменение одного из компонентов географической оболочки обязательно вызовет изменение других); дать географический прогноз возможных результатов воздействия человека на природу; осуществить географическую экспертизу различных проектов, связанных с хозяйственным использованием тех или иных территорий.

Географической оболочке присуща и другая характерная закономерность - ритмичность развития, т.е. повторяемость во времени тех или иных явлений. В природе Земли выявлены ритмы разной продолжительности - суточный и годовой, внутривековые и сверхвековые ритмы. Суточная ритмика, как известно, обусловлена вращением Земли вокруг своей оси. Суточный ритм проявляется в изменениях температуры, давления и влажности воздуха, облачности, силы ветра; в явлениях приливов и отливов в морях и океанах, циркуляции бризов, процессах фотосинтеза у растений, суточных биоритмах животных и человека.

Годовая ритмика - результат движения Земли по орбите вокруг Солнца. Это смена времен года, изменения в интенсивности почвообразования и разрушения горных пород, сезонные особенности в развитии растительности и хозяйственной деятельности человека. Интересно, что разные ландшафты планеты обладают различной суточной и годовой ритмикой. Так, годовая ритмика лучше всего выражена в умеренных широтах и очень слабо - в экваториальном поясе.

Большой практический интерес представляет изучение и более продолжительных ритмов: 11-12 лет, 22-23 года, 80-90 лет, 1850 лет и более длительных но, к сожалению, они пока еще менее изучены, чем суточные и годовые ритмы.

Природные зоны земного шара

Великий русский ученый В.Докучаев еще в конце позапрошлого столетия обосновал общепланетарный закон географической зональности - закономерное изменение компонентов природы и природных комплексов при движении от экватора к полюсам. Зональность обусловлена в первую очередь неодинаковым (широтным) распределением по поверхности Земли солнечной энергии (радиации), связанным с шарообразной формой нашей планеты, а также разным количеством осадков. В зависимости от широтного соотношения тепла и влаги закону географической зональности подвержены процессы выветривания и экзогенные рельефообразующие процессы; зональный климат, поверхностные воды суши и океана, почвенный покров, растительность и животный мир.

Наиболее крупные зональные подразделения географической оболочки - географические пояса. Они протягиваются, как правило, в широтном направлении и, по существу, совпадают с климатическими поясами. Географические пояса отличаются друг от друга температурными характеристиками, а также общими особенностями циркуляции атмосферы. На суше выделяются следующие географические пояса:

- экваториальный - общий для северного и южного полушарий;
- субэкваториальный, тропический, субтропический и умеренный - в каждом полушарии;
- субантарктический и антарктический пояса - в южном полушарии.

Аналогичные по названиям пояса выявлены и в Мировом океане.

Поясность (зональность) в океане находит свое отражение в изменении от экватора к полюсам свойств поверхностных вод (температуры, солености, прозрачности, интенсивности волнения и других), а также в изменении состава флоры и фауны.

Внутри географических поясов по соотношению тепла и влаги выделяются природные зоны. Названия зон даны по преобладающему в них типу растительности. Например, в субарктическом поясе это зоны тундры и лесотундры; в умеренном - зоны лесов (тайга, смешанные хвойно-широколиственные и широколиственные леса), зоны лесостепей и степей, полупустынь и пустынь.

Следует иметь в виду, что в связи с неоднородностью рельефа и земной поверхности, близостью и удаленностью от океана (а следовательно, и неоднородностью увлажнения - сайт) природные зоны различных регионов материков не всегда имеют широтное простирание. Иногда они имеют почти меридиональное направление, например, на атлантическом побережье Северной Америки, тихоокеанском побережье Евразии и др. местах. Неоднородны и природные зоны, протягивающиеся широтно через весь материк. Обычно они подразделяются на три отрезка, соответствующих центральному внутриконтинентальному и двум приокеаническим секторам. Широтная, или горизонтальная, зональность лучше всего выражена на больших по площади равнинах, например таких, как Восточно-Европейская или Западно-Сибирская.

В горных районах Земли широтная зональность уступает место высотной поясности ландшафтов закономерной смене природных компонентов и природных комплексов с подъемом в горы от их подножий к вершинам. Она обусловлена изменением климата с высотой: понижением температуры на 0,6°С на каждые 100 м подъема и увеличением количества осадков до определенной высоты (до 2-3 км). Смена поясов в горах происходит в той же последовательности, что и на равнинах при движении от экватора к полюсам. Однако в горах есть особый пояс субальпийских и альпийских лугов, которого нет на равнинах. Количество высотных поясов зависит от высоты гор и особенностей их географического положения. Чем выше горы и чем ближе они расположены к экватору, тем богаче у них спектр (набор) высотных поясов.

Спектр высотных поясов в горах определяется также местоположением горной системы относительно океана. В горах, находящихся вблизи океана, преобладает набор из лесных поясов; во внутриконтинентальных (аридных) секторах материков характерны безлесые высотные пояса.

Географическая оболочка и ее особенности

Все оболочки Земли тесно взаимосвязаны между собой. В результате этого взаимодействия верхние слои литосферы, нижние слои атмосферы, биосфера и гидросфера образовали особую среду – географическую оболочку .

Свойства географической оболочки:

1. В пределах географической оболочки вещества находятся в трех состояниях

2. В ее пределах существует жизнь

3. В ней протекают различные круговороты

4. Главным источником энергии выступает Солнце

Рис. 1. Схема географической оболочки

Рис. 2. Этапы развития географической оболочки

Природный комплекс

В пределах географической оболочки ее компоненты постоянно взаимодействуют между собой, образуя природные комплексы.

Рис. 3. Схема взаимодействия природных компонентов

Природный комплекс – сочетание природных компонентов на определенной территории, тесно связанных между собой.


Рис. 4. Схема природного комплекса и его компонентов

Примеры природных комплексов

Природные комплексы Земли очень разнообразны, они отличаются между собой растительным, животным составом, географическим положением, размерами, почвами, климатом и пр. Главным компонентом, влияющим на размещение природного комплекса, является климат.

Рис. 5. Виды природных комплексов

Самым большим природным комплексом является географическая оболочка Земли.

Воздействие человека на природу

Человек и его деятельность с развитием науки и техники, с увеличением численности населения всё больше оказывают воздействие на природную среду и ее компоненты. При этом нужно не забывать, что при изменении одного компонента природного комплекса изменяются и другие.

Рис. 1. Фабричные трубы

Поэтому использование природных благ человеком должно осуществляться бережно и разумно.

Рис. 2. Человек и природа: положительное взаимодействие

В связи с возрастающим влиянием человека на природную среду перед наукой и обществом возникают новые вопросы. Уже сейчас ученые думают, как снизить количество углекислого газа в атмосфере, как повторно использовать многие виды ресурсов, пытаются разработать новые источники энергии и многое другое.

Охранять природу – это не значит не использовать ее богатства и не изменять ее. Главное – аккуратно относиться к природе, экономно и бережно использовать ее ресурсы, не брать лишнего, развивать новые технологии, высаживать деревья, оберегать редкие виды флоры и фауны.

Организации по охране природы

В настоящее время существует множество международных организаций по охране и защите природы :

1. Всемирный фонд дикой природы (главная цель – сохранение биосферы).

Рис. 3. Эмблема Фонда дикой природы

2. Гринпис (основная цель – добиться решения глобальных экологических проблем).

3. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

Рис. 4. Эмблема ЮНЕП

4. Всемирный союз охраны природы

5. Зеленый крест и др.

Возведение плотины

Когда на реке возводят плотину, создают водохранилище, тем самым увеличивают количество и объем воды выше по течению. Благодаря этому увеличивается влажность местности, может произойти заболачивание территории, появление новых растений и животных взамен прежних обитателей здешних мест. Таким образом, благодаря деятельности человека происходит изменение природного комплекса.

Красная книга

Красная книга представляет собой список редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и грибов. В России эта книга издается в виде двух томов.

Рис. 5. Красная книга Республики Беларусь (растения)

День Земли

22 апреля – День Земли. В конце XX века отмечание этой даты стало международной акцией. В России День Земли празднуют с 1992 года.

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа; ДИК, 2011. – 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты: М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.

1.Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское географическое общество ().

3.Geografia.ru ().

Информационная карта урока.

Класс 6.
Модуль (тема) Взаимосвязь оболочек
Тема урока “ __Природный комплекс____________________”
Целеполагание для ученика (ЗУН – что надо знать , что уметь после урока) Целеполагание для учителя (в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать и т.д.)
1. Знать определение “ПК”, “компонент”, “Географическая оболочка”.

2. Знать классификацию ПК “от кочки до оболочки” (локальный, региональный, глобальный уровень ПК).

3. Уметь объяснять связи компонентов “ПК”.

1. Предметные цели:
– научить объяснять, описывать признаки географических объектов и явлений;
– научить применять знания, полученные на уроках географии в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

2. Цели, отражающие развитие ОУУН:
– научить самостоятельно приобретать новые знания;
– научить вести самостоятельный поиск, анализ, отбор, преобразование информации.

Опорные понятия, учебные действия Формируемые понятия, учебные действия.
Взаимосвязь земных оболочек, и их взаимодействие на примере ПК. Природный комплекс, природный компонент, географическая оболочка.
Диагностическое задание (как результат деятельности ученика)

Экспресс-диагностика в форме заданий:

  1. Убери лишнее/ Добавь недостающее
  2. Установи последовательность
  1. Знать определение “Природный комплекс”, “Природные компоненты”, “Географическая оболочка”.
  2. Научиться объяснять взаимосвязь компонентов “ПК”.
  3. Знать классификацию ПК.

Результат обучения:

  1. Личностный (образовательный):
    а) овладение на уровне общего образования закономерной системой географических знаний и умений, навыков их применения в различных жизненных ситуациях. ПК – единая система, в которой все его компоненты, взаимодействуя, влияют друг на друга, а именно: климат, рельеф, воды, почва, горные породы, растительный и животный мир.
    б) применение знаний, полученных на уроке, в личностном опыте, например на отдыхе.
  2. Метапредметный:
    способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.
  3. Предметный:
    А) умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
    Б) умение обобщать знания о земных оболочках.

Ход урока

1. Организационный момент.

“Ничто не может быть выше той радости, которую доставляет нам изучение природы!”
И.В.Гете.

На уроках географии нам выпадает такая радость и сегодня мы рассмотрим ПРИРОДУ, как единый комплекс.

ПК – это тема нашего сегодняшнего урока. Какие объекты природы нас окружают (растения, животные…) – ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ (ЭТАП ПОНИМАНИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ!!) А можем ли мы сказать, что же такое ПК? Нет, так давайте попробуем сформулировать цели, которых мы должны достичь по итогам урока.

1. Что такое “ПК”. (Это комплекс, значит он должен состоять из каких-либо частей, как мы их назовем?
2. Компоненты.
3. Какие бывают ПК?
4. “От кочки до оболочки”.

2. Изучение нового материала.

Сейчас вы увидите примеры ПК, да-да, я заранее предупреждаю о том, что это ПК, объекты вам хорошо знакомы, и в результате просмотра попытайтесь сформулировать определение ПК.

Рис. 1: Африка.
Рис. 2: Евразия.
Рис. 3: Австралия.
Рис. 4: Южная Америка.
Рис. 5: Северная Америка.

Какие версии? Точнее нас интересует пТк, т.к. мы видим определенную территорию. Обратим внимание на слово ПРИРОДНЫЙ!!! Когда мы говорим ПРИРОДА, что же мы имеем в виду и что мы видим на изображении? Деревья, животные, вода, рельеф. Значит, мы можем самостоятельно составить определение ПК – территория, в пределах которой существует определенное закономерное сочетание компонентов природы.

Рис. 6: подтвердим определение, данное нами. Все верно. А теперь давайте посмотрим, какие же компоненты входят. Учитель записывает в виде цветка-схемы.

ЭТАП 2 и 3: моделирование и проектирование нового способа действия (в данном случае, ученики знакомы с оболочками Земли, элементами которых и является компоненты). В центре ПК, вокруг лепестки – компоненты: РМ, ЖМ (биосфера), рельеф, гор пор, п/и, почва (литосфера), вода (гидросфера), воздух (атмосфера).

Подтверждаем взаимосвязь компонентов.

Докажем, что компоненты действительно находятся во взаимосвязи. Учитель закрывает по очереди один из компонентов и ученики доказывает, что при изъятии из комплекса хотя бы одного компонентов, то комплекс нарушается.

Рис. 8: А теперь давайте посмотрим, какие еще примеры ПК мы можем назвать. ПК: лес, роща, поле, болото.
Рис. 9: тайга (природная зона).
Рис. 10: степь (пр зона).
Рис. 11: пустыня.
Рис. 12: высотная поясность.
Рис. 13: пруд.
Рис. 14: море.
Рис. 15: саванна.
Рис. 16: арктические пустыни.
Рис. 17: океан.

А теперь давайте вернемся к целям, которые мы ставили перед собой в начале урока и докажем, что оболочки действительно могут быть “от кочки до оболочки”.

Какие из рассмотренных примеров ПК были самыми маленькими.

А какое же место в ПК занимает человек?

ПК + человек = ПХК (природно-хозяйственный комплекс)

А теперь нам предстоит путешествие в один ПК.

ЭТАП 4: РЕАЛИЗАЦИЯ.

Работая в парах, но с общим заданием в ряд. Вам необходимо составить схему взаимодействия компонентов в ПК (склона, поймы, реки).

Проверка и коррекция, путем защиты работ учащихся.

Влияние человека на ПК “+” и “-”

Закрепление (контроль):

Убери лишнее и подумай, о каком ПК идет речь, а также определи его ранг:

  1. Торф, лягушка, подсолнух, вода, клюква, ил, воздух.
  2. Олень, карликовая береза, пингвин, мох, воздух, многолетняя мерзлота.

Добавь недостающее звено:

  1. Воздух, дельфин, кораллы, вода.
  2. Березы, ели, лоси, воздух.

Установи последовательность, начиная с наименьшего объекта:
Шельф, скважина, море, океан, гидросфера.

Установи последовательность, в порядке убывания:
Оазис, зона пустынь, барханы, Африка.

Домашнее задание: пар. 50, вопр. 2 (устно), 4 (письм).