Болезни Военный билет Призыв

Общая биология: конспект лекций. Общая биология. под ред. константинова в.м - банкирам - электронные учебники и методические указания - разделы - электронная библиотека гапоу ннк Обзор химического строения клетки

Учебник посвящен общим вопросам современной биологии. В нем приведены основные сведения о структуре живой материи и общие законы ее функционирования. Изложены темы учебного курса: происхождение, эволюция и многообразие жизни на Земле. Показаны взаимосвязи между организмами и условиями их существования, закономерности устойчивости экологических систем.

Для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
Введение 4
Глава 1. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ 8
1.1. Химическая организация клетки 8
1.1.1. Органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки 9
1.1.2. Функции белков и липидов в клетке 10
1.1.3. Нуклеиновые кислоты и их роль в клетке 13
1.2 Строение и функции клетки 16
1.2.1. Цитоплазма и клеточная мембрана 19
1.2.2. Органоиды клетки 21
1.2.3. Особенности строения растительной клетки 25
1.24. Неклеточные формы жизни. Вирусы 27
1.3. Обмен веществ и превращение энергии в клетке 30
1.3.1. Пластический обмен 30
1.32. Энергетический обмен 35
1.3.3. Автотрофные и гетеротрофные организмы 36
1.3.4. Фотосинтез. Хемосинтез 36
1.4 Деление клетки 39
1.4.1. Жизненный цикл клетки. Митотический цикл 40
1.4.2. Митоз. Цитокинез 41
1.4.3. Клеточная теория строения организмов 44
1.5. Размножение и индивидуальное развитие организмов 44
1.5.1. Бесполое и половое размножение 44
1.5.2 Мейоз 46
1.5.3. Образование половых клеток и оплодотворение 49
1.5.4. Индивидуальное развитие организма 52
1.5.5. Эмбриональный этап онтогенеза 53
1.5.6. Постэмбриональное развитие 57
Глава 2. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ 59
2.1. Закономерности наследственности 59
2.1.1. Законы Менделя 59
2.1.2. Хромосомная теория Т.Моргана и сцепленное наследование 67
2.1.3. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование 70
2.1.4. Взаимодействие генов 72
2.2. Закономерности изменчивости 75
2.2.1. Наследственная, или генотипическая, изменчивость. 75
2.2.2. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. 79
2.2.3. Генетика человека 81
2.2.4. Генетика и медицина 85
2.2.5. Материальные основы наследственности и изменчивости 87
2.2.6. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций 88
2.3. Основы селекции 92
2.3.1. Одомашнивание - начальный этап селекции 92
2.3.2. Центры многообразия и происхождения культурных растений 95
2.3.3. Методы современной селекции 98
2.3.4. Селекция растений 102
2.3.5. Достижения селекции растений 104
2.3.6. Селекция животных 106
2.3.7. Селекция микроорганизмов и биотехнология ПО
Глава 3. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ 114
3.1. Общая характеристика биологии в додарвиновский период 114
3.1.1. Эволюционные идеи в античном мире. 114
3.1.2. Состояние естественно-научных знаний в Средние века и эпоху Возрождения 116
3.1.3. Предшественники дарвинизма 119
3.2. Эволюционное учение Ч.Дарвина 124
3.3. Микроэволюция 129
3.3.1. Концепция вида 129
3.3.2. Механизмы эволюции. Учение о естественном отборе. 131
3.4. Естественный отбор в природных популяциях 136
3.4.1. Возникновение приспособлений 139
3.4.2. Видообразование 144
3.5. Макроэволюция 149
3.5.1. Доказательства эволюции 150
3.5.2. Основные направления эволюционного процесса 160
3.5.3. Развитие органического мира 165
Глава 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ 181
4.1. Многообразие живого мира 181
4.2. Возникновение жизни на Земле. 186
Глава 5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА 193
5.1. Доказательства родства человека и животных 193
5.2. Основные этапы эволюции человека 197
5.3. Расы человека 202
Глава 6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ 205
6.1. Экология - наука о взаимоотношениях организмов, видов и сообществ с окружающей средой 205
6.1.1. Абиотические факторы 206
6.1.2. Биотические факторы 209
6.2. Экологические системы 210
6.2.1. Изменения в биогеоценозах 220
6.2.2. Гомеостаз экосистем 223
6.2.3. Взаимодействия в экосистеме. Симбиоз и его формы 226
Глава 7. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК 236
7.1. Учение В.И.Вернадского о биосфере. 236
7.2. Ноосфера 241
7.3. Взаимосвязь природы и общества. Антропогенные воздействия на природные биогеоценозы 242
Глава 8. БИОНИКА 247
Список литературы 254

М.: 1992. - 288с. М.: 1987. - 288с.

Учебник для 10 - 11 классов средней школы. Под ред. Ю.И. Полянского.

Формат: pdf ( 1992 , 22-е изд., 288с.)

Размер: 32 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: pdf ( 1987 , 17-е изд., 288с.)

Размер: 9,3 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: djvu / zip ( 1987 , 17-е изд., 288с.)

Размер: 6Мб

/ Download файл

Формат: djvu / zip ( 1967 , 2-е изд., 304с.)

Размер: 5,15Мб

/ Download файл

СОДЕРЖАНИЕ:
Введение 6
ГЛАВА I. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ
1. Эволюционные представления до Ч. Дарвина. Возникновение учения Дарвина 11
2. Основные положения учения Дарвина. Значение дарвинизма 14
3. Вид. Популяция 16
4. Наследственность и изменчивость 19-
5. Искусственный отбор. Факторы эволюции пород животных и сортов растений 22
6. Борьба за существование 25
7. Естественный отбор, другие факторы эволюции 29
8. Приспособленность организмов и ее относительность 33
9. Образование новых видов 38
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА
10. Макроэволюция, ее доказательства 43
11. Система растений и животных - отображение эволюции 47
12. Главные направления эволюции органического мира.50
13. История развития жизни на Земле 54
ГЛАВА III . ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
14. Доказательства происхождения человека от животных 59
15. Движущие силы (факторы) антропогенеза 63
16. Направления эволюции человека. Древнейшие люди 67
17. Направления эволюции человека. Древние и первые современные люди 70
18. Человеческие расы. Критика расизма и социального дарвинизма 73
ГЛАВА IV. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
19. Задачи экологии. Экологические факторы и их взаимодействие. Математическое моделирование 77
20. Основные абиотические факторы среды и их значение для живой природы 80
21. Приспособление организмов к сезонным изменениям в природе. Фотопериодизм 82
22. Вид и популяция - их экологическая характеристика 86
23. Проблемы рационального использования видов и сохранения их многообразия 89
24. Экологические системы 91
25. Водоем и дубрава как примеры биогеоценозов 95
26. Изменения в биогеоценозах 101
27. Биогеоценозы, создаваемые человеком 104
ГЛАВА V. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О БИОСФЕРЕ
28. Биосфера и свойства биомассы планеты Земля 109
29. Биомасса поверхности суши и океана. 113
30. Круговорот веществ и превращения энергии в биосфере 116
ГЛАВА VI. ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ
31. Клеточная теория 123
32. Строение и функции оболочки клетки 127
33. Цитоплазма и ее органоиды: эндоплазматическая сеть, митохондрии и пластиды 131
34. Аппарат Гольджи, лизо-сомы и другие органоиды цитоплазмы. Включения 136
35. Ядро 139
36. Прокариотические клетки. Неклеточные формы жизни - вирусы 141
37. Химический состав клетки. Неорганические вещества 145
38. Органические вещества клетки. Белки, их строение 147
39. Свойства и функции белков 153
40. Углеводы. Липиды 155
41. Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК - 157
42. Обмен веществ. Адено-зинтрифосфорная кислота - АТФ 162
43. Энергетический обмен в клетке. Синтез АТФ 165
44. Пластический обмен. Биосинтез белков. Синтез и-РНК 167
45. Синтез полипептидной цепи на рибосоме 171
46. Особенности пластического и энергетического обменов растительной клетки 175
ГЛАВА VII. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ
47. Деление клетки. Митоз. 181
48. Формы размножения организмов 185
49. Мейоз 187
50. Оплодотворение 190
51. Индивидуальное развитие организма-онтогенез 192
52. Возникновение и начальное развитие жизни на Земле 195
ГЛАВА VIII. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ
53. Гибридологический метод изучения наследственности. Первый закон Менделя 203
54. Цитологические основы закономерностей наследования 207
55. Дигибридное скрещивание. Второй закон Менделя 211
56. Цитологические основы дигибридного скрещивания 214
57. Явление сцепленного наследования и генетика пола 215
58. Генотип как целостная система 220
59. Генетика человека и ее значение для медицины и здравоохранения 222
60. Модификационная изменчивость 227
61. Наследственная изменчивость 230
62. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генная инженерия. 236
63. Генетика и эволюционная теория. 239
ГЛАВА IX. СЕЛЕКЦИЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ
64. Задачи современной селекции 245
65. Центры многообразия и происхождения культурных растений 246
66. Селекция растений 248
67. Работы И. В. Мичурина. Достижения селекции растений в Советском Союзе 253
68. Селекция животных. 256
69. Создание высокопродуктивных пород домашних животных. Селекция микроорганизмов. Биотехнология 259
ГЛАВА X. ЭВОЛЮЦИЯ БИОСФЕРЫ. НАРУШЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
70. Биосфера и научно-технический прогресс 267
71. Ноосфера 270
Указатель терминов 277
Краткий словарь терминов 281

A. А. Каменский, Е. А. Криксунов, B. В. Пасечник

Биология. Общая биология 10–11 классы


Условные обозначения:

– задания, направленные на развитие умений работать с информацией, представленной в разных видах;

– задания, направленные на развитие коммуникативных умений;

– задания, направленные на развитие общих мыслительных умений и навыков, способности самостоятельно планировать пути решения конкретных задач.

Введение

Вы начинаете изучение школьного курса «Общая биология». Это условное название части школьного курса биологии, задача которого – изучение общих свойств живого, законов его существования и развития. Отражая живую природу и человека как её часть, биология приобретает всё большее значение в научно-техническом прогрессе, становясь производительной силой. Биология создаёт новую технологию – биологическую, которая должна стать основой нового индустриального общества. Биологические знания должны способствовать формированию биологического мышления и экологической культуры у каждого члена общества, без чего дальнейшее развитие человеческой цивилизации невозможно.

§ 1. Краткая история развития биологии


1. Что изучает биология?

2. Какие биологические науки вам известны?

3. Каких учёных-биологов вы знаете?


Биология как наука. Вы хорошо знаете, что биология – это наука о жизни. В настоящее время она представляет совокупность наук о живой природе. Биология изучает все проявления жизни: строение, функции, развитие и происхождение живых организмов, их взаимоотношения в природных сообществах со средой обитания и с другими живыми организмами.

С тех пор как человек стал осознавать своё отличие от животного мира, он начал изучать окружающий его мир. Сначала от этого зависела его жизнь. Первобытным людям необходимо было знать, какие живые организмы можно употреблять в пищу, использовать в качестве лекарств, для изготовления одежды и жилищ, а какие из них ядовиты или опасны.

С развитием цивилизации человек смог позволить себе такую роскошь, как занятие наукой в познавательных целях.

Исследования культуры древних народов показали, что они имели обширные знания о растениях, животных и широко их применяли в повседневной жизни.


Чарлз Дарвин (1809–1882)


Современная биология – комплексная наука, для которой характерно взаимопроникновение идей и методов различных биологических дисциплин, а также других наук – прежде всего физики, химии и математики.

Основные направления развития современной биологии. В настоящее время условно можно выделить три направления в биологии.

Во-первых, это классическая биология. Её представляют учёные-натуралисты, изучающие многообразие живой природы. Они объективно наблюдают и анализируют всё, что происходит в живой природе, изучают живые организмы и классифицируют их. Неправильно думать, что в классической биологии все открытия уже сделаны. Во второй половине XX в. не только описано много новых видов, но и открыты крупные таксоны, вплоть до царств (Погонофоры) и даже надцарств (Архебактерии, или Археи). Эти открытия заставили учёных по-новому взглянуть на всю историю развития живой природы. Для настоящих учёных-натуралистов природа – это самоценность. Каждый уголок нашей планеты для них уникален. Именно поэтому они всегда среди тех, кто остро чувствует опасность для окружающей нас природы и активно выступает в её защиту.

Второе направление – это эволюционная биология. В XIX в. автор теории естественного отбора Чарлз Дарвин начинал как обычный натуралист: он коллекционировал, наблюдал, описывал, путешествовал, раскрывая тайны живой природы. Однако основным результатом его работы, сделавшим его известным учёным, стала теория, объясняющая органическое разнообразие.

В настоящее время изучение эволюции живых организмов активно продолжается. Синтез генетики и эволюционной теории привёл к созданию так называемой синтетической теории эволюции. Но и сейчас ещё есть много нерешённых вопросов, ответы на которые ищут учёные-эволюционисты.

Созданная в начале XX в. нашим выдающимся биологом Александром Ивановичем Опариным первая научная теория происхождения жизни была чисто теоретической. В настоящее время активно ведутся экспериментальные исследования данной проблемы и благодаря применению передовых физико-химических методов уже сделаны важные открытия и можно ожидать новых интересных результатов.


Александр Иванович Опарин (1894–1980)


Новые открытия позволили дополнить теорию антропогенеза. Но переход от животного мира к человеку и сейчас ещё остаётся одной из самых больших загадок биологии.

Третье направление – физико-химическая биология, исследующая строение живых объектов при помощи современных физических и химических методов. Это быстро развивающееся направление биологии, важное как в теоретическом, так и в практическом отношении. Можно с уверенностью говорить, что в физико-химической биологии нас ждут новые открытия, которые позволят решить многие проблемы, стоящие перед человечеством.

Развитие биологии как науки. Современная биология уходит корнями в древность и связана с развитием цивилизации в странах Средиземноморья. Нам известны имена многих выдающихся учёных, внёсших вклад в развитие биологии. Назовём лишь некоторых из них.

Гиппократ (460 – ок. 370 до н. э.) дал первое относительно подробное описание строения человека и животных, указал на роль среды и наследственности в возникновении болезней. Его считают основоположником медицины.

Аристотель (384–322 до н. э.) делил окружающий мир на четыре царства: неодушевлённый мир земли, воды и воздуха; мир растений; мир животных и мир человека. Он описал многих животных, положил начало систематике. В написанных им четырёх биологических трактатах содержались практически все известные к тому времени сведения о животных. Заслуги Аристотеля настолько велики, что его считают основоположником зоологии.

Теофраст (372–287 до н. э.) изучал растения. Им описано более 500 видов растений, даны сведения о строении и размножении многих из них, введены в употребление многие ботанические термины. Его считают основоположником ботаники.

Гай Плиний Старший (23–79) собрал известные к тому времени сведения о живых организмах и написал 37 томов энциклопедии «Естественная история». Почти до Средневековья эта энциклопедия была главным источником знаний о природе.

Клавдий Гален в своих научных исследованиях широко использовал вскрытия млекопитающих. Он первым сделал сравнительно-анатомическое описание человека и обезьяны. Изучал центральную и периферическую нервную систему. Историки науки считают его последним великим биологом древности.


Клавдий Гален (ок. 130 – ок. 200)


В Средние века господствующей идеологией была религия. Подобно другим наукам, биология в этот период ещё не выделилась в самостоятельную область и существовала в общем русле религиозно-философских взглядов. И хотя накопление знаний о живых организмах продолжалось, о биологии как науке в тот период можно говорить лишь условно.

Эпоха Возрождения является переходной от культуры Средних веков к культуре Нового времени. Коренные социально-экономические преобразования того времени сопровождались новыми открытиями в науке.

Самый известный учёный той эпохи Леонардо да Винчи (1452–1519) внёс определённый вклад и в развитие биологии.

Он изучал полёт птиц, описал многие растения, способы соединения костей в суставах, деятельность сердца и зрительную функцию глаза, сходство костей человека и животных.

Во второй половине XV в. естественнонаучные знания начинают быстро развиваться. Этому способствовали географические открытия, позволившие существенно расширить сведения о животных и растениях. Быстрое накопление научных знаний о живых организмах вело к разделению биологии на отдельные науки.

В XVI–XVII вв. стали стремительно развиваться ботаника и зоология.

Изобретение микроскопа (начало XVII в.) позволило изучать микроскопическое строение растений и животных. Были открыты невидимые невооружённым глазом микроскопически малые живые организмы – бактерии и простейшие.

Большой вклад в развитие биологии внёс Карл Линней, предложивший систему классификации животных и растений.

Карл Максимович Бэр (1792–1876) в своих работах сформулировал основные положения теории гомологичных органов и закона зародышевого сходства, заложившие научные основы эмбриологии.

С рождения мы видим красоту окружающей нас природы. С младенческих лет родители прививают своим чадам любовь к животному миру . Некоторых редких представителей млекопитающих, птиц, насекомых, рыбок и растений мы видели на картинках, а других в жизни.

Подрастая, нам хочется узнавать не только их названия, но и как они устроены, где обитают и как взаимодействуют с другими живыми организмами. Почему же нас тянет наблюдать за удивительным миром растений и животных? Потому что мы сами являемся частью природы и зависим от окружающего живого мира.

Биология крайне увлекательная наука. Она изучает все живые организмы и как они влияют друг на друга . Само слово состоит из двух (биос и логос) и переводится как слово о жизни или учение о жизни.

Что изучает биология?

Биология изучает все живые организмы, независимо от их размера и среды обитания. Процессы, которые происходят в природе очень сложны, а живых существ на Земле так много, что пришлось разделить биологию на самостоятельные науки . Мы отметим лишь некоторые, например: генетика, анатомия, физиология человека, селекция, эмбриология и многое другое.

Биология в художественной литературе

Есть писатели, котрые работают только в этом жанре. Они прилагают много усилий, чтобы текст предоставлял достоверную информацию об особенностях живых организмов. Их произведения представляют большой интерес, ведь в отличие от школьной программы их книги читаются легко и написанное быстро запоминается.

Читатели как взрослые, так и маленькие могут живо представить, в какой природной зоне происходит действие, какие там обитают организмы, какая пора года и много другой полезной информации. Литературная биология зачастую идёт рука об руку с ботаникой, зоологией биогеографией.

Почему полезно читать книги по биологии?

Рассказы, очерки, заметки о природе интересны разным возрастным категориям читателей. Дети, читая, лучше узнают окружающий мир и становятся добрее, ответственней, а взрослым художественная литература поставляет дополнительные биологические знания.

Какие книги стоит прочитать?

В нашей электронной библиотеке большой выбор литературы о животных, растениях и других живых организмах. Особенно популярны такие произведения, которые вы можете прочитать онлайн бесплатно:

  • Игорь Акимушкин ;
  • Николай Верзилин ;
  • Мартин Гарднер ;
  • Ричард Докинз ;
  • Пётр Образцов и многое другое.

В небольшой по формату книге расписана работа нашего мозга. Доступным языком автор описывает (практически с нуля) жизнедеятельность этого до сих пор малоизученного органа. Ценность книги в том, что серьёзную тему Азимов излагает в юмористическом ключе. Прочитав её, вы осознаете всю грандиозность человеческого существа!


Кэрол Доннер

Анатомия скучная для детей наука. Большинство выученного в школе материала дети забывают. Для того чтобы ребёнок заинтересовался анатомией, обязательно пусть прочитает эту книгу! Она написана в приключенческом жанре. Близнецы Макс и Молли чудесным образом попадают внутрь человеческого организма.

Там они знакомятся с Вольняшкой маленькой тканевой жидкостью, которая поможет им выбраться из этой ситуации. Детей ждут удивительные приключения, сопряжённые со смертельной опасностью, ведь человеческий организм оснащён защитниками — макрофагами.

Дети чудом не растворятся в желудке и совершат плавание по кровеносным сосудам. Простым языком автор рассказывает о нейронах, строении мозга и других органах.

Учебник отражает современное состояние науки об общих закономерностях происхождения и развития жизни на Земле. В I часть учебника включены разделы: «Введение», «Жизнь как природное явление», «Биология клетки», «Размножение организмов», «Организация наследственного материала», «Закономерности наследования» и «Изменчивость».
Учебник предназначен для студентов ВУЗов, обучающихся по биологическим, медицинским и аграрным специальностям.

Свойства живого.
Живые организмы, в отличие от тел неживой природы, характеризуются рядом свойств, которые являются, по сути, атрибутами жизни: упорядоченность и специфичность структуры, целостность и дискретность, саморегуляция и гомеостаз, самовоспроизведение и самовосстановление, наследственность и изменчивость, обмен веществ и энергии, рост и развитие, раздражимость, движение, саморегуляция, специфическая взаимосвязь с окружающей средой, старение и смерть, вовлечённость в непрерывный процесс исторических изменений живого (эволюционный процесс). Эти атрибуты жизни являются объектами исследований многих самостоятельных биологических наук, результаты которых изложены ниже в различных разделах учебника. Однако некоторые из них обоснованно отнесены к основополагающим и требуют специального рассмотрения уже в начале курса «Общая биология».

Упорядоченность и специфичность структуры. В живых организмах содержатся те же химические элементы, что и в объектах живой природы. Однако в клетках живых существ они находятся в виде не только неорганических, но и органических соединений. К тому же форма существования живого имеет весьма существенные специфические особенности, в первую очередь сложность и упорядоченность, которые отличают как молекулярный, так и надмолекулярный уровни организации. Создание порядка - важнейшее свойство живого. Упорядоченность в пространстве сопровождается упорядоченностью во времени.

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ КАК ПРИРОДНОЕ ЯВЛЕНИЕ 9
1.1. Определение сущности жизни 9
1.2. Субстрат жизни 10
1.3. Свойства живого 11
1.4. Фундаментальные свойства жизни 12
1.5. Уровни организации жизни 13
ГЛАВА2. БИОЛОГИЯ КЛЕТКИ 16
2.1. Клетка - элементарная структурно-функциональная и генетическая единица жизни 16
2.2. Основные этапы развития и современное состояние клеточной теории 16
2.3. Структурная организация прокариотической и эукариотической клеток 20
2.4. Поверхностный аппарат клетки 23
2.5. Цитоплазматический аппарат клетки 30
2.5.1. Гиалоплазма 30
2.5.2. Органеллы (органоиды) клетки 32
2.5.2.1. Мембранные органоиды (органеллы) 34
2.5.2.2. Немембранные органоиды (органеллы) 41
2.6. Ядерный аппарат клетки 49
2.7. Жизненный цикл клетки 55
2.7.1. Понятие о жизненном цикле клетки 55
2.7.2. Интерфаза 56
2.7.2.1. Постмитотический период 57
2.7.2.2. Синтетический период. Самоудвоение ДНК 57
2.7.2.3. Премитотический период 64
2.7.2.4. Митотический период 65
2.7.2.5. Обновление клеток в клеточных популяциях 69
2.7.2.6. Реакция клеток на неблагоприятные воздействия 70
2.7.2.7. Дистрофия клетки 70
ГЛАВА 3. РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ 73
3.1. Размножение - универсальное свойство живого. Эволюция размножения 73
3.2. Бесполое размножение 73
3.2.1. Моноцитогенное бесполое размножение 73
3.2.2. Полицитогенное бесполое размножение 75
3.3. Половое размножение 76
3.3.1. Эволюция способов полового размножения 77
3.3.2. Гаметогенез 82
3.3.3. Оплодотворение 91
3.4. Пути межвидового обмена биологической информацией 92
3.5. Биологические аспекты полового диморфизма 95
ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ НАСЛЕДСТВЕННОГО МАТЕРИАЛА 97
4.1. Предмет, задачи и методы генетики. Этапы развития генетики 97
4.2. Структурно-функциональные уровни организации наследственного материала 100
4.3. Ген как функциональная единица наследственности. Классификация, свойства и локализация генов 102
4.4. Основные положения хромосомной теории наследственности 108
ГЛАВА 5. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ
5.1. Наследственность как свойство обеспечения материальной преемственности между поколениями 110
5.2. Типы и закономерности наследования 111
5.3. Фенотип как результат реализации генотипа в определённых условиях среды 117
5.4. Молекулярно-биологические представления о строении и функционировании генов. Экспрессия генов и её регуляция 118
5.5. Взаимодействие генов 122
5.5.1. Взаимодействие аллельных генов 122
5.5.2. Взаимодействие неаллельных генов 125
5.6. Плейотропия 129
5.7. Множественный аллелизм 131
5.8. Экспрессивность и пенетрантность. Генокопии 133
5.9. Генетическая инженерия 134
ГЛАВА 6. ИЗМЕНЧИВОСТЬ 137
6.1. Изменчивость как универсальное свойство живого 137
6.2. Модификационная изменчивость, её адаптивный характер, значение вонтогенезе и эволюции 138
6.3. Статистические методы изучения модификационной изменчивости 143
6.4. Генотипическая изменчивость. Механизмы и биологическое 146.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Общая биология, Часть 1, Сыч В.Ф., 2005 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.