Болезни Военный билет Призыв

Внутрисистемные связи евгеники с другими науками. Позитивная евгеника: Сингапур. Евгеника в России

Что такое евгеника и как она появилась? С развитием биологии человечество пыталось найти новые способы повышения урожайности взращиваемых культур и улучшения показателей производительности домашних животных. Для достижения этих целей использовали методы селекции. Одновременно с этим в научных кругах нарастало желание применить полученные навыки для улучшения собственного генофонда. Попытки воплотить эти идеи в жизнь и отразились в новом учении - евгенике.

Основные понятия

Что такое евгеника? Можно ли назвать это направление научным, и есть ли у него будущее? Об этом до сих пор ведутся споры. Кто-то называет евгенику псевдонаукой, кто-то - наукой будущего. Для многих деятелей, занимающихся вопросами улучшения генотипа, грань между научными исследованиями и расизмом является слишком тонкой. В этом учении пересекаются этические и социальные нормы, поэтому воспринимать его только как науку нельзя.

Термином «евгеника» обозначают научную деятельность, направленную на сохранение и улучшение наследственных характеристик человеческого организма. Слово это греческого происхождения и дословно обозначает «хороший род». Таким образом, евгеника - это наука, изучающая влияние различных окружающих и наследственных факторов на врожденные качества человека. Цель деятельности - определить негативные показатели и свести их присутствие к минимуму.

Многие ученые в разное время стремились отделить внешние факторы от генетических. Однако, как показали исследования, это невозможно. Эти факторы взаимодействуют между собой. Так, например, климатические условия формируют такие свойства организма, как пигментация кожи, а социум, в котором обитает человек, оказывает значительное влияние на его психику в целом.

Виды евгеники

Принято выделять два основных направления:

1. Позитивная евгеника. В этом случае улучшение наследственных характеристик достигается путем стимуляции распространения генотипов, свободных от заболеваний, которые способны передаваться из поколения в поколение.

2. Негативная евгеника. Это направление считается более жестким и категоричным. Оно препятствует распространению негативного генофонда.

Позитивная евгеника является более щадящей. Однако она не получила распространения, и методы ее применения так и не были сформированы. Причина в том, что до настоящего времени нет четкого понимания того, как вывести и сохранить ценный генофонд.

С негативной евгеникой дела обстоят значительно проще. Существует богатая практика выявления нежелательных наследственных качеств, которую можно успешно применять. К сожалению, опыт использования этих методов довольно печален. Что такое евгеника негативная на практике? Именно ее применяла нацистская Германия, пытаясь уничтожить асоциальных, по ее мнению, представителей общества. В США и некоторых странах Европы насильно стерилизовались преступники, душевнобольные и другие люди, неугодные обществу.

Предыстория

О селекции человеческого вида впервые серьезно заговорили после выхода в свет теории Дарвина о происхождении видов. Именно тогда вопросы эволюции и поиски способов влияния на нее обсуждались во всех научных кругах.

Следует отметить, что идеи улучшения генофонда существовали с древних времен. Например, древнегреческий философ Платон считал, что людей неполноценных и порочных не следует лечить, а «моральные выродки» должны подвергнуться казни. Слабых и болезненных детей в Спарте и странах Скандинавии умерщвляли во младенчестве, так как считалось, что они не смогут справиться с суровыми жизненными условиями. Царь-реформатор Петр Великий даже издал указ, в котором говорилось, что «дураки, что ни в какую науку и службу не годятся», не должны воспроизводить потомство, так как «доброе наследие» у них отсутствовало и не могло передаться их детям.

История возникновения

Вопросы и задачи евгеники человека первым сформулировал натуралист Фрэнсис Гальтон из Англии. Он был знатного происхождения и приходился Чарльзу Дарвину двоюродным братом. Начиная с 1863 года он изучал родословные благородных семейств, пытаясь выявить закономерность наследования умственных и физических данных потомками. Первые его наработки были опубликованы в 1965 году в статье «Наследственный талант и характер». Через четыре года в свет вышла его книга «Наследование таланта».

Термины и основные положения новой науки были сформулированы в 1883 году. Они касались селекции сельскохозяйственных культур, улучшения породы домашних животных, сохранения и облагораживания человеческого вида. Эти аспекты были описаны в первой книге по евгенике, вышедшей в том же году.

Следует отметить, что в царской России тоже велись аналогичные научные исследования. Врач и писатель Василий Маркович Флоринский в 1866 году опубликовал свой труд «Усовершенствование и вырождение человеческого рода».

Формирование евгеники как науки

В 1907 году Фрэнсис Гальтон определил евгенику как науку, которая занимается улучшением врожденных характеристик расы. С этого момента она стала заниматься вопросами исключительно человеческого генофонда. Появилось и другое определение евгеники. Это наука, использующая методы социального влияния на эволюцию человеческого вида.

Несмотря на то что Гальтон проповедовал позитивные меры улучшения расы, в 20 веке почти во всех развитых государствах широкое распространение получила негативная евгеника. В 1920 году в СССР было образовано Русское евгеническое общество, в котором участвовали ведущие генетики и врачи того времени. В странах Европы активно применялась принудительная стерилизация. Такая мера использовалась и в США.

В начале прошлого столетия появилось устойчивое словосочетание - индианский метод. В истории евгеники это был первый опыт использования негативного направления. Название методу дал штат Индиана, где эта практика применялась первоначально. Позже она распространилась и в других штатах. Начиная с 1904 года, согласно официально принятому в США закону, принудительной стерилизации подвергались «нежелательные обществу» люди. Это были преступники, наркоманы, алкоголики, душевнобольные.

Евгеника в СССР

История русской евгеники началась в 1920 году с основания Русского евгенического общества. Во главе этой группы стоял биолог-новатор, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук Николай Кольцов. Он также являлся редактором «Русского евгенического журнала».

В стенах Общества проводилась активная научно-исследовательская деятельность. Участники занимались изучением фенотипа и генотипа человека. Они собирали данные русских семейных хроник, проводили анкетирование людей с выдающимися способностями. Целью этих исследований был поиск закономерности наследования и приобретения тех или иных способностей человека.

Кардинальное отличие русской евгеники от евгеники других государств в том, что в СССР не принимались меры по стерилизации и истреблению носителей нежелательной наследственности. В труде Кольцова об улучшении породы человека была сформулирована идея создания человека созидающего (HomoCreator). Биолог считал, что снижение рождаемости искусственным путем приведет к отрицательному результату в вопросе улучшения генофонда. Верным методом, по его мнению, являлось создание благоприятной среды для поддержки носителей хорошей наследственности.

Генетик Юрий Филипченко и евгенист Михаил Волоцкий, напротив, считали евгенический опыт стерилизации, применяемый в США, наиболее удачным. Психиатр Виктор Осипов главным фактором, влияющим на вырождение русской нации, считал алкоголь.

Ученый Серебровский предлагал создать отдельную евгенику для каждого класса. Это было вполне логично, ведь каждая социальная группа имела определенный набор положительных и отрицательных качеств, сложившихся поколениями. В целом, утверждал он, для достижения целей, которые преследовала евгеника, необходимо улучшить условия жизни граждан. Также он предлагал создать банк спермы с образцами семенной жидкости представителей социальной элиты для искусственного осеменения женщин.

С приходом к власти Сталина наука претерпела ряд изменений. Общество, образованное в 1920 году, распалось. Евгеника переродилась в медицинскую генетику.

Наука и нацизм

В первой половине 20 века принудительная стерилизация была популярна и в Германии. Однако меры евгеники Третьего рейха были значительно жестче, чем в других странах Европы. Потомство запрещалось иметь не только больным и неблагонадежным гражданам. Эта участь постигла цыган и евреев. Такие же меры были предприняты и относительно людей с коммунистическими взглядами. Затем было принято решение не только стерилизовать неугодных Третьему рейху людей, но и истреблять их физически. Изначально такие меры осуществлялись только на территории Германии, но позже распространились и на захваченные нацистами земли.

Немцы считали, что такая «евгеника» предотвратит вырождение арийской расы, единственными представителями которой они и были. Однако это был геноцид в самом жестоком его проявлении.

После Второй мировой войны отношение к евгенике кардинально изменилось. На нее плотно легла тень фашизма и тех ужасов, которые происходили под руководством Гитлера. С того времени люди, не посвященные в тонкости науки и историю ее происхождения, неумолимо ассоциирует ее исключительно с Третьим рейхом. Именно это является основной причиной негативного отношения к науке.

Проблемы евгеники

На Нюрнбергском процессе ученые-евгенисты Третьего рейха были причислены к палачам за опыты, проводимые над заключенными, а на само учение было наложено строжайшее табу. Кроме того, в обществе вызывали критику и некоторые методы, предлагаемые евгенистами. В Советском Союзе, например, предлагалось ввести искусственное осеменение женщин.

Основной проблемой, с которой столкнулась евгеника, является недостаток информации о передаче положительных и отрицательных наследственных качеств из поколения в поколение. Нет формулы, которая определяла бы и прогнозировала наличие высокого уровня интеллекта или таланта в какой-либо области у детей. Из этого следует, что позитивная евгеника построена на гипотезах и не имеет научного подтверждения. А негативное направление встретило резкую критику общества.

Евгеника как научная деятельность начала возрождаться спустя много лет. Преимущество отдается исследованиям позитивного направления. Современные ученые в большинстве своем склоняются к мнению, что эта наука сегодня утратила смысл. Поставленные цели так и не были достигнуты, а деятельность, которая первоначально позиционировалась сугубо научной, тесно переплелась с нормами этики и морали.

Евгеника и права человека

Всем известно, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями. Так произошло и с евгеникой. Наука столкнулась с моралью. Дело в том, что процесс совершенствования начинается с определения эталона, к которому следует стремиться. Таким образом происходит выявление хороших качеств и плохих. В евгенике разделение произошло на людей, достойных жить и производить потомство, и недостойных.

Следует отметить, что количество неугодных обществу значительно превосходило число тех, у кого наблюдалась положительная наследственность. Ведь среди них были не только больные и преступники. Отбор происходил по целому ряду признаков, которые часто не имели никакого отношения к наследственности. Это могла быть религия, социальная принадлежность, уровень достатка.

Чтобы избежать ущемления прав и свобод человека, был принят ряд юридических мер. Странами Европы были подписаны конвенции и декларации, посвященные этой теме. Согласно Хартии основных прав Европейского Союза (2000 год), евгеника стала запрещенной наукой.

Евгеника сегодня

В современном мире задачи евгеники решаются наукой генетикой. Пары, желающие иметь ребенка, но опасающиеся появления у малыша наследственных заболеваний, могут при помощи специалистов провести анализ своих данных и оценить риски. Такое консультирование позволяет рассчитать вероятность того, что потомство будет/не будет обладать тем или иным пороком.

Широко используются методы пренатальной диагностики. Исследование плода, развивающегося в утробе матери, помогает выявить большинство наследственных заболеваний и патологий. В случае необходимости женщина имеет возможность прервать беременность на ранних сроках.

Генная инженерия занимается непосредственно нахождением и исследованием способов, которые могли бы позволить улучшить генофонд и избавить человечество от заболеваний, передающихся по наследству.

Другая евгеника

Если вплотную заняться поиском сведений о евгенике, на страничках информационных ресурсов можно найти ответы, никак не связанные с наукой. В выпадающем списке появляются словосочетания: «евгеника инстаграм», «евгеника дидюля», «евгеника певица» и тому подобное. Что обозначают эти фразы и какое отношение они имеют к селекции человека? Абсолютно никакого.

Под звучным псевдонимом Евгеника скрывается Евгения Дидюля. «Певица. Актриса. Модель. Телеведущая. Чудо-жена» - так пишет она о себе в социальных сетях. В данный момент она задействована в проекте «ДиДюЛя». Кроме того, она является блогером и часто появляется в различных ток-шоу.

Евгения имеет два высших образования по специальности «Вокал», замужем, у нее есть дочь. Ее муж - Валерий Дидюля, знаменитый гитарист-виртуоз, композитор и шоумен. По совместительству он является продюсером красавицы.

В своем блоге Евгеника Дидюля читает различные саркастичные стишки. Авторы этих стихов - режиссер Олег Ломовой, сетевая поэтесса Юлия Соломонова и другие.

Творчество Евгеники

Певица выпустила свой первый альбом летом 2017 года. Он называется «Оптимистка». Песни Евгеники наполнены юмором и жизненной простотой. Как утверждает сама исполнительница, они полностью отражают ее характер и взгляды на жизнь. Клипы певицы также юмористичны. Кроме того, она не стесняется показаться публике как в откровенных нарядах, так и в мужском образе. Ярким примером тому служит клип на песню Евгеники «Бабы».

Введение

    Понятие евгеника

    Виды евгеники

    Евгеника и современность

    Заключение

    Литература

Введение

Не так давно в нашей науке слова «евгеника» и «генетика» были ругательными. С генетики проклятие со временем сняли, а вот евгеника – наука об улучшении человеческого рода – так и остается чем-то сомнительным, связанным с бесчеловечными экспериментами нацистов и другими опытами того же толка. Евгеника – это что-то вроде "больного вопроса" для человечества. Поэтому поговорить о ней не только интересно, но и полезно.

Это учение в современном его понимании зародилось в Англии, его лидером был Френсис Гальтон - двоюродный брат Чарльза Дарвина. Именно Гальтон придумал термин «евгеника».

В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках генетики человека. В связи с быстрым развитием генетики вообще и геномики в частности евгеника как самостоятельная наука утратила свой смысл.

Понятие евгеника

Евгеника (от греч. – «хорошего рода», «породистый») – учение о наследственном здоровье человека, а также о путях улучшения его наследственных свойств. В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках генетики человека.

Первый, кто поставил перед собой этот вопрос, был Фрэнсис Гальтон - двоюродный брат Чарльза Дарвина. Гальтон намеревался сделать евгенику, которая, по его мнению, подтверждала право англосаксонской расы на мировое господство, «частью национального сознания, наподобие новой религии».

Хорошо известны предложения Платона по евгеническому устройству общества. Он считал, что не следует растить детей с дефектами или рожденных от неполноценных родителей.

Виды евгеники

Различают «позитивную» и «негативную» евгенику (хотя грань между ними условна).

В позитивной евгенике во главу угла ставится вопрос о содействии воспроизводству людей с генетическим кодом, не загрязненным наследственными заболеваниями, а также людей с высоким интеллектом.

В негативной евгенике большее внимание уделяется прекращению воспроизводства физически или умственно неполноценных людей, а также людей, имеющих опасные наследственные заболевания. Негативная евгеника требует, чтобы "негодный человеческий материал" более не размножался. Из данных генетики был сделан вывод, что люди так же, как и растения и животные, должны быть отделены от своих менее полезных членов посредством принудительной стерилизации, тогда как размножаться могут только самые здоровые особи.

Широкую реализацию получила негативная евгеника: во многих странах мира быстро завоевала популярность «научно обоснованная» стерилизация людей, объявленных в конкретном обществе неугодными.

В Китае, Индии широко практикуют диагностику пола плода и часто абортируют девочек. В Германии были объявленные неполноценными евреи и цыгане, несущие угрозу политическому строю представители других политических партий, душевно больные люди, а также гомосексуалисты; в США стерилизации и кастрации подвергались половые извращенцы и коммунисты.

Евгеника и современность

Доводы «За»

Предполагается, что в развитых странах растет т. н. генетический груз. В том числе это может быть результатом сохранения маложизнеспособных особей. Второй причиной роста генетического груза является развитие медицины, которое позволяет дойти до репродуктивного возраста лицам, имеющим значительные врожденные генетические аномалии или заболевания. Эти заболевания ранее были препятствием к передаче дефектного генетического материала следующим поколениям.

Доводы «Против»

Во-первых, слабо изучено наследование многих признаков, которые рассматриваются в современном обществе как отрицательные и положительных.

Во-вторых, лица, страдающие врожденными соматическими дефектами могут обладать интеллектуальными качествами, ценными для общества.

Заключение

Итак, евгеника безусловно послужила одним из стимулов зарождения и развития генетики человека и ее важной части - медицинской генетики. Поставленные евгеникой цели - освободить генотип человека от вредных наследственных задатков и обогатить его ценными для физического и умственного развития генами - полностью актуальны и теперь.

Как бы ни были гуманны побудительные мотивы евгеники - сделать человечество более здоровым, красивым, одаренным и, в конечном счете, более счастливым, - в самой ее сути есть какой-то изъян. Она не вписывается в сложную структуру человеческого общества, сотканного из противоречий не только биологических, но и юридических, социальных, психологических, религиозных.

Литература

    http://ethology.ru/

    http://www.13min.ru/

    http://www.53l.ru/

    http://ru.wikipedia.org

Евгеника — учение о селекции применительно к человеку, о путях улучшения наследственных свойств человека. Цель учения - борьба с явлениями вырождения в человеческом генофонде. Евгеника была широко популярна в первые десятилетия XX века.
Различают «позитивную» и «негативную» евгенику. Цели:

  • позитивной евгеники — содействие воспроизводству людей с признаками, ценными для общества (отсутствие наследственных заболеваний, хорошее физическое развитие, высокий интеллект).
  • негативной евгеники — прекращение воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, считающихся в обществе физически или умственно неполноценными.

«Русское Евгеническое Общество», созданное в 1920 г., отвергало негативную евгенику и занималось проблемами позитивной евгеники.
Однако, грань между негативной и позитивной евгеникой условна. Основные мировые религии, исходящие из сакральности факта зарождения новой жизни, в настоящее время осуждают евгенику как попытку вмешательства в деятельность высших сил. По сути, евгеника была известна и в Древнем мире. В Спарте неполноценных детей по решению живьём сбрасывали в пропасть. Правда, греческий профессор Теодорос Пициос в 2007 г. оспорил этот факт, опираясь на результаты археологических исследований.
Платон писал, что не следует растить детей с дефектами, или рождённых от неполноценных родителей. Неполноценным, а также жертвам собственных пороков должно быть отказано в медицинской помощи, а «моральных выродков» следует казнить. Идеальное общество, по Платону, обязано поощрять временные союзы избранных мужчин и женщин с тем, чтобы они оставляли высококачественное потомство.
Народы крайнего Севера практиковали убийство физически неполноценных новорождённых, как физически неспособных выжить в суровых условиях тундры.
Основные принципы евгеники были сформулированы английским психологом Фрэнсисом Гальтоном в конце 1883 года. Он предложил изучать явления, позволяющие улучшать наследственные качества будущих поколений, таких как одаренность, умственные способности, здоровье. Первые эскизы теории были представлены им в 1865 году в статье «Наследственный талант и характер», а также в книге «Наследование таланта» (1869).
В 1883 году Гальтон ввел понятие евгеники для обозначения научной и практической деятельности по выведению улучшенных сортов культурных растений, пород домашних животных, по охране и улучшению наследственности человека.
Гальтон был расистом и считал африканцев неполноценными. В своей книге «Тропическая Южная Африка» он написал: «Эти дикари напрашиваются на рабство. У них, вообще говоря, отсутствует независимость, они идут за хозяином, как спаниель»
Однако не о выведении "новой расы" мечтал Фрэнсис Гальтон. Усилиями нацистов репутация евгеники была полностью запятнана. А ведь эта наука могла бы спасать людей от болезней, страданий и даже самой смерти...
В начале своего развития евгенику восприняли с радостью. Самые выдающиеся люди в конце XIX - начале XX века охотно встали под знамена новой науки, провозгласившей своей задачей улучшение человеческого рода и предотвращение людских страданий. "Из-за врожденных дефектов наша цивилизованная человеческая порода гораздо слабее, чем у животных любого другого вида - как диких, так и одомашненных... Если бы на усовершенствование человеческой расы мы потратили двадцатую часть тех сил и средств, что тратятся на улучшение породы лошадей и скота, какую вселенную гениальности могли бы мы сотворить!". С этими рассуждениями Фрэнсиса Гальтона охотно соглашались и Бернард Шоу, и Герберт Уэллс, и Уинстон Черчилль, и Теодор Рузвельт.
Фрэнсис Гальтон был двоюродным братом Чарлзу Дарвину и поддерживал теорию эволюции. Будучи аристократом, Гальтон изучал родословные благородных семейств Англии. Он пытался установить закономерности наследования таланта, интеллекта и силы. Тогда, в конце XIX - начале XX века, вообще было модно заниматься всякого рода селекцией и отбором. Немаловажную роль сыграли законы Грегора Менделя о наследовании признаков. Гальтон рассуждал, если для получения новой породы необходим отбор лучших животных-производителей, то целенаправленный подбор семейных пар должен принести свои плоды. Тем более, казалось, это так просто: чтобы рождались здоровые, красивые и талантливые дети, нужно, дабы их родителями становились лучшие из лучших! Собственно, потому-то новая наука и была названа евгеникой, что в переводе с греческого означает "рождение лучших". Вот что сам Гальтон говорил по этому поводу: "Мы определяем это слово для обозначения науки, которая ни в коем случае не ограничивается вопросом о правильном спаривании и о брачных законах, но, главным образом по отношению к человеку изучает все влияния, которые улучшают расу, и эти влияния стремится усилить, а также все влияния, ухудшающие расу, и их стремится ослабить". Тут не говорится о необходимости выведения "евгенически ценных популяций". И, тем не менее, очень скоро наметился раскол, причина которого в следующем. Любой селекционер знает, что для того чтобы вывести новую, лучшую породу, выбраковывают порядка 95% "исходного материала. Основное правило любого отбора: худшие не должны участвовать в размножении. Это и послужило причиной лобового столкновения евгеники с человеческой этикой и моралью.
Наиболее рьяным приверженцам новой науки показалось мало улучшать наследственные качества человека, используя лишь генетические принципы, что подразумевает позитивная евгеника. Последователи негативной евгеники решили, что ради сохранения человечества в целом необходимо воспрепятствовать появлению потомства у людей с умственными и физическими недостатками, у алкоголиков, наркоманов, преступников. В качестве оправдания, они констатировали, что во второй половине XIX - первых десятилетиях XX века обществом, вполне цивилизованным и просвещенным, овладел страх вырождения. Газеты регулярно сообщали о растущем числе душевнобольных людей, людей с психическими, физическими и нравственными изъянами. Такие данные подтверждались официальной наукой.
Первыми бороться с деградацией человечества отважились в США. В 1904 году в штате Индиана был принят и приведен в действие закон о стерилизации, получивший название «индианский метод». В принудительном порядке стерилизовали "неполноценных" особей в лице алкоголиков, душевнобольных и преступников-рецидивистов. Этот метод оказался довольно популярным: за 26 лет его опробовали еще в сорока штатах.
Этот метод заключался в том, что человеку перерезали семенные протоки, после чего, он мог вести половую жизнь, но терял способность к размножению. Подобную процедуру должны были в обязательном порядке пройти все социально ненадежные элементы. Тех, кто уклонялся, безжалостно наказывали: сажали на три года в тюрьму или штрафовали на 1000 долларов. А саму негативную евгенику при этом популяризировали: снимали фильмы, писали книги и статьи, создавали специальные институты...
При таком подходе "негодный человеческий материал" был практически исключен из процесса размножения. Это привело к тому, что "нездоровыми", зачастую, признавались люди, не сумевшие состояться социально. Произошла подмена понятий: евгеникой пытались лечить "язвы общества" - нищету, алкоголизм, бродяжничество, преступность и проституцию.
Не обошел этот процесс и страны Северной Европы. Начиная с конца 1920-1930-х годов в Дании, Швеции, Исландии, Норвегии и Финляндии на уровне правительств, проводилась целенаправленная политика стерилизации умственно неполноценных, которых стерилизовали, лишая тем самым возможности передачи вредных генов.
Что удивительно, закон о стерилизации с одобрением принимался обществом. Так, в обстановке полного согласия умственно отсталого ребенка после соответствующего тестирования забирали в закрытое заведение. Забрать его обратно можно было только после стерилизации. Так же поступали и со взрослыми. Вопрос нездоровья определялся специальной комиссией. Состав комиссии, ее решения часто были сомнительными. Но тогда почему-то об этом никто не думал. В Скандинавии все так увлеклись идеей оздоровления общества путем его кастрации, что в конце 1930-х годов были готовы пойти по пути США и приступить к стерилизации путан, бродяг и всех прочих "предрасположенных к асоциальному поведению"...
Все резко изменил 1933 год, когда к власти в Германии пришли национал-социалисты. Именно нацисты и забили последний гвоздь в гроб евгеники, принявшись обосновывать с ее помощью расовую политику Третьего рейха. Все "неарийцы" были признаны "недочеловеками" и в целях улучшения породы людей подлежали уничтожению...

Что же до столь полюбившейся всем стерилизации, то в Германии она приняла воистину небывалый размах: только в 1942 году было стерилизовано более тысячи человек гражданского населения. Количество же жертв евгеники в тюрьмах и концентрационных лагерях исчислялось десятками тысяч. Нацистские врачи отрабатывали на заключенных новые способы стерилизации - радиационной, химической, механической и т. п. По сути это были изощренные пытки. Потом, на Нюрнбергском процессе, нацистских "исследователей" признали палачами. А на евгенику наложили табу...
До сих пор официально это табу так и не снято. Но, тем не менее, позитивная евгеника сейчас начинает возрождаться. Ибо все исследования, связанные с ДНК человека, - не что иное, как проявления евгеники. Расшифровка генома человека позволяет узнать, к каким наследственным заболеваниям человек предрасположен, и предупредить их. Например, в США среди евреев ашкенази часто рождались дети с амавротической идиотией Тея - Сакса. Это наследственное заболевание обмена веществ, при котором поражается нервная система ребенка. В итоге малыш обречен на раннюю смерть. Но ситуация изменилась после того, как представителей ашкенази стали тестировать на эту патологию. В случае, когда оба супруга являлись носителями "больного" гена, при беременности проводились исследования плода. И если выяснялось, что эмбрион страдает болезнью Тея - Сакса, беременность просто прерывали.
Вернее, предоставляли родителям выбор: оставлять больного ребенка или нет. Отказываются от дальнейшего вынашивания более 90% в случаях, когда ребенку в утробе матери ставят диагноз "синдром Дауна.
Между тем ребенок, страдающий синдромом Дауна, может родиться даже у абсолютно здоровых родителей. От этого никто не застрахован. Так что, по идее, сегодня перед зачатием ребенка следует навестить генетика. Особенно если в семьях по отцовской или материнской линии наблюдались серьезные заболевания. Медико-генетическое консультирование ясно даст знать: рискуете ли вы, решаясь завести малыша, или ваши опасения равны нулю? Таким образом, можно застраховаться от многих проблем в будущем.
В США, Англии, Швеции и Финляндии будущим родителям уже сейчас предлагают заблаговременно исследовать кариотип - набор хромосом, с целью выявления наличия возможных хромосомных перестроек и свести риск к нулю.
В настоящее время в ряде стран уже доступна пренатальная, т.е. дородовая диагностика эмбриона. Пренатальная диагностика позволяет установить наличие у развивающегося плода широкого спектра наследственных заболеваний или хромосомных нарушений и может способствовать негативной евгенике, если родители по результатам диагностики решат прервать беременность.
В случае искусственного оплодотворения определяется наличие маркеров около 6000 наследственных заболеваний, после чего решается вопрос о целесообразности имплантации эмбриона в матку. Это позволяет иметь собственного ребёнка парам, ранее рисковавшим из-за высокого риска наследственных заболеваний. С другой стороны, некоторые специалисты считают, что практика вмешательства в природное разнообразие генов несёт в себе определённые скрытые риски. Тем не менее, эти методы разработаны не для улучшения генофонда человека, а для помощи отдельным парам в осуществлении их желания иметь ребенка.
В настоящее время бурно развивается новое направление в медицине — генотерапия, в рамках которого, как предполагают, будут найдены методы лечения большинства наследственных болезней. Однако, в настоящее время во всех странах действует запрет на внесение генетических изменений в клетки зародышевой. Если в будущем этот запрет будет снят, актуальность отсева «дефективных» членов общества, то есть актуальность негативной евгеники, существенно снизится.
Кроме этого, разрабатываются эффективные методы не только исправления, но и научно обоснованного улучшения генома различных организмов. Когда у человечества появится возможность целенаправленного изменения любого отдельно взятого генома, полностью потеряет смысл позитивная евгеника как практика, способствующая воспроизводству людей с определенным генотипом.
В настоящее время страны — члены Совета Европы и другие страны поддерживают Всеобщую Декларацию прав человека 1948 года, Конвенцию о защите фундаментальных прав и свобод человека 1950 года, подписали Конвенцию о биомедицине и правах человека 2005 года.
Конвенция в ст.11 гласит: «Запрещается любая форма дискриминации по признаку генетического наследия того или иного лица». В ст.13 гласит: «Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено только в профилактических, терапевтических или диагностических целях и только при условии, что подобное вмешательство не направлено на изменение генома наследников данного человека». Ст. гласит: «В случаях, когда закон разрешает проведение исследований на эмбрионах «in vitro», законом же должна быть предусмотрена адекватная защита эмбрионов. Запрещается создание эмбрионов человека в исследовательских целях».
Кроме того в рамках Европейского союза евгеника запрещена в соответствии с хартией основных прав Европейского союза, (Ницца, 7 декабря 2000 года). Ст. 3 Хартии предусматривает «запрещение евгенической практики, прежде всего той, которая направлена на селекцию человека»

Однако...


ЕВГЕНИКА - ЭТИКОПРАКТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Мещеряков Александр Олегович

студент 1 курса, лечебного факультета, Оренбургской Государственной Медицинской Академии, РФ, г. Оренбург

Воробьев Дмитрий Олегович

научный руководитель, ассистент кафедры философии Оренбургской Государственной Медицинской Академии, РФ, г. Оренбург

Евгеника - совокупность социобиологических и политических мероприятий, направленных на улучшение наследственных характеристик человеческих популяций. Термин «евгеника» предложил в 1883 Френсис Гальтон. Согласно ему, евгеника - это наука, которая призвана разрабатывать методы социального контроля, которые «могут исправить или улучшить качества будущих поколений, как физические, так и интеллектуальные» .

Истоком споров о евгенике является полемика о влиянии наследственности и воспитания на личность человека. Следует сразу отметить, что сами гены не закладывают никакой информации о социальном поведении (не существует генов, отвечающих за рождение хороших программистов, художников, строителей). Генотип (совокупность всех генов, которыми обладает данный организм) определяет совокупность белков, которые и являются основой признаков. Признаки могут модифицироваться под воздействием окружающей среды в определенных пределах, определяемых генотипом (норма реакции). Существуют признаки с широкой (количественные показатели: рост, вес и т. д.) и узкой (цвет глаз, волос и т. д.) нормой реакции. Совокупность генов определяет пределы развития некоторых признаков (допустим, степень развития некоторых видов памяти, цветового зрения или физической силы и выносливости), но в вопросах социального воспитания и меры развития этих способностей за окружающей средой остается последнее слово (способность программировать, наличие художественного вкуса или умение ровно укладывать кирпичи - заслуга общества) .

Введение в генетику .

Евгеника основывается на наследственных характеристиках человека, чтобы понять ее суть необходимо знать основы генетики.

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Отцом генетики считается монах Грегор Мендель, который в работе «Опыты над растительными гибридами» (1865 г.) сформулировал три закона наследственности, т. н. «Законы Менделя», к которым относятся:

1. Закон единообразия гибридов первого поколения

2. Закон расщепления признаков

3. Закон независимого наследования признаков

Также Мендель показал, что некоторые наследственные задатки не смешиваются, а передаются от родителей к потомкам в виде дискретных (обособленных) единиц. Признаки, которые наследуются по законам Менделя, называются менделирующими (цвет глаз, некоторые наследственные заболевания, например серповидноклеточная анемия).

Достижения Г. Менделя были забыты вплоть до 1900 годов, когда исследования по изучению гибридизированных растений возобновились, показав справедливость законов Менделя.

Вскоре английский натуралист Уильям Бэтсон ввёл в употребление название новой научной дисциплины: генетика (в 1905 г. в частном письме и в 1906 г. публично). В 1909 году датским ботаником Вильгельмом Йогансеном введён в употребление термин «ген».

Важным вкладом в развитие генетики стала хромосомная теория наследственности

Хромосомная теория наследственности - теория, согласно которой передача наследственной информации в ряду поколений связана с передачей хромосом, в которых в определённой и линейной последовательности расположены гены

Она был разработана, прежде всего, благодаря усилиям американского генетика Томаса Хант Моргана и его учеников и сотрудников, избравших объектом своих исследований плодовую мушку Drosophila melanogaster . Изучение закономерностей сцепленного наследования позволило путем анализа результатов скрещиваний составить карты расположения генов в «группах сцепления» и сопоставить группы сцепления с хромосомами (1910-1913 гг.).

Эпоха молекулярной генетики начинается с появившихся в 1940-1950-х гг. работ, доказавших ведущую роль ДНК в передаче наследственной информации. Важнейшими шагами стали расшифровка структуры ДНК (Д. Уотсон, Ф. Крик, Х.Ф. Уилкинс), триплетного кода, описание механизмов биосинтеза белка, обнаружение рестриктаз и секвенирование ДНК .

Евгеника: за и против.

В настоящее время развитие генетики и методов генной инженерии сделали вопрос о применении евгеники снова актуальным. Современная наука предоставляет возможность изменять последовательность нуклеотидов в ДНК некоторых растений и животных. Так как человек является объектом живого мира, то возникает вопрос о возможности применения данных методов в отношении человека. С позиции большинства деятелей науки и искусства, евгенический подход может кардинально изменить облик современного человека, при этом нет никакой уверенности в том, что эти изменения будут благоприятны . Следует привести аргументы против евгеники, как с позиции современной генетики, так и с этико-моральной позиции:

1. Полимерные гены;

Еще во времена Г. Менделя было понятно, что не все признаки передаются из поколения в поколение согласно законам наследственности, которые объясняют наследование признаков с узкой нормой реакции, имеющих только один альтернативный признак (см. примеры выше). В последствие выяснилось, что многие признаки кодируются более чем одной наследственной единицей, например, многие количественные показатели с широкой нормой реакции: вес, рост и т. д. Характер их наследования гораздо удобнее исследовать статистически, чем аналитически. Таким образом, невозможно с достаточной точностью прогнозировать проявление этих признаков.

2. Сложность «уничтожения» рецессивных генов;

Многие мутантные признаки наследуются рецессивно, то есть при наличии рецессивного гена, отвечающего за дефект, и гена доминантного, отвечающего за традиционное проявление признака, фенотип будет «нормальным». Таким образом, в популяции образуется группа носителей мутантного гена, которые не проявляют никаких признаков мутации. Даже при использовании методов негативной евгеники, такого как ограничение репродукции обладателей «дефектных» признаков, полное исключение мутантного гена не гарантируется.

3. Сила гетерозигот.

В некоторых случаях организмы, имеющие как рецессивный, так и доминантный ген, более выражено проявляют какой-либо признак. Эти организмы получили название гетерозиготных. Примером могут служить гибридные сорта кукурузы, полученные от двух чистых линий, имеющие более крупные початки, чем у их предков. Последующие поколения гибридной кукурузы имеют уже меньшие размеры початков, так как их потомки уже имеют в своем генотипе либо все доминантные гены, либо все рецессивные. Это явление было названо «сверхдоминированием». Примером сверхдоминирования у человека является проявление серповидноклеточной анемии, возникающей в результате мутации гена 16-й хромосомы в локусе, контролирующем синтез гемоглобина. У пациентов, имеющих оба рецессивных гена, проявляются признаки этого заболевания, но у людей, гетерозиготных по этой паре генов, симптомы заболевания проявляются только в условиях гипоксии, но при этом обладатель такого генотипа становится устойчивым к малярии. В районах, неблагополучных в отношении малярии, примерно 80% человеческой популяции имеют гетерозиготный генотип. Как и в предыдущем случае, попытка ограничить репродукцию гомозиготных организмов не приведет к стабильному результату.

4. Ген - основа белка, а белок - основа признака;

Основным структурным компонентом любого живого существа на Земле является белок. Белки выполняют большое количество функций, и именно информация о последовательностях аминокислот (компонентах белков) в различных протеинах содержится в ДНК. Совокупность белков образует организм и влияет на проявление присущих ему признаков. Проблема изучения и контроля признаков заключается в том, что влияя на геном человека, мы влияем не на признак, а на белки, контролирующие его. Например, один белок может влиять сразу на несколько признаков (см. предыдущий пункт), но в тоже время, один признак может контролироваться множеством белков.

5. Не всегда генотип полностью определяет фенотип.

Как уже было указано выше, не все признаки (особенно поведенческие) полностью зависят от генотипа. В некоторых случаях, обладатель определенного генотипа может не проявлять признака, который должен был проявиться в данном случае: в качестве примера можно привести полидактилию или многопалость, зависящую от доминантного гена. В 20 % случаев обладатели доминантного гена многопалости имеют нормальное количество пальцев на руках. Самое главное, что признак, зависимый от генома, может проявляться различным образом. Например, трехцветность кошек, определенная их генотипом, может проявляться в самых разнообразных цветовых узорах.

6. Норма реакции

Проявление признака варьирует в пределах, заданных генотипом и степень проявления этого признака зависит в некоторой мере от воздействия окружающей среды. Пределы проявления признака, зависимого от генотипа, называют нормой реакции. Некоторые признаки обладают широкой нормой реакции и сильно зависят от условий окружающей среды. В среднем, несмотря на весьма разнообразные генотипы, дети блокадного Ленинграда ниже, чем их потомки, жившие в условии продовольственного достатка.

7. «Кто хочет стать демиургом?»

Особо жаркие дискуссии возникают при осуждении вопроса о том, какой организации делегировать право на изменение человеческого генома: государству, крупным корпорациям, исследовательским институтам или частным лицам? В любом случае, организация-творец будет стараться извлечь из своего весьма выгодного положения максимальную пользу.

8. «Предопределенность» человеческой судьбы и существования.

Внося в геном человека определенные изменения, мы напрямую влияем на судьбу человека, если не детерминируем ее. Хорошо, если мы наградим человека нечеловеческой мощью, интеллектом или ловкостью, но как объяснить сильному и выносливому морлоку, что он был лишен интеллектуальных способностей Эйнштейна или талантов Паганини во имя интересов общества.

С другой стороны, сторонники евгеники утверждают, что она, как метод и научная дисциплина демонизирована применением ее с целью достижения «расовой чистоты» в период правления А. Гитлера в 1933-1945 годах. Предполагается, что снятие запрета на внесение изменений в геном человека позволит увеличить приспособленность человека (как индивидуума, так и общества в целом) к воздействиям окружающей среды. К основным аргументам в пользу евгеники относятся:

1. Снятие генетического груза;

Вследствие развития медицины и науки качество жизни человека улучшилось, и благотворное влияние естественного отбора снизилось. В результате чего появились так называемые «болезни цивилизации», такие как ожирение, ишемическая болезнь сердца, гипертония, язвенная болезнь желудка и т. д. Следствием улучшения условий существования человека является накопление в популяции мутантных генов, которые проявляются у потомков в виде неблагоприятных признаков и генетических заболеваний.

2. Возможность влиять на геном человека

Благодаря методам евгеники у человечества появляется возможность контролировать собственное биологическое развитие в том направлении, которое будет казаться ему наиболее оптимальным.

3. Улучшение соматических характеристик человека;

Прекрасная память, продолжительная молодость, физическая сила и выносливость - все это, гипотетически, генетика способна подарить человеку уже сегодня.

4. Генотерапия и предотвращение развития генетических заболеваний;

Замена определенных генов позволила бы уже в перинатальном периоде полностью избавить человека от таких заболеваний, как хорея Гантингтона, синдром Дауна, транслокационных лейкозов, синдрома Марфана и других генетических заболеваний, причем внесение изменений в человеческий геном сделало бы бессмысленным аборт по причине наличия у плода генетических аномалий.

5. Увеличение приспособленности человека как биологического вида к окружающей среде;

В мудрых руках евгеника позволила бы человечеству быстро и эффективно подстраиваться к меняющимся условиям окружающей среды.

Евгеника «положительная» и «отрицательная»:

Методы евгеники условно делят на:

1. «Положительную» евгенику. Содействие воспроизводству людей с признаками, которые рассматриваются, как ценные для общества (отсутствие наследственных заболеваний, хорошее физическое развитие и высокий интеллект).

2. «Отрицательную» евгенику. Прекращение воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, либо тех, кого в данном обществе считают расово, физически или умственно неполноценными.

В настоящий момент к практикуемым методам негативной евгеники можно отнести перинатальную диагностику и практику абортов.

Исторические примеры применения евгеники

Античный мир

Базовые принципы селекции были известны еще в древности. На основе опыта разведения домашних животных и выращивании растений зародилась идея применения методов селекции в отношении человека. Особенно ярким примером практического осуществления данных принципов является древняя Спарта, славившаяся своими бесстрашными войнами. Спартанцы умерщвляли физически неполноценных детей, являясь, в некоторой мере, первооткрывателями негативной евгеники.

Платон, описывая идеальное государство, писал, что не следует растить детей неполноценных, либо рожденных от родителей, имеющих какие-либо дефекты. Он предлагал запретить оказание помощи людям с врожденными уродствами и тем, кто был изувечен в силу собственных пороков, а морально неполноценных ожидала смертная казнь.

Американская мечта

В 1904 в штате Индиана был издан закон о принудительной стерилизации преступников-рецидивистов. В течение тридцати лет «индианский метод» был введен еще сорока штатах. В какой-то мере он был даже гуманным (не идет ни в какое сравнение со спартанскими методами или ужасами холокоста): после стерилизации человек был способен получать удовольствие от полового акта, хотя и не имел возможности дать потомство. Уклонистов ожидали 3 года заключения, либо штраф в размере 1000$. Стерилизация сохраняла жизнь человеку, давая ему шанс на реабилитацию, но при этом исключала его влияние на генофонд популяции. В последствие, «индианский метод» распространился не только на преступников, но и на душевнобольных, проституток, представителей андеркласса и даже на лиц, состоящих в неосвященном в церкви браке (в результате чего стерилизации подверглось значительное количество индейцев). В результате этого программа потерпела фиаско, так как с помощью методов селекции предполагалось избавиться от «язв на теле общества», при этом не учитывались причины появления «неблагополучных элементов», среди которых были не только наследственные, но и социальные.

Впрочем, для США индианский опыт не является первым случаем применения евгеники. Южане, например, с помощью методов селекции пытались создать «породы» сильных и послушных рабов.

Нацистская германия: программа Т-4, проект « Lebensborn ».

Преступления нацистов 1933-1945 в корне изменили отношение к евгенике. В этот период применялись самые жестокие и аморальные методы «очищения арийской расы». В качестве примера можно привести программу Т-4: недееспособные, больные психическими и неврологическими заболеваниями, такими как шизофрения, БАР, эпилепсия, различные формы слабоумия, подвергались стерилизации, а спустя некоторое время программа стала предусматривать их полное уничтожение. Если говорить об эффективности этих мер, то уже к 60-ым годам XX века количество лиц, страдающих психическими заболеваниями, достигло уровня 20-ых годов. Все неарийцы признавались «недочеловеками» и подлежали умерщвлению, в целях расовой гигиены.

В тоже время проводилась программа увеличения рождаемости среди обладателей «расово чистых» жителей германии: семьям немецких полицейских выдавались дополнительные выплаты за рождение детей, а действующая программа “Lebensborn” (нем. «Источник жизни») была направлена на патронат «расово чистых» немецких детей и их родителей. На территории нацистской Германии создавались Дома матери и Дома ребенка, в которых производилось воспитание немецких детей и «германизация» детей, насильно вывезенных из оккупированных территорий.

Победа союзников в 1945 году поставила крест не только на преступлениях национал-социалистов, но и на самой евгенике (всей, не только негативной): само слово «евгеника» стало табуированным, а об идеи ее практического применения не шло и речи.

Перспективы развития евгеники как метода.

Евгеника, безусловно, послужила одним из стимулов зарождения и развития генетики человека и ее важной части – медицинской генетики. Поставленные евгеникой цели - освободить генотип человека от вредных наследственных задатков и обогатить его ценными для физического и умственного развития генами - полностью актуальны и теперь. Однако для этого еще не наступило время. Академическая стадия развития евгеники, о которой говорили ее основоположники, еще не завершена.

Факторами, лимитирующими развитие методов изменения генотипа человека, являются:

1. Недостаточное развитие генетики человека. Статистическое прогнозирование развития генетических заболеваний и признаков. Детальное изучение генетики человека, биохимии и физиологии позволило бы точно уяснить влияние генотипа на формирование фенотипа (совокупности признаков).

2. Отсутствие методов массового генетического скрининга. Скрининг - стратегия в организации здравоохранения, направленная на выявление заболеваний у клинически бессимптомных лиц в популяции. Еще не существует методов быстрого и недорогостоящего секвенирования человеческого генома (совокупности всех генов организма). Генетический скрининг позволил бы расширить понятия о генофонде (совокупности всех генов популяции) человечества и взаимовлиянии генов.

3. Табу на изменение генома человека. В наши дни основная задача медицинской генетики и медиков в целом - управлять проявлением наследственных изменений в ходе развития ребенка - создавать адаптивную среду (климат, диета, лекарства, профессиональные вредности) для исключения или снижения заболеваемости, нетрудоспособности и смертности, обеспечивать высокое качество жизни для каждого человека в соответствии с его генотипом . Однако болезнь легче предупредить, чем лечить. В аспекте предотвращения генетических заболеваний инициативу евгеники перехватывает фетальная генетическая терапия - совокупность генноинженерных (биотехнологических) и медицинских методов, направленных на внесение изменений в генетический аппарат клеток человека в целях лечения заболеваний .

О возможностях евгеники говорят результаты последних опытов по улучшению генома мышей:

· существенное улучшение некоторых видов памяти

· улучшение цветового зрения

· существенное продление периода активной молодости

· усиление регенерации тканей

· увеличение физической силы и выносливости

· снижение риска раковых заболеваний

· снижение риска ожирения

Таким образом, возможности современной генетики и современное законодательство ставят под вопрос использование евгеники в настоящий момент. Недостаточность знаний о геноме человека и невозможность аналитического прогнозирования генных, хромосомных, геномных и мультифакториальных заболеваний не позволяет прогнозировать влияние изменения генома определенного индивидуума на дальнейшее развитие человеческой популяции. Возможно, дальнейшее развитие генетики и генной терапии позволит изменять геном человека и прогнозировать влияние этих изменений на генофонд человечества. Развитие «позитивной» евгеники позволило бы избежать проблемы применения абортов с целью предотвращения рождения детей с генетическими заболеваниями.

Список литературы:

  1. Гайсинович А.Е. Зарождение и развитие генетики. М.: Высш. шк., 1988 г. - 424 с.
  2. Гершензон С.М., Бужиевская Т.И. Евгеника: 100 лет спустя. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/PAPERS/MEN/HERSH.HTM (дата обращения 3.05.2014).
  3. Дубинин Н.П. «Общая генетика» М., 1976. - 592 с.
  4. Закон РФ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» Статья 2. Основные понятия. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://base.garant.ru/10135402/ . (дата обращения 3.05.2014).
  5. Эфроимсон В.П. Введение в медицинскую генетику. М., 1964. - 490 с.
  6. Galton F. Inquiries Into the Human Faculty. L., 1883. - p. 305

Как известно, благими намерениями выстлана дорога в ад. Отнюдь не о выведении «новой расы» мечтал Фрэнсис Гальтон, когда представил на суд общественности новую науку — евгенику. Усилиями нацистов репутация евгеники запятнана настолько, что само это слово продолжает оставаться ругательным. А между тем эта наука могла бы спасать людей от болезней, страданий и даже самой смерти…

Евгеника у профессора Шепилевского

А как все хорошо начиналось!

Поначалу евгенику восприняли на ура. Самые выдающиеся люди в конце XIX — начале XX века охотно встали под знамена новой науки, провозгласившей своей задачей улучшение человеческого рода и предотвращение людских страданий. «Из-за врожденных дефектов наша цивилизованная человеческая порода гораздо слабее, чем у животных любого другого вида — как диких, так и одомашненных… Если бы на усовершенствование человеческой расы мы потратили двадцатую часть тех сил и средств, что тратятся на улучшение породы лошадей и скота, какую вселенную гениальности могли бы мы сотворить!». С этими рассуждениями Фрэнсиса Гальтона охотно соглашались и Бернард Шоу, и Герберт Уэллс, и Уинстон Черчилль, и Теодор Рузвельт. Да и как не согласиться? В человеке все должно быть прекрасно! Чеховская мысль живет, но не побеждает, наталкиваясь на человеческое несовершенство. Ибо несовершенен каждый из нас. Оглянитесь вокруг, и вы наверняка заметите, как «неравнозначно, неравномерно» одарила всех природа: кому-то вручила отменные мозги, но сэкономила на здоровье, а кого-то осчастливила необыкновенно привлекательной внешностью, но добавку дала мерзкий характер. Потому-то так и восхищают люди, в которых соединяются сразу и красота, и доброта, и ум, и сила. Таких мало. А хотелось бы больше…

Собственно, подумывать об улучшении человеческой породы начали еще древние. Тот же Платон (428-347 гг. до н. э.) в своей знаменитой «Политике» говорил о необходимости вмешательства государства в регулирование браков, объяснял, как именно подбирать супругов, дабы производить на свет физически крепких детей с выдающимися нравственными началами. Известным «центром селекции» в древности была Спарта. Там младенцев, лишенных физических качеств, необходимых будущим воинам, без лишних раздумий просто сбрасывали со скалы. Критиковать или осуждать спартанцев сегодня абсолютно бессмысленно: таковы были нравы того общества, где мальчиков рожали только с одной целью — для пополнения армии. Кстати, эта цель была достигнута: и сегодня все помнят, что «в здоровом теле — здоровый дух, один спартанец стоит двух»…

Лучшие из лучших

Евгеника нацистов

Летели годы, проносились столетия, а простые смертные все так же мучились собственным несовершенством и прикидывали — как хорошо было бы жить в окружении сплошь приятных — что внешне, что внутренне — людей… И пока они страдали маниловщиной, ученые задумались о том, как достичь этого на практике.

Итак, первым, кто вплотную занялся этим вопросом, стал английский ученый — геолог, антрополог и психолог сэр Фрэнсис Гальтон. Пикантная деталь биографии: сэр

Фрэнсис приходился двоюродным братом Чарлзу Дарвину и горячо поддерживал его теорию эволюции. Будучи аристократом, Гальтон не стал далеко ходить за материалами для исследования, а принялся изучать родословные прославленных благородных семейств Англии. Он пытался установить закономерности наследования таланта, интеллекта и силы. Тогда, в конце XIX — начале XX века, вообще было модно заниматься всякого рода селекцией и отбором. Сыграл свою роль тот факт, что были заново переоткрыты законы Грегора Менделя о наследовании признаков. Не остался в стороне от новых-старых веяний и Гальтон. Он рассуждал, что раз для получения новой породы необходим отбор лучших животных-производителей, то и целенаправленный подбор семейных пар должен принести свои плоды. Тем более, казалось, это так просто: чтобы рождались здоровые, красивые и талантливые дети, нужно, дабы их родителями становились лучшие из лучших! Собственно, потому-то новая наука и была названа евгеникой, что в переводе с греческого означает «рождение лучших». Вот что сам Гальтон говорил по этому поводу: «Мы определяем это слово для обозначения науки, которая ни в коем случае не ограничивается вопросом о правильном спаривании и о брачных законах, но, главным образом по отношению к человеку изучает все влияния, которые улучшают расу, и эти влияния стремится усилить, а также все влияния, ухудшающие расу, и их стремится ослабить». Заметьте! Тут нет ни слова о необходимости выведения «евгенически ценных популяций». И, тем не менее, очень скоро в евгеническом обществе наметился раскол. И вот почему. Любой селекционер знает: чтобы вывести новую, усовершенствованную породу, следует выбраковать порядка 95% «исходного материала» — животных, птиц, семян и т. д. и т. п. Основной постулат любого отбора: худшие (слабые) не должны участвовать в размножении. Вот на этот-то подводный камень и наткнулась евгеника. Тут-то и произошло лобовое столкновение новой науки с человеческими этикой и моралью.

Раскол

Наиболее рьяным приверженцам новой науки показалось мало улучшать наследственные качества человека, используя лишь генетические принципы. Именно такую евгенику именуют позитивной. Но поддержку в обществе получила евгеника, названная позже негативной. Ее последователи решили, что ради сохранения человечества е целом необходимо воспрепятствовать появлению потомства у людей с умственными и физическими недостатками, у алкоголиков, наркоманов, преступников. Тут, в качестве оправдания, стоит заметить, что во второй половине XIX -первых десятилетиях XX века обществом, вполне цивилизованным и просвещенным, овладел страх вырождения. Газеты регулярно сообщали о растущем числе душевнобольных людей и прочей»порче» человеческой природы — психической, физической и нравственной. Данные подтверждались и наукой. В этом свете готовое решение по оздоровлению человечества как вида, предлагаемое негативной евгеникой, казалось более чем приемлемым.

Индианский метод

Проверка в клинике Евгеники

Первыми бороться с деградацией человечества отважились в США. В 1904 году в штате Индиана был принят и приведен в действие закон о стерилизации. В принудительном порядке стерилизовали «неполноценных» особей в лице алкоголиков, душевнобольных и преступников-рецидивистов. Собственно, по названию штата метод и получил название индианского. Надо сказать, он оказался очень популярным: так или иначе, но за 26 лет его опробовали еще в сорока штатах.

В чем же заключался индианский метод? Ничего общего со средневековыми ужасами.

По большому счету, его можно даже назвать гуманным: человеку просто-напросто перерезали семенные протоки. То есть, он мог вести половую жизнь, но терял способность к размножению. Подобную процедуру должны были в обязательном порядке проходить все социально ненадежные элементы. «Уклонистов» безжалостно наказывали: сажали в тюрьму на три года или штрафовали на 1000 долларов. А саму негативную евгенику при этом популяризировали всеми доступными способами: снимали фильмы, писали книги и статьи, создавали специальные институты…

При таком подходе «негодный человеческий материал» был практически исключен из процесса размножения. Одна беда: «нездоровыми», как правило, признавались люди, не сумевшие состояться социально. Произошла подмена понятий: евгеникой пытались врачевать «язвы общества» — нищету, алкоголизм, бродяжничество, преступность и проституцию.

Сумасшедший? Кастрировать!

Педагогическая евгеника

Иначе подошли к «евгенистическому» вопросу в странах Северной Европы. Начиная с конца 1920-1930-х годов в Дании, Швеции, Исландии, Норвегии и Финляндии на уровне правительств проводилась целенаправленная политика стерилизации умственно неполноценных. Как и в США, их стерилизовали, лишая тем самым возможности передачи вредных генов.

Что примечательно, повсеместно закон о стерилизации принимался «на ура». Никто — ни общественность, ни ученые, ни врач* — не видел в нем ничего предосудительного, а потому и не выступал против. Так, в обстановке полного консенсуса умственно отсталого ребенка после соответствующего тестирования запросто могли забрать в закрытое заведение. Хотите чадо обратно? Будьте любезны, простерилизуйте его. По той же схеме поступали и со взрослыми. Их просто ставили в известность -дескать, вы больны и потому решено вас того… И деваться таким пациентам, как правило, было некуда. Разумеется, вопрос нездоровья того или иного индивидуума определялся специальной комиссией. Но вот кто входил в ату комиссию? А когда как! Судьбу одних «больных» решали в министерствах здравоохранения, а участь других — обыкновенные врачи, а порой даже и пастор вкупе с представителями органов опеки и/или народного образования. Так что «достоверность» заключений в большинстве случаев, надо полагать, была сомнительной… Но тогда почему-то об этом никто не думал. В Скандинавии все так увлеклись идеей оздоровления общества путем его кастрации, что в конце 1930-х годов были готовы пойти по пути США и приступить к стерилизации путан, бродяг и всех прочих «предрасположенных к асоциальному поведению»…

Новая порода людей

Все резко изменил 1933 год, когда к власти в Германии пришли национал-социалисты. Собственно, именно нацисты и забили последний гвоздь в гроб евгеники, принявшись обосновывать с ее помощью расовую политику Третьего рейха. Все «неарийцы» были признаны «недочеловеками» и в целях улучшения «породы людей подлежали уничтожению…

Что же до столь полюбившейся всем стерилизации, то в Германии она приняла воистину небывалый размах: лишь в 1942 году было стерилизовано более тысячи человек — и это среди гражданского населения. Количество же жертв евгеники в тюрьмах и концентрационных лагерях исчислялось десятками тысяч. Нацистские врачи отрабатывали на заключенных новые способы стерилизации — радиационной, химической, механической и т. д. и т. п. По сути это были изощренные пытки. Потом, на Нюрнбергском процессе, нацистских «исследователей» признали палачами. А на ни в чем не повинную евгенику наложили табу…

Генетик — друг человека

Евгеника измерение головы

Собственно, официально это табу так никто не снял. И, тем не менее, позитивная евгеника сейчас начинает возрождаться. Ибо все исследования, связанные с ДНК человека, — это не что иное, как проявления евгеники. Что, например, дает расшифровка генома человека? Можно узнать, к каким наследственным заболеваниям человек предрасположен, и предупредить их. Пример?

Да пожалуйста! В США среди евреев ашкенази часто рождались дети с амавротической идиотией Тея — Сакса. Это наследственное заболевание обмена веществ, при котором поражается нервная система ребенка. В итоге малыш обречен на раннюю смерть.

Но ситуация изменилась после того, как представителей ашкенази стали тестировать на эту патологию. В случае, когда оба супруга являлись носителями «больного» гена, при беременности проводились исследования плода. И если выяснялось, что эмбрион страдает болезнью Тея — Сакса, беременность просто прерывали.

Вернее, предоставляли родителям выбор: оставлять больного ребенка или нет. Чаще всего звучал ответ: «Нет!» Отказываются от дальнейшего вынашивания, как правило, и в тех случаях, когда ребенку в утробе матери ставят диагноз «синдром Дауна». В той же Америке, например, абортируется более 90% зародышей, которым был вынесен такой страшный вердикт.

Видео: Евгеника и программы сокращения населения

Между тем ребенок, страдающий синдромом Дауна, может родиться даже у абсолютно здоровых родителей. От этого никто не застрахован. Так что, по идее, сегодня перед зачатием ребенка следует навестить генетика. Особенно если в семьях по отцовской или материнской линии наблюдались серьезные заболевания. Медико-генетическое консультирование ясно даст знать: рискуете ли вы, решаясь завести малыша, или ваши опасения равны нулю? Таким образом, можно застраховаться от многих проблем в будущем.

В США, Англии, Швеции и Финляндии будущим родителям уже сейчас предлагают заблаговременно исследовать кариотип — набор хромосом, — дабы выявить наличие возможных хромосомных перестроек и свести риск на нет… Что это, как не евгеника? Что это, как не улучшение человека? Что это, как не избавление от страданий? Что это, как не гуманизм?