Болезни Военный билет Призыв

Леди батори история биография. Элизабет Батори. История Кровавой графини. Обладала неземной красотой и незаурядным интеллектом

Первой в истории садисткой считают венгерскую графиню Альжбету Батори, которая мучила и убивала молодых девушек, а затем купалась в их крови, чтобы продлить молодость.Она умертвила около шестисот женщин, среди которых были не только служанки и крестьянки, но и женщины благородного происхождения. Как достоверно известно, родная тетка Альжбеты Карла занималась Черной магией и всю свою жизнь посветила приготовлению эликсира бессмертия и вечной юности. Племяннице она раскрыла свой рецепт - принимать ванны, наполненные слезами и кровью девственниц.

Середина XVI века. В одном из трансильванских замков Георга и Анны Батори родилась премилая девочка, которую назвали Альжбетой. Знатное семейство считалось едва ли не самым влиятельным протестантским кланом Европы. Среди носивших громкую фамилию был даже один король: двоюродный брат Альжбеты, знаменитый Стефан Баторий, правил Трансильванией, а затем и Польшей.

Аристократы тех лет старались перещеголять друг друга в грехопадении. В замках царил разврат. Вельможи предавались кровосмесительным связям. Не явился исключением и род Батори. Среди родственников Альжбеты были колдуны, сатанисты, мужеложцы, лесбиянки, душевнобольные, пьяницы и распутники. Надо ли удивляться, что маленькая Альжбета в десять лет порола горничных до полусмерти, а в 14 - забеременела от крестьянина. После родов ее выдали замуж за венгерского графа Надашди.

В Словакии, в замке Чахтице, молодые свили семейное гнездышко. Большую часть взрослой жизни Альжбета, она же Элизабет Батори, провела именно здесь, в имении своего богатого мужа. С первого же дня супружеской жизни Елизавета стала с наслаждением истязать служанок. Подозреваемым в краже клали на ладонь раскаленную монету. За плохо отглаженное платье лицо прислуги жгли утюгом, а пальцы отрезали ножницами. Излюбленным инструментом графини были иглы, которые загонялись жертве в грудь, губы и под ногти. В этих забавах принимал участие муж, опытный военный, которого турки боялись, как чумы. Фантазии супругов не было предела. Летом некоторых несчастных обмазывали медом и бросали в лесу. Зимой - обливали, оставляя замерзать у ворот замка.

Батори изобрела чудовищные механизмы для своих жестоких забав:
Металлический гроб с шипами внутри, шипы не глубоко проникают в тело, лишь причиняют кровотечение. При этом жертва медленно умирает от потери крови.

Подвешенная клетка цилиндрической формы, слишком узкая, чтобы в ней сидеть и слишком низкая, чтобы стоять в полный рост. Стенки клетки покрыты шипами, и когда клетку поднимают и раскачивают - жертва натыкается на шипы. обычно Графиня сидела под клеткой, подставляя лицо под струйки крови.

Во время отсутствия супруга графине "ассистировали" несколько приближенных. Поговаривали, что будто бы в замке видели бледного незнакомца, одетого во все черное, с темными, как бездна, глазами. Сельские жители, те, кто верил в вампиров, были уверены, что незнакомец этот - не кто иной, как Дракула, восставший из могилы. Этой на первый взгляд нелепице вскоре стали находить ужасные подтверждения. Рыбаки все чаще и чаще доставали из окрестных рек обескровленные тела молоденьких девушек. Следы от находок тянулись в Чахтице.
Поначалу находить живой материал для садистских утех было легко: крестьяне прозябали в нищете и охотно продавали дочерей. При этом родители были искренне уверены, что на барском дворе их чадам будет гораздо лучше, чем дома. Но вскоре иллюзии развеялись, ибо некоторым девушкам удалось вырваться из мрачных застенков. Курьерам графини приходилось искать кандидаток на умерщвление там, где еще не знали о ее страшных забавах. Недостатка в человеческом материале не было.

В начале XVII века (а происходило все это в 1610 году, когда Алжбете Батори исполнилось пятьдесят) в кругах знати считалось неприличным вмешиваться в частную жизнь равных себе, и потому слухи вспыхивали и угасали, не оставляя следа на репутации сиятельной дамы. Правда, возникло робкое предположение, что графиня Надашди втайне приторговывает живым товаром - поставляет розовощеких и статных христианок турецкому паше, большому их обожателю. А поскольку таким промыслом скрытно занимались многие славные представители высшего общества, стоило ли ломать голову, разгадывая, куда деваются девушки?

Вербовать же их на работу в графский замок стали после огорчительного открытия, сделанного Алжбетой солнечным весенним утром. Покинув постель, неодетая, она стояла перед зеркалом, разглядывая свое отражение. Она увидела полнеющую женщину, лишившуюся талии, с отвисшими грудями. Кожа на лице этой женщины была пориста и сера, глаза и рот окружены паутиной морщин, шею исполосовали складки. Некогда иссиня-черные волосы усыпала седина...

Омерзение и страх охватили графиню. Она спешно послала за знахаркой, живущей в соседнем селении. Знала: земляки, которых бабка при любой болезни живо ставила на ноги, подозревали ее в колдовстве и связях с дьяволом. Знала и не сомневалась: эту ведьму она заставит задержать наступающую старость!

Колдунья поселилась в замке и каждый день готовила для госпожи отвары из чудодейственных трав. Ими заполняли дубовую бочку, куда графиня погружалась по подбородок и сидела до полудня, а знахарка целебными мазями умащивала и массировала ее лицо. Вдыхая сладкий дурман благовоний, Алжбета вслушивалась в беспрерывный бабкин шепот - старуха, перемежая молитвы и заклинания, призывала таинственные силы, чтобы отогнали они хвори и недуги, возвратили графине прежнюю красоту и здоровье. В первый же майский рассвет знахарка вывела графиню на лесную поляну, велела раздеться донага и кататься по росистой траве. Предупредила: “Завтра ты придешь сюда одна и будешь приходить каждодневно, до июньских петухов”.

То, чего жаждала Альжбета, кажется, возвращалось к ней - кожа обретала упругость, расправлялись морщины, уменьшились, стали менее заметны складки на подбородке... Невероятно, но однажды вдове даже приснилось, будто в ее спальню вошел некий молодой человек, в которого она была влюблена в юности, и она позволила ему взять ее и раз, и два, и три, испытав при этом почти забытое наслаждение. Проснувшись, Альжбета поняла, что в ней вновь пробудилась женщина.

Однако это приятное происшествие хотя и случилось во сне, очевидно, утомило графиню, она опять разглядела в зеркале откровенные приметы дряхления, словно ночь иллюзорной близости с несуществующим мужчиной мгновенно состарила ее. Альжбета избила знахарку, и та, выпрашивая пощаду, проговорилась: теперь надежда только на девичью кровь, на кровь девственниц. Если омываться ею в определенные, благоприятные дни, чередуя с ваннами из лекарственных отваров, то уж непременно поможет... Чудовищный совет ведьмы, как ни странно, не испугал. Графиня припомнила, что подобными рецептами, как утверждала молва, пользовались и знаменитые личности вроде Лукреции Борджиа, дочери римского папы Александра. Купаясь в невинной крови, она, дескать, пережила трех мужей-герцогов и оставалась свежей, как невеста, и в том возрасте, когда обычные люди являют собой печальное зрелище. А папа Сикст V? Практиковал то же самое и именно поэтому казался бессмертным...

Доре Сентеш было поручено доставить в замок девиц, еще не расставшихся с целомудрием. Но здесь возникла сложность: Альжбета представила себя залезающей в бочку с теплой кровью, и ее стошнило. Очевидно, следовало приучить себя к виду этой красной, загадочной, однако всего-навсего жидкости. Вот тогда-то и начались истязания служанок: хозяйка Чахтиц и впрямь загоняла им булавки под ногти, откусывала соски, ножом полосовала плечи, секла нагайкой, впивалась зубами в шейную артерию и отсасывала горячую кровь. Замученных до смерти Дора Сентеш оттаскивала на спине в подземелье и сбрасывала в ямы-ловушки или замуровывала в ниши фундамента.

После третьей кровавой ванны и напал на графиню слуга-горбун, прежде тихий, покорный и бессловесный. В его сексуальном неистовстве она узнала добрый знак: действует! Она явно молодеет, она вызывает желание, затмевающее рассудок даже у такого ничтожества! Вот почему горбун не был отправлен в камеру к “механической деве”. Графиня на радостях помиловала его, а позже приспособила к рьяной охоте на девушек: вместительная дубовая бочка требовала много крови.

Театр боли и смерти успешно функционировал не только в Чахтице, главной резиденции, но и в замке Бешков. Мрачная крепость главенствовала над еще одним имением Альжбеты Баторовой, так ее звали словацкие крестьяне. Впоследствии свидетели показали, что именно здесь, в Бешкове, кровавая бестия сожгла заживо одну из своих горничных: забавы ради ей подожгли волосы. Другой девушке графиня, в припадке садизма, откусила губы и отрезала щеки, которые несчастной жертве пришлось съесть.

Молодые служанки считали, что им повезло, если лютой зимой их раздевали только для того, чтобы они в таком виде выполняли свои обязанности.
И все же каждый раз графиня возвращалась к своему главному конвейеру пыток. В Чахтице она мучила долго, убивала неторопливо, с чувством, до последней капли сцеживая драгоценную кровь девственниц. Штатная ведьма замка посоветовала графине собирать ее в большой чан. Батори, панически боявшаяся старости, верила, что кровяные ванны помогают сохранить молодость.

Справедливости ради, стоит заметить, что такого рода развлечения венгерской знати, в общем, не противоречили законам того времени. Словацкие крестьяне были бесправными рабами венгерских господ и не могли рассчитывать на заступничество закона, который разрешал убийство в случае побега крепостного. Но это, безусловно, не может служить оправданием изувера в юбке.

В результате оргий трупов становилось все больше и больше. Вампиресса лишь иногда хоронила жертвы по христианскому обряду. Чаще тела закапывали без отпевания. Об этих тайных похоронах стало известно. Поначалу священники помалкивали. Но длилось это недолго. Преподобный отец Майрош из Чахтице заклеймил графиню как изувера и убийцу. Священник из Бешкова отказался отпевать сразу девять покойниц, которые погибли в графском поместье якобы в результате несчастного случая. После этих недоразумений графиня Батори стала собственноручно расчленять трупы и хоронить их где попало.

Необузданная жестокость оказалась дорогим удовольствием. Графиня заложила имение Бешков за две тысячи золотых монет. Родственники погибшего на войне графа Надашди боялись, что вдова разбазарит все родовые владения. Пришлось обратиться к властям. В Братиславе начались парламентские слушания. Основанием для них послужило обвинение, выдвинутое судебными инстанциями Венгрии. Оказалось, что за тридцать пять лет безнаказанной деятельности Батори совершила 650 убийств. Процесс, разумеется, был закрытым. Власти опасались народных волнений.

На суде в качестве главного доказательства вины подследственной фигурировал ее дневник с описанием сотен садистских убийств. Этого оказалось недостаточно. В Чахтице с обыском нагрянули судебные исполнители. Графиню взяли, что называется, с поличным. В покоях Батори чиновники обнаружили три свежих трупа. Пол пришлось засыпать углем, так как повсюду виднелись лужи крови и пройти было невозможно.
Стены зала заседаний помнят слова судьи, обращенные к злодейке: "Ты есть дикий зверь, Альжбета. Тебе будет оставлено несколько месяцев жизни для мучительной смерти. Ты недостойна дышать свежим воздухом и созерцать Свет Божий. Посему ты навеки исчезнешь из этого мира. Тени окутают тебя, и будешь ты оплакивать нечестивую жизнь свою".

Графиню замуровали в башне замка Чахтице, оставив узкую щель для передачи пищи. Здесь она прожила три с половиной года. Однажды, на исходе лета, один из тюремщиков, желавший своими глазами посмотреть на чудовище, заглянул в щель и увидел на полу бездыханное тело. Так закончилась нечестивая жизнь Альжбеты Батори.
Говорят, что по ночам из проклятого замка доносятся протяжные стоны, отзывающиеся эхом по всей округе. Местные жители полагают, что стоны принадлежат кровавой графине, которая не может найти покоя уже 400 лет.

Словацкий прозаик Йожо Нижнанский, исследовавший легенды об Альжбете Батори, отыскал в государственных и церковных архивах немало документов, подтверждающих: да, она действительно существовала и владела поместьем на территории нынешней Словакии. Он приводит сведения из протоколов допросов сообщников Альжбеты Батори. Они признавались: госпожа занималась кровопусканием, купалась в крови, но перед тем девушкам отрезали пухлые части тела, разрывали рты, прикладывали к животу раскаленные ложки, обжигали свечами половые органы жертв... Сама графиня вела список, в котором перечислены 610 девушек.

Любители готических ужасов считают ее своим кумиром. Книга рекордов Гиннесса номинирует ее как одну из самых «результативных» серийных убийц во всей мировой истории. Кем же на самом деле была венгерская графиня Елизавета Батори?

рафиня Батори происходила из знаменитого и могущественного рода, давшего немало выдающихся государственных деятелей и полководцев. Ее отец Дьёрдь Батори был братом губернатора Трансильвании, а мать Анна -дочерью трансильванского воеводы и палатина Иштвана IV. Сама Елизавета приходилась племянницей польскому королю Стефану Баторию - он был братом ее матери. Существует версия, что она была дальней родственницей Влада Цепеша - знаменитого Дракулы.

Между любовью и войной

Батори были богаты, имели высокое положение в обществе и стремились заключать браки так, чтобы имущество не уходило на сторону, - то есть между родственниками, хотя и не близкими (мать и отец Елизаветы происходили из разных ветвей одного рода), или же с равными себе по рождению. Поэтому в 1570 году девочку из рода Батори в возрасте 10 лет обручили с 15-летним Ференцем, сыном палатина Венгрии Томаша Надашдя, одного из самых образованных людей своего времени. 8 мая 1575 года во дворце Вранов-над-Топлёу состоялась их свадьба: объединились два самых богатых и влиятельных рода Венгрии. Но поскольку род Батори был более аристократичен, Ференц после свадьбы взял фамилию жены. Молодые поселились в замке Шарвар. Муж Елизаветы бывал там редко, он в это время учился в Вене. Но науки молодого Ференца не интересовали, он жаждал воевать.

В 1578 году Ференц был назначен командующим венгерскими войсками в войне против турок. Он прославился отчаянной храбростью и огромной жестокостью. Турки ненавидели Ференца и так боялись, что дали ему прозвище Черный бей. Черный бей, как некогда Влад Цепеш, сажал своих врагов на кол.

В 1579 году Ференц перевез жену в замок Чахтице - это был его свадебный подарок. Елизавета, пока муж воевал, занималась управлением семейными землями. Она была женщина умная, получила прекрасное домашнее образование, бегло говорила на четырех языках, много читала, знала основы медицины и вела все хозяйственные записи. Потом на недолгое время военные действия затихли, муж вернулся в замок, родился их первый ребенок - дочь Анна (всего у Елизаветы было шестеро детей - три дочери и три сына). Но в 1593 году началась новая война с турками, которая тянулась тринадцать лет и конца которой Ференц На-дашдь так и не увидел. Домой он вернулся уже умирать, снедаемый лихорадкой и мучительными болями в ногах, которые в конце 1603 года превратили его в полного инвалида. 4 января 1604 года он умер.

Поскольку всеми делами во время долгой болезни мужа и после его смерти занималась жена, семья Надашдь была очень недовольна расходами графини. Одному из родичей, палатину Венгрии Дьёрдю Турзо было поручено разобраться с этими тратами. Ему это было сделать очень просто: по завещанию Ференца Надашдя именно Турзо назначался опекуном графини и ее детей. Некоторое время Турзо собирал разного рода свидетельства и сплетни о недостойном поведении графини. А в 1610 году получил разрешение короля Венгрии Матьяша II на инспекцию замка Чахтице. Там он нашел доказательства множества преступлений. Турзо арестовал служанок и слуг графини, которые под пытками показали страшные вещи и были казнены в 1611 году. Саму графиню на суд не вызывали, ее еще до суда заключили в домашнюю темницу, где она и умерла в августе 1614 года. А все земли семьи Батори-Надашдь отошли короне...

Недостоверные данные

Для суда Дьёрдь Турзо собрал множество доказательств вины Елизаветы Батори. Вместе с двумя инспекторами он якобы обнаружил в замке Чахтице мертвых девушек. Количество трупов он называл разное - от двух десятков, одна даже вроде была жива, но умерла у него на руках. Какие-то трупы он нашел в подземельях замка, какие-то его люди выкопали во дворе и за стенами замка, какие-то обнаружили в колодце. Но ни единого мертвого тела и даже описания мертвого тела, засвидетельствованного доктором, не было предъявлено потом на суде. Доказательств пыточной деятельности в замке было предостаточно: Ференц Надашдь, пытавший турецких пленников, имел таковых целый арсенал, начиная от простых клещей для дробления пальцев и кончая «железной девой». Замок не раз оказывался в зоне военных действий, так что пыточные инструменты использовались по назначению. По этой же причине захороненных мертвых тел вокруг замка тоже было немало.

Но кроме останков, которые, конечно же, были названы «мертвыми девушками», Турзо обнаружил множество местных слухов. Слухи были чудовищные: якобы графиня мучает и убивает молоденьких крестьянских дочек. Она заманивает их в замок, покупает у нищих родителей, обещает хорошие места служанок, а потом уж более никогда родимое дитя не возвращается домой. О графине рассказывали, что она загоняет жертвам иглы под ногти, откусывает клещами пальцы, выжигает клейма, вырывает глаза, режет по-живому вены и спускает кровь девушек в ванну, а потом в этой крови купается. Якобы так она пытается снова стать молодой -ведь ей уже за пятьдесят. Еще она мажется их кровью и даже пьет ее, а также читает черные молитвы и колдовские заклинания. Одну молитву, приписываемую графине, Турзо даже нашел: там было что-то про солнце, облако, защиту от врагов, в том числе и от него, Турзо, и от короля Матьяша. И молитва была не христианская, а какая-то языческая.

Но наибольшую пользу в расследовании принесли арестованные в замке служанки и любимец Елизаветы карлик Янош Уйвари. Их, конечно, подвергли пытке и разузнали всю подноготную. Карлик признался, что собственными глазами видел, как в замок привозят девушек и как графиня их убивает. И хоронят их сразу человек по десять, в общей могиле. Сам он убил 37 девушек, но не в Чахтице, а в Пресбурге. Графиня убивала везде, где появлялась. И не только после смерти мужа, а с 1585 года. И не только она пытала и убивала - доверенные служанки этим тоже занимались. Служанки Илона Йо, Дорко Щентеш и Катарина Бе-ницки тоже сознались во всем. Графиня убивала не только простолюдинок, но и заманивала в замок девушек из благородных семейств. Вены она им резала ножницами. А служанкам дарила в подарок одежду убитых и украшения. Еще ей нравилось рвать тела девушек серебряными щипчиками, а иногда она делала это просто зубами. А еще у нее была личная колдунья. Она-то и научила, как нужно омолаживаться. Кровь простолюдинок для этого не годилась, нужна была кровь благородных. И все жертвы якобы были записаны у графини в тайной книжечке.

Книжечку нашли. Там было около 650 имен, все под номерами.

С каждой пыткой слуги вспоминали все больше деталей. Суд был предвзятый и поспешный. Илону и Дорко сожгли на костре, карлику отрубили голову, а потом сожгли, а Катарину Беницки навеки посадили в тюрьму.

Позор благородного семейства

Елизавета умерла через 3 года после суда. Незадолго до смерти ей разрешили написать завещание. Никакого прощения ни у кого она в этом документе не просила. Имущество движимое и недвижимое она отписала детям. После ее смерти король обвинил детей Елизаветы в соучастии в преступлениях и вынудил их бежать от расправы в Польшу. Они считались уголовными преступниками и смогли вернуться только через 30 лет.

Хотя графиня не была казнена, но ее вина бросала тень на всех Батори, живых и мертвых. Так что многие документы спустя какое-то время семья предпочла уничтожить. И современным историкам приходится только гадать, была ли графиня виновной или же ее оклеветали.

Батори, конечно же, не была ангелом во плоти. Со слугами она обращалась так, как в ее эпоху с ними обращались многие - достаточно безжалостно. Дело в другом: она славилась независимым характером и поддерживала своего родственника по имени Габриэль, трансильванского воеводу, в борьбе с Габсбургами. Деньги, которые графиня так неосторожно «спускала», шли, вероятно, на содержание наемников. И когда ее переписка с мятежниками была перехвачена, судьба Елизаветы уже решалась на самом высоком уровне - недаром против нее собирал улики палатин Турзо, под опекой которого графиня состояла. Хотя некоторые историки придерживаются другой версии: «кровавая графиня» вовсе таковой не являлась, Батори всего лишь стояла во главе венгерских протестантов, чем навлекла на себя недовольство католической церкви, и в частности римского папы.

История венгерской графини-убийцы, творившей свои злодеяния на рубеже XVI-XVII веков, загадочна и противоречива: образ Елизаветы Батори стал не просто легендарным, а почти мифическим, и потому сейчас очень сложно отделить правду от художественного вымысла. Существуют как официальные, так и альтернативные версии ее биографии, а ожесточенные споры историков не утихают по сей день: на самом ли деле Батори была злодейкой, совершившей сотни убийств ради собственного удовольствия, или эта женщина сама стала жертвой? Едва ли мы сможем ответить на этот вопрос, но постараемся рассказать историю Батори, изложив самые интересные факты, сохраняя беспристрастность.

1. Была родственницей графа Дракулы

Полное имя графини Батори – Эржебет Батори из Эчеда. Нам более привычно называть ее Елизаветой, так как именно так звучит венгерское имя Эржебет на русском языке. Женщина, в судьбе которой мы постараемся подробно разобраться, родилась в Королевстве Венгрия 7 августа 1560 года. Она была потомком влиятельнейшего аристократического рода Батори, причем и мать, и отец девочки происходили из одной семьи. Кстати, забегая вперед, отметим, что некоторые исследователи считают деяния графини, о которых речь пойдет дальше, результатом наличия у нее психических расстройств, а те, в свою очередь, – следствием часто случавшихся в роду Батори внтурисемейных браков, которые, если верить ученым, ведут к деградации генов.

Считается, что дальним родственником легендарной графини был другой не менее легендарный персонаж – граф Влад III Цепеш, живший в XV веке в Валахии. В народе после романа Брэма Стокера он стал более известен как граф Дракула. Роднит их еще и то, что оба с течением времени стали по-настоящему мифическими персонажами и благодаря фольклору и художественной литературе плотно укоренились в образах каноническимих антагонистов. Именно поэтому сейчас вычленить в их биографиях зерна правды и реально подтвержденные факты очень сложно.

2. Обладала неземной красотой и незаурядным интеллектом

В отечественном кинематографе роль «прекрасной и ужасной» графини досталась Светлане Ходченковой

Биографы Батори утверждают, что с юных лет она обладала не только прекрасными внешними данными, но и незаурядными умственными способностями: будучи еще совсем маленькой, графиня овладела тремя языками – немецким, греческим и латынью. Были ли замечены за юной Елизаветой какие-то садистские наклонности? В некоторых источниках говорится о том, что семейство Батори нельзя было назвать образцовым: родители девочки вели распущенный образ жизни и утоляли жажду наслаждений всеми возможными способами, а телесные наказания детей и слуг были одним из немногих доступных в то время развлечений. Вполне возможно, юная Батори становилась объектом этих издевательств или имела возможность наблюдать за ними. Однако, хотя в литературе часто упоминаются отсылки к личному дневнику графини, в котором она якобы описывала свои впечатления от наблюдения за пытками, был ли он на самом деле, доподлинно неизвестно.

3. Рано вышла замуж и была несчастна в браке

Ференц Надажди – муж графини Батори

Елизавете было всего 10 лет, когда, руководствуясь политическими мотивами, родители выбрали ей жениха и состоялась помолвка. В 15 лет графиня уже стала женой Ференца Нададши – отпрыска другой влиятельной венгерской семьи. Свадьба пары была роскошной – на торжестве побывало более 4,5 тыс. гостей, а в качестве даров от мужа графиня получила Чахтицкий замок и 17 окрестных деревень. Однако, если верить историкам, счастья в семейной жизни Батори не нашла. Сразу после свадьбы супруг покинул ее, чтобы продолжить свое обучение в Вене, а спустя три года был назначен командующим венгерскими войсками на войне с турками. С этого момента супруг стал редким гостем в жизни Елизаветы, а ей было поручено в его отсутствие вести дела и управлять имениями. Только в 1601 году, серьезно заболев, Ференц вернулся домой, но в 1604 году недуг свел его в могилу.

4. Имела много любовников, одного из которых зверски убил ее муж

Елизавета была любвеобильна и не слишком разборчива в связях (в роли Батори – Анна Фрил)

Фото: кадр из фильма «Кровавая графиня Батори»

Какая именно болезнь подкосила мужа графини, до сих пор доподлинно неизвестно. Существуют и версии о том, что сама Батори поспособствовала тому, чтобы муж-инвалид поскорее избавил ее от своего присутствия. Реальных доказательств причастности Елизаветы к смерти супруга нет, но если говорить о мотивах, которые могли подвигнуть эксцентричную женщину на такой поступок, их, конечно, было много. Начать следует хотя бы с того, что Нададши был навязан Батори родителями, и за все годы совместной жизни не сделал ничего, чтобы сблизиться с женой. Во-вторых, все биографы сходятся на том, что графиня была очень любвеобильна и буквально сразу после свадьбы завела себе из числа слуг любовника Ласло Бенде, над которым Ференц, узнав об измене, устроил жестокую расправу. Взбешенный супруг кастрировал соперника и бросил его на растерзание своре собак.

5. Родила много детей, но точная цифра до сих пор неизвестна

Разумеется, мы не знаем, испытывала ли Елизавета какие-то серьезные чувства к своему любовнику Ласло, но у этой женщины могла быть и другая веская причина для нечеловеческой ненависти к мужу. Историки полагают, что первая беременность Батори случилась спустя два года после свадьбы, в то время, когда законный супруг доблестно сражался на войне. Измена вскрылась именно потому, что во время одного из приездов домой Нададши застал жену в интересном положении, к которому он, ясное дело, никакого отношения иметь не мог.

20 самых страшных вещей, которые дети говорят родителям

  • Подробнее

После того как Ференц расправился с любовником, он вывез неверную графиню в другой замок, а когда женщина родила, убил новорожденную девочку. С какой долей уверенности можно говорить о том, что остальные дети, которых позже произвела на свет Елизавета, были от мужа, неизвестно, однако официально все шесть детей Батори считаются отпрысками Нададши. Также существует неподтвержденная версия о том, что у графини был и восьмой умерший в младенчестве ребенок, которого она родила от следователя, который вел ее дело.

6. Занесена в Книгу рекордов Гиннесса как «самый массовый убийца»

Считается, что Елизавета не только убивала девушек, но и зверски над ними издевалась

Фото: кадр из фильма «Кровавая леди Батори»

Итак, графиня Батори, прозванная кровавой, вошла в историю как женщина, совершившая за свою жизнь самое большое количество убийств. Ее злодеяния даже были занесены в Книгу рекордов Гиннесса, что весьма странно, ведь по поводу реального числа ее жертв историки спорят по сей день. Как же можно делать такие заявления, если мы даже не знаем, сколько именно девушек убила Батори? Более того, сегодня существует альтернативная версия ее биографии, которая полностью обесценивают данный «рекорд»…

Цифра: 650 девушек – число жертв Батори, указанное в Книге рекордов Гиннесса

Как бы то ни было, стоит узнать, как звучит и на чем основывается официальная и привычная всем версия истории о кровавой леди. Считается, что имевшая садистские наклонности Елизавета поначалу устраивала пытки и убивала юных девушек просто ради собственного удовольствия, без какой-то цели. Потом, войдя во вкус, Батори решила, что из злодеяний можно извлечь пользу, и стала проводить ритуалы омовения в крови с целью продления собственной молодости. Именно этим объяснялся тот факт, что жертвами графини становились именно прекрасные девственницы.

Существует версия, что кровь девственниц графиня использовала для омоложения

Фото: кадр из фильма «Кровавая леди Батори»

Начала она с собственной прислуги, а когда личные запасы подопытных оскудели, переключилась на покупку живых игрушек. Графиня принимала на работу юных девушек, а также предлагала жителям своих деревень отдавать ей дочерей на обучение этикету и хорошим манерам. Попав в замок, живыми девушки из него не выходили. С 1601 года, видимо, из-за того, что поголовье юных дев в подведомственных Батори землях стало резко сокращаться, местный лютеранский пастор Иштван Мадьяри начал забрасывать короля письмами с просьбой провести проверку. До служителя церкви дошли слухи о том, что история эта связана с замком Чейте и его хозяйкой.

7. Существует как минимум три версии обстоятельств ареста графини

По официальным данным, следователи опросили более 300 свидетелей по делу Батори

В 1610 году король Матьяш II решил начать следствие относительно Елизаветы Батори и поручил это дело Палатину Венгрии, графу Дьёрдю Турзо. Год нотариусы собирали показания – было опрошено порядка 300 свидетелей из числа служителей замка, местных крестьян и знати. Из полученных данных следователи заключили, что графиня повинна в предъявленных ей обвинениях. Люди рассказывали, будто Батори начала свои злодеяния с убийства двух девочек-служанок, после переключилась на поиск жертв в своих деревнях и даже прибегала к похищениям крестьянских дочек. Из разрозненных сведений было заключено, что Елизавета жестоко издевалась над девушками, пуская в ход изощренные пытки. Этих свидетельств Турзо хватило, чтобы заявиться в замок с целью ареста злодейки. Батори была заключена под стражу 30 декабря 1610 года.

По поводу обстоятельств ареста и подлинности прямых доказательств вины Елизаветы Батори историки спорят, разумеется, еще более ожесточенно, чем о количестве ее любовников и детей. Официальная версия гласит, что люди Турзо, попав в замок, сразу же обнаружили жертв – одна девушка была мертва, одна при смерти и еще несколько томились в заточении. Имеет хождение и история о том, что арестовывать убийцу Турзо явился собственной персоной и застал преступницу с поличным – в процессе пыток. Еще более красноречивая версия гласит, что в момент ареста Елизавета как раз совершала свой любимый бьюти-ритуал – принимала омолаживающую кровавую ванну.

8. Некоторые историки считают, что Батори стала жертвой интриг

У графини могли быть враги, которые сфабриковали дело против нее

Доказательства вины Елизаветы Батори показались некоторым исследователям неубедительными – например, венгерские историки Ласло Надь и доктор Ирма Садецки-Кардош считают, что выглядят обстоятельства дела так, будто они были сфабрикованы. Ученые указывают на то, что в деле есть много нестыковок и накладок; их также смущает тот факт, что суд над пособниками Батори произошел как-то слишком скоротечно – через день после дачи обвинительных показаний. Последний пункт исследователи объясняют тем, что, скорее всего, слуг Батори жестоко пытали, чтобы выбить обвинения против хозяйки, а после убрать их как можно быстрее было просто необходимо. Какие же мотивы, по мнению сторонников альтернативной версии, были у недоброжелателей Батори?

Роковая женщина или тихоня: сколько в вас страсти?

  • Пройден 10640
  • Понравился 8
  • Пройти тест

Историки указывают на то, что, скорее всего, они носили политический характер: Елизавета Батори была очень влиятельной персоной, и ее смерть вполне могла быть выгодна кому-то в высших эшелонах власти. Также существует версия о том, что дело стало следствием личной неприязни Турзо к Батори, которой задолжал графине крупную сумму денег. Однако противники альтернативной версии указывают на то, что и Ласло Надь, и Ирма Садецки-Кардош игнорируют самое главное – доказательства, фигурирующие в официальных документах по делу Батори. Как быть с 300 свидетелями, которые дали обвинительные показания и с найденными в доме телами женщин? В ответ на эти обвинения Ирма Садецки-Кардош отмечает, что «показания могли быть даны под давлением и в состоянии общей паники», а наличие трупов сфабриковано.

До сих пор открытым остается спор о реальном числе жертв графини. Изначально ее сообщники, давая показания, говорили о 36 убитых девушах, позже число выросло до 50, а потом стало и вовсе астрономическим – 650. Эта информация была предоставлена одной из допрошенных женщин, которая утверждала, что лично видела в дневнике графини полный список ее жертв. Именно с этим числом Елизавета Батори попала в Книгу рекордов Гиннесса как самый массовый серийный убийца. Стоит ли пояснять, что данные эти не могут считаться достоверными.

Для леди Батори выбрали своеобразную меру наказания – ее фактически замуровали в собственной комнате. В покоях заколотили и дверь, и окно, оставив только щелку для воздуха и подачи пищи. Так Елизавета просуществовала до 21 августа 1614 года. Ночью, накануне своей смерти, женщина пожаловалась стражнику, что у нее холодеют руки, но тот проигнорировал обращение. Утром графиню нашли мертвой. Похоронили Елизавету Батори 25 ноября 1614 года в Чахтице, однако потом, после волны протестов суеверных местных жителей, останки перевезли в ее родовое поместье Эчед. Сегодня место захоронения неизвестно.

Разумеется, сегодня мы не сможем выяснить, была Елизавета Батори чудовищем или сама стала жертвой обстоятельств: слишком много в этой истории фольклорных напластований, которые серьезно снижают шансы на объективность. Сейчас история жизни Батори – это легенда, сказка о добре и зле, а в сказки мы привыкли верить, не задавая лишних вопросов.

Елизавета II признала Миддлтон главной иконой стиля Британии

  • Подробнее

Валерия показала, как получить тело мечты, не посещая фитнес-клуб

  • Подробнее

«Мощь вампиров заключается в том, что никто не верит в их существование».
Брэм Стокер

В 1729 году один ученый монах-иезуит случайно наткнулся в будапештском архиве на странный документ, который из-за своего жуткого содержания пролежал погребенным под другими бумагами еще целый век. То были судебные материалы по делу графини Эржебет Батори, которая уверовала в то, что кровь убитых ею молоденьких девушек сохранит ее молодость и красоту! Чудовище из Чейте - так назвали ее местные жители — стало женским вариантом насильника и садиста Жиля де Рэ, Синей Бороды, перед которым она, кстати, преклонялась. В чем была причина кровавых оргий этой! женщины? Было ли это одним из проявлений вампиризма или садизма? А может быть, целого комплекса патологических свойств ее натуры? Специалистам еще предстоит ответить на эти вопросы, ведь до сих пор о; деяниях Кровавой Графини было известно ничтожно мало.

В старину, когда Словакия принадлежала Венгрии, замок Чахтице носил мадьярское название Чейт и принадлежал древнему роду Батори. Никто не был храбрее Батори в битвах с врагами, никто не мог сравниться с ними в жестокости и своенравии. В XVI веке, после битвы при Мохаче, отдавшей Венгрию в руки турок, Батори разделились на две ветви - Эчед и Шомльо. Первая укрылась в горной Словакии, вторая завладела Трансильванией. В 1576 году Стефан Батори из ветви Шомльо стал королем Польши. Он со своей армией спас Вену от турок, заслужив признательность австрийских Габсбургов, которые к тому времени объявили себя королями Венгрии.

Странствующему художнику довелось запечатлеть Эржебет Батори, графиню Надашди в расцвете ее красоты. Кто был этот безымянный живописец? Итальянец? Фламандец? В чьих мастерских обучался он прежде того, как начал бродить от замка к замку и писать свои грубые портреты? От него осталось только потемневшее от времени полотно с большой буквой «Е» в правом верхнем углу. Это инициал изображенной на картине женщины - Эржебет, составленный из трех волчьих клыков, крепящихся на помещенной вертикально челюстной кости. А чуть выше - орлиные крылья, скорее тяжело обвислые, нежели парящие. Вокруг монограммы свился в кольцо дракон - символ древнего дакийского рода Батори.

Она была блондинкой, но только благодаря модному в ее время итальянскому изобретению - частому Мытью головы пеплом и отваром фенхеля и ромашки, а затем - полосканию волос в настое венгерского шафрана. Именно так: и длинные темные локоны, которые слуги часами держали перед горящими свечами зимой и у залитого солнцем окна - летом, и лицо Эржебет, покрытое слоем кремов и мазей, стали светлыми.

В соответствии с модой, к тому времени уже устаревшей во Франции, ее убранные волосы едва видны на портрете: они скрыты под жемчужной диадемой. Этот жемчуг венецианцы привозили на своих судах из той самой Турции, которая оккупировала восточную и центральную часть Венгрии. Вся Европа в то время жила под знаком жемчуга: двор Валуа в Париже и многочисленные замки в провинции, строгий двор английской королевы Елизаветы, чьи воротники, рукава и перчатки были унизаны им, и даже двор Ивана Грозного.

Семья Батори была с древних времен известна как добром, так и злом. Два древнейших ее представителя живших во времена, когда семья еще не получила своего имени (Bathor означает «смелый»), братья Гут Келед, родившиеся в замке Штауфен в Швабии, объединили племена даков, скакавших на своих быстры лошадях с копьями, украшенными головами драконов трепещущими на ветру лентами, и трубивших в рожки сделанные из клюва аиста или орла. Согласно Венским хроникам, в 1036 году император Генрих III послал и во главе своих войск на помощь венгерскому королю Петеру. Семья, чьим родовым гнездом стала деревня Гут, прославилась во времена короля Шаломош (XI век) и герцога Гезы (XI век). В последующие годы королевское покровительство уже не оставляло ее.

Позднее семья Батори разделилась на две ветви: одна часть обосновалась на востоке Венгрии - в Трансильвании, другая - на западе страны.

Петер Батори был каноником в Сатмаре, на севере востоке Венгрии, но его так и не посвятили в духовный сан, и он оставил церковь. Он стал основателем семы Батори-Эчед. На склонах Карпатских гор до сих по можно увидеть развалины древнего замка Батори. Долгое время в нем хранилась венгерская корона - корон святого Штефана с наклоненным крестом. Основателем западной ветви Батори-Шомльо, чьи земли находились у озера Балатон, был Йоханн Батори. Обеим семьям продолжали сопутствовать слава и удача: Штефан III , Штефан IV Большеногий были правителями Венгрии, Чехии (в 1526-1562 годах) из династии Габсбургов.

Эржебет Батори принадлежала к ветви Эчед: ее двоюродные братья Шомльо были королями Польши и Трансильвании. Все они без исключения были людьми испорченными, жестокими, распутными, темпераментными и отважными.

Ференц (Франц) Надашди

В древней стране даков все еще царила языческая религия. Эта земля отставала от остальной Европы в своем развитии, по крайней мере, на два века. В то время I как на западе Венгрии одни лишь горы Надаш оставались незаселенными, здесь, в остальной части страны, правила таинственная богиня густых лесов Мнеллики. Потомки даков признавали только одного бога Иштена и его трех сыновей: дерево Иштена, траву Иштена и птицу Иштена. Именно к Иштену взывала заклинающая облака Эржебет. У суеверных жителей Карпат существовал и свой собственный дьявол - Ердег, которому прислуживали ведьмы, собаки и черные коты. И все, что происходило, объяснялось действиями духов природы и фей природных стихий: Делибаб - полуденной феи и матери видений, возлюбленной ветра; чудесных сестер Тюндер и феи водопадов, расчесывающей свои водяные волосы. Среди священных деревьев, дубов и каштанов по-прежнему исполнялись древние ритуалы поклонения солнцу и луне, рассвету и «черной кобыле» ночи.

Ее портрет мало что говорит о ней. В то время как обычно женская фигур, на полотне стремится вперед, чтобы показать себя во всей красе тому, кто смотрит на нее, и рассказывая свою историю, скрытая во тьме Эржебет на портрете совершенно замкнута в себе - цветок, выросший на мистической почве. Кожа на ее нежных руках преувеличенно бела. Ее рук почти не видно, но ясно, что они очень длинны. На ее запястьях - золотые браслеты, чуть выше которых - широкие, по венгерской моде рукава. Она затянута в высокий корсет, вышитый нитками жемчуга, одета в бархатную рубашку гранатового цвета, на фоне которой еще контрастнее выгляди белый передник - признак знатной женщины в ее стране.

Задолго до этого сестра Стефана Анна вышла замуж за Дьёрдя Батори из ветви Эчед. Представители семьи и раньше вступали в родственные браки, которые быстро вели их к вырождению. Батори страдали эпилепсией (именно она привела к ранней смерти короля Стефана), сумасшествием, безудержным пьянством. В сырых стенах замков их донимали подагра и ревматизм. Ими болела и рожденная в 1560 году Эржебет (Елизавета) Батори, дочь Дьёрдя и Анны. Быть может, этим и объяснялись приступы дикой ярости, которые охватывали ее с детства. Но, скорее всего, дело здесь в семейных генах Батори и жестокости того времени в целом. На равнинах Венгрии и в Карпатских горах без устали резали друг друга турки, венгры и австрийцы. Пойманных полководцев врага живьем варили в котлах или сажали на кол. Дядю Эржебет, Андраша Батори, зарубили топором на горном перевале. Ее тетку Клару изнасиловал турецкий отряд, после чего бедняжке перерезали горло. Впрочем, она сама до того лишила жизни двух мужей.

Судьба знатных девушек в этом суровом мире была определена раз и навсегда: раннее замужество, дети, хозяйство. То же ждало и Эржебет, которую еще в детстве обручили с графским сыном Ференцем Надашди. Ее отец рано умер, мать уехала жить в другой замок, и не по годам развитая девочка была предоставлена самой себе. Ничего хорошего из этого не вышло. В 14 лет Эржебет родила сына от лакея. Виновный исчез бесследно, как и ребенок, а ее поспешили выдать замуж. Супруги поселились в Чейте - одном из 17 замков семейства Батори. Приданое было таким богатым, что Ференц не стал поднимать вопрос о невинности новобрачной. Впрочем, его это не слишком интересовало: вскоре после свадьбы он ушел в поход на турок и с тех пор появлялся дома нечасто. И тем не менее Эржебет родила дочерей Анну, Оршолю (Урсулу), Катарину и сына Пала. По обычаю тех лет, детьми сначала занимались кормилицы и служанки, а после их отправили на воспитание в другие знатные семьи.
Оставшись одна, Эржебет отчаянно скучала. Она мечтала вырваться из горной глухомани и отправиться на бал в Вену или Пресбург, где все бы увидели ее красоту. Она была высокой, стройной, удивительно белокожей. Светлыми были и ее густые кудри, которые она отбеливала настоем шафрана. Помимо этого, она каждое утро умывалась холодной водой и любила конные прогулки. Не раз чейтскую госпожу встречали ночью бешено скачущей по округе на ее черном как смоль коне Винаре. Еще рассказывали, что она сама наказывает служанок - щиплет их или таскает за волосы, причем при виде крови становится просто одержимой. Во время одного из визитов Ференц обнаружил в саду обнаженную девушку, привязанную к дереву и облепленную мухами и муравьями. На его удивленный вопрос Эржебет беспечно ответила: «Она таскала груши. Я обмазала ее медом, чтобы хорошенько проучить».

В ту пору графиня еще никого не убивала. Хотя безгрешной не была: в отсутствие мужа завела любовника, соседского помещика Ладислава Бенде. Однажды они вдвоем мчались на конях по дороге и обдали грязью какую-то безобразную старуху. «Спеши, спеши, красавица! - крикнула та вслед. - Скоро ты станешь такой же, как я!» Дома Эржебет долго всматривалась в венецианское зеркало. Неужели ведьма сказала правду? Да, ей уже за сорок, но ее формы так же безупречны, а кожа упруга. Хотя… вон предательская морщинка в углу рта. Еще немного, и подкрадется старость и никто уже не восхитится ее красотой. С испорченным настроением хозяйка Чейта пошла спать…

В начале 1604 года умер ее муж, подхвативший лихорадку в одном из походов. Соседи жалели вдову, и никто не знал, что ждет ее подданных в тихом городке у подножия замка.

Эржебет Батори без устали искала средство, чтобы вернуть уходящую красоту: то рылась в старых гримуарах (сборниках магических ритуалов и заклинаний), то обращалась к знахаркам. Однажды к ней привели ведьму Дарвулю, живущую недалеко от Чейта. Посмотрев на нее, старуха уверенно сказала: «Кровь нужна, госпожа. Купайся в крови девушек, не знавших мужчины, и молодость всегда будет с тобой». Вначале Эржебет опешила. Но потом вспомнила радостное возбуждение, которое всякий раз охватывало ее при виде крови. Неизвестно, когда именно она перешла границу, отделяющую человека от зверя. Но скоро девушки, отправленные в замок служить графине, стали пропадать неведомо куда, а на опушке леса начали появляться свежие могилы.

Хоронили и по трое, и по двенадцать сразу, объясняя смерть внезапным мором. На смену отошедшим в мир иной привозили крестьянок издалека, однако через неделю они куда-то исчезали. Ключница Дора Сентеш - мужеподобная бабища, пользовавшаяся особым расположением графини, - растолковывала любопытствующим жителям Чахтиц: мол, крестьянки оказались полными неумехами и отправлены по домам. Или: эти, новенькие-то, разгневали госпожу дерзостью, она пригрозила им наказанием, вот и убежали…

В начале XVII века (а происходило все это в 1610 году, когда Эржбете Батори исполнилось пятьдесят) в кругах знати считалось неприличным вмешиваться в частную жизнь равных себе, и потому слухи вспыхивали и угасали, не оставляя следа на репутации сиятельной дамы. Правда, возникло робкое предположение, что графиня Надашди втайне приторговывает живым товаром - поставляет розовощеких и статных христианок турецкому паше, большому их обожателю. А поскольку таким промыслом скрытно занимались многие славные представители высшего общества, стоило ли ломать голову, разгадывая, куда деваются девушки?

За десять лет, когда в Чейте правил ужас, механизм убийств оказался отработанным до мелочей. Он был таким же, как и за полтора века до Эржебет у французского барона Жиля де Ре, и таким же, как у русской помещицы Салтычихи (Дарьи Салтыковой) полутора веками позже. Во всех случаях жертвами были девушки, а у барона - еще и дети. Возможно, они казались особенно беззащитными, что распаляло пыл садистов. А может, главным здесь была зависть стареющих людей к юности и красоте. Свою роль сыграли и наследственные пороки рода Батори, и суеверия самой Эржебет. Она творила зло не одна: ей помогали подручные. Главным был уродливый горбун Янош Уйвари по прозвищу Фицко. Живя в замке на положении шута, он вдоволь наслушался насмешек и смертельно ненавидел всех, кто был здоров и красив. Шныряя по округе, он выискивал дома, где подрастали дочери. Потом в дело вступали служанки Илона Йо и Дорка: они являлись к родителям девушек и уговаривали их за хорошие деньги отдать дочек в услужение к графине. Они же помогали Эржебет избивать несчастных, а потом хоронили их тела. Позже местные крестьяне, почуяв неладное, перестали откликаться на посулы хозяйки замка. Ей пришлось нанять новых зазывал, которые подыскивали ей жертв в дальних деревнях.

Когда девушек доставляли в Чейт, к ним выходила сама графиня. Осмотрев их, она выбирала самых красивых, а остальных отправляла работать. Отобранных отводили в подвал, где Илона и Дорка сразу начинали бить их, колоть иглами и рвать кожу щипцами. Слушая крики жертв, Эржебет распалялась и сама бралась за пытки. Случалось, она зубами вырывала из тел своих жертв куски мяса. Хотя кровь не пила, так что вампиршей ее считают напрасно, впрочем, велика ли разница? Под конец, когда девушки уже не могли стоять, им перерезали артерии и сливали кровь в тазы, наполняя ванну, в которую погружалась графиня. Позже она заказала в Пресбурге чудо пыточной техники - «железную деву». Это была полая фигура, составленная из двух частей и утыканная длинными шипами. В потайной комнате замка очередную жертву запирали внутри «девы» и поднимали вверх, чтобы кровь потоками лилась прямо в ванну.

Время шло, а кровавые омовения не приносили результата: графиня продолжала стареть. В гневе она призвала Дарвулю и пригрозила сделать с ней то же, что по ее совету делала с девушками. «Вы ошиблись, госпожа! - запричитала старуха. - Нужна кровь не холопок, а знатных девиц. Раздобудьте таких, и дело сразу пойдет на лад». Сказано - сделано. Агенты Эржебет уговорили двадцать дочек бедных дворян поселиться в Чейте, чтобы развлекать графиню и читать ей на ночь. Уже через две недели никого из девушек не было в живых. Это вряд ли помогло их убийце омолодиться, но Дарвуле было уже все равно - она умерла от страха. Но безумные фантазии Эржебет уже не знали удержу. Она поливала крестьянок кипящим маслом, ломала им кости, отрезала губы и уши и заставляла есть их. Летом ее любимым развлечением было раздевать девушек и связанными сажать на муравейник. Зимой - обливать водой на морозе, пока они не превратятся в ледяные статуи.

Убийства совершались не только в Чейте, но и в двух других замках Эржебет, а также на водах в Пиштяне, где графиня также пыталась вернуть исчезающую красоту. Дошло до того, что она не могла провести и нескольких дней без убийств. Даже в Вене, где Эржебет по мрачному совпадению имела дом на Кровавой улице (Блютенштрассе), она заманивала к себе и убивала уличных нищенок. Остается удивляться, что столько лет ей все сходило с рук, тем более что по округе волнами расходились слухи о преступлениях «чейтской твари». Быть может, правы те, кто говорит о высоких покровителях убийцы. Так, свидетели вспоминали о знатной даме, которая приезжала в замок в элегантном мужском костюме и неизменно участвовала в пытках и убийствах, после чего удалялась с графиней в спальню. Видели здесь и мрачного господина с капюшоном, скрывающим лицо. Слуги шептались, что это воскресший Влад Дракул, когда-то творивший свои черные дела в соседней Валахии. Не укрылось от глаз и засилье в замке черных котов, и начертанные на стенах каббалистические знаки. Начались толки о связи графини с дьяволом, что считалось похуже убийства крестьянок.

Конец преступлениям Эржебет Батори положила самая банальная причина. Нуждаясь в деньгах для своих опытов по омоложению, графиня заложила один из замков за две тысячи дукатов. Опекун ее сына Имре Медьери поднял скандал, обвиняя ее в разбазаривании имущества семьи. Ее вызвали в Пресбург, где собрались на сейм все вельможи, включая императора Матиаса и ее родича и покровителя Дьёрдя Турзо. Последний уже получил письмо от священника, которому пришлось отпевать сразу девять убитых Эржебет девушек. Вначале он собирался по-семейному замять историю, но тут графиня прислала ему пирог. Чуя неладное, Турзо скормил пирог собаке, и та тут же сдохла. Разгневанный магнат дал делу законный ход. Для начала он допросил оказавшихся в городе родных Эржебет, которые рассказали немало интересного. Например, ее зять Миклош Зриньи однажды гостил у тещи, и его собака вырыла в саду отрубленную руку. Дочери обвиняемой были бледны и повторяли одно: «Простите маму, она не в себе».

Вернувшись в Чейт, графиня составила колдовское заклинание, которому научила ее Дарвуля: «Маленькое Облако, защити Эржебет, она в опасности… Пошли девяносто черных котов, пусть они разорвут на части сердце императора Матиаса и моего кузена Турзо, и сердце рыжего Медьери…» И все же она не смогла удержаться от искушения, когда к ней привели юную служанку Дорицу, пойманную за воровством сахара. Эржебет до изнеможения била ее плетью, а другие служанки наносили удары железными палками. Не помня себя, графиня схватила раскаленный утюг и затолкала его Дорице в рот до самого горла. Девушка была мертва, кровь залила весь пол, а злоба хозяйки Чейта только разгоралась. Подручные привели еще двух служанок, и, избив их до полусмерти, Эржебет успокоилась.

А наутро в замок явился Турзо с солдатами. В одной из комнат они нашли мертвую Дорицу и двух других девушек, еще подающих признаки жизни. В подвалах ждали другие страшные находки - тазы с высохшей кровью, клетки для пленниц, разломанные части «железной девы». Нашли и неопровержимое доказательство - дневник графини, где она фиксировала все свои злодеяния. Правда, имен большинства жертв она не помнила или просто не знала и записывала их так: «№ 169, маленького роста» или «№ 302, с черными волосами». Всего в списке было 610 имен, но туда попали не все убитые. Считается, что всего на совести «чейтской твари» не менее 650 жизней. Эржебет поймали буквально на пороге - она собиралась бежать. Стоит отметить, что в один из дорожных сундуков были аккуратно упакованы орудия пыток, без которых она уже не могла обойтись.

Турзо своей властью приговорил ее к вечному заточению в собственном замке. Ее подручных доставили на суд, где свидетели наконец-то смогли рассказать все, что знали, о преступлениях их бывшей госпожи. Илоне и Дорке раздробили пальцы, а потом заживо сожгли на костре. Горбуну Фицко отрубили голову, а тело тоже швырнули в костер. В апреле 1611 года в Чейт прибыли каменщики, которые заложили камнями окна и двери комнаты графини, оставив только маленькую щель для миски с едой. В заточении Эржебет Батори жила в вечной тьме, питаясь только хлебом и водой, не жалуясь и ничего не прося. Она умерла 21 августа 1614 года и была похоронена у стен замка, рядом с останками своих безымянных жертв. Говорят, что до сих пор по ночам из проклятого замка раздаются стоны, приводящие в ужас округу.

источники
http://alisavamp.narod.ru/biblio/articles/nikol/nikol15.html
http://www.zexe.de/batory.html
http://www.midnight.nnm.ru/

Давайте вспомним каким был , а так же как выглядит Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Елизаве́та или Эрже́бет Ба́тори из Эчеда (венг. ecsedi Báthory Erzsébet (- Nádasdy)) или Альжбе́та Ба́торова-На́дашдь (словацк. Alžbeta Bátoriová-Nádasdy; 7 августа 1560, Ньирбатор, Королевство Венгрия - 21 августа 1614, замок Чейте, Королевство Венгрия), называемая также Чахтицкая пани или Кровавая Графиня - венгерская графиня, племянница Стефана Батория, печально знаменитая массовыми убийствами молодых девушек.

Родилась Елизавета Батори 7 августа 1560 года в венгерском городке Ньирбаторе.
Отцом был Дьёрдь Батори из Эчеда, матерью - Анна Батори из Батория, дочь палатина Венгрии Иштвана IV. Родители Елизаветы происходили из двух ветвей одного рода - Батори.
Елизавета провела своё детство в замке Эчед. В 11 лет она была обручена с дворянином Ференцем Надашдем и переселилась в его замок у Шарвара. В пятнадцать лет, она вышла за него замуж, и в качестве свадебного подарка Ференц даровал ей Чахтицкий замок, который стоял у подножия словацких Малых Карпат.
В 1578 год муж Елизаветы был назначен командующим венгерскими войсками в войне против турок. За его маниакальную жестокость по отношению к пленным турки прозвали его «Чёрный бей» («Чёрный витязь»). Поскольку муж Елизаветы проводил всё время в походах, она взяла на себя управление хозяйством.
В 1604 году Ференц Надашдь умер, и Елизавета осталась вдовой. Известно, что после смерти мужа ходили слухи про её потрясающую жестокость.
У супругов было шестеро детей:
Анна (венг. Anna) (р. ок. 1585 – у. после 1605), в браке венг. Anna Zrinski
Каталина (Екатерина, венг. Katalin) (р. ок. 1594), в браке венг. Katalin Drugeth,
Миклош (Николай, венг. Miklós)
Андрей (венг. András) (1598 – 1603),
Урсула (венг. Orsolya),
Павел (венг. Pál) (1593 (1597) – 15 октября 1633 (4 января 1650)).

Большинство подлинных документов о семье Батори были уничтожены по приказу властей, дабы не тревожить народ. Сохранился оригинал допроса свидетелей с 300 подписями, подтверждающими убийства молодых девушек. Своим прозвищем «кровавая графиня Батори» Елизавета обязана одному весьма туманному обстоятельству. В 1610 году до двора Габсбургов начали доходить мрачные слухи о массовых убийствах молодых девушек, якобы происходивших в Чахтицком замке, принадлежавшем графине. Следует отметить, что аристократы того времени имели право распоряжаться жизнью своих слуг, однако масштабы злодеяний, приписываемых Батори, побудили императора Матвея принять решение.
Дьёрдь Турзо (граф и палатин Венгрии) был послан расследовать дело «кровавой графини Батори». Во главе вооруженного отряда 29 декабря 1610 года Турзо ворвался в Чахтицкий замок где, как утверждают, застал на месте преступления саму графиню и ее доверенных подручных. Согласно версии обвинения, Елизавета убивала девушек (в основном, местных крестьянок) между 1585 и 1610 годами.
Это интересно: Зачем потребовалось Елизавете Батори мучить и убивать молодых девушек? Ответ прост – графине приписывают занятия чернокнижием или попросту вампиризм: чтобы сохранить молодость и красоту, она принимала кровавые ванны.
В ожидании суда графиню заперли в подвале собственного замка. Однако род Батори был очень известным и влиятельным, поэтому судебного процесса не было. Опекаемая прислугой, Чахтицкая пани более 3,5 лет прожила в подземной темнице и скончалась в ночь на 21 августа 1614 года. Подручных графини Батори судили в Бритчанском замке (в резиденции палатина Турзо) 2-го января 1611 года. Служанки Елизаветы – Илона Йо, Дорота Сентеш и Катарина Беницка были сожжены заживо, предварительно им отрубили пальцы рук.

В начале кровавой "карьеры" графиня упражнялась в разнообразных пытках над крестьянскими дочерьми. Привлечённые возможностью удачной карьеры и заработка в замке, девушки охотно покидали родительский дом и поступали в услужение. Со временем, однако, репутация замка испортилась, крестьяне начали прятать своих дочерей, стремясь сохранить им жизнь. Графиня расширила круг своих жертв за счёт дочерей мелкопоместного дворянства, которых родители с радостью отправляли в замок с целью обучения манерам и дворовому этикету. Постепенно кровавое увлечение графини получило широкую огласку.
В 1610 году до двора Габсбургов начали доходить слухи о зверских убийствах юных девушек в замке Елизаветы Батори. Император Матвей поручил палатину Венгрии графу Дьёрдю Турзо расследовать дело. 29 декабря 1610 г. Турзо с вооружённым отрядом ворвался в замок Елизаветы Батори и, как утверждают, обнаружил неприкрытые доказательства: девять трупов юных девушек со следами насильственной смерти в разных частях замка.
Точное время, когда Елизавета начала убивать девушек, неизвестно. Принято считать, что это произошло между 1585 и 1610 годами. Муж графини отличался особой кровожадностью и, вероятно, приобщил юную супругу к изысканным развлечениям. После смерти мужа стареющая графиня начала больше заботиться о своей внешности, используя для омолаживания кровь девственниц. Криминальные психологи сходятся во мнении относительно бисексуальности графини и сексуальном возбуждении, сопутствующим пыткам и умерщвлению беззащитных жертв.

Последние годы жизни
Турзо приговорил Кровавую графиню к пожизненному заточению в собственном замке, сообщников же её казнили. В 1611 году каменщики заложили двери и окна комнаты, в которой содержалась графиня, камнями, оставив только маленькую щель для подачи еды. И, в полной темноте, питаясь только водой и хлебом, самая жестокая в истории женщина – серийная убийца прожила три года. Умерла Елизавета Батори в 1614 году, похоронили её рядом с телами её жертв, у стен замка.

Альтернативная версия
Некоторые исследователи полагают, что графиня Батори на самом деле подверглась гонению как глава протестантов Западной Венгрии, а улики против неё были сфабрикованы при участии отдельных иерархов католической церкви и венгерского палатина Дьёрдя Турзо, который претендовал на часть обширных земельных владений рода Батори. К этой точке зрения склоняется венгерский историк Ласло Надь, выпустивший в 1984 году книгу «Дурная слава Батори» («A rossz hírű Báthoryak»), где графиня представлена жертвой интриг палатина Турзо. Эта версия нашла отражение в фильме Юрая Якубиско «Батори» (2008).
Сторонники этой точки зрения обращают внимание на недостаток достоверных исторических источников (в прошлом историки, романисты и журналисты питались главным образом слухами, которыми история графини Батори начала обрастать после её смерти).
Характерны процессуальные нарушения, нестыковки и скоротечность судебного процесса над прислугой: предполагаемых соучастников графини Батори жестоко пытали, а после получения признаний очень быстро казнили. Не вызывает сомнений заинтересованность палатина Венгерского королевства Дьёрдя Турзо и иерархов католической церкви в обвинительном исходе процесса над «кровавой графиней», который должен был привести к дележу её обширного имущества. Так же если предположить, что графиня принимала кровавые ванны, то в ее деле появляется математическая неточность. По разным данным, число убитых девушек составляло от 30-ти до 650-ти человек. В организме человека содержится приблизительно 5-6 (!) литров крови, и всех 650 девушек Елизавете хватило бы не более чем на 30 недель – ведь по свидетельству иезуита Ласло Туроши графиня принимала кровавые ванны еженедельно.

ЛЕГЕНДЫ
Однажды, вернувшись из очередного похода, её муж застал в саду такую картину: к дереву была привязана обнажённая девушка, тело которой терзали осы и муравьи. Когда муж спросил Элизабет, что это, та ответила, что это воровка, которая пробралась к ним в сад. Элизабет приказала раздеть воровку, облить мёдом, и привязать к дереву, чтобы та ощутила себя игрушкой, которую все норовят украсть. Муж Элизабет лишь посмеялся над этим.
Батори очень боялась состариться и утратить свою красоту, молва о которой шла по всей Европе. Вот как она открыла свои "ванны красоты". Однажды причесывающая Елизавету служанка случайно выдернула ей волос.Рассерженная графиня ударила служанку с такой силой, что у той из носа хлынула кровь и несколько капель попало Елизавете на руки. Графиня сочла, что кровь сделала ее кожу более мягкой и нежной, и решила целиком искупаться в крови. По легендам, у Батори была «железная дева» (орудие пыток), где жертва истекала кровью; ею наполнялась каменная ванна, в которой графиня купалась. Жертвой её чудовищных преступлений стало 650 человек.В своём бешенстве, Элизабет могла впиться зубами в тело несчастной девушки, порой вырывая целые куски мяса из рук, лица и других частей тела своих жертв.
Существует и другая версия.После смерти мужа Елизавета имела связи с более молодыми мужчинами, иногда это были и совсем ещё парни. Однажды, будучи в сопровождении молодого кавалера, она увидела старую женщину и спросила у него: «Что бы ты сделал, если бы тебе пришлось поцеловать вон ту старую каргу?». Он рассмеялся и ответил словами отвращения, которые она и ожидала услышать. Старая женщина услышала насмешки графини, подошла к ней и обвинила Елизавету в чрезмерном тщеславии и эгоизме, а также напомнила ей, что старения ещё никто не избежал. Испугавшись утратить красоту и популярность среди более молодых ухажеров, Батори начала искать утешение в магии и оккультизме, мысль о ваннах из крови ей внушила знакомая колдунья.Ведьма сказала Элизабет, что её красоту сможет сохранить регулярный приём ванн из крови молоденьких девственниц. С помощью своих доверенных слуг Элизабет заманивала в замок девушек из округи, которые становились её жертвами.Она нанимала девушек на работу в соседних деревнях. Родители с радостью отдавали своих дочерей богатой графине, не подозревая, какая их ожидает участь. Однако, несмотря на регулярный приём ванн, Элизабет продолжала увядать. Она пришла к колдунье и в ярости набросилась на неё. Ведьма сказала, что Элизабет всё делала неправильно, и купаться надо было не в крови крестьянок, а в “голубой крови” аристократок. И Элизабет стала приглашать в свой замок дочерей разорившихся дворянских семей. Родители отпускали своих дочерей в замок к Графине, надеясь, что они обучатся там придворному этикету, и кровавое пиршество продолжилось. Однако вечно это не могло продолжаться. Одно дело, когда исчезает безродная простушка, другое дело, когда речь идёт об аристократическом роде, пусть даже самом бедном.
Есть версия жизни и смерти графини Батори. По ней все зверства графини являются вымыслом католической церкви, которые сфальсифицировали все улики против несчастной графини.
Турзо претендовал на земли семейства Батори, и в сговоре с церковниками они оклеветали графиню, чтобы заполучить её богатые земли. Матиас II задолжал Батори крупную сумму денег, и её смерть была ему на руку, так как ему не нужно было возвращать долг.
Поэтому Матиас II закрыл глаза на беспредел церкви, которая не раз, отобрав земли у их владельцев, выставляла их в таком неприглядном свете, чтобы отвлечь внимание народа от беспрепятственного дележа имущества невинных людей.

650 жертв, приписываемых графине Батори без каких-либо серьёзных доказательств, позволили объявить графиню одним из «самых массовых серийных убийц всех времён» и занести её в этом качестве в книгу рекордов Гиннесса.
Время от времени зловещая история графини Батори пересказывается в жёлтой прессе (обычно с некритическим

В 1998 году группа Cradle of Filth записала альбом "Cruelty and the Beast". Альбом является концептуальным и посвящён Елизавете (Эржебет) Батори - венгерской графине из Чахтице, убивавшей молодых девушек, чтобы получить их кровь и купаться в ней для омоложения.
В песне «Bathory Aria» участвует актриса Ингрид Питт, ведя повествование от лица Батори, которую она играла в фильме «Графиня Дракула» в 1971 году.

«Графиня Дракула» (англ. Countess Dracula) - фильм ужасов студии Хаммер. Действие фильма основано на легендах, окружающих «кровавую графиню» Элизабет Батори, в его основе лежит книга Валентины Пенроуз «Кровавая графиня» (1962). Фильм несколько не типичен для продукции студии, но может рассматривается как связанный с трилогией о Карнстейнах, посредством которых Hammer Film пытались ввести на экран новых персонажей помимо традиционных Дракулы и Франкенштейна.
Фильм был создан Александром Паалом и режиссёром Питером Сэсди, венгерскими эмигрантами, работающими в Англии.

в 2008 году вышел еще один кинофильм Кровавая графиня - Батори