Болезни Военный билет Призыв

Подлежит ли призыву с правом решающего голоса. Правовой статус членов комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей и представителей сми

Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663
"Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации"


В соответствии со статьей 26 Федерального законавоинской обязанности и военной службе" Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 г. N 587 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 23, ст. 2857);

постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 39 "О внесении дополнения в Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 5, ст. 392).



Положение
о призыве на военную службу граждан Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663)

С изменениями и дополнениями от:


I. Общие положения


1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам обороны, воинской обязанности и военной службы, определяет порядок призыва на военную службу граждан Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих или обязанных состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе (далее - призывники).


II. Порядок призыва на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе

2. Призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе военных комиссариатов муниципальных образований, при содействии местной администрации.

Нормы призыва на военную службу устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации для каждого субъекта Российской Федерации и муниципального образования, имеющего статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, и доводятся:

до высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - штабами соответствующих военных округов;

до главы местной администрации - соответствующим военным комиссариатом.

3. Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Для осуществления методического руководства нижестоящими призывными комиссиями, контроля за деятельностью призывных комиссий и выполнения иных задач, определенных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) создается призывная комиссия субъекта Российской Федерации.

В целях обеспечения деятельности призывной комиссии выделяются и оборудуются необходимые территории и помещения, оснащенные инструментарием и медицинским имуществом, необходимыми для медицинского освидетельствования, а также оборудованием и материально-техническими средствами, необходимыми для проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору призывников.

4. В целях реализации задач по проведению призыва на военную службу военный комиссар муниципального образования (муниципальных образований):

а) разрабатывает и согласовывает с главой местной администрации план проведения призыва на военную службу;

б) оказывает необходимую помощь организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации) в выполнении установленных законодательством Российской Федерации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением призыва на военную службу;

в) представляет заявки руководителям медицинских организаций на выделение требуемых врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, а также в орган местного самоуправления - на выделение технических работников и предоставление средств связи, транспортных и других материальных средств, необходимых для подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу;

г) участвует совместно с представителями медицинских организаций в контроле за медицинским освидетельствованием призывников и прохождением ими медицинского обследования;

д) вносит в призывную комиссию предложение о предварительном предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, или о необходимости освобождения его от призыва на военную службу, или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу;

е) организует при содействии органа местного самоуправления и должностных лиц организаций проведение мероприятий по военно-профессиональной ориентации граждан, подлежащих призыву на военную службу, и работы по разъяснению населению законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам исполнения воинской обязанности;

ж) организует учет призывников, уклоняющихся от призыва на военную службу, и в случае необходимости направляет в органы внутренних дел материалы на этих призывников;

з) обеспечивает отбор и своевременную подготовку материалов для проведения проверок органами федеральной службы безопасности граждан, подлежащих призыву на военную службу, для исполнения специальных обязанностей военной службы;

и) обеспечивает членов призывной комиссии нормативными правовыми актами и иной документацией, необходимой для проведения призыва на военную службу;

к) выполняет в пределах своей компетенции иные задачи по вопросам призыва на военную службу.

5. Призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.

6. Оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований) (далее - повестки).

7. Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военных комиссариатов муниципальных образований (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты муниципальных образований) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.

Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.

8. После принятия решения о создании призывной комиссии ее председатель - глава местной администрации или иной представитель местной администрации совместно с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований) составляет график работы призывной комиссии, на основании которого в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) разрабатываются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии.

9. Явка призывников, проживающих за пределами населенных пунктов, в которых создаются призывные комиссии, проводится, как правило, в организованном порядке в сопровождении представителей организаций.

10. Розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) (орган местного самоуправления) осуществляется органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

11. Председатель призывной комиссии контролирует явку призывников на заседание призывной комиссии и в отношении отсутствующих лиц принимает меры по установлению причин их неявки.

12. В случае уклонения призывника от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссар муниципального образования (муниципальных образований) направляет соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства призывника для решения вопроса о привлечении его в соответствии с законодательством Российской Федерации к ответственности.

13. Призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.

14. Решение о предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по военно-учетным специальностям на воинских должностях принимается призывной комиссией большинством голосов на основе результатов медицинского освидетельствования, данных профессионального психологического отбора, образовательной и специальной (профессиональной) подготовки, а также предложения военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) о предварительном предназначении призывника. При этом учитывается также потребность в накоплении военных специалистов в запасе для комплектования войск по мобилизационному плану.

15. Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами, а также в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника.

16. Призывнику, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу, вручается повестка о явке его в назначенный срок в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для отправки к месту прохождения военной службы.

17. При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.

Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

18. Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации.

19. Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

20. Призывник, не прошедший военную службу в связи с предоставлением ему отсрочки от призыва на военную службу или не призванный на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении им возраста 27 лет в установленном порядке снимается с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу и не пребывающих в запасе.

21. По завершении призыва призывная комиссия подводит его итоги и отменяет решения о призыве граждан на военную службу, отмененные призывной комиссией субъекта Российской Федерации или судом, о чем в протоколе заседания призывной комиссии и учетных картах призывников делаются мотивированные записи.

22. При отмене решения о призыве на военную службу в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, делается запись об отмене решения призывной комиссии о призыве на военную службу, заверяется подписью военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) - заместителя председателя призывной комиссии и печатью военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований). Аналогичная запись делается в учетной карте призывника.

24. В целях обеспечения организованной отправки граждан, призванных на военную службу, к месту прохождения военной службы, формирования воинских эшелонов (команд) и передачи их представителям воинских частей по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации выделяются и оборудуются территории и помещения, оснащенные инструментарием и медицинским имуществом, необходимыми для медицинского осмотра и контрольного медицинского освидетельствования, а также оборудованием и материально-техническими средствами, необходимыми для проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору призывников (далее - сборный пункт).

При необходимости по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может быть выделен и оборудован для совместного использования один сборный пункт, работу которого организует военный комиссариат при содействии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен этот сборный пункт.

25. Для организации работы сборного пункта военным комиссариатом при содействии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации создается временный штат администрации сборного пункта под руководством начальника сборного пункта. Начальник сборного пункта подчиняется начальнику отдела подготовки и призыва граждан на военную службу военного комиссариата.

26. Указания о порядке и сроках направления призывников на сборные пункты доводятся до военных комиссариатов муниципальных образований военными комиссариатами после получения ими из штаба соответствующего военного округа выписки из плана отправки в войска (силы) граждан, призванных на военную службу.

27. Призывники обязаны прибыть в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для последующей отправки на сборный пункт в исправной одежде и обуви по сезону.

28. Явка призывников в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для последующей отправки на сборный пункт назначается исходя из установленного срока прибытия их на сборный пункт. При этом учитывается время, необходимое в последующем для обеспечения призывников вещевым имуществом, ознакомления с ними представителей воинских частей и формирования воинских эшелонов (команд).

На сборный пункт призывники направляются в организованном порядке в сопровождении представителей военных комиссариатов муниципальных образований и организаций.

29. На сборном пункте призывники обеспечиваются вещевым имуществом по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.

Во время нахождения на сборном пункте они обеспечиваются питанием по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.

На сборном пункте при содействии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации организуется продажа товаров первой необходимости, а также проводится воспитательная и культурно-массовая работа с призывниками.

30. На сборном пункте разрешается иметь резерв призывников (до 3 процентов от числа отправляемых в воинских эшелонах или командах), который используется при необходимости для пополнения воинских эшелонов (команд) в случае заболевания отдельных призывников или невозможности их отправки по другим причинам. Призывников, находящихся в резерве, возвращать в военные комиссариаты муниципальных образований запрещается.

31. До убытия граждан, призванных на военную службу, со сборного пункта к месту прохождения военной службы приказом военного комиссара им присваивается воинское звание рядового. О присвоении воинского звания и о дате убытия со сборного пункта в документах персонального учета этих граждан (военном билете и учетно-послужной карточке) делаются соответствующие записи. Все записи заверяются подписью военного комиссара (начальника отдела подготовки и призыва граждан на военную службу военного комиссариата) и печатью военного комиссариата.

32. Решения призывной комиссии субъекта Российской Федерации об отмене решения нижестоящей призывной комиссии и о принятии одного из решений, указанных в пункте 1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", заносятся в протокол заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации, который в тот же день подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.

Личные дела призывников с оформленными в установленном порядке выписками из решений призывной комиссии субъекта Российской Федерации не позднее 5-дневного срока с даты принятия этих решений возвращаются в военные комиссариаты муниципальных образований.

33. В течение 15 дней с даты окончания призыва глава местной администрации - председатель призывной комиссии совместно с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований) информирует высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об итогах призыва.

В течение 25 дней с даты окончания призыва высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - председатель призывной комиссии субъекта Российской Федерации совместно с военным комиссаром представляет в Министерство обороны Российской Федерации доклад об итогах призыва.


Раздел III. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований


34. При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и , подпунктом "в" пункта 3 , пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии.

Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.

35. Председатель призывной комиссии объявляет заключение гражданину, в отношении которого оно принято, и по заявлению гражданина в течение 5 дней со дня обращения вручает ему копию заключения либо направляет ее заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении гражданина, или по месту его жительства либо пребывания, если в заявлении не указан адрес.

36. В соответствии с решением призывной комиссии о зачислении гражданина, достигшего возраста 27 лет, в запас и вынесенным в отношении его заключением военный комиссар муниципального образования (муниципальных образований) обязан оформить соответствующие документы. При этом гражданину назначается срок явки в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для получения документов воинского учета.

В последнее время граждане проявляют все больший интерес к политической жизни страны, и все больше людей принимают участие в выборном процессе. Несколько последних избирательных кампаний (и федеральных, и региональных) показали, что люди готовы становиться наблюдателями на избирательных участках. Можно пойти и дальше - и самому стать членом избирательной комиссии. Насколько это сложно и как это сделать? Давайте разберемся!

Материалы по теме:

Как формируются избирательные комиссии?

До вступления закона в силу УИК формировались перед выборами каждый раз заново.

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"», вступивший в силу 1 ноября 2012 года, откорректировал сроки и принцип формирования избирательных комиссий. Отныне избирательные участки и состав участковых избирательных комиссий (УИК) организуются на 5 лет. Другими словами, избирательные участки будут расположены на одном и том же месте в течение пяти лет. Состав УИК будет работать в течение пяти лет, т.е. граждане, которые станут членами какой-либо УИК в апреле 2013-го, будут работать и проводить выборы в течение пяти лет на одном и том же избирательном участке.

О чем говорит 5-лентний срок? О том, что тем, кто попадет в УИК, предстоит проводить следующие федеральные — думские и президентские — выборы. Так что стать членом комиссии — очень ответсвенный шаг.

Если говорить о всей России, то в апреле должно быть организовано более 90 тысяч новых избирательных комиссий.

Все избирательные участки должны быть организованы, а комиссии — сформированы, до 30 апреля 2013 года.

Формированием УИКов занимаются территориальные избирательные комиссии или ТИКи (в случае с Москвой — это 125 комиссий, сформированных по районам столицы, и подчиненных Московской городской избирательной комиссии). К формированию УИК имеет обычно отношение и местная администрация.

Комиссии, хоть и постоянно действующие, фактически будут начинать работу где-то за двадцать дней перед днями голосования, и их работа до дня голосования не очень бурная: уточнение списков избирателей, извещение избирателей о выборах (рассылка приглашений) выдача , просто «дежурство» на месте.

И сейчас начинается самое интересное — граждане РФ, которые желают стать членами УИК, смогут это сделать! Важно проявить настойчивость и внимательность, чтобы не пропустить сроки подачи заявки.

Полномочия УИК перечислены в п.6 ст.27 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав…».

Все, что написано ниже, имеет отношение к кандидатам в члены комиссии с правом решающего голова (такая должность более веская, чем член комиссии с правом совещательного голоса). Что касается выдвижения на должность члена комиссии с правом совещательного голоса, то эта процедура проще выдвижения в «решающие» члены. Достаточно обратиться в партию (или к зарегистрированному кандидату в депутаты — это зависит от того, кого выбирают на конкретной территории) за направлением в УИК. Дело в том, что членом УИК с правом совещательного голоса, как и наблюдателей, вправе назначать политические партии, зарегистрировавшие избирательные списки и зарегистрированные кандидаты в депутаты.

Что нужно, чтобы стать членом УИК?

Для того, чтобы статья кандидатов в члены УИК, нужно подать представление (заявку).

Подавать заявки имеют право (в соответствии с пп. 1 и 2 статьи 22 и п.4 статьи 27 закона «Об основных гарантиях избирательных прав…»):

  1. Органы партий и общественных объединений, уполномоченные на то уставом.
  2. Представительный орган муниципального образования (т.е. муниципалитеты, и прочие органы местного самоуправления).
  3. Собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы (их можно организовать самостоятельно, подробнее об этом ниже).

Под первым пунктом списка подразумеваются парламентские партии (т.е. партии, прошедшие в Государственную Думу РФ), а также партии и общественные объединения, которые на предыдущих выборах на данной территории провели своих в региональный законодательный орган (в случае с Москвой — это Мосгордума) или в местный представительный орган власти (муниципалитеты). Они имеют обязательную квоту — одно место — в каждом УИКе. Поэтому самый простой способ стать членом УИК — обратиться к какой-либо из парламентских партий (вступать не обязательно) или других квотированных организаций и напроситься в члены избиркома. В случае успеха партия представит вас в ТИК в качестве кандидата в члены УИК. Обычно желающим идут навстречу, и представят если не в члены с решающим голосом, то в члены с совещательным голосом; например, на прошедшей президентской кампании такой возможностью пользовались многие из тех, кто интересуется выборами.

Второй и третий пункты списка могут представлять по несколько кандидатов в один и тот же УИК, но у них нет квотированных мест.

В регистрации кандидату могут отказать. И те, кто представлены от партий, имеют гораздо больше шансов, т.к. нет юридических оснований для оспаривания отказа, за исключением кандидатур, выдвинутых парламентскими партиями.

Важный момент : старт для подачи заявок дает публикация в местных СМИ о приеме предложений в составы избирательных комиссий. С момента публикации у кандидата есть 30 дней на выдвижение в члены УИК. В публикации о начале приема заявок должны быть указаны требования к подаваемым документам. И этим требованиям нужно неукоснительно следовать. Луше всего заранее проконсультироваться в ТИК.

Заявка в ТИК состоит из двух документов:

  1. Протокол собрания избирателей/решение уполномоченного на то уставом органа о представлении гражданина на должность члена УИК.
  2. Заявления гражданина-кандидата о его согласии быть членом УИК.

Оба документа должны быть составлены полностью в соответствии с требованиями, установленными ТИКом, чтобы было меньше поводов для отказа.

Собрания избирателей

Собрание избирателей это собрание инициативной группы граждан, объединенных по принципам места жительства, работы, службы или учебы. Участников такого собрания должно быть не менее пяти человек.

Решение собрания нужно оформить протоколом о проведении и вынесенном решении. В протоколе должно быть указано: место и время проведения собрания, число участников, указание на избрание председателя и секретаря собрания, список обсуждаемых вопросов, четкую формулировку решения; участники собрания и их паспортные данные (адрес постоянной регистрации, серия и номер паспорта, наименование или код органа, выдавшего паспорт); и конечно же граждане, которых собрание выдвигает в члены УИК. Также указывается лицо, уполномоченное собранием на предоставление документов, необходимых для внесения предложений о кандидатурах в состав УИК.

Составление такого протокола весьма и весьма важно. Лучше всего проконсультироваться заранее в ТИКе о желательной форме протокола совета избирателей.

Пост для тех, кто хочет войти в состав участковых избирательных комиссий на пять лет

В связи с изменением избирательного законодательства члены участковых избирательных комиссий (УИК) будут работать на постоянной основе в течение пяти лет. У вас, как людей с опытом участия в выборах, есть все шансы стать членом комиссии с правом решающего голоса, что, помимо важного общественного статуса, также очень поможет на последующих выборах, многие из которых обещают быть жаркими.

Вы сможете не только наблюдать за процессом голосования и подсчёта голосов, но и непосредственно войти в "кухню" избирательного процесса, а также своим примером перетягивать колеблющихся членов УИК на сторону честных людей. Многие из них становятся на путь фальсификаций, "потому что все так делают", но мы всё равно должны пытаться вернуть веру в справедливость и закон.

Выдвигайтесь в члены УИК - и пусть Ваш голос станет действительно решающим!

Мы просим Вас (хотя бы предварительно) сообщить в «Гражданский контроль» о том, желаете ли Вы стать членом УИК с правом решающего голоса.

Дальше ДЛЯ ВСЕХ ЗАИНТЕРЕСОВАВШИХСЯ самым подробнейшим образом изложены основные сведения об УИК и ПРГ, которые «Гражданский контроль» получил от дружественного нам проекта «Гражданин наблюдатель». Любые возникающие у вас вопросы можно задавать на нашем форуме в соответствующей ветке: http://gkpenza.ru/viewtopic.php?f=11&t=23 . Но прежде чем вы будете или не будете читать длинный текст важно знать, что

Гарантированно пройти в ПРГ можно только от парламентских партий или партий, представленных в законодательном органе региона. Это: Единая Россия, КПРФ, Справедливая Россия и ЛДПР. Предварительные договоренности у Гражданского контроля есть с КПРФ, Справедливой Россией и ЛДПР и Яблоком (но эта партия не является парламентской).

При кратком сценарии у нас есть время до начала декабря. Будет здорово, если не откладывая в долгий ящик, все желающие стать членом УИК с правом решающего голоса напишут заявления в краткие сроки.

ИТАК:

А. Что было и что станет.
Всегда прежде УИК (т.е. персональные составы членов участковых комиссий с правом решающего голоса) формировались в период
избирательной кампании, а полномочия их истекали через считанные дни после выборов.
Постояннодействующими видами комиссий были (и остаются) ТИК, ИКМО, ИКСРФ и ЦИК РФ.

ФЗ No.157 от 02.10.2012 г. вносит кардинальные поправки в 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав..." и устанавливает сроки. Полностью новая редакция 67-ФЗ вступает в силу 1 ноября 2012 г. Теперь и участки (территория) и УИКи (люди) будут на 5 лет, т.е. УИКи тоже станут комиссиями, "действующими на постоянной основе". Также, это закон устанавливает для "плановых" выборов новый Единый День Голосования - второе воскресенье сентября.
В 2013 году потенциальная дата (каких-либо выборов) - 8 сентября, в 2014 году - 14 сентября.

Отметим специально, что речь идёт об "обычных" участках, образованных в местах постоянного жительства обычных избирателей; участки же в местах временного пребывания (больницы, вокзалы, аэропорты) и при некоторых других специфических случаях будут образовываться в период избирательной кампании. Аналогично, и составы УИКов на участках, образованных в воинских частях, местах временного пребывания избирателей и т.п. будут формироваться в период избирательной кампании - из "резерва" непрошедших (см. ниже).

Общие правила формирования комиссий остаются прежними (кроме сроков приёма документов по кандидатурам в УИКи), но дополнительно вводится новое понятие - "резерв". По-прежнему, председателя УИК назначает ТИК своим решением.

Полномочия УИК, права и ограничения членов УИК с ПРГ не меняются.

Б. Хронология грядущих событий.
Сначала нарежут участки, затем создадут комиссии.
Итак, в ближайшее время должно произойти следующее:
1) Вероятно, что Избирательная комиссия каждого субъекта РФ сначала примет решение "Об установлении единой нумерации избирательных участков..." для данного региона.
2) В период с 1 ноября и не позднее 20 января каждый ТИК в РФ формально согласует проект решения главы местной администрации (управы района) о "географической нарезке" избирательных участков.
Избирательные участки (имеющие No., описание границ (включённых домовладений) и пр.) будут образованы на пять лет. опубликована официально.
3) После "нарезки" участков и не позднее 31 марта каждый ТИК своим решением откроет 30-дневку по приёму документов по кандидатурам в УИКи, а именно - опубликует свой официальный анонс в официальной районной газете. С момента публикации и начнётся срок приёма; его длительность, согласно закону, составит 30 дней (не меньше), в анонсе обычно указана последняя дата приёма.
4) После завершения срока приёма документов и не позднее 30 апреля каждый ТИК соберётся на заседание и примет серию решений по формированию персональных составов всех УИКов. Прямо в этих решениях обычно отдельным пунктом идёт назначение председателя УИК.

Как быстро будут протекать события никто пока не знает.
Самый короткий сценарий, в теории:
1 ноября ИКСРФ делает решение о единой нумерации,
2 ноября главы администраций(управ) подают проекты решения в ТИКи,
3 ноября ТИКи согласовывают главе его проект решения о "нарезке"
участков и тут же подают анонс в газету о приёме в УИКи,
4 ноября выходит номер газеты, начинается 30-дневное "окно",
5 декабря ТИКи на своих заседаний формируют составы УИКов и назначают их председателей.
Самый медленный вариант ограничен сроками, указанными в законе: 20 января (образование участков), 30 апреля (финал формирования УИКов).

В. Как формируется комиссия.
1) В большинстве случаев предложения (документы) по персональным кандидатурам поступают в ТИК (в период анонсированного приёма предложений), причём от:
- любых зарегистрированных политических партий;
- общественных объединений;
- собраний избирателей по месту жительства, работы, службы или учёбы-местного муниципального собрания (совета депутатов).
Партия или общественное объединение (организация) вправе предложить (а ТИК - взять) лишь 1 человека в 1 УИК; а вот собрание избирателей или местное муниципальное собрание (совет депутатов) может выдвинуть в УИК несколько кандидатур, и ТИКу не запрещено взять их всех.
2) Комплект документов по каждой кандидатуре:
- решение о выдвижении (например, выписка из решения регионального политсовета партии, решение руководства общественной организации, решение собрания и т.д.);
- ксерокопия двух разворотов паспорта;
- личное "заявление о согласии";
- иногда также бытует практика прикладывать фото 3x4 и справку с места работы/учёбы.
3) Формировать составы УИКов ТИК может очень вольготно, есть лишь два главных правила:
- половина членов УИК должна быть от каких-либо партий (если есть достаточное число поданных кандидатур);
- нельзя не принять человека, выдвинутого от партии, представленной в ГосДуме (СР, ЛДПР, КПРФ, ЕР) либо в областном ЗакСобрании/Думе либо в местном муниципальном собрании (совете депутатов).
Всё остальное - на усмотрение ТИК, объяснять причину своего выбора ТИК формально не обязан, просто в решении сказано "сформировать УИК в таком-то составе, председателем назначить такого-то из них". И "лишние" фамилии просто не включены.
"Гражданин Наблюдатель" учитывает эти особенности и в первую очередь будет стараться задействовать возможности "парламентских" партий по формальному выдвижению кандидатур в УИК.

Г. Кто же такой член УИК с ПРГ. Плюсы, минусы, подводные камни.
Это самый "авторитетный" статус, но Вас могут нагрузить (например посадить погашать бюллетени или попытаться отправить на выездное голосование).
Если Вы станете членом УИК с ПРГ, то:
1) На первом заседании (его созывает председатель) Вы участвуете в тайном голосовании, избирая заместителя председателя и секретаря УИК. В дальнейшем заседания обычно созывает секретарь.
2) Вас обязаны информировать о заседаниях, а Вы обязаны их посещать (за "прогулы" по суду Вас могут исключить из УИК).
3) На заседаниях комиссии Вы вправе предлагать вопросы в повестку дня, требовать проведения голосования по каким-либо вопросам, и, разумеется, участвовать в голосовании.
4) Вы вправе в любое время знакомиться со всеми документами своей комиссии, получать их копии (кроме бюллетеней, списка избирателей и т.п.) и требовать их заверения.
5) В период избирательной кампании Вы, по мере энтузиазма, записываетесь и участвуете в дежурствах (сидите на телефоне, выдаёте открепительные если они предусмотрены).
6) В день голосования:
- Вы вправе принимать жалобы от наблюдателей и расписываться в их получении;
- Вы выдаёте бюллетени избирателям и вносите при этом записи в выделенную Вам книгу списка избирателей;
- Вы участвуете в проведении выездного голосования (голосования вне помещения для голосования);
- Вы непосредственно участвуете в подсчёте голосов (погашение бюллетеней, подсчёты по книге списка избирателей, сортировка и подсчёт бюллетеней, упаковка документов);
- Вы подписываете протокол(ы) УИК об итогах голосования, при этом вправе ставить на своей строчке отметку "С протоколом не согласен" и/или написать на отдельном листе своё особое мнение (поставив в протоколе пометку "Особое мнение"), которое должно быть приложено к протоколу УИК;
- Вам обязаны по Вашему требованию выдать заверенную копию протокола УИК немедленно после его подписания- Вы вправе сопровождать представителей УИК на сдачу протокола и упаковок документации в ТИК;
- Вы присутствуете и при составлении повторного протокола либо повторном подсчёте голосов (Вас должны известить!).
7) Закон не позволяет удалить Вас с участка, а только лишь отстранить от участия в работе УИК при нарушении законодательства о выборах.
8) Вы не можете (на весь период своих полномочий) где-либо становиться наблюдателем или членом УИК с ПСГ (только представителем СМИ).
9) За работу на выборах (дежурства+день голосования) государство выплачивает членам комиссий с ПРГ небольшую денежную сумму.
10) Если Ваша УИК задействована в каких-либо выборах, Вы не вправе заниматься никакой предвыборной агитацией в связи с ними (с момента назначения выборов - т.е. публикации в газете); за это можно вылететь из комиссии.
11) До окончания срока полномочий Вас не вправе без Вашего согласия увольнять с работы или переводить на другую работу.
12) Члену комиссии с ПРГ при судебном разбирательстве по любому административному делу судья не может назначить какое-либо административное наказание без наличия согласия прокурора данного субъекта федерации.
13) Полномочия члена комиссии с ПРГ немедленно прекращаются если вступила в законную силу "административка" за нарушение избирательного законодательства, либо "уголовка" по любой статье, либо решение суда о систематическом невыполнении данным членом комиссии с ПРГ своих обязанностей.

Д. "Резерв составов УИК".
В новой редакции 67-ФЗ вводится понятие "резерв составов участковых избирательных комиссий". Сделано всё, чтобы затруднить просачивание в УИКи новых людей.
1) Кандидатуры, предложенные в состав УИК, но не назначенные членами комиссии, зачисляются в резерв составов участковых комиссий, который формируется избирательной комиссией субъекта РФ в порядке, который установит ЦИК РФ.
2) "Особые" УИКи - в местах временного пребывания избирателей и при некоторых других случаях - формируются в период избирательной кампании - из "резерва".
3) При выбытии члена УИК с ПРГ, новый человек тоже берётся из "резерва".
4) При совмещении различных выборов число членов УИК может быть увеличено; дополнительных людей также возьмут из "резерва". Это ещё один аргумент за то, чтобы записываться в ПРГ, т.к. даже при непопадании в УИК сразу, Вы в любом случае окажетесь зачислены в такой резерв.

Муниципальные выборы: Опыт. Проблемы. Перспективы. Материалы межрегиональной научно-практической конференции 26-27 октября 2006 года. Красноярск, 2007. С.44-46 .

Как справедливо отмечает Н.М. Миронов, члены комиссий с правом совещательного голоса (далее – ЧПСГ) и наблюдатели, как правило, осуществляют сходную деятельность, сутью которой является наблюдение (1). Особенно ярко это проявляется на уровне участковых избирательных комиссий. Сходную деятельность могут вести и представители средств массовой информации (далее – представители СМИ). Тем не менее, правовые статусы данных субъектов избирательного процесса имеют существенные различия, непонимание которых нередко вызывает конфликтные ситуации и приводит к нарушениям законодательства. Сравнительный анализ может быть проведен по ряду критериев.

1. Права и обязанности

Полномочия ЧПСГ раскрыты в пунктах 22 и 23 статьи 29 (2), наблюдателей - в пунктах 9 и 10 статьи 30, представителей СМИ – в пункте 11 статьи 30.Общими для ЧПСГ и наблюдателей являются, в том числе, права:
- знакомиться с документами и материалами (в частности, со списками избирателей, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий;
- получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
- находиться в помещении для голосования в день голосования и дни досрочного голосования, присутствовать при голосовании вне помещения, при подсчете голосов;
- обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

В целом ряде вопросов у ЧПСГ больше прав, чем у наблюдателей. Это связано с тем, что исходя из пункта 22 статьи 29 ЧПСГ обладает теми же правами, что и член комиссии с правом решающего голоса. У него нет лишь прав:
- выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения;
- участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней;
- составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума;
- участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии и подписывать решения комиссии;
- составлять протоколы об административных правонарушениях.

Тем не менее, он вправе присутствовать при совершении указанных действий.

ЧПСГ заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии, вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования, вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу (тогда как наблюдатели вправе лишь обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования), присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей.

К числу важнейших полномочий ЧПСГ, позволяющих эффективно противодействовать фальсификациям итогов голосования, относятся полномочия убеждаться в правильности произведенного подсчета по спискам избирателей (пункт 6 статьи 68) и в правильности подсчета рассортированных бюллетеней (пункт 21 статьи 68) – тогда как наблюдатели вправе знакомиться с данными документами, но право на проверку правильности подсчета прямо не предусмотрено. Кроме того, при использовании системы ГАС «Выборы» ЧПСГ могут входить в группу для контроля за использованием ГАС «Выборы», а также вправе знакомиться с любой информацией, содержащейся в данной системе (пункт 3 статьи 74). Наблюдатели вправе осуществлять лишь второе из этих полномочий.

Наблюдатель, в отличие от ЧПСГ, имеет право носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, направивших наблюдателя в комиссию (подпункт «ж» пункта 9 статьи 30).

В соответствии с пунктом 10 статьи 30 наблюдатель не вправе:
- выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени;
- расписываться за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;
- заполнять за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени;
- предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
- принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;
- совершать действия, препятствующие работе комиссии;
- проводить агитацию среди избирателей, участников референдума;
- участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

Для ЧПСГ и представителей СМИ прямого запрета на проведение предвыборной агитации не установлено, однако в день голосования и в день, предшествующий ему, предвыборная агитация запрещена для всех субъектов избирательного процесса (пунктом 3 статьи 49).
Приведенные ограничения нужно рассматривать во взаимосвязи с общей нормой, в соответствии с которой ЧПСГ могут быть отстранены от участия в работе комиссии, а наблюдатель и иные лица могут быть удалены из помещения для голосования, если они нарушают законодательство о выборах (пункт 12 статьи 64).

Целый ряд прав ЧПСГ и наблюдателя предусмотрены специальными нормами. Так, например, в соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 69 ЧПСГ и наблюдатели должны оповещаться о составлении повторного протокола об итогах голосования, повторном подсчете голосов. В соответствии с пунктом 4 статьи 65 ЧПСГ и наблюдатели вправе расписываться на месте склейки конвертов, в которые вкладывают бюллетени досрочно проголосовавшие избиратели. В соответствии с пунктом 30 статьи 68 ЧПСГ и наблюдатель наделены правом присутствовать при передаче протокола участковой комиссии в вышестоящую комиссию. В соответствии с пунктом 2 статьи 69 все действия членов комиссии по приему протоколов нижестоящих комиссий, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования должны находиться в поле зрения членов комиссии и наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30.

Представители СМИ вправе присутствовать на заседаниях комиссий, знакомиться с протоколами об итогах голосования и результатах выборов, а также получать копии этих протоколов и приложенных к ним документов. Важнейшим полномочием представителей СМИ является право производить фото- и видеосъемку (подпункт «г» пункта 11 статьи 30).

2. Субъекты, наделяющие полномочиями.

ЧПСГ назначаются кандидатами, а также избирательными объединениями, выдвинувшими список кандидатов (пункт 20 статьи 29). Спорным является вопрос о том, могут ли назначать ЧПСГ кандидаты, выдвинутые в составе списка кандидатов. Прямого запрета в этом отношении законодательство не содержит.

Наблюдатели в соответствии с пунктом 4 статьи 30 могут быть назначены зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов. Отсюда следует, в частности, что право назначать наблюдателей есть у избирательного объединения и в том случае, когда оно выдвигает не список кандидатов, а отдельных кандидатов по одно- или многомандатным избирательным округам. Законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями. Так, например, в соответствии с пунктом 31 статьи 21 Закона Красноярского края от 2 октября 2003 г. N 8-1411 "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае" (с изменениями от 26 марта, 17 декабря 2004 г., 6 июля 2006 г.) наблюдателя вправе назначить «иное общественное объединение, зарегистрированное на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне».

Законодательство Костромской области предусматривает возможность назначения наблюдателя группой избирателей (3), однако есть основания полагать, что это противоречит пункту 4 статьи 30.

Представители средства массовой информации могут быть назначены организацией, осуществляющей выпуск средства массовой информации (пункт 52 статьи 2).

3. Документы, подтверждающие полномочия

Полномочия ЧПСГ логично подтверждать письменным решением о назначении ЧПСГ. Уставы некоторых избирательных объединений включают право назначать ЧПСГ в компетенцию определенных органов этих объединений (например, комитетов, политических советов). Это право может быть делегировано и уполномоченным представителям избирательных объединений. Кроме того, в соответствии с пунктом 6 статьи 22, орган, назначающий гражданина в состав комиссии, должен заручиться его письменным согласием. Практика толкует эту норму так, что помимо решения о своем назначении, ЧПСГ должен представить также свое письменное согласие исполнять соответствующие обязанности. При этом комиссии нередко требуют представить такое согласие по форме, предусмотренной Методическими рекомендациями о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий (утверждены Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 24 мая 2006 г.). Представляется что, такое требование не основано на законе, возможно представление письменного согласия в свободной форме. Кроме того, хотя это прямо не оговаривается законом, логично требовать от ЧПСГ предъявления паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Полномочия наблюдателей подтверждаются направлением в письменной форме, требования к оформлению которого прямо предусмотрены Федеральным законом (пункт 7 статьи 29). Оно действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. Не требуется проставления печати на направлении (из Федерального закона следует, что это не требуется даже в том случае, когда наблюдатель назначается избирательным объединением). Не основаны на законе требования представлять помимо направления письменные согласия исполнять обязанности наблюдателя.

Полномочия представителя СМИ в соответствии с пунктом 52 статьи 2 подтверждаются редакционным удостоверением или иными документами (например, справкой о том, что данный гражданин является внештатным корреспондентом соответствующего СМИ).

4. Срок полномочий.

В соответствии с пунктом 20 статьи 29 в комиссию, куда были представлены документы для регистрации кандидата, списка кандидатов, ЧПСГ может быть назначен со дня представления этих документов, в нижестоящие комиссии – после регистрации кандидата, списков кандидатов (4). Важно отметить, что в соответствии с пунктом 24 статьи 29 срок полномочий членов избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса, назначенных кандидатами, которые были избраны, или избирательными объединениями, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, продолжается до окончания регистрации кандидатов, списков кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность.

В соответствии с пунктом 42 статьи 2 наблюдатели осуществляют свои полномочия в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов. Таким образом, их полномочия начинаются после определения результатов выборов.
Срок полномочий представителей СМИ специально не оговаривается, они могут осуществлять свои полномочия на всех стадиях избирательного процесса.

5. Ограничения по кандидатурам.

В соответствии с пунктом 211 статьи 29 ЧПСГ не могут быть назначены лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными (в отличие от требований к членам комиссий с правом решающего голоса (подпункт «б» пункта 1 статьи 29), возможно назначение ЧПСГ ограниченно дееспособного лица), депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица, а также высшие должностные лица…, судьи, прокуроры, доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, а также лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях.

Наблюдателем может быть назначен гражданин Российской Федерации (пункт 42 статьи 2). Не могут быть назначены наблюдателями пункт 4 статьи 30. Таким образом, наблюдателями может быть назначен более широкий круг лиц, чем ЧПСГ.

Законодательство прямо не устанавливает ограничений по кругу лиц, которые могут являться представителями СМИ. Однако, учитывая, что представители СМИ в соответствии с формулировкой пункта 11 статьи 30 принимают участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, целесообразно обратиться к пункту 7 статьи 40: «Должностным лицам, журналистам, иным творческим работникам организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо их доверенными лицами или уполномоченными представителями по финансовым вопросам, доверенными лицами или уполномоченными представителями избирательных объединений, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации». Заметим, однако, что представители СМИ могут не являться ни должностными лицами, ни работниками СМИ (например, внештатные корреспонденты). Если это так, то данные ограничения не могут применяться. Не установлено запрета и на осуществление полномочий представителей СМИ, в частности, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Законодательство не устанавливает запрета на совмещение полномочий наблюдателя (или ЧПСГ) и представителя СМИ (так же как, например, кандидата и уполномоченного представителя избирательного объединения). Совмещение данных полномочий позволяет наблюдателю или ЧПСГ вести фото- и видеосъемку (при этом, конечно, не допускается фото- и видеосъемка списков избирателей, которую следует признать разновидностью снятия с них копий).

6. Количество.

В каждую комиссию может быть назначено только по одному ЧПСГ от каждого кандидата и избирательного объединения (пункт 20 статьи 29). Число наблюдателей может быть любым, но одновременное осуществление полномочий в помещении комиссии двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, общественного объединения не допускается (пункт 8 статьи 30). В отношении количества представителей СМИ ограничений не установлено.

В заключение рассмотрим некоторые затруднения, которые, к сожалению, иногда возникают в правоприменительной практике.

2. ЧПРГ иногда ошибочно полагают незаконным одновременное присутствие в помещении для голосования наблюдателя и ЧПСГ, назначенных от одного и того же кандидата, избирательного объединения.

3. Иногда ЧПРГ не учитывают, что в законе установлен лишь запрет на одновременное осуществление полномочий в помещении комиссии двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, общественного объединения. Но при этом один наблюдатель может находиться в помещении комиссии, а другой наблюдать за ходом голосования вне помещения, наблюдатели могут работать посменно и т.п.

4. Иногда нарушаются права ЧПСГ и наблюдателей при досрочном голосовании - в частности, права находиться в помещении для голосования, наблюдать за выдачей бюллетеней, расписываться на месте склейки конвертов, в которые досрочно проголосовавшие избиратели вкладывают бюллетени (пункт 4 статьи 65).

5. Зачастую ЧПРГ противодействуют ЧПСГ и наблюдателям в ознакомлении со списками избирателей. Это аргументируется необходимостью противодействия доставке заинтересованными лицами избирателей для участия в голосовании (пункт 13 статьи 64). В данном случае следует неукоснительно соблюдать нормы закона. В соответствии с подпунктом «г» пункта 23 статьи 29, подпунктом «а» пункта 9 статьи 30, ЧПСГ и наблюдатели вправе знакомиться со списками избирателей, но не вправе получать их копии. Выписывание из списка избирателей данных о лицах, не принявших участия в голосовании, можно считать частным случаем снятия с него копии. Однако ознакомление ЧПСГ и наблюдателей со списками избирателей в целях недопущение произвольного исключения или добавления избирателей, внесения недостоверных подписей избирателей (не принимавших в действительности участия в выборах) – важная гарантия недопущения фальсификации итогов голосования.

6. Зачастую, особенно на муниципальных выборах, организующая выборы избирательная комиссия не устанавливает форму нагрудного знака наблюдателя (в соответствии с подпунктом «ж» пункта 9 статьи 30 это право может быть ей делегировано законом). В результате уже при проведении голосования возникают разногласия в отношении допустимых цветовой гаммы, текстового содержания, размера различных частей текста и т.д.

7. В соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 69 наблюдатели и ЧПСГ, а также ряд других лиц должны оповещаться о составлении повторного протокола об итогах голосования, повторном подсчет голосов. Зачастую такое оповещение оказывается затруднительным по объективным причинам. Целесообразно заранее составлять список всех наблюдателей и ЧПСГ, назначенных в соответствующую комиссию, с номерами телефонов.

8. При заверении копий протоколов председатель, заместитель председателя и секретарь комиссии требуют от ЧПСГ и наблюдателей предоставления бланков протоколов, хотя законодательство не обуславливает получение ими заверенных копий протоколов представлением бланков.

9. При заверении копий протоколов председатель, заместитель председателя и секретарь комиссии не проставляют на копиях всех необходимых реквизитов – например, в нарушение пункта 12 статьи 30 ставят подпись без фамилий и инициалов. Это связано с расхождениями между требованиями Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ от 12 июня 2002 года, с изменениями и дополнениями, и, например, ранее действовавшей редакции Закона Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае». Применению подлежит, конечно же, норма Федерального закона.

Для того, чтобы избежать подобных затруднений, необходимо повышать уровень правовой подготовки всех участников избирательного процесса.

Можно сделать вывод, что вести наблюдение за деятельностью избирательной комиссии имеет право достаточно широкий круг лиц – ЧПСГ и наблюдатели от кандидатов и избирательных объединений, а также представители СМИ. При этом важно разграничивать правовые статусы различных субъектов избирательного процесса и помнить, что все они должны действовать строго в рамках закона о выборах, иначе ЧПСГ могут быть отстранены от участия в работе комиссии, а наблюдатель и иные лица могут быть удалены из помещения для голосования (пункт 12 статьи 64).

    Сергей Подъяпольский

Примечания:

1) Фадеев В.И., Рауткина Н.И., Миронов Н.М. Муниципальные выборы в Российской Федерации: Учебное пособие. М: Норма, 2006. С. 159.

2) Если не оговорено иное, то автор ссылается на нормы Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ от 12 июня 2002 года, с изменениями и дополнениями.

3) Указ. соч. С. 155.

4) Избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов) по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, вправе назначить одного члена вышестоящей (по отношению к избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (кандидатов) избирательной комиссии с правом совещательного голоса).