Болезни Военный билет Призыв

Интеллектуальная готовность к обучению в школе ребёнка шестилетнего возраста. Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению


Введение

Современная система образования предъявляет к детям особые усложнившиеся требования. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности.

По мнению многих исследователей (Л.Н. Винокуров, Е.В Новикова и др.) в силу различных причин, дети, имеющие проблемы в развитии, оказываются не способными быстро и безболезненно усвоить систему школьных требований, включиться в учебный процесс. Это приводит к увеличению числа неуспевающих школьников.

Вопросу изучения причин школьной неуспеваемости посвятили множество работ такие отечественные исследователи, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.Б. Давыдов, Л.В. Занков, В.И. Лубовский, С.Я. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, Венгер и другие. Практически все авторы считают, что проблема успешности обучения впервые проявляется как проблема готовности к школьному обучению.

Готовность ребенка к обучению в школе, а, следовательно, и успешность его дальнейшего обучения обусловлена всем ходом его предшествующего развития. Для того чтобы он мог включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть выработан определенный уровень умственного и физического развития, выработан ряд школьнозначимых навыков, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире. Однако недостаточно только накопить необходимый запас знаний, усвоить специальные умения и навыки, т.к. учение - деятельность, предъявляющая особые требования к личности. Чтобы учиться, важно обладать терпением, силой воли, уметь критически отнестись к собственным успехам и неудачам, контролировать свои действия. В конечном итоге ребенок должен осознать себя как субъекта учебной деятельности и соответственно строить свое поведение.

Когда дети поступают в школу, они обязательно проходят собеседование, иногда – тестирование. Если в школе конкурс и есть возможность отбора, система заданий усложняется. Но в любом случае ребенок имеет дело с педагогами: они проверяют знания, умения и навыки, в том числе умения читать и считать. Задача психолога совсем иная – он выявляет психологическую готовность к школьному обучению.

Психологическая готовность к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности – личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

Сущность интеллектуальной готовности к школе, ее критерии.

Когда речь идет об умственном развитии и его уровне, то обращают внимание на совокупность знаний, умений и освоенных действий, которые, собственно, и сформировались в процессе приобретения этих знаний и умений. Это наличное достояние создает базу для усвоения новых знаний я умений, возникновения и функционирования новых умственных действий. В отличие от этого в понятие «интеллект» входит такой признак: как его почти не изменяющееся на протяжении всей жизни человека постоянство.

Уровень умственного (интеллектуального) развития есть величина динамическая, а интеллект, как предполагают некоторые отечественные психологи, сохраняет свое значение постоянным (К.М. Гуревич, Е.И. Горбачева, 1992). 1 В.В. Зеньковский утверждает, что интеллектуальное развитие ребенка значительно яснее, чем его эмоциональное развитие, так как «интеллектуальная сфера прозрачнее по самой сущности, как обращенная к внешнему миру». Хотя интеллектуальное развитие и не занимает центрального положения в детской психике, нельзя отрицать того, что именно постепенное развитие интеллекта открывает перед ребенком дальнейшие ступени в его созревании. Вернее сказать, что рост интеллектуального развития не столько является здесь главным фактором, сколько важнейшим симптомом перемен в ребенке (В.В.Зеньковский, 1996).

Большой вклад в изучение интеллектуального развития внес Жан Пиаже, создавший Женевскую школу генетической психологии, которая изучает умственное развитие ребенка. Объектом генетической психологии является изучение происхождения, и развития интеллекта Она исследует, как формируются у ребенка фундаментальные понятия: объект, пространство, время, причинность. Генетическая психология занимается изучением перехода от одних форм мыслительной деятельности к другим, от простой структуры умственной деятельности к более сложной и причин этих структурных преобразований.

Рассматривая интеллектуальную готовность к школе, Л.И. Божович считает, что ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности уметь сравнивать их, видеть сходное, отличное, он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. 2

О том, какой должна быть умственная готовность, размышляли Л.А.Венгер и А.Л. Венгер. 3 Готовность к школе они усматривали в следующих умениях: в умении слушать и выполнять правила, указания взрослого; в определенном уровне и объеме развития памяти (механической и логической); в степени умственного развития, владении обобщающими понятиями, умении планировать свои действия; в умении отличать слово от обозначаемого им предмета или явления; во владении арифметическими операциями; в готовности руки к овладению письмом.

B.C. Мухина определяет уровень развития умственной готовности, имея в виду запас знаний и развитие познавательных процессов.

Н.Г. Салмина, акцентируя внимание на проблеме предметно-специфической готовности, считает, что формирование знаково-символической деятельности или семиотической функции является необходимой предпосылкой для перехода к систематическому обучению. Именно семиотическая функция может служить в качестве показателя развития интеллектуальной готовности к обучению.

В.Г. Маралов считает, что умственная готовность к обучению отражает изменения, происходящие в сфере сознательной деятельности, связанные с усвоением общественно-исторического опыта. Он показал, что умственное развитие постепенно приводит к дифференцированию самооценивания, повышению уровня его критичности, созданию благоприятных предпосылок осуществления саморегуляции поведения, что в значительной мере сказывается на успешности обучения. 4

Рассмотрим подробнее критерии того, что включает в себя интеллектуальная готовность к школе. 5 К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, где он живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.

Наблюдая природу, события окружающей жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы.

Ребенок должен:

1. Знать о своей семье, быте.

2. Иметь запас сведений об окружающем мире, уметь ими пользоваться.

3. Уметь высказывать собственные суждения, делать выводы.

У дошкольников это во многом происходит стихийно, из опыта, и взрослые часто считают, что специального обучения здесь не требуется. Но это не так. Даже при большом количестве сведений знания ребенка не включают общую картину мира, они разрозненны и часто поверхностны. Включая смысл какого-то события, знание может закрепиться и остаться для ребенка единственно верным. Таким образом, запас знаний об окружающем мире у ребенка должен формироваться в системе и под руководством взрослого.

Хотя логические формы мышления доступны детям 6-летнего возраста, они не характерны для них. Их мышление в основном образное, опирающееся на реальные действия с предметами и замещающими их схемами, чертежами, моделями.

Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.

Ребенок должен: 6

1. Уметь воспринимать информацию и задавать по ней вопросы.

2. Уметь принимать цель наблюдения и его осуществлять.

3. Уметь систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений.

В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем.

В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и способами обследования предметов. Отсутствие этого приводит к неудачам в учении. Например, ученики не ориентируются в тетради; допускают ошибки при написании букв Р, Я, Ь; не различают геометрическую форму, если она в другом положении; отсчитывают предметы справа налево, а не слева направо; читают справа налево.

В дошкольный период у ребенка должна быть развита звуковая культура речи. Сюда входит звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Должен быть развит фонематический слух, иначе ребенок произносит вместо слова рыба - лыба, будут возникать ошибки в грамотности, ребенок будет пропускать слова. Невыразительная речь ведет к плохому усвоению знаков препинания, ребенок будет плохо читать стихи.

У ребенка должна быть развита разговорная речь. Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретил на прогулке, на празднике. Ребенок должен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.

Важно, чтобы ребенок желал узнать новое. Должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни.

Все психические процессы должны быть достаточно развиты. Ребенок должен уметь сосредоточить внимание на разной работе (например, написании элементов буквы).

Развитие восприятия, памяти, мышления позволяет ребенку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления, позволяет ему выделять в предметах и явлениях существенные особенности, рассуждать и делать выводы.

Готовя ребенка к школе, необходимо развивать гипотетичность его мышления, показывая пример постановки гипотез, развивая интерес к познанию, воспитать ребенка не только слушающего, но и задающего вопросы, строящего возможные предположения.

Говорить так, чтобы другие понимали, - одно из важнейших школьных требований. К 6-7 годам дети говорят много, но речь их ситуативная. Они не затрудняют себя полным описанием, а обходятся обрывками, дополняя элементами действия все, что упущено в рассказе.

К первому классу у ребенка должно быть развито внимание:

1. Он должен быть способен не отвлекаться в течение 10-15 мин.

2. Уметь переключать внимание с одного вида деятельности на другой.готовности к школьному обучению Краткое содержание >> Психология

Ребенка на сложную систему требований. 1.3 Интеллектуальная готовность к школьному обучению Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью...

  • Особенности готовности к школьному обучению детей с нарушением речи

    Курсовая работа >> Педагогика

    ... интеллектуальной готовности к школьному обучению . Цель исследования: Выявить особенности готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: Готовность к школьному обучению ...

  • Шестилетние дети. Психологическая готовность к школьному обучению

    Реферат >> Психология

    Ребенка на сложную систему требований. Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способ­ностью...

  • Интеллектуальная готовность как фактор психологической готовности дошкольников к обучению в шко

    Курсовая работа >> Психология

    Психологической готовности к школьному обучению 10 1. Интеллектуальная готовность к школьному обучению 10 2. Личностная готовность к школьному обучению 11 3. Эмоционально-волевая готовность 13 4. Нравственная готовность к школьному обучению 15 ...

  • К любой деятельности человек должен быть подготовлен. Естественно, это относится и к ребенку. Но специфика учебной деятельности заключается в том, что в этой деятельности ребенок не просто получает знания, но еще и учится получать знания. В связи с этим готовность к обучению в школе можно рассматривать как наличие определенных психологических предпосылок, при которых учебная деятельность будет осуществляться успешно.

    Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает наличие у него кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. При характеристике интеллектуальной готовности к школе вслед за Л.С. Выготским акцент делается не на количественный запас представлений ребенка, а на уровень развития его интеллектуальных процессов. С точки зрения Л.С. Выготского и Л.И. Божович, ребенок интеллектуально готов к школе, если он умеет обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира.

    Обобщая, можно сказать, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

    • дифференцированное восприятие;
    • аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
    • рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
    • логическое запоминание;
    • интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
    • овладение на слух разговорной речью и способностью к пониманию и применению символов;
    • развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

    Рассматривая интеллектуальную готовность к школьному обучению, нужно сказать и о развитии специальных знаний, умений и навыков. Современная практика приема в первый класс уже читающих, считающих и пишущих детей, фактически провозгласила в качестве готовности к школе умение ребенка читать и писать.

    Вместе с тем, исследования A.M. Прихожан и В.С. Юркевич, проведенные еще в конце 70-х годов прошлого века показали, что между сформированностью у детей элементарных школьных знаний, умений и навыков с одной стороны и их интеллектуальным развитием и сформированностью у них некоторых предпосылок учебной деятельности с другой стороны, нет связи.

    Л.Ф.Обухова пишет, что хотя ребенка еще в дошкольном возрасте учат читать, писать, считать, это не означает, что, получив эти навыки, он готов к школьному обучению. «Готовность определяется тем, в какую деятельность все эти умения включены. Усвоение детьми знаний и умений в дошкольном возрасте включены в игровую деятельность, и поэтому эти знания имеют другую структуру. Отсюда первое требование, которое надо учитывать при поступлении в школу – никогда не следует измерять готовность к школьному обучению по формальному уровню умений и навыков, таких как чтение, письмо, счет. Владея ими, ребенок может еще не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности» .

    Когда ребенок достигает возраста 6-7 лет, встает вопрос о его готовности к школьному обучению. Чаще всего под понятием «готовность к обучению в школе» родители ребенка понимают его умение читать, писать и считать. Но, как показывает практика, этого далеко недостаточно для того, чтобы ребенок затем успешно осваивал школьную программу и достигал высоких результатов в учебе.

    Современная система образования предъявляет к детям особые усложнившиеся требования. И, к сожалению, не все младшие школьники способны справиться с предъявляемыми к ним требованиями. Практически все исследователи, занимающиеся изучением успешности обучения, считают, что проблема такого обучения впервые проявляется как проблема готовности к школьному обучению.

    В психолого-педагогической литературе встречается большое разнообразие подходов к рассмотрению сущности, структуры, содержания, условий готовности к обучению в школе.

    Ш Запорожец А.В. готовность ребенка к обучению в школе рассматривает как систему качеств, которые характеризуют его физическое, умственное, нравственное развитие. Подготовленность детей к школе включает в себя Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1 Психическое развитие ребенка. -- М. Педагогика, 2006. - с. 142.:

    · общее развитие ребенка, то есть запас знаний, умений и навыков;

    · специальную подготовку ребенка, то есть владение элементами учебной деятельности;

    · положительное отношение к школе, куда входят интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты личности дошкольника.

    ь Проскура Е.В. выделяет в готовности к школе:

    · умственную готовность,

    · мотивационную готовность,

    · эмоционально-волевую готовность,

    · готовность к обучению.

    ь Е.И. Радина под готовностью к школе понимает:

    умственное развитие;

    физическое развитие,

    развитие коллективных навыков поведения ребенка,

    навык ориентировки в социальном окружении.

    Но все авторы едины в мысли о том, что готовность ребенка к обучению в школе - это новый этап в психическом развитии ребенка, который представляет собой совокупность морфологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению.

    Готовность ребенка к обучению в школе зависит от всего его предшествующего развития, от того, какие навыки, умения, знания, или, как сейчас принято выражаться, какие компетенции накоплены у ребенка в предыдущие годы жизни. Чтобы быть готовым к школьному обучению, ребенок должен уметь достаточно много. И это «много» не сводиться к простому набору школьных навыков, таких как знание букв и цифр, умение писать и считать, обладание некоторыми знаниями об окружающем мире, то есть к определенному умственному развитию. Кроме элементарного запаса знаний дошкольник должен также обладать специальными знаниями и умениями. Он должен обладать силой воли, терпением, адекватной самооценкой, коммуникативными навыками, умением контролировать свое поведение и управлять им. У дошкольника должно быть сформировано желание учиться, он должен обладать определенным, необходимым для школьного обучения уровнем развития психических познавательных процессов, таких как восприятие, воображение, мышление, память, внимание, речь.

    Таким образом, понятие «готовность к обучению» включает в себя самые разные понятия: физиологическая, интеллектуальная, личностная готовности.

    Под интеллектуальной готовностью понимают совокупность знаний, умений и освоенных действий, которые сформировались в процессе приобретения этих знаний и умений.

    По мнению многих психологов, интеллектуальное развитие не занимает главного места в развитии психики ребенка, но при этом именно на основании развития интеллекта происходит дальнейшее ее созревание. Вопросу развития детского интеллекта посвятили свои труды такие ученые как Жан Пиаже, Л.И. Божович, Л.А.Венгер и А.Л. Венгер, В.С. Мухина, Н.Г. Салмина, В.Г. Маралов и другие.

    В этой главе рассмотрим именно интеллектуальную готовность дошкольника к школьному обучению.

    Итак, что же такое интеллектуальная готовность ребенка к школьному обучению? Божович Л.И. считала, что в интеллектуальную готовность включаются несколько компонентов Божович Л.И. Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна/ [Текст]. - М.: Педагогическая литература, 2005. - с. 174.:

    · Старший дошкольник должен обладать запасом качественных, то есть правильных и четких, знаний об окружающем мире.

    · Должен иметь представления об окружающей действительности и понимать закономерность этих явлений.

    · У старшего дошкольника должен быть сформирован интерес к процессу приобретения знаний, то есть познавательный интерес.

    · Ребенок данного возраста должен обладать приемами познавательной деятельности:

    ь уметь обследовать предметы и явления, выделяя их свойства;

    ь уметь выделять существенные свойства предметов и явлений и сравнивать их, находить сходства и различия, выявлять причины и делать выводы;

    ь иметь высокий уровень развития наглядно-образного мышления, которое позволяет выделять главное в предметах и явлениях и устанавливать отношения между ними;

    ь иметь сформированность символической функции мышления и воображения.

    · У дошкольника, которому предстоит в скором времени начало обучения в школе, должна быть сформирована произвольность психических процессов, таких как внимание, память.

    · Ребенок, считаясь будущим первоклассником, должен владеть хорошо развитой речью, которая может отражать уровень его интеллекта и логического мышления. Должно быть сформировано умение связно и последовательно излагать ход мыслей, развит фонематический слух.

    Итак, обладая знаниями об окружающем мире, дошкольник должен владеть сведениями о своей семье и быте: знать свой адрес, имена родителей и место их работы. Дошкольник должен обладать запасом сведений об окружающей его жизни, ориентироваться во временах года и их признаках, знать дни недели, названия месяцев, различать деревья, цветы, животных. Ребенок должен уметь устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные связи, формулировать собственные суждения и представления. Все эти знания об окружающем мире у ребенка должны формироваться в системе и под руководством взрослого. Это обусловлено тем, что все знания, которые получает ребенок сензитивно, из контакта с окружающим его миром, ребенку трудно сложить в общую картинку, эти знания так могут и остаться существовать раздельно друг от друга. Поэтому ребенку необходима помощь взрослого для того, чтобы систематизировать свои знания об окружающем мире.

    Интеллектуальная готовность к обучению в школе предполагает также формирование у ребенка некоторых умений. К таким умениям относится умение воспринимать информацию, выделять и ставить перед собой задачу, искать причины явлений, уметь систематизировать и классифицировать признаки предметов, выделять сходства и различия предметов, их новые свойства Тихомирова Л.Ф., Басов А.В.. Роль детского сада в подготовке детей к школе, глава 2. Причины неготовности детей к школе.[Текст]. - Ярославль: Академия развития, 2006. - с. 185..

    Интеллектуальная готовность к школьному обучению предполагает, что у ребенка должны быть развиты познавательные потребности, интерес к новым фактам, предметам и явлениям. С этой целью взрослые должны обеспечивать ребенка достаточным потоком информации для активизации мыслительной деятельности, развивать его интерес к познанию нового. Успешнее всего этот процесс происходит через чтение ребенку книг, через привитие ему интереса к чтению и книгам.

    Дошкольник должен быть обучен способам обследования предметов и умению следовать эталону. Такое умение как следование эталону обеспечивает способность будущего школьника не путать при написании похожие буквы и цифры, различать геометрические фигуры независимо от их положения в пространстве. Умение ориентироваться в пространстве также является необходимым для школьного обучения. Умение не путать направления вправо-влево, вверх-вниз, понимать, что такое выше-ниже, дальше-ближе, уже-шире просто необходимы будущему школьнику. Это умение потом выливается в то, что ребенок может легко рассчитать в тетради, хватит ли ему места на строке для написания текста, сколько строчек надо отсчитать от края страницы и так далее.

    Еще одно умение - развитость фонематического слуха. Развитие фонематического слуха обеспечит правильное написание созвучных слов, не допустит такого вида ошибки как пропуски в словах, будет хорошо читать. Развитие разговорной речи ведет к развитости умения правильно, эмоционально, связно и понятно выражать свои мысли. Ребенок с такими умениями легко справляется с задачей выделять в рассказе главную мысль, составлять рассказ по определенному плану. Умение говорить четко и ясно, не обрывками, а целым связным рассказом, так чтобы можно было понять ситуацию - также является важным умением в интеллектуальной готовности ребенка.

    Что касается умения считать, то здесь дошкольник должен оперировать цифрами от 1 до 10. Но это не значит, что он уже должен решать примеры и задачи в пределах этих цифр. Часто дети как стих знают цифры от 1 до 10 и обратно, но не понимают, что стоит за этими цифрами. Поэтому до школы ребенок должен понимать, что такое величина и число. Он должен представлять, что стоит за цифрой 2 или 5.

    Подготовка руки к письму - важный навык для будущего школьника. Развитая мелкая моторика руки напрямую связана с будущим умением правильно и красиво писать, с развитостью речи, наконец, интеллектом.

    Таким образом, интеллектуальная готовность к обучению в школе представляет собой определенный уровень развития познавательных процессов, которое происходит на протяжении дошкольного возраста. Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей.

    Кроме этих умений у ребенка должны находиться на необходимом уровне развития все психические процессы. Развитость восприятия, памяти, внимания, мышления позволяет ему осваивать новую информацию, сравнивать ее с уже знакомыми вещами, находить сходства и различия в них, выделять главные и несущественные детали, анализировать, обобщать и делать выводы.

    Развитость такого психического познавательного процесса как восприятие связано с формированием представлений у ребенка о внешних свойствах предметов, то есть цвете, форме, величине, вкусе, запахе, расположении в пространстве. С восприятия начинается познание мира, поэтому оно является фундаментом умственного развития ребенка. Сенсорное развитие дошкольника необходимо для усвоения многих учебных предметов в школе, поскольку там процесс восприятия становится уже осмысленным, целенаправленным, приобретает произвольный характер, постепенно превращаясь, превращается в рассматривание, наблюдение, в ходе которого могут быть выделены и названы свойства и качества предметов.

    хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.

    Наблюдая природу, события окружающей жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы.

    Ребенок должен:

    1. Знать о своей семье, быте.
    2. Иметь запас сведений об окружающем мире, уметь ими пользоваться.
    3. Уметь высказывать собственные суждения, делать выводы.

    У дошкольников это во многом происходит стихийно, из опыта, и взрослые часто считают, что специального обучения здесь не требуется. Но это не так. Даже при большом количестве сведений знания ребенка не включают общую картину мира, они разрозненны и часто поверхностны. Включая смысл какого-то события, знание может закрепиться и остаться для ребенка единственно верным. Таким образом, запас знаний об окружающем мире у ребенка должен формироваться в системе и под руководством взрослого.

    Хотя логические формы мышления доступны детям 6-летнего возраста, они не характерны для них. Их мышление в основном образное, опирающееся на реальные действия с предметами и замещающими их схемами, чертежами, моделями.

    Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.

    Ребенок должен:

    1. Уметь воспринимать информацию и задавать по ней вопросы.
    2. Уметь принимать цель наблюдения и его осуществлять.
    3. Уметь систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений.

    В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем.

    Родители часто много рассказывают об устройстве луноходов и прочих вещах, часто недоступных для понимания детьми. И в результате детям кажется, что они все знают. Фактически у детей нет ясных представлений о тех вещах, о которых они говорят. Дети должны не только знать, но и уметь применять эти знания, устанавливать элементарную зависимость между причиной и следствием.

    В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и способами обследования предметов. Отсутствие этого приводит к неудачам в учении. Например, ученики не ориентируются в тетради; допускают ошибки при написании букв Р, Я, Ь; не различают геометрическую форму, если она в другом положении; отсчитывают предметы справа налево, а не слева направо; читают справа налево.

    В дошкольный период у ребенка должна быть развита звуковая культура речи. Сюда входит звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Должен быть развит фонематический слух, иначе ребенок произносит вместо слова рыба - лыба, будут возникать ошибки в грамотности, ребенок будет пропускать слова. Невыразительная речь ведет к плохому усвоению знаков препинания, ребенок будет плохо читать стихи.

    У ребенка должна быть развита разговорная речь. Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретил на прогулке, на празднике. Ребенок должен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.

    Важно, чтобы ребенок желал узнать новое. Должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни.

    Все психические процессы должны быть достаточно развиты. Ребенок должен уметь сосредоточить внимание на разной работе (например, написании элементов буквы).

    Развитие восприятия, памяти, мышления позволяет ребенку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления, позволяет ему выделять в предметах и явлениях существенные особенности, рассуждать и делать выводы.

    Ситуация. У дошкольников в их вопросах и объяснениях можно обнаружить гипотетичность мышления.

    Света (5 лет) спрашивает: "Почему, когда я хочу что-то сказать, у меня получается слово, а у коровы - "му-му", а у кошки - "мяу"?

    У дошкольников на заведомо сложные для их возраста вопросы часто находятся предполагаемые ответы, которые характеризуются рядоположенностью и взаимозаменяемостью объясняемого и объяснения, синкретичностью и другими особенностями.

    Как должны относиться взрослые к таким вопросам, высказываниям детей?

    Что случится, если взрослые будут указывать на ошибочность их гипотез, неправильность
    предположений, упрекать и т.д.?

    Решение. Взрослые не должны допускать никакой иронии и насмешливости в интерпретации детских ответов, положений, объяснений. То же самое следует учитывать и по отношению к детским вопросам.

    Вопрос и предполагаемые варианты (гипотезы) ответов на него - это две взаимосвязанные стороны одного и того же процесса мышления. Нельзя "душить" указаниями на ошибочность гипотетичности ребенка. Надо "выращивать" ее, поощряя смелость в предположениях.

    Готовя ребенка к школе, необходимо развивать гипотетичность его мышления, показывая пример постановки гипотез, развивая интерес к познанию, воспитать ребенка не только слушающего, но и задающего вопросы, строящего возможные предположения.

    Задание. Проверьте, умеет ли ребенок изменять существительные по числу. После привлечения внимания ребенка скажите: "Я назову тебе один предмет, а ты измени это слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу:"игрушка" , а ты должен сказать:"игрушки" .

    Затем назовите 11 существительных в единственном числе:стол, карандаш, окно, ухо, город, флаг, сестра, брат, дом, огород, ребенок.

    Проверьте внимание ребенка грамматической конструкцией трех предложений типа"Маша пошла гулять после того, как закончила рисовать".

    Предложение произнесите медленно и четко. После того как вы будете уверены, что ребенок хорошо его расслышал, задайте вопрос: "Что Маша делала раньше: гуляла или рисовала?"

    Задание. Проверьте, как ребенок может рассказывать по картинкам. Положите в беспорядке 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ему последовательность событий (например, на одной картинке девочка просыпается, на другой - делает зарядку, на третьей - умывается, на четвертой - завтракает). Попросите ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он положил их так, а не иначе.

    Знаком "+" отметьте (на листе бумаги) правильное расположение картинок и правильное описание изображенных событий.

    Знак "±" ставьте в том случае, когда ребенок логично выстраивает последовательность картинок, но не может ее обосновать.

    Знак "-" ставится, когда последовательность картинок случайная.

    Задание. Операция "Анализ"

    Попросите ребенка выделить части из целого по какому-либо признаку; дерево: ствол, ветки, листья, корни.

    Легче это делать ребенку, когда перед ним реальный предмет, например, стул. Труднее, когда это картинка. И, наконец, при отсутствии наглядного образа мысленное разъединение целого на части труднее всего.

    Противоположной операцией является операция "Синтез", когда необходимо выделенные с помощью анализа части объединить в единое целое.

    Предложите ребенку составить из букв данного слова возможно большее число слов (например, лампочка: лак, кол, мочка, ком и т.д.).

    Для упражнений можно использовать слова: магазин, аптека, комната и др.

    Задание.

    а) "Сходство и различие"

    Предложите ребенку указать сходство и различие следующих пар слов:

    Книга - тетрадь День - ночь
    Лошадь - корова Дерево - куст
    Телефон - радио Помидор - огурец
    Самолет - ракета Стол - стул

    б) "Поиск противоположного объекта"

    Называя какой-либо предмет (например,сахар ), надо назвать как можно больше других, противоположных данному. Надо найти противоположные объекты по функции "съедобное - несъедобное", "полезное - вредное" и др., по признаку (размеру, форме, состоянию) и др.

    в) "Поиск аналогов".

    Называется какое-нибудь слово, например,портфель . Необходимо придумать как можно больше "аналогов", т.е. других предметов, сходных с ним по разным существенным признакам (сумка, мешок, рюкзак и т.д.)

    г) "Аналогии по признакам".

    Выпишите в столбик признаки заданного предмета, например,портфель , и предложите ребенку назвать эти признаки, встречающиеся в других предметах (объемность, прочность, устройство для переноски и др.).

    Задание. "Составить предложение из трех слов".

    Берутся три слова:обезьяна, самолет, стул . Требуется составить как можно больше предложений, которые включали бы эти три слова (можно изменять падежи и использовать аналоги слов).

    Задание. Предложите ребенку назвать одним словом группу предметов. Многие конкретные предметы мы называем одним словом. Например, березу, сосну, дуб и др. называем деревьями.

    Предложите ребенку назвать одним словом:

    Стол, стул, шкаф - это...
    -собака, кошка, корова - это...
    -чашка, блюдце, тарелка - это...
    -василек, ромашка, тюльпан - это...

    Неумение обобщать - слабое звено интеллекта. Обычно ребенок ищет общее между предметами по внешнему признаку - цвету, форме.

    Ложка и шарик похожи: они оба из пластилина.

    В школе пользуются обобщениями по существенному признаку. На основе таких обобщений строится умение рассуждать, мыслить.

    " Определения "

    Ребенку предлагается отвечать на вопрос "Что такое?" по поводу предметов. Что такое стул?

    Это на четырех ножках.
    - Значит, наша кошка - это стул?
    - Нет, стул деревянный.
    - Значит, стол - это стул? И т.д.

    Задание. "Определение понятия".

    Называются понятия живой природы (дерево, заяц, и т.д.), неживой природы (гора, река, пещера и т.д.). Требуется перечислить признаки, которые не влекут за собой изменение понятия и существенные признаки, которые определяют данное понятие как таковое. Необходимо направлять мысль ребенка на поиск существенного признака, без которого нет нужного обобщения. Если называется предмет, не имеющий функционального значения, тогда определяют его по набору признаков.

    Кошка - живая. Это животное.
    - Птица - это животное?
    - Нет, птица на двух ногах.
    - Корова - это кошка?
    - Нет. Кошка - животное на четырех ногах, которое мяукает и живет дома.

    Следует задавать вопросы, на которые можно найти ответ. На некоторые вопросы и взрослый не сразу найдет ответ. Поэтому поиграйте с ребенком на равных, пусть он тоже задает вам вопросы: "Что это такое?" Неумение обозначать и пользоваться знаками - это незрелость интеллекта и психики.

    Задание. "Высказать мысль другими словами"

    Берется фраза, сложность и содержание которой соотносится с возрастом ребенка и той целью, ради которой используется это задание. Надо предложить несколько вариантов высказывания этой же мысли другими словами. При этом желательно, чтобы одни и те же слова не употреблялись. Следить за тем, чтобы смысл высказывания не изменялся.

    Например: "Я всегда уверен в своей правоте". Другими словами: "Я никогда не соглашаюсь с аргументами другого человека", "Я всегда спорю до победы", "Меня невозможно ни в чем убедить" и т.д.

    Задание. "Нахождение возможных причин"

    Сформулировать какую-либо ситуацию: "Мальчик упал и расшиб колено". Ребенок должен назвать как можно больше предположений возможной причины падения: споткнулся о камень, засмотрелся на прохожих, азартно играл с ребятами, торопился к маме и др.

    Задание. "Социализация речи"

    Говорить так, чтобы другие понимали, - одно из важнейших школьных требований.

    К 6-7 годам дети говорят много, но речь их ситуативная. Они не затрудняют себя полным описанием, а обходятся обрывками, дополняя элементами действия все, что упущено в рассказе. "Этот ему как даст. И побежал... Бах - трах! Ноги из ямы. А глаза-то!"

    Если не видишь сам, что происходит, то ничего не поймешь.

    Задание. "Испорченный телефон"

    Игра помогает преодолеть ребенку речевое несовершенство. Два ребенка сидят за столом лицом друг к другу, между ними непрозрачная ширма. В руках одного - фигурка (картинка). Его задача - описать приятелю, как изготовить этот образец. Не называя, что перед ним, перечисляет последовательность действий, цвет, размер, форму.

    Другой должен воспроизвести копию из любого конструкционного материала (пластилин, мозаика и т.д.).
    При полной иллюзии понимания не всегда получается то, что требуется изготовить. Через некоторое время дети сами приходят к той социальной форме речи, которая понятна окружающим.

    Ситуация. Одним из главных психических процессов в обучении является воображение. Часто недостаточное развитие воображения затрудняет мыслительную деятельность, решение творческих задач. Без воображения трудно представить, предвидеть, сравнить и т.п. Причина такого явления кроется в отсутствии достаточного уровня развития игровой деятельности, в частности, сюжетно-ролевой игры.

    "Недоигравшие" дети приходят в школу с низким уровнем развития воображения, с неумением выполнять роль, придумывать сюжет, сохранить внутреннюю позицию, строить отношения с окружающими.

    Задание. Особенности памяти ребенка можно выявить, предложив ему ряд заданий.

    А) Логическая, смысловая память

    Подбираются 10 пар слов. Например:луч - солнце, железо - сталь, елка - ветки, год - месяц и т.д. Читаются пары с интервалом 2 с. Через 10 с перерыва читаются только первые слова. Второе слово пары ребенок должен вспомнить. Норма - не менее 60%.

    Б) Попробуйте тот же опыт, но со словами, логически не связанными:кнопка - книга, лампа - стена, дрова - краска.

    Методика А.Р. Лурия позволяет выявить уровень умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, умением планировать свои действия.

    Ребенку дается задание запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он сам делает лаконичный рисунок, который потом поможет ему это слово воспроизвести (рисунок как средство для запоминания слова).

    Для запоминания дается 10 слов (словосочетаний). Например,машинка, умная собачка, веселая игра, мороз, здоровый человек, день, ночь, сказка, извилистый ручей. Через час после прослушивания ряда слов и создания соответствующих изображений ребенок по своим рисункам воспроизводит заданные слова.

    Ситуация. Мама Алеши (5 лет) обратила внимание на то, что ему трудно дается заучивание стихов, считая, что у него плохая память.

    Можно ли развить и как развивать детскую память?

    Решение. Память можно развивать с помощью специальных приемов. В частности, обучить ребенка делать простые рисунки, отражающие прочитанный материал. Лучше это делать в игре, когда мама рассказывает короткую историю, а ребенок с целью сохранения в памяти рисует простую, схематизированную картинку. В то время как ребенок рисует картинку, ему подсказывают и показывают, как сделать рисунок схематичным, отражающим суть рассказа. Показывается, как устанавливать ассоциации (связи) между деталями рисунка и содержанием рассказа. Вспоминать их можно через 3-4 ч. или на другой день. Ребенку дается его рисунок, и он "читает" по ним рассказанные ему истории. Такие занятия желательно проводить ежедневно. Через несколько дней вместо рисунков просто обсудить, что можно было нарисовать, чтобы запомнить историю. Благодаря такому обсуждению ребенок учится образно представлять себе запоминаемый материал.

    Развивать память ребенка необходимо, постепенно увеличивая объем заучиваемого материала, добиваться не дословного запоминания, а общего понимания.

    Проводя же заучивания стихотворения, делать это после подробно содержательного анализа с ребенком сюжета стихотворения, особенностей стихотворной формы, обсуждения значений тех или иных слов и возможности их замены и т.д. И только после анализа стихотворения приступать к его заучиванию.

    Ситуация. Мария Ивановна при встрече с Ниной Вячеславовной поделилась своими переживаниями относительно невнимательности своего сына Вадика (7 лет). Нина Вячеславовна, внимательно выслушав, сказала, что в книжном магазине сейчас есть большой выбор книг по развитию внимательности.

    Можно ли решить проблему невнимательности ребенка с помощью рекомендаций, даваемых в книгах?

    Решение. Проблема развития внимательности ребенка может быть решена с помощью далеко не любой книги, а только той, в которой описаны причины невнимательности (они могут быть разные) и с чем связана та или иная причина. В книге должна быть описана диагностика для выявления той или иной причины невнимательности у ребенка.

    В зависимости от тех или иных причин невнимательности должны быть и разные способы ее коррекции.

    Ситуация. Учительница 1 класса выявила несколько детей, невнимательных на уроке, а при персональном изучении детей установила, что невнимательность Пети наступает тогда, когда он устает. При быстром наступлении утомления Петя становится рассеянным. В этом случае рассеянность рассматривается как синоним астении - физической и нервно-психической слабости.

    Что должен делать учитель и родители по развитию внимательности Пети?

    Решение. У Пети рассеивается внимание в результате перегрузок и истощающих заболеваний, поэтому учительница должна чаще переключать внимание Пети на другие виды деятельности, решения учебных заданий.

    Родителям можно порекомендовать следить за соблюдением режима дня Пети: чаще переключать его занятия с одного вида деятельности на другой, не заставлять ребенка по несколько раз переписывать задание (дополнительные занятия будут только ухудшать ситуацию), а главное - укреплять его физическое и психическое здоровье, больше уделять внимание занятиям физическими упражнениями. Чаще можно видеть не перегрузку умственными занятиями, а недогрузку физической деятельностью. Конечно, питание должно быть полноценным, богатым витаминами и микроэлементами.

    Ситуация. Дима может долго и сосредоточенно играть в любимые игры или заниматься другими делами. Но он становится невнимательным при выполнении трудных заданий.

    Какие действия взрослого могут помочь в сохранении и развитии внимательности Димы?

    Решение. В этом случае рассеянность - сигнал того, что задание, учебный материал слишком сложен для восприятия как по форме, так и по существу. Потеряв нить рассуждений, ни дети, ни взрослые не способны сохранить внимание. Для сохранения внимания необходимо следить за тем, как ребенок понимает учебный материал, контролировать понимание слов, следить за пополнением знаний ребенка, необходимых ему для понимания нового учебного материала.

    Ситуация. Быстро утомляет большинство младших школьников и провоцирует их рассеянность:

    а) однообразные, рутинные занятия;
    б) переписывание заданий, если в них вкралась ошибка;
    в) решение большого количества примеров;
    г) списывание объемных скучных текстов;
    д) заучивание большого количества иностранных слов
    и др.

    Все это учителю следует избегать.

    Если такого рода занятия все же необходимы, то что предпринять?

    Решение. Единственным средством может быть повышение мотивации учащихся. Подобного рода задания необходимо облачать в интересную, необычную форму, ставить привлекательную цель и т.д.

    Ситуация. Учительница 1 класса дала задание, и ученики уже приступили к работе, а Коля "не услышал". Он все время рассматривал иллюстрации в книге. Затем он замечает, что ученики чем-то заняты, и начинает заглядывать в тетрадь соседа, пытаясь понять, что надо делать.

    Что необходимо предпринять при рассеянности данного типа?

    Решение. Причина такой рассеянности в особенностях восприятия ребенка. Информацию о внешнем мире мы получаем по нескольким каналам восприятия, в том числе по зрительному и слуховому. Целостный образ окружающего мира формируется на основе разных видов восприятия. Но когда в восприятии лидируют зрение, то ребенок может "не слышать" обращенных к нему слов. Его не дозовешься, если он занят рассматриванием картинок или рисованием. То, что он видит, ему интересно в данный момент, поэтому он может не слышать того, что ему говорят. Усвоение учебного материала, поступающего через все каналы восприятия улучшается, когда он становится предметом осознания.

    Для развития слухового восприятия можно использовать так называемые графические диктанты. На листе в клеточку ребенок под диктовку взрослого ведет линию в заданном направлении, отсчитывая заданное количество клеток. Если линия проведена правильно, на листе бумаги вырисовывается какой-то дом, кораблик и т.д.

    Полезно учить ребенка сосредоточиваться на звуке с закрытыми глазами, определяя по голосу - человека, по издаваемому звуку - книгу, ножницы и т.д., по звуку рисующего карандаша - сколько сторон у нарисованной геометрической фигуры и т.д.

    Ситуация. Витя прекрасно улавливает информацию на слух (то, что говорит учительница). Любит слушать разговоры, даже не имеющие к нему отношения. На уроке он хорошо понимает устные инструкции учителя, хорошо отвечает на вопросы. Но в тех случаях, когда приходится сделать что-то по образцу, работать с рисунком или схемой, Витя теряется, ничего не делает, отвлекается или просит, чтобы ему объяснили. От самостоятельной работы со зрительной информацией его легко отвлекают любые звуки - человеческая речь, радио, какие-либо шумы.

    Какие упражнения могут нормализовать внимательность Вити?

    Решение. Для развития зрительного восприятия могут помочь ряд упражнений:

    1. "Лабиринт". После прохода лабиринта с карандашом в руке проходить его только взглядом.
    2. "Найди отличия". В двух почти одинаковых предметах найти отличающиеся детали.
    3. "Найди одинаковые предметы" среди большого разнообразия предметов.
    4. Копирование образца с помощью клеточек.

    Ситуация. Саша, ученик 1 класса, на уроке весь в движении. Книги и разговоры его привлекают мало. Он занят не тем, чем остальные ученики. Он развинчивает ручки, затачивает карандаш или ломает его, вертит в руках безделушки или раскачивает ногой стул соседа и т.д.

    Каковы возможные причины такого поведения Саши?

    Как скорректировать внимание Саши?

    Решение. У Саши слуховой и зрительные каналы информации подчинены потоку информации, идущей от рецепторов тела. Поэтому для развития внимательности особое внимание учитель должен уделить мотивации Саши, а также проводить коррекцию внимания с помощью упражнений, развивающих и зрительное и слуховое внимание (см. предыдущие ситуации).

    К первому классу у ребенка должно быть развито внимание:

    1. Он должен быть способен не отвлекаться в течение 10-15 мин.
    2. Уметь переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

    Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов. От решения задач, требующих установление связей и отношений между предметами и явлениями с помощью внешних ориентировочных действий дети переходят к решению их в уме с помощью элементарных мыслительных действий, используя образы. Иными словами, на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Вместе с тем, дети становятся способны к первым обобщениям, основанным на опыте их первой практической предметной деятельности и закрепляющемся в слове. Ребенку в этом возрасте приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты.

    Развивающееся мышление дает детям возможность предусматривать за ранее результаты своих действий, планировать их.

    По мере развития любознательности, познавательных процессов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемой их собственной практической деятельностью.

    Ребенок начинает ставить перед собой познавательный задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Он прибегает к своего рода экспериментам для выяснения интересующих его вопросов, наблюдает явления, рассуждает и делает выводы.

    В дошкольном возрасте внимание носит произвольный характер. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник пользуется определенными способами, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания – произвольного внимания к 6-7 годам уже достаточно велики.

    Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Перед ребенком может быть поставлена цель, направленная на запоминание материала. Он начинает использовать приемы, направленные на повышение эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала. К 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания.

    Таким образом, интеллектуальная готовность ребенка характеризуется созреванием аналитических психологических процессов, овладением навыками мыслительной деятельности.

    3. Личностная готовность к школьному обучению.

    Чтобы ребенок успешно учился, он прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И. Божович характеризует внутреннюю позицию как центральное личностное позиционирование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно-значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком, как адекватный для него путь к взрослости – он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции».

    С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание – стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития – младший школьный возраст.

    Внутреннюю позицию школьника можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком, как его собственная потребность («Хочу в школу»).

    Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом, особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.

    Такая положительная направленность ребенка на школу, как на собственное учебное заведение – важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

    Классно-урочная система обучения предполагает не только особое отношение ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения.

    Личностная готовность к школе включает также определенное отношение ребенка к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания.