Болезни Военный билет Призыв

Нахождение себя. Способность к самопознанию важнее талантов. Оставьте в прошлом стереотипы

Экзистенциальные вопросы - это те, ответ на которые искать нужно долго. Зачастую, многие люди не могут найти ответы на вопросы о смысле жизни. Наша небольшая статья, материалы которой будут представлены чуть ниже, попробует рассказать о том, что значит найти себя. Вкратце мы предложим вам свое виденье данной проблемы. Итак:

В чем заключается поиск себя?

Найти себя в этом мире бывает достаточно сложно. Очень трудно сходу определить, что имеет в виду человек, который задает такой вопрос себе или кому-либо еще. Часто, мы слышим в свой адрес: "Ты потерялся! Найди себя! Тебе нужно найти себя!". Но что они имеют в виду? Профессия? Увлечения? Найти себя в другом человеке? Ответить на вопросы о том, что нам непонятно? А может все это вместе? Как вы видите, дорогой читатель, перед нами стоит много вопросов, без внятных и простых ответов.

Найти себя в профессии или в карьере - это значит работать на благо того дела, в которое ты веришь. На сегодняшний момент, разнообразие профессий поражает, поэтому только тот, кто по-настоящему мечтает найти работу по душе, сможет ее отыскать. К сожалению, огромное количество препятствий возникает на пути у людей, кто стремится к лучшей доле. Но тем привлекательнее и результат этих поисков!

Как бы выглядело сочинение: что значит найти себя? Вряд ли рядовой школьник смог бы отразить данную проблему хоть как-то. А вот как мы видим это. Найти себя в жизни - это значит обрести внутреннее спокойствие и уверенность в своих мыслях, поступках и побуждениях. Данная сфера любой личности является определяющей ее жизнь. Без обладания точного образа себя в этом мире, человек будет потерян в любом случае. Как прийти к гармонии? Как, в конечном итоге, найти себя? Ответ на этот вопрос лежит глубоко в вашем сознании. Цените ли вы то, чем вы занимаетесь? Нравится ли вам то место, где вы живете? Насколько часто вы задумываетесь о том, кого рядом с вами нет? Ответив хотя бы на эти три вопроса, вы приблизитесь к пониманию правильности своего выбора в жизни. Вы поймете, в каком направлении нужно двигаться, чтобы найти себя.

Иногда еще бывает так, что желания есть, а вот подходящих объектов, которые бы их удовлетворили, нет. Итак, женщина может хотеть выйти замуж, да только за кого, когда все мужики – «слабаки» и «алкоголики»? Мужчина может хотеть открыть свой магазин, да только как, если власть подкуплена и все вокруг тебя грабят? Студент хочет найти работу, но уверен, что свободных вакансий нет, а без опыта никто брать не будет! Чувствуете, в чем истинная причина? Человек собственными руками обесценивает желание, в результате чего остается ни с чем.

3. Растрачивание энергии действия на суррогаты
Как же сохранить энергию и открыть свои истинные желания?

Во-первых, прекратить прибегать к суррогатам. Продукт, идентичный натуральному, никогда не сможет заменить истинных желаний. Во-вторых, помните, что смысл жизни находится не внутри, но снаружи, его можно найти только в случае, если вы открыты миру, если вы активно с ним взаимодействуете.

Интровертам в этом смысле достаточно малой доли активности. Они должны помнить, что в скорлупе жить хорошо и безопасно, но чревато полной изоляцией и утерей желаний. Экстраверты, напротив, способны принимать огромное количество впечатлений от внешнего мира, но у них есть риск полностью растворить свое «я» вовне, потерять себя настоящего, слиться с окружающим миром.

Важно уметь балансировать между шумом внешнего мира и тихим внутренним голосом, который в любой момент сможет сказать: «Вот это мое!» А как только желание возникнет, на него тут же выделится и энергия. Главное, быть начеку, быть открытым миру и уважать свои чувства.

Знаете, чем отличается гений от простого человека? Гений отстаивает своё право заниматься любимым делом. Обычно это происходит в самом раннем возрасте.

Ответьте себе на вопрос, чем вы любили заниматься в детстве. Ещё до того как ваши родители начали впихивать в вас установки, что «рисованием на хлеб не заработаешь» или «танцы - это несерьёзно». Напишите три вещи, которые вас реально увлекали в детстве. Это небольшая подсказка, куда вам стремиться.

Упражнение 2. Ищем закономерности: 20 любимых занятий

Теперь давайте составим список из 20 ваших . Пусть некоторые из них вам кажутся банальными (например, есть вкусную еду) - всё равно пишите. Когда список будет готов, посмотрите внимательно на эти занятия. Видите закономерности? Может быть, в вашем списке превалируют дела, связанные с помощью людям? Или какие-то спортивные занятия? Или дела, связанные со спокойной монотонной работой?

Поймите, по каким группам можно разбить этот список. Он поможет вам понять, какой жизнью вы хотели бы жить.

Упражнение 3. Ваше идеальное окружение

Если в вас никто не верит, то поверить самому в себя становится ещё сложнее. Именно поэтому среда, порождающая победителей, почти всегда состоит из победителей. К сожалению, среда, в которой мы привыкли расти, не располагает к созданию гениев.

Представьте, что мир за ночь изменился под ваши запросы. И наутро он будет наполнен такими людьми, какими вы захотите. Какими будут эти люди? Какими качествами они обладают? Может, все они , или, наоборот, это люди, сдавшие сопромат на пять с плюсом? Может, они всё делают быстро, или, наоборот, вы бы хотели замедлить мир?

Что вы узнали о себе и что вам нужно, чтобы полностью проявить себя?

Упражнение 4. Пять жизней

А теперь представьте: у вас будет пять жизней. И в каждой из них вы сможете стать тем, кем хотите. Как вы проживёте эти пять жизней?

Это упражнение, как и все остальные, вы можете подогнать под себя. Если управитесь за три жизни - берите три. Нужно десять - ни в чём себе не отказывайте. Я выбрала пять только потому, что мне нравится это число.

Итак, представьте, что одну жизнь вы посвятите биологии, вторую - профессиональным путешествиям, третью - тому, чтобы завести большую семью с кучей , в четвёртой станете скульптором, а в пятой - астронавтом. Какая нравится больше?

Самое важное тут понять следующее: если вам надо выбрать всего одну жизнь, пусть даже ту, что вам больше всего нравится, вам всё равно будет не хватать остальных. Потому что они - это ваша неотъемлемая часть. Нам в головы вдолбили: «Определись!». И это печально.

В мире встречаются люди, рождённые для единственной цели, но это редкое исключение. Каждая из ваших жизней содержит что-то, что вы очень любите и в чём нуждаетесь. И вы можете привнести это в свою жизнь.

Упражнение 5. Мой идеальный день

Сейчас нам предстоит длинная прогулка по вашему воображению. Возьмите ручку и листок, и погнали. Итак, каким вы видите свой идеальный день?

Проживите этот день в настоящем времени и во всех подробностях: где вы просыпаетесь, какой это дом, кто лежит рядом с вами, что вы едите на завтрак, какую одежду вы надеваете, что вы делаете, какой работой вы заняты, дома или в офисе?

Не ограничивайте свою фантазию. Описывайте день, который бы проживали, будь у вас абсолютная свобода, неограниченные средства и все силы и , о которых вы только мечтали.

После того как список составлен, поделите все ваши фантазии на три группы:

  1. Что из этого вам необходимо как воздух.
  2. Что необязательно, но всё равно очень хотелось бы иметь.
  3. Без чего можете обойтись.

Наша жизнь состоит из жизненного опыта, историй, ролей, отношений, заработка, навыков. Что-то из этого мы сами выбираем. Что-то из того, что мы называем своим выбором, на самом деле является компромиссом. Что-то вообще случайность. Что-то из этого необходимо и очень дорого. Но всё это - не вы.

Сосредоточьтесь на себе. Найдите то, что любите. И начните двигаться к своему предназначению.

Закончилась учеба в институте, наступила взрослая жизнь. Первая работа, новые ощущения, новая ответственность. И вдруг понимаешь: я не хочу этим заниматься всю жизнь. Когда я поступал в институт, я не понимал, не осознавал, что мне это не подходит. Может быть, мое решение было принято под давлением родителей или сверстников, или я сам ошибся в своем выборе, но теперь важно не это. Как понять, чего я хочу на самом деле? К чему у меня способности? Есть ли вообще у каждого человека свое призвание? И как его найти?

Об этом мы разговариваем с Ириной Николаевной Мошковой, основателем и руководителем психологической консультации «Семейное благо» .

У каждого ли человека есть призвание?

В духовной литературе нет прямых указаний на то, что у каждого человека есть некая конкретная профессиональная деятельность, к которой он предрасположен более всего. Но сказано, что каждый человек призван Богом к личностной форме бытия. Это главное предназначение человека.

Решая эту задачу, на протяжении всей своей жизни человек должен духовно развиваться и совершенствоваться, приумножая дарованные Богом и способности. Содействуя раскрытию в человеке творческого начала, Господь подает каждому из нас благодать Святого Духа для того, чтобы наша вера не осталась бесплодной , чтобы она нашла свое выражение в осознанном служении Богу, другим людям и тварному Божьему миру.

Человек не должен жить на земле праздно. Человек – это высшее творение Божие, которое призвано не просто есть, пить, спать и отправлять какие-то свои нужды. Господь видит в человеке Своего друга, помощника и со-работника, способного приумножить красоту и многообразие тварного Божьего мира, увидеть глубочайшие, сущностные связи различных сторон Бытия. Прозревая с помощью Божией суть вещей, изучая духовные законы бытия человеческого рода, мы можем разумно строить свою жизнь на земле, не нарушая созданную Богом гармонию мира.

Отсюда следует, что перед каждым человеком стоят непростые задачи: во-первых, задача осознания своего человеческого призвания, во-вторых, вкладывания нравственных усилий в развитие собственной личности, без чего невозможно развить свои таланты и способности, а в–третьих – поиска самого себя и своего места служения Богу, ближнему и тварному Божьему миру, на котором приобретенный творческий потенциал личности может быть успешно реализован.

У любого человека есть та или иная форма и мера одаренности. Есть люди, у которых таланты и способности находятся на уровне гениальности. Про таких говорят: «Он композитор от Бога», «художник от Бога», «учитель от Бога», «врач от Бога». Мы говорим это, имея в виду, что человек не просто ощутил то, что он несет в себе некий Божий дар, но он еще сумел этот дар правильно реализовать. Развиваясь как личность, этот человек сумел так использовать свои дары и способности, что в его сознании соединилось понимание своей одаренности с ощущением того, как он должен этим даром распорядиться. В итоге его христианская личность приобрела такое величие, что окружающие люди начинают «видеть его добрые дела и прославлять Отца Небесного» (Мф 5, 16).

Приумножить данное Богом

Бывает наоборот, человек с большим трудом осознает сильные стороны своего «Я» и далеко не сразу различает, по какому пути идти, чему научаться, куда себя приложить. Это встречается, к сожалению, гораздо чаще. Но и эти явления надо правильно истолковать.

На мой взгляд, это не говорит о том, что человек обделен Богом, что у него нет тех данных, за счет которых он мог бы со временем превратиться в развитую личность, которая могла прославить своего Создателя. Господь говорит в притче о талантах, что даже если человеку дан всего один талант, все равно нужно постараться его раскрыть, употребить по назначению, реализовать в ту меру, какая определена свыше. Господь многомилостив: даже если Он в чем-то ограничивает человека, то обязательно компенсирует это преизбытком его способностей в другом.

Очень часто бывает, например, что недостаток зрения человека компенсируется хорошим слухом или, наоборот, человек не все слышит, но зато различает какие-то нюансы цветовых оттенков, которые не воспринимают другие люди, или удивительно тонко ощущает запахи.

Некоторое время назад в актовом зале Царицынского КЦСО, где мы работаем как психологи, висели картины, которые рисовали люди-инвалиды, имеющие различные душевные заболевания. У многих из них стоят диагнозы: шизофрения, эпилепсия, истерия. Когда с этими людьми начинают работать художники, когда они побуждают больных людей к творческому самораскрытию – рождаются удивительные по красоте и выразительности художественные полотна.

В психологии и психотерапии сейчас есть такое направление в лечении душевных заболеваний: «терапия творческим самовыражением». Оказывается, чрезвычайно важно для человека заниматься какими-то творческими видами труда, чтобы он мог выразить себя, свой внутренний мир, выговорить то, что у него творится внутри.

Способность к самопознанию важнее талантов

Мне кажется, для того, чтобы человек нашел себя в жизни, важно не просто наличие каких-то незаурядных способностей и талантов, – важно, чтобы у человека были воспитаны, развиты такие свойства, которые дают ему возможность правильно распорядиться тем, что для него открывается внутри себя. В психологии это называется способностью к самосознанию и самопознанию.

Важно подчеркнуть, что способности к осознанию того, кто я, что я, на что я способен, формируются в процессе жизни. И здесь для детей, которые только развиваются, опыт родительской жизни очень поучителен и важен. Родители, увлеченные своим трудом, своей профессией, личным примером существенно помогают ребенку найти самого себя в жизни. В семьях, где родители сами занимаются творчеством, где есть некая творческая раскрепощенность в обстановке дома, когда детям доступны книги, хорошие иллюстрации, когда есть возможность взять холст, краски, кисти и вместе с отцом или с матерью начать рисовать – ребенок получает дополнительные возможности в поиске своего любимого дела.

Если дети видят, как, например, отец-художник с увлечением работает над созданием картин – сами начинают рисовать и смешивать краски. Если, например, папа-писатель, который, сидя за компьютером, все время работает над текстами книг – то ребенок, вглядываясь в жизнь родителей, чаще всего также пробует себя в сочинении стихов и рассказов. Дети учатся умению мыслить предметно, развиваться содержательно, как правило, в той области, в которой работают их родители.

Мы это замечаем в деятельности нашей семейной Воскресной школы «Живоносный Источник» в Царицыне, которой я руковожу много лет. Если сами родители, скажем, хотят заниматься живописью, они могут привести на занятия и своего ребенка. Или, наоборот, дети захотели заниматься росписью по дереву, а вместе с ними могут прийти на эти творческие занятия папа и мама. Родители, которые вместе с ребенком занимаются каким-то видом творчества, огромную пользу приносят своему ребенку, потому что он тогда вырастает с ощущением опыта творческой деятельности.

Человек узнает самого себя, занимаясь творческой деятельностью, выполняя поставленные перед самим собой конкретные задачи, принадлежащие той или иной предметной области. Этот опыт формирует самосознание человека, ощущение объема творческих ресурсов, присущих его личности.

Поиск самого себя в свете Христовой веры

Но более всего самосознание человека зависит от его духовного развития, от того, насколько человек приобщен к жизни Церкви. Когда человек сообщается с благодатью Святого Духа, он начинает самого себя узнавать совершенно по-новому. Все ненужное, поверхностное отпадает, как некая шелуха, остается главное, суть.

Если человек верует не поверхностно и воцерковляется глубоко, если у него есть хороший духовный наставник, то внутри человека происходит переворот, внутри него вспыхивает тот внутренний свет, о котором в Церкви поется: «Во свете Твоем узрим свет». Зарождается вера, человек приобщается Таинствам, и свет Христов дает человеку возможность глубже себя понимать. Практика исповеди, покаяния дает возможность наблюдать за собой, изучать самого себя в разных своих проявлениях.

Работа Духа Святого в человеке приносит огромные плоды. И в том числе она непосредственным образом влияет на то, чтобы человек пересмотрел те основания, на которых была построена его прежняя жизнь.

В этом случае часто бывает, что люди переходят к другой профессии, начинают интересоваться тем, чем раньше никогда не увлекались. Есть удивительные примеры, когда человек, никак не подготовленный заранее, вдруг начинает писать замечательные иконописные работы. Мы не раз наблюдали, как женщины, увлекались церковной вышивкой, находили себя в этом искусстве, хотя раньше никогда этим дома не занимались. Или еще пример: человек никогда не пел, начал ходить в храм, начал молиться, начал как-то созревать духовно, его душа начала петь, и вместе с этим у него родилось желание обучиться этому делу.

Возникновение новых предметных интересов у верующего человека – совершенно закономерное явление. Человек духовно прозревает, а вместе с этим в нем рождается и новое понимание самого себя, а также формируется потребность выразить духовное богатство своего внутреннего мира, которое он теперь обретает в своей душе. Если человеку в этот момент немного помочь, научить его ориентироваться в новой предметной области и дать возможность усвоить необходимые технические основы интересующего дела, – он сможет создавать высокопрофессиональные работы.

Сам этот переворот закономерен: человек очищается от греха, духовно преображается, а вместе с этим иначе осознает себя и находит свое новое поприще. Конечно, не всегда получается так, что человек отбрасывает свою прежнюю профессию и начисто забывает о ней. Чаще всего после воцерковления на новом этапе жизни человек ищет возможности прежнее образование соединить, сочленить с новым христианским мировоззрением.

Так случилось и в моей собственной жизни. Когда я только начала воцерковляться (это было в девяностые годы), священники с большим подозрением относились к психологии как к науке, потому что она только-только вышла из материалистической традиции. Плюс к тому в 90-е годы начали свою практическую деятельность колдуны, экстрасенсы, маги, чародеи всех сортов. Многие священники тогда опасались, что занятие психологией приведет к увлечению людей оккультизмом, а это очень и очень опасно для души!

Мне было известно, что многие мои коллеги, как только стали воцерковляться, решительно оставили психологию и начали заниматься совершенно другим делом. Я хорошо понимала, что прежнее мое мировоззрение рухнуло. Но одновременно мне было очень горько терять свой научный багаж, который я приобретала в МГУ в течение многих лет. После некоторых раздумий, я пришла к выводу, что мне нужно приступить к изучению христианской антропологии и на основе ее создавать новую психологическую практику.

Хочу признаться, что мне тогда было очень тяжело! Возникло ощущение, что я сижу на развалинах, прежний опыт не работает, а нового подхода вообще не существует… Конечно, не было тогда у меня никакого чувства уверенности в своих силах, была лишь тревога и неопределенность. Поиск самой себя был тогда в самом разгаре!

Состояться в качестве православного семейного психолога мне помог опытный духовник, . По опыту знаю, что в такой момент очень важна помощь духовного наставника! Священник, духовник, который знает тревоги, интересы, размышления своего духовного чада может побудить человека к созидательной внутренней работе. Здесь нельзя командовать, нельзя запретить человеку: «вот это брось, вот это начни».

В человеке должен совершиться процесс поиска самого себя в свете Христовой веры. Этим процессом становления христианской личности руководит Сам Господь Бог при содействии духовного наставника. По молитвам духовного отца открывается сердце человека, и Господь дает ему новое знание, понимание самого себя, своего места в Церкви и мире.

Часть 2. На чем строить новое мировоззрение?

Что взять из прежней жизни? На чем строить новое мировоззрение? Этот процесс не свершается в один день, требуется время для выполнения важной внутренней работы. Нужно мыслить, наблюдать за собой и за людьми, отбирать, анализировать, обобщать прежний опыт своей жизни и т.п. Интенсивная работа сознания и самосознания со временем позволяет человеку, ищущему себя, сделать необходимый духовный прорыв.

В настоящее время я возглавляю Автономную Некоммерческую Организацию «Психологическая служба Семейное благо». Это православная психологическая консультация, деятельность которой направлена на оказание помощи людям, попавшим в трудные жизненные и семейные обстоятельства. Процесс рождения этой организации происходил в моей душе очень таинственно. Это потребовало около десяти лет собирания сил и кристаллизации мысли. Я помню несколько важных моментов, которые определили успешность поиска.

Постановка цели

Во-первых, постановка цели. Вопрос «как найти самого себя» становится актуальным для тех людей, которые хотят не просто «иметь» или «казаться» важными людьми. Такими вопросами задаются люди, которые хотят по-настоящему «быть», хотят решить задачу посвящения себя и своих сил осмысленной содержательной форме бытия в этом мире. Такое стремление закономерно приобщает человека к христианской традиции. Жажда подлинной, настоящей, содержательной жизни равносильна поиску Истины, которая неразрывно связана с именем Господа Иисуса Христа. Понимание того, что Сам Христос есть Истина, радикально меняет мировоззрение людей, и дает новую точку отсчета для поиска самого себя.

Вместе с началом христианской жизни и воцерковлением у человека естественным образом возникает желание двигаться в глубину и жить с полной отдачей, относиться ко всему ответственно и серьезно. Вместе с изменением мировоззренческой позиции, Господь посылает человеку правильные мысли, правильные суждения, указывает правильные направления поиска самого себя. Для того, чтобы этот процесс начался, надо духовные ценности поставить выше материальных, и довериться Господу Богу, как Творцу, Создателю и Подателю всякого Блага. Митрополит Антоний Сурожский в своих работах пишет: если мы сами свою руку протягиваем ко Христу, тогда Он ее берет и ведет к новой жизни. Поэтому, прежде всего, мы должны к нему обратиться за помощью как к Учителю, как к Другу, как к Наставнику: «Господи, помоги! Приведи меня туда, куда ты имеешь целью привести. Да будет воля Твоя!».

В тот момент, когда я искала свое место в жизни, для меня ориентиром была фраза из Евангелия: «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, а все остальное приложится вам». Я часто повторяла внутри себя эти слова, и они очень помогали мне не сбиваться с правильной дороги.

Евангелие говорит нам о том, что для человека важнее всего встать перед Лицом Божиим и вступить в молитвенное общение с Ним, и, если это будет сделано, то Он Сам будет активно содействовать благоустроению человеческой жизни в окружающем мире. Иначе говоря, если построена в человеческой жизни «вертикаль», то тогда «горизонтальные» отношения с окружающим миром формируются как бы сами собой, легко и непринужденно. Сам Господь Бог тогда «ведет» человека за руку к целям и задачам, утверждающим его духовное достоинство.

Анализ жизни

Во-вторых, чтобы найти себя, необходимо умение осуществлять анализ собственной жизни, пройденного жизненного пути.

Опять возьму за основу свой личный опыт. В МГУ нам преподавали много учебных дисциплин, но среди них были предметы, касающиеся такого раздела как детская, возрастная и педагогическая психология. Именно эти знания мне и помогли в создании христианского подхода к психологическому консультированию.

В 1995 году о. Георгий Бреев благословил меня стать директором Воскресной школы «Живоносный Источник» в Царицыне. В это время в Воскресной школе учились только дети школьного возраста. Став директором школы, я четко поняла, что, ограничивая контингент учащихся школы только детьми, мы неправильно ставим перед собой учебно-воспитательную задачу, поскольку смысловой клеточкой, единицей распространения православной веры должна быть семья. Как только я эти слова произнесла вслух, то сразу поняла, что в Воскресную школу надо принимать не только школьников, но и дошкольников, и самое главное, что и подростков, и молодежь, и родителей, даже бабушек и дедушек.

Школа «Живоносный Источник» стала учебно-воспитательным учреждением, которое учит людей жить по-христиански в кругу собственной семьи, потому что семья, по учению Церкви, – это малая, домашняя церковь. Если человек создает в кругу семьи атмосферу взаимной поддержки, доверия и любви, то вместе с этим он формирует ту духовно-здоровую среду, необходимую для формирования христианской личности. В такой атмосфере вырастают дети, которые, выходя за порог родительского дома, способны жить самостоятельно и ответственно.

Когда я произнесла слово «семья» (а это был 1997 год) – в моей душе вспыхнул свет! Я думаю, что это Господь дал мне тайный знак, что мы выбрали правильный курс. Когда тебя посещает некая мысль, посланная свыше, от Бога, она осеняет тебя изнутри, и ты понимаешь, что неожиданно перед тобой открывается некое новое поприще, новая жизненная дорога, пока никем не проторенная.

Когда родилась семейная школа, одновременно с этим родилась идея создания семейной консультации. В этот момент я и нашла место приложения своих профессиональных знаний. Хотя первоначально меня о. Георгий Бреев, мой духовник, благословлял просто преподавать в Воскресной школе и потом стать ее директором. Но как только слово «семья» было произнесено, возникло четкое понимание, где мне надо быть, чем заниматься и какое направление развивать.

Правильная постановка задачи дает возможность человеку ощутить свою предназначенность, свою миссию, свою посвященность конкретной теме. Вместе с этим формируется понимание своего профессионального труда как некого предназначения, призвания.

Что такое призвание?

Что такое призвание? Это не просто работа за деньги, «от и до». Это та деятельность, врастая в которую человек формируется как христианская личность. Это та деятельность, при выполнении которой происходит духовный рост человека, осуществляется служение Богу и окружающим людям.

Из Евангелия известно, что Господь Иисус Христос избрал Апостолов, которым надлежало сначала воспринять, усвоить проповедь Божественного Учителя и Наставника, а затем стать носителями и распространителями великих идей. Таким образом, Апостолы Христовы стали теми людьми, которые вначале сами прошли путь формирования христианской личности, а затем стали проповедниками и создателями христианской Церкви, в которой обретают теперь спасение души множество людей по всей земле.

Неподкупное, честное и творческое служение человека Церкви, родине и всякому Божьему делу на земле, одухотворенное верой во Христа, называл «предметным поведением». В работе Ильина «Творческая идея нашего будущего» говорится следующее:

«Русский учитель должен, прежде всего, продумать и прочувствовать до конца свою великую национальную задачу. Он не специалист по ликвидации безграмотности (не «спец» «ликбеза»), а воспитатель русских детей. Он должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях».

В свою очередь, «предметность», по его определению, есть закономерный результат христианского подвига творческого преображения самого себя в Боге и творческого преобразования мира («миро приятия»). Будущее России, по мнению Ильина, требует воспитания сильных духом, «предметно» мыслящих и способных к «предметной» деятельности людей, способных жить с пониманием христианской ответственности за свое предстояние перед Богом.

Все сказанное выше позволяет обозначить в качестве принципиального подхода к организации учебно-воспитательного процесса в воскресной школе «предметный» подход, который основан на разъяснении учащимся идеи христианского подвига жертвенной любви, а также возможности и необходимости его осуществления в ходе повседневной жизни в кругу семьи.

Размышляя о судьбе России после Октябрьской революции, И.А. Ильин в книге «Творческая идея нашего будущего» писал, что России нужно создавать свою систему государственной и общественной жизни, свою культуру и систему образования. Россия, писал философ, страна христианского уклада жизни. Этот уклад является базовым образованием российской общественной жизни, формирующим самобытность самосознания народа.

Осуществить свой замысел на практике

Третий важный момент : находя главную точку приложения своих творческих сил, важно, чтобы человек начал практически осуществлять свой идеальный замысел. Нужно, чтобы дальше были намечены конкретные шаги внедрения творческой идеи в жизнь. Этот этап становится проверкой жизнеспособности наших замыслов.

Для нас эта стадия была связана с созданием семейной школы, потом созданием консультации, потом перенесением консультации в стены государственного учреждения – ГУ Царицынского комплексного центра социального обслуживания (КЦСО). Последовательное прохождение этих этапов выводило нас на исследование новых проблем, которые мы первоначально не думали рассматривать. Например, проблем психического здоровья и поддержки со стороны семьи психически больного человека, проведение просветительских семинаров с обсуждением проблем родительского призвания. Вопросы супружества и родительства составили целый пласт новых тем, над которыми нам пришлось серьезно задуматься. Вместе с этим родилась новая психологическая практика, состоящая из сочетания консультативной, психотерапевтической работы и просветительской деятельности.

Вся наша деятельность теперь разбита по направлениям, и каждое направление рождает какой-то социальный проект. Мы понимаем, что мало просто объявить, что мы будем заниматься тем-то и тем-то. Нужно довести свою разработку до стадии четко очерченной программы действий, направленной на оказание помощи конкретным людям, имеющим определенный возраст, социальный статус и т.д. Нужно добиваться практической пользы, практического результата деятельности.

Дерзновение. Научиться «пахать, не оглядываясь»

Есть еще один важный момент поиска самого себя. Очень часто бывает, что долго не находят себя люди нетерпеливые, которые не могут дождаться положительного результата. Они хотят сразу снимать «пенки» и «сливки». Результаты не появляются сразу. Например, обучение, образование, просвещение – эти виды деятельности не позволяют быстро увидеть плоды своего труда. Здесь надо сначала вкалывать, надо сначала вложить душу, потратить много сил, времени, не побояться это сделать. А результат можно увидеть только с большой отсрочкой.

У святых отцов есть такое понятие – «дерзновение». в своих работах писал:

«Православие дает возможность человеку стать святым, но далеко не все люди становятся святыми».

Возникает вопрос: почему это происходит только в редких, исключительных случаях? Отец Иоанн в своих проповедях отвечал:

«Потому, что нет у людей дерзновения».

Когда мы читаем духовную литературу и знакомимся с жизнью святых людей, мы видим, как трудно этого достичь. Мы говорим: «Да я-то никогда не смогу так, мне жизни не хватит. Стоит ли вообще этим заниматься»? Для того, чтобы был результат, человек должен научиться «пахать, не оглядываясь».

Нужно поверить, что твоя идея верна, и какой-то период жизни посвятить тому, что ты будешь просто делать все для ее реализации, не оглядываясь назад. И потом наступает такой момент, когда количество трудов принесенных уже само по себе плодоносит, дает какие-то росточки, какие-то важные творческие продолжения. Потом уже не ты ищешь работу, работа тебя ищет.

photosight.ru. Фото: Владимир Черкасов

Одна из самых серьезных и болезненных проблем для тех, кто встал на путь серьезного, а не бутафорского личностного роста – это нахождение себя. Несмотря на кажущуюся простоту задачи, решается она далеко не так легко, как кажется. Ведь если бы всё было так просто и каждый человек мог бы быть самим собой, то мы бы с вами жили в совершенно другом мире. Поэтому предлагаемая стратегия подойдет только для реально сильных личностей.


Шаг 1. Понять ложность системы координат

Каждого человека можно сравнить с кораблем. Как и корабль человек плывет по волнам жизни, вот только далеко не всегда ясно КТО капитан, КУДА именно и по каким координатам плывет этот корабль. Всё это приводит к тому, что человек неадекватно воспринимает реальность, совершает глупые и грубые ошибки, рушит те дела и проекты в которых мог бы достичь неплохих результатов, занимается не тем чем хочется. Короче, мается по жизни, периодически наступая на разного рода грабли и проваливаясь в жопы.

Путь к себе , путь роста – это в первую очередь преодоление собственной лжи и иллюзий в отношении реальности, людей, собственных целей и желаний. Сделать это можно одним единственным способом – начав честно рассматривать всю свою жизнь от начала до конца. И первым признаком того, что вы делаете это так как надо – будут сопровождающие вас неприятные чувства.

Ложь сладка и приятна, правда горька и порой обидна. Но честность перед самим собой даёт самый сильный бонус – адекватное восприятие реальности, чёткое понимание происходящего и восстановление заблокированных способностей (а также «зарытых в землю» талантов).


Шаг 2. Сбросить маски

Каждый из нас носит огромное количество масок. Их можно называть ролями, индивидуальностями, субличностями, аспектами.. да как угодно. У каждой маски своя цель, свой «двигатель» и практически всегда это совсем не то, что нужно нашему истинному Я.

Чтобы вы, что называется, наглядно увидели, что это такое – представьте, что вы стоите в центре огромной комнаты и вам нужно из неё выйти. Вы вроде даже знаете где находится дверь и пытаетесь двигаться по направлению к ней. Но окружающие вас люди всячески вам мешают: берут в кольцо, оттесняют в сторону, отвлекают разговорами, обманывают, указывая неверное направление, даже толкают и ставят подножки. Лишь бы не давать вам двигаться туда куда вы хотите.

Именно так и проходит наша жизнь с нашими масками. Мы вступаем с ними во внутренний диалог, ругаемся, не замечаем, как их надеваем и живем под личиною не своей жизнью, а жизнью маски. Поэтому, чтобы понять себя, маски нужно сбросить. Все!

Один из самых лучших способов сделать это – пройти процесс Гностического интенсива, в ходе которого вы последовательно проясняете и сбрасываете все свои маски, открывая путь к своему истинному Я, обладающему всей полнотой информации о вашем предназначении (миссии в жизни).


Шаг 3. Огонь истинных желаний

Есть два типа мотиваций – мотивация ОТ и мотивация К . Первая направлена на то, чтобы избежать чего-то. А вторая соответственно на то, чтобы прийти к чему-то. Например, человек устраивается на работу, чтобы избежать голода (хотя в наше время можно не работать и при этом неплохо питаться) или вдруг «клюет жаренный петух» и сразу появляются силы и ресурсы для исправления ситуации. Особенность такой мотивации в её слабости и кратковременности.

Мотивация К – другое дело. Здесь человек движим не избеганием (проблем), а стремлением к достижению нового состояния реальности в которой он будет чувствовать себя гораздо лучше. Такая мотивация – естественное следствие осознания и реализации человеком своих истинных ценностей и желаний.

Прикол заключается в том, что часто одну мотивацию путают с другой. Характерная ошибка хорошо заметна в мещанских мечтах – хочу быть сытым, хочу красивого партнера, хочу финансовую свободу, хочу много путешествовать, хочу покупать дорогие вещи, хочу иметь… хочу, хочу, хочу. На самом деле, несмотря на все эти хочу, среднестатистический обыватель даже не поднимет жопу с дивана, чтобы хоть что-то сделать.

Почему? Потому что на самом деле он просто не хочет своей серой, убогой и скучной жизни с её нелюбимой работой и неинтересными людьми вокруг и всеми фибрами мечтает из неё убежать в красивую сказку материального благополучия. Но сказки придумываются чтобы дурачить лохов (буратин). В реальности всё имеет свою цену. Цену, которую не каждый захочет платить.

Это же, к слову, железный критерий отделения истинных желаний от ложных – за последние человек не готов сражаться. По крайней мере до первого кровавого пота..


Шаг 4. Ваша мечта водит вас за нос

Знаете, чем хорошо иметь мечту? А тем, что можно ничего не делать, абсолютно бездействовать, пребывая в радостном состоянии рассмотрения собственной абстрактной и неконкретной мечты. Ведь если мечта размыта и неясна, то и достигнуть её нельзя, зато можно сколько угодно любоваться и греть себе этим душу.

В отличие от мечты цель всегда конкретна. Ясно какой результат будет и ясно зачем он нужен. И главное – у цели всегда есть план, то есть предельно чёткая последовательность действий, необходимых для получения ожидаемого результата. Когда есть план, то ВСЕГДА понятно, ЧТО КОНКРЕТНО нужно делать. А если вдруг непонятно, то значит плана у вас нет, а есть иллюзии и неопределенность.

Составление плана – это процесс. Процесс настойчивый, интенсивный, серьезный, творческий, порой трудный и мучительный (причины этого я раскрою ниже), но весьма интересный и увлекательный. Это как игра, где ты бросаешь кубик и передвигаешь фишку по карте, попадая в различные ситуации из которых требуется найти нетривиальный выход. А чтобы не играть в скучном одиночестве сильные личности привлекают к участию профессионалов, владеющих методами моделирования и решения проблем.


Шаг 5. Двигаться без усилия

Есть распространенный стереотип о том, что процесс движения к цели – это тяжкий и адский труд, что надо дико пахать и прилагать неимоверные усилия для того, чтобы достигнуть результата.

Да, прилагать усилия надо. Но только в том случае, если для достижения цели обязательно требуется физическая сила. А она требуется если вы спортсмен или занимаетесь единоборствами. Либо строите домом. Либо используете какие-либо механизмы для достижения желаемого вами эффекта.

Во всех остальных случаях усилия не требуются! А требуется намерение, чёткий план действий и отсутствие противодействия (самосаботажа). Ведь ментальное (умственное) или эмоциональное усилие требуется ТОЛЬКО ТОГДА , когда у вас в бессознанке притаились противостоящие (блокирующие, мешающие) усилия. И именно противостояние этих усилий порождает внутреннее напряжение, которое вы вынуждены преодолевать, двигаясь к цели. И которое совершенно справедливо идентифицируете с «адским трудом». Действительно – это адский труд бороться с самим собой..

Подумайте сами, в чем проще идти: в легких мокасинах или кирзовых сапогах со свинцовыми подошвами и налипшими килограммами грязи и шлака. Просто снимите сапоги и бегите куда хотите.


Вы сильная личность?

В заключение я попрошу сказать вас правду. Правду самому себе, глядя прямо в глаза. Вы действительно хотите найти себя в жизни? Вы хотите расти и развиваться как личность? Вы хотите иметь Великую и Захватывающую Цель? Вы хотите делать себя и мир лучше? Вы хотите постоянно самореализовываться, занимаясь своим делом жизни? Вы хотите пребывать в состоянии потока? Вы готовы сражаться за то, что любите и во что верите. Вы хотите, наконец, жить своей собственной жизнью?

Если вы ответили честно, то тогда действуйте и всё у вас получится. Я верю в вас! (но если вы хотя бы один раз, хотя бы самую малость соврали себе, то пеняйте на себя, получив от реальности пинок в лицо).

А если у вас возникают трудности и сложности – свяжитесь со мной, будем разбираться с ними вместе.