Болезни Военный билет Призыв

Отрицательные и положительные стороны активного развития евгеники. Евгеника — запрещённая наука будущего. Основные достижения евгеники

И Мириам и Аарон говорили против Моисея,
потому что взял себе в жены египтянку;
ибо он взял в жены женщину из Египта.

Ветхий Завет. Книга Чисел. 12:1

«…Детей же низшего сорта, а также любых, рожденных с дефектами, они, как и следует, удалят в потаенное, неизвестное место…» - писал Платон в своём знаменитом труде «Государство».

Так что же такое евгеника ? В общем - это раздел социальной философии, учение о наследственном здоровье человека, а также о путях улучшения его наследственных свойств, что настоящее время решается в рамках генетики человека.

Однако почему евгенику многие до сих пор считают наукой фашиствующей, вспоминая доктора Менгеле, «решение еврейского вопроса» и план «Ост» фашистской Германии?

Фрэнсис Гальтон - ученый или расист?

Основателем евгеники (от греческого «ευγενες» - «породистый») считается двоюродный брат самого Чарльза Дарвина, английский психолог Фрэнсис Гальтон.

В году в статье «Наследственный талант и характер», а затем в книге «Наследование таланта» в году, и окончательно в конце года, в капитальном труде «Исследование человеческих способностей и их развития» им были сформулированы основные принципы евгеники - он предложил изучать явления, которые могут улучшить наследственные качества будущих поколений - одаренность, умственные способности, здоровье. А в 1904 году Ф. Гальтон определил евгенику как «науку, занимающуюся всеми факторами, улучшающими врождённые качества расы» .

Однако в дальнейшем Ф. Гальтона окрестили расистом, так как он считал, что некоторые расы являются неполноценными и «…слабые нации мира неизбежно должны уступить дорогу более благородным вариететам человечества…». Ему вторил и Герберт Спенсер, известный философ и социолог, основоположник позитивизма. «…Вскармливание ни на что не годных, за счет годных есть крайняя степень жестокости. Это - намеренное накопление несчастий для будущих поколений. Нет большего проклятья потомкам, чем оставить им в наследство растущую популяцию имбецилов…» - писал он в своём труде «Принципы социологии» в 1881 году.

Евгеника Платона

Однако ни Ф. Гальтон, ни Г. Спенсер не были первыми в вопросах евгеники. Ещё Платон, ученик Сократа и учитель Аристотеля, писал, что не следует растить детей с дефектами, или рождённых от неполноценных родителей, жертвам собственных пороков должно быть отказано в медицинской помощи, а «моральных выродков» следует казнить. А с другой стороны, идеальное общество, объяснял Платон, обязано поощрять временные союзы избранных мужчин и женщин с тем, чтобы они оставляли высококачественное потомство. В Спарте неполноценных по тем или иным критериям детей, с отклонениями от норм , принятых в Спарте, бросали в пропасть.

Кстати, и у народов крайнего Севера была распространена практика убийства физически неполноценных новорождённых как неспособных выжить в суровых условиях тундры; индейцы Америки оставляли стариков умирать в одиночестве как не способных к дальним переходам. Папуасы некоторых племен Новой Гвинеи также убивали стариков, в основном, правда, мужчин, т.е. воинов, уже не способных сражаться. Это ли не «практическая», «негативная» евгеника?

«Улучшение рода человеческого»?

Таким образом, евгенику можно определить как некоторое научное направление, науку изучающую улучшение генного материала вида Homo sapiens человеческого вида - «позитивная евгеника» или устранения так называемого «генного мусора» - «негативная евгеника». В начале ХХ столетия евгеника представлялась как моральный императив, некая селекция человека, улучшение «человеческого рода».

Однако теории и даже практика евгеники нашли последователей и даже «практиков» во многих странах.

В Нью-Йорке в году, на Международном Конгрессе по вопросам евгеники, было заявлено, что «…если бы в Соединенных Штатах закон о стерилизации применялся бы в большей мере, то в результате меньше чем через сто лет мы ликвидировали бы по меньшей мере 90% преступлений, безумия, слабоумия, идиотизма и половых извращений, не говоря уже о многих других формах дефективности и дегенерации…».

Программы по «улучшению человеческого вида» через обязательную стерилизацию преступников и лиц с асоциальным поведением - насильников, «половых извращенцев», бродяг, алкоголиков осуществлялись в 1920-1930 годах во многих штатах США (Вашингтон, Калифорния, Невада, Айова, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Северная Дакота, Канзас, Мичиган, Северная Каролина, Алабама, Монтана, Юта, Миннесота, Мэн и др.), в 1930-1970 годах в Швеции, кроме того закон о стерилизации преступников, кроме США и Швеции одобрили также и правительства Норвегии, Дании, Финляндии, Эстонии, Швейцарии, Англии, Канады, Мексики, Японии и конечно, Германии.

Евгеника «в действии». Фашистская Германия. 1933-1945

Однако, после прихода к власти фашистов в 1933 году и осуществления «программ» по стерилизации, а затем и полному уничтожению«неполноценных лиц и лиц низших рас»: психически больных и вообще больных более 5 лет, как нетрудоспособных («Программа эвтаназии Т-4»), уничтожение евреев, цыган , славян, а также гомосексуалистов, в большинстве стран эти программы были свернуты. А план «Лебенсборн» предполагал создание «сверхчеловека» арийской расы, зачатие, а затем воспитание в детских домах детей от тех немцев, которые прошли строгий расовый отбор, «не содержали примесей» еврейской и вообще любой не арийской крови у их предков. По непроверенным данным, «евгенических детей» к концу войны в Германии насчитывалось более 10 тысяч и об их дальнейшей судьбе достоверные сведения отсутствуют. Есть мнение, что многие из них были переправлены в Южную Америку.

А знаменитый биолог и этнолог Конрад Лоренц, сторонник «практической» евгеники, после Второй мировой войны стал «персоной нон грата » во многих странах.

«Свободная» Швеция - страна «негативной генетики»

Тем не менее, в Швеции, закон о стерилизации «неполноценных» действовал до… 1970 года! А последняя операция по стерилизации умственно отсталой шведки прошла в 1976 году, и, как и все предыдущие 60 тысяч стерилизаций, она не привлекла никакого внимания шведской общественности. Для большинства шведов порядок стерилизации умственно неполноценных людей был таким же естественным, как правила дорожного движения. Однако через всего через 10 лет, когда умственно отсталые и больные стали считаться полноправными членами общества и шведские власти, и сами шведы постарались об этом законе благополучно забыть.

Итак, ещё в 1934 году в Швеции был принят закон, согласно которому стерилизация «неполноценных» жителей была желательной, но исключительно «добровольной» процедурой, и так как добровольцев не нашлось, через год под давлением социал-демократов, и, в частности, Альвы Мюрдаль, ведущего идеолога партии, был опубликован манифест, в котором эта дама призвала и требовала коренным образом изменить подход к стерилизации «неполноценных» жителей страны: «Общество заинтересовано в том, чтобы свобода размножения неполноценных была ограничена… Даже если оставить в стороне долгосрочные преимущества - улучшение генофонда нации - общество уже вздохнет спокойнее, когда такие особи перестанут появляться на свет…». Отметим, что 1982 году за «гуманитарные заслуги перед человечеством» Альва Мюрдаль стала …лауреатом Нобелевской премии мира!

Евгеника в СССР

В СССР евгенику «благословил» сам Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920), призывая своих коллег-биологов к проведению евгенических экспериментов (не будучи, правда, уверенным в их моральных последствиях). Но главным организатором евгеники в СССР стал Николай Константинович Кольцов (1872-1940) - выдающийся советский биолог и организатор науки, основоположник отечественной экспериментальной биологии. В 1920 г. он организовал в Москве «Русское евгеническое общество», труды общества выходили в «Русском евгеническом журнале».

Н.К. Кольцов занялся изучением генеалогии таких выдающихся людей, как А.М.Горький, Ф.И.Шаляпин, С.А.Есенин и сделал общий вывод о богатстве «русского генофонда» и огромном разнообразии русских генотипов. Он писал: «Величайшей и наиболее ценной особенностью любой человеческой расы является именно огромное разнообразие её генотипов, обеспечивающее прогрессивную эволюцию человека… Но недостаточно, родиться от здоровых и одарённых родителей, требуется, чтобы каждый ребенок был поставлен в такие условия воспитания и образования, при которых его специфические наследственные особенности нашли бы наиболее цельное и наиболее ценное выражение в его фенотипе…». А в 1927 году он писал, что: «…в начале ХХ века возникает мысль о возможности научно влиять на размножение человека с целью предохранить человеческий род от возможности вырождения и путём отбора наиболее ценных производителей улучшить человеческую породу так же, как улучшаются путём искусственного отбора породы домашних животных и культурных растений…».

Однако вскоре евгеника была признана несовместимой с «нормами социалистической морали», хотя в 1929 г. известный генетик А.С. Серебровский и уверял, что «…евгеника могла бы в относительно быстрые сроки дать поколение людей, которые смогли бы выполнять пятилетний план социалистического строительства за 2,5 года…». В том же году деятельность «Русского евгенического общества» в СССР была прекращена.

Противником евгеники был ученик Н.К. Кольцова, Николай Петрович Дубинин, позднее возглавлявший Институт общей генетики. «…Практика по переделке генов для современного человечества была бы губительной…», писал он, «…в случае же попыток такого рода без преувеличения можно сказать, что на человечество обрушились бы демонические силы невежественной науки. Потребовалось бы разрушение семьи, высоких чувств любви, поэтическая сущность бытия человека была бы уничтожена. Человечество превратилось бы в экспериментальное стадо…». Отметим, тем не менее, что и без евгеники СССР, а затем и Россия превратилось в «экспериментальное стадо» по формированию «новой общности - советского человека», а затем, после 1991 года - в «экспериментальный материал» для различного рода политиков и экономистов.

Евгеника сегодня

Тем не менее, развитие генетики выдвинуло евгенику на передний план возможности если не «улучшения человека», то, по крайней мере, предупреждения ряда генетических заболеваний и получения здорового потомства. Именно принципы евгеники реализуются в рекомендациях по желательной или нежелательной беременности, а в ряде стран уже доступна дородовая диагностика эмбриона, развившегося в результате искусственного оплодотворения (при числе клеток всего около 10!). При этом определяется около 6000 (!) наследственных заболеваний, после чего и решается вопрос о целесообразности имплантации эмбриона в матку. Именно этот позволяет иметь собственного ребёнка парам, ранее рисковавшим из-за высокого риска наследственных генетических заболеваний.

В настоящее время развиваются методы лечения большинства генных, наследственных болезней, разрабатываются эффективные методы не только исправления, но и научно обоснованного улучшения генома различных организмов. И когда у человечества появится возможность целенаправленного изменения любого отдельно взятого генома, позитивная евгеника полностью потеряет смысл.

«…Сейчас евгеника - это прошлое, притом сильно запятнанное », отмечает доктор медицинских наук, профессор Т.И. Бужиевская, «…А цели, поставленные перед евгеникой ее основателями и ею не достигнутые, перешли полностью в ведение медицинской генетики, быстро и успешно продвигающейся вперед…».

А.А. Каздым
Кандидат геолого-минералогических наук
Академик Международной Академии наук

Введение

    Понятие евгеника

    Виды евгеники

    Евгеника и современность

    Заключение

    Литература

Введение

Не так давно в нашей науке слова «евгеника» и «генетика» были ругательными. С генетики проклятие со временем сняли, а вот евгеника – наука об улучшении человеческого рода – так и остается чем-то сомнительным, связанным с бесчеловечными экспериментами нацистов и другими опытами того же толка. Евгеника – это что-то вроде "больного вопроса" для человечества. Поэтому поговорить о ней не только интересно, но и полезно.

Это учение в современном его понимании зародилось в Англии, его лидером был Френсис Гальтон - двоюродный брат Чарльза Дарвина. Именно Гальтон придумал термин «евгеника».

В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках генетики человека. В связи с быстрым развитием генетики вообще и геномики в частности евгеника как самостоятельная наука утратила свой смысл.

Понятие евгеника

Евгеника (от греч. – «хорошего рода», «породистый») – учение о наследственном здоровье человека, а также о путях улучшения его наследственных свойств. В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках генетики человека.

Первый, кто поставил перед собой этот вопрос, был Фрэнсис Гальтон - двоюродный брат Чарльза Дарвина. Гальтон намеревался сделать евгенику, которая, по его мнению, подтверждала право англосаксонской расы на мировое господство, «частью национального сознания, наподобие новой религии».

Хорошо известны предложения Платона по евгеническому устройству общества. Он считал, что не следует растить детей с дефектами или рожденных от неполноценных родителей.

Виды евгеники

Различают «позитивную» и «негативную» евгенику (хотя грань между ними условна).

В позитивной евгенике во главу угла ставится вопрос о содействии воспроизводству людей с генетическим кодом, не загрязненным наследственными заболеваниями, а также людей с высоким интеллектом.

В негативной евгенике большее внимание уделяется прекращению воспроизводства физически или умственно неполноценных людей, а также людей, имеющих опасные наследственные заболевания. Негативная евгеника требует, чтобы "негодный человеческий материал" более не размножался. Из данных генетики был сделан вывод, что люди так же, как и растения и животные, должны быть отделены от своих менее полезных членов посредством принудительной стерилизации, тогда как размножаться могут только самые здоровые особи.

Широкую реализацию получила негативная евгеника: во многих странах мира быстро завоевала популярность «научно обоснованная» стерилизация людей, объявленных в конкретном обществе неугодными.

В Китае, Индии широко практикуют диагностику пола плода и часто абортируют девочек. В Германии были объявленные неполноценными евреи и цыгане, несущие угрозу политическому строю представители других политических партий, душевно больные люди, а также гомосексуалисты; в США стерилизации и кастрации подвергались половые извращенцы и коммунисты.

Евгеника и современность

Доводы «За»

Предполагается, что в развитых странах растет т. н. генетический груз. В том числе это может быть результатом сохранения маложизнеспособных особей. Второй причиной роста генетического груза является развитие медицины, которое позволяет дойти до репродуктивного возраста лицам, имеющим значительные врожденные генетические аномалии или заболевания. Эти заболевания ранее были препятствием к передаче дефектного генетического материала следующим поколениям.

Доводы «Против»

Во-первых, слабо изучено наследование многих признаков, которые рассматриваются в современном обществе как отрицательные и положительных.

Во-вторых, лица, страдающие врожденными соматическими дефектами могут обладать интеллектуальными качествами, ценными для общества.

Заключение

Итак, евгеника безусловно послужила одним из стимулов зарождения и развития генетики человека и ее важной части - медицинской генетики. Поставленные евгеникой цели - освободить генотип человека от вредных наследственных задатков и обогатить его ценными для физического и умственного развития генами - полностью актуальны и теперь.

Как бы ни были гуманны побудительные мотивы евгеники - сделать человечество более здоровым, красивым, одаренным и, в конечном счете, более счастливым, - в самой ее сути есть какой-то изъян. Она не вписывается в сложную структуру человеческого общества, сотканного из противоречий не только биологических, но и юридических, социальных, психологических, религиозных.

Литература

    http://ethology.ru/

    http://www.13min.ru/

    http://www.53l.ru/

    http://ru.wikipedia.org

Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта

Реферат

Евгеника как наука

Работу выполнил Работу проверил

студент 5 курса з\о

Костарев И.В. Фещенко

__________________ _________________

Калининград 2012

Введение …………………………………………………………..

Глава 1. Исторический аспект ……………………………………

      Формирование евгенической концепции…………..

      Развитие евгеники……………………………………

      Евгеника в Германии……………………………….

      Евгеника в России…………………………………..

Глава 2. Структура евгеники………………………….

Глава 3. Ключевые проблемы евгеники………………

3.1. Доводы «против»……………………..

3.2. Доводы «за»………………………………..

Введение

«То, что природа делает слепо, медленно и безжалостно, человек может делать осмотрительно, быстро и гуманно... Работать в этом направлении - его долг»

Сэр Фрэнсис Гальтон. 1

Конец ХХ – начало ХХI века удивило человечество накоплением поразительного количества достижений науки и техники, которые пробудили столько надежд на воплощение того, что в прошлом казалось фантазией. Техника диагностики ребёнка до его рождения, полная расшифровка человеческого генома, суррогатное материнство с последующей манипуляцией эмбрионами, генетическая диагностика до зачатия и введения, генная терапия, клонирование и т.д. впервые дают в руки человека набор инструментов, который хорошо вписывается в концепцию «евгеники». Однако этот термин столь отягощён негативными историческими воспоминаниями, что только с ними и ассоциируют эти новые средства их противники, перенося на современность некоторые отрицательные последствия евгенических движений вековой давности. Все же интерес общества к этой теме неумолимо возрастает в последе время. Итак, давайте попробуем разобраться.

Глава 1. Исторический аспект.

      Формирование евгенической концепции.

Термин "евгеника" (от греческих слов “eu” – благо и “genos” – род) был впервые предложен в 1883 году видным английским антропологом, психологом и основоположником биометрии Френсисом Гальтоном. Вот какое определение евгеники он тогда дал: "Изучение подлежащих общественному контролю влияний, могущих улучшить или ухудшить как физические, так и умственные качества грядущих поколений". 2 И при этом он добавил, что на первой стадии относящиеся сюда вопросы будут подвергаться чисто научной разработке, причем дело не пойдет дальше пропаганды евгенических идей. На второй стадии уже можно будет принять ряд мероприятий практического характера и издать соответствующие законы. Наконец, на третьей стадии такие законы станут ненужными, потому что все люди осознают необходимость правил евгеники. Гальтон не был первым, кто поднял вопрос о возможности или долге действовать целенаправленно, чтобы повлиять на процесс человеческого размножения.

В IV веке до н.э. Платон в своём «Государстве» поставил ряд евгенических вопросов в духе Гальтона, проповедуя как позитивную евгенику, стимулирование рождаемости лучших одарённых, так и негативную, ограничение рождаемости тех, кого сочтут низшими. Если Платон был первым, кто ясно сформулировал евгенические идеи, то согласно классическим историкам, Ликург тремя веками раньше первым воплотил их в своей реформе спартанского общества. Детоубийство не было чуждо ни греческому, ни римскому обществу.

Таким образом, государство присвоило себе функции «отца семейства», который в Афинах и в Риме строго осуществлял эти евгенические меры в своём семейном клане: в клан принимали особо одарённых людей, а бездарных выгоняли. Аборты и убийства детей матерями осуждались не по моральным причинам, а потому что этим нарушалось неотъемлемое право главы семьи.

Ответственность государства в плане контроля рождаемости предусматривали и такие утописты как Томас Мор и Томазо Кампанелла. Последний, в частности, придерживался мнения о том, что размножение должно находиться в компетенции государства, а не отдельных лиц.

Накопление биологических знаний и развитие эволюционных теорий (сначала теории Ламарка о наследовании благоприобретённых признаков, потом теории естественного отбора Ч. Дарвина) невольно заставляли человечество задуматься о процессах, идущих в его собственной эволюции. Так, в 1857 году Гобино опубликовал свой очерк «Очерк о неравенстве человеческих рас», который положил начало доказательства превосходства арийской расы над прочими и угрозы постепенного исчезновения расово высших групп, вследствие смешения, что приведёт к упадку, а возможно и к гибели цивилизованного мира.

Выступая против того, чтобы государство играло роль благодетеля, Мальтус ещё в 1798 году в своём «Первом очерке о народонаселении» критиковал законы о социальной защите. Исходя из ложного аргумента, будто производство продуктов питания растёт в арифметической, а население в геометрической прогрессии, он считал, что эти законы способствуют росту населения, не обеспечивая их средствами существования, так что содержать бедных, непродуктивных членов общества придётся его динамичным и способным членам. Критика Мальтуса первоначально была направлена против христианской благотворительности.

      Развитие евгеники.

В 1900 году евгеника приобрела популярность. Имя "Евгений" внезапно стало модным, люди быстро были очарованы идеей искусственного отбора, встречи по евгенике начали происходить повсюду в Британии. Быстрое влияние авторитарной философии привело к тому, что в Германии даже больше, чем в Англии, биология смешалась с национализмом. Но в тот момент все это оставалось скорее идеологией, чем практикой. Однако центр споров скоро сместился с поощрения "евгенического" выведения лучших на запрет "антигенетического" выведения худших. "Худшие" скоро стали означать "умственно неполноценных", что включало алкоголиков, эпилептиков, преступников и психически больных. Многие видные биологи, сторонники евгеники, выступали в роли консультантов при правительствах различных стран по вопросам эмиграции, аборта, стерилизации, психиатрической помощи, образования и т. д.

В 1907 году в Лондоне было основано Общество евгенического просвещения. Евгеника получила широкую поддержку у таких представителей британской интеллектуальной элиты, как Хавелок Эллис, С.П.Сноу, Герберт Уэллс и Джордж Бернард Шоу. В частности, Шоу писал, что «разум уже не разрешает нам отрицать, что ничего, кроме евгенической религии, не может уберечь нашу цивилизацию от судьбы, постигшей все прежние цивилизации». 3

Когда разразилась Первая мировая война, евгеники помогали армии США разрабатывать тесты на умственное развитие и после войны широко вербовали приверженцев этого метода. В 20-х годах они сыграли важную роль в том, что число госпитализированных слабоумных возросло втрое. Несомненной их заслугой является огромный рост амбулаторного лечения. Что касается стерилизации, то, вопреки распространенному мнению, сторонников этой меры среди евгеников оказалось меньше половины.

Первый закон о принудительной стерилизации был принят в 1907 в штате Индиана (США). Стерилизация разрешалась по генетическим основаниям. Позднее подобные законы были приняты почти в тридцати штатах США. Большая часть американского энтузиазма относительно евгеники выросла из чувства против эмигрантов. В период быстрой эмиграции из восточной и южной Европы было легко возбудить паранойю, согласно которой "лучшие" англосаксонские гены будут разбавлены худшими. Немаловажную роль сыграли и расистские настроения. Вцелом до Второй мировой войны Америка стерилизовала больше 100 000 человек. 4 Для сравнения: в Индии с 1958-го по 1980 год было стерилизовано двадцать миллионов человек, в Китае за годы 1979-1984 около тридцати миллионов женщин и десять миллионов мужчин. 5

Но, хотя Америка была первой, другие страны поддержали традицию. Швеция стерилизовала 60 000 человек. Канада, Норвегия, Финляндия, Эстония и Исландия ввели принудительную стерилизацию в свое законодательство и использовали ее.

      Евгеника в Германии.

Идеи евгеники оказали существенное влияние на формирование фашистской расовой теории. Германские специалисты в области евгеники ввели понятие “генетическое здоровье” нации, а также разработали специализированную отрасль превентивной медицины - “расовую гигиену”. В 1933 был принят “Закон о защите потомства от генетических заболеваний”, применение которого до краха фашистской Германии привело к более чем 350 000 случаев насильственной стерилизации. Генетическое консультирование в нацистской Германии было обязательным условием для получения разрешения на вступление в брак. К 1938 году просочились первые сообщения из Германии, из которых впервые стало понятно, что же насильственная стерилизация означает на практике. Евгеники в других странах недвусмысленно осудили гитлеровский расизм и антисемитизм. На Международной конференции евгеников в Эдинбурге в 1939 году британские и американские евгеники критиковали расистский характер евгеники в Германии. 6

Национал-социалистическое государство взяло под контроль научные учреждения страны и щедро финансировало кафедры «расовой чистоты» в германских университетах. Некоторые немецкие евгенисты не устояли перед соблазном перейти от туманных проектов общественных преобразований к конкретным действиям. Отто фон Вершуэр стал подлинным идеологом нацистских преступлений. Его «Расовая биология евреев» была опубликована в 1938 году в Гамбурге. Шесть увесистых томов пронизанных идеями антесемитизма вышли в свет под эгидой государства. Вершуэр не употребляет слово «евгеника», однако считает свои доводы по сути евгеническими. Человеконенавистнику выгодно утверждать, что его аргументы основаны на достижениях науки, а не продиктованы низменными чувствами.

Обвинения, предъявляемые национал-социалистической евгенике, сводятся к следующему: 1) она служила обоснованием для закона о принудительной стерилизации от июля 1933 года; 2) она освятила своим авторитетом нацистскую программу эвтаназии - сентябрь 1939 года; и 3) она подготовила преследование, а затем массовое уничтожение евреев и цыган. Однако, не стоит забывать, что официальное германское евгеническое сообщество осуждало столь радикальные меры, которые зачастую евгеническими даже не являлись.

После 2-й мировой войны идеи и практика евгеники были надолго дискредитированы, по большей части, благодаря деятельности германской фашистской политической системы.

      Евгеника в России.

Одним из пионеров и популяризаторов евгеники в России был профессор Ю.А.Филипченко (1882-1930), выдающийся ученый, доктор биологических наук, автор первого отечественного курса по генетике, глава университетской кафедры и создатель лаборатории, реорганизованной в 1933 году в Институт генетики АН СССР. Профессор Филипченко был автором нескольких фундаментальных исследований по наследственности, её изменчивости, а также трудов по общей биологии, экспериментальной зоологии и соответствующих учебников.

В 1920 году в Москве в Институте экспериментальной биологии, возглавляемом Н.К. Кольцовым, был открыт отдел евгеники и организовано Русское евгеническое общество, председателем которого тоже был Н.К. Кольцов; он же был главным редактором выпускаемого этим обществом Русского евгенического журнала. В деятельности общества принимали активное участие выдающиеся генетики А.С. Серебровский и Ю.А. Филипченко, антрополог В.В. Бунак, видные врачи А.Н. Абрикосов, Г.И. Россолимо, Д.Д. Плетнев, народный комиссар здравоохранения Н.А. Семашко, сочувственно относился к этому обществу М. Горький. Вскоре открылись филиалы Русского евгенического общества в Ленинграде, Киеве, Одессе, Саратове.

В ту пору деятельность евгенических опорных пунктов в Советском Союзе была направлена, главным образом, на получение сведений о наследственности человека путем собирания родословных выдающихся писателей, артистов, ученых. Предполагалось, что изучение их предков и потомков позволит пролить свет на наследственную передачу способностей и талантов.

Например, Н.К. Кольцов попытался проследить наследование одаренности писателей М. Горького и Л.М. Леонова, певца Ф.И. Шаляпина, поэтов С. Есенина и В.С. Иванова, биолога Н.П. Кравкова и др. Широкие исследования такого рода были проведены и другими русскими евгениками. В итоге Н.К. Кольцов пришел к такому выводу: "Рассмотренные нами генеалогии выдвиженцев ярко характеризуют богатство русской народной массы ценными генами".

Сходные заключения были сделаны и другими отечественными специалистами. При этом Н.К. Кольцов и его коллеги, в противоположность некоторым тогдашним зарубежным генетикам, пренебрегавшим ролью факторов внешней среды в развитии человека, подчеркивали значение этих факторов.

Так, Н.К. Кольцов писал: "Было бы преступлением со стороны евгеники недооценивать значение социальной гигиены, физической культуры и воспитания".

К тому же русские ученые с предостережением относились к радикальным евгеническим мерам. Общее настроение русских евгенистов точнее всего передают слова Т.И. Юдина: "Я считаю стерилизацию не безнравственной, а преждевременной мерой". 7 Как справедливо отметил Э.И. Колчинский, все-таки, «для основателей евгеники в России она была прежде всего областью генетики и биомедицинских исследований. Они скептически относились к идеям о наличии в человеческом обществе каких-то евгенически наиболее ценных групп, подлежащих клонированию в массовых масштабах». 8

К концу 20-х годов евгеническое движение в СССР пошло на убыль и постепенно совсем сошло на нет. Прекратили существование Русское евгеническое общество и его филиалы, Русский евгенический журнал, закрылись евгенические лаборатории. Такой же отход от евгеники произошел и во взглядах наиболее прогрессивных зарубежных ученых, прежде увлекавшихся евгеникой, а теперь в ней разочаровавшихся. Это было вызвано двумя причинами.

Во-первых, в конце 20-х - начале 30-х годов сперва в некоторых западных странах, а затем и в СССР зародились и стали быстро развиваться научные работы по генетике человека, в частности, по ее важнейшему разделу - медицинской генетике. В научной литературе начали появляться сообщения о точечном характере наследования различных моногенных (вызываемых мутацией лишь одного гена) врожденных уродств и других врожденных патологий человека, притом таких, проявление которых не зависит от внешних условий развития ребенка, например, карликовость (хондродистрофия), кровоточивость (гемофилия), глухонемота, цветовая слепота (дальтонизм), шестипалость и другие. Выяснялось, доминантен или рецессивен изучаемый дефект, обязан ли он мутации гена, локализованного в половой хромосоме или в аутосоме и т.д.

Эти работы показали несостоятельность приемов изучения наследственности, которыми пользовались основоположники евгеники - Гальтон и его ближайшие последователи (лаборатория Пирсона); ведь все они еще не знали законов наследственности, установленных позже. Особенно очевидно это стало, когда генетики доказали, что многие наследственные особенности человека, в первую очередь те, что касаются его умственных способностей, не моногенны, а полигенны, т. е. определяются взаимодействием нескольких генов, причем проявление этих генов в фенотипе в очень большой степени зависит от условий, в которых рос, развивался и воспитывался ребенок.

биомедицина генетика синдром евгеника

Основы селекции были известны скотоводческим народам с глубокой древности; и не только скотоводам.

Так в Авесте приводится диалог с иранским Ноем: «Так сказал Ахура-Мазда Йиме: «И ты сделай Вар (глинобитную крепость) размером в бег (мера длины) на все четыре стороны и принеси туда… семя всех самцов и самок, которые на этой земле величайшие, лучшие и прекраснейшие. Туда принеси семя всех родов скота, которые на этой земле величайшие, лучшие и прекраснейшие. Пусть там не будет ни горбатых спереди, ни горбатых сзади, ни увечных, ни помешанных, ни с родимыми пятнами, ни порочных, ни больных, ни кривых, ни гнилозубых, ни прокажённых,… ».

В Спарте детей, которые признаны неполноценными (такое решение выносили старейшины) по тем или иным критериям, -- живьём сбрасывали в пропасть (хотя греческий профессор Теодорос Пициос в 2007 г. оспаривал это, основываясь на результатах проводимых им археологических исследований).

Платон писал, что не следует растить детей с дефектами, или рождённых от неполноценных родителей. Неполноценным, а также жертвам собственных пороков должно быть отказано в медицинской помощи, а «моральных выродков» следует казнить. В то же время, идеальное общество, по Платону, обязано поощрять временные союзы избранных мужчин и женщин с тем, чтобы они оставляли высококачественное потомство.

У народов крайнего Севера была распространена практика убийства физически неполноценных новорождённых, как физически неспособных выжить в суровых условиях тундры.

Евгеническое движение.

Это учение зародилось в Англии, его лидером был Френсис Гальтон -- двоюродный брат Чарльза Дарвина. Именно Гальтон придумал термин «евгеника». Гальтон намеревался сделать евгенику, которая, по его мнению, подтверждала право англосаксонской расы на мировое господство, «частью национального сознания, наподобие новой религии».

Евгемника (от греч. ??????? -- «породистый») -- учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Учение было призвано бороться с явлениями вырождения в человеческом генофонде.

Основные принципы евгеники были сформулированы английским психологом Фрэнсисом Гальтоном в конце 1863 года. Он предложил изучать явления, которые могут улучшить наследственные качества будущих поколений (одаренность, умственные способности, здоровье). Первые эскизы теории были представлены им в 1865 году в статье «Наследственный талант и характер» («Hereditary Talent and Character»), более детально разработаны в книге «Наследование таланта» («Hereditary Genius», 1869).

В 1883 году Гальтон ввел понятие евгеники для обозначения научной и практической деятельности по выведению улучшенных сортов культурных растений и пород домашних животных (см. Селекция), а также по охране и улучшению наследственности человека.

В этот же период были сформированы основные идеи социального дарвинизма, оказавшие сильное влияние на умонастроения философов того времени. Ф. Гальтон ввёл термин«евгеника» в 1883 году, в своей книге «Исследование человеческих способностей и их развития» («Inquiries into Human Faculty and Its Development»). В 1904 году Гальтон определил евгенику как «науку, занимающуюся всеми факторами, улучшающими врождённые качества расы». Позже Келликотт определил евгенику как «социальное управление эволюцией человека».

В XX веке Евгенические теории получили широкое распространение в научных кругах разных стран, а в некоторых -- евгеника утвердилась и на государственном уровне: и их правительства стали применять её для «улучшения человеческих качеств». Там те, кто признаны вредными для общества (бродяги, алкоголики, «половые извращенцы»), подлежат обязательной стерилизации. Подобные же программы осуществлялись в 1920--1950 гг. и в ряде штатов США.

На Международном Конгрессе по вопросам евгеники, который проходил в Нью-Йорке в 1932 году, один из ученых специалистов-евгеников прямо заявил следующее: «Нет никакого сомнения, что если бы в Соединенных Штатах закон о стерилизации применялся бы в большей мере, то в результате меньше чем через сто лет мы ликвидировали бы по меньшей мере 90 % преступлений, безумия, слабоумия, идиотизма и половых извращений, не говоря уже о многих других формах дефективности и дегенерации. Таким образом, в течение столетия наши сумасшедшие дома, тюрьмы и психиатрические клиники были бы почти очищены от своих жертв человеческого горя и страдания.».

В некоторых штатах США для лиц, совершивших преступления на сексуальной почве, возможность замены пожизненного заключения добровольной кастрацией предусмотрена и до настоящего времени. В этом случае кастрация выполняет одновременно как карательную, так и превентивную роль.

В Европе такая кастрация была впервые осуществлёна в 1925 году в Дании, по решению суда.

С 1934 по 1976 годы программа принудительной стерилизации «неполноценных»осуществлялась в Швеции. Схожие законы действовали в Норвегии и Финляндии, а также Эстонии и Швейцарии. В нацистской Германии (1933--1945), принудительной стерилизации подлежали все «неполноценные лица»: евреи, цыгане, душевно больные, уродливые, коммунисты и т. д. Затем было принято решение о большей сообразности их физического уничтожения.

Нацистские евгенические программы сначала проводились в рамках государственной программы «предотвращения вырождения немецкого народа как представителя арийской расы», а впоследствии -- и на захваченных территориях других стран в рамках нацистской «расовой политики»:

Программа эвтаназии Т-4 -- уничтожение психических больных и вообще больных более 5 лет, как нетрудоспособных. Преследование гомо-сексуальных мужчин. Лебенсборн -- зачатие и воспитание в детских домах детей от служащих СС, прошедших расовый отбор, то есть не содержащих «примесей» еврейской и вообще неарийской крови у их предков.

«Окончательное решение еврейского вопроса» (полное уничтожение евреев). План «Ост» -- захват «восточных территорий» и «сокращение» местного населения как относящегося к низшей расе (Письменного подтверждения этому так и не нашли).

Евгеника и современность. Дискуссия вокруг евгеники. Доводы «За».

Предполагается, что в развитых странах растет т. н. генетический груз. В том числе это может быть результатом сохранения маложизнеспособных особей (например, при переводе беременных в режим «на сохранение»). При естественном процессе беременности часть возникших мутационных нарушений отсеиваются за счет выкидышей; а при искусственном поддержании такой беременности -- происходит также и сохранение отрицательного фактора (то есть вызывающего то самое естественное отторжение).

Второй причиной роста генетического груза является развитие медицины, которое позволяет дойти до репродуктивного возраста лицам, имеющим значительные врожденные генетические аномалии или заболевания. Эти заболевания ранее были препятствием к передаче дефектного генетического материала следующим поколениям. В связи с этими факторами концепция евгеники в отношении человека сегодня более актуальна, нежели 100 лет назад. Способом сокращения генетического груза, помимо аборта, основанного на результатах анализов, в том числе амниотической жидкости, является превентивное консультирование родителей в медико-генетических центрах.

Евгенические принципы сегодня частично реализуются в рекомендациях к желательной/нежелательной беременности -- пока что такие оценки проводятся на основании опроса и/или биотестирования лишь небольшой категории лиц, входящих в т. н. «группу риска». Социальной компенсацией для лиц, не имеющих шансов на рождение собственного здорового потомства, является институт усыновления.

Доводы «Против».

Во-первых, слабо изучено наследование многих признаков, которые рассматриваются в современном обществе как отрицательные (пьянство, наркомания и т. д.) и положительные (высокий IQ, крепкое здоровье и т. д.).

Во-вторых, лица, страдающие врожденными соматическими дефектами (слабый иммунитет, плохое физическое развитие) могут обладать интеллектуальными качествами, ценными для общества.

Научная репутация евгеники была поколеблена в 1930-х, когда евгеническая риторика стала использоваться для обоснования расовой политики Третьего рейха. В послевоенный период научное сообщество и широкие массы ассоциировали евгенику с преступлениями нацистской Германии. Конрад Лоренц, как сторонник «практической» евгеники в нацистской Германии, после Второй мировой войны был «персоной нон грата» во многих странах. Тем не менее существовал ряд региональных и национальных правительств, которые поддерживали евгенические программы до 1970-х годов.

Пренатальная диагностика позволяет установить наличие у развивающегося плода широкого спектра наследственных заболеваний или хромосомных аберраций и может способствовать отрицательной евгенике, если родители по результатам диагностики решат прервать беременность.

В настоящее время в ряде стран уже доступна пренатальная (т.е дородовая) диагностика эмбриона, развившегося в результате искусственного оплодотворения (при числе клеток около 10). Определяется наличие маркеров около 6000 наследственных заболеваний, после чего решается вопрос о целесообразности имплантации эмбриона в матку. Это позволяет иметь собственного ребёнка парам, ранее рисковавшим из-за высокого риска наследственных заболеваний. С другой стороны, некоторые специалисты считают, что практика вмешательства в природное разнообразие генов несёт в себе определённые скрытые риски. Тем не менее эти методы разработаны не для улучшения генофонда человека, а для помощи отдельным парам в осуществлении их желания иметь ребёнка.

Возможности современной науки для улучшения человеческого генофонда. В настоящее время бурно развивается новое направление в медицине -- генотерапия, в рамках которого, как предполагают, будут найдены методы лечения большинства наследственных болезней. Однако в настоящее время во многих странах действует запрет на внесение генетических изменений в клетки зародышевой линии (половые клетки и их предшественники). Если в будущем этот запрет будет снят, актуальность отсева «дефективных» членов общества (то есть актуальность негативной евгеники) существенно снизится или полностью исчезнет.

Кроме этого, разрабатываются эффективные методы не только исправления, но и научно обоснованного улучшения генома различных организмов. Когда у человечества появится возможность целенаправленного изменения любого отдельно взятого генома, полностью потеряет смысл позитивная евгеника как практика, способствующая воспроизводству людей с определенным генотипом.

Методы лечения наследственных заболеваний не ограничиваются генотерапией. В рамках классической медицины разрабатываются средства для существенного уменьшения негативных последствий наследственных дефектов. В частности, первый этап клинических испытаний прошло средство, значительно улучшающее качество жизни больных синдромом Дауна

Конвенция о биомедицине и правах человека.

Страны -- члены Совета Европы и другие страны (а это большинство развитых стран и не только развитых), поддерживая Всеобщую Декларацию прав человека 1948 года, Конвенцию о защите фундамен-тальных прав и свобод человека 1950 года, подписали Конвенцию о биомедицине и правах человека 2005 года. Статья 11 (Запрет дискриминации) конвенции гласит: Запрещается любая форма дискриминации по признаку генетического наследия того или иного лица. Статья 13 (Вмешательства в геном человека) гласит: Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено только в профилактических, терапевтических или диаг-ностических целях и только при условии, что подобное вмешательство не направлено на изменение генома наследников данного человека.Статья 18 (Исследования на эмбрионах, проводимые «in vitro») гласит:

В случаях, когда закон разрешает проведение исследований на эмбрионах «in vitro», законом же должна быть предусмотрена адекватная защита эмбрионов.

Запрещается создание эмбрионов человека в исследовательских целях.

Существующие международные документы по данной теме:

Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека, ЮНЕСКО, 1997. Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине (Совет Европы, 1997) и дополнительные протоколы к ней: о запрете клонирования человека, о трансплантологии и биомедицинских исследованиях.

Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека, ЮНЕСКО, 2005, Декларация о клонировании человека, ООН, 2005, Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации (1964 года, с последней редакцией 2000 года) «Этические принципы проведения научных медицинских исследований с участием человека».

Кроме того в рамках Европейского союза евгеника запрещена в соответствии с хартией основных прав Европейского союза (Ницца, 7 декабря 2000 года). Ст. 3 Хартии предусматривает «запрещение евгенической практики, прежде всего той, которая направлена на селекцию человека».

Для меня евгеника - это наука, которая была когда-то раньше и осталась в прошлом, как, скажем, алхимия. И сегодня, по-моему, не имеет смысла придумывать ничего иного, кроме того, что вкладывал в свое определение Гальтон, который назвал ее наукой об улучшении природы человека. Так же понимал ее и Н. К. Кольцов. Оглядываясь на столетнюю историю евгеники, я бы сказала, что евгенику и раньше и особенно сейчас правильнее было бы называть неким общественным движением в научной среде, чем наукой. Строго говоря, у евгеники не было своих методов, а какая наука без методов.

Гальтон говорил о ступенях евгенического движения: вначале это изучение природы человека, потом пропаганда евгенических идей, потом - идеальный вариант - каждый человек евгенически образован и может принимать решения самостоятельно. Однако после Гальтона развитие пошло сразу по пути практической реализации евгенических идей: появились кафедры для обучения, были открыты кабинеты для насильственной стерилизации. Это отрицательная евгеника, а положительная?

А положительная не проходила по одной простой причине - слишком трудно ввести такие законы, которые создавали бы преимущества, скажем, особо одаренным. Социальные меры вводить труднее, чем наладить стерилизацию отдельных людей. Положительная евгеника в принципе труднее по целевым установкам, если, конечно, отвлечься от вопроса, нужно ли вообще это делать. Труднее и потому, что требует подготовленности общества и экономических условий.

Кроме того, развиваться евгеника начала практически одновременно с генетикой человека. Фактически свои позиции Гальтон сформулировал лишь в начале нашего века, именно в тот период, когда начала свое шествие генетика. А что двигало развитием генетики человека? Изучение наследственных болезней. Нормально наследуемых качеств в то время было описано очень немного. В основном были известны патологические мутации.

Задача негативной евгеники на самом деле состояла не в том, чтобы сделать семью счастливой, позаботиться о благе пациента, учесть его права. По мнению евгеников, семья, отягощенная наследственной болезнью, вредит обществу, и задача в том, чтобы освободиться от индивида, имеющего патологический ген, во всяком случае, от его потомков, т.е. облегчить обществу жизнь. В сущности, это хотя и не расистская, но и негуманистическая позиция.

Умирание евгеники шло естественно и закономерно. И не так уж быстро. В первую очередь были закрыты кафедры евгеники, потому что в тех европейских странах, в которых были введены законы о стерилизации, и особенно в США, где, как известно, все делается в больших масштабах и где евгеническая практика развернулась тоже в больших масштабах, общественность начала оказывать противодействие. В тех штатах, где закона о стерилизации не было, его не стали принимать, в других же он либо отменялся, либо не действовал.

Частично и постепенно евгеника стала переходить в медицинскую генетику. Этот переход очень хорошо виден в России, хотя евгеническое движение возникло у нас много позже, чем за рубежом. Там после 16-17-го года оно уже пошло вниз, а до нас эта волна докатилась только после революции. К тому же, добавилось всеобщее увлечение идеей улучшить человечество. Верили, что человека можно переделать. Но что характерно для русских ученых - это гуманистический подход, отсутствие какого-либо насилия в рекомендациях, понимание роли воспитания. Скажем, знаменитую статью Ю. А. Филипченко о взаимосвязи образования и наследственности в воспитании талантов до сих пор можно считать классической.

И вторая иллюстрация того, что жесткой границы между евгеникой и генетикой не было. В работах основателя отечественной клинической генетики выдающегося генетика и невропатолога С. Н. Давиденкова 20-х - начала 30-х годов слово "евгенический" равнозначно понятию "медико-генетический". Он говорил о евгенических консультациях, о евгеническом предупреждении болезней, имея в виду именно такое медико-генетическое консультирование, какое существует сейчас. Просто тогда еще не было термина "медико-генетическая помощь".

Когда в Англии, в Америке, в других странах генетика человека в 50-х годах стала интенсивно развиваться, в Германии к этому направлению относились крайне настороженно. Это была расплата. Отголоски, предупреждения, чтобы генетика человека не превратилась в евгенику, можно услышать и сегодня. Но ведь в любой области можно и нужно думать об отрицательных сторонах использования научных открытий.

Последнее обсуждение итогов евгенических мероприятий состоялось в 1966 году на 3-м Международном конгрессе по генетике человека в Чикаго.

Это был последний конгресс, на повестке дня которого стоял вопрос об отдаленных последствиях евгенической стерилизации. Ненасильственной в общем-то, какая проводилась, в основном, в Дании, Швеции и США. Закон в основном касался семей с двумя и более умственно неполноценными детьми.

А результат был такой: По самым скромным оценкам 2-3% людей имеют умственную недостаточность - стабильно во всех популяциях, во всех странах. Это случаи серьезной патологии. А вообще около 10% детей не могут нормально учиться в обычных школах. Но 2-3% тоже не в полной мере наследственные, они зависят и от каких-то еще неясных факторов среды, и от взаимодействия генов и среды.

Таким образом, если говорить о стерилизации в популяционном смысле, то «овчинка выделки не стоит».

Теперь о нынешнем всплеске интереса к евгенике, связанном, без сомнения, с успехами генной инженерии, генной терапии. Возник вопрос, не опасно ли это, не приведут ли эти успехи к возрождению евгенического движения?

Во-первых, та часть генной терапии, которая сейчас широко (и очень быстро) входит в практику, касается прежде всего лечения больных. Речь идет о введении генов только в соматические клетки и только для лечения.

Здесь с точки зрения евгеники каких-либо опасений быть не может. Все опасности и сложности, возникшие на современном этапе развития генетики, в сущности, могут быть предупреждены строгим соблюдением технологии и биоэтической и правовой регламентацией деятельности врачей и генетиков. Здесь, как и в любой другой области медицины, конечно, можно легко навредить больному или даже здоровому человеку, скажем, при проведении профилактических мер. Но навредить можно и лекарствами, навредить можно процедурами. Врач иногда вредит даже словом.

Н.Б.: Сегодня генная терапия может применяться при некоторых, строго определенных наследственных болезнях. Например, при лечении первичных иммунодефицитов, а вскоре, возможно, и вторичных, например, СПИДа. Наследственный или врожденный первичный иммунодефицит -это тяжелейший недуг. Родившиеся с ним дети могут выживать только в стерильных условиях.

Не исключена также возможность лечения тяжелых форм наследственной гиперхолестеринемии - раннего семейного атеросклероза. У больного удаляют часть печени, выращивают клетки печени in vitro, вводят в них ген и возвращают их этому же человеку в суспендированном виде через воротную вену, чтобы клетки попали прямо в печень, где они оседают и начинают работать.

Довольно интенсивно ведутся исследования по лечению муковисцидоза - болезни, связанной с нарушением генетической функции эпителиальных клеток легких и бронхов. По-видимому, и здесь будут достигнуты определенные успехи, хотя трудно сказать, какой путь со временем будет проще - лекарственный или генетический. Больше всего надежд - возлагается на лечение рака. Но эта процедура более сложная - вводят гены с целью усилить иммунный ответ к опухоли. Предполагается, что косвенный способ генотерапии должен усилить иммунный ответ таким образом, чтобы уничтожить собственную опухоль силами своего же организма. Однако говорить, что какие-то из названных методов уже встали на поток, пока рано. Сегодня это еще эксперименты и пробные клинические испытания со строго регламентированными протоколами.

О манипуляциях с зародышевыми клетками с целью изменения человечества можно было бы думать, только в том случае, если эти изменения наследственного аппарата коснутся больших популяций людей и действительно улучшат какие-то их свойства: умственные способности, быстроту реакции, антропологические характеристики и т.д. Но, по моему, об этом говорить рано.

Наши знания о геноме человека в целом сейчас напоминают именно такую ситуацию - если ты сумел влезть в сложнейший, хорошо отлаженный механизм, пусть даже с изящной отверткой, это вовсе не означает, что ты тем самым его улучшил. Скорее, нанес вред.. Мы слишком мало знаем о том, как он работает. И поэтому последствия нашего вмешательства будут совсем не евгенические. Таким образом, говорить о серьезном генетическом управлении природой человека в целом нет никаких оснований.

Нам ведь всего одна вещь нужна сейчас - забота о нашей наследственности: путем исключения мутагенных факторов из окружающей среды, путем сохранения всего разнообразия человеческого рода, путем уменьшения "груза" наследственных болезней.

Строго говоря, генофонд - это пул генов. За рубежом термин "генофонд" применительно к человеку не употребляется, говорят о пуле генов, т. е. о сложенных вместе геномах всех людей - каждого из членов общества - народа, страны, популяции. Я предпочитаю называть это просто наследственностью человека. Употребляя термин "генофонд", мы придаем этому понятию технологический, селекционный смысл.

Экологическое воздействие в первую очередь ведет не к наследственным болезням, а к врожденным порокам развития тератогенной природы. Если и есть повышение их частот, то небольшое, несмотря на тяжелую экологическую ситуацию. По-видимому, эволюционно человек как биологический вид приспособился к тому, что большая часть повреждений отсекается до рождения, а уж чему надо развиться, оно должно быть хорошим. Можно даже предположить, что при ухудшении экологической ситуации дети с врожденными пороками развития будут рождаться реже, потому что больной плод в экологически плохой среде при вынашивании в утробе матери менее способен развиваться, чем здоровый.

Психогенетика и общество.

Термин "психогенетика" появился сравнительно недавно; в кон. XIX- нач. XX вв. И те исследования, которые мы бы сейчас назвали психогенетическими, проводились в рамках двух ныне почти исчезнувших наук - евгеники и педологии.

Русское Евгеническое Общество (РЕО) было организовано в Москве 15 октября 1921 г. по инициативе и под руководством основоположника отечественной экспериментальной биологии, известного генетика Н.К. Кольцова. Общество ставило перед собой следующие задачи: 1) изучение вопросов наследственности специально в приложении к человеку путем устройства анкет, обследований, экспедиций и т.д.; 2) распространение в широких народных массах сведений о законах наследственности у человека и о целях и задачах евгеники путем издания популярных книг, брошюр, устройства публичных лекций и т.п.; 3) подача советов евгенического характера желающим вступить в брак и всем, интересующимся собственной наследственностью. Ведущими методами РЕО были генеалогический метод и метод близнецов. "Русский Евгенический Журнал", выходивший в 1921-1930 гг.

История генетики насчитывает немногим более столетия. Это очень короткий период истории по сравнению со многими другими науками, однако даже за этот небольшой срок она успела значительно повлиять на общественное сознание. Бурно развивающаяся генетика постоянно "вбрасывает" в информационное пространство все новые факты, которые будоражат общество. К сожалению, вокруг генетики сконцентрировано очень много трагических событий. Первые же результаты исследований по наследственности человека породили евгеническое движение, сразу же захлестнувшее развитые страны Европы и Америки. Еще не разобравшись в законах наследственности, люди начали осуществлять социальные мероприятия, которые завершились трагедией для целых народов. Вторая трагедия произошла в СССР, где сталинщина и лысенковщина на первом этапе привели к гонениям и даже физическому истреблению в 30-х гг. ХХ в. лучших биологов-генетиков мирового значения: Н.К. Кольцова, С.С. Четверикова, Н.И. Вавилова, Н.В. Тимофеева-Ресовского, С.Г. Левита, В.П. Эфроимсона и др. Второй этап (после 1939 г) привел к сворачиванию исследований по генетике, а с 1948 по 1964 гг. генетика в СССР фактически была запрещена как буржуазная лженаука. Вследствие такой непостижимой с точки зрения здравого смысла политики государства отечественная генетика, занимавшая в начале 30-х гг. лидирующее положение в мире, переместилась на последние места.

В чем причина разыгравшихся трагедий? Пожалуй, главным образом, во всеобщей невежественности, некомпетентности, недоверии к мнению настоящих ученых и, безусловно, в преступной поспешности и недальновидности. Стоило чуть-чуть подождать, дать время на получение достоверных фактов, выяснения основополагающих закономерностей генетики, которые затем, уже обоснованно, можно будет применять на практике, и общество, благодаря истинной науке, имело бы замечательные результаты. Как часто случается, что практика опережает теорию! Действительно, кажется заманчивым быстро получить желаемые результаты: в короткие сроки создать здоровое, умное, почти безупречное поколение людей (о чем мечтали евгеники), уже завтра иметь огромные урожаи, соответствующим образом "воспитывая" рожь и пшеницу (что обещал Т.Д. Лысенко). Однако все это было лишь утопией и обернулось трагедией не только для отдельных людей, но и целых народов.

Первые успешные исследования по психогенетике в СССР, проводившиеся в Медико-генетическом институте в конце 20-х - начале 30-х гг., были насильственно прекращены, поскольку идеология государства требовала воспитания унифицированных членов социалистического общества, генетика же все более заставляла задумываться о генетической индивидуальности каждого человека.

Интеллектуальные тесты, которые начали создаваться еще в конце XIX в. учениками и последователями Ф. Гальтона, в ХХ в. продолжали совершенствоваться и к концу 60-х гг. уже широко применялись для тестирования в развитых странах Запада, особенно в США. Разрабатывались тесты не только для взрослых, но и для детей. По результатам тестирования осуществлялся отбор детей для обучения по различным программам. Таким образом, политика в области образования все более зависела от развития психодиагностики.

Никто не станет отрицать, что различия между людьми существуют. Каждый человек своеобразен как своим внешним обликом (телосложение, цвет глаз, волос, кожи, и т.д.), так и особенностями поведения (походка, жестикуляция, мимика лица, особенности речи).

Кроме различий между отдельными индивидами, психологи часто обнаруживают наличие статистически достоверных различий между группами людей, отличающихся по полу, возрасту, социальному положению, этнической принадлежности и другим параметрам. Существование межгрупповых различий также часто вызывает повышенный интерес со стороны общества. Помимо уже упомянутых расовых различий довольно остро дискутируются различия между полами. Например, оказывается, что в среднем мужчины демонстрируют более высокую эмоциональную стабильность, чем женщины. Различия между средними оценками эмоциональной стабильности мужчин и женщин весьма незначительны, однако, как правило, люди имеют тенденцию преувеличивать значимость межгрупповых различий. У большинства создается впечатление, что все женщины без исключения менее эмоционально стабильны, чем мужчины.

Иными словами, в группе крайне эмоционально стабильных людей преобладают мужчины, а в группе крайне эмоционально нестабильных - женщины. В целом же существует обширная перекрывающаяся область, в которой можно встретить и мужчин, и женщин с одинаковыми оценками эмоциональной стабильности. Точно так же воспринимаются данные о межрасовых различиях в оценках умственных способностей: людям кажется, что все негры "глупее" белых. В обществе, где декларируются равные права независимо от расовой и половой принадлежности, данные науки, указывающие на существование различий между расами и полами, всегда воспринимаются болезненно, особенно если речь идет о социально значимых психологических характеристиках.

К сожалению, история психогенетики несвободна от примеров прямой фальсификации данных с целью получения желаемого результата. Речь идет о печально известных "исследованиях" известного английского психолога сэра Сирила Берта.С. Берт в 1955 г. опубликовал результаты исследования, выполненного на идентичных близнецах, разлученных с раннего детства, в котором были приведены впечатляющие статистические данные об удивительном подобии разлученных близнецов. В 1974 г. психолог из Принстона Леон Камин, анализируя работы С. Берта, обнаружил совпадения некоторых цифр, которые показались ему маловероятными. После тщательного просмотра и сопоставления данных С. Берта Камин пришел к заключению о недобросовестности С. Берта, и тот был обвинен в научном мошенничестве.

В настоящее время на Западе явно намечается обострение полемики евгенической направленности. Все чаще появляются книги и статьи, вызывающие оживленную дискуссию не только в научных кругах, но и в обществе в целом. Все говорит о том, что идеи, сформулированные Ф. Гальтоном в конце XVIII столетия и захватившие умы тогдашней элиты и интеллигенции, по-видимому, продолжают подспудно существовать и при малейшей возможности снова пробивают себе дорогу.

Нынешнее оживление евгенического движения можно связать с бурным развитием генетики человека, благодаря успешному сотрудничеству ученых всего мира в рамках международного проекта "Геном человека".

Евгеника – учение об улучшении наследственности человека, своего рода селекция, позволяющая контролировать генофонд. Была популярна в начале 20 века, эти постулаты использовали нацисты гитлеровской Германии, что оттолкнуло от них общество. Но в начале нового тысячелетия ученые вновь заявили о пользе этого учения для науки.

Евгеника - что это?

Основные принципы евгеники первым обозначил в конце 19 века английский психолог Фрэнсис Гальтон. В 20 веке некоторые правительства даже взяли на заметку это учение для практического применения, но препятствием стали этические принципы и отсутствие высокой результативности на практике. Евгеника - это наука, определяющая принципы аутоселекции, ученые выделяют несколько форм:

  1. Биомедицинская . Вмешательство в генетику, чтобы повлиять на выживаемость и здоровье людей.
  2. Дискриминационная . Уничтожение отобранных групп населения.
  3. Репрессионная . Подавление общества насильно навязанными идеями.

Свою ценность сохранила для будущего биомедицинская евгеника, позволяющая:

  • избегать рождения детей с дефектами;
  • обследовать молодые пары на наличие наследственных отклонений;
  • составлять банк спермы и яйцеклеток известных деятелей.

Евгеника - «за» и «против»

Что изучает евгеника? Эта наука исследует проявления конкретных особенностей или генов в той или другой популяции. Исследования показали, что генные частоты меняются при:

  • мутациях;
  • естественном или искусственном отборе;
  • случайном сочетании генов у пары;
  • миграции.

Евгеника – это не только полезное, но и опасное учение. Опыт показал, что идея создать расу суперлюдей увлекала многих ученых и деятелей разных стран. Но такое увлечение стало порождением геноцида и насилия. Исследователи пытаются разделить позиции:

  1. Положительный аспект . С каждым годом в обществе увеличивается генетический груз, уменьшить его может помочь евгеника: аборты, биотестирование групп риска.
  2. Отрицательный аспект . До сих пор нет определения, как и почему наследуются дефекты, от которых всегда хотели избавить общество.

Позитивная и негативная евгеника

Утверждения о пользе и вреде практического использования этих постулатов сформулировали такие виды евгеники:

  1. Позитивная. Улучшение человеческой расы за счет приближения к уровню лучших представителей.
  2. Негативная. Удаление из генофонда носителей наследственных дефектов.

Печальную известность приобрела негативная евгеника, первыми решились побороться с деградацией человечества путем насилия в начале 20 века правители США. В штате Индиана появился закон о принудительной стерилизации алкоголиков, психически больных и закоренелых преступников, позже его нарекли «индианским». За 26 лет его применяли еще в сорока штатах, но без высокой результативности.

Позитивная евгеника

Положительная евгеника поощряет рождение потомства с лучшими генами, но она не получила отдельной программы развития, поскольку так и не было сформулировано:

  • четкого определения, какие признаки желательны, а какие – нет;
  • эффективных методов;
  • знаний о генетике ценных признаков.

Поэтому евгенические мероприятия пока ограничиваются только попытками не допустить передачу тяжелых наследственных патологий. История имеет два примера такого успешного применения:

  1. Программа предотвращения в-талассемии, которую еще называют серповидноклеточной анемией, на Сардинии.
  2. Фильтрация браков в Израиле, этим занимается специальная организация. Это стало необходимым при ярком проявлении в семьях гена Тея-Сакса, присущего только евреям. Он провоцирует рождение тяжелобольных детей, если у пары выявляют такой ген, то их отговаривают от свадьбы.

Негативная евгеника

Отрицательная евгеника имеет более четкие постулаты, поскольку нежелательные признаки определить намного проще. Их генетика лучше исследована учеными, что позволяет избежать таких проявлений. Но это направление запятнало себя насильственными проявлениями на практике:

  • уничтожение асоциальных элементов общества в нацистской Германии;
  • закон о стериализации;
  • жесткий запрет браков.

Цель подобных методов – изъятие нежелательных генов, но внедрение привело к тысячам личных трагедий. До сих пор нет четких данных, помогли ли такие методы отсеять «генетический мусор» в расе арийцев в начале прошлого века. Но снижение процента рождения больных эпилепсией детей в Швеции, когда в 18 веке появился закон о табу на брак людей с таким диагнозом, исследователи зафиксировали.


Расизм и евгеника

Люди нередко считают расизм и евгенику сходными учениями, но это не так. Евгеника, как наука, разрабатывает методы улучшения наследственных качеств человека и тормозит вырождение генофонда. А в основе расизма – утверждения о неравноценности определенных рас, только на основании другого цвета кожи, цвета волос или глаз, принадлежности к конкретной национальности. Здоровье, потенциал – то, что ценится при отборе евгеникой, расизм полностью игнорирует.

Этические проблемы евгеники

Проблемой евгеники называют этическую, поскольку сохранение жизни детям с мутациями и ослабленным физически отрицательно влияет на генофонд. Возникает противоречие: принципы гуманизма защищают любую жизнь, и при этом приводят к вырождению людей. Некоторые ученые считают, что если генетический контроль помогает избавить человечество от уродств и болезней, все средства оправданы. Большинство исследователей такие идеи евгеники не поддерживает, считая, что нужно добиваться улучшения, а не уничтожать.

Евгеника - интересные факты

Евгеника в современном мире нашла применение в генной инженерии – разработке методов снижения . С помощью основных принципов этого учения ведутся разработки:

  • в генной терапии;
  • коррекции генома яйцеклеток;
  • репродуктивном клонировании.

Грамотный подход создал науку, которая получила название «новая евгеника». В пользу правильного внедрения основных принципов свидетельствует интересный факт. До середины 60-х годов прошлого века Сингапур был одной из беднейших стран третьего мира, но через пару десятков лет превратился в сильную державу. Все это - благодаря социальной политике, специальные организации создавали браки на основе уровня интеллекта, с молодежью работали отличные психологи и врачи.