Болезни Военный билет Призыв

Амбивалентное поведение у взрослых. Словарный запас: что такое амбивалентность и почему трудно уволиться с нелюбимой работы. Методы коррекции и лечения

Периодически двойственность чувств и отношений по отношению к кому-то или чему-то испытывают все: любимый человек может сильно раздражать, интересная работа казаться скучной, а предстоящее событие одновременно пугать и притягивать. Но, если здоровый человек достаточно легко справляется с такими чувствами или они сосуществуют, не мешая друг другу, то при неврозе или других патологиях амбивалентность чувств и мыслей может стать причиной сильнейшего психического расстройства или срыва. Что же такое амбивалентное мышление?

Термин «амбивалентность» в медицине был впервые использован французским психиатром Брейлером в 1900 годах. Он применялся для обозначения патологического состояния – раздвоения сознания человека. Амбивалентное мышление считалось признаком шизофрении, не присущим психически здоровым людям.

Позже этот термин стали использовать не только психиатры, но и психоаналитики и психологи и он получил более широкое толкование. По мнению З. Фрейда и других психоаналитиков, одновременно существование противоположных чувств или отношений является нормой для человеческой психики. Но если сознание человека не способно справиться с этим или чересчур «зацикливается» на этом состоянии, то возможно возникновение невроза или развитие психических заболеваний.

Так что сегодня амбивалентность сознания может рассматривается двояко:

  • Как периодически возникающее состояние у психически здорового человека – психоаналитики описывают это как комплекс сложных чувств, которые возникают по отношению к кому-либо. Это состояние нормально для человека, так он всегда испытывает самые разнообразные чувства и при концентрации на одном объекте возникает амбивалентность. Так, даже самая любящая мать может испытывать чувство раздражения к своему ребенку или можно одновременно любить человека и ненавидеть его из-за чувства ревности.
  • Как патологическое состояние психики, возникающее при психических заболеваниях – при этом человек ощущает «расщепление», его отношение к чему-либо или кому-либо меняется полярно за очень короткий период времени и без причин.

Амбивалентность психически здоровой личности может развиться из-за:

  • неспособности самостоятельно принять решение
  • страха совершить ошибку
  • Неуверенности в себе
  • Стресса, переутомления.

Патологическая амбивалентность может развиться из-за:

  • Психозов различного происхождения
  • Депрессии
  • Навязчивых состояний
  • Фобий, панических атак
  • Шизофрении

Проявления

Проявления амбивалентности могут сильно отличаться. Распознать патологию удается далеко не сразу, иногда даже специалисты не могут поставить диагноз без длительного наблюдения или дополнительных обследований.

Выделяют 3 основных формы амбивалентности:

  1. Интеллектуальная
  2. Волевая
  3. Эмоциональная

Интеллектуальная амбивалентность

Для амбивалентного человека характерно постоянное или периодически возникающее «раздвоение» сознания. Полярность мыслей и идей может вызывать нервное истощение или превращаться в навязчивую идею, избавиться от которой человек самостоятельно не может.

Иногда интеллектуальная амбивалентность проявляется тем, что в сознании человека «живет» 2 личности с противоположными идеями и мыслями. Но такое состояние характерно для шизофрении или других психопатологий.

Волевая амбивалентность

Амбивалентность такого типа проявляется невозможностью или сложностью в выборе или совершении конкретного действия. Такое состояние характерно для психически здоровых людей, которое находятся в состоянии стресса, нервного истощения, сильного переутомления или при недостатке сна.

Двойственность в принятии решений также может быть обусловлена особенностями характера или воспитания. Человек старается избегать ситуаций, в которых ему придется сделать выбор, а если ему приходиться делать его – это испытывает сильнейшее расстройство или пользуется чьим-то авторитетным мнением.

Эмоциональная амбивалентность

Амбивалентность в эмоционально-чувственной сфере встречается чаще всего. Двойственность в чувствах и отношениях может встречаться как в жизни абсолютно здоровых людей, при пограничных состояниях психики и при патологиях.

Основной симптом эмоциональной амбивалентности – это присутствие противоположных эмоций в одно и тоже время. Двойственные чувства или эмоции могут также быстро сменять друг друга, при этом вызывая нарушение внутреннего равновесия у человека.

Амбивалентность чувств открыто проявляют дети, когда кричат родителям, что ненавидят их или желают им смерти. Переживая эти эмоции они, одновременно, абсолютно уверены в своей любви к родителям.

Следующий этап жизни для которого характерна амбивалентность – это пубертатный период, когда у подростка могут одновременно возникать противоположные эмоции или чувства. Также для этого периода характерно быстрая смена настроения, чувств по отношению к кому-либо.

Амбивалентность в отношениях возникает и в более зрелом возрасте. Часто человек сам не отдает себе отчет в переживаемом или не считает такие резкие перепады настроения и эмоций патологией. Но при возникновении постоянной и стойкой амбивалентности в отношении к кому-либо психика человека расшатывается, он с трудом справляется с охватывающими его чувствами, а его поступки становятся непредсказуемыми и нелогичными, что тоже ухудшает отношения.

Как избавиться от амбивалентности

Если двойственность чувств, отношений или мыслей не слишком мешает человеку и не вызывает вопросов у окружающих, избавляться от нее необязательно. Амбивалентность можно считать чертой психики, которая нуждается в коррекции только в том случае, если ее проявления мешают нормальной жизни человека.

Патологическая амбивалентность, как правило, бывает одним из комплекса проявлений психического заболевания – невроза, депрессии или шизофрении. В этом случае она исчезает по мере коррекции основного заболевания.

Если же это состояние является единственным проявлением патологии психики и вызывает у человека дискомфорт, избавиться от нее можно с помощью комплексной терапии: приема медикаментов и психотерапии.

Для лечения используют седативные препараты, транквилизаторы, антидепрессанты, реже – нейролептики. Психотерапия может быть индивидуальной или групповой. Специалист определяет причину развития патологии и вместе с пациентом выбирает метод ее коррекции: психоанализ, тренинги, методы расслабления или контроля над сознанием.

ambivalence) Термин введен Юджином Блейлером, чтобы отразить сосуществование противоречивых ИМПУЛЬСОВ и ЭМОЦИЙ, направленных на один и тот же объект. Обычно термин относят к сосуществованию ЛЮБВИ и НЕНАВИСТИ. Амбивалентность следует отличать от смешанных чувств по отношению к кому-либо. Она связана с глубинной эмоциональной установкой, где противоречивые отношения имеют общий источник и являются взаимозависимыми, тогда как смешанные чувства могут базироваться на реалистической оценке несовершенной природы объекта. В рассказе о яйце кюре не был амбивалентен по отношению к яйцу, хотя не исключено, что он был амбивалентен по отношению к епископу. Хотя амбивалентность порождается невротическим КОНФЛИКТОМ, ее легче всего наблюдать в ОБСЕССИВНЫХ НЕВРОЗАХ, при которых делается попытка уравновесить в СОЗНАНИИ обе стороны амбивалентности. При других видах неврозов та или другая сторона амбивалентности обычно оказывается вытесненной (см. ВЫТЕСНЕНИЕ).

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

лат. ambi - вокруг, с обеих сторон, valens - сильный) . Понятие, введенное для обозначения одного из существенных признаков шизофрении - склонности отвечать на внешние раздражители двоякой, противоположной, антагонистической реакцией. Различают три вида А.: 1) в аффективной сфере - одно и то же представление сопровождается и приятными и неприятными чувствами; 2) области воли - амбитендентность, двойственность поступков, действий, движений; 3) в области интеллектуальной деятельности - одновременное возникновение и сосуществование мыслей противоположного характера. K. Spett как проявления А. в мышлении и двигательной экспрессии различал амбитенденцию и амбисентенцию. У больного обнаруживаются одновременно проявляющиеся противоречивые или противопоставляемые суждения, амбитендентные проявления в движениях, мимике, жестах. Эти расстройства типичны для больных шизофренией, но могут наблюдаться и при некоторых интоксикациях, например мескалином.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

Ambivalence; Ambivalenz) - психическое состояние, в котором каждая установка уравновешена своей противоположностью (см. конфликт и противоположности). Термин введен Ю. Блейлером для описания сосуществования внутренне противоречивых импульсов и эмоций по отношению к одному и тому же объекту.

Амбивалентность следует отличать от наличия смешанных чувств по отношению к кому-либо. Смешанные чувства могут возникать на базе реалистической оценки несовершенной природы объекта, тогда как амбивалентность представляет глубинную эмоциональную установку, в которой противоречивые отношения вытекают из общего источника и оказываются взаимосвязанными. Юнг использовал данное понятие для характеристики: а) сплава положительных и отрицательных чувств в отношении одного и того же объекта (другой человек, образ, идея, часть самого себя); эти чувства исходят от одного источника и не являются смесью качеств, присущих тому человеку, на которого они направлены; б) интереса к фрагментации, множественности и изменчивости психического; амбивалентность в этом смысле - всего лишь одно из состояний человека; в) самоотрицания любого положения, которое и описывает амбивалентность; г) отношения к родительским образам, в частности (см. имаго) и к архетипической образности вообще (см. архетипы); д) универсальности - амбивалентность присутствует повсеместно: "силы природы всегда двулики" и Бог тоже, что уже однажды обнаружил Иов (CW 5, par. 165. К. Г. Юнг. Символы трансформации. М. 2000. Далее СТ). Сама жизнь - это вечное "добро и зло, успех и поражение, надежда и отчаяние, которые уравновешивают друг друга" (CW 9ii, par. 24. А, пар. 24).

Амбивалентность, в широком смысле, ассоциируется с влиянием бессознательных комплексов, в частности с психологическими функциями на этапе их недифференцированности. Хотя она порождается всеми невротическими конфликтами, легче всего ее наблюдать в неврозах навязчивых состояний, при которых делается попытка сбалансировать обе стороны амбивалентности в сознании, в случаях других неврозов та или другая сторона обычно подавляется.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

явление нескольких значений (пониманий, прочтений), неоднозначности в высказываниях, текстах, символах и т. д.

Что такое А. в речи, амбивалентный текст (утверждение), можно проиллюстрировать старым советским анекдотом. На собрании выступает высокопоставленный руководитель и заявляет: "В десятой пятилетке мы будем жить еще лучше!" Голос из зала: "А мы?"

В языке А. проявляется у многозначных слов, напр., "занять" означает "занять (место и т. п.)" и "одолжить (деньги)".

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

греч. ampi - двойственность, лат. valentia - сила). В психологии чувств обозначает одновременное присутствие в душе человека противоположных, несовместимых друг с другом стремлений, касающихся одного и того же объекта.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

AMBIVALENCE)

Термин обозначает одновременное существование противоположных чувств, установок, стремлений, проявляемых в отношении других лиц, предметов, ситуаций. При таком широком понимании амбивалентность представляет собой универсальный и не слишком существенный феномен, поскольку привязанность часто осложнена враждебными чувствами, о многие враждебные отношения смягчаются привязанностью. Однако когда сило этих конфликтных чувств достигает уровня, при котором то или иное действие представляется неизбежным и в то же время неприемлемым, предпринимается некий защитный маневр, часто напрямую ведущий к психическому заболеванию (например, к психозу либо неврозу навязчивых состояний). При таких обстоятельствах амбивалентность вытесняется. Это означает, что только одно из конкурирующих чувств допускается в сознание. Чаще вытесняется враждебность, но иногда - привязанность. Успешное выявление вытесненного компонента и успешная демонстрация его пациенту обычно усиливают терапевтический эффект.

При обсуждении активных и пассивных тенденций анально-садистской организации парциальных влечений Фрейд (1905), указав на Блейлера как автора понятия и концепции амбивалентности, высказал мнение, что амбивалентность характеризуется примерно одинаковым уровнем противоположных влечений. Это понятие он использовал также при рассмотрении одновременного положительного и отрицательного переноса (1912). Абрахам (1924), обосновывая разграничение доамбиволентных, амбивалентных и постамбивалентных объектных отношений, использовал представление о сосуществовании любви и враждебности. Ранняя оральная стадия рассматривалась им как доамбиволентноя, в то время как более поздняя стадия, связанная с кусанием, оценивалось как амбивалентная. Амбивалентность характеризует также анально-садистскую стадию. Генитальная стадия проявляется тогда, когда ребенок становится способным психологически щадить объект, оберегая его от разрушения. Эта стадия обозначается как постамбивалентная. Амбивалентность является одним из важных элементов теории Кляйн, высказавшей идею о том, что амбивалентно воспринимаемый объект расщепляется на "плохой" и "хороший".

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (МКБ 295)

сосуществование антагонистических эмоций, идей или желаний по отношению к одному и тому же лицу, предмету или положению. Согласно Блейлеру, который ввел этот термин в 1910 г., кратковременная амбивалентность является частью нормальной психической жизни; выраженная или устойчивая амбивалентность - первоначальный симптом шизофрении, при которой она может иметь место в аффективной идеаторной или волевой сфере. Она является также частью обсессивно-компульсивного расстройства, а иногда наблюдается при маниакально-депрессивном психозе, особенно при затяжных депрессиях.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (ДВОЙСТВЕННОСТЬ)

двойственность, двузначность, иногда противоречивость. В психологии чувств означает двойственное переживание, совместное присутствие в душе двух противоположных, как будто несовместимых стремлений касательно одного объекта - например, симпатии и антипатии.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

от лат. ambo - оба + valentia - сила).

1. В объективном смысле А. - свойство ситуации, в которой человек или животное подвергается одновременно действующим противоречивым, против, воздействиям. Напр., амбивалентная оптокинетическая стимуляция (совмещенные на одном участке поля зрения стимулы, движущиеся в противоп. направлениях) и ситуация Буриданова осла (см. определение 2) и др.

2. В субъективном смысле А. - особенность состояний сознания (и вообще психических состояний), которые характеризуются сосуществованием противоречивых, против, мыслей, мотивов, эмоций.

Мотивационную А. (амбитендентность) описывал в "Этике" Спиноза: желания (побуждения, влечения) человека бывают "нередко до того противоположны друг другу, что человек влечется в разные стороны и не знает, куда обратиться". Теоретической моделью мотивационной А. служит конфликтное состояние Буриданова осла, стоящего между 2 идентичными и равнопривлекательны-ми стогами сена (это, разумеется, "умственный эксперимент"). Об эмоциональной А. см.Амбивалентность чувств. (Б. М.)

Амбивалентность

от лат. ambo - оба и valentia - сила) термин З. Фрейда. А. - характеристика влечений, в которых психоанализ выделяет созидательные и разрушительные тенденции - влечение к жизни и влечение к смерти (Эрос и Танатос).

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

ambivalence) - (в психологии) сосуществование противоположных тенденций или эмоций (например, любовь и ненависть) по отношению к одному и тому же индивидууму или предмету. Чрезмерная и преобладающая амбивалентность считается, согласно Блейлеру, характерным признаком шизофрении.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

1. Наличие одновременно противоположных или смешанных чувств по отношению к какому-то человеку, объекту или идее. 2. Склонность постоянно изменять свои чувства или отношение к человеку, объекту или идее. Это значение предполагает наличие значения 1.3. Состояние, при котором кто-то стремится в двух взаимно исключающих друг друга направлениях или к двум противоположным целям. Это значение первоначально возникло в работах К. Левина по теории поля и наиболее ярко проявляется в исследованиях поведенческих реакций на различные формы КОНФЛИКТА.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

En.: Ambivalence

Амбивалентность - это свойственная человеку установка, при которой мы хотим чего-либо и одновременно желаем противоположного. Например, мы хотим измениться и одновременно отвергаем изменение; мы хотим двигаться вперед и в то же время нам хочется сопротивляться... Искусство терапевта вообще и гипнолога в частности состоит в умении приспособиться к этому факту и научиться давать выход (поочередно или одновременно) этим противоречивым стремлениям пациента. Проблема скорее практическая, нежели теоретическая, поскольку в действительности мы имеем дело с сопротивлением и способами его преодоления.

Например, терапевт в определенный им момент позволяет сопротивлению выразиться, одновременно удовлетворяя двум устремлениям: одна рука может левитировать, в то время как другая сопротивляется (см. пример Ноэми). Использование парадокса также может быть решением проблемы (см. также Erickson & Rossi, 1981).

Амбивалентность

внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к чему-либо, характеризующееся одновременным принятием и отвержением.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

противоположность установок, чувств, импульсов и эмоций, направленных на один и тот же объект. Данное понятие введено в научный оборот швейцарским психиатром Э. Блейлером (1857–1939) применительно к шизофрении, характеризующейся расщепленностью сознания больного в результате его противоречивого отношения к объекту. Различая волевую, интеллектуальную и аффективную амбивалентность, Э. Блейлер считал, что противоположность чувств и установок может наблюдаться не только у шизофреников, но и у нормальных людей.

З. Фрейд рассматривал амбивалентность как введенное Э. Блейлером удачное название противоположных влечений, часто проявляющихся у человека в форме любви и ненависти к одному и тому же сексуальному объекту. В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) он писал о противоположных влечениях, объединенных в пару и относящихся к сексуальной деятельности человека. В «Анализе фобии пятилетнего мальчика» (1909) З. Фрейд отмечал, что жизнь чувств у людей складывается из противоположностей. Контрастные пары в сфере чувств у взрослых доходят одновременно до сознания только на высоте любовной страсти. У детей они могут долгое время сосуществовать друг с другом, как это наблюдалось, например, у маленького Ганса, который одновременно любил своего отца и желал его смерти. Выражение одного из амбивалентных переживаний маленького ребенка по отношению к близким ему людям не мешает проявлению противоположного переживания. Если же возникает конфликт, то он, по мнению З. Фрейда, разрешается благодаря тому, что ребенок меняет объект и переносит одно из амбивалентных душевных движений на другое лицо.

Будучи нормальным явлением в жизни человека, амбивалентность чувств может достичь такой степени проявления, которая характеризуется развитием невротического расстройства. Как показал З. Фрейд, при фобиях (навязчивых страхах конкретного содержания) ненависть, как одно из амбивалентных чувств, противоположных любви, переносится на замещающий объект. В случае маленького Ганса противоречивые чувства к отцу проявились в двойственном отношении ребенка к лошади.

В работе «Из истории одного детского невроза» (1918) З. Фрейд соотносил амбивалентность с одновременным проявлением у ребенка пассивных и активных стремлений. Анализ случая, названного им человеком-волком, позволил выявить картину соответствия интенсивной и длительной амбивалентности больного с развитием противоположных влечений, связанных с активно-садистскими целями и мазохистскими намерениями.

Понятие амбивалентности использовалось основателем психоанализа и при рассмотрении такого явления, как перенос, с которым приходится иметь дело аналитику в процессе лечения пациентов. Во многих работах он подчеркивал двойственный характер переноса, имеющего позитивную и негативную направленность. В частности, в написанной в конце жизни и неопубликованной после его смерти работе «Очерк о психоанализе» (1940) З. Фрейд подчеркивал, что «перенос амбивалентен: он включает в себя как положительную (дружелюбную), так и отрицательную (враждебную) позиции в отношении психоаналитика».

Последователи З. Фрейда внесли изменения в психоаналитическое понимание амбивалентности. К. Абрахам (1877–1925) связывал амбивалентность с фазой кусания, характерной для анальной стадии психосексуального развития ребенка. В статье «Опыт описания истории либидозного развития на основе психоанализа душевных расстройств» (1924) он провел различие между доамбивалентной (ранней оральной) стадией, связанной с сосанием ребенком материнской груди, амбивалентной (поздней оральной и анально-садистской) стадией, на которой наблюдается враждебное отношение ребенка к объекту, и постамбивалентной (фаллической) стадией, характеризующейся способностью ребенка к сохранению, обереганию объекта от его разрушения.

Согласно М. Кляйн (1882–1960), сексуальное влечение человека амбивалентно по своей природе. Оно присуще ему изначально и связано с противоположными установками человека, направленными на овладение объектом и в то же время на его разрушение. Так, в виде психического представления грудь матери воспринимается младенцем как «хорошая», когда удовлетворяет его, и как «плохая», поскольку является источником фрустрации. Подобному восприятию, «амбивалентному отношению к первому объекту», способствуют, по ее мнению, процессы проекции и интроекции. Младенец проецирует свои любовные и деструктивные импульсы, приписывая их удовлетворяющей или фрустри-рующей его груди. Одновременно с этим посредством интроекции внутри психики младенца формируются представления о «хорошей» и «плохой» груди.

Понятие амбивалентности широко используется в современной психоаналитической литературе.

Я возненавижу ее так же сильно, как прежде любил… Тут-то я и проявлю всю силу своей души, если возненавижу ее, покину ее, сколь прекрасной, сколь любезной она бы мне ни казалась (Ж.-Б. Мольер, Мещанин во дворянстве).

И еще раз теперь я задал себе вопрос: люблю ли я ее? И еще раз не сумел на него ответить, то есть, лучше сказать, я опять, в сотый раз, ответил себе, что я ее ненавижу. Да, она была мне ненавистна. Бывали минуты (а именно каждый раз при конце наших разговоров), что я отдал бы полжизни, чтоб задушить ее! Клянусь, если б возможно было медленно погрузить в ее грудь острый нож, то я, мне кажется, схватился бы за него с наслаждением. А между тем, клянусь всем, что есть святого, если бы на Шлангенберге, на модном пуанте, она действительно сказала мне: «бросьтесь вниз», то я бы тотчас же бросился, и даже с наслаждением. Я знал это (Ф. Достоевский, Игрок).

Ср. в «Вишневом саде» А. Чехова – Лопахин и жалеет Гаева и Раневскую, и одновременно злорадствует по поводу их краха.

У него была в душе какая-то болезненная, незалечимая трещина, нанесенная женщиной… Будучи пьяным, он часто вытаскивал из своей дорожной корзинки портрет какой-то женщины… Он то целовал эту фотографию, то швырял ее на пол, прижимал ее к сердцу и плевал на нее, ставил ее в угол на образ и потом капал на нее стеарином (А. Куприн, Как я был актером).

Ведь я люблю тебя и проклинаю!

Отдай, отдай мне снова жизнь, вернись!

К явлениям амбивалентности психоаналитики относят случаи, когда женщина имеет двух любовников (мужа и любовника, бывшего мужа и нынешнего мужа), и ненависть направляется на одного из их пары, пока другой любим ею; если ненавидимый отвергается или уходит, ненависть может проявляться в отношении оставшегося с ней, который, в свою очередь, может быть брошен ею, чтобы с любовью вернуться к оставленному. Этим же объясняется и частое благополучие женщины во втором браке: ненависть, другие отрицательные эмоции направляются на первого мужа, а любовь – на второго.

Любить и ненавидеть. Злиться и тянуться. Желать и бояться. Человек – противоречивое существо. В психологии это называется амбивалентностью. Эмоции, желания, идеи, планы – все это может быть противоречивым. Вот почему человек часто неоднозначно себя ведет в отношениях, на работе, в решении какого-либо вопроса. В статье рассмотрим некоторые примеры амбивалентности, чтобы понимать, что это такое.

Что такое амбивалентность?

Что такое амбивалентность? Под амбивалентностью понимается противоречивое отношение человека к одному объекту или явлению. Другими словами это называется двойственностью. В человеке присутствует одновременно два противоречивых чувства, мысли, плана. Один исключает другое, однако они прямо сейчас находятся в человеке.

Впервые данное понятие ввел Э. Блейлер, который воспринимал данную двойственность как один из факторов, указывающих на наличие шизофрении. Вот почему амбивалентность делят на 3 вида:

  1. Эмоциональная – когда человек испытывает одновременно два противоречащих чувства к конкретному объекту или явлению. Очень ярко она проявляется в детско-родительских или любовных отношениях.
  2. Волевая (амбитенденция) – когда человек одновременно хочет два противоположных результата (цели). Поскольку он не может сделать выбор, это заставляет его вообще отказаться от принятия решения.
  3. Интеллектуальная – когда человек перескакивает с одной идеи на другую, которые противоречат друг другу.

З. Фрейд воспринимал амбивалентность как естественное явление человеческой природы, когда присутствует желание жить и тяга к смерти.

Современные психологи считают амбивалентность вполне нормальным явлением. Человеку естественно относиться неоднозначно к каким-то партнерам или объектам, которые играют в его жизни значимую роль. Чем больше человек притягивается к кому-то, тем больше ему хочется оттолкнуться, поскольку притяжение сродни потере своей целостности, индивидуальности, уникальности. Представьте себе две планеты, которые притягиваются друг к другу. Они и притягиваются сами, и притягивают друг друга, не желая сталкиваться, сходить со своей орбиты. Двойственность является вполне нормальным для людей, которые являются целостными личностями, однако при этом испытывают тягу к определенным партнерам, вещам, явлениям.

Вместе с тем психологи отмечают, что однополярность чувств, когда человек переживает только положительные или только отрицательные эмоции к конкретным объектам, говорит об идеализации или обесценивании данного явления. Либо человек не обладает достаточной информацией, либо игнорирует, либо слишком многого требует, либо чего-то не замечает. Таким образом, исключительно положительные или отрицательные эмоции (однополярность) говорят о недостаточности информации о данном объекте.

Амбивалентность чувств

Главной особенностью амбивалентности чувств является то, что человек не попеременно переживает какие-то эмоции, а одновременно испытывает их. Человек в данную секунду может испытывать любовь, а через 5 минут – ревность, однако внутри индивида они присутствуют всегда одновременно. Следует отличать амбивалентность от привычного явления, когда переживания возникают в результате какого-то события. Например, человек любит своего партнера. Он даже не задумывается о каких-то других чувствах. Однако происходит конкретное событие (партнер флиртует с другим человеком), что вызывает ревность. Данное чувство не присутствовало раньше, оно только что появилось. В дальнейшем может развиться амбивалентность, когда человек будет и любить, и ревновать своего партнера.

Главным фактором, который играет роль в формировании амбивалентности, является важность партнера, вещи или явления. Человек в некоторой степени должен притягиваться, зависеть, испытывать тягу к тому, к чему одновременно испытывает ненависть, злость, агрессию.

Часто в природе амбивалентности чувств прослеживается такое понятие, как перенос. Человек проецирует свои чувства на того, к кому испытывает их в двойственной форме. С одной стороны, он любит, о чем не говорит, с другой, ненавидит, что ярко выражает, проявляет и думает, что партнер испытывает подобные переживания.

Амбивалентность проявляется практически в каждом человеке в ситуации появления внутреннего конфликта. Возраст не играет большой роли: как дети, особенно подростки, так и взрослые люди могут переживать амбивалентность чувств. Роль внутреннего конфликта заключается в неудовлетворенности происходящим. С одной стороны, человек видит положительные выгоды в партнере, предмете, явлении. С другой стороны, данный объект не поддается контролю, не является идеальным, не понимается и т. д.

Чувства прекращают противоречить друг другу, когда человек может властвовать над объектом, понимать, контролировать, управлять им. Однополярность чувств отрицательного характера возникает также и тогда, когда человек отрекается от обладания партнером или предметом. Оно становится ему неважным (обесценивание). Если происходит идеализация (когда человек приукрашивает, добавляет несуществующие свойства объекту), тогда его эмоции становятся исключительно положительными.

Амбивалентность в отношениях

Любовь – чувство, которое имеет много тайн и загадок. Что это такое? Как понять, что вы или вас любят? Нет более другого чувства, о котором было так много вопросов, поскольку нередко партнеры еще могут ненавидеть друг друга..

Любовью можно назвать чувство, когда вас тянет к человеку. Вы хотите быть с ним не «потому что», а «не пойму, почему». Ваше чувство непонятное. Вы вроде понимаете, чем человек вам нравится, однако это знание неполное.

Отделим от любви страсть, когда человека влечет тело партнера. Ему просто хочется заняться сексом, после этого расстаться. Это не любовь, а просто страсть.

Любовь – это постоянное желание быть с человеком. И здесь уже неважно, понимаете вы, почему вас тянет к партнеру или нет. Здесь выделяют два вида любви:

  1. Разумная.
  2. Безумная.

Разумная любовь – это ощущение спокойствия при виде любимого человека. Вы хотите быть с ним, строить отношения и иметь совместное будущее, однако вы не переживаете, не ревнуете, не бежите к нему, потому что чего-то боитесь. Ваша любовь спокойная. Вы уверены в себе, своих чувствах, партнере, отношениях. Вы можете как быть вместе, так и врозь – в любой ситуации вы чувствуете спокойствие.

Безумная любовь – это страсть, ревность, обиды, переживания, страхи и т. д. Человек в такой любви просто не контролирует себя. Он становится сумасшедшим. Он совершает поступки самые разнообразные, поскольку подвержен страху, что его обманывают, предают, изменяют, не любят. Здесь кто-то может сказать, что это не любовь, а чувство собственничества. На самом деле это тоже любовь, просто перемешанная с недоверием и страхами.

Любовь – это желание быть с другим человеком, строить с ним отношения и будущее. Но само чувство может быть спокойным или волнующим, пугающим. В зависимости от того, что человек еще переживает, помимо любви, он совершает те или иные поступки, чувствует себя тем или иным образом.

Очень сложно сочетать любовь с теми периодическими переживаниями, которые человек подавляет в себе. Недовольство супругом, неумение налаживать общение с близкими, нерешенные конфликты – все вызывает отрицательные эмоции. Когда-то отношения зарождались на одной любви, но со временем она насыщается отрицательными чувствами, периодически возникающими по мере возникновения различных событий.

Может показаться, что человек в состоянии амбивалентности является равнодушным к потребностям партнера. Однако не стоит путать амбивалентность, при которой в голове у человека крутится множество противоречивых идей и чувств, и полное отсутствие каких-либо желаний и эмоций.

Ревность, ненависть, отторжение, боль, разочарование, желание побыть одному (одной) – все это перекликается с любовными чувствами. Кажется, что люди не могут любить и ненавидеть одновременно. Однако психологи утверждают, что амбивалентность в отношениях является нормальным явлением.

Примеры амбивалентности

Амбивалентность является многогранной и проявляется не только в отношениях между любящими людьми. Там, где встречаются два и более человека или человек с конкретным явлением, может возникнуть амбивалентность. Рассмотрим ее примеры:

  • Любовь к родителю и желание ему смерти. Как говорится, «с родителями хорошо, но когда они живут далеко».
  • Любовь и ненависть к партнеру, что нередко перемешивается с чувством ревности и даже завистью к имеющимся у него ресурсам или благам.
  • Безграничная любовь к ребенку, однако желание ненадолго его отдать бабушке и дедушке, отвести в детский садик/школу. Здесь прослеживается усталость родителей.
  • Желание находиться рядом с родителями, но при этом не сталкиваться с их нравоучениями, опекой, желанием помочь.
  • Переживание чувств ностальгии (положительные воспоминания) и потери одновременно. Человек тепло вспоминает о прошлом, однако переживает потерю чего-то важного.
  • Желание достичь цели, однако страх перед тем, к чему приведет человека результат всех его действий.
  • Сочетание страха и любопытства. Когда в темноте из комнаты доносятся страшные звуки, человек продолжает идти, чтобы посмотреть, что там происходит.
  • Сочетание понимания и критики. Человек может понять поступки партнера, однако недоволен тем, что они были им совершены.
  • Садомазохизм – когда человек любит своего партнера, однако испытывает возбуждение от причинения ему боли. Это можно распознать не только в сексуальных отношениях, но и в любовных, когда, к примеру, женщина страдает от мужа-алкоголика, но не бросает его.
  • Выбор между двумя кандидатами. Оба хороши по-своему и плохи одновременно. Хочется их объединить в одно целое, чтобы получить то, о чем на самом деле мечтается.

Когда человек ненавидит и злится, но не уходит, это является ярким примером амбивалентности — переполнение чувств и желаний, противоречивость стремлений и понимание, что необходимо делать и как это не согласуется с желаниями. Вполне нормально взрослому человеку находится в состоянии амбивалентности, что легко можно проассоциировать со стоянием на перепутье – «В какую сторону пойти?», чего человек не может решить.

Итог

Изменчивость мнения в отношении конкретного объекта называется высокой амбивалентностью. Стремление человека к конкретному результату, независимо от того, какие отрицательные эмоции на пути возникают, называется низкой амбивалентностью. Однако сама амбивалентность всегда присутствует в жизни человека, поскольку мир, в котором он живет, двойственен: существует добро и зло, надежда и отчаяние, успех и поражение. Итог амбивалентности полностью зависит от тех решений, которые человек все-таки принимает в состоянии «нахождения на распутье».

  • Можно обесценить ситуацию, то есть отвергнуть ее.
  • Можно бороться за то, чтобы положительных эмоций было больше.
  • Можно принять решение из двух имеющихся и идти по пути, которое будет не устраивать так же, как если бы это случилось при выборе другого решения.
  • Можно стоять на месте и никуда не двигаться. Тогда человек столкнется с тем, что его проблема никуда не исчезнет, а он всегда будет находиться в состоянии невесомости и колебания между двумя противоречивыми чувствами/мнениями/желаниями.

Амбивалентность может как помогать, так и мешать человеку. Часто речь идет о некой дезинформированности, непонимании ситуации, неспособности понять собственные желания или увидеть объект, в отношении которого проявляется амбивалентность чувств, в реальном мире. Нередко человек хочет того, чего невозможно воплотить в имеющейся ситуации с использованием достигнутых ресурсов. Бывает, что амбивалентность является следствием внутреннего конфликта, в котором человек находится.

Иногда нужно просто подождать, а порой необходимо действовать очень быстро. Как поступить правильно, должен решать человек самостоятельно. Однако важно понимать, что иметь противоречивые желания, чувства, мысли и идеи вполне нормально в двойственном мире.

Амбивалентность

  1. Эмоциональную : одновременно позитивное и негативное чувство к человеку, предмету, событию (например, в отношении детей к родителям).
  2. Волевую : бесконечные колебания между противоположными решениями, невозможность выбрать между ними, зачастую приводящая к отказу от принятия решения вообще.
  3. Интеллектуальную : чередование противоречащих друг другу, взаимоисключающих идей в рассуждениях человека.

Современная интерпретация

В современной психологии есть два понимания амбивалентности:

  • В психоанализе под амбивалентностью обычно понимается сложная гамма чувств, которую человек испытывает к кому-либо. Предполагается, что амбивалентность нормальна по отношению к тем, чья роль в жизни индивида также неоднозначна. Однополярность же чувств (только положительные или только отрицательные) интерпретируется скорее как проявление идеализации или обесценивания, то есть предполагается, что чувства на самом деле скорее всего амбивалентны, но индивид этого не осознаёт.
  • В клинической психологии и психиатрии под амбивалентностью понимается периодическая глобальная смена отношения индивида к кому-либо: ещё вчера вечером пациент испытывал к некоему человеку только положительные чувства, сегодня утром - только отрицательные, а сейчас - снова только положительные. В психоанализе такое изменение отношения обычно называется «расщепление Эго ».

Примечания

См. также

Ссылки

  • Амбивалентность в Национальной психологической энциклопедии

Литература

  • Webster"s New World Collegiate Dictionary, 3rd Edition.
  • Van Harreveld, F., van der Pligt, J., & de Liver, Y. (2009). The agony of ambivalence and ways to resolve it: Introducing the MAID model. Personality and Social Psychology Review, 13, 45-61.
  • Зигмунд Фрейд :
    • Trois essais sur la théorie sexuelle (1905), Gallimard, collection Folio, 1989 (ISBN 2-07-032539-3)
    • Analyse d"une phobie d"un petit garçon de cinq ans: Le Petit Hans (1909), PUF, 2006 (ISBN 2-13-051687-4)
    • L"Homme aux rats: Journal d"une analyse (1909), PUF, 2000 Modèle:ISBN 2-13-051122-8
    • Cinq psychanalyse (Dora,L"homme aux Loup, L"homme aux rats, Petit Hans, Président Schreber), rééd, traduction revisées, PUF Quadige (ISBN 2-13-056198-5)
    • La dynamique du transfert (1912)
  • Jean Laplanche, Jean-Bertrand Pontalis, Vocabulaire de la psychanalyse, Paris, 1967, éd. 2004 PUF-Quadrige, No 249, (ISBN 2-13-054694-3)
  • Alain de Mijolla et coll. : Dictionnaire international de la psychanalyse, Ed.: Hachette, 2005, (ISBN 2-01-279145-X)
  • José Bleger: Symbiose et ambiguité, PUF, 1981, (il y distingue l"ambiavalence de la divalence, (ISBN 2-13-036603-1)
  • Paul-Claude Racamier: Les schizophrènes Payot-poche, (est notamment envisagée la distinction entre l"ambivalence névrotique et la paradoxalité psychotique), rééd. 2001, (ISBN 2-228-89427-3)
  • Michèle Emmanuelli, Ruth Menahem, Félicie Nayrou, Ambivalence: L"amour, la haine, l"indifférence, Ed.: Presses Universitaires de France, 2005, Coll.: Monographies de psychanalyse, (ISBN 2-13-055423-7)
  • Ambivalenz, Erfindung und Darstellung des Begriffs durch Eugen Bleuler, Bericht 1911 vom Vortrag 1910 und Veröffentlichung 1914
  • Jaeggi, E. (1993). Ambivalenz. In A. Schorr (Hrsg.), Handwörterbuch der Angewandten Psychologie (S. 12-14). Bonn: Deutscher Psychologen Verlag.
  • Thomae, H. (1960). Der Mensch in der Entscheidung. Bern: Huber.
  • Bierhoff, H.W. (1996). Neuere Erhebungsmethoden. In E. Erdfelder, R. Mausfeld, T. Meiser & G. Rudinger (Hrsg), Handbuch quantitative Methoden (S. 59-70). Weinheim: Psychologie Verlags Union.
  • Jonas, K., Broemer, P. & Diehl, M. (2000). Attitudinal ambivalence. In W. Stroebe & M. Hewstone (Eds.), European review of social psychology (Vol. 11, pp. 35–74). Chichester: Wiley.
  • Glick, P. & Fiske, S.T. (1996). The ambivalent sexism inventory: Differentiating hostile and benevolent sexism. Journal of Personality and Social Psychology, 70, 491-512.
  • Glick, P. & Fiske, S.T. (2001). An ambivalent alliance. Hostile and benevolent sexism as complementary justifications for gender inequality. American Psychologist, 56, 109-118.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Амбивалентность" в других словарях:

    Амбивалентность … Орфографический словарь-справочник

    амбивалентность - Сосуществование антагонистических эмоций, идей или желаний по отношению к одному и тому же лицу, предмету или положению. Согласно Блейлеру, который ввёл этот термин в 1910 г., кратковременная амбивалентность является частью нормальной психической … Большая психологическая энциклопедия

    - (от лат. ambo оба и va lentia сила), двойственность чувств, переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает к себе у человека одновременно два противоположных чувства, напр, удовольствия и неудовольствия, любви и… … Философская энциклопедия

    Амбивалентность - Амбивалентность ♦ Ambivalence Сосуществование в одном и том же человеке и в его отношении к одному и тому же предмету двух различных аффектов – удовольствия и страдания, любви и ненависти (см., например, Спиноза, «Этика», III, 17 и схолия),… … Философский словарь Спонвиля

    - (от латинского ambo оба и valentia сила), двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, например любви и ненависти … Современная энциклопедия

    - (от лат. ambo оба и valentia сила) двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, напр. любви и ненависти, удовольствия и неудовольствия; одно из чувств иногда подвергается… … Большой Энциклопедический словарь

    - (греч. amphi вокруг, около, с обеих сторон, двойственное и лат. valentia сила) двойственное, противоречивое отношение субъекта к объекту, характеризующееся одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных импульсов, установок … Новейший философский словарь

    Сущ., кол во синонимов: 3 двойственность (27) двузначность (2) неоднозначность … Словарь синонимов

Скорость изменений в современной жизни непрерывно растёт. Это уменьшает возможность спокойно осмыслить происходящее. Возможно, именно поэтому современная психология становится всё популярнее, особенно практические её аспекты: всевозможные тесты, короткие статьи об особенностях человека. Ведь порой ситуация, в которой оказался человек, не имеет однозначного определения - хороша она или плоха. Двойственное отношение к миру наблюдается у человека довольно часто при восприятии окружающей среды.

Термин из Википедии: амбивалентность - это такое состояние, которое обозначает двойственность отношения к любому объекту или событию, то есть нечто или некто вызывает у человека два взаимно противоположных чувства. Например, собственный ребёнок вызывает ощущение огромной нежности и одновременно с этим чувство усталости или раздражения от его поступков.

Определение амбивалентности в начале ХХ века ввёл Эйген Блейлер , швейцарский психиатр, известный своим вкладом в создание психиатрии и изучавший разные расстройства, в том числе шизофрению. Считая двойственность проявлением этого заболевания, он выделил три её типа:

Зигмунд Фрейд, не менее известный австрийский психоаналитик, отец психоанализа, живший в одну эпоху с Блейером, придавал определению амбивалентность иной смысл. Он считал его основой сосуществования в человеке двух наиболее глубинных его побуждений, стремление к смерти и влечение к жизни.

Идея двойственности присутствует в работах Карла Густава Юнга, швейцарского психиатра (1875–1961), основателя глубинной психологии или аналитической. Сотрудничал с З. Фрейдом и также сделал огромный вклад в становление теории и практики психологии как науки.

В своих работах он характеризовал двойственность такими понятиями:

  • При соединении положительных и отрицательных ощущений при восприятии определённого объекта или явления.
  • Проявлению интереса одновременно к множеству предметов или явлений, фрагментация психического состояния и непостоянство.
  • Универсальность, поскольку многим явлениям сопутствует двойственность.

К.Г. Юнг отмечал, что амбивалентность присуща жизни как таковой, ведь успех часто перемежается поражениями, добро тесно граничит со злом, а рядом с надеждой таится отчаяние. В литературе по психологии можно достаточно подробно прочесть примеры из практики известных специалистов о проявлении подобных чувств.

Однако, не все проявления двойственного отношения являются признаками психических отклонений.

Двойственность по отношению к ситуации или конкретному человеку испытывают люди разных возрастов, и подростки, и взрослые, ведь основной причиной является внутренний конфликт из-за неудовлетворённости происходящим. Фрейд считал, что до определённых пределов двойственное отношение к кому-либо можно считать нормой.

Ведь иногда, увидев человека в разных ситуациях, действительно появляются и разные впечатления от него. Например, девушке нравится молодой человек, он вежливый и культурный, а вдруг в определённой ситуации она видит совершенно другие его проявления, и теперь он вызывает противоречивые чувства, симпатия не проходит мгновенно, а его поведение напугало или разочаровало настолько сильно, что повлекло за собой эмоциональный всплеск.

Супруг, много лет проживший со своей супругой , разражается в ответ на её слова или поведение почти ежедневно, однако, это не мешает ему заботиться о ней, когда она заболела.

Для западного мира более характерна однозначная оценка человека или события, в то время, как восточная философия состоит в том, что мир дуален изначально, и в нем одновременно присутствует хорошее и плохое. Поэтому проявление такой амбивалентности в чувствах говорит скорее об адекватном восприятии реальности. Другое дело, если эмоциональные состояния от отношений приносят существенный дискомфорт. Тогда стоит подумать и разобраться, почему так сильно задевает этот человек, чем вызвана противоречивая эмоциональная реакция на него? Возможно, противоречие вызвано не самой двойственностью, а скорее непониманием, какое именно чувство появилось к человеку.

Причины проявления

Немного разобравшись, что такое амбивалентность, стоит добавить, проявления двойственности не всегда имеют патологические корни. Так, инфантилизм, нерешительность и сильно заниженная самооценка, также, может приводить к появлению состояний, которые описывает амбивалентность:

Современная психология считает умеренную амбивалентность, которая не носит патологический характер, признаком зрелости. С возрастом человек полнее видит картину мира и иначе оценивает всё происходящее вокруг, будь то отношения с людьми или поведение в любых ситуациях.

Одни люди легко вступают в близкие отношения и женятся после месяца знакомства, а другие часами выбирают носки или продукты.

Замечено, что с трудом принимающие решения могут быть очень полезны, если само решение не простое, пока они раздумывают, то оценивают ситуацию с разных сторон, тогда и ответ получается более аргументированным, а время, потраченное на выбор, не позволило ошибиться со скоропалительным действием.

Стоит отметить, что чувства и эмоции очень субъективны и зависят от других аспектов личности. Кроме того, эмоции не стабильны и меняются подобно бликам на воде от всех внешних воздействий. Состояние человека очень пластично и переменчиво. Чувства более длительны по времени проявления, но и они не существуют сами по себе, а только по отношению к определённому предмету. Поэтому проявление амбивалентных чувств зачастую является вполне нормальной реакцией на внешние раздражители.

У людей с однозначными реакциями отношения к работе формируется на основании одного признака, например, уровня зарплаты или расположенности именно к такой деятельности. Человек с амбивалентным мышлением будет помнить негатив после замечания начальника, однако, добрые отношения в коллективе заставят его скорее остаться и приспособится к обстоятельствам. Таких примеров проявления амбивалентных чувств достаточно много, они говорят о способности видеть в человеке разные его стороны.

Методы коррекции и лечения

Являясь одной из психических характеристик человека, состояние двойственности не всегда нуждается в коррекции. Лишь при обнаружении явных отклонений или дискомфорте в ежедневных поступках следует обратить к специалистам.

Определённого лекарства для излечения нет , врач подберёт фармакологические препараты, основываясь на состоянии клиента. Возможно, достаточной будет психокоррекция внутренних противоречий в убеждениях и эмоциональных реакциях на объект или событие. Поскольку наши реакции во многом обусловлены заложенными с самого детства воспитанием и давлением определённой культурной среды, то проводить время от времени ревизию устарелых понятий полезно, ведь всё меняется и изменившаяся окружающая действительность требует новых реакций на изменение.