Болезни Военный билет Призыв

Носов живая шляпа 2 урок. Урок по литературному чтению Н. Носов "Живая шляпа"(2 класс УМК "Школа России"). IV. Постановка целей урока

УМК Л. Ф. Климановой

Цели : продолжить знакомство учащихся с творчеством Н. Носова; развивать память, речь, умение подробно излагать прочитанное и услышанное.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; высказывать свое мнение; рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним; составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана, картинного плана.

Оборудование : портрет Н. Носова, выставка его книг; аудиозапись рассказа; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока №1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Какие рассказы вы придумали на заданную тему? Послушаем их.

III. Речевая разминка

Прочитайте стихотворение В. Волиной, вставьте пропущенные слова.

Зевнул наборщик на работе

И вместо и поставил о.

Поймете вы, когда прочтете,

Что получилось из того.

В ведре не сурик, а... (сурок).

В углу не веник, а... (венок).

Маляр повесил кисть на гвоздь,

Глядит, пред ним не кисть, а... (кость).

Прочитайте стихотворение скороговоркой.

Прочитайте выразительно.

IV. Постановка целей урока

Сегодня мы познакомимся с рассказом Н. Носова «Живая шляпа». Разве шляпа может быть живой? Проверим.

V. Работа по теме урока

(Прослушивание в записи рассказа Н. Носова «Живая шляпа» или выразительное чтение учителем.)

Какие чувства вы испытывали, слушая этот рассказ? Что вам особенно понравилось в нем?

VI. Физкультминутка

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

(Ходьба на месте.)

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

(Изобразить.)

Раз, два, три, четыре —

Полетели, закружились.

VII. Закрепление изученного

1. Чтение рассказа

Прочитаем рассказ «Живая шляпа» по цепочке (с. 54—58). (Объяснение непонятных слов по ходу чтения.)

2. Игра «Расшифруйте текст»

На доске дан текст. Кто из вас догадается, как надо прочитать его? (Читаем с конца.)

Лоп ан олапу — ьсолунхюлп от-отч идазоп как, илашылсу окьлот ино. Упялш доп лапоп акьсав как иледив ен и икнитрак илавишарксар ино. КидаВ и ядодоВ иледис етанмок в а.

VIII. Рефлексия

Что вы узнали на уроке?

За что вы похвалили бы себя?

Что у вас особенно получилось?

IX. Подведение итогов урока

Как вы поняли название рассказа?

Почему шляпа оказалась «живой»?

Домашнее задание

Подготовить безошибочное выразительное чтение.

Ход урока №2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Выдра из ведра выпрыгнула,

Воду из ведра выплеснула.

Выпрыгнуть-то она выпрыгнула,

Выплеснуть-то она выплеснула,

А обратно впрыгнуть да вплеснуть не смогла.

III. Постановка целей урока

Сегодня мы продолжим работу по рассказу «Живая шляпа». а Уроке будем учиться читать по ролям, пересказывать текст с опорой на план.

IV. Проверка домашнего задания

— Проверим, внимательно ли вы читали рассказ.

Тест

1. Где лежала шляпа?

а) на столе;

б) на комоде; +

в) на полке.

2. Шляпа упала, потому что:

а) уцепился кот; +

б) дунул ветер;

в) задели ребята.

3. Куда ребята убежали из комнаты?

а) в коридор;

б) на кухню; +

в) на балкон.

4. Какой был хвост у Васьки?

а) серый; +

в) черный.

5. Кто первым раскрыл секрет «живой» шляпы?

а) Володя и Вадик;

б) Володя; +

— А теперь — выразительное чтение рассказа.

V. Физкультминутка

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши.

На два счета поднялись,

Три, четыре — руки вниз.

VI. Закрепление изученного

— Прочитаем рассказ «Живая шляпа» по ролям.

— Выполните задания 4— 6 на с. 59.

VII. Рефлексия

— За что вы похвалили бы себя?

— Что у вас особенно получилось?

VIII. Подведение итогов урока

— Чему учились на уроке?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что вам показалось особенно интересным?

Домашнее задание

Подготовить краткий пересказ текста.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Поронайска Сахалинской области

Конспект урока по литературному чтению
во 2 классе

«Н. Носов. Живая шляпа»

подготовила

учитель начальных классов

Сандракова Наталья Сергеевна

г. Поронайск

2012

Конспект урока литературное чтение «Н.Носов. Живая шляпа» 2 класс учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7 Цели урока:
    Познакомить детей с рассказом Н. Н. Носова «Затейники» и биографией автора. Развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения;

    Учить чувствовать, определять и прогнозировать настроение произведения; закрепить навык акцентного вычитывания

    Формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев, составлять план рассказа; Воспитывать коммуникативные навыки
Оборудование урока :, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное сопровождение урока, конверты с карточками-названиями частей плана.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Веселый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать Кто хочет стать настоящим читателем? А что для этого надо делать? Уметь грамотно читать! Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат
    Речевая разминка
Упражнения для развития артикуляционного аппарата. чем глубже дышим, тем сильнее воздействие упражнения): вдох носом, выдох через рот; вдох, задержали дыхание, выдох; встать, расправить плечи, голову держать прямо, 1,2-глубокий вдох(про себя),3- задержали дыхание, выдох – плавный счёт от 1 до 10(или пока хватает дыхания); Прочитать слитно

А О У Ы И Э

А Ы О У Э И

О У А Э И Ы

З С Ж


Работа над выразительностью.
Делу время потехе час Меньше слов -больше дела Прочитать, ставя логическое ударение (выделяя голосом) поочередно на каждое из слов. Прочитать с разной интонацией
    Работа по теме урока.
Выполнив следующее задание, вы узнаете, с творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся. Знакомы вам фамилии эти писателей, какие их произведения мы уже изучили? Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя Аг*ния Барт* Чуков*кий К*рней Михалко* Сергей - НОСОВ Николай Николаевич Носов- (портрет) Писатель вам знакомый? Что вы читали из этих книг? А какой рассказ мы сегодня будем читать? (Живая шляпа) А кто знает, что такое шляпа? (Это головной убор) А для чего он появился и зачем он был нужен (сообщение ученицы об истории появлении шляп) Шляпка - это женская слабость. Шляпка повторяет форму своей предшественницы времен русской революции. Начало ХХ века - модерн, и дорога в новый век была устлана цветами. Цветы были повсюду: на фасадах домов, на мебели, на посуде, на платьях, в прическах и, разумеется, на шляпках. Женщина напоминала прекрасный цветок: осиная талия, струящаяся узкая юбка, высокий бюст украшен обилием кружев и лент, а завершала композицию головка - пышный бутон, в обрамлении шикарной густой прически с использованием накладных волос и живых цветов. В моду вошли широкополые шляпы, которые могли уместить на своих полях цветы и цветочки: пармские фиалки, камелии, розовые букетики. Шляпки напоминали клумбы Павловского парка, а порой и диковинные клетки с райскими птичками, чьи чучела использовались в декоре. Конечно, эта красота была тяжеловесна, но мода диктовала свои законы. Сторонницам более простой, практичной моды удавалось выйти из положения следующим образом - они украшали шляпки типа канотье россыпью незабудок или розовым бутоном, а также всем тем, что произрастает на лугах и полях близ городов.В это самое время, в 10-20-е года ХХ века робко появляется на свет новая форма - "ток". Эта шляпка напоминает коробочку, поля у нее отсутствуют, она сидит ровно по голове и чем-то напоминает современную купальную шапочку. Триумф этой формы придется на 30-е годы. Однако мода хоть и диктатор, но позволяет некие вольности, особенно женщинам практичным. Они продолжают носить мягкие широкополые головные уборы, которые защищают нежную кожу от солнечные лучей и помогают сохранить эбонитовую бледность. Зимой предпочтение отдается маленьким круглым шапочкам из меха или плотного фетра с вуалью или без нее.Война 1914 года законсервировала моду и шляпки лишились своей пышности, цветы и птички ушли в историю, их место заняли скромные ленты и перышки.Но с середины 30-х годов независимость и эмансипация теряют свою актуальность. Волосы отрасли, юбки удлинились, талия, наконец, заняла свое место - женственность и изящество снова в моде. Но есть место и сенсациям: в 1933 году один итальянец - о ужас! - натянул на прекрасную головку манекенщицы шерстяной носок! Реакцией на это стало появление огромного количества всевозможных вязаных шапочек и шляпок, с которыми мгновенно стали конкурировать вернувшиеся из истории шляпки канотье. Привычная форма канотье изменяется, остается только материал - солома, из которой руками настоящих мастеров выплетаются удивительные шедевры. Шляпки вяжут и плетут из всего, из чего можно вязать и плести. Особой популярностью пользуются ажурные шляпки из конского волоса. Украшения опять выходят на первый план, но сейчас это вуали, шнурки и помпоны. Постепенно шляпки становятся узкими и прямыми, в моду входят тирольские шляпы, появляются шляпки-таблетки - совсем крошечные, так что их необходимо закреплять дюжиной булавок или, что намного практичнее, сажать на резинку. Модницы, а особенно барышни спортивного стиля, не гнушаются шляп с забавными названиями - одну из них, совсем плоскую, называют "десертной тарелкой". Носят всё: фантастические береты, "горшки", "таблетки", жокейские шапочки. Туалеты сменяются со стремительной быстротой, и к каждому - свой головной убор. Деловые, выходные, спортивные шляпки, шляпки для коктейля, для скачек, для визитов к престарелым родственникам, для похода по магазинам в выходной день. Шляпки для совсем крохотных модниц, для серьезных барышень, для солидных дам. Примером специального головного убора может служить гимназическая шляпка, которая, являя собой пример строгости, давала понять о серьезных намерениях ее обладательницы. Невозможно обучаться науке в фривольном беретике с гусиным пером. Появиться на людях без головного убора - это верх неприличия. В самом конце 30-х годов в моду входят капюшоны, сначала их функция проста, понятна и, безусловно, невероятно практична - защита от дождя, но позже они служат дополнительным украшением для нарядов, привносят элемент загадочности и восточные мотивы. Далее, что совершенно логично, мода разворачивается лицом к Востоку, модницы щеголяют в тюрбанах из самых различных материалов, некоторые, самые смелые, отказываются от шляп и повязывают голову воздушным шарфом. Если накануне Второй мировой войны в моде царит восточная небрежность, то в военные годы вновь наступает "спокойный" период. В это время для шляп характерны два варианта: маленькие, сдвинутые на лоб шляпки, которые носили и в сильные холода, повязав сверху платок или теплый шарф, или глубокие шляпы с нависающими широкими полями; их, как правило, делали из мягкого фетра, иногда этот фетр имел довольно длинный ворс, его тогда называли "лохматый". Самым распространенным головным убором в это время стал платок. Война есть война.
В 60-х годах идет так называемая "переработка" стиля 30-х. В моде небольшие шляпки с косыми полями, которые украшались, как правило, мягкими бантами из той же материи, что и шляпка. Вуаль, давно потерявшая свое прямое назначение, теперь служит исключительно декоративным целям. Обычно, благодаря своей мягкости, это был бархат, такие шляпки модницы могли украшать массивными булавками с полудрагоценными камнями, брошками разнообразных форм. История шляпы в России насчитывает 300 лет. Шляпы и прически всегда находились в тесной зависимости друг от друга. Когда на рубеже XVI–XVIII вв. близкие ко двору подданные должны были сменить привычную одежду на платье европейского покроя, в быт вошли шляпы и шляпки. Это было время париков и напудренных волос, и поэтому мужчины чаще носили треугольную или двухугольную шляпу под мышкой, чем на голове. А вот дамские прически-парики были скорее головными уборами - такую сложную конструкцию сооружал на голове красавицы парикмахер. Женщины подолгу не разбирали такую прическу и защищали ее разнообразными чепцами. Собственно, женские шляпки вошли в моду лишь во второй половине XVIII столетия. Самая знаменитая женская шляпка той эпохи носила название «Памела», по имени героини романа английского писателя Сэмюэла Ричардсона. Она была украшена полевыми цветами и колосьями - ведь роман назывался «Памела, или вознагражденная добродетель». Высота тульи и размер полей менялись, но шляпа оставалась в моде на протяжении полутора веков, вплоть до конца XIX столетия. Шляпа, как и европейский покрой костюма, означали сословную принадлежность человека. В России XIX века женская шляпка стала неотъемлемой частью облика любой женщины, которая хотела бы подчеркнуть свою причастность к иной культуре. Женская шляпка свидетельствовала о том, что девушка или дама имеют соответствующее образование, знают правила светского этикета и в театр, на бал или прогулку выберут именно ту шляпку, которая соответствует случаю...

Ребята, а разве шляпы бывают живыми? Подберите синонимы к слову шляпа. (На доске слов: колпак, котелок, цилиндр, панама, боливар). А с какими видами шляп вы встречались в жизни? Где? (цилиндрические, треугольные круглые, узкие прямые)
Итак, шляпа- это головной убор. Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Как вы думаете, о чём будет рассказ? Как вы думаете, каким будет рассказ грустным или веселым? Почему ты так считаешь? Прочитайте их про себя, затем вслух, (слабый ученик – по слогам, сильный – целым словом, с ударением) хором

игры

сказка

три поросёнка

волк

домик

схватил за ногу

испугался

убежал обрадовался (Дети высказывают предположения, которые тезисно фиксируются на доске) Первичное чтение Самостоятельное чтение. -Правильное ли предположение вы сделали? Какой момент изображён на иллюстрации? Понравился вам рассказ? Грустный или весёлый рассказ? Кто герои рассказа? Назовите их имена.
Физминутка для глаз
Анализ произведения (понимание фактического содержания)
Работа по учебнику (стр. 54)
Прочитать 2 абзаца по цепочке. -Кто рассказчик? Работа над интонацией. -Прочитать восклицательное предложение с разным логическим ударением. 2. –как вы думаете, почему мальчики решили, что шляпа живая? Чтение по ролям. Словарная работа: комод -это предмет мебели, состоящий из нескольких расположенных друг над другом выдвижных ящиков (для белья, различных мелких вещей).
Кочерга - это приспособление для перемешивания топлива в печи - толстый железный прут с прямо загнутым концом Каким словом можно заменить слово «тресну»- ударю
3 Выборочное чтение, поиск ответов на вопросы: Как шляпа оказалась под котёнком? Почему дети боялись шляпу? Кто первый раскрыл секрет «живой шляпы»?
4 Чтение по цепочке от слова «Володя обернулся» до вопросительного предложения «А может быть её кто-нибудь за верёвочку дергает?» Словарная работа: какими словами можно заменить слово «обернулся» (повернулся) Работа над пониманием авторской позиции: -Как Николай Носов говорит о главных героях рассказа? Вопрос на понимание содержания текста: -Как они повели себя при встрече с «живой шляпой»? 5. Чтение первого абзаца на стр.54 Работа над синтаксическим строем речи: -Каким словами автор передаёт быстроту действия (глаголами) - Найдите самое короткое предложение (Ай!) -Почему в этом предложении нет действия? (знак тире в данном предложении усиливает скорость происходящих событий) 5. Акцентное вычитывание: -Действительно ли шлапа была «живая»? Докажите -Почему Володя решил уйти домой? Прочитайте -Почему мальчики боялся подойти к шляпе? Прочитайте. 6 Чтение по ролям до конца рассказа. - Ребята, как вы думаете, чему хотел научить вас Николай Носов? -А если бы были на месте героев рассказа вы бы испугались? Почему? -Откуда берутся страхи? - Как с ними можно справиться? Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят? За что можно их поругать? Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину? Что сказали бы соседи, которые это все слышали? Что скажете вы? Ученик“Поисковой группы”расскажет интересные сведения из жизни Н,Н,Носова. Сейчас мы вместе с любимым героем проведём физминутку (на экране) Ребята, а вы знаете, что наш друг Незнайка очень любил сочинять разные рифмы и стихи? Вот и мы сейчас с вами отдохнем и попробуем поиграть в рифмы. РА-РА-РА- вышла славная _________; КИ-КИ-КИ- мы с тобой_________; АХ-АХ-АХ- победили мы свой ____________; РОК-РОК-РОК-продолжается_____________. Вот мы и отдохнули, пора переходить к следующему заданию.
    Закрепление изученного.
Составление плана рассказа (по группам). Ребята, у вас на столе есть конверты. Попробуйте составить план к данному рассказу. На карточках необходимо поставить номер по порядку, а в тексте найти начало и конец каждой части, отметив их карандашом. План: Она живая! Шляпа соскользнула с комода. Битва с шляпой. Из-под шляпы вылез котёнок Васька Проверка плана. Выборочное чтение частей сильными учениками. 5. Итог урока . - А теперь скажите, на ваш взгляд, соответствует ли название рассказа его содержанию? А какое название дали бы вы этому рассказу? Оцени себя за урок. «Лист самооценки».

Узнал что-то новое Научился о писателе
Расстроился Я Получил радость

Удивился Ничего не понял

Выставление и комментирование оценок.

    Дифференцированное домашнее задание.
Перечитать рассказ и подготовить его пересказ по плану в учебнике. Выбор творческого задания(на выбор) Нарисовать диафильм к рассказу.

Список использованной литературы

    Литературное чтение. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы. В 2 ч. Ч.2 / сост. Л.Ф. Климанова. – М.: Просвещение, 2008.

    Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. – М.: ВАКО, 2010.

    Словарь Ожегова, - М, 1982.

    Словарик «Писатели в учебной литературе»: Начальная школа/сост. С.В. Кутявина, - М.: ВАКО, 2010.

    Журнал «Мода и стиль» за 1998-2005 гг.

Урок чтения проводится во 2 классе. На уроке используются следующие технологии: словесная и творческая деятельность; педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); информационно-коммуникативная технология.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План- конспект

урока литературного чтения

во 2 классе

УМК «Школа России»

Тема: «Николай Николаевич Носов «Живая шляпа»

Панфилова Татьяна Геннадьевна

учитель начальных классов

МКОУ «Самсоновская СОШ» с. Самсоново

Шипуновского района Алтайского края

Тема: Н.Н. Носов «Живая шляпа»

Цель : познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа».

Задачи: учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову, определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев; способствовать развитию у обучающихся внимания.

Планируемые результаты:

Предметные умения: ознакомление с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»; осознанное восприятие литературного произведения; умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы .

Регулятивные- умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища .

Коммуникативные - умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе

Личностные результаты - умение проявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; уметь оценивать поведение героев произведения; проявлять способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.

Тип урока : изучение нового материала.

Оборудование: картинки с изображением котят для рефлексии, карточки для работы в парах..

Ход урока.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Да здравствует школа!
Да здравствует смех!
Да здравствуют радость, удача, успех!

2. Речевая разминка

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Потому что для страны

Люди умные нужны.

3. Определение темы и задач урока.

Учитель : по какому разделу мы работаем?

Дети: мы работаем по разделу «Писатели- детям»

Учитель : сегодня мы продолжим работу по этому разделу. Прочитайте написанные названия произведений и их авторов.

Агния Барто «Веревочка»

Самуил Маршак «Кот и лодыри»

Николай Носов «Живая шляпа»

Учитель: все ли произведения мы читали?

Дети : нет, мы не читали рассказ «Живая шляпа».

Учитель: значит какая тема нашего урока?

Дети : тема нашего урока Н.Н. Носов «Живая шляпа»

Учитель: Поставьте задачи к уроку.

4. Подготовка к первичному восприятию. Слово об авторе.

Николай Николаевич Носов родился в ноябре 1908 года в Киеве, в семье эстрадного артиста. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Носов с детских лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией. По окончании школы работал рабочим на заводе. Но его сильно влекло искусство, он поступает в художественный институт. С 1938 года начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году, назывался он «Затейники». Потом были опубликованы другие рассказы: «Огурцы», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры». Печатались они, в основном, в журнале для детей «Мурзилка». Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно - сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям.

Учитель:

Прочитайте предложение. Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным? Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы? Сегодня мы познакомимся с одной историей. которая произошла с такими же ребятами, как вы.

5. Словарная работа.

В тексте встретятся слова, уточним их значение.

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

6. Гимнастика для глаз.

7. Первичное восприятие текста.

Чтение текста учителем.

8. Проверка первичного восприятия.

– Понравился рассказа?

Что особенно понравилось?

9. Повторное восприятие.

Чтение рассказа детьми.

Анализ содержания .

10. Анализ содержания.

Как звали кота?

Где сидел Васька?

Кого увидел Васька на шляпе?

Что Васька делал в начале рассказа?

Как звали мальчиков, героев рассказа?

Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

Что происходило со шляпой?

Что предложил сделать Вадик?

Что предложил Володя?(кидать картошкой в шляпу).

Кто попал картошкой в шляпу?(Вадик)

Кого увидели мальчики?

Каким стало настроение ребят?

Как вы думаете, а котенок какие чувства испытывал на протяжении всего рассказа?

11. Физминутка.

Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе-хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже,
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!

12. Выборочное чтение.

а) к рисунку найдите в тексте соответствующие слова.

  • 1 рисунок – стр.54
  • 2 рисунок – стр.57
  • 3 рисунок – стр.58

13. Работа с пословицами.

Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа?

  • Волков бояться – в лес не ходить.
  • Семь раз отмерь – один раз отрежь.
  • У страха глаза велики.

Определите идею (главную мысль рассказа).

14. Работа в парах.

Проверим ваши внимание и память.

Какие буквы надо вставить и почему? Возьмите простые карандаши и вставьте пропущенные буквы.

Проверка работы.

Текст : Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух . А на комоде, на самом краю , лежала шляпа . И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу .

Как написали слово «Васька»? Почему?

15. Итог урока. -

Как называется рассказ, который мы читали?

Почему шляпа оказалась живой?

Как бы вы поступили на месте мальчиков?

16. Рефлексия.

Список использованных источников:

1. Поурочные разработки по литературному чтению:2 класс.- М.,ВАКО,2012.

2. Литературное чтение: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 2 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ М. Бойкина, Н. Роговцева.- М. Просвещение, 2014.

3. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений, ч. 2.Авторы: Л. Климанова, В. Горецкий. - М. Просвещение, 2013.

4. Интернет- ресурсы: http://www.o-prirode.com/photo/29


Урок литературного чтения во 2-м классе.

Тема: Н.Н. Носов. "Живая шляпа"

Цели урока:

продолжить работу над произведением Н.Н.Носова “Живая шляпа”

формировать умение определять и анализировать композицию произведения;

развивать умение анализировать характер и поступки героев;

развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

совершенствовать навыки выразительного чтения.

Ход урока

I. Организационный момент.

I. Психологический настрой.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Выдра из ведра выпрыгнула,

Воду из ведра выплеснула.

Выпрыгнуть-то она выпрыгнула,

Выплеснуть-то она выплеснула,

А обратно впрыгнуть да вплеснуть не смогла.

II. Постановка цели урока.

ПППЕЕНЕЕППОПППЕСЕЕОЕЕВППППППЕППП

Внимание! Важное задание: зачеркните все буквы П и Е. Прочитайте слово.

Догадайтесь, кто это? (Носов) (слайд 1)

Почему? (Мы читаем его рассказы)

Какие рассказы Николая Носова вам знакомы?

– Посмотрите на нашу выставку книг писателя Н.Н.Носова. Книги, которые я взяла из нашей школьной библиотеки, не выглядят новыми, они самые потрёпанные, зачитанные. Как вы думаете, почему?

– Правильно, их читают, они никогда не залёживаются на полках.

Знакомство с ними мы продолжим на следующих уроках. А сегодня продолжим работу над рассказом «Живая шляпа».Дома вы его прочитали, а сейчас давайте проверим, насколько внимательно вы его читали.

III. Проверка понимания произведения.

(На доске вывешены картинки: машина, шляпа, картофель, котёнок, лыжи, клюшка, сани, лыжная палка, ребята)

– Найдите те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назовите лишние предметы.

Проверка домашнего задания

1. Тест по рассказу Николая Носова “Жива шляпа”. (Слайд 3)

1) Кота в рассказе зовут:

а) Борька; б) Васька; в) Тишка.

2) Кот попал под:

а) платок; б) пальто; в) шляпу.

3) Спасаясь, от шляпы мальчики взяли:

а) лыжную палку; б) кочергу; в) доску.

4) Чем стреляли мальчики в шляпу:

а) морковкой; б) картошкой; в) огурцами.

5) Кто был под шляпой:

а) щенок; б) котенок; мышонок.

Давайте проверим правильно ли вы выполнили задание. Поменяйтесь листочками. (Слайд 4)

2. Развивающие задания. Анаграмма – изменение порядка букв и узнавание слова.

Разгадайте анаграммы. Не все слова из этого списка встречались вам в рассказе “Живая шляпа”. Найдите “лишнее” слово. (работа в парах)

натаком (комната)

токаршка (картошка)

модко (комод)

зикорна (корзина)

чергако (кочерга)

ватькро (кровать)

ноктёко (котёнок).

3. Физкультминутка. Упражнение для глаз.

Прежде, чем приступить к чтению, сделаем глазами разминку.

Поднимите глаза “вверх – вниз”, “вправо – влево”.

Сделайте круговые движения глазами.

делайте “ленивые восьмерки”

IV. Изучение нового материала.

– Откройте учебник на с. 54

– Как вы думаете, почему писатель назвал свой рассказ живая шляпа? (Под ней был котёнок, она казалась живой. Двигалась – словно живая).

– Как звали котёнка? (Васька)

– Как звали мальчиков– героев этого рассказа? (Володя и Вадик)

Чем занимались ребята? (Играли)

– Что вдруг случилось? (Они услышали, что где-то что-то упало)

– Какое оружие они выбрали для борьбы со шляпой? (Картошку)

– Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу? (Они услышали жалобное мяуканье)

– Кого же ребята испугались на самом деле? (Котёнка)

– Какая пословица подходит для описания поведения мальчиков?

(Дело мастера боится. У страха глаза велики. Велика голова, да мозгу мало. Трусливому зайке и пенёк волк.– пословицы записаны на доске)

– На сколько частей можно разделить этот рассказ? Не забывайте, что каждая часть должна содержать основную мысль. (На четыре). Давайте вместе составим план рассказа.

Для чего мы составляем план рассказа? (Чтобы легче было вспоминать развитие действия в рассказе, для пересказа)

– О чём эта часть рассказа? (О том, как котёнок ловил мух)

– Как можно озаглавить эту часть? (Котёнок играет)

– Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? (Нет). А читатели? (Да)

– Значит, хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он и начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна, она называется вступлением.

Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа?

Смелые они мальчики или трусишки?(Дети дают разные ответы).

– Сколько здесь действующих лиц? (Вадик, Вова, автор)

– Подготовьте чтение(Через 1-2 минуты жужжащего чтения дети читают вторую часть по ролям). (Дети читают до слов “Соскочили с дивана– и бегом из комнаты ”.)

– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики испугались)

– Придумайте название этой части. (Испуг)

– Прочитайте третью часть рассказа по лицам, т.е. диалогом. Сколько участников диалога? (Два) Посмотрите, какие слова произносит каждый герой рассказа. (После 1-2 минут жужжащего чтения дети читают диалогом) (Дети читают до слов “…прибежали на кухню”.)

– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики кидают в шляпу картошкой)

– Придумайте название этой части. (Решение ребят)

– Прочитайте четвёртую часть по цепочке.

– О чём эта часть рассказа? (О том, как из-под шляпы высунулся серый хвост)

– Придумайте название этой части. (Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы)

Что испытали мальчики, когда узнали “секрет” шляпы? (Облегчение).

1. Котёнок играет.

3. Решение ребят.

4. Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы.

– А теперь сравните план рассказа, который мы с вами составили с тем, что у нас дан в учебнике вопрос № 6 с. 59. Молодцы мы с вами?

Физ.минутка

– Погладьте себя правой рукой по голове сзади – вперёд, а левой– по животу, по часовой стрелке. Наденьте шапку для размышления– 4 раза.

V. Закрепление изученного материала .

– Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

Действие здесь развивается очень быстро, события следуют одно за другим. Мы говорили на предыдущих уроках, что очень трудно изобразить на картинке действие. Но, посмотрите, как вышел из трудного положения художник. Для этого рассмотрите иллюстрации к рассказу. (Дети рассматривают иллюстрации).

– Художник создал серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту происходящего действия, а вместе они рассказывают о том, что случилось.

Что изображено на первой картинке?

– Как вы думаете, кто из ребят – Вадик, а кто – Володя? Докажите своё мнение словами из текста.

Объяснение выражение «тряслись от страха»(боялись).

– Как художник передаёт, что мальчики “тряслись от страха”?

Сравните, как сидят мальчики на второй картинке.

Сказано ли в рассказе, в какой позе сидят герои? (Нет).

А художник смог передать в рисунке то настроение ребят в этот момент.Задача художника состоит в том, чтобы “перевести” язык писателя– слово– на свой язык, язык красок. Нам становится более понятно то, что написал автор, рассматривая иллюстрации.

Ребята, мы рассмотрели картинки, составили план рассказа. А сейчас проведём небольшую игру «Блицопрос». Я хочу проверить хорошо ли вы знаете содержание.

Игра “Блицопрос”.

– Расскажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “Живая шляпа”(Дети отвечают на вопросы быстро):

1.Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу?

2. Володя и Вадик видели или не видели, как котёнок попал под шляпу?

3. Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик?

4. Шляпа подползла к Володе или к Вадику?

5. Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?

6. Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха?

Молодцы! А сейчас следующее задание.

Игра “Восстанови слово”

– Все эти слова встречались вам в рассказе, восстановите их, добавив гласные. (Слайд 9,10)

(работа по вариантам)

к м д В л д В д к

ш л п с т л д в н

к х н к м н т к р з н

к т н к к р т ш к Н с в

– Давайте проверим, насколько вы внимательны к словам, которые читаете. На доске записано самое начало рассказа. Пропущены некоторые буквы. Какие буквы надо вставить? (Слайд 11)

К…тёнок Васька с…дел на п…лу возле к…мода и л…вил мух. А на к…моде, на самом кр…ю л…жала шляпа…

Проверка (слайд 12)

VI. Рефлексия

За что вы похвалили бы себя?

Что у вас особенно получилось?

VI I . Подведение итогов урока.

– С рассказом какого писателя мы сегодня работали на уроке?

– О чём этот рассказ?

– Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился? Почему?

VIII. Домашнее задание.

Подготовить пересказ по плану

План- конспект

урока литературного чтения

во 2 классе

УМК «Школа России»

Тема: Н.Н. Носов «Живая шляпа»

Цель : познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа».

Задачи: учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову, определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев; способствовать развитию у обучающихся внимания.

Планируемые результаты:

Предметные умения: ознакомление с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»; осознанное восприятие литературного произведения; умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы .

Регулятивные- умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища .

Коммуникативные - умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе

Личностные результаты - умение проявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; уметь оценивать поведение героев произведения; проявлять способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.

Тип урока : изучение нового материала.

Оборудование: картинки с изображением котят для рефлексии, карточки для работы в парах..

Ход урока.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Да здравствует школа! Да здравствует смех! Да здравствуют радость, удача, успех!

2. Речевая разминка

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Потому что для страны

Люди умные нужны.

3. Определение темы и задач урока.

Учитель : по какому разделу мы работаем?

Дети: мы работаем по разделу «Писатели- детям»

Учитель : сегодня мы продолжим работу по этому разделу. Прочитайте написанные названия произведений и их авторов.

Агния Барто «Веревочка»

Самуил Маршак «Кот и лодыри»

Николай Носов «Живая шляпа»

Учитель: все ли произведения мы читали?

Дети : нет, мы не читали рассказ «Живая шляпа».

Учитель: значит какая тема нашего урока?

Дети : тема нашего урока Н.Н. Носов «Живая шляпа»

Учитель: Поставьте задачи к уроку.

4. Подготовка к первичному восприятию. Слово об авторе.

Николай Николаевич Носов родился в ноябре 1908 года в Киеве, в семье эстрадного артиста. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Носов с детских лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией. По окончании школы работал рабочим на заводе. Но его сильно влекло искусство, он поступает в художественный институт. С 1938 года начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году, назывался он «Затейники». Потом были опубликованы другие рассказы: «Огурцы», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры». Печатались они, в основном, в журнале для детей «Мурзилка». Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно - сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям.

Учитель:

Прочитайте предложение. Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным? Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы? Сегодня мы познакомимся с одной историей. которая произошла с такими же ребятами, как вы.

5. Словарная работа .

В тексте встретятся слова, уточним их значение.

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

6. Гимнастика для глаз.

7. Первичное восприятие текста.

Чтение текста учителем.

8. Проверка первичного восприятия.

Понравился рассказа?

Что особенно понравилось?

9. Повторное восприятие.

Чтение рассказа детьми.

Анализ содержания .

10. Анализ содержания.

Как звали кота?

Где сидел Васька?

Кого увидел Васька на шляпе?

Что Васька делал в начале рассказа?

Как звали мальчиков, героев рассказа?

Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

Что происходило со шляпой?

Что предложил сделать Вадик?

Что предложил Володя?(кидать картошкой в шляпу).

Кто попал картошкой в шляпу?(Вадик)

Кого увидели мальчики?

Каким стало настроение ребят?

Как вы думаете, а котенок какие чувства испытывал на протяжении всего рассказа?

11. Физминутка.

Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе-хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже,
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!

12. Выборочное чтение.

а) к рисунку найдите в тексте соответствующие слова.

    1 рисунок – стр.54

    2 рисунок – стр.57

    3 рисунок – стр.58

13. Работа с пословицами.

Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа?

    Волков бояться – в лес не ходить.

    Семь раз отмерь – один раз отрежь.

    У страха глаза велики.

Определите идею (главную мысль рассказа).

14. Работа в парах.

Проверим ваши внимание и память.

- Какие буквы надо вставить и почему? Возьмите простые карандаши и вставьте пропущенные буквы.

Проверка работы.

Текст : Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух . А на комоде, на самом краю , лежала шляпа . И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу .

Как написали слово «Васька»? Почему?

15. Итог урока. -

Как называется рассказ, который мы читали?

Почему шляпа оказалась живой?

Как бы вы поступили на месте мальчиков?

16. Рефлексия.

Список использованных источников:

1. Поурочные разработки по литературному чтению:2 класс.- М.,ВАКО,2012.

2. Литературное чтение: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 2 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ М. Бойкина, Н. Роговцева.- М. Просвещение, 2014.

3. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений, ч. 2.Авторы: Л. Климанова, В. Горецкий. - М. Просвещение, 2013.

4. Интернет- ресурсы: http://www.o-prirode.com/photo/29