Болезни Военный билет Призыв

Как влияют природные условия на деятельность человека. Влияние природных условий на жизнь народов россии. Понятие и виды природных факторов

ВИДЫ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Основные классификационные признаки видов анализа хозяйственной деятельности.

2. Виды анализа по основным признакам системы управления хозяйственной деятельностью.

3. Другие виды анализа хозяйственной деятельности в зависимости от общественного разделения труда, времени и пространства совершаемых хозяйственных процессов, применяемых методов, целей и задач.

Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач. В экономической литературе анализ хозяйственной деятельности классифицируется по разным признакам.

Классификация анализа хозяйственной деятельности осуществляется соответственно отраслевому, временному, пространственному признакам, периодич-ности проведения, объектам управления, методике иссле-дования, полноте охвата объектов, содержанию програм-мы, потребителям анализа и др. Объектом его исследования выступают результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Классификация видов экономического анализа по основным признакам системы управления хозяйственной деятельности представлена в таблице 5.

Таблица 5 − Классификация видов экономического анализа по основным признакам системы управления хозяйственной деятельности

Признак классификации Вид анализа
1. По уровням управления (отраслевому признаку) · отраслевой · межотраслевой, народнохозяйственный
2. Циклам управления (по признаку времени) · перспективный, стратегический (долгосрочный, краткосрочный) анализ · ретроспективный (последующий) анализ: · оперативный анализ · заключительный
3. По объектам системы управления · технико-экономический анализ · финансово-экономический. управленческий анализ. социально-экономический анализ · маркетинговый анализ. экономико-экологический анализ и др.
4. Уровень информационного обеспечения (по субъектам анализа, пользователям информации ) · внутренний (управленческий анализ) · внешний (финансовый) анализ
5. Характеру объектов управления · анализ стадий расширенного воспроизводства · отраслевой анализ · анализ ведомств и предприятий · анализ составных элементов производства и производственных отношений

1. По уровню управления (отраслевому признаку) АХД основывается на общественном разделении труда. Он делится на:

- отрасле-вой, методика которого учитывает специфику отдельных отрас-лей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строи-тельства, транспорта, торговли и т.д.);

- межотраслевой, который является теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях национальной экономики, или теории анализа хозяйственной деятельности.


Объективная необходимость отраслевого АХД обусловлена спецификой разных отраслей производства. Каждая отрасль общественного производства в силу разного характера труда имеет свои особенности, свою специфику и, как следствие, ха-рактерные экономические отношения. Необходимость исследо-вания специфики разных отраслей обусловила потребность разработки методики АХД с учетом особенностей и условий каж-дой отрасли экономики .

Одновременно нужно учитывать, что все отрасли обществен-ного производства тесно связаны между собой. Им присуще много общего. Взаимосвязи отдельных отраслей, наличие внут-ренней связи между ними вызывают необходимость разработ-ки межотраслевого анализа (теории АХД). Теория АХД раскры-вает наиболее общие методологические черты и особенности этой науки, обобщает передовой опыт АХД в разных отраслях экономики, обогащает содержание экономического анализа в целом и отраслевого в частности. Владение общими теорети-ческими знаниями по экономическому анализу является необ-ходимым условием грамотной, квалифицированной разработки и практического использования индивидуальных методик отрас-левого анализа.

По циклам управления (признаку времени) АХД подразделяется на:

- предва-рительный (перспективный, прогнозный) анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обо-снования управленческих решений и плановых заданий, а так-же для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выпол-нения плана, предупреждения нежелательных результатов.

Перспективный анализ в зависимости от длины временного гори-зонта делится на:

Краткосрочный (период до года, для выработки тактической политики предприятия в области бизнеса);

Долгосрочный (стратегический) (свыше года, для выработки стратегической политики в области бизнеса).

Последующий (ретроспективный, исторический, текущий ) анализ проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для кон-троля за выполнением плана, выявления неиспользованных резер-вов, объективной оценки результатов деятельности предприятий.

Перспективный и ретроспективный анализы тесно взаимосвязаны меж-ду собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать пер-спективный. Анализ результатов труда за прошлые годы позво-ляет изучить тенденции, закономерности, выявить неисполь-зованные возможности, передовой опыт, что имеет важное значе-ние при обосновании уровня экономических показателей на перс-пективу. Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он является основой перспективного анализа.

В свою очередь, от глубины и качества предварительного анализа на перспективу зависят результаты ретроспективного анализа. Если плановые показатели недостаточно обоснованы и реальны, то последующий анализ выполнения плана вообще теряет смысл и требует предварительной оценки обоснованно-сти плановых показателей.

Последующий анализ в свою очередь делится на:

1. Оператив-ный (ситуацион-ный) анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Его цель — оперативно выявлять не-достатки и воздействовать на хозяйственные процессы. Рыноч-ная экономика характеризуется динамичностью ситуации как производственной, коммерческой, финансовой деятельности пред-приятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный (ситуационный) анализ приобретает особое значение.

2. Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчет-ный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесто-ронне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.

Итоговый и оперативный анализы взаимосвязаны и допол-няют друг друга. Они дают возможность руководству предпри-ятия не только оперативно ликвидировать недостатки в про-цессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие периоды време-ни, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффек-тивности производства.

3. Классификация АХД по объектам системы управления. Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий труда, природоохранной деятельности и др. Аспект анализа по желанию управ-ляющего органа может быть смещен в сторону каких-либо под-систем хозяйственной деятельности.

В связи с этим выделяют:

- технико-экономический анализ (операционный), которым занимаются экономические службы вместе с тех-ническими службами предприятия (главного инженера, главного тех-нолога и др.). Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их вли-яния на экономические результаты деятельности предприятия;

- финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) − основное вни-мание уделяет финансовым результатам деятельности предпри-ятия: выполнению финансового плана, эффективности исполь-зования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия;

- управленческий анализ − проводят все службы предприя-тия с целью предоставления руководству информации, необхо-димой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации произ-водства, носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной;

- социально-экономический анализ (экономические служ-бы управления, социологические лаборатории, статистические органы) − изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические резуль-таты хозяйственной деятельности;

- экономико-статистический анализ (статистические орга-ны) − применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона;

- экономико-экологический анализ (органы охраныокружающей среды, экономические службы предприятия) − ис-следует взаимодействие экологических и экономических про-цессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию;

- маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия или объединения) − применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разра-ботки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

4. По субъектам (пользователям анализа) различают :

- внутренний анализ − проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, крат-косрочного и долгосрочного управления производственной, ком-мерческой и финансовой деятельностью;

- внешний анализ − проводится на основании финансовой и статистической от-четности органами хозяйственного управления, банками, финан-совыми органами, акционерами, инвесторами.

  • 3.Учетная политика орг-ии: понятие, содержание и раскрытие. Критерии выбора варианта уч.Политики на пр-ии
  • Раздел 4. Изменение уч.Пол-ки. Изм-е уч.Пол-ки орг-и м. Проводиться в случаях: - изменения закон-ва рф или нормативных актов по бу;
  • 4. Формирование профессии современного бухг-ра. Профессиональные орг-ии бухг-ров. Профессиональная этика бухг-ра.
  • 5. Экономический анализ. Классификация видов анализа. Предмет и объекты анализа хозяйственной деятельности.
  • II. По отраслевому признаку:
  • 6. Способы и технические приемы ан-за. Традиционные способы. Детерминированный и стохастический факторный а-з. Оптимизация показателей.
  • 7. Система поиска резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности. Понятие и классификация резервов. Принципы организации поиска и подсчета резервов.
  • I. По пространственному признаку:
  • II. По признаку времени:
  • VI. По стадиям воспроизводства:
  • 9. Международные стандарты аудита, их связь с национ. Нормативными док-ми, регулирующими аудиторскую деятельность. Классификация и особенности основных групп стандартов.
  • 11. Ос, их классификация и оценка. Бух. Учет движения ос.
  • 12. Амортизация ос. Способы расчета амортизации ос и ее учет.
  • 13. Понятие и виды немат-льных активов (нма), их оценка. Учет поступления и выбытия нма, начисления амортизации.
  • 14. Формы и системы опл.Тр.. Расчет опл.Труда (от) и удержаний из зар.Пл. Перс-лу орг.Ии. Бу расчетов с перс-лом по опл.Тр..
  • 15. Понятие материально-производственных запасов (мпз), их классификация и оценка. Бухгалтерский учет движения материальных ценностей.
  • 16. Затраты на производство и их классификация. Основы организации учета затрат на производство.
  • 17. Понятие готовой продукции, ее оценка. Основы бу выпуска и продажи гп.
  • 22.Основы учета расчетов. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, с подотчетными лицами, учредителями, прочими дебиторами и Кторами.
  • 23. Понятие и состав собственного капитала. Бухгалтерский учет уставного капитала, добавочного и резервного капитала, нераспределенной прибыли.
  • 24. Бухгалтерский и н-говый учет, сравнительная характеристика и перспективы развития.
  • 25. Бухучет ценностей, не принадлежащих организации.
  • 26. Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по н-гам. Учет расчетов по н-гу на прибыль, н-гу на добавленную стоимость и отчислениям на социальное страхование и обеспечение.
  • 27. Содержание, принципы и назначение управленческого учета. Производственный учет как составная часть управленческого учета.
  • 28. Издержки в управленческом учете, их классификация. Управленческий учет затрат по видам, местам формирования и центрам ответственности.
  • 29. Основные модели учета затрат. Учет на базе реальных, средних и нормативных затрат. Учет затрат на базе полной и сокращенной себестоимости.
  • 30. Норматив-й учет и «стандарт-кост» как инструм-ты учета и контроля затрат. Отличия стандарт-коста и норматив-о учета.
  • 31. Понятие директ-костинга. Его содерж-е и особен-ти. Преимущества и недостатки системы директ-костинга.
  • 32. Понятие калькулирования и методы калькулирования себестоимости продукции в управленческом учете.
  • 2. По полноте включения затрат:
  • 3.По объему информации:
  • 34. Основы составления отчета о прибылях и убытках. Отражение в бухгалтерской отчетности расчетов по налогу на прибыль.
  • 35. Отчет об изменении капитала, его назначение. Отражение в отчете собственного капитала и резервов. Чистые активы, их отражение в отчетности
  • Раздел 1. «Движение капитала»
  • Раздел 2. «Корректировки связанные с изменением учетной политики и исправлением ошибок»
  • 36. Отчет о движ-и денеж-х средств, его назнач-е. Содерж-е отчета движ-и денеж-х средств и порядок составления.
  • 37.Комплек-й эа и его роль в управ-и деят-ью орг-ии. Содерж-е комплек-о анализа и последов-ть его пров-я
  • 1. Анализ спроса на прод-ию и формиров-е портфеля заказов; 2. Анализ риска невостребованности прод-ии;
  • 3. Анализ рынков сбыта прод-ии; 4. Анализ ценовой политики орг-ии; 5. Анализ конкурентоспособности прод-ии.
  • 5. Анализ конкурентоспособности прод-ии.
  • 39.Анализ произ-ва и продажи прод-ии. Основные направления, система показ-лей.
  • 41.Анализ эффективности использования трудовых ресурсов. Анализ производительности труда. Анализ использования фонда о/т. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов.
  • 42.Анализ обеспеченности предприятия основными средствами и эффективность их использования. Факторный анализ фондоотдачи.
  • 43. Анализ обеспеченности пр-я мат-ными ресурсами и эффек-ти их использования. Факторный анализ материалоемкости.
  • 44. Анализ затрат на пр-во товарной продукции. Анализ с/с отд-ых видов продукции
  • 48. Обоснование управленческих решений в бизнесе на основе маржинального ан-за. Безубыточный объем продаж и зона безопасности.
  • 49. Роль и назначение анализа финансовой отчетности. Содержание и задачи афо. Приемы и методы афо
  • 51. Анализ отчета о прибылях и убытках. Показатели рентабельности и методы их расчетов. Факторный анализ показателей рентабельности
  • Состав доходов и расходов по отчету
  • 52. Анализ информации, содержащейся в пояснениях к бух. Балансу и отчету о прибылях и убытках
  • 53. Основы аудита и аудиторской деят-ти: сущность, цели и задачи
  • 54. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в России. Федеральный Закон об аудиторской деятельности. Стандарты аудита, понятие и назначение.
  • 55. Понятие существенности и риска в аудите.
  • 56. Планирование и программа аудита.
  • 57. Аудиторские доказательства и документы, аудиторская выборка.
  • 58.Виды и порядок подготовки аудиторского заключения.
  • 59.Адит организации бухгалтерского учета и учетной политики.
  • 60.Аудит расчетных и кредитных операций
  • Аудит учета расчетов по налогам и сборам.
  • 61. Аудит операций с денежными средствами.
  • 62. Аудит операций с основными средствами и нематериальными активами
  • 64. Контроль качества аудиторской деятельности. Внешний и внутренний контроль качества.
  • 65. Бухгалтерский учет валютных ценностей и операций. Оценка имущества и обязательств, выраженных в иностранной валюте. Учет курсовых разниц.
  • 66. Понятие экспортных операций. Основы учета экспортных операций у экспортера и у российских посредников по экспорту. Основные направления анализа и аудита экспортных операций.
  • 67. Понятие импортных операций. Основы учета импортных операций у импортера и у российских посредников по импорту. Анализ и аудит импортных операций.
  • 68. Особенности учета в торговле. Понятие торговли. Основные показатели деятельности торговой организации. Учет движения товаров в организации.
  • 69. Бухгалтерский учет финансового результата деятельности торговой организации. Учет расходов на продажу (издержек обращения).
  • 2.Относящиеся к остатку товаров на конец месяца
  • 70. Особенности организации бухгалтерского учета в розничной торговле. Учет товаров по продажным ценам. Учет торговой наценки.
  • II. По отраслевому признаку:

    1) межотрослевой А (или теория ЭА)- яв-ся теоретической и метологической основой отрослевых методик А, он позволяет выявить взаимосвязь отдельных отрослей;

    2) отрослевой А – учитывает специфику деятельности различных отрослей экономики.

    III . По пространственному признаку:

    1) внутрихозяйственный (внутрифирменный) – проводится на анализмруемом п/п;

    2) межхозяйственный (межфирменный) – проводится сравнени результатов деят-сти анализируемого п/п с результатами деят-сти родственных п/пий.

    IV . По субъектам-пользователям:

    1) внешний (финансовый) – проводится банками, аудитор.фирмами, инвесторами.Он базируется на финан.и стат. Отчетностиоткрыто публикуемой п/п;

    2) внутренний (управленческий ) – проводится службами п/п с целью получения информации необходимой для план-я, контроля и принятия упр.решений; результаты связанны с конкуретноспособносью п/п, поэтому они яв-ся коммерческой тайной.

    V . По охвату:

    1) сплошной - выводы делаются после изучения всех без исключения объектов;

    2) выборочный – выводы делаются по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить А и выработку решений по результатам А.

    VI . По периодичности:

    1) периодичный – проводится ч/з определенный период времени (годовой, квартальный, ежемесячный).

    2) непериодичный – проводится по мере необходимости, его так же называют разовым.

    VII . По содержанию:

    1) комплексный – охватывает все стороны деятельности п/п, его внутренние и внешние связи;

    2) тематический – охватывает только определенный круг вопросов и проводится с целью выявления возможностей улучшения отдельных сторон хоз.деят-сти.

    VIII . По аспектам исследования или по объектам управления :

    1) технико-экономический – изучение взаимосвязей технических и эк-ких процессов и установление их влияния на рез-ты деят-ти п/п;

    2) финансово-экономический – анализ финн.рез-ов деят-ти п/п, выявление резервов увеличения прибыли, роста рентабельности, эффек-ое испол-ие Си З капитала, улучшение финн-ого состояния и платежеспособности п/п.

    3) бухгалтерский анализ – экспертная диагностика фин-го «здоровья» п/п.

    4) социально-ЭА – проводится социолог-ими лабораториями и стат-ми агентствами. Цель – изу- чение взаимосвязи соц-ных и эк-ких процессов, их влияния друг на друга и на рез-ты деят-ти п/п.

    5) маркетинговый – изучение спроса на прод-ию, рынков ее сбыта, их емкость, реальных и потенциальных конкурентов, потенциальных покупателей, коммер-ого риска, формирование ценовой политике и доступность ресурсов и др.

    IX . По методике изучения объектов :

    1) сравнительный – сопоставление отчетных данных с показ-ми плана, прошлых лет, среднеотраслевыми, нормативными;

    2) факторный анализ – методика исследования влияния факторов на изменение рез-тивного показ-ля;

    3) маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эф-ти хоз-ой деят-ти на основе взаимосвязи объема произ-ва, прибыли и с/с и деления зат-т на постоянные и переменные;

    4) функционально-стоимостной анализ – один из методов выявления резервов сокращения зат-т за счет устранения излишних функций в объекте;

    5) экономико-математический – выбор оптимального варианта решения эк-ой задачи, выявления резервов, повышения эфф-сти производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов;

    6) стохастический (дисперсионный, корреляционный, компонентный) – связь между факторными признаками и результативным показателем вероятности, т.е. изменение одного фактора не обязательно ведет к изменению результатавного признака.

    Предметом ЭА являются причинно-следственные связи эк-ких явлений и процессов. Объектом ЭА выступают эк-ие рез-ты хоз-ой деят-ти, а именно произ-во, продажи, с/с и т.д. Функции анализа: установление тенденций эк-ких явлений и процессов; научное обоснование текущих и перспективных планов; контроль за выполнением планов и управленческих решений; поиск резервов повышения эф-ти произ-ва (центральная); оценка рез-тов деят-ти. Основные принципы: гос-ый подход (при оценке рез-ов необходимо учитывать требования экономической политики); научность (носит научный характер); комплексность (охват всех сторон деятельности); системность (изучаемый объект рассматривается как система элементов, связанных м/у собой); объективность, конкретность, точность (базируется на достоверной информации точных расчетах); действенность, оперативность; эф-ть (результат должен оправдывать себя).

    Таким образом, ЭА – как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденции развития, научным обоснованием планов и управленческих решений, контролем за их выполнением, изучением влияния факторов, оценкой достигнутых результатов, поиском и обоснованием величины резервов повышения эффективности проиводства и разработкой рекомендаций по их использованию.

    по пространственному признаку:

    · внутрихозяйственный, изучает деятельность хозяйствующего субъекта и его структурных подразделений

    · межхозяйственный, анализирует взаимодействие предприятия с контрагентами, конкурентами и т. д. и позволяет выявить передовой опыт в отрасли, резервы и недостатки организации.

    по объектам управления

    · технико – экономический анализ, который изучает взаимодействие технологических и экономических процессов и устанавливает их влияние на экономические результаты деятельности предприятия.

    · финансово – экономический анализ, который особое место уделяет финансовым результатам деятельности предприятия, а именно, - выполнение финансового плана, эффективность использования собственного и заемного капитала, показатели рентабельности и т. п.

    · социально – экономический анализ, который изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов для повышения эффективности использования трудовых ресурсов, производительности труда и т.д.

    · экономико – статистический анализ применяется для изучения массовых общественно – экономических явлений.

    · экономико – экологический анализ исследует взаимодействие экологических и экономических процессов для более рационального и бережного использования ресурсов окружающей среды.

    · маркетинговый анализ, который применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта и т. п.

    по методике изучения объектов:

    · сравнительный анализ, использует метод сравнения результатов финансово - хозяйственной деятельности по периодам хозяйственной деятельности.

    · факторный анализ, направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.

    · диагностический, направлен на выявление нарушения в механизме функционирования организации путем анализа типичных признаков, характерных только для данного нарушения.

    · маржинальный анализ, - это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основе причинно – следственных взаимосвязей между объемом продаж, себестоимостью продукции и прибылью.

    · экономико – математический анализ позволяет выявить наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи с помощью математического моделирования.

    · стохастический анализ используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами финансово–хозяйственной деятельности предприятия.

    · функционально – стоимостной анализ ориентирован на оптимизацию выполнения функций, которые выполняются на различных этапах жизненного цикла продукции.

    по субъектам анализа:

    · внутренний анализ, который производится специальными структурными подразделениями предприятия для нужд управления.

    · вешний анализ, который производится государственными органами, банками, акционерами, инвесторами, контрагентами, аудиторскими фирмами на основании финансовой и статистической отчетности предприятия.

    · комплексный анализ, при котором деятельность организации изучается всесторонне.

    · тематический анализ, при котором изучаются отдельные стороны деятельности, представляющие наибольший интерес в данный момент времени.

    Классификация методов и приёмов анализа.

    Под методом финансового анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. (10)

    К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними.

    В процессе финансового анализа применяется ряд специальных способов и приемов.

    Способы применения финансового анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические.

    К первой группе относятся: использование абсолютных, относительных и средних величин; прием сравнения, сводки и группировки, прием цепных подстановок.

    Прием сравнения заключается в составлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего периода.

    Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы.

    Технические приемы (методы) АХД.

    Группировка и аналитические таблицы.

    Группировка показателей осуществляется по тем или иным признакам и необходимо для размещения показателей по месту и времени (по месту-предназначена для распределения показателей по объектам, цехам, участкам; по времени-предназначена для распределения показателей по периодам времени и необходима для быстрого, качественного и своевременного анализа экономических показателей работы предприятия).

    Аналитические таблицы отражают сгруппированные данные в наиболее удобном виде для последующих выводов из проведенного анализа. Таблицы должны быть удобными, наглядными и включать в себя все необходимые показатели.

    Сравнения показателей-важнейший технический прием АХД.

    Сравнение показателей осуществляется для выявления отклонений фактических показателей от плановых, для выявления сдвигов в работе предприятия. В сравнении с прошлым периодом, для выявления лучших предприятий за анализируемый период и других целей.

    Сопоставимость сравниваемых показателей.

    Сущность данного приема заключается в том, что сравниваемые показатели должны быть сопоставлены по ряду признаков: объему, характеру деятельности, периодам работы, единицам измерения. При этом необходимо осуществлять пересчет показателей для их сопоставимости.

    Метод исчисления разниц и метод цепных подстановок.

    Эти два важнейших метода АХД применяются для определения влияния факторов на отклонение фактических показателей от плана. При пользовании данными методами анализируемых показателей необходимо представить как произведение ряда сомножителей-это фактор, влияющий на совокупность показателей.

    Для определения влияния факторов на совокупность показателей в полученное произведение подставляем его разницу между фактическими и плановыми показателями.

    Полученное произведение показывает размер влияния данного фактора на отклонение фактической совокупности показателей плана. Сначала подставляют количественные показатели, а затем качественные. Те факторы, которые повлияли отрицательно на совокупность показателей, является резервом его улучшения при условии устранения его отрицательного влияния.

    Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Сущность приёмов ценных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчётный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель

    Анализ рентабельности предприятия.

    Рентабельность – относительный показатель эффективности производства, означающий прибыльность, доходность.

    При анализе рентабельности предприятия сопоставляется фактическая рентабельность с плановой за анализируемый период и определяется абс. и отн. отклонения.

    Предприятие (фирма) является самостоятельным (обособленным) субъектом, что в первую очередь означает свободу в принятии экономических решений. Однако любое решение, касающееся деятельности предприятия, принимается с учетом результатов анализа внутренней и внешней среды.

    Внутренняя среда фирмы — это собственная экономика предприятия, охватывающая все составляющие его деятельности; производственные процессы, реализацию продукции, финансовое, материальное и кадровое обеспечение, - систему управления.

    Внешняя среда фирмы — это экономическая, правовая и социальная среда, в которой предприятие работает, являясь частью национального хозяйства. Внешняя среда фирмы может быть схематически представлена следующим образом (рис. 1).

    Рис. 1. Внешняя среда предприятия (фирмы)

    Предпринимательский сектор национального хозяйства обычно насчитывает огромное количество фирм, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенными являются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.

    По формам собственности предприятия подразделяются на:

    · частные предприятия, которые могут существовать либо как полностью самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде монополистических объединений и их составных частей. К частным можно отнести и те фирмы, на которых у государства есть доля капитала (но не преобладающая);

    · государственные предприятия , под которыми понимаются как чисто государственные, в которых капитал и управление полностью принадлежат государству, так и смешанные , где государство обладает большей частью капитала или играет решающую роль в управлении. По рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) государственными следует считать предприятия, в которых государственные органы обладают большей частью капитала (свыше 50%), и/или те, которые ими контролируются (через работающих на предприятии государственных чиновников);

    · смешанные предприятия иногда занимают существенное место в экономической жизни страны. Например, в России конца 90-х гг. государство сохраняет пакет акций во многих приватизированных предприятиях (на этих предприятиях работает четверть всех занятых).

    По размерам предприятия подразделяются на малые, средние и крупные , исходя из двух основных параметров: численность занятых и объем производства (продаж).

    По количеству обычно преобладают малые предприятия (в России иа них приходится около 1/2 общего числа предприятий).

    В разных странах по-разному определяют малое предприятие. По Закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. н нашей стране к ним относят те предприятия, где средняя численность работников не превышает 30 человек — в розничной торговле и бытовом обслуживании, 50 человек — в оптовой торговле, 60 человек — в научно-технической сфере, сельском хозяйстве и 100 человек — на транспорте, в строительстве и промышленности.

    Классификация фирм по характеру деятельности предполагает их деление на производящие материальные блага (потребительские или инвестиционные товары) и услуги .

    Данная классификация близка к классификации предприятии по отраслевой принадлежности , которая подразделяет их на промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, банковские, страховые и т.д.

    Классификация предприятий по признаку доминирующего фактора производства выделяет трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие предприятия.

    По правовому статусу (организационно-правовым формам) в России различают следующие виды предприятий согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации:

    · индивидуальные предприниматели

    · хозяйственные товарищества и общества ;

    · производственные кооперативы ;

    · государственные и муниципальные унитарные предприятия ;

    · некоммерческие организации (включая потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации и объединения, фонды и др.). (рис. 2).


    Рис. 2. Организационно-правовые формы предприятий в России

    Индивидуальные предприниматели. Если отдельный гражданин занимается предпринимательской деятельностью, но без образования юридического лица (например, организует свое фермерское хозяйство), то он признается индивидуальным предпринимателем. Индивидуальный предприниматель несет неограниченную имущественную ответственность по обязательствам.

    По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной цели, не противоречащей закону. Сторонами такого договора могут быть только индивидуальные предприниматели и/или коммерческие организации.

    Полное товарищество . Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Как правило, каждый участник полного товарищества имеет один гол ос . Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность принадлежащим им имуществом по обязательствам товарищества, т. е. всем своим имуществом, включая личное .

    Полные товарищества сосредоточены преимущественно в сельском хозяйстве и сфере услуг и представляют собой, как правило, небольшие по размерам предприятия, деятельность которых достаточно легко контролируется их участниками.

    Товарищество на вере. Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами ), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов ), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Поскольку данная правовая форма позволяет привлекать значительные финансовые ресурсы через практически неограниченное число коммандитистов, она характерна для более крупных предприятий.

    Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Таковым признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Уставный капитал ООО составляется из стоимости вкладов его участников. Данная правовая форма наиболее распространена среди мелких и средних предприятий.

    Обществом с дополнительной ответственностью (ОДО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

    Акционерное общество (АО). Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций . Участники АО (акционеры ) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

    Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров , признается открытым (ОАО). Такое АО вправе проводить подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом. Открытое АО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

    Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц , признается закрытым (ЗАО).

    Учредительным документом АО является его устав.

    Уставный капитал АО составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.

    Высшим органом управления АО является общее собрание акционеров .

    Преимуществами акционерной формы организации предприятий являются:

    · возможность мобилизации больших финансовых ресурсов;

    · возможность быстрого перелива финансовых средств из одной отрасли в другую;

    · право свободной передачи и продажи акций, обеспечивающее существование компании независимо от изменения состава акционеров;

    · ограниченная ответственность акционеров;

    · разделение функций владения и управления.

    Правовая форма акционерного общества предпочтительна для крупных предприятий, где существует большая потребность в финансовых ресурсах.

    Производственные кооперативы

    Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии в объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Производственный кооператив является коммерческой организацией . Его учредительный документ — устав , утверждаемый общим собранием членов кооператива. Число членов кооператива не должно быть менее пяти. Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Кооператив не вправе выпускать акции . Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием.

    Государственные и муниципальные унитарные предприятия

    Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. К тому же это имущество является неделимым , т.е. не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В России в форме унитарных предприятий существуют только государственные и муниципальные предприятия. Они управляют, но не владеют закрепленным за ними государственным (муниципальным) имуществом. Если подобное предприятие основано на праве оперативного управления федеральным имуществом, т.е. управляется государственными органами, оно именуется федеральным казенным предприятием. Все остальные унитарные предприятия являются предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения.

    Некоммерческие организации

    К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды .

    Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Обычно потребительский кооператив обеспечивает своих членов теми или иными потребительскими благами.

    Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.

    В экономической литературе экономический анализ классифицируется по разным признакам:

    1) отраслевому;

    2) пространственному;

    3) признаку времени;

    4) периодичности проведения;

    5) субъектам (пользователям анализа);

    6) степени охвата изучаемых объектов;

    8) аспектам исследования;

    9) методике изучения объектов анализа

    По отраслевому признаку анализ делится на отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.), и межотраслевой, который обобщает передовой опыт проведения анализа в разных отраслях экономики.

    По пространственному признаку различают внутрифирменный и межфирменный анализ. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух предприятий или более. Такой анализ направлен на выявление резервов повышения эффективности работы анализируемого предприятия.

    По признаку времени анализ подразделяется на предварительный (перспективный) и последующий (ретроспективный, исторический).

    Предварительный (перспективный) анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснования управленческих решений и планов-прогнозов. Последующий (ретроспективный, исторический) анализ осуществляется после совершения хозяйственных операций. Он используется для изучения тенденций развития, контроля за выполнением оперативных и стратегических планов.

    Ретроспективный анализ, в свою очередь, подразделяется на оперативный и итоговый. Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций. Его цель – оперативно оценить изменения относительно заданных параметров, выявить нежелательные отклонения и причины их возникновения, своевременно принять корректирующие меры по их устранению. Итоговый анализ изучает результаты работы за отчетный период (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период.

    Перспективный анализ в зависимости от временного периода, охваченного анализом, делится на краткосрочный и долгосрочный (стратегический). Краткосрочный анализ охватывает период до одного года, долгосрочный – свыше года. Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный – стратегической политики предприятия в области бизнеса.

    По периодичности проведения анализ делится на периодический и разовый. Периодический анализ делается регулярно за соответствующие отрезки времени (смену, день, месяц, квартал, год). Разовый анализ проводится в связи с разными обстоятельствами единовременного характера (переходом на новую технологию, изменением структуры производства и т.д.).

    По субъектам анализа различают внутренний и внешний анализ. Внутренний (управленческий) анализ осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Его результаты являются коммерческой тайной. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами, партнерами.

    По степени охвата изучаемого объекта анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном – по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа.

    По содержанию программы анализа анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом изучаются только отдельные ее стороны, например вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения себестоимости продукции, изменения ассортимента продукции и т.д.

    По аспектам исследования выделяют финансовый, технико-экономический, маркетинговый, инвестиционный, социально-экономический, экономико-экологичес­кий, функционально-стоимостный, логистический, институциональный анализ.

    Финансовый анализ характеризуется как процесс исследования финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования. Внешний финансовый анализ проводится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и т.д. Основное его назначение – диагностика и прогнозирование финансового состояния предприятия. Внутрифирменный финансовый анализ проводится финансовыми службами предприятия.


    Он направлен на изучение процессов формирования, размещения и эффективного использования капитала на всех стадиях его кругооборота.

    Технико-экономический анализ ориентирован на изучение организационного и научно-технического уровня предприятия, изыскания инноваций в области совершенствования техники, технологии и организации производства в целях повышения эффективности операционной деятельности и усиления конкурентных преимуществ предприятия.

    Маркетинговый анализ применяется службой маркетинга предприятия или объединения для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

    Социально-экономический анализ изучает причинно-следственную взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйствования.

    Экономико-экологический анализ – составная часть управления природоохранной деятельностью предприятия, основным содержанием которого является исследование взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.

    Инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования, для обоснования оптимального варианта инвестиционного проекта.

    Функционально-стоимостный анализ (ФСА) – это метод системного исследования объекта на стадии проектирования, направленный на оптимизацию соотношения между потребительскими свойствами изделия и затратами на его разработку, производство и эксплуа

    тацию. Логистический анализ исследует товарные потоки, связанные со снабжением, производством и сбытом, и способствует ускорению материальных и денежных потоков.

    В ходе институционального анализа оценивается организационная, правовая, политическая обстановка, в рамках которой будет осуществляться деятельность предприятия, изучаются нормативная база, отношения с местными властями, партнерами и контрагентами по бизнесу и вырабатывается стратегическая и тактическая политика предприятия в области делового сотрудничества с ними, что также способствует повышению эффективности функционирования предприятия.

    По методике изучения объектов анализа различают:

    · качественный . Качественный анализ – это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках изучаемых явлений и процессов;

    · количественный . Количественный (факторный) анализ основан на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов;

    · экспресс-анализ . Экспресс-анализ представляет собой способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, это свидетельствует о возрастании остатков незавершенного производства; если темпы роста товарной продукции выше темпов реализации продукции – это признак затоваривания (работы на склад);

    · фундаментальный . Фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария;

    · ситуационный . Ситуационный анализ можно охарактеризовать как процесс подготовки информации для управления конкретной ситуацией в изменяющейся среде. Он позволяет исходя из глубокого понимания ситуации и динамики ее развития вырабатывать более обоснованные управленческие решения и принимать своевременные меры по предотвращению кризисного состояния;

    · маржинальный . Маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные;

    · экономико-математический . С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования производственного потенциала предприятия;

    · SWOT-анализ . SWOT-анализ (strengths – сила, weaknesses – слабость, opportunities – возможности, threats – угрозы) используется в стратегическом планировании. Его назначение – установить потенциальные внутренние сильные и слабые стороны предприятия, потенциальные внешние возможности и угрозы для бизнеса;

    · ЛВС-анализ . ЛВС-анализ используется на предприятии для определения ключевых моментов и приоритетов в области управленческих задач, процессов, материалов, поставщиков, групп продуктов, рынков сбыта, категорий клиентов.