Болезни Военный билет Призыв

Европейское просвещение при петре 1. Реформы Петра I в области просвещения и науки. Истинные причины посольства

Русская культура первой половины XVIII века

Татьяна Понька

Просвещение. До Петра I просвещение было проникнуто религиозной средневековой идеологией и находилось в руках церкви. Преобразования Петра I требовали специалистов в различных отраслях науки и техники. Старая школа дать таких специалистов не могла. При Петре I отношение к просвещению меняется. Просвещение народа становится заботой государства.
Большим достижением Петра I стало то, что он заставил дворян учиться. Царь отправил за границу молодых дворян для обучения разным наукам, главным образом, "навигацким" (морским), механике, артиллерийскому делу, иностранным языкам. Он выписал из-за границы учителей. Но эти меры не решали проблемы образования. Тогда Петр I начал создавать в России сеть школ. В 1701 г. в Москве в Сухаревой башне была открыта первая в России Школа математических и навигацких наук под руководством профессора шотландского Абердинского университета Форварсона ― первое светское государственное учебное заведение. В 1715 г. под названием Морская академия она была перенесена в Петербург. В нее принимали детей от 12 до 17, затем и до 20 лет. Из Навигацкой школы вышли сотни инженеров, мореходов, гидрографов, топографов, бомбардиров и т.д. В 1705 г. пленный саксонец Глюк открыл общеобразовательную гимназию, в которой изучались география, латинская риторика, ораторское искусство, философия, иностранные языки, этика, политика, театральное искусство и верховая езда. В 1707 г. при московском военном госпитале была открыта Медицинская академия. При Посольском приказе была создана школа для подготовки переводчиков. В 1711 г. в Москве была создана Инженерная школа.
Первоначально эти школы были бессословными, и в них могли обучаться как дети дворян, так и разночинцев. Но вскоре детей разночинцев перестали в них принимать, и школы превратились в привилегированные учебные заведения для дворян. Обучение для дворянства и духовенства при Петре I стало обязательным. Государев указ от 20 января 1714 г. запрещал жениться дворянам, не окончившим какую―либо школу. Священник, не окончивший епархиального училища, не получал прихода.
Помимо Москвы и Петербурга, учебные заведения, по типу приближавшиеся к начальной общеобразовательной школе, создавались и в провинции: епархиальные (для детей священников), цифирные (для разночинцев), гарнизонные и адмиралтейские (для солдат и матросов). При наиболее крупных мануфактурах в Карелии и на Урале создавались горные школы, где готовили квалифицированных мастеров для металлургической промышленности. Для детей крестьян, особенно крепостных, существовал строгий запрет на обучение в государственных школах. Но в городах, селах сохранялись старые формы учебы ― так называемые школы грамоты, в которых постигали начала образования дети простолюдинов. В дворянских семьях начало распространяться домашнее обучение. В школах учителями обычно работали иностранцы, приглашенные на службу Петром I, выпускники самих школ.
Содержание образования стало меняться. Вместо богословия на первом месте оказались те предметы, которые давали полезные для практики знания: математика, астрономия, инженерное дело, фортификация. Со времен Петра просвещение все более приобретало светский характер и практическую направленность.
Во второй четверти XVIII в. также основное внимание уделялось образованию дворянских детей в закрытых учебных заведениях. В 1731 г. для шляхетских (дворянских) детей было открыто учебное заведение закрытого типа Сухопутный Шляхетский кадетский корпус. В переводе с французского слово "сadete" означает младший, несовершеннолетний. Так назывались во Франции молодые дворяне, зачисленные на военную службу до производства в офицеры. Рассчитанный вначале на 200 воспитанников, корпус уже в первый год принял до 360 человек. В Кадетский корпус принимались только грамотные дети дворян в возрасте от 13 до 18 лет. Учебная программа была рассчитана на 5―6 лет и включала изучение Закона Божия, русского и французского языков (во всех классах), немецкого и латыни ― по желанию, чистописание, арифметику, геометрию, географию, историю, складное письмо, риторику, юриспруденцию и музыку (для особо одаренных), мораль, геральдику, фортификацию и артиллерию. В конце курса, после строгого экзамена выпускникам предстояла военная или гражданская служба. В зависимости от успехов присваивались офицерские чины или унтер-офицерские звания. Для гражданской службы Кадетский корпус готовил чиновников, судей и дипломатов. Кадетский Шляхетский корпус нередко называли "рассадником великих людей". Из его стен вышли фельдмаршалы П.А. румянцев и М.Ф. Каменский, писатели А.П. Сумароков и М.М. Херасков, первый русский актер Ф. Волков, историк И.П. Елагин, герои Отечественной войны 1812г. генералы Д.С. Дохтуров, Я.П. Кульнев, И.С. Дорохов и др.
В первой половине XVIII в. появились профессионально ― художественные училища. Так, в 1738 г. в Петербурге была открыта Танцевальная школа, ныне ― Хореографическое училище им. А.Я. Вагановой.
Книжное дело. Развитие образования требовало издания учебников. Для школ выпускались учебная литература, буквари, пособия по механике и математике, наставления по военно-инженерному делу. В 1703 г. преподаватель Школы математических и навигацких наук Л.Ф. Магницкий издал знаменитый учебник - "Арифметика, сиречь наука числительная", по которому российские школяры учились математике более 50 лет. Были также изданы "Букварь" Ф.П. Поликарпова, "Первое учение отрокам" Ф. Прокоповича, руководство по механике Скорнякова-Писарева. Основная масса учебников была либо переводами, либо работой иностранных педагогов. Издавались словари, различные руководства по механике, технике, архитектуре. Все они, как правило, были иллюстрированы гравюрами, схемами, чертежами.
Необходимость издания большого количества книг на светскую тему потребовала реформы алфавита. Рисунки нового алфавита были выполнены в 1707―1708 гг. чертежником и рисовальщиком Куленбахом по эскизам самого Петра. В 1710 г. Петром I новая азбука была утверждена. Сократилось количество букв с 43 до 32 (потом под давлением церкви некоторые буквы были восстановлены), изменилось и стало более красивым написание букв (сложная кириллица была латинизирована), для обозначения чисел были введены арабские цифры (вместо неудобной системы обозначения буквами церковного алфавита). Отныне светские книги печатались новым шрифтом, прежним, церковнославянским шрифтом печатались книги религиозного содержания.
В 1703 г. в России появилась первая газета "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах". В редактировании газеты принимал участие сам царь. В "Ведомостях" публиковались внутренняя и иностранная хроника, сведения о военных, хозяйственных и культурных событиях. Тираж "Ведомостей" колебался от 100 до 2500 экземпляров. С 1708 г. начался выпуск массовых ежегодных календарей. В календарях содержалась разнообразная информация. Вместе со сведениями по агрономии, математике, истории, данным о погоде, "плодородии и недородии", "болезнях сего года", можно было узнать и свой гороскоп, и толкование снов.
В 1705 г. в Москве у Спасского моста в Китай-городе была основана первая типография для печатания светских книг. Во главе ее был поставлен Киприянов. При типографии Петр велел открыть библиотеку. Из-за пожара и смерти Киприянова библиотека оказалась недостроенной. Тогда за дело взялся сын Киприянова Василий. Василий на свои средства достроил библиотеку и просил, чтобы пользование книгами было бесплатным. Когда один из петровских сановников предложил на европейский манер ввести плату, Петр ему возразил: "Приказываю не только всякого пускать сюда даром, но если кто придет с компанией, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки, либо чем-нибудь иным в самых этих компаниях". Еще одна типография была открыта в 1712 г. в Санкт-Петербурге. Во главе типографий стояли не духовные, а светские лица. Открывались и другие типографии, началась их специализация по типу издания литературы (учебники, карты, таблицы, официальные материалы, духовные книги и т.д.). Книгопечатание получило небывалый размах. Особенность книгопечатания заключалась в том, что все оно было поставлено на службу преобразованиям страны. Открывались книжные лавки. В 1714 г. открылась государственная книжная лавка в петербургском гостином дворе. Здесь продавались печатные указы, азбуки учебные, "считание удобное", т.е. таблица умножения, гравюры, календари. В Москве книги можно было купить в лавке Печатного двора, в торговых рядах. Однако книжная торговля в первые десятилетия XVIII в. была еще слабо развита.
В народной среде продолжала бытовать рукописная, старообрядческая книга, лубочная картинка. Известным политическим лубком петровского времени была знаменитая картинка "Как мы кота хоронили", созданная в среде противников преобразований.
Наука. Огромное значение для становления российской науки имело учреждение Академии наук. Мысль об организации научного центра возникла у Петра еще в 1718 г., после посещения и знакомства с деятельностью Французской академии. В январе 1724 г. проект создания Академии наук и художеств, как она первоначально называлась, был утвержден Петром I. Официальное открытие Академии состоялось в 1725 г. уже после его смерти.
Создание Академии наук было крупным событием в общественно-культурной жизни России. В стране впервые возник научный центр, имевший достаточно оснащенную базу для исследования в различных областях знаний. В Академии было три отделения: математическое, физическое и "гуманиора". Первых членов Академии было 12 человек, они должны были следить за новой литературой по специальности, делать "изобретения" и выступать с докладами и "советами". Наряду с русскими учеными в Академию были приглашены иностранцы, среди которых были и крупные ученые. Академия имела библиотеку, музей, типографию, ботанический сад, обсерваторию, физическую и химическую лабораторию.
Из стен академического университета вышли многие крупные ученые, имена которых стали широко известны в русской науке и просвещении второй половины XVIII в. Академический университет закончил М.В. Ломоносов, ставший первым русским академиком.
В 1698 г. началось создание коллекции первого в России музея, названного Петром "кунсткамерой" ("кунст" по-немецки - искусство, "камер" ― комната). Основу коллекции составила анатомическая коллекция, привезенная Петром из Голландии. Петр I издал указы, которые предписывали жителям России за вознаграждение собирать и сдавать "каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи... да зеловеликие или малые перед обыкновенными, так же как и старые подписи на каменьях, железье и медни, или какое старое и ныне необыкновенное ружье, посуду и прочее все что зело старо и необыкновенно". Помимо коллекции при Кунсткамере имелась богатая библиотека, насчитывающая 11 тыс. томов. В 1719 г. Кунсткамера была открыта для свободного посещения. В 1714 году Петр I на основе своих личных коллекций создал музей, назвав его "кунсткамерой"). В 1718―1734 годах по проекту архитекторов Земцова и Матарнови было построено специальное здание у Стрелки Васильевского острова.
В первые десятилетия XVIII в. значительные успехи были достигнуты в географической науке, что было связано с практическими потребностями государства в освоении новых территорий, полезных ископаемых, с градостроительством. В 1697 г. В. Атласов провел экспедицию на Камчатку и составил ее географическое и этнографическое описание. В 1711 г. была открыта северная группа Курильских островов и составлен чертеж всей Курильской гряды. В 1711 г. от чукчей стало известно о "земле за проливом" (первые сведения об Америке). В 1715 г. в Среднюю Азию была отправлена экспедиция для поисков золота. Петр I мечтал проложить торговый путь в Индию через территорию России. С этой целью была организована экспедиция в Прикаспий. Вскоре впервые была составлена карта западного побережья Каспийского моря, впервые на карты было нанесено Аральское море, о котором европейцы не знали. Были также составлены карты Азовского моря и бассейна Дона. В ходе экспедиций изучались природные ресурсы страны, собирались коллекции по этнографии, минералогии, ботанике, биологии.
Широкий размах получили геологические изыскания. Изучение полезных ископаемых привело к открытию залежей серы и нефти в Поволжье, каменного угля в Донбассе, свинцово-серебряные руды в Забайкалье, широко разведывались железные руды на Урале. За 1700-1711 гг. в России было открыто 121 рудное месторождение. Камчатские экспедиции В. Беринга (30-е гг. XVIII в.) открыли пролив, разделяющий Европу и Азию. Итогом работы русских картографов стал "Атлас Всероссийской империи", составленный в 1732 г. И.К. Кирилловым.
Одним из достижений технической мысли было создание А.К. Нартовым, выдающимся механиком своего времени, первого в мире токарно-винторезного станка. Научные и технические данные применялись при сооружении плотин и механизмов на мануфактурах, при строительстве каналов, доков, корабельных верфей. В 1702 г. было начато строительство Вышневолоцкой системы каналов, и в 1709 г. новый водный путь был открыт.
В петровское время предпринимались попытки написания отечественной истории, был создан труд по истории Северной войны. Петр I интересовался русской историей и заставлял своих сподвижников изучать ее. В 1722 г. Петр I издает указ "О древних летописях и хронографах", согласно которому епархии и монастыри должны были собрать и прислать в Москву древних книг для снятия с них копий. Основным руководством по истории России в школах оставался "Синопсис" - первое учебно-историческое произведение, изданное в Киеве в 1674 г. По переводным учебникам изучали всеобщую историю.
Общественно-политическая мысль. В первой четверти XVIII в. активно расширяются научные и культурные контакты России с Западной Европой. В России стали известны работы крупнейших естествоиспытателей и философов: Коперника, Галилея, Ньютона, Декарта, Гоббса и др. Это привело к появлению в России гуманистических и рационалистических учений. Происходят изменения и в общественном сознании.
В общественно-политической мысли XVIII в. нашли отражение ряд новых политических, социально-экономических и культурных проблем. В петровских преобразованиях государству принадлежала ведущая роль. От государства зависела судьба преобразований. В обществе росло понимание роли государства в жизни общества. Это находило выражение в разработке идеологии абсолютизма. Утверждение или неприятие абсолютной монархии было главным водоразделом в идейных столкновениях в петровскую эпоху.
Одним из наиболее видных сподвижников Петра I и крупнейших мыслителей своего времени стал вице-президент Синода Ф. Прокопович (1681―1736). Окончив Киево-Могилянскую академию, он отправился в Польшу, где принял униатство, потом в Рим, в иезуитскую школу, принимает монашество. По неизвестным причинам он бежал из Рима и вернулся в Киев в 1702 г. убежденным противником иезуитов и "папежского духа". В Киеве он принял православие под именем Феофан и стал преподавателем поэтики и риторики в академии, с 1711 г. ― ректором. В Киеве на торжественной церемонии встречи победителей Полтавской баталии перед царем он произнес яркую речь. Личность Феофана привлекла царя тем, что молодой священник был убежденным сторонником петровских преобразований. Учреждая Синод, царь сделал Ф. Прокоповича вице-президентом Синода. Ф. Прокопович был сторонником европейской науки, обычаев, законов, русскому православию он был чужд. Вся его деятельность была направлена на отделение церкви от государства, что ослабляло положение церкви в обществе. После петровских реформ Русская церковь уже никогда не займет в обществе былого положения.
Наиболее известны два политических сочинения Ф. Прокоповича "Духовный регламент" (1721) и "Правда воли монаршей" (1722). В них он обосновывает монархическую систему правления как наиболее целесообразный тип государства в России. Прокопович рассматривает такие формы правления, как "народодержавство", при котором важнейшие вопросы решаются "согласием всех жителей", и аристократия, когда "несколько избранных мужей сословием правится отечество". Прокопович отстаивал идею наследственной монархии, где престол завещается наследнику, независимо от степени родства. В "Духовном регламенте" основная идея состоит в отстаивании приоритета светской власти над духовной. Идея независимости церкви от государства - это явный католицизм. Власть монарха объявлялась "никаким законам не подлежащей", т.е. безграничной, абсолютной. Обосновывая замену патриаршества Синодом, Прокопович подробно останавливается на достоинствах коллегиального управления церковью, отвечающего принципам "соборного правления".
После обнародования в 1722 г. Указа о престолонаследии он пишет книгу "Правда воли монаршей", в которой доказывает, что право передачи престола тому или иному лицу принадлежит исключительно личной воле самодержца.
В петровское время закладывались зачатки буржуазных отношений. Идеологом нарождающейся российской буржуазии был купец И.Т. Посошков. Сын ремесленника-серебряника И.Т. Посошков к концу жизни стал купцом-виноторговцем. В 1724 г. он написал "Книгу о скудости и богатстве", которая стала выдающимся произведением русской экономической мысли. Посошков считал, что избавить страну от бедности можно реформой управления. Для этого от всех сословий следует избрать выборных для создания единого свода законов - нового уложения. Он придавал огромное значение купечеству и предлагал меры для поощрения торговли и промышленности. По его мнению, занятие торговлей должно было быть исключительно привилегией купечества; дворянам и крестьянам занятие торговлей должно быть запрещено; русское купечество нужно защищать от конкуренции иностранцев. Импорт нужно резко сократить, а экспорт - увеличить. Он требовал, чтобы государство поддерживало купечество ссудами и передачей в собственность казенных заводов. Он выступал также за создание единой купеческой организации. Он осуждал сословное деление, считая полезным допускать на государственную службу выходцев из различных слоев общества, а не только дворян. Он осуждал чрезмерное отягощение крестьян работами, предлагал ограничить законом размер повинностей и отменить подушную подать. Он считал целесообразным распространение грамотности среди крестьян. Идеальным государственным устройством он считал абсолютную монархию, которую он противопоставлял тем странам, где короли "не могут по своей воле что сотворити, но самовластные у них подданные их". Проекты И.Т. Посошкова показались подозрительными, в 1726 г. он был схвачен Тайной канцелярией и умер в Петропавловской крепости.
Литература. Изменения в общественной жизни отражались и в литературе. В литературе продолжали бытовать старые формы, но содержание литературных произведений менялось, появлялся новый герой.
Начало XVIII в. было началом расцвета повести ("гистории"). Появляется принципиально новый герой, он образован, смел, удачлив, любит путешествия. Большую популярность приобрела "Гистория о российском матросе Василии Кариотском и о прекрасной королевне Ираклии Флорентийской". Сын дворянина Василий Кариотский отправляется на морскую службу. Он едет в Голландию, где добивается успеха на службе у купца. Попав в плен к разбойникам, он вскоре становится их атаманом, обнаружив удаль и острый ум. Галантным обхождением он покоряет высокородную пленницу - флорентийскую королевну. Освободив ее, он женится на ней и живет "в великой славе". Эта история должна была убедить читателя, что уважение, почет и богатство достигаются благодаря личным качествам человека, а не знатности рода.
Театр. Петр I в детском возрасте видел первые театральные спектакли при двре своего отца царя Алексея Михайловича. В 1702 - 1703 годах по указу Петра I открывается публичный театр в Москве "Комидийная храмина" ― большое здание, собиравшее до 500 человек; оно находилось подле Никольской башни Московского Кремля. Постановщиками и актерами в нем были в основном иностранцы, но вместе с ними выступали уже и русские актеры. Театр должен был способствовать просвещению народа, поэтому он превращался в общедоступное зрелище. В 1702 г. в Россию был приглашен странствующий немецкий театр под руководством актера и драматурга И. Куншта. Театр был открыт в 1702 г. В театре ставились пьесы светского содержания, в основном трагедии античного периода, пьесы Ж.-Б. Мольера. Свой театр содержала, подобно своему отцу, сестра Петра I, царевна Наталия Алексеевна. Театр заводила и придворная знать для узкого круга зрителей. Но театр еще был достаточно редким явлением культурной жизни.
Музыка. В начале XVIII в. произошли сдвиги и в музыкальном искусстве. Это было начало появления в России светской музыки.
Многоголосное пение находилось в расцвете. Происходят важные государственные события, и нужны были музыкальные отклики, прославляющие и власть царя, и одерживаемые им военные победы. На период петровских преобразований приходится расцвет творчества В. Титова. Композитор откликается "на злобу дня". Так, в честь победы русских войск в Полтавском сражении он пишет двенадцатиголосный концерт "Рцы нам ныне", за которым позже закрепилось название "Полтавскому торжеству". В концерте говорилось о победе русских войск и пленении шведской армии. В. Титов стал первым русским музыкантом при дворе Петра I. Затем в Петербург был переведен хор государевых певчих дьяков, созданный два столетия назад. В Петербурге он был преобразован в Придворную капеллу. Солисты хора повсюду сопровождали царя и прославляли его деятельность.
Самым распространенным музыкальным жанром петровского времени стал кант - трехголосная песня без музыкального сопровождения. Канты были разнообразны по содержанию, но в петровское время бурно развиваются канты ― виваты, или панегирические канты. В этих песнях говорилось о победе под Полтавой, Нарвой или Ригой, об измене подлого гетмана Мазепы, о бегстве шведского короля в Турцию, о смелом военачальнике Меншикове и т.д. В кантах религиозная символика очень часто переплеталась с античной мифологией (Петр часто сравнивался с Марсом). Канты изобиловали стандартными "официозами": "Орле российский, торжествуй вместе с нами!", "Виват, Россия, именем преславна!".
Появляются канты лирического содержания, в основе которых была русская интимная поэзия того времени.
В петровскую эпоху в культурный обиход широко вошла инструментальная западноевропейская музыка. Время изобиловало маскарадами, балами, фейерверками, а им нужна была музыка. Уже в первые годы своего правления Петр велел содержать в каждом военном полку духовые оркестры. Так, в Преображенском полку насчитывалось до 40 барабанщиков и 32 флейтиста. Почти столько же музыкантов было и в Семеновском полку. Помимо военных коллективов славились и музыкальные коллективы, принадлежавшие знатным вельможам. Особой известностью пользовались домашние оркестры графа А.Д. Меншикова, адмирала Ф.М. Апраксина, графа Г.А. Строганова. В салонах исполняли музыку известных в Европе авторов ― Телемана, Корелли, Тартини. Национальной инструментальной музыки в России в те времена не было, как не было и оперы.

Взойдя на престол, Петр I принял решение изменить облик страны. Его не устраивали существующие порядки и положение России на международной арене. Поэтому ему так хотелось вывести государство на лидирующие позиции во всех отношениях. Однако планируя реформы, вынужден был брать с чего-то пример. Образцом выступила прогрессивная Европа. Мы сегодня поговорим о том, какими были изменения культуры при Петре 1.

Великое посольство

Реформы культуры и быта при Петре 1 положительно отобразились на будущем страны. Что поспособствовало началу изменений? В 1697 году Россией была предпринята дипломатическая миссия в страны Европы. В ее состав входили дипломаты и волонтеры, которые ехали с целью узнать новые технологии в строительстве. Среди их числа ехал и сам царь, несмотря на то что он оставался инкогнито под псевдонимом «Петр Михайлов». Из-за своей неординарной внешности (Петр I был более двух метров ростом, а руки и ноги у него были непропорционально длинными) был в скором времени разоблачен. Также в кампании принимали участие лекари, небольшой отряд охранников и солдат, слуги. Посольство даже сопровождали личные повара и шуты.

Истинные причины посольства

Официальной задачей дипломатической миссии была своего рода «разведка» планов правителей других стран, а также сближение с потенциальными союзниками против Османской империи. Петр I хотел обрести как можно больше друзей среди европейцев, чтобы вместе с ним бок о бок вести бои с Турцией, посягавшей в то время на территорию России. Однако эта стратегическая цель была не единственной. Царь хотел посмотреть на быт и жизнь людей в зарубежных странах. Он хотел перенять у них технологии и знания, чтобы потом внедрить эти новшества в своем государстве. Действительно, культура и быт при Петре 1 претерпели много изменений. Об этом далее.

Чему учился Петр Михайлов

Сравнивая иностранцев со своими соотечественниками, Петр видел большой разрыв между ними. Помимо явного отставания в военно-технических областях, можно было увидеть огромную разницу в культурном и образовательном уровне людей. Волонтеры «великого посольства» были определены в специальные места, где они обучались строительному и мореплавательному делу. Сам Петр был и плотником, и моряком. Он ходил на лекции по анатомии. Там он познакомился с лучшими докторами. Даже увидел в одном из кабинетов препарированный труп ребенка и удивился, какой живой и превосходный вид был у мертвеца. Как повествуют биографии, Петр даже поцеловал мертвую улыбку.

Культура России при Петре 1 претерпела кардинальные изменения благодаря тому, что царь посещал множество придворных домов, светских балов, где видел общение элиты друг с другом. Ему хотелось бы, чтобы и его подчиненные не боялись высказывать свои мысли, как это делали приближенные английского короля. В этом царь и видел отличие своей страны от зарубежных. Дипломатическая миссия Петра приехала, чтобы набираться учености, но мало кто из них придавал должное внимание обычаям, нравам и правилам, которые царили в том обществе. После проживания в арендованных домах, они оставляли за собой разруху, за что потом им предъявлялись огромные даже по меркам того времени счета. Но царь подмечал и запоминал все, и эти недостатки ему хотелось искоренить.

Первые реформы

По прибытии в Москву Петр сразу же стал издавать указ об изменении существующих порядков по всей стране. Естественно, в первую очередь реформы коснулись военной сферы. Подвергались изменениям финансовая и судебная системы. До области просвещения вскоре дошел свой черед.

Образование специалистов

Культура в эпоху Петра 1 вышла на совершенно новый уровень. Уже через два года после окончания «Великого посольства» по всей территории государства начали открывать военные школы. Ведь для того чтобы вывести Россию на передовые позиции, необходимо было подготовить настоящих специалистов. В 1701 году в столице государства была открыта Навигацкая школа. Здесь учеников обучали математике, навигации, геометрии, а также знанию небесных тел. Несколько месяцев спустя был образована Артиллерийская школа. Для лекарей открыли Медицинскую школу в 1707 году, а для инженеров только в 1712 году.

Грамота для граждан

Как только в России стали появляться первые выпускники-специалисты, которые занимались строительством флота и военной техники, Петр I начал образовывать школы в губерниях. Здесь обучались дети простых жителей. В цифирные школы также поступали выпускники специальных Навигационных школ. Здесь также преподавали азы арифметики и грамматики. За все правление царя, к 1725 году, в России было построено уже 42 цифирные школы. В них обучались 2 тысячи школяров.

Дети солдат учились в отдельных заведениях - в гарнизонных учреждениях. При заводах также образовывались мастерские, куда набирали детей-подмастерьев. Им передавали все основы мастерства. Для обучения духовенства были построены епархиальные училища. В качестве единственного учебного заведения в Москве работала только Славяно-Греко-Латинская академия, которая была образована еще в 1687 году. Также для священников была образована Киевская духовная академия.

Заграничное обучение

Появилась тенденция посылать дворянских детей за границу, чтобы там они выучились какому-нибудь мастерству. Отправляли в другие страны даже взрослых людей. Среди них были, например, именитые графы Д. М. Голицын и П. А. Толстой. Петр Андреевич начал свое позднее обучение, когда ему исполнилось 52 года. К этому моменту него уже были взрослые внуки, но это не отпугнуло ученика.

Таких людей называли волонтерами. Их присылали в основном группами в такие страны, как Голландия, Франция и Англия. Основными направлениями образования были: медицина, навигация, искусство (живопись и скульптура), инженерное мастерство.

К 1725 году число обученных за рубежом россиян приблизилось к тысяче. Однако не все из них добросовестно относились к своим поездкам. Зачастую они лишь тратили казенные деньги. Возвращаясь на Родину, они не могли показать никаких навыков. Участь таких недорослей была предрешена - их отправляли в рядовые или определяли матросами на корабли.

Академия наук

Отправляясь за рубеж, русские дипломаты и послы получали распоряжение - завербовать хотя бы двух иностранцев - мастеров какого-либо дела. Таким образом, в России увеличивалось количество ученых людей. К 1725 году их набралось столько, что оказалось возможным открыть первую в стране Академию наук. Здесь обучались студенты различным серьезным наукам. Продолжить свое образование и полностью изучить свои отрасли они могли в Европе, куда отправлялись по приказу Петра I. Финансировалось это заведение исключительно на деньги страны. Государственный бюджет также распределялся на поездки студентов за рубеж. Такое явление было достаточно редким.

Открытие типографий

Для лучшего и скорого процесса обучения были напечатаны новые книги. Для этого в столице отстроили новые типографии. Некоторые из них выполняли специальные функции. Например, в Петербургской типографии печатались только официальные указы, распоряжения власти и Петра I. Также были открыты: Сенатская типография, при Александро-Невской лавре, при Морской академии и Академии наук. Начали появляться первые независимые частные учреждения: типография Василия Киприянова.

Книжные нововведения

Раньше существующие книги были трудны для понимания не только из-за большой безграмотности в стране, но и из-за сложности алфавита и шрифта. В 1708 году своим указом царь постановил упрощения языка книг. Старославянство на письме уступало место разговорной речи. До современности дошли книги и газеты, которые свидетельствовали о популяризации иностранных слов. Зачастую их использовали совершенно неоправданно в публикациях и в различных сочинениях.

Обновились и школьные учебники. Началась публикация авторских книг по арифметике, письму. Помимо теоретических знаний в них можно было найти множество практических советов: как измерить расстояние между деревьями, рассчитать высоту колодца и многое другое.

Публицистика

Петр I в области культуры провел много реформ. Он является родоначальников публицистики в России. Именно Петр 1 образовал первую в государстве газету «Ведомости» в 1708 году. Сам царь являлся автором многих ее заметок. Многие публикации проходили его редактуру. Первые издания были рукописными, поэтому количество экземпляров было очень ограничено. Однако с развитием технологий увеличился и тираж «Ведомостей». В основном на страницах газеты печатались факты о военном положении, объяснение реформ царя, с целью создать симпатию и доброе отношение народа к нововведениям. С помощью публицистического издания Петр I создавал выгодные ему и власти посылы, успокаивающие недовольства дворян и крестьян. Также газета занималась просветительской деятельностью: она делилась результатами различных экспедиций или научных исследований, давали хозяйственно-бытовые полезные советы. Также располагала информацией о старых и новых праздниках.

Популярность при Петре набирали отпечатанные календари. Помимо перечисления дат и месяцев, в них содержалась еще и другая интересная информация. Покупатели могли узнать, прочитав календарь, когда будет восход и заход солнца, заметки и догадки о погодных условиях, а также приближение празднеств.

Художественная литература

Преобразования Петра 1 в области культуры коснулись и художественной литературы. Появились новые литературные направления и течения. Теперь авторы в своих художественных произведениях поднимали новые проблемы. Стало интересно поднимать проблемы, которые бы не соприкасались со старомосковским сознанием и реалиями. Примером тому служили повести об обычных солдатах, моряках, которые выполняли свой долг, а также старанием и упорным трудом продвигались по карьерной лестнице.

Также для воспитания недорослей и прививания им правил поведения в обществе или в семье, переводились зарубежные книги. Одной из таких была «Юности честное зерцало».

Культурная оппозиция

По мере роста грамотности начала возникать и оппозиция. Ведь многие указы и реформы Петра 1 в культуре совершенно меняли устоявшийся быт дворян. По всей стране «гуляли» подметные тетради. Авторов у этих произведений, естественно, не было, ведь в них содержалась критика внутренней и внешней политики Петра. Анонимы обычно оставляли их в людных местах, чтобы как можно больше человек могли ознакомиться их содержанием и узнать «истинные» факты о «непотребном поведении» правителя. Историки считают, что в основном эти публицистические листки писались выходцами из старообрядческой сферы.

Строительство Северной столицы

Петр I заложил и построил новый город. Своим указом от 1703 года он объявил о строительстве крепости и одноименного города - Санкт-Петербург. Постройкой занимались тысячи мастеров, половина из которых погибла во время тяжелых годов упорной работы. Уже к 1712 году приближенные царя переехали со своими дворами и семьями в новый город, который стал военной и культурной столицей Российской империи на несколько веков.

Проект всего города был изначально разработан и спланирован. Улицы должны были проходить строго параллельно друг другу и пересекаться под углом 90°. Артерий Санкт-Петербурга стали называть Невский проспект. В городе начали появляться монументальные сооружения, которые славились своей архитектурой. Многие здание выполнялись в стиле барокко, украшались золотом, резным орнаментом. Все силы были брошены на то, чтобы новый город своей красотой превзошел в сотни раз старую столицу России. Ведь всем историкам известна искренняя нелюбовь царя к Москве.

Появление живописи

Список преобразований в культуре при Петре 1 был бы не полным без такого значимого, как появление живописи. Если еще XVII столетие России не знало живописного искусства, то с приходом Петра возникает действительно истинно русская живопись. На слуху стали появляться портретисты, мастера гравюры. Среди любимых сюжетов были бои и баталии, морские сражения и, конечно же, красивый город Петербург. Художественная культура при Петре 1 процветала. Известные художники - А. Матвеев, И. Никитин, Зубовы, А. Ростовцев занимались росписью художественных книг, составлением географических карт для школьных учебников. Многие живописцы приехали из Европы и, уже открывая свои мастерские, обучали русских художественным приемам. Их вклад в российское искусство нельзя недооценивать.

Театральная жизнь

Реформы Петра 1 в сфере культуры коснулись и театральной жизни. После «Великого посольства» в Москве возникает театр. В России тогда еще не было актеров, поэтому персонажей во всех спектаклях и постановках играли европейцы. Драматическое искусство также не было развито, поэтому переводчики переводили зарубежные пьесы, которые потом оказывались на сцене театров. Однако театр не был популярен среди народа. Даже сам царь в скором времени потерял свой интерес к театральному мастерству. Ему хотелось всегда быть активным героям, а не пассивным зрителем, как происходило в зрительском зале. Однако в Москве имели успех непрофессиональные, любительские выступления, подготовленные учениками академий.

Ассамблеи

Очередным новшеством для общества было введение ассамблей - предвестников будущих светских балов. На этих мероприятиях дворяне находили для себя множество развлечений. Здесь собирались только знатные люди. Простому люду быть закрыт путь на такие вечера. Сезоном проведения ассамблей считалась зима. В основном они устраивались и князей или графов, однако не редки случаи, когда ее хозяином мог стать сам Петр I.

На таком событии необходимо было представить богатый вкусный стол, большое помещение для танцев. Обустраивались специальные уголки для игр в шахматы. Поощрялось курение табака и трубок.

Появление ассамблей кардинально изменило жизнь русских женщин. Впервые для них открывалась дверь в общество. Одиночеству и затворничеству пришел конец, теперь им дали возможность показать себя. Излюбленным занятием становятся танцы. Женщины обязательно посещали такие мероприятия в богатом убранстве. Если на первых ассамблеях костюмы дам были смешны и неуклюжи, то с течением времени они оттачивали свой вкус и появлялись уже в интересных нарядах, которые привлекали всеобщее внимание. И каждая старалась перещеголять другую даму. Чувствовался конкурентный дух.

Новая мода

Реформы культуры и быта Петра 1 коснулись и внешнего вида дворян и бояр. Царь испытывал острую неприязнь к длинным платьям в пол и к широким рукавам. Поэтому на одном из шуточных пиров он пришел в бешенство и бросился с ножницами на окружающих людей и стал отрезать им рукава. Через несколько месяцев на главных столбах уже были повешены листы, говорившее о том, что теперь запрещалось носить русские платья. Дворянам надлежит надевать венгерские кафтаны. Чтобы этот указ не был сорван разгневанной публикой, к столбам приставили охрану.

Также истории известно другое происшествие с ножницами. По приезде в Москву в 1698 году царь при встрече со своими боярами лично отрезал каждому из них бороду. Стрижка не постигла только представителей белого духовенства. Брадобритие было встречено негативно в России, так как она была долгие годы своеобразным символом зажиточности и порядочности. Поэтому впоследствии она становится образом ушедшей старины и протеста против нововведений.

Не только благородное сословие подчинилось этой реформы Петра 1 в культуре. Это решение коснулось всех жителей государства. Те, кто не желал расставаться с волосами, могли заплатить налог за ношение бороды. Однако цена его была настолько высокой, что даже не все знатные князи могли позволить себе отдавать ежегодно круглую сумму. Те «счастливчики», которые осмеливались платно оставлять свои бороды, носили на груди специально отлитый бородовой знак. С одной стороны на бляхе были изображены усы, а на другой красовалась надпись: «Деньги взяты».

Летоисчисление

Очередной реформой Петра 1 в области культуры, повлиявшей на всю истории России, является новое летоисчисление. Царь объявил в своем указе, что счисление лет нужно производить по-другому. Новолетие должно было начаться с 1 января. А года отсчитывались от Рождества Христова. Таким образом, в стране закрепился новый праздник, который в современном мире считается одним из самых любимых среди жителей России.

Отмечая Новый год, Петр также ввел традицию запускать фейерверки и устраивать народные гуляния. Городские жители должны были украшать свой дом хвойными ветками, а также при возможности салютовать в честь наступления Нового года.

Таким образом, благодаря реформам культуры и быта, Петр I не только завоевал уважение к стране среди европейских государств, но и поднял культурный уровень России. Его нововведения, встреченные поначалу негативно, дожили до сегодняшних времен. Без реформ Петра 1 в области культуры история государства и современная жизнь в нем были бы совершенно другими.

Начало XVIII в. стало новым этапом в развитии России, а его содержанием вызревание в недрах феодализма капитали­стического уклада, формирование русской нации на базе ве­ликорусской народности. Оно ознаменовано реформами Пет­ра I, которые завершились оформлением абсолютной монархии, развитием светской культуры, установлением широких контактов с Европой, европеизацией всех областей жизни, появлением новых отраслей культуры: науки, театрального дела, поэзии, журналистики, портретной живописи, новых ремесел (кораблестроение и др.) XVIII в. - время кардиналь­ного перелома, перехода от «древней» России к новой.

Основные черты этого периода:

1) дальнейшее обмирщение культуры;

2) развитие личностного начала;

3) европеизация, преодоление национальной замкнутости;

4) ускорение темпов и усложнение общественного раз­вития.

Обмирщение характеризуется появлением светских школ (первые навигационная и артиллерийская (1701), медицин­ская школа, где учение приравнивалось к службе и учащи­еся получали «кормовые» деньги), в том числе начальных (циферных) в губерниях (1714), где детей обучали арифметике и началам геометрии, грамматики. Дворян стали на­правлять учиться за границу, а специальный указ 1714 г. запрещал неграмотным дворянам жениться. Во второй по­ловине XVIII в. в России насчитывалось около 20 професси­ональных школ, которые существовали как государственное учреждение. Появились учебники: «Арифметика» Магницкого (1703), календари-письмовники. Для печатания книг с 1708 г. были введены упрощенный гражданский шрифт и арабские цифры. В 1714 г. создается первая государственная библиотека, в 1719 г. открывается первый русский музей - Кунсткамера.



С 80-х гг. XVIII в. начала формироваться государствен­ная система общеобразовательных школ, и к концу XVIII в. в России было 550 учебных заведений, в которых обучалось 62 тыс. человек.

В живописи парсуны сменяются портретами (А. Матве­ев «Автопортрет с женой», И. Никитин «Петр I»).

Рост промышленности сопровождался подъемом есте­ственных наук, технических изобретений. Географы обсто­ятельно изучили плохо известные в Европе Каспийское и Аральское моря. В. Атласов - устюжский крестьянин, со­ставил первое описание Камчатки. В 1720 г. была отправле­на в Сибирь первая чисто научная экспедиция Мессершмидта. Рудознатцы нашли каменный уголь в Подмосковье и Куз­нецке, серебро и медь в Забайкалье.

Закономерным итогом петровских преобразований в сфере науки и просвещения стало открытие в Петербурге в 1725 г. Академии наук, в которой были объединены научно-исследо­вательские и педагогические функции, готовились собствен­ные научные кадры. Крестьяне М. Ломоносов, М. Головин, солдатские дети И. Лепехин, С. Крашенников были в числе первых академиков русской науки. Наука в России XVIII в. развивалась как часть науки мировой.

В Петровское время впервые решающую роль стало иг­рать личностное начало, деловые качества человека, а не его сословное происхождение.

Европеизация коснулась и быта российского: летосчисление от рождества Христова (1 января), бритье бород, одежда европейского покроя, материал одежды с фабрик, которые при Петре I получили начало (шерсть).

Новая культура, по мысли Петра I, должна была вне­дряться в русский быт с помощью «воспитывающего» зако­нодательства и совершенной структуры государственного правления. Началось это с бритья бород и переодевания Петром своих подданных после его возвращения из загра­ничного путешествия в 1698 г.

Символом эпохи стали ассамблеи, которые были введе­ны по царскому указу с 1718 г. - это была новая форма общения высшего круга дворянского общества: танцевали, беседовали, играли в шахматы. Преобразования коснулись лишь дворянства, почти не затронув крестьянство. Таким образом, в эпоху Петра начался раскол общества и культу­ры на западную европейскую культуру, цивилизацию и на народную, почвенную, крестьянскую, евразийскую культу­ру и цивилизацию.

Великие преобразования, ориентированные на приобще­ние России к западноевропейской культуре и образу жизни, проявлялись поначалу в такой радикальной форме, что, ес­тественно, это встречало сопротивление хранителей древне­русских, церковных традиций. Петровские указы регламен­тировали не только внешний облик человека, вид одежды, жилища (например, потолок должен был быть оштукату­рен), а всю жизнь человека от рождения до смерти. Каждый родившийся на свет заносился в метрическую книгу, заве­денную при церквах, чтобы его можно было вовремя опре­делить в школу, полк, канцелярию, назначить подушную подать; умершего даже хоронить надо было в гробу установ­ленного образца.

Одно из начинаний Петра I - создание всепроникаю­щей полицейской системы, охватывающей гигантское зда­ние российской государственности.

В положении о полиции воплотилась идея Петра I о вве­дении в повседневную жизнь российского общества «регулярства» (единообразия, унификации на основе западноев­ропейских принципов гражданского устройства).

Идея «регулярства» была главным элементом военной реформы. Военные успехи в Северной войне позволили рас­пространить эту идею на реформы гражданской, повседнев­ной жизни и быта. Идея «регулярства» воплотилась в орга­низующей роли государства по отношению к культуре, ее финансированию, подготовке кадров. Многие деятели куль­туры находились на государственной службе, получали жа­лованье. Достаточно вспомнить М.В. Ломоносова, Г.Р. Дер­жавина, Ф.Г. Волкова и др.

94. Культура Петербургского периода XVIII века

Центром культурных преобразований, зарождения новой культуры явилась новая столица государства - Пе­тербург. Петербург был задуман как образец новой культуры, был разработан план застройки города. Впервые русский город строился по правилам: прямые улицы, еди­ный архитектурный стиль, определена высота домов. Архитектор Леблон разработал первый план застройки горо­да, архитектор Трезини построил Петропавловский собор. В середине XVIII в. в стиле барокко архитектором Рас­трелли был создан ансамбль Смольного монастыря в Петербурге, Зимний дворец, Большой Дворец в Царском Селе и Петергофе. Выдающиеся русские архитекторы В. Баже­нов, М. Казаков в стиле классицизма создали много прекрасных зданий в Петербурге, Москве, Твери. По красоте городов и величественности зданий Россия в XVIII в. встала в один ряд с западноевропейскими странами.

XVIII век - это век просвещения, идущего из Европы и придававшего большое значение распространению науки.

Происходила аккультурация, взаимодействие культур России и Европы. Тенденция аккультурации реализовалась в том, что развитие новой культуры содействовало включению России в экономическую, политическую и культурную системы европейских народов.

Формируются характерные свойства новой российской культуры: светскость; ускорение темпов развития культуры, смены стилей в архитектуре, литературе; превращение науки в высшую ценность; активизация преобразующей де­ятельности государства.

Петровские реформы положили начало строительству новых городов, в том числе новой столицы - Петербурга, освоению новых географических пространств Причерноморья, Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии.

В свою оче­редь появление новых городов - это развитие городской культуры в ее «овеществленных» формах: школы, Акаде­мия наук, библиотеки, типографии, театры, музеи, архи­тектурные сооружения и т.д. Формируется общенациональ­ный русский язык, который впервые был закреплен в «Сло­варе Академии Российской», изданном в 90-х гг. XVIII в.

Все эти тенденции обусловили изменения в организацион­ной структуре культуры. Это, в частности, выразилось в том, что общеевропейская тенденция превращения науки эпохи Просвещения в высшую культурную ценность реализовалась и в системе русской культуры XVIII в. В 1725 г. была создана и получила государственную поддержку Академия наук, общегосударственная система образования, в 1757 г. открыта Российская императорская Академия художеств, в которой выросло новое поколение художников: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровицкий (портретисты). В XVIII в. в России проис­ходило небывалое развитие ваяния - осваиваются все жанры станковой и монументальной скульптуры: И. Мартос создает скульптуры в стиле классицизма (памятник Минину и По­жарскому), скульпторы И. Прокофьев, Ф. Шубин - бюсты Ломоносова, Потемкина, Э. Фальконе - памятник Петру I («Медный всадник»).

Реформы раскололи общество и привели к образованию двух различных укладов - «почвы» и «цивилизации». Ос­новные черты «почвы» сформировались в условиях Москов­ского царства (с ним связана основная масса населения): коллективизм, уравнительный принцип социальной справедливости, антисобственнические настроения, традиции народной культуры. Второй уклад - западного типа (с ним связана профессиональная интеллигенция, предпринимате­ли-промышленники). В России сложились две культуры, об­ладавшие разными ценностями, идеями, тяготевшие к различным путям развития. Расколотость России, противосто­яние двух культур - важнейший фактор, определивший ее развитие в XVIII-XIX вв.

Источниковедческая база исторического исследования - это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах и последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события. Историческая реальность, таким образом, должна изучаться школьником на основании комплекса вещественных, письменных и устных источников. Современные учебники по истории XVIII века имеют достаточно полный изобразительный ряд вещественных источников и в меньшей степени используют источники письменные.

Цель, поставленная в данной главе - представить обзор исторических источников, на которых основаны большинство исторических исследований реформ Петра I в области просвещения, а также проанализировать, насколько сведения об этих источниках учитываются в школьных учебниках и учебно-методической литературе, а также в материалах Единого Государственного Экзамена. петровский реформа просвещение образование

Исторические источники, позволяющие дать школьникам необходимые знания о значении реформ Петра I в области образования, можно разделить на несколько групп:

  • 1. Законодательные акты:
    • · Указы Петра I
    • · Сенатские указы
    • · Доклады Петра I
    • · Духовный регламент
    • · Об училищах (по Духовному регламенту)
    • · Проект учреждения академии
  • 2. Эпистолярные источники, в числе которых исследователи выделяют особенно:
    • · Письма Петра I
    • · Письмо князя М. Голицына из-за границы в 1711 году
    • · Замечания на проект Андрея Нартова, об учреждении академии художеств
  • 3. Источники личного происхождения, в числе которых:
    • · Журнал путешествия по Германии, Голландии и Италии в 1697-1699 годах
    • · Записки Я.К. Номена "О пребывании Петра Великого в Нидерландах"
    • · Записки И.И. Неплюева
    • · Описание поездки графа А.А. Матвеева в Париж в 1705 году
    • · Петр I во Франции (обстоятельный журнал о вояже или о путешествии его царского величества)
    • · Путешествия стольника Петра Андреевича Толстого
    • · Дневник русского путешественника первой четверти XVIII века
  • 4. Периодическая печать:
    • · Ведомости Петра I
  • 5. Учебные пособия:
    • · Юности честное зерцало или наказание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов
    • · Букварь Феофана Прокоповича "Начальное учение отроком"
  • 6. Образовательные проекты частных лиц:
    • · "Пропозиции" Ф.С. Салтыкова
    • · Проект барона де Сент-Илера для сочинения Морской академии
    • · Проект Генриха Фика: "Реляция, каким образом молодые графы, бароны, и шляхтичи в Швеции к государственным службам воспитаны и потом употреблены бывают".

Основными документальными источниками, позволяющими нам с позиции современности оценить преобразовательную деятельность первого русского императора, являются законы, изданные государством в форме императорских указов, регламентов, уставов, манифестов. Указы касались важнейших и самых разнообразных сторон деятельности государства. Регламенты - это акты, определяющие создание государственных органов управления, их состав, порядок деятельности. Уставы - это сборники законов, объединяющие нормы права, относящиеся к определенной сфере деятельности государства.

Как отмечает М.Ф. Румянцева, законодательство XVIII века отличается рядом особенностей. В это время возникают и проходят длительный и противоречивый путь становления те его особенности, которые можно определить как особенности законодательства нового времени, с одной стороны; а с другой стороны, российское законодательство приобретает ряд характеристик, свойственных законодательству империи. В XVIII в. распространяется "философское направление" в законотворчестве, которому свойственна "мысль о возможности произвольно устраивать правовую жизнь посредством новых законов", что способствует значительной активизации законотворчества и расширению сферы законодательного регулирования, а также тематики законодательства. Вот как характеризует роль законов в начале XVIII века историк М.М. Богословский: "Закон регулировал не только те отношения частной жизни, в которых соприкасаются и сталкиваются различные частные интересы и в которых он является неизбежным и естественным разделителем и умиротворителем; его бдительное попечение не прекращалось с этим кругом взаимных отношений людей к государству и друг другу, не останавливаясь перед более скрытым и неподдающимся воздействию кругом личной жизни с ее индивидуальными потребностями, склонностями, вкусами, взглядами, верованиями, мыслями и чувствами; касались таких действий личности, которые никого и ничего не затрагивали, бесцеремонно переступая пределы, установленные психологией, регулируя не только поступки, но, не стесняясь предписывать чувства и настроения. Все в этой личной сфере определялось указом, все должно было быть "указным", как тогда выражались". Это высказывание историка подтверждается десятками указов, непрерывным потоком низвергавшихся на подданных Петра Великого. Таким образом, исследование данного типа исторических источников поможет ученикам составить многомерную картину эпохи, понять задачи, масштаб и результаты деятельности Петра Великого в области просвещения. Между тем, эти источники представлены в школьных учебниках в недостаточном количестве, и восполнить этот пробел мы попробуем, продемонстрировав в третьей главе методические материалы по теме "Реформы Петра Великого в области просвещения".

Эпистолярные исторические источники позволяют лучше понять процесс становления системы российского образования в годы Петра I, этапы формирования просветительских проектов петровского окружения, исторических событий глазами их организаторов и исполнителей. Петр I в своих обширных планах по переустройству всего государства уделял большое внимание военным и морским наукам. С целью подготовки соответствующих кадров, так необходимых русскому государству, в конце XVII - начале XVIII века он посылал молодых дворян за границу для обучения "навигацким наукам". Письма русских учеников из-за границы позволяют оценить неоднозначность заграничного обучения, так как сами волонтеры по-разному воспринимали открывшиеся перед ними возможности. В современной школьной литературе эти источники представлены лишь в учебниках профильного уровня. Это небольшие цитаты в тексте параграфов или в разделе "Документы", где выдержка из исторического источника может быть более значительная. В теме "Преобразования Петра I в области культуры и просвещения" расширение источниковедческой базы возможно за счет изучения таких источников как:

  • · Письмо князя М. Голицына из-за границы в 1711 году. Анализ этого письма доказывает, что обучение за границей дворянам давалось нелегко, приходилось испытывать нужду и нищету. Кроме того, большую трудность представляло незнание латинского языка, на котором велись занятия. Вот как пишет об учении за границей князь М. Голицын своему шурину в 1711 году: "О житии моем возвещаю, житие пришло мне самое бедственное и трудное... Наука определена самая премудрая: хотя мне все дни живота своего на той науке себя трудить, а не принять будет, для того, незнамо учитца языка, не знамо науки... в пунктах или статьях написано господину камисару князю Лвову о всей канпании, которые определены навигацкую науку, то есть мореходства, чтобы были на сухом пути обучалися чертежам зимние четыре месяца, а 8 месяцев всегда бы были непрестанно на карабле; а ежели кто сего дела не обучит и за то будет безо всякие пощады превеликое бедство". Подобные письма с жалобами на тяжкую ситуацию были написаны и другими волонтерами (например, письмо Григория Турчинова царю, написанное в 1714 году, письмо Алексея Зверева, написанное в 1715 году и другие).
  • · Замечания на проект Андрея Нартова, об учреждении академии художеств (с рукописными пометками, сделанными рукой царя). Этот источник, во-первых, демонстрирует, вклад индивидуальных лиц в образовательные реформы, а, во-вторых, внимательное отношение царя к этим проектам.
  • · Письмо Петра I "Реакция о печати книги со всеми потребностями"; инструкция волонтерам, отправляемым в чужие края; отрывок из учебных записок по кораблестроению. Эти документы помогают увидеть заинтересованность царя в преобразованиях, желание проникнуть в самую суть происходящего, показывают личностное отношение Петра Великого к вопросу развития образования в стране. Интересно также и то, что при составлении инструкций и в письмах к подчиненным царь постоянно подчеркивал, что у подчиненного была возможность проявить инициативу в случае необходимости ("дается на ваше рассуждение (рассмотрение)").

Несомненно, большое значение для самостоятельной работы учащихся будет иметь анализ журналов и путевых записок тех, кто находился рядом с Петром I во время Великого посольства в Европу, помогал проводить реформы, сам обучался за границей. В этих источниках лучше всего предстает картина "чужого" (европейского) мира, так как они запрограммированы на фиксацию всего "чужого". Путевые записки отличаются откровенностью, яркостью, широтой изложения. В них содержатся интересные географические, этнографические сведения, данные о поведении и эмоциональных реакциях участников событий. Учитывая, что первоначально журналы не предназначались для публикации, можно отметить, что авторы высказывали в них свои взгляды и давали оценки событиям и людям, с которыми встречались, без оглядки на общественное мнение и цензуру. "… послы, купцы, разведчики, дворяне, путешествовавшие сами или сопровождавшие своих детей в образовательном вояже, оставили уникальные записи, порой скупо, а порой излишне велеречиво рассказывающие о культурных и религиозных переживаниях, о знаменательных или опасных встречах, об испытаниях, чужих народах, о странных обычаях и природных явлениях. Без понимания того, как авторы записок постигали "чужое", как соотносили чужое со своим, какую роль в освоении пространства играли их вера, готовность к видению и слушанию окружающего - мы едва ли сможем понять прошлое и человека в истории". Записки, журналы и прочие путевые заметки отражают индивидуальный ментальный стиль и особенности мировосприятия. А проблема изучения ментальности оказывается весьма актуальной, так как помогает приблизиться к пониманию духовной жизни людей изучаемого периода. Благодаря этим источникам история "оживает", становится ближе и понятнее для учеников.

В этом круге источников отметим:

1. Журнал путешествия по Германии, Голландии и Италии в 1697-1699 годах неизвестного автора. И.Ф. Горбунов в 1879 г. предполагал, что этим путешественником мог быть Борис Иванович Куракин. По мнению Ф. Оттена, автором записок был Андрей Матвеевич Апраксин. Неизвестная "великая особа", судя по новейшему исследованию Д. и И. Гузевичей - это Алексей Петрович Измайлов, комнатный стольник царя Петра I (умер ок. 1705-1707 гг., не оставив потомства). Автор "Путешествия" довольно обстоятельно описывает все диковинки, увиденные во время заграничного путешествия. Он явно был склонен собирать всё, что касалось природных аномалий или же устройства живых существ. Он как бы "коллекционирует" уродства или необыкновенные способности людей и животных. Например, "Младенца видел женскаго пола, полутора году, мохната всего сплошь и толста гораздо, лице поперег полторы четверти; привезена была на ярмонку. Видел тут же слона великаго, которой играл миноветы, трубил по-турецки, по-черкаски, стрелял из мушкатанта и многия делал забавы; делал симпатию с собакою преудивительно. На ярмонке видел метальника, которой, через трех человек перескоча, на лету обернется головою вниз и станет на ногах Видел у доктора анатомию: кости, жилы, мозг человеческой, телеса младенческия, и как зачинается во чреве и родится. Видел сердце человеческое, легкое, почки, и как в почках родится камень; и вся внутренная рознета разно, и жила та, на которой печень живет…". "3 горло и кишки. Жила та, на которой легкое живет, подобно как тряпица старая; жилы те, которые в мозгу живут, как нитки. Видел 50 телес младенческих в спиртах, от многих лет нетленны. Видел мужеское и женское четырех лет возраста нетленны и кровь знать, глаза целы и телеса мягки, а лежат без спиртов; женскаго пола внутри сердце, печень, кишки, желудок - все нетленно; змей с ногами, голова долга, змей о двух головах. Видел зверка, которой родит чрез естество, собою с большую мышь, без шерсти, а родит от себя сквозь спину много маленьких, половина вышла, больших 20. Видел мужика безрукаго, которой в карты играл, из пищали стрелял и набивал, сам у себя бороду брил. Поставит на столе на самый край стул, а под стул поставит рюмку; станет на стул ногами и, нагняся, достанет зубами рюмку.

С шпагами танцовал, в стену бросал шпагою зело прытко, ногою писал".

  • 2. Еще одним важным источником для реконструкции событий тех лет является "Путешествие стольника Петра Андреевича Толстого". В 1697 году Петр отправил за границу 37 человек лучших фамилий для изучения науки воинских дел, а именно мореходного дела. В числе их был стольник Петр Толстой, которому в то время было 52 года, и готовность его начать в эти годы изучать специальные науки показывает удивительную силу воли. Большую часть времени П.А. Толстой посвятил знакомству с местностями: он объехал всю Италию, внимательно изучил ее и даже неплохо овладел итальянским языком, на котором впоследствии говорил и писал. Объектом специального и преимущественного интереса православного русского стольника в Италии были католические храмы и своеобразие обрядности другой христианской конфессии. "Поразительно то, как именно этот глубоко религиозный человек, при всей имманентной православию конфессиональной замкнутости и склонности неприятию и отторжению инакомыслия и иных обычаев, воспринимал то, что он видел в католических храмах Италии: без всякого преувеличения можно сказать, что он смотрел на их архитектуру, декор, иконопись и богослужебную утварь не столько глазами православного христианина, сколько восторженным взором просвещенного знатока и ценителя искусства и восхищался увиденным не как предметом культа, а как произведением искусства".
  • 3. Интересное свидетельство изучаемых событий содержат Записки Я.К. Номена "О пребывании Петра Великого в Нидерландах". Этот источник написан простым голландским купцом, современником описываемых событий. Он создает образ Петра - высоченного экзотического царя, учившегося своими собственными руками строить корабли на амстердамских верфях, образ "царя-плотника", который до сих пор волнует воображение. "Трудно представить, чтобы товарищ и соратник Петра I по монаршему ремеслу Людовик IV трудился на верфях, а вечером кутил с судовыми плотниками и матросами в портовых кабаках".
  • 4. Описание поездки графа А.А. Матвеева в Париж в 1705 году - это была первая "книга о Франции", составленная русским. Для России начала XVIII в. произведение такого жанра было новым. Автор дает подробное описание Парижа, его площадей, улиц, зданий, памятников. Крупный государственный деятель, разделявший взгляды царя на необходимость "прорубить окно в Европу", А.А. Матвеев наблюдал жизнь Франции с пристальным вниманием. Характерно, что его глубоко интересовало все новое, и он не уставал его отмечать. А.А. Матвеев проявил большой интерес к академиям. Они тем более заслуживали внимания, что были организованы правительством, притом сравнительно недавно - в середине и во второй половине XVII века. Французская академия, Академия наук, Академия надписей, Академия архитектуры, Академия изящных искусств - все они субсидировались и контролировались правительством. Матвеев воочию видел результаты их деятельности: французское искусство, французская архитектура, французская наука, французский язык достигли большого совершенства и завоевали мировую репутацию не без усилий, приложенных этими академиями. У такого высокообразованного человека и любителя искусства, каким был русский посол, "семейство" различных академий Франции вызвало заметное восхищение. Восхитился он и королевским кабинетом редкостей в Лувре. Это же впечатление, но в более слабой степени, сквозит в его записях, касающихся Парижского университета. А.А. Матвеев посетил Сорбонну, описал деятельность богословского, юридического и медицинского факультетов. Был он и в Коллеже четырех наций на театральном представлении. Несомненно, что постановка высшего образования его сильно интересовала. Он отнесся к старейшему во Франции университету и к его порядкам с должным вниманием.
  • 5. Чему учили за границей волонтеров из России, и каковы были условия их жизни и учебы, ярко описал в своих "Записках" бывший волонтер И.И. Неплюев. Петр чаще всего сам отбирал будущих капитанов. Так произошло и с группой Неплюева. В 1715 году был записан на учёбу в Новгородской математической школе, несмотря на то, что он был уже женат и имел двух детей. В июне был переведён в Нарвскую навигационную школу, а через три месяца в открывшуюся в Петербурге морскую академию, которую окончил уже в 1716 году. В сентябре того же года в числе 27 человек послан для изучения морского дела и управления галерами в Венецию. Русские юноши были определены в Королевскую Морскую академию, где занятия их состояли в изучении математики, артиллерии, фехтования, солдатских артикулов и танцев. Эта учеба не могла принести существенной пользы из-за незнания гардемаринами испанского языка: "К математике приходили, только без дела сидели, понеже учиться невозможно, для того, что мы их языка не знали". Кроме того, русские ученики находились в крайне тяжелом материальном положении. В мае 1720 года Неплюев и его товарищи после пяти лет заграничных мытарств вернулись в Петербург. 1 июля того же года молодые моряки с разным успехом выдержали в присутствии Петра I тяжелые экзамены, по результатам которых Иван Неплюев был произведен в лейтенанты галерного флота.
  • 6. "Дневник русского путешественника первой четверти XVIII века" - еще один интересный источник по нашему периоду. В тексте автор не указывает своего имени, но часто записывает: "пошли с братцем", "братец мне подарил" и т.п. Известный исследователь П.П. Пекарский предполагал, что автором этого дневника был И.Л. Нарышкин (1700-1734 гг.). Записи в Дневнике начинаются с ноября 1714 года. Вместе с Нарышкиными путешествовали и другие лица, учившиеся ними. В Дневнике автор называет Леонтьева, князя Ивана Алексеевича, князя Ивана Борисовича. По Дневнику можно проследить маршрут путешествия. Следует отметить, что в отличие от упомянутых дневников (например, П.А. Толстого, и др.), дневник И.Л. Нарышкина не претендует на литературные достоинства. Надо помнить, что его автором был очень молодой человек, воспитанный в старомосковских обычаях и впервые столкнувшийся с европейской культурой. Несмотря на то, что дневник предлагает нам не вполне типичную московскую точку зрения, тем не менее, он является замечательно документированным свидетельством образовательного процесса, тщательно продуманного как завершение изучения навигацкого дела, чему русские юноши посвятили первую половину своего пребывания за границей. Педагогические усилия Петра, окружавшего неусыпной заботой своих юных кузенов во все время их долгого пребывания за границей, преследовали те же цели, которые почти в то же время побудили его к изданию "Юности честного зерцала". К сожалению, мы мало знаем о жизни Ивана Нарышкина после его возвращения на родину, чтобы установить, оправдали ли результаты его обучения надежды Петра.

Богатый материал для основного и дополнительного изучения на уроках истории содержит периодическая печать. Периодическая печать - вид исторических источников, представленный долговременными изданиями периодического характера, функциями которых являются организация (структурирование) общественного мнения, осуществление идеологического воздействия государства, информационное обслуживание экономической деятельности в сфере частного предпринимательства, установление обратной связи в системе управления. Периодическая печать делится на три разновидности: газеты, журналы, повременные издания научных обществ.

В первой четверти XVIII века в России выходила лишь одна газета. 15 декабря 1702 года царь подписал указ о создании первой печатной газеты "Ведомости", а 17 декабря 1702 года появился первый номер этой газеты. Именно его исследователи журналистики и называют пионером российской периодической печати. На страницах "Ведомостей" печатались главным образом материалы военного и экономического характера. Например, газета сообщала об осаде Нотебурга, Нарвской, Полтавской битвах и других событиях. Содержание "Ведомостей" полностью соответствовало тем задачам, которые ставились перед этой газетой русским государством. Вместе с тем, в "Ведомостях" не было того субъективизма, который стал признаком журналистики в последующие периоды.

Через год после начала издания тираж "Ведомостей" достиг нескольких тысяч экземпляров. Наибольшими тиражами отмечались крупные успехи России в войне. Например, сообщение о Полтавской битве было отпечатано в количестве 2,5 тыс. экземпляров. Однако были сообщения и о школах, и об учениках, в них обучающихся: "Повелением его величества школы умножаются, и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили. В математической штюрманской школе больше 300 человек учатся и добре науку приемлют...". Особенностью петровских "Ведомостей" было то, что они не грешили искусственным "газетным" языком. В них звучала сочная, повседневная речь военного люда, простонародья, торговых рядов, ремесленных слобод, духовенства. Неизбежные термины чужих языков сопровождались переводами. В первые годы своего существования газета уделяла основное внимание пропагандистским задачам. Первые номера "Ведомостей" редактировал директор печатного двора Федор Поликарпов - литературно образованный человек, поэт. Поначалу "Ведомости" набирались церковнославянским шрифтом. Однако с введением 1 февраля 1710 года более удобного для печатного дела гражданского алфавита газета перешла на новый шрифт.

При планировании на уроках работы с материалами периодической печати важно правильно методически определить цель, продумать информационные потребности и соответствующие им возрастные познавательные возможности учащихся, а так же заранее рассмотреть разновидность используемого материала. Материалы периодической печати являются важным "дополнением" к тексту учебников по истории. Они нередко содержат схемы, карты, выдержки из официальных документов, которые могут удачно вписаться в общую канву урока, обогатить его содержание. В то же время необходимо помнить, что первое условие использования материалов прессы на уроке - грамотное преподнесение ученикам разнородной информации.

Говоря об источниках, используемых для изучения реформ Петра Великого в области образования, нельзя не остановиться на книге "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов". Этот памятник русского просвещения начала XVIII века представляет собой руководство как для школ, так и для домашнего воспитания светского юношества. В создании данного учебного пособия принимал активное участие и курировал его издание сподвижник Петра, Яков Брюс. Первое издание вышло в Петербурге в феврале 1717, имело большой успех, и в том же году было переиздано дважды, а затем в течение XVIII столетия переиздавалось многократно. "Зерцало" было издано в соответствии с духом петровских реформ, когда основу всей книгопечатной продукции составляли разного рода руководства и наставления. В 1-й части книги были помещены азбука, таблицы слогов, цифр и чисел, религиозные наставления. Вторую часть книги составляли правила поведения для юношей и девушек дворянского сословия. Следует отметить, что в большинстве современных учебников даются выдержки из "Зерцала" и вопросы к ним. Однако данный источник можно более широко использовать для учащихся среднего звена.

Другим важным пособием на всю первую половину XVIII века определившим начальное образование, стал букварь Феофана Прокоповича "Начальное учение отроком". По этому букварю учились дети во всех светских и духовных школах первой половины 18 века. В букваре Прокопович высказывает прогрессивные взгляды на обучение и воспитание детей, при этом текст книги отличает простой и понятный стиль изложения, а содержание букваря располагает к осмысленному и углубленному чтению. На протяжении всей жизни Феофан Прокопович совершенствовал свои знания (в языках, философии, науках) и призывал других к постоянному учению, так как считал, что "прямым учением просвещенный человек никогда сытости не имеет в познании своем, но не перестает никогда учиться".

Изучение различных образовательных проектов позволяет увидеть вклад частных лиц в развитие просвещения в первой четверти XVIII века. Интерес представляет "Пропозиция" Ф.С. Салтыкова, в которой изложен план распространения в России женского образования, а также создание в каждой губернии библиотеки. И.Т. Посошков в "Книге о скудости и богатстве" и сочинении "Завещание отеческое к сыну" изложил прогрессивные идеи о необходимости обучать народ грамоте, создавать школы, печатать книги на русском языке, упростить церковнославянский алфавит. По его мнению, надо издать закон, обязывающий помещиков учить крестьян, потому что грамотные крестьяне принесут больше пользы и помещику и государству. "...Паки немалая пакость крестьянам чинится и от того, что грамотных людей у них нет. Аще в коей деревне дворов двадцать или тридцать, а грамотного человека ни единого у них нет, и какой человек к ним не приедет с каким указом или и без указу да скажет, что указ у него есть, то тому и верят и оттого приемлют себе излишние убытки, потому что все они яко слепые ничего не видят, не разумеют. И того ради многие, и без указу приехав, пакости им чинят великие, а они оспорить не могут, айв поборах много с них излишних денег емлют, и оттого даровой приемлют себе убыток.

И ради охранения от таковых напрасных убытков, видится не худо б крестьян и поневолить, чтоб они детей своих, кои десяти лет и ниже, отдавали дьячкам в научные грамоты и, науча грамоте, научили бы их и писать. И чаю, не худо бы так научить, чтобы не было и в малой деревне без грамотного человека. <…> А егда грамоте и писать научатся, то они удобнее будут не токмо помещикам своим дела править, но и к государственным делам угодны будут. Наипаче же в сотские и в пятидесятские вельми будут пригодны и никто уже их не изобидит и ничего с них напрасно не возьмет".

Подводя итоги второй части работы, необходимо подчеркнуть значение работы с письменными историческими источниками

Была направлена к тому, чтобы открыть для его государства возможность просвещения. Стремление к морям, сближение с иноземцами, переделка внутренних порядков на европейский лад – все это имело целью усвоить Руси блага общечеловеческой культуры. Вся работа Петра точно соответствовала тому девизу, который был вырезан на одной из частных печатей Петра Великого: «Аз бо есмь в чину учимых и учащих мя требую». Именно потому, что вся жизнь, личная и общественная, для Петра была сплошным учением и усвоением полезных знаний и навыков, самая наука представлялась Петру прежде всего с практической ее стороны. Выучиться чему-нибудь необходимо было для жизни, для дела, для того, чтобы тотчас приложить знание на практике. Дворянин должен был знать грамоту и счет – для пользы службы, к которой он готовился смолоду. Для пользы службы надо было дать служащим техническую выучку. Так возник при Петре ряд практических школ для преподавания знаний по грамоте русской, по иностранным языкам, по математике, морскому делу, инженерному делу, счетоводству и т.д. Узкопрактический характер этого элементарного обучения создал общее мнение, что просвещение при Петре было исключительно утилитарным, руководилось только соображениями практической пользы.

Но Петру очень свойственна была мысль о необходимости просвещения и науки вообще. Он принимал меры и к тому, чтобы, независимо от надобностей данной минуты, вообще поднять культурный уровень общества. Для этого, например, Петр заботился о переводе с иностранных языков разного рода полезных книг и об издании их в свет. Переводить он приказывал общедоступным разговорным языком, а не высоким славянским книжным слогом. Печатать же книги Петр приказывал новым упрощенным шрифтом («гражданской азбукой»), причем сам придумал форму этого нового шрифта. Для распространения в обществе политических сведений и новостей, а также разного рода правительственных извещений Петр начал издавать в Москве «Ведомости о военных и иных делах» (1703). Эти «Московские Ведомости» были первою русскою газетою. В конце своего царствования Петр задумал и совершенно подготовил учреждение в Петербурге академии наук для научных исследований и обучения наукам. В эту академию были вызваны ученые из Германии в надежде, что они со временем подготовят и русских ученых.

Петр думал не только об образовании, но и о воспитании русских людей, о создании новых форм общественности и сближении русских нравов и обычаев с европейскими. Перемена костюмов и причесок была первым шагом в этом направлении. Чтобы научить, как держать себя в обществе по-европейски, учтиво и прилично, Петр приказал перевести и напечатать особое руководство хорошего тона: «Юности честное зерцало или показание житейского хождения». Петр охотно устраивал разного рода публичные церемонии и праздники, показывая народу образчики общественных торжеств на европейский лад. В особенности любил он уличные маскарады, состоявшие из мифологических и этнографических шествий и картин, и сам лично принимал участие в этих шуточных торжествах. (Надобно, впрочем, заметить, что по грубости нравов той эпохи подобные торжества иногда переходили в мало назидательный разгул.) Самым же оригинальным средством перевоспитать общественные нравы при Петре явились «ассамблеи ». Это были публичные собрания, которые, по приказанию царя, устраивались по известной очереди в домах знатных и богатых людей. На ассамблеи все дворяне и знатные горожане могли являться без зова со своими семьями. Петр желал, чтобы от ассамблей не уклонялись, и потому на ассамблею многие ездили и возили своих жен и дочерей иногда и против воли. Самая ассамблея состояла в том, что гости беседовали, танцевали, играли в разные игры, пили и ели. Церемоний при этом не было, и хозяева даже не встречали гостей.