Болезни Военный билет Призыв

Как проходят методы в школе. Методы обучения в школе на современном этапе. Требования к методам обучения

Еще с начала XX века мировая педагогическая наука работает над тем, чтобы в образовании как школьном, так и вузовском применялись . Результатом такой работы стало появление типа - профильные, национальные школы, лицеи, гимназии, колледжи.

Изменения коснулись и структуры высшей школы. Сложилась многоуровневая система, которая объединяет заведения послевузовского образования, а также те, которые дают высшее и образование. Начали действовать международные университеты и частные вузы, основными высшими заведениями стали академии и университеты.

В педагогическом процессе инновационные методы обучения предусматривают введение новшеств в цели, методы, содержание и и воспитания, в совместную деятельность преподавателя и учащегося. Эти инновации могут быть специально спроектированными, уже разработанными или вновь появившимися благодаря педагогической инициативе.

Методы инновации обучения в школе

Сегодня многими учителями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и . Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении. Активные предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения.

Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.

Интерактивные методы способствуют качественному усвоению нового материала. К ним принадлежат:

Упражнения, носящие творческий характер;

Групповые задания;

Образовательные, ролевые, деловые игры, имитация;

Уроки-экскурсии;

Уроки-встречи с творческими людьми и специалистами;

Занятия, направленные на творческое развитие - уроки-спектакли, создание фильмов, выпуск газет;

Использование видеоматериалов, интернета, наглядности;

Решение сложных вопросов и проблем с помощью методов «дерево решений», «мозговой штурм».

Поэтому инновационные методы обучения в школе способствуют у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.

Особенности применения методов инновации обучения в вузах

Главной задачей высшего учебного заведения на современном этапе является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире. Поэтому для подготовки студентов к профессиональной деятельности в будущем и используются .

К таким методам принадлежит предусматривающее формирование навыков для решения проблемных задач, которые не имеют однозначного ответа, самостоятельной работы над материалом и выработку умений применять обретенные знания на практике.

Также инновационные методы обучения предусматривают интерактивное обучение. Оно направлено на активное и глубокое усвоение изучаемого материала, развитие умения решать комплексные задачи. Интерактивные виды деятельности включают в себя имитационные и ролевые игры, дискуссии, моделирующие ситуации.

Одним из современных методов является обучение через сотрудничество. Он используется для работы в малых группах. Этот метод ставит своей задачей эффективное усвоение учебного материала, выработку способности воспринимать разные точки зрения, умение сотрудничать и решать конфликты в процессе совместной работы.

Применяемые на современном этапе инновационные методы обучения в вузе предусматривают и метод, приоритетом которого являются Он способствует формированию индивидуальных нравственных установок, основанных на выработке умения представлять и отстаивать собственное мнение.

Инновационные методы позволили изменить и роль преподавателя, который является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски студентов.

К средствам обучения относятся разнообразные материалы и инструменты, используемые во время учебного процесса. Благодаря их удачному подбору, с большим успехом за непродолжительный период времени можно достигнуть поставленных образовательных целей. Учителя и ученики используют средства обучения во время процесса усвоения полученных знаний.

Что такое средства обучения

К обучающим средствам принадлежат различные объекты и происходящие процессы, которые являются источником учебной информации и инструментом для восприятия, усвоения и запоминания материала, предложенного в качестве изучения. На средства обучения возложено главное дидактическое задание: они призваны ускорить усвоение необходимого объема материала и одновременно способствовать развитию и воспитанию детей.

Все существующие обучающие средства можно отнести к материальным или идеальным. Учебные пособия, учебники, тесты, дидактические оборудование для лабораторий, технические средства -- все это составляет средства обучения, именуемые материальными. К идеальным принадлежат устная и живопись, музыка, схемы, таблицы, диаграммы, а также организующая и направляющая деятельность учителя, его квалификационный уровень, методика организации обучения.

Преподавание даст положительные результаты в том случае, если средства обучения, идеальные и материальные, используются в комплексе, дополняя друг друга.

Особенности современных средств обучения

Достижение результатов в обучении как личностных, так и предметных возможно только с применением всех существующих средств подачи и усвоения образовательного материала. В связи с этим в учебном процессе должны применяться и традиционные методы, и современные средства обучения, функционирующие на основе цифровых технологий.

Сегодня главная задача образовательной системы состоит в том, чтобы научить личность познавать, заниматься поисковой деятельностью, учиться, сотрудничать с другими во время Новый подход к обучению как раз и состоит в создании возможностей для свободного доступа к различным информационным ресурсам, для организации образовательных сетей и сообществ.

Поэтому современные средства обучения должны включать в себя традиционные и Традиционные представляют собой использование печатных и непечатных носителей информации, оборудования, приборов и инструментов для проведения опытов, экспериментов и практических занятий. Инновационные средства - это вся техника, функционирующая на основе цифровых технологий.

Преимущества мультимедийных средств обучения

Сегодня многие учебные заведения для достижения высокого качества образования используют мультимедийные средства обучения. Проведение уроков с применением современных технологий имеет много преимуществ. Во-первых, дети лучше воспринимают и усваивают материал, возрастает заинтересованность, желание учиться и познавать. Во-вторых, появляется возможность индивидуального подхода к обучению каждого ребенка, открываются перспективы для реализации его творческих способностей. В-третьих, мультимедийные средства обучения позволяют сократить количество различных видов работ, утомляющих детей, заинтересовать учащихся подачей нового материала, когда чередуются рассказ учителя, ответы школьников с применением аудиовизуальных средств - музыки, анимации, графики. В-четвертых, подача материала происходит динамично, появляются условия для организации работы учащихся в группах, а также самостоятельной деятельности школьника. И наконец, что немаловажно, повышается самооценка подрастающей личности.

В ходе современного процесса обучения применяются такие мультимедийные средства, как электронные учебники, компакт-диски, веб-сайты и квесты.

Активное использование современных средств обучения - неотъемлемая часть учебного процесса в тех образовательных учреждениях, где работают влюбленные в свою профессию учителя. Ведь грамотное и систематическое применение мультимедийных средств способствует повышению качества и эффективности образования.

Методы обучения в современной школе Презентация учителя начальных классов МБОУ «ООШ №11» г.Вязники Демидовой Светланы Викторовны «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» Д.Пойа


«Скажите мне – я забуду, Покажите мне – я запомню, Вовлеките меня – я пойму». Китайская пословица «Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению». Н.А.Умов Развитие школьника происходит более результативно, если он включен в деятельность.


Человек запоминает 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. 90%, когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.


Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения. Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития. (Ю. К. Бабанский). Методы обучения - это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. (И. Ф. Харламов).


«Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения». В.А. Сухомлинский


Требования к методам обучения Научность методов. Доступность метода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников. Результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом, на выполнения задач воспитания школьников. Необходимость систематически изучать, использовать в своей работе инновационные методы.


Выбор методов обучения зависит: От общих и конкретных целей обучения; содержания материала конкретного урока. От времени, отведенного на изучение того или иного материала. От возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей. От уровня подготовленности учащихся. От материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств. От возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.


Особенности современного урока Современный урок - свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится. Создается доброжелательная атмосфера. Формируется высокий уровень мотивации. Придаётся большое значение способам учебной работы. Уделяется специальное внимание развитию у учащихся умений самостоятельной познавательной деятельности, творческого отношения к учебному процессу.


Организационные основания урока Работают все и работает каждый. Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого. Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям. Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение. Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия.


Ученик – активный субъект образовательного процесса, проявляющий самостоятельность в выработке и принятии решений, готовый нести ответственность за свои действия, уверенный в себе, целеустремленный. Учитель – консультант, наставник, партнер. Задача учителя – определить направление работы, создать условия для инициативы обучающихся; грамотно организовать деятельность учащихся.


Особенности современных методов обучения Метод-это не сама деятельность, а способ её осуществления. Метод должен обязательно соответствовать цели урока. Метод не должен быть неправильным, неправильным может быть только его применение. Каждый метод имеет своё предметное содержание. Метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности. (По Левиной М.М.)


Процесс обучения должен вызывать у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Успех всего образовательного процесса во многом зависит от выбора применяемых методов.


Моя личная позиция Оптимальное сочетание форм работы на уроке. Обучение учащихся основным приемам учебной деятельности. Развитие мыслительных процессов у учащихся. Создание условий для обеспечения высокой активности ученика на уроке. Реализация принципа индивидуального подхода.


Опираясь на современные достижения педагогики, психологии и методики, я исхожу из следующих положений: Потребность в познании принадлежит к числу важнейших человеческих потребностей. Интерес к знаниям как глубокая направленность личности и устойчивый мотив учения пробуждает творческое мышление, создает благоприятные условия для проявления творческой индивидуальности. Ведущими принципами, позволяющими реализовать поставленные задачи, становятся: принцип развивающего и воспитывающего обучения; принцип развития творческих способностей учащихся; принцип создания положительного эмоционального фона учебной деятельности; принцип гуманизации начального образования.


Моя деятельность направлена на то, чтобы обеспечить условия для развития личности, сделать процесс отлаженным и управляемым, формировать мыслящих субъектов. Я стараюсь сочетать научность преподавания с доступностью, яркую наглядность с игрой, добиваться, чтобы все ученики работали увлеченно. Этому способствует набор педагогических умений, которыми я обладаю. Умения: демонстрирую детям свое полное к ним доверие; Организую сообщение нового материала в форме увлекательного диалога; не нарушаю единство логической структуры урока; исхожу из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению; стараюсь вовлекать учащихся в деятельность, которая пробуждает радость познания и вызывает стойкую любознательность. Созданию атмосферы успеха в учебной деятельности помогает индивидуальный подход к учащимся.


Школьная мотивация По результатам диагностики «Школьная мотивация» выявлено: Исходя из этого определила уровни познавательной деятельности учащихся.


Начальный уровень Пассивные дети, с трудом включаются в работу, не в состоянии решить учебную задачу. Цель: пробуждение интереса к учебной деятельности, создание предпосылок для перехода ученика на более высокий познавательный уровень. Содержание деятельности: «создание атмосферы успеха»; «эмоциональная подзарядка»; «активное слушание»; «комплиментарный» стиль общения.


Средний уровень Заинтересованность детей в определенных учебных ситуациях, связанных с интересной темой или необычными приемами. Цель: воспитание умения учащихся упрочить достигнутый успех, проявлять интерес к интеллектуально волевым усилиям. Содержание деятельности: держать внимание в состоянии «напряженного удивления»; чередование видов деятельности в соответствии с требованиями здоровьесбережения на уроке; использование эмоциональных приемов, игр.


Высокий уровень Учащиеся активно включаются во все формы работы. Цель: воспитание потребности в поиске нестандартных решений, в самовыражении и самосовершенствовании. Содержание деятельности: использовать ролевые ситуации; проблемные задания; работа с дополнительными источниками. Результативность: достигнутый успех пробуждает интерес к познанию и предполагает переход каждого ученика на более высокий уровень.


Чтобы обеспечить познавательную активность и познавательный интерес учащихся на различных этапах урока, я использую активные формы и методы работы. Наиболее продуктивными считаю: Игровые формы; Организация групповой, парной и индивидуальной работы; Организация самостоятельной деятельности учащихся; Создание конкретных ситуаций, их анализ; Постановка вопросов, активизирующих диалог. Проблемное обучение. Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество. Л.Н.Толстой .


Игра «Ребёнок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям». С. Френе Дидактические игры – вызывают живой интерес к процессу познания, активизируют деятельность учащихся, помогают легче усвоить учебный материал. Ролевые игры -это маленькая сценка, разыгрываемая учениками, помогающая наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. На уроках математики, для развития активности и внимания, провожу устный счет с элементами игры.


Пары и группы Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Работа в парах и группах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели, соотносить свои действия с действиями партнеров, принимать участие в сравнении цели и работы. Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи», «Визитные карточки». Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках.


Проблемные методы. Не от знания к проблеме, а от проблемы к знанию. Способствуют развитию интеллектуальной, предметно-практической мотивационной сфер личности. Проблемный вопрос -вопрос, который требует интеллектуальных усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить, выделить наиболее важные положения. Проблемная ситуация - сравнение двух или более взаимоисключающих друг друга точек зрения. Проблемные задания-задания, которые ставят перед учащимися задачи и ориентируют их на самостоятельный поиск решений.


Метод проектов Метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Ориентирован на развитие исследовательской, творческой активности учащихся, на формирование универсальных учебных действий. Использую в основном на уроках окружающего мира. «В гости к зиме», «Мои домашние питомцы», «Тайна моей фамилии».


Основные этапы проектной деятельности - Выбор темы проекта. - Работа с разными источниками. - Выбор формы предъявления проекта. - Работа над проектом. - Оформление результатов. - Защита проектов. Подведение итогов. В конце работы ученик должен ответить на вопросы: Выполнил ли я то, что задумал? Что было сделано хорошо? Что было сделано плохо? Что было выполнить легко, а в чем я испытывал трудности? Кто бы мог сказать мне спасибо за этот проект?


Метод дискуссии Где человек творец – там он субъект. Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта. Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку развить умение слушать, говорить по очереди, высказывать своё мнение, пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Учащиеся должны знать правила ведения дискуссии. Учение идет от обучающихся, а я направляю коллективный поиск, подхватываю нужную мысль и подвожу их к вывода м. Ученики не боятся сделать ошибку в ответе, зная, что им всегда придут на помощь одноклассники, и все вместе они примут правильное решение. Для проведения дискуссии и принятия решений использую, например, такие методы, как «Светофор», «Мозговая атака».


ИКТ Применение ИКТ учителями начальной школы в образовательном процессе позволяет: развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности; усилить мотивацию учения; сформировать у школьников умение работать с информацией, развить - коммуникативную компетентность; активно вовлекать учащихся в учебный процесс; создать благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе. Ребёнок становится жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.


Метод незаконченного рассказа Использую в основном на уроках литературного чтения. Читая текст, останавливаюсь на самом интересном месте. У ребенка возникает вопрос: «А что же дальше?» Если возник вопрос, значит, есть потребность узнать, а значит, ребенок обязательно прочтет текст. «Чтение с остановками». В тексте выделяются 2-3 остановки, задаются детям вопросы, побуждающие к критическому мышлению. Что заставило героя поступить именно так? Как дальше будут развиваться события? Используется прием «Дерево предсказаний». Дети учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста. Что будет дальше? Чем закончится рассказ? Как будут развиваться события после финала? 1 вариант 2 вариант 3 вариант


Методы начала урока «Улыбнемся друг другу». Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть ясного дня, тепло солнечных лучей. Пожелаем друг другу хорошего настроения. Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу. «Приветствие». Учащиеся проходят по классу и приветствуют друг друга, говоря при этом слова приветствия или называя свои имена. Это позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.


Методы выяснения целей «Знаем – не знаем» Цели использования метода - результаты применения метода позволяют мне понять, что из спланированного на урок материала ученики знают, а что нет. На какие знания школьников можно опираться, давая новый материал. Я задаю обучающимся вопросы, подводя их к цели и задачам урока. Учащиеся, отвечая на них, выясняют совместно со мной, что они уже знают по данной теме, а что нет. «Цветочная поляна» Перед началом выяснения ожиданий и опасений я объясняю, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Свои ожидания ученики записывают на цветах синего цвета, а опасения – красного. Те, кто записал, прикрепляют цветы к поляне. После того, как все ученики прикрепят свои цветочки, я озвучиваю их, после чего мы организуем обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения уточняем записанные ожидания и опасения. В завершении метода я подвожу итоги выяснения ожиданий и опасений. «Воздушные шарики»


Методы подведения итогов Позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу. Для меня этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. «Кафешка» Я предлагаю ученикам представить, что сегодняшний день они провели в кафе и теперь их прошу их ответить на несколько вопросов:- Я съел бы еще этого…- Больше всего мне понравилось…- Я почти переварил…- Я переел…- Пожалуйста, добавьте… «Ромашка» Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне.


«Итоговый круг» На плакате большой круг, разделённый на секторы: «Усвоение мною новых знаний», «Моё участие в работе группы», «Мне было интересно», «Мне понравилось выполнять упражнения», «Мне понравилось выступать перед ребятами». Всем ученикам предлагается фломастером нарисовать кружочек. Чем ярче ощущения, тем ближе к центру располагается кружочек. Если отношение негативное – кружочек рисуется за пределами круга.


Методы релаксации Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Метод «Земля, воздух, огонь и вода ». Учащиеся по команде учителя изображают одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.Я сама принимаю в этом участие, помогая при этом неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении. «Веселый мяч». «Физминутки для глаз».


Результаты Применение различных форм и методов, обеспечивающих включение учащихся в активную познавательную деятельность, позволяет сделать следующие выводы: Качество знаний


Степень обученности учащихся


Вывод «Многие предметы в школе настолько серьезны, что полезно не упускать случая сделать их немного занимательными» Необходимо использовать различные формы, методы и приемы обучения в начальной школе: позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме; способствуют лучшему усвоению знаний; вызывают интерес к познанию; формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции. Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.


Всем творческих успехов

Ни за что бы не отдала туда своего сына! Это же эксперимент над детской психикой! - возражает другая.

В чем же заключается истина?

Что такое авторские методики и откуда они берутся?

В наши дни с авторскими методиками вы столкнетесь практически в любой школе. Это могут быть и разработки по конкретному предмету, и обширные образовательные программы, отечественный опыт и заимствования из-за рубежа. Самый простой пример: в московских используется как минимум шесть учебников только по одной математике: Петерсон и Моро (традиционалисты), Виленкин, Истомина, Аргинская (занковец), Гейдман (самый сложный). Школа не только имеет право выбрать учебник или дидактическое пособие. Сами педагоги зачастую пишут дополнительные курсы, разрабатывают методики преподавания. В своем творчестве все они обязательно придерживаются государственных стандартов образования. Это значит, что независимо от того по какому методу ведется преподавание, на выходе результат должен быть не ниже установленного.

"Подавляющее большинство педагогов понимают, что обучение и воспитание детей в корне отлично, скажем, от производства мебели. Неудобный стул можно выбросить или починить, а поломанную судьбу не восстановишь. Поэтому, прежде чем ввести в обиход новый метод, учителя самым тщательным образом просчитывают возможный негативный результат и стараются его избежать" . Войцеховская Марина Моисеевна, заслуженный учитель РФ, директор средней школы № 1201 г. Москвы.

Зачем они нужны?

Традиционная методика преподавания подстраивается под естественное развитие ребенка. Однако что считать естественным? Один в пятом классе пишет неплохие стихи, а другой и к десятому способен накропать лишь что-нибудь вроде "Аццкий сотона". Можно, конечно, обвинить во всем самого невежду: мол, уродился тупым и ленивым, но вряд ли это будет правильно. Слишком много факторов влияют на каждого ребенка. Осваивая новые методики, учителя стремятся нивелировать отрицательные воздействия и усилить положительные с тем, чтобы каждый из учеников достиг своего максимума. Подобные идеи не новы, они встречаются в работах Г.С. Ушинского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова.

Отечественные разработки для начальной школы

Лидируют две: методика Занкова и система Эльконина-Давыдова. Они были разработаны примерно в одно и то же время - 60-е годы. Несмотря на их различие (один придерживался дидактики, другие категорически ее отрицали), общим является то, что педагоги стремились отойти от приевшейся зубрежки, развить личностное начало учеников, увидеть их индивидуальность. Учителя-новаторы не просто твердили засыпающим от скуки ученикам разнообразные правила, а пытались заставить их думать самих, по-настоящему понимать параграфы учебника.

В.А. Львовский, зам. директора по научной работе школы № 91, где родилась и применяется методика Эльконина-Давыдова, делит все человеческие знания на две категории: эмпирические (от перемены мест слагаемых сумма не меняется) и теоретические (а почему не меняется?). Первое можно передать путем озвучивания и заучивания, второе нужно понять. Если слушание и запоминание, это процесс пассивный, то, чтобы проанализировать и понять что-либо, нужна активная деятельность детей. Тут наилучшие результаты приносит восприятие класса не как двадцати пяти изолированных друг от друга личностей, а как единого коллектива. Центральным пунктом педагогики становится организация общеклассной дискуссии и разных видов групповых взаимодействий.

Приверженцы этого метода считают, что для того чтобы развивать детей, надо давать им не те задания, которые они могут сделать сегодня (привычный принцип доступности), а те задания, которые сегодня они могут сделать только вместе (в совместном поиске), чтобы завтра они могли это делать сами, индивидуально. Иными словами, детей не одаривают готовыми знаниями, а учат принципам их получения.

Перекликается с этим изложенный в дидактической системе Л.В. Занкова принцип преподавания "на высоком уровне сложности", чтобы ученик напрягался, преодолевал препятствия, постигая материал. Этим Занков стремился вызвать активность учеников. Материал дается как постепенный переход от конкретных, хорошо известных фактов к обобщениям, от простейших обобщений к более сложным. Так происходит систематизация знаний, имеющая сложную структуру.

Степень трудности регулируется соблюдением меры трудности. Учителем предлагается только тот учебный материал, который может быть осмыслен школьниками. Если не соблюдать меры трудности, ребенок, не будучи в состоянии разобраться в предлагаемом материале, поневоле пойдет по пути механического запоминания. Тогда высокий уровень трудности из положительного фактора превратится в отрицательный.

Проблема подготовки учителей

Обе эти системы с успехом используются в государственных и частных школах. Но очень часто от метода остается одно название. Не верьте, если на собеседовании вам скажут что-нибудь вроде "прошлым летом наши учителя побывали на методической конференции, и теперь мы все как один - крупные специалисты в... (название рекомендуемой методики)". Так быстро умение не приобретают!

Чаще всего методики представлены не в чистом виде, а лишь отдельными компонентами. Увы, нередки и искажения. Так занковский принцип "высокой меры трудности" на деле часто оборачивается банальной перегрузкой.

Поддержкой системы Эльконина-Давыдова занимается Открытый Институт Развивающего Образования, кафедра занковцев функционирует при Московском Институте Открытого Образования.

"Проблема состоит в том, что большинству педагогов приходится начинать даже не с нуля, а с преодоления мощного иного опыта. Администрация школы, а лучше сами родители, должны мотивировать учителя на изменения, затем начать замещать традиционный опыт новым. Вторая существенная трудность состоит в том, что учить развивающему обучению традиционными способами - лекциями, семинарами - абсолютно бессмысленно. Нужно живое общение, участие в уроках, стажировки, тренинги" . В.А.Львовский, зам. директора по научной работе средней школы № 91 г.Москвы.

Новое: инновационные поля

Время не остановилось. В наше время творческих личностей в педагогике не меньше, чем сорок лет назад. Школы, активно работающие в этой области, носят название экспериментальных площадок, а их объединение по территориальным округам или областям знаний называется инновационным полем.

Статус экспериментальной площадки не только положительно характеризует школу, но и дает ей некоторые преимущества: дополнительные ставки и средства. К учебному плану выделяются еще 180 часов, оплачиваемые из бюджета. Их используют для послеурочной работы с неуспевающими и, наоборот, с одаренными учениками. Обычно эту методическую работу проводят завучи школ.

В чем же состоят эксперименты?

Не бойтесь этого слова. Как правило, они совершенно безобидны и нетравматичны. Вот пример: в школе № 1201 было выявлено отставание учеников по естественно-научным предметам. Администрация провела "исследование познавательных мотиваций учащихся", а попросту говоря - опрос. На первое место вышла личность учителя, на втором оказалось чувство долга, на третьем - любопытство и любознательность, то есть внутренняя, самая сильная, мотивация, заинтересованность самого ученика.

Чтобы усилить ее, было решено сделать, в качестве эксперимента (!), упор на то, что детям интересно - на лабораторные и практические работы. Результаты поразили самих учителей. Спустя некоторое время на независимой аттестации, проведенной Департаментом образования, с заданием справились 100 процентов учеников, причем около 80 процентов - на четыре и пять.

Конечно, это только начало, и еще не методика. Чтобы она стала такой на эту тему должно быть написано несколько серьезных диссертаций.

Что такое профильное обучение?

Другим распространенным экспериментом считается так называемое профильное, личностно-ориентированное образование. На практике это значит, что детей разбивают на потоки: языковой, гуманитарный, математический, социально-экономический, естественнонаучный. Таким образом, каждый сможет сделать упор именно на те предметы, которые интересны лично ему, а, в конечном итоге, на специальность, которую он впоследствии намерен избрать.

"Дети могут быть умнее, а могут быть глупее. Одним больше нравятся предметы гуманитарного цикла, другим - технического. Но если наличествует определенный интеллектуальный потенциал, то на "четыре" вытянуть ребенка можно всегда. Этот потенциал нарабатывается в семье. Как? Очень просто: почаще водите своего сына или дочь в театры, кино музеи. Читайте с ними книжки. Это развивает мозг, а, следовательно, интеллект. Не нужно переваливать все на школу" . Войцеховская М.М.. директор средней школы №1201 г. Москвы


Информационные технологии в образовании

Еще одним экспериментом является все большее внедрение информационных технологий. Они подразумевают хорошую компьютерную оснащенность школы, а как следствие, более присущи негосударственным учебным заведениям. (Промо-М, Приоритет и др.), из государственных - школа № 166.

О пользе компьютерной грамотности говорить излишне, но оказывается, по мнению психологов (и учителя это знают!) ее наработка обязательно должна сопровождаться развитием устной речи. Только тогда личность формируется гармонично.

На что еще стоит обратить внимание, выбирая школу?

Методики должны коррелировать друг с другом. Так, например, в школе № 1201 был случай, когда учебник по биологии под ред. Калимова не стыковался с учебником по химии. Одну и ту же тему - "Белки" - дети проходили дважды с разрывом в год.

Тем более нехороши методики, если они сильно расходятся со стандартной школьной программой. При переходе в другую школу (а от этого никто не застрахован) возникнут проблемы.

Кроме того, нужно помнить, что все разработки в обязательном порядке должны пройти утверждение в учебно-методических центрах, а наиболее масштабные - в Департаменте образования. По неутвержденной методике ни одна школа (включая негосударственные) преподавание вести права не имеет!

Последнее служит достаточной гарантией, чтобы не бояться новаций. Напротив, если школа их избегает, это не слишком хорошо характеризует данное учебное заведение, говорит о пассивности администрации или о том, что в коллективе нет ярких, творческих, инициативных людей.

Обсуждение

Кто Вам сказал, что учебник Б.П.Гейдмана по математике самый сложный? Это - запмечательный учебник, в основе которого лежит традициионная система обучения.

18.08.2006 20:57:08, Наталья

По-моему, если оставить в стороне терминологию, по _авторской_ методике может работать только автор. А копирование редко приводит к хорошим результатам. О 91 школес ее "авторской" методикой 60-х годов я слышала очень нелестные отзывы - мою подругу пригласили репетировать двух учениц этой школы и о явных недостатках этой программы она мне подробно рассказывает.
Мои дети учились по одной и той же программе, просто у разных учителей. У учительницы старшего творческий подход ко всему в жизни. А у младшего преподаватель просто честно работала. Разница в усвоенных знаниях огромна. А программа-то ни при чем....

02.08.2006 22:31:34, Лея

если быть совсем точными и не допускать абсурдных высказываний типа "этот традиционалист, а этот самый сложный, а истомина, получается, вообще непонятно, кто", то
сейчас в начальной школе существует 3 системы.
1. традиционная. в ее рамках созданы и работают 7 различных умк. (Гармония - привет Истоминой, Школа 2100, Перспективная начальная школа и прочее.)Кстати, в рамках умк школы 2100 по математике уже используются не учебники Петерсон, а учебники, если не ошибаюсь, Демидовой и Козловой
2. система развивающего обучения Занкова
3. система развивающего обучения Эльконина-Давыдова.

То же самое в отношении профильного обучения.

Еще очень интересная фраза "Тем более нехороши методики, если они сильно расходятся со стандартной школьной программой. При переходе в другую школу (а от этого никто не застрахован) возникнут проблемы."

Что есть стандартная школьная программа? Автор, ну почитайте вы хотя бы сборники программ по предметам, узнаете, что давно нет стандартной программы. Есть много действующих программ по каждому предмету. Все они стандартные, в том смысле, что подчиняются образовательному стандарту, все учебники огрифленные и рекомендованные, все замечательно, но вот только уже давно нет "эта основная, стандартная, а это все остальное".
Возьмите программы по русскому языку для средней школы. Сравните их, увидите, что темы по годам ложатся по-разному, что и понятийная теоретическая база кое в чем расходится, но это не значит, что она главная программа, а остальные - нестандартные. Они равны. И по закону тоже.

Это не считая того, что все программы, по которым работают в школах, подчиняются стандарту образования. Из каких компонентов этот стандарт складывается - это отдельный разговор, но федеральный компонент, как правило, общий. ПОнятие "обязательного минимум" тоже еще не отменяли.

М-дя, в общем.

31.07.2006 09:36:06, Тукка

Комментировать статью "Методики преподавания в школах: авторские, развивающие, нетрадиционные..."

Преподавание в школе: подготовка учителей, инновационные и экспериментальные методики, профильное обучение. Выбор школы. Начальная школа: школа России, школа XXI века, система Занкова - школьные программы, стандарт ФГОС, Министерство образования.

Обсуждение

Если хотите, я расскажу, как в Израиле ученики старшей школы выбирают образовательную траекторию - во всех школах страны.

Учатся в младшей школе 6 лет, в средней - 3 и в старшей - еще 3. Всего 12 лет.

я опишу обычную систему образования -светскую и для обычных детей. Есть еще разветвленные системы религиозного образования разных направлений, а также образование для детей с особенностями развития - так же с разделением на сами эти особенности, язык обучения (иврит или арабский), и религиозные/светские школы.

Младшая и средняя школы - по месту жительства. В больших городах иногда есть особые классы с той или иной направленностью, и туда можно пойти не по прописке.

Перед переходом в старшую школу ученик должен выбрать, что именно он будет учить. Каждый предмет имеет свою стоимость в учебных единицах, которые отражают глубину его изучения. Для получения аттестата необходимо успешно сдать экзамены минимум на 22 единицы. Существует 7 обязательных предметов (Священные тексты: Тора, пророки, писания, иврит, литература, история, обществоведение, английский, математика). 5 первых необходимо изучить минимум на 2 единицы, английский можно изучать на 4 или 5 единиц, математику - на 3, 4 или5 единиц. Кроме этого, необходимо выбрать еще 2 предмета для углубленного изучения на 5 единиц. Их список меняется от школы к школе. Например, в школе моих детей он такой: физика, химия, биология, география, литература, программирование (это 10 единиц), компьютерные науки, электроника, история, арабский, испанский, дигитальная музыка, журналистика, театр, еврейская традиция, менеджмент, спорт, социология+психология, искусство, кино, танец, священные тексты, дипломатия). Если кто-то хочет, может еще писать академическую работу на выбранную тему и получить еще 5 единиц.

По всем этим предметам проводятся независимые экзамены, которые проверяют не в школе. Проверяющий не знает, чью работу он проверяет. Для экзаменов по танцам и т.п. приходит комиссия, свои учителя на экзамене не присутствуют.

Таким образом, почти каждый урок ребенок проводит с разными группами и учениками. В английском и математике иногда ученики перемещаются из группы в группу (3.4 или5 единиц) в зависимости от успеваемости.

Впоследствии при поступлении изучаемые предметы, их уровень и оценка, имеют немалое значение.

Не надо путать теплое с мягким!
Да, свобода очень нужна. И волосы могут быть зеленые или синие. Но при чем тут "какой учебник хочу, такой и беру"? даже в свободной школе есть некая программа, для которой есть учебные пособия. Что значит "критерии оценок разные"? - в одной школе разные?? Это странно как-то.
А если в "разных школах разные требования, программа и разная нагрузка"- то это нормально. Дети/родители могут выбрать какая им нужна программа и нагрузка! Ну и соответственно не оставаться без "точных и естественных" наук (если данным детям/родителям они нужны).
Свобода- полезна. Другой вопрос - что она трудна. Свобода подразумевает ответственность. За свой выбор, за свое поведение, за свои слова и решения.
Проще сдать ребенка в кадеты, и пускай его там строят водят!

Начальная школа 1-3 - посоветоваться.. Выбор школы. Образование детей. Еще один момент - собираетесь ли вы учиться в этой школе до 11 класса. Дело в том, что если вы потом захотите переходить в другую школу, то может оказаться, что ваш ребенок сильно младше других, и ему...

Обсуждение

Главное, чтобы был хороший учитель и программа. Мой ребенок занимается по Школе 21 века, ему очень интересно, нравится учиться, уроки делает сам, я только немного могу помочь.

у меня сын пошел в школу, когда еще система 1-3 кое-где сохранялась. Наша директор, спасибо ей, до последнего держалась за этот вариант. Моему сыну было 6 лет и 9 месяцев, его ближайшему другу ровно столько же - они родились с разницей в два дня. Были и еще дети, которые пошли в неполные 7 лет. Была одна девочка, которой было ровно 6. Никаких проблем ни у кого совсем. Почти все обошлись без детских садов, т.е. прямо из дома в школу. Отметки им ставили, по-моему, с третье четверти, а может и раньше.
У меня в классе тоже когда-то были дети, которым исполнилось 7 лет ближе к НГ.

Учеба, школа. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация Нужны отзывы о школе 261 / 179, в интернете мало информации и она очень противоречивая. Интересует старшая школа, 9 класс...

Метод Шаталова. Обучающие программы. Образование детей. Методики преподавания в школах: авторские, развивающие, нетрадиционные... Это значит, что независимо от того по какому методу ведется преподавание, на Знаменитые конспекты Шаталова созданы для того...

Обсуждение

Слышали, даже планировали. Дочка там на одно спец. занятие по англ. ходила, про глаголы, осталась довольна. Сказала, что ещё никто так толково не объяснял.
С дочкой уже вроде проехали, теперь младшего хочу пристроить. Но еще рано нам, пока с первого раза ничего не запоминает.

Сын проходил несколько лет назад. Математику и физику очень понравилось он тогда еще сам читал лекции. Будут вопросы пишите на подник.

У нас в школе решили ввести предметное обучение в начальной школе, т.е. дети должны ходить по кабинетам к каждому предметнику, отменяют классного руководителя - точней оставили 2 предмета за ней, остальные у других учителей.

Обсуждение

У нас со следующего года тоже предметное обучение, ни у кого это паники не вызвало. Класс будет находиться в одном кабинете, а учителя будут приходить по расписанию. Наша классная будет вести русский и литературу, матиматику и информатику будет вести другой учитель начальной школы, английский и так ведет педагог английского, физ-ру ведет физрук, окружающий мир и худ.труд педагог из паралельного класса. Всех педагогов дети знают.

Предметное образование вовсе не подразумевает беготню по кабинетом, у нас в 1 классе предметное образование учителя приходят к нам в класс, есть классный руководитель, которая находится с детьми на всех переменах. Про завуча, 1. Не молчите, это ВАШЕ право знать.
2. Если что-то не устраивает обратитесь в департамент, оооочень действенная штука. 3. Перед собранием состав те список вопросов и задайте ей спокойно на собрании.
PS Моя сестра, обратившись в департамент, смогла поменять учителя, неугодного (по объективным данным)учителя заменили

Методики преподавания в школах: авторские, развивающие, нетрадиционные... Это значит, что независимо от того по какому методу ведется преподавание, на Знаменитые конспекты Шаталова созданы для того, чтобы была возможность быстро опросить ВСЮ теорию у ВСЕХ...

Обсуждение

15-20 лет назад меня саму учили по системе Шаталова. Правда без всяких фокусов "школьная годовая программа за 7-10 уроков". Учили математике и астрономии. При окончании курса астрономии я ее знала очень, очень прилично. Очень много цифр помнила - расстояния до планет, их массу, диаметр, типы звезд, их эволюцию и т.д. Сейчас позабыла почти все. Ну, может, кроме самого основного. У учителя астрономии основа уроков была составление конспектов по методу Шаталова и последующее воспроизведение их в ввиде самостоятельной на следующем уроке. Хорошо для тех, у кого ведущая память -зрительная.
С математикой интереснее. Школьный курс я знаю и сейчас. Т.е. за формулами тригонометрии в справочник не полезу, а выведу, то, что мне нужно. Но, все-таки, нужно учитывать, что с математикой в той или иной форме всю жизнь связана. На математике была другая учительница. У нее основа была - самостоятельное нарешивание в течении урока каждым учеником огромного количества примеров и задач. Она между партами ходила и каждому давала индивидуальные пояснения. Это было что-то вроде одновременной шахматной игры. Конспектами она тоже пользовалась, но только для объяснения нового материала. Д.з было, но его можно было делать когда угодно в течении четверти. Я, в силу лени, предпочитала делать в последнюю неделю до конца четверти все сразу - было очень удобно:) и никаких проблем не составляло, так как основа ее системы была постоянная индивидуальная работа именно в классе. Там еще было деление на группки учеников с "ведущим" в группке, который оказывал помощь и проверку заданий у товарищей. Но вот этот элемент системы Шаталова как-то плохо прижился.

В нашей школе как раз шел набор в такой класс, но там накануне 1 сентября поменяли педагога и мы в него не пошли, а пошли в параллель к молоденькой учительнице по программе " Школа 2100" с математикой Козловой.... Ребенок в итоге обладает всеми признаками...

Обсуждение

Мне есть, что добавить:) Год назад я тоже страстно хотела Э-Д... И по тем же что у вас причинам ниже указанным.
В нашей школе как раз шел набор в такой класс, но там накануне 1 сентября поменяли педагога и мы в него не пошли, а пошли в параллель к молоденькой учительнице по программе "Школа 2100" с математикой Козловой....
Ребенок в итоге обладает всеми признаками самостоятельности и объемного мышления. Я лишь изредка интересуюсь его уроками и очень довольна уровнем преподавания в его классе.
А в том что по программе Э-Д до сих пор родители записывают домашнее задание после 4 урока у учительницы, и детям на продленке тоже всегда объясняют что и как делать:(
Вобщем на основе 1 класса я совсем не жалею, что мы не попали по системе Э-Д. Мы дополнительно занимаемс по Холодовой(мат) и Интеллектике(рус и мат) и этого вполне достаточно.
Выбирать надо педагога,однозначно.Я думаю, что про атомы и электроны можно рассказывать детям с бОльшей осторожностью, чем про "откуда я взялся", т.к. материя сия существенно более сложная:)) Если мама сама не очень понимает, как там электроны в атомах бегают, лучше вообще мозги дитю не пудрить. А вот на уровне: смешали, растворили, осадок выпал, пузыри пошли, etc. -- вполне маме под силу.

о, вот я над этим как раз работаю:))) Пока не очень удачно, поскольку приходится кроме детей и хозяйства еще подрабатывать. Но я надеюсь! :)

Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Кроме обучения чтению и письму есть и другие предметы, можно совершенствоваться в них - это по поводу ребенка.

Обсуждение

Встреваю в обсуждение поздно, когда все уже сказано, но уж очень меня эта проблема интересует. Только другой ее аспект: не "педагоги и раннее развитие", а нужно ли то, что мы понимаем под ранним развитием детям или родителям. Дело в том, что у моего сына (скоро 13, 10-й класс мат. школы) от природы было раннее развтие, я для этого не особенно много делала. Но у него была чудовищная познавательная потребность. У других детишек ее нет, но родители безумно мечтают, чтобы они в 2 года читали, в три решали дроби, одновременно играя на пианино и напевая песни на английском. У меня такое впечатление, что детям это приносит больше плохого (здоровье, психика), чем хорошего. Идея класса для ранне развитых (как раньше говорили, особо одаренных) меня не особенно вдохновляет. Дело в том, что природные способности у детей разные, не одинаковы и направления их талантов. Кто-то больше гуманитарий, кто-то математик или биолог. Вместе им не сойтись. Прибавьте к этому особо настроенных родителей, которые хотят вырастить из малыша гения. Получается чистый дурдом. Я бы ребенка в класс вундеркиндов не отдала ни за что. Конечно, когда одноклассники на 2-3 года старше тебя, проблемы общения возникают. Сын больше дружит с ребятами из 9-го класса, но у нас эта проблема не острая, поскольку школа хорошая, иначе был бы просто кошмар. Все не просто, это и педагоги отлично понимают (или чувствуют). Все равно я не верю, что с помощью традиционного раннего развития (чтение-счет-письмо и пр.) родители добьются выдающихся результатов, если у ребенка нет особых талантов. Пример семьи Никитиных, которые жизнь положили на раннее развитие своих детей, это очень четко показывает. Никто из этих сделанных вундеркиндов ничего не достиг в жизни. Кстати, немалую роль в этом сыграло и то, насколько наплевательски их родители относились к "тупой, консервативной, бесполезной" школе.

Волх, я раньше тоже мучилась этим вопросом. А после посещения одной, ну очень интересной семьи кое-что для себя поняла. Сразу скажу семья еврейская, очень образованная, хорошо воспитаны дети, у которых есть огромная тяга к знаниям, не убитая школой. Все это увидев, я взяла за грудки родителей - колитесь как все это получилось. Порассказали много, но самое главное вот что: развитие знаний, а не навыков, как они сказали. Дома куча энциклопедий, которые глотаются детьми с пеленок. Их не учили до школы ни писать, ни читать, нет, читать они научились совершенно САМИ, перед самой школой. Но придя в школу они хорошо знали географию, историю, биологию, умели играть в шахматы на проф уровне. Родители им очень много РАССКАЗЫВАЛИ, не читали, а рассказывали. Потом конечно в дело пошли и энциклопедии, всякие справочники, но очень долго родительское слово оставалось для детей первостепенным. Современные же родители пытаются любыми путями как можно скорее научить читать, писать, англ. яз-ку. Причем часто ломая малышей. В школе такому малышу просто становится невозможно учиться - отсутствует мотивация и желание, исчезает тяга к знаниям. А школ для одаренных детей много, но для действительно одаренных, а не натасканных. РЕбенок которого родителинатаскали, выдрессировали в такой школе просто не сможет учиться.

10.10.2001 18:23:10, ЛенаН

28. Формы обучения в современной школе.

Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования и модернизации.

В настоящее время в современной школе применяются следующие формы организации учебной работы: урок, экскурсии, занятия в учебных мастерских, формы трудового и производственного обучения, факультативные занятия, домашняя работа, формы внеклассной учебной работы (предметные кружки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы). В основных направлениях реформы школы указывается на необходимость расширения форм учебной работы. Наряду с уроком надо шире практиковать лекции, семинарские занятия, собеседования, практикумы, консультации

29. Классно-урочная система и ее альтернативы.

В школе осуществляется классно-урочная система обучения. Она основывается на идее создания стабильных возрастных школьных классов и необходимости систематической проработки с этими классами в течение всего школьного курса определенного содержания обучения. Классно-урочная система обучения способствует осуществлению главной задачи социалистической школы – дать общее образование всем детям народа на высоком уровне. Она предоставляет возможность работать по единым учебным программам, планомерно и систематически давать общественно необходимое образование. Стабильный состав класса как основа классно-урочной системы обучения создает учебные коллективы, цели и отношения взаимопомощи содействуют достижению всеми учащимися максимально высокого уровня успеваемости.

Классно-урочная система обеспечивает организацию систематического предметного обучения. Она предусматривает специализацию учителей, и благодаря тому, что каждый из них преподает один-два предмета, может быть обеспечен высокий уровень обучения.

Классно-урочная система обучения дает возможность проводить по всей стране единое обучение по государственным учебным программам. Для всех школ действует одинаковый учебный план. Каждый учебный курс построен систематически и подразделен на определенные разделы. Организационной единицей системы является урок. Благодаря хорошо обозримому построению классно-урочная система обучения обеспечивает высокую степень общественного контроля.

Для классно-урочной системы обучения характерно целесообразное материально-техническое оснащение помещений, в которых проводятся уроки. Это касается не только традиционных классных комнат, кабинетов, уроки могут проводиться на предприятиях, в музеях, в культурно-массовых и спортивных учреждениях. Классно-урочная система обучения обеспечивает его тесную связь с жизнью общества.

30. Лекционно-семинарская форма обучения.

31. Урок – как основная форма организации обучения.

Ключевым элементом классно-урочной системы обучения является урок. (Классно-урочная система обучения – высшая форма группового обучения.) Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. Урок рассматривается как основная форма организации педагогического процесса, т. к. здесь возможна не только организация учебно-познавательной деятельности, но и интеллектуальное развитие личности ребенка, управление развитием способностей, формирование мировоззрения учащихся, потребности к знаниям, а также его воспитание. Цель урока – усвоение нового материала как части более обширного содержания, осознанное восприятие информации, запоминание ее и закрепление, использование в практической деятельности. На уроке создаются благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы детей. Урок всегда многопланов, т. к. в нем взаимодействуют все компоненты процесса обучения – педагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы, техническое оснащение и др. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса. На основании этого можно выделить особенности урока, отличающие его от других форм обучения: дидактические цели (соответствуют функциям обучения); определенный объем учебного материала; постоянный состав учащихся, одинаковый по возрасту; руководство со стороны учителя деятельностью учащихся; последовательность различных видов деятельности учителя и учащихся в зависимости от структуры урока; ограниченность во времени; четкое время проведения по расписанию; обязательность посещения урока; реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов; опора на достигнутый уровень знаний.

С учетом этих общих требований к уроку конкретизируются дидактические требования. Они соответствуют образовательным воспитывающим и организационным требованиям к уроку: четкое определение образовательных задач; определение содержания урока в соответствии с программой, целями урока; выбор методов обучения (активные методы); наличие межпредметных связей; использование новейших достижений науки; развитие всех сфер личности; усвоение знаний, развитие умений и навыков; развитие научного мировоззрения; четкое планирование урока; Соблюдение структуры урока; использование разнообразных средств обучения; соблюдение принципов обучения.


Всех коммерческих банков. Центральные банки, как правило, являются юридичес­ки самостоятельными и непосредственно не подчинены государству. Главной функцией коммерческих банков в националь­ной экономике является кредитование промышленности, сельского хозяйства, жилищного строительства, торговли. Теоретически- кредит это движение ссудного капитала. Ссуды бывают: вексельными, подтоварные, ...

Раз". "А у меня еще есть", - мстительно говорит девушка, вынимает из кармана кипу исписанных тетрадных листков и, помахав ими, гордо удаляется. Такое случается, и нередко: систему шпаргалок в школах и вузах еще ждет усовершенствование. Но, несмотря на это, шпаргалками пользуется 98% студенчества (по данным социологических служб). Как появилось само слово "шпаргалка", наука точно не знает. ...

Отношениях с другими людьми. Часто бывает так, что жаргонные слова, используемые молодёжью, «переселяются» в речь взрослых людей и становятся ее неотъемлемой частью. Что оказывает влияние на жаргон российской молодежи?: - Развитие компьютерных технологий. Интернет, его широкие возможности, быстро развивающиеся компьютерные технологии всегда привлекали молодых людей. В связи с этим появляется...

...). 3.2.3. Лапароскопическая микрохолецистостомия в лечении больных острым холециститом. 1983 год (методическое письмо). 2.2.4. Хирургическая коррекция синдрома укороченного кишечника. 1995 год. (методическое пособие). 2.2.5. Наружные грыжи живота. 1999 год. (методические указания для студентов). 2.2.6. Острый аппендицит. 1999 год. (методические указания для студентов). 2.2.7. ...